→ Альтернативные модели в рамках экономических систем. Южнокорейская модель рыночной экономики Экономическое развитие южной кореи

Альтернативные модели в рамках экономических систем. Южнокорейская модель рыночной экономики Экономическое развитие южной кореи

В развитии южнокорейской экономики выделяют четыре периода. Первый период охватывает 1948-1961 гг., второй период - с 1962 г. до средины 70-х гг., третий - с конца 70-х до 90-х гг., четвертый - конец 90-х и до наших дней.

Первый этап можно назвать послевоенным временем. Ко Второй мировой войне Корея подошла в качестве одной из беднейших стран мира с преимущественно аграрной экономикой. Послевоенная разруха и Корейская война не способствовали устойчивому развитию экономики страны. Правительство опиралось на экономическую помощь иностранных государств, в частности США. Народное хозяйство страны находилось в упадке, доходы населения были очень низки.

После разделения Кореи на две части -- КНДР и Южную Корею -- разрушились давние связи между аграрным Югом и промышленным Севером. Южная Корея лишилась таких отраслей промышленности, как металлургическая, химическая, цементная. На юге были сосредоточены в основном предприятия лёгкой и пищевой промышленности.

Корейская война окончательно подорвала экономику страны. После окончания войны союзниками Юга при содействии правительства был разработан план содействия южнокорейской экономике. В первые послевоенные годы американская помощь способствовала сравнительно быстрому восстановлению экономики.

Сельское хозяйство занимало преобладающее значение в хозяйстве страны. Второе место занимала торговля. Активно развивалась обрабатывающая промышленность, её удельный вес за короткое время увеличился в полтора раза - до 14,6 %. В структуре обрабатывающей промышленности основное место занимало производство потребительских товаров - «самбэк-коноп» (три белых производства). Это помол муки, производство сахара и обработка хлопка, которые обеспечивали основной объем промышленного производства. Внутренний рынок предъявлял спрос преимущественно на конечные изделия, особенно на потребительские товары. В этот и частично последующий период экономическое развитие опиралось на подъем местной промышленности и снижение импортов товаров, которые могли производиться в стране.

С начала 60-х гг. XX века начался второй этап развития корейской экономики. За три десятилетия ВНП увеличивался в среднем на 8 % в год, поднявшись с 2,3 млрд. дол. в 1962 г. до 204 млрд. в 1989 году. Доля промышленного сектора в 1962 году составляла 14,6 % от ВНП, а в 1987 году -- 30,3 %. Объём торговли товарами народного потребления вырос с 480 млн. дол. в 1962 до 127,9 млрд. дол. в 1990.

Наиболее значимым фактором в ускорении развитии экономики страны стала экономическая политика нового президента Пак Чонхи, который направил усилия правительства на привлечение иностранных инвестиций, увеличение объёма экспорта и индустриализацию экономики. Государство стало играть более заметную роль в экономической жизни общества. Стали внедряться элементы плановой экономики -- пятилетние экономические планы.

В период развития лёгкой промышленности с 1962 по 1971 гг. иностранные инвестиции составили 2,6 миллиарда долларов, в основном в виде займов, предоставленных правительству и частному сектору.

Сделав ставку на промышленный сектор экономики и ориентированную на экспорт стратегию развития страны, правительство страны искусственно увеличило разрыв между промышленным и аграрным направлениями в экономике, что стало серьёзной проблемой к началу 70-х гг.

Третий этап часто называют периодом стабилизации (1970-1997).

К началу 1970-х годов промышленный сектор страны столкнулся с проблемами. До этого национальная промышленность производила дешёвые продукты используя дешёвую рабочую силу, что увеличивало конкурентоспособность южнокорейских товаров и стимулировало проведение политики протекционизма со стороны других развивающихся стран. Правительство ответило на это увеличением финансирования тяжёлой и химической промышленности и направлением инвестиций в капиталоёмкие и высокотехнологичные отрасли экономики.

Структурный переход к капиталоёмкой промышленности был сложным. Ситуацию осложняло то, что в конце 1970-х гг. случился мировой энергетический кризис, приведший к увеличению цен на нефть и ограничивший объёмы южнокорейского экспорта. В 1980 г. южнокорейская экономика пережила временный кризис: впервые с 1962 г. национальная экономика показала отрицательный рост, увеличилась инфляция.

В начале 1980-х гг. в правительство страны начало широкомасштабные экономические реформы. С целью стабилизирования инфляции были приняты консервативная монетаристская политика и жёсткие фискальные меры. Бюджет был ненадолго заморожен. Вмешательство правительства в экономику сильно уменьшилось, а для иностранных инвесторов были созданы более свободные условия.

Эти меры, наряду с общим оздоровлением мировой экономики, помогли южнокорейской экономике выйти на прежний уровень роста уже во второй половине 80-х гг В период с 1982 по 1987 гг. экономика росла в среднем на 9,2 % в год, а в период с 1986 по 1988 гг. -- на 12,5 %. Инфляция, которая в 70-х гг. в процентном выражении составляла двузначную цифру, была взята под контроль, цены на товары народного потребления увеличивались в среднем на 4,7 % в год. Такое бурное развитие помогло Южной Корее сократить свой внешний долг.

В конце 1980-х годов внутренний рынок стал основой экономического роста. Увеличение спроса на автомобили и другие дорогостоящие товары сильно увеличился вследствие общего роста платёжеспособности населения. Вследствие этого экономическая политика правительства, прежде направленная на экспорт корейских товаров, изменилась в сторону самообеспечения, что привело к уменьшению зависимости от других государств.

90-е годы ознаменовались тесной интеграцией Южной Кореи в мировую экономику и бурным ростом доходов населения. Стабильное экономическое развитие южнокорейской экономики было прервано в 1997 г. вместе с глобальным экономическим кризисом. В октябре 1997 г. началось резкое снижение курса воны по отношению к доллару. Для того, чтобы предотвратить полный крах экономики, правительство было вынуждено сделать крупные займы у Международного валютного фонда. Серия мер, предпринятая правительством, включая ряд экономических реформ, позволили Южной Корее довольно скоро выйти из кризиса. Уже в 1999 г. экономический рост составил 10 %, а в 2000 г. -- 9 %.

Замедление роста мировой экономики и падение объёмов экспорта в 2001 году сказались на южнокорейской экономике: в 2001 г. рост составил всего 3,3 %. Однако уже в следующем, 2002 г. экономика вышла на уровень роста 6 %. Реструктуризация больших компаний (чеболей), приватизация банков и общая либерализация экономики являются основными направлениями работы правительства страны. В 2004 г. перспективы развития экономики выглядели не так хорошо, как за несколько лет до этого. Активная торговля с Китаем, однако, является хорошим фактором для развития Южной Кореи.

На протяжении трех последних десятилетий человечество имело возможность наблюдать за некоторыми развивающимися странами, демонстрировавшими миру "экономические чудеса". Конечно же, речь идет о молодых наиболее развитых государствах, которые в 60-70 гг. выделились и обособились в отдельную группу, получившую название "Новые индустриальные страны" (New industrializing countries) . Эта группа постоянно пополняется, и в настоящее время в нее входят около полутора десятков стран и территорий. Прочное место среди них занимает Южная Корея.

О быстром экономическом росте Республики Корея говорилось немало. Эту "историю успеха" связывают с высокими темпами роста ВНП, которые составили 8,6% в период с 1962-1988 г и превращением страны из традиционно сельскохозяйственной во вполне индустриальную, среди достижений которой уровень ВНП на душу населения более 5000$ и 13 место в списке ведущих торговых государств мира.

На стремительный рост экономики Южной Кореи оказывали и оказывают влияние самые различные факторы - объективные и субъективные, экономические и политические, внутренние и внешние, такие как: ориентированная на экспорт, на взаимодействие с внешним миром стратегия развития; благоприятный международный экономический климат 60-х-первой половины 70-х годов, облегчивший доступ к внешним источникам ресурсов; - сильное и эффективное руководство в лице авторитарных правительств, отложивших демократические и политические преобразования в пользу экономического развития; - относительно малые затраты на содержание военно-промышленного комплекса (2-3% против 60-70% северо-корейских затрат) ; - привлечение иностранных капиталовложений - как финансовых, так и технологических: промышленное оборудование и "now how"; -этническая и культурная однородность, а также конфуцианская традиция, особую ценность придающая трудолюбию, образованию, жизненному успеху и преданности своей нации.

Эти и многие другие факторы во многом определили быстрые темпы развития экономики Республики Корея.

К сожалению, вопросы, касающиеся экономического развития Южной Кореи в настоящее время недостаточно широко освещены в России. Из-за отсутствия современных статистических данных в реферате фигурируют цифровые данные до 1990 г. Но несмотря на то, что цифры несколько устарели, имеющаяся в нашей стране информация достаточно правдиво отражает положение дел в Южной Корее.

В процессе подготовки реферата мною были изучены материалы: - книги В. И. Шипаева "Южная Корея в системе мирового капиталистического хозяйства "; статей как отечественных, так и корейских экономистов: "Опыт экономического развития Республики Корея в условиях рыночной системы". Дак Ву Нам - председатель Ассоциации внешней торговли Республики Корея.

- "Роль государства в сотворении "южнокорейского чуда"". С. В. Жуков - к. э. н., ст. научный сотрудник Института Мировой экономики и международных отношений РАН.

-"Экономика Кореи: структурное урегулирование в целях экономического роста". Ку Бон Хо, профессор, Президент Института развития Кореи, выступавший с докладом по данному вопросу на советско-южнокорейском симпозиуме в Москве в июне 1991 г.

Также в ходе работы над рефератом я консультировалась по ряду вопросов у Пака В. К., к. и. н., корееведа, ст. научного сотрудника Института Востоковедения РАН, принимавшего непосредственное участие в работе советско-южнокорейского симпозиума в Москве в июне 1991 г.

О факторах экономического развития Южной Кореи можно говорить много и подробно, однако в своём реферате мне хотелось бы остановиться на роли государства, экспортной политике и заимствованных технологий (как промышленного оборудования, так и "now how") в развитии экономики Республики Корея.

Что касается фактора экспортной политики, то было бы справедливо считать его наиболее весомым фактором, служившим движущей силой роста корейской экономики.

О роли государства т.к. этот фактор является одним из определяющих факторов быстрого темпа развития экономики Кореи.

Что касается роли заимствованных технологий, то этот фактор не был определяющим, однако обращение к зарубежным технологиям явилось естественным следствием экспортной модели развития экономики Кореи, поэтому нельзя не оценить роль этого фактора в формировании современной экономики Кореи и приобщении страны к мировым достижениям НТР. Также этот фактор недостаточно широко освещен в русской литературе по сравнению с другими факторами, но тем не менее, на мой взгляд, он представляет интерес для изучения, а может быть и частичного применения (естественно в адаптированном к местным условиям виде) в России.

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ЮЖНОЙ КОРЕИ.

Одним из факторов, объясняющих стремительный рост экономики Южной Кореи, явилось сильное и эффективное руководство в лице авторитарных правительств, отложивших демократические и политические преобразования в пользу экономического развития.

Правительство принимало новые законы и тщательно пересматривало уже существующие, а также принималось множество мер политического характера с целью увеличения накоплений, расширения экспорта, содействие вложению как национального, так и иностранного частного капитала, привлечение инвестиций и технологий из-за рубежа. Правительство сделало максимум возможного для создания социальной инфраструктуры: дороги, дамбы, порты, железные дороги и школы. К правительству часто обращались с просьбами взять на себя риск, связанный с инвестиционной деятельностью частных предпринимателей, предоставляя гарантии по внешним займам, используемым для покрытия расходов на крупномасштабные проекты.

Очевидно, что в современных условиях высокоразвитого разделения труда в основе любых регулирующих мер лежит денежное обращение. В Корее достижению финансово-денежной сбалансированности уделялось первоочередное внимание. Даже в годы значительных хозяйственных трудностей денежное обращение, инфляция, дефицитность государственного бюджета не выходили из под контроля государства. Центральную роль в этом играла государственная монополия в кредитно-финансовой системе. Другое важное направление государственного регулирования Южной Кореи пролегает в валютной сфере. В разных вариантах принуждения к тому, чтобы держать иностранную валюту на специальных счетах в ЦБ, действует в Корее с 1949 года.

Концентрация финансовых и валютных ресурсов в руках государства воздействовало на формирование основных пропорций общественного производства. При этом основная ставка делалась на всемерное поощрение экспорта. Государство использовало субсидирование национальных экспортеров, которым предоставлялись банковские льготы. По самым скромным оценкам только в 70-е годы они ежегодно поглощали не менее 1/10 ВНП.

Государственные кредиты такого рода составляли: 15% от ВНП - 1962-1966 гг.

39% от ВНП 1932-1936 гг.

46% от ВНП 1977-1981 гг.

При этом нужно отметить, что кредиты концентрировались в потенциально наиболее эффективных сферах экономики. Также осуществлялся контроль за эффективностью применения кредитов.

Высокая активность государственного регулирования с большой отчетливостью обнаруживается в формировании отраслевых пропорций. Например, при проведении аграрной реформы наиважнейшей составной частью стало принудительное дробление крупных земельных наделов на более мелкие- мера, невозможная без прямого активного вмешательства государства. В этой связи следует сослаться на программу "целевого развития". Начиная с 70-х годов специальными законами выделялись 7 отраслей первоочередного внимания: -машиностроение -электроника -текстильная промышленность -черная металлургия -цветная металлургия -нефтехимия -кораблестроение Этим отраслям оказывалось явное предпочтение в снабжении ресурсами, они пользовались преимущественными налогами и др. льготами. Одновременно государство жестко регулировало конкуренцию в приоритетных отраслях, принуждая к объединению частные компании или к уходу с данного рынка. Государство нередко шло на прямую компенсацию убытков" избранных экспортеров". Особо стоит отметить, что льготы, предоставляемые государством, привели к образованию высокомонополизированной производственной, особенно экспортной структуры. В первой половине 80-х годов доля 30 крупнейших южнокорейских конгломератов в обрабатывающей промышленности достигла 1/3, а в экспорте превысила 1/2.

Видя сильное влияние государства на экономику Южной Кореи возникает вопрос: можно ли рассматривать корейские частные фирмы как самостоятельные единицы. Этот вопрос можно поставить на основании следующих факторов: 1. высокая зависимость деятельности частного сектора от привлечения заемных средств см. табл. 1.1.

2. под контролем государства находится качество продукции в важнейших экспортных отраслях. Государство добивалось, чтобы цены на товары, импорт которых запрещался или ограничивался не превышали условно среднемировые.

3. каждый месяц проводились совещания по вопросам экспорта под руководством президента страны, на которых устанавливались ориентировочно экспортные задания крупным конгломератам.

4. государство жестко контролировало рабочее движение, что избавило предпринимателей от каких-либо серьезных проблем помимо "капитал-труд".

Не менее жестко государство в Южной Корее контролирует иностранный капитал. Важно отметить, что прямые иностранные капиталовложения с 1967-1986 гг. составляют менее 2% от совокупных валовых инвестиций. Южная Корея стремится привлечь не всякие иностранные инвестиции, а только те, которые вписываются в общую стратегию ее развития (см. табл. 2.1.) . Поэтому не менее 2/3 иностранных капиталовложений концентрируются в таких приоритетных отраслях, как химия, машиностроение и электроника.

Таким образом, мы имеем " трехсторонний альянс": государство-местный капитал-иностранный капитал. Но при несомненном соблюдении интересов всех трех сторон, государство является единственным полностью самостоятельным участником, решения которого обязательны для всех остальных.

Также заслугой государства является централизованное планирование с использованием средне- и -долгосрочных планов и целевых программ, с установлением порой конкретных производственных заданий и сроков их выполнения, со строгой системой контроля хозяйственной деятельности и безжалостным экономическим уничтожением неудачников. В сущности, экономика Южной Кореи представляет наиболее гармоничное сочетание планового и рыночного способов ведения хозяйств.

Если очень коротко говорить, то именно формирование и умелое использование такого механизма и позволило Южной Корее в относительно сжатые сроки преодолеть барьер слаборазвитости и занять достойное место в мировой цивилизации.

ЗАИМСТВОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Наряду с привлечением иностранных инвестиций, начиная с 80-х годов экономическая политика Южной Кореи была направлена на привлечение из-за рубежа современных технологий. хотя в силу различных причин объемы заимствований в области технологий были не столь значительными, как в сферах заемных средств и прямых капиталовложений, ее роль в переводе южнокорейской экономики на современные рельсы и в приобщении страны к достижениям НТР была тем не менее достаточно высока.

Для широкого внедрения современных технологических процессов необходимо было и приобретать соответствующую технику.

Среди закупаемой техники, непосредственно не связанной с производственными процессами, преобладающее место занимали транспортное оборудование и подвижной состав, электроприборы и аппаратура. По условиям заключаемых контрактов подобного рода поставки финансировались кредитами из расчета 3% годовых с погашением задолженности в трехлетний срок.

Помимо указанного Южная Корея была вынуждена приобретать и машинное оборудование, непосредственно используемое в производственных процессах. Как правило, закупки станков и агрегатов сопровождались приобретением прав на использование технологических процессов. Потребность в них увеличивалась с каждым годом. Соответственно росли и отчисления на оплату как самой техники, так и технологии "know how". Всего за 1962-1982 гг. между Южной Кореей и развитыми капиталистическими странами была зафиксирована 2281 сделка на приобретение технических "now how" на общую сумму 681 млн. $, что составило 47,7% суммы прямых инвестиций за тот же период.

Львиная доля сделок, связанных с приобретением производственного оборудования и связанных с ним "know how", заключалось с японскими бизнесменами (56,4%), хотя к сотрудничеству с южнокорейскими фирмами на этом поприще они приступили на 4 года позже чем американские и прочие деловые круги.

Доминирующим был и удельный вес Японии в суммах южнокорейских отчислений за используемую технику и технологии. Всего за 10 лет (1967-1977) японские предприниматели получили 52 млн. $ (59%), тогда как за 15-летний срок (1962-1977) Америке и Западной Германии досталось соответственно 24.3 млн. $ (27.7%) и 4.4 млн. $ (5%) . 1975 г. 64.1% всех отчислений за использование иностранной техники и технологий падало на долю США и Японии 4796 и 7074 млн. $. Отмечая исключительно высокую степень зависимости от этих двух стран, южнокорейская ассоциация Внешней торговли 17 июля 1976 г. выступила с призывом незамедлительно диверсифицировать источники, из которых заимствуются и внедряются техника и технологии. Однако побудительным мотивом этого призыва служили не только количественные расчеты.

По оценкам Национального Института Науки и техники выходило, что только 30% "know how" (заимствованных и США и стран Западной Европы) можно было отнести к передовым технологическим процессам, а оставшиеся 70% (внедрявшиеся через посредство Японии) оценивались как отсталые и устаревшие.

После проведенного исследования в Южной Корее был создан Консультационный Центр по привлечению технологии, который давал (при консультации иностранных специалистов) предварительные оценки "know how", намеченных к внедрению, с целью устранения негативных факторов.

В свете изложенных данных хотелось бы отметить и то, что бывали случаи (причем, далеко не единичные), когда японские фирмы продавали какое-либо оборудование по спекулятивным ценам при том, что выпускаемая на этом оборудовании продукция не отвечала принятым стандартам.

О подобного рода казусах южнокорейская пресса сообщала неоднократно, и, видимо, отнюдь не случайно в середине 70-х годов сельские власти приняли ряд мер, направленных на диверсификацию источников не только займов, но и технической помощи.

Однако, на практике произошла диверсификация не источников займов, а диверсификация технологических процессов в сфере распределении по отдельным отраслям южнокорейской промышленности.

Рассмотрев в целом положение с заимствованием извне современной технологии на длительном отрезке времени, проследим теперь динамику этого процесса.

Заимствование иностранной техники и технологии распадается на три периода. В течение первого периода (1962-1966) число сделок и их стоимость выражалась минимальными величинами. Это объяснялось с одной стороны, ограниченностью задач, а с другой стороны нестабильностью политической обстановки в Южной Корее и отчасти проистекающим отсюда неверием деловых кругов из развитых капиталистических стран, что их оборудование и технологии попадут в надежные руки. Во время второго периода Южная Корея по-настоящему приступила к реализации программы индустриализации. Создание абсолютно новых для страны отраслей производства обусловило резкое возрастание потребностей в современной технологии, что привело к обильному притоку зарубежных "know how".

В течение второго периода наблюдается быстрый рост как числа заключенных сделок (в 9,6 раза), так и сумм корейских отчислений за заимствованную технику и технологию (в 35,5 раза) . Очевидное превосходство второй из названных цифр является свидетельством того, что в Южную Корею стали поступать сложная техника и дорогая технология.

Характерные черты третьего периода (1977-1988) определяются переходом к "новой стадии индустриализации", основные задачи которой сводились к тому, чтобы осуществить постепенный переход от производства трудоемкого к производству капиталоемкому и техноемкому.

Выполнение кардинальных задач завершающей стадии индустриализации упиралось в проблему заимствования и внедрения новейшей техники и передовой технологии.

В апреле 1979 года корейские власти внесли очередные поправки в правила привлечения иностранной технологии и осуществили таким образом вторую фазу либерализации.

Новые правила запрещали покупку технологий: 1. если контракты предусматривалось всего лишь простое использование образцов, фабричных марок и торговых знаков; 2. если контракты имели в виду только продажу сырьевых материалов или отдельных компонентов, деталей и узлов для предполагаемой продукции* 3. если контракт содержал несправедливое и ограничительные условия относительно экспорта намечаемых к выпуску изделий; 4. если контрактом предлагалось технология устаревшая, несовершенная, или с какими-либо отклонениями от нормы; 5. если контракты затрагивали особую технологию, которые, по определению министра по делам науки и техники, "служило интересам независимого развития"; 6. если министр экономического планирования не считал возможным признать те или иные контракты жизненно необходимыми.

Как отмечалось выше, по пересмотренным правилам власти могли без колебания отвергнуть заявку, если предлагаемым контрактом предусматривалось лишь простое использование южнокорейскими фирмами иностранных торговых марок и фабричных знаков. Побудительным мотивом для корейских бизнесменов служила в данном случае тяга местных потребителей к приобретению товаров с зарубежной фабричной маркой, поскольку качество изделий, выпускаемых для реализации на внутреннем рынке, оставляло желать лучшего. Кроме того, южнокорейские фирмы пытались таким путем расширить свои внешние рынки, сбывая на них отечественные изделия, украшенные какой-нибудь прославленной иностранной маркой. Власти как и теперь неодобрительно относились к подобного непатриотичности потребителей и не совсем чистым устремлениям бизнесменов. В 1978 г. в Корее было зарегистрировано всего лишь около 15 фирм, которые использовали зарубежные торговые марки.

Вполне, возможно, что правила, касающиеся иностранных фабричных знаков, неукоснительно проводились быв жизнь, если бы не два обстоятельства, связанных со спортом: очередные азиатские игры 1986 года и Олимпиада 1988 года. Предвкушая огромный наплыв зарубежных гостей, власти моментально ослабили запрет на использование заграничных фабричных знаков. Как следствие этого число фирм, пользующихся иностранными торговыми марками за период с 1978 по 1983 год увеличилось в 32,3 раза. Также заметно возрос приток ультрасовременной технологии в электронную промышленность и машиностроение. В течение 1982 года количество сделок по передаче электронных технологий южнокорейским фирмам превысило уровень 1981 года на 28,7%.

Постепенно правительство делало все большую ставку на привлечение самых совершенных технологий. Президент настаивал на том, чтобы все частные фирмы в обязательном порядке обменивались имеющимися в их распоряжении зарубежными технологиями. В свою очередь Министерство торговли и промышленности объявило, что оно будет поощрять внедрение мелкими и средними фирмами новых зарубежных технологий. Система поощрения вступила в силу с 1984 года и в первую очередь распространилась на фирмы, занятые выпуском электронных изделий. Был создан фонд финансовой и технической помощи предприятиям, которые отважатся развертывать деятельность на престижном, но пока неизведанном поприще электроники. В 1988 году сумма фонда составляла 400 миллионов долларов.

С 12 августа 1983 года Министерство финансов обязало банки интенсивно поддерживать частные фирмы, которые обратятся за займами в целях внедрения иностранных технологий. Специальные займы поддержки предоставлялись на пятилетний срок, при двухгодичном льготном периоде, из расчета 10% годовых.

В свете изложенных данных, целесообразно выделить очередной, четвертый период, который характеризуется заметным креном в сторону США и ведущих стран Западной Европы в области заимствования технологий. Подобный крен можно объяснить тем, что США и Западная Европа, не видя в Южной Корее потенциального конкурента, поставляли самые современные технологии. Тогда как Япония, обеспокоенная быстрыми темпами развития соседа, поставляла в Корею далеко не самые современные технологии.

Довольно многочисленные сделки по передаче "know how" в 1983 году делились на три категории. Задачи сделок первой категории: освоить с помощью зарубежной технологии выпуск какого-либо вида продукции, не изготовлявшегося ранее в Корее, с целью монополизировать их производство и сбыт на внутреннем рынке.

Вторую категорию составляют сделки, в которых корейские фирмы ставили перед собой задачи, связанные с расширением экспорта, - освоить собственный выпуск новых высококачественных изделий и выйти с ними на внешний рынок.

Сделки третьей категории, в которых с корейской стороны участвовали лишь крупнейшие фирмы, преследовалась цель поднять отдельные отрасли отечественной промышленности на качественно новую ступень. Примером такой сделки может служить техническое соглашение между корейской фирмой "Sumsung", американской компанией "Micron technology", и с японской корпорацией "Sharp". По условиям соглашения корейская сторона заручилась правом экспортировать в США кристаллики для запоминающих устройств. Для этого недалеко от Сеула был построен завод для изготовления полупроводников. За первые пять лет эксплуатации завода сумма экспорта составила 650 миллионов долларов. Почуяв, что дело, начатое этой фирмой приносит огромную прибыль к производству полупроводников подключились такие фирмы, как "Daewoo" и "Gold Star".

Можно сослаться и на южнокорейское судостроение. Заимствуя технологии (по началу из Японии, а потом из Англии, Франции, Норвегии и Голландии), Южная Корея по объему получаемых заказов на суда вышла на второе место в мире.

Оснащение южнокорейской промышленности новыми видами оборудования происходило по разным каналам. Промышленное оборудование поступало и по линии коммерческих займов, но отнюдь не всегда вместе с ними предоставлялась технологическая помощь, поэтому забота о подготовке соответствующих технических кадров ложилась на плечи корейцев.

Иная картина складывалась при передаче "know how". В соответствие с техническими соглашениями зарубежная фирма брала на себя обязательства либо направлять в Южную Корею технических консультантов, либо подготовить местных специалистов. В подготовке местных кадров и состояла особая ценность зарубежной технологической помощи, при условии, если она находилась на уровне последних достижений НТР.

Как отмечалось выше, что по суммарной стоимости заимствование технологий не шло ни в какое сравнение ни с прямыми инвестициями, ни тем более с коммерческими займами. Однако, уступая им в указанном плане, иностранная технологическая помощь во многих случаях приносила более позитивные результаты, а иногда и более быструю отдачу, нежели коммерческие займы и прямые инвестиции. Вот почему в последнее время Южная Корея стала уделять повышенное внимание заимствованию передовой технологии и привлечению в смешанные предприятия прямых инвестиций, если иностранные капиталовложения сулят ей повышение технического уровня отечественной промышленности.

Южнокорейская модель экономики является одной из самых успешных в мире. Она показывает пример того, как беднейшая страна мира, к тому же истерзанная войной, за несколько десятков лет превратилась в одну из самых богатых и высокотехнологичных держав.

Сегодня Южная Корея – один из лидеров в производстве бытовой и компьютерной техники, торговых судов, автомобилей, компьютерных игр, однако старшее поколение корейцев ещё помнит времена, когда приходилось работать в буквальном смысле за еду, а цветных телевизоров (разумеется, импортных) насчитывалось всего несколько штук на всю страну.

Принципы экономики

  • Экономика Южной Кореи базируется на нескольких уникальных принципах, возникших в условиях восточного менталитета:
  • Невероятное трудолюбие;
  • Крупные корпорации – чёболи – как основа экономики;
  • Немногочисленность и слабость малых предприятий;
  • Высокая социальная сплоченность;
  • Авторитарный стиль правления, заметный даже при нынешнем, формально демократическом режиме.

Чёболи

Чёболь – это жёсткий костяк экономики, культуры и всей жизни Южной Кореи. Он представляет собой конгломерат формально независимых, но подчинённых единому руководству предприятий. Одно такое мегапредприятие производит десятки и сотни видов товаров. Рабочие в чёболях получают зарплату, а также во многих случаях общежитие или квартиру. Однако большую часть суток работник проводит на предприятии, возвращаясь домой только чтобы переночевать.

Отпуск если и существует, то очень непродолжительный – всего несколько дней. Впрочем, трудолюбие корейских рабочих не стоит переоценивать: в полную силу они работают только несколько часов в сутки, а остальное время обедают, развлекаются, общаются – в общем, живут полной жизнью, не выходя за пределы организации.

Чёболи настолько вошли в сознание корейцев, что о них даже сочиняют анекдоты. Чёболь даёт простому корейцу практически всё – деньги, карьеру, жизнь по высоким стандартам, а вне чёболей жизни нет. Первые чёболи появились в Корее в 60-х годах с лёгкой руки генерала Пак Чон Хи, ставшего диктатором и теперь признанного отцом нации.

В тогда ещё нищей Южной Корее он объединил тридцать самых успешных предпринимателей и велел им развивать те или иные отрасли производства, взамен предоставив налоговые льготы и другие преимущества. Всего за 10 – 15 лет страна превратилась из импортёра всего, на что только хватало скудных средств, в экспортёра товаров лёгкой промышленности, обуви и строительных услуг.

Прошло ещё немного времени, и Южная Корея превратилась в то, что она представляет собой сегодня – в крупнейшего производителя различного оборудования. Одновременно с этим японские чёболи (дзайбацу), процветавшие с XIX века, после Второй мировой войны исчезли.

Также стоит отметить факт, на волне вливания огромных средств в финансовые вены Южной Кореи ее авторитарная власть смогла не только сохранить достигнутый рост, но и консолидировать и приумножить его по средствам создания и стимулирования к развитию чеболь или конгломератов.

Чебо́ль - южнокорейская форма финансово-промышленных групп. Конгломерат, представляющий собой группу формально самостоятельных фирм, находящихся в собственности определённых семей и под единым административным и финансовым контролем. Чеболи возникли в Южной Корее в конце Корейской войны и существуют до сих пор.

Именно благодаря данному феномену 1980-х и 1990-х экономический рост продолжился, и Республика Корея превратилась из экспортера текстиля и обуви в крупнейшего в мире производителя электроники, судостроения, автомобилей, стали, а также высокотехнологичные продукты такие как мобильные телефоны, цифровые мониторы и полупроводники. Все это стало фундаментом для создания южнокорейской модели развития поощрения роста крупных, конкурентных на международном рынке компаний через целевое финансирование и налоговые льготы и привело к созданию таких всемирно известных корпораций как Hyundai, LG, SK, Samsung, KIA. И уже в 2004 году Корея присоединилась к триллионодолларовому клубу мировых экономик. В 2000-х экономика Республики Корее пострадала от глобального экономического спада, это обнажило ряд проблем и рост экономики замедлился в среднем до 4% в год. Последствия мирового кризиса сильно ударили по ряду корейских корпораций, так второй по величине чеболь с начала 90-х Daewoo и вовсе обанкротился.

Начиная с 2010-го и по сегодняшний день наблюдается слабый экономический рост ввиду рыночных спадов в Китае, Еврозоне и США, а посему Южная Корея столкнется с проблемой сильной зависимости от экспорта. При все при этом правительство страны ставит перед собой задачу увеличение роста экономики с прогнозных 4% пункта до 7%.

Корейская модель с 1960-х по 2010 г. имеет четыре отличительных особенности:

  • невероятное трудолюбие;
  • мощные конгломераты;
  • относительно слабые мелкие фирмы;
  • высокая социальная сплоченность.

Корейцы работают порядка 2200 часов в год, это в полтора раза больше чем у голландцев или немцев, но качество при этом ценится выше чем количество. Образовательные школьные стандарты здесь идут в сравнение со стандартами Финляндии и Сингапура, а на высшее образование приходится большая часть расходов ВВП, даже больше чем в таких богатых странах, как США.

Мощность корейских конгломератов крайне велика, так Samsung Electronics продает больше смартфонов чем Apple, а Верфи Кореи строят самые большие суда-контейнеровозы в мире.

В Южной Корее действует протекционистская политика в отношении корпораций, которая призвана усилить международное влияние таких фирм путем финансового стимулирования и льготного налогообложения со стороны государства. Но у данной политики есть и обратная сторона, мелкий бизнес фактически не имеет шансов развиваться в средние и крупные формации, так как на этом рынке уже присутствуют большие игроки.

Социальная сплоченность выражается в справедливом распределении доходов среди населения, уровень Джини в этой стране отстает от стран Скандинавии, но обгоняет такую страну к примеру, как Канада, данный коэффициент в стране равняется 0,31.

Коэффициент Джини — статистический показатель степени расслоения общества данной страны или региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку.

Коэффициент Джини изменяется от 0 до 1. Чем больше его значение отклоняется от нуля и приближается к единице, тем в большей степени доходы сконцентрированы в руках отдельных групп населения.

Хотя Южная Корея географически расположена на другом полушарии, но ее опыт может быть отчасти перенесен в нашу с вами действительность. В первую очередь необходимо предоставить надежные гарантии защиты прав инвесторов путем изменения правового поля в отношении частной собственности, уменьшить налоговое бремя, исключить изымание сверхприбыли у крупных промышленных предприятий страны, позволить свободно развиваться малому и среднему бизнесу. Имея высокий уровень подготовки кадров, в частности в IT-сфере, необходимо и дальше создавать благоприятные условия для их развития, путем целевого субсидирования и льготного налогообложения.

Шведская модель

Основной характеристикой шведской модели выступает ее ярко выраженный социальный аспект, когда развитие национальной экономики ориентируется на достижение высокого жизненного уровня. Социал-демократический путь экономического и общественного развития в Швеции демонстрирует вариант социальной стабильности с высоким уровнем и качеством жизни, правовой и социальной защищенностью.

В фундаменте шведской экономической модели лежит так называемый функциональный социализм, то есть социализация без национализации. Главным содержанием этой концепции является сохранение основных средств производства в частном владении за отторжение от капитала права распоряжения всеми доходами. Значительная часть дохода изымается в бюджет с использованием социально-экономические потребности.

Модель включает различные формы собственности: государственную, корпоративную, коммунальную и кооперативную. В условиях рыночной экономики государственное регулирование экономических процессов не включает частного сектора, который развивается самостоятельно по законам конкурентной борьбы на потребительском рынке. Частные предприниматели отвечают за размеры и качество национального продукта, а государственная власть - за качество жизни и справедливое распределение материальных благ. При таком распределении сил достигается баланс между прочным государственным регулированием и рыночным механизмом. Взаимное влияние этих векторов обеспечивает оптимально стабильное функционирование страны за высокого уровня жизни.

Итак, шведская модель экономической системы, имея социальную сущность, направленная на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения. Это создает благоприятные условия для получения образования и профессиональной подготовки рабочей силы как в материальных, так и нематериальных интеллектуальных отраслях экономики. Следует отметить, что шведская модель присуща и другим скандинавским странам.

Китайская модель

Становление современной китайской модели экономической системы исторически началось с 1976 года и связано с именем партийного лидера Ден Сяопина, который ввел социально-экономические реформы. В декабре 1978 г. ЦК Компартии Китая предложил программу "четырех модернизаций", которая была включена в десятилетний план экономического развития. В этой программе особое значение придавалось развитию четырех ведущих экономических секторов: аграрном, промышленном, научно-техническом и оборонном.

Переломный период конца 70-х и начале 80-х годов принес Китая новый перспективный курс развития экономической системы. Он был продлен осуществлением хозяйственных реформ, определенных в октябре 1987 г. XIII съездом Компартии Китая под лозунгом строительства "социализма с китайской спецификой". Этот курс, предложенный Дэн Сяопином, основувався на таких принципиальных положениях: построение социализма; демократическая диктатура народа; руководящая роль КПК; твердый курс на проведение реформ и расширения связей с внешним миром.

3 сентября 1997 г. после XV съезда КПК был провозглашен курс на либерализацию экономики при наличии политического контроля. Следует подчеркнуть, что этот курс открыл китайцам свобод больше, чем они имели за всю историю государства.

С учетом прошлого и современного опыта социально-экономических преобразований в китайских реформах заложены следующие принципы:

Реформирование экономики обязательно должно сопровождаться развитием производительных сил;

В ходе реформ необходимо перестраивать экономическую систему, а не социально-экономический строй, который, наоборот, должен развиваться и совершенствоваться;

Во время реформирования следует учитывать особенности развития собственной страны, а не абсолютно копировать модели других стран;

Реформы нужно проводить последовательно и комплексно, стремясь "прорыва в наиболее важных направлениях".

Большинство перечисленных принципов отражают характерную особенность китайских реформ - градуализм, то есть постепенность проведения. В процессе реформирования осуществлен ряд разграничений, в частности:

Обособленно право собственности от права хозяйствования. Это означает, что средства производства, которые ранее принадлежали государству, так и теперь ей принадлежат права хозяйствования реформа предоставляет предприятиям, которые получили самостоятельность. Главная цель такого разграничения - активизация деятельности трудовых коллективов;

Отделение государственных функций от функций предприятий и превращение последних в самостоятельные субъекты рыночной экономики, которые работают на принципах четырех "С": самогосподарювання; самоокупаемости; саморазвития; самоконтроля.

С начала проведения реформ и становления новой экономической системы в Китае начали уделять внимание макроэкономическом анализа и макроконтроля, как наиболее важному компоненту хозяйственного механизма. В течение 90-х годов в Китае осуществлялся акцент на:

Создании системы макроэкономического регулирования рыночной экономики;

Совершенствовании планирования с уменьшением преимущества директивного планирования;

Внедрении нового механизма ценообразования;

Овладении новыми методами макроэкономического контроля над инфляцией;

Разработке новых подходов к созданию бездефицитного бюджета;

Совершенствовании налоговой системы;

Обеспечении взаимодействия национальной экономики с мировым хозяйством, постепенного "открытие" внутреннего рынка для иностранных производителей товаров и услуг (проведения мероприятий валютного регулирования, политики снижения пошлины и др.).

Особого внимания заслуживает политика поощрения иностранных инвестиций, которые превышают ныне 100 млрд долл. Создаются совместные предприятия, свободные экономические зоны, которые размещены вдоль океанского побережья Китая и привлекают иностранных инвесторов.

Важной составляющей экономической системы Китая стала внешнеторговая деятельность. Экспорт стране в конце 90-х годов достиг 125 млрд долл. (импорт - 116 млрд долл). После присоединения Гонконга Китай вошел в первую десятку торговых лидеров мира.

Южнокорейская модель

Южнокорейская модель сочетает план и рынок, то есть систему жесткого государственного планирования и рыночного механизма.

Государство планомерно создавала рыночное хозяйство, частный сектор был отдан во власть рынка. В государственной собственности остались те отрасли экономики, которые были "не подъемными" для частного сектора, поскольку требовали больших первоначальных капиталовложений, а доходы поступали не сразу (производственная и социальная инфраструктуры, энергетика, транспорт, добывающая промышленность, тяжелое машиностроение).

Для проведения реформ понадобились большие финансовые ресурсы, которые были сосредоточены за счет увеличения нормы сбережений населения. Правительство Южной Кореи использовал иностранные займы, обеспечил льготные условия для инвестиций и экспорта товаров, что дало импульс развитию промышленности и товарооборота и позволило вывести страну на мировой рынок.

Мировая экономическая система

Мировая экономическая система базируется на международном разделении труда и международной экономической интеграции и представляет собой взаимосвязанные экономики стран мира.

Формирование мировой экономической системы не возможно без открытой экономики в странах, которые являются ее субъектами. Открытая экономика характеризуется определенными свойствами:

Прозрачностью, или свободным доступом к национальной макроэкономической информации;

Экономической свободой внутри страны;

Участием страны и ее экономических субъектов в мировом экономическом процессе.

Сущность и структура мировой экономической системы не зависят от того, какая модель экономического развития реализуется в конкретной стране.

Интеграция во всемирную экономическую систему способствует углублению специализации данной страны на мировом рынке и кооперации с другими странами в освоении новейших технологий, росте производительности труда и повышении эффективности производства. Это дает возможность пользоваться преимуществами в получении льготных условий, необходимых для развития ресурсов: значительных инвестиций в экономику, приобретение ноу-хау, ранее недоступной информации.

Современная мировая экономическая система характеризуется качественными преобразованиями, которые будут продолжаться и в XXI в. в таких направлениях:

Целенаправленное регулирование развития мирового хозяйства;

Создание всемирной экономической структуры;

Регулирования международного обмена товарами и услугами;

Создание наднациональных международных органов обеспечения государств производственными ресурсами, в том числе капиталом и информационными технологиями;

Ускорение интеграционных процессов: создания и расширения экономических, валютных и политических международных союзов;

Развитие и усиление роли международных корпораций;

Переход стран мира к общей системе статистического и бухгалтерского учета.

 

 

Это интересно: