→ Психологическое занятие для старшеклассников жизненные цели. «Безобидный тренинг» для старшеклассников

Психологическое занятие для старшеклассников жизненные цели. «Безобидный тренинг» для старшеклассников

Психологическое занятие «Развиваем чувство уверенности в себе»

Иванова Елена Сергеевна,

педагог-психолог

МБОУ «Средняя школа №1»

г. Вилючинск, Камчатский край

Цель: повышение уверенности в себе, в свои силы.

Задачи: развить навыки, необходимые для уверенного поведения; укрепить чувство собственного достоинства; повысить самооценку каждого участника.

Форма проведения: занятие с элементами тренинга

Участники: учащиеся 9-11 классов.

Оборудование: листы бумаги для каждого участника, фломастеры, шкатулка, зеркало овальной формы, листочки с пожеланиями, правила, магниты, магнитофон, запись с музыкой, презентации.

План занятия:

1. Знакомство с группой.

2. Ритуал приветствия.

3. Принятие правил в группе.

4. Упражнение «Снежный ком».

6. Притча «О луне».

8. Упражнение «Я верю, что я….»

9. Упражнение «Пожелания».

10. Рефлексия. Благодарность за участие.

11. Ритуал прощания.

Ход занятия:

1. Знакомство с группой.

Здравствуйте, дорогие ребята! Зовут меня Елена Сергеевна. Сегодня я проведу с вами небольшой тренинг, который поможет вам развить чувство уверенности в себе, укрепить чувство собственного достоинства, повысить самооценку.

2. Ритуал приветствия.

А начнем занятие так: сейчас мы все встанем и по моей команде начнем здороваться. Здороваться будем за руку с каждым, при этом надо посмотреть в глаза и улыбнуться. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза. Главное – никого не пропустить.

3. Принятие правил в группе.

Теперь вам будут предложены правила поведения в группе. После каждого пункта прошу проголосовать за принятие (непринятие) данного правила.

Правила:

1. Принцип Я.

2. Принцип поднятой руки.

3. Искренность и открытость.

4. Безоценочность суждений.

5. Активность.

Говорить только от своего лица: не «Все тут думают», а «Я думаю»

Оцениваем не человека, а действия

Слушать друг друга внимательно, не перебивая, вопросы после выступления

Работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях

Говорить искренно и открыто. Если нет желание говорить честно, молчим.

Заполните эту клетку сами

4. Упражнение «Снежный ком».

Первое упражнение называется «Снежный ком». Мы начнем с того, что каждый по кругу назовет свое имя и прилагательное к нему, которое начинается с первой буквы вашего имени. Например, Елена – Е единственная.

5. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца».

Следующее упражнение называется «Мой портрет в лучах солнца». Так как вы из одного класса, вы очень хорошо знаете друг друга. Я сейчас каждому раздам по листку бумаги, на котором нарисовано солнце. Ваша задача – написать свое имя в центре солнечного круга и передать своему соседу, который должен написать вдоль лучей одно ваше достоинство. Будем работать по кругу, пока лист не вернется к вам назад.

Рефлексия:

Что вы чувствовали, когда выполняли это упражнение?

Какие чувства вы испытали после прочтения ваших достоинств?

Все ли ваши достоинства, о которых написали, были вам известны?

Что было легче: говорить о себе или о других?

6. Притча «О луне».

А теперь послушайте притчу.

Один человек влюбился в Луну и тосковал по ней. Чтобы быть к Луне поближе, он устроил свое жилище на горе, и каждый вечер смотрел на нее, мечтая когда-нибудь приблизиться к предмету своего обожания. Однажды ночью, увидев, как лунная дорожка достигла его жилища, человек решился вступить на нее и пошел навстречу к Луне. Он уже прошел половину пути без помех, когда засомневался в своих силах, испуганно посмотрел вниз, закачался и упал.

Рефлексия:

Какое впечатление произвела на вас эта притча?

Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: нужно обязательно верить в себя и не сомневаться в своих силах.

7. Упражнение «Волшебное озеро».

Для упражнения понадобится шкатулка, в которую психолог заранее кладет небольшое зеркало круглой формы.

Все участники садятся в круг и закрывают глаза.

Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в «маленьком волшебном озере», вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.

После того как в шкатулку заглянет каждый, психолог задает ученикам вопросы:

- Как вы понимаете значение слова «уникальный»? (единственный в воем роде)

- Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?

- Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?

- Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?

Мы выяснили, что каждый человек - это уникальная и неповторимая личность, одна-единственная в своем роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью.

8. Упражнение «Я верю, что я…» (просмотр презентации, чтение установок)

Я верю, что я …

могу понять своих родителей и они понимают меня, хотя это не всегда просто.

… хороший друг.

добрый и отзывчивый человек.

могу доставлять радость себе и другим.

могу сам принимать решения, касающейся моей жизни.

могу сказать «нет», когда это необходимо.

могу отстаивать свою позицию.

учусь на своих ошибках.

не отчаиваюсь из-за проблем, какими бы они не были.

имею право быть самим собой со всеми своими моими достоинствами и недостатками.

9. Упражнение «Пожелания».

На карточках написаны “мудрые мысли”. Каждый достает себе карточку и вслух зачитывает то, что там написано:

1. Надейтесь на лучшее, мечтайте о лучшем будущем, подходите ко всему и ко всем с оптимизмом.

2. Стремитесь к знанию, к культуре, к духовно богатым людям. Помните, то, что есть в человеке, несомненно, важнее того, что есть у человека.

3. Не позволяйте душе лениться. Будьте требовательны к себе, строго оценивайте свои мысли и поступки.

4. Растите в себе счастливого человека, создавайте себе душевный настрой на счастье. Собирайте свое счастье по крупицам, берегите, не бросайтесь тем, что удастся собрать.

5. Будьте целеустремленны и настойчивы в достижении поставленных целей, трудитесь и творите, реализуйте себя в окружающем мире.

6. Не копите проблемы, а решайте их. Неразбериха проблем порождает чувство тревоги и беспокойства.

7. При удаче больше всего благодарите других, а во всех бедах вините, прежде всего, себя.

8. Чаще улыбайтесь, улыбка ничего не стоит, но дорого ценится.

9. Не акцентируйте внимание на недостатках других людей, ищите в людях хорошее.

10. Анализируйте прожитый день, сделайте так, чтобы назавтра одной ошибкой и одним огорчением стало меньше.

11. Если у вас случилась неприятность, постарайтесь при случае при этом поговорить, но только с человеком, которому вы доверяете.

12. Не мстите врагам своим и не тратьте на них свою энергию. Они этого не стоят.

10. Рефлексия.

Каждый из вас теперь имеет возможность проанализировать полученную информацию и высказать свое мнение о сегодняшнем занятии.

Что нового вы узнали на занятии?

Чему научились?

Удалось ли вам на этом занятии узнать о себе что-то новое, ранее неизвестное?

Насколько хорошо вы, на ваш взгляд, знаете себя?

Что вам понравилось на занятии?

Что удивило?

Что вызвало затруднение?

Участники высказываются.

Ведущий подводит итоги. Ведущий должен поблагодарить каждого в отдельности, акцентируя внимание на особенностях в поведении и характере участника.

Ведущий также произносит слова благодарности всем за активную, творческую работу.

11. Ритуал прощания.

Аплодисменты!

Успех в жизни для меня - это…

Здравствуйте! Сегодня мы собрались здесь, чтобы определиться со своими планами на будущее, составим список удач. (Всем присутствующим прикрепить листочки с именами)

1.Упражнение «Знакоство». Представиться, рассказать: откуда вы пришли, ваше хобби, увлечение. Игрушка по кругу.

2.Как вы понимаете слово «Успех»?. Наши поступки определяются желанием чего-то избежать или чего-то достичь. В психологии это называется «мотивация избегания неудачи» и «мотивация достижения» Мотивация достижения – стремление достичь более высокого результата в какой-либо деятельности.

Как Вы понимаете слово «Успех»? Кто для вас успешный человек?

Хотите ли вы им быть, стремитесь ли вы к нему? Что вы для этого предпринимаете?

- А сейчас задайте себе вопрос : из чего складывается наше переживание удачи, успеха? (Ответы учащихся).

Очевидно, что оно возникает из соотношения полученного результата и того, чего мы хотели достичь. По известной формуле классика психологии У.Джеймса:

Самооценка = Успех

Притязания

Другими словами, самооценку можно повысить либо повышая уровень успеха, либо снижая притязания.

Множество данных говорит о том, что люди часто не осознают своих жизненных сценариев, и поэтому сценарии не доходят до своего логического конца. Но их можно изменить. Самостоятельное, сознательное решение изменить свой сценарий.

3. Упражнение «Прилагательные успеха».

· Учащимся надо описать 3-мя прилагательными человека, с которым им нравится общаться, а так же человека, с которым им общаться не нравится.

· Затем учащимся надо описать свое поведение, когда они общаются с этими людьми, например: часто улыбаюсь, говорю спокойным голосом, у меня угрюмое лицо, мой голос выше. Данные нужно записать в две колонки.

Делается вывод , как от поведения одного человека зависит поведение другого.

· Как вы думаете, что нужно для того, чтобы добиться успеха? (Высказывания учащихся).

4. Ключи успеха.

Итак, мы с вами поняли, что успех не приходит просто так, что его достигают, и многое в нашей жизни зависит от нас самих. Тот ресурс, который в нас заложен, поможет нам добиться своих целей. Но я сейчас дам несколько ключей успеха, которые помогут вам.

Ключ к успеху просто необходим для каждого человека. Вот семь ключей к успеху. Слушайте внимательно и запоминайте.

Прежде всего, надо начать с (распечатать и раздать памятки ).

1) ВЕРЫ – верить в то что, у вас все получится. Вера, а так же настрой на позитив, просто необходимы на первых этапах действия для достижения успеха. Обязательно должна быть

2)ЦЕЛЬ. Причем не просто в голове ее держать, а написать ее на бумаге. У вас должен быть четкий и подробный план ее осуществления. Если достигли своей цели, то ставьте другую цель.

Но при постановке целей нужно определиться с двумя моментами:

первый – чего вы хотите добиться и почему вы этого хотите;

3) ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ о том, что вам нужно.

А точнее – очень хорошо подумайте:

· что для вас является главным;

· на какие риски вы готовы пойти;

· как это решение повлияет на ваше окружение.

4) ВЫБОР. Всегда мы делаем тот или иной выбор и в конечном счете, он делает нашу судьбу. Надо четко знать, что выбрать.

5) УТОЧНЕНИЕ ЦЕЛИ – здесь нужно более конкретизировать разные мелочи, касающиеся вашей цели.

6) УСТАНОВКА ВРЕМЕННЫХ ГРАНИЦ – обязательно должно быть прописано на бумаге и с датой осуществления.

7) АНАЛИЗ И КОНТРОЛЬ ДЕЙСТВИЙ. Сюда относится выявление ошибок, изменение плана действия.

Используя этих семь ключей к успеху, вы добьетесь скорейших результатов.

5. «Формула успеха»

Педагог-психолог. Исходя из всего выше сказанног,о давайте попробуем с вами вывести формулу успеха.

УСПЕХ:

Нужно четко представлять то, что хочешь. Это - цель.

Нужно знать, что есть для того, чтобы добиться цели. Это - ресурсы.

Нужно незамедлительно начинать действовать. Это - действия .

Вы получите то, что хотели. Это - результат.

Следующее, что мы должны сделать, - поиск ответа именно на этот вопрос, только сформулированный несколько иначе:

- Каковы мои притязания в жизни?

Подумайте о том, чего вы хотите добиться в жизни? К чему стремишься?

А для того, чтобы сделать это интереснее, заглянем сначала в «бумажное зеркало».

6. Тест круги и линии (твой уровень притязаний).

Инструкция: на рисунке вы видите круги и линии.

Твоя задача – выбрать один из кругов (тот, который тебе больше нравится) и полностью его закрасить. После этого, выбери еще один круг и нарисуй в нем что-нибудь (цветочек или рожицу).

Полностью закрашенный круг – это твои притязания, то, к чему ты стремишься в жизни.

Если он находится на наклонной линии, это означает, что ты стремишься к карьере, активно строишь планы, мечтаешь о больших достижениях, стремишься к успеху, хочешь стать лидером.

И чем выше расположен выбранный тобой круг, тем грандиознее твои планы и желания.

Но если твой круг находится в нижней точке наклонной линии , то это говорит о том, что у тебя довольно низкие притязания, ты не стремишься к успеху, тебя устроит достаточно скромная роль. Такой выбор может также означать, что у тебя еще нет пока серьезных жизненных планов, ты еще плохо представляешь, какую роль хочешь играть в жизни.

Закрашенный круг, расположенный на длинной горизонтальной линии (она образует с диагональю угол), говорит о том, что самое важное для тебя в жизни – общение, хорошие отношения с окружающими. Ты с удовольствием работаешь в команде, коллективе.

Но если выбранный тобой круг расположен на правом конце этой линии, значит ты готов, если понадобится, стать в этой команде лидером, но бороться за это не будешь.

Выбор круга на короткой вертикальной линии – свидетельство отсутствия всяких стремлений, нежелания ничего делать и ничего предпринимать. Это плохой показатель, но, может быть, так проявляется усталость?

Закрашенный круг на короткой горизонтальной , отдельно нарисованной линии, говорит о том, что главное, к чему ты стремишься в жизни, - это независимость. Ты не заботишься о достижениях и успехе.

Круг с цветочком или рожицей внутри выражает твои тайные желания, то чего тебе хочется, но ты даже себе в этом не признаешься.

Сравни расположение закрашенного круга и круга с цветочком, и ты узнаешь, как соотносятся

Твои сознательные притязания и тайные желания.

Выводы сделайте самостоятельно.

7. Медитация «Театр».

А теперь, внимание. Ритмичная музыка.

Ты включаешь свою волю. Чувствуешь себя активным и деятельным человеком. Реши, что тебе надо сделать, чтобы это почувствовать? Ты берешь лист бумаги и решительно пишешь сверху: «Хочу, чтобы в ближайшие полгода я…» и за

3 минуты вновь высказываешь все, что попало, в любой форме, каким бы странным или глупым это ни казалось.

Три минуты прошло. Отложи ручку, и вновь расслабься, верни себе состояние покоя и умиротворения. Посиди так немного. Почувствуй, как тебе хорошо, как спокойствие и тело распространяются по твоему телу.

А теперь представь себя в маленьком театрике. Ты сидишь в затемненном зале, а на сцене стоит человек, Этот человек - Ты. Такой, каким ты себе нравишься. Представь себя счастливым, улыбающимся, Сейчас ты такой, каким хочешь быть или можешь стать. Посмотри на человека на сцене внимательно. Сейчас ты будешь ставить спектакль, где он в главной роли. Ты увидишь его в разных ситуациях и поймешь, что есть в нем такого, чего в тебе еще нет, что привлекает тебя в нем. Пусть в этом спектакле будут эпизоды, где он проявит свои знания и умения. Вспомни такие недавние события своей жизни, где ты действовал не самым удачным образом, ситуации, которые были для тебя трудны. Дай ему сыграть эти сцены. Всмотрись: что он умеет, знает, понимает, может больше и лучше чем ты. Теперь, когда ты понял это, возьми ручку, и запиши, что тебя привлекает в нем, что в нем есть такого, чего нет (пока еще нет) в тебе.

Напиши вверху или торжественно произнеси «Я – ОН (Она)».

Пауза.

Возьмите лист бумаги. Напишите в центре крупно букву «Я». Можешь нарисовать вокруг нее кружок, или даже солнце, можешь выделить каким-нибудь другим способом.

Твоя задача состоит в том, чтобы назвать как можно больше областей, где это «Я» может быть реализовано. И определить «желательное» и «нежелательное» «Я» для каждой области. Просто проводи линию от «Я», центра твоей вселенной, рисуй квадратик, или кружочек, и пиши.

Готово ? Сколько областей удалось выделить? А теперь продумай еще

4 - любых, самых неожиданных. Но важное условие: они должны быть вполне реальны, впрочем, как и все остальное.

Посмотри на эту «звездную карту» своей жизни немного сверху, как бы со стороны. Может ли эта карта быть картой неудачника? Ведь у тебя (вас), как выяснилось, столько возможностей. Так пользуйся ими!

И это дает вам очень важный ключ к приобретению самоуважения, самопринятия, уверенности в себе.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ – приобретение умений и навыков в самых разных областях, умение налаживать контакты, общаться с самыми разными людьми, сделает тебя «независимым и свободным для жизни»!

8. Синквейны. Вам предлагается написать ваш девиз на пути к успеху, достижении своей цели. Ваше стихотворение должно содержать позитивное настроение, используя

Синквейн - это стихотворение, состоящее из строк, где:

1-я строка - два прилагательных,

2-я строка - три глагола,
3-я строка - фраза на тему синквейна.
Фрагмент синквейна:

Внимательный, старательный, Успех

Творит, дерзает, знает, Краткосрочный, долгосрочный

Он знает, чего хочет – Трудиться, добиваться, реализовывать

Достигает. Положительный исход.

РЕФЛЕКСИЯ.

Что полезного на сегодняшнем занятии вы для себя получили?

На сегодняшнем занятии нам было интересно…

Мое настроение на конец занятия…..

Благодарю Вас за участие! До новых встреч! До свидания!

Ирина Дерипасова
Тренинговое занятие «Мой жизненный путь»

Цель : осознание своих жизненных целей , активизация механизмов

самосознания.

Возраст : подростки 12-15 лет

Ход занятия:

1. Упражнение «Имя и движение»

Цель : чувство принадлежности к группе.

Инструкция. Сядьте в один большой общий круг. Сейчас каждый из вас будет произносить свое имя и при этом делать какое-нибудь движение-руками, ногами, всем телом. Вся группа хором говорит имя ребенка и повторяет движение, сделанное им. Начну я.

Анализ упражнения.

Чьи имена тебе было легко запомнить?

Чьи имена ты забыл?

Чьи движения тебе понравились?

2. Упражнение «Броуновское движение»

Инструкция : «Давайте представим, что все мы - атомы. Атомы находятся в непрерывном движении. В процессе движения атомы объединяются в молекулы, затем разъединяются и снова беспорядочно двигаются. Объединяться в молекулы мы будем по моему хлопку. Одновременно с хлопком я буду называть цифру, обозначающую количество атомов, которые должны объединиться в молекулу. Некоторое время атомы стоят, обнявшись, изображая молекулу. Затем по хлопку и команде «Побежали» , молекула распадается на атомы, которые снова хаотично бегают по комнате до следующей команды».

3 Упражнение «Поменяйтесь местами те.»

Играющие (от 7-8 человек и более) стоят в кругу (или сидят, водящий - в центре круга. Он внимательно рассматривает участников и, заметив какой-либо признак, объединяющий большинство играющих, говорит :" Поменяйтесь местами те, у кого светлые волосы (кто в" джинсах, кто любит зиму, кто учится в школе, кто с часами и т. д.). Все, кто попадают в категорию носителей названного признака, должны быстро вскочить и поменяться местами, ведущий старается занять освободившееся место. Тот, кто остался без места или на своем старом месте, становится ведущим. В качестве. признаков, объединяющих тех, кто должен поменяться местами, может быть использовано, что угодно (цвета и виды одежды, длина и цвет волос, наличие или отсутствие украшений, часов, виды обуви, музыкальные, литературные и прочие пристрастия

4. Упражнение «Это я!»

Это «звездный час» для всех творчески одаренных участников. Они могут без слов представить себя очень интересным способом

Материалы

Каждому участнику потребуется лист бумаги формата A3

Цель. Личностная установка на самоанализ.

Задание. Ответить на вопрос «Кто я?»

Инструкция. Написать загадку, в которой описывает самого себя. Например, кто-нибудь из мальчиков может написать : «Я мальчик. Я живу в небольшом белом доме. Я люблю гулять с собакой. Играю в футбол. Иногда злюсь на друзей. «Кто я?»

Анализ упражнения.

Ты загадал сложную загадку?

Твою загадку быстро разгадали?

Чья загадка тебе понравилась больше всего?

5. Упражнение «Стрела жизни »

Цель : постановка жизненных целей и планирование своего будущего.

Инструкция. На листах бумаги нарисовать различные варианты стрелок : прямые, круговые, зигзагообразные, витиеватые и предложить участникам выбрать : какой из рисунков соответствует жизненному циклу . Можно предложить свои стрелы нарисовать тем, кому не подошла ни одна из предложенных стрелок.

Рефлексия. Почему вы выбрали эту форму стрелки? Где вы сейчас находитесь на этой стрелке и почему?

Упражнение 6. «Письмо себе в 2030 год» .

Цель : формирование и понимание своего «я» сейчас и в будущем.

Инструкция : Напишем себе письмо в 2030 год : какие вы сейчас, как вы будите выглядеть, чем заниматься, кто будет вас окружать… Что вы хотите пожелать себе в будущем?

6. Упражнение «Принятие себя»

Цель. Развитие готовности работать над собой, понимать себя и доверять другим, осуществлять самоанализ.

Задание. Определение своих достоинств и недостатков.

Инструкция. Возьмите лист чистой бумаги, разделите его на две колонки : «Мои недостатки» и «Мои достоинства» , предельно откровенно запишите в них все, что считаете нужным. 7. Упражнение «Мусорная корзина»

Цель : обогащение себя новыми ресурсами.

Материал : листы бумаги.

Инструкция : Написать на листе бумаги все то, что вы хотели выбросить в мусорную корзину из своей жизни и объяснить почему .

Все ненужное выбрасывается в мусорную корзину.

Анализ упражнения.

Что нового узнали о себе?

Как себя чувствуете сейчас?

8. Упражнение «Ты мне нравишься тем.»

Вариант 1. Участники встают в круг. Ведущий бросает мяч одному из участников, говоря при этом «Мне в тебе нравится.» и называя понравившееся качество (несколько качеств) . Участник, получивший мяч, бросает его другому человеку и называет понравившиеся ему качества. Мяч должен побывать у всех участников.

Вариант 2. Разделите группу на пары. Это упражнение можно сделать в парах

9. Упражнение «Хвост ослика Иа» .

Цель : снятие напряжения, чувство принадлежности к группе

Материал : тканевые ленточки на половину участников.

Инструкция : Группа разбивается на пары. Каждой паре дается длинная полоска бумаги или материи, которую один из участников вставляет за пояс. Затем игроки становятся плечом к плечу и обхватывают одной рукой друг друга за пояс. Так эта пара и будет двигаться во время всей игры.

10. Упражнение «Браво» - психогимнастика.

Желающий выходит в центр группы, остальные ему апплодируют. И так далее, пока в центре не побывают все, кто хочет.

Рефлексия

Как вы себя чувствуете?

Что вы узнали о себе нового?

психологические упражнения для тренингов

Тренинг личностного роста для старшеклассников

Социально-психологическую и личностную зрелость человека характеризует способ решения жизненных противоречий. Она проявляется в умении соединять свои индивидуальные особенности, статусные, возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества. Способность осуществлять это соединение К.А. Абульханова-Славская называет стратегией жизни. Помощь в формировании индивидуальной «стратегии жизни» старшеклассников является главной целью тренинга личностного роста для старшеклассников.

Методические цели и задачи:

  • Ознакомить старшеклассников с суждениями о себе;
  • Развивать представления учеников о своих жизненных целях и желаниях;
  • Формировать установку о значимости своей личности;
  • Выработать потребность ребят осознать, как построить свою жизнь;
  • Воспитывать атмосферу открытости и доверия в ученическом коллективе.

Наглядность : Таблица с правилами поведения на занятиях по психологии.

Оборудование : Карандаши, бумага, магнитофон, аудиокассета, мяч.

Время проведения : 60 минут.

План

  1. Знакомство – самопрезентация.
  2. Упражнение «Обсуждение правил работы в группе».
  3. Торг.
  4. Упражнение «Чистка луковицы».
  5. Упражнение «Три года».
  6. Представление о достигнутом успехе.
  7. Рефлексия.

Ход занятия

Занятие начинается с взаимного приветствия всех членов группы (например, сказать соседу что-то приятное; подарить «подарок», передать прикосновением свои добрые чувства и т.п.).

Время : 5 минут.

Упражнение 1. «Самопрезентация»

Цель:

  • выявление представлений слушателей о себе;
  • формирование установки о значимости своей личности;
  • создание условий для самораскрытия.

Время : 5 минут.

Процедура : Психолог просит всех участников по очереди рассказать о себе. Важно говорить не столько о биографии, хотя это тоже важно, сколько о своих личных качествах. Задача может быть уточнена, например, назвать 5 наиболее характерных личностных качеств. Акцент необходимо делать на положительных качествах («Самопрезентация»).

Все члены группы и ведущий тренинга могут задавать вопросы типа:

– Твое главное достоинство?

– Есть ли у тебя слабости? Можешь ли ты их назвать?

Второй вариант данного упражнения : Члены группы разбиваются по парам, расходятся в разные стороны, берут друг у друга интервью, а затем представляют по очереди коллегу.

Упражнение 2. «Обсуждение правил работы в группе»

Назначение : формирование представлений о правилах и методах работы в группе.

Время : 5 минут.

Процедура : Психолог объясняет участникам основные принципы и особенности этой формы работы. Затем члены группы приступают к обсуждению правил работы в группе.

Основные правила работы в группе. Правило персонификации обращения и высказывания «Я предлагаю…», «Я думаю…»; правило «здесь и теперь»; правило «обратной связи»; правило недопустимости непосредственных оценок человека (оценивать действия человека), правило конфиденциальности и правило «стоп»

Упражнение 3 «Торг»

Цель : рефлексия собственных положительных и отрицательных качеств.

Время : 15 минут.

Ход работы : Участникам тренинга предлагается в течение 3 минут написать свои сильные и слабые качества. Затем проводится торг.

Упражнение 4 «Чистка луковицы»

Цель : четко уяснить, кем вы являетесь в действительности, представить свое внутреннее «Я» и осознавать свои цели и желания.

Время : 5 минут.

Технология выполнения : Закройте глаза, расслабьтесь.

Представьте себя большой луковицей, состоящей из множества слоев. Снаружи находится тонкая коричневая шелуха. Это ваше внешнее «Я». Это слой ваших внешних масок и поведения в обществе. Сняв этот слой, наблюдайте появление образа, олицетворяющего другое «Я». Просто наблюдайте этот образ и обратите внимание на него.

Упражнение 5 «Три года» (см. Дж. Рейнуотер)

Цель : осознание как построить свою жизнь.

Время : 15 минут.

Технология выполнения:

  1. Упражнению должна предшествовать непродолжительная релаксация: следите за своим дыханием, оно ровное, естественное. Фиксируйте вдох, выдох, отмечайте попутно, какие части вашего тела движутся, когда вы дышите..., заметьте, где ваше тело касается кресла, стула... Будьте спокойны, расслабленны, пусть стул сам держит ваше тело.
  2. Представьте, что Вы узнали: Вам осталось жить три года. Все это время Вы будете совершенно здоровы. Какова ваша первая реакция на это известие… (запишите). Начали ли Вы сразу строить свои планы или разозлились, что Вам дано так мало времени?
  3. Вместо того чтобы испытывать ненависть к тому, что «меркнет свет», или завязнуть в трясине фантазий о деталях приближающего конца жизни, решите лучше, как Вам хочется провести это время.
  4. Запишите, где бы Вы хотели их прожить? С кем бы вы хотели их прожить? Хотите ли Вы работать? Учиться? Что обязательно нужно успеть сделать за это время?
  5. После того, как Ваше воображение построит картину жизни в течение этих трех лет, сравните ее с той жизнью, которой Вы живете сейчас.
  6. Запишите, в чем сходство между ними? В чем отличие? Есть ли в этой воображаемой картине что-то, что Вы хотели бы включить в вашу нынешнюю жизнь?
  7. Теперь хорошенько осознайте, что предположение о трех годах жизни – это только игра воображения, которая понадобилась, чтобы выполнить упражнение, отбросьте эти мысли (кто-то крепко ошибся, жить Вам еще долго). Оставьте от этой игры то, что Вам подходит, и что Вы хотели бы сохранить. Запишите, какой опыт Вы приобрели, выполняя это упражнение.

Упражнение 6. «Представление о достигнутом успехе»

Цель : развитие уверенности в себе на основе представлений о достигнутом успехе.

Время : 5 минут.

Психологическая сущность упражнения : Так как успех вселяет чувство собственного достоинства, то если Вы представите, что добились успеха, это поможет Вам чувствовать большую уверенность в себе. Благодаря осознанию достигнутого успеха Вы чувствуете в себе больше сил, динамичности, больше целеустремленности, больше чувства собственного достоинства и все эти чувства вносят вклад в чувство большей уверенности в себе.

Задание:

  1. Решите, какой успех наиболее важен для Вас – добиться признания на работе, построить дачу, приобрести автомобиль, удачно выйти замуж и т.д.
  2. Расслабьтесь, закройте глаза и представьте, что вы достигли этой цели. Представьте свой успех, испытайте удовлетворение и чувство собственной силы, которое он приносит. Чувствуйте подъем, возбуждение, силу, мощь, абсолютную уверенность в себе и владение ситуацией.
  3. Потом представьте, как другие подходят к вам или звонят, чтобы искренне поздравить Вас. Вы чувствуете теплоту, и Вы взволнованы, принимая похвалы от них. Они говорят Вам, какой Вы удачливый человек. И Вы себя прекрасно чувствуете и способны на все, что вы захотите.

Упражнение 7. «Рефлексия»

Время : 5 минут.

Выскажите, пожалуйста, ваше мнение о тренинге, о своем самочувствии, удовлетворенности своей работой в группе и свои пожелания.

Литература:

  1. Битянова Н.Р. Психология личностного роста – М., издательство «Международная педагогическая академия», 1995
  2. Дж. Рейнуотер «Это в ваших силах» – М., 1993
  3. Лидерс А.Г. «Психологический тренинг с подростками» – М., 2001
09.08.2011
Марина
Достаточно серьезное занятие.Обязательно применю его в работе с детьми из детского дома.
10.02.2012
Саша
Формирование индивидуальной «стратегии жизни» старшеклассников перед тестированием....
Тренинг очень хороший

12.02.2012
алена
упражнение 3 года, применю уже завтра!
23.03.2012
Карина
интересно, а со студентами провести такое возможно?
29.01.2013
назира
хороший тренинг стоит попробовать со старшеклассниками
08.02.2013
Ксения
Упражнение 3 года очень серьезное! Для его проведения необходимо иметь опыт проведения подобных "погружений". Некоторые дети эмоционально очень сильно реагируют. При выходе из этого упражнения необходимо обязательно отследить всех участников тренинга!
17.01.2015
Иван
А по-моему вредные упражнения. Надо научить молодого человека не бояться сталкиваться с трудностями, преодолевать их и адекватно оценивать свои возможности. Не комплексовать, если что-то не получается, а в жизни приходится с этим встречаться часто. А мы постоянно завышаем планку, наши дети нацелены исключительно на успех, а потом горькие разочарования и обиды на учителей, злость на себя,ненависть к окружающим, что ни машины, ни высокого статуса, ничего такого к чему мы его нацеливали. Учите их преодолевать в себе лень, силу духа, любовь к окружающему миру и сострадание к слабым.
31.01.2017
Ольга
непонятно третье упражнение. Как и с кем торговаться. Упражнение 5. "Три года" Очень тонкая материя. Даже немного жутковатое.Не надо забывать, что мысль материальна.
02.03.2017
Иван, зачем преодолевать "силу духа, любовь к окружающему миру и сострадание к слабым")).

Задачи программы: осознание иррациональных установок; освобождение от обид; обретение свободы и энергии для позитивного мышления.

Организационные условия:

В данном варианте тренинг рассчитан на работу «погружением» (около 6 часов плюс 1 час на перерыв); однако возможен и вариант из трех встреч по 2–3 часа - в этом случае необходимо дополнить программу каждой встречи «разогревающими» упражнениями, ритуалами начала и завершения работы;

Эффективна работа небольшой группы (8–10 человек), при подборе которой необходимо принимать во внимание уровень доверия участников друг другу;

Статья опубликована при поддержке блога Виктории Гризодуб. Виктория ведёт блог о любви к себе, позитивном мышлении, медитации, управлении эмоциями. Вы сможете прочитать полезные статьи о том, как правильно медитировать , как быстро снять стресс, как разобраться в себе и многое другое. А также коллекция аудиозаписей, консультация психолога и медитация онлайн. Всю подробную информацию Вы найдёте по ссылке: https://psy-victory.ru/.

Для работы понадобится аудиотехника, материалы для рисования, пластилин, бумага и ручки для записей, бланки «Исследуем нерациональные требования» по количеству участников, большой лист ватмана и маркеры; необходимо иметь наготове также салфетки, графин с питьевой водой и стаканы, набор предметов для игротерапии (мелкие игрушки, камешки ракушки и т.д.).

Эпиграфы: на стенах помещения полезно разместить высказывания, помогающие осознанию проблемы. Я предлагаю несколько цитат их тех, которые использую сама.

Чем мы благороднее, тем больше подарков получаем (Луиза Хей) .

…ибо имеющему дастся, а у неимеющего отнимется и то, что имеет (Евангелие от Луки) .

Раскалывая раковину боли, мы почти всегда находим в ней духовные жемчужины (Маргарет Оливия Вульфсон) .

1. Введение в тренинг

Знакомство с целями и особенностями тренинговой работы, принятие правил.

2. Знакомство участников

Создание атмосферы доверия. Участники по очереди представляются и рассказывают о том, что привело их на тренинг, чего они ожидают от работы в группе.

Упражнение «Контакт»

Ведущий. Выберите себе в пару человека, с которым вы меньше всего знакомы. Возьмитесь за руки, посмотрите ему в глаза. Сейчас вам не надо ничего делать, говорить. Просто слушайте и смотрите…

Постарайтесь почувствовать этого человека, увидеть в его глазах то, что он хочет сказать вам. Подумайте о том, что ничего случайного не бывает в этом мире и этот человек - подарок судьбы.

Эта встреча призвана помочь вам понять что-то важное, открыть что-то новое в себе и вашем отношении к миру…

Поблагодарите его взглядом - и перейдите к другому человеку. Что вы можете дать ему? Быть может, он нуждается в вашей поддержке? Вашем опыте? Вашей мудрости? Просто в вашем присутствии рядом? В вашем теплом прикосновении? Пусть ваш взгляд скажет ему, как вы умеете любить и сопереживать…

А теперь возвращайтесь на свои места.

Упражнение проводится в затемненном помещении, под лирическую инструментальную музыку.

Несмотря на кажущуюся простоту ребятам бывает очень непросто справиться с возникающими в процессе упражнения эмоциональными реакциями. Контакт «глаза в глаза» требует способности к открытости и принятию другого человека. Важно обсудить чувства участников, уровень доверия в группе.

Упражнение «История игрушки»

Ведущий. Рассмотрите предметы, расположенные на столе. Выберите тот, который по каким-либо причинам кажется вам близким, похожим на вас. Рассмотрите его внимательно, пощупайте, почувствуйте материал, из которого он сделан. Придумайте небольшую историю предмета - от его рождения (создания) до сегодняшнего момента. Расскажите эту историю от первого лица - так, как будто этот предмет говорит вашими устами.

По ходу рассказа каждому предмету надо задать вопрос: «На что или на кого тебе приходилось в жизни обижаться?»

Это упражнение вызывает интерес у старшеклассников, позволяет снять напряжение, пробудить творческий потенциал. В то же время ребята часто замечают проективный характер своих рассказов, анализируют проявившиеся в них личностные особенности переживания обиды.

3. Знакомство с основными понятиями тренинга

Эта часть тренинга представляет собой лекцию психолога с элементами дискуссии, в процессе которой на листе ватмана маркером строится следующая схема:

Ведущий. Маленький ребенок не умеет просить. Он требует от матери, от окружающих его людей пищи, комфорта, внимания, то есть того, что необходимо ему, чтобы жить и развиваться.

Его требования не предполагают отказа, так как обусловлены жизненной необходимостью и потому разумны, рациональны. Вырастая, человек учится просить. Если я прошу и моя просьба не является замаскированным требованием, я предполагаю возможный отказ и готов принять его. Однако часто мы по старой детской привычке предъявляем требования, не желая смириться с отказом. Многие из этих требований уже не являются рациональными. И если они оказываются неудовлетворенными, мы можем испытывать обиду.

Чувство обиды - одно из самых разрушительных человеческих чувств. Оно оседает глубоко в душе и начинает калечить не только душу, но и тело человека. Не случайно слово «обижаться» восходит к словосочетанию «обижать себя». Обижаясь, мы творим зло прежде всего самим себе. Прощение необходимо нам самим в гораздо большей степени, нежели тем, на кого мы обижаемся.

Прощение не приходит само по себе. Прощение - награда за долгий и тяжелый труд души. Но результат стоит того!

Однако часто бывает так: решив для себя, что простили человека, мы вновь и вновь испытываем предательскую боль, вспоминая прошлое. Значит, истинное прощение еще впереди. Его критерий - ощущение спокойствия и даже некоторой пустоты при воспоминании о былой обиде.

Но «высший пилотаж» - искренняя благодарность обидчику за тот опыт, который вы приобрели с его помощью. Такая позиция предполагает определенный уровень зрелости личности, готовности принять ответственность за свою жизнь, за свое здоровье и счастье.

На этом этапе психолог предлагает участникам принять решение - будут ли они участвовать в дальнейшей работе группы, готовы ли принять на себя ответственность за все, что происходит в их жизни. Каждый сообщает группе о своем решении. Любой выбор группа приветствует аплодисментами.

4. Исследование нерациональных требований

Участникам предлагается проиллюстрировать своими примерами следующие признаки нерациональных требований:

Недоказуемость;

Излишняя обобщенность («все», «всегда», «никогда»);

Долженствование, исключение альтернативы;

Эмоциональные нарушения (неадекватно сильные эмоции);

Невозможность достичь цели, сужение свободы выбора.

Работа с табличкой «Исследуем нерациональные требования»

1 - люди редко так думают

2 - люди часто так считают

3 - я сам в этом убежден

Ознакомившись с приведенными высказываниями, участники добавляют свои варианты, а затем оценивают, насколько часто люди поступают исходя из подобных требований.

После обсуждения полученных результатов предлагается заменить нерациональные требования, получившие баллы «2» и «3», рациональными утверждениями.

Например: «мир должен быть справедлив ко мне» - на «в мире часто происходит что-то, кажущееся несправедливым на первый взгляд»; «родители должны делить наследство поровну» - на «родители имеют право делить наследство по своему усмотрению либо не оставлять его вообще никому из детей».

Вопрос участникам:

Как такое рациональное мышление могло бы изменить вашу жизнь?

Переоценка многих требований дается старшеклассникам с большим трудом, они начинают спорить, некоторые ведут себя достаточно агрессивно. Ведущему важно сохранять спокойствие, удерживая дискуссию в рамках интеллектуальных процессов. Здесь психологу пригодятся техники «сократовского диалога». Важно качественно проработать нерациональные требования участников на когнитивном, образном и поведенческом уровнях, чтобы идти дальше.

5. Просьба и отказ

Упражнение «Да и нет»

Ведущий. Разделитесь на две команды. Одна будет общаться только с помощью слова «да», а другая - с помощью слова «нет». Произносить слова можно с разной громкостью, интонацией, мимикой. Поэкспериментируйте, найдите наиболее комфортное для вас сочетание. Через три минуты вы поменяетесь ролями.

Упражнение проводится в свободном движении под ритмичную музыку. При обсуждении возникших во время него чувств неизменно всплывает тема внутренних запретов на просьбу, которую нельзя оставить без комментариев.

Ведущий. Требовать, а не просить - модель, сформированная в детстве. Сталкиваясь с чрезмерной требовательностью взрослых, получая травматический опыт отказа, ребенок ищет способы защититься от болезненных переживаний. Один из таких способов - надеть маску, спрятав под нею живую душу. Один психолог назвал эту маску Свином. Как вы думаете, почему? Я вам предлагаю рассмотреть этого Свина поближе, чтобы знать, как с ним можно справиться.

Участникам предлагается завершить высказывания-запреты Свина, используя схему на листе ватмана.

Вот примеры запретов, которые приводят старшеклассники:

«Не проси о помощи, потому что тогда тебя перестанут уважать»;

«Не проси о помощи, потому что у людей и так много проблем, лучше помоги кому-нибудь сам»;

«Не проси о помощи, люди должны сами увидеть, что ты в ней нуждаешься, если они не слепые»;

«Не проси о любви, потому что это могут использовать против тебя же самого»;

«Не проси о любви, любовь надо заслужить»;

«Не проси о прощении, потому что надо до конца отстаивать свою правоту»;

«Не проси о поддержке, потому что это - проявление слабости, а слабых никто не любит»;

«Не проси о заботе, потому что это эгоистично. Кто ты такой, что о тебе должны заботиться?».

В процессе формулирования этих суждений участники сами отмечают их иррациональность. И если предыдущая работа с требованиями проведена качественно, то это упражнение проходит очень живо и весело, участники сами используют приемы рационально-эмотивной психотерапии, продемонстрированной раньше психологом.

Упражнение «Японский диалог»

Ведущий. В японском языке отсутствует слово «нет». Если японец не хочет выполнять чью-либо просьбу, он будет говорить о чем угодно, но не даст прямого отказа. Хотите узнать, каково это? Разбейтесь на пары. Один в паре - японец, другой - европеец. Европеец просит японца о чем-то важном. Задача японца - отказать, не говоря об этом прямо. В завершение европеец должен поблагодарить собеседника.

Вопросы для обсуждения

К «европейцам»: с каким чувством вы благодарили своего партнера?

К «японцам»: что вы услышали в этих словах благодарности?

Притча

Умирал в одном селении человек, прославившийся своей скупостью. Кроме старой сиделки некому было скрасить его последние минуты, ибо никогда и ни с кем не делился он ни деньгами, ни жилищем, ни сердечным теплом.

Но однажды на пороге его хижины появился путник, чье лицо светилось мудростью и любовью.

Узнав о твоей болезни, я пришел попрощаться и поблагодарить тебя, - сказал он хозяину хижины.

Тот взглянул на гостя с удивлением:

Нет в этом мире человека, который мог бы быть мне благодарен.

Но путник продолжал:

Много лет назад я просил у тебя денег, так как никто больше не хотел мне давать взаймы, ты был моей последней надеждой. И твой отказ заставил меня пересмотреть всю мою жизнь. Я научился зарабатывать деньги сам, научился надеяться только на свои собственные силы. И теперь я богат, счастлив и свободен - благодаря тебе.

6. Преодоление обиды

Упражнение «Прикосновение к обиде»

На фоне расслабления участники слушают слова ведущего.

Ведущий. Часто мы несем по жизни глубоко припрятанную обиду на самых близких нам людей: отца, мать, любимого человека, учителя, друга… Закройте глаза и представьте человека, который когда-то вольно или невольно обидел вас… Вспомните те слова, действия или молчание, бездействие, которые больно ранили вас, задели самые тонкие струны вашей души…

Что вы чувствовали тогда?

Какие были ощущения в теле? Как ваше тело отзывалось на обиду?

Какие мысли приходили в голову? Что вам хотелось сделать в тот момент? Что вы хотели, но не могли позволить себе сделать?

Арт-терапевтическая техника «Скульптура чувства»

Участникам предлагается, сохраняя чувства, возникшие в предыдущем упражнении, вылепить из пластилина их образ. Важно подобрать соответствующую музыку для этого процесса. Я с успехом использую народные армянские мелодии, в которых звучит дудук - духовный инструмент с особым, тягучим тембром. Его голос удивительно созвучен ощущениям, связанным с обидой.

Это упражнение и его обсуждение я считаю кульминацией коррекционного процесса тренинга. Если предыдущая работа шла в основном на рациональном уровне, то здесь на первый план выходят эмоции. Индивидуально-групповой процесс, когда терапия группы происходит за счет присоединения к участнику, с которым работает психолог, строится на основе модели переоценочного соконсультировавония Харви Джеккинса.

В заключение этого этапа я предлагаю участникам написать «Письмо обидчику», в котором можно выразить все чувства и мысли, связанные с ним. Как правило, в этих письмах уже звучат мысли не столько об обиде, сколько о прощении. Ребята ищут оправдания поступкам других людей, пытаются взглянуть на ситуацию их глазами, ищут конструктивные способы налаживания отношений.

Отдохнуть и интегрировать полученный опыт предлагается во время 30-минутного перерыва.

Техника направленной визуализациии «Подарок обидчику»

Ведущий. Расположитесь поудобнее… Постарайтесь устроиться так, чтобы каждая часть тела чувствовала себя комфортно и расслабленно. Руки и ноги отдыхают… Лицо спокойно, челюсть разжата… Сделайте несколько глубоких вдохов через нос - и сильных выдохов через рот… Подышите так, синхронизируя ваше дыхание с музыкой…

А теперь представьте, что вы сидите в затемненном зрительном зале. Перед вами ярко освещенная сцена и на ней человек, обидевший вас. Его лицо сияет, он счастлив и доволен собой. Он совершил что-то, за что ему благодарно огромное количество людей. Люди выходят из зрительного зала, поднимаются по очереди на сцену и поздравляют этого человека, говорят ему слова благодарности, дарят цветы и подарки…

С какими чувствами вы наблюдаете за этой церемонией? Готовы ли и вы подняться на сцену? Подумайте, какой подарок вы могли бы преподнести этому человеку? Пусть этот подарок символизирует вашу любовь и прощение…

Когда будете готовы - поднимитесь на сцену, обнимите и искренне поблагодарите этого человека за то, что он - часть вашей жизни, за тот опыт, который вы приобрели благодаря ему.

Если вам трудно это сделать - вернитесь в зал и через некоторое время повторите все сначала. Помните - вы это делаете прежде всего для себя…

Тем, кому удалось выполнить это упражнение, предлагается нарисовать символический подарок, который они вручили в своем воображении человеку на сцене.

Рисунки не интерпретируются, они являются в данном случае не диагностическим материалом, а средством коррекции. Следует стимулировать спонтанность рисования, воплощения внутренних образов, смелое экспериментирование с цветом и формой.

7. Путь к благодарности

Построение графика эмоциональной значимости событий

Ведущий. Я предлагаю вам построить график эмоциональной значимости событий вашей жизни от рождения до сегодняшнего дня.

На горизонтальной оси отметьте события жизни в хронологическом порядке. Оцените качество и интенсивность своих переживаний по поводу каждого из них. Негативные чувства отметьте ниже горизонтальной оси, позитивные - выше. Чем сильнее чувства, тем дальше от горизонтали они находятся. Соединив поочередно точки, получаем индивидуальные графики. На эту работу вам дается 15 минут.

Работа в парах

Притча «Пропасть»

Однажды по дороге шла толпа людей. Каждый нес на плече свой крест. Одному человеку казалось, что его крест слишком тяжелый. Он был очень хитрый. Приотстав от всех, он зашел в лес и отпилил часть креста. Довольный, что обхитрил всех, он их догнал и пошел дальше. Вдруг на пути разверзлась пропасть. Все положили свои кресты и по ним перешли ее. Хитрый человек остался на той стороне, так как его крест оказался слишком коротким.

Список благодарности

Ведущий. Представьте себе утро завтрашнего дня. Вы просыпаетесь, открываете глаза - и говорите спасибо этому миру за то, что он подарил вам.

Составьте список того, за что и кому вы можете быть благодарны. На это у вас 15 минут.

8. Завершение работы группы

В заключение каждому предоставляется возможность сформулировать личный итог участия в тренинге, выразить свою благодарность присутствующим.

 

 

Это интересно: