→ Идейно политическая ориентация. Идейно-политическая ориентация движений

Идейно политическая ориентация. Идейно-политическая ориентация движений

При подготовке игры следует попросить нескольких студентов познакомиться с программными документами партий, представля­ющих в России различные идейно-политические течения (напри­мер, КПРФ, ЛДПР и «Яблоко») и сопоставить их трактовку следу­ющих вопросов:

а) форма правления;

б) национально-государственное устройство;

в) формы собственности и механизмы хозяйствования;

г) права и свободы граждан;

д) социальная защита;

е) решение национальных проблем.

В ходе учебной игры «представители» конкретной партии кратко излагают ее платформу. Затем проводится анализ и обсуждение этих платформ. Студентам предлагается выяснить: что объединяет и разъединяет платформы этих партий? Какие возможны союзы и коалиции между ними?

Материал о партиях целесообразно представить в сообщениях в форме справок-«визиток» (краткая история эволюции партии, ха­рактеристика ее деятельности, сведения о лидерах и т.д.).

При организации учебной игры необходимо использовать как материалы периодической печати, так и литературу справочного ха­рактера.

Учебная игра завершается (уместнее в форме контрольного за­дания) заполнением студентами таблицы «Программные установки российских политических партий»:

Приведенная таблица поможет студентам сравнить програм­мные установки современных и дореволюционных российских пар­тий в переломные периоды истории (см.: Сравнительная таблица русских политических партий: Октябрь 1917 г. Пг., 1917; Полити­ческие партии России (программные документы) /Под ред. В.В. Ря­бова и В.И. Добренькова. М., 1994; Тимошенко В.И. Доктрины российских партий // Вести. МГУ. Сер. 12. Политические науки. 1995. № 4; Лысенко В. Проблемы российской государственности и федерализм: позиции политических партий // Власть. 1995 № 12).

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, СООБЩЕНИЙ, РЕФЕРАТОВ

1. Партия как социальный и правовой институт.

2. Партии на выборах, в парламенте и правительстве.

3. «Железный закон олигархизации» Р. Михельса.

4. Оппозиция и ее роль в политической жизни.

5. Партийные ориентации российского электората.

6. Сравнительный анализ партийных систем в странах СНГ.

7. Сравнительная характеристика партийных систем в развитых и переходных об­ществах.

8. Электоральные стратегии российских партий.

9. «Смеховые» партии в России.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРА ТУРА

Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Рос­сийской Федерации: конституционно-правовая основа. М., 1996.

Партии и партийные системы современной Европы. М., 1994.

Коргунюк Ю.Г., Заславский С.Е. Российская многопартийность (становление функционирование, развитие). М., 1996.

Россия: партии, выборы, власть / Под общ. ред. В.Н. Краснова. М., 1996.

Лапаева В.В. Становление российской многопартийности // Социс 1996 № 8.

Холодковский К. Политические партии России и выборы 1995-1996 гг. // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 2.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРА ТУРА

Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 1997. Тема XII.

Общая и прикладная Политология /Под общ. ред. В.И. Жукова Б И Красно­ва. М, 1997. Гл. XXVII.

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1996. Гл. 15

Бейме К. Партии // Политология вчера и сегодня. М., 1992. Вып. 4.

Евдокимов В.Б. Политические партии в зарубежных странах: политико-пра­вовые аспекты. Екатеринбург, 1992.

Кисовская Н. Предприниматели и основные политические партии России (1991-1995) // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 3.

Кулик А. Посттоталитарные партии в политическом процессе: методология ис­следования // Мировая экономика и международные отношения. 1994. № 2, 3.

Пушкарева Г.В. Партии и партийные системы: концепция М. Дюверже // Со­циально-политический журнал. 1993. № 9.

Шмачкова Т.В. Теории коалиций и становление российской многопартийности (Методики рационализации политического процесса) // Полис. 1996. № 5.

Юдин Ю.А. Финансирование политических партий в зарубежных странах // Государство и право. 1996. № 4.

Партийно-политические элиты и электоральные процессы в России. М., 1996.

Тема 8

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Цель семинарского занятия: знакомство с понятием избирательной системы; изучение основных типов избирательных систем; характеристика избирательного права и избирательных процедур; описание технологий избирательных кампаний.

Основные понятия: избирательная система, избирательное право, активное и пассивное избирательное право, избирательная процедура, куриальные выборы, референдум, избирательная кампания, электорат, политический маркетинг, пропорциональная избирательная система, мажоритарная избирательная система, смешанная избирательная система.

План семинара

1. Понятие избирательной системы и основные виды выборов.

2. Пропорциональная и мажоритарная системы голосования. Избирательная компания.

3. Избирательная система и выборы в современной России.

Контрольные задания, вопросы, тесты

1. Укажите, какие из приведенных понятий и определений соот­ветствуют друг другу:

а) референдум;

б) избирательная кам­пания;

в) электорат;

г) избирательное право;

д) мажоритарная изби­рательная система;

е) политический марке­тинг;

ж) избирательная про­цедура;

з)пропорциональная избирательная сис­тема;

и)куриальные выборы;

к) смешанная избира­тельная система;

л) избирательная сис­тема;

м) активное избира­тельное право;

н) пассивное избира­тельное право.

1. комплекс мероприятий в области исследо­ваний политического рынка, по изучению поведения избирателей и воздействия на них с целью победы кандидатов на выбо­рах;

3. избирательная система, при которой из­бранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство го­лосов;

4. мероприятия государства по организации и проведению выборов;

6. избирательная система, при которой голо­сование осуществляется по партийным спискам и распределение кандидатов между партиями строго пропорционально числу поданных голосов;

7. порядок организации и проведения выбо­ров в представительные учреждения или индивидуального руководящего представи­теля (например, президента страны), за­крепленный в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельнос­ти государственных и общественных орга­низаций;

8. право гражданина выступать в качестве из­бираемого;

9. участие в выборах избирателей, разделен­ных по национальному, профессионально­му и др. признакам;

10. процесс выдвижения кандидатов в депута­ты, агитация за них, борьба за голоса и симпатии избирателей;

11. право гражданина выступать в качестве из­бирающего;

12. избирательная система, при которой одна половина кандидатов избирается по мажо­ритарному, а другая - по пропорциональ­ному принципу;

13. совокупность юридических норм, регулиру­ющих участие граждан в выборах, органи­зацию и проведение последних, взаимоот­ношения между избирателями и выборными органами или должностными лицами, а также порядок отзыва неоправдавших дове­рие избирателей выбранных представите­лей.

2. Каким избирательным правом пользуется гражданин, пришед­ший в день голосования на избирательный участок?

а) активным избирательным правом; б) пассивным избирательным правом;

в) и тем, и другим; г) никаким.

3. Современной формой непосредственной демократии является референдум. В какой стране состоялся первый в истории рефе­рендум?

а) Великобритания; б) Швейцария; в) США; г) Франция.

4. Исследование политического рынка в период проведения из­бирательной кампании предполагает выделение сегментов элек­тората. Какие из указанных признаков являются наиболее важ­ными для выделения его сегментов?

а) демографические данные (пол, возраст); б) уровень доходов;

в) семейное положение; г) партийная идентификация;

д) эмоциональные ориентации; е) религия; ж) этнический состав.

5. С какого возраста граждане Российской Федерации обретают избирательные права?

а) с 16 лет; б) с 18 лет; в) с 21 года; г) после выхода на пенсию;

д) с рождения

6. По какой избирательной системе осуществляются выборы в Государственную Думу?

а) по мажоритарной; б) по пропорциональной; в) по смешанной.

7. Вы решили выдвинуть свою кандидатуру на выборах в Госу­дарственную Думу. Какое количество подписей вам необходимо собрать, чтобы зарегистрироваться в качестве кандидата?

а) 100 тысяч; б) 200 тысяч; д) 1 миллион. 300 тысяч; г) 500 тысяч;

Достаточно ли для регистрации кандидата собрать нужное ко­личество голосов в одном или двух регионах?

8. Вы пришли на свой избирательный участок в день голосова­ния исполнить гражданский долг и отдать голос за выбранного вами кандидата. По какому документу, удостоверяющему вашу личность, вы можете получить бюллетень?

а) по водительским правам; б) по студенческому билету;

в) по читательскому билету библиотеки; г) по общегражданскому паспорту;

д) по военному билету военнослу­жащего запаса; е) по заграничному паспорту;

9. Предположим, вы пришли на свой избирательный участок в день голосования. Ваши документы, удостоверяющие личность, в порядке, но член участковой избирательной комиссии не обнаруживает вашу фамилию в списке избирателей. Как в таком слу­чае следует поступить?

б) написать жалобу в Центральную избирательную комиссию;

в) потребовать внести вашу фами­лию в дополнительный список голосующих;

г) устроить митинг протеста.

10. Вы получили бюллетень, но по ошибке поставили отметку против фамилии того кандидата, за которого не собирались голо­совать. Как в таком случае следует поступить?

а) оставить все как есть, опустить бюллетень в избирательную урну;

б) в письменной форме сообщить в бюллетене о своей ошибке и опустить его в избирательную урну;

г) обратиться в участковую избирательную комиссию с просьбой выдать новый бюллетень взамен испорченного;

д) неправильно заполненный бюллетень унести с собой в кармане.

11. Представьте себе, что вы решили баллотироваться на выбо­рах. Ваш соперник - искушенный политик, длительное время находившийся у власти. Какую тактику вы изберете?

12. Некоторые футурологи, отмечая высокие темпы развития ин­формационных технологий, предрекают в будущем введение ком­пьютерной системы голосования, при которой каждый избира­тель, используя глобальные сети, сможет голосовать, не выходя из собственного дома. Попытайтесь определить возможные «из­держки» и возможную «прибыль» такой системы.

13. Сравните достоинства и недостатки мажоритарной и пропор­циональной избирательных систем. Заполните таблицу:

14. Сравните избирательные системы в дореволюционной Рос­сии, Советском Союзе (70-80-е гг.) и современной России по следующим параметрам:

а) избирательное право; б) степень предвыборной конкуренции.

Попробуйте сформулировать тенденции развития избира­тельного права в российской политической истории.

15. Обладаете ли вы в настоящий момент правом быть избран­ным Президентом Российской Федерации?

16. Может ли Президентом России стать гражданин другого го­сударства?

17. Представьте, что вы баллотируетесь в депутаты Государст­венной Думы. За вас проголосовало 49% избирателей вашего избирательного округа. Ваши конкуренты получили соответст­венно - 31, 10, 5, 3 и 2% голосов. Можно ли вас поздравить с избранием?

18. В стране Х избирательными правами пользуются граждане, имеющие определенные размеры доходов и собственности. К ка­кому виду относятся выборы, проводимые в данном государстве?

19. Чем прямые выборы отличаются от косвенных?

20. Представьте себе выборы, проходящие по олимпийской сис­теме, в которых борьбу между собой ведут три кандидата: К, Р, Т. Известно, что избиратели симпатизируют К больше, чем Р (К > Р), а Р предпочитают больше Т (Р > Т), но в то же самое время Т предпочтительнее К (Т > К). К > Р > Т > К.

В первом туре выборов встречаются кандидаты К и Р. Победу одерживает К.

Во втором туре состязаются Р и Т. Побеждает Р.

В заключительном туре борьба разворачивается между Т и К. Большинство голосов получает Т.

Но если по окончанию выборов спросить избирателей, то можно услышать, что они предпочли бы видеть депутатом К. Таким образом, избран далеко не тот кандидат, которого желали бы видеть депутатом избиратели. Этот парадокс был описан еще в XVIII в. французским академиком Кондорсе. Можно ли логи­ческим путем разрешить данный парадокс? Как организовать вы­боры, чтобы избежать парадокса Кондорсе? Почему опросы типа «Кто из двух кандидатов кажется Вам наиболее предпочтительными» только запутывают, а не проясняют картину реальных симпатий избирателей?

21. Предположим, что предвыборная борьба осуществляется между тремя кандидатами: А, Б и В. Соотношение голосов выгля­дит следующим образом: А - 120, Б - 119 и В - 100. При этом:

В таком случае, если во второй тур проходят кандидаты А и Б, то каждый из них в дальнейшем получает дополнительно по 50 голосов электората В.

В конечном итоге побеждает А с перевесом в 1 голос.

На следующих выборах А, желая получить больший отрыв от Б, проводит более активную избирательную кампанию и «заби­рает» от Б в первом туре 40 голосов.

Таким образом, в первом туре А получает 120+40=160 голо­сов.

Во второй тур проходят А и В. Но мы помним, что электорат Б (а он составляет 79 голосов) не проголосует за кандидата А. Он отдает свои голоса кандидату В. Таким образом В присоединяет к своему электорату (100 голосов) электорат Б (79 голосов) и по­беждает.

Покажите, в чем заключается ошибка кандидата А? Каким образом должен был построить свою кампанию А, чтобы избе­жать подобного поворота событий?

22. В политической науке известна теорема Гиббарда - Сэттертуэйта, которая звучит следующим образом: «Если кандидатов не менее трех, то единственным неманипулируемым правилом голо­сования является диктаторское» (диктаторской считается избирательная система, при которой результат голосования зависит от одного голоса). Попытайтесь доказать или опровергнуть дан­ную теорему.

23. Французский политолог М. Дюверже сформулировал «три социологических закона» взаимосвязи партийной и избиратель­ной систем. Их основные положения таковы:

Пропорциональная избирательная система обусловливает возникно­вение и существование многопартийной системы, характеризую­щейся автономностью партий и их жесткой структурой;

Абсолютная мажоритарная система влияет на формирование много­партийной системы, в которой партии занимают гибкие позиции и стремятся к поиску консенсуса и компромисса;

Относительная мажоритарная система порождает двухпартийную систему.

Попытайтесь объяснить характер взаимосвязи между различ­ными избирательными и партийными системами. Приведите из­вестные вам примеры, подтверждающие эти законы.

Деловая игра.
Технология избирательной кампании

Игра тщательно готовится участниками заранее. В ней принима­ют участие 30-40 человек. Время проведения игры 90 минут. Фор­мируются 3-4 команды - «партии» по 4-5 человек. «Беспар­тийные» учащиеся образуют «электорат». Задача «партий» - привлечь на свою сторону как можно больше «избирателей». Каж­дая «партия» определяет свою политическую «нишу», идейно-по­литическую платформу и готовит «предвыборную программу». Игра состоит из 5 блоков.

Блок 1 (организационный). Каждая команда создает штаб из­бирательной кампании, разрабатывает его структуру и распределя­ет функции между его структурными единицами. Структура каждого штаба изображается графически и комментируется устно одним из игроков команды. Каждая команда представляет свой план и график проведения избирательной кампании (на 17 недель), в котором подробно и последовательно указываются все мероприятия предвыборной кампании.

Блок 2 (подготовительный). Каждая команда накануне игры проводит исследование «политического рынка». Объектами изучения являются социально-экономические параметры различных групп избирателей (доход, образование, профессионально-квалификационный уровень), демографические показатели (пол и возраст избирателей), социальные признаки (принадлежность к классу или социальной группе, традиции и образ жизни), поведенческие характеристики электоральных групп (доверие к партии, доминирующие нормы политической культуры, склонность к политическому участию). В результате создается «карта» электората, определя­йся его основные сегменты, сторонники, противники и колеблющиеся группы электората. Определяются основные конкуренты, их сильные и слабые стороны.

Блок. 3 (имиджелогия). Каждая команда формирует имидж своего кандидата, исходя из представлений об основных сегментах политического рынка, основных потребностях и интересах избирателей. Разрабатываются различные методы предвыборной агитации. Один кандидат от каждой «партии» в течение 3 минут выступает по «телевидению», в течение 2-3 мин отвечает на вопросы телезрителей» и заявления оппонентов. Все участвующие в игре группы выпускают по экземпляру агитационной «листовки». При продвижении политического имиджа могут быть «проиграны» такие формы его актуализации, как «выступление на митинге», встреча с избирателями». Также определяются другие формы работы с избирателями.

Блок 4 (последний этап). Состязающиеся группы проводят опрос среди «электората», в ходе которого определяются политические предпочтения и намерения принять участие в выборах. Каждая команда получает последнюю возможность сделать заявление накануне «выборов» в течение 2 мин.

Блок 5 (выборы). Из числа наблюдающих формируется «избирательная комиссия» и определяются наблюдатели от «партий». Затем осуществляется «голосование» и «подсчет» голосов.

Результаты игры подсчитываются в баллах.

Блок 1 - от 0 до 5 баллов;

Блок 2 - от 0 до 7 баллов;

Блок 3 - от 0 до 7 баллов;

Блок 4 - от 0 до 5 баллов;

Блок 5 - от 0 до 12 баллов.

а) 12 баллов за 1-е место на «выборах»;

б) 9 баллов за 2-е место на «выборах»;

в) 6 баллов за 3-е место на «выборах»;

г) 3 балла за 4-е место на «выборах».

Полученные баллы суммируются. Таким образом, учитываются не только «победа на выборах», но и умение грамотно провести из­бирательную кампанию.

Страница 1

Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире, а цели намного конкретнее, чем у партий.

Существуют различные типы политических партий. Под типом партии в политологии понимается система ее существенных признаков, в которых выражаются социальная природа, идейная основа, главная социально-ролевая функция партии, особенности ее внутреннего устройства и преобладающий характер методов деятельности. Необходимо отметить, что в целом типология политических партий достаточно условна. В конкретной политической действительности партия может иметь характерные черты разных типов партий.

Типология (классификация) партий

По социальной направленности программы

и деятельности

Социал-демократические;либерально-демократические; коммунистические;

классовые; националистические; расовые;

фашистские; религиозные; государственно-патриотические; народные

По идейным основаниям деятельности

Доктринальные (защита своей идеологии);

прагматические (ориентирующиеся на практическую целе­сообразность действий); харизматические (объединяющиеся вокруг кон­кретного политического лидера)

По методам выполнения программы

Революционные (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества);

реформаторские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без резких структурных изменений)

По характеру политических действий

Реакционные; консервативные; умеренные;

радикальные; экстремистские

По представительству в высших органах

государственной власти и отношению

к официальной политике

Правящие; оппозиционные (легальные, полулегальные и нелегальные)

По месту в политическом спектре

Левые; центристские; правые

По стилю общения между партийными

лидерами и рядовыми членами

Демократические;

антидемократические

По организационной структуре

Парламентские (в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты);

лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе трудовых коллективов); авангардные (построенные на принципах демократического централизма и тер­риториально-производственного объединения своих членов)

По характеру членства

Кадровые (отличающиеся немногочисленностью, свободным членством, организационной рыхлостью); массовые (стремящиеся вовлечь в свои ряды большее число членов, упрочить связи, укрепить структуру)

По виду партийного руководства

Коллективного руководства; руководства с отчетливо выраженным верховенством лидера;

личностного руководства; консенсусного руководства

Это позволяет участвовать в движении людям, имеющим разные политические взгляды, но поддерживающим конкретную политическую цель, ради достижения которой создается и действует движение. Это же обусловливает способность движений приобретать большой размах.

У движений, как правило, отсутствует единая программа, устав. Они отличаются непостоянным числом участников, обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Они опираются на неорганизованные массы, могут также поддерживаться различными общественными организациями и автономными ассоциациями некоторых партий. Ядром движений могут быть как самостоятельные инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями. В целом же основой движений являются солидарность и добрая воля их участников.


(на примере Коми региональных отделений и избирательной кампании перед думскими выборами 4 декабря 2011 г.)

Этапы:

  1. Подготовительный. Знакомство с программными документами партий, представляющих в России различные идейно-политические течения (Единая Россия, КПРФ, ЛДПР, Справедливая Россия, Патриоты России и др.) Представительство и деятельность Коми региональных отделений политических партий.
  2. Трактовка партиями следующих вопросов:

Форма правления

Национально-государственное устройство

Формы собственности и механизмы хозяйствования

Права и свободы граждан

Социальная защита

Решение национальных проблем.

  1. Ход. «Представители» конкретной партии кратко излагают ее платформу. Остальные («оппоненты») задают вопросы, отстаивают свою позицию.

Цель: определить тип и идейные основы партий, выяснить, что объединяет и разъединяет платформы этих партий, а также какие возможны союзы и коалиции между ними.

Учебная цель: отработка навыков ведения коллективного обсуждения в форме дебатов.

Материал о партиях целесообразно представить в сообщениях в форме «визиток» (краткая история эволюции партии, характеристика ее деятельности, сведения о лидерах как российских, так и региональных, плюс вопросы из этапа 2). Лидер распространяет вопросы в группе самостоятельно.

По итогам круглого стола результаты обсуждения необходимо заполнить в таблицу:

Литература:

2. ФЗ «О политических партиях» № 31 от 21.03.2002 // cikrf.ru

3. Дюверже М. Политические партии. М., 2000.

4. Зотова З.М. 100 лет российской многопартийности. М., 2006.

6. Телков А.С. К вопросу об особенностях становления российских политических партий и партийных систем в XX веке // Вестник МУ. Серия 12. 2002. № 5.

7. Чиркин В. Е. Правовое положение политических партий: Россия и зарубежный опыт. // ОНС.1999. № 4.



8. Тимошенко В.И. Политические партии современной России как активный и профессиональный «носитель» и «производитель» политических идеологий: теоретические и практические аспекты // Вестник МУ. Серия 12. Политические науки. 2006. № 6.

9. Малинова О.Ю. Партийные идеологии в России: атрибут или антураж? // Политические исследования. 2001. № 5.

10. Кынев А.В. Политические партии в российских регионах: взгляд через призму региональной избирательной реформы // Политические исследования. 2006. № 6.

Интернет-ресурсы:

  • Всероссийская политическая партия «Правое дело». URL: http://www.pravoedelo.ru/
  • Официальный сайт Либерально-демократической партии. URL: http://www.ldpr.ru/ В разделе ПАРТИЯ – информация о КРО.
  • Политическая партия «Патриоты России». URL: http://www.patriot-rus.ru/

Список зарегистрированных политических партий. URL: http://www.minjust.ru/ru/activity/nko/partii/

Коллоквиум

На коллоквиум (в форме коллективного обсуждения в группе), выносятся итоги мониторинга социально-политической ситуации в Республике Коми , проводимого студентами в текущем семестре (для анализа выбираются события одного месяца, начиная с любого дня).

Цели и задачи мониторинга:

1) Изучение политической ситуации в регионе посредством отслеживания ключевых событий;

2) Работа с различными видами СМИ, освоение их содержательных особенностей.

3) Овладение навыками фиксации и интерпретации материала СМИ по определенной политической тематике;

4) Проведение сравнительного и сопоставительного анализа содержащихся сведений о том или ином событии в разных информационных источниках;



5) Определение уровня освоения студентами учебного материала по современному политическому процессу в Коми, реализованного в практической экспертной деятельности.

Методические указания по подготовке мониторинга:

Работу по мониторингу необходимо проводить ежедневно. Статью или заметку, привлекшие внимание, необходимо прочитать целиком, поскольку название может заведомо искажать смысл или иметь публицистическую окраску. Фиксируемое вами событие или факт должно быть проанализировано на основании как минимум трех информационных источников. Интерпретация может быть сделана как по нескольким событиям, так и в целом за месяц.

Результаты мониторинга оформляются по следующим составляющим: 1) Политика (органы законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления); 2) Экономика; 3) Социальная сфера и культура.

В ходе дискуссии на коллоквиуме необходимо ответить на вопросы:

  • Какие основные тенденции социально-политического развития в Республике Коми преобладали в рассматриваемый период?
  • Что в большей, а что в меньшей степени отражено в СМИ?

Вопросы к зачету

  1. Современный региональный политический процесс: особенности изучения.
  2. Соотношение понятий «политическая система» и «политический процесс» в изучении политики в регионе.
  3. Теоретические подходы и основания изучения регионального политического процесса.
  4. Концептуализация понятий «регион» (широкие и узкие трактовки), «региональная политика», «региональная политическая ситуация».
  5. Проблема суверенизации начала 1990-х гг.: соотношение «Декларации о государственном суверенитете Коми АССР» (1990 г.) и Конституции РФ.
  6. Влияние коми национального движения на политическую ситуацию в Коми.
  7. Республиканское общество «Коми котыр» и его роль в региональном политическом процессе.
  8. Характеристика органов государственной власти Коми АССР (объем полномочий, разделение властей).
  9. Органы исполнительной и законодательной власти РК, их соотношение, определяющее тип политического режима республики по Конституции 1994 г.
  10. Сравнительный анализ правового статуса Верховного Совета и Госсовет РК
  11. Этнополитические и экономические факторы развития регионального политического процесса в 1990-е гг.
  12. Изменение отношений «Центр-регионы» в период президентства В. Путина.
  13. Политическая партия: понятие, функции и классификации политических партий. Стимулы к партийному членству. Развитие политических партий, их «институционализация». Классификация партийных систем.
  14. Становление многопартийности в РК: региональные черты («Наш дом - Россия», ДВР, РНРП и движение «Честь и Родина», «Демократическая Россия» и др.
  15. Становление многопартийности в РК: партии, движения и организации регионального характера.
  16. Политические партии в РК на современном этапе.
  17. Понятие избирательной системы, типология избирательных систем. Избирательная система РК.
  18. Сравнительный анализ итогов выборов в Госсовет РК всех созывов.
  19. Выборы Главы РК.
  20. Понятие электорального поведения. Электоральное поведение на федеральных и региональных выборах в РК.
  21. Развитие профсоюзного движения в РК в 1990-е гг.
  22. Характеристика органов местного самоуправления в РК.
  23. Проблема эффективности местного самоуправления и факторы, влияющие на степень эффективности МСУ.
  24. Проблемы реформирования МСУ и противоречия развития в РК.

Основная:

  1. Ковалев В.А. Политическая трансформация в регионе: Республика Коми в контексте российских преобразований. Сыктывкар, 2001. Гл. 2.
  2. Ковалев В.А. Политика, власть и бизнес в Республике Коми: современные проблемы. Сыктывкар, 2005.
  3. Ковалев В.А. Современный политический процесс в Республике Коми: учебное пособие. Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского гос.ун-та, 2012.
  4. Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика: учеб.пособие для вузов / Р.Ф. Туровский; Гос.ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2006.

Дополнительная:

  1. Афанасьев М.Н. Политические партии в российских регионах // Pro et contra. 2000. Т. 5. № 4.
  2. Выборы и партии в регионах. М., 2000.
  3. Выборы в Республике Коми. 1989-2000: Информационный справочник. Сыктывкар, 2001.
  4. Выборы в Республике Коми. 2003-2004: Информационный справочник. Сыктывкар, 2004.
  5. Выборы Главы РК. 2001: Информационный справочник. Сыктывкар, 2002.
  6. Гельман В. Политические партии в России: от конкуренции к иерархии // Полис. 2008. № 5.
  7. Голосов Г.В. Сравнительная политология. СПб., 2001.
  8. Губернаторы в России: От выборов к назначениям / ред. и сост. Л.Н. Верченов, В.А. Ковалев // Политическая наука. М., 2007. № 2.
  9. Законодательная власть Республики Коми: очерки истории. Сыктывкар, 2008;
  10. Ковалев В.А. Социально-политические проблемы становления местного самоуправления (на примере Республики Коми) // Республика Коми: власть, бизнес, политика. Социологические этюды. Сборник статей. – Сыктывкар, 1998.
  11. Ковалев В.А. О перспективах политических партий в РФ // Свободная мысль. 2007. № 11.
  12. Ковалев В.А. Политические альтернативы в современной России: монография. Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского ун-та, 2010.
  13. Кошелюк М.Е. Технологии политических выборов. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004
  14. Кынев А.В. В ожидании нового электорального предложения. Выборы региональных законодательных собраний конца 2004 – начала 2005 г. // Полис. 2005. № 3.
  15. Кынев А.В. Региональные избирательные кампании как индикатор развития гражданского общества // Отечественные записки. 2006. № 2.
  16. Матвейчев О.А., Новиков В.Ю. Предвыборная кампания: практика против теории. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003.
  17. Партии и общественные организации в политической жизни Республики Коми. / Сост. Ковалев В.А. Сыктывкар, 1997.
  18. Плаксин А.В. Избирательное право и избирательный процесс в схемах и таблицах на основе ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» / РЦОИТ. – М., 2007.
  19. Поздеев А.В., Савченко Е.И., Ткаченко А.Н. Особенности муниципальной политики в муниципальных образованиях Республики Коми. URL: http://rkomi.ru/content/4542/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F.doc (декабрь 2010 г.)
  20. Региональные выборы и проблемы гражданского общества в Поволжье. / Московский Центр Карнеги. М., 2003. № 2. (Об итогах голосования на выборах Главы Коми 2001 г.)
  21. Реформа местного самоуправления в Коми: взгляд изнутри. / Макарова Т.Д., Логинов А.В., Андриевская И.А. Отв.ред. Семяшкина В.Т. Сыктывкар, 2009. URL: http://www.silvertaiga.ru/content/publications/%D0%A0%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0_%D1%81%20%D0%BE%D0%B1%D0%BB.pdf (декабрь 2010 г.)

Интернет-ресурсы

  • Официальный портал Республики Коми // http://rkomi.ru/
  • Конституция Республики Коми // http://constitution.garant.ru/region/cons_komi/
  • Конституция РФ // http://www.constitution.ru/
  • ЗАКОН 23 сентября 2010 года № 88-РЗ О выборах и референдумах РК. http://www.komi.vybory.izbirkom.ru/region/komi?action=show_npa
  • ЗАКОН О ВЫБОРАХ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ (10 марта 1994 г.) // http://www.panorama.ru/works/izbir/komig.html
  • Договор о разграничении полномочий и предметов ведения между органами государственной власти РФ и органами государственной РК (1996) // http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumList_DocumFolderID_287.html
  • Мониторинг региональных избирательных кампаний 11 марта 2007 года. 2007. Бюллетень № 3. URL: http://www.vibory.ru/Regs/monit-3.pdf
  • Политическая партия Справедливая Россия. Региональное отделение в Республике Коми. URL: http://komi.spravedlivo.ru/
  • Коми региональное отделение партии Единая Россия. URL: http://www.edinroskomi.ru/
  • Коми республиканское отделение КПРФ. URL: http://kprfkomi.ru/
  • Региональное отделение демократической партии Яблоко. URL: http://www.yabloko.ru/Komi
  • Общероссийское общественное движение «Союз правых сил»/ «Правое дело». URL: http://www.sps.ru/

-- [ Страница 1 ] --

На правах рукописи

АНТОНОВА Татьяна Михайловна

Организационные формы и идейно-политическая

направленность молодежных движений

и организаций Российской Федерации

в 1992-2003 гг.

Специальность 07.00.02 – Отечественная история

диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук

Москва 2010

Работа выполнена на кафедре истории факультета социологии, экономики

и права Московского педагогического государственного университета

Научный консультант: доктор исторических наук

Каверин Виктор Алексеевич

Официальные оппоненты:

Криворученко Владимир Константинович

доктор исторических наук, профессор

Ш иловА Галина Федоровна

доктор исторических наук

Змеев Владимир Алексеевич

Ведущая организация: Московский государственный гуманитарный

университет им. М.А. Шолохова

Защита состоится 21 июня 2010 г. в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.01 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 117571, Москва, проспект Вернадского, д. 88, кафедра истории МПГУ, ауд. 817.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ по адресу: 119992, ГСП-2, Москва, Малая Пироговская ул., д.1.

Ученый секретарь

диссертационного совета Киселева Л.С.

I . Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. В современных условиях модернизации России, расширения информационной среды и строительства гражданского общества заметно возросла значимость социализации подрастающего поколения, обеспечения исторической преемственности в общественном развитии. Молодежь быстрее старшего поколения улавливает новые требования времени, активнее включается в модернизационные процессы. Изменение устоявшихся традиций оказывает неоднозначное влияние на формирование духовно-нравственной, политической культуры молодых людей, взаимоотношения поколений. Развитие общественной инициативы молодежи, ее активное включение в социальную практику, преодоление негативных явлений в молодежной среде - настоятельная потребность современного общества.

За последние два десятилетия в молодежной среде был накоплен богатый опыт психологической адаптации к новой социально-экономической и политической реальности переходного периода, осмысление которого чрезвычайно важно в свете изменений, произошедших в стране и обществе после распада СССР. Старшее поколение, признавая отсутствие в своей культуре моделей будущего, все с большей надеждой смотрит на молодых. Общественно-политическая активность молодежи во многом определяет векторы и перспективы развития нации, темпы ее включения в глобализирующееся мировое сообщество. Высокая адаптивность подрастающего поколения способствует преодолению межнациональных, религиозных и иных барьеров, препятствующих углублению интеграционных процессов в мире.



Завершение на современном этапе переходного периода российской истории выдвигает новые требования к деятельности органов власти, отвечающих за разработку и реализацию молодежной политики. Суть проблемы состоит в противоречии между возросшими социальными потребностями молодого поколения (образование, работа, быт, отдых) и реальными возможностями для их удовлетворения. Подтверждением такого противоречия является не только сложное социально-экономическое положение молодежи, но и возросшая политическая активность различных молодежных организаций («Молодая гвардия», «Наши», «Идущие вместе»), способных оказывать влияние на принятие важных политических решений.

В молодежном движении 1992-2003 гг. отразились основные противоречия переходного периода, многие механизмы социальной и психологической адаптации, формы философско-эстетического осмысления бытия, понимание которых необходимо для регуляции процессов вхождения представителей молодого поколения в культуру российского социума. Рассмотрение этих проблем на примере российской молодежи 1992-2003 гг. способствует выработке общеметодологических позиций, актуальных в исследовании аналогичных явлений в культурах разных стран и эпох.

Анализ состояния научной разработки темы исследования, проведенный в первом разделе диссертации, показал, что среди работ историков молодежного движения преобладают исследования политических настроений молодежи, уровня и качества ее образования, особенностей уровня жизни и ценностных ориентаций. Однако поставленная в данной работе конкретная проблема научного анализа организационных форм и идейно-политической направленности молодежных движений и организаций Российской Федерации до сих пор еще не стала предметом специального рассмотрения в рамках докторской диссертации.

Научный анализ исторического опыта формирования молодежных организаций, движений и объединений в России, форм и методов их работы с подрастающим поколением, практики их взаимоотношений с государственными и общественными организациями, а также политическими партиями еще только начинается. На современном этапе существует необходимость теоретического осмысления, обобщения всего ценного, что есть в историческом опыте молодежных движений. В этой связи возрастает значение дальнейших научных исследований по истории молодежных организаций России, многие аспекты развития которых еще не получили достаточного освещения у отечественных исследователей.

Цель и задачи исследования. В диссертационной работе ставится цель проанализировать организационные формы и идейно-политическую направленность молодежных движений и организаций Российской Федерации в переходный период формирования новой государственности (1992-2003 гг.).

Исходя из поставленной цели, для более полного раскрытия темы в работе поставлены следующие задачи :

Выявить основные теоретические и методологические подходы исторической науки к исследованию отечественного молодежного движения рубежа XX-XXI вв., а также с привлечением широкого круга литературы и источников определить главные тенденции в развитии историографии данной темы;

Проанализировать модель государственной молодежной политики Российской Федерации, сложившуюся в период смены вектора общественно-политического развития в 1992-2003 гг.;

Показать исторические условия и социально-политическую среду, в которых происходило формирование новых российских молодежных организаций в 1992-2003 гг.;

Рассмотреть традиционные и новые направления в неформальном движении российской молодежи в переходный период 1992-2003 гг.;

С привлечением обширного круга источников и литературы проанализировать организацию спортивного движения российской молодежи в период системных реформ 1992-2003 гг.;

Хронологические рамки исследования охваты­вают крайне противоречивый, оригинальный и судьбоносный этап в истории Российской Федерации с 1992 до 2003 гг. После распада СССР в начале 1990-х гг. была практически полностью демонтирована прежняя система взаимодействия органов власти и молодежных организаций. В первой половине 1990-х гг. государственная политика Российской Федерации не только на практике, но даже на уровне программы не предполагала учета различных молодежных инициатив, создания гражданских союзов, молодежных военно-патриотических обществ, спортивных организаций и поисковых движений. В условиях отсутствия государственного патернализма, молодое поколение искало новые формы социального самоутверждения, часто отличные от принятых в обществе стандартов. Контуры новой российской политики в отношении молодежных движений и организаций в общих чертах сформировались только к началу 2000-х гг., что и определило выбор верхних границ исследования.

Научная новизна диссертации заключается в комплексном исследовании организационных форм и идейно-политической направленности молодежных движений и организаций Российской Федерации в переходный период 1992-2003 гг. Новаторство работы определяется широким использованием материалов текущих архивов Российской Федерации, которые отразили фундаментальные перемены в мировоззрении, культуре и образе жизни российской молодежи в эпоху системных реформ.

Автор подчеркивает, что на начальном этапе реформ 1990-х гг. подрастающее поколение, как наиболее активная часть социума, оказалось в наибольшей степени охвачено новыми идеями строительства гражданского общества, создания свободного рынка и победы демократии. Освобождение от опеки комсомольских и партийных организаций привело к идейно-политической поляризации молодежи, стремившейся к самоорганизации в рамках различных политических и неформальных движений.

Сформировавшиеся на закате перестройки, во многом свободные и независимые, молодые люди открыто реагировали на кризис политической системы, экономическую нестабильность, нарушение прав и свобод граждан. В начале 1990-х гг. многие представители подрастающего поколения имели свою четкую гражданскую позицию по актуальным социально-политическим вопросам современности. Они активно включались в общественную и политическую жизнь страны, участвовали в деятельности молодежных объединений, организовывали митинги, выступали на «круглых столах», публиковали оппозиционные статьи и книги.

В середине 1990-х гг. в условиях кризиса переходной эпохи, разрушения ценностей старшего поколения, отсутствия приемлемых идейных ориентиров другая часть молодежи ярко демонстрировала социальное равнодушие и низкий уровень политической активности. В молодежных кругах широкое распространение получил общественный нигилизм, поиск новых политических и религиозных идеалов, индивидуальные формы выживания в новых экономических условиях. Отдельные представители подрастающего поколения придерживались радикальных взглядов и представляли собой деструктивную социальную силу. Исследование показало, что значительной части молодежи была свойственна эклектичная картина мира, психическая неустойчивость, непоследовательность, тяга к анархии, максимализм, отрицание опыта прошлых поколений и другие признаки «протестного поведения».

Специфика российского молодежного неформального движения в исследуемый период определялась рядом факторов, в числе которых автор выделяет высокий уровень урбанизации, изменение характера социальной мобильности, низкий уровень жизни основных слоев населения, уклонение части юношей от службы в армии, утрату фундаментальных ценностных оснований, необходимых для поддержания социальной идентичности. На молодежных субкультурах России отразилось воздействие криминализации общества, западной культурной экспансии, тяга к преодолению повседневности, негативных явлений советской эпохи. Широкое развитие неформальных и откровенно антиобщественных движений объясняется не только кризисом переходного периода, но и вступлением Российской Федерации в новую постиндустриальную эпоху, которой свойственны социальные конфликты нового поколения.

В диссертации впервые в комплексе проанализированы негативные последствия сокращения массовых молодежных спортивных соревнований, ранее преследовавших цель укрепления духовного и физического здоровья подрастающего поколения. Коммерциализация сферы физической культуры и туризма сделали спорт элитарным, при этом многие представители подрастающего поколения, особенно из малообеспеченных семей, утратили возможность участвовать в спортивных мероприятиях, способствующих всестороннему развитию их личности. Ликвидация коллективов физической культуры, клубов, других объединений физкультурно-спортивной направленности в значительной степени изменила сложившуюся систему молодежного досуга, механизмов самоорганизации и самореализации детей и подростков.

На рубеже XX-XXI вв. российская молодежь первой ощутила завершение кризиса переходного периода, приняв активное участие в новых политических инициативах власти (движение «Наши»). Если в конце 1990-х гг. внимание молодых активистов было направлено, главным образом, на решение актуальных проблем (отсрочка служба в армии, образование, размер стипендий), то в первой половине 2000-х гг. интересы молодежи сосредоточились на общих вопросах политики, проблемах свободы слова, выборов и демократии. Российская молодежь демонстрировала широкий спектр представлений о национальных интересах России, оцениваемых с различных политических позиций (Союз коммунистической молодежи, Молодежный Союз СПС, Авангард красной молодежи, Молодежное движение в защиту прав человека и др.). Новый импульс образованию российских молодежных организаций придали «Оранжевая революция» на Украине и «Революция роз» в Грузии, в которых активное участие приняли молодые граждане, ставшие «ударной силой» улиц.

Методология исследования. Теоретико-методологическую основу исследования составляет совокупность идей, относящихся к диалектико-материалистическому пониманию истории, сочетание принципов историзма, достоверности, объективности, а также обширный комплекс общенаучных (системный, статистический, социологических исследований и др.) и специальных исторических методов. Принцип историзма позволил проследить в динамике, в развитии политику российской власти в отношении подрастающего поколения, выявить изменения, происходившие в политических ориентациях российской молодежи.

Научно-практическая значимость . Материалы диссертации могут быть использованы при корректировке политики России в отношении современных молодежных движений и организаций. Некоторые выводы и рекомендации исследования могут быть полезны органам власти и организациям, отвечающим за реализацию молодежной политики в современных условиях. Они могут быть использованы в процессе углубленного изучения истории России, при написании школьных и вузовских учебников по истории Отечества.

Апробация диссертационного исследования. Основные положения диссертации были представлены научной общественности в виде монографий, статей и тезисов докладов автора на научных конференциях. О результатах своего научного исследования соискатель докладывал на кафедре истории МПГУ.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, шести разделов, заключения, списка использованных источников и литературы.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во «Введении» обосновывается актуальность темы диссертации, определяются цели и задачи исследования, его хронологические рамки, рассматривается научная новизна и практическая значимость диссертации.

В первом разделе – «Научные основы изучения молодежных движений и организаций Российской Федерации. Историография и источниковая база диссертации» - обобщена методологическая база работы, выявлены особенности освещения истории молодежных движений в научно-исторической литературе, а также проведена систематизация основных источников по теме диссертации.

Молодежное движение автор рассматривает как способ взаимодействия и взаимосвязи между обществом как целым и молодежью как его частью, возникающих в процессе включения молодежи в общественно-политическую структуру, направленных на поддержание и воспроизводство устойчивых общественных отношений и целостности общества. О молодежном движении исследователи молодежи чаще говорят как о молодежной субкультуре, культуре автономии, выполняющей функцию социализации личности.1 Под молодежным движением в широком смысле понимаются действия данной социальной группы, направленные на обеспечение групповых и своих социальных интересов, удовлетворение потребностей.2 Поскольку данное движение может включать в себя определенные требования к государственной власти, оно приобретает политический характер. Но во многих аспектах молодежное движение не имеет политической направленности, не выходит за рамки социальной сферы, например, в тех случаях, когда молодежь стремится отстоять некоторые свои формы культуры, стиля поведения, образа жизни.

Концепция социальной интеграции молодежи в общество разработана Ю.А. Зубок и определяется как двусторонний процесс включения молодежи в социальную структуру общества и степень социальной идентификации.3 Социальное регулирование данного процесса обеспечивается путем формирования общественно значимых критериев развития, а также посредством выработки социальными институтами нормативных требований, которые реализуются в государственной молодежной политике.

В исследуемый период практически все оппозиционные и лояльные к власти партии имели свои молодежные отделения. В период политических реформ в обществе сформировался социальный заказ на проведение активной молодежной политики как «сверху», на уровне государственных институтов, так и «снизу», на уровне формальных и неформальных молодежных движений и объединений, которые по объективным и субъективным причинам были готовы консолидировать свои усилия для достижения общих, единых для молодежи целей. В постсоветской России наметилось серьезное противоречие между общественной потребностью широкого вовлечения молодежи в политическую жизнь страны и низкой степенью ее консолидации и интеграции в данную сферу жизни общества. Это серьезно тормозило развитие демократических институтов и представляло определенную угрозу для формирования политической системы.

Автор делает вывод о том, что политические интересы российской молодежи были направлены не на простое воспроизводство структуры власти в стране, а на ее принципиальное обновление. Именно это позволяет рассматривать молодежь как главный социальный потенциал политической модернизации современной России.

Историография проблемы . Особенности отечественного молодежного движения, независимого от официальной политики партии и ВЛКСМ, стали активно обсуждаться с конца 80-х гг. ХХ в. Внимание исследователей привлекали такие организации, как «Следопыты», туристические организации, спортивные общества и т.д. Еще в советские годы были предприняты первые попытки исследования самодеятельных молодежных объединений, например, обществ авторской песни, спортивных дворовых команд и т.д.4 В годы перестройки в Советском Союзе было открыто признано существование неформальных молодежных объединений, в которых усматривался мощный инновационный потенциал, способный привести к обновлению существующей модели социально-политического развития молодежи. Часто молодежное движение рассматривалось исследователями как выражение молодежной субкультуры и даже контркультуры, принимавшей деструктивный характер.5

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

 

 

Это интересно: