→ «Картинная галерея». Братья Васнецовы

«Картинная галерея». Братья Васнецовы

Прадед Виктора Михайловича Васнецова родился в с.Ошеть Нолинского уезда (ныне Сунской р-н). Дед и отец - в с.Талоключинское Нолинского уезда (ныне пгт.Богородское Кировской обл.). Отец художника М.В.Васнецов в 1831г. учился в Нолинском духовном училище.

"Плох тот народ, который не помнит, не любит и не ценит своей истории. Только больной и плохой человек не помнит и не ценит своего родства, детства, юности". В. М. Васнецов.

Вятский род Васнецовых.

Ольга Шихова, сотрудник Нолинского музея истории и краеведения.

Первые Васнецовы

Фамилия Васнецовых необычна для Вятки. Обычные вятские фамилии связаны с окружающим нас миром, явлениями природы или просто произошли от простонародных прозвищ - Шубин, Коровин, Онучин, Лаптев, Карасев, Громов, Сорин и тому подобные. Сам В. М. Васнецов выводил свою фамилию от слова Василий, но никаких документов по этому поводу не оставил. Наиболее вероятно, что фамилия Васнецовых произошла от новгородского собственного имени Васнец и осталось, видимо, от новгородских ушкунцев-разбойников, которые в 1374 году пограбиша Вятку.

Не исключено, что эта фамилия могла придти на вятскую землю из новгородских владений через Усть-Вым, Ныроб, Чердынь и Кай.

Род Васнецовых многочисленен. Почти все мужчины этого рода были священнослужители. По исследованиям О. Н. Виноградова, первое документальное упоминание фамилии Васнецовых относится к 1628 году, когда 370 лет назад московские писцы в книге по городу Хлынову сделали запись об Осташке Васнецове. Из нее становится известно, что по берегу реки Вятки от устья Засоры была посадская улица, которая размещалась на месте железнодорожных путей современного речного порта, и что на этой улице был собственный дом Остафья Васнецова. Остафий был купцом, занимался изготовлением серебряных украшений и их продажей. Изготовление серебряных изделий требовало от мастера высокого художественного вкуса. Следовательно, этот далекий представитель фамилии Васнецовых являлся своего рода профессиональным художником. Остафий был довольно богатым человеком, под храмом Вознесения (сейчас на этом месте Центральная гостиница) он имел лавку и платил оброку 4 рубли, что по тем временам считалось очень большими деньгами.

За 1665 год найдено краткое упоминание о том, что в городе Хлынове площадным подьячим служит Ивашко Васнецов. Это упоминание дорого тем, что Васнецовы уже в то далекое время были грамотные. Площадные подьячие служили в приказной избе для написания жалоб от неграмотных людей и должны были написанное свидетельствовать подписями двух грамотных. Ивашко был своего рода адвокатом древних вятичей, помогая оформлять материалы на незаслуженные обиды и притеснения властей.

Из многочисленных записей за 1678 год становится известно, что в пяти дворах города Хлынова живут представители рода Васнецовых: Тимошка Васнецов, его брат Ивашка Федоров сын Васнецов, а главное, здесь упоминается основатель рода известных художников Васнецовых - псаломщик Успенского монастыря Митька Игнатьев сын Васнецов. С него и началась ветвь Васнецовых, служащих по духовному ведомству.

Родословная братьев Васнецовых

Дмитрий Игнатьевич Васнецов родился в городе Хлынове в 1661 году, в 17 лет служил псаломщиком в Успенском монастыре. Затем переведен для службы в Нолинский уезд, Дворищенскую волость, село Ошеть (ныне Сунский район), где и прослужил всю жизнь дьячком. У него было пять сыновей, которые по примеру отца стали священнослужителями. Несколько поколений Васнецовых родилось и прослужило в селе Ошеть (сын Дмитрия Игнатьевича Иосиф Дмитриевич, внук Иван Иосифович). Остальные дети и внуки Дмитрия Игнатьевича были направлены для службы в другие приходы (Андрей Иосифович - иерей в Курчуме, Прокопий - диакон в Кырчанах). Некоторые из его потомков служили и в городе Нолинске: в Николаевском соборе - священник Алексей Ильич Васнецов, протоиерей Александр Николаевич Васнецов (служили в разное время, примерно с1800 по 1936 гг.); в Успенском храме - протоиерей Михаил Иванович Васнецов (1882- 1959 гг.). На территории Нолинского кладбища находится его захоронение.

Прадед художников Козьма Иванович родился в селе Ошеть. С детства помогал отцу в церкви: читал и пел на службах, затем учился в Вятской семинарии, где кроме основных предметов преподавалось также земледелие и рисовальное искусство. Он учился с успехом весьма хорошим у учителя-художника Федора Черепанова. Козьма Иванович писал портреты, этюды, натюрморты, резко выделяясь своими художественными способностями среди прочих студентов рисовального класса. По окончании Вятской семинарии в 1800 году назначен на третье священническое место в Нолинский уезд, село Талоключинное - современный районный центр Богородское, где появились на свет дед и отец знаменитых художников.

Нолинские Васнецовы

Михаил Васильевич Васнецов (отец художников) провел детские годы в селе Курчум Нолинского уезда (ныне Сунский район), воспитываясь в доме деда по материнской линии Александра Григорьевича Вечтомова, поэтому всю жизнь считал Курчум своей родиной. Начальное образование получил на дому. К семи годам умел петь, читать и писать.

4 августа 1831 года Михаил Васильевич был зачислен в Нолинское духовное училище, а через год переведен в Вятское духовное училище. После окончания его с успехом обучался в семинарии. Окончив курс богословия, Михаил Васнецов в Крестовой церкви Кафедрального собора был приведен к присяге. Текст присяги до сих пор хранится в его ставленом деле, а под текстом подпись: Под сей присягою присягаю кончивший курс воспитанник Вятской семинарии Михаил Васнецов. (Васнецовы. Материалы исследования. АО Городская газета, Вятка, 1993 г.).

Получив священнический сан, Михаил Васильевич направляется для службы в Троицкую церковь Уржумского уезда Пилинской волости (ныне Уржумский район) в село Лопьял. Там Михаил Васильевич был сразу определен наставником сельского училища, где учил крестьянских детей. Здесь появились его первенцы: Николай и Виктор. По истечении шести лет, он переведен в село Рябово Вятского уезда Сулаевской волости (ныне Зуевский район) и сразу определен учителем сельской школы.

В Рябово семья прожила более 20 лет. По приезде Михаил Васильевич строит собственный деревянный дом, который сохранился до наших дней и сейчас в нем расположен музей. По воспоминаниям односельчан, Михаил Васильевич был разносторонне развитым человеком, с мягким сердечным характером, любил природу, любил рисовать и хорошо рисовал с натуры. Об этом увлечении отца Виктор Михайлович вспоминал: ;когда мы приезжали домой на летние каникулы, ну, конечно, была радостная встреча. Мать спешила хорошенько нас накормить, а отец после этого начинал проверять, как и чему мы учились, какие получали отметки. Потом требовал показать все наши рисунки, очень серьезно их рассматривал и строго критиковал, указывая на все подмеченные им ошибки. Кончив это дело, как-то немножко конфузясь и стесняясь перед нами, детьми, показывал свои работы - рисунки и этюды, выполненные масляными красками, все виды окружающих село красивых мест (О. Н. Виноградов).

Таким образом, художественный талант Виктора Михайловича и Аполлинария Михайловича не появился вдруг, ни с того ни с сего, а накапливал, набирал силу в глухом захолустье Вятской губернии в течение нескольких поколений рода Васнецовых.

Вятский период в творчестве братьев Васнецовых

Вятский период в биографии и творчестве Виктора и Аполлинария Васнецовых, по исследованию

Т. Малышева, определяется со времени их рождения и до осени 1878 года, когда Виктор Михайлович с женой окончательно покинули Вятку и вслед за ними в Москву переехал младший брат Аполлинарий. Непосредственно с Вяткой как губернским городом братья были связаны с момента поступления Виктора в духовное училище и приездом Аполлинария, чтобы повторить путь старшего брата.

Из известных ранних работ В. Васнецова выделяется графика -натурные наброски, портреты друзей Федора Порвицкого, Михаила Кошкарева и композиция на религиозный сюжет Кающаяся Магдалина. Тогда же, по свидетельству В. Васнецова, были сделаны рисунки для собирателя русского фольклора И. Тропинина, который намеревался издать пословицы и поговорки с иллюстрациями. Но альбом был сделан позднее другим издателем, и, тем не менее, уже знаменитый художник не стеснялся этого юношеского труда и охотно дарил своим друзьям в Москве.

Обращается Виктор Михайлович и к религиозной живописи. Его внимание привлекает силой своего воздействия на окружающих образ Христа. Выполненная маслом икона Благословение детей (Христос в окружении детей малого возраста) - его первая живописная работа. Впервые живописные произведения он видел еще мальчиком в сельском храме. Иконопись Предтеченской церкви села Рябово и позднее заслуживала его одобрение - уже маститого профессора живописи.

Нелегкий выбор

В годы пребывания в Вятке у В. Васнецова не только складывались основы творчества, но и формировались общественные взгляды. Он отказывается от карьеры священнослужителя и безбедного, привычного существования и собирается поступать в Академию художеств. Еще в семье он был подготовлен к этому решению. Виктор наверняка знал об успехах в живописи прадеда Козьмы Ивановича, видел акварельные картины бабушки Ольги Александровны, он соревновался с отцом Михаилом Васильевичем в мастерстве рисунка и наблюдал работу тетушки Марии Васильевны.

Вятский период для В. Васнецова прерывается в связи с отъездом в Петербург и поступлением в Академию художеств. Юноша-провинциал, оказавшийся в столице без покровителей, после успешной сдачи экзамена по рисунку решил, что поступит без аттестации по наукам. Но оказалось все сложнее. Прежде чем поступать во второй раз, он год проучился в школе Общества поощрения художеств.

Возвращение в Вятку было связано с приездом на могилу отца. Он снова поселяется на родине, чтобы поправить здоровье и помочь младшим братьям, четверо из которых остались сиротами и еще учились.

В 1868 году в Вятку приезжает ссыльный польский художник Эльвиро Андриолли, с которым они познакомились на музыкальных, литературных и художественных вечерах у начальника почтово-телеграфной конторы Д. Я. Далматова.

Брат Виктор видел в Аполлинарии будущего художника, отметив как лучшие пейзажи реалистические, конкретные по мотиву, с тщательной проработкой рисунка изображения родных мест (Рябово, Вахруши, Батариха, Турины, Хлыновка). Некоторые из них он даже собрался показать И. И. Шишкину. В одной из поездок к родственникам Аполлинарий особо отличился, сделав рисунок Деревянная часовня в с. Елгань (музей-квартира А. М.Васнецова в Москве), который можно считать первым свидетельством неравнодушного отношения художника к старинной русской архитектуре.

1871-1872 годы, проведенные Виктором в Вятке, дали много не только Аполлинарию, утвердившемуся в выборе жизненного пути, но и ему. В этот приезд Виктор активно взялся за гравирование досок для печатных изданий. Он видел, как легко, мастерски делал это Андриолли. Яга, Тряпичница, Рюмочка, Могильщик, В гостях, Брюсов календарь, Владыка углов, Последний из могикан, Развлечение - это его лучшие работы в этом жанре.

Из Петербурга на родину в очередной раз братья возвратились в разное время. Аполлинарий задержался на три года в столице, занявшись самостоятельными поисками своего пути в жизни. Виктор, вдохновленный родными местами, написал Вятские леса, Лес за рекой Вяткой. Но самое интересное, что в этот период Васнецов писал икону маслом на холсте с изображением Богоматери, предназначенную для Крестовоздвиженского мужского монастыря в г. Слободском.

В 1878 году братья последний раз посещают Вятку. Тогда Виктором Михайловичем была написана серия портретов родственников художника - братьев Петра и Аполлинария, тещи М. И. Рязанцевой, бабушки жены Т. А. Караваевой и др. В то же время он сделал этюды к картине После побоища Игоря Святославовича с половцами: Берег реки Вятки, Луг в селе Раковка, где находилось имение Рязанцевых.

Под влиянием старшего брата первые пейзажи маслом написал и А. Васнецов. Поехав в Москву вслед за Виктором, он закончил по вятским мотивам три живописных работы Просека, Старая дорога и Вятский пейзаж.

Природа вятской земли с ее первозданной красотой, жизнь народа с традициями, характерными для будней и праздников, вятские села и города с памятниками русской старины, - все это дало братьям представление о родной Руси, о русском доме и наложило отпечаток на все их творчество. Именно в глуши вятских лесов зародилась привязанность к народной сказке и эпосу, а своеобразное искусство вятских умельцев - резчиков по дереву, мастеров глиняной, расписной игрушки, лубочных картинок - пробудило интерес к сказочному творчеству.

Именно в Вятке сформировалось мировоззрение выдающихся русских художников, здесь были заложены основы их творческого метода.

Русский художник Виктор Васнецов, истинный патриот своей страны, стал родоначальником «русского стиля» в рамках символизма, присущего европейскому искусству конца 19 века. В его творчестве соединились исторические мотивы с поэтической атмосферой сказок, оставив в русской и мировой культуре яркий след.

Детство и юность

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лопьяле Вятской губернии. Отец, священник Михаил Васильевич Васнецов, всю душу вкладывал в шестерых детей. Он не просто воспитывал детей в соответствии с религиозными правилами, но делал все, чтобы они выросли разносторонне развитыми, в том числе и в области науки. Но маленький Витя рос в окружении сказаний, поверий, легенд, в изобилии бытовавших на вятской земле, и предпочитал науке сказку.

С раннего детства Виктор рисовал, и в работах мальчика чувствовался талант. Но семья Васнецовых не отличалась большим достатком, и потому отец не смог отправить сына в художественную школу. Вместо этого Витя в 1858 году поступил в Вятское духовное училище, где, как сын священника, имел право учиться бесплатно.

Следующей ступенью в образовании для юного Васнецова стала семинария. Но это учебное заведение юноша бросил с благословения отца ради петербургской Рисовальной школы, куда поступил в 1867 году. Одновременно с поступлением в художественную школу Виктор умудрился сдать экзамен в Академию художеств, но заниматься там начал только через год. В художественной школе преподавателем живописи у юного художника был .

Творчество

Академию Виктор Васнецов окончил в 1873 году, а выставляться начал еще во время учебы, в 1869 году. Сначала работы художника включались в экспозиции Академии. Позже, после его вступления в 1878 году в Товарищество передвижных художественных выставок, – в выставках, организуемых товариществом.


Творчество Васнецова делится на два больших этапа. Изначально художник творил в социально-критическом жанре. Среди его героев – чета обедневших стариков на картине «С квартиры на квартиру», скучающе-унылые мещане на картине «Преферанс». Работы художника напоминают в этот период произведения , проникнутые иронией и состраданием одновременно.

В конце 19 века начался второй этап творчества Васнецова, логично связанный с интересом общества к «преданьям старины глубокой». Особенности творчества состояли в сочетании исторических фактов и фольклорных мотивов. Художник писал невероятно волнующие полотна, затрагивающие душу любого русского человека.


К этому периоду относятся произведения «Гусляры», «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Иван-Царевич на Сером Волке», «Три богатыря». Последняя, на которой стоят на страже границ земли русской , и , пожалуй, визитная карточка Васнецова.

«Эпический» период живописца стал, по мнению ценителей-современников, ярким примером «нового русского стиля». Новаторство привнес Васнецов и в сценографию, создав эскизы костюмов и декораций для оперы «Снегурочка» . Чего стоит только декорация, которая должна изображать палаты .


Помимо «Снегурочки», художник приложил руку к театральному оформлению драмы Шпажинского «Чародейка» и оперы «Русалка». Подводный пейзаж в «Русалке» и поныне изображают, основываясь на созданных Васнецовым декорациях.

Благодаря таланту Васнецова посетители Исторического музея в Москве до сих пор любуются живописным фризом «Каменный век». Коллеги дали этой работе мастера, выполненной в 1883-1885 годах, высокую оценку.


Вскоре Васнецов увлекся религиозной темой. Его кистью выполнена роспись в петербургском храме Спас-На-Крови. Он прорабатывал стенную живопись для Храма Рождества на Пресне, в соавторстве с другими живописцами создавал интерьер храма-памятника в Софии.

Много сил и десять лет жизни потребовалось живописцу на роспись Владимирского собора в Киеве. С 1880 по 1890 годы Васнецов с помощниками расписал почти 3000 квадратных метров стен собора. Строгость византийских канонов художнику удалось смягчить лирическим, поэтичным началом, сказочными мотивами.


Собственное видение мира привнес Васнецов в архитектуру. «Русский стиль» для него означал не подражание старинным мотивам, а разумное заимствование особых свойств зодчества Древней Руси. С его легкой руки в усадьбе Абрамцево появились церковь Спаса Нерукотворного, выстроенная в соответствии с псковско-новгородской традицией, и сказочная беседка «Избушка на курьих ножках».

Дом для собственной семьи художник тоже спроектировал сам с помощью архитектора Василия Башкирова. Ныне это здание, расположенное по адресу Москва, переулок Васнецова, 13, является домом-музеем живописца.


После первой русской революции 1905 года и Кровавого воскресенья Васнецов, как истинный гений, проникся происходящим. Его убеждения, практически совпавшие в тот период с доктриной ультраконсервативного «Союза русского народа», привели к участию в финансировании и оформлении монархических изданий.

Поздние картины Васнецова наполнены тревогой, предчувствием неизбежных перемен. Тогда на свет появилось полотно «Варяги», на котором пришли на Русь по призванию новгородцев Рюрик, Синеус и Трувор.


Свершившаяся революция 1917 года положила конец активному участию Васнецова в художественной жизни. Художник перешел на иллюстрации к русским сказкам. Над темами «Спящая царевна», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна» мастер работал до последних дней, но, по мнению некоторых критиков, сила образов была уже не та. Зато в этот период живописец создал ряд прекрасных портретов.

Личная жизнь

Жена Виктора Васнецова, Александра Рязанцева, происходила из большого вятского купеческого рода, окончила вятскую гимназию и первые женские врачебные курсы медико-хирургической академии в Петербурге. Женился художник на Александре Владимировне в 1878 году, и почти полвека супруги прожили душа в душу. У четы Васнецовых родились пятеро детей – дочь Татьяна и сыновья Борис, Алексей, Михаил и Владимир.


Аполлинарий Васнецов, младший брат живописца, тоже известный художник. В селе Рябово Кировской области (Вятской губернии), где семья священника Васнецова прожила более 20 лет, расположен музей обоих братьев-художников.

Смерть

Завершилась биография Виктора Васнецова 23 июля 1926 года, когда тому было 78 лет. Скончался художник от инфаркта в московской мастерской. Похоронили Васнецова на Лазаревском кладбище, а когда оно было уничтожено, прах перезахоронили на Введенском кладбище.

  • Виктору Михайловичу Васнецову в 1912 было пожаловано «дворянское Российской империи достоинство со всем нисходящим потомством».
  • Самолет «Airbus A320» компании «Аэрофлот» носит имя Васнецова.
  • В 1998 году Банк России посвятил 150-летию со дня рождения Васнецова две серебряные двухрублевые монеты.

  • Картины Васнецова и сам живописец появлялись на почтовых марках России и Советского Союза. В России в 1998 году вышли две марки и купон с картинами «Битва славян с кочевниками» (1881), «Автопортрет» (1873) и «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889).
  • По воспоминаниям коллеги по цеху Михаила Нестерова, он однажды спросил у Васнецова, не прячется ли тот от жизни за сказочными сюжетами. Художник ответил так:
«Куда было после Владимирского собора выше? Куда? Купчих писать? После Бога-то?! Выше нет! Но есть нечто, что стоит вровень. Это, брат, сказка...».

Произведения

  • 1876 – «С квартиры на квартиру»
  • 1879 – «Преферанс»
  • 1878 – «Витязь на распутье»
  • 1880 – «После побоища Игоря Святославича с половцами»
  • 1880 – «Ковер-самолет»
  • 1881 – «Аленушка»
  • 1881 – «Три царевны подземного царства»
  • 1889 – «Иван-Царевич на Сером Волке»
  • 1890 – «Крещение Руси»
  • 1897 – «Царь Иван Васильевич Грозный»
  • 1897 – «Баян»
  • 1897 – «Гамаюн – птица вещая»
  • 1898 – «Сирин и Алконост»
  • 1898 – «Богатыри»
  • 1899 – «Снегурочка»
  • 1899 – «Гусляры»
  • 1904 – «Страшный суд»
  • 1909 – «Варяги»
  • 1914 – «Поединок Пересвета с Челубеем»
  • 1918 – «Царевна-лягушка»
  • 1926 – «Спящая царевна»
  • 1926 – «Кощей Бессмертный»

Знаменитый, выдающийся русский живописец, один из основоположников национально-романтического варианта русского модерна, Виктор Михайлович Васнецов, появился на свет в 1848 году в селе Лопьял Уржумского уезда в Вятской губернии. Прадед художника окончил рисовальный класс семинарии. Его отец, Михаил Васильевич Васнецов, был образованным сельским священником.

В деревенском доме Васнецовых сочетались разные уклады жизни. По вечерам читали много книг и журналов, посвященных естественным наукам и астрономии, рисовали. И бабушка и отец художника владели акварелью, именно отец стал его первым учителем рисования. Васнецов вместе со своим братом Аполлинарием рос не обособленно, а находясь в тесном общении с крестьянскими детьми. Художник с детства проникался поэзией народных сказок, преданий и поверий, красотой народного искусства, красочной обрядовой стороной быта. Он воспринимал природу как одушевленное существо.

Первое начальное образование Васнецов получил в местном духовном училище, а затем в духовной семинарии (1862 — 1867), где он изучал древнерусскую литературу. Литературные образы переплетались в душе художника с фольклорными образами, что не могло не отразиться на дальнейшем творчестве художника.

В августе 1867 года Васнецов поступает в Императорскую Академию художеств в Петербурге, где знакомится с Крамским и Репиным и становится членом Товарищества передвижников. С 1868 года Виктор Михайлович увлекся графикой и к началу 1870-х годов достиг больших успехов в этой области. Его «Книжный лавочник» и «Мальчик с бутылью водки» получили бронзовую медаль на Международной выставке 1874 года в Лондоне.

Весной 1876 года, после выхода из Академии, Васнецов, по приглашению Репина, с которым они были особенно дружны, приехал в Париж, где работал больше года. Благодаря Репину Васнецов окунается в изучение художественной жизни Парижа. Художник знакомится с С. И. Мамонтовым и вместе с Поленовым получает от него приглашение поселиться в Москве. Полотно “Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа)” (1877), написанное в Париже носило еще жанровый характер, но именно там к художнику пришла идея направить свое творчество в другое русло. В это время им был написан эскиз “Богатыри”, положивший начало эпическому циклу.

Возвратившись в Россию художник создал своеобразный жанрово-исторический цикл, отображающий русско-турецкую войну. В цикл вошли: картины “Военная телеграмма”, “Карс взяли” и рисунок “Ночью на улицах Петербурга в день взятия Плевны” (1878). Эти работы были показаны на VI выставке ТПХВ в марте 1878 года. В том-же году по приглашению Репина и Поленова Васнецов переезжает в Москву.

В душе художника всегда жили образы народного эпоса. Окончательно избрав для своих картин национально-историческую тематику, художник погружается в мотивы Средневековья, в атмосферу поэтической легенды или сказки. Началом новой идейно-художественной направленности творчества художника является полотно “Витязь на распутье” (1882).

Под впечатлением “Слова о полку Игореве” он создает эскиз картины “После побоища Игоря Святославовича с половцами” (1880). Одновременно с “Тремя царевнами” в 1881 году создает картину “Аленушка”, в которой обнаружил дарование тонкого пейзажиста. Все натурные пейзажи художник писал неподалеку от села Абрамцева, которое было имением И. С. Мамонтова.

Абрамцево занимает исключительное место в творческой жизни художника. Мамонтовское окружение тяготело к русской национальной культуре и с восторгом приняло историко-фольклорную тематику художника. Летом 1881 года Васнецов вместе с Поленовым, Репиным, Мамонтовым принимал активное участие в строительстве церкви Спаса Нерукотворного (1881 — 1882) в Абрамцеве. При постройке церкви Васнецов был не только архитектором, но и создателем целостного решения ансамбля, он писал для церкви иконы, сочинял орнаменты, расписывал клиросы. В Абрамцеве художник построил “Избушку на курьих ножках” (1883).

В 1885 году Васнецов создал серию рисунков для постановки в Московской частной русской опере Мамонтова оперы Н. А. Римского-Корсакова “Снегурочка”, созданной по лирической сказке А. Н. Островского. В этих эскизах проявился одушевленный характер “васнецовской природы”. В постановке “Снегурочки” художник впервые утвердил творческое равноправие художника-оформителя с драматургом и композитором. “Снегурочка” стала стимулом новых явлений в русском театре.

В первом пятилетии 1880-х годов Васнецов увлекся монументальной живописью. Осенью 1882 года художник получил приглашение от известного археолога Уварова написать картины монументально-декоративного плана для Исторического музея в Москве. В 1885 году А. В. Прахов предложил художнику работу по декорированию Владимирского собора в Киеве (1885 — 1896). Это стало исполнением желаний художника. Васнецов трудился над росписью собора более десяти лет. Это грандиозная работа, не имеющая аналогов в русском искусстве XIX века, стала его самым значительным свершением. Художник создал свой “васнецовский стиль”.

В 1897 году художник создаёт полотно “Царь Иван Васильевич Грозный», в 1889 году - “Иван-царевич на Сером волке». Написание картины "Богатыри" (нередко эту картину называют "Три богатыря") стало поворотным событием в биографии Васнецова. Эта картина, венчающая героический цикл работ Васнецова была написана Васнецовым в 1898 году.

К 100-летию А. С. Пушкина Васнецов оформляет пушкинскую “Песнь о Вещем Олеге”, полностью проиллюстрировав ее. Заставки, концовки, заглавные буквицы, иллюстрации — все подчинено одному решению. Такой подход к оформлению книги впоследствии был развит Билибиным и художниками “Мира искусства”. В 1899 году Васнецовым была написана небольшая картина “Гусляры”.

В конце XIX начале XX веков художник выполнил ряд архитектурных проектов. Он был автором проекта своего дома в Москве (1894); автором проекта павильона для Всемирной выставке в Париже (1898); Грановитой палаты; Красного крыльца; проекта перехода из Оружейной палаты в Кремлевский дворец (1901); дома И. Е. Цветкова на берегу Москвы-реки (1901 — 1903); проектов орнаментального оформления Большого Кремлевского дворца (1901 — 1903). Васнецов был одним из участников устройства экспозиции Третьяковской галереи, переданной в дар Москве в 1904 году, для которой он оформил фасад и спроектировал деревянные витрины для показа икон. На месте убийства великого князя Сергея Александровича в Кремле Васнецовым был создан памятный крест (1905), уничтоженный при советской власти и воссозданный на территории московского Новоспасского монастыря.

В картинах последних лет Васнецов обращается к лирическим мотивам, но фольклор “не отпускает” его и он создает картины “Царевна-лягушка” (1901 — 1918), “Несмеяна-царевна” (1916 — 1926), “Сказка о спящей царевне” (1900 — 1926), “Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем” (1913 — 1918).

Младший брат знаменитого Виктора Васнецова, известный гораздо менее, Аполлинарий Васнецов отнюдь не был его робкой тенью, а обладал вполне самобытным дарованием.

Превосходный мастер-пейзажист, А. М. Васнецов прославился как знаток и вдохновенный поэт старой Москвы.

Аполлинарий Васнецов не получил систематического художественного образования. Его школой стало непосредственное общение и совместная работа с крупнейшими русскими художниками братом, И. Е. Репиным, В. Д. Поленовым и другими.

Влияние отца на формирование характеров и взглядов сыновей было огромным. "Любовь к природе, так сказать, влюбленность в нее, наблюдательность, была воспитана во мне отцом с глубокого детства. Ночью он обращал мое внимание на небо, и я с детства знал главные созвездия и звезды... Любовь к природе и воспитала во мне любовь к пейзажу, и этим я обязан отцу", - писал в своей "Автобиографии" А. Васнецов.

Виктор был на восемь лет старше Аполлинария, и, когда не стало отца, он уже учился в петербургской Академии художеств. Приехав на родину по случаю похорон, Виктор увидел талантливые рисунки брата и понял, что в семье растет еще один художник. Пример старшего брата был воспринят младшим. Он уже неплохо рисовал с натуры, добиваясь близкого сходства с природой. Перед отъездом в Петербург Виктор направил брата учиться к польскому художнику Эльвиро Андриолли, сосланному в Вятку за участие в восстании 1863 года.

В 1878 году А. Васнецов покидает деревню, уезжает в Москву, к брату, и с тех пор уже все свои силы безраздельно отдает искусству, близкому и понятному народу, воспевая родную природу, талантливо воссоздавая картины прошлого своей страны. Долгие годы постоянным наставником и по существу его основным учителем был брат Виктор Михайлович.

С 1882 года Васнецов ежегодно проводит лето на даче у В.М. Васнецова, расположенной близ Абрамцева, имения известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова.

Семья Мамонтовых и группировавшийся вокруг нее кружок передовых талантливых представителей интеллигенции оставили яркий след в русской художественной культуре последней четверти XIX века. На формирование А. М. Васнецова как художника большое влияние оказало тесное общение с членами абрамцевского кружка и вообще с товарищами Виктора Михайловича Васнецова, обладавшими большими, яркими талантами. Летом в Абрамцеве, а зимой в московской квартире Мамонтовых собирались художники Н. В. Неврев, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, В. М. и А. М. Васнецовы, Л. А. Киселев, В. А. Серов, К. А. Коровин, Н. Д. Кузнецов, И. И. Левитан, М. В, Нестеров, В. И. Суриков, М. А. Врубель, артистки М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова; с Абрамцевым связано начало театральной деятельности К. С. Станиславского и Ф. И. Шаляпина.

Живописная природа, окружавшая имение, и артистическая обстановка, господствовавшая там, способствовали творческому росту художников. В Абрамцеве В. М. Васнецов писал своих "Богатырей", В. А. Серов - "Девочку с персиками", И. Е. Репин собирал материал и работал над "Крестным ходом в Курской губернии". Абрамцевский пейзаж можно увидеть в "Аленушке" В. Васнецова и в "Видении отрока Варфоломея" М. Нестерова.

Яркие краски юга, угрюмые кавказские утесы, величественные просторы северного Урала - каждый уголок огромной России нашел отражение в творчестве А.Васнецова. Объехав полстраны со своим этюдником, художник обосновался в Москве, искренне полюбил этот город и сделался настоящим певцом его истории и культуры. Улочки древней столицы, реконструированные художником по архивным данным и по материалам археологических раскопок, и сегодня поражают своей достоверностью и реалистичностью.

Кисти А.М.Васнецова принадлежат: «Северный край. Сибирская река» (1899), «Родина» (1886), «Тайга на Урале. Синяя гора» (1891), «Кама» (1895), «Улица в Китай-городе. Начало XVII века» (1900), «Красная площадь во 2-й половине XVII века» (1925), а также эскизы к театральным постановкам «Хованщина» (1897), «Сказание о невидимом граде Китеже…» (1907).

Умер Аполлинарий Михайлович Васнецов в 1933 году на семьдесят седьмом году жизни и похоронен на Введенском кладбище.

"Краса ветвей зависит от корней"

Практически весь род Васнецовых был священническим. В 1678 упоминается псаломщик Трифонова монастыря Дмитрий Кондратьев сын Васнецов . Но корни рода идут из Перми Великой: в 1678 там на погосте Ныроб упоминаются церковники Васкецовы .

Карта севера России, включая Великую Пермь.

Пермь Великая (Пермь Камская ) — историческая область в России. Пермью Великою назывались города Чердынь, Сольвычегодск, Соликамск, Кайгород, Старая Пермь. Город Старая Пермь находился в 140 верстах от устья Вычегды.

Фамилия возникла от имени Василий: Васка — Васкец — Васкецов, и первоначально выглядела именно как Васкецов . Подобно этой образовались фамилии Иванцов, Пашкецов.

Васнецовы были людьми, жизнь свою отдававшие служению Богу и просвещению: священники и учителя.

В 10 районах современной Кировской области есть места, связанные с деятельностью этого славного рода: это города и села, где жили Васнецовы, церкви и школы, где они служили людям.

Михаил Васильевич Васнецов

Отец будущих художников, Михаил Васильевич Васнецов, по окончании Вятской духовной семинарии был рукоположен в священники Троицкой церкви села Лопьял Уржумского уезда, куда прибыл с женой Аполлинарией Ивановной происходящей из священнического рода Кибардиных, в 1844 году. В Лопьяле родились двое детей - Николай и Виктор.

Васнецов Николай Михайлович (1845—1893) — учитель, написал книгу «Материалы для объяснительного Областного Словаря вятского говора», изданные в 1908 году Губернским статистическим комитетом.

Васнецов Виктор Михайлович (1848—1926) — художник, мастер исторической и фольклорной живописи.

В 1850 году Васнецовы переехали в село Рябово. Здесь родились еще четверо братьев: Александр, Аркадий, Аполлинарий, Петр.

Васнецов Пётр Михайлович (1852—1899) — агроном, учитель.

Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856—1933) — художник, мастер исторической живописи, искусствовед.

Васнецов Аркадий Михайлович (1858—1924) — народный учитель, заступающий головы города Вятка.

Васнецов Александр Михайлович (1861—1927) — русский фольклорист, народный учитель, автор сборника «Песни Северо-Восточной России» (1894).

Первоначальное образование всем шестерым сыновьям Михаил Васильевич дал дома. Он учил их читать, писать, считать, петь. От отца же они получили первые навыки рисования. «Начал я рисовать с самого раннего детства, - вспоминал Виктор Васнецов впоследствии, - и в самом первом детстве рисовал больше корабли и морские сражения - это за тридевять-то земель от всякого моря. Потом пейзажи и людей (крестьян и прочее) по воспоминанию...».

Безусловно, различные таланты, впоследствии проявившиеся в братьях, имеют наследственные корни от дедов и прадедов Васнецовых и Кибардиных.

Село Рябово - дом Васнецовых

Рябово - это «родовое гнездо», семья прожила здесь более 20 лет. В Рябово будущие художники Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) и Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856-1933) увидели красоту родной земли, получили первые уроки живописи и жизни. Прекрасны окрестности села, воспетые братьями Васнецовыми: сказочные леса, цветущие поля, заснеженные просторы. Тихие вятские пейзажи, жизнь и быт народа, сказки, песни, легенды, - все впиталось в детские души и отразилось в творчестве.

Сюда Виктор и Апполинарий приезжали, будучи уже взрослыми и знаменитыми, здесь похоронены отец и мать. Братья очень любили Рябово, часто вспоминали о родном селе, об этом свидетельствуют их письма и воспоминания современников. На рябовской земле, несомненно, возникали замыслы будущих картин.

В сохранившемся до наших дней доме Васнецовых с 1981 года находится Мемориальный музей. Бережно сохраняются драгоценные экспонаты: документы, фотографии, старинные предметы. Значительное место в коллекции музея занимают подлинные картины А. М. Васнецова, такие как "Пашня", "Дуб в Демьяново".

Добрый наставник

Род священников Васнецовых наделён от природы художественными способностями. Были среди них архитекторы, принимавшие участие в строительстве сельских каменных храмов, подготовке «художественных чертежей», по которым построена колокольня церкви села Талые Ключи. По их «художественным эскизам» сооружались каменные церковные ограды и металлические решётки к ним, торговые лавки для ярмарок и собственные дома. Художественное дарование священников Васнецовых проявилось в проведении отделочных работ и росписи стен храмов, устройстве иконостасов, написании живописных работ.

В доме матери о.Михаила Ольги Александровны Васнецовой, урождённой Вечтомовой, все стены были завешаны её картинами. Позднее Виктор Михайлович вспоминал: «...Первые настоящие картины мы с Аполлинарием увидели в доме нашей бабушки, к которой наш отец возил “на поклон”, чуть только приедем из семинарии... все под стеклом, в золотых рамах, висели чинно в несколько рядов, заполняя стены гостиной… Мы гордились талантом бабушки».

Михаил Васильевич для сыновей был добрым и строгим наставником. На каникулах «отец требовал показать наши рисунки, очень серьёзно их рассматривал и строго критиковал, указывая на все подмеченные им ошибки. Кончив это дело, как-то немножко конфузясь и стесняясь перед нами, детьми, показывал свои работы, рисунки и этюды, выполненные масляными красками, все виды окружающих село красивых мест». «Однажды, - вспоминал Виктор Васнецов, будучи уже студентом Академии художеств, - мы все писали этюды, и единодушно рисунок отца был признан лучшим».

Через много лет, в 1929 году, семидесятилетний Аполлинарий Васнецов, в то время академик Петербургской Академии художеств, в автобиографическом повествовании «Как я сделался художником» написал об отце и своём детстве в Рябово: «Любовь к природе, влюблённость в неё, наблюдательность была воспитана во мне отцом с глубокого детства. Когда наступала весна, он звал меня в лес слушать зябликов; перед окнами мы ставили скворечники, вечерами всей семьёй гуляли по полям. Ночью обращал моё внимание на небо, я с детства знал главные созвездия и звёзды; вращение небесного свода и его причины… Любовь к природе и пейзажу воспитали во мне художника, и этим я обязан отцу. Его смерть потрясла меня до глубины души… Вечное, сердечное спасибо отцу».

Михаил Васильевич Васнецов отошёл ко Господу в 1870 году в возрасте 47 лет. Четырьмя годами ранее ушла из жизни Аполлинария Ивановна. Детство братьев кончилось. Шестеро детей остались сиротами.

Из гущи народа

Старшему брату Николаю (1845-1893) к тому времени было 25 лет. Он окончил Вятскую Духовную семинарию «по первому разряду», т. е. отлично, и был направлен на родину в село Лопьял наставником начального училища. Через несколько лет определён заведующим Шурминским двуклассным училищем, где преподавал русский язык, арифметику, историю, естествознание, земледелие, черчение, Закон Божий. По своей инициативе дополнительно к программе вёл уроки географии, истории Вятского края, считая главным в своей работе «освятить душу и сердце ребёнка». Художественный талант Николая Васнецова проявился в создании моделей древних крестьянских изб, школьных зданий, церквей и соборов, которые были показаны на Казанской выставке 1890 года и удостоены медали. Но совершенно уникальным его трудом, ценность и значимость которого увеличивается с каждым годом, являются «Материалы для объяснительного Областного Словаря вятского говора», изданные в 1908 году Губернским статистическим комитетом.

Пятеро других детей о.Михаила Васнецова тоже получили духовное образование и воспитание. Художественные способности Аркадия Васнецова проявились в резьбе по дереву и созданию мебели как по собственным рисункам, так и по эскизам Виктора Михайловича. Его работы украшали многие дома Вятки и Москвы.

Александр (1860-1927) был наделён редкой музыкальностью и прекрасным голосом. На протяжении тридцати лет он собирал и хранил народную «домашнюю» хоровую песню - и сам исполнял их с большим искусством. Его книга «Песни Северо-Восточной России» вышла в Вятке в 1894 году. Уникальность её оценили современники и потомки.

Двое братьев - Виктор (1848-1926) и Аполлинарий (1856-1933) - стали художниками. Была в них с детства удивительная наблюдательность и умение видеть глубинный смысл в обыденной жизни. В позднем рассказе «Сельский иконописец» А. М. Васнецов, вспоминая «милое Рябово», сделал живые, яркие зарисовки, благодаря которым как будто видишь и слышишь его героев: «Высокая лестница, ведущая в церковь, в долгие летние вечера служила местом, где на заходящем солнышке грелись местные жители - сторож Омельян, пономари Лука и Александр Иванович, Егор Николаевич “в белом холщовом подряснике” и местный иконописец Семён Иванович Копысов. Здесь они просиживали нередко до глубокой ночи, калякая о том о сём, решая житейские дела, интересы прихода, епархии и даже всего Русского государства. Это же радужное солнышко заглядывало через окна в самую церковь, играя на золочёном иконостасе, лампадах и ризах на иконах».

И словно продолжая живописать картины сельской жизни, В. М. Васнецов написал: «Я жил среди мужиков и баб и любил их не “народнически”, а попросту, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печке при свете и треске лучины».

Как и старший брат, Виктор в десятилетнем возрасте был отправлен в Вятку для учёбы в Духовном училище и семинарии. Там в число обязательных дисциплин входили церковная живопись и архитектура. С 1855 по 1867 годы вёл их Н. А. Чернышев, иконописец и хороший рисовальщик, у которого «на дому была иконописная мастерская. Он писал иконы для многих церквей, в том числе «имел договор с Вятским Преображенским женским монастырём о написании икон в 29 клеймах иконостаса холодного храма».

В. М. Васнецов с внуком Витей (1925)

После окончания Вятской духовной семинарии Виктор, а затем и Апполинарий покидают родные края и поступают в петербургскую Академию художеств, но связь с родной землей не теряют, ведут активную переписку с родственниками и друзьями, жившими в Вятке.

В 1909 году братья Васнецовы, уже известные на всю Россию художники, обратились к вятской общественности с предложением «устроить в Вятке галерею и дать для нее свои произведения, а также оказать содействие в приобретении произведений других художников». Предложение было поддержано художниками, другими представителями творческой интеллигенции города. Так возник в Вятке художественный музей - ныне Кировский областной художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых.

В музее хранится одна из самых значительных региональных коллекций живописи: около 18 тысяч произведений живописи и графики, в том числе 27 работ Виктора Васнецова и 25 - Апполинария Васнецова, полотна Шишкина, Левитана, Тропинина, Репина, Сурикова, Айвазовского, Сарьяна, Кандинского, а также работы вятских художников Рылова и Хохрякова, Вершигорова, Харлова, Вопилова.

Виктор Михайлович Васнецов - живописец, мастер-портретист и пейзажист, театральный художник

"Смотрю я на этого, высокого статного человека, и верю, что именно ему суждено возродить забытые традиции великой нашей древнерусской живописи..." (Нестеров М. В.)

Кузнецов Н. Д. Портрет В. М. Васнецова (1891)

Выдающийся русский живописец-передвижник, автор героико-эпических и сказочных полотен, мастер монументальной живописи, театральных декораций, график, создатель ряда архитектурных проектов. Профессор, действительный член Петербургской академии художеств, обладатель ордена Почетного легиона (Франция).

«Я только Русью и жил». Эти слова художника характеризуют смысл и значение его творчества.

Крещение Руси, 1885-1896

Спящая царевна, 1900-1926

Имя Виктора Михайловича Васнецова - одно из самых известных и любимых среди имен русских художников. Его творческое наследие интересно и многогранно. Талант живописца проявился во всех областях изобразительного искусства. Картины бытового жанра - и поэтические полотна на сюжеты русских народных сказок, легенд, былин; иллюстрации к произведениям русских писателей - и эскизы театральных декораций; портретная живопись - и орнаментальное искусство; росписи на исторические сюжеты - и архитектурные проекты - таков творческий диапазон художника. Васнецова-архитектора с благодарностью вспоминают посетители Третьяковской галереи: по проекту художника был оформлен фасад этого изящного здания. Но главное, чем обогатил художник русское искусство, - это произведения, написанные на основе народного творчества. Виктор Михайлович Васнецов родился в далеком вятском селе Лопьял. Его отец, Михаил Васильевич, священник, вскоре после рождения сына переселился в село Рябово. Мать, Аполлинария Ивановна, происходила из старинного рода Вятичей. На очень скромный доход отцу Васнецова приходилось кормить и учить шестерых детей. Мать умерла рано. Первое, что будущий художник запомнил на всю жизнь, был таинственный, размытый по комнате синеватый полумрак зимних сумерек и рассказы неведомых странников. «Думаю, не ошибусь, когда скажу, что сказки стряпухи и повествования бродячих людей заставили меня на всю жизнь полюбить настоящее и прошлое моего народа. Во многом они определили мой путь, дали направление моей будущей деятельности», - писал Васнецов. Другие впечатления, не менее сильные, получил Виктор от своей бабушки Ольги Александровны. В молодости она увлекалась живописью. У будущего художника дух захватывало от счастья, когда бабушка открывала крышку старого сундучка, где находились краски. Мальчик рано начал рисовать, но по традиции сыновья должны были идти по стопам отца, и Виктора в 1858 г. отдали в духовное училище, а вскоре перевели в Вятскую духовную семинарию. Решение стать художником у Васнецова укрепилось после встречи со ссыльным польским художником Э. Андриоли. От него же он узнал о Петербургской академии художеств. И Виктор решил испытать судьбу. Ректор семинарии благословил его на стезю живописца, сказав, что много есть священников, а Рублев все-таки один. Отец тоже дал согласие, правда, предупредив, что материально помогать не сможет. Когда Васнецов обратился за советом к Андриоли, тот думал недолго. Он познакомил Виктора с епископом Адамом Красинским, который привлек губернатора Кампанейщикова, и оба они оказали помощь в проведении лотереи - продажи жанровых картинок Васнецова «Жрица» и «Молочница». Шестьдесят рублей и небольшая сумма, данная отцом, составили весь «солидный» капитал будущего художника.

В 1867 г. Васнецов выдержал экзамены в академию, но, будучи застенчивым и скромным, даже не решился проверить себя в списках зачисленных. Начались мытарства: почти без денег, в поисках угла и хоть какой-нибудь работы. Случайно повстречав брата своего вятского учителя Красовского, Васнецов обрел надежду: тот помог ему устроиться рисовальщиком в картографическое заведение. Впоследствии Виктор получил работу по иллюстрированию книг и журналов. Одновременно он стал посещать рисовальную школу Общества поощрения художников, где познакомился с художником И. Н. Крамским. Это знакомство сыграло немалую роль в жизни Васнецова. Когда в августе 1868 г. Виктор опять решился попытать счастья в стенах академии, то, к своему удивлению, узнал, что был зачислен еще в прошлом году. Здесь он быстро подружился с Репиным, Максимовым, Антокольским. Вместе с ними в небольшой квартире на Васильевском острове Васнецов слушал молодого ученого, историка и поэта Мстислава Прахова, который ярко излагал свое учение о Древней Руси. Первый год учебы в академии принес художнику заслуженную награду - серебряную медаль второго достоинства. В следующем, 1869 г., за работу «Христос и Пилат перед народом» Васнецов получил еще одну серебряную медаль. Но с 1871 г., сначала по причине болезни, а потом из-за недостатка времени, регулярность посещения академии нарушилась. А в 1875 г., вынужденный зарабатывать себе на жизнь, да и поддавшись желанию совершенствоваться в живописи самостоятельно, Васнецов покидает академию.

К этому времени им уже созданы жанровые картины «Нищие певцы» и «Чаепитие в трактире» (1874 г.). Последняя была столь значительна, что ее приняли на выставку передвижников. В 1876 г. Васнецов включает в экспозицию картины «Книжная лавочка» и «С квартиры на квартиру». Более удачна последняя. Дряхлые старики, муж и жена, бредут по льду Невы, перебираясь из одной каморки в другую. В руках у них весь их скудный скарб. Безлюдье. Лишь жалкая моська, забежав вперед, поджидает их. Одетые в плохонькую одежонку, согнутые нищетой и старостью, эти обитатели трущоб выглядят особенно жалко на фоне гордо возвышающейся Петропавловской крепости. Не зря о Васнецове говорили: «Первоклассный мог быть жанрист... очень близкий по духу к Достоевскому».

С квартиры на квартиру, 1876

Весной 1876 г. Васнецов поехал в Париж, куда его давно звали Репин, Крамской и Поленов. Он пристально изучал жизнь французского народа. Результатом этих наблюдений явилась картина «Балаганы в окрестностях Парижа» (1877 г.). Через год, вернувшись в Россию, Виктор Васнецов обвенчался с Александрой Владимировной Рязанцевой. Семью свою он творил по подобию отцовской, патриархальной семьи. Без году пятьдесят лет прожил Васнецов в счастливом семейном согласии. Как вспоминала позже его жена, когда они перебрались в Москву, художник любил бродить по старым московским улочкам. А возвратившись домой, часто говорил: «Сколько я чудес видел!». Перед собором Василия Блаженного не мог сдержать слез. Увиденное и пережитое вызрело в картину «Царь Иван Васильевич Грозный», задуманную на рубеже 1880-х гг., а исполненную в 1897 г. Фигура царя занимала почти все полотно. Иван Грозный, одетый в парчовый опашень, в шапочке с образками, в шитых рукавицах спускался по крутой лестнице. Его облик был величествен, лицо выражало волю, большой ум и в то же время - подозрительность, озлобленность и гнев. Строго выдержанная цветовая гамма картины создавала впечатление монументальности. Как всегда, у Васнецова был удачен фон полотна: массивная стена, покрытая богатой росписью, в ее толще маленькое оконце, из которого далеко внизу видна старая деревянная Москва, занесенная снегом. Орнаментика стенных росписей, узор печати, вышивки вносили в работу декоративность.

Царь Иван Васильевич Грозный, 1897

В 1878 г. Васнецов начал писать картину «После побоища Игоря Святославича с половцами», ставшую одной из первых в его новом историко-былинном цикле. В ней художник хотел торжественно-печально и поэтично воспеть героизм русских воинов, как это сделал создатель «Слова о полку Игореве». Вот почему он изобразил не ужасы битвы, а величие смерти за родину. Покоем веет от тел павших. Прекрасный могучий богатырь, лежащий с широко раскинутыми руками, и юный княжич в лазоревых одеждах олицетворяли идею беззаветного служения родине. Цветовое решение картины создавало тревожное настроение. На темно-зеленом фоне степи напряженно-красные щиты и красные сапоги воина освещает багровая луна. Трагедийное звучание картины усиливал контраст тем смерти и красоты: изображения убитых воинов на фоне пышной зелени травы, нежно-голубых цветов, красивой одежды. Однако картина не встретила единодушного одобрения. Она была настолько необычна, что единого мнения о ней и быть не могло. Сразу почувствовали «главное» в картине только Репин и Чистяков. Последний в письме к Васнецову писал: «Таким далеким, таким грандиозным и по-своему самобытным русским духом пахнуло на меня, что просто загрустил: я, допетровский чудак, позавидовал Вам...».

После побоища Игоря Святославича с половцами, 1880

Несмотря на непризнание картины большинством критиков, Васнецов не оставил выбранного им пути и к 1882 г. создал «Витязя на распутье». Художник изобразил сумеречную степь, поле былой битвы с разбросанными по нему костями. Догорает вечерняя заря. Предостерегающе стоит на перекрестке трех дорог камень-вещун. Погружен в глубокую думу остановившийся перед ним витязь (идею начертать на дремучем камне былинную надпись подал Васнецову Стасов). В образе витязя на распутье художник как бы невольно изобразил себя, свои нелегкие раздумья о будущем.

Витязь на распутье, 1882

В Москве Виктор Васнецов познакомился с семьей Саввы Мамонтова, и это стало немаловажным событием в жизни художника. Скоро этот меценат заказал ему три картины для зала заседаний Донецкой железной дороги: «Битву русских со скифами», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства». «Первая картина должна была изображать далекое прошлое Донецкого края, вторая - сказочный способ превращения и третья - царевен золота, драгоценных камней и каменного угля - символ божества недр пробужденного края», - вспоминал о замысле этих произведений сын Мамонтова. Все три картины были такими же жизнеутверждающими, как и сами сказки.

Ковер-самолет, 1880

Одним из наиболее поэтичных творений художника является картина «Аленушка» (1881 г.) - образ горькой сиротской доли. На камне у воды сидит одинокая печальная девочка. Вокруг лесок. И, точно принимая участие в ее горе, склоняются к сиротке осинки, охраняют ее стройные елочки, ласково щебечут над ней ласточки. Фигура Аленушки неразрывно связана в картине с пейзажем. Грустно на сердце девочки, и грустно в природе. В карих глазах Аленушки горе, и, как ее горе, темен и глубок омут. Капают слезы, и летят вниз золотые листочки. С тоном осенней листвы перекликается цвет волос девочки. Композиция построена на строгом ритме, на плавном течении линий ее фигурки со склоненной головой и наклонов растений, что вносит певучесть в картину. Поэзия этого произведения глубоко национальна. Она, как родная, народная песня, понятна зрителю. Это одно из лучших полотен русского искусства.

Аленушка, 1881

С точки зрения нового народного понимания темы можно рассматривать и работу художника над сценическим воплощением «Снегурочки». Когда Репин увидал васнецовские декорации и костюмы к этой опере, то написал Стасову: «Васнецов сделал для костюмов рисунки. Он сделал такие великолепные типы - восторг... Я уверен, что никто там у вас не сделает ничего подобного. Это просто шедевр». Особо ярко выразился дар художника в декорации, изображающей Берендееву палату. Здесь переданы, пожалуй, все формы, какие знало древнее зодчество во внутреннем убранстве теремов. На фоне этих изумительных декораций выступали берендеи и берендейки. Невозможно было не поверить в существование этой страны. Деятельность Васнецова как декоратора была кратковременной, но достаточно плодотворной: декорации к драме Шпажинского «Чародейка» и к опере Даргомыжского «Русалка». И даже спустя многие десятилетия рисунок волшебной декорации подводного дна в «Русалке», созданный Васнецовым, только незначительно варьировался.

С 1875 по 1883 г. в Москве возводилось огромное по тогдашним временам здание Исторического музея. Заказ на выполнение картины «Каменный век» добыл для Васнецова Адриан Прахов, брат историка М. Прахова. Это панно должно было открывать экспозицию музея. Новая тематика потребовала от художника и новой живописной техники. Здесь его живописная манера больше всего приближается к языку фрески. Васнецов использовал матовые краски и, хотя писал маслом, сумел достичь полной иллюзии живописи водяными красками по серой штукатурке, передав неяркие цвета земли, глины, обнаженного тела, воды, звериных шкур. Все современники высоко оценили эту работу, но особо обрадовала Васнецова похвала Чистякова: «Васнецов дошел в этой картине до ясновидения».

Такой же неожиданностью, как и заказ на панно, было для художника внезапное предложение выполнить роспись для Владимирского собора в Киеве. И опять же предложение поступило от Прахова. Вначале Васнецов решил отказаться от заказа, но материальные затруднения вынудили его взяться за роспись. За десять лет (1880-1890 гг.), шесть из которых он прожил в Киеве, художник с помощниками расписал 2880 квадратных метров во Владимирском соборе, сделал 15 композиций, выписал 30 отдельных фигур. В этих работах заключена строгая византийская вера, мягкая поэзия сказок, мощь былин. Вот Богоматерь с младенцем: она как бы парит над землей, ее типично русское лицо прекрасно, оно полно любви и скорби. В лице младенца, которого она, бережно прижимая к себе, несет в мир, тоже как бы ощущается предчувствие предстоящих мук и страданий, но есть в нем и сострадание к грешным. Недаром сам художник, говоря о своих иконописных работах, утверждал: «Мое искусство - это свеча, зажженная пред ликом Божьим...». Васнецов достойно возобновил живую и зримую школу иконописи. Впоследствии, вспоминая этот период творчества, художник удивлялся: «Видно, в молодости все можно». Он падал с лесов, разбивался. Для выполнения сложной работы требовалась крепкая сила духа и тела. Много лет спустя на замечание художника Нестерова, не схоронился ли Виктор Михайлович за сказки от жизни, тот ответил: «Куда было после Владимирского собора выше? Куда? Купчих писать? После Бога-то?! Выше нет! Но есть нечто, что стоит вровень. Это, брат, сказка».

И эта сказка - труд подвигалась к концу. «Богатыри» Васнецова прозвучали в русском искусстве не менее громко и победно, чем «Богатырская симфония» Бородина. На этой картине - возвышенность, с которой открывается дальний горизонт. Персонажи полотна - три всадника в древнерусском снаряжении на боевых конях. Это застава богатырская. Илья Муромец кряжист, могуч. С легкостью держит он в руке «палицу булатную». О его прямоте и честности свидетельствуют добрые крупные черты крестьянского лица. Совсем по-другому выглядит Добрыня. Изысканная украшенность, изящество снаряжения указывают на знатное происхождение героя. Суров и строг его взор, полный справедливости и благородства. Психологически сложнее Алеша Попович. Врага побеждает он не столько силой - у него ее не так много, сколько сметливостью да хваткой. Алеша - балагур и весельчак, в правой руке его «гусельки яровчаты». Так в сочетании храбрости и гордости, сметки и ловкости, несгибаемого величия духа воплощена в картине Васнецова богатырская застава Древней Руси. В лаконичном пейзаже ощутимо переданы просторы, необъятность русских полей. «Богатыри» были блестящим завершением периода расцвета творчества художника.

Богатыри, 1881-1898

Над фольклорными темами («Баян», 1910 г.; «Спящая царевна», «Царевна-лягушка», обе в 1918 г.; «Царевна Несмеяна», 1914- 1926 гг.) Васнецов работал до конца жизни, но прежней силы в этих образах уже не было. Посвятив свою жизнь служению добру и красоте, он не мог без пессимизма, усталости и разочарования принимать «новую» жизнь с ее политическими катаклизмами, революцией и Гражданской войной. Все чаще современники видели художника в Троицкой церкви. Согбенная фигура Виктора Михайловича как бы подтверждала его слова: «Бога надо не выболтать, а выстрадать». Васнецов скончался 23 июля 1926 г. на 79-м году жизни. После вечернего чая направился он к себе в светелку. Через некоторое время родные услышали, как что-то упало. Художник умер от разрыва сердца, мгновенно, без болезней и страданий. Говорят, так уходит душа, которая ищет Божественную красоту и правду и обретает покой на небесах. Современники только после смерти по достоинству оценили его творчество. В статье, помещенной в «Вестнике знания», писалось о том, что в истории русской живописи роль Васнецова «равноценна и равнозначаща» роли Пушкина в русской поэзии. И в этой оценке нет никакого преувеличения.

Аполлинарий Михайлович Васнецов - пейзажист, художник театра

"В последнее время среди художников и критиков существует тенденция, сущность которой сводится на положение: "не важно, что писать, а важно, как писать". Это почти равносильно отрицанию одного из тезисов: внутреннего образа, постигаемого глубоким внутренним чувством, что обыкновенно принято называть "содержанием". (Васнецов А. М.)

Кузнецов Н. Д. Портрет А. М. Васнецова

Живописи учился у В. М. Васнецова - старшего брата. В 1870-е годы, подражая народникам, стал сельским учителем. С 1880 по 1887 годы жил в Петербурге, работал в журналах «Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация», был членом «Товарищества Передвижников» и одним из организаторов «Союза русских художников» (1903). Васнецов много путешествовал, важное место в его искусстве занимают пейзажи Урала и Сибири, выполненные в стиле северного модерна («Тайга на Урале. Синяя гора», 1891; «Кама», 1895). В начале 1900 годов он - уже известный художник.

К 1900 году А. М. Васнецов становится известным художником. У него появляются первые монументальные полотна из истории Москвы, в которых Васнецов стремится показать облик и самую жизнь допетровской Москвы. Для этого ему пришлось стать ученым-исследователем. Лучшие исторические картины: «Улица в Китай-городе. Начало XVII века», «Москворецкий мост и Водяные ворота. Середина XVII века», обе — 1900; «Всехсвятский Каменный мост. Конец XVII века», 1901, и многие другие. За заслуги на художественном поприще Петербургской Академией Художеств Васнецову было присуждено звание академика.

С 1901 по 1918 год Васнецов преподавал в Московском Училище Живописи, Ваяния и Зодчества, после смерти И. И. Левитана руководил классом пейзажной живописи. В 1900 году Васнецову присудили звание академика.

На рубеже веков Васнецов увлекся театрально-декоративным искусством. Он работал над оформлением ряда спектаклей: «Иван Сусанин» (1885), «Хованщина» (1897), «Садко» (1899) для Частной русской оперы С. И. Мамонтова.

В 1906 году художник становится членом Московского археологического общества, а в 1918 году председателем Комиссии по изучению старой Москвы. Для второго тома «Истории русского искусства» изданного в 1910 году под редакцией И. Э. Грабаря, написал главу «Облик старой Москвы». Критиковал декадентов, выступал за разделение модерна и авангарда. Писал живописные этюды Москвы и Подмосковья. Умер Васнецов в Москве в 1933 году.

Тайга на Урале. Синяя гора, 1891

Родина, 1886

Элегия, 1893

На рассвете у Воскресенского моста, конец XVII века

Сибирь, 1894

Озеро, 1902

Кама, 1895

Красная площадь во второй половине XVII века, 1925


Виктор Михайлович Васнецов – один из самых знаменитых русских художников, его брат Аполлинарий также известен, но скорее тем, кто интересуется исторической живописью и театром. Другие же братья Васнецовы, в частности, Аркадий, находятся в тени славы великого живописца-сказочника. А ведь Виктор Васнецов как явление в мировом искусстве не смог бы состояться, если бы не атмосфера творчества, добросовестного служения искусству, знакомая каждому из братьев с раннего детства и приведшая нескольких из них к прекрасному увлечению – созданию резной деревянной мебели.

Начало творческой жизни

Глава семьи, Михаил Васильевич Васнецов, был священником в Вятской губернии, и с детских лет увлекался рисованием. В доме его матери, бабушки Виктора Васнецова Ольги Александровны, как вспоминал позже художник, все стены были заняты картинами, автором которых была она сама. Род Васнецовых вообще был всегда близок творчеству – его представители участвовали в росписи храмов, проектировании церковных оград и оформлении иконостасов.


Любовь к искусству проявилась в той или иной степени у всех братьев – Николая, Виктора, Петра, Аполлинария, Аркадия и Александра. Начальное образование всем шестерым дал сам Михаил Васильевич.
Став старше, Виктор Васнецов стал брать уроки рисования неподалеку от дома, а затем и вовсе уехал в Санкт-Петербург, чтобы получить образование в Академии художеств. Там он познакомился со многими именитыми мастерами, в том числе Крамским, Репиным, Нестеровым, вошел в знаменитый мамонтовский кружок – творческое сообщество, возникшее вокруг мецената Саввы Мамонтова и его усадьбы в Абрамцево.


Аполлинарий Михайлович, младший брат Виктора, брал в детстве уроки у польского художника Михала Эльвиро Андриолли, работавшего в сфере романтизма, но академическое образование так и не получил, несмотря на учебу в Санкт-Петербурге у таких живописцев, как И. Репин и В. Поленов. В историю отечественного искусства Аполлинарий Васнецов вошел благодаря изображениям старой Москвы – не просто высокохудожественным, но и созданным с безупречной исторической точностью.


Другим главным делом его жизни было создание декораций к театральным постановкам – в том числе операм «Жизнь за царя», «Хованщина», «Снегурочка», «Садко». К абрамцевскому кружку Аполлинарий имел самое непосредственное отношение, постоянно поддерживая общение с его представителями. Особенным событием в жизни Абрамцево стало создание столярной мастерской.


Абрамцево и его влияние на творчество Васнецовых

В конце XIX века интерес к народной культуре заметно возрос, и состоявшаяся в 1882 году Всероссийская художественно-промышленная выставка вдохновила многих художников обратиться к тематике прикладного искусства. Другой известный меценат, Сергей Тимофеевич Морозов, из династии купцов Морозовых, приобрел в собственность выставленные на выставке экспонаты и через несколько лет открыл Музей кустарных изделий, в котором помимо прочего экспонировались предметы, созданные мебельных дел мастерами.


Члены абрамцевского кружка, и в первую очередь сестра Василия Поленова Елена, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Елизавета Григорьевна Мамонтова, приняли самое живое участие в поиске образцов народного творчества и создании собственных эскизов для кресел, полок, буфетов, комодов и других деревянных предметов мебели, которая не только попадала на обозрение посетителей музея, но и служила в первую очередь удобству и украшению интерьера в домах самих художников.


За десять лет функционирования в Абрамцево столярной мастерской в ней было создано более ста изделий, в том числе и за авторством братьев Васнецовых. Здесь же Аполлинарий создавал проекты для интерьера своей квартиры.


Дубовый буфет, с фронтоном, украшенным резными яблоками, с засовами «под старину», напоминает русский теремок. А другой, тоже авторства Аполлинария, как будто возвращает в далекое прошлое – его дверцы оформлены как слюдяные окошки, а элементы резьбы содержат изображения петушков, винограда, фигурки волшебных птиц Алконост и Сирин.


Эти предметы мебели и сейчас украшают квартиру художника – в ней разместился музей, где собраны его работы и предметы интерьера, которые Аполлинарий не только создавал сам, но и отыскивал на знаменитом Сухаревском рынке, расположенном неподалеку. Одним из таких приобретений стал сундук-подголовник – ларец, который брали в дорогу и клали под голову на ночь.

Работы мастеров абрамцевской мастерской, а также мастерской Кустарного музея в Сергиевом Посаде, где для изделий часто использовались эскизы художников – воплощение неорусского стиля в декоративно-прикладном искусстве, и самым, возможно, законченным его выражением стало обустройство дома Виктора Васнецова, оформленного в виде сказочного русского теремка.


Дом-музей Виктора Васнецова

К интерьеру своего дома художник относился с особым вниманием – достаточно упомянуть огромную наполненную светом мастерскую на втором этаже, куда вела винтовая деревянная лестница, а на стене висели доспехи – чтобы изображать на полотнах богатырей. Вся обстановка в доме Васнецова была придумана или создана им самим. Стулья и кресла по эскизам Виктора изготавливал его младший брат Аркадий, великолепный резчик по дереву, по профессии – народный учитель.


В абрамцевских мастерских были изготовлены и большой дубовый стол, и кресла у стола, и скамеечка, и малый буфет «с совами».



В столовой же разместился буфет, изготовленный Аркадием по проекту Виктора – буфет, получивший имя «самобранка». Казалось, что кушанья в нем появляются сами собой – все дело в том, в задней стенке буфета, обращенной в кухню, была сделана дверца, и по хлопку хозяина дома – как в сказке – кухарка ставила внутрь блюда.
Сказочной в доме Васнецова стала и печь – тоже в виде теремка, изразцы для которой были изготовлены в Абрамцево Врубелем.


Атмосфера дома Васнецова, который сложно назвать музеем – настолько сохранилась в нем живая, жилая обстановка, пронизана одновременно и духом старины, и индивидуальностью художников, творивших для дома или посещавших его.
роскошный французский секретер.

 

 

Это интересно: