→ Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и графомоторных навыков у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи и нарушением опорно-двигательного аппаратаЛексическая тема: «Зима. Конспект логопедического зан

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и графомоторных навыков у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи и нарушением опорно-двигательного аппаратаЛексическая тема: «Зима. Конспект логопедического зан

Конспект разработала:

учитель-логопед

Задыхина Марина Николаевна

Логопедическое занятие на тему «ЗИМА»

(средняя группа)

Здравствуйте дети, проходите, занимайте свободные места.

Посмотрите, сегодня к нам пришла белочка и принесла с собой вот такой красивый сундучок, а что в нём – мы сейчас узнаем. (Логопед открывает сундучок и достаёт из него снежинку.)

Посмотрите – здесь загадка! (читает загадку).

Запорошила дорожки

Разукрасила окошки

Радость людям подарила

И на санках прикатила.

Дети: Зима!

Логопед: Правильно! А ещё в сундучке конверты, на них написаны ваши мена. Этот конверт для Эдика, этот для Артёма, для Руслана, для Димы, для Юры и ещё для Алёши. Давайте откроем и посмотрим, что в них!? В них разрезные картинки и белочка хочет узнать, какое время года на них изображено? (Дети собирают картинки).

Логопед: Дима, какое время года изображено на твоей картинке?

Дима: Зима.

Логопед: Артём, а на твоей картинке?

Артём: Зима.

Логопед: Хорошо! Молодцы, все правильно собрали картинки и порадовали белочку. Теперь давайте вспомним, чем можно заниматься зимой?

(подвижная игра)

Мы во двор пошли гулять

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы во двор пошли гулять

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А ещё в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли

Съели суп, и спать легли.

Логопед: Ребята, проходите к мольберту и присаживайтесь на стульчики. Посмотрите внимательно на картину и ответьте, кто изображён на этой картине? Начните со слов «На картине…».

Предполагаемый ответ детей: На картине – дети.

Логопед: Куда они пришли?

Предполагаемый ответ детей: Они пришли в парк.

Логопед: Что делает девочка в розовой куртке?

Предполагаемый ответ детей: Катается на лыжах.

Логопед: Что делает мальчик?

Предполагаемый ответ детей: Мальчик катается на коньках.

Логопед: Что есть у девочки в жёлтой куртке?

Предполагаемый ответ детей: У неё санки.

Логопед: Что ещё вы видите на картине?

Предполагаемый ответ детей: Снеговика.

Логопед: Какое время года на картине?

Предполагаемый ответ детей: Зима.

Логопед: Как вы догадались, что на картине изображена зима.

Предполагаемый ответ детей: Везде лежи снег.

Логопед: Какие слова можно подобрать к слову - снег? Снег, какой?

Предполагаемый ответ детей: Белый, мокрый, холодный, пушистый.

Логопед: Правильно. Молодцы! Вы хорошо мне рассказали по картине, а сейчас послушайте рассказ.

(Логопед читает рассказ).

Пушистый, белый снег лежит на земле, на деревьях, на крышах домов. На улице холодно, поэтому дети одеты тепло. У детей румяные щёчки. Дети катаются – кто на лыжах, кто на коньках, а снеговик, которого они слепили вчера, стоит и любуется детскими забавами.

Как вы думаете, детям нравится гулять зимой?

Предполагаемый ответ детей: Нравится, им очень весело.

Логопед: Хотите и мы с вами слепим снежную бабу?

Дети: Да!

Логопед: Проходите на ковёр.

(Дети проходят на ковёр)

Сегодня из снежного кома

Мы снежную бабу слепили у дома.

Стоит наша баба у самых ворот,

Никто не проедет, никто не пройдёт.

Знакома она уже всей детворе,

А Жучка всё лает: «Чужой во дворе».

Логопед: Посмотрите, какая у нас с вами получилась красивая снежная баба.

А теперь присаживайтесь на стульчики, мы будем играть в игру: «Что лишнее?». Слушайте внимательно: СНЕЖИНКА, ОГОНЬ, СУГРОБ, СОСУЛЬКА. Что лишнее?

Дети: Огонь.

Логопед: Почему?

Предполагаемый ответ детей: Он горячий, а всё остальное - холодное.

Логопед: Правильно. Слушайте дальше. СУП, ПЮРЕ, МОРОЖЕНОЕ, КОТЛЕТА.

Дети: Мороженое.

Логопед: Почему?

Предполагаемый ответ детей: Мороженое – холодное.

Логопед: Правильно – мороженое, а остальная пища, которую я назвала – должна быть тёплой. А по каким признакам ещё можно сказать, что мороженое – лишнее? Вспомните вкус.

Дети: Мороженое – сладкое.

Логопед: А остальная пища?

Дети: Не сладкая.

Логопед: Верно. Молодцы! А сейчас, ребята, давайте пройдём к столам, где вы собирали картинки, я там для вас приготовила зеркала и сейчас мы с вами поиграем с нашими язычками.

(Артикуляционная гимнастика).

Упражнение «сосулька» - 3раза;

Упражнение «горка для спуска» - 3 раза;

Упражнение «ураганный ветер открывает и закрывает форточку» - 3раза.

Стара, седа, с ледяной клюкой,

Вьюга ковыляет бабой Ягой.

Воет вьюга: «У-у-у-у-у-у-у» (с усилием голоса).

Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м-м» (тихо, высоким голосом).

Стонут берёзы: «М-м-м-м-м-м-м-м» (тихо, высоким голосом).

Шутят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш» . Стихает вьюга «У-у-у-у-у-у-у».

Давайте ещё вспомним, как вьюга воет.

Дети: «У-у-у-у-у-у-у-у-у».

Логопед: Какой это звук?

Дети: Гласный.

Логопед: Каким цветом мы выделим гласный звук? Покажите.

Дети показывают красные кружки.

Логопед: Мы знаем с вами, что гласные поются и сейчас я пропою разные гласные звуки, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук «У». Слушайте внимательно «А», «У», «О», «И», «У», «А», «У», «О».

Дети хлопают в ладоши, когда слышат звук «У».

Логопед: Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. А теперь давайте посмотрим, что ещё интересного есть у белочки в сундучке. Посмотрите – картина. Мне кажется, что на этой картине художник что-то напутал.

Чего не бывает зимой?

Предполагаемые ответы детей:

Не купаются в реке;

Не цветут цветы;

Не растут ягоды;

Не ходят в платье;

Не летают бабочки.

Логопед: Хорошо, а что правильно нарисовал художник?

Предполагаемые ответы детей:

Кругом лежит снег;

Голые деревья;

На ветках сидят снегири.

Логопед: Очень хорошо всё рассказали.

Ребята, сегодня на занятии вы хорошо справлялись со всеми заданиями. Руслан у нас молодец, самый первый собрал картинку. Дима очень внимательно слушал. Артём чаще всех отвечал на вопросы. У Эдика получилась самая красивая сосулька. Юра внимательно слушал, когда я пела звуки, и правильно выделял гласный звук «У».

Вы знаете, ребятки, мне кажется, что нашей белочке тоже очень понравилось, как вы сегодня занимались, и она принесла гостинцы из своего зимнего леса – это орешки. Давайте скажем ей спасибо и до свидания.


Конспект логопедического занятия для средней группы.


Место работы: МКДОУ детский сад "Берёзка" п Лиственичный Кондинский район ХМАО-Югра
Тема: "Зимние забавы"
Описание: Данное занятие разработано для детей среднего дошкольного возраста.Может быть интересно педагогам дошкольного образования и полезно родителям.
Цель: развитие лексико - грамматического строя речи
Задачи:
Образовательные:
Расширение словаря прилагательных, совершенствование умения отвечать на вопрос: какая?
Совершенствование умения согласовывать существительные с числительными; существительные с глаголами
Формирование умения подбирать слова-антонимы;
Образование существительных множественного числа именительного падежа
Коррекционные:
Совершенствование целенаправленного выдоха;
Развитие зрительного внимания и восприятия; мышления;
Развитие координации движений с речью.
Воспитательные:
Воспитание чувств взаимопомощи, ответственности, доброжелательности.
Ход занятия:
Организационный момент: Дети стоят у стульчиков.
Учитель-логопед: Сядет тот, кто скажет про снежинку, какая она? (Ответы детей: холодная, красивая, белая, …)
Учитель-логопед: Ребята, к нам сегодня пришел гость, но чтобы его увидеть, нужно отгадать загадку:
Его не растили,
Из снега слепили,
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Он холодный и большой,
Кто же он такой?
(На экран проецируется изображение Снеговика)
Учитель-логопед: Конечно, это снеговик! Посмотрите на снеговика повнимательнее, и скажите, как вы думаете какое у него настроение?
- как вы определили? (Ответы детей)
Учитель-логопед: Верно, настроение у Снеговика веселое, а радуется он тому, что на улице его любимое время года!
- Кто мне скажет, почему Снеговик любит зиму? (Ответы детей)
Учитель-логопед: Зимой на улице холодно, а дома – (Ответы детей: тепло)
А у нас в саду тоже тепло, что же может случиться со Снеговиком? (Ответы детей: он может растаять) .
Учитель-логопед: Что же нам делать? (Ответы детей)
- А я кажется, знаю, давайте подуем на него. (Дети дуют на снеговика на экране появляются снежинки)
Учитель-логопед: Когда ветер дует на снежинки, поднимается метель! Становится холодно. Посмотрите как много снежинок, подуем на них и устроим метель. (Дети дуют на снежинки) .
- Снежинок было много, метель часть снежинок унесла, и их осталось - (Ответы детей: мало)
- Кто посчитает сколько снежинок?
- Посмотрите внимательно на снежинки и попробуйте найти одинаковые.
Учитель-логопед: Снеговику очень понравилось, что вы позаботились о нем – подули на него, чтобы он не растаял, и устроили для него снежную метель. А он приготовил для вас интересное задание: «Найди, чего не хватает».
(на экран проецируется карточка с изображением предметов: снеговик, снегурочка, снежинка)

Посмотрите внимательно на экран кого вы видите?
- Сколько Снегурочек?
- Сколько снежинок?
- Сколько Снеговиков?
- Значит, кого не хватает? (Ответы детей)
Ребята, Снеговичок для нас еще игру приготовил. Вставайте на ножки и поиграем.
(Физминутка, движения выполнять по тексту)
Давай дружок, смелей дружок
Кати по снегу свой снежок.
Он превратиться в толстый ком
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Но солнце припечет слегка,
Увы, и нет снеговика.
Учитель-логопед: Ребята, Снеговику снова стало жарко, он приглашает нас на улицу. Что же нужно сделать, чтобы пойти на улицу? (Ответы детей: одеться)
Учитель-логопед: Правильно, на улице зима, поэтому обязательно нужно одеваться. Какую же одежду мы будем одевать?
(на экран проецируется изображение одежды)

Учитель-логопед: Значит, какая одежда лишняя? (дети называют лишнюю одежду, при наведении курсора на названный предмет одежды он по щелчку мыши исчезает)
Ребята, а нам хватит одной шапки, одной шубки, одних ботинок на всех? (Ответы детей)
Значит нам нужны… (Ответы детей: шапки)
(на экране появляются дополнительные комплекты одежды, дети образуют существительные мн.ч., им.п.)
Учитель-логопед: Что же мы возьмем с собой на улицу?
(На экран проецируется изображение лыж, санок, коньков и игрушек )

Что не будем брать? (дети называют лишние предметы, они по щелчку мыши исчезают)
Ну что, готовы к прогулке? Раз, два, три, четыре, пять – отправляемся гулять.
(на экран проецируется изображение мальчика идущего на лыжах)

Учитель-логопед: Посмотрите, кто это гуляет? (Ответы детей)
- Что он делает? (Ответы детей: идет на лыжах)
(по щелчку мыши на экране появляется изображение еще одного мальчика)
-Что делают мальчики? (Ответы детей: мальчики идут на лыжах)
-Давайте покажем, как мальчики идут на лыжах.
(на экран проецируется изображение девочки, катающейся на коньках)

Учитель-логопед: Что делает девочка? (Ответы детей: катается на коньках)
(по щелчку мыши на экране появляется изображение еще одной девочки)
-Что делают девочки? (Ответы детей: девочки катаются на коньках)
-Попробуем показать, как девочки катаются на коньках.
(на экран проецируется изображение мальчика играющего в снежки)


Учитель-логопед: А чем занят этот мальчик? (Ответы детей: он играет в снежки)
(по щелчку мыши на экране появляется изображение еще нескольких детей)
-А чем заняты мальчики? (Ответы детей: Они играют в снежки)
-Покажите, как мальчики кидают снежки.
Учитель-логопед: Молодцы! Снеговику очень понравилось с нами играть и гулять, но ему пора возвращаться в свой зимний лес. Скажем ему до свидания? (дети говорят снеговику до свидания)
Учитель-логопед: И нам с вами пора возвращаться: скажем дружно – раз, два, три снова в группе мы.
Учитель-логопед: Кто к нам приходил? В какие игры понравилось играть со Снеговиком? (Ответы детей)

Презентация на тему: Подгрупповое логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий "Зимние забавы"

Конспект логопедического занятия по теме

«Зима. Зимние забавы».

(старшая логопедическая группа)

Лакина Алина Владимировна, учитель-логопед МБДОУ

"Детский сад "Малыш"

Коррекционно-образовательные цели:

    Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.

    Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие языкового чутья путём образования родственных слов.

    Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия «Зима. Зимние забавы»; установление семантических связей в работе по исправлению деформированного предложения).

    Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных; образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за-»; образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с суффиксами «-ец», «-иц», «-ок», «-очк-»; употребление существительных в родительном падеже; подбор и использование в речи родственных слов).

Коррекционно-развивающие цели:

    Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.

    Развитие речевого слуха.

    Развитие диалогической речи.

    Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.

    Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу.

    Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Коррекционно-воспитательные цели:

    Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.

    Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.

Оборудование:

Доска магнитная, магниты, конверты с загадками, презентация, картинки снеговиков с недостающими деталями, цветные карандаши, «волшебный снежок» (ватный комочек).

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети входят, здороваются. Занимают свои места за столом.

2. Знакомство с темой. Логопед. Ребята, сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно. «Запорошила дорожки, разукрасила окошки. Радость детям подарила и на санках прокатила». О каком времени года эта загадка? (О зиме.)

И говорить мы сегодня на занятии будем о зиме.

Ребята, назовите мне признаки зимы. (Снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша).

Молодцы!

3. Образование относительных прилагательных.

Логопед: Я хочу послушать, что вы ещё знаете о зиме? Скажите, какая погода может быть зимой?

Логопед предлагает варианты: Если на улице идёт снег, то погода… (снежная);

- Если сильный мороз, то погода какая? (морозная) - Если метет метель, то погода какая? (метельная) - А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная) - Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то погода какая? (студёная) 4. Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за». Дидактическая игра «Что наделала зима?»

Логопед: Ребята, подойдите, посмотрите в окошко. (Дети встают). Я проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась. Что же наделала Зимушка-зима?

Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).

Метель мела и все тропинки – (замела) . Река покрылась льдом и вся… – (заледенела ). Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила). Снежная пороша дорожки все…– (запорошила ).

5. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Дидактическая игра «Назови ласково».

Логопед: Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).

Мороз – ( морозец) . Лёд – ( ледок). Холод – ( холодок). Снежинка – ( снежиночка ). Метель – ( метелица) 6. Дыхательные упражнения.

Логопед: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

«Подул зимний ветерок, полетел снежок.

Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки). А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.

Дети рассказывают: Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку. Снежинка лежит на ладони. )

А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).

7. Образование родственных слов. Игра «Доскажи словечко».

Логопед: Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Ребята, давайте поиграем со словом «снег».

(Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).

«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю... (
Снег .) С неба всё скользят пушинки -
Серебристые... (
Снежинки.) На дорожки, на лужок
Всё снижается... (
Снежок. ) Вот веселье для ребят -
Всё сильнее... (
Снегопад.) Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в... (
Снежки .) Словно в белый пуховик
Нарядился... (
Снеговик. ) Рядом снежная фигурка -
Эта девочка - ... (
Снегурка .) На снегу-то, посмотри -
С красной грудкой... (
Снегири .) Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил... (
Снег .)»

Логопед: Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)

8. Физкультминутка. Логопед: Дети все в кружок вставайте, Физкультминутку начинайте. (Дети встают в кружок). «Наконец пришла зима, Дети разводят руки в стороны Стали белыми дома , Складывают руки домиком над головой Снег на улице идёт , Двигают руками сверху вниз Дворник улицу метёт, Имитируют Мы катаемся на санках , Приседают, руки вытягивают вперёд Пишем на катке круги, Руки закладывают за спину, медленно кружатся Ловко бегаем на лыжах, Имитируют И играем все в снежки. Лепят и бросают снежки

9. Загадки

Логопед: Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.

Логопед читает: - Мои новые дружки и блестящи, и легки, И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)

Две новые кленовые подошвы двухметровые: На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи )

Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка. За верёвочку-узду через двор коня веду, С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)

Меня не растили – из снега слепили. Вместо носа ловко вставили морковку. Глазки – угольки, ручки – сучки. Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик ) (Слайды).

10. Употребление существительных в родительном падеже . Дидактическая игра «Что забыл нарисовать художник?»

Логопед: Ребята, кто нарисовал снеговика?

Дети: Снеговика нарисовал художник,

Логопед: Правильно, художник, который очень любил рисовать зимние картины. Но как-то раз художник решил нарисовать братьев снеговичков, но поторопился, и не всё дорисовал. Давайте поможем художнику - дорисуем снеговичков и расскажем об этом.

Садитесь за стол и выбирайте картинки.

( Каждый ребёнок рассказывает о том, что он собирается делать и дорисовывает картинку.)

«У моего снеговика нет…(ведра, метлы, носа, глаз, рук). Я дорисую…» (Логопед хвалит детей и вывешивает картинки на магнитной доске.) 11.Заключительная часть.

Логопед: Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили?

(Дети передают из рук в руки «Волшебный снежок» и отвечают). Логопед: Вот и закончилось наше занятие. Спасибо за внимание.

Дулмажаб Содномова
Конспект логопедического занятия на тему «Зима»

Конспект логопедического занятия на тему : «Зима »

(подготовительная группа)

Составитель : Содномова Дулмажаб Хандуевна –

учитель-логопед высшей квалифицированной категории

Тема : Зима .

Цели : 1. Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.

2. Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки. слова-действия.

3. Развитие зрительного внимания и восприятия.

4. Развитие речевого слуха и фонематического восприятия.

5. Развитие памяти.

6. Развитие тонкой и общей моторики.

7. Развитие дыхания и правильного выдоха.

8. Развитие оптико – пространственных представлений.

9. Развитие координации движения.

10. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания. доброжелательности. самостоятельности, инициативности, любви к природе.

11. Ослабление агрессивной напряженности, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности, снятие эмоционального напряжения.

12. совершенствование коммуникативных навыков, развитие чувства эмпатии.

Оборудование : картина о зиме, бумажные снежинки, кружочки для звукового анализа и ссинтеза.

I.Организационный момент.

Садится тот, кто запомнит и повторит следующие слова :

Холодная, морозная, снежная зима .

Белый, пушистый снег.

Холодные, крупные снежинки.

Прозрачный, гладкий, ровный лед.

Холодный. сильный ветер.

Снегири, воробьи, синицы.

II.Сообщение темы и цели занятия .

Логопед сообщает детям , чем они будут заниматься на занятии .

1. Отгадывание загадок.

Снег на полях, лед на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? (Зимой) .

Какое сейчас время года?

Какая погода стоит зимой?

Если зимой холодно, то какая это зима ? (Холодная) .

Если зимой снежно, то какая это зима ? (Снежная) .

Если зимой морозно, то какая это зима ? (Морозная) .

Если зимой очень холодно, дуют сильные ветры, то какая это зима ? (Студеная) .

Вот как много мы рассказали о зиме! (Вывешивается картина о зиме) .

А теперь вспомним все, что мы рассказали.

Какая зима ? (Холодная, снежная, морозная, ранняя, поздняя, метельная, студеная) .

2. Составление предложений о зиме.

Будем учиться составлять предложения о зиме. Они должны быть разными, непохожими.

Наступила холодная, суровая зима .

Вы говорили, что зимой падает снег. Какой выпадает снег?

(Белый, пушистый, легкий, блестящий, холодный, липкий, мокрый)

Выпал липкий белый снег.

Какие бывают сугробы?

(Большие, высокие, мохнатые, пушистые)

Появились огромные пушистые сугробы.

Что происходит с реками, озерами, прудами зимой?

(Они замерзают, покрываются льдом) .

Какой бывает лед?

(Твердый, прозрачный, скользкий, толстый, тонкий, блестящий, хрупкий)

Реки и озера покрылись прозрачным. скользким льдом.

Назовите птиц, которые зимуют в наших краях?

(Снегири, синицы, воробьи, вороны, сороки)

Если они зимуют, то как мы их назовем?

(Зимующие) .

Если погода холодная, нет корма, то каково птичкам?

(Голодно, холодно) .

Зимующим птицам холодно и голодно.

Как можно помочь птицам? (Ответы детей) .

3. Игра «Покормим птиц» .

Цель : ослабление агрессивной напряженности ребенка, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности, снятие эмоционального напряжения.

4. Игра «Где прячется зло?» (или «Птицы и птенцы» ).

Цель : взаимодействие с мамой, тактильный контакт, снятие напряжения, раалабление.

5. Упражнение «Добрые слова» .

Цель : совершенствование коммуникативных навыков. развитие чувства эмпатии.

6. Упражнение»Снежинки».

Пока мы говорили о зиме, играли в интересные игры, на улице пошел снег. И к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они. (Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке) .

Давайте заставим наши сказочные снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте. вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки. (Логопед следит , чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз).

7. Работа в тетрадях. (Развитие оптико-пространственных представлений) .

Снежинки улетели, а несколько из них сели на наши тетрадки. Посмотрите и посчитайте их.

От каждой снежинки проведем стрелку в направлении :

1. От первой – вниз;

2. От второй – вправо;

3. От третьей – вверх;

4. От четвертой – влево.

8. Звуковой анализ слов.

Зима , ком.

9. Чтение рассказа «Зима » .

Почтальон принес от Зимушки-зимы ваш рассказ. Давайте прочитаем, какой он у нас получился. (Из конверта достают рассказ) .

Зима .

Наступила холодная, снежная зима . Выпал блестящий, пушистый снег. Появились высокие, мягкие сугробы. Реки и озера покрылись прозрачным твердым льдом. Зимующим птицам холодно и голодно. Дети подкармливают птиц. Они строят для них кормушки.

III. Подведение итогов.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия «Ярмарка» ХОД ЗАНЯТИЯ. Дети заходят в зал в русских народных костюмах в зал. Зал оформлен, как русская ярмарка. Л: Дети, как вы думаете, куда мы.

Конспект логопедического занятия «Зима» Тема: Зима. Коррекционно – образовательные задачи: формировать умение подбирать однокоренные слова; образовывать глаголы прошедшего времени;.

Конспект логопедического занятия «Профессии» Цель: обогащение словаря по теме «Профессии». Задачи: Упражнять в употреблении в речи существительных по падежам, активизировать глаголы,.

Конспект логопедического занятия «Путешествие в лес» Цель: Автоматизация звука «л» - изолированно, в слогах, слова, чистоговорках, предложениях. Задачи: 1. Развитие артикуляционной моторики.

Конспект логопедического занятия «Звуки [ч]-[т]» Тема: Звуки Ч-Т. Цель: обучение правильному произношению и выделению звуков Ч-Т. Задачи: 1. Обучение правильному произношению и различению.

Конспект логопедического занятия по теме «Зимушка зима».

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.

Коррекционно – образовательная задача: закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима» (зима, снег, снежинка, хлопья, крупка, метель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб, узор; холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, сильный, голодный", замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать, кормить, сыпать). Закреплять умения подбирать однородные определения, грамматически правильно строить предложения, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном числе.

Коррекционно – развивающая задача: развитие слухового и зрительного внимания, мышления, речевого дыхания, тонкой и общей моторики, творческого воображения, координации речи с движением, диалогической речи.

Коррекционно – воспитательная задача: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Игрушка Снеговик, письмо, сюжетные картинки по теме «Зима», магнитофон, кассета с записью пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро», индивидуальные цветные листы, белая гуашь, краски, елка, бумажные снежинки.

Предварительная работа . Прогулка в парк, наблюдение за зимними изменениями в природе. Разучивание стихотворений о зиме. Знакомство детей с пословицами и поговорками о зиме. Лепка и украшение снеговика на участке.

воспитывать любовь к поэтическому слову, к природе.

Ход занятия

1. Организационный момент. Звучит аудиозапись «Зимнее утро» . Приходит в гости Снеговик и приносит письмо.

Логопед: Ребята, давайте откроем письмо и прочитаем. В письме загадки.

Сядет тот, кто отгадает мои загадки:

Странная звездочка Что за нелепый человек

С неба упала Пробрался в 21 век?

Мне на ладошку Морковка – нос, в руке – метла,

Легла и пропала. Боится солнца и тепла.

(снежинка) (снеговик)

Художник-невидимка Прозрачен, как стекло,

По городу идет: Да не вставишь его в окно.

Всем щеки нарумянит, (лед)

Всех ущипнет за нос.

(мороз)

Наступили холода, Он летает белой стаей,

Обернулась в лед вода, И сверкает на лету.

Длинноухий зайка серый Он звездой прохладной тает

Обернулся зайкой белым. На ладони и во рту.

Перестал медведь реветь – (снег)

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(зимой)

Логопед. Ребята, какое сейчас время года?

Дети. Зима.

2. Сообщение темы занятия.

Логопед . Как вы думаете, ребята, о чём мы будем говорить на занятии?

Дети. Сегодня на занятии мы будем говорить о зиме.

Логопед. Что лежит кругом?

Дети. Кругом лежит снег.

Логопед. Что на реке?

Дети. На реке лёд.

Логопед. Что на улице? Почему холодно?

Дети. На улице мороз.

3. Мимические упражнения

Выразить свое состояние и настроение в разное время зим мы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду. Передать гневную интонацию деда Мороза.

Дед Мороз проспал в постели,

Встал, сосульками звеня: -

Где вы, вьюги и метели?

Что не будите меня?

Выразить мимикой, жестами и движением настроение и действия Зимы.

Вот Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю.

А вот сердитая Зима-старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т. д.

Упражнения для щек и губ

Снеговики радуются снегу и морозу. Надуть щеки. Веселое выражение глаз.

Грустные снеговики весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.

Упражнения для языка

Сосулька. Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести - восьми»).

Санки-ледянки. Сделать язык «чашечкой».

Горка для спуска. Открыть рот, опустить язык за нижние зубы выгнуть спинку языка «горочкой».

Саночки. Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.

Ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Рот оп крыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

Вьюга. Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.) Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Тяжело стону дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.) Стонут березы «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Шумят ели: «Ш-ш-п: ш-hi-hi». Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».

5. Дидактическая игра «Назови как можно больше красивых слов».

Дети отвечают на вопросы: какой, какая?какое?

Погода какая? – снежная, холодная, морозная.

Снег какой? – пушистый, белый, лёгкий, мягкий, серебристый, липкий.

Небо какое? – пасмурное, серое, голубое.

День какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.

Ветер какой? – сильный, холодный, колючий.

6. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять».

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указат. и средн. пальч.

Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили, «Крошат» хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и др. стор.

Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли. «Едят ложкой» суп.

7. Дидактическая игра «Чем отличаются снеговики?»

Логопед. Что можно слепить из снега?

Дети. Снежную бабу, снеговика.

Логопед. На доске картинки, где нарисованы два снеговика.

Чем отличаются эти снеговики?

Дети называют отличия.

8. Дидактическое упражнение «Закончи предложение».

Мы решили слепить снеговика.

Мы приделали нос-морковку нашему (снеговику).

Мы показали соседям нашего (снеговика).

Мы играли со (снеговиком).

Мы рассказали о (снеговике).

9. Игра «Назови ласково» со снежком.

Пришло время поиграть в снежки. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег-снежок Сосулька - сосулечка

Мороз- морозец Дерево- деревце

Ветер- ветерок Горка - горочка

Лёд- ледок, льдинка Санки- саночки

Холод- холодок

Зима- зимушка

10. Физминутка (с опровождение речи с движениями).

« Как на горке снег, снег»

(Поднять руки вверх, на слова «снег», «снег»),

И под горкой – снег, снег,

(Опустить руки вниз.)

И на ёлке – снег, снег.

(Соединить ладони над головой «домиком»)

И под ёлкой – снег, снег.

(Опустить руки вниз.)

11. Дидактическая игра «Волшебные снежинки».

Логопед. Ребята, посмотрите, на елке висят снежинки. Вам нужно каждому выбрать понравившуюся снежинку и посмотреть, сколько на ней точек. Сколько точек, на снежинке, столько и слов будет в вашем предложении.

Логопед предлагает детям выбрать по одной снежинке.

Логопед. Сколько слов будет в предложении?

Дети. Два слова.

Логопед. Составьте предложение из двух слов, используя слово снег.

Дети. Снег идёт.

Логопед : « А у тебя сколько точек?».

Дети. Три точки.

Логопед. А сколько сейчас слов будет в предложении?

Дети. Три слова.

Логопед. Составьте предложение из трёх слов, используя слово снежинка.

Дети придумывают предложение.

Логопед. Сколько сейчас слов будет в предложении?

Дети. В предложении будет четыре слова.

Логопед. Составьте предложение из четырёх слов, используя слово горка.

Дети придумывают предложения.

Дети катаются с горки.

И т.д. меняя слова.

12. Дидактическая игра «Нарисуем и раскрасим снеговика».

Логопед. Детям каждому дают цветные альбомные листы и белую гуашь. Самостоятельно рисуют и раскрашивают своего снеговика.

13. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

О каком времени года мы говорили на занятии?

Дети. Мы говорили о зиме.

Логопед. Что вам понравилось на занятии?

Индивидуальные ответы детей.


 

 

Это интересно: