→ До чего же хорошо кругом грамматическая основа. Члены предложения

До чего же хорошо кругом грамматическая основа. Члены предложения

Грамматическая основа предложения. Понятие о главных членах предложения

Грамматическая основа предложения состоит из подлежащего и сказуемого.

В грамматической основе выражаются грамматические значения предложения. Они связаны со значениями наклонений и времени глагола-сказуемого.

Войска движутся к фронту.

(Действие происходит на самом деле и имеет место в настоящем времени).

Вчера он заходил к нам.

(Действие происходило на самом деле, но в прошедшем времени).

Поговорил бы ты с матерью, Иван!

(Действие не реализовано в реальности, но желаемо для говорящего).

Подлежащее и сказуемое называют главными членами предложения, потому что все второстепенные члены в предложении напрямую или косвенно распространяют их.

Покажем зависимость второстепенных членов от главных на следующей схеме:

Изумленный Варенуха молча подал ему срочную телеграмму .

Подлежащее как член предложения. Формы выражения подлежащего

Подлежащее - это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?

Подлежащее в русском языке может быть выражено по-разному, иногда «непривычными» формами. Правильно определять подлежащее поможет следующая таблица.

Основные способы выражения подлежащего.

Часть речи в позиции подлежащего

Существительное в и. п.

Язык отражает душу народа.

Местоимение в и. п.

Он вышел.

Кто там был?

Это правильно.

Это мой брат (при вопросах: кто это?)

Дом, который едва стоял, принадлежал леснику. (Здесь обратите внимание на подлежащее в придаточном предложении.)

Искры, что летели из костра, казались белыми. (Здесь обратите внимание на подлежащее в придаточном предложении.)

Кто-то пришел.

Все уснули.

Неопределенная форма глагола

Быть честным - это еще полдела.

Понимать - значит сочувствовать.

Курить - здоровью вредить.

Сочетание слов (одно из которых - в и. п.)

Мы с ним часто там бывали.

Два облака плывут по небу.

Сочетание слов без и. п.

Прошло около часа.

Сказуемое как член предложения. Типы сказуемого

Сказуемое - это главный член предложения, который связан с подлежащим особой связью и имеет значение, выраженное в вопросах что делает предмет речи? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? и др.

Сказуемое в русском языке бывает простым и составным. Простое (простое глагольное) сказуемое выражается одним глаголом в форме какого-либо наклонения.

Составные сказуемые выражаются несколькими словами, одно из них служит для связи с подлежащим, а на другие падает смысловая нагрузка. Иначе говоря, в составных сказуемых лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах.

(Глагол был полковник

(Глагол начали служит для связи с подлежащим, на слово работать падает смысловая нагрузка сказуемого.)

Среди составных сказуемых различаются составное глагольное и составное именное сказуемые.

Подробнее о типах сказуемых. Простое глагольное сказуемое

Простое глагольное сказуемое выражается одним глаголом в форме какого-либо наклонения.

Оно может выражаться следующими формами глагола:

Формой настоящего и прошедшего времени глагола.

Формой будущего времени глагола.

Формами условного и повелительного наклонения глагола.

Подчеркнем, что в случае Вас будут ждать завтра простое глагольное сказуемое выражено составной формой будущего времени глагола ждать.

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое состоит из двух компонентов - вспомогательного глагола, служащего для связи с подлежащим и выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределенной формы глагола, выражающей его основное лексическое значение и несущей основную смысловую нагрузку.

(Здесь принялся - это вспомогательный глагол, а грызть - неопределенная форма глагола, несущего смысловую нагрузку.)

(Здесь не хочу - это вспомогательный глагол, а обидеть - неопределенная форма глагола, несущего смысловую нагрузку.)

В роли вспомогательного глагола могут выступать сочетания некоторых кратких прилагательных (должен, рад, готов, обязан и т. п.) и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений (в настоящем времени эта связка опускается).

(здесь связка быть опущена).

Итак, представим строение составного глагольного сказуемого формулой:

СОСТ. ГЛАГ. СКАЗ. = ВСПОМОГАТ. ГЛАГ. + НЕОПРЕД. ФОРМА

Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое состоит из двух компонентов: связочного глагола, служащего для связи с подлежащим и выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части, выражающей его основное лексическое значение и несущей основную смысловую нагрузку.

(Здесь связочный глагол станет, а именная часть выражена прилагательным вязкий.)

(Здесь связочный глагол будет, а именная часть сказуемого выражена существительным гандболист.)

Представим строение составного именного сказуемого формулой:

СОСТ. ИМЕН. СКАЗ. = СВЯЗ. ГЛАГ. + ИМЕННАЯ ЧАСТЬ

Именная часть составного именного сказуемого выражается следующими частями речи: существительным, прилагательным (полным и кратким, разными формами степеней сравнения), причастием (полным и кратким), числительным, местоимением, наречием, cловом категории состояния, глаголом в неопределенной форме.

В русском языке можно выделить не менее четырех основных типов односоставных предложений.

Основные типы двусоставных предложений

Форма выражения подлежащего и сказуемого

Примеры

Подлежащее выражено именем существительным либо местоимением в именительном падеже, сказуемое - определенной формой глагола.

Подлежащее выражено именем существительным либо местоимением в именительном падеже, сказуемое - существительным в именительном падеже. В прошедшем и будущем времени появляется глагол-связка и падеж в сказуемом меняется на творительный.

Подлежащее выражено неопределенной формой глагола либо словосочетанием на ее основе, сказуемое - также неопределенной формой глагола. Между подлежащим и сказуемым возможны частицы это , значит .

Подлежащее выражено неопределенной формой глагола либо словосочетанием на ее основе, сказуемое - наречием.

Подлежащее выражено неопределенной формой глагола либо словосочетанием на ее основе, сказуемое - существительным в именительном падеже либо словосочетанием на его основе. В прошедшем и будущем времени появляется глагол-связка и падеж в сказуемом меняется на творительный.

Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое - неопределенной формой глагола либо словосочетанием на ее основе. В прошедшем и будущем времени появляется глагол-связка.

Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое - прилагательным либо причастием (полным или кратким) в именительном падеже. В прошедшем и будущем времени в сказуемом появляется глагол-связка.

Зная основные типы двусоставных предложений, легче находить в них грамматические основы.

Основные типы односоставных предложений

Типовые форма и значение

Номинативные (назывные) предложения

Это предложения, где главный член выражен именем существительным или местоимением-существительным в форме именительного падежа. Этот главный член считают подлежащим и указывают, что в номинативном предложении нет сказуемого.

Номинативные предложения сообщают обычно о том, что какое-нибудь явление или предмет существуют (имеются) в настоящем.

Большая площадь в городе.

Вот скамейка.

Определенно-личные предложения

Сказуемое выражено глаголом в форме 1 или 2 лица. Окончание глагола в этих случаях ясно указывает на лицо и число местоимения (я, мы, ты, вы). Употреблять эти местоимения в роли подлежащего нет необходимости.

Неопределенно-личные предложения

Сказуемое выражено глаголом в форме 3 лица множественного числа (в настоящем и будущем времени) либо в форме множественного числа (в прошедшем времени). В таких предложениях важно само действие, а деятель либо неизвестен, либо не важен для говорящего, поэтому подлежащее в них отсутствует.


Безличные предложения

Это предложения, при которых нет и не может быть подлежащего, поскольку обозначают они действия и состояния, которые мыслятся происходящими «сами собой», без участия активного деятеля.

По форме эти предложения делятся на два вида: с глагольным сказуемым и со сказуемым - словом категории состояния.

Глагольное сказуемое бывает выражено глаголом в форме 3 лица единственного числа (в настоящем и будущем времени) либо в форме среднего рода единственного числа (в прошедшем времени). В этой роли выступают обычно безличные глаголы либо глаголы в безличном употреблении. Глагольное сказуемое может также выражаться неопределенной формой глагола.

Чтобы не замерзнуть, она захватила кофту.

Кроме того, сказуемым в безличном предложении может являться слово нет.


Хозяев нет дома.

Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство

Все члены предложения, кроме главных, называют второстепенными .

Второстепенные члены предложения не входят в грамматическую основу, но распространяют (поясняют) ее. Они могут пояснять и другие второстепенные члены.

Продемонстрируем сказанное схемой:

По своему значению и роли в предложении второстепенные члены подразделяют на определение , дополнение иобстоятельство . Эти синтаксические роли опознаются по вопросам.

Ценили (в какой степени?) высоко - обстоятельство.

Ценили (что?) полотна - дополнение.

Полотна (чьи?) его - определение.

Дополнение как член предложения. Типы дополнений

Дополнение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей (т.е. всех, кроме именительного) и обозначает предмет. Дополнение обычно распространяет сказуемое, хотя может распространять и другие члены предложения.

С удовольствием читаю (что?) журналы. (Здесь дополнение журналы распространяет сказуемое.)

Чтение (чего?) журналов - увлекательное занятие. (Здесь дополнение журналов распространяет подлежащее.)

Дополнения чаще всего выражаются именами существительными (либо словами в функции существительных) и местоимениями, но могут быть представлены также неопределенной формой глагола и цельными по смыслу словосочетаниями.

Брился он в походе (чем?) штыком. (Здесь дополнение штыком выражено существительным.)

Это понятно только ценителям (чего?) прекрасного. (Здесь дополнение прекрасного выражено прилагательным в роли существительного.)

А вас я попрошу (о чем?) остаться. (Здесь дополнение остаться выражено неопределенной формой глагола.)

Он прочел (что?) много книг. (Здесь дополнение много книг выражено цельным по смыслу сочетанием.)

Дополнения бывают прямые и косвенные.

Прямые дополнения относятся к переходным глаголам и обозначают предмет, на который непосредственно направлено действие. Прямые дополнения выражаются винительным падежом без предлога.

Не знаю, когда теперь увижу родных (в. п.).

В этих печах раньше плавили сталь (в. п.).

Все остальные дополнения называются косвенными.

Сыграйте-ка на рояле (п. п.).

Я положил хлеб на стол (в. п. с предлогом).

Мне запретили волноваться (выражено неопределенной формой глагола).

ПОМНИТЕ!1)
предложение может быть
односоставным(обычно сказуемным,
поэтому подлежащего в нем не будет)
2) главные члены могут быть однородными,
то есть несколько подлежащих или
несколько сказуемых

При выявлении подлежащего ищите слово, которое обозначает производителя действия. И это слово стоит только в именительном падеже.

Мне это не нравится.
В этом предложении подлежащего
нет!

Подлежащее

Существительное
или местоимение в
именительном падеже
Прилагательное, причастие,
инфинитив, выступающие в роли
существительного.
Синтаксически неделимое
словосочетание.

Девушка
как-то сразу поняла, что он
всё время хочет есть.
Она не сводит глаз с дороги, что идёт
через рощу.
Присутствующие не обратили на него
никакого внимания.
Решить этот вопрос – наша главная
задача.
Однажды человек десять наших
офицеров обедали у Сильвио.

Сказуемое
Простое
составные
глагольное
глагольное именное

Простое глагольное сказуемое (ПГС)

ПГС является сказуемое, выраженное
глаголом любого наклонения, времени и
лица
Потонула деревня в ухабинах (гл.изъяв. накл.,
прош.вр)
Дай, Джим, на счастье лапу мне… (гл.
повелит. накл)
Но, обреченный на гоненье, еще я долго буду
петь (гл. изъявит. накл., будущ.вр.)

10.

Но, обреченный на гоненье, еще я долго
буду петь
Буду петь – сложная форма будущего
времени.

11.

Буду, будешь, будут и т.д.
Инфинитив
ПГС

12. Составное глагольное сказуемое (СГС)

Вспомогательная часть
Инфинитив
СГС

13. а) фазовые глаголы, т.е. обозначающие начало, продолжение или конец действия (начать, начинать, стать, продолжать, кончать, прекратить и др.).

а) фазовые глаголы, т.е. обозначающие
начало, продолжение или конец действия
(начать, начинать, стать, продолжать,
кончать, прекратить и др.).
Например: Он начал кашлять. Она
продолжает смеяться. Мы закончили
выполнять упражнение.

14.

б) модальные глаголы, обозначающие намерение,
волеизъявление, способность, желание (хотеть,
уметь, мочь, намереваться, суметь, готовиться,
мечтать, надеяться, думать и др.)
Например: Я хочу много путешествовать. Ты мог
бы говорить не так громко? Мы стараемся
хорошо учиться.

15.

в) глаголы, выражающие эмоциональное
состояние (бояться, страшиться,
стыдиться, стесняться, осмелиться,
остерегаться, решиться, любить,
ненавидеть и др.)
Например: Он боялся опоздать на экзамен.
Мы не любим много путешествовать.

16.

Краткое имя прилагательное + инфинитив = СГС
Например: Я рад побывать на конференции. Мы
готовы подежурить в столовой. Она согласна
выйти за него замуж. Вы должны немедленно
уехать.
НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО+инфинитив.
Например: Надо мыть руки перед едой. Мне
нужно срочно уехать. Вам необходимо сдать
работу к сроку.

17. Составное именно сказуемое (СИС)

Связка
Именная часть
СИС
Муж ее был молод, красив, добр, честен и
обожал свою жену.

18.

а) глагол быть в различных формах времени и
наклонения
Например: Поэт поэту есть кунак. Имя
существительное есть часть речи,
которая…
В настоящем времени глагол-связка БЫТЬ
выступает в нулевой форме.
Например: Он директор. Он студент.

19.

Глагол
с ослабленным лексическим
значением - ЯВЛЯТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ,
СТАНОВИТЬСЯ, ОСТАВАТЬСЯ,
ОКАЗАТЬСЯ, ЗВАТЬСЯ, СЛЫТЬ,
СЧИТАТЬСЯ, СТАТЬ и др.
Например: Её сестра звалась Татьяна.
Онегин жил анахоретом. Сюжет романа
оказался оригинальным. Она является
хозяйкой этой машины.

20.

Глагол-связка
со значением движения,
положения в пространстве – ИДТИ,
БЕЖАТЬ, БРОДИТЬ, СИДЕТЬ,

Предложение - основная синтаксическая единица, содержащая сообщение, вопрос или побуждение. Главный структурный признак предложения - наличие грамматической основы.

Грамматическая основа состоит из главных членов предложения (подлежащего и сказуемого
в двусоставных предложениях или одного из них в односоставных).

Подлежащее называет то, о чем говорится в предложении, и может быть выражено не только именем существительным или местоимением в именительном падеже, но и числительным, прилагательным и причастием в именительном падеже в роли существительного: Семеро (числит.) одного не ждут. Все прошлое (прил. в роли сущ.) мне только снилось .

Также подлежащее может быть выражено следующими конструкциями:

  • числительное/несколько, множество, часть, большинство, меньшинство + существительное
    в родительном падеже: У князя в сакле собралось множество народа; Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке;
  • кое-кто, каждый, многое /прилагательное + из + существительное в родительном падеже: Лучший из учеников быстро решил эту задачу;
  • кто-то, что-то + прилагательное, причастие в роли существительного: Что-то такое ничтожное завязано в платке;
  • существительное/местоимение + с + существительное/местоимение в творительном падеже (но только в том случае, если сказуемое выражено глаголом во множественном числе!): Мы с Ваней пошли по лесной дороге (сказуемое во множ. ч.). Анна с дочкой на руках вошла в комнату (сказуемое в ед. ч.);
  • инфинитивом, который называет не протекающее во времени действие: Прожить по-барски - это дворянское дело.
  • любая часть речи в предметном значении (в значении существительного): Твои завтра мне надоели. Прозвучало громкое "ура" .

Сказуемое в русском языке представлено тремя видами - простое глагольное сказуемое, составное глагольное и составное именное .

Простое глагольное сказуемое

Это самый простой тип сказуемого - оно выражено глаголом в каком-либо наклонении: он играет; пришел бы ты пораньше .

К простым глагольным относятся и следующие сказуемые:

Он будет долго вспоминать о былом (будущее сложное).

Пусть звезды вечно освещают твой долгий-долгий зимний путь (повелительное наклонение).

Он вышел из себя (фразеологизм).

Они ждали, ждали и не дождались (повторение одного глагола в разных формах).

Весны ждала, ждала природа (повторение одинаковых глагольных форм).

Обижайся не обижайся , а все равно будет по-моему (повторение одного глагола с частицей не).

Пойду прогуляюсь (сочетание разных глаголов в одинаковой форме).

Тарелка бум на пол (глагольное междометие, согласование с подлежащим отсутствует).

Мальчик тут же плясать (инфинитив).

Составное глагольное сказуемое

Это сказуемое строится по схеме: вспомогательный глагол + инфинитив.

Он хочет поступить в институт.

Я долго не мог с ними встретиться .

Ты должен учиться .

В качестве вспомогательного элемента чаще всего выступают фазисные глаголы (те, которые обозначают фазу действия - начать, продолжать, стать, бросить) или модальные слова (должен, обязан, хочет).

Составное именное сказуемое

Такое сказуемое состоит из глагола-связки и именной части. Наиболее употребительный глагол-связка быть, но можно встретить и иные связки. Именная часть выражается прилагательным, существительным, наречием, причастием, местоимением и др.

Погода была хорошая .

Книга - верный друг .

У него характер твёрже стали.

Трава скошена .

Вечер тих .

Ошибка была налицо .

Дважды два - четыре .

Эта тетрадь моя .

Изучая русский язык, каждый обучающийся рано или поздно встречается с таким понятием, как грамматическая основа. Что же это такое? Грамматическая основа это «фундамент» предложения или основная его часть, состоящая из подлежащего и сказуемого (иногда предложение состоит из той или иной части, то есть из подлежащего или сказуемого). В одном предложении может встречаться как одна, так и несколько грамматически основ.

Как найти грамматическую основу

Навыки в поиске грамматической основы помогут учащемуся быстрее и правильнее расставить знаки препинания и определить его смысл.

Грамматическая основа и все его составные части можно определить с помощью правильно подобранных вопросов.

Чтобы верно определить грамматическую основу для начала хорошо прочитайте предложение целиком и постарайтесь вникнуть в его суть. Условно разделите предложение на несколько частей по смыслу. Затем переходите к определению подлежащего. Обратите внимание, что некоторые предложения его не содержат. В таком случае поиск грамматической основы начинается и заканчивается поиском сказуемого. Если же перед вами предложение с двумя составными частями, то сразу же переходите к определению подлежащего. Тут нужно быть предельно внимательным, так как от определения подлежащего будет зависеть правильность определения грамматической основы целиком.

Затем переходите к определению сказуемого. Для этого задайте вопрос от подлежащего. Сказуемое характеризует действие предмета, его свойство и т.д.


Зависимость грамматической основы от вида предложения

В простом предложении содержится только одна грамматическая основа, а в сложном – две и более. Односоставное предложение содержит лишь одну часть грамматической основы(подлежащее или сказуемое). В двусоставном предложение встречается как подлежащее, так и сказуемое.




Примеры

Чтобы ещё лучше разобраться в сути темы, приведем несколько примеров.

  1. Облака закрыли солнце.
    В этом простом примере определить грамматическую основу не так и сложно. Подлежащим является слово «облака». Оно отвечает на вопрос «что?». Сказуемым является глагол «закрыли», которое отвечает на вопрос «что сделали?». Таким образом, грамматическая основа – это словосочетание «облака закрыли».
  2. Моя тётя спешила на работу.
    В данном случае подлежащее «моя тётя», а глагол «спешила». Таким образом, грамматическая основа это «моя тётя спешила»
  3. Меня так учили.
    В данном случае подлежащего в основе нет, здесь имеется только сказуемое «учили». Оно и будет являться грамматической основой.

Грамматическая основа – это ядро предложения, правильное определение которой позволит верно определить остальные члены предложения, правильно расставить знаки препинания и определить смысл текста.

Выпишите грамматическую основу предложения 5.


(1)Вы когда-нибудь стояли под окнами музыкального училища на мокром асфальте, в котором отражается свет больших прямоугольных окон? (2)Идёт невидимый мелкий дождь. (3)А из освещённых праздничных окон музыкального училища доносятся приглушённые звуки разных инструментов, и дом похож на оркестр, который настраивается перед концертом.

(4)Мальчик шёл из булочной, а хлеб спрятал от дождя под пальто. (5)На улице было скверно. (6)Люди мечтали поскорее добраться до крыши, очутиться в сухом месте. (7)А он разгуливал под окнами музыкального училища.

(8)Мальчик искал скрипку. (9)И нашёл её. (10)Она звучала в окне второго этажа. (11)Он прислушался. (12)Скрипка плакала и смеялась, она летала по небу и устало брела по земле. (13)Все окна как бы умолкли и погасли.

(14)Светилось только одно. (15)Мальчик стоял под ним, а дождь тёк за воротник. (16)Неожиданно кто-то положил ему руку на плечо. (17)Он вздрогнул и обернулся. (18)На тротуаре стояла круглолицая девочка с двумя короткими толстыми косичками. (19)В руке девочка держала огромный виолончельный футляр.

– (20)Опять ждёшь Диану? – спокойно спросила девочка.

– Никого я не жду.

– (23)Неправда, – не отступала девочка, – чего ради стоять на дожде, если никого не ждёшь.

– (24)Я ходил за хлебом, – ответил мальчик, – вот видишь… хлеб.

– (25)Пойдём, – уверенно сказала девочка. – (26)Что мокнуть.

(27)Ему ничего не оставалось, как пойти рядом с ней. (28)Ярко освещённый дом музыкального училища растворился в дожде.

– (29)Знаешь что, – предложила она, – пойдём ко мне. (30)Я сыграю тебе ноктюрн. (31)Мы будем пить чай.

(32)Он ничего не ответил. (33)Он вдруг подумал, как было бы хорошо, если бы вместо этой круглолицей рядом была Диана. (34)И если бы она сказала: «Я сыграю тебе ноктюрн. (35)Мы будем пить чай».

– (36)Так пойдём ко мне? – робко повторила девочка.

– (37)Всё равно, – сказал он.

– (38)Вот и хорошо!

(39)Дождь не проходил. (40)Он обволакивал фонари, здания, силуэты деревьев. (41)Все предметы теряли форму, расплываясь. (42)Город обмяк от дождя. (43)А почему он должен гордо стоять под окнами музыкального училища и ждать Диану? (44)Она пробегает мимо легко и свободно, словно никто не стоит под окнами и не ждёт её. (45)Конечно, ей всё равно, стоит он или не стоит. (46)Есть он или его нет. (47)А эта круглолицая, напротив, сама заговаривает, и не убегает, и зовёт его слушать ноктюрн и пить чай.

(48)Всё складывалось очень хорошо. (49)Круглолицая уже не казалась ему такой круглолицей и вообще была славная девчонка. (50)Она уводила его от нудного дождя, от недоступной скрипки, от холодной Дианы. (51)Больше он не будет искать окно со скрипкой, а будет прислушиваться к голосу виолончели.

(52)Вдруг мальчик как бы запнулся. (53)Ему показалось, что это не он шагает по дождю с большой тяжёлой виолончелью, что это кто-то другой. (54)И этот другой не имеет никакого отношения к неприступному зданию музыкального училища, к его таинственной жизни, к ярким окнам, у которых свои разные голоса. (55)Всё пропало. (56)И его самого уже нет…

(57)В следующее мгновение он остановился. (58)Он поставил большой чёрный футляр на мокрый асфальт и прислонил его к стене дома. (59)Потом он крикнул:

(60)И побежал.

– (61)Куда ты?.. (62)А как же ноктюрн? – крикнула ему вслед круглолицая девочка.

(63)Но он не оглянулся и ничего не ответил. (64)Он бежал обратно к музыкальному училищу, к скрипке, к самому себе.

(По Ю. Яковлеву*)

*

(5)На улице было скверно.

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мальчик убежал от круглолицей девочки?»

1) Он торопился домой, потому что промок под дождём.

2) Мальчика ждала скрипачка Диана.

3) Мальчик не хотел общаться с круглолицей девочкой, потому что она была высокомерной.

4) Мальчик решил остаться верным своей любви.

Пояснение.

Последнее высказывание является важнейшим в понимании смысла всего текста: решив остаться верным своей любви, мальчик оставляет неинтересную ему девочку.

Ответ: 4

Ответ: 4

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Е.В. Джанджаковой: «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Е.В. Джанджаковой.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Он бежал обратно к музыкальному училищу, к скрипке, к самому себе».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Пояснение.

15.1 Известный лингвист Е.В. Джанджакова говорила: «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». Не вызывает сомнения, что мышление и речь тесно взаимосвязаны, речь является показателем уровня интеллектуального и духовного развития человека: чем ниже уровень развития человека, тем беднее его речь. В оформлении мысли немаловажную роль играет грамматика. Так, использование в речи сложноподчиненных предложений свидетельствует о том, что человек умеет грамотно, стройно сформулировать высказывание, а, следовательно, и мыслит он последовательно, логично.

Обратимся к тексту Юрия Яковлева.

Проанализируем грамматический строй предложения 54 (И этот другой не имеет никакого отношения к неприступному зданию музыкального училища, к его таинственной жизни, к ярким окнам, у которых свои разные голоса.) Оно представляет собой сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Кроме того, предложение осложнено однородными дополнениями (к зданию, к жизни, к окнам). Это позволяет автору составить ёмкое высказывание, показать, насколько важны герою его переживания.

Предложение №60 (И побежал.), напротив, простое, как бы однозначно подводящее итог неожиданно завязавшемуся знакомству: герой не будет изменять себе, своему чувству, потому что это чувство и есть самое главное в нём. Так, ресурсы синтаксиса помогают точно и связно выразить авторский замысел.

Подводя итог нашего рассуждения, приходим к выводу, что Джанджакова была права в утверждении, что очень важно правильно подобрать нужные средства для выражения мысли.

15.2 Небольшой отрывок заканчивается словами «Он бежал обратно к музыкальному училищу, к скрипке, к самому себе». Этими словами Юрий Яковлев описывает состояние главного героя, мальчика, который от отчаяния решился отказаться от своей тайной мечты: дождаться, пока Диана выйдет к нему, заметит его и (может даже) пригласит слушать ноктюрн и пить чай.

Мы знаем, почему мальчик стоит под дождём, не идёт домой, почему смотрит на окна музыкального училища. Потому что среди звуков разных музыкальных инструментов он слышит только голос скрипки, скрипки, которая в руках у Дианы поёт, смеётся и устало бредёт по земле. Эта девочка завладела душой и сердцем героя, но и её скрипка, и сама Диана холодны и неприступны.

Случайная знакомая, круглолицая девочка с виолончелью, напротив, «сама заговаривает, и не убегает, и зовёт его слушать ноктюрн и пить чай.» Соглашаясь идти с нею, главный герой пытается убедить себя в том, что она «славная девочка» и что ему не стоит больше ждать, пока Диана его заметит.

Но, как говорят, сердцу не прикажешь. Увидев себя как бы со стороны и поняв, что он поступает против души, мальчик принимает подсказываемое сердцем решение: чтобы остаться самим собой, он будет ждать столько, сколько нужно. И никакие посторонние девочки с виолончелями и ноктюрнами не в состоянии помешать этому. В его мечтах только одно: была бы вместо этой круглолицей его Диана...И ничего с этим не поделаешь: такова любовь...

15.3 Человеку свойственно любить, то есть испытывать глубокое эмоциональное влечение, ощущать сердечную привязанность. Именно такие чувства мы называем любовью. Роль любви в нашей жизни огромна: начинается она с любви к маме, к родной земле, к домашним питомцам. Взрослея, мы влюбляемся и выбираем среди сотен тысяч людей того единственного человека, от мыслей о котором замирает душа и колотится сердце. Юношеская влюблённость - это способность восхищаться и восторгаться избранником и бесконечное желание нравиться ему, привлекать к себе внимание и быть рядом с ним.

Почему мальчик, герой Юрия Яковлева, стоит под дождём, не идёт домой, почему смотрит на окна музыкального училища? Потому что среди звуков разных музыкальных инструментов он слышит только голос скрипки, скрипки, которая в руках у Дианы поёт, смеётся и устало бредёт по земле. Мы знаем, что закончится репетиция, и Диана пробежит мимо, не догадываясь, что её ждут; мы не знаем, заметит ли она когда-нибудь мальчика, но абсолютно точно одно: он будет ждать столько, сколько нужно. И никакие посторонние девочки с виолончелями и ноктюрнами не в состоянии помешать этому. В его мечтах только одно: была бы вместо этой круглолицей его Диана...

Из влюблённости может вырасти настоящая любовь. Герой повести Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринёв искренне любит Машу Миронову, она отвечает ему взаимностью. Они не просто восторгаются друг другом, они спасают друг друга в тяжелейших жизненных ситуациях. Пример их отношений, основанных на любви и желании сделать счастливым другого человека - это пример, достойный подражания. Есть на страницах повести и другая любовь, отталкивающая и пугающая - любовь Швабрина к Маше. Швабрин не способен на глубокое чувство, он может пойти на низость и подлость, чтобы добиться своего, о чувствах любимого человека он не думает.

Любовь бывает взаимной и безответной. Первая делает человека счастливым, вторая делает его несчастным. Ради любви человек может совершить подвиг, а может пойти на преступление. Это огромная сила, способная двигать людьми, распоряжаться их судьбами, вершить суд и даровать милость.

Источник: Открытый банк ФИПИ, блок 682C0F, вариант РЕШУ № 101

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Мальчик вернулся к музыкальному училищу, потому что хотел остаться верным самому себе и своей любви.

2) Знакомая скрипка слышалась из окна второго этажа музыкального училища.

3) Мальчик задержался у музыкального училища, когда шёл в булочную.

4) Круглолицая девочка играла на виолончели.

5) Мальчик торопился домой, потому что промок под дождём.

Пояснение.

1) Мальчик вернулся к музыкальному училищу, потому что хотел остаться верным самому себе и своей любви. - Подтверждается предложением 64.

2) Знакомая скрипка слышалась из окна второго этажа музыкального училища. - Подтверждается предложением 10.

3) Мальчик задержался у музыкального училища, когда шёл в булочную. - Противоречит предложению 4.

4) Круглолицая девочка играла на виолончели. - Подтверждается предложениями 18−19.

5) Мальчик торопился домой, потому что промок под дождём. - Противоречит предложениям 6−7.

Ответ: 124.

Ответ: 124

Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

1) Он поставил большой чёрный футляр на мокрый асфальт и прислонил его к стене дома.

2) Скрипка плакала и смеялась, она летала по небу и устало брела по земле.

3) Она пробегает мимо легко и свободно, словно никто не стоит под окнами и не ждёт её.

4) Она уводила его от нудного дождя, от недоступной скрипки, от холодной Дианы.

5) Все окна как бы умолкли и погасли.

Пояснение.

2) Скрипка плакала и смеялась , она летала по небу и устало брела по земле.

5) Все окна как бы умолкли и погасли.

Ответ: 25.

Ответ: 25|52

Пояснение.

Грамматической основой предложения является «было скверно». Это безличное предложение.

Ответ: было скверно.

Ответ: былоскверно

Источник: Открытый банк ФИПИ, блок 682C0F, вариант РЕШУ № 101

Выпишите грамматическую основу предложения 46.


(1)Когда в Белозерской школе пишут сочинение о войне, учителя знают: у кого-то в тетрадке обязательно появятся сыновья Пешеходова – Семён и Василий. (2)Сыновья или кинутся под танк, или окажутся в горящем Сталинграде, или спасут полковое знамя. (3)И, прочитав, к примеру, о том, что Семён и Василий первыми таранили фашистский «мессер», учителя не возмущаются и не дают волю красному карандашу. (4)Они знают, в чём дело.

(5)В воскресные дни в людных местах Белозерска появляется старик с выцветшими глазами. (6)Былой цвет определить трудно, словно глаза заволокло дымом, а сквозь дым не видно цвета. (7)На старике солдатская гимнастёрка.

(8)Пешеходов не задерживается среди взрослых, его лучшие приятели и слушатели – ребятня. (9)Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой. (10)Более того, он ждёт этих вопросов и, отвечая на них, испытывает удивительное чувство, знакомое лишь засыхающему дереву, когда на его узловатой мёртвой ветке неожиданно зазеленеет листок.

– (11)Дедушка Пешеходов, верно, что ты на войне до Берлина пешком дошёл? – спрашивает старика кто-то из маленьких собеседников.

(12)И старик отвечает:

– (13)Прошёл до Берлина… пешком. (14)И фамилия моя потому Пешеходов.

– (15)А ты не устал?

– (16)Устал. (17)Что поделаешь! (18)Идёшь, идёшь, и конца не видно. (19)Я своих сыновей так и не догнал.

– (20)Они быстро шли?

– (21)Быстро.

– (22)Пешком?

– (23)Пешком. (24)Они же у меня Пешеходовы… (25)Только сыновья моложе. (26)Ноги у них резвые. (27)Я не поспевал за ними.

(28)Постепенно кружок слушателей увеличивается. (29)Приходят новички и те, кто уже много раз слушал дедушку Пешеходова. (30)Эти заранее знают его ответы, но терпеливо молчат. (31)У них со стариком как бы разыгрывается спектакль. (32)И каждый хорошо знает свою роль.

– (33)Дедушка Пешеходов, – уже в который раз спрашивают ребята, – а кто в первый день войны встретил немцев под Бугом?

– (34)Мои сыновья, Семён и Василий, – как бы впервые отвечает старик.

– (35)А кто в Сталинграде стоял до последнего дыхания?

– (36)Мои сыновья, Семён и Василий.

– (37)А кто грудью упал на вражескую амбразуру?

– (38)Мои сыновья…

(39)И тут, как бы желая задать старику задачу, кто-нибудь обязательно спрашивает:

– (40)Как же они до Берлина дошли, если грудью на амбразуру, а там пулемёт?

(41)Нет, не собьёшь старика!

– (42)Они поднялись с амбразуры и зашагали дальше, – невозмутимо отвечает он, и в его глазах, застеленных дымом, проступает такая непоколебимая уверенность, что никто из слушателей уже не решается усомниться в словах старого солдата.

(43)А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно.

– (44)А на Курской дуге кто задержал «тигров» и «фердинандов»?

– (45)Мои сыновья…

– (46)А кто в Берлине Красное знамя над рейхстагом поднял?

– (47)Мои сыновья…

– (48)Везде поспевали?

– (49)Везде. (50)Ноги у них молодые. (51)Шли, шли без отдыха, а вернуться с войны домой сил не хватило.

– (52)Так и не вернулись?

– (53)Так и не вернулись. (54)Спят в могиле.

(55)И тогда кто-то из ребят решается спросить:

– (56)Где их могила?

(57)Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, развеивается. (58)Он говорит:

– (59)Мои сыновья спят во всех солдатских могилах. (60)По всей родной земле.

(61)И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт час!

(По Ю. Яковлеву*)

* Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.

(4)Они знают, в чём дело.

В каком ва-ри-ан-те от-ве-та со-дер-жит-ся ин-фор-ма-ция, не-об-хо-ди-мая для обос-но-ва-ния от-ве-та на во-прос: «По-че-му ста-рик Пе-ше-хо-дов любит об-щать-ся не со взрос-лы-ми, а с ре-бятнёй?»

1) Ре-бя-та не за-да-ют слож-ных во-про-сов, на ко-то-рые ста-рик не мог бы дать от-ве-ты.

2) Ре-бят-ня ис-крен-не ин-те-ре-су-ет-ся рас-ска-за-ми Пе-ше-хо-до-ва, верит в них, задаёт много во-про-сов.

3) Сы-но-вья Пе-ше-хо-до-ва – дав-ние дру-зья маль-чи-шек.

4) Дети охот-но по-мо-га-ют ста-ри-ку Пе-ше-хо-до-ву по хо-зяй-ству.

По-яс-не-ние.

Ста-рик любил об-щать-ся с ре-бя-та-ми за их ис-крен-ний ин-те-рес к его рас-ска-зам.

Ответ: 2

Ответ: 2

1. На-пи-ши-те со-чи-не-ние-рас-суж-де-ние, рас-кры-вая смысл вы-ска-зы-ва-ния из-вест-но-го линг-ви-ста А.А. Ре-фор-мат-ско-го: «Что же в языке поз-во-ля-ет вы-пол-нять его глав-ную функ-цию – функ-цию об-ще-ния? Это син-так-сис» Ар-гу-мен-ти-руя свой ответ, при-ве-ди-те 2 (два) при-ме-ра из про-чи-тан-но-го тек-ста. При-во-дя при-ме-ры, ука-зы-вай-те но-ме-ра нуж-ных пред-ло-же-ний или при-ме-няй-те ци-ти-ро-ва-ние. Вы мо-же-те пи-сать ра-бо-ту в на-уч-ном или пуб-ли-ци-сти-че-ском стиле, рас-кры-вая тему на линг-ви-сти-че-ском ма-те-ри-а-ле. На-чать со-чи-не-ние Вы мо-же-те сло-ва-ми А.А. Ре-фор-мат-ско-го. Объём со-чи-не-ния дол-жен со-став-лять не менее 70 слов. Ра-бо-та, на-пи-сан-ная без опоры на про-чи-тан-ный текст (не по дан-но-му тек-сту), не оце-ни-ва-ет-ся. Если со-чи-не-ние пред-став-ля-ет собой пе-ре-ска-зан-ный или пол-но-стью пе-ре-пи-сан-ный ис-ход-ный текст без каких бы то ни было ком-мен-та-ри-ев, то такая ра-бо-та оце-ни-ва-ет-ся нулём бал-лов. Со-чи-не-ние пи-ши-те ак-ку-рат-но, раз-бор-чи-вым по-чер-ком.

2. На-пи-ши-те со-чи-не-ние-рас-суж-де-ние. Объ-яс-ни-те, как Вы по-ни-ма-е-те смысл фраг-мен-та тек-ста: «И от-то-го, что сы-но-вья де-душ-ки Пе-ше-хо-до-ва спят во всех брат-ских мо-ги-лах, дет-ские го-ря-чие умы снова пре-вра-ща-ют их в бы-лин-ных ге-ро-ев, го-то-вых проснуть-ся, когда пробьёт час!»При-ве-ди-те в со-чи-не-нии 2 (два) ар-гу-мен-та из про-чи-тан-но-го тек-ста, под-твер-жда-ю-щих Ваши рас-суж-де-ния. При-во-дя при-ме-ры, ука-зы-вай-те но-ме-ра нуж-ных пред-ло-же-ний или при-ме-няй-те ци-ти-ро-ва-ние. Объём со-чи-не-ния дол-жен со-став-лять не менее 70 слов. Если со-чи-не-ние пред-став-ля-ет собой пе-ре-ска-зан-ный или пол-но-стью пе-ре-пи-сан-ный ис-ход-ный текст без каких бы то ни было ком-мен-та-ри-ев, то такая ра-бо-та оце-ни-ва-ет-ся нулём бал-лов. Со-чи-не-ние пи-ши-те ак-ку-рат-но, раз-бор-чи-вым по-чер-ком.

3. Как Вы по-ни-ма-е-те зна-че-ние сло-во-со-че-та-ния СИЛА ДУХА? Сфор-му-ли-руй-те и про-ком-мен-ти-руй-те дан-ное Вами опре-де-ле-ние. На-пи-ши-те со-чи-не-ние-рас-суж-де-ние на тему «Что такое сила духа», взяв в ка-че-стве те-зи-са дан-ное Вами опре-де-ле-ние. Ар-гу-мен-ти-руя свой тезис, при-ве-ди-те 2 (два) при-ме-ра-ар-гу-мен-та, под-твер-жда-ю-щих Ваши рас-суж-де-ния: один при-мер-ар-гу-мент при-ве-ди-те из про-чи-тан-но-го тек-ста, а вто-рой - из Ва-ше-го жиз-нен-но-го опыта. Объём со-чи-не-ния дол-жен со-став-лять не менее 70 слов. Если со-чи-не-ние пред-став-ля-ет собой пе-ре-ска-зан-ный или пол-но-стью пе-ре-пи-сан-ный ис-ход-ный текст без каких бы то ни было ком-мен-та-ри-ев, то такая ра-бо-та оце-ни-ва-ет-ся нулём бал-лов. Со-чи-не-ние пи-ши-те ак-ку-рат-но, раз-бор-чи-вым по-чер-ком.

По-яс-не-ние.

1. Из-вест-ный линг-вист А.А. Ре-фор-мат-ский го-во-рил: «Что же в языке поз-во-ля-ет ему вы-пол-нять его глав-ную роль – функ-цию об-ще-ния? Это син-так-сис». Чтобы по-нять смысл этого вы-ска-зы-ва-ния, нужно вы-яс-нить зна-че-ние слова «син-так-сис». Син-так-сис – это раз-дел грам-ма-ти-ки – наука о со-еди-не-нии слов и стро-е-нии пред-ло-же-ний. Автор вы-ска-зы-ва-ния убеж-ден, что связь между пред-ме-та-ми и яв-ле-ни-я-ми в нашем со-зна-нии вы-ра-жа-ет-ся в том числе и через син-так-си-че-ские нормы по-стро-е-ния сло-во-со-че-та-ний и пред-ло-же-ний.

Об-ра-тим-ся к тек-сту Юрия Яко-вле-ва.

Про-ана-ли-зи-ру-ем грам-ма-ти-че-ский строй пред-ло-же-ния 1 (Когда в Бе-ло-зер-ской школе пишут со-чи-не-ние о войне, учи-те-ля знают: у кого-то в тет-рад-ке обя-за-тель-но по-явят-ся сы-но-вья Пе-ше-хо-до-ва – Семён и Ва-си-лий.) Оно пред-став-ля-ет собой слож-ную син-так-си-че-скую кон-струк-цию: пер-вая и вто-рая части пред-ло-же-ния свя-за-ны под-чи-ни-тель-ной свя-зью, вто-рая с тре-тьей – бес-со-юз-ной. с при-да-точ-ным опре-де-ли-тель-ным. Кроме того, пред-ло-же-ние ослож-не-но при-ло-же-ни-я-ми (Семён и Ва-си-лий). Это поз-во-ля-ет ав-то-ру со-ста-вить ёмкое вы-ска-зы-ва-ние, опре-де-ля-ю-щее тему тек-ста.

Пред-ло-же-ния №53-54, на-про-тив, про-стые, как бы од-но-знач-но под-во-дя-щее итог рас-ска-зу ста-ри-ка: эти пред-ло-же-ния пе-ре-да-ют и боль за на-вер-нув-ших-ся сы-но-вей, и уве-рен-ность, что не зря сы-но-вья по-гиб-ли. Так, ре-сур-сы син-так-си-са по-мо-га-ют точно и связ-но вы-ра-зить ав-тор-ский за-мы-сел.

Под-во-дя итог на-ше-го рас-суж-де-ния, при-хо-дим к вы-во-ду, что Ре-фор-мат-ский был прав в утвер-жде-нии важ-ной роли син-так-си-са для вы-ра-же-ния от-но-ше-ния го-во-ря-ще-го к окру-жа-ю-ще-му миру.

2. Фи-наль-ные стро-ки тек-ста Юрия Яко-вле-ва «И от-то-го, что сы-но-вья де-душ-ки Пе-ше-хо-до-ва спят во всех брат-ских мо-ги-лах, дет-ские го-ря-чие умы снова пре-вра-ща-ют их в бы-лин-ных ге-ро-ев, го-то-вых проснуть-ся, когда пробьёт час!» на-пол-не-ны жиз-не-утвер-жда-ю-щим смыс-лом. Сколь-ких людей унес-ла война!.. Но жерт-вы эти не на-прас-ны, по-то-му что оста-нов-лен фа-шизм, по-то-му что мы живём в мире 70 лет, по-то-му что с бла-го-дар-но-стью со-хра-ня-ют па-мять о ге-ро-ях по-том-ки.

Ста-рик Пе-ше-хо-дов всех по-гиб-ших сол-дат счи-та-ет сво-и-ми детьми, по-то-му что срод-ни-ла его с ними смерть сы-но-вей. Об этом го-во-рит-ся в пред-ло-же-ни-ях 58-60:

«(58)Он го-во-рит:

– (59)Мои сы-но-вья спят во всех сол-дат-ских мо-ги-лах. (60)По всей род-ной земле».

Горе отца пе-ре-да-но в пред-ло-же-нии 10: «Более того, он ждёт этих во-про-сов и, от-ве-чая на них, ис-пы-ты-ва-ет уди-ви-тель-ное чув-ство, зна-ко-мое лишь за-сы-ха-ю-ще-му де-ре-ву, когда на его уз-ло-ва-той мёртвой ветке не-ожи-дан-но за-зе-ле-не-ет ли-сток». Па-мять – един-ствен-ное, что у него оста-лось, он хочет, чтобы и не за-бы-ва-ли о пав-ших за-щит-ни-ках, по-это-му с го-тов-но-стью от-ве-ча-ет на во-про-сы ребят, и эти бе-се-ды все-ля-ют в ста-ри-ка уве-рен-ность, что жизни его и его сы-но-вей про-шли не зря.

«Люди, по-ку-да серд-ца сту-чат-ся, пом-ни-те, какою ценой за-во-е-ва-но сча-стье, по-жа-луй-ста, пом-ни-те!», - писал Ро-берт Рож-де-ствен-ский. Пока жива в наших серд-цах па-мять, у нас есть про-шлое, на-сто-я-щее и мы смело можем смот-реть в бу-ду-щее.

3. Сила духа - одно из глав-ных ка-честв, де-ла-ю-щее че-ло-ве-ка силь-ным. Это не-за-ме-ни-мое ка-че-ство, по-мо-га-ю-щее вы-жить в труд-ных жиз-нен-ных си-ту-а-ци-ях. Че-ло-век, силь-ный духом, спо-со-бен пре-одо-ле-вать, ка-за-лось бы, не-пре-одо-ли-мые пре-гра-ды. Ве-ли-чай-шее на-пря-же-ние ду-шев-ных и фи-зи-че-ских сил по-тре-бо-ва-лось от на-ше-го на-ро-да, чтобы вы-сто-ять в Ве-ли-кой Оте-че-ствен-ной войне. О силе духа рус-ских сла-га-ют-ся ле-ген-ды.

О му-же-стве и стой-ко-сти рус-ских сол-дат, о силе духа и стрем-ле-нии любой ценой дойти до По-бе-ды рас-ска-зы-ва-ет ста-рик-ве-те-ран. Всех, кто шёл и падал, кто падал и уже не смог под-нять-ся, на-зы-ва-ет ста-рик сво-и-ми сы-но-вья-ми. Как горь-ко зву-чат слова: «Шли, шли без от-ды-ха, а вер-нуть-ся с войны домой сил не хва-ти-ло.» В гла-зах детей по-гиб-шие сол-да-ты не про-сто люди, а на-сто-я-щие бо-га-ты-ри, ко-то-рые хоть и спят в брат-ских мо-ги-лах, но в тре-вож-ный час го-то-вы под-нять-ся на за-щи-ту Ро-ди-ны.

О судь-бе мо-ло-дой жен-щи-ны, остав-шей-ся один на один с го-ло-дом, раз-ру-хой, стра-хом и смер-тью я узна-ла из филь-ма "Ма-терь че-ло-ве-че-ская". Ка-за-лось бы, как можно вы-жить в таких усло-ви-ях? Но Мария смог-ла. И не толь-ко сама оста-лась жива: она спас-ла жизнь детям, по-те-ряв-шим ро-ди-те-лей. Вме-сте они сеяли хлеб, уха-жи-ва-ли за жи-вот-ны-ми и жили на-деж-дой на воз-вра-ще-ние рус-ских сол-дат, на по-мощь. И они до-жда-лись! Но не было бы у филь-ма оп-ти-ми-стич-но-го конца, если бы не сила духа Марии. Этот фильм - гимн силь-ной рус-ской жен-щи-не.

Сча-стье - встре-тить на своём пути людей, упор-ных, во-ле-вых, стой-ких. Но стре-мить-ся фор-ми-ро-вать силу духа дол-жен каж-дый че-ло-век, по-то-му что вы-дер-жать жиз-нен-ные ис-пы-та-ния под силу толь-ко таким людям.

Источник: Открытый банк ФИПИ, блок E0E30C, вариант РЕШУ №102

Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года

Ана-лиз со-дер-жа-ния тек-ста.

Какие из вы-ска-зы-ва-ний со-от-вет-ству-ют со-дер-жа-нию тек-ста? Ука-жи-те но-ме-ра от-ве-тов.

1) Ре-бят-ня ис-крен-не ин-те-ре-су-ет-ся рас-ска-за-ми Пе-ше-хо-до-ва, верит в них, задаёт много во-про-сов.

2) Сы-но-вья Пе-ше-хо-до-ва - дав-ние дру-зья маль-чи-шек.

3) Дети охот-но по-мо-га-ют ста-ри-ку Пе-ше-хо-до-ву по хо-зяй-ству.

4) Ста-рик Пе-ше-хо-дов по-яв-ля-ет-ся в люд-ных ме-стах Бе-ло-зер-ска в вос-крес-ные дни.

5) В школь-ных со-чи-не-ни-ях о войне в Бе-ло-зер-ской школе ре-бя-та часто пишут о сы-но-вьях ста-ро-го сол-да-та Пе-ше-хо-до-ва.

По-яс-не-ние.

1) Ре-бят-ня ис-крен-не ин-те-ре-су-ет-ся рас-ска-за-ми Пе-ше-хо-до-ва, верит в них, задаёт много во-про-сов. - Под-твер-жда-ет-ся пред-ло-же-ни-я-ми 9 и 10.

2) Сы-но-вья Пе-ше-хо-до-ва - дав-ние дру-зья маль-чи-шек. - Не-вер-но: в тек-сте нет та-ко-го утвер-жде-ния.

3) Дети охот-но по-мо-га-ют ста-ри-ку Пе-ше-хо-до-ву по хо-зяй-ству. - Не-вер-но: в тек-сте нет та-ко-го утвер-жде-ния.

4) Ста-рик Пе-ше-хо-дов по-яв-ля-ет-ся в люд-ных ме-стах Бе-ло-зер-ска в вос-крес-ные дни. - Под-твер-жда-ет-ся пред-ло-же-ни-ем 5.

5) В школь-ных со-чи-не-ни-ях о войне в Бе-ло-зер-ской школе ре-бя-та часто пишут о сы-но-вьях ста-ро-го сол-да-та Пе-ше-хо-до-ва. - Под-твер-жда-ет-ся пред-ло-же-ни-ем 1.

Ответ: 145.

Ответ: 145

Ана-лиз средств вы-ра-зи-тель-но-сти.

Ука-жи-те ва-ри-ан-ты от-ве-тов, в ко-то-рых сред-ством вы-ра-зи-тель-но-сти речи яв-ля-ет-ся фра-зео-ло-гизм.

1) При-хо-дят но-вич-ки и те, кто уже много раз слу-шал де-душ-ку Пе-ше-хо-до-ва.

2) Эти за-сы-па-ют во-про-са-ми, на ко-то-рые он от-ве-ча-ет с ве-ли-кой охо-той.

3) И от-то-го, что сы-но-вья де-душ-ки Пе-ше-хо-до-ва спят во всех брат-ских мо-ги-лах, дет-ские го-ря-чие умы снова пре-вра-ща-ют их в бы-лин-ных ге-ро-ев, го-то-вых проснуть-ся, когда пробьёт час!

4) Ста-рик рас-прям-ля-ет-ся, и веч-ный дым, сто-я-щий в его гла-зах, раз-ве-и-ва-ет-ся.

5) А к тому вре-ме-ни уже го-то-вы новые во-про-сы, и ста-рик от-ве-ча-ет на них сдер-жан-но и до-стой-но.

По-яс-не-ние.

2) Эти за-сы-па-ют во-про-са-ми , на ко-то-рые он от-ве-ча-ет с ве-ли-кой охо-той.

3) И от-то-го, что сы-но-вья де-душ-ки Пе-ше-хо-до-ва спят во всех брат-ских мо-ги-лах, дет-ские го-ря-чие умы снова пре-вра-ща-ют их в бы-лин-ных ге-ро-ев, го-то-вых проснуть-ся, когда пробьёт час !

Ответ: 23.

Ответ: 23|32

Пояснение.

Грамматическая основа предложения 46 состоит из сказуемого поднял подлежащего кто , это двусоставное предложение.

Ответ: кто поднял

Ответ: ктоподнял

Источник: Открытый банк ФИПИ, блок E0E30C, вариант РЕШУ №102

Выпишите грамматическую основу предложения 25.


(1)Я что-то не слышал ни об одном мальчишке, который мог бы пробраться на дровяной склад и подойти к Урсу. (2)Но я знаю девчонку Кэт – она может.

(3)Урс огромный. (4)У него шерсть свалялась сосульками. (5)Со лба сосульки спадают на глаза. (6)Урс пострашнее любого волка. (7)У него холодные глаза и влажные клыки величиной с палец. (8)Он с одного жулика сорвал штаны и покусал его будь здоров. (9)Страшно злобный пёс. (10)Но Кэт говорит, что он добряк.

(11)У Кэт не было своей собаки и не было надежды на собаку – она стала присматриваться к Урсу. (12)Расхаживала у дровяного склада и всё посматривала на Урса. (13)А он не обращал на неё внимания. (14)Тогда Кэт подошла к рыжей проволоке и дёрнула так, что раздался звон. (15)В два прыжка Урс очутился рядом. (16)Глаза блестели из-за шерстяных сосулек, и желтоватые клыки грозно обнажились. (17)Он хрипло зарычал, но Кэт стояла на месте. (18)Урс отрывисто залаял и бросился на проволоку, которая прогнулась и зазвенела. (19)В своей злобе он не почувствовал шипов. (20)Кэт приблизила к нему посиневшее лицо и заговорила.

(21)Оказывается, собаку мало кормить. (22)Необходимо, чтобы с ней разговаривали. (23)С Урсом никто не разговаривал. (24)Представьте себе, что мимо вас идёт множество людей и никто вас не замечает, никто с вами не разговаривает. (25)Это потяжелее голода. (26)Честное слово.

(27)Кэт заговорила с Урсом. (28)Он рычал, рвал проволоку, а она уговаривала его, называла ласковыми именами, словно перед ней был беспомощный щенок, большелапый, с шелковистой шерстью, ещё не научившийся лаять.

(29)Урс, конечно, не понимал, о чём говорит Кэт: собака, с которой никто никогда не разговаривал, не понимает слов. (30)Но он чувствовал в голосе длинноногой девчонки то, чего ему недоставало. (31)Он понимал не слова, а голос. (32)Её голос понравился Урсу, пришёлся ему по душе. (33)Он даже наклонил голову набок – это первый признак, что собака слушает, участвует в разговоре.

(34)Злобный пёс стал поджидать Кэт у колючей проволоки. (35)Когда она приходила, Урс неловко махал хвостом, ему это было непривычно.

(36)Она, конечно, приносила ему кое-что, но для такого здорового пса кусок колбасы с хлебом – ровным счётом ничего. (37)Он ждал её не из-за колбасы.

(38)Кэт подолгу стояла на морозе перед дровяным складом, а Урс сидел на снегу и смотрел на неё сквозь шерстяные сосульки. (39)И вместо клыков выпускал кончик языка.

(40)Потом Кэт протянула ему руку. (41)Он зарычал по привычке и тут же поджал хвост – от стыда. (42)Кэт не отдёрнула руку. (43)Она была или очень смелой, или очень доверяла Урсу. (44)Она запустила руку в его грязную нечёсаную шерсть. (45)И он зажмурил глаза от счастья.

(46)В один из воскресных дней, когда склад был закрыт, Кэт подлезла под колючую проволоку и двинулась навстречу Урсу. (47)И люди, идущие мимо, заволновались, закричали от страха за глупую тонконогую девчонку, которая оказалась лицом к лицу со страшным Урсом.

(48)Но она-то знала, что Урс добряк. (49)И он не разорвал её на части, а тёрся кудлатой мордой о её ногу. (50)Кэт усадила огромного пса и стала расчёсывать его гребнем. (51)Она рвала гребень изо всех сил – попробуй расчеши такого! – но Урс не рычал, не огрызался. (52)Терпел. (53)Ему даже было приятно, и он с благодарностью поглядывал на девочку. (54)Она дала Урсу какие-то витамины для глаз. (55)И он лизнул их языком. (56)Потом они пошли между штабелей дров, рядом, Урс и Кэт.

(По Ю. Яковлеву*)

* Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.

(2)Но я знаю девчонку Кэт – она может.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского поэта и писателя В. А. Солоухина: «Эпитеты – одежда слов». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Пояснение.

Приведем пример сочинения-рассуждения в публицистическом стиле.

Русский язык - один из самых богатых и красивых языков мира. В нем достаточно слов для того, чтобы назвать все предметы и явления, передать самые разнообразные чувства, настроения, переживания. Кроме того в нашем языке, как, пожалуй, ни в одном другом, большой арсенал специальных средств выразительности, одним из которых является эпитет. Эпитет В. А. Солоухин называл «одеждой слов». Попробуем разобраться в правомочности этого утверждения на примерах из текста Эдуарда Шима.

Показательным для наблюдения за тем, для чего автором используются эпитеты, является предложение 5 (Загадочное существо тринадцати лет, невероятная красавица с улыбкою до ушей, с золотыми глазами, с тонюсенькой талией). В предложении эпитеты: загадочное существо, золотыми глазами и другие - помогают нам представить образ девочки. Возникает ассоциация с чем-то светлым, хорошим. Так автор опосредованно высказывает свое отношение к героине, подчеркивая ее привлекательность. В предложении 75 (Гоша, оцепеневший от ужаса Гоша, прижавшийся к стене с перекошенным лицом, тихий, застенчивый и боязливый Гоша вдруг отталкивает Верочку и - плашмя, животом - падает на ракету) эпитеты используются автором для описания другого героя - Гоши.

Таким образом, приведенные примеры можно по праву считать аргументами в поддержку мнения Солоухина: «Эпитеты - одежда слов».

Дублирует № 3369.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста: «Потом они пошли между штабелей дров, рядом, Урс и Кэт». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

3. Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Пояснение.

1. Приведем пример сочинения-рассуждения в научном стиле. Сказуемое - главный член предложения, выражающий предикативный признак подлежащего: обозначает действие, свойство или состояние.

Сказуемое позволяет правильно понять информацию, основную мысль и авторский замысел. Чтобы доказать это, обратимся к тексту Юрия Яковлева.

В предложении №1 (Я что-то не слышал ни об одном мальчишке, который мог бы пробраться на дровяной склад и подойти к Урсу.) имеем дело с простыми глагольными сказуемыми: «не слышал, мог бы пробраться, подойти». В сказуемых сосредоточен основной смысл предложения: речь идёт о том, что собака настолько страшная, что нельзя предположить, что кто-то рискнул бы подойти к ней.

В предложении 3 составное именное сказуемое выражено именем прилагательным: «Урс огромный». В этом сказуемом определён основной признак собаки, её свойство, подчёркивающее грозный вид собаки.

Таким образом, прав известный лингвист Фёдор Иванович Буслаева: «Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения».

2. Мы с детства знаем по сказкам, что добро всегда побеждает зло, верим в это, потому что тогда легче жить, потому что вера эта вселяет надежду. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. Именно доброта и любовь Кэт помогли «растопить сердце» собаки. Урс откликнулся на добро которое разбудило в нём способность дружить и желание быть нужным. Именно об этом финальные строки текста Юрия Яковлева: «Потом они пошли между штабелей дров, рядом, Урс и Кэт».

Печально осознавать, что люди вокруг собаки оказывались бездушными, жестокими. Это люди сделали Урса «страшно злобным псом» (предложение 9). Они хотели видеть его таковым – он оправдывал их ожидания.

Нелегко Урсу осознавать, что он кому-то нужен. Подтверждение этому находим в предложениях 34-37. Видимо, немало пришлось ему вынести от людей, раз он так настороженно относится к Кэт. А добро всё равно победило.

Человеку должно быть свойственно сострадание и желание прийти на помощь – важные проявления доброты. Кэт обладает этими качествами и обретает настоящего, преданного друга.

3. Доброта - это способность к сопереживанию, желание прийти на помощь, бескорыстное служение людям. Это одно из ценнейших человеческих качеств, проявление которого позволяет судить об истинной ценности человека. Совершая добрые дела и поступки, мы можем сделать счастливее того, кто нуждается в помощи, кто одинок и, может быть, даже зол на весь мир.

Возможно ли сделать так, чтобы огромный, суровый, страшный пёс дал себя погладить и покорно позволил вычёсывать шерсть? Все считали: нет. Урсу ненавидел людей и кидался к каждому, кто хоть как-то приближался к нему. Но так не считала Кэт - девочка добрая, смелая и так отчаянно мечтавшая о собаке-друге. Её доброта растопила сердце сурового Урсу, пёс поверил девочке. Животные, а собаки особенно, очень чувствуют, когда к ним - с добром, и платят верностью и преданностью.

Доброта не позволит пройти мимо чужой боли, чужой беды. У нас в крае есть постоянно действующая акция «Цветик-семицветик». В ходе этой акции собираются средства на лечение больных детей. Несколько сот маленьких пациентов самых тяжёлых отделений детских больниц возвращены к полноценной жизни благодаря этой акции. Спасибо всем неравнодушным людям, людям, которые незаметно творят добро.

Кто-то из известных сказал: «Добро в оправдании не нуждается». И, наверное, это правильно. Добро может быть только бескорыстным, иначе оно перестанет быть добром.

1) У него хо-лод-ные глаза и влаж-ные клыки ве-ли-чи-ной с палец.

2) Он рычал, рвал про-во-ло-ку, а она уго-ва-ри-ва-ла его, на-зы-ва-ла лас-ко-вы-ми име-на-ми, слов-но перед ней был бес-по-мощ-ный щенок, боль-ше-ла-пый, с шел-ко-ви-стой шер-стью, ещё не на-учив-ший-ся лаять.

4) Она за-пу-сти-ла руку в его гряз-ную нечёсаную шерсть.

5) Урс, ко-неч-но, не по-ни-мал, о чём го-во-рит Кэт: со-ба-ка, с ко-то-рой никто ни-ко-гда не раз-го-ва-ри-вал, не по-ни-ма-ет слов.

Пояснение.

1) У него холодные глаза и влажные клыки величиной с палец.

2) Он рычал, рвал проволоку, а она уговаривала его, называла ласковыми именами, словно перед ней был беспомощный щенок, большелапый, с шелковистой шерстью, ещё не научившийся лаять.

Ответ: 12.

Ответ: 12|21

Ответ: этопотяжелее

 

 

Это интересно: