→ Загадка портрета Марии Лопухиной: картина, которая несла смерть? "Российская летопись". Она давно прошла

Загадка портрета Марии Лопухиной: картина, которая несла смерть? "Российская летопись". Она давно прошла

Яков Полонский
«К портрету М.И.Лопухиной»
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье - тень любви, и мысли - тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать

Давно знаю этот портрет но даже предположить не могла на сколько несчастная девушка изображена на нем. И какого же было мое удивление, когда я узнала, что это прекраснейшее создание покоится прям рядом с моей работой в усыпальнице в Андроньевском моностыре. Хочу сходить туда, погрустить.

Биографическая справка:

Мария Ивановна Лопухина, урожденная
графиня Толстая, была старшей дочерью графа Ивана Андреевича Толстого и
Анны Федоровны Майковой. Ее отец служил в Семеновском полку сержантом,
бригадиром, генерал-майором. И, кроме того, был известен как
предводитель Кологривского дворянства.
Мария Ивановна была не
единственной дочерью в семье, у нее также было 4 сестры: Вера, которая
была замужем за капитаном кавалерии Хлюстиным, Анна, фрейлина
придворная, Александра, которая была замужем за фон Моллером, и
Екатерина, которая была в замужестве за капитаном гвардии Чупинским. И,
кроме того, Вера и Екатерина являлись выпускницами Смольного института
выпуска 1806 года. Кроме того, Мария имела и двух братьев: Фёдора и
Петра.

Самой, пожалуй, одиозной фигурой в этой семье был Федор
Иванович Толстой, младший брат Марии, по прозвищу «Американец»,
известный своими дуэлями и приключениями. Однажды он пытался стреляться
даже с Пушкиным. Однако тот, дабы не стреляться, неожиданно начал есть
черешню и выплевывать из неё косточки. Этот знаменитый эпизод был позже
положен в основу сюжета повести "Выстрел" из «Повестей Белкина»...

А самая
известная история, которая связана с личностью и судьбой Фёдора
Американца, это то, что в 1803-м году при отправлении Крузенштерна в
кругосветное путешествие он отправился вместе с ним в качестве волонтёра
по своей доброй воле, по своей просьбе. Но во время плаванья он
зарекомендовал себя очень недисциплинированным и за неоднократные
проступки и нарушения дисциплины был высажен на берег русской колонии,
за что и получил прозвище "американец". Прожив здесь некоторое время,
Федор Толстой посетил Алеутские острова, вынужден был и здесь прожить
какое-то время среди диких местных племен. А затем сухим путем вернулся в
Россию.

После многочисленных дуэлей он был лишен офицерского
чина и разжалован в солдаты. Но во время Отечественной войны 1812-го
года он храбро сражался в качестве ратника в ополчении и восстановил
свой офицерский чин.
Помимо Пушкина он был знаком и с другими
видными и выдающимися писателями своего времени - с Батюшковым,
Баратынским, с Вяземским, с Грибоедовым. И, кстати сказать, Грибоедов
увековечил его образ в своей бессмертной комедии «Горе от ума»
следующими словами:

Но голова у нас, какой в России нету,
Не надо называть, узнаешь по портрету:
Ночной разбойник, дуэлист,
В Камчатку сослан был,
Вернулся алеутом,
И крепко на руку нечист.

Сама же Мария Ивановна в 1797 году вышла замуж за Степана Авраамовича
Лопухина, егермейстера и действительного камергера при дворе Павла
Первого. И именно в этом году был написан знаменитый портрет - по заказу
её мужа, в связи со свадьбой.

На момент написания портрета
Марии Ивановне было всего 18 лет. По немногим дошедшим до нас
воспоминаниям современников можно предположить, что она скорее всего не
была счастлива в этом браке, который был заключен с человеком старше её
на 10 лет, человеком ничем не примечательным, причём не по любви, а
вероятнее всего по воле родителей... Через 3 года молодая жена
скончалась от чахотки...

Их брак был бездетным. Супруг
похоронил её в родовой усыпальнице Лопухиных в Спас-Андронниковском
монастыре, в Москве. Это нынешний музей и Центр Древнерусского искусства
имени Андрея Рублева, в Таганке, в Москве. Через несколько лет умер и
он сам, и был захоронен в этой усыпальнице вместе с ней.

Что же
касается портрета, то он долгое время хранился в доме племянницы Марии
Ивановны, дочери того самого Фёдора Толстого-"Американца", которая стала
женой московского губернатора Перфильева. Именно в её доме портрет и
увидел Павел Михайлович Третьяков. Случилось это уже в конце 1880-х
годов, и именно оттуда картина попала в собрание Третьяковской галереи,
где и находится по сей день...


Прошло более двух веков с тех пор, как был написан портрет М.И. Лопухиной. Менялись поколения, художественные стили и вкусы, но портрет, который создал В. Боровиковский, до сих пор остаётся притягательным и загадочным.


Поспешите в Третьяковскую галерею, и вы долго будете стоять возле этого шедевра живописи. Портрет влечёт к себе взглядом карих глаз девушки, направленным куда-то, скорее всего, в себя. В нём грусть и разочарование, она задумчива, её мысли будто обращены в далёкую, но она уже знает, несбыточную мечту. Она пытается улыбнуться, но ей это не удаётся. Ясное лицо девушки, нежная фарфоровая кожа, плавная грация позы и всё внешнее благополучие не могут скрыть от такого гениального художника, как Боровиковский, глубокой внутренней печали.


А Владимир Лукич умел чувствовать чужое настроение и характер, тем более у такой ещё юной особы (М.И. Лопухиной исполнилось в это время 18 лет). Мария Ивановна была дочерью графа Ивана Андреевича Толстого, генерал-майора Семеновского полка, предводителя Хологривского дворянства и Анны Федоровны Майковой.



Машенька вышла замуж за егермейстера С.А. Лопухина, и как говорили, была несчастлива в браке, с мужем не было эмоционального единства. Детей в семье тоже не было, а через шесть лет после замужества, она умерла от чахотки, весьма распространённой болезни того времени. Похоронили Марию Ивановну в родовой усыпальнице Лопухиных, в Спасо-Андронниковском монастыре в Москве, в котором теперь музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева.


Она давно прошла – и нет уже тех глаз,
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали…
Но красоту её Боровиковский спас.

В портрете прелесть юности, обаяние женственности, но в нём есть и сложность противоречивых чувств девушки, которая ему позировала. Боровиковский писал портрет так, как чувствовал свою модель. От девушки будто исходит сияние чистоты. Белое платье с нежным серо-голубым оттенком напоминает греческий хитон. Тёмно-голубой пояс, охвативший стройный девичий стан, воздушная дымка, смягчающая чёткие линии, – вся палитра создаёт нежность и воздушность, подчёркивает обаяние юности.


В портрете легко ощущается тишина и прохлада парка, а также кажется, что движения модели в этот день были плавными и даже немного замедленными. Изображение выходило не бестелесным, но и не плотским, в нём ощущается идея возвышенности. Писал ли Боровиковский ту Машеньку, которую видел и чувствовал, или сообщил портрету кое-что из собственных ощущений? Возможно, художник видел перед собой прекрасный идеал женщины своей души, и сблизил его с моделью, трудно сказать.


Лопухина изображена на фоне русского национального пейзажа, конечно здесь много условного и декоративного - колосья ржи, васильки, стволы берёз, поникшие бутоны роз. Склонённые колоски перекликаются с плавным изгибом фигуры Лопухиной, голубые васильки – с шёлковым поясом, белые берёзки мягко отражаются в платье, а душевное состояние - с поникшими бутонами роз. Может быть увядающей розой рядом с прекрасным образом девушки художник наводит нас на размышления о бренности и красоты, и жизни.


Весь мир природы, как часть души девушки, слияние контуров, палитра природы и женского образа создаёт единый гармонический образ. Этим портретом восхищались и современники художника, а затем и потомки следующих поколений. Именно потому, что мы с каким-то внутренним смущением души долго и молча стоим, любуясь образом девушки, можно сказать, что мы стоим перед великим произведением искусства.



Боровиковский, Владимир Лукич


В.Л. Боровиковский в русском искусстве XVIII века был одним из гениальных художников. В 1788 году в декабре он приехал в Санкт-Петербург из Миргорода. Об этом, как и обо всех приезжающих в то время, было доложено самой Екатерине, которая была крайне обеспокоена назревавшей во Франции революцией, а кроме того, частенько вспоминала так напугавший её пугачёвский бунт.


Но прежде чем приехать Боровиковский был всего-навсего способным иконописцем, и работал подобно своему отцу – писал иконы. Изредка миргородцы заказывали ему написать их портреты, украшая свои дома собственными изображениями. Вот за этим занятием и приметил его поэт В.В. Капнист, предводитель киевского дворянства.


Владимира Лукича привлекли к оформлению здания для приема императрицы во время её южного путешествия. Когда он прекрасно справился с непривычной для него темой, в которой ему пришлось писать огромные панно с аллегорическим сюжетом для прославления государыни, В.В. Капнист и его свояк Н.А. Львов предложили ехать в столицу, дабы совершенствоваться в искусстве.


Здесь ему посчастливилось быть учеником самого Левицкого, но всего лишь несколько месяцев. Затем он получил несколько уроков живописи у портретиста Лампи, приехавшего из Вены по приглашению Потёмкина. Во всей видимости, иностранный художник сумел увидеть в молодом Боровиковском талант живописца, так как впоследствии он много сделал для официального признания своего ученика.


Лампи писал портреты, придавая своим моделям внешний блеск, не заботясь о передаче характера на портрете, так как знал, что его чаще всего лучше скрыть, да и сами модели будут довольны, если их алчность или жестокость, тщеславие или агрессивность будет не замечена.


В. Боровиковский в 1795 году получил звание академика, в 1802 году стал советником Академии, причем, не учившись в ней. А всё потому, что в пору его молодости и даже зрелости в Академию принимали лишь в детском возрасте. Только в 1798 году получили доступ в Академию взрослые ученики, для которых, благодаря настойчивости архитектора Баженова, были открыты бесплатные рисовальные классы.



Лизынька и Дашинька


Один за другим выходили из-под кисти Боровиковского портреты. И в каждом из них видна человеческая душа. Среди них много мужских портретов, в том числе и императора Павла. Все они по характеру сложны и противоречивы, как впрочем, и сами модели. В женских портретах больше лирики, обаяния, нежности. В этих портретах художнику удавалось гармонически сочетать человека, а вернее сказать его душу, с природой. Художник наполнял образы своих моделей глубиной чувств и необычайной поэтичностью.


Но с годами художник ощущал, что писать ему становится всё труднее и труднее. В. Боровиковский, религиозный и по характеру робкий и замкнутый, в конце жизни вновь возвращается к тому, с чего начинал – к религиозной живописи и иконописи.



Портрет Е.А.Нарышкиной


За два десятилетия художник написал великое множество придворных портретов, но так и остался «маленьким» и одиноким человеком, не усвоив в себе ни облика, ни привычек придворного художника. В конце 1810-х годов один из его учеников написал портрет Боровиковского, в котором, как и его учитель, сумел заглянуть в душу. На портрете изображён человек, мучимый неразрешимой загадкой, которая угнетала и угнетает его всю жизнь…


Незадолго до смерти он работал над убранством церкви на Смоленском кладбище в Петербурге, где затем и был похоронен в возрасте 67 лет.


А портрет М.И. Лопухиной ещё долгое время хранился у ее племянницы, Прасковьи Толстой – дочери, брата Марии Ивановны, Федора Толстого. Для всего семейства это была семейная реликвия. Когда Прасковья стала супругой московского губернатора Перфильева, у него в доме и увидел этот портрет создатель национальной галереи живописи и коллекционер Павел Михайлович Третьяков. Портрет был куплен им, и впоследствии стал подлинной жемчужиной Третьяковской галереи.

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье - тень любви, и мысли - тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.


Русский поэт Яков Полонский посвятил эти замечательные строки 100 лет спустя после написания портрета Марии Лопухиной художником В.Боровиковским.


Портрет М.И.Лопухиной нередко называют самым поэтичным созданием из всех портретов В.Боровиковского. В нем виден тонкий деликатный рисунок, правильность форм и проникновение в самые глубины душевного мира его героини, выражение не только глубокой задумчивости, но и печали… Однако, как бы ни были высоки живописные качества портрета, как бы ни был характерен для своей эпохи его замысел, работа Боровиковского не могла бы сохранить до наших дней силу своего художественного воздействия, если бы сам образ не был отмечен чертами глубокой и подлинной жизненности. Он сумел воплотить в облике Лопухиной такую напряженную жизнь чувства, какой не знали его предшественники в русской портретной живописи. В то же время от всей картины и образа девушки исходит ощущение простоты, как единение человека и природы, без придания модели тяжеловесных аксессуаров, каких-то дорогих перьев и драгоценностей – как это было принято тогда в изображении парадных портретов. Свободное белое платье, подвязанное под грудью голубым шарфом, нежно-лилового цвета шаль, у неё не парик, а естественные волосы. Всё лаконично и просто, как это было свойственно новому стилю и направлению в искусстве того времени – конца XVIII века, и этот стиль получил название “сентиментализм”.


Пейзажный фон, подчеркивая близость к природе, соответствует мечтательной настроенности молодой женщины. В портрете поражает удивительная гармоничность образа и средств выражения. В картине всё изображено в согласии, в гармонии всех деталей: тенистый уголок парка, васильки среди колосьев спелой ржи, слегка увядшие розы, непринужденная поза молодой женщины, и исполненное удивительного очарования прелестное лицо. В утренней свежести кожи, в томности взгляда, в мечтательной улыбке, даже в некоторой неправильности черт Лопухиной есть подлинная красота, красота душевная и лирическая.


Художник, рисуя портрет Лопухиной, использовал традиционный приём репрезентативного портрета – окружение персонажа предметами и атрибутами, помогающими раскрыть его образ. Однако Боровиковский попытался показать не общественный статус Лопухиной, а личные, интимные стороны её характера. Мария Лопухина стоит в саду, облокотившись на старую каменную консоль. Её лицо, может быть, и далеко от классического идеала красоты, но оно исполнено такого несказанного очарования, такой душевной прелести, что рядом с ним многие классические красавицы покажутся холодными и чопорными. Пленительный образ нежной, меланхоличной и мечтательной молодой женщины передан художником с большой душевностью и любовью. Практически никакого жеманства и кокетства в образе Марии, лишь естественность и спокойствие, в её позе прослеживается достоинство, умение держать себя, об этом говорит горделивая осанка, вырабатываемая у девочек с детства. Задумчивый, томный, грустно-мечтательный, но в то же время открытый смелый взгляд, нежная улыбка, свободная непринужденность чуть усталой позы, плавные линии, мягкие, округлые формы, простое белое платье, пепельный цвет волос, зеленый фон листвы и, наконец, мягкая воздушная дымка, заполняющая пространство – всё это играет на создание у зрителя прекрасного и незабываемого образа.


Портрет Марии Лопухиной явился одним из самых жизненных и удачных портретов Боровиковского, в том смысле, что действительно ему удалось передать непосредственный человеческий облик этой юной женщины, что-то живое и магнетически-притягательное, и вместе с тем драматическое в ее лице и взгляде. Особенно во взгляде. Боровиковский, в числе некоторых других живописцев (Федор Рокотов, Дмитрий Левицкий) овладел техникой “писать взгляд”, не просто пустые глаза, но со смыслом, с внутренним выражением. Лопухина смотрит на зрителя задумчиво, но и слегка рассеянно, как бы погруженная в свои мысли, в свою душевную жизнь. И чувствуется в ее живом одухотворенном лице, что эта девушка красива не только внешней красотой, но обладает и умом и сердцем. Всё это художник сумел отразить в портрете, он вложил часть своей души в своё произведение. Ко всему можно прибавить, что портрет технически совершенен с точки зрения навыков живописи – Боровиковский владел техникой “лессировочного” письма. То есть, через верхние красочные слои живописи просвечивают нижележащие слои. Это придает особую нарядность, особую красочность колориту. Портрет вообще красив по цветовому строю. Колорит и его цветовая гамма гармонично строятся на сочетании блеклых, нежных тонов. Это выражено и в цвете пейзажного фона задника, в его нежно-салатовых тонах, и в нежно-лиловом цвете шали, и в голубом цвете пояса, повязанного на талии, и в белом платье Лопухиной. Но это всё детали, хотя и очень важные. Главное, что художник сумел наполнить образ своей модели жизненной достоверностью, глубиной чувств и необычайной поэтичностью.


Однако во времена Пушкина портретом Марии Лопухиной пугали молодых девушек, так как она прожила жизнь короткую и несчастливую, а через три года после написания портрета умерла от чахотки. Что-то в этом многим виделось мистическое, как будто портрет забрал жизнь молодой женщины. Ее отец Иван Толстой был известным мистиком и магистром масонской ложи. Потому и поползли слухи, что де ему удалось заманить дух умершей дочери в этот портрет. И что если молодые девушки взглянут на картину, то вскорости умрут. По версии салонных сплетниц, портрет Марии погубил не меньше десяти дворянок на выданье. Конец слухам положил меценат Павел Третьяков, который приобрел портрет для своей галереи. С тех пор этим портретом восхищались не только современники, но и зрители следующих поколений.


Портрет Лопухиной долгое время находился в собрании родственников, он хранился у племянницы Марии – дочери её старшего брата Федора Толстого-”Американца”. Портрет высоко ценился как семейная реликвия. И именно в этом доме портрет и увидел Павел Михайлович Третьяков. Как ему удалось приобрести семейную реликвию, сейчас уже точно не узнать. Случилось это уже в конце 1880-х годов и именно тогда картина и попала в собрание Третьяковской галереи. Надо сказать, что Павел Третьяков купил сравнительно немного работ Боровиковского, но портрет Лопухиной среди них настоящая жемчужина. Когда посетители Третьяковки приходят в зал Боровиковского, то сразу обращают на него внимание. Портрет практически никогда не покидает стены галереи. Он побывал всего на двух выставках, да и то в пределах Москвы. Многие зрители приходят в Третьяковку полюбоваться именно портретом Марии Лопухиной. В облике молодой дамы столько обаяния, магнетизм её взгляда притягивает любителей и ценителей живописи. Присутствует в этом портрете и некая загадка, тайна, которую до конца невозможно постичь.


Лёгкая улыбка и грусть, простота и естественность, единение с природой и мечтательность. Это «Мария Лопухина».
Портрет Марии Лопухиной В. Боровиковского находится в Третьяковской галерее. Это настоящий шедевр национальной живописи. Такой русский образ, он был написан в 1797 году. Таинственная улыбка, недосказанность и нежность. Это Мария Ивановна Лопухина, урожденная графиня Толстая, родственница Льва Николаевича Толстого. Толстой – её двоюродный племянник. В год написания портрета, Марию отдали замуж за Степана Лопухина, который был егермейстером и действительным камергером при дворе Павла Первого. Впрочем, портрет кисти известного уже тогда Боровиковского и есть свадебный подарок Лопухина 18-летней супруге.
Семейная жизнь не сделала Марию Ивановну счастливой. Муж её был грубым, и душевных разговоров с ним вести не получалось. Детей у них не было, и в 23 года она умерла от чахотки, лекарства от которой тогда ещё не придумали. Её могилой стала родовая усыпальница Лопухиных в монастыре. Спустя пару лет, там же последний приют нашёл и ее супруг.
Во время написания портрета художнику Боровиковскому было 40 лет. Он был излюбленным живописцем, получал массу заказов, даже от императорской семьи. Портрет Марии Лопухиной стал одним из лучших у художника, и, бесспорно, самым известным. Это портрет эпохи сентиментализма, которая культивировала живые чувства, эмоциональность и нравственность. Естественность красоты и красота естественности, человек в природе. Девушка на картине изображена на фоне парка, и это является дополнением её образа. Природа здесь, как часть самой молодой женщины. Нежный румянец, коснувшийся её щёк, и розы, голубенькие цветы и голубой пояс, изогнутая фигура и наклонившееся дерево. Размытые контуры, переливающиеся оттенки нежной палитры, усиленные повторы – всё это создаёт единство человека и природы. Девушка немного печальна, но печальна красиво, мечтательно. Рядом с ней, вторя её меланхолии, увядает роза, возможно, являясь предметом раздумий художника о мимолётности красоты. Платье Марии простое и снова – естественное. Волосы ниспадают вьющимися локонами и скромно откинуты назад.
Эта картина будит воображение, так и просит домыслить разгадку тайны. Историю любви, некий секрет. Она, как воплощение русской интеллигентной красавицы, является вдохновением для многих своих ценителей.


Впервые в русском искусстве изображается национальный русский пейзаж. Приглушёнными лирическими тонами он выписывает белые стволы берез, золотистые колосья, васильки, розы, лилии. И на их фоне гибкая фигура девушки в простой одежде и без сложной причёски – такой гармоничный образ единения с природой…
Эта грациозная поза, рука, лицо, глаза - Боровиковскому удалось правдиво выразить эмоциональную жизнь человека, написать взгляд – смысл на живом лице, и такое случилось впервые в истории русской живописи. Мысленно художник проник в самые глубины душевного мира героини, нюансы внутреннего состояния, сотворил эстетический идеал...
«Неуловимая подвижность фигуры, изменчивость выражения лица, загадочность улыбки…» Подобными фразами зрители выражают своё впечатление, увидев знаменитую «Мону Лизу» великого Леонардо да Винчи. Схожее впечатление производит и портрет М.И.Лопухиной. Невероятно большой диапазон чувств, мыслей, вопросов о любви и смерти, эфемерности бытия и его вечности, борьбе и единстве добра и зла способны вызвать и одна, и другая картины...
В зале Боровиковского в Третьяковской галерее портрет М.И.Лопухиной – настоящая жемчужина, зрители сразу обращают на него внимание. Сквозь общую неброскость портрета проступает взгляд, он-то и приковывает к себе внимание, держит в напряжении, манит, притягивает, велит остаться. Этот загадочный взгляд то меняется от несколько высокомерного до нежного, то выражает аристократическую надменность, то трогательную детскость юной прекрасной девушки, то вдруг неожиданно тревожно пророчит близкий трагический конец... И до наших дней портрет сохранил силу своего необычайного художественного воздействия. У посетителей Третьяковки есть поверье, вглядываясь в образ на портрете, загадывать на будущее по выражению лица и глаз Марии Ивановны. Говорят, она особенно расположена к влюбленным парам, иногда может даже дружелюбно подмигнуть – на счастье...


(Материалы из интернета)

Мастер конца восемнадцатого и начала девятнадцатого столетия Владимир Лукич Боровиковский - это художник, которого обычно причисляют к эпохе сентиментализма. Это было время, когда было модно плакать над стихами, умиляться красивому цветку и пению птиц, любоваться рассветами и закатами.

Время, когда приличным девушкам надлежало вовремя падать в обморок, всячески показывать тонкость чувств и душевную ранимость, беззащитность, хрупкость и нежность существа. Именно в этот период и была создана М. И. Лопухиной". Боровиковский очень тонко сумел напомнить современникам и зрителям последующих эпох о том, как хорошо быть человеком.

Творчество известного художника

Произведения Владимира Лукича достаточно узнаваемы. Его полотна легко отличить от героев чуть более раннего времени. Даже самые парадные, торжественные и блистательные образы смягчены и согреты каким-то тонким внутренним переживанием. Слегка печальны и взволнованны, к чему-то прислушиваются и мечтают.

Женщина эпохи сентиментализма должна была быть бледной и задумчивой, даже немного грустной. Такой и предстает Мария Ивановна на известном шедевре, который создал Боровиковский. Портрет Лопухиной передает самые нежные и тонкие черты этой женщины. И на сегодняшний день этим шедевром можно полюбоваться в стенах известной Третьяковской галереи.

Образ русской красавицы

Мария была дочерью отставного генерала графа Толстого и сестрой не менее известного Федора Толстого. Она не была предметом обожания многочисленных поклонников. Ей не успел посвятить стихи Александр Сергеевич Пушкин.

Но эта красавица была украшением многих светских салонов. Многие впоследствии стали называть ее русской Джокондой. Такое же очарование таинственного взора и загадочной улыбки присутствует и в образе этой очаровательной женщины.

Не богиней, но поэтической музой изобразил ее Боровиковский. Портрет Лопухиной передает именно те черты этой российской красавицы, которые так притягивали окружающих ее мужчин. Нежность, чуткость и тонкость образа достаточно умело изображены на известном полотне.

Трагические судьбы русских красавиц

Но не всегда судьба русской женщины была безоблачна. И примером тому служит Мария Ивановна Лопухина, которая была выдана замуж за егермейстера императорского двора Степана Авраамовича и имела очень несчастную судьбу. К тому времени он уже вышел в отставку. В силу неуравновешенности своего характера Лопухин не мог дать счастья своей прелестной супруге.

Она, испытав ужас и унижение оскорблений, спустя три года после венчания умерла от чахотки. Так закончилась непростая и трагическая жизнь, судьба, которую испытала Мария Ивановна Лопухина. Портрет Боровиковского настолько умело и точно передал ее светлый облик, что вызвал живейший отклик в душе и поэзии известного посвятившего ей свои строки. "…Но красоту ее Боровиковский спас. Так часть души ее от нас не улетела…".

Самый известный шедевр Владимира Лукича

Очень много полотен написал известный и талантливый художник Владимир Боровиковский. Портрет Лопухиной Марии Ивановны - не первое и не последнее его творение, но случилось так, что именно эта картина стала самой знаменитой и прославленной. Перед этим полотном замирают абсолютно все. В ее образ всматриваются люди любого возраста. Есть в ней что-то особенное.

Это юная и неповторимо нежная женщина прожила всего двадцать три года. Владимир Лукич Боровиковский портрет Лопухиной писал, когда ей было всего восемнадцать лет. Он, кажется, почти заклинал ее своей трепетной и умелой кистью: останься такой - удивительно нежной, теплой, живой. Не увядай!

Владимир Боровиковский. Портрет Лопухиной. Описание известного полотна

Мария Ивановна изображена в легком и нежном одеянии, которое подчеркивает ее особенную грациозность. Рядом с нежной, чуть склонившейся вниз рукой Лопухиной - склоняющаяся головка пышной розы, и, затаив дыхание, зритель ощущает, что этот цветок скоро начнет ронять лепестки.

Нежная и живая красота этой женщины также угаснет, закончится, прерванная неумолимой смертью. А стихи, посвященные этому портрету, звучали и будут еще многие годы звучать, воспевая нетленную красоту и изящность русской красавицы. И это удивительное свойство спасать красоту - одна из важнейших и трогательных черт творчества Владимира Лукича.

Кем бы ни был человек и как бы просто он ни выглядел, его лик менее прекрасен, чем тот образ, который сохранил портрет Марии Лопухиной. Боровиковский помнил об этом, создавая каждый свой шедевр, и все его полотна хранят частичку его души и тепло его кисти.

Уникальный талант известного художника

Умел Владимир Лукич Боровиковский в своих портретах передать что-то очень личное, трепетное и поэтическое. На момент создания картины, на которой изображена Мария Ивановна, ему было около сорока лет. К тому времени он уже зарекомендовал себя как очень талантливый и популярный художник, написавший даже образы дочерей императора Павла Первого и императрицы Марии Федоровны.

И вот в тысяча семьсот девяносто седьмом году он получает заказ от Лопухина. Портрет Боровиковского должен был запечатлеть юную красоту будущей супруги Степана Авраамовича. Марии всего восемнадцать лет, и художник не смог остаться равнодушным к этому восхитительному созданию. Он смог передать всю нежность и чистоту. Печаль во взоре этой красавицы и как будто даже предчувствие трагедии.

Среди множества картин знаменитой Третьяковской галереи есть одна, вокруг которой до сих пор ходит множество легенд и мистических слухов.
Это картина портрет М.И. Лопухиной. На картине изображен портрет молодой жены гермейстера Лопухина. Нужно сказать, что по данным историков, личная жизнь этой молодой и красивой девушки сложилась печально.
Она была несчастлива в браке, а спустя 16 лет умерла от чахотки. Но ее красотой вот уже не одно столетие восхищаются сотни и тысячи восторженных глаз. Есть в ее взгляде, что то, притягивающее и завораживающее одновременно.

Будто молодая Лопухина, играет со своими созерцателями, заставляя их стоять, возле ее портрета долгое время не шелохнувшись. До того времени как попасть в стены знаменитой Третьяковки портрет Лопухиной находился в доме родственницы Лопахиных губернаторши Перфильевой где его в первые увидел поэт Яков Полонский он был восхищен . Вскоре потрет Лопухиной, предстал на все общее обозрение, что вызвало бурю неподдельных восторгов, как красотой девушки, так и неповторимой работой художника.
Говорили даже, что молодые барышни восхищенные красотой девушки изображенной на портрете за частую падали в обмороки. После нескольких подобных случаев появилось утверждение, что если молодая не замужняя девушка будет долго рассматривать, потрет Лопухиной, а уж тем более смотреть ей в глаза, то ее ждет не счастливый брак или чего хуже ранняя смерть.

Некоторые искусствоведы смоги увидеть в работе Боровиковского еще один, скрытый мистический символ. Своего рода портал между жизнью и смертью. В первых при более внимательном рассмотрении картины можно заметить, что девушка находится одновременно в двух измерениях. Рядом с ней столик и ваза с уже увядшем цветком, а позади нее, бескрайнее пшеничное поле и голубое небо.
Но при этом удалось совместить вроде бы не совместимое. Колоски пшеницы и васильки, изображенные за спиной девушки, тоже несут в себе тайный смысл. Если обратится к славянским символам, то рожь - это символ жизни и процветания. Василек же символ загробной жизни. Подчеркнем, что пояс, которым подпоясана девушка, имеет тот же васильковый цвет, что и цветы на картине.
Нельзя оставить без внимания и увядшую розу - символ смерти. Таким образом, Лопухина находится как бы между жизнью и смертью. И так, можно сделать вывод, что портрет Лопухиной является своего рода мистическим произведением искусства. Так как вскоре после его написания девушка заболеет и умрет.
Сейчас это произведение Боровиковского украшает один из залов Третьяковской галереи и быть может, уже несет в себе той мистики, которой оно было окутано сотню лет назад, но сотрудники галереи утверждают, что выражение лица Лопахиной иногда меняется и она по-прежнему, будто общается с лицезревшими на нее девушками.
Если смотреть на картину с профессиональной точки зрения художника, то цвета подобраны очень точно. Особое внимание, в какой технике написано лицо юной барышни. Художник очень удачно подобрал цвета, свежести юности и румяности. В заключении хотелось бы сказать, что картина поражает не только своей уникальной историей, но и своей невероятной красотой.

 

 

Это интересно: