→ Гобелен сообщение. Значение слова гобелен

Гобелен сообщение. Значение слова гобелен

Гобелен ткань - что это такое за материал, поможет разобраться ее состав, но все по порядку. Итак, начнем!

Описание

Гобелен ткань: это полотно, выполненное перекрестным переплетением нитей, структура, которого получается плотной (2-х или 3-х слойной). Рисунок же получается одномоментным. По-французски - "Gobelin" - это декоративный ковер без ворса, тканная картина, которая поражает своими цветами. Ткань гобелен, фото:

Немного истории

Гобелен - понять, что это такое за ткань даст нам ответ ее история. Гобелен как техника переплетения нитей появилась еще во во времена правления древнеегипетских фараонов. На этом материале были изображены библейские, витиеватые, античные сюжеты и орнаменты. В те времена их выполняли вручную и стоимость была очень высокая. Но затем с развитием мировой промышленности они стали выполняться на ткацких станках.

Гобеленовая ткань получила свое название в 17 веке, это произошло, когда 2 брата француза (их фамилия была Гобелен) открыли производство плотных декоративных материй. Но с 18-го века к понятию гобеленовых тканевых материалов относили исключительно сотканный вручную, двухсторонний, тяжелый текстиль.

Интересно, что так и простые люди, и специалисты называют почти любую тяжелую ткань, которая была сплетена вручную или с помощью специального оборудования, и используется для украшения одежд, покрытия напольного покрытия, стены или мебели.

Плюсы и минусы

В любом описании ткани гобелен обязательно будет сказано о красоте, внешней привлекательности данного вида текстиля, однако к преимуществам также можно отнести:

  • прочность,
  • химическую стойкость,
  • долговечность,
  • простоту ухода,
  • универсальность применения.

Применение: как используют?

На фото ткани гобелен можно видеть, что чаще всего этот материал применяется для обивки мебели. Действительно, в последние годы гобеленовые ткани позиционируются исключительно в качестве мебельных, но в реальности сфера их использования достаточно широка. Несмотря на то, что ткань гобелен считается в современной текстильной промышленности исключительно «мебельной», сфера ее применения достаточно широка.

Изделия:

  • Декор: ее также используют для обивки стен в помещении для создания интересного и необычного стилистического интерьера.
  • В качестве обивки для пуфиков, кресел, диванов. О том, какие , читайте в отдельной статье.
  • Плотные шторы (портьеры, гардины);
  • Подушки;
  • Также широкое

    Уход

    Для чистки этого материала лучше использовать щетку. Стирать и гладить нельзя. Домашним животным может полюбиться заточка ноготков об это полотно, нужно учесть этот факт при размещении в доме. Подробную информацию об уходе за тканями можно получить на нашем сайте в специальном разделе " ", где также указаны особенности эксплуатации материалов.

Когда красильщик Жиль Гобелен построил в предместье Парижа свою красильню, он ещё не знал, что тем самым вписал свою фамилию в мировую историю на многие годы. Шел ХVI век. Его наследники пристроили к красильне ткацкую фабрику, на которой изготавливались ковровые изделия. В XVII веке фабрику купил в казну Людовик XIV и теперь она стала называться «Королевская гобеленовская мануфактура». Эта мануфактура существует и в настоящее время. Фамилия красильщика Жиля стала нарицательной.

А что же такое гобелен? Смотрим Википедию : «Гобелен (фр. gobelin) - один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей». Брокгауз и Эфрон: «Гобелен - это тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника». Сами же мастера гобеленов называли свои произведения шпалерами.

Нельзя сказать, что история гобеленов началась в XVII веке, т.к. ещё при фараоне Тутмосе IX была известна техника изготовления ковров, в Древней Греции гобелены вешали на стены государственных зданий и даже у инков были изделия, подобные гобеленам. Но всё же расцвет шпалерного или гобеленового ткачества приходится на конец XIV-XVI века. А в XVII веке гобелены стали пользоваться огромным успехом.

В Европе впервые гобелены стали изготавливать немецкие монахи для утепления своих каменных зданий. Да и красиво было. В отличие от восточных знатных особ, в Европе тех лет гобелены вешались на стены замков и помимо красоты служили неким утеплителем. В наши дни шпалеры служат только как украшение, хотя некоторые из них повесить на стену практически невозможно. Вот, например, мастер-гобеленист из Белоруссии Александр Кищенко (1933-1997)сотворил самый большой в мире гобелен, который весил 300 кг и имел размер 19х14 метров. На его изготовление ушло 7 лет и 806 км нити. Ну и где такой гигант разместится? Стоит отметить, что огромную роль в изготовлении гобеленов играет ткач-мастер, т.к. техникой овладеть может любой, но не каждому удается сотворить шедевр, который будет радовать людей на протяжении многих лет. Содержание гобеленов стало совершенствоваться с наступлением Ренессанса. Заказчики хотели видеть сюжеты на мифологические и религиозные темы, портреты. Этюды для гобеленов стали заказывать известным художникам - Рафаэлю, Гойе. Сегодня гобелен снова становится модным и актуальным как жилых зданий, так и офисов.

Gobelin (по-французски) - это декоративная шпалера, то есть ковер без ворса, тканая картина. На гобеленах изображали витиеватые орнаменты, библейские и античные сюжеты. Все произведения выполняли вручную, и стоили они очень дорого.

Тканое полотно и рисунок создавались одновременно переплетением вертикальных нитей основы и горизонтальных – утка. Гобелены изготавливали из натуральной шерсти, украшали полотно золотом и серебром. Шпалеры создавали целыми комплектами, сюжетно связанными сериями.

Изготовление гобеленов – это декоративно-прикладное искусство. Машинная гобеленовая ткань воспринимается в настоящее время как материал для изготовления мебели и называется жаккардовым плетением.

История гобелена: узор, вплетенный в века

История этого вида искусства очень длинная и сложная. В гробницах египетских царей археологи находили предметы одежды, выполненные в технике «гобелен» - перчатки, платье. Древние греки и римляне также украшали свои дома ткаными полотнами с мифологическими сюжетами. Процессы узорного ткачества нашли отражение в «Одиссее» Гомера и в «Метаморфозах» Овидия. Подобные произведения искусства создавались даже в Америке до того, как она была открыта Колумбом. В VII веке перуанские мастера ткали роскошные погребальные саваны.


Гобелены - произведения искусства

Гобелены изготавливали в Китае (там шпалеры называли словом «кэсы») и в Японии. Во времена Крестовых походов тамплиеры завезли экзотические гладкие ковры с невиданными узорами. Гобелены стали изготавливать во Франции, Германии и Фландрии. В то время в распоряжении мастеров было всего лишь шесть цветов, но они создавали полотна удивительной красоты, с необычайной художественной выразительностью.

Гобеленовое ткачество развивалось во времена Возрождения, Барокко и Рококо. При Петре I открылась первая в России шпалерная мануфактура – мастера в ней были только французы. Чтобы русский ученик смог превратиться в подмастерье, требовалось учиться 12 лет.

Гобелен в литературе

Гобелены упоминаются в исторических романах, в художественных произведениях как богатая, часто сделанная вручную ткань. Вот и в павильоне, который построен для торжественной передачи Марии Антуанетты французскому дофину, стены украшены этой тканью.

«Ценнейшие гобелены архиепископского дворца скрывают наскоро возведенные деревянные стены, университет Страсбурга дал балдахин,богатые страссбургские горожане прекрасно обставили павильон,» - пишет Стефан Цвейг. Правда, неудачно выбран сюжет: миф о Ясоне и Медее. Иоганн Вольфганг Гете, бывший при этом событии, это заметил: гобелены будто предсказывают трагическую развязку этой свадьбы.


Гобеленовая ткань в современности: изготовление и применение

В 1804 году француз Жозеф Жаккард изобрел ткацкий станок для изготовления сложных узорчатых тканей. Теперь можно было избежать кропотливого ручного труда и создавать полотна быстрее.


Станок Жаккарда

В XIX веке развивается машинное ткачество – появляются новые ткани, переплетения, волокна, способы окрашивания. Гобелены, изготовленные традиционными способами, становятся недостижимым предметом роскоши – ручной труд очень дорог. Теперь шпалеры стали изготавливать машины – полотна стали тоньше и намного дешевле, а, значит, доступнее.

В настоящее время изобретены способы промышленного изготовления гобеленовой ткани. Полотна, выполненные в этой технике, теперь украшают не только стены дворцов и замков. При помощи гобеленовой техники ткачества производят:

  • для кресел, диванов, пуфов, стульев;
  • декоративные подушки и валики;
  • шторы (портьеры, гардины);
  • покрывала;
  • декоративные панно;
  • сумки, косметички, пояса.

Существует несколько техник производства шпалер:

  • на специальную раму натягивают нити основы и прокладывают уточные нити, образуя ткань и рисунок одновременно;
  • также ткут гобеленовую ткань на станках, переплетая нити перекрестно;
  • шпалеры создают при помощи машин, соблюдая традиции ручного ткачества.

Получается сложный рельефный орнамент, который также называют жаккардовым плетением в честь создателя ткацкого станка для узорных тканей. Готовое полотно выходит прочным и плотным, потому что используется большое количество нитей.

Характеристика материала

Гобеленовые ткани требовательны к качеству нитей утка и основы. Уток должен быть мягким и эластичным, а основа – прочной. Самые плотные и толстые варианты ткани выглядят наиболее роскошно из-за сложного переплетения нитей. Материалы, подходящие для изготовления ткани:

  • натуральная шерсть (традиционно используется овечья) – это прочные волокна, которые легко окрашиваются;
  • и – натуральные растительные нити, облегчающие вес материи;
  • шелк – волокна из коконов бабочки шелкопряда, нить оттеняет шерсть и хлопок, придает полотну нарядность;
  • синтетические волокна;
  • золотые и серебряные нити, или люрекс (металлизированные декоративные нити).

Достоинства ткани:

  • износостойкость, формоустойчивость и высокая плотность;
  • простота в уходе;
  • многообразие текстур, расцветок, орнаментов, сюжетов;
  • широкое применение;
  • цветоустойчивость;
  • антистатические свойства – ткань не собирает пыль.

Недостатки:

  • тяжесть и жесткость, что не позволяет использовать гобелены для создания одежды;
  • домашняя стирка противопоказана;
  • также нежелательно гобелены гладить – волокна могут образовывать заломы и загибаться.

Несмотря на недостатки, гобелен – это востребованная мебельная ткань. Выпускают материю с классическим дизайном – растительные и цветочные орнаменты, ориентальные (восточные) узоры, а также современные рисунки – карты, геометрические изображения.

Уход за гобеленовой тканью


Современные ткани пропитывают специальными защитными растворами. Мебельную обивку и аксессуары стараются чистить сухими методами, потому что вода и растворители только распространяют загрязнения по материи.

Синтетически окрашенные изделия, которые могут линять, или прихотливые шелковые и шерстяные гобелены очищают тампонами из ваты или даже кистями.

Допускается отдавать гобеленовые ткани в химчистку. При самостоятельной стирке в домашних условиях ткань может полинять, сесть или деформироваться. Гобелены берегут от влаги (воду следует тут же промокнуть впитывающей гигроскопичной тканью) и от постоянного воздействия прямых солнечных лучей.

Гобеленовые ткани – это плотный, тяжелый, богатый материал, который выглядит очень привлекательно и сложно. Шпалеры украшают интерьер, из них выполняют различные аксессуары, дополняющие одежду. Современные обработанные гобелены прекрасно защищены от грязи, но все же требуют деликатного ухода и внимательного отношения, для того чтобы можно было сохранить их красоту надолго.

Использование гобеленовой ткани в декоре помещения придает интерьеру стилизованную, аристократическую атмосферу, роскошь.


Благодаря необычному виду и текстуре гобелены очень часто привлекают внимание дизайнеров и заказчиков. Разобраться со всеми тонкостями создания интерьера и ухода за таким изделием помогут некоторые знания о нем.

Что это такое?

Гобелен, или шпалера является результатом одного из видов прикладного искусства. Готовое изделие носит как утилитарные, так и декоративные свойства. В современном же дизайне к гобелену относятся как к произведению искусства, живописной картине. В создании полотна не используются кисти и краски, материал чисто тканый.

Благодаря разнообразным переплетениям цветных нитей создается уникальное произведение, которое выполнено на определенную тему, например, любовный сюжет или один из моментов летней охоты, а может носить и абстрактный смысл.

История возникновения

Истоки создания шпалер проследить очень сложно. Это обусловлено тем, что многие народы независимо друг от друга занимались и развивали ткачество внутри своей этнической группы. Самые древние гобелены родом из Египта. В гробнице Тутмоса IV (XV до н. э.) найдено льняное полотно с изображением скарабеев и лотосов, а в гробнице Тутанхамона (XIV до н. э.) – платье и перчатки, созданные по подобию шпалеры. Но и такие веские причины утверждать, что это самые первые гобелены, не являются доказательством этого.

Историки утверждают, что этот вид ткачества египтяне переняли у народов Месопотамии, этому свидетельствуют записи древних авторов.

В поэме Гомера «Одиссея» существует упоминание о предметах погребения, выполненных в технике гобелена. Этот факт свидетельствует о существовании ткачества в Древней Греции и Риме.

На другом конце света, в доколумбовой Америке, преимущественно в древнем Перу, при раскопках были найдены элементы шпалер, более всего по применению соответствующих современным представлениям о гобеленах. Ткаными картинами перуанцы не только украшали стены, но и использовали их, прячась от сквозняков.

Изысканностью и особой тонкостью отличались древние шпалеры из Китая. Китайские мастера для создания таких элементов декора и одежды использовали мотивы, взятые у природы: необычайно красивые и экзотические цветы, перевитые стебли, утонченные пейзажи. Искусство такого вида ткачества у китайских народов переняла Япония.

Широкую известность в Европе в Средние века гобелены получили благодаря массовым походам крестоносцев. Гобелены были особо ценным трофеем и высоко ценились.

Каждому народу было присуще свое название шпалер: у греков – «тапес», в Италии – «арецци», в латинском языке – «тапетум». Само слово «гобелен» родом из Франции. В XVII веке открылась королевская мануфактура Гобеленов, давшая название своей продукции.

При чем специалисты утверждают, что только изделия данной фабрики могут по праву называться «гобеленами», остальные же – шпалеры.

Стоит отметить, что область применения тканого искусства велика и многообразна. Помимо утилитарных и декоративных свойств, шпалеры используются по сей день в качестве обивки для мягкой мебели, как элементы одежды или одежда в целом (для создания традиционных нарядов), в качестве замены классической иконописи, в геральдическом смысле и так далее.

Техника изготовления

Традиционно гобелены создаются вручную. Процесс напоминает плетение безворсовых ковров, но он более трудоемкий и кропотливый, так как нити гораздо тоньше, а рисунок очень детализированный.

Изначально в качестве основного инструмента для создания изделия была обыкновенная рама, на которую натягивались нити основы. Чтобы добиться нужного натяжения использовали гвозди, вбитые в раму или равномерно проделывали специальные отверстия на внутренней стороне самой рамы. Нить утка, намотанная на катушку или просто смотанная в клубок прокидывается между нитями основы, а после завершения ряда прибивается пальцами или с помощью специальной колотушки.

Более техническим считается процесс с использованием станка. Его особенность заключается в том, что станок можно разместить как горизонтально, так и вертикально.

Мастер работает по нарисованному на картоне эскизу, причем размер рисунка и цвета полностью совпадает с размерами и цветами будущей шпалеры. Но несмотря на то, что ткачу приходится копировать другое произведение, он должен обладать художественными задатками, уметь сохранить цветопередачу, разбираться в тонкостях изображения светотени, представлять, как будет выглядеть готовое тканое произведение, чтобы подобрать нужную нить в данном ряду.

Большие мануфактуры, производящие изделия в глобальных масштабах, даже устраивали при своих фабриках художественные училища, что повышало качество готовой продукции.

Так как процесс создания этого полотна очень трудоемкий и затратный по времени, над одной шпалерой могут трудиться до 5-6 человек. Таким образом, одно произведение делится на несколько частей, которые потом сшиваются шелковой нитью. Понять это можно было, взглянув на изнаночную сторону: на ней присутствовали швы.

Благодаря большому количеству техник возможно добиться разнообразных эффектов при изготовлении шпалеры. Если в классическом виде нити основы остаются невидимыми, то в современном исполнении мастера могут нарочито оставить их на лицевой стороне рисунка. Такой прием получил название репсового, потому что ткань принимает определенный рельеф в рубчик, что в переводе на французский звучит как «репс».

Современный гобелен как элемент декора за последние десятилетия претерпел большие изменения. Такой вид украшения стен и разных поверхностей стал настолько популярен в последние годы, что просто обязан был стать более доступным в массах.

Полностью тканое изделие – это дорогое удовольствие, такой изыск могут позволить себе немногие. А вот нетканый гобелен очень прост в исполнении, а внешне почти не отличим от оригинала.

Создается такое изделие с помощью особой выкладки рисунка цветными волокном или нитями на основе. Изделие сложно назвать гобеленом в традиционном смысле этого слова, ведь «гобелен» – это, прежде всего, сотканное полотно. Однако выложенный рисунок имеет тканую текстуру и очень детализированный и динамичный рисунок.

Китайские мастера придумали еще один вид нетканой шпалеры. Панно изготавливаются без использования спиц или крючка. Все элементы изготавливаются из картона, на который впоследствии наматывается пряжа. На полностью обмотанную основу и раму мастер клеит уже готовые детали, создавая композицию.

Преимущества и недостатки

Преимуществ у гобелена как у элемента декора немало. Смотрится такая картина очень изысканно, ее хочется разглядывать, запомнить каждый элемент, она волшебным образом привлекает внимание, создает уют и теплую атмосферу в доме.

В практичном смысле такое приобретение тоже станет полезным. Полотно обладает антистатическим свойством и не притягивает пыль, ткань хорошо держит форму, не коробится и не деформируется, проста в уходе. Гобелены подходят к любому стилю в интерьере, главное – грамотно подобрать рисунок.

К недостаткам можно отнести сравнительно большой вес, что не позволяет использовать технику применительно к повседневной одежде. В домашних условиях изделие лучше не стирать и не гладить, так как это может повлиять на его внешний вид.

Основные характеристики

У каждого народа был свой способ плетения гобеленов. Отличаются они по фактуре и по использованному материалу. В настоящее время для создания определенного рельефа мастер подбирает любой необходимый способ изготовления.

  • Полотняное плетение считается самым распространенным и имеет более широкое применение у умельцев. Для создания изделия нить утка в шахматном порядке проходит через нити основы. Таким образом первая прокидка перекрывает четные нити основы, а вторая – нечетные.
  • Египетское плетение создает из нитей утка подобие обычной косички. Такой эффект получается благодаря тому, что нить, создающая рисунок, оплетается вокруг нити основы узлом и затягивается. Этот процесс один из самых трудоемких. Зачастую лишь определенные элементы плетутся данным способом.
  • Греческое плетение образует не плотную, рыхлую поверхность. Для провязывания ряда требуется 2 или 3 нити утка, которые переплетаются между собой нитями основы как обычная коса.

Более сложные в исполнении способы плетения: вязка, сумаховое плетение, саржевое, гиордес, сене. Каждый отличается по плотности, рельефу, возможности изготовления элементов разной сложности. Каждому способу соответствует свой материал.

Шерстяные, хлопковые, шелковые нити способны либо подчеркнуть рельефность, либо наоборот, создать идеально ровную поверхность.

Разновидности ткани

В современном представлении гобелен как материал является разновидностью жаккардовой ткани. Жаккард – это крупноузорчатая ткань сложного или простого переплетения более 24 нитей, которая отличается высокой плотностью, прочностью, сложностью узора, многогранностью фактур, расцветок и узоров. Основа обычно льняная, а вот нити утка шелковые, шерстяные или синтетические.

Тонкие, изящные, с подробной прорисовкой гобелены получаются из шелковых нитей. Из такого материала шьется одежда, шторы, покрывала.

Для утилитарных целей, таких, как защита от сквозняков, подойдут изделия из шерсти. Шерстяные нити – самый удобный и менее трудозатратный материал для плетения, но очень тяжелый. Из него получаются ковры на стены и на пол. Обивку мягкой мебели лучше всего производить из хлопковых материалов. А скатерти и постельное белье – изо льна. Металлические нити применяются в декоративных целях, придают блеск и переливаются на свету.

Модные узоры и расцветки

Так как эти изделия имеют вековую историю и считаются атрибутом древности, в наше время считается модным подчеркнуть именно это свойство. Исходя из этого, тематика рисунка гобелена отражает моменты, не связанные с современной жизнью – это иллюстрации к средневековой книге или тканая репродукция произведения эпохи Возрождения, изображение сцены охоты на Руси.

Такие полотна, даже изготовленные на современных фабриках, заставят задуматься о том, что, возможно, когда-то именно этот гобелен висел во дворце короля Франции. Интерьер сразу приобретет «историю».

Еще одной «классикой» в исполнении гобеленов считается изображение природы на полотнах. Шпалеры с оленями, медведями, лошадьми и просто шикарными пейзажами – более демократичный вариант, чем, например, классические батальные сцены.

Для романтических особ, предпочитающих такие стили, как шебби-шик, цветы на гобеленах прекрасно дополнят дизайн интерьера. Шикарные пионы, розы, гибискусы – основные атрибуты стиля под старину. Более инфантильные сюжеты – это кадры из фильмов аниме или изображение милых котиков и щенков на полотнах. Тканые календари – оригинальный способ узнать дату и подчеркнуть стилистическую направленность интерьера.

В историческом смысле гобелены не имеют слишком яркие расцветки. Раньше не существовало пигментов, способных создать, например, сочный цвет лайма или небесно-голубой, все оттенки приглушенные, мягкие, но глубокие. Отталкиваясь от этого выбирайте гобелен для классических и минималистических интерьеров в таких цветах. В ярких поп-арт-дизайнах с красками можно поэкспериментировать. Для сюжета здесь обязательно найдется пища для размышления.

Области использования

В современном мире область использования гобеленов несколько сузилась. Из-за своей тяжести шпалеры не годятся для полноценного изготовления одежды, хотя в древности традиционной одеждой в Японии и Китае считались тканые халаты и платья. Дизайнеры в мире высокой моды продолжают создавать наряды от кутюр в этой технике, но едва ли такие модели дойдут до коллекций прет-а-порте.

А вот элементы – обработка края рукава или лацкана на пиджаке, можно встретить в обычной жизни.

В интерьерах область применения их шире. Из жаккардовой ткани шьют обивку для мебели, наволочки, покрывала. Если говорить о древних областях применения шпалер, то достаточно вспомнить «Одиссею» Гомера, в которой Пенелопа ткала для своего свекра саван, так как технологии строительства жилья были на низком уровне, и шерстяные ковры плелись для укрытия от сквозняков и холода. Для королей во время путешествий и военных походов готовились целые шатры из гобеленов.

Лучшие производители

Существует множество ткацких фабрик, специализирующихся на производстве гобеленов или имеющих одно из направлений, связанных с ними, и в России и по всему миру.

Город Иваново славится изготовлением самых разных тканей. Ивановские шпалеры применяются для изготовления наволочек, картин, панно, портьер, покрывал, салфеток, сумок, календарей. На фабриках трудятся дизайнеры, художники, специалисты по проектированию и работники, отвечающие за бесперебойную работу станков. Все оборудование преимущественно изготовлено за границей, а опыт по созданию рисунков перенят у мастеров из Китая, Турции и Италии.

Приобрести ивановские гобелены можно на выставках ивановской продукции, в розничных точках сбыта, а также через интернет-магазины.

Начиная с конца ХV века Фландрия взяла первенство на три века вперед по цеховому производству шпалер самого высшего класса. Основными центрами стали города Бельгии – Брюгге и Антверпен, а чуть раньше Аррас. Главное отличие бельгийских гобеленов – введение в ткань нитей «кипрского золота» – крученый шелк или лен обвивался золотой или серебряной проволокой. В изделие включаются драгоценные металлы, что придает особую цену полотну.

По настоящий день бельгийские гобелены уникальны и считаются недешевым приобретением.

Наряду с ними французские и итальянские изделия вобрали в себя традиционные аспекты ткачества, совместимые с новейшими технологиями. Европейские фабрики предлагают панно со средневековыми мотивами, а также готовы создать репродукцию современных художников.

Франция, Бельгия и Италия с давних времен и по сей день считаются классическими производителями гобеленов.

Для уникальных и колоритных решений рекомендуется обратить свое внимание на Восток. Здесь ручные работы представлены индийскими, китайскими и японскими мастерами. Тематика гобеленов из Индии – традиционные орнаменты, изображения слонов, бога Шиввы и других божеств.

Китайские гобелены также отражают элементы истории и традиций. Множество мотивов посвящено изображению природы, удивительных и красивых цветов, значимых событий.

Японские изделия поражают своей красочностью. Частой темой является японские женщины в национальных нарядах со всевозможной культурной атрибутикой, ветви цветущей сакуры, пейзажи, архитектурные элементы.

На протяжении веков гобелен был неотъемлемой частью убранства королевских замков и императорских дворцов. Почему монархи всего мира отдавали своё предпочтение именно этому жанру прикладного искусства? Кто привёз гобелен в Россию? Как складывается судьба этого трудоёмкого и элитарного ремесла в наши дни?

Гобелен (от французского gobelin) - вытканный вручную по живописному рисунку-образцу (картону) ковёр-картина (шпалера) из шерстяных, шёлковых (иногда с включением серебряных и золотых) нитей.

Искусство изготовления шпалер (гобеленов) имеет древнюю историю. Точные дата и место возникновения гобелена не известны. Но уже мумии в древнеегипетских гробницах лежали завёрнутыми в красочные одежды - прообразы современной шпалеры.

Самые ранние европейские шпалеры - немецкие. Ткали их в монастырях или небольших мастерских. В холодных каменных постройках шпалеры не только украшали помещения, но и помогали сохранить в них тепло. Средние века и эпоха Возрождения в Западной Европе - время расцвета шпалерного ткачества. Центрами производства шпалер становятся Париж, Аррас, несколько позднее - Брюссель.

Изготовление шпалер было делом очень дорогим и кропотливым (на создание одной шпалеры уходило порой несколько месяцев), поэтому позволить себе приобрести ковры-картины могли только члены королевских семей (Франциск I, Генрих II, Генрих IV, Людовик VIII) и самые знатные и состоятельные феодалы, которые нередко при своих замках организовывали специальные шпалерные мастерские. В этих мастерских была создана знаменитая серия гобеленов «Дама с единорогом» (XV век), а также «Жизнь и смерть Христа», «История Сципиона», «История Константинополя», «История Дианы». Большинство из этих шпалер можно увидеть в экспозициях самых известных музеев Европы.

Шпалеры ткали из шёлковых, шерстяных и даже серебряных и золотых нитей по живописным эскизам, размеры которых соответствовали размерам будущего ковра. Шпалеры заказывали сериями, в которых насчитывалось иногда до 12 и более ковров, объединённых общей темой.

Ценились они дорого по всей Европе. За серию шпалер был выкуплен из турецкого плена французский принц. Но, несмотря на значительную стоимость шпалер, их красота привлекала всё новых и новых поклонников среди вельмож и знати. Шпалеры вошли в моду, ими украшали интерьеры и развешивали на трибунах для зрителей во время рыцарских турниров. Шпалеры являлись убранством храмов во время литургии, служили передвижными стенами в рыцарских замках. Из шпалер составляли передвижные коридоры на улицах во время мистерий и шествий. Интерес к шпалерному ткачеству проявляли многие великие художники. Эскизы для их создания писали Рафаэль, Рубенс, Ван-Дейк.

Гобеленами шпалеры начали именоваться в XVII веке, когда на основе созданной в XV веке красильщиками Гобеленами мастерской в предместье Парижа была создана королевская ткацкая мануфактура.

В Россию гобелен попал в XVIII веке, когда Пётр Великий пригласил в Петербург мастеров по плетению гобеленов. Они и основали первое на Руси гобеленовое ателье. Русская шпалера соединила в себе европейские традиции и самобытность русского искусства. Первые мастера воспроизводили из шерсти, шёлка и льна картины русских и французских художников.

ХХ век стал эпохой нового расцвета этого древнего вида декоративно-прикладного искусства. В 40-х годах французский архитектор Жан Люрса создал гобеленовую мануфактуру, изделия которой возродили славу французского гобелена и привели к настоящей революции в шпалерном деле. Наряду с огромными сюжетными гобеленами, напоминающими старинные шпалеры и предназначенными для выставочных залов, всё чаще стали появляться декоративные настенные панно, использующие не предполагаемые ранее технологические приёмы, новые образные возможности.

Эскизы для гобеленов рисовали такие выдающиеся художники, как Пабло Пикассо, Бове Матисс, Фернан Леже, Сальвадор Дали, Василий Кандинский. Художники-гобеленщики доказали правомерность выхода гобелена за рамки прикладного ремесла и включения его в систему современных пластических искусств.

Утвердившись в качестве высокого искусства, гобелен вернулся в интерьер. В последние годы, после наметившегося в 90-е упадка, снова возрос интерес декораторов к этому благородному и трудоёмкому жанру прикладного искусства. Не случайно, что это произошло в эпоху масштабного строительства, когда свежие идеи и нестандартные решения в оформлении помещений необходимы, как воздух. В эпоху холодного хай-тек-стиля в архитектуре и дизайне тёплые и благородные шерстяные картины пришлись, как ни странно, весьма кстати.

Обзор составила: Ольга Мичурина

 

 

Это интересно: