→ Печатная графика и рисунок. Школьная энциклопедия

Печатная графика и рисунок. Школьная энциклопедия

«ШКОЛА ПЕЧАТНОЙ ГРАФИКИ» - это социальный, просветительский проект для широкого круга любителей искусства. Проект предполагает создание и практическую реализацию многоуровневой обучающей программы по печатной графике в системе мастер-классов. Так, базовый уровень обучения будет рассчитан на всех желающих, начинающих обучение с «нуля» или имеющих небольшой опыт рисования. Слушатели этого курса смогут изучить различные техники печатной графики, познакомиться с инструментами художника-гравера, создать несложную гравюру на картоне, напечатать её на станке, получить оттиск, раскрасить и оформить его в паспарту, правильно подписать. Курс «для профессионалов» будет интересен всем творческим людям, интересующимся классическими и современными печатными техниками, ученикам старших классов образовательных учреждений (гимназии, лицеи, школы, интернаты), студентам профильных факультетов, педагогам. Курс начнётся с обзора и анализа различных техник печати (высокая, глубокая, плоская, трафарет). За вводной частью последует практическая работа по следующим направлениям печатной графики: линогравюра, офорт, фотоофорт, литография, монотипия, шелкография, ксилография, трафаретная печать.

Печатная графика на протяжении многих лет была и остается самым ярким и самобытным явлением в российской художественной культуре. Многие русские художники прославились именно в этом виде творчества, создавая произведения в области оригинальной станковой графики, печатной гравюры, книжной иллюстрации. (В.В. Матэ, В.Д. Фалилеев, А.П. Остроумова-Лебедева, А.П. Шиллинговский, В.Н. Масютин, Д.И. Митрохин, В.А. Фаворский, Н.Н, Купреянов и др.)
Однако, с начала 90-х годов обширная плеяда замечательных российских графиков оказалась фактически лишенной возможности работать в техниках литографии и офорта: были ликвидированы печатные мастерские и производства по изготовлению печатных станков для художников, государство перестало финансировать творческие дома художников-графиков, в которых шла постоянная учеба, происходил обмен опытом и творческое плавление идей и технологий в области печатной графики. Почти прекратился приток молодых художников в этот вид изобразительного искусства, а ведь российская печатная графика традиционно была очень яркой, входя в коллекции лучших музеев мира, завоевывая награды на международных конкурсах, славясь многообразием художественных течений и преемственностью. К сегодняшнему дню практически утрачена теоретическая, методическая и техническая база по изучению и использованию печатной графики в творческом процессе и вопросах понимания изобразительного искусства. В Российской Федерации с каждым годом становится все меньше мест со специальным оборудованием и мастерами, которые способны передать свой опыт в создании гравюры, линогравюры, офорта, фотоофорта, литографии, монотипии, шелкографии, ксилографии, трафаретной печати молодым художникам, студентам, учащимся художественных школ. При этом в учебных планах учебных учреждений есть предмет «Графика». Но, по существу, студенты лишены возможности изучать предмет на практике, а выпускники не в состоянии организовать и преподавать интереснейший предмет в художественных школах и школах искусств.
Наша «Школа печатной графики» призвана возродить утраченный профессионализм, знание и доступность широких слоев населения области к одному из важнейших видов искусства – печатной графике (эстампу).
Сегодня в Великом Новгороде, благодаря поддержке Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям и Администрации Новгородской области, работает мастерская «Новгородская печатня», профессиональное оборудование которой позволяет проводить обучающие курсы. Здесь молодые и профессиональные художники, студенты художественных факультетов, учащиеся художественных школ могут осваивать новую для них технику офорта, линогравюры, монотипии, а также имеют возможность поработать на предоставленном оборудовании.
Конечно, с приходом цифровых технологий роль традиционных техник значительно изменилась, но именно особые выразительные достоинства печатной графики, которыми наслаждались и П. Пикассо, и П. Гоген, и А. Дюрер, и Э. Дега, позволяют, говоря словами В. Фаворского, считать печатную графику самым современным из всех видов изобразительных искусств.
Надеемся, что работа Школы печатной графики станет реальным вкладом в сохранение и развитие современного графического искусства в России.

Виды графики классифицируются по способу создания изображения, предназначению, как проявления массовой культуры.

По способу создания изображения графика может быть печатной (тиражной) и уникальной.

Печатная графика и её виды

Печатная графика создаётся с использованием авторских печатных форм. Печатная графика даёт возможность распространения графических произведений в многочисленных равнозначных экземплярах.
Раньше печатная графика (эстамп) служила для многократного воспроизведения (иллюстраций, репродукций живописных работ, плакатов и т.д.), т.к. фактически являлась единственным способом массового тиража изображений.
В настоящее время множительная техника развилась, поэтому печатная графика стала самостоятельным видом искусства.

Виды печатной графики

Эста́мп

Эстамп (фр. Estampe) представляет собой оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы). Оригинальными считаются те отпечатки, которые сделаны самим художником или при его участии.
Эстамп известен в Европе c XV в. Вначале эстамп был не самостоятельным разделом изобразительного искусства, а только техническим приёмом размножения изображений.

Виды эстампа

Виды эстампа отличаются способом создания печатной формы и методом печати. Таким образом, основных эстампных техник существует 4.

Высокая печать : гравюра на дереве; линогравюра; гравюра на картоне.

Ксилография

Ксилография – гравюра на дереве или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры. Ксилография – древнейшая техника гравирования по дереву. Она возникла и получила распространение в странах Дальнего Востока (VI-VIII вв.). Первые образцы западноевропейской гравюры, выполненные в этой технике, появились на рубеже XIV-XV вв.
Мастерами ксилографии были Хокусай, А. Дюрер, А. Остроумова-Лебедева, В. Фаворский, Г. Епифанов, Я. Гнездовский, В. Матэ и мн. другие.

Я. Гнездовский. Рождественская открытка

Линогравюра

Линогравюра – способ гравирования на линолеуме. Этот метод возник на рубеже XIX-XX вв. с изобретением линолеума. Линолеум представляет собой хороший материал для гравюр большого размера. Для гравирования применяют линолеум толщиной от 2,5 до 5 мм. Инструменты для линогравюры используют те же, что и для продольной гравюры: угловые и продольные стамески, а также нож для точной обрезки мелких деталей. В России первым начал применять такую технику ученик Василия Матэ Н. Шевердяев. В дальнейшем эту технику для изготовления станковой гравюры и особенно в книжной иллюстрации использовали Елизавета Кругликова, Борис Кустодиев, Вадим Фалилеев, Владимир Фаворский, Александр Дейнека, Константин Костенко, Лидия Ильина и др.

Б. Кустодиев «Портрет дамы». Линогравюра
За рубежом в технике линогравюры работали Анри Матисс, Пабло Пикассо, Франс Мазерель, немецкие экспрессионисты, американские художники.
Из современных художников линогравюру активно используют Георг Базелиц, Стэнли Донвуд, Билл Файк.
Применяется как черно-белая, так и цветная линогравюра.

Р. Гусева. Цветная линогравюра. Натюрморт «Глазунья»

Гравюра на картоне

Разновидность эстампа. Технологически простой вид гравюры, его используют даже на уроках изобразительного искусства.
Но в ХХ в. некоторые значительные художники-графики использовали гравюру на картоне в своей профессиональной практике. Рельефный оттиск для печати изготавливается с помощью аппликации, составленной из отдельных картонных элементов. Толщина картона должна быть не менее 2-х мм.

Гравюра на картоне

Глубокая печать : офортные техники (игловой офорт, акватинта, лавис, пунктир, карандашная манера, сухая игла; мягкий лак; меццо-тинто, резцовая гравюра).

Офорт

Офорт – разновидность гравюры на металле, техника, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения на которых производится травление поверхности кислотами. Офорт известен с начала XVI в. В технике офорта работали Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт и многие другие художники.


Рембрандт «Проповедь Христа» (1648). Офорт, сухая игла, резец

Меццо-тинто

Меццо-тинто («чёрная манера») – вид гравюры на металле. Основным отличием от других манер офорта является не создание системы углублений (штрихов и точек), а выглаживание светлых мест на зернёной доске. Эффекты меццо-тинто невозможно получить другими способами. Изображение здесь создаётся за счёт разной градации светлых участков на чёрном фоне.

Методика меццо-тинто

Плоская печать : литография, монотипия.

Литография

Литогра́фия – способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску.

Университетская набережная, XIX в., литография Мюллера по рисунку И. Шарлеманя

Моноти́пия

Термин произошёл от моно... и греч. τυπος – отпечаток. Это вид печатной графики, который заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. В психологии и педагогике используют технику монотипии для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Монотипия
Технику монотипии может освоить каждый. Надо хаотично нанести краски (акварельные, гуашь) на гладкую поверхность, затем прижать эту сторону к бумаге. Во время отрыва листа происходит смешивание красок, которые впоследствии складываются в красивую гармоничную картину. Затем начинает работать Ваше воображение, и на основе этой картинки вы создаёте свой шедевр.
Цвета для очередной композиции выбираются интуитивно. Это зависит от состояния, в котором Вы находитесь. Можно создать монотипию с определёнными цветами.
Трафаретная печать: шелкографские техники; вырезной трафарет.

Шелкография

Метод воспроизведения текстов и надписей, а также изображений (монохромных или цветных) при помощи трафаретной печатной формы, сквозь которую краска проникает на запечатываемый материал.

И. Ш. Эльгурт «Вежраксала» (1967). Шелкография

Уникальная графика

Уникальная графика создаётся в единственном экземпляре (рисунок, аппликация и т. д.).

Виды графики по предназначению

Станковая графика

Рисунок – основа всех видов изобразительного искусства. Без знания основ академического рисунка художник не может грамотно вести работу над художественным произведением.

Рисунок может выполняться как самостоятельное произведение графики или служит начальным этапом для создания живописных, графических, скульптурных или архитектурных замыслов.
Рисунки в большинстве случаев создаются на бумаге. В станковом рисунке используется весь набор графических материалов: разнообразные мелки, краски, наносимые кистью и пером (тушь, чернила), карандаши, графитный карандаш и уголь.

Книжная графика

К ней относятся книжные иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложки, суперобложки и т. п. К книжной графике можно отнести также и журнальную и газетную графику.
Иллюстра́ция – рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст. Иллюстрации к текстам используются с глубокой древности.
В древнерусских рукописных книгах использовались нарисованные от руки миниатюры. С появлением книгопечатания на смену иллюстрациям, выполненным от руки, приходит гравюра.
Некоторые известные художники, кроме основного своего занятия, обращались также и к иллюстрации (С. В. Иванов, А. М. Васнецов, В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, А. Н. Бенуа, Д. Н. Кардовский, Е. Е. Лансере, В. А. Серов, М. В. Добужинский, В. Я. Чемберс.
Для других же иллюстрирование было основой их творчества (Евгений Кибрик, Лидия Ильина, Владимир Сутеев, Борис Дехтерёв, Николай Радлов, Виктор Чижиков, Владимир Конашевич, Борис Диодоров, Евгений Рачев и др.).

(фр. vignette) – украшение в книге или рукописи: небольшой рисунок или орнамент в начале или в конце текста.
Обычно сюжетом для виньеток являются растительные мотивы, абстрактные изображения или изображения людей и животных. Задача виньетки – придание книге художественно-оформленного вида, т.е. это дизайн книги.

Виньетки
В России оформление текста виньетками было в большой моде в эпоху модерна (известны виньетки Константина Сомова, Александра Бенуа, Евгения Лансере).

Суперобложка

Прикладная графика

Анри де Тулуз-Лотрек «Мулен Руж, Ла Гулю» (1891)
Плакат – основной вид прикладной графики. В современных формах плакат сложился в XIX в. в качестве торговой и театральной рекламы (афиши), а затем стал выполнять и задачи политической агитации (плакаты В. В. Маяковского, Д. С. Моора, А. А. Дейнеки и др.).

Плакаты В. Маяковского

Компьютерная графика

В компьютерной графике компьютеры используются в качестве инструмента для создания изображений и для обработки визуальной информации, полученной из реального мира.
Компьютерная графика подразделяется на научную, деловую, конструкторскую, иллюстративную, художественную, рекламную, компьютерную анимацию, мультимедиа.

Ютака Кагайя «Вечная песня». Компьютерная графика

Другие виды графики

Лубо́к

Вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки.
Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование c пояснительными надписями и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.

Лубок

Графика письма

Графика письма образует особую, самостоятельную область графики.

Каллиграфия (греч. kalligraphia – красивое письмо) – искусство писать. Каллиграфия приближает письмо к искусству. Непревзойденными мастерами в искусстве каллиграфии считаются народы Востока, особенно арабы. Коран запрещал художникам изображать живые существа, поэтому художники совершенствовались в орнаментах и каллиграфии. Для китайцев, японцев и корейцев иероглиф был не только письменным знаком, но и одновременно произведением искусства. Текст, написанный некрасиво, не мог считаться совершенным по содержанию.

Искусство суми-э (sumi-e) – это японская адаптация китайской техники живописи тушью. Эта техника максимально выразительна за счёт лаконичности. Каждый мазок кисти экспрессивен и значителен. В суми-э ярко проявляется сочетание простого и изящного. Художник не пишет конкретный предмет, он изображает образ, суть этого предмета. Работы в технике суми-э лишены чрезмерной детализации и предоставляют зрителю простор для фантазии.

Краткое описание

Предлагаемая автором технология апробирована и может использоваться педагогами дополнительного образования, родителями и просто интересующимися изобразительным искусством людьми на занятиях с детьми и в индивидуальной деятельности, как развивающее творческое задание и в создании собственных произведений искусства.
В работе используются слайды, созданные самим педагогом к презентации по теме «Печатная графика».

Описание

Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детско-юношеский Центр «Васильевский остров»
Создание эстампа своими руками. Печатная графика. Брандина Ольга Александровна, педагог дополнительного образования Санкт-Петербург 2012 «Творчество развивается
только в творчестве»
В старину говорили так: живопись без рисунка - то же, что человек без костей. XVI века Тинторетто отбоя не знал от учеников. Все они хотели выведать секреты мастерства и спрашивали, что им делать? Но всем он отвечал одно и то же: надо рисовать. Юноши волновались: «А ещё, какие секреты?» Тинторетто гнул свою линию: «Рисовать. Молчал и добавлял: и ещё рисовать». Наверно действительно рисунок или графика являются первоосновой любого произведения искусства. Это и первые зарисовки, и наброски, и первые эскизы. Термин графика произошёл от греческого слова graphike , от grapho – пишу, черчу, рисую. Это , включающий рисунок и печатные художественные произведения (гравюру, литографию и др.), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Графика проще, чем живопись или скульптура, поэтому графику нередко называют искусством для всех. Занятия графикой можно начинать в любом возрасте, даже всей семьёй. Сам процесс занятий захватывающе интересен. Занятия графикой развивают пространственное воображение и неординарное мышление, воспитывают в человеке способность искать, думать, фантазировать, принимать самостоятельные решения. А эти черты всегда пригодятся человеку, даже если он по роду своей профессиональной деятельности не связан с изобразительным искусством.
Занятия графикой – настоящий генератор хорошего настроения. Можно своими руками создать эстамп и, поместив его в красивую рамку, украсить квартиру, можно придумать и сделать самому экслибрис – книжный знак для домашней библиотеки. Каждый ребёнок, начиная с 2-3 лет и до подросткового возраста, с упоением рисует. Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат и ощущают. Рисуют даже запахи. Занятия графикой, в частности печатной графикой, могут углубить интерес к рисованию у детей. Изобразительное искусство в большей степени, чем, например, литература или музыка, связано с материальной основой. Вне материала художественные образы живописи, скульптуры и в частности графики, не воспринимаются зрителем, и именно техника – одно из основных средств художественной выразительности. При помощи конкретных операций, то есть физических действий с материалом и инструментом, ребёнком воплощаются в произведениях изобразительного искусства: форма, цвет, композиция, организация пространства, составляющие художественный образ в целом. Освоение технических приемов – овладение практическими навыками через свободное манипулирование материалами и художественными средствами это первый шаг к открытию ребенком того, что он может рисовать, и может нарисовать то, что хочет. Выполняя работу в технике «Печать по аппликации» ребенок очень многое «рисует» сразу ножницами, не прибегая к карандашу и резинке, используя самую обычную бумагу как материал, которым рисует. Это помогает ему не контролировать правильность изображения. Применение таких технологий, как «печать по аппликации» направлено на раскрепощение творческого потенциала самого ребенка. Также выполняя работы в данной технике, дети как бы играючи приобщаются к «таинству» работы с красками, ножницами и бумагой — орудиями труда художника-графика, а также знакомятся с профессиональными технологиями высокой печати. q ПЕЧАТЬ ПО АППЛИКАЦИИ

Эта технология относится к высокой печати, так как краска накатывается на выступающие части доски, в данной вариации - картона.
Одна из доступных, недорогих и безвредных технологий, которые могут применяться в работе с дошкольниками. Она также одна из наиболее приемлемых технологий для быстрого выполнения работы, которая приобщает ребенка дошкольного возраста к профессиональным технологиям высокой печати.
Само изображение может корректироваться по ходу работы, что также помогает ребенку.


- прессованный картон (толщиной не меньше 2-х миллиметров);
- несколько листов бумаги разных по тону, фактуре и плотности (для аппликации и оттисков), ткани, ниточки, веревочки, копировальная бумага (или калька);
- графитный карандаш, резак, кисть для клея, клей;
- офортный станок или фото-валик, типографская, масляная краска или гуашь, валик для накатки краски или поролоновая губка, разбавитель без запаха, тряпочки.


Технология выполнения:

Подготовка печатной доски происходит следующим образом: 1. Предварительно подготавливается эскиз; 2. Эскиз переводится на кальку; 3. На картон переводится изображение в перевернутом «зеркальном» виде по отношению к эскизу;
4. Вырезаются элементы аппликации. 5. На саму поверхность картона наклеиваются выступающие детали – при печати они будут темными тонами; 6. На заготовленную доску валиком наносится краска; 7. Сверху кладем чистый лист бумаги; 8. Прокатываем бумагу при помощи фото-валика, придерживая сам лист; 9. Аккуратно снимаем лист с картона – получился пробный оттиск
1. Эскиз. 2. Эскиз переводится на кальку.

4. С кальки переводим детали на бумагу для аппликации. Затем вырезаем элементы
аппликации.

5. На саму поверхность картона
наклеиваются выступающие детали. 6. Закатываем краской подготовленную доску.

7. Подбираем бумагу для печати. Сверху на картон кладем чистый лист бумаги.

8. Прокатываем бумагу при помощи фото-валика, придерживая сам лист. Получаем оттиск.

Закатанная доска. Оттиск.

Работа должна проводиться в хорошо проветриваемом помещении. Удачи…… Предлагаемая автором технология апробирована и может использоваться педагогами дополнительного образования, родителями и просто интересующимися изобразительным искусством людьми на занятиях с детьми и в индивидуальной деятельности, как развивающее творческое задание и в создании собственных произведений искусства. В работе используются слайды, созданные самим педагогом к презентации по теме «Печатная графика».
Литература
Зорин Л. Эстамп. Руководство по графическим и печатным техникам. - АСТ, Астрель, 2004. - 112 с.

Ковтун Е. Что такое эстамп. - Л.: Художник РСФСР, 1963. - 94 с.
Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. - М., 1988.
Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги. - М, 2000.
Очерки по истории и технике гравюры. - М., 1987.
Розанова Н.Н. История и теория печатно-графического искусства: Учебное пособие. 17. Вып. 1, - М, 1999.
Розанова Н.Н. Лубок: художественный мир русской народной картинки: Учебное пособие. Вып. 3. - М, 1999.
Розанова Н.Н. К вопросу о зрительной интерпретации произведений художественной литературы: Учебное пособие. Вып. 1. - М, 1999.
Розанова Н.Н. К вопросу о пластическо-образных особенностях русской книги
XVII века: Учебное пособие. Вып. 5. - М., 1999.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары , курсы повышения квалификации , профессиональная переподготовка и профессиональное обучение . Низкие цены. Более 9600 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

статья на сайт - учмет.doc

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детско-юношеский Центр «Васильевский остров»

Создание эстампа своими руками.

Печатная графика.

Брандина Ольга Александровна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Санкт-Петербург

«Творчество развивается
только в творчестве»

В старину говорили так: живопись без рисунка – то же, что человек без костей.

Великий венецианский живописец XVI века Тинторетто отбоя не знал от учеников. Все они хотели выведать секреты мастерства и спрашивали, что им делать? Но всем он отвечал одно и то же: надо рисовать. Юноши волновались: «А ещё, какие секреты?» Тинторетто гнул свою линию: «Рисовать. Молчал и добавлял: и ещё рисовать».

Наверно действительно рисунок или графика являются первоосновой любого произведения искусства. Это и первые зарисовки, и наброски, и первые эскизы.

Термин графика произошёл от греческого слова graphike, от grapho – пишу, черчу, рисую.

Это вид изобразительного искусства , включающий рисунок и печатные художественные произведения (гравюру, литографию и др.), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.

Графика проще, чем живопись или скульптура, поэтому графику нередко называют искусством для всех. Занятия графикой можно начинать в любом возрасте, даже всей семьёй. Сам процесс занятий захватывающе интересен.

Занятия графикой развивают пространственное воображение и неординарное мышление, воспитывают в человеке способность искать, думать, фантазировать, принимать самостоятельные решения. А эти черты всегда пригодятся человеку, даже если он по роду своей профессиональной деятельности не связан с изобразительным искусством.

Занятия графикой – настоящий генератор хорошего настроения. Можно своими руками создать эстамп и, поместив его в красивую рамку, украсить квартиру, можно придумать и сделать самому экслибрис – книжный знак для домашней библиотеки.

Каждый ребёнок, начиная с 2-3 лет и до подросткового возраста, с упоением рисует. Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат и ощущают. Рисуют даже запахи.

Занятия графикой, в частности печатной графикой, могут углубить интерес к рисованию у детей.

Изобразительное искусство в большей степени, чем, например, литература или музыка, связано с материальной основой. Вне материала художественные образы живописи, скульптуры и в частности графики, не воспринимаются зрителем, и именно техника – одно из основных средств художественной выразительности. При помощи конкретных операций, то есть физических действий с материалом и инструментом, ребёнком воплощаются в произведениях изобразительного искусства: форма, цвет, композиция, организация пространства, составляющие художественный образ в целом.

Освоение технических приемов – овладение практическими навыками через свободное манипулирование материалами и художественными средствами это первый шаг к открытию ребенком того, что он может рисовать, и может нарисовать то, что хочет.

Выполняя работу в технике «Печать по аппликации» ребенок очень многое «рисует» сразу ножницами, не прибегая к карандашу и резинке, используя самую обычную бумагу как материал, которым рисует. Это помогает ему не контролировать правильность изображения.

Применение таких технологий, как «печать по аппликации» направлено на раскрепощение творческого потенциала самого ребенка.

Также выполняя работы в данной технике, дети как бы играючи приобщаются к "таинству" работы с красками, ножницами и бумагой - орудиями труда художника-графика, а также знакомятся с профессиональными технологиями высокой печати.

    ПЕЧАТЬ ПО АППЛИКАЦИИ

Эта технология относится к высокой печати, так как краска накатывается на выступающие части доски, в данной вариации - картона.

Одна из доступных, недорогих и безвредных технологий, которые могут применяться в работе с дошкольниками.

Она также одна из наиболее приемлемых технологий для быстрого выполнения работы, которая приобщает ребенка дошкольного возраста к профессиональным технологиям высокой печати.

Само изображение может корректироваться по ходу работы, что также помогает ребенку.

Материалы необходимые для работы:

Прессованный картон (толщиной не меньше 2-х миллиметров);

Несколько листов бумаги разных по тону, фактуре и плотности (для аппликации и оттисков), ткани, ниточки, веревочки, копировальная бумага (или калька);

Графитный карандаш, резак, кисть для клея, клей;
- офортный станок или фото-валик, типографская, масляная краска или гуашь, валик для накатки краски или поролоновая губка, разбавитель без запаха, тряпочки.

Технология выполнения:

Подготовка печатной доски происходит следующим образом:

    Предварительно подготавливается эскиз;

    Эскиз переводится на кальку;

    На картон переводится изображение в перевернутом «зеркальном» виде по отношению к эскизу;

    Вырезаются элементы аппликации.

    На саму поверхность картона наклеиваются выступающие детали – при печати они будут темными тонами;

    На заготовленную доску валиком наносится краска;

    Сверху кладем чистый лист бумаги;

    Прокатываем бумагу при помощи фото-валика, придерживая сам лист;

    Аккуратно снимаем лист с картона – получился пробный оттиск

1. Эскиз. 2. Эскиз переводится на кальку.


4. С кальки переводим детали на бумагу для аппликации. Затем вырезаем элементы

аппликации.

5. На саму поверхность картона

наклеиваются выступающие детали. 6. Закатываем краской подготовленную доску.

7. Подбираем бумагу для печати. Сверху на картон кладем чистый лист бумаги.

8. Прокатываем бумагу при помощи фото-валика, придерживая сам лист. Получаем оттиск.

Закатанная доска. Оттиск.

Работа должна проводиться в хорошо проветриваемом помещении.

Удачи……

Предлагаемая автором технология апробирована и может использоваться педагогами дополнительного образования, родителями и просто интересующимися изобразительным искусством людьми на занятиях с детьми и в индивидуальной деятельности, как развивающее творческое задание и в создании собственных произведений искусства.

В работе используются слайды, созданные самим педагогом к презентации по теме «Печатная графика».

Литература

Зорин Л. Эстамп. Руководство по графическим и печатным техникам. - АСТ, Астрель, 2004. - 112 с.

Поляков Европейская тиражная графика от Гойи до Пикассо. Москва, 2002. 284 с.

Ковтун Е. Что такое эстамп. - Л.: Художник РСФСР, 1963. - 94 с.

Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. - М., 1988.
Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги. - М, 2000.
Очерки по истории и технике гравюры. - М., 1987.
Розанова Н.Н. История и теория печатно-графического искусства: Учебное пособие. 17. Вып. 1, - М, 1999.
Розанова Н.Н. Лубок: художественный мир русской народной картинки: Учебное пособие. Вып. 3. - М, 1999.
Розанова Н.Н. К вопросу о зрительной интерпретации произведений художественной литературы: Учебное пособие. Вып. 1. - М, 1999.
Розанова Н.Н. К вопросу о пластическо-образных особенностях русской книги XVII века: Учебное пособие. Вып. 5. - М., 1999.

Графика

Графика от греч.— пишу — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки, контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже — фактурной) поверхностью бумаги — главной основой для графических работ.

Наиболее древний и традиционный вид графического искусства, где основу изображения составляют линия и силуэт. В графике наряду с завершёнными композициями самостоятельную художественную ценность имеют и натурные наброски, эскизы к произведениям живописи, скульптуры, архитектуры.

Классификация:

В зависимости от способа исполнения и возможностей тиражирования графику делят на уникальную и печатную. Уникальная графика — создание произведений в единственном экземпляре (рисунок, акварель, монотипия, аппликация и т. п.). Печатная графика (гравюра) — создание печатных форм, с которых можно получать по несколько оттисков.

Уникальная графика:

Акварель, водяные краски по бумаге или шелку. Техника использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов.

Шанько Ирина, бумага, акварель, 2014.

_____________________________________________________________________________________________________

Гуашь , водяные краски на основе мела. Вид клеевых водорастворимых красок, более плотный и матовый. Гуашевые краски изготавливаются из пигментов и клея с добавлением белил. Примесь белил придает гуаши матовую бархатистость, но при высыхании цвета несколько выбеливаются (высветляются), что должен учитывать художник в процессе рисования. С помощью гуашевых красок можно перекрывать темные тона светлыми. Высохшее изображение, сделанное гуашью, слегка светлее влажного, что делает сложным подбор цвета. Основа также может быть чувствительной к образованию трещин, если наложена слишком толсто.

Шанько Ирина, бумага, гуашь. 2012

_____________________________________________________________________________________________________

Пастель, цветные мелки. Чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму круглых брусков или брусков с квадратным сечением.

Пастель бывает трех типов — «сухая», масляная и восковая . Масляная пастель производится из пигмента с льнягым маслом путем прессовки. Аналогично производится «сухая» пастель, за тем исключением, что не используется масло. Основу замеса восковой пастели составляют воск высшего качества и пигменты. Масляная пастель считается материалом учебным, в то время как её сухой аналог используется как в учебных целях, так и в чисто художественных. В технике «сухой» пастели широко используется приём «растушёвки», что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета.

Существует два основных вида сухой пастели: твердая и мягкая. Мягкие пастели состоят в основном из чистого пигмента, с небольшим количеством связующего вещества. Подходят для широких насыщенных штрихов. Твердые пастели реже ломаются, так как содержат большее количество связующего вещества. И прекрасно подходят для рисунка, ведь сторону палочки можно использовать для тона, а кончик для тонких линий и проработки деталей.

Для рисования пастелью нужна фактурная поверхность, которая будет удерживать пигмент. Рисунки пастелью обычно выполняются на цветной бумаге. Тон бумаги подбирается индивидуально, учитывая задачи рисунка. Белая бумага мешает оценить насыщенность главных цветов.

Дега. Голубые танцовщицы.

_____________________________________________________________________________________________________

Сангина, мелок или карандаш «рыжего» цвета. Часто входит в состав набора для пастели (сухая пастель).

Шанько Ирина, Бумага, сангина

_____________________________________________________________________________________________________

Сепия, мелок или карандаш коричневого цвета, из вещества выпускаемого каракатицей.Часто входит в состав набора для пастели (сухая пастель).

Шанько Ирина, бумага, сепия

_____________________________________________________________________________________________________

Уголь, в искусстве, материал для рисования, изготовленный из подвергнутых обжигу тонких древесных веток или обструганных палочек (в XIX в. также из угольного порошка с растительным клеем).

Угольные палочки

Угольные палочки изготавливаются из виноградных, буковых или ивовых сучков, обожженных в герметичной печи при высокой температуре. Ивовые угольные палочки - наиболее распространенный вариант. Виноградные и буковые палочки стоят дороже, но они оставляют более насыщенные штрихи. Палочки длиной 15 см продают в коробках, степень их твердости и толщины варьируется. Мягкий уголь быстрее превращается в порошок и хуже проникает в бумагу, чем твердый уголь. Поэтому мягкий уголь удобнее для создания больших тонированных участков, а также для незаметного перехода из оттенка в оттенок и для растушевывания.

Более твердые виды угля подходят для прописывания деталей, вырисовывания линии, он хуже растушевывается. Единственный недостаток угольных палочек - это их хрупкость: при сильном нажиме они обычно ломаются.

Прессованный уголь

Такой уголь производят из перемолотой угольной крошки, смешанной со связующим веществом, спрессованной в короткие толстые палочки.

Прессованный уголь крепче, чем угольные палочки, он не так легко ломается и оставляет насыщенный бархатистый след.

Но смахнуть такой уголь с бумаги намного труднее, чем природный уголь.

Угольный карандаш (ретушь)

Ретушь представляет собой тонкий «грифель» из прессованного угля, заключенный в деревянную оболочку. Такие карандаши не пачкают руки, их легче контролировать, чем угольные палочки. У них чуть более твердая текстура. Вы можете использовать только кончик такого карандаша, поэтому широкие штрихи вам будут недоступны. Кончик карандаша можно затачивать так же, как точат грифельные карандаши.

Шанько Ирина, бумага, уголь, мел.

_____________________________________________________________________________________________________

Соус , материал для рисунков, имеющий вид коротких круглых серых и черных, палочек. Приготовляют соус из каолина, мела и прессованной газовой сажи. Соус - один из видов пастели. Он обладает большой силой и рыхлостью мягких сортов пастели. Рисование соусом ведется двояким путем — сухим и мокрым.

Ученическая работа. Фото из интернета.

_____________________________________________________________________________________________________

Тушь , краска для рисования и каллиграфии из сажи.

Тушь бывает жидкая, концентрированная и сухая в виде палочек или плиток. Наноситься на бумагу перьями или кистями.

Шанько Ирина, бумага, тушь, перо, кисть.

_____________________________________________________________________________________________________

Итальянский карандаш, который появился в XIV веке. Он представлял собой стержень из глинистого чёрного сланца. Затем его стали изготавливать из порош-ка жжёной кости, скреплённого рас-тительным клеем.

А. А. Иванов. «Мальчик, играющий на свирели». Этюд к картине «Аполлон, Гиацинт и Кипарис». Итальянский карандаш. Ок. 1831—34. Третьяковская галерея. Москва.

_____________________________________________________________________________________________________

Гравюра, вид тиражной графики, когда с одного оригинала можно получить несколько оттисков. Виды гравюр:

Ксилография , гравюра на дереве.

А. П. Остроумова-Лебедева. "Горный институт". Гравюра на дереве для книги Н. П. Анциферова "Душа Петербурга". 1920.

_____________________________________________________________________________________________________

Литография , гравюра на камне.

_____________________________________________________________________________________________________

Линогравюра, гравюра на линолеуме.

И. В. Голицын. "Утром у В. А. Фаворского". Гравюра на линолеуме. 1963.

_____________________________________________________________________________________________________

Офорт, гравюра на металле, есть несколько различных техник: меццо-тинто, акватинта, сухая игла.

Т. н. Мастер игральных карт. "Дама с зеркалом". Резцовая гравюра на меди. Середина 15 в.

_____________________________________________________________________________________________________

Меццо-тинто

Предварительно полированная поверхность металлической доски подвергается зернению — покрывается с помощью «качалки» (гранильника) множеством мельчайших углублений, приобретая характерную шероховатость. Зернение — процесс длительный и весьма трудоёмкий. При печати такая доска («заготовка») даёт сплошной чёрный тон. Существуют и другие, в том числе за счёт травления, способы зернения доски.

В местах, соответствующих светлым частям рисунка, доску выскабливают и выглаживают, достигая постепенных переходов от тени к свету. Гравюры меццо-тинто отличаются глубиной и бархатностью тона, богатством светотеневых оттенков. Меццо-тинто служит и для цветной печати.

Пример гравюры меццо-тинто, работа фламандского худ-ка Валлеранта Вайланта

_____________________________________________________________________________________________________

Акватинта

Оттиск гравюры в этой манере напоминает рисунок водяными красками —акварелью; это сходство и обусловило происхождение наименования. Сущность этого приёма сводится к тому, что на печатную форму перед травлением наносится кислотоупорная смола —канифольная, асфальтовая или другого происхождения пудра или порошок, которые в процессе нагревания печатной формы плавятся и образуют на поверхности доски покрытие, сквозь мельчайшие промежутки между частицами которого металл протравливается на разную глубину, что создаёт на оттисках при печати различные тональные плоскости, состоящие из множества точек; таким образом размер гранул смоляного порошка или пыли, её дисперсность, сказывается на фактурных и тональных характеристиках, являющихся основной целью данного вспомогательного вида гравюры на металле.

Жан Клод Ришар, аббат де Сен-Нон (с оригинала Юбера Робера). Вид парка на Вилле Мадама под Римом. 1765. Акватинта

_____________________________________________________________________________________________________

Сухая игла — техника гравирования на металле, не использующая травление, а основанная на процарапывании острием твёрдой иглы штрихов на поверхности металлической доски. Полученная доска с изображением представляет собой форму глубокой печати.

Отличительной особенностью оттисков с гравированной таким образом формы является «мягкость» штриха: используемые гравером иглы оставляют на металле углублённые борозды с поднятыми заусенцами — барбами. Штрихи также имеют тонкое начало и окончание, поскольку процарапаны острой иглой.

Jean-Michel Mathieux-Marie

_____________________________________________________________________________________________________

 

 

Это интересно: