→ Патриотизм в годы великой отечественной войны. Патриотизм – источник духовной силы русского народа "Россия начиналась не с меча"

Патриотизм в годы великой отечественной войны. Патриотизм – источник духовной силы русского народа "Россия начиналась не с меча"

1. Понятие чувства патриотизма.
2. Самоотверженность русского народа.
3. Патриотизм и героизм дворянства.
4. Антинародное настроение аристократии.
5. Роль Андрея Болконского в романе.

Патриотизм — особое чувство, живущее в душе человека. Это преданность и любовь к отчизне, своему народу, готовность к жертвам и подвигам во имя нее. Эти светлые чувства издревле присущи народным массам. Окрыленный чувством патриотизма, народ делал во истине удивительные вещи — поднимался на борьбу с врагами и побеждал, несмотря ни на преимущества врага, ни на условия боя. В основе этого чувства лежит преданность родному народу, стремление помочь ему, отдать все силы на его защиту. Историческая действительность говорит о том, что на русский народ, начиная еще со времен Киевской Руси, подвергался постоянным нападениям извне. И в таких случаях на защиту страны поднимались не только воины, но и простой народ. Создание Л. Н. Толстым романа-эпопеи, посвященного мужеству русского народа, также можно считать проявлением патриотизма. Вдвоем произведении автор признает решающую силу в историческом процессе именно за народом. В своем видении исторической действительности Толстой был наиболее близок взглядам русских революционных деятелей. Тем более что идея создания романа возникла у писателя под воздействием настроений 60-х годов XIX века, во время, когда начало формироваться движение революционных демократов.

Начиная свое повествование, Толстой описал во вступлении романа первые столкновения русских и французских войск в 1805 году. Были достаточно точно описаны Шенграбенское и Аустерлицкое сражения, в которых русские войска потерпели поражение. Но и в описании проигранных битв писатель не забывает о мужестве солдат и командиров. С симпатией рассказывает автор о П. И. Багратионе, поведшем свои войска в битву под деревней Шенграбен. Есть еще один незаметный герой — капитан Тушин, человек простой и скромный, разделяющий жизнь и взгляды солдат. Начальство проявило свое недовольство касаемо неумения соблюдать парадный военный устав. Но в бою именно Тушин демонстрировал героизм, доблесть и мужество — с горсткой солдат он удерживал в течение длительного времени укрепления, несмотря на серьезный натиск со стороны противника, не ожидавшего «дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек». С неказистой, некрасивой внешностью, но с прекрасной и чистой душой патриота предстает перед читателем Тимохин, «чья рота одна удержалась в порядке». При этом солдаты не видят смысла в сражениях на чужих территориях и не могут ненавидеть солдат вражеской армии, да и разобщенные офицеры не в состоянии донести до подчиненных необходимость ведения боевых действий.

Иное состояние возникает у солдат и офицеров, после того как армия Наполеона начинает движение в России. Эта война становится народной, освободительной, и в ней принимает участие вся великая страна. На поддержку российской армии становятся все чины и сословия: купцы и крестьяне, дворяне и мастеровой люд. «От Смоленска до Москвы во всех городах и деревнях русской земли» поднялись люди и пошли на своего врага. Девизом освободительного движения в России стало высказывание: «Лучше уничтожить, но не дать врагу». Купцы в ущерб своему делу стали отказывать в помощи французской армии.

Читатель может вспомнить поведение купца Ферапонтова. Он забывает от личных целях в трагическую для своей страны минуту, и это патриотическое чувство роднит простых людей и богатого купца: «Тащи все, ребята... сам запалю».

Подобным становится и патриотический порыв Наташи Ростовой накануне сдачи Москвы Наполеону. Такое чувство было свойственно дворянам, сохранившим национальные традиции. Андрей и Марья Болконские, Наташа Ростова, Пьер Безухов — любимые герои писателя. Именно на примере двух семей — Болконских и Ростовых — Толстой показывает самоотверженность русского дворянства. Эти семьи как никакие другие были близки русскому народу, уважали и любили природу и культуру своей страны. Их национально-нравственные запросы во время трудных для страны событий и легли в основу слаженного патриотического порыва. Это и есть «скрытый патриотизм», выражающийся в действиях, а не в словах. Благодаря этому чувству понимали все, что сдача Москвы в руки врага не трусость и не предательство, а жестокая необходимость. «Под управлением французов нельзя было быть: это было бы хуже всего. Они уезжали и до Бородинского сражения, и еще быстрее после него».

Поднималось неудержимой могучей волной народное партизанское движение: «Дубина народной войны поднялась с всею своей грозной и величественной силою. «И благо тому народу... который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных ситуациях, с простотою и легкостью поднимет первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью». Показывает здесь Толстой много разных судеб: и судьбы партизанских отрядов Долохова и Денисова, и судьбу простого дьячка, объединившего своей волей настоящую лесную армию, и старостиху Василису, истребившую сотни врагов. Совершенно с другими чувствами описывает писатель поведение аристократии. Ясно видно презрение к человеческому классу, далеко ушедшему от родного народа. Бездушие, зависть, жестокость и скудоумие — ярчайшие характеристики завсегдатаев салона мадам Шерер. Придворные сплетни и сложные интриги, сплетни и карьерный рот составляют основные жизненные интересы этих людей. Именно эта бездушная толпа выступала против назначения на командующий пост «старика» М. И. Кутузова.

К этой категории антипатриотично настроенных людей относятся и Борис Друбецкой, и Берг, попавшие в армию только ради служебной карьеры, ради желания стать командующими над массами. Андрей Болконский характеризовал их такими словами: «Они заняты только своими маленькими интересами и ждут только минуту, чтобы получить лишний крестик или ленточку».

Этот герой занимает особенное место в общей композиции романа. Он долго и сложно ищет смысл своей жизни, но становится настоящим героем благодаря любви к родине.

Он стремится жить для других, чтобы «не для меня одного шла жизнь моя». В тяжелое военное время князь проявляет себя истинным патриотом и офицером, который бережет свою честь воина. Он завоевывает симпатии подчиненных ему солдат, которые ласково зовут его «наш князь», гордятся им и любят своего командира.

Но не только полевые сражения рождают героев. Пьер Безухов сражается с врагами в захваченной Москве. Он проявляет лучшие сои душевные качества и бросается на помощь девушке, армянке, именно из-за этого и попадая в плен. Он не мог оставаться равнодушным к чужим страданиям, и сам не понимая того, шел на героические поступки.

В этих образах, к которым автор относится с симпатией и любовью, и есть настоящие герои. Преодолеть сомнения и выстоять во время сражений им помогла невидимая сила, исходящая от сотен жителей российской земли, и имя этой силы — патриотизм.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Историческая тема народной войны в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". События Отечественной войны 1812 года. Анализ истории создания романа. Нравственно–филосовские изыскания автора. Коллективный героизм и патриотизм народа в разгроме французов.

    реферат , добавлен 06.11.2008

    Первое точное свидетельство, датирующее начало работы Л.Н. Толстого над романом "Война и мир". Освободительная война, которую вел русский народ против иноземных захватчиков. Варианты начала романа. Описание событий Отечественной войны 1812 года.

    презентация , добавлен 04.05.2016

    Отечественная война 1812 года. Обновление темы Отечественной войны. Принципиальное художественное открытие Пушкина. М.Ю. Лермонтов проявлял особый интерес к национальной истории. В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над "Война и мир".

    сочинение , добавлен 03.05.2007

    История создания романа "Война и мир". Система образов в романе "Война и мир". Характеристика светского общества в романе. Любимые герои Толстого: Болконский, Пьер, Наташа Ростова. Характеристика "несправедливой" войны 1805 года.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2004

    Историческая и патриотическая направленность романа Л.Н. Толстова "Война и мир". Разнообразие внутренних миров людей романа. Перечень военных действий и их героев. Мужество, патриотизм и единство русского народа. Духовная победа русского народа.

    реферат , добавлен 17.11.2010

    Этапы жизненного и идейно-творческого развития великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Правила и программа Толстого. История создания романа "Война и мир", особенности его проблематики. Смысл названия романа, его герои и композиция.

    презентация , добавлен 17.01.2013

    Работа Л. Толстого над романом "Война и мир". Сложная структура содержания романа-эпопеи. Основные характеристики языка, семантико-стилистические акценты, каузальная (причинно-следственная) фраза, взаимодействие изобразительно-выразительных средств.

    курсовая работа , добавлен 01.05.2009

Heroism of the Soviet People in the Great Patriotic War as a Factor in Patriotic Upbringing

Issues of patriotic education of youth are considered. It is proved that one of the most important educational resources in Russian history is the heroism of the Soviet people in the Great Patriotic War. It is concluded that the central place in the system of patriotic education should be given to the traditions of heroism and self-sacrifice of the multinational Soviet people.

Key words and word-combinations: patriotism, heroism of the Soviet people, social adjustment and education of youth.

Рассматриваются вопросы патриотического воспитания молодежи. Доказывается, что одним из важнейших воспитательных ресурсов российской истории является героизм советского народа в Великой Отечественной войне. Обоснован тезис о том, что центральное место в системе патриотического воспитания должно отводиться традициям героизма и самоотверженности советского многонационального народа.

Ключевые слова и словосочетания: патриотизм, героизм советского народа, социализация и воспитание молодежи.

УДК 371.4:94(47)"1917/1991" ББК 74.200+63.3(2)6

И.М. Сампиев

СОВЕТСКОГО

НАРОДА В ВЕЛИКОЙ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ

ПАТРИОТИЗМА

современных условиях актуализировалась проблема реализации воспитательной функции институтов и агентов социализации. Если в советский период воспитание подрастающего поколения осознавалось всеми субъектами образовательного пространства как важнейшая задача школы наравне с получением знаний и компетенций в образовательном процессе, то последние десятилетия отличаются сугубо утилитарным подходом к образованию, нацеленным в значительной мере на получение высоких показателей формальных оценок знаний в рамках ЕГЭ. Кроме того, семья как традиционный институт первичной социализации перестала выполнять воспитательную функцию в полном объеме, о чем свидетельствуют наблюдения и исследования социологов.

Об общем снижении качества и эффективности воспитательной работы с подрастающим поколением можно судить по получившим массовое распространение проявлениям делинквентности среди молодежи. Именно в этой среде все чаше проявляются нигилизм, девиации, жестокость в отношении более слабых - детей, стариков, животных. Выпадение из нормальной семьи как традиционной воспитательной среды вместе с навязываемым телевидением культом распущенности, насилия, жестокости, эгоизма и вседозволеннос-

ти формирует в неокрепших душах далеко не лучшие качества. То, что раньше считалось девиацией, сегодня постепенно становится нормальным, и, напротив, норма воспринимается как нечто исключительное, пограничное.

Вместе с тем, все большее влияние приобретает не контролируемое родителями «плавание» по рискованному морю интернета с его соблазнами и особой моралью анонимности. Как результат, в установках общественного сознания постепенно как нечто нормальное стало восприниматься бравирующее бескультурье, агрессия, хамство, безответственность, бездуховность. Очевидно, что именно в среде представителей молодого поколения наиболее легко распространяется система «ценностей» потребительской культуры: эгоизм, примитивизация, консюмеризм, свобода как воля без ответственности, немотивированная агрессивность и т.п. .

Воспитание - многогранный комплексный процесс, охватывающий многие сферы жизнедеятельности общества, и включает нравственное, патриотическое, физическое, эстетическое и другие формы, которые взаимодополняют друг друга. Одним из наиболее важных и эффективных в социальном плане направлений воспитательной работы является патриотическое воспитание. Справедливо мнение социологов, что основную цель патриотического воспитания составляет формирование гражданственности подрастающего поколения, осознанного восприятия исторических знаний о прошлом и традициях своего народа, его героической борьбе, уважения к государственной символике, воспитание верности и любви к Отечеству, непримиримости к его недругам .

Под патриотизмом понимается набор таких социально значимых характеристик, как уважение к обществу и историческому наследию своей страны, уважение к собственной культуре и традициям, ответственность перед социумом, развитые гражданственность и правосознание. По мнению специально занимающихся этой тематикой А.Н. Вырщиикова и М.Б. Кусмарцева, «...патриотизм представляет собой своеобразный формат жизненных ориентаций гражданина России в реализации его жизненной стратегии, соответствующий реальным социальным интересам и ожиданиям окружающего его коллектива, общества и государства, впечатленный в его сознании, найденный в смысле собственного существования и опредмеченный в образе жизни» .

Патриотическое воспитание имеет не только телеологическое, формирующее необходимый результат, но и инструментальное значение, выступая, как отмечал К.Д. Ушинскиий, и задачей, и эффективным педагогическим средством . Однако в последнее время идеями патриотизма, к сожалению, стали прикрываться и откровенно националистические, неофашистские организации и деятели, которые стремятся подменить смысл патриотизма как любви к своей родине ксенофобией, неприязнью ко всему инородному. В связи с этим актуальной становится мысль А.Н. Вырщиикова и М.Б. Кусмар-цева о том, что патриотизм - это не движение против чего-либо или кого-либо, а движение за те ценности, которыми располагает общество и человек . Отсюда авторы делают важный вывод: высшей ценностью является человек, умеющий и способный любить, а высшей ценностью самого человека является любовь к своей Родине. А любовь и ненависть несовместимы, антагонистичны по своей сути. Истинный патриотизм - источник мужества,

120 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration 2016. № 5 (56)

героизма и силы российского народа, составная часть национальной идеи, необходимое условие величия и могущества России .

На наш взгляд, нет другого настолько масштабного и общезначимого события в истории российских народов, как Великая Отечественная война. По мнению Л.В. Намруевой, «память о Великой Отечественной войне при всех ее проблемах, ошибках, пробелах - это практически сегодня единственное объединяющее российский народ историческое событие прошлого» . Более того, это событие роднит всех представителей народов СНГ - десятки миллионов людей. Именно поэтому одним из важнейших ресурсов воспитания межнациональной толерантности и взаимного уважения российских граждан является героизм советского народа в Великой Отечественной войне. Такой подход является доминирующим и в общественном сознании: 62,7% респондентов считают патриотизм и 63% - героизм главными факторами победы. При этом показатели у всех возрастных групп молодых людей отличаются незначительно .

В общественном сознании россиян Великая Отечественная война - общенародный символ, а ее последствия оцениваются как выдающиеся во всемирной истории, что убедительно показывают результаты социологических исследований. Выступая основным структурообразующим элементом духовности народа, историческая память о боевом братстве в Великой Отечественной войне, несомненно, является фактором его сплочения и мобилизации на решение стоящих перед ним социально-политических и экономических задач .

Вопреки скептическим мнениям о молодом поколении, исследования демонстрируют благодарное отношение молодежи к ветеранам. Так, на вопрос «Как Вы считаете, достаточно ли в нашей стране заботятся о ветеранах войны?» ответили «Нет» 71,3% опрошенных, среди которых больше всего 18-24-летних (76,2%). На втором месте 25-39-летние респонденты, среди которых считают заботу недостаточной 65,5% опрошенных . Вместе с тем в массовом сознании отмечен и факт недостаточного внимания государства к ветеранам: так, более 26% опрошенных назвали их «Поколением победителей, которые не сумели воспользоваться плодами Победы» . Из материалов опросов видно также, что наибольшее чувство гордости у респондентов вызывает именно «массовый героизм на фронтах» (84,6%) .

Российская Федерация, как и Советский Союз, правопреемником которого она является, - страна многонациональная и поликонфессиональная, в ней столетиями уживаются множество народов. Как верно отмечает В.И. Тютькова, дело патриотического воспитания невозможно без привития любви к Родине, к своему дому, стремления и умения беречь и приумножать традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли . Чтобы это множество народов, языков, культур и конфессий жило в гармонии, надэтнический, надрегиональный, общегосударственный патриотизм должен быть инклюзивным, объединительным, поистине общенародным. Гуманистический характер истинного патриотизма - это аксиома, как и его неразрывная диалектическая связь с межнациональным сотрудничеством и миром, связь с высокой культурой межнациональных отношений. Общероссийский, общенародный патриотизм и межнациональное согласие тесно связаны между собой, выступают в диалектическом единстве.

Вестник Поволжского института управления 2016. № 5 (56) 12. I

Однако находятся деятели, ложно трактующие понятие патриотизма, занимающиеся очернением доброго имени целых народов, разжигающие межнациональную рознь, проповедующие откровенно ксенофобские и профашистские настроения в среде молодежи. При этом используется и метод фальсификации истории Великой Отечественной войны, в частности героического участия в ней кавказских и некоторых других народов бывшего СССР.

Среди наиболее одиозных можно назвать кощунственный даже по несоответствию его содержания названию опус С.П. Куличкина «Вставай, страна огромная», опубликованный в серии «Национальная безопасность России» (М., 2005), по существу направленный только на одну цель - стравить российские народы, разделить и противопоставить их (что не удалось реализовать на практике Гитлеру). Другой перл этого «писателя» - «Черные тюльпаны перестройки» - вышел в журнале «Молодая гвардия» (2004 г., № 11-12). . Особым злопыхательством отличается и некий писатель И.В. Пыхалов в пасквиле «За что Сталин выселял народы», вышедшем в московском издательстве «Яуза-Пресс» в 2008 г.

Таких примеров, к сожалению, немало. Эти «писатели», искажая и фальсифицируя историю, превращая ее в «арену политической борьбы» , не получают своевременной и достойной оценки своей провокационной деятельности ни от органов прокуратуры, ни от Роскомнадзора. Отсутствие реакции на подобные экстремистские материалы существенно вредит патриотическому воспитанию молодежи, противопоставляет российские народы, разрушает сформированную великой Победой единую духовно-воспитательную среду. Отсутствие жесткого ответа на провокационные происки ксенофобов - один из существенных пробелов в патриотическом воспитании. Для опровержения всех этих измышлений имеется огромное количество исторических документов и мемуаров, достаточно привести авторитетные слова настоящего патриота, героя великой Победы маршала Г.К. Жукова: «В... дни суровых испытаний народы Кавказа не дрогнули, не потеряли веры в силу и мощь единства многонационального Советского государства. <...> Расчет гитлеровского командирования, что с приходом немецко-фашистских войск народы Кавказа отойдут от Советского Союза, провалился» .

70-летие Победы в Великой Отечественной войне как всемирно-историческое событие стало всенародным праздником и придало новый импульс системе патриотического воспитания молодежи . Несомненно, что и в дальнейшем важное место в патриотическом воспитании должно и будет отводиться славным традициям героизма и самоотверженности многонационального советского народа. При этом важно противостоять попыткам фальсификации истории, пресекать использование деструктивных этнополи-тических мифов при освещении вклада всех российских народов и народов бывшего СССР в победу в Великой Отечественной войне.

Библиографический список

1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. М., 2006. Т. 2.

2. Социология молодежи: учебное пособие / Ю.Г. Волков, В.И. Добренькое, Ф.Д. Кадария [и др.] под ред. Ю.Г Волкова. Ростов н/Д, 2001.

3. Вырщиков А.Н., КусмарцевМ.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе. Волгоград, 2006.

122 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration 2016. № 5 (56)

В.А. Ручин, А.В. Ручин

4. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М., 1974. Т. 2.

5. Намруева Л.В. Роль исторической памяти в формировании патриотизма // Вклад народов Северного Кавказа в победу над фашизмом в ВОВ 1941-1945 гг.: материалы Межрегиональной научно-практической конференции / отв. ред. В.Б. Убушаев. Элиста, 2005.

6. Афанасьева Л.И., Меркушин В.И. Великая Отечественная война в исторической памяти россиян // Социологические исследования. 2005. № 5. С. 11-22.

7. Теория воспитания. Лабораторно-практические занятия для студентов: учебное пособие / под ред. И.А. Тютьковой. М., 2000.

8. Ефанова О.А., Лаврухина Е.А. Доминанты исторической памяти россиян: знания, оценки и отношение к Великой Отечественной войне. URL: http://credonew.ru/content/view/482/57/

9. Бембеев В.Ж. О новых попытках очернения «наказанных народов» // Вклад народов Северного Кавказа в победу над фашизмом в ВОВ 1941-1945 гг.: материалы Межрегиональной научно-практической конференции / отв. ред. В.Б. Убушаев. Элиста, 2005.

10. ВельцерХ. История, память и современность прошлого. Память как арена политической борьбы. URL: http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/vel3.html

11. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления: в 4 т. М., 1974. Т. 4.

12. Кусмарцев М.Б. Наследие Сталинградской битвы и российский патриотизм: грани интеграции (70-летию Сталинградской битвы посвящается) // Грани познания: электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ 2012. № 2 (16). URL: http://grani.vspu.ru/files/ publics/1346137297.pdf

V.A. Ruchin, A.V. Ruchin Sociocultural Risks of the Events of October 1917

The specificity of sociocultural risks of Russia during the radical transformations of the institutions of family, education and entrepreneurship that emerged in severe conflict of different models of development is considered. The analysis is focused on the reasons for the collapse of the Orthodox civilization, which happened as a result of its collision with the Marxism ideology.

Key words and word-combinations: education, family, entrepreneurship, social institution.

Рассматривается специфика социокультурных рисков России в условиях радикальной трансформации институтов семьи, образования, предпринимательства, возникших на фоне острого конфликта носителей различных моделей развития. Анализируются причины коллапса православной цивилизации, возникшего в ходе ее столкновения с идеологией марксизма.

Ключевые слова и словосочетания: образование, семья, предпринимательство, социальный институт.

УДК 354:94(47)"1917/1991" ББК 66.3(0),123+63/3(2)6

В.А. Ручин, А.В. Ручин

социокультурныЕ

РИСКИ СОБЫТИЙ ОКТЯБРЯ 1917 г.1

еликая Октябрьская революция - событие мирового масштаба, в ходе которого сложилась принципиально иная картина социальных институтов. Процесс трансформации общества проходил в условиях ожесточенной классовой борьбы, завершившейся приходом к власти сторонников марксизма и возникновением новой комбинации компонентов российского общества .

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект «Россия в 1917 году: институциональный ресурс, социальные риски и цивилизационный коллапс» (№ 15-33-12009).

Вестник Поволжского института управления 2016. № 5 (56)

Русский патриотизм... Последнее время он служит неисчерпаемой темой для споров, дискуссий, "круглых столов". Представители самых разных слоев общества, в том числе и военные, пытаются раскрыть смысл этого понятия. Слово "патриотизм" происходит от греческого раtrio - родина, отечество. В толковом словаре Вл. Даля указывается, что «патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его...» К проблемам патриотизма начали все чаще обращаться российские политики. В их выступлении подчеркивается необходимость укрепления российского государства, признается тот факт, что реформы, проводимые в стране, нуждаются в четком идеологическом обосновании. А оно может базироваться только на патриотизме.

Без воспитания любви к Отечеству, пропаганды исторических традиций невозможно укрепить духовные силы народа, возродить новое сильное государство. Без акцента на защиту интересов России немыслимо выработать сколько-нибудь плодотворную и самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику. Без привития молодежи чувства уважения к истории России, к делам и традициям предшествующих поколений нельзя построить сильную армию.

Учитывая актуальность темы, я хотел в своем проекте показать преемственность русского патриотизма на примере двух отечественных войн.

За более чем тысячелетнюю историю Россия пережила множество нападений чужеземных армий, которые, как правило, заканчивались поражением и гибелью агрессоров. Независимость своей Родины отстояли широкие народные массы, решив исход вооруженной борьбы. Высшим проявлением патриотизма отмечены две последние освободительные войны - 1812 года и 1941-1945 годов. Поднявшийся на защиту своей земли народ, и в лице своей армии, и в лице мирных жителей, сжигавших свои дома и небогатое добро, чтобы ничего не досталось неприятелю, и шедших в партизаны, и в лице своих военачальников, возглавивших трудную оборону против превосходящих сил завоевателей, - для всех, для всей России войны эти были справедливыми, истинно Отечественными, народными. Они показали преемственность патриотизма нашего народа и традиций нашей армии.

Войны 1812 года и 1941-1945 годов, которые в России назвали отечественными, разделяют не только 130 лет. Россия начала XIX века – это страна дворян-помещиков и крепостных крестьян, оплот православия. Советская Россия 40-х годов XX века – это страна с совершенно иным социально-экономическим устройством при полном господстве коммунистической идеологии. Что же объединяет эти две войны? Во-первых, невиданные по размерам армии, собранные захватчиками со всей Европы, во-вторых, высочайшая стойкость, проявленная русскими воинами в кровопролитных боях с врагом. Но главное – это были «народные войны», то есть войны, где агрессору противостояла не только регулярная армия, но весь народ, вся страна. Отечественные войны вызвали небывалый рост национального самосознания. Возникло всенародное патриотическое движение, направленное на изгнание ненавистного врага из родной земли. Традиционный лозунг русской армии «за Бога, Царя и Отечество!» сменился во время Великой Отечественной войны лозунгом «За Родину, за Сталина!», но главное, за что шли умирать русские солдаты во все времена, было Отечество и Родина. И можно понять чувства русского патриота, бывшего белогвардейского командующего на юге России в годы Гражданской войны, генерала Антона Деникина, который находился во время Великой Отечественной войны в эмиграции, в оккупированной немцами Франции.

Деникин в своем послании к ветеранам белого движения в ноябре 1944 года писал: «Враг изгнан из пределов отечества. Мы – и в этой неизбежности трагизм нашего положения – не участники, а лишь свидетели событий, потрясших нашу родину за последние годы. Мы могли лишь следить с глубокой скорбью за страданиями нашего народа, с гордостью – за величием его подвига. Мы испытали боль в дни поражения армии, хотя она зовется «красной», а не российской, и радость – в дни ее побед. И теперь, когда мировая война еще не окончена, мы всей душой желаем ее победного завершения, которое обеспечит страну нашу от наглых посягательств извне».

В своем реферате я использовал много литературы по Отечественной войне 1812 года и Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Хочу кратко рассказать о некоторых книгах.

Книга «1812 год в воспоминаниях, переписке и рассказах современников» составлена из воспоминаний, мемуаров, переписки, рассказов участников и свидетелей Отечественной войны 1812 года. Ее ценность в том, что читатель знакомится из первых уст с драгоценными сведениями современников об исторической драме русского народа почти двухсотлетней давности.

В альбоме «1812 год. Бородинская панорама» представлены портреты, батальные композиции, фрагменты панорамы из обширного собрания музея-панорамы "Бородинская битва". Сцены боев, эпизоды партизанской войны кисти известных русских и зарубежных художников дают яркое представление о подвиге русского народа во время Отечественной войны 1812 года. Авторы-составители И.А.Николаева, Н.А.Колосов, П.М.Володин.

Поэт-гусар, поэт-партизан, герой Отечественной войны 1812 года, Денис Васильевич Давыдов уже при жизни стал легендой. Он был удивительно талантлив. Во всем, что бы ни делал: воевал, любил, писал стихи и прозу, дружил, был деятельным и обаятельным человеком. В сборник «Гусарский пир» вошли стихи Д.Давыдова и военные записки.

Юбилейное издание «Бородино. 1812.» выпущено к 175-летию Бородинского сражения. Большое количество цветных иллюстраций, популярный текст позволяют четко и зримо представить историю Отечественной войны 1812 года и проследить буквально по часам весь ход грандиозной Бородинской битвы.

Широко известная книга четырежды Героя Советского Союза Маршала Георгия Константиновича Жукова «Воспоминания и размышления» впервые вышла в 1969 году и с тех пор выдержала двенадцать изданий. Все эти годы книга пользуется неизменно огромной популярностью у читателей разных поколений. Новое издание (2002 г.) приурочено к 60-летию Битвы под Москвой и 105-й годовщине со дня рождения Г.К.Жукова.

В книге использованы фотодокументы из личного архива Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, Центрального Государственного архива кинофотодокументов, Центрального Музея Вооруженных Сил СССР, фотоархива журнала "Советский воин", фототеки АПН, фотохроники ТАСС, Жуковского Народного Военно-Исторического музея, а также фотографии советских военных фотокорреспондентов.

В первом томе рассказывается о жизни Жукова, начиная с детства и до начала Великой Отечественной войны, до борьбы за Ленинград.

Во второй том вошли: Битва за Москву, стратегическое поражение противника в районе Сталинграда, разгром фашистских войск на Курской дуге, освобождение Белоруссии и Украины, Берлинская операция и Потсдамская конференция.

Краткий исторический справочник «Великая Отечественная война 1941 - 1945. События. Люди. Документы» посвящен одному из самых героических и тяжелейших периодов в истории нашей страны и народа. В разделе «Хроника событий» показан долгий и трудный путь Советской Армии от трагического начального периода Отечественной войны до великого Дня Победы над фашизмом. В книге представлены также краткие биографические справки о партийных и государственных деятелях периода Отечественной войны, военачальниках, особо отличившихся бойцах и командирах Советской Армии, партизанах и подпольщиках, ученых и конструкторах оборонной техники и других. Публикуются документы Отечественной войны. Справочник богато иллюстрирован, содержит карты.

К началу 1944 года германский Вермахт полностью утратил стратегическую инициативу, но немцы все еще занимали обширные территории Советского Союза, однако все попытки германского командования удержать завоеванное заканчивались поражениями. Вермахту не удалось провести в 1944 году на Восточном фронте ни одной наступательной операции ни стратегического, ни оперативного масштаба. Агония Третьего Рейха неотвратимо приближалась. Гитлер тщетно пытался создать неприступную оборону Германии, а немецкие солдаты, офицеры и генералы продолжали сражаться и гибнуть, хотя многие из них понимали - война проиграна. Выдающийся немецкий историк Алекс Бухнер в своей книге «1944. Крах на Восточном фронте» всесторонне рассматривает военные причины поражений Вермахта в шести главных оборонительных сражениях и делает интересные выводы на основе многочисленных военно-исторических исследований и воспоминаний очевидцев. Многие детали операций 1944 года и военные документы впервые становятся доступными отечественному читателю благодаря этой книге.

О битве под Москвой написано немало, тема эта неисчерпаема. И все-таки особо выделяется книга «Москва прифронтовая. 1941-1942. Архивные документы и материалы», рассчитанная на широкий круг читателей.

Именно в сражении под нашей столицей немецко-фашистские войска потерпели первое стратегическое поражение в Великой Отечественной войне, был развеян миф о непобедимости германской армии. Именно здесь положено начало Великой Победы в сорок пятом. Ценность книги в том, что впервые на основе уникальных документов, воспоминаний, фотографий из крупнейших архивов Москвы, а также музеев показана повседневная жизнь столицы военной поры. Много материалов посвящено Московской области. Документы повествуют о первых тяжелейших месяцах борьбы с сильным врагом, о стойкости, мужестве и патриотизме наших дедов и отцов, которые погнали и победили фашистов.

Без сомнений, никого не оставят равнодушным около 400 документов и свыше 400 иллюстраций, большинство из которых публикуются впервые. «Советские воины, партизаны и труженики тыла отдали все для защиты своей столицы, - подчеркивал маршал Г.К.Жуков, выступая на научной конференции, посвященной 25-летию разгрома немецко-фашистских захватчиков под Москвой. - В ожесточенных кровопролитнейших боях за Москву все наши части, соединения всех родов войск показали исключительное упорство и настойчивость. Советские воины от начала до конца с честью выполнили свой священный долг перед Родиной, проявили массовый героизм, не жалея ни сил, ни самой жизни для защиты Москвы».

Патриотизм русского народа на Бородинском поле

В ночь на 24 июня 1812 года, после большой и тщательной подготовки французская армия, названная «Великой», начала переправу через реку Неман. Общая численность «Великой армии» превышала 600 тыс. человек. Подобных по мощи армий мировая история еще не знала. Наполеону противостояли расположенные вдоль границы русские войска общей численностью всего 230 тыс. человек. Избегая разгрома поодиночке 1-я и 2-я русские армии отступали вглубь страны, ведя упорные бои.

В русской армии по поводу дальнейших действий единства не было. Барклай-де-Толли считал, что ради сохранения армии надо продолжать отступление, а пылкий Багратион требовал перехода в наступление, обвиняя Барклая в отсутствии патриотизма. Чтобы избежать раскола в армии, Александр I назначил главнокомандующим 67-летнего князя Михаила Илларионовича Кутузова, ученика Суворова, которого хорошо знал и кому верил народ и армия, и который пользовался репутацией умного и осторожного полководца. «Я должен был, - писал император, - остановить свой выбор на том, на кого указывал общий глас».

Именно такой вождь нужен был для народной войны. Кутузов знал: Наполеона погубит не просто пространство и непомерно растянутые линии сообщений, а пустыня, в которую русский народ превратит свою страну, чтобы уничтожить вторгшегося врага. Постепенно «кампания 1812 года» переходила в войну народную, Отечественную. Все слои населения принимали участие в защите отечества. Купцы и дворянство жертвовали деньги, молодежь записывалась в ополчение, крестьяне вооружались и нападали на французов.

Бородинское сражение 1812 года – редкий в истории войн пример генерального сражения, исход которого и та и другая сторона сразу же объявили и доныне празднуют как свою победу, имея на то основания.

26 августа (7 сентября) 1812 года в районе села Бородино произошло генеральное сражение между русской (120 тысяч человек, 640 орудий) и французской (130-135 тысяч человек, 587 орудий) армиями в ходе Отечественной войны 1812 года. Началось сражение на рассвете 26 августа.

Дивизия Дельзона внезапно атаковала и захватила село Бородино, в котором располагался лейб-гвардии Егерский полк.

Почти одновременно главный удар наносился Наполеоном на русский левый фланг, на Семеновские (Багратионовы) флеши. Ожесточенные бои на этом направлении длилось почти до полудня. Десятки тысяч людей при нескончаемом грохоте 800 орудий сошлись в кровавом единоборстве. С лицами черными от пороха, в едином стремлении одолеть противника, русские пехотинцы, артиллеристы, кавалерия отразили несколько атак. После ранения Багратиона войскам Великой армии удалось занять три флеши, являвшихся передовыми артиллерийскими укреплениями общей системы обороны левого фланга в районе деревни Семеновской. Наполеон, одержимый стремлением, во что бы то ни стало, прорвать оборону левого фланга русских войск, бросает в атаку кавалерийские корпуса Латур-Мабура и Нансути. На смену раненому Багратиону подоспел генерал Д.С. Дохтуров, который сумел вовремя и грамотно организовать оборону Семеновских высот. Деревня Семеновское оказалась в руках противника, но попытки прорвать оборону левого фланга так и не увенчались успехом.

Центр русской позиции - батарея Раевского («роковой редут»). Атаки на это укрепление, предпринятые корпусом Е. Богарне и пехотными дивизиями Даву в первой половине дня, захлебнулись в ожесточенном сопротивлении сил русской армии. Смерть летала повсюду.

В боях за Утицкий курган на левом фланге войска корпуса Н.А. Тучкова мужественно сдерживали корпус Понятовского, не давая обойти себя с фланга. Войска Тучкова 1-го проявляли необыкновенную отвагу и стойкость, выполняя свой воинский долг.

В середине дня Ф.П. Уваров, командуя кавалерийским корпусом, и атаман М.И. Платов, во главе казачьего отряда совершил беспримерный рейд на левом фланге противника. Эта «диверсия» насторожила Наполеона и отвлекла часть сил его армии, давая временную передышку изнемогавшему от атак неприятеля левому флангу русской армии.

Во второй половине дня эпицентром событий, вновь стала батарея Раевского. Кавалерия генерала О. Коленкура обрушилась всей мощью на центральную высоту. Пытаясь развить успех, кавалеристы атаковали русских пехотинцев восточнее захваченной батареи за ручьем Огник. Но русские драгуны и кирасиры, включая, лейб-гвардии Конного и Кавалергардского полков опрокинули французов.

Бесконечная пальба, крики командиров, вопли раненых, стон умирающих, ржание лошадей - все смешалось на этом грандиозном и ужасающем кровопролитием театре военных действий. Казалось, солнце померкло в черном пороховом дыму и ничто живое не может выжить в этом чудовищном пекле.

Ночь опустилась над полем брани, тысячи убитых остались лежать в местах, где приняли смерть с оружием в руках. Потери каждой из сторон составили по 40 тысяч убитых и раненых, пропавших без вести.

Неувядаемой славой покрыли себя в Бородинском сражении русские воины! Можно ли перечислить всех отличившихся на ратном поле? Это и храбрые защитники Багратионовых флешей и батареи Раевского, и отважные и умелые артиллеристы, и отчаянные и лихие кавалеристы и казаки, и мужественные и стойкие армейские и гвардейские пехотинцы. Да, страшно идти в штыковую атаку стенка на стенку, но сколько мужества нужно иметь, чтобы несколько часов простоять на совершенно открытом месте под ужасающим огнем вражеской артиллерии, расположенной буквально в шестистах шагах, и не дрогнуть, не смалодушничать, не отступить?! Вот так, как вкопанные, стояли на левом фланге русской армии лейб-гвардии Литовский и Измайловский полки. Каждый залп неприятельской артиллерии нещадно косил их стройные ряды, а когда затихала пушечная пальба, на гвардейцев лавиной неслись "железные люди" Наполеона, как называл французский император своих кирасир. Сверкая на солнце кирасами, наполеоновские панцирники налетали на гвардейские, ощетинившиеся штыками каре и откатывались назад, не в силах преодолеть мужество русской гвардии. И вновь на литовцев и измайловцев обрушивался град ядер и картечи. Артиллерийский огонь был столь силен, что русские с нетерпением ждали очередной атаки кавалерии, чтобы хоть немного отдохнуть от адской бомбардировки. Отбивая очередную атаку тяжелой кавалерии Наполеона, гвардейцы по ходу дела умудрялись еще и захватывать в плен кирасиров, которых ставили в середину каре. Более того, после третьей атаки ожесточенной неудачами французской кавалерии, так же отбитой гвардейцами, Литовский полк сам рванулся в наступление, в котором имел успех. Неоднократно и позже гвардейская пехота, испытывающая на себе в течение шести часов губительнейший огонь неприятеля, понесшая огромные потери, вновь и вновь бросалась в штыковую атаку на пехоту и кавалерию вшестеро превосходящего ее порой противника и обращала его в бегство! Это ли не истинные образцы доблести, славы и патриотизма! Рапортуя М. И. Кутузову о сражении при Бородине, генерал-лейтенант П. П. Коновницын писал: "Я не могу с довольною похвалою отозваться вашей светлости о примерной неустрашимости, оказанной в сей день полками лейб-гвардии Литовским и Измайловским. Прибывши на левый фланг, непоколебимо выдерживали они наисильнейший огонь неприятельской артиллерии; осыпаемые картечами ряды их, несмотря на потерю, пребывали в наилучшем устройстве, и все чины от первого до последнего один пред другим являли рвение свое умереть прежде, нежели уступить неприятелю. Три большие кавалерийские атаки неприятельских кирасир и конных гренадер на оба полка сии отражены были с невероятным успехом, ибо несмотря, что карей, строенные оными полками, были совсем окружены, неприятель с крайним уроном был прогнан огнем и штыками... Одним словом, полки Измайловский и Литовский в достопамятном сражении 26-го августа покрыли себя ввиду всей армии неоспоримою славою...". Не имея возможности развить успех, Наполеон отвел свои войска на исходные позиции, а русская армия отошла к Москве.

«Во всемирной истории очень мало битв, - писал советский историк академик Тарле, - которые могли бы быть сопоставлены с Бородинским боем и по неслыханному до той поры кровопролитию, и по ожесточенности, и по огромным последствиям. Наполеон уничтожил в этом бою почти половину русской армии и спустя несколько дней вошел в Москву, и, несмотря на это, он не только не сломил дух уцелевшей части русского войска, но не устрашил и русского народа, который именно после Бородина и после гибели Москвы усилил яростное сопротивление неприятелю».1

Очень точную оценку результатов Бородинского сражения дал сам Наполеон. «Из пятидесяти сражений, мною данных, в битве под Москвой высказано наиболее

доблести и одержан наименьший успех». «Сражение при Бородино было одно их тех, где необыкновенные усилия имели самые неудовлетворительные результаты». «Самое страшное из всех моих сражений – это то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

"При посещении одной из школ я обратилвнимание на ученицу, читающуюкнигу пионерах-героях. Хорошо, что книгу сохранили, и ученики с удовольствием ее читают. Поговорив с девочкой, я отметилдля себя, что она знает о юныхгероях не из этой книги, но и из других. Радостно стало за ребёнка, которыйсоприкоснулся с великой и героической историей своего народа, примерил к себе поступок сверстников-героев. Уверен, что её посетила гордость за свою страну, за своих предков, а главное, она поняла, что тоже причастна к славному племени победителей".

В современных условиях патриотизму, воспитательным функциям отечественное истории отводится особое особая, объединяющая роль в решении важнейших проблем общества и государства, в защите национальных интересов Отечества. Так было всегда, когда возникала потребность в напряжении духовных сил во имя Родины.

Святое чувство-патриотизм, поистине является источником духовной силы русского человека, побуждает каждого из нас готовить себя к защите Отечества, начиная ещё со школьной скамьи; предполагает формирование, прежде всеготу подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, гражданского и воинского долга, ответственности за судьбу Отечества.

Так что же такое патриотизм? Какой смысл, вкладывается в это понятие? Патриотизм в России формировался в течение многих столетий борьбы с многочисленными внешними врагами. В нём - яркий отсвет судьбы Отечества. Сущность патриотизма, т.е. глубокая, внутренне устойчивая связь личности со своим народом, со своей Родиной, проявляется в привязанности к родным местам, родному языку, к природе, к тем социальным отношениям, традициям, духовной культуре, которые функционируют на разных социальных уровнях, начиная с семьи, родного очага.

Происходит понятие патриотизм, от греческого "патрис"-родина, отечество. Под патриотизмом подразумеваются любовь человека к своей Родине, к своему народу, гордость за него, волнение, переживание за его успехи и горечи, за победы и поражения, готовность приложить усилия для процветания и обеспечения независимости Отечества.

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями.

Патриотизм-это высшее духовное состояние человека как личности, он развивается, наполняется содержанием, исходя из тех ценностных ориентаций, которые сформированы в нём начиная с детства. И формируется у школьников из отношения к истории Отечества как к личному достоинству и чести. Если этого нет, то и не будет патриотизма.

Что мы вкладываем в понятие Родина, Отечество? Родина- это территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос, живёт и воспитывается, Условно различают большую и малую Родину. Под большой Родиной подразумевают страну, где человек вырс, живёт и которая слала для него родной и близкой. Малая Родина-это место рождения и становления человека как личности.

Любовь к Отечеству, Родине сравнима лишь с любовью ксвоим, родителям-отцу и матери. Потеря Родины, означает потерю человеком личного достоинства и счастья. Прекрасно и вечно сказал об этом А. С. Пушкин:

Два дивных чувства близки нам
В них обретает сердце пищу
Любовь к отеческим гробам,
На них всегда, от века к веку,
По воле Бога самого
Самостоянье Человека,
Залог величия его!

По-особому, актуально, эти слова звучат в наши дни.

Любовь к Родине возникает, наверно, по-разному. Вначале это происходит неосознанно: подобно тому, как растение тянется к солнцу, ребёнок тянется к отцу и матери. Подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, к селу, городу. И только взрослея, набираясь опыта и знания, он постепенно осознаёт величайшую истину, свою принадлежность к матери-Отчизне, ответственность за неё. Так рождается гражданин-патриот.

Патриотизм русского человека явление уникальное, своеобразное, настолько велика, глубока и бескорыстна в нём любовь к Отечеству. В России не прижились и, видимо, не приживутся многие западные ценности и ориентиры. Российский патриотизм характерен своей духовной наполненностью. Каковы же его особенности? В чём и как он проявляется?

Во-первых, ему присущи, глубоко сознательный народный характер, высокая ответственность за судьбу Родины, её надёжную защиту. Многочисленные факты истории свидетельствуют о том, что буквально все сословия самоотверженно отстаивали независимость Руси, её национальное единство.

Вспомним обращение Петра Первого к российскому войску перед Полтавской битвой (1709 г.). В нём просто и ёмко сформулирована эта патриотическая идея. "Воины,- говорилось в обращении,- вот пришёл час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое, за род свой, за Отечество:А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего".

Во-вторых, она отражает тот исторический факт, что в течение большей части своей истории Россия являлась великим государством, оплотом которого была армия. Державный характер российского патриотизма предопределил у россиян чувство большой национальной гордости за великую Россию, высокую ответственность за судьбы мира на планете.

В-третьих, носит интернациональный характер. Люди различных вероисповеданий, культур по праву называют себя россиянами, ибо у них единая Родина - Россия. История убедительно подтверждает, что народы России всегда дружно и самоотверженно защищали свою единую Родину. Ополчение Минина и Пожарского в 1612 году состояло из представителей разных народностей и народов. В Отечественной войне 1812 г. Принимали участие татары, башкиры, калмыцкая конница, военные формирования народов Кавказа. За честь почитали себя называть русскими офицерами известные военачальники Н.Б.Барклай - де Толли, И.В.Гурко, И.И. Дибич - Забалканский, Р.Д.Радко - Дмитриев, П.И.Багратион, Н.О.Эссен и многие другие.

Наиболее ярко интернациональный характер патриотизма проявился в годы Великой Отечественной войны. Брестскую крепость защищали войны более 30 национальностей. В боях под Москвой в дивизии И.В.Панфилова сражались войны из самых разных уголков нашей Родины. Народы бывших союзных республик СССР и сейчас совместно празднуют День Победы над германским фашизмом.

В-четвертых, он всегда выступает как мощный духовный фактор в решении практических задач развития общества. Особо проявляется это чувство при защите Отечества. История нашей Родины знает немало примеров, когда российский солдат надежно защищал Отчизну, демонстрируя стойкость, мужество и ратное мастерство. Сопротивление русских в экстремальных условиях возрастает многократно, а основа его - патриотизм. Российский историк и писатель Н.М.Карамзин отмечал: "Древняя и новая история народов не представляет нам ничего более трогательнее этого героического патриотизма. Боевая слава была колыбелью народа русского, а победа - вестницей бытия его".

Рост патриотизма относится к историческим победам Александра Невского над шведами (1240 г.) и немцами (1242 г.). В период междоусобиц он сумел привлечь к себе лучших россиян и возродить нравственное единение народа и власти.

Страна воспряла через воинство, руководимое Дмитрием Донским с благословения Сергия Радонежского - одного из величайших образов русской святости.

Реформы Петра I усилили любовь россиян к Родине, подняли интерес к Отечеству, к его развитию и гордость за свои дела и поступки. Безотчетное сознание того, что "теперь мы не хуже других", подняло народную гордость и любовь к России. Петр Великий добился того, что Россия, наконец, имела армию, бесстрашие которой поддерживалось заслуженной гордостью. За двадцать лет непрерывных военных действий выработалось национально - русское военное поколение.

С особой силой и непримиримостью боролся за сохранение отечественных порядков А.В.Суворов. Это была борьба не только за русское национальное военное искусство, но и за морально - психологические качества русского солдата. Всей русской армии, являвшей достойный пример патриотизма для общества. Являясь последователем А.В.Суворова, немало усилий для привития в войсках патриотизма, высокого морального духа, необходимых боевых качеств приложил талантливый военачальник М.И.Кутузов, который призвал к единению русского народа в борьбе с иноземными захватчиками.

Героический, гигантский подъем народного духа и военного патриотизма в 1812 г., победа над лучшей армией мира, каковой считалась французская армия под руководством Наполеона, утвердили в наших соотечественниках чувство гордости за свою страну, свой народ, вселили уверенность в собственные силы и свою значимость.

XIX век, в истории России, насыщен значимыми для нее событиями.

Богатый опыт патриотического воспитания с учетом классовых интересов был накоплен у нас в стране в период "советского патриотизма" - после октября 1917 г. До конца 80-х годов ХХ в. Советский патриотизм вырос, сформировался на основе русского патриотизма, он выбрал из него все лучшее. В общественном и индивидуальном сознании произошел процесс преемственности в развитии идей патриотизма.

Советский патриотизм на русской основе - это новое духовное состояние человека. В исторических изданиях о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. советский патриотизм рассматривается как непобедимая сила. Это уникальное явление в духовно - нравственной истории человечества.

В настоящее время творческое развитие патриотизма с использованием опыта военной истории имеет особую значимость и актуальность. В летописи нашей Родины немало примеров стойкости и мужества российских воинов, основу которых составлял патриотизм.

И наша главная задача, обогатить наших детей, богатейшим историческим опытом и знаниями, воспитать патриотические и интернациональные чувства, любовь к ближним, родному краю, Родине.

Ведь. Не зря говорят: "От правильного воспитания детей, зависит благосостояние всего народа" (Локк)

"Россия начиналась не с меча"

Россия начиналась не с меча.
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча.
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась.
И стрелами звенящие бои
Лишь прерывали труд её всегдашний.
Не даром конь могучего Ильи
Оседлан был хозяином на пашне,
В руках веселых, только от труда,
По добродушью, иногда не сразу,
Возмездие вздымалось, это да!
Но жажды крови не было ни разу.
Но только подлость, радовалась зря,
С богатырем, не долговечны шутки!
Да, можно, обмакнуть богатыря,
Но победить, вот это уже дудки.
Ведь это было так же бы смешно,
Как скажем, биться с солнцем, иль луною.
Тому порукой озеро, Чудское,
Река Непрядва и Бородино.
И если тьмы тевтонцев и Батыя
Нашли конец на Родине моей!
То нынешняя, гордая Россия!
В 100 крат еще прекрасней и милей!
И в битве с самой лютою войной
Она и ад сумела превозмочь
Тому порукой города - герои
В огнях салюта в праздничную ночь.
И вечно тем горда моя страна!
Что никого, нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, сем война,
Как бескорыстье действеннее - жала.
Встает заря, светла и горяча
И будет так во веки нерушимо
Россия начиналась не с меча,
И потому. Она непобедима.

Список литературы

  1. Журнал "Дошкольное воспитание" 2006г.
  2. Э.Асадов "Не проходите мимо любви" М.2001г.

 

 

Это интересно: