→ Служебные части речи. Служебные части речи: союзы

Служебные части речи. Служебные части речи: союзы

Тема «Части речи» подробно рассматривается еще в начальных классах средней школы. Ведь без знания того, какие группы слов существуют в русском языке, довольно сложно изучать предмет с аналогичным названием. В связи с этим данную статью мы решили посвятить именно этой теме, а точнее, служебным частям речи.

Общая информация

Частями речи называют группы слов, которые объединены на основе общих признаков. Следует также отметить, что все слова русского языка делятся на немеждометные слова и междометия. Под последними понимают неизменяемые выражения, которые обозначают эмоции (ох, увы), волеизъявление (баста, стоп) или же являются формулами простого речевого общения (привет, спасибо).

Что касается немеждометных слов, то они подразделяются на служебные и самостоятельные. В данной статье мы подробно поговорим о первых частях речи. Ведь именно благодаря им мы может красиво строить письменные предложения и Более того, без них не был бы таким богатым и красивым русский язык.

Служебные части речи

Служебные - это такие части речи, без которых самостоятельные никогда не смогли бы выстроиться в предложения и служить для связи отдельных единиц, а также для выражения каких-либо оттенков смысла.

  • предлог;
  • частица;
  • союз.

Часть речи - предлог

Предлоги выражают зависимость числительного, местоимения и имени существительного от остальных слов, которые имеются в предложении или словосочетании. Следует отметить, не может как-либо изменяться. Кроме того, предлоги никогда не являются каким-либо членом предложения. Однако они могут быть непроизводными (вдоль, напротив, благодаря, вследствие) и производными (до, от, с, к, от, с, по, в и пр.).

Частица

Наверняка каждый из нас хоть раз в жизни путал предлог, частицу и союз. Часть речи частица отличается от остальных тем, что вносит в предложения различные оттенки, а также служит для словообразования (ну-ка, уж, пускай, давай). Нельзя не сказать и о том, что данная часть речи никогда не изменяется, а также не выступает в качестве какого-либо члена предложения.

Союз

Союз как может связывать находящиеся в составе простого предложения, или части сложного. Как и предлог с частицей, представленная часть речи не изменяется.

Виды союзов по образованию

По своему происхождению союзы бывают следующих видов:

  • Непроизводные. Что это за союз? Часть речи, подпадающий под этот вид, по своему происхождению никак не связан с другими частями речи. К таким союзам относятся следующие: но, да и, а, или и пр.
  • Производные. Такие союзы образованы от других частей речи (хотя, пока, чтобы).

Виды союзов по строению

Союз как служебная часть речи может делиться на следующие виды:


Разновидности составных союзов

Составные союзы могут быть следующими:

  • Двойными или двухкомпонентными. Такие союзы расположены на некоторой дистанции от своей второй части (например, когда... то, не столько... сколько, если... то, не только... но и, едва... как).
  • Повторяющимися. Такие союзы состоят из одинаковых частей (например, или...или, то...то, ни...ни).

Основные виды союзов

На какие еще типы подразделяется союз? Часть речи, о которой мы говорим в данном разделе статьи, по характеру своих синтаксических отношений делится на подчинительные и сочинительные. Рассмотрим их более подробно.

Сочинительные союзы

Такие союзы соединяют равноправные по смыслу слова, то есть выступают в качестве связующего звена однородных членов предложения. Следует отметить, что по значению подразделяются на следующие разряды:


Подчинительные союзы

Такие союзы объединяют неравноправные по значению слова, а также указывают зависимость одного из них от другого. Как правило, такие части речи связывают сложные предложения. Хотя они могут использоваться также и в простом (для связи неоднородных и однородных членов).

Как и сочинительные также подразделяются на несколько разрядов (по своему значению):

  • временные (едва, когда, лишь, пока);
  • причинные (потому что, так как, ибо);
  • условные (коли, кабы, если);
  • целевые (дабы, для того чтобы, чтобы);
  • уступительные (несмотря на то что, хотя);
  • сравнительные (будто, как, точно, словно, чем);
  • следствия (так что, поэтому);
  • изъяснительные (чтобы, как, что).

Тема урока: Союз как часть речи.

Тип урока: вводный урок

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления

учебного материала, применение его в знакомой и

новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения

системы знаний и умений средствами технологии

развивающего обучения.

Образовательные технологии: личностно-ориентированное развивающее

обучение.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая,

индивидуальная, коллективная.

Приёмы контроля: устный, письменный.

Форма контроля знаний: индивидуальный, текущий.

Аппаратное и программное обеспечение: учебник, мультимедийный

компьютер, интерактивная доска, экран.

Цели по содержанию урока:

Обучающие: повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках, роли в предложении; о союзных словах, их роли в предложении и отличии от подчинительных союзов; научить обнаруживать союзы, отличать их от наречий и местоимений с частицами; правильно писать; определять вид сложного предложения, различать сложносочиненное предложение и предложение с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в них; правильно и уместно пользоваться союзными конструкциями в речевой практике, определять роль союза в построении текста.

Развивающие: развивать навык грамотной устной и письменной связной речи, аналитическое и логическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств; развивать общую культуру, кругозор учащихся.

Воспитательные: воспитывать в детях интерес к данной теме, истории русского языка, дружелюбие, внимательность к людям, толерантность.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Учитель:

Прозвенел звонок, внимание, Хорошо, что все без опоздания.

Учитель: Добрый день, ребята! Прежде чем начать урок, я попрошу вас посмотреть на гостей и подарить им улыбки. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению. Каждый урок - это урок получения знаний, необходимых в жизни. Сегодня вы должны доказать это себе и мне.

2. Объявление темы урока, постановка цели.

Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Я предлагаю вам задание на логику. Вы видите 4 картинки, которые объединены одним словом. Вы уже догадались, какое это слово? (Союз) Правильно. А какое еще значение имеет слово союз? (Это часть речи) Совершенно верно! Давайте откроем рабочие тетради и запишем тему урока.

Теперь займемся постановкой целей урока. Скажите, пожалуйста, вы уже знаете что-нибудь о союзе? Тогда первым делом нам нужно повторить. Но вы также знаете, что с каждым годом мы узнаем все больше и больше нового и интересного, поэтому нам нужно узнать., закрепить. а потом и проверить.

3. Фронтальный опрос.

Учитель: Начнем с повторения. Какую часть речи мы называем союзом? (Союз - это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов или частей сложного предложения)

Учитель: Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных, знаменательных? (В отличие от самостоятельных частей речи, служебные не изменяются и не являются членами предложения)

4. Просмотр видео. Беседа.

Учитель: Давайте просмотрим видео и запишем в тетрадь для правил схему, которую оно содержит. Вопросы. Какими бывают союзы по строению? А по употреблению? Что вы узнали о сочинительных союзах? Что вы можете рассказать о подчинительных союзах?

5. Слово учителя.

Учитель: Не все знают, что союз - древнее название части речи и по происхождению является греческим. Несмотря на то, что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место. И главенствует в ней союз И . Кстати, очень любил этот союз А. С. Пушкин. Свидетельство тому - строки из его произведений. Обратите внимание, как намеренно часто использует А.С. Пушкин союз И . На использовании союзов основано стилистическое средство художественной изобразительности, которое называется многосоюзием, которое замедляет фразу, придаёт предложению плавность, усиливает выразительность речи.

Учитель: А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из произведения А.С. Пушкина.

Читает ученик.

Пирует Петр. И горд, и ясен. И славы полон взор его. И царский пир его прекрасен.

(Поэма А.С. Пушкина "Полтава")

Учитель: Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? (Да, потому что предложения связаны по смыслу и грамматически)

Учитель: А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? (С помощью союза и)

Учитель: Значит, какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?

Учащиеся самостоятельно приходят к выводу, что союз является средством художественной изобразительности, а также средством связи отдельных предложений в тексте.

6. Закрепительные упражнения.

Учитель: Верно. А еще сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения и части сложносочинённого предложения, а подчинительные - части сложноподчинённого. Выполняя такую работу, союзы способствуют и созданию текста.

Учитель: Внимание на доску. (читает ученик)

Жила-была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на земле без подружки. Решила обратиться она к старому, седому волшебнику:

Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с нею всю отпущенную мне жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

Вот, выбирай,- сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта.

Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать…

Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а, может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

А кого выбрали бы вы? Почему? (Ответы )

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)

Учитель: Докажите, что это текст. (Потому что предложения связаны по смыслу и грамматически)

Учитель: При помощи чего наблюдается смысловая и грамматическая связь в тексте? (При помощи союзов)

Учитель: Верно. Назовите союзы и их морфологические признаки. (Называют, записывают)

Учитель: Как бы вы озаглавили этот текст? (Варианты ответов: “Подружка”.)

Учитель: Какая проблема поднимается в тексте? Аргументируйте свой ответ. (Проблема выбора друзей, товарищей, знакомых)

Учитель: Добрый человек, ребята, доставит вам радость, принесёт удачу, наполнит вас красотой. Добрый человек проявит терпимость к другим людям, посочувствует, поможет. Это человек, который обладает чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Как можно одним словом назвать все эти качества? (Толерантность)

Учитель: Верно. Молодцы. Немножко из истории… в XVIII-XIX веках во Франции жил некто Толейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека связано понятие “толерантность ”.

Учитель: Толерантность - это социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.

7. Физминутка.

Учитель:

Вижу я, что вы устали, Позову Весельчака. Проведёт он физминутку, Всем понравится она.

Физминутка. (Танцевальные движения)

Учитель: А сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание. Рассмотрите схемы, составьте по ним предложения и объясните, какой союз употреблен в каждом из предложений, и, главное, что он соединяет.

2. , (потому что)

Задание выполняется в рабочих в тетрадях. Дети читают свои предложения и объясняют, какой союз употреблен и что он соединяет.

Учитель: Итак, мы вспомнили, какая часть речи называется союзом, установили его роль в предложении и тексте. Вспомнили и назвали морфологические признаки союза.

7. Самостоятельная проверочная работа.

Теперь вам предстоит небольшая самостоятельная работа. Давайте откроем учебники на стр. 183 и выполним упражнения. 1 вар - упр. 425, 2 вар - упр. 427.

8. Игра «Путаница»

Ребята, давайте поиграем в игру «Путаница». На экране вы видите пословицы, но начало и конец у них перепутались, вам нужно собрать пословицы. Я раздам вам листочки, на которых вы и запишете правильные пословицы, указывая в них союзы. Как мы выделяем союзы в предложении?

9. Итог урока.

Учитель: Какая была тема урока? Какие цели мы преследовали по ходу всего урока? Какие виды работы мы выполнили? Как вы считаете, мы достигли цели урока? Как вы оцениваете свою работу на уроке?

10. Рефлексия

Учитель:

А сейчас я попрошу, чтобы вы сами оценили себя и свою работу на уроке. Для этого нам нужно вспомнить фразеологизмы. Например, спустя рукава, не покладая рук, как белка в колесе, засучив рукава, в поте лица, ни в зуб ногой, пропустить мимо ушей, как свои пять пальцев и т.д. Свои ответы записывайте на листочки и сдавайте их.

Оценки за работу на уроке.

11. Домашнее задание.

Упражнение 1 вар - 430, 2 вар - 431, пар 52, стр. 182.

Учитель: Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями.

Отдохнём одну минутку, Восстановим зоркость глаз И почувствуем всем телом, Как тепло согрело нас. Как уютно в нашем классе, Нет печали, нет тревог. Потрудились славно дети, Завершается урок.

Служебная часть речи, которая связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного. В зависимости от своей роли союзы делятся на сочинительные и подчинительные .

Сочинительные союзы могут связывать:

а) однородные члены в простом предложении: Звёзды меркнут и гаснут (Н. Некрасов); То справа, то слева, то позади слышался гул падающих стволов (К. Паустовский);

б) равноправные простые предложения в составе сложного (сложносочинённого): Молодые листья лепетали, да зяблики кое-где пели, да горлинки ворковали всё на одном и том же дереве (И. Тургенев); То дождь зарядит с утра, то вдруг мокрый снег полетит.

Подчинительные союзы связывают в составе сложного (сложноподчинённого) предложения такие простые предложения, из которых одно подчинено по смыслу другому, т.е. от одного предложения (главного) можно поставить вопрос к другому (зависимому): В сотый раз я пожалел, ( о чём? ) что не родился художником (К. Паустовский); Надо поставить свою жизнь в такие условия, ( какие? ) чтобы труд был необходим (А. Чехов).

Также союзы делятся на простые (состоят из одного слова: а, и, но, или, как, когда, едва, чтобы) и составные (состоят из нескольких слов: ввиду того что, вследствие того что, несмотря на то что, для того чтобы).

Группы сочинительных союзов

Группа Соединительные Противительные Разделительные
и, да (= и), не только…но и, как…так и а, но, да (= но), однако (же), зато или, или…или, либо, то…то, не то…не то
Связывает однородные члены Не только в июле, но и в августе стоит тёплая погода. Я не отдохнул, зато успел подготовиться к зачёту. Это надо сделать или сегодня, или завтра.
Связывает равноправные предложения Не только дети играли в футбол, но и взрослые охотно к ним присоединились. Весь день было жарко, зато вечером началась сильная гроза. Или ты выполнишь обещание, или тебе не будут больше доверять.

Иногда выделяют также группу присоединительных союзов (тоже, также, да и, причём, притом: присоединяют дополнительную информацию ) и группу пояснительных союзов (то есть, а именно, или в значении то есть).

Группы подчинительных союзов

Группа (вопрос от главного предложения) Пример
1. Причинные (почему?) Потому что, оттого что, так как, ввиду того что, благодаря тому что, в связи с тем что Благодаря тому что в долине хорошие леса, там сохранились и звери.
2. Целевые (зачем?) Чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, дабы Для того чтобы соединиться с товарищами, нам нужно переплыть реку.
3. Временные (когда?) Когда, едва, лишь, лишь только, пока, прежде чем, после того как, в то время как Лишь только я вошёл, часы пробили восемь.
4. Условные (при каком условии?) Если (бы), раз, ли, как скоро, коли, ежели, когда, коль скоро Когда бы не было в мире зависти, не было бы и войн.
5. Сравнительные (как?) Как, будто, словно, как будто, точно, подобно тому как Природу надо беречь, как мы бережём свою жизнь.
6. Изъяснительные (вопрос косвенного падежа) Что, чтобы, как Все просили его, чтобы он спел. Ей часто говорили, что она очень хороша.
7. Уступительные (вопреки чему?) Несмотря на то что, как ни, хотя, даром что Как ни грустно, а надо расставаться.

Отличия союзов от местоимений и наречий

Морфологический разбор союза.

План разбора

1. Часть речи. Общее значение.

2. Морфологические признаки:

  • Сочинительный или подчинительный.
  • Простой или составной.
  • Неизменяемое слово.

Образец разбора: Мы все должны любить своё отечество, потому что здесь мы получили жизнь, впервые увидели свет (А.Н. Толстой).

Устный разбор

Потому что - союз. Соединяет части сложного предложения: Мы все должны любить своё отечество, (почему?) потому что здесь мы получили жизнь. Имеет морфологические признаки: подчинительный, составной. Неизменяемое слово. Не является членом предложения.

Письменный разбор

Потому что - союз.

  1. - = , потому что - =.
  2. Морф, признаки: подчин., составн.

1. Семантико-грамматические особенности союзов.

2. Грамма­тические значения, выражаемые при помощи союзов.

3. Типы союзов по проис­хождению и составу.

4. Сочинительные и подчинительные союзы. Стилистиче­ская дифференциация союзов.

5. Употребление других частей речи (местоимений, наречий) в функции союзов.

Союз - это служебная часть речи, которая используется как средство выражения синтаксической связи между членами предложения, частями сложного предложения, компонен­тами текста.

Союз - это служебная часть речи в соб­ственном смысле слова; связующая функция в предложении является для него основной. Для союзного слова обязательно сочетание слу­жебной функции с функцией самостоятельной части речи и соответственно самостоятельного члена предложения. В большинстве случаев союзы и союзные слова различаются формаль­но, однако иногда имеет место их формальное совпадение. Таковы союз что (изъяснитель­ный) и союзное слово что, союз как (изъясни­тельный или сравнительный), и союзное слово как "каким образом", союз чем (сравнитель­ный) и союзное слово чем, союз где бы (в знач. "вместо того чтобы") и союзное слово где при форме сослагат. накл. глагола, союз когда (в знач. "в то время как, после того как") и союзное слово когда (в знач. "в какое время").Семантические различия между формально сов­падающими союзами и союзными словами вы­являются в синтаксисе. Различия между сою­зом и союзным словом хорошо иллюстрируются следующим примером: Наполеон видел, что это было совсем не то, что было во всех его прежних сражениях (Л. Толст.).

С о ю з - это служебная часть речи, при помощи которой оформляется связь меж­ду частями сложного предложения, между от­дельными предложениями в тексте, а также (это относится лишь к некоторым союзам) связь между словоформами в составе простого пред­ложения. При помощи большинства союзов дифференцируется синтаксический вид свя­зи - ее сочинительный или подчинительный характер. Оформляя связь, союз в то же время выполняет квалифицирующую функцию: он обозначает - с разной степенью конкретиза­ции - отношения между соединяемыми пред­ложениями или их членами.

То значение отношения, которое является грамматическим значением союза как части речи, сближает его с предлогами и частицами, а также с вводными (модальными) словами.

Специфика союза как связующего слова по сравнению с предлогами и союзными словами заключается в том, что его контакт с синтакси­ческой конструкцией не закреплен никакими формальными показателями. В этом смысле союз, будучи неотъемлемым элементом образуе­мой синтаксической конструкции, в то же вре­мя сохраняет формальную авто­номность (об отдельных случаях формаль­ной неавтономности союза. Эта автономность составляет характерную особенность грамматического поведения сою­за, отличающую его, с одной стороны, от тех союзных слов, которые имеют формы словоизменения, и, с другой стороны, от предлогов, служебная функция которых осу­ществляется во взаимодействии с падежной флексией. В отличие от предлогов, употребление которых строго регламентировано катего­рией падежа, союзы, связывающие словоформы внутри простого предложения, осуществляют эту функцию независимо от грамматических ха­рактеристик этих словоформ.

Резервом, пополняющим класс союзов, яв­ляются формально неизменяемые слова, глав­ным образом из сферы частиц, наречий и ввод­ных (модальных) слов, которые семантически приспособлены к выражению тех или иных аб­страктных отношений. Каждый союз является носителем оп­ределенного квалифицирующего значения. Это значит, что союз уже сам по себе характеризует (определяет, квалифици­рует) то отношение, которое устанавливается между соединяемыми частями конструкции, а в некоторых случаях (при подчинении) - и само содержание подчиняемой части. Союзы оформ­ляют такие виды отношений, как соединитель­ные (и, а также), разделительные (или, то ли... то ли), сопоставительные (тогда как, если-... то), сравнительные (как, словно, подобно тому как), изъяснительные (что, чтобы, яко­бы), пояснительные (то есть, а именно), вре­менные (когда, с тех пор как, как только), условные (если, при условии что), причинные (поскольку, потому что), противительные и ус­тупительные (но, зато, хотя, вопреки тому что), ограничительные (только, разве что), градационные - (не только… но и , если не.... то). Союзы различаются по степени их семанти­ческой зависимости от контекста. Одни союзы узко специализированы, однозначны (т. е. в своих значениях они характеризуются мини­мальной зависимостью от контекста; например, перед тем как, потому что, зато, хотя, тем более что). Другие союзы многозначны (на­пример, и, а, но, или, что, как, когда). Они способны оформлять различные виды смысло­вых отношений; их значения выявляются в кон­тексте.

По отношению к сочинительным союзам семантически дифференцирующую функцию часто выполняют специальные конкретизаторы, т. е. слова и словосочета­ния, которые подключаются к союзу и уточняют его значение. В образовавшемся при участии конкретизатора союзном соединении проис­ходит распределение функций между собствен­но союзом и элементом, уточняющим его зна­чение. Таковы соединения: и потолку, и поэ­тому, и в результате, и оттого, и тем самым,

и стало быть, и следовательно, и таким обра­зом, и значит, и притом, и к тому же, и кроме того, и в то же время, и вместе с тем, и все-таки, и все же, и однако, и все равно, и несмотря на это, и напротив, и наоборот, и тем более; а потому, а значит, а все-таки, а в то же время, а вместе с тем, а ведь, а тем более, да ведь, но ведь, но зато, но…только, но все же, или иначе. В некоторых случаях конкретизатор, подклю­чаемый к простому союзу, становится компонен­том составного союза: а именно, а также. Типичным способом конкретизации подчинительных союзов является их соединение с предложными сочетаниями, на­пример: после того как, ввиду того что, несмот­ря на то что, вопреки тому что, не в пример тому как, подобно тому как; в результате та­кого соединения образуется составной союз.

Кроме конкретизаторов, непосред­ственно подключаемых к союзу, в оформлении связи между словами и предложениями прини­мают участие корреляты - позиционно не смыкающееся с союзом служебные элементы, образующие вместе с ним двухместное союзное соединение. Различаются 1) се­мантически не специализированные корреляты то, так (если - то, если - так), указываю­щие только на синтаксическую связь предло­жений, и 2) специализированные корреляты: тогда, тут (разг.), значит, знать (прост.), следовательно, стало быть (прост.), выходит (прост.). И те и другие могут употребляться совместно, образуя составной коррелят, в рам­ках которого компонент со специализирован­ным значением занимает позицию уточнителя: (если) - то тогда; (если) - то значит; (по­скольку) - то следовательно; (раз) - то стало быть.

Конкретизирующую функцию при кор­релятах первого типа могут выполнять такие модальные уточнители, как во всяком случае, по крайней мере; если не - то во всяком слу­чае (Если не герой, то, во всяком случае, смелый человек).

Корреляты могут осуществлять связую­щую функцию и самостоятельно, без участия союза: Послушать вас, так мы находимся вне человечества (Тург.); Прикажут - тут уж ничего не поделаешь (разг. речь).

По своему строению все союзы де­лятся на простые (однословные) и составные (неоднословные). В состав прос­тых союзов входят союзы и союзные частицы (частицы-союзы, неоднородные как по своему формальному строению, так и по семантической специализации и условиям упо­требления). Сюда относятся: а, абы (прост.), аж (прост.), ан (устар. и прост.), благо (разг.), буде (устар. и прост.), будто, вроде, да, дабы (устар.), даже, едва, ежели (устар. и прост.), если, же, и, ибо (книжн.), или, итак, кабы (прост.), как, как-то, когда, коли и коль (прост. и устар.), ли, либо, нежели (книжн.), но, пока, покамест (прост.), покуда (прост.), поскольку, пускай (разг.), пусть, раз, разве, ровно (прост.), сиречъ (стар.), словно, так, также, тоже, точ­но, хоть, хотя, чем, чисто (прост.), что, чтоб, чтобы, чуть (разг.), якобы (книжн. и устар.).

Сюда же примыкает группа слов с квалифи­цирующими лексическими значениями, кото­рые активно вовлекаются в сферу союзных средств, т. е. в предложении выступают как аналоги союзов: вдобавок "кроме того", "к тому же" (разг.), ведь, вернее, впрочем, выхо­дит "следовательно J (разг.), далее, дальше, еще "кроме того", затем "далее", "кроме того", зато, значит, именно, иначе, кстати, лишь, на­конец, наоборот, например, напротив, однако, особенно, потом "кроме того" (разг.), потому, поэтому, правда, притом, причем, просто, ско­рее "вернее", "точнее говоря", следовательно, собственно "именно", теперь "далее", "кроме того" (разг.), тогда "в том случае", только, точнее. Многие из таких аналогов широко употребительны в качестве конкретизаторов при семантически недифференцированных союзах: и вдобавок, да еще, а значит, и наоборот, а по­тому, а следовательно, но зато, но только, или иначе . В отличие от аналога союза собственно союз в составе подобных соедине­нии, как правило, занимает позицию конкрети­зируемого компонента. Поскольку аналоги сою­зов, как и сами союзы, являются носителями оп­ределенного квалифицирующего значения, в дальнейшем, при описании соотнесенности сою­зов с другими частями речи, аналоги союзов не отделяются от союзов в собственном смысле слова.

Простые (однословные) союзы не­однородны по своему формальному строению. Одни из них - элементарные - состоят, как правило, из одной фонемы или одного слога: а, и, ли, но, да, же, как, что, чем, ведь, лить, хоть, пусть. Другие - неэлементарные - имеют более сложное строение. Среди них выделяется, с одной стороны, группа союзов, которые исто­рически восходят к соединениям двух или бо­лее служебных слов (или служебного слова с за­стывшей формой знаменательного слова), но в современном языке не членятся на морфемы; таковы абы, дабы, чтобы, якобы, ибо, или, итак, либо, если, ежели, нежели, сиречъ, будто. С дру­гой стороны, многие союзы неэлементарной структуры (и их аналоги) сохраняют живые сло­вообразовательные связи с другими словами: та­ковы, например, зато, затем, притом, причем, поскольку, итак, также, тоже, потому, по­этому, наконец, напротив.

По соотнесенности со словами других час­тей речи среди простых союзов различаются два типа образований. Одни из них не имеют соответствий среди других частей речи, т. е. существуют в языке только в качество союзов: буде, дабы, ежели, ибо, коли, либо, нежели, но, поскольку. Такие союзы составляют неболь­шую и непополняющуюся группу. Другие простые союзы и их аналоги, а также корреля­ты соотносятся с местоименными словами, наре­чиями, вводными словами, частицами, а также с некоторыми другими классами слов. Напри­мер, такие союзные средства (союзы и корреля­ты), как что, чем, как, когда, так, то, тогда, тут, соотносятся с местоименными словами; вдобавок, вернее, далее, дальше, едва, иначе, наконец, наоборот, напротив, особенно, пока, покамест, покуда, потом, просто, раз, ровно, скорее, теперь, точнее, точно, чисто, чуть соотносятся с наречиями. Живую связь с наре­чием сохраняют также компоненты некоторых составных союзов, не употребляющиеся в ка­честве простых союзов: даром что (разг.), прежде чем, прямо как (разг.), равно кап (книжн.), раньше чем, коль скор о, тем более, тем не менее.

Особенно тесной является связь союзных средств с вводными словами (вернее, впрочем, выходит "значит", "следовательно", значит, итак, кстати, наконец, наоборот, например, напротив, правда, следовательно, точнее) и с частицами (а, абы, аж, ан, будто, ведь, да, да­же, если (бы), еще, же, и, или, именно, кабы, ли, лишь, пускай, пусть, разве, словно, так, то, тоже, только, точно, хоть, хотя, чтобы, якобы). Внутри одного и того же слова союз и частица, союз и вводное слово во многих слу­чаях не могут быть строго разграничены.

Соотносительность союзов со слова­ми других частей речи может рассматриваться и как мотивированность. Мотивационная связь простого союза с другими классами слов может быть различна. В одних случаях союз соот­носится с какой-либо одной частью речи. На­пример, союзы будто, ведь, даже, пускай, хоть, чтобы, якобы соотносятся с соответствующими частицами, союзы пока, покуда (прост.), потом, просто и корреляты тогда, тут - с соответствующими наречиями. В других случаях су­ществует два (или более) таких соотношения, причем одно из них может быть ближайшим, непосредственным, а другое - отдаленным. На­пример, союзке, непосредственно мотивирован­ные вводными словами вернее, точнее, нако­нец, наоборот, напротив, кстати, могут быть од­новременно соотнесены с наречиями вернее, точ­нее, наконец, наоборот, напротив, кстати, союз правда - с вводным словом правда и с сущ. прав­да, союзы точно, ровно (прост.), только соотно­сятся с частицами и наречиями; союз вроде одно­временно мотивирован частицей вроде и пред­логом вроде; союз раз - существительным раз и наречием раз. Корреляты значит, выходит, помимо ближайшей связи с вводными словами, соотносятся с глагольными формами значит, выходит.

Квалифицирующее значение простого сою­за (например, условное у союзов если, буде, ко­ли, временное у когда, причинное у ибо, раз, целевое у чтобы, дабы, значения союзов эле­ментарной структуры и, а, же, по, да, как пра­вило, непосредственно не выводится из форми­рующих его элементов. Вместе с тем значения некоторых союзов могут быть истолкованы пу­тем соотнесения с близкими по смыслу знамена­тельными словами (например, противительно-возместительное значение союза зато, уточняю­ще-комментирующее значение союзов точнее, вернее, иначе, значение вывода у коррелятов следовательно, значит, выходит, значение благо­приятствующей причины у союза благо).

Составные (неоднословные) союзы по своему строению представляют нецельнооформленные соединения двух или более элементов, каждый из которых одновременно существует в языке и как отдельное слово. В образовании большинства составных союзов участвуют про­стые многозначные союзы (и, что, чем, как, когда, чтобы, если, только). При участии союза что образованы, например, составные союзы: благодаря тому что, все равно что, даром что (разг.), затем что, несмотря на то что, не то что, оттого что, потому что, при условии что (книжн.), разве что (устар. и разг.), так что, тем более что, тем паче что (устар.), только что; при участии союза как образованы состав­ные союзы: все равно как (разг.), в то время как, до того как, как-то, как будто, как вдруг, как если бы, как например, как только, между тем как, перед тем как, подобно тому как, по мере того как, после того как, потому как (устар. и прост.), просто как (разг.), прямо как (разг.), прямо-таки как (разг.), равно как (книжн.), совсем как (разг.), с тех пор как, так как, тогда как, точъ-в-точъ как, при учас­тии союза чтобы образованы составные союзы: без того чтобы не, вместо того чтобы, в тех целях чтобы (капц.), для того чтобы, затем чтобы, не то чтобы, ради того чтобы, с той целью чтобы, так чтобы, при участии союза если образованы союзы: в случае если, если не, как если бы, на случай если; при участии союзов чем, нежели образованы союзы чем бы, раньше чем, прежде чем; прежде нежели (устар.); при участии союзов только, лишь образовали союзы едва только, как только, лишь только, чуть только, только что, едва лишь, только лишь, чуть лишь.

Наиболее продуктивно образование состав­ных союзов при помощи предлогов различной структуры (перечень союзов, образованных при их участии, а также при участии частицы то и форм местоименного слова mom: так образованы союзы а то, а и то, а то и, а не то, да и то, не то что, то бишъ (прост.), то есть, будь то, более того, ввиду того что, кроме того, сверх того, благодаря тому что, подобно тому как, в то время как, несмотря на то что, тем более, тем более что, тем не менее, тем паче (устар.), тем самым, вместе с тем, между тем как, перед тем как, с тех пор как.

В формировании составных союзов могут принимать участие наречия: даром что (разг.), как вдруг, коль скоро (устар.), прежде чем, пря­мо как (разг.), равно как (книжн.), раньше чем, совсем как, тем более, тем не менее, точъ-в-точъ как, а также частицы бы, не, уж: будто бы, добро бы (разг.), ежели бы (устар. и прост.), если бы, как будто бы, как бы, как если бы, когда бы, коли бы (прост.), лишь бы, словно бы, только бы, хоть бы, что бы "вместо того чтобы", а не, чем бы (разг.), без того чтобы не, до тех пор, пока не, если не, как бы не, но не, пока не, покамест не (прост.), покуда не (прост.), чтобы не, только бы не, не то (разг.), а не то (разг.), не то что, не то чтобы, не только; если уж, когда уж, коли уж (прост.), раз уж.

По характеру связи между элемента­ми различаются два типа составных союзов; союзы синтаксически немотиви­рованные (несинтагматического типа) и союзы синтаксически мотиви­рованные (синтагматического типа). Эле­менты, формирующие союз несинтагматического типа, объединены по принципу простого сцеп­ления, нанизывания. В союзах синтагматиче­ского типа элементы соединены по образцу существующих в языке сочетаний слов.

Несинтагматическую струк­туру имеют союзы, образованные без учас­тия предлога и, таким образом, не включаю­щие в свой состав падежной словоформы; ос­новная масса союзов, образованных по не­синтагматическому принципу, сформирована комбинациями слов, лишенных словоизменения; простых союзов, частиц, наречий, вводных слов. Таковы союзы а именно, а не, а не то (разг.), а также, ато (разг.), вот и (разг.), да и (разг.), даром что (разг.), едва лишь, если не, если уж, и то, как будто, как вдруг, как если бы, как только, не то, но не, ну и (разг.), пока не, равно как и (книжн,), разве что (разг.), сов­сем как, только лишь, только что, точь-в-точь как, что будто бы и др. К составным союзам несинтагматической структуры близки союз­ные соединения, в составе которых простой союз осложнен конкретизатором: а все-таки, а значит, а тем более, и поэтому, и следователь­но, или иначе, но ведь, но зато, но только .

Несинтагматическую структуру имеют так­же союзы, образованные удвоением: едва-едва, только-только, чуть-чуть.

Основная масса синтаксиче­ски мотивированных (синтаг­матических) составных союзов образована при участии предлога и сохраняет, таким обра­зом, связь с соответствующими предложно-падежными сочетаниями. В качестве строевого элемента этих союзов всегда выступает простой союз (как, что, чтобы, если), относящий все об­разование к классу союзов. Этот элемент сое­динен с предложно-именным сочетанием, вы­полняющим роль семантического конкретизатора.

Наиболее характерным типом союза, вклю­чающего в свой состав предложное сочетание, является союз с местоименным словом то в позиции именной словоформы. В образовании таких союзов принимают участие простые и сос­тавные предлоги различной структуры.

При участии первообразных предлогов сформированы составные союзы: без того что­бы не, для того чтобы, до того как, из-за того что, между тем как, перед тем как, ради того чтобы. При участии предлогов, соотносимых с наречием, образованы союзы: вместо того чтобы, вопреки тому что, вплоть до того что, кроме того что, независимо от того что, относитель­но того что, подобно тому как, помимо того что, после того как, сверх того что. При участии отыменных предлогов образованы такие союзы, как ввиду того что, в зависимости от того что, в знак того что, во имя того чтобы, в отноше­нии того что, в противовес тому что, в про­тивоположность тому что, в результате того что, вроде того что, е связи с тем что, в силу того что, вследствие того что, в сравнении с гаем что, за счет того что, на основании того что, наря­ду с тем что, насчет того что, не в пример тому как, под видом того что, под предлогом того что, по мере того как, по поводу того что, по причине того что, по сравнению с тем что. При участии отглагольных предлогов обра­зованы союзы исходя из того что, невризая на то что, несмотря на то что, смотря по то­му что, судя по тому что.

Уже круг соединений простого союза с та­ким предложным сочетанием, в составе кото­рого местоименное слово занимает позицию согласуемой словоформы: в тех целях чтобы, в то время как, в том духе что, в том отноше­нии что (книжн.), в том плане что (книжн.), в том случае если, в том смысле что, в тот мо­мент как, на том основании что (книжн.), на тот случай если, под тем предлогом что, по той причине что, при том условии что, с тем условием что, с той разницей что, с той целью чтобы. Некоторые из таких соединений соотносительны с образованиями, построенными по схеме «предают-местоименное слово-союз­ный элемент» (по причине того чтобы - "по той причине что", на основании того что - на том основании что; под предлогом того что - под тем предлогом что) , и с образованиями, не со­держащими местоименного слова (в случае ес­ли - в том случае если, на случай если - на тот случай если; при условии что - при том условии что; с условием что - с тем условием что).

Кроме союзов, включающих в свой состав предложное сочетание, синтаксически мотивированную структуру имеют образова­ния, соотносимые с вводными сочетаниями слов. Они могут включать или не включать в свой состав предлог: в то же время, в том числе, в первую очередь, во всяком случае, по крайней мере, более того, помимо того, сверх того, меж­ду прочим, между тем, вместе с тем, к тому же, прежде всего; главным образом, другими сло­вами, иначе говоря, иными словами, кстати говоря, кстати сказать, одним словом, соб­ственно говоря, стало быть, таким образом, тем самым, точнее говоря. Подобные образова­ния оформляют разные виды присоединитель­но-пояснительных отношений, выступая или в роли союзов (функционально близких к или, иначе, а именно, то есть, то бишъ, как-то), или занимая позицию конкретизатора в состав­ном союзе (и в том числе, и тем самым, а к тому же, но между тем, и кстати говоря).

По числу занимаемых в предложе­нии позиций все союзы делятся на одно­местные и неодноместные. Одноместный союз располагается между соединяемыми частями текста или позиционно примыкает к одной из них (и, но, зато, тем не менее, когда, лишь только, в слу­чае если, вопреки тому что); неодномест­ный союз располагается таким образом, что его компоненты помещены в каждой части соединяемой конструкции (или - или, как - так и, хотя - но , не только - но и, стоило - как, достаточно - чтобы, хоть бы - а то).

Неодноместные союзы могут быть многоместными и двухме­стными. Многоместный союз представляет собой сцепление нескольких позиционно разобщенных компонентов; как пра­вило, такой союз образуется воспроизведением одного и того же или функционально близких компонентов: и... и... и; да... да да; ни... ни... ни; ли... ли... ли; или... или... или; то ... то... то; не mo ....не то; либо... либо ... либо; будь... будь; хоть ... хоть; то ... то...а то; то... то.,. а то и; либо... либо ... то ли; либо... либо... или; будь то... или; или... или ... а может быть; может... может... а может быть; возможно... возможно; возможно... а может быть. Первая часть многоместного союза, как правило, помещается перед первой из соединяе­мых частей конструкции. Исключение составля­ют союзы да... да; ли... ли: они требуют бессо­юзного построения первой части и повторяются только перед последующими частями. Компо­ненты а то, а то и, а может быть в составе повторяющихся союзов выполняют замыкаю­щую функцию, вводя последнюю часть кон­струкции, имеющей перечислительное значе­ние.

Двухместные союзы представля­ют собой соединения двух формально не совпада­ющих и позиционно разобщенных элементов. В образовании таких союзов помимо собственных союзных средств принимают участие частицы, модальные слова, наречия, а также такие фра­зеологизмы и устойчивые речения, как мало того что... (еще и); не сказать чтобы ... (но); если говорить о ... (то); что касается... (то). Все эти неравноценные по своим формальным качествам средства, образуя союзные соедине­ния, являются носителями квалифицирующих или субъективно-оценочных значений.

Языковые средства, участвующие в построе­нии двухместных союзов и союзных соединений, различаются по своей способности совмещать связующую функцию с функцией члена пред­ложения. Одни из них реализуют собственно союзные свойства (если - то, хотя - но], дру­гие, выполняя союзную функцию, в то же время занимают позицию того или иного члена пред­ложения (не успел - как (вдруг); доста­точно - чтобы; стоит - как). Соответ­ственно среди двухместных союзных соединений различаются синтагматически ав­тономные и синтагматически связанные образован и я; по отно­шению к связующим единицам второго типа термин «союз» применяется условно, поскольку один из компонентов такого соединения не обла­дает существенным признаком союза - фор­мальной автономностью.

Синтагматически авто­номные двухместные союзные соединения строятся по схемам: 1) «со­юз - коррелят», 2) «союз - союз», 3) «вводное слово (или словосочетание) - союз».

1) В соединениях, построенных по схеме «союз - коррелят», может принимать участие а) семантически неспециализированный коррелят: то, так; если - то (так); если не - то; хоть не - так; когда - то (так); поскольку - то; раз - то (так); так как - то; б) семанти­чески специализированный коррелят: тогда, тут, значит, знать, следовательно, стало быть, выходит, например, если - тогда, когда - тог­да, если - значит, поскольку -- следовательно, так как - стало быть или в) составной корре­лят, образуемый подключением к семантически неспециализированному корреляту коррелята специализированного: когда - то тогда и; по­скольку - то значит; так как - то следова­тельно; если - так стало быть (разг.); если не - то хотя, бы; если не - так хоть; если не - то во всяком случае (то по крайней мере); раз - то затем чтобы; если - то для того чтобы; раз - то оттого что; раз - то тут; если - то потому что (Если я сужу о нем строго, так не потому что его не знаю. Тург.; Раз начальство приказало, то тут уж ничего не поделаешь; разг. речь).

Семантически неспециализированные корре­ляты (то , так) всегда располагаются во второй части конструкции. Позиция семантически спе­циализированного коррелята свободна; он мо­жет находиться и в первой части конструкции: значит - если; стало бить - когда; выходит - если, Стало быть ты ей нравишься, е с -л и она имеет терпение беседовать с тобой по целым часам (Чех.); Значит, у тебя хоро­ший характер, раз тебе везде хорошо (Носов). 2) Соединения, построенные по схеме «со­юз - союз»; различаются по функциональному и формальному признакам объединяемых компо­нентов, а) Соединены два семантически и формально близких компонента: поскольку - постольку; постольку - поскольку; сколько - столько; столько - сколько; столько же - сколько и (книжн.); не столько - сколько; столь же - сколь (книжн.); столько же - как и; насколько - настолько; чем - тем; тем - чем; как-так и; когда -тогда же. б) Соединены два функционально близких, но формально различных элемента: не только - но и (но также, но еще, но притом, но к тому же - не только - а еще (а также, а кроме того, а притом еще); не только не - но даже; хотя - но (а, зато, однако, да, только); и так - а тут еще; и без того - а тут еще; мало того что - еще и; не - а; не просто - а; хотя и - но (а, однако, зато}; если и - но (однако, зато); хотя - но все-таки (но все же, но тем не менее, но зато); пусть - но (зато); пускай - но (а, зато, однако), в) Соединены два семантически и формально различных элемента: лучше - чем; чем - лучше; едва - как; едва только - как; чуть только - как; лишь только - и; чуть - и уже; чуть только - а уже; не то - что - но; не то что - а; не то что - но хотя бы; не то чтобы - но во всяком случае; не то чтобы - но по крайней мере; нельзя сказать чтобы - но; не сказать чтобы - но.

3) Соединения, построенные по схеме «ввод­ное слово (или словосочетание) - союз»: конечно - но; конечно - зато; конечно - одна­ко; правда - но; бесспорно - но; естественно - но; видимо - но; пожалуй - но; может быть - но; разумеется - но (П р а в д а, я восхищался его спектаклями, н о как бы со стороны. М. Садовский); да - но; видимо - потому что; очевидно - потому что; вероятно - потому что; может быть - потому что; конечно - если; наверное - если; очевидно - если; должно быть - если; конечно - раз; видимо - раз; должно быть - раз (Н а в е р н о е, это был очень хороший фильм, если он мог так захватить все поколение моих сверстников. Нагиб.); видно - что (разг.); значит - что; стало быть - что (разг.) (Видно, он ваш любимчик, что вы о нем так печетесь; разг. речь).

В синтагматически свя­занных двухместных союзных соединениях один из компонентов сов­мещает союзную функцию с функцией элемента, формирующего синтаксическую конструкцию: достаточно - и; стоит (стоило) - и (С т о и л о закрыть глаза, и Поля в подробностях представляла себе эту встречу. Леон.); чем бы "вместо того чтобы"- а (прост.); если бы - а то; пусть бы - а то; хоть бы - а то; будь - а то; будь бы - а то (разг.); добро бы - а то (прост.); диви бы - а то (устар. и прост.); стоит (стои­ло) - как; достаточно - как; не успел - как (вдруг); не прошло (и) - как (вдруг); достаточ­но - чтобы; стоит (стоило) - чтобы; слиш­ком - чтобы; нужно - чтобы (нужно быть действительно влюбленным, чтобы писать такие стихи}; на то и - чтобы (Художник н а т о и художник, чтобы уметь поставить в себя, вместо своего «я» - чужое. Гарш.); не проходит (не прошло) - чтобы не (С тех пор не п р о ш л о ни одного дня, чтоб я не думал о мще­нии. Пушк.). Коррелят то входит в состав соединений типа что до того - то; что до - то; что касается - то. По синтаксическим.свой­ствам союзы делятся на сочинительные (напр., и, а, но, или) и подчинительные (напр., что, как, если, потому что). Специфика сочи­нительного союза заключается в том, что он указывает на относительную смысловую автономность связываемых единиц; при помо­щи подчинительного союза вы­ражается зависимость одной единицы от другой. Вместе с тем позиция самого союза при сочи­нительной связи характеризуется большей авто­номностью по сравнению с позицией союза, оформляющего подчинение. Деление союзов на сочинительные и подчинительные опирает­ся на ряд оснований, касающихся позиционных особенностей союзов и их значений. Союзы, относимые к сочинительным (за исключением неодноместных повторяющихся союзов типа либо... либо, не то... не то), могут стоять только перед второй из соединяемых единиц, т. е. занимают позицию между соединяемыми единицами, не входя ни в одну из них. Пред­ложение, включающее подчинительный союз (придаточное), может стоять как перед главным предложением, так и после него. В то же время внутри придаточного предложения место под­чинительного союза не так строго фиксирова­но, как место сочинительного союза в сложном предложении.

Позиционный критерий не является, однако, доста­точно твердым. Союзы, семантически близкие к подчи­нительным, в позиционном отношении часто ведут себя как сочинительные (например, союзы ибо, ведь, так что, как вдруг, чем не могут стоять в начале сложного пред­ложения). Вне деления союзов на сочинительные и подчинительные оказываются все двухместные союзы и союзные сцепления,- во-первых, потому, что они могут

соединять в себе подчинительный и сочинительный союз (хотя - но, пусть - но, если бы - а то, едва только - и; чуть - и); во-вторых, потому, что для многих из них исключено взаимное перемещение компонентов.

Специфика подчинительного союза по срав­нению с сочинительным помимо прикрепленности к придаточной части предложения состо­ит в особенностях семантического контакта с этой частью. Такие союзы, как что, будто, якобы (книжн.), когда, как только, если, хотя, поскольку, чтобы, как, как будто, как если бы, оформляя разные виды изъяснительных, вре­менных, условных, причинных, сравнитель­ных отношений, одновременно информируют о достоверности или недостоверности, реально­сти или гипотетичности сообщаемого в прида­точной части (см. соответствующие главы в раз­деле «Синтаксис. Сложноподчиненное предло­жение»). Хотя круг отношений, выражаемых сочинительными союзами, частично соприка­сается с кругом отношений, выражаемых под­чинительными союзами, однако в отличие от подчинительного сочинительный союз не свя­зан с модальной характеристикой всего предложения.

1.Союз – служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного.

2. Союзы, как и другие служебные части речи, не изменяются.

3. Союзы не являются членами предложения, а связывают члены предложения и/или части сложного предложения.

4. По строению союзы делятся на разряды:

Простые (состоят из одного слова) – и, а, но, да, если, что, когда и др.:

Составные (состоят из нескольких слов) – потому что, так как, как будто, вследствие того что, с тех пор как, в то время как, для того чтобы и др.:

Повторяющиеся (состоят из двух или более одинаковых союзов) – ни – ни, то – то, не то – не то:

Двойные (обязательно состоят из двух частей) – как – так и; не только – но и; не столько – сколько; когда – то; если – то; едва – как; чем – тем:

По значению союзы делятся на разряды:

а) сочинительные – связывают однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого предложения:

Соединительные (имеют значение соединения): и, да (в значении и), ни – ни, и – и, не только – но и, как – так и, тоже, также:

Противительные (имеют значение противопоставления) – а, но, зато, да (в значении но), однако (в значении но) и др.:

Разделительные (имеют значение разделения) – или, либо, то – то, не то – не то, или – или и др.:

б) подчинительные – связывают простые предложения в составе сложноподчинённого предложения:

Причинные (указывают на причину) – потому что, оттого что, так как, ибо и др.:

Временные (указывают на время) – когда, пока, едва, лишь, лишь только, как только и др.:

Целевые (указывают на цель) – чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др.:

Условные (указывают на условие) – если, раз и др.:

Уступительные (указывают на противоречие одного события другому) – хотя; несмотря на то, что; пускай и др.:

Сравнительные (указывают на сравнение) – как будто, словно, точно, как, будто, что (в значении как, будто) и др.:

Следственные (указывают на следствие) – так что:

Изъяснительные (указывают на то, о чём говорят) – что, будто, чтобы и др.:

1. Союзы могут писаться слитно (в одно слово) и раздельно (в несколько слов).

Пишутся слитно союзы, образованные от сочетаний предлогов с местоимениями и наречиями: тоже, также, зато, отчего, оттого, потому, притом, причём, чтобы (чтоб).

Пишутся раздельно составные союзы потому что, так как, для того чтобы, тогда как, то есть и др.

2. Союз чтобы необходимо отличать от сочетания что бы (местоимение и частица); в сочетании частицу бы можно опустить или переставить в другое место предложения. Ср.: Мы пришли в школу, чтобы учиться. - Что бы мне ещё прочитать?



Примечание. Сочетание во что бы то ни стало пишется в шесть слов.

3. Союзы тоже и также необходимо отличать от сочетаний то же (местоимение и частица) и так же (наречие и частица); в большинстве случаев частицу же в сочетаниях можно опустить или переставить в другое место предложения. Кроме того, союзы и сочетания различаются значением. Ср.: Вы тоже (также) любите спорт? (И вы любите спорт?) - В кафе я заказал то же, что и вчера. Я работал так же, как и всегда.

4. Союзы причём и притом необходимо отличать от сочетаний предлога с местоимением при чём и при том; союзы имеют присоединительное значение («в добавление к этому»), сочетания этого значения не имеют. Ср: Он читал громко, причём (притом) с выражением. - При чём тут я? При том заводе был детский клуб.

26.Служебные части речи: частицы, разряды. Правописание частиц (кроме не и ни).

Частица - это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.

В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда - модальные (смысловые) и формообразующие.

Частицы не изменяются, не являются членами предложения.

К формообразующим частицам относят частицы, служащие для образования форм условного и повелительного наклонения глагола. К ним относятся следующие: бы (показатель условного наклонения), пусть, пускай, да, давай(те) (показатели повелительного наклонения). В отличие от смысловых частиц, формообразующие частицы являются компонентами глагольной формы и входят в состав того же члена предложения, что и глагол, подчеркиваются вместе с ним даже при неконтактном расположении, например: Я бы не опоздал, если бы не пошел дождь.

Модальные (смысловые) частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего. По конкретному выражаемому им значению они делятся на такие группы:



1) отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не;

2) вопросительные: неужели, разве, ли (ль);

3) указательные: вот, вон, это;

4) уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь;

5) ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти, единственно, то;

6) восклицательные: что за, ну и, как;

7) усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, все-таки, ну;

8) со значением сомнения: едва ли; вряд ли.

Правописание частиц:

Раздельное и дефисное написание частиц

1. Частицы бы (б), ли (ль), же (ж) пишутся раздельно, за исключением тех случаев, когда они входят в состав целых слов (чтобы, неужели, даже и т. п.).

2. Частицы -то, -либо, -нибудь, кое- (кой-), -таки, -ка, -де, -тка пишутся через дефис.

Частица кое- (кой-), отделенная от местоимения предлогом, пишется отдельно (кое с кем).

Частица -таки пишется через дефис только после наречий (опять-таки) и глаголов (взял-таки), в остальных случаях - отдельно (он таки не пришел; дачку таки себе построил). Сочетание все ж таки пишется в три слова.

Частицы будто, ведь, мол и другие, а также сочетания почти что, только что и т. п. пишутся отдельно.

 

 

Это интересно: