→ Произношение. Особенности русского ударения

Произношение. Особенности русского ударения

Неправильное ударение в словах снижает культуру устной речи. Ошибки в ударении могут привести к искажению смысла высказывания. Особенности и функции ударения изучает отдел языкознания акцентология. Ударение в русском языке в отличие от других языков свободное, т. е. может падать на любой слог. Кроме того, ударение может быть подвижным (если в различных формах слова падает на одну и ту же часть) и неподвижным (если ударение меняет место в разных формах одного и тог же слова).

В некоторых словах сложности в ударении существуют из-за того, что многие не знают их принадлежности к части речи. Например, прилагательное развитОй. Это слово употре***ется в значении «достигший высокой степени развития». Но в русском языке существует причастие рАзвитый, или развИтый, образованное от глагола развивать. В данном случае ударение зависит от того, прилагательное это или причастие.

В русском алфавите есть буква ё, которая считается факультативной, необязательной. Печатание буквы е вместо ё в литературе и официальных бумагах привело к тому, что во многих словах стали произносить на месте о э: не жёлчь - [жо]лчь, а желчь - [жэ]лчь, не акушёр - аку[шор], а акушер - аку[Шер]. В некоторых словах было перенесено ударение: заворОженный, недооцЕненый вместо правильного заворожённый, недооценённый.

Каковы особенности русского словесного ударения?

Правильная постановка ударения в словах -- необходимый признак культурной, грамотной речи.

Раздел науки о языке, изучающий природу, особенности и функции ударения, называется акцентологией.

Ударение-- своеобразный фонетический «паспорт» слова. Часто достаточно изменить ударение в хорошо известном слове, чтобы оно стало неузнаваемым.

Сложность и прихотливость русского ударения известны всем. Пожалуй, ни одна область русского языка не вызывает столько споров, недоумений и колебаний. Во многом это обусловлено спецификой русского ударения в целом:

оно отличается разноместностью (может быть на любом слоге в слове, ср.: ку""хонный, экспе""ртный, проходно""й);

подвижностью (может менять свое место в разных формах одного слова, ср.: нача""ть, на""чал, начала"", на""чало);

кроме того, ударение может меняться с течением времени. Однако колебания в сфере ударения наблюдаются и в пределах одного отрезка времени. Такие варианты редко бывают равноценными. Хотя одинаково правильным считается произношение таких вариантов, как тво""рог и творо""г, ба""ржа и баржа"" и др.;

Некоторые сложные слова, а также слова с приставками анти-, меж-, около-, контр-, сверх-, супер-, экс- и др. могут иметь, кроме основного, побочное (или второстепенное) ударение, условно обозначаемое знаком гравис (`). Побочное ударение обычно по порядку бывает первым (ближе к началу слова), а основное -- вторым (ближе к концу слова): кля`твопреступле""ние, о`колозе""мный, ви`це-президе""нт.

Обычно существует несколько вариантов произношения в зависимости от сферы употребления:

литературный и нелитературный (то есть просторечный, жаргонный, диалектный);

основной (используемый в официальной обстановке) и дополнительный (допускаемый только в бытовом общении, в неофициальной обстановке).

Например, глагол заня""ться в прошедшем времени фиксируется в речи в трех вариантах: занялся"" -- основной вариант, заня""лся -- дополнительный литературный вариант (допустим в неофициальном общении), за""нялся -- встречается в просторечии, не рекомендуется для использования в литературном языке.

Постановка ударения может зависеть от значения слова:

заброни""ровать место в гостинице -- забронирова""ть новое орудие;

приво""д в милицию -- при""вод в механизме;

осенняя сырость и мокрота""-- кашель с мокро""той;

языково""й барьер -- языко""вая колбаса;

занято""й человек -- за""нятое место;

ша""баш ведьм -- шаба""ш работе.

Наибольшие трудности обычно вызывают иноязычные, книжные, устаревшие или, наоборот, только вошедшие в язык слова. Колебания наблюдаются также и в некоторых широкоупотребительных словах.

Однако в языке существуют определенные модели постановки ударения в целых группах слов, хотя большинство из них действует лишь как тенденция, т.е. возможны различные отклонения, колебания внутри этой модели. Для облегчения запоминания постановки ударения приводятся группы слов с общими акцентологическими признаками. Так, запомнив одно из кратких страдательных причастий женского рода, например, занята"" вы будете знать, как произносить более двадцати идентичных форм: заснята"", отнята"", поднята"", начата"" и т.д.

Есть немало слов, произношение которых служит «лакмусовой бумажкой» уровня речевой культуры человека. Неправильная постановка ударения не только затрудняет понимание, отвлекает слушателей, но и подрывает доверие к говорящему, заставляет сомневаться в его компетентности не только в области речевой культуры, но и в профессиональной деятельности.

С приходом системы ЕГЭ стали популярны так называемые «акцентологические минимумы» (это минимум слов, вызывающих трудности в правильной постановке ударения, которым должен владеть школьник, абитуриент, студент; своеобразная «шпаргалка»).

Акцентологические минимумы можно найти практически в любом современном пособии по культуре речи или в Сети. Все они содержат разный набор слов, поскольку такие списки не могут не быть субъективными.

Примечания.

В русском языке не принято ставить знак ударения над буквой «ё», так как она всегда ударная. Исключением являются заимствованные и сложные, составные слова (например, трёхъя""русный).

Некоторые слова в разных словарях имеют разное ударение либо дополнительные варианты ударения.

В случае трудностей при постановке ударения в слове лучше обращаться к специальным словарям (см. ссылки ниже) и составлять свой индивидуальный акцентологический минимум.

Обозначение

В русском языке ударение обозначается знаком «акут» над гласным слога: говоримть. Обычно на письме знак ударения проставляется только при необходимости смыслоразличения или для логического подчёркивания: Я знаю, что ты знбешь - Я знаю, чту ты знаешь; Вы смутрите - ну и смотримте; ...в бульших количествах.... В словарях и другой учебной литературе (в том числе в детских книгах) ударение может обозначаться чаще или даже повсеместно. В последнее время в связи с развитием интернета, SMS и т.п., где использование акута затруднительно, появилась тенденция обозначать ударение заглавной буквой: ...в бОльших количествах.... Над буквой ё ударение никогда не ставится, поскольку написание ё почти всегда подразумевает ударную позицию (кроме некоторых заимствований и сложносоставных слов: «сёдзё», «трёхэтамжный»). Если пишущий не употребляет букву ё последовательно, то её употребление аналогично использованию знака ударения.

Различают 3 вида ударения:

а) словесное;

б) синтагматическое и фразовое;

в) выделительное (логическое, эмфатическое).

а) Словесное ударение .

Совокупность звуков сама по себе не создает еще ни слова, ни морфемы. Для того чтобы возникло слово, необходимо, чтобы звуки сгруппировались в слоги, а слоги (с помощью ударения) - в слова. Таким образом, ударение - это то, что полностью завершает звуковую структуру слова: основная функция ударения - словооформительная. Звуковая структура слова не так проста, она состоит из нескольких слоев:

а) состав звуков (фонологический слой);

б) состав слов (силлабический);

в) ударение (акцентологический).

Ударение организует слоги в слова, выделяя один из слогов в качестве главного ставя в зависимое положение остальные.

Ударный слог отличается от безударного:

1) большей длительностью: он примерно в 1,5 раз больше первого предударного слога (Щерба);

2) большей относительной силой (звучностью). Относительную силу гласного не надо смешивать с акустической силой звука. Относительная сила гласного зависит от следующих факторов:

а) от того, преодолел ли гласный свой порог громкости произношения. Если преодолел - ударный, и относительно наиболее сильный, хотя акустически может быть слабее. Например, в слове палИ и слабее а , но и преодолело свой порог громкости и потому слышится как ударное, а [ а ] - нет.

б) от места гласного в слове. Чем ближе к началу слова гласный, тем больше его громкость. Так в слове обманули первые 2 гласных сильнее, чем у , так как ближе к начальному слову.

3) особым характером произношения гласных под ударением, отсутствием редукции, более четкое произношение.

Эти три свойства ударных слогов - большая длительность, большая относительная сила, отсутствие редукции гласных под ударением - определяют фонетическую природу русского словесного ударения .

Свойства русского ударения:

1. квантитативное (= количественное);

2. силовое = динамическое;

3. особое качество ударных гласных (отсутствие редукции);

4. это свободное, незакрепленное ударение.

Закрепленное (связанное) ударение. Например, польский язык – на предпоследнем слоге; французский - на последнем; русский: сАни, вАрежка, Яблоко; зимА, косА, косИть; голубОй, единИца.

5. подвижное/неподвижное ударение - оно может менять место в каждом конкретном слове.

Чем определяется перенос ударения и его постановка в отдельном слове?

· у производных слов обычно ударение на том же слоге, что и в производящем:

яблоко - яблочный

мороз - морозный

беседа - беседовать

но не всегда:

бежАть - вЫбежать, забежАть;



лИть - вЫлить, залИть, пролИть;

мОре - морскОй; окнО - окОнный.

· действие аналогии - выравнивание по наиболее продуктивному образцу.

Вихрь - вИхриться - вихрИться;

искра - Искриться - искрИться.

Ср. серебро - серебрИться

крУг - кружИться

· есть и чисто фонетические причины постановки того или иного ударения. По мнению Пироговой ударение притягивается максимально частотными гласными: а, о, е. Николаева ставит ударение в зависимости от долготы гласного: а, о, у. Она провела эксперимент: 218 слов, заимствованных, редких не воспринимаемых на слух. 10 информантов записывали ударение. В общем: большинство - на начале слова, на звуках а, о, у . Горбачевич выявил фонетические предпосылки и основные направления акцентологических изменений. Тенденция переноса ударения к середине слова с тем, чтобы во фразе они не стояли рядом в двух словах или не были бы слишком удлинены; междуударный интервал должен составлять 2-3 слога.

Например: 19 век 20 век

АбонировАть абонИровать

счАстливый счастлИвый

Августовский августОвский

МУскулистый мускулИстый

БАрхатистый бархатИстый

Каковы же функции словесного ударения в русском языке ?

1) Функция звукового оформления слова как отдельной единицы . Ударение - это знак самостоятельности слова. Сколько ударений во фразе, столько в ней и слов.

Отклонения: а) служебные слова акцентируются вместе с полнознаменательными, могут не иметь собственного ударения.

Проклитики : за холмОм

не знАю

Энклитики : поЕт ли

пошЕл он

Но может быть и обратное явление: ударение падает на предлог, а полнозначное слово не имеет самостоятельного ударения.

Ср.: пО воду, зА руку

б) побочное ударение в длинных словах (2 ударения в слове): ОколозЕмный, завОдоуправлЕние, кИнематогрАфия.

Наличие добавочного ударения определяется в этом случае не столько длиной слова, сколько его морфологической сложностью и степенью усвоения слова. При большей степени усвоения - распространения - остается одно ударение, которое смещается к центру, т.е начинает подчинять основные тенденции русского ударения.

килогрАммометр - килограммОметр

2) Смыслоразличительная функция - единственное средство, разграничивающее звуковые оболочки слов (омонимы).

Ср.: мУка - мукА,

крУжки - кружкИ,

зАмок - замОк,

сУшу - сушУ

пИлы – пилЫ

отрЕзать - отрезАть

окнО - окнА

Но эта смыслоразличительная функция менее важна, чем фонетическое оформление самостоятельного слова, поскольку подобные омонимичные пары возникли в русском языке случайно.

б) Подобно тому, как словесное ударение объединяет слоги в слова, синтагматическое ударение объединяет слова в синтагмы, а фразовое ударение синтагмы во фразы.

Синтагма - это группа слов или одно слово, представляющее единое семантико-смысловое целое для данного контекста или для данной ситуации и фонетически оформленное. Таким образом, в определении синтагмы лежит семантический критерий и соотнесенность с синтаксической структурой предложения.

Например, фраза «Как удивили его слова брата» может быть произнесена с двойным синтагматическим членением:

1) Как удивили его // слова брата.

2) как удивили// его слова / брата.

Это разграничение определяется, во-первых, смыслом, во-вторых, возможностями грамматического строя языка: в данном случае употребление его в двух различных синтаксических функциях: прямого дополнения и определения. Фраза = смысл+синтаксис .

В чем заключается фонетическое оформление синтагмы? (и фразы).

Синтагматическое ударение обычно падает на ударный гласный последнего слова синтагмы, а фразовое - по на ударный гласный последнего слова в конечной синтагме. Последнее слово синтагмы произносится более длительно, с большим ударением.

в) Если синтагматическое ударение переносится с последнего слова синтагмы, то возникает так называемое выделительное ударение . Оно может быть двух видов: логическое и эмфатическое.

Выделительное ударение - это только смысловое ударение. Оно используется либо для более точного выражения мысли, логического выделения слова (логическое ударение). Для усиления… слова (эмфатическое ударение). По мнению Щербы, «выражая различие между логическим и эмфатическим ударениями можно сформулировать следующим образом: логическое ударение привлекает внимание к данному слову, а эмфатическое делает его эмоционально насыщеннее».

Например: логическое ударение : Ира пойдет завтра в библиотеку .

эмфатическое ударение : одно из фонетических средств выражения положительных эмоций является удлинение обычно ударного гласного: Какой чудесный вид! Он такой хоро-оший славный человек! Отрицательные эмоции: удлинение первого согласного в слове: Ч-чорт бы тебя побрал! Ах ты д-дрянь такая! М-мерзавец!

Выделительное ударение и синтагматическое-фразовое ближе по своей природе интонации, поскольку они тесно связаны с мелодикой речи.

Болычева Е. М.

Слово может состоять из одного, двух или более слогов. Если слогов несколько, то один из них обязательно произносится иначе, чем остальные. Подобное выделение одного из слогов служит условием фонетической оформленности слова и называется словесным ударением.

Фонетический тип ударения определяется способами выделения ударного слога. Ударение в русском языке является силовым и количественным одновременно. Ударный слог отличается от безударных и своей длительностью, и своей силой (громкостью).

Словесное ударение наделено организующей функцией. Группа слогов, связанная общим ударением, образует особую фонетическую единицу. Она называется фонетическим словом, например: [гълавá] голова, [нá(гълъву] на голову. В рамках фонетического слова ударный слог оказывается той точкой отсчета, по отношению к которой определяется характер произношения остальных слогов.

Лишенные ударения слова могут вести себя по-разному. Одни из них подчиняются обычным правилам произношения звуков: [да_сáдъ] до сада (ср.: [дасáдъ] досада); [л’ э´j_къ] лей-ка (ср.: [л’ э´jкъ] лейка). Другие, несмотря на безударность, сохраняют некоторые фонетические приметы самостоятельного слова. В них, например, могут звучать гласные, нехарактерные для безударных слогов: [што(нáм] что нам (ср.: [штанáм] штанам); [т’э(л’исá] - те леса (ср.: [т’ьл’исá] телеса).

Существуют слова, в которых помимо основного присутствует побочное ударение. Оно является более слабым, падает чаще всего на начальные слоги и фиксируется в словах со сложной словообразовательной структурой: стро`йматериáлы, во`донепроницáемый, а`эрофо`тосъёмка.

При характеристике ударения важно учитывать его положение в слове. Если ударение закреплено за определенным по счету слогом, оно является фиксированным. Так, в чешском языке ударение может приходиться только на первый слог, в польском - на предпоследний, во французском - на последний. Русский язык не знает подобной закономерности. Являясь разноместным (или нефиксированным), русское ударение может падать на любой слог и на любую морфему в слове: зóлото, водá, молокó, позолотúть, необыкновéнный. Это делает возможным существование слов, а также отдельных форм слов, различение которых связано с местом ударения: зáмок - замóк, нóшу - ношý, нóги - ногú и т. д.

Русское ударение имеет и другую особенность - подвижность. Подвижность ударения при образовании грамматических форм слова определяется возможностью перехода ударения:

1) с основы на окончание и наоборот: стран-á - стрáн-ы, голов-á - гóлов-у;

2) с одного слога на другой в пределах той же морфемы: дéрев-о - дерéвь-я, óзер-о - озёр-а.

Примеры второго типа встречаются крайне редко.

Подвижность ударения при словообразовании определяется возможностью перемещения ударения на другую морфему в производном слове по сравнению с производящим: крáсн-ый / красн-от-á. Неподвижное словообразовательное ударение приходится на ту же самую морфему: берёз-а / берёз-ов-ый.

Итак, русское ударение описывается сразу несколькими признаками:

1) силовое и количественное по фонетическому типу;

2) разноместное по характеру расположения в слове;

3) подвижное по критерию прикрепленности к определенной морфеме (при образовании грамматических форм и при словообразовании).

Словесное ударение в русском языке характеризуется разноместностью (может стоять на любом слоге и любой части слова: но ́вости , нау ́ка, обуче ́ние, буржуази ́я и т.д.) и подвижностью (в разных грамматических формах слова может переходить с одного слога на другой: голова ́, го ́лову; при ́нял, приняла ́; сме ́лый, смела ́ и т.д.).

Предлоги, союзы и частицы обычно не имеют на себе самостоятельного ударения и примыкают к самостоятельным частям речи: за горо́й, не была ́, оте ́ц бы, придёт ли, сади ́сь же. В некоторых случаях ударение переходит на предлог: по ́д гору, на ́ пол, за ́ ночь. Таким образом, самостоятельные и служебные слова имеют одно словесное ударение, составляя единое по звучанию фонетическое слово.

Сложные слова, а также слова с приставками анти-, меж-, около-, контр-, сверх-, супер-, экс- и др. могут иметь, кроме основного, побочное (или второстепенное ) ударение, условно обозначаемое знаком гравис (). Но среди сложных слов много и одноударных: предвое ́нный, самостоя ́тельный, автомаши ́на, общежи ́тие и т.д. Побочное ударение обычно по порядку бывает первым(ближе к началу слова), а основное – вторым (ближе к концу слова): кля ́твопреступле ́ние, ко ́нтрата ́ка, о ́колозе ́мный, про ́форганиза ́ция, стро ́йотря ́д, самолётострое́ние, во ́донепроница ́емый, гла ́ввра ́ч, ме ́жобластно ́й, ме ́жреспублика ́нский, су ́перобло ́жка, ви ́це-президе ́нт, э ́кс-чемпио ́н и др.

Правильный выбор места ударения в слове имеет большое значение в работе над культурой устной речи. Ниже приведены примеры, в которых наиболее часто встречается ошибочное ударение. Это могут быть как отдельные слова, так и некоторые грамматические формы слов:

1) Имена нарицательные:

аге ́нт, агроно ́мия, алфави ́т, апо ́криф, апостро ́ф, аре ́ст, асимметри ́я, балова ́ть(ся), ба ́рмен, бесо ́вщина, бла ́говест, бо ́чковое, браву ́рный, бряца ́ние, валовы ́е, вало ́м вали ́т, вероиспове ́дание, верхове ́нство, ве ́черя, ге ́незис, гражда ́нство, гроте ́сковый, грунтовы ́е, дала ́й-ла ́ма, дефи ́с, диа ́спора, диоптри ́я, диспансе ́р, до́гмат, дре ́вко, духовни ́к, жалюзи ́, жерло ́, зави ́дно, зна ́мение, изы ́ск, и ́конопись, иконопи ́сец, искони ́, исче ́рпать, катало ́г, ка ́тарсис, каучу ́к, кладова ́я, клобу ́к, коло ́сс, колла ́пс, коклю ́ш, кра ́шение, креме ́нь, ку ́хонный, ма ́ркетинг, мастерски ́, месси ́я, мимикри ́я, многочасовы ́е, мусоропрово ́д, наме ́рение, недви ́жимость, недрема ́нное (око), не́нецкий, непроторённый, несказа ́нно, неуставны ́е (отношения), нефтепрово ́д, новорождённый, обеспе ́чение, обесце ́нить, облегчи ́ть, ободри ́ть, образова ́нщина, однососта ́вное, опто ́вый, осве ́домиться, о ́тзыв (на рукопись), отзы ́в (депутата), отку ́порить, отча ́сти, па ́мятуя, пи ́хта, плато ́, повторённый, подро ́стковый, предвосхи ́тить, прину ́дить, приобрете ́ние, разгосуда ́рствление, санитари ́я, скро ́енный, созы ́в, сосредото ́чение, сре ́дства, столя ́р, ста ́тус, стату ́т, стори ́цей, табу ́, тамо ́жня, тамо ́женный, торги ́, танцо ́вщица, тоте ́м, травяни ́стый, углуби ́ть, украи ́нский, уме ́ньшить, упро ́чение, факси ́миле, фее ́рия, фено ́мен (явление), хво ́я, хло ́пковое, хода ́тайство, ценова ́я, христиани ́н, шасси ́, щаве ́ль, экспе ́рт, языкова ́я (норма), языко ́вая (колбаса).

Во многих словах наблюдаются колебания в постановке ударения: равноправные варианты джи ́нсовый и джинсо ́вый, заи ́ндевелый и заиндеве ́лый, комба ́йнер и комбайнёр, металлурги ́я и металлу ́ргия, про ́полис и пропо ́лис, петля ́ и пе ́тля, роже ́ница и рожени ́ца, ржа ́веть и ржаве ́ть, са ́жень и саже ́нь, тво ́рог и творо ́г, фа ́нза и фанза ́; при нормативном ударенииа ́вгустовский допустимо августо ́вский, при берёста допустимо береста ́, при ра ́кушка допустимо раку ́шка, при насторожённый допустимо насторо ́женный; при нормативном ударениииндустри ́я устарелое инду ́стрия, при сметли ́вый устарелое сме ́тливый, при ра ́курс устарелое раку ́рс;

2) Имена собственные:

Айги ́, Е ́вно, Азе ́ф, А ́бэ, Ко ́бе, Ели ́н Пели ́н, Заходе ́р, Пе ́рес де Куэ ́льер, Сте ́йнбек, Сэ ́линджер, Руа ́ль А ́мундсен, Бальмо ́нт, Воронцо ́ва-Да ́шкова, Капи ́ца, Се ́ргий Ра ́донежский, Серафи ́м Саро ́вский, Сальвадо ́р Дали ́, Иереми ́я, Пикассо ́, Зоси ́ма. Алекси ́й, Игна ́тий Лойо ́ла, протопо ́п Авваку ́м, Юлиа ́н Ту ́вим, Соколо ́в-Микито ́в, Са ́юдис, Ана ́дырь, Балаши ́ха, Вели ́кий У ́стюг, Ки ́жи, Ра ́донеж, гора На ́родная, Ставропо ́льский край, Ганно ́вер, Че ́тьи-Мине ́и, Апока ́липсис, Кали ́гула, Моло ́х, Ка ́рнеги-холл, Комеди ́ Франсе ́з. Метропо ́литен-О ́пера, Мьянма ́, Никара ́гуа, Перу ́, Квебе ́к, Си ́дней, Массачу ́сетс, Миссу ́ри, Форо ́с, Шри-Ланка ́.

В некоторых именах собственных допустимо вариативное ударение: Нью ́тон (но традиционно: Ньюто ́н ), Ре ́мбрандт (но традиционно: Рембра ́ндт ), Ли ́нкольн (но традиционно: Линко ́льн ),Дэ ́вид Ко ́пперфилд (но традиционно: Дави ́д Копперфи ́льд ).

§241. Ударение в отдельных грамматических формах

Подвижность русского ударения, т.е. перенос его с одного слога на другой в различных грамматических формах единого фонетического слова, вызывает ряд трудностей в произношении этих форм.

1. Перенос ударения на предлоги на , за, под, по, из, без возможен, если в предложении после существительного нет поясняющих его слов:

1) в сочетаниях с предлогом за

«по ту сторону, сзади», например: уйти за ́ реку, за ́ гору; заложить за ́ щеку, за ́ ухо; заложить руки за ́ спину, за ́ голову;

«в течение» сделать за ́ год, за ́ день, за ́ ночь, за ́ зиму; заплатить за ́ год, за ́ день и т.п.;

2) в сочетаниях с предлогом на винительным падежом) в значении:

«по направлению, сверху чего-л», например: упасть (сесть, лечь) на ́ пол, взобраться на ́ гору, что-то попало на ́ руку, на ́ нос, взвалить груз на ́ спину, надеть что-либо на ́ голову, на ́ ноги, на ́руки;

«указание точки соприкосновения с опорой», например: лечь на ́ спину, упасть на ́ спину, на ́ руки, на ́ голову, встать на ́ ноги, на ́ руки, на ́ голову;

«в расчете на указанный срок» (с единицами времени), например: запастись (растянуть, хватит) на ́ год, на ́ день, на ́ ночь, на ́ зиму, взять кредит на ́ год и т.п.;

«указание меры различия», например: на ́ год старше, на ́ день раньше, на ́ голову выше и т.п.;

3) в сочетаниях с предлогом по (с дательным падежом) – при значении этого предлога «на поверхности, в пределах» (о движении), например: ходить по ́ полу, по ́ полю, по ́ двору, гулять по ́ лесу, летать по ́ небу, плавать по ́ морю, рассыпаться по ́ полу, по ́ лесу.

При других значениях этих предлогов переноса ударения может не происходить, например:

а) принять что-либо за го́ру, за ре ́ку, за но ́гу, за зи ́му, его ценят за го ́лову, за ру ́ки, награда за го ́лову, я опасаюсь за во ́лосы, за го ́лову, за но ́ги;

б) обратите внимание на ру ́ки, на но ́ги, на но ́с, на по ́л, на де ́нь, несмотря на но ́чь, на зи ́му, налог на зе ́млю;

в) тоска по мо ́рю, по не ́бу, судить по двору ́, по ле ́су, каждому досталось по по ́лю.

Переноса ударения обычно не происходит, если во фразе за существительным следует поясняющее его слово или слова (подчиненные ему или связанные с ним сочинительной связью), например:

а) за ре́ку Урал, за го ́д и два месяца, за го ́д напряженной работы, за де ́нь своего дежурства, держится за ру ́ку товарища, взялся за пле ́чи отца;

б) на го́ру Яман-Тау, взвалил груз на спи ́ну носильщика, надел шляпу на го ́лову соседа, старше на го ́д и два месяца;

в) по двору ́ гостиницы, по сне́гу и льду Финского залива, по мо ́рю Лаптевых.

2. Ударение в формах прилагательных.

1) ударение переходит на окончание в краткой форме женского рода: гро ́мкий , громка ́, гро ́мко, гро ́мки, гро ́мче; до ́лгий, долга ́, до ́лго, до ́лги, до́льше; плохо ́й, плоха ́, пло ́хо, пло ́хи; тя ́жкий,тяжка ́, тя ́жко, тя ́жки; прав (полной формы нет), права ́, пра ́во, пра ́вы;

2) ударение переходит на окончание в краткой форме женского рода и на суффикс сравнительной степени: сла ́вный , сла ́вен, славна ́, сла ́вно, сла́вны, славне ́е; це ́льный, це ́лен, цельна ́, це ́льно, це́льны, цельне ́е; сы ́тный, сы ́тен, сытна ́, сы ́тно, сы́тны, сытне ́е; по ́стный, по ́стен, постна ́, по ́стно, по́стны, постне ́е; ю ́ный , юн, юна ́, ю ́но , ю́ны, юне ́е;

3) ударение переходит на окончание в краткой форме женского рода и множественного числа (как равноправный вариант), а также на суффикс сравнительной степени:бе ́дный , бе ́ден, бедна ́, бе ́дно, бе́дны́, бедне ́е; бле ́дный, бле ́ден, бледна ́, бле ́дно, бле́дны́, бледне ́е; ва ́жный, ва ́жен, важна ́, ва ́жно, ва́жны́, важне ́е; ве ́рный, ве ́рен, верна ́, ве ́рно, ве́рны́, верне ́е; во ́льный (свободный), во ́лен, вольна ́, во ́льно, во́льны́, вольне ́е, стро ́йный, стро ́ен, стройна ́, стро ́йно, стро́йны́, стройне ́е;

4) подвижное ударение сопровождается чередованием ё и е: дал ёкий, дал ёк, дал ека ́, дал еко ́ и дал ёко, дал е ки́ и дал ё ки, да́льше; д ешёвый, д ёшев, д ешева ́, д ёшево, д ё шевы, д еше ́вле; ж ёсткий, ж ё сток, ж естка ́, ж ёстко, ж ё стки, ж ёстче; л ёгкий, л ё гок, л егка ́, л егко ́, л е гки́, л е ́гче; т ёмный, т ё мен, т емна ́, т емно ́, т е мны́, т емне ́е; ч ёткий, ч ёток, ч етка ́ и ч ётка, ч ётко, ч ё тки, ч ётче.

3. Трудности при постановке ударения в формах глагола (неопределенная форма, личные формы, причастия, деепричастия):

1) глаголы, оканчивающиеся на ровать с ударением в неопределенной форме на последнем слоге: бомбардирова ́ть, бомбардиру ́ю, бомбардиро ́ванный; гравирова ́ть, гравиру ́ю, гравиро ́ванный; гримирова ́ть, гримиру ́ю, гримиро ́ванный; премирова ́ть, премиру ́ю, премиро ́ванный; сформирова ́ть, сформиру ́ю, сформиро ́ванный; костюмирова ́ть, костюмиро ́ванный, бронирова ́ть (покрывать броней), брониру ́ю, брониро ́ванный; гофрирова ́ть , гофриру ́ю, гофриро ́ванный; группирова ́ть, группиру ́ю, группиро ́ванный; пломбирова ́ть, пломбиру ́ю, пломбиро ́ванный;

2) глаголы с корнем звать: звала ́, зва́ло, звана ́, зва ́но, зва́ны; назва ́л, назвала ́, назва́ло, назва ́ли, на ́званный, на ́зван, на ́звана, на ́звано, на́званы; призва ́л, призвала ́, призва́ло, призва́ли, при́званный,при́зван, при ́звана, при́званы;

3) глаголы с корнем тере ́ ть : натёрла, натёрли, натёрший, натере ́в и допустимо натёрши, натёртый; такая же схема ударения в формах глаголов затере ́ть, протере ́ть;

4) глаголы запере ́ ть , отпере ́ ть: за ́пер, заперла ́, за ́перло, за ́перли, за ́перший, запере ́в и допустимо за́перши, за́пертый, за́перт, заперта́, за ́перто, за ́перты; о ́тпер, отперла ́, о ́тперло, о ́тперли, о ́тперший, отпере ́в и допустимо отперши ́, о ́тпертый, о ́тперт, отперта ́, о ́тперто, о ́тперты. Такая же схема ударения у глагола умере ́ ть , за исключением формы уме ́рший, где ударение падает на корневую гласную;

5) глаголы снять, заня ́ ть, поня ́ ть, приня ́ ть, предприня ́ ть, отня ́ ть, переня ́ ть и глагол нача ́ ть: снял, сняла ́, сня ́ло, сня ́ли, сня ́в(ши), сня ́тый, снят, снята ́, сня ́то, сня ́ты; заня ́ть за ́нял, заняла ́, за ́няло, за ́няли, заня ́вший, заня ́в, за ́нятый, за ́нят, занята ́, за ́нято, за ́няты; аналогичная схема ударения в формах глаголов приня ́ ть и предприня ́ ть; поня ́ть, по ́нял, поняла ́, по ́няло, по ́няли, поня ́вший, поня ́в, по ́нятый, по ́нят, понята ́, по ́нято, по ́няты; отня ́ть , о ́тнял и допустимо отня ́л, отняла ́, о ́тняло и допустимо отня ́ло, о ́тняли и допустимо отня ́ли, отня ́вший, отня ́в, о ́тнятый, о ́тнят, отнята ́, о ́тнято, о ́тняты; переня ́ть , пе ́ренял и допустимо переня ́л, переняла ́, пе ́реняло и допустимо переня ́ло, пе ́реняли и допустимо переня ́ли, переня ́вший, переня ́в, пе ́ренятый, пе ́ренят, перенята ́, пе ́ренято, пе ́реняты; нача ́ть, на ́чал, начала ́, на ́чало, на ́чали, нача ́вший, нача ́в, на ́чатый, на ́чат, начата ́, на ́чато, на ́чаты;

6) глаголы убы ́ ть , прибы ́ ть: убу́ду, убу ́дешь, убу ́дет, убу ́дем, убу ́дите, убу ́дут, у́был, убыла ́, у́было, у ́были, убы ́вший, убы ́в; такая же схема ударения в формах глагола прибы ́ ть;

7) глаголы с корнем дать (вы ́ дать, изда́ть, переда ́ ть, прода ́ ть, сда ́ ться ); в глаголе вы ́ дать во всех формах ударение падает на приставку; изда́ть, изда ́м, изда́шь, изда́ст,издади́м, издади ́те, издаду́т, изда ́л, издала ́, изда́ло, изда ́ли, изда ́вший, изда ́в, и ́зданный, и ́здан, издана ́ и допустимо и ́здана, и́здано, и ́зданы; аналогичная схема ударения в формах глаголапрода ́ ть; переда ́ть, переда ́м, переда ́шь, переда ́ст, передади ́м, передади ́те, передаду ́т, пе ́редал и допустимо переда ́л, передала ́, пе́редало и допустимо переда́ло, пе ́редали и допустимо переда ́ли, переда ́вший, переда ́в, пе ́реданный, пе ́редан, передана ́ и допустимо пе ́редана, пе́редано, пе ́реданы; сда ́ться , сда ́мся, сда ́шься, сда ́стся, сдади ́мся, сдади ́тесь, сдаду ́тся, сда ́лся, сдала ́сь, сдало́сь, сдали ́сь и допустимо сда ́лись.

ПОДГОТОВКА ТЕКСТА К ОЗВУЧИВАНИЮ

§242. Паузирование

Изучение основных правил русского литературного произношения, анализ «трудных случаев» постановки ударения в словах и грамматических формах, внимательное, вдумчивое отношение к звучащей стороне речи являются необходимыми предпосылками для самостоятельной работы над повышением культуры устной речи. Но усвоенные орфоэпические сведения лишь отчасти обеспечивают успешную подготовку публичного выступления, умение произнести (или прочитать) законченный объемный текст сообщения, доклада, речи, отчета и т.п. Предлагаемые ниже методические рекомендации могут быть учтены в процессе предварительной работы оратора над текстом выступления.

1. Паузирование – деление звучащей фразы на более мелкие речевые отрезки (речевые такты, или синтагмы) – одна из важнейших особенностей звучащей речи. Другая особенность – наличие пауз, которые естественно возникают на границах речевых тактов и отдельных фраз.

Речевой такт, или синтагма , является минимальной единицей содержания. Предложение в звучащей речи воспринимается слушателем и переводится с одного языка на другой по отдельным речевым тактам. Различное деление фразы на речевые такты может по-разному интерпретировать смысл предложения, например: «Казнить нельзя помиловать», в котором возможны два варианта паузирования: 1) Казнить/нельзя помиловать; 2) Казнить нельзя/помиловать. Или: 1) Надо учиться/работать/и отдыхать; 2) Надо учиться работать/и отдыхать.

2. Правильное паузирование, т.е. правильное членение текста на фонетические фразы, а фразы – на речевые такты – первый этап в подготовке текста к озвучиванию. Хотя звуковой отрезок между паузами (синтагма) может быть различной длительности, средняя величина его обычно составляет семь слогов. Но речевой такт (синтагма) обладает при этом относительно законченным смыслом и определенным синтаксическим оформлением. Например: На берегу Москвы-реки,/напротив Южного порта столицы,/вырос современный жилой район.// Паузы расчленяют данное простое предложение на отдельные словосочетания. Другой пример: Для того чтобы делить речь на такты,/нужны остановки,/или, иначе говоря,/логические паузы.// Это сложное предложение членится на простые (пауза после слова такты ), простое – на словосочетания. Таким образом, продуманное паузирование помогает логическому анализу отдельных предложений, сложных синтаксических целых (см. гл. XLIX), всего законченного текста.

3. В русском языке ориентация на знаки препинания может служить основой правильного паузирования текста . Так, в простом предложении с обособленными причастными, деепричастными, сравнительными оборотами, вводными и вставными предложениями, обращениями знаки препинания, выделяющие эти синтаксические конструкции, являются сигналами для паузы. Например: На юго-западной окраине столицы США/ – Вашингтона,/там, где шоссе №95,/ведущее из города на юг,/пересекает по двум мостам мутную реку Потомак,/напротив Арлингтонского кладбища,/стоит здание из сероватого железобетона.//

4. Паузирование в случаях отсутствия знаков препинания:

1) между группой подлежащего и группой сказуемого: Автомобильная поездка по Америке/похожа на путешествие через океан// (И. Ильф, Е. Петров);

2) после обстоятельственных слов, обычно со значением места, времени, причины, а также после дополнений, стоящих в начале предложения: В один из осенних вечеров 1969 года/в редакции газеты «Правда»/об «Одноэтажной Америке» зашел разговор на совещании молодых сатириков// (Шатуновский, Стрельников);

3) перед союзом и, если при трех и более однородных членах он объединяет два последних: Изредка/нам встречались разбросанные по всей степи-прерии фермы,/с обязательным красным амбаром,/силосной башней/и могучим столетним деревом перед крыльцом домика (Шатуновский, Стрельников).

5. Психологическая пауза возникает помимо логической и возможна, когда говорящий хочет особо выделить какое-либо слово, привлечь к нему внимание слушателей. Во втором случае можно говорить об умении «держать паузу», которым владеют актеры и опытные ораторы.

Ниже приводится подготовленный для выступления текст с предварительной разметкой пауз. Красные косые линии (/ ) (в текстах непрерывная косая линия) указывают на обязательные паузы, синие косые линии (/ ) (в текстах прерывистая косая линия) – на возможные, факультативные.

Для Высоцкого/ нет запретных тем,/ он безбоязненно,/ с вызывающей смелостью/ писал и пел обо всем,/ что его волновало./ Но это была та свобода,/ которая обеспечена нравственно,/ точным отношением к предмету/ или явлению./ Высоцкий/ не просто фиксирует,/ передает,/ отражает драматизм жизни./ Он драматичен и сам,/ по природе своей субъективности,/ индивидуальности,/ таланта.// Все,/ что он сделал,/ и все,/ что у него получилось,/ – это от непокоя,/ от не покидавшего его/ чувства тревоги.//

Драматическое ,/ по словам А.С. Пушкина,/ связано со «страстями/ и излияниями души человеческой»./ В полном соответствии/ с этим точным наблюдением,/ Высоцкий/ в то самое время,/ когда господствовали полушепот,/ с одной стороны,/ и эстрадная шумливость/ – с другой,/ стал говорить и петь «открытым голосом»,/ страстно,/ надрывно,/ иногда переходя на крик.// Так,/ как поют люди у себя дома,/ в свободной,/ раскованной,/ не стесненной строгими правилами обстановке.// (В. Толстых, В зеркале творчества).

§243. Интонирование текста

Выразительному звучанию текста способствует не только верное паузирование, но и правильная, естественная интонация, отвечающая требованиям традиционно сложившейся литературной нормы.

В русском языке различаются два основных типа интонации: восходящая (с повышением тона) и нисходящая (с понижением тона). Восходящую интонацию можно назвать также интонацией незавершенности, а нисходящую – интонацией завершенности.

Особое повышение тона, сопровождающееся усилением словесного ударения, большей интенсивностью ударного слога, называют логическим ударением . Оно используется для смыслового подчеркивания какого-либо слова или словосочетания в предложении. Существует определенная закономерность между способами интонирования и знаками препинания, с одной стороны, и смысловыми отношениями в предложении, с другой.

1. Нисходящая интонация (понижение тона), условно обозначаемая в текстах значком (в примерах выделена синим цветом), требуется в тех случаях, когда употреблены следующие знаки препинания:

1) точка: Москва. 7 октября . Сегодня в Музее изобразительных искусств имени Пушкина открылась выставка, посвященная 100-летию со дня рождения Марины Цветаевой;

2) многоточие (если обозначает завершенность мысли): «Петербург взят финнами ...Колчак взял Сызрань. Царицын ... (Бунин);

3) запятая в бессоюзном и сложносочиненном предложениях с перечислительными отношениями между частями: В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели , не поют в лесных балочках соловьи ,не пахнет цветами .Дневная тоска забыта ,все прощено ,и степьлегко вдыхает широкой грудью ...» (Чехов);

4) точка с запятой (пауза между частями более продолжительная, чем при запятой);

5) двоеточие в простом предложении: Предприятию требуются рабочие : слесари, токари, фрезеровщики; в сложном предложении: А просьба моя состоит в следующем : берегите наш язык, наш прекрасный русский язык ... (Тургенев).

2. Восходящая интонация (повышение тона), условно обозначаемая в текстах значком (в примерах выделена алым цветом), требуется в тех случаях, когда употреблены следующие знаки препинания:

1) восклицательный знак: Прошу внимания! Просьба прекратить прения! ;

2) вопросительный знак: В чем особенность современного этапа развития общества? ;

3) запятая:

а) в ряду однородных членов простого предложения, соединенных соединительными союзами и, да (в значении «и» ), или без союзов, сопровождается интонацией однотипного перечисления: Коллектив подобрался деловой , бодрый , энергичный . Каждый работает с полной отдачей и энтузиазмом;

б) в простом или сложном предложении при наличии противительных (но, а, однако ), разделительных (либо...либо, то…то, не то...не то и др.), двойных сопоставительных (как...так и; хотя и..., но; если не…то и др.) союзов сопровождается неоднотипной, неоднородной интонацией: восходящая интонация сменяется нисходящей: Мал золотник , да дорог . Это не улица , а проспект . В экономике нет другого выбора: либо сила , либо рубль ;

в) в простом предложении при обособленных членах предложения: Редакция благодарит читателей , приславших свои пожелания. В решении , принятом на совещании , подведены итоги работы. Несмотря на трудные метеоусловия , трансконтинентальный перелет состоялся;

г) в простом предложении при наличии вводных слов и обращений, если они выделены в речевой такт, т.е. сопровождаются паузой: По сообщениям печати , визит главы правительства может не состояться;

д) в сложноподчиненном предложении на границе входящих в него простых предложений: Мне кажется , что стиль перевода не будет нарушен, если мы в меру и с тактом будем передавать иностранные пословицы русскими , которые им соответствуют по содержанию и стилю, особенно в тех случаях, когда буквальный перевод неуклюж и многословен (К. Чуковский);

4) тире в простом предложении: Жизнь прожить – не поле перейти . Справа – море, слева – горы; в сложном предложении: Век живи – век учись .

3. Восходящая интонация (повышение тона) требуется во всех случаях, когда пауза на границах речевых тактов (синтагм) возникает при отсутствии знака препинания:

Нередко / еще у нас можно слышать утверждение :/ рынка в чистом виде/ уже не существует нигде ,/ тем более в индустриальных странах .// Жестокое заблуждение .// Если не сказать/ безграмотность/ и слепота .// Да ,/ государство сегодня/ везде пытается подправлять рынок .// Да ,/монополии/ планируют свое производство ,/ борются за контроль над рынком .// Но над рынком ,/ а не над чем другим !// ...Ничего полезного из того ,/ что история экономики / накопила за века ,/ современное хозяйство не потеряло.// И, добавлю ,/ – не может потерять .// Ибо рынок/ и общественное разделение труда/ не разъемны .// И чем глубже это разделение труда , / тем шире , / разветвленнее /рынок .// А значит ,/ и его инструменты :/деньги ,/цена ,/налоги ,/кредит ,/ валютный курс .// (Н. Шмелев, Либо сила, либо рубль).

4. Логическое ударение (особое повышение тона, сопровождаемое интенсивностью звучания ударного слога, в текстах), условно обозначаемое значком (" ) (в примерах ударяемая буква выделена оранжевым цветом), допускается лишь при смысловом выделении слова и словосочетания во фразе:

1) в пределах одного простого предложения рекомендуется прибегать к логическому ударению не более одного раза, подчеркивая таким образом новую, важную для данного высказывания информацию, т.к. от изменения места логического ударения меняется смысл сообщения в целом. Например, предложение Пушкин родился в Москве может иметь три варианта постановки логического ударения в зависимости от того, на что нужно обратить внимание: а) Пу шкин родился в Москве; б) Пушкин роди лся в Москве; в) Пушкин родился в Москве .

Наличие более чем одного логического ударения в простом предложении допускается в ряду однородных членов, если нужно подчеркнуть каждый из них: Пушкинский черновик – это драгоценный докуме нт, в котором зафиксированы все ста дии творческого процесса, сохранена вся его после довательность, все постепенные наслое ния;

2) в связном тексте логическое ударение помогает говорящему четко выделять начало новой мысли, подчеркивает служебные слова, оформляющие композиционные зачины: во-первых, во-вторых, таким образом, итак, конечно, естественно, в конце концов и т.д.;

3) выделяется акцентируемый класс слов , логическое подчеркивание которых характерно для публичных выступлений, так как при помощи их оратор выражает свое отношение к предмету речи: очень, совершенно, абсолютно, никак, опять, вновь, раньше, всегда, ежегодно, обычно; есть, нет, нельзя, можно, не следует; важно, мало, много и т.д.;

4) выделяются «опорные точки» текста – слова, называющие объект речи; в первую очередь, это термины, а также слова, уточняющие значение терминов, поясняющие их.

Ниже приводится отрывок из статьи Н. Шмелева, разделенный на речевые такты, содержащий интонационную разметку и логическое ударение с ориентацией на произносительные нормы публичной речи.

Условные обозначения:

(/) непрерывная косая линия указывает на обязательные паузы , прерывистая косая линия – на возможные, факультативные паузы ;

нисходящая интонация (понижение тона);

восходящая интонация (повышение тона);

(" ) логическое ударение (особое повышение тона, сопровождаемое интенсивностью звучания ударного слога, в текстах).

Ударение - фонетич. выделение одного из слогов неодносложного слова. (в рус.яз.стремится к середине слова).Акцентология - наука, изуч. ударения. Ударение в рус.язе динамическое: ударный слог выделяется большей напряженностью артикуляции(дольше и громче).Оно свободное (подвижное): (вода, воду, воды) ,бывает неподвижное (книга, книгу, книге )-таких 96% и подвижное(город,городам)

Бывает сильное (основное): древнер у сская и слабое (побочное):др е внерусская. Побочное возникает: 1.- двух - трехсложных предл.(п е ред отходом ), 2.в союзах(потому чт о ), 3.в союзных словах(роман, кот о рый написал )

4.числительных(дв а романа ),5.некотор.местоим(о н приехал ),6.связки

(утро б ы ло ясное ),6.в слож.словах(Л и тинститут ),7.интернац.приставках(-супер, -контр ). Ги дроэле ктростанция-2 побоч.’безударные(служебные слова и частицы, однако они иногда принимают на себя ударение:зА город)и слабоударяемые (двусложные и трехсложные предлоги и союзы, простые числительные в сочетании с существительными, связки быть и стать, некоторые из вводных слов)

Также, кроме словесного, есть тактовое(в реч.такте), фразовое(в фразе), логическое ударение

Функции ударения :

Разграничение раз.форм одного слова(н о ги-ног и )

Разгран.формы разных слов (п и ща- пищ а (деепр))

Разгран.стилистич.варианты:

лит.и диалект.варианты (нач а ть-н а чать )

лит. и простая речь (краси вее - ве е)

лит.нейтрал. и разговор.произношение (зв о н и шь )

лит. и народнопоэтич.(д е вица-дев и ца )

современ.вар-т и устар. (кл а дбище-кладб и ще )

Причины нарушений:

Влияние диалектных уд-ий; межязыков.контакты; внутр.причины язык.хар-ра - явлен.формал.аналогии(отдельно шел ж.р.кратких причастий(жес то ка-жесто ка );потеря словообр.удар-я.

12. История русской графики. Современный русский алфавит. Принципы русской графики. Основные этапы развития письма. Графики и алфавиты.

Устной речи - 500тыс.лет; буквен.письму - 3 тыс.

Язык и письменность - символ нации. (представ-ие о божеств.языка)

Символы - предметные сообщения (хлеб-соль - дружелюбие )

Пиктография - «пишу рисунками» рисунки=их прмое значение

Идеография - графич.знак. Отличие от пикт:не рисунок, а сивол - обозначает отвлеченные значения(глаз- глаз,зрение и пр)

Иероглиф. письмо: шумеры, китайцы, египтяне.(схематич. знаки)

Фонография - письменный знак передает звук. (шумеры и египт)

Консонантное письмо - приоритет согл. над глас.(глас. не писали)

3 вида алфавита (различ. обозначением гласных):.для гласн.отдельные буквы, гласн.звуки не имеют букв, передаются диалектич.знаками(консонант), силабическое- слоговое

Финикийцы познаком.греков со своим семитским письмом в 10в.

Классич.греч.алфавит - 24 буквы (17-7).

Метод бустрофедона (быка) - если первая строка пишется справа налево, то вторая - слева направо

Латин.алфавит 1 века - 23 буквы.Использ.в Италии(латины,этруски)

Кирилл и Мефодий направ.из Византии в Моравию перев. свящ.тексты.

=>первый письм.старослав.яз. 1708-10 - устранены дублетные буквы.

1735 - появ. Й; 13 букв исчезло. Я вместо Ѩ

Принципы :

- Многозначность в обозначении : (с - с (сон), с’ (сено), з (сбор), з’ (сделка), ш (сшить), ж (сжать))

- Деление букв по количеству обозначаемых звуков :

1) буквы, лишенные звукового значения(Ъ, Ь)

2) буквы, обозначающие два звука(я , ю , е , ё )

3) буквы, обозначающие один звук (остальные)

Однозначные(«ц»-только тв, «ч»- только мягк.)

и двузначные буквы (парн.по тв-мягк.)

- Слоговой принцип - в опред.случаях в качестве ед. письма выступает не буква, а слог.

Отсутствие в рус.алф. отдельн.букв для парных по тв-мягк согл.зв компенсируется наличием двояких начертаний гласн.зв.

а-ы - указ. на тв-сть предш.согл, я-и - на мягкость (рад - ряд, был - бил ). Т.е, без учета последующей буквы нельзя опред, тв. или мягк. явл. парн. по тв-мягк согл.звук.

 

 

Это интересно: