→ Радость грусть пейзажной лирике есенина. Приемы выражения пейзажа в лирике С.Есенина

Радость грусть пейзажной лирике есенина. Приемы выражения пейзажа в лирике С.Есенина

Творчество Сергея Александровича Есенина вобрала у себя достижение как классической, «золотых пор», так и современной ему «серебряных пор» русской поэзии. На его поэтический мир более всего повлиял О. Блок, поскольку «именно художественный опыт Блока убедил Есенина в том, что его органической темой является судьба русского села, России, которая его малый («ситцевий») мир вбирает у себя большой». С. Есенин принадлежал к группировке поэтов, которые называли себя «ново крестьянскими» (М. Клюев, С. Кличков, П. Орешкин и др.). Опираясь на фольклорно-песенную основу своих предшественников - крестьянских поэтов Х1Х вот, обогащая ее древнерусским, славянским мифологизмом и народной религиозностью, эти создавали уже в русле новых идейных и стилистических поисков в свое время русского символизма, акмеизму и имажинизма.

Пейзажная лирика Есенина является лучшей частью его творчества. Увлечение и тихую радость, любование и обожествление - все оттенки благоговения перед дивом родной природы мы найдем у поэта («Выткался на озере алый свет зари», «Весенний вечер», «Береза», «Восход солнца», «Звезды», «Ночь» и др.). Тем не менее не следует считать пейзаж Есенина обычной зарисовкой природы, иногда очень похожим на русский «лубок» искусство, и, в частности, народная живопись с его праздничностью, те описания лебединой породы, с яркими красками произвели впечатление на Есенина. Он ориентировался на народную живопись и в цветах голубой, золотой, синий, малиновый и даже в содержании (скажем, кому «лубку», так и в стихах Есенина небо и вода некогда не бывают синими, вопреки всегда заселенным звездами рыбами, кораблями, чудовищами). И только па первый взгляд кажется, что поэт захвачен лишь любимой им из детства родной «натуры»: леса, хаток, дорог и озер и березовых рощ. На самом деле все значительно сложнее. Из того же народного искусства Есенина приходит осознание неразрывной связи между человеком и природой, и важнейшим принципом его художественного мышления становится стремление к всеобщей гармонии, ко всему существующему.

Люди, животных, растения, стихии и предметы - за Есениным, дети единой матери-природы. В его поэзии мы видим, как очеловеченную природу (скажем, у его босоногой березки, подруги златоглавого клена есть соперница - черемуха, холодная, в своих белоснежно-пенных кружевах) так и человека от вечного фольклорного дерева, имя которому жизнь, берет свое начало есенинские образы, где человек уподоблен дереву, ее душа: - бесконечному полю, руки уподоблены ветвям, глаза - листве и т. п.). Сам поэт ощутил себя природой, стихией, старшим братом умных животных, «дитятею дерева».

«Из толпы» он выделяет ярчайшие, покрытое осенней позолотой дерево - клен, так как «главой» тот «похожий» на него. Есенинские « колосья-кони», «синие чащи», «рыжее стадо», «молодость берез», «красногривый жеребенок», «золото овса», «зеленые лапы», «птичий гомон », «песни дождей и черемух» - это тот естественный мир, в единстве с которым человек может быть счастливым. И этой гармонии угрожает революция - «красный поезд», который столкнул "мильным дуралеем» лошадкою, и, конечно ж, победил. С приходом революции в поэзии Есенина появляются печальные и даже трагические мотивы, она вносила дисгармонию в его мир, разрушала то, что создавалось годами. Есенин из тех, кто в русской поэзии переживал послереволюционные мины в русском селе.

Приобщая младших школьников к культуре эстетического восприятия лирических произведений, учитель должен обращать их внимание на специфику содержания и формы лирики. Объектом лирики является внутренний мир человека, жизнь души. Поэтому основное содержание лирики - это лирическое переживание лирического героя, то есть его мысли, чувства, настроения, то эмоционально-духовное состояние, которое не требует для своего восприятия ни обрисовки характера героя, его поведения, ни изображения событий, как, например, в эпосе.

Так как лирика стремится запечатлеть миг внутренней человеческой жизни, краткий момент душевного состояния, то лирическое произведение отличается повышенным эмоциональным накалом, концентрированностью чувств и мыслей. Это определяет и лаконизм, и емкость в выражении чувств, и особенности поэтического слова в лирике. Оно характеризуется значимостью каждого звукового, интонационного, ритмического оттенка, ударения, паузы.

Литературоведы выделяют несколько видов лирических произведений: лирику чувств, лирику мыслей, описательную лирику, частью которой является пейзажная лирика. Именно с этим видом лирических произведений чаще всего сталкивается учитель на уроках литературы в начальной школе.

На что учителю нужно обращать внимание при работе с лирическими текстами?

Одним из важнейших условий полноценного восприятия лирического произведения является адекватность (соответствие) эмоционального состояния читателя эстетическим переживаниям, воплощенным в лирическом тексте. Поэтому учителю необходимо настроить учащихся на эмоциональный тон произведения, постараться вызвать соответствующие эстетические переживания. Без этого дальнейшая работа над текстом становится бессмысленной. Для решения этой задачи учитель может использовать следующие методические приемы:

  • - обратиться к жизненному опыту детей;
  • - активизировать их личные переживания;
  • - настроить эмоции детей с помощью творческих заданий;
  • - рассказать о собственном отношении к произведению;
  • - рассказать о личности поэта, о его чувствах и переживаниях (любовь, дружба, верность, ностальгия и т. д.).
  • - рассказать об истории создания произведения и о тех фактах, которые послужили причиной этого (разлука с родиной, предательство друга, ссылка и т.д.) .

Особое значение имеет выразительное чтение лирического произведения. Только вдохновенное чтение способно вызвать соответствующие эмоции слушателей, заворожить их «музыкой стиха». Очень часто эта принципиальная особенность лирики «не замечается» учителем на уроке. Чтение лирического стихотворения не всегда сопровождается необходимым эмоциональным накалом, и тогда последующая работа с текстом, не «осердеченным» переживаниями слушателей, идет «вхолостую».

В пейзажной лирике, с которой чаще всего сталкивается младший школьник, используется прием так называемого психологического параллелизма, с помощью которого автор подчеркивает аналогию, параллель между картинами природы и настроением лирического героя. Поэтому понять основное содержание такого стихотворения - значит воспроизвести в собственном воображении пейзажные картины и уловить скрываемое за ними переживание лирического героя.

Какие методические приемы стоит использовать при работе с лирикой?

Исходя из этого, учитель должен как можно больше времени уделять анализу поэтических картин природы в произведениях пейзажной лирики. Одновременно ему следует учить юного читателя видеть за картинами природы чувства и переживания автора и героя. Традиционной ошибкой на уроках в начальной школе является неполнота «расшифровки» пейзажного образа: работа с текстом заканчивается анализом природных образов, не доходя до осмысления основного содержания лирического текста - чувств, переживаний, размышлений лирического героя.

Для решения этих задач учитель может активно использовать такие методические приемы, как словесное и графическое рисование (Приложение 1).

Как словесное, так и графическое имеют большое значение для развития творческого воображения учащихся и при правильном использовании создают, благоприятные условия для четкого воссоздания учащимися жизненных картин, изображенных писателем в произведении.

Графическое рисование чаще всего проводят учащиеся дома. Выбирают отрывок, который будут иллюстрировать, еще раз его тщательно читают и рисуют картину. По иллюстрациям учащихся на уроке проводится выборочное чтение, что позволяет закрепить связь слова и образа.

Остановим наше внимание на таком методическом приеме как словесное рисование. Итак, словесное рисование (устное и письменное) - это описание образов или картин, возникших в сознании читателя при чтении литературного произведения. Словесная картина иначе называется словесной иллюстрацией.

Этот прием направлен, прежде всего, на развитие способности к конкретизации словесных образов (воображения), так как нельзя описать то, чего не видишь, не представляешь. Кроме того, в процессе описания устной или письменной картины развивается речь ребенка и его логическое мышление. При словесном рисовании читатель должен, опираясь на словесные образы, созданные писателем, детализировать свое собственное видение в зрительной картине, которую он и воспроизводит, описывает устно или письменно. При этом появляются две опасности: можно сбиться на прямой пересказ авторского текста, а при слишком активном непроизвольном воображении «забыть» об авторской картине и начать описывать свою собственную .

Это прием сложный, потому что требует выполнения целого ряда операций: прочитать, представить, конкретизировать, подобрать точные слова и выражения для описания, логически выстроить свое высказывание. Кроме того, прием предполагает описание в статичной картине сложных отношений героев - по сути, нужно остановить мгновение, сохранив его драматизм.

Этот прием направляет внимание детей на текст: они перечитывают отдельные его фрагменты, так как только смысловые и изобразительные стилистические детали помогут им прояснить словесные образы, уточнить их, представить то, что описывает автор, в подробностях. Ученик постепенно «входит» в мир произведения и начинает видеть его глазами автора или одного из персонажей (в зависимости от того, с чьей точки зрения воссоздается картина), т.е. присоединяется к действию, а значит, он сможет дополнить авторскую картину своими собственными деталями. Тогда результатом работы, в основе которой - анализ текста, станет не пересказ и не оторванное от авторского замысла описание, а творческая картина, адекватная авторскому замыслу, но более подробная и обязательно эмоционально-оценочная.

Обучение приему протекает в несколько этапов.

1. Рассматривание графических иллюстраций. Сначала учитель организует наблюдение за тем, как иллюстратор передает авторский замысел, что помогает художнику создать настроение, выразить свое отношение к героям.

В процессе этой работы дети знакомятся с понятием «композиция картины», со значением цветов, колорита, линии. Эта работа может проводиться и на уроках изобразительного искусства, и на уроках внеклассного чтения.

  • 2. Выбор из нескольких вариантов иллюстраций наиболее подходящей к рассматриваемому эпизоду произведения с мотивацией своего решения.
  • 3. Коллективное иллюстрирование с помощью готовых фигурок заключается в расстановке персонажей (композиция картины), выбор их поз, выражений лиц. Сегодня это можно делать с помощью специальных компьютерных продуктов.
  • 4. Самостоятельное иллюстрирование понравившегося эпизода и устное описание того, что сам нарисовал. Этот прием можно усложнить, предложив детям описать иллюстрации, выполненные их одноклассниками.
  • 5. Анализ иллюстраций, выполненных с явным отклонением от текста произведения. Детям предлагаются иллюстрации, в которых нарушена расстановка персонажей или других образов произведения, отсутствуют некоторые авторские детали или они заменены другими, нарушен колорит, искажены позы и выражения лиц персонажей и т. п. После рассматривания дети сравнивают свое восприятие текста с восприятием иллюстрации.
  • 6. Коллективное устное рисование иллюстраций - жанровых сценок. На этом этапе дети выбирают цветовую гамму иллюстрации.
  • 7. Самостоятельное графическое рисование пейзажа и его устное описание или описание пейзажа, выполненного художником.
  • 8. Словесное устное рисование пейзажа по деталям текста.
  • 9. Коллективное устное подробное описание героя в конкретном эпизоде (каким видишь героя: что происходит или произошло, настроение героя, его чувства, поза, волосы, выражение лиц (глаза, губы), одежда, если это важно, и т.п.). Учитель вопросами помогает детям создать описание.
  • 10. Коллективное и самостоятельное словесное устное рисование героя сначала в одной определенной ситуации, а позднее - в разных.
  • 11. Самостоятельное словесное устное иллюстрирование и сопоставление созданной устной иллюстрации с графическими.

Естественно, что овладеть приемом словесного рисования можно лишь после того, как освоены элементарные умения анализировать иллюстрации к произведению. Однако в качестве пропедевтики уже на самых первых порах изучения литературных произведений целесообразно предлагать детям такие вопросы, как: «Каким ты представляешь себе героя?», «Какой ты видишь обстановку действия?», «Что ты видишь, когда читаешь этот текст?», «Какие чувства отражены в этой картине?», «Какое настроение передано с помощью картины осени (зимы, весны, зимнего утра и т. д.)?», «Каким настроением проникнут образ березки (черемухи, грозы и т. д.)?».

Работа по словесному рисованию может включать в себя следующие группы упражнений.

Первая группа упражнений направлена на развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное.

Для полноценного восприятия стихотворения ученикам необходимо проникнуться эмоциональным состоянием героя, прочувствовать и пережить то, что его волнует, удивляет, радует. Это трудно для школьников начальных классов, так как их эмоции развиты недостаточно, дети не готовы в полной мере сопереживать и сочувствовать читаемому. Очень много мысленных усилий им приходится тратить на сам процесс чтения, что значительно подавляет эмоциональную составляющую.

Для усиления эмоционального восприятия предлагаем такие задания:

какие чувства при чтении стихотворения возникли в вашей душе: изумление, радость, восхищение, сожаление, восторг?

обратите внимание на слова, которые выбирает автор, для того чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты;

найдите в стихотворении слова, передающие настроение автора;

придумайте (подберите) мелодию к этому стихотворению.

Вторая группа упражнений направлена на пробуждение воображения и фантазии школьников (словесное рисование).

Предлагаем такие задание:

представьте себе, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Подумайте, какие краски вы используете, чтобы нарисовать небо, облака, зелень, землю и т.д.;

вслушайтесь в звучание стихотворения и попытайтесь напеть мелодию, подходящую по звучанию к этому стихотворению;

какие звуки повторяются в этой строке и что они «рисуют»?

подберите словесную иллюстрацию ко всему стихотворению или к выбранному вами отрывку;

какие строки стихотворения подходят к вашей иллюстрации?

Третья группа упражнений направлена на детализацию и конкретизацию представлений об эпитетах, сравнении, олицетворении, метафоре.

Работа над образным языком лирического стихотворения очень важна, такая работа способствует развитию речи и обогащению словарного запаса школьников, помогает вдуматься в смысловое содержание лирического произведения, приближает к творческому процессу. Зачастую эту работу учителя сводят лишь к толкованию непонятных слов, а выразительные средства языка, красота поэтических выражений остаются за пределами понимания детей.

Предлагаем такие задания:

подберите свои эпитеты к указанному слову и сравните с авторскими;

изменится ли стихотворный образ, если вы замените эпитет, сравнение, метафору?

найдите в тексте стихотворения образные средства языка: эпитет, сравнение, олицетворение, метафору;

найдите эпитет и слово, которое он определяет.

Четвертая группа упражнений направлена на выражение личностного отношения:

выразите возникшие у вас чувства;

расскажите о своем отношении к воображаемой картине.

Эти упражнения к лирическим стихотворениям по учебнику В. Г. Горецкого «Родная речь» для I, II, III классов были распределены на три уровня сложности; репродуктивный, конструктивный, творческий.

При работе над стихотворением Сергея Александровича Есенина «Задремали звезды золотые...» в III классе мы предлагаем задание первого уровня: прочитайте самые красивые словосочетания с эпитетами (звёзды золотые, сонные берёзки, шёлковые косы, серебряные росы, ярким перламутром).

Еще одно задание первого уровня сложности: какие строчки запомнились? Прочитайте без книги. Дети воспроизводят строки:

...Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона...

...Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы...

...И, качаясь, шепчут шаловливо:

«С добрым утром!»

Задание второго уровня: найдите олицетворение (задремали звёзды, задрожало зеркало, улыбнулись берёзки, растрепали косы, крапива шепчет). Еще задание второго уровня сложности: прочитайте только те строчки, которые относятся к иллюстрации на с. 65. Ответы детей:

...Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона...

... Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы...

...У плетня заросшая крапива...

Задание третьего уровня: представьте себе, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Подумайте, какие краски вы используете? (Розовую, зеленую, белую, голубую, желтую.)

Используя прием словесного рисования, был разработан урок чтения во 2 классе по стихотворению «Черемуха» С. Есенина (Приложение 1).

Приведем фрагмент урока.

Дидактическая цель урока: формирование знаний.

Тип по дидактической цели: изучение нового материала.

образовательная: формирование знаний об эпитете как образном средстве языка; формирование знаний о выразительном чтении стихов;

развивающая: развитие и обогащение речи учащихся (через высказывания); развитие внимания (через разные виды работы); развитие творческого воображения (через прием словесного рисования);

воспитательная: воспитание интереса к предмету и культуры общения; воспитание патриотических чувств посредством работы над пейзажным описанием в стихотворении.

Ход урока

Наглядность: портрет С. А. Есенина, репродукция с изображением черемухи.

-На уроке мы прикоснемся к творчеству Сергея Александровича Есенина, со стихами которого вы познакомились в I классе.

С. А. Есенин - русский народный поэт. Родился в 1895 году, умер в 1925 году. Есенин родился и вырос в селе Константинове под Рязанью, на берегу красивой русской реки Оки. Поэт очень любил родную природу и воспел ее в своих стихах.

  • 3. Мотивация: для чего? Цель урока.
  • 4. Погружение в урок.
  • 5. Первоначальное чтение учителем лирического стихотворения

С. Есенина «Черёмуха».

  • 6. Обмен впечатлениями.
  • 7. Самостоятельное чтение стихотворения детьми.
  • 8. Работа по развитию речи: толкование, уточнение смысла непонятных слов по словарю С.И. Ожегова.
  • 9. Анализ лирического стихотворения «Черёмуха». (Призван способствовать более глубокому пониманию текста, воспитание любви к Родине, родной природе).
  • - Как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение?

На доске записываем ответы детей: чтобы сообщить о том, что расцвела черемуха; чтобы передать свою радость; чтобы привлечь внимание читающего к красоте природы; чтобы вызвать взаимное сопереживание; чтобы пробудить любовь к красоте родной природы и другие.

  • 10. Работа с эпитетами.
  • 11. Весна пришла!
  • 12. Открытие.
  • -Это стихотворение о любви девушки-черемухи и юноши в образе ручья; о родной природе, о том, что весна пришла. Все живое наполнено любовью: и окружающая нас природа, и люди.
  • 13. Коллективное чтение стихотворения «Черёмуха».
  • -Читаем стихотворение выразительно, передавая настроение автора и выражая свои чувства.
  • 14. Дифференцированное задание.
  • 15. Домашнее задание.

Результатом работы по словесному рисованию стало то, что значительно увеличилась группа детей, обладающих образной речью, активизировался словарный запас школьников.

Дети научились находить в тексте образные средства языка: сравнение, эпитеты, олицетворение, метафоры. Многие ученики могут создавать словесное описание предмета, умеют чувствовать настроение героя и удивляться прочитанному, у них появился интерес к собственной устной речи.

Таким образом, перспектива дальнейшей работы видится в том, чтобы использовать словесное рисование не только как прием развития речи, но и как прием анализа художественного произведения и формирования опыта творческого общения с лирическим стихотворением, а также как средства воспитания у школьников любви к родной природе, родным местам. Чтение и изучение лирических произведений предоставляет очень большие возможности для личностного развития ребенка, поскольку в процессе восприятия участвуют воображение, эмоциональная сфера, мышление, память. Кроме того, лирика как изображение чувств может оказывать сильное воспитательное воздействие на личность, поэтому так важна правильная организация процесса полноценного восприятия и глубокого анализа лирических текстов.

Приведем пример еще одного приема работы при изучении пейзажной лирики. Для анализа взяли то же стихотворение С.А. Есенина «Черемуха», только изучали его с использованием медленного, филологического чтения с выявлением и осмыслением изобразительно-выразительных средств.

Черёмуха

Черёмуха душистая

С весною расцвела (1)

И ветки золотистые,

Что кудри, завила. (2)

Кругом роса медвяная (3)

Сползает по коре, (4)

Под нею зелень пряная (5)

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей. (6)

Черёмуха душистая, (7)

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит. (8)

Ручей волной гремучею (9)

Все ветки обдаёт

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поёт.

Вопросы и задания:

  • (1). Почему о дереве говорится, как о цветке? Почему «с весною», а не «весною»?
  • (2). Почему такое сравнение?
  • (3). Почему у поэта роса цвета мёда?
  • (4). Автор говорит, что «роса сползает по коре». А если бы поэт сказал «стекает», была бы другая картина?
  • (5). Что означает слово «пряная»? Почему оно применимо к черёмухе? (Запомним цвет этой картины - серебряный!)
  • (6). Каким нарисован ручей? Каковы его размеры, цвет?
  • (7). Какая часть стихотворения начинается такими же словами, как в начале? Почему?
  • (8). Черёмуха осталась такой же или изменилась? Вспомним, какой цвет был в первой картине. А теперь? Почему?
  • (9). А ручей - такой же? (Хотя какой же он ручей, если у него волна, да ещё гремучая?) Каким он стал? Почему?

Толкование этого текста, такого знакомого и, кажется, такого простого, оказывается, требует достаточных усилий, причём прежде всего работы воображения, умения представить во всех деталях картину. (Тут их несколько, они разделены временным промежутком, как это потом увидели дети.) Поэтому мы в начале урока давали задание нарисовать её, используя рисунок как приём, позволяющий разбудить воображение и проявить тот образ, который представился каждому ребёнку. Чтобы верно нарисовать, необходимо вгляды-ваться и вслушиваться в текст, ведь детям надо точно (как у автора!) нарисовать картину, увиденную ими. Они сами просят перечитать стихотворение несколько раз.

Опишем поэтапно технологию работы над стихотворением С. А. Есенина.

  • 1. Первичное чтение текста с ориентировкой учеников на то, чтобы они постарались в своём внутреннем видении представить картину. Даём задание: «Нарисуйте то, что вы увидели». В большинстве случаев на рисунках детей отсутствуют детали, у некоторых вообще нет ручья, т. е. они при первом чтении, в своем «предпонимании», как говорят герменевтики, этот образ не увидели. (Можно прочитать текст второй раз, особенно если дети сами просят и если действительно многие не увидели ручья.)
  • 2. Медленное чтение текста с анализом системы образов и «ключевых» слов. Слова объясняются (почему автор подыскал именно этот эпитет, метафору, сравнение). Эти слова подчеркнуты в нашем тексте. К ним написаны вопросы.

Загадка этого текста в том, что в нём две картины, причём разделённые временем. Особенно это ясно видно в образе ручья: сначала - «струится маленький», да ещё и рифмуется с «проталинкой», а потом: его «гремучая волна» обдаёт все ветки черёмухи («Это прямо море какое-то!» -сказали дети). Да и отношения с черёмухой изменились: то ручей просто был рядом с ней, а потом - «вкрадчиво под кручею ей песенки поёт».

3. Наличие двух картин подтверждается ещё и тем, что сам автор снова говорит: «черёмуха душистая», как бы заново всматриваясь в неё. А она уже другая: «развесившись стоит», уже не в «серебре», а в золоте «на солнышке горит». Эти изменения дети объяснили тем, что прошло время, черёмуха распустилась, расцвела, и ручей тоже набрался силы, его напитали вешние воды.

Так мы выходим с детьми на понятие времени в тексте, учим их видеть развитие лирического сюжета, сопряжённость пространственных и временных отношений в художественном произведении.

4. Возвращаемся к первым рисункам, оцениваем их, идети сами приходят к выводу, что надо нарисовать два разных рисунка, что в рисунке можно запечатлеть лишь один момент, а поэт рисует картину в движении.

Итак, медленное чтение великих лирических произведений, вглядывание в каждое слово художника формирует прежде всего интерес к слову, понимание того, что в слове заключается великий смысл. И это открытие, сделанное в детстве, может и должно остаться у человека на всю жизнь. Как говорил великий русский педагог К. Д. Ушинский: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета» .

Медленное чтение вершинных художественных текстов, осознание учениками-читателями смысла и красоты работы художника слова воспитывает не только вкус, но и желание подражать, создавать, творить по законам красоты.

Таким образом, из вышеизложенного можно сделать следующий вывод, выбор таких приемов анализа как словесное и графическое рисование, медленное, филологическое чтение с выявлением и осмыслением изобразительно-выразительных средств при изучении пейзажной лирики обусловлены художественным своеобразием произведения, логикой постижения его идеи.

Типичный пейзаж раннего Есенина словно подернут дымкой. Его трудно представить без «охлопьев синих рос». Краски приглушены, смягчены. На полыхающие зори мы смотрим сквозь курящиеся туманы. Сквозь синий туман видим и «красные крылья заката». Есенин вообще любит восходы и закаты за их перламутровую нежность, выходя на натуру, будто на рыбалку: либо на рассвете, либо ранним вечером. Вот характерный образец есенинской пейзажной живописи дореволюционного периода: Задремали звезды золотые, Улыбнулись сонные березки, Задрожало зеркало затона, Растрепали шелковые, косы. Брезжит свет на заводи речные Шелестят зеленые сережки, И румянит сетку небосклона. И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!»Золото, но задремавшее; зеркальный блеск воды, но он смягчен утренней зыбкой рябью и ранью; небосклон не румяный, а тронутый блеклым, сетчатым светом. Ярко только то, что не бывает совсем ярким - серебряные росы да перламутровое ожерелье на тугих стеблях одичавшей крапивы - золушки, простушки, чернавки…Не всегда, разумеется, Есенин так тонок и акварелей. Порой он откровенно работает под лубок, и тогда глаза прямо-таки слепит «прялочное весельство», свойственное народной бытовой живописи: Ярче розовой рубахи Зори вешние горят. Позолоченные бляхи С бубенцами говорят.

Да и писал он, конечно, не одни лишь пейзажи, отражающие, как зеркальце, цвета и переливы неба и земли. Были у него и жанровые, сельские картинки, например, почти репортаж с воскресного деревенского базара; в сборнике «Радуница» (1916) стихи так и назывались - «Базар»: Балаганы, пни и колья, Карусельный пересвист. От вихлистого приволья Гнутся травы, мнется лист…Однако в жанре Есенину словно бы не по себе: то ли чересчур тесно, то ли слишком просторно! Казалось бы, поэт захвачен азартом веселого лада деревенской торговой сутолоки. Но при этом зорко подмечает приметы ее непоэтичности: вместо деревьев, прорастающих листьями в глубину,- пни да колья!

И травы - гнутся. И лист - мнется!.. Сравните есенинский «Базар» с широко известной «Ярмаркой» Бориса Кустодиева. И представить невозможно, что кустодиевские молодухи, ради праздничка в пух и прах разнаряженные, могут повести себя неблагообразно! А вот у Есенина они кричат («бабий крик, как поутру») и даже хрипят - «хрип торговок», и он заслоняется, загораживается от оскорбляющего его слух хрипа-крика песней: Не твоя ли шаль с каймою Зеленеет на ветру? Запевай, как Стенька Разин Утопил свою княжну.Как и на картине Кустодиева, есенинский базар окрашен в три классических ярмарочных цвета: ал наряд, зеленая шаль, струганые дранки, т. е. красный, зеленый, желтый!

Однако яркость трехцветья у Есенина как бы специально «запылена» вихлистым весельем (ох, и напылили, ах, да накопытили!) и поэтому воспринимается не столько праздничным, нарядным яркоцветьем, сколько бытовой, непреображенной, пестротой…Очень четко проявлен в творчестве раннего Есенина и мифологический - языческий элемент. Поэт был твердо убежден, об этом свидетельствует его трактат «Ключи Марии», что христианство родилось на Руси как образ напоенных прозрениями древних славянских мистерий: «…Крещеный Восток абсолютно не бросил в нас… никакого зерна; он не оплодотворил нас, а только открыл лишь те двери, которые были заперты на замок тайного слова». «Тайным словом» Есенин считал образ.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Загрузка... Ты - мое васильковое слово.С. ЕсенинВеликий русский поэт XX века Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии. “Фамилия...

  2. Загрузка... Все стихи С. Есенина, от певучих и нежных стихов о стране «березового ситца» до тревожных раздумий о судьбах России в «суровые грозные годы», каждый...

  3. Загрузка... В своих стихах А. Фет писал о самом простом – о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о горах, о лесе, о...

  4. Загрузка... У Сережи есть свой голос красивый. Он любитРоссию по-своему, как никто другой. И воспеваетее по-своему. Березы, месяц, ржаные поля, озера -вот его песня. И...

  5. Загрузка... Главной темой лирики Есенина всегда была любовь к России. Причем не абстрактное восхищение красотами природы, свойственное городским жителям, а теплая, живая любовь к деревне,...

Типичный пейзаж раннего Есенина словно подернут дымкой. Его трудно представить без “охлопьев синих рос”. Краски приглушены, смягчены. На полыхающие зори мы смотрим сквозь курящиеся туманы. Сквозь синий туман видим и “красные крылья заката”. Есенин вообще любит восходы и закаты за их перламутровую нежность, выходя на натуру, будто на рыбалку: либо на рассвете, либо ранним вечером. Вот характерный образец есенинской пейзажной живописи дореволюционного периода:
– Задремали звезды золотые,
– Улыбнулись сонные березки,

/> – Задрожало зеркало затона,
– Растрепали шелковые, косы.
– Брезжит свет на заводи речные
– Шелестят зеленые сережки,
– И румянит сетку небосклона.
– И горят серебряные росы.
– У плетня заросшая крапива
– Обрядилась ярким перламутром
– И, качаясь, шепчет шаловливо:
– “С добрым утром!”
Золото, но задремавшее; зеркальный блеск воды, но он смягчен утренней зыбкой рябью и ранью; небосклон не румяный, а тронутый блеклым, сетчатым светом. Ярко только то, что не бывает совсем ярким – серебряные росы да перламутровое ожерелье на тугих стеблях одичавшей крапивы – золушки, простушки, чернавки.
Не всегда, разумеется, Есенин так тонок и акварелей. Порой он откровенно работает под лубок, и тогда глаза прямо-таки слепит “прялочное весельство”, свойственное народной бытовой живописи:
– Ярче розовой рубахи
– Зори вешние горят.
– Позолоченные бляхи
– С бубенцами говорят.
Да и писал он, конечно, не одни лишь пейзажи, отражающие, как зеркальце, цвета и переливы неба и земли. Были у него и жанровые, сельские картинки, например, почти репортаж с воскресного деревенского базара; в сборнике “Радуница” (1916) стихи так и назывались – “Базар”:
– Балаганы, пни и колья,
– Карусельный пересвист.
– От вихлистого приволья
– Гнутся травы, мнется лист.
Однако в жанре Есенину словно бы не по себе: то ли чересчур тесно, то ли слишком просторно! Казалось бы, поэт захвачен азартом веселого лада деревенской торговой сутолоки. Но при этом зорко подмечает приметы ее непоэтичности: вместо деревьев, прорастающих листьями в глубину,- пни да колья! И травы – гнутся. И лист – мнется!. Сравните есенинский “Базар” с широко известной “Ярмаркой” Бориса Кустодиева. И представить невозможно, что кустодиевские молодухи, ради праздничка в пух и прах разнаряженные, могут повести себя неблагообразно! А вот у Есенина они кричат (“бабий крик, как поутру”) и даже хрипят – “хрип торговок”, и он заслоняется, загораживается от оскорбляющего его слух хрипа-крика песней:
– Не твоя ли шаль с каймою
– Зеленеет на ветру?
– Запевай, как Стенька Разин
– Утопил свою княжну.
Как и на картине Кустодиева, есенинский базар окрашен в три классических ярмарочных цвета: ал наряд, зеленая шаль, струганые дранки, т. е. красный, зеленый, желтый! Однако яркость трехцветья у Есенина как бы специально “запылена” вихлистым весельем (ох, и напылили, ах, да накопытили!) и поэтому воспринимается не столько праздничным, нарядным яркоцветьем, сколько бытовой, непреображенной, пестротой.
Очень четко проявлен в творчестве раннего Есенина и мифологический – языческий элемент. Поэт был твердо убежден, об этом свидетельствует его трактат “Ключи Марии”, что христианство родилось на Руси как образ напоенных прозрениями древних славянских мистерий: “.Крещеный Восток абсолютно не бросил в нас. никакого зерна; он не оплодотворил нас, а только открыл лишь те двери, которые были заперты на замок тайного слова”. “Тайным словом” Есенин считал образ.

(No Ratings Yet)

  1. Сергей Есенин. В самом звучании этого имени слышны певучесть, музыка родных раздолий, красота народа, который создал такого поэта. Трудно назвать другого поэта, чье творчество так волновало бы каждого, кто окунулся...
  2. Особенно мне понравилось стихотворение Сергея Есенина “Стансы”. В нем поэт рассуждает о назначении поэта и поэзии. Он пишет: Стишок писнутъ, Пожалуй, всякий может – О девушке, о звездах, о луне....
  3. Сергея Александровича Есенина часто называют певцом русской природы. Нет такого состояния окружающего мира, которого бы тонко и поэтично не воспел художник. Своеобразно и возвышенно открывает тайны природы его поэзия, может...
  4. Мировосприятие С. А. Есенина с самых ранних лет складывалось в тесном общении с природой. Природа – не только “колыбель”, но и поэтическая “школа” Есенина. Она – душа его стихов. Это...
  5. Уже в ранних стихах С. Есенина звучат признания в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений “Гой ты, Русь моя родная.” С самого начала Русь здесь предстает...
  6. С. Есенин – великий, самобытный, истинно русский поэт. Тема Родины всегда была основной в его творчестве, проникнутом глубокой любовью к деревенской, “избяной” Руси, к простой красоте русской природы. Нехитрый крес­тьянский...
  7. Крестьянская тема занимает одно из центральных мест в поэзии Сергея Есенина. Даже революцию он принимал, по собственному признанию в автобиографии 1925 г., “по-своему, с крестьянским уклоном”. Есенин ощущал обреченность деревни...
  8. Сергей Есенин, безусловно, очень талантливый человек, поэт от бога. Нельзя остаться равнодушным к его творчеству. Стихи Есенина легки, мелодичны, образны. Простая русская природа средней полосы России, красота лесов, полей, рек,...
  9. Чувство родины – основное В моем твор­честве. С. Есенин Сложное время начала XX века подарило русской (и мировой) литературе много замечательных поэтов, среди которых невозможно было не заметить С. Есенина....
  10. Земля. Теплое, зеленое слово, пахнущее свежескошенным сеном, парным молоком, медовым ароматом зацветающих вишен, ласковыми материнскими ладонями. Что может быть прекраснее для человека и дороже! Корни его уходят в землю, и...
  11. Тема любви занимает значительное место в лирике Есенина. В стихотворениях поэт передает различные переживания, связанные с этим чувством: радость встречи, тоска разлуки, любовные порывы, грусть сомнений, отчаяние. Уже в ранней...
  12. Тема любви пронизывает творчество любого поэта, музыканта, художника. Иногда кажется, что сказано уже все, однако, каждый находит новое, свое звучание, ведь любовь – интимное чувство и каждый любит по-своему, поэтому...
  13. Чувство родины – Основное в моем творчестве С. Есенин Сергей Александрович Есенин – истинный поэт России. К вершинам творчества он поднялся из глубин народной жизни. С первых дней его окружал...
  14. Гений всегда народен. А. Блок С. А. Есенин юношей семнадцати лет впервые появляется в Москве: он приехал из далекой Рязанской губернии в столицу вполне оформившимся поэтом. Это кудрявый розовощекий мальчик,...
  15. Умудренный. Такой, словно бы ему сто с лишним лет. Старец с серебряной бородой – тридцатилетний Есенин. Сердце его спокойно и ровно бьется, ни всплеска, ни шороха – гладь. Море после...
  16. В сердце Есенина с юных лет жила Россия, ее грустные и раздольные песни, сельская тишина и девичий смех, горе матерей, потерявших на войне сыновей. Все это в стихах, каждая строчка...
  17. Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берег Есенин “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины -основное в моем творчестве”, – писал...
  18. Далеко не каждый человек, читающий это стихотворение, думает о том, какова его композиция или размер. Зачем? Прекрасно можно воспринимать поэзию, не имея специальных знаний, не выясняя особенностей композиционного построения и...

В пейзажной лирике Есенина особое место занимают образы осени и зимней метели, которые обычно связаны с мотивами грусти, сожаления о совершенных ошибках и придают особый эмоциональный тон стихотворению. Таковы образ метели в стихотворении «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...» и картина осенней природы в стихотворении «Отговорила роща золотая...».

Стремясь выразить красоту и силу лирического чувства, поэт обращается к стилистическим приемам, помогающим создать зримые, четкие образы. В стихах Есенина представлена почти вся цветовая гамма, но особо любимы им золотой, синий Щ алый цвета. Говоря о художественном своеобразии есенинской лирики, важно обратить внимание на композицию стихов поэта. В стихах Есенина начальные строчки являются важным композиционным элементом, в них обычно в сжатом виде намечена та тема, которой посвящено данное произведение. Часто эти строчки представляют собой своеобразный тезис, констатацию определенной авторской мысли, которая получает затем дальнейшее развитие! «Да! Теперь решено. Без возврата я покинул родные поля», «Каждый труд благослови, удача!»

Важную функцию выполняют и своеобразные изречения, в которых обобщены жизненные наблюдения поэта. Нередко они стоят в конце стихотворения, как бы подытоживая его: «Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и умереть» «Оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле».

Наиболее распространенной композиционной формой в лирике Есенина является кольцевая композиция, когда в конце стихотворения поэт вновь возвращается к начальному тезису. Так построено, например, стихотворение «Дорогая, сядем рядом...». Однако довольно часто мы сталкиваемся с видоизмененным зачином стихотворения: «Отговорила роща золотая березовым, веселым языком...». И концовка: «Скажите так... что роща золотая отговорила милым языком.

Лирика Есенина близка устному народному творчеству. Покажите с помощью конкретных примеров, какую роль в стихах поэта играют излюбленные приемы народного творчества - психологический параллелизм и повтор. Расскажите, какое влияние оказала есенинская поэтика, есенинская образность на творческие искания русских поэтов последующих поколений.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » О пейзажной лирике Есенина . И в закладках появилось готовое сочинение.

 

 

Это интересно: