→ Художник иллюстратор русских народных сказок. Иллюстрации Ивана Билибина (165 работ)

Художник иллюстратор русских народных сказок. Иллюстрации Ивана Билибина (165 работ)

Публикации раздела Музеи

Картинки из детства

П роводники в мир детской литературы, благодаря которым строчки, еще непонятные маленькому читателю, обретают яркие и волшебные образы. Иллюстраторы детских книг, выбирая этот путь, как правило, остаются верны ему на протяжении всей творческой жизни. А их читатели, вырастая, сохраняют привязанность к картинкам из все дальше уходящего детства. Наталья Летникова вспомнила творчество выдающихся отечественных иллюстраторов .

Иван Билибин

Иван Билибин. «Жар-птица». Иллюстрация к «Сказке об Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером Волке». 1899 г.

Борис Кустодиев. Портрет Ивана Билибина. 1901. Частное собрание

Иван Билибин. «Мёртвый Иван Царевич и Серый Волк». Иллюстрация к «Сказке об Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером Волке». 1899 г.

Театральный оформитель, преподаватель Академии художеств , Билибин создал неповторимый авторский стиль, который позже назвали «билибинским». Работы художника отличало обилие орнаментов и узоров, сказочность образов при точном следовании историческому облику русского костюма и предметов быта. Первую иллюстрацию Билибин нарисовал еще в 1899 году к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке». На протяжении сорока лет художник обращался к русским народным сказкам и былинам. Его рисунки жили и на страницах детских книг, и на театральных площадках Петербурга, Праги, Парижа.

Борис Дехтерев

Борис Дехтерев. Иллюстрация к произведению «Кот в сапогах». 1949 г. Фотография: kids-pix.blogspot.ru

Борис Дехтерев. Год неизвестен. Фотография: artpanorama.su

Борис Дехтерев. Иллюстрация к произведению «Красная Шапочка». 1949 г. Фотография: fairyroom.ru

Акварельные портреты с легкой кисти Бориса Дехтерева получили Золушка и Красная Шапочка, Кот в сапогах и Мальчик-с-пальчик, герои сказок Александра Пушкина . Знаменитый художник-иллюстратор создал «строгий и благородный облик детской книги». Тридцать лет своей творческой жизни профессор МГХИ имени Сурикова посвятил не только обучению студентов: Борис Дехтерев был главным художником в издательстве «Детская литература» и открыл дверь в мир сказки для многих поколений маленьких читателей.

Владимир Сутеев

Владимир Сутеев. Иллюстрация к произведению «Кто сказал мяу». 1962 г. Фотография: wordpress.com

Владимир Сутеев. Год неизвестен. Фотография: subscribe.ru

Владимир Сутеев. Иллюстрация к произведению «Мешок яблок». 1974 г. Фотография: llibre.ru

Иллюстрации, похожие на застывшие на книжных страницах кадры из мультфильмов, создавал Владимир Сутеев, один из первых советских режиссеров-мультипликаторов. Придумывал Сутеев не только живописные образы к классике - сказкам Корнея Чуковского, Самуила Маршака , Сергея Михалкова , - но и собственные истории. Работая в детском издательстве, Сутеев написал около сорока поучительных и остроумных сказок: «Кто сказал мяу?», «Мешок яблок», «Палочка-выручалочка». Это были любимые многими поколениями малышей книги, в которых, как и хочется в детстве, картинок было больше чем текста.

Виктор Чижиков

Виктор Чижиков. Иллюстрация к произведению «Доктор Айболит». 1976 г. Фотография: fairyroom.ru

Виктор Чижиков. Год неизвестен. Фотография: dic.academic.ru

Виктор Чижиков. Иллюстрация к произведению «Приключения Чипполино». 1982 г. Фотография: planetaskazok.ru

Только мастер создавать трогательные образы для детских книг смог бы растрогать до слез целый стадион. Так и случилось с Виктором Чижиковым, который нарисовал олимпийского мишку в 1980 году, а также был автором иллюстраций к сотне детских книг: Виктора Драгунского , Михаила Пляцковского, Бориса Заходера , Ганса Христиана Андерсена , Николая Носова, Эдуарда Успенского. Впервые в истории отечественной детской литературы в печать вышли собрания книг с иллюстрациями художника, в том числе двадцатитомник «В гостях у В. Чижикова». «Для меня всегда было счастьем нарисовать детскую книжку» , - говорил сам художник.

Евгений Чарушин

Евгений Чарушин. Иллюстрации к произведению «Волчишко». 1931 г. Фотография: weebly.com

Евгений Чарушин. 1936 г. Фотография: lib.ru

Евгений Чарушин. Иллюстрации к произведению «Детки в клетке». 1935 г. Фотография: wordpress.com

Книги о животных Чарушин читал с детства, а его любимой была «Жизнь животных» Альфреда Брема. Будущий художник перечитывал ее много раз, а в старшем возрасте отправлялся в чучельную мастерскую рядом с домом рисовать с натуры. Так родился художник-анималист, который, окончив Академию художеств, посвятил свое творчество оформлению детских рассказов о животных. Выдающиеся иллюстрации Чарушина для книги Виталия Бианки даже приобрела Третьяковская галерея . А во время работы с Самуилом Маршаком над книгой «Детки в клетке», по настоянию писателя, Чарушин попробовал писать. Так появились его рассказы «Томка», «Волчишко» и другие.

Иван Семенов

Иван Семенов. Иллюстрации к произведению «Фантазеры». 1960 г. Фотография: planetaskazok.ru

Иван Семенов. Год неизвестен. Фотография: colory.ru

Иван Семенов. Иллюстрация к произведению «Живая шляпа». 1962 г. Фотография: planetaskazok.ru

Создатель знаменитого Карандаша и всего детского журнала «Веселые картинки» начинал с карикатур. Ради любимого дела ему пришлось бросить Медицинский институт, так как из-за учебы рисовать было просто некогда. Первое детское признание художнику принесли иллюстрации к веселым историям Николая Носова «Фантазеры» и «Живая шляпа», а тираж книги «Бобик в гостях у Барбоса» с иллюстрациями Семенова превысил три миллиона экземпляров. В 1962 году Иван Семенов вместе с Агнией Барто проехал с выставкой советских детских книг по всей Англии. К тому времени художник возглавлял редакцию «Веселых картинок» и знал буквально все о детской литературе и жизни советских детей.

На мой взгляд, лучшего иллюстратора сказок нет, чем В. М. Васнецов, ну разве что И. Билибин. О нём следующая страница.

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) - один из первых русских художников, который раздвинул рамки привычных жанров и показал сказочный мир, озарённый поэтической фантазией народа. Васнецов один из первых русских художников обратился к воссозданию образов народных сказок и былин в живописи. Его судьба сложилась так, как будто ему заранее предназначалось быть певцом русской сказки. Детство его прошло в суровом живописном вятском крае. Словоохотливая стряпуха, рассказывающая детям сказки, повествования бродячих людей, много повидавших на своем веку, по признаниям самого художника, "заставила на всю жизнь полюбить прошлое и настоящее моего народа, во многом определила мой путь". Уже в начале своего творчества он создал ряд иллюстраций к "Коньку-Горбунку" и "Жар Птице". Кроме сказок, у него есть произведения, посвящённые героическим образам былин. "Витязь на распутье", "Три богатыря". Знаменитое полотно "Иван Царевич на сером волке" написано на сюжет одной из самых известных и распространённых сказок, воспроизводимых ещё в лубочных изданиях 18 века.

"Царевна-Несмеяна"

В царских палатах, в княжьих чертогах, в высоком терему красовалась Несмеяна-царевна. Какое ей было житье, какое приволье, какое роскошье! Всего много, всё есть, чего душа хочет; а никогда она не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце её ничему не радовалось.

Тут и купцы, и бояре, и иноземные гости, сказители-музыканты, плясуны, шуты и скоморохи. Поют, паясничают, хохочут, бренчат на гуслях кто во что горазд. А у подножия высокого терема - простой люд, тоже толпятся, смеются, кричат. И всё это скоморошничество - для царевны, единственной царской дочки. Печально сидит она на резном белом троне у окна. «Всего много, есть всё, чего душа хочет; а никогда она не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце ее ничему не радовалось». Да и чему тут, по правде говоря, радоваться, если никто никогда с ней по душам не поговорит, никто с чистым сердцем не подойдет?! Все вокруг лишь шумят, в женихи метят, стараются себя в лучшем свете преподать, а никому до самой царевны дела нет. Вот потому и Несмеяна она, до тех пор, пока не придёт единственный, долгожданный, который подарит ей улыбку вместо шутовства, тепло вместо равнодушия. А он придёт, обязательно, ведь на то и сказка сказывается.

"Кощей Бессмертный и Красота Ненаглядная"

Только успел он со двора уйти, а Кощей во двор: «А! - говорит. - Русской коской пахнет; знать, у тебя Иван-царевич был». - «Что ты, Кощей Бессмертный! Где мне Ивана-царевича видать? Остался он в лесах дремучих, в грязях вязучих, по сих пор звери съели!» Стали они ужинать; за ужином Ненаглядная Красота спрашивает: «Скажи мне, Кощей Бессмертный: где твоя смерть?» - «На что тебе, глупая баба? Моя смерть в венике завязана».

Рано утром уезжает Кощей на войну. Иван-царевич пришёл к Ненаглядной Красоте, взял тот веник и чистым золотом ярко вызолотил. Только успел царевич уйти, а Кощей во двор: «А! - говорит. - Русской коской пахнет; знать, у тебя Иван-царевич был». - «Что ты, Кощей Бессмертный! Сам по Руси летал, русского духу нахватался - от тебя русским духом и пахнет. А мне где видать Ивана-царевича? Остался он в лесах дремучих, в грязях вязучих, по сих пор звери съели!» Пришло время ужинать; Ненаглядная Красота сама села на стул, а его посадила на лавку; он взглянул под порог - лежит веник позолоченный. «Это что?» - «Ах, Кощей Бессмертный! Сам видишь, как я тебя почитаю; коли ты мне дорог, так и смерть твоя дорога́». - «Глупая баба! То я пошутил, моя смерть вон в дубовом тыну заделана».

"Царевна-лягушка"

Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Пир» (с. 19 учебника) .
Если есть возможность, интересно было бы сравнить эту картину с иллюстрацией, сделанной к этому эпизоду сказки И. Билибиным.
Иллюстрации Билибина в обрамлении растительного орнамента очень точно отражают содержание сказки. Мы можем разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц удивлённых бояр и даже узор на кокошниках невесток. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлечённость музыкантов, которые словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, весёлая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки.
- Почему народ называет Василису Премудрой? Какие качества прославляет народ в образе Василисы?

Картина В. Васнецова создает обобщённый образ прекрасной царевны: рядом с ней гусляры, народ. Иллюстрация И. Билибина конкретно изображает эпизод пира: в центре - Василиса Премудрая, по мановению руки которой происходят чудеса; вокруг люди, поражённые происходящим. Здесь возможны разные виды работ:

1. Опишите устно, что вы видите на каждой из картин (герои, обстановка, внешний вид окружающих людей, их настроение, преобладающие краски).

2. Сравните изображение Василисы Премудрой у Васнецова и Билибина. Такой ли вы представляете себе главную героиню сказки?

"Ковёр-самолёт"

Фантазия народа создала сказку о летающем ковре. Вы видите две картины Васнецова с таким названием – раннюю и позднюю. На первой из них гордый молодец с ковра-самолета смотрит на расстилающиеся внизу просторы русской земли. Неброская северная природа послужила художнику фоном для картины. Сверкают реки, озёра, темной стеной стоит лес, сопровождают ковёр огромные птицы. Ярким огнем горит в клетке пойманная героем Жар-птица. О мудрости, силе, ловкости народной рассказывает это полотно. Вторая картина более светлая, красочная. Яркие лучи заката, прорезая пелену облаков, стали удачным фоном картины. Природа сквозь облака видится яркая, зелень сочная, может быть, потому что герои спустились ближе к ней. И девушка с юношей в сверкающих, расшитых золотом одеждах не кажутся посторонними на полотне. Прекрасны их молодые лица, нежно склонились они друг к другу, олицетворяя верность и любовь.

Аленушка, Снегурочка, Елена Прекрасная - эти вымышленные образы и портреты близких Васнецову "по духу" женщин - Елены Праховой, Веры и Елизаветы Григорьевны Мамонтовых, портреты жены, дочери, племянницы с разных сторон высветляют то, что называется русская женская душа, которая становится для Васнецова олицетворением Родины, России.

Алконост . В византийских и русских средневековых легендах чудесная птица, жительница Ирия - славянского рая. Лик у нее женский, тело - птичье, голос сладок, как сама любовь. Услышавший пение Алконост от восторга может забыть всё на свете, но зла от неё нет, в отличие от Сирина.

Алконост несет яйца на краю моря, но не высиживает их, а погружает в морскую глубину. В эту пору семь дней стоит безветренная погода. Согласно древнегреческому мифу, Алкиона, супруга Кеика, узнав о гибели мужа, бросилась в море и была превращена в птицу, названную по её имени алкиона (зимородок).

Изображается на лубочных картинах полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями и девичьей головой, осенённой короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись. Кроме крыльев у Алконоса есть руки, в которых она держит райские цветы или сверток с объяснительной надписью. Живёт она на райском дереве, на острове Буяне вместе с птицей Сирин, имеет сладкий голос, как сама любовь. Когда она поёт, то сама себя не ощущает. Услышавший её чудесное пение все в мире позабудет. Своими песнями она утешает и будущую радость возвышает. Это птица радости .

А вот Сирин , тёмная птица, тёмная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса Сирин - женщина несравненной красоты, от пояса же - птица. Кто послушает её голос, забывает обо всем на свете и умирает, причём нет сил, чтобы заставить его не слушать голос Сирин, и смерть для него в этот миг - истинное блаженство. Даль в знаменитом словаре объяснял так: «...мифичеcкое и церковное птицы совы, или филина, пугача; есть лубочные картины, изображающие райских птиц с женскими лицами и грудью » (В. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка"). В русских духовных стихах сирин, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей своим пением. В западноевропейских легендах сирин – воплощение несчастной души. Это птица печали .

  • #1
  • #2

    люблю васнецова

  • #3

    Я ВЕРНУСЬ ЕЩЕ НА ВАШ САЙТ, ЗДЕСЬ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО

  • #4

    очень интерестно

  • #5

    Уважаемая Инесса Николаевна, огромное спасибо за Ваши труды, за помощь в подготовке уроков.

  • #6

    все круто!)))

  • #7

    Очень хорошо

  • #8
  • #9

    очень здоровский текст

  • #10

    Спасибо! Этот сайт очень помог!

  • #11

    Спасибо огромное

  • #12

    спасибо очень помогло сделать проект

  • #13

    Инесса Николаевна,добрый человек! огромное спасибо за помощь учителям! Да,вознаградит Вас Бог!

  • #14

    Спасибо за информацию я очень благодарна!Инесса Николаевна вы знаете толк в искусстве.

  • #15

    Очень помогло

  • #16

    мне понравился этот сайт

  • #17

    Уважаемая Инесса Николаевна, мне уроки готовить не надо:),но читать сайт очень интересно, спасибо Вам за заботу о детях.

Многие и вовсе не понимают, зачем нужны иллюстрации, если книга не предназначена для ребенка. К слову, книжная иллюстрация – это не просто тематический рисунок, а неотъемлемая составляющая произведения, которая дополняет текст и делает его чуть более доступным для читателя. Безусловно, современные иллюстрации самым коренным образом отличаются от классических книжных гравюр, однако и среди них можно встретить не просто достойные работы, а настоящие шедевры. Кроме того, в свое время созданием иллюстрации занимались великие художники-живописцы, для которых написание полотен с литературной основой было сродни эксперименту.

Иван Яковлевич Билибин являлся одним из первых русских художников-живописцев, начавших создавать иллюстрации к русским народным сказкам и былинам. Первая книжка с его иллюстрациями вышла, когда молодому художнику исполнилось 25 лет. Как правило, Билибин трудился над книгами, имеющими небольшой объем или так называемыми «книжками-тетрадками». Характерной особенностью художника был стиль оформления, согласно которому и текст, и иллюстрации составляли единое целое. Поэтому в книгах, оформленных Билибиным, рисункам отдавалась ровно столько же места, сколько и тексту. Все иллюстрации Билибина, носившие сказочно-праздничный характер с чертами народного творчества, были созданы по уникальной технологии. Художник сперва делал рисунок карандашом на кальке, переводил его на лист ватмана и, используя тонкую кисть, обводил изображение черной линией, после чего приступал к раскрашиванию. Среди самых известных работ Билибина иллюстрации к сказкам «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Василиса Прекрасная», «Финист-Ясный сокол», «Царевна-лягушка», а также к произведениям А.С.Пушкина «Лукоморье», «Сказка о царе Салтане...» и «Сказка о золотом петушке».

Еще одним выдающимся художником, а также талантливым иллюстратором был Юрий Алексеевич Васнецов, создатель целой галереи образов для детских книг. Все свое детство и юность Васнецов провел в городе Вятка, который стал его вдохновением и побудил к созданию целого ряда иллюстраций, отражающих каждодневный и праздничный быт небольшого провинциального городка. Стиль Васнецова весьма узнаваем: в нем всегда присутствуют яркие краски, витиеватые узоры, фон и образы, содержащие в себе розовый, синий, желтый и красный цвета. Цвет в иллюстрациях Васнецова играет ключевую роль. Еще одной характерной чертой рисунков Ю.А. Васнецова является то, что художник создает удивительный сказочный мир – мир детства, где нет жестокости и где добро всегда побеждает зло. Самыми известными его работами являются иллюстрации к детским книгам «Лиса и заяц», «Три медведя», «Волк и козлята», «Ерши малыши», «Пятьдесят поросят» и так далее.

Книжные иллюстрации русских художников являются уникальными в своем роде, по-настоящему красивыми, яркими, добрыми и очень душевными. Они отличаются насыщенным цветом, интересными образами и легкостью восприятия. Поэтому нет ничего удивительного в том, что русские люди считаются самой читаемой нацией в мире.

Вы были когда-нибудь в избушке на курьих ножках? Среди многих русских живописцев, искавших вдохновения в народной истории, культуре и поэзии, В. Васнецов занимает особое место. Художник признавался: «Я всегда был убежден, что … в сказке, в песне, былине, сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может, и будущим…» (8, с. 476). На его картине «Гусляры» - певцы-сказители. В их песнях-былинах оживают, становясь своеобразной летописью народной истории, образы любимых героев.

Имя Виктора Михайловича Васнецова - одно из самых известных и любимых среди имен русских художников XIX века (37). Его твopчeское наследие интересно и многогранно. Его называли «истинным богатырем русской живописи». Он первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам. «Я только Русью и жил» - эти слова художника характеризуют смысл и значение его творчества. Картины бытового жанра и поэтические полотна на сюжеты русских народных сказок, легенд, былин; иллюстрации к произведениям русских писателей и эскизы театральных декораций; портретная живопись и орнаментальное искусство; росписи на исторические сюжеты и архитектурные проекты - таков творческий диапазон художника.

Но глaвное, чем обогатил художник русское искусство, - это пpoизведeния, написанные на основе народного творчества. Какие же картины Виктора Васнецова можно считать самыми известными? Любой ответит, что это знаменитые сказочные работы мастера: «Богатыри», которых некоторые назовут «Три богатыря», нежная, задумчивая «Алёнушка» и, возможно, не менее известное творение - «Иван-царевич на Сером Волке». Почему именно эти работы так чётко отпечатались в памяти большинства людей? Возможно, это связано с исконно русскими образами или проникновенными сказочными мотивами, которые передаются новым поколениям, уже на уровне народной памяти и стали в чём-то даже отражением истории Древней Руси.

«Богатыри» (1881-98), которыми мы восхищаемся, отняли около тридцати лет жизни мастера. Именно столько времени он искал ту единую идею трёх образов, олицетворяющих душу русского народа. Илья Муромец - это сила народная, Добрыня Никитич - его мудрость, Алёша Попович - связь настоящего и прошлого с духовными устремлениями народа.

Сам Виктор Васнецов признавался, что сказочная «Алёнушка» (1881) - его любимое произведение, для создания которого он выезжал из Москвы к себе в родные места. А для передачи большей проникновенности образу посетил множество концертов классической музыки. Каждая веточка, цветочек и травинка поют хвалебную песню русской природе, воспевают красоту, свежесть и в то же время грустную задумчивость главной героини.

Не менее известная работа - «Иван-царевич на Сером Волке» (1889) открывает для нас автора как глубокого знатока всего, что называется «душой русского народа». Сказочные персонажи красавицы и царевича рассказывают о времени, когда народ умел слушать и слышать природу.

Работы великого мастера русской живописи стали мировым образом всего русского и народного в живописи конца 19 века.

Другой замечательный художник-иллюстратор - Билибин Иван Яковлевич (1876-1942). Свои впечатления выразил не только в образах, но и в ряде статей (4, 5). Создавая с 1899 оформительские циклы для изданий сказок (Василиса Прекрасная, Сестра Аленушка и братец Иванушка, Финист Ясный Сокол, Царевна-лягушка и др., в том числе пушкинских сказок о Царе Салтане и Золотом петушке), разработал - в технике рисунка тушью, подцвеченного акварелью, - особый «билибинский стиль» книжного дизайна, продолжающий традиции древнерусского орнамента (4).

Летом 1899 года Билибин уехал в деревню Егны Тверской губернии, чтобы самому увидеть дремучие леса, прозрачные речки, деревянные избушки, услышать сказки и песни, начал иллюстрироватъ русские народные сказки из сборника Афанасьева. В течение 4-х лет Билибин проиллюстриро-вал семь сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Василиса Прекрасная». Билибин создал не отдельные иллюстрации, он стремился к ансамблю: рисовал обложку, иллюстрации, орнаментальные украшения, шрифт - все стилизовал под старинную рукопись.

Ко всем семи книгам Билибин рисует одинаковую обложку, на которой располагает русские сказочные персонажи: трех богатырей, птицу Сирин, Змея-Горыныча, избушку Бабы-Яги. Все страничные иллюстрации окружены орнаментальными рамками, как деревенские

Билибин. Красный всадник окна резными наличниками. Они не только декоративны, но и имеют содержание, продолжающее основную иллюстрацию. В сказке «Василиса Прекрасная» иллюстрацию с Красным всадником (солнышко) окружают цветы, а Черного всадника (ночь) - мифические птицы с человеческими головами. Иллюстрацию с избушкой Бабы-Яги окружает рамка с поганками (а что еще может быть рядом с Бабой-Ягой?). Но самым главным для Билибина была атмосфера русской старины, эпоса, сказки. Из подлинных орнаментов, деталей он создавал полуреальный, полуфантастический мир.

Конь был необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Образы солнца и коня в народном искусстве сливаются воедино. В поэтических представлениях народа всадник на коне освобождал весну от зимнего плена, отпирал солнце, открывал путь вешним водам, после чего весна вступала в свои права. Этот мотив в фольклоре воплотился в образе Егория Храброго.

Баба-Яга - сказочный персонаж, обитающий в дремучем лесу. «На печи, на девятом кирпичи лежит баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку замотаны, сама зубы точит» (2); «Баба-яга их напоила, накормила, в баню сводила», «Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирается, помелом след заметает». В. Даль пишет, что Яга - «род ведьмы или злой дух под личиною В. Билибин Баба-Яга.

Орнаментальные линии четко ограничивают цвета, задают объём и перспективу в плоскости листа. Заполнение акварельными красками черно-белого графического рисунка только подчеркивают заданные линии. Для обрамления рисунков И.Я. Билибин щедро использует орнамент (33).

В наш XXI век, век узкой специализации, фигура Николая Константиновича Рериха представляет собой уникальное явление. Великий художник, археолог и исследователь, Николай Рерих обладает мировой славой живописца и ученого. Меньше знакомо нам его литературное наследие. Например, мало кто знает, что Николай Константинович писал и… сказки. С прекрасной иносказательностью образов, с манящей красотой таинственных миров. Герои его сказок являются носителями возвышенных чувств и мыслей, имеющих вечную общечеловеческую ценность (39). Они располагают к глубокому раздумью, настраивают на высокие чувства, устремляют к духовному совершенствованию.

С.К. Маковский о Н.К. Рерихе:»… Есть художники, познающие в человеке тайну одинокой духовности. Они смотрят пристально в лица людей, и каждое лицо человеческое - мир, отдельный от мира всех. И есть другие: их манит тайна души слепой, близкой, общей для целых эпох и Николай Рерих. Галерея картин художника - Змиевна, 1906 народов, проникающей всю стихию жизни, в которой тонет отдельная личность, как слабый ручей в темной глубине подземного озера» (30, с. 33-35).

У людей на холстах Рериха почти не видны лица. Они - безликие привидения столетий. Как деревья и звери, как тихие камни мертвых селений, как чудовища старины народной они слиты со стихией жизни в туманах прошлого. Они - без имени. И не думают, не чувствуют одиноко. Их нет отдельно и как будто не было никогда: словно и прежде, давно, в явной жизни, они жили общей думой и общим чувством, вместе с деревьями и камнями и чудовищами старины.

Художник, которого невольно хочется сопоставить с Рерихом, - М.А. Врубель. Я не говорю о сходствах. Ни характером живописи, ни внушениями замыслов Рерих не напоминает Врубеля. И тем не менее, на известной глубине мистического постижения, они - братья. Различны темпераменты, различны формы и темы творчества; дух воплощений - един. Демоны Врубеля и ангелы Рериха родились в тех же моральных глубинах. Из тех же сумраков бессознательности возникла их красота. Но демонизм Врубеля активен. Он откровеннее, ярче, волшебнее. Горделивее.

«В картине «Пан» греческий бог превращается в русского лешего. Старый, морщинистый, с бездонными голубыми глазами, узловатыми, словно сучья, пальцами, он как будто возникает из замшелого пня.

Фантастическую колдовскую окраску приобретает характерный русский пейзаж - безбрежные влажные луга, извилистая речушка, тонкие березки, застывшие в тишине опускающихся на землю сумерек, озаренные багрянцем рогатого месяца (64).

Царевна-лебедь - персонаж русских народных сказок. В одной из них в пересказе А.Н. Афанасьева повествуется о превращении двенадцати птиц - лебедей в прекрасных девушек, в другой - о явлении чудесной Лебедь-птицы на берегу синего моря (2).

Садко (Богатый гость) является героем былин новгородского цикла. Садко сначала был бедным гусляром, потешавшим новгородских купцов и бояр, играя на гуслях на берегу Ильмень-озера. Своей игрой он получил расположение царя Водяного. Царь потребовал героя жениться на его дочери, которую предстояло выбрать. В благодарность за спасение Садко построил в Новгороде церкви в честь Пресвятой Богородицы и Николы Можайского.

Иллюстрировали сказки многие замечательные художники: Татьяна Алексеевна Маврина, Елена Дмитриевна Поленова, Глеб Георгиевич Бедарев, каждая их работа - удивительный образ, погружающий нас в таинственный волшебный мир.

Михайлоф Федор

—Цель проекта: узнать какие художники иллюстрировали русские народные сказки.

—Задачи: 1.Узнать кто такие иллюстраторы.

2.Найти информацию о художниках в библиотеке. 2. Найти иллюстрации к сказкам в разных сборниках.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект по сказкам «Художники – иллюстраторы» Подготовил ученик 3 «Б» класса Михайлов Фёдор

Цель проекта: узнать какие художники иллюстрировали русские народные сказки. Задачи: 1.Узнать кто такие иллюстраторы. 2.Найти информацию о художниках в библиотеке. 2. Найти иллюстрации к сказкам в разных сборниках.

ИЛЛЮСТРАТОРЫ - художники, которые рисуют иллюстрации для книг, помогающие понять содержание произведения, лучше представить героев, их внешность, характеры, поступки, обстановку, в которой персонажи живут.

Художники – сказочники 1.Иван Яковлевич Билибин (1876-1942) 2.Виктор Михайлович Васнецов (1881-1926) 3.Юрий Алексеевич Васнецов (1900-1973) 4.Евгений Михайлович Рачёв (1906-1997)

Художник Иван Яковлевич Билибин Мастер графики, создатель особого типа иллюстриро-ванной книги, "первый профессионал книги" - как его называют специалисты.

Иван царевич и серый волк. И. Я. Билибин

«Баба – Яга» к сказке «Василиса Прекрасная». И. Я. Билибин

Виктор Михайлович Васнецов Я всю жизнь только и стремился, как художник, понять, разгадать и выразить русский дух. В. М. Васнецов

Иван Царевич на сером волке. В.М. Васнецов

В.М. Васнецов « Алёнушка »

Юрий Алексеевич Васнецов И ллюстрировал и оформлял русские народные сказки, песенки, потешки. Его по праву называют художником русской сказки. "Три медведя", "Теремок" и многие другие. Фантастические, сказочные пейзажи основаны на впечатлениях от настоящей русской природы. Птицы и звери у художника обретают повадки, подмеченные им в реальной действительности.

«Лиса и заяц» «Три медведя»

«Гуси лебеди» «Кошкин дом»

Евгений Михайлович Рачёв Все животные и звери – герои рисунков Рачёва «одеты» как люди, в человеческую одежду, тем самым Рачёв показывает, что за сказочным сюжетом и сказочными образами скрываются реальная жизнь и реальные человеческие отношения.

Маша и медведь» «Кот, петух и лиса»

«Колобок» «Волк и лиса»

Конец Сказка радость нам несет, Тот, кто знает, тот поймет, В сказке очень много смысла, И любовь там ходит близко. Сказка - чудная копилка, Что накопишь, то возьмешь, А без сказки в этой жизни – Непременно пропадешь.

 

 

Это интересно: