→ Базаров — явление социологическое. Отношение героев романа И.С

Базаров — явление социологическое. Отношение героев романа И.С

После небольшого осмысления и анализа, невольно приходишь к выводу, что тема «Базаров и природа» — центральная в данном произведении Тургенева.

Базаров, в первую очередь, нигилист, а как нигилист, то он видит мир плоским и пошлым. А в своей пошлости он представляет природу как некий материал. Отвергая красоту жизни и поэзию жизни, он закручивается в спирали, которая затуманивает его рассудок, и он становится ограниченным. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» — вот слова Евгения.

Давайте критично разберем мысль Базарова. Храм – место священное, где люди сосредотачивают свои мысли, где они углубляют себя, созерцают ту высшую силу, которой поклоняются. Любой храм прекрасен, чист и светел. Есть в храмах особый порядок вещей. При каких-либо службах там поют, а красота этого пения непередаваемая, запах там всегда приятный и умиротворяющий. В конце концов, храм – сосуд чего-то священного и непостижимого. Мастерская – место совершенно не священное, сюда люди приходят либо по делам каким-то, приобретая вещи материальные, созданные для жизни или комфорта, либо работают здесь сами, опять таки получая материальные ценности – деньги. Мастерская – место далеко не чистое, убранство да и внешний вид в большинстве своем уродлив, никто не назовет мастерскую архитектурным памятником (конечно есть исключения, но это всё-таки исключение, а не правило). Освещение в мастерских не всегда полноценное, а скорее света больше там, где человек работает, где необходимо ясно видеть обрабатываемый предмет. А звук, что мы слышим в мастерских? Завывания пил и точильных камней, искры и дым сварочных аппаратов. Такими звуками наслаждаться точно не будешь. Запах в мастерских может быть приятным, например, запах дерева, но не забудем, что временно это явление, ибо в скором времени дерево будут покрывать лаком, а по инструкции необходимо проветривать помещения при работе с химическими веществами, так что наслаждаться запахом мастерских себе дороже. Мастеру в мастерской всё понятно (если он действительно хороший мастер): что где лежит, как обработать. Только подмастерье и перенимает опыт своего учителя.

Выходит картина ужасная: Базаров имеет дерзость поставить природу на конвейер. Засоряя и травя её только для того, чтобы человек получил комфорт. Мы видим к чему это приводит: несанкционированные мусорки в лесу, которые отравляют наши леса и реки, это заводы, которые ни копейки не тратят на защиту экологии от своего производства. А что получаем на выходе? Полные желудки не пойми чего и загубленное здоровье, а в душе пустыня.

Отношение Базарова к природе, как к мастерской также безрассудно и безнравственно, как и топить печь произведениями Пушкина, Лермонтова и Достоевского только для того, чтобы согреться. Замечательно заканчивается сам роман «Отцы и дети»: «Не об одном вечном спокойствии говорят они (цветы), о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной».

Своеобразным получился знаменитый персонаж Тургенева в произведении «Отцы и дети» - Базаров. А все потому, что он строит свою идеологию на очень странных принципах, придерживаться которых человеку здравомыслящему будет сложно. Весьма забавно отношение Базарова к природе. Цитаты его говорят сами за себя. Отношение к искусству и вообще к жизни тоже несколько удивляет, например: «Пушкина читать - потерянное время, музыкой заниматься смешно, природой наслаждаться просто нелепо, Рафаэль вообще гроша ломаного не стоит». Но откуда такие мысли у образованного человека? С этим стоит разобраться несколько подробнее.

Базаров. Отношение к природе. Аргументы

О природе этот герой отзывается достаточно однозначно. Он считает, что природа не храм, а настоящая мастерская, в которой человек - работник.

Развивая дальше тему «Базаров: отношение к природе», коснемся самого главного. Удивительно, но во всем этом существует своеобразная логика, которая в некоторой степени может полностью оправдать его взгляды. Ведь для Базарова главной фигурой всегда был простой русский народ, откуда он и вышел сам.

Мужика грубого и суеверного задавили нищетой, у него в голове одни мысли только о хлебе насущном, и поэтому Базаров считал, что нет смысла говорить с такими людьми о высоком искусстве, в котором они ничего не смыслят. И это нельзя считать несправедливым.

Отношение к природе Базарова

Те идеалы, которыми так восторгаются молодые люди, совершенно не имеют никакого значения для такого героя, как Базаров. Особое отношение к природе человека естественно, ведь они очень сильно связаны между собой. Можно даже охарактеризовать любого по его восприятию мира природы. Практически в каждом классическом художественном произведении встречается описание природы, которая находится в полном взаимодействии с человеком.

Отношение к природе других героев

Изображение той же природы дает понять многое и о самом авторе произведения. В романе «Отцы и дети» взаимоотношения природы и человека можно рассмотреть на примере других героев, не только Базарова, но и Аркадия, Павла Петровича, Николая Петровича.

Базаров - личность все отрицающая, и больше в нем материалистического. С другой стороны, в нем есть скрытые нотки романтизма, но в этом он даже себе признаться не может, не то чтобы кому-нибудь постороннему. В природе он не видит ничего таинственного и неподвластного человеку. Акацию и сирень он называет искренними и «добрыми ребятами». Он очень по-хозяйски радуется тому, что отцовская роща принялась, ведь природа в ее прямом назначении должна приносить пользу.

Любовь меняет все

Когда Базаров влюбился в Романцову, постепенно становится видно, как прорастают в нем ростки того самого романтика, которым он так боялся стать. Именно в эти минуты отчаяния он искал покоя и уединения, и поэтому в полном одиночестве уходил в лес и там бродил, ломая ветки, ругаясь то на себя, то на ту, которая обрекла его на страдания. Сам на себя стал не похож Базаров. Отношение к природе, к любви и, собственно, к самой жизни у него поменялось буквально на глазах.

Базаров в эти минуты считает себя слабаком и презирает себя. Он очень беден, и жизнь кажется ему очень тяжелой, поэтому он совсем не хочет тратить время на романтические отношения.

Тургенев противопоставил Базарову его друга Аркадия, который очень сильно подражал своему другу и пытался изобразить из себя взрослого мужчину. Но, как оказалось, он был очень мягким парнем, который трогательно относился к природе. Он чувствовал и понимал ее, но тоже старался все это в себе скрыть, в основном из-за Базарова. А дальше он совершенно естественным образом выдал себя, когда стал любоваться полями и заходом солнца. И невольно не поддержал такое отношение Базарова к природе. Сочинение можно уже заканчивать.

Заключение

И вот в заключение темы «Базаров: отношение к природе» надо сказать, что для Аркадия природа - храм, а не пустяк, как для Базарова, тут он согласиться со своим авторитетным другом не может. Такое мировоззрение ему чуждо.

Неожиданное чувство к Кате, которая так же романтична и любит природу, еще больше сближает молодых людей. А Базаров сначала смертельно грустит, отторгнутый любимой женщиной, а потом умирает от чахотки. Вот так сломался некогда сильный и уверенный в себе человек.

В середине 19 века в российской общественной жизни возникают новые течения. Замысел Тургенева заключался в том, чтобы показать столкновения общественных сил после реформы, начало того спора, который вскоре привёл к расколу общественных сил на либералов-дворян и демократов-разночинцев. Тургенев возвращался к началу конфликта, чтобы понять его истоки.
По словам Писарева, роман Тургенева – это не ответ на вопрос о новом поколении «Кто вы? Какие вы?» — а сам этот вопрос. В образе Базарова Тургенев показывает тип нового человека, размышляет о его судьбе и значении для России.
Тургенев начинал свой роман с неприязнью к главному герою, однако постепенно его отношение к Базарову менялось. Характер Базарова противоречив, а его судьба трагична, так как он одинок.
Одной из причин одиночества Базарова является его мировоззрение. Сам он называет себя нигилистом, то есть «человеком, который всё отрицает». Отношение Базарова к природе, искусству, религии, любви можно понять из его афористичных высказываний, например: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Русский человек только тем и хорош, что сам о себе прескверного мнения», «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Базаров предельно категоричен в своих суждениях, он заявляет, что не признаёт авторитеты. В то же время этот герой обладает и положительными качествами: он умён, образован, умеет расположить к себе людей, благороден. Следствием мировоззрения Базарова является и его небрежная манера общаться, развязность. Одиночество Базарова также появляется в его отношениях с людьми. Хотя он и обладает даром «вызывать доверие в людях», он нигде не задерживается надолго, не находя себе места.

Гарантией вашей безопасности в дальних поездках служит не только надежность автомобиля, но и качественные шины Одесса . Куда бы вы ни поехали, не забудьте положить в багажник запаску. Особенно важно качество шин на колесах вашей машины в зимний период, когда дороги скользкие и неровные. Не забудьте поменять летнюю резину на зимнюю и помните о том, что долговечность и безопасность шин зависит от фирмы производителя. Покупайте шины только у надежных поставщиков.

Имеются разногласия Базарова и Павла Петровича в отношении к искусству, природе. С точки зрения Базарова, "читать Пушкина -- потерянное время, заниматься музыкой смешно, наслаждаться природою -- нелепо". Павел Петрович, напротив, любит природу, музыку. Максимализм Базарова, полагающего, что можно и нужно во всем опираться только на собственный опыт и собственные ощущения, приводит к отрицанию искусства, поскольку искусство как раз и представляет собой обобщение и художественное осмысление чужого опыта. Искусство (и литература, и живопись, и музыка) размягчает душу, отвлекает от дела. Все это "романтизм", "чепуха". Рассматривая альбом Саксонской Швейцарии, Базаров говорит Одинцовой: "Вы не предполагаете во мне художественного смысла -- да во мне действительно его нет, но эти виды могли меня заинтересовать с точки зрения геологической". Базаров пытается развенчать бездейственные „принсипы", не принимает иллюзорную мечтательность, отказываясь от достижений культуры ("Рафаэль гроша медного не стоит") и утилитарно воспринимая природу. Базарову, для которого главной фигурой времени был русский мужик, задавленный нищетой, "грубейшими суевериями", казалось кощунственным толковать об искусстве, "бессознательном творчестве", когда дело идет о хлебе насущном.

Максимализм Базарова, полагающего, что можно и нужно во всем полагаться только на собственный опыт и собственные ощущения, приводит к отрицанию искусства, поскольку искусство как раз и представляет собой обобщение и художественное осмысление чужого опыта. Нигилист считает, что искусство (и литература, и живопись, и музыка) размягчает душу, отвлекает от дела. Все это "романтизм", "чепуха". Базарову казалось кощунственным "толковать" об искусстве, "бессознательном творчестве", когда "дело идет о хлебе насущном".

В отношении к природе мы видим похожую ситуацию. Базаров утверждает, что "природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник". Он глубоко убежден, что достижения современного естествознания в перспективе позволят решить и все проблемы общественной жизни. Прекрасное -- искусство, поэзию -- он отрицает, в любви видит только физиологическое, но не видит духовного начала. Базаров "ко всему относится с критической точки зрения" и "не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип". Павел Петрович же провозглашает "аристократизм -- принцип, а без принципов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди". Однако впечатление от вдохновенной оды принципам заметно ослабевает под влиянием тех обстоятельств, что оппонент Базарова на первое место ставит наиболее близкий себе "принцип" аристократизма: Павел Петрович, воспитанный в обстановке безбедного существования и привыкший к петербургскому светскому обществу, не случайно выдвигает на первое место поэзию, музыку, любовь. Базаров же, сын небогатого военного врача, с детства приученный к труду, а не к праздности, увлекающийся естественными науками, очень мало в своей короткой жизни имел дело с поэзией или музыкой.

Базаров - реалист, а Павел Петрович -- романтик, ориентированный на культурные ценности романтизма первой трети XIX века, на культ прекрасного. И его коробит от базаровских высказываний насчет того, что "порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта" или что "Рафаэль гроша медного не стоит". Нельзя сказать, что в данном случае Тургенев согласен с точкой зрения Базарова, однако он не дает победы в этом месте спора и Павлу Петровичу. Его рассуждения об искусстве и поэзии, так же как и об обществе, пустые и тривиальные, часто комичные. Тургеневскому замыслу вполне отвечала победа Базарова над аристократизмом Кирсанова.


Многие столетия люди спорили, что же есть природа? Одни считали ее храмом, благоговели перед ней, другие – мастерской, где человек работник. Такого мнения придерживался и Евгений Базаров, а как же полагает автор? Для более точного ответа рассмотрим отношение главных героев к природе.

Одним из первых персонажей о ком нам повествует Тургенев – Николай Кирсанов. Это по-настоящему добросердечный и романтичный человек: он много читает поэзии, а также в свои 44 года играет на виолончели.

Такой персонаж не может не любить природу, ведь именно пребывая с ней, он о чем-то задумывается, мечтает. Примером тому служит эпизод в беседке, где Николай, любуясь вечерним видом, предается «горестной и отрадной игре одиноких дум». Это определенно говорит о том, что Николай Петрович любит и восхищается природой.

Подобные размышления присутствуют и у Аркадия. Сын Кирсанова, воспитанный в такой высоконравственной среде, возможно уже с детства полюбил природу. Жил он в деревне, родители «читали вместе, играли в четыре руки на фортепьяно, пели дуэты; она сажала цветы», следовательно, это могло повлиять на отношение Аркадия к прекрасному, а значит и к окружающему миру. Хоть Кирсанов придерживался нигилизма, отрицал природу, но на самом деле он также как и отец, глубоко ее чувствовал «Так размышлял Аркадий…а пока он размышлял, весна брала свое… Аркадий глядел, глядел, и, понемногу ослабевая, исчезали его размышления». Чтобы еще раз доказать его истинное отношение к миру, обратимся к эпизоду у стога сена, когда Аркадий начинает открыто выражать свое мнение Базарову по отношению к природе: «Сухой кленовый лист оторвался и падает на землю; его движения сходны с полетом бабочки…», - то есть говорить поэзией. И так подводя итог, можно сказать, что в Кирсанове чувство природы заложено с детства, а значит, он точно не думал о ней как о «мастерской».

А каково же отношение Базарова к природе? Этот человек отрицает все на свете, в том числе и красоту, духовность окружающего мира. Он видит в ней только ее материальные свойства, рассматривает как большой запас ресурсов, что подтверждает его фраза: «Природа не храм, а мастерская, а человек в ней работник». Однако нигилист, высказывавший свое мнение против всяких чувств, в итоге сам влюбляется. И в порыве бурных размышлений, он уходит в лес, тем самым обращается к природе, которую не так давно он яро отрицал. Также Базаров не всегда относился к окружающему миру с равнодушием, раньше в детстве осина служила ему талисманом от скуки, то есть опять же природа имела в жизни Базарова большее значение «Я в то время был уверен, что эта яма и осина обладали особенным талисманом: я никогда не скучал возле них». И так, следовательно, Евгений Базаров относится к природе, как к чему-то материально стоящему, но впоследствии обнаруживает в себе романтизм (чувства), что говорит о его уже не столь «холодном» обращении к ней.

Таким образом, все вышеперечисленное если не полно, то частично отражает точку зрения автора. Я считаю, что Тургенев не мог придерживаться мнения Базарова, иначе он бы не ввел столько персонажей, которые бы так восхищались природой. Также в произведении не было бы просто столь много эпизодов с описанием природы, ведь для него она помогает создать не только красивый фон, но и показать настроение героев. И свое полное отношение к этому предмету он выражает в последней главе, на сельском кладбище: «Какое бы страстное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на вас своими невинными глазами:... говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной». Автор подчеркивает, что время быстротечно и человек перед этим вечным мирозданием теряет свое назначение, в этом случае опровергая слова Базарова, а значит, не соглашаясь с ним.

Обновлено: 2018-07-05

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

 

 

Это интересно: