→ Интимно-личностное общение. Формы делового общения

Интимно-личностное общение. Формы делового общения

Личное пространство — это интимная территория, на которой человек чувствует себя спокойно, защищенно и комфортно. Садоводы знают: чтобы вырастить здоровое и плодоносящее растение, ему нужно отвести достаточное количество земли — это может быть 10 сантиметров на грядке или персональный горшок на окне. Цветок должен пустить корни, расправить листья, получить питание со своего клочка земли, вторжение на который может привести к его гибели. Человеку тоже жизненно необходима интимная территория, где он принадлежит только самому себе, может спокойно отдохнуть от суеты и других людей, помечтать, поближе познакомиться с собственным «я». Из этой статьи вы узнаете, как уберечь себя от стресса, сохранить гармоничные отношения с мужчиной и ребенком, не посягая при этом на их личное пространство.

В мире животных

Что же такое личное пространство и с чем его едят? Это понятие пришло к нам из науки о поведении животных — этологии. Каждому живому существу нужен свой уголок, который будет ревностно охраняться от чужаков. Окружающую территорию звери считают своей собственной. А вот её размер зависит от многих факторов.

В природе львы могут иметь «личное пространство» диаметром в сто километров. Понятно, что в зоопарке это же самое животное будет вынуждено обходиться десятью метрами... Эти хищники не потерпят чужаков на своей территории. Собаки и коты, даже домашние, метят границы своих владений. Резкий запах останавливает сородичей от того, чтобы занять чужое место. Если же кто-то решит посягнуть на территорию, которая ему не принадлежит, нужно быть готовым к драке не на жизнь, а насмерть.

Невидимый мыльный пузырь

Люди недалеко ушли от животных. То есть мы воспринимаем личное пространство как некую область вокруг себя, считая её продолжением своего тела. У кого-то она больше, у кого-то меньше. Ощущали ли вы когда-нибудь неприязнь от того, что малознакомый человек слишком близко подходит к вам, активно жестикулирует перед лицом или по-свойски хлопает по плечу? Это чувство совершенно обоснованно, ведь собеседник ведёт себя крайне неэтично по отношению к вам.

Первое правило гармоничных межличностных отношений, которое вывели психологи: нельзя нарушать личное пространство человека. Перешагивать его границы - это дурной тон. Желание сохранить физическое расстояние между собой и собеседником или любым другим человеком вполне нормально. Оно заложено в нас самой природой и дарит ощущение безопасности. Если нарушить личное пространство человека, он может замкнуться, стать агрессивным или проявить другие негативные качества, считая, что таким образом к нему было проявлено неуважение, недоверие и даже враждебность.

Знай своё место

Каждый человек стремится иметь свой укромный уголок, где он будет хоть на какое-то время скрыт от чужих глаз: квартиру, комнату, своё место в офисе... Эту территорию он «метит» дорогими себе вещами, украшает в соответствии со своим вкусом и дизайнерским талантом. Например, кактус на рабочем офисном столе и личная фотография свидетельствуют о том, что у места уже есть хозяин, причём со своим характером. Интерьер дома тоже может многое рассказать о человеке, его увлечениях, желаниях и творческих споосбностях.

Создавая семью, людям часто сложно «притереться» друг к другу, в какой-то момент личные пространства пересекаются или вовсе пропадают. Чтобы сохранить хорошие отношения, просто необходимо отвоевать право на временный уход в свой мир или хотя бы на диван.

Раз шажочек, два шажочек

Как понять, не переступили ли вы нечаянно черту личной территории незнакомого человека? В первую очередь нужно определиться с вашими отношениями. Исходя из этого несложно будет выяснить, насколько близко вы можете общаться, чтобы не доставлять собеседнику дискомфорта. Есть такое понятие, как зона личного пространства. Психологи выделяют четыре её разновидности: интимная, личная, социальная, общественная.

  • Интимная зона — самая небольшая, но при этом самая важная. Она составляет примерно от 15 до 45 сантиметров. Вступать в неё можно только самым близким людям: родителям, детям, близким друзьям, домашним животным.
  • Личная зона тоже достаточно небольшая, выделенная специально для друзей и знакомых. Она включает в себя расстояние, на котором мы с комфортом для себя готовы находиться на вечеринках или встречах с друзьями. Это примерно от полуметра до 1,22 метра.
  • Социальная зона отведена для незнакомых или малознакомых людей, с которыми у нас не было ещё контактов. Составляет примерно от 1,22 до 3,6 метров.
  • Общественная зона идеальна для выступлений перед большой группой людей. Она является весьма популярной у лекторов или ведущих различных мероприятий и составляет более 3,6 метров.

То есть, если вы пришли на концерт, не стоит лезть с объятиями к кумиру. Зато на вечеринке вполне можно посидеть рядом с друзьями.

Внимание, близость!

Как бы это ни было парадоксально, но личное пространство чаще всего нарушают самые близкие люди: родственники, друзья, любимые. И мы им это прощаем и иногда даже поощряем, например, во время сексуального контакта.

Но вторжение в нашу интимную зону чужаков - помимо эмоционального неприятия - вызывает еще и физиологические изменения в теле. Сердце начинает биться быстрее, адреналин зашкаливает, а кровь мощным потоком направляется в мышцы и мозг. То есть помимо нашей воли тело готовится к потенциальной борьбе или бегству. Поэтому не стоит обнимать или прикасаться к малознакомым людям, даже если они вам безумно нравятся. Эти действия могут настроить их по отношению к вам негативно. Вывод напрашивается сам собой: при общении всегда следует держать дистанцию.

Как не задушить собой мужчину

Личное пространство мужчины — это отдельная тема. Здесь уже включается психология взаимоотношений полов. Для того чтобы отношения удались и переросли в хорошую крепкую семью, нужно научиться ценить и уважать личное пространство партнера. Да, чувства бывают настолько сильными, что хочется проводить с любимым сутки напролёт, ходить за ним по пятам и не выпускать из виду.

Но это путь в никуда. Мужчина попросту задохнётся в нежных объятиях и сбежит при первой возможности. Каждому человеку нужно давать время на одиночество, когда он может обдумать сокровенные мысли или заняться любимым делом, отдохнуть от присутствия другого. После таких передышек чувства вспыхивают с новой силой.

Личное пространство ребёнка

Дети нуждаются в личном пространстве не менее взрослых. Пока ребенок маленький, он неотделим от мамы и не ощущает необходимости в отдельном уголке, зато по мере взросления собственная территория требуется ему всё больше и больше.

Детские психологи советуют родителям обязательно выделить ребёнку комнату или хотя бы часть её, где он будет полноправным хозяином. При этом вторжение в личное пространство недопустимо. Нельзя без приглашения заходить на его территорию, а уж тем более наводить порядок или трогать вещи. Ведь некоторые сокровища малышей взрослые могут посчитать обычным хламом, который нужно выкинуть. Если вы несогласны с чем-то, что так нравится сынуле или дочурке (музыкой, стилем одежды и т. п.), не стоит делать резких замечаний. Это может ранить ваше чадо. В результате малыш замкнётся и перестанет делиться с вами хоть сколько-нибудь важными вещами, не говоря уже о самом сокровенном. Нужно уважать с самого рождения личное пространство ребёнка, его интересы и выбранных им друзей. Тогда он вырастет уверенной в себе личностью, которая имеет стальной внутренний стержень.

Как не уничтожить комфорт и уют в доме

Часто нарушение личного пространства происходит по нашей вине. Необходимо просто правильно организовать досуг, договориться со всеми членами семьи о том, какая комната или угол будет за вами, обговорить вещи, которые нельзя трогать (косметичка, шампунь, ножи, телефон и так далее). Если сделать это заранее, то не будет возникать лишних ссор ни с мужем, ни с детьми. Взаимное принятие личного пространства делает отношения более крепкими и здоровыми.

Содержание.

Введение

1.Понятие общения в психологии, функции общения, его виды.

1.1 Определение общения, подходы к пониманию термина “общение”.

1.2 Процесс общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения.

1.3 Функции и уровни общения.

1.4 Виды общения.

2.Социальная работа как коммуникативная профессия.

3.Компетентность в общении как профессионально важное качество социального работника.

3.1 Особенности делового общения социального работника.

3.2 Общение в процессе консультирования.

3.3 Интимно-личностное общение в деятельности социального работника.

4. Теоретические основы общения в социальной работе.

4.1 Компоненты вербального общения.

4.2 Компоненты невербального общения.

4.3 Социальная перцепция в профессиональной деятельности социального работника.

4.4 Активное слушание как необходимый элемент общения социального работника.

5. Консультирование в социальной работе.

5.1 Цели, задачи и условия проведения консультирования.

5.2 Основные этапы консультирования

5.3 Правила и принципы проведения консультирования в социальной работе.

6. Заключение

Приложение

Список литературы.

Введение.

В условиях современной российской действительности все больше и больше людей нуждаются в помощи специально обученного профессионала в области социальной работы. Для достижения максимальной эффективности социальный работник должен хорошо знать закономерности процесса коммуникации, поскольку общение является специфической чертой социальной работы как профессиональной деятельности. Поэтому целью данной работы ставится определить роль и основные особенности и характеристики общения в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.

Профессиональная социальная работа - один из главных способов реагирования общества на изменения в мире. Это деятельность по гармонизации человеческих отношений через оказание помощи отдельным людям, группам людей посредством их зашиты, поддержки и реабилитации. Чаще всего под "социальной работой" понимается комплекс конкретных практических действий правовой, экономической, психологической помощи немощным, социально-незащищенным, социально дезадаптированным людям (инвалидам и их семьям, мигрантам, беженцам, людям с отклоняющимся поведением, жертвам насилия, безработным, бездомным, женщинам, детям, молодежи, пожилым и др.) В своей практике социальные работники соприкасаются с различными сферами жизни человека и общества - сферой здоровья (физического психического, социального), прав, системой образования, планированием семьи, экономическими программами, с проблемам занятости населения и др. Они проводят индивидуальное и групповое консультирование, работают с трудными жизненными ситуациями, их профилактикой. Организуют профессиональную социальную работу, осуществляют административные функции. Социальные работники рассматривают себя в качестве проводников социальных перемен.

Общение играет огромную роль в жизни общества. Без него немыслимы процесс воспитания, формирования, развития личности, межличностные контакты, а также управление, обслуживание, научная работа и иная деятельность во всех сферах, где необходимы передача, усвоение информации и обмен ею. Общение играет важную роль в овладении человеком культурными и общечеловеческими ценностями, общественными опытом. “В процессе общения, этой специфической формы взаимодействия человека с другими людьми, осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками и т.п. В общении конкретный индивидуум овладевает "фондом духовного богатства", созданным другими людьми, благодаря чему преодолевается ограниченность его индивидуального опыта; вместе с тем через общение он вносит в этот "фонд" то, что создал сам. Именно этим определяется значение общение в жизни индивидуума”.

Л. А. Петровская выделяет следующие слагаемые “коммуникационного взрыва”, под которым она понимает увеличение частоты, разнообразия и внутренней насыщенности межличностных контактов:

1. Постоянно действующая историческая закономерность непрерывного углубления специализации и усиления кооперации во всех областях человеческой деятельности;

2. Влияние научно-технического прогресса на материальные, вещественные средства коммуникации, реализации межличностных контактов (почта, телефон, факс, Internet и т. д.)

3. Расширение круга людей, вовлеченных в профессиональную деятельность, органически связанную с общением. К их числу принадлежат различных уровней руководители, преподаватели, врачи, психологи, и более чем кто-либо – социальные работники.

4. Рост динамичности современной жизни с постоянной ломкой различного рода стереотипов, включая стереотипы, непосредственно затрагивающие область общения.

Все эти факторы делают проблему общения особо актуальной для современного общества и для социальной работы.

Повышение значимости общения в современном мире требует умения общаться. Значит, общение нужно учить, общению нужно учиться, что предполагает необходимость глубокого знания этого явления, его закономерностей и особенностей, проявляющихся в деятельности людей.

Кому как не социальному работнику приходится постоянно общаться с людьми в процессе своей профессиональной деятельности, выслушивать их проблемы и переживания и помогать хотя бы на словах, решить их. К тому же социальный работник зачастую служит посредником между человеком и государственными учреждениями, властями. Поэтому социальному работнику в процессе обучения обязательно должны даваться навыки правильного, “профессионального”, компетентного общения, которое будет необходимо и для психологического или юридического консультирования и для решения каких-либо проблем клиента, связанных с общением с официальными лицами, чиновниками и т. п.

Поэтому задачами данной работы является изучение роли общения в профессиональной деятельности социального работника, его компонентов, видов, различных аспектов и его специфики, а также рассмотрение практических рекомендаций по применению этих знаний.

1.Понятие общения в психологии, его виды и функции.

1.1 Определение общения, подходы к пониманию термина “общение”.

Несмотря на обилие исследований, посвященных общению, в настоящее время отсутствует единый подход к определению и характеристике этого феномена. Среди исследователей существуют различные точки зрения на сущность, функцию и другие состояния общения. Одни авторы определяют общение как коммуникацию, коммуникативный процесс (Р.А. Максимова, Б.А. Родимов, Н. Виннер и др.) или обмен информацией (Осгуда).

Другие исследователи (А.А. Леонтьев и др.) считают общение одним из видов деятельности. Относительно ее они отыскивают все компоненты, свойственные деятельности вообще.

Третьи полагают, что общение может существовать в различный формах: в своей исходной форме, в форме совместной деятельности, в форме общения речевого или мысленного (А.Н. Леонтьев, Г.М. Андреева и др.).

Ломов, Ананьев считают общение как специфической человеческой активностью наряду с деятельностью и познанием.

Все эти подходы отражают многоплановость, сложность такого феномена как общение. В социальной работе общение является одной из профессиональных характеристик специалиста и представлено оно и как отдельная деятельность, и как коммуникативный процесс.

Можно дать наиболее общее определение общения, которое в наибольшей степени отражает все его стороны и компоненты: общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Это определение в полной мере подходит и для определения общения в рамках социальной работы. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом. Социальному работнику приходиться в процессе консультирования постоянно выполнять то первую роль, то вторую, и зачастую роль реципиента является более важной в профессиональной деятельности.

В отечественном психологическом подходе к пониманию общения выделяют ряд аспектов : содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.

Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди. Еще более важен, чем в повседневном общении, этот компонент для социальной работы, так как в задачу социального работника входит не только внимательно и активно слушать, но и уметь направить разговор с клиентом в нужное русло, т. е. корректировать содержание общения.

Цель общения – это то , отвечает на вопрос “ради чего существо вступает в акт общения?”. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей. В социальной работе обычно целью общения является решение проблем (психологических, правовых, материальных и др.) проблем клиента.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

1.2 Процесс общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения.

К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной .

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Употребление этих терминов условно, иногда в аналогичном смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции – информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная .

Рассмотрим эти три стороны общения поподробнее.

а) Коммуникативная сторона общения .

Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл . А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. “все должны говорить на одном языке”.

В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.

Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).

Средства коммуникации.

Для передача любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Об этих видах коммуникации будет рассказано позже (в главах 3.1 и 3.2)

Модель коммуникативного процесса Лассуэлла включает пять элементов:

КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор

ЧТО? (передается) – Сообщение (текст)

КАК? (осуществляется передача) – Канал

КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория

С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Эффективность.

Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения), отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).

б) Интерактивная сторона общения.

Это характеристика тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой. Конкуренция – одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.

в) Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия и понимания людьми друг друга, (см. пункт 4.5)

Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом. Социальный работник обязан знать структуру общения для того, чтобы более эффективно работать с клиентами.

1.3 Функции и уровни общения

Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека:

1. Социальные функции общения

· Организация совместной деятельности

· Управление поведением и деятельностью

· Контроль

2.Психологические функции общения

· Функция обеспечения психологического комфорта личности

· Удовлетворение потребности в общении

· Функция самоутверждения

Функции общения выполняются на различных уровнях общения:

Манипулятивный уровень, заключается в том, что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера.

Примитивный уровень, когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент).

Высший уровень – это тот социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной личности. Общение социального работника (особенно общение с клиентом) должно осуществляться в большей степени на этом уровне, хотя необходимо и использование первых двух уровней.

1.4 Виды общения .

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.

1. По содержанию оно может быть:

1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

1.2 Когнитивное (обмен знаниями)

1.3Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)

1.4Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

1.5 Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

2. По целям общение делиться на:

2.1 Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)

2.2 Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)

3.По средствам общение может быть:

3.1 Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)

3.2 Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)

3.3 Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)

3.4 Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:

1. Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.

2. Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.

3. Обсуждение интересующей проблемы.

4. Решение проблемы.

5. Завершение контакта (выход из него).

2.Социальная работа как коммуникативная профессия.

В 1991 г. Россия присоединилась к сообществу стран, в которых существует профессиональная социальная работа. Происшедшие в постсоветской России глубокие социальные перемены, нестабильность политической и экономической ситуации привели к увеличению численности и расширению спектра социально незащищенных и уязвимых контингентов (малоимущие и безработные, учащаяся молодежь, неполные и многодетные семьи, семьи с хроническими больными и инвалидами, мигранты и беженцы и др.), а также социально девиантных контингентов и “групп риска” (алкоголики и наркоманы, несовершеннолетние правонарушители и проститутки, бомжи, профессиональные нищие и др.). Профессиональная социальная работа - один из главных способов реагирования общества на изменения в мире. Это деятельность по гармонизации человеческих отношений через оказание помощи отдельным людям, группам людей посредством их зашиты, поддержки и реабилитации. Чаще всего под "социальной работой" понимается комплекс конкретных практических

действий правовой, экономической, психологической помощи немощным, социально-незащищенным, социально дезадаптированным людям (инвалидам и их семьям, мигрантам, беженцам, людям с отклоняющимся поведением, жертвам насилия, безработным, бездомным, женщинам, детям, молодежи, пожилым и др.) В своей практике социальные работники соприкасаются с различными сферами жизни человека и общества - сферой здоровья (физического психического, социального), прав, системой образования, планированием семьи, экономическими программами, с проблемам занятости населения и др.

Они проводят индивидуальное и групповое консультирование, работают с трудными жизненными ситуациями, их профилактикой. Организуют профессиональную социальную работу, осуществляют административные функции.

В последней редакции (1994 г.) тарифно-квалификационной характеристики должности “специалист по социальной работе” выделяются следующие его функции:

· аналитико-гностическая (выявление и учет на территории обслуживания семей и отдельных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и осуществление патронажа над ними);

· диагностическая (установление причин возникающих у граждан трудностей);

· системно-моделирующая (определение характера, объема, форм и методов социальной помощи);

· активационная (содействие активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи и социальной группы);

· действенно-практическая (помощь в улучшении взаимоотношений между отдельными людьми и их окружением; консультации по вопросам социальной защиты; помощь в оформлении документов, необходимых для решения социальных вопросов; содействие в помещении нуждающихся в стационарные лечебно-оздоровительные учреждения; организация общественной защиты несовершеннолетних правонарушителей и др.);

· организаторская (координация деятельности различных государственных и негосударственных учреждений, участие в работе по формированию социальной политики, развитию сети учреждений социального обслуживания);

· эвристическая (повышение своей квалификации и профессионального мастерства).

Особо можно выделить функцию коммуникативную , с помощью которой осуществляются практически все предыдущие. “Коммуникативная функция призвана устанавливать с нуждающимися в той или иной помощи и поддержке, организовывать обмен информацией, способствовать включению различных институтов общества в деятельность социальных служб, помогать восприятию и пониманию другого человека”.

Фактически предполагается, что социальный работник должен быть способен выступать в качестве социального статистика, администратора и менеджера; обеспечивать разного рода социальное обслуживание; помогать в воспитании детей; осуществлять психологические и правовые консультирование и экспертизу; проводить просветительскую работу по самым разным вопросам, в том числе таким, как здоровый образ жизни, планирование семьи, профилактика правонарушений и др.

Среди основных профессиональных требований к социальному работнику, помимо того, что он должен иметь хорошую профессиональную подготовку и знания в различных областях, обладать достаточно высокой общей культурой, владеть информацией о современных политических, экономических и социальных процессах, он также должен обладать определенной социальной приспособленностью. Ему необходимо умело контактировать и располагать к себе “трудных” подростков, сирот, инвалидов, людей, находящихся на реабилитации и т. д. Специалист по социальной работе обязан иметь профессиональный такт, способный вызвать симпатию и доверие у людей, соблюдать профессиональную тайну, быть деликатным – одним словом, он должен уметь общаться.

Таким образом, деятельность социального работника заключается в постоянном контакте с людьми, то есть в непосредственном общении с ними. Все задачи, стоящие перед социальным работником, решаются посредством общения. В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и невербальном уровнях. “Задачей социального работника является создание доброжелательной обстановки, нахождение подходящего способа поведения и общения с клиентом. Для этого необходимо знать не только техники ведения беседы и правила общения, психологические особенности людей и значение невербальных средств общения, но и обладать такими качествами, как вежливость, приветливость, любезность, направленность на людей, терпение (толерантность), интуиция, сострадание и т. д.”

Создание доброжелательной обстановки и выбор правильного способа поведения и общения позволит социальному работнику понравиться людям и склонить их к своей точке зрения. От этого и зависит эффективность деятельности социального работника.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод: социальная работа – это профессия коммуникативная, то есть тесно связанная и

неотрывная с процессом общения, как на микро- и мезоуровнях, так и на макроуровне социальной работы.

Человек - социальное существо. Это известно ещё со времён Древней Греции, где наиболее суровым наказанием было изгнание из общины. Человек не может жить вне окружающей среды. Таким образом, социальная связь внутри общества является незаменимым механизмом, посредством которого люди взаимодействуют между собой. Эта теория была выдвинута греческими и и философами. Однако учёные люди того времени не понимали, как соотнести личное с общественным. Ведь человеческие связи основаны не только на публичных отношениях. Тот, кто поймёт взаимосвязь личной стороны и общественной, сможет постичь таинство общения, которое открывает множество возможностей. Искусство коммуникации - вот истинная цель социальной психологии. В процессе изучения этого вопроса появлялись закономерности, типы, формы, методы изучения и т. п. Впоследствии все эти элементы породили особую отрасль социальной психологии - проксемику.

Проксемика. Общая характеристика отрасли

В 50-х годах жил достаточно известный антрополог по имени Эдвард Холл. Он изучал взаимодействие личностного пространства человека с окружающей социальной средой. Учёный выдвинул теорию о том, что каждый человек организует своё личностное пространство, так же, как он организует микросубъектное пространство, структуру своего жилища, городскую среду. Другими словами, наше личное прямо влияет на общественное. Изучение этого вопроса позволило выйти на новый уровень понимания взаимоотношений между людьми. Таким образом, проксемика - это отрасль социальной психологии, изучающая временную и знаковую систему общения между людьми. Наука выводит принципы и закономерности удалённого невербального общения.

Проксемика и этика общения

Безусловно, этическая сторона взаимоотношений между людьми напрямую связана с психологией. Однако некоторые учёные прямо отождествляют проксемику и этику общения, чего ни в коем случае не стоит делать. Эти две науки имеют что-то общее, но в целом являются принципиально разными. Этика общения позволяет понять культурную сторону коммуникации, которая обеспечивает глубокое взаимопонимание между собеседниками. Задача проксемики несколько иная. Она занимается глубоким изучением самого процесса невербального общения, беря за основу отдалённость собеседников друг от друга. Благодаря полученным знаниям в процессе разработки этических и проксемических теорий, люди изобрели настоящее искусство общения.

Роль личного и межсубъектного пространства в общении

Фундаментом всей социальной психологии является расстояние между субъектами общения. С учётом этической стороны, о которой шла речь выше, все люди подчиняются единой системе межличностного контакта. Эта фундаментальная теория также была выдвинута Учёный предположил, что, вне зависимости от культурных особенностей человека той или иной нации, любой имеет свою личную территорию, которую он определяет для себя сам. Отсюда следует, что расстояние между собеседниками - это важнейший фактор, влияющий на процесс общения. По мнению самого учёного, удалённость субъектов наиболее важна во время перцептивной стадии, когда собеседники только начинают друг друга понимать. Как мы видим, проксемика изучает расстояние в процессе

Основные межсубъектные зоны

На сегодняшний день в социальной психологии выделяются личностные зоны, которые изучает проксемика.

Это перечень расстояний, согласно которым люди налаживают межличностный контакт:

1) Интимная - присуща только родственникам или очень близким людям, не желающим посвящать других в свой разговор (0 - 0,5м).

2) Личностная - это расстояние поддерживают все люди в повседневной жизни (0,5 - 1,2м).

3) Социальная - зона общения для формальных и светских встреч (1,2 - 3,66м).

4) Общественная - эту дистанцию выбирают во время публичных мероприятий.

Интимная дистанция

Удалённость между людьми с учётом интимного расстояния составляет не более 45 сантиметров. Это позволяет обмениваться личными мыслями и суждениями, не боясь, что их услышат другие люди. Когда люди общаются в интимной зоне, слова не особо имеют значение. Важнейшую роль отыгрывают невербальные факторы: взгляд, движения, прикосновения.

Нагляднее всего действие интимной зоны просматривается между супругами.

Люди, недовольные своим браком, всегда будут находиться на расстоянии, которое существенно превышает 0,5 метра. Абсолютно противоположную картину можно увидеть между счастливыми парами.

Нужно отметить, что границы интимной зоны могут отличаться у каждого человека. Например, люди, склонные к применению грубой силы, создают для себя интимную зону большего радиуса, чем у других людей. Подобная ситуация возникает вследствие постоянной готовности грубых и жестоких людей к появлению опасности.

Личностная зона

На таком расстоянии совершается большее количество коммуникаций в обыденной жизни. Это зона нормальных взаимоотношений между людьми. Близкая женщина, например, жена вполне может нарушать границы этой зоны. Те же действия со стороны постороннего человека будут выглядеть, мягко говоря, непривычно. Соблюдение общения свидетельствует о наличии такта у человека. Чем дольше собеседники находятся в личностной зоне, тем сильнее они привязываются друг к другу.

Подобная дистанция является ключевым этапом на пути достижения наилучшего интимного контакта. Чёткие и продуманные действия в личностной зоне обеспечат длительное и взаимовыгодное сотрудничество между участниками общения.

Социальная и общественная дистанции

Невзирая на важность личностной и интимной зоны, их изучение не является той основой, которую изучает проксемика. Это обусловлено относительной односторонностью представленных выше дистанций. Их легко понять, а ещё легче выделить закономерности. Более интересными являются социальная и общественная зоны. Они используются в процессе делового и публичного общения. На протяжении многих лет люди изучали две эти дистанции для нахождения эффективного способа управления массами. Люди, отлично владеющие контролем на публичной и социальной дистанции, всегда являются хорошими ораторами.

Современная проксемика

На сегодняшний день проксемика - это одна из самых популярных отраслей социальной психологии. Учёные повсеместно проводят изучение и разработку новых теорий в этой области знаний. Проксемика в общении является совершенно новым уровнем в процессе изучения межличностных связей. Умение применять знания этой позволят намного качественнее и быстрее налаживать контакт с людьми. Чем больше у человека знаний в сфере проксемики, тем быстрее он познает искусство общения.

Испытывали ли вы когда-нибудь некую потребность в сугубо индивидуальном, личном пространстве? Желание иметь собственную территорию (свое рабочее место , укромный уголок, своя комната), не досягаемую для всех остальных или пребывание на небольшом отдалении, которое присуще человеку при контакте с окружающими – это и есть личное пространство человека . Определение дистанции совершенно не обязательно должно указывать на стремление человека отгородиться от людей. На самом деле это частица нашего собственного «я», нужда сугубо психологическая, позволяющая соблюдать равновесие и чувствовать себя комфортно (особенно это касается интровертов ). Границы личного пространства варьируют в зависимости от самого человека, его черт характера и привычной для него обстановки.

У одного нужда в личном пространстве может быть развита достаточно сильно, другой же не будет придавать этому особого значения. Разумеется, в тесном офисе или в переполненном общественном транспорте весьма непросто сохранять дистанцию и каждый это понимает. Но нарушение зоны комфорта в обычных, не располагающих к тому условиях, заставляет расценивать поведение возмутителя спокойствия как проявление бестактности, абсолютного неуважения и даже агрессии. Это вполне естественно, ведь личное пространство воспринимается как продолжение своего тела, «частная зона», представляющаяся допустимой только для самых близких людей.

Специалисты считают, что в среднем интимное пространство человека равняется не менее 50-60 см. Стоит подойти ближе, и вы моментально причините человеку дискомфорт. Пересекать эту грань допустимо только родным и хорошим друзьям. Ученые убеждены в том, что нарушение зоны личного пространства способно повлиять на сокращение жизнедеятельности человека. Принудительная коммуникативная близость влечет появление дискомфорта и неврозов, а они, словно цепная реакция, приводят к куда более серьезным разладам здоровья.

Тем не менее, находятся и те, кто не признает ограничения в общении даже с едва ли знакомыми людьми: они могут без разрешения и обнять, и притронуться, и взять за руку, и потеребить одежду собеседника во время разговора, а при встрече обожают целоваться и обниматься. И поведение это обусловлено в связи с их природной простотой в общительности, проявлением дружелюбия. Или, быть может, они воспитывались в большой семье, а потому и не в состоянии понять важности «личного пространства». К сожалению, такие люди, даже при обладании чудесными душевными качествами, в большинстве случаев вызывают отнюдь не благоприятное впечатление. Если же пытаться уступить, стараться терпеливо относиться к повышенному проявлению внимания, это ничем хорошим не закончится как для первого, так и для второго человека. Рано или поздно утаенные негативные эмоции могут проявиться весьма неожиданным образом и «обидчик» рискует узнать о себе немалого интересного. Единственное возможное решение проблемы – это изначальное уведомление о том, что вы не любите прикосновения и т.п., объяснение причины. Но и это не всегда действует.

Примечательный факт: границы личного пространства довольно-таки часто имеют место и в отношениях между родичами и членами одной семьи. Не следует расценивать эту дистанцию как проявление недоверия и отсутствие близости: порой каждый из нас нуждается в уединении и собственном месте.

Давайте рассмотрим соответствующий пример из мира животных. Почему собаки метят территорию? Вы угадали, им тоже требуется свое пространство и так они доносят до других собратьев информацию о том, что это их владения. Это и есть пожизненное занятие человека, ведь и он «метит» свою область: покупает дом, все обустраивает, закрывает замком и т.п.

А теперь предлагаем проанализировать заурядный, но весьма распространенный случай из семейной жизни. Почему, спустя некоторое время, нередко разрушаются шикарные пары, отчего же люди, некогда любившие друг друга всей душой, начинают проявлять ненависть и нетерпимость? Ответ предельно прост: кто-либо из них подвергается контролю со стороны супруга, происходит вторжение в личное пространство. И дело вовсе не в недоверии, а в отсутствии чувства свободы. Всегда наступает миг, когда хочется отдохнуть даже от приятнейшего общества, а непонимание в этом вопросе со стороны любимого заставляет чувствовать себя скованно, зажато, порождает желание убежать куда подальше, лишь бы больше не видеть нервирующего человека. Именно это также способствует многочисленным ссорам родителей и подростков. Взрослеющим детям открывается весь мир, они жаждут порхать как бабочки и познавать нечто неизведанное, получать новые ощущения , а надзирающие отцы и матери воспринимаются как истинные деспоты. Отсутствие элементарного понимания и нехватка личного простора у неокрепших и впечатлительных юнцов порой приводит к катастрофическим последствиям.

Итак, помните о взаимном уважении к чужому личному пространству. Добиться расположения человека значительно легче с помощью тактичного поведения, нежели с навязчивой близостью.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Пространство общения - это общее визуальное и мыслимое пространство с однозначным пониманием смысла средств общения.

Пространство общения должно быть единым для всех включенных в него.

Во время разговора важно:

¦чтобы собеседники видели друг друга;

¦стремиться, чтобы они находились в равных позициях общения и видели одну и ту же зрительную картину перед глазами;

¦чтобы в словах имелся одинаковый смысл.

Необходимо помнить:

¦взрослые и дети постоянно находятся в разных «пространствах», каждый в своем; в «пространстве» ребенка главное место занимают игры, занятия и пр.;

¦взрослые и дети находятся на разных позициях;

¦взрослые и дети часто в одних и тех же словах усматривают совершенно разный смысл.

Как преодолеть вышеперечисленные противоречия? Создать общее «пространство» общения - важнейшая задача воспитателя, взрослого человека, ведь ребенку это сделать еще не под силу. В связи с этим взрослый часто приглашает ребенка перейти в его «пространство». Так, например, происходит, когда воспитатель приглашает детей на занятия. Дети приходят, но это еще не означает, что каждый из них на самом деле присутствует там, где воспитатель хотел бы его видеть. Мысленно ребенок может быть где угодно: в сказке, в незавершенной поделке и т. д. Он с трудом переключается с одних занятий на другие, ведь даже взрослым нелегко перейти от одного дела к другому.

Воспитатель должен организовать общение так, чтобы оно было приятно, потому что ребенку необходимо испытывать удовольствие от общения с воспитателем. Это усиливает педагогический эффект.

Задание. Спросите и у детей, и у взрослых о том, что они понимают под словами «самостоятельность», «свобода», «ответственность», «обязанность», «права».

Общение как межличностное взаимодействие

Общение предполагает какой-то результат:

¦изменение поведения ребенка;

¦изменение деятельности детей;

¦получение удовольствия от процесса.

В целях более эффективного воздействия на ребенка в общении могут быть использованы разные его формы (виды) исходя из ситуации, возраста (рис. 3.7). Так, например, в подростковый период предпочтительнее строить общение, используя форму просьбы.

Рис. 3.7. Виды общения при взаимодействии

Для достижения высоких результатов воздействия на ребенка воспитатель должен хорошо владеть методами убеждения и внушения.

Убеждение - это процесс воздействия на сознание путем логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения. Оно является особым способом влияния на личность или группу людей (рис. 3.8).

Рис. 3.8. Основные признаки убеждения

Убедить человека, не сведущего в какой-либо области, очень трудно, поскольку он не знает элементарных закономерностей обсуждаемого вопроса. Поэтому, прежде чем аргументировать свою точку зрения, надо предложить слушателю хотя бы основные сведения, которые необходимы для обсуждения. Чем качественнее это будет сделано, тем лучше. Только вооружив человека определенными знаниями, сообщив ему определенный круг знаний, вы можете обсуждать с ним интересующие вас проблемы.

Для того чтобы убедить ребенка в чем-то, необходимо знать и учитывать некоторые особенности (рис. 3.9).ЗНАТЬ мнение ребенка по обсуждаемому вопросу, мнение большинства детей группы

УЧИТЫВАТЬ факты и явления, которые волнуют детей, предполагаемые встречные суждения (не уходить от ответов!)

УМЕТЬ устанавливать психологический контакт с ребенком, завоевывать доверие

Воспитатель сам должен быть убежден в том, в чем убеждает ребенка

Доступность, понятность логических доводов

Большая выдержка, терпение, тактРис. 3.9. Позиции взрослого при убеждении ребенка

Внушение - это воздействие на чувства с помощью эмоционально окрашенных образов для побуждения к определенному поведению. По образному выражению В. Н. Бехтерева, внушение, в отличие от убеждения, входит в сознание человека не с «парадного входа», а как бы с «заднего крыльца», минуя «сторожа» - критику.

Внушать - это значит воздействовать на чувства, а через них и на ум и волю человека, чтобы побудить к действию, иначе говоря, воздействовать так, чтобы не было места критике и суждению.

Внушение, создавая установку, может с большей или меньшей эффективностью предопределить поведение ребенка. Внушение как метод воздействия опирается на определенные имеющиеся у ребенка потребности, стремления.

Приведем пример использования внушения. Мы хотим внушить ребенку, находящемуся в бодрствующем состоянии, совершить определенный поведенческий акт: выпить из чашки кисель. Для этого начинаем разговор о голоде, наливаем в чашку кисель и с жадностью пьем, выражая всем видом удовольствие, после чего сообщаем, что кисель вкусный и прохладный. Тем самым мы убеждаем ребенка поверить, что кисель действительно вкусный и прохладный, чтобы и у него самого возникло желание этот продукт попробовать.

Внушение в данном случае опирается на определенную силу потребности организма утолить чувство голода.

Приведенная ниже схема (рис. 3.10) показывает поведенческий акт, протекающий неосознанно (под влиянием внушения). В этом случае снижается уровень сознательного контроля над своими действиями.

Рис. 3.10. Схема поведенческого акта

Внушение вызывает концентрацию возбуждения в определенном очаге коры головного мозга. В условиях заторможенности всей остальной коры содержание внушенного воздействия приобретает неодолимую силу. Этим объясняется его эффективность (рис. 3.11).

ВНУШЕНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ

1.РЕЧЕВЫМИ СРЕДСТВАМИ:

Небыстрый темп речи;

Ритмическое повторение;

Наглядное пояснение основной мысли;

Иллюстрация одной и той же мысли разными средствами;

б) интонация:

можно передать много оттенков мысли. В вопросе «Я надеюсь, все понятно?» может быть и утверждение, и сомнение, и радость, и страх, и уверенность;

каждая лишняя доля секунды уже значима.

Это либо ожидание, либо упрек, либо отдых и др.

2.НЕРЕЧЕВЫМИ СРЕДСТВАМИ:

а)мимика, пантомимика, жесты;

б)действия другого человека;

в)окружающая обстановка.

Одной из важных особенностей мимики является движение и выражение взгляда

ЛИЧНОСТЬ ВНУШАЮЩЕГО:

Его убежденность;

Компетентность;

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА:

а)природная, предметная-. комната чистая, прибранная внушает соответствующее поведение;

б)социальная-. присутствие детей, занимающихся рисованием, может внушить желание тоже рисовать

Рис. 3.11. Составляющие внушения

Ребенок, особенно маленький, далеко не всегда может понять и осознать смысл правил и норм поведения. В этих случаях метод внушения является незаменимым: воспитатель создает эмоционально значимую
ситуацию, воздействуя на чувства ребенка. Например, он внушает ребенку то, что человек красив, если выполняет правила поведения.

На основе внушения формируются стереотипы (привычки) поведения. А их глубокое осмысление и понимание наступит позже.

Воздействие на детей должно быть эмоционально насыщенным, внушающим красоту поведения, творчества, живой природы, восхищение ею и любовь к ней.

При помощи слова, интонации, мимики, жестов, действий воспитателя и обстановки, соответствующей эмоционально описываемым образам, достигается нужный результат с помощью внушения, ведь дети по природе своей очень легко поддаются внушению.

Независимо от того выступает ли внушение как самостоятельное средство педагогического воздействия или как компонент убеждения, всегда должен существовать тесный контакт между воспитателем и ребенком.

Внушение может быть прямым и косвенным.

Прямое внушение - воздействие речи с определенным образным смыслом. В жизни требуется совершать некоторые поведенческие акты автоматически, не раздумывая, полностью доверяясь слову-сигналу для этих действий. Примером такого воздействия являются команды, наставления во время игры: «Стой!», «Шагом марш!» и др.

Внушаемое наставление применяется в виде лаконичных фраз, так называемых формул внушения, произносимых воспитателем в максимально повелительном тоне. При этом воспитатель выразительно смотрит в глаза ребенку, усиливая внушающее влияние своих слов. Иногда можно предложить малышу закрыть глаза и сосредоточиться на голосе воспитателя. Отдельные словесные формулы ребенок может повторять вслед за воспитателем, например: «Мне нравится рисовать!» и т. п.

Косвенное внушение (опосредованное, через предметы) - осуществляется в виде раскрытия факта (описания какого-либо случая), совершенного другими, в виде примера и т. п.

Бывает целесообразно путем примера большой внушающей силы или с помощью рассказа повлиять на ребенка путем косвенного внушения.

Внушаемость - субъективная готовность подвергаться и подчиняться внушающему воздействию. Внушаемость увеличивается:

¦при снижении возраста ребенка;

¦при снижении критичности сознания, мышления;

¦при снижении самооценки, неуверенности;

¦при повышении эмоциональности, впечатлительности, тревожности;

¦при наличии таких черт характера, как доверчивость, робость, стеснительность;

¦в состоянии расслабленности, утомления;

¦при дефиците времени;

¦при низком уровне компетенции в обсуждаемом вопросе;

¦при «давлении» группы, окружающих.

Уменьшается внушаемость при следующих условиях:

¦взросление;

¦увеличение критичности сознания, мышления;

¦повышение самооценки;

¦наличие уверенности в себе;

¦уменьшение тревожности, впечатлительности;

¦присутствие таких черт характера, как самостоятельность, активность, уверенность;

¦состояние бодрости, активности;

¦состояние стабильности;

¦высокий уровень компетентности в обсуждаемом вопросе;

¦независимость от влияния окружающих.

Воздействие внушения на ребенка облегчается его большой подражательностью.

Подражание направлено на воспроизведение (копирование) индивидом внешних черт поведения, манер, действий, поступков. Так как детям свойственна очень большая подражательность, воспитатель должен быть особенно внимательным:

¦к своему поведению, манерам, поступкам;

Все это ребенок схватывает интуитивно, как некие особенности психического склада взрослого поведения, а затем все это откладывается в сознании ребенка, и неосознанно лепится его образ поведения.

В реальных человеческих взаимоотношениях убеждение, внушение, подражание взаимосвязаны и переплетены, но ведущую роль играют, конечно, убеждения.

Задание. Дано сообщение: «Под Новый год будет демонстрироваться кинофильм “Карнавальная ночь”». Преобразуйте это сообщение сначала в форму убеждения, а потом в форму внушения.

«“Карнавальная ночь” - хороший кинофильм, так как он не сходит с экрана более полувека. Миллионы зрителей посмотрели этот фильм не по одному разу» - это убеждение.

«Если вы посмотрите этот кинофильм, то вы получите огромное эмоциональное удовольствие. Каждый актер индивидуален своим талантом. Например, образ Огурцова, исполненный актером И. Ильинским...» - это внушение.

Ситуация. Нередко мы слышим, как мамы, общаясь со своими детьми, по-разному оценивают их возможности. Одни говорят: «Ты умеешь делать то, что я не умею!» или «Ты говоришь правильно, молодец!». А другие матери говорят: «Ты маленький еще, слушай, что взрослые говорят!», «Да что ты понимаешь, вот научишься, тогда поймешь!».

В чем принципиальное различие в общении мам со своими детьми?

Решение. Одни матери как бы вселяют в ребенка уверенность в своих силах («Если мама хвалит, значит, я чего-то стою!»). Они способствуют его взрослению, создают у него активную жизненную позицию, помогают самоутвердиться.

Другие же матери, наоборот, способствуют появлению у своего ребенка неуверенности в себе («Если мама ругает, значит, я ничего не стою, я - плохой!»). У таких детей формируется тревожность, снижается активность, возникает склонность к пессимизму.

Ситуация. Ограничения, запреты и бесчисленные «нельзя» нередко входят в арсенал отдельных матерей при воспитании своих детей. Это позволяет им контролировать своего ребенка, управлять им.

*} Как такое поведение матери будет сказываться на развитии

саморегуляции самого малыша?

Решение. Ограничения и запреты тормозят развитие саморегуляции ребенка, так как заставляют его всегда держать взаимосвязь с матерью, постоянно решать, что можно делать, а что нельзя. Ребенок подчиняется указаниям матери, верит ей, но при этом оказывается совершенно несамостоятельным. В такой регуляции своего поведения ребенок будет нуждаться еще длительное время. Только предлагая своему ребенку свободу, мать может программировать необходимость опоры на свои силы, на собственную самостоятельность. Именно при таких условиях у ребенка возникает и развивается способность быть самим собой и строить собственную жизнь по своему желанию, и именно такое поведение матери формирует у него систему самоконтроля, саморегуляции и разумной самодисциплины. Воспитание как способ управления ребенком превращается в самовоспитание, в самосовершенствование.

Ситуация. Мамы, заботящиеся о физическом воспитании своих детей, привели их на физкультурные занятия. Но в обращении их к своим детям можно заметить существенные различия. Одна мама, обращаясь к сыну Саше, сказала: «Можешь ходить без шапки, но когда станет совсем холодно, надень капюшон». А вот мама Славика постоянно твердила: «Отойди от форточки, тебя продует, заболеешь», «Ты бледный, не заболел ли?», «Ты у меня слабенький, отдохни».

В чем принципиальное различие обращений этих мам к своим

Решение. Прежде всего, мамы своими высказываниями программируют поведение своих детей. Чаще всего происходит это неосознанно и зависит от тех норм, которые были установлены в семьях, в которых росли мамы.

Мама Саши, опираясь на адекватность ребенка, программирует развитие его активности: «Действуй, защищайся сам!». Физическое воспитание - это не только выполнение физических упражнений, а еще и психологический настрой на здоровый образ жизни, на развитие самоощущений.

Мама Славика изначально оценивает своего сына как неспособного к самозащите. Она закладывает в его сознание пассивность, слабость: «Ты у меня слабенький - отдохни», «Не заболел ли ты?». Она не настраивает своего сына на успехи при выполнении физических упражнений, которые так необходимы в жизни. А содержание и интонация обращения мамы только предопределяют стиль поведения ее ребенка в будущем и провоцируют вероятность его слабого физического развития.

ИНСТРУКЦИЯ

АВАНСИРОВАНИЕ

ПЕРСОНАЛЬНАЯ

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ

УСИЛЕНИЕ МОТИВАЦИИ

ВЫСОКАЯ ОЦЕНКА ДЕТАЛИ

«Ничего страшного... Бывает, что люди боятся...» «Ты же помнишь, что...»

«У тебя получится...»

«Только у тебя и может получиться., «Нам это так нужно для...»

«Вот эта часть у тебя замечательна!»

Рис. 3.12. Ситуация успеха и ее создание

Внушение осуществляется легче, если вы постараетесь присоединиться к ребенку. Например, мама должна приравнять себя к ребенку, сделаться похожим на него. Чтобы сделать это, ей следует:

¦принять ту же позу, движения, жесты, что и ребенок;

¦настроить ритм своего дыхания соответственно ритму дыхания ребенка;

¦взять правую руку ребенка, которому что-то внушают, то есть сделать особый жест, порождающий доверие и симпатию (правая рука связана больше чем на 1/4 с головным мозгом); такой контакт равнозначен непосредственно влиянию на сознание и подсознание, а потому, держа ребенка за руку, маме легко удерживать его внимание;

¦«нарисовать» эмоционально яркие воображаемые картины ребенку.

 

 

Это интересно: