→ Основные герои и их характеристика. Краткая характеристика главных героев романа война и мир льва толстого

Основные герои и их характеристика. Краткая характеристика главных героев романа война и мир льва толстого

Литература - это наше достояние. Именно ее мы обязаны благодарить за то, что с самого детства нам прививают нормы культуры, этикета. Но изучение данного предмета у школьников вызывает массу проблем, особенно если речь идет о сочинении. Наверняка каждому приходилось после прочтения литературного произведения писать анализ героя. Как это делать? С чего начать? Просто куча вопросов в голове. Именно поэтому предлагаем вам разобрать план характеристики Делать мы это будем на конкретных примерах. Обязательно рассмотрим и такой вид, как литературных героев. План и примеры мы обязательно приведем ниже.

С чего начать

Прежде чем переходить непосредственно к написанию сочинения, нужно разработать план характеристики литературного героя. Если нам не нужно его ни с кем сравнивать, то примерно он будет выглядеть так:

  • Вступление.
  • Пару слов об авторе и произведении.
  • Роль героя в предложенной работе и его общее описание.
  • Его взгляды на конкретные проблемы произведения.
  • Отношения с другими героями.
  • Заключение.

Сразу отметим, что первые два пункта можно совместить. Распространена практика - вступление посвящено произведению и его автору. Более ничего добавлять не стоит. Весь текст обязательно делите на смысловые абзацы. Так он легче воспринимается. Уделите свое внимание такому приему, как цитирование, это очень важно. Мы рассмотрели примерный план характеристики литературного героя, но как применять полученные знания на практике? Предлагаем применить вышесказанное на примере.

Пример

Для начала возьмем героя попроще и произведение, в котором четко определены все проблемы. Предлагаем знаменитый рассказ «Муму», написанный величайшим автором Иваном Сергеевичем Тургеневым. Конечно, возьмем главного героя. План характеристики героя литературного произведения, в нашем случае Герасима из рассказа «Муму», будет выглядеть следующим образом:

  1. Вступление.
  2. Внешность героя.
  3. Личность и характер.
  4. Заключение.

Можно на ваше усмотрение добавить еще пункты, но мы остановимся на этом. Внимательно обдумывайте все части, когда вы составили план характеристики литературного героя, от него лучше не отклоняться, а строго идти по порядку. Здесь будем писать кратко, по самому минимуму.

Вступление

Рассказ «Муму» Ивана Сергеевича - это не совсем выдумка, герои Герасим, Капитон, барыня - это все реальные люди, проживающие в лутовинском имении.

Тургенев не просто пересказал произошедшую историю с дворником и его собакой, но и наделил ее еще большим смыслом. Рассказ сразу был воспринят как антикрепостнический, вызывал потрясающее впечатление.

Внешность

Если посмотреть на план составления характеристики литературного героя, то можем заметить следующий пункт, посвященный внешнему обличию человека. Наиболее интересная и трудоемкая часть работы. Предлагаем вам больше обращаться к тексту, вставлять как можно больше цитат.

Как нам показывает Герасима автор: это серьезный и строгий немой дворник, принадлежащий барыне, которая по своей натуре самодурка. Иван Сергеевич называет его настоящим русским богатырем, ведь он невероятно силен и ростом без пяти сантиметров два метра.

Личность

Из строк произведения становится понятно, что Герасим - это трудолюбивый и ответственный человек, обладающий крепким физическим телом. Он необычен, что подтверждается строками: «...Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим...».

Еще одна отличительная черта нашего героя - уединенность, так как был одинок всю свою жизнь, не любил, чтобы к нему приходили, жил отдельно от братьев. Очень любит деревню, предпочитает ее городу. Так он рос отчужденно всю жизнь из-за своего недуга (Герасим от рождения немой) и вырос сильным и выносливым богатырем, подобно могучему дереву.

Он очень уважаемый человек, достойный, знает свои права и обязанности.

Заключение

В данном пункте необходимо подвести итоги сочинения.

Очень интересен поступок дворника, зачем он утопил так полюбившегося ему щенка? Он был единственным живым существом, которое отвечало ему взаимностью. Этот поступок можно трактовать так - протест против крепостничества. И.С. Аксаков трактовал следующим образом: "Герасим - это олицетворение всего русского народа, сильного духом и физически, отличающегося непостижимой кротостью".

Иван Сергеевич Тургенев – великий русский писатель, автор одного из самых известных литературных произведений XIX века «Отцы и дети».

Данный роман насыщен персонажами: главными и второстепенными, краткие характеристики которых изложены ниже.

Главные герои романа Тургенева «Отцы и дети»

центральный персонаж романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Когда читатель только встречает Базарова на страницах произведения, первое, что бросается в глаза и при этом, дает максимально правдивую характеристику персонажа – его внешний вид. Базаров одет в старые и потрепанные временем вещи, но даже в таком виде преподносит себя гордо и достойно.

Внешность молодого человека также отражает основные черты его характера. Через тонкие губы, мужественный голос, большой лоб и твердую походку, И.С. Тургенев передает скрытность, холодность и резкость своего героя.

Базаров воспитывался лекарем в крестьянской семье, сам же он, как и отец, учился на медицинском факультете. Его скептическое отношение к окружающим его людям, природе, искусству, самоуверенность и некий эгоизм объясняются принадлежностью героя к течению нигилистов. Персонаж остается верен своим принципам до конца жизни, и умирает от заражения крови.

– наиболее добрый, светлый и «положительный» среди всех персонажей романа. Внешне Николай Петрович выглядит типичным дворянином того времени: немного сгорбленный человек с приятными чертами лица, носящий «деревенское» пальто.

Николай Петрович является отцом Аркадия, либералом по своим взглядам. Герой старается идти в ногу со временем, насколько это было возможно в тот период, он интересуется жизнью сына, новаторскими идеями, к которым примыкает Аркадий.

Какое-то время персонаж испытывает неловкость и стыд из-за своих чувств к простой женщине Фенечке, но к концу романа можно отметить личностный рост этого героя, ведь он не только более не стыдится, но даже открыто выражает свою любовь, женившись на Фенечке.

– старший брат Николая Петровича, который является антиподом Евгения Базарова. Несмотря на то, что в течение какого-то промежутка времени, герой проживает в деревне, он не выбирает «деревенское пальто», как его брат. Павел Петрович всегда выглядит роскошно, его рубашка всегда накрахмалена, а на руках всегда находятся светлые перчатки. Персонаж считает, что следить за своим внешним видом необходимо, даже когда находится среди простых деревенских людей, а не в привычном Петербургском обществе.

В своей жизни Павел Петрович испытал несчастную любовь к княгине Р., именно после разрыва он переехал в деревню, где встретил Фенечку, напоминающую внешне бывшую любовь. Однажды Базаров видит, как герой целует Фенечку, и вызывает его на дуэль, что становится некой кульминацией их конфликта.

Из сражений герой выходит с ранением, поэтому после свадьбы племянника отъезжает за границу на лечение.

– сын Николая Петровича и друг Евгения. Герой молод и наивен, что, несомненно, объясняет его слепое подражание в начале романа взглядам Базарова. Он попадает под влияние яркого и весьма необычного течения, которому Евгений отдан полностью, хотя сам Аркадий с первых страниц романа сомневается в идеях, которые пропагандирует его друг.

Аркадий восхищается тем, как Базаров следует идеям течения до самой смерти, но в определенны момент он осознает, что имеет совершенно другие взгляды и планы на эту жизнь.

Отказавшись от идей нигилизма, Аркадий обретает любовь и счастье, которое становится смыслом его жизни.

Второстепенные герои романа Тургенева «Отцы и дети»

– единственная женщина, к которой Базаров обретает некое подобие чувств. На самом деле, Одинцова представляется очень жестокой женщиной, которая просчитывает каждый свой шаг, она, тем не менее очень любит роскошь, но не желает делиться ей с кем-либо. Поэтому вполне ожидаемым итогом для нее стало замужество по расчету.

Катерина – молодая девушка, воспитанная сестрой в строгости. По этой причине можно отметить такие ее черты, как невероятная скромность, любовь к природе, музыке, доброта. Безусловно, образ этой девушки является идеальным завершением образа Аркадия Кирсанова, который находит в ней смысл своей жизни.

Фенечка – женщина, родом из крестьянской семьи, которая становится примером естественной красоты и чистоты. Неудивительно, что Николай Петрович избрал ее в качестве своей возлюбленной, ведь именно Фенечка является идеалом женщины для него, хранящей домашний очаг, заботящейся об уюте и благополучии родных.

Герой — главный образ литературного произведения. Благодаря образу героя осуществляется связь, диалог между автором и читателем. Например, А.С. Пушкин, создавая роман «Капитанская дочка», стремился выразить своё отношение к проблемам любви, чести, долга и достоинства человека, оказавшегося участником глобальных исторических потрясений. Для этого он вводит в повествование героев, которые живут и действуют в вымышленном автором мире. Читая роман и сопереживая героям, оценивая их поступки, мы проникаем в этот мир и по-своему воспринимаем позицию автора. Так, образы Гринёва, Маши Мироновой, Пугачёва, Швабрина и других героев становятся для нас посредниками для понимания романа и его художественного своеобразия.

Герой литературного произведения выражает идеи времени, исторической эпохи, в которую оно было создано, отношение человека к миру, обществу и людям. «Житие...» Сергия Радонежского создано как образец для подражания, в нём отразились лучшие черты русского подвижника XIV века. Герои Н.М. Карамзина — чистая и искренняя девушка Лиза и добросердечный, но слабый Эраст — показывают читателю важность внутреннего мира человека, понимание которого уже созрело в русском обществе конца XVIII века. Героиня повести И.С. Тургенева «Ася» утверждает ценность человеческой личности, которая не зависит от внешних, социальных обстоятельств.

Герои литературного произведения разделяются прежде всего на положительных, вызывающих сочувствие и желание подражать, и отрицательных. Таковы, например, образы Маши Мироновой и Швабрина у А.С. Пушкина, образы трудящихся крестьян и жестоких крепостников у А.Н. Радищева. В литературных произведениях есть также много героев, которых нельзя назвать только положительными или только отрицательными. Таких героев, как и людей в реальной жизни, большинство — мы их любим или не принимаем, они похожи или не похожи на нас, соответствуют или не соответствуют нашим представлениям о положительных качествах человека. Например, нам трудно определить своё отношение к ротмистру Зурину из «Капитанской дочки»: с одной стороны, он поступил нечестно и недостойно, обыграв наивного юношу Гринёва на сто рублей, с другой — он храбрый офицер, сражающийся с пугачёвцами.

Помимо термина «герой» часто употребляется термин «персонаж» (от лат. persona — «личность», «лицо»). Этим термином обычно называется действующее лицо литературного произведения, чаще всего — драмы. Нередко его применяют по отношению к второстепенным героям. Для уточнения понятия «герой» используются термины «тип» и «характер». Литературный тип — это художественный образ индивидуального человека, в котором воплощаются общие черты группы людей, народа, человечества. К примеру, брат Аси у И.С. Тургенева — Гагин — представляет тип русского праздного барина, а Савельич у А.С. Пушкина — тип крепостного, барского холопа. Литературный характер — это такое изображение человека в словесном искусстве, при котором писатель создаёт индивидуальный, неповторимый образ. Так, литературный тип — это изображение в конкретном герое общих черт и качеств, литературный характер — выделение индивидуальности из общей группы людей.

Примерные планы характеристики литературного героя

План №1 (по Марине Шилковой)


1. Возраст героя. Что из этого следует? (еще молод, отсюда юношеский максимализм; еще молод, но уже проявляет муждрость; нет жизненного опыта или он есть; зрелый человек, поэтому способен оценить...; уже немолодой, поэтому ему трудно понять или принять...и т.п.)
2.
Воспитание, образование (традиционное для людей его круга - глубокое, поверхностное, прошло даром и т.п.)
3.
Время и его влияние на героя (спокойное, переломное, надвигаются...; необходимы перемены; герой вне времени, опережает его, застыл в прошлом и т.п.)
4.
Положение в обществе (лидер, один из...; аристократ, разночинец, маленький или лишний человек, пользуется авторитетом в своем или не только в своем кругу, хочет пробиться выше, доволен своим положением или нет, не задумывается об этом и т.п.)
5.
Умение чувствовать (эмоционален, держит себя в руках, скрывает чувства, эмоционально глух, чувствителен только там, где это касается его лично, глух к чувствам других или замечает их и т.п.)
6.
Поведение в обыденной жизни (если оно чем-либо выделяется из общего рисунка)
7.
Поведение в экстремальной ситуации (если таковая описана)
8.
Отношение героя к обществу и общества к герою (как и в чем проявляется, причины и следствия)
9.
Система ценностей (что для него в жизни главное, на что обращается минимум - максимум внимания, как это соотносится с системой ценностей, принятой в его кругу, в его время)
10.
Авторская позиция по отношению к герою (обратить внимание на стиль писателя, художественно-изобразительные средства, художественные детали, которые помогут сформулировать авторское отношение к герою) 11. Ваша позиция по отношению к герою. Высказать ее АРГУМЕНТИРОВАННО.

План №2 (по М.Г.Беловой)

    Место, занимаемое героем в произведении.

    Общественное и семейное положение героя, обстановка, в которой он живет.

    Портрет("говорящие имена", внешность, манера держаться, особенности костюма и т.п.)

    Речь героя

    Поступки, особенности поведения, деятельности, влияние на окружающее и влияние окружающего.

    Цели жизни, основные интересы.

    Чувства литературного героя, его отношение к другим действующим лицам, их отношение к нему.

    Ваше отношение к герою, насколько он современен.(аргументация своей точки зрения)

Речевые обороты, которые могут помочь в написании характеристики литературного персонажа.

    Повествователь моделирует ситуацию (дуэли...любовной неудачи...победы над обстоятельствами...путешествия...объяснения в любви и т.п.)

    Судьба героя образует фабулу повествования.....

    Мировоззрение героя является результатом его жизненного опыта...

Инструкция

Характеристика героев может быть двух видов: индивидуальная и сравнительная. Если вам нужно составить индивидуальную характеристику героя, начните с описания исторической эпохи, о которой идет речь в произведении. Это имеет важное значение, так как позволяет объяснить многие поступки героя. Расскажите о социальном положении героя. Опишите среду, в которой он воспитывался и в которой формировался его характер. Например, Евгений Онегин рос в среде светского общества, что отразилось на его характере, образе жизни, отношении к женщинам. Вы знаете, что ему наскучила светская жизнь, надоели красавицы из высшего общества, пустое . Поэтому он увлекся Татьяной Лариной, так не похожей на них.

Подробно опишите в характеристике героя, одежду, внешний вид, манеру поведения. Обычно манеры или какие-то необычные черты во внешности героя являются средством раскрытия характера. Например, Михаил Юрьевич Лермонтов в "Герой " подчеркивает во внешности Печорина противоречия: стройный, тонкий стан и широкие плечи, что доказывало крепкое сложение. Это помогает нам понять поступки героя, тоже противоречивые, неоднозначные.

Поступки героя, безусловно, необходимо описать в характеристике. Например, Печорин во время вздрагивал от шума ставен, но не боялся ходить на кабана. Особенности речи героя - важная составляющая характеристики героя. Так, любезно-сентиментальное отношение Манилова, героя произведения Николая Васильевича Гоголя "Мертвые души", раскрывается в его речи: "Я бы с радостью отдал половину всего моего состояния, чтобы иметь часть тех достоинств, которые имеете вы".

Составляя характеристику героя, обратите внимание на мировоззрение персонажа, круг его интересов. Например, Пьер Безухов в романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир" является ищущим свой жизненный путь человеком. Автор описывает его поиски и душевные кризисы. Пьер проходит путь от увлеченности идеями Наполеона до осознания того, что народ является движущей силой истории. Образ Пьера показан в развитии. Если вы составляете характеристику этого героя, обязательно опишите его поиски жизненного пути.

Можно также отметить отношение автора к своему герою, если это просматривается в произведении. Например, если вы составляете характеристику Татьяны Лариной, героини романа Пушкина "Евгений Онегин", отметьте доброе, искреннее, бережное отношение к ней автора. "Татьяна, милая Татьяна...", - пишет А.С. Пушкин.

Сравнительная характеристика позволяет нам понять героя через сопоставление. Например, характеризовать Жилина, героя произведения Льва Николаевича Толстого "Кавказский пленник", необходимо через сопоставление с другим героем, Костылиным. Это позволит вам глубже осмыслить поступки героя и отразить в характеристике. В заключении характеристики вы можете написать и свое отношение к герою.

Источники:

  • Характеристика литературного героя

Характеристика героя - достаточно распространенная форма проверки понимания текста или темы в целом. Такое задание вы можете получить на занятиях по литературе, литературному и лингвистическому анализам, а также на занятиях по иностранным языкам.

Инструкция

Охарактеризовать можно только такого героя, которого хорошо знаешь. Поэтому вам нужно в первую очередь как можно подробнее ознакомиться с содержанием того художественного произведения, по которому вам задали задание. Вам нужно разобраться с деталями и попытаться понять подтекст этого произведения. Также нельзя характеризовать героя в отрыве от других героев: все они тесно связаны и влияют друг на друга по мере развития сюжета.

Характеристику героя подчас не нужно выискивать в подтексте. В тексте присутствуют так называемые прямые характеристики: то, как отзывается о своем герое автор, как описывает его, и то, как отзываются о нём другие герои. Всё это нужно учитывать, когда дается персонажа. Ваш ответ по герою - это не просто ваши личные впечатления и выводы.

Сложнее найти в тексте и описать в связном тексте косвенные характеристики. Это - те выводы, которые может сделать достаточно читатель, ознакомившись с поступками героя и его . Здесь уже нужно более глубокое понимание . Никто уже не скажет: этот - красивый, этот - вежливый, а тот - груб с женщинами. Вам придется искать всё это самим и облекать в , подбирая наиболее подходящие эпитеты и развернутые характеристики.

Можно и выходить за рамки анализа какого-то одного произведения. Проследите развитие порученного вами образа в веках: может быть, по этой книги были сняты фильмы или мультфильмы, может быть, этот же персонаж появлялся в других литературных произведениях. Конечно, это более глубокий анализ персонажа, более глубокое понимание произведения, и выполнение такой работы требует времени и старания, но и характеристика в конечном итоге получится более полной.

Видео по теме

Характеристика героя подразумевает составление как можно более полного его описания. Задача автора характеристики – систематизировать и обобщить информацию о герое, сделать из нее выводы. Такая работа покажет не только аналитические способности, а также мыслительные и речевые навыки пишущего.

Вам понадобится

  • - произведение, героя которого описываете;
  • - критическая литература о произведении;
  • - информация о постановках по данному произведению и иллюстрациях к нему.

Инструкция

Начните характеристику с того, как в произведении читатели знакомятся с героем. В каких условиях он появляется, какое создается впечатление при знакомстве с ним и какими художественными приемами пользуется при этом автор. Хорошим вступлением будет информация о прототипе героя, о том, как автору

 

 

Это интересно: