→ Тематические уроки по русскому языку. Учебно-методические материалы и разработки по русскому языку

Тематические уроки по русскому языку. Учебно-методические материалы и разработки по русскому языку

План – конспект урока русского языка в 5 классе

Учитель: Селиванова Т.В.

Тема урока : обобщение и систематизация знаний в 5 классе по теме “Синтаксис. Пунктуация”.

Форма урока : урок-путешествие в сказку.

Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока : обобщение знаний по теме “Синтаксис. Пунктуация”

Задачи урока:

Образовательные:

Обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные при

изучении темы «Синтаксис и пунктуация»;

Проверить умения находить и выделять грамматическую основу и второстепенные члены предложения, строить схемы предложений разных видов, отличать простые и сложные предложения;

· закреплять умение правильно оформлять на письме предложения разных видов.

Развивающие:

Учитывать и развивать индивидуальные способности учащихся;

Развитие умения аргументировать и доказывать свою точку зрения.

Воспитательные:

Через разнообразие форм повышать интерес к изучению русского языка;

Прививать интерес к чтению литературных произведений.

Методы: словесные, наглядные, практические, направленные на развитие творчества, самостоятельности.

Оборудование урока:

Компьютер, презентация Power Point

Учебник «Русский язык» под редакцией В.В.Бабайцевой;

Раздаточный материал для учащихся;

Жетоны для отрядов, смайлы для изображения настроения.

Для проведения урока выбрана игровая технология . Реализация игровых приемов и ситуаций на уроке происходит следующим образом:

    дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи

(помочь Елисею спасти Любаву и завоевать княжескую почесть; помогая Елисею, мы должны обобщить знания по теме “Синтаксис. Пунктуация”)

    в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, учебная деятельность подчиняется правилам игры

(на различных препятствиях Елисея встречаются задания, связанные с темой урока; ребята работают в группах – отрядах, выполняют задания и набирают жетоны; на доске отслеживается, чей отряд быстрее и качественно поможет Елисею; за быстрый и правильный ответ отряду будет выдаваться жетон; в конце урока подведутся итоги)

    успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом

( отряды помогли Елисею преодолеть очередное препятствие)

Прогнозируемый результат (формируемые компетентности) :

учащиеся оперируют основными понятиями раздела « »; распознают главные и второстепенные члены предложения; используют соответствующие термины; конструируют, составляют и правильно употребляют в речи словосочетания и основные виды предложений с учётом разнообразия речевых задач.

Ход урока

1. Организационный момент

Ребята! Сегодня урок русского языка буду проводить я. Меня зовут Татьяна Витальевна. Посмотрите, к нам пришло много гостей. Мы покажем им, как работаем на уроках. Я вижу, что настроение у каждого из вас разное. Но думаю, что наша совместная работа на уроке доставит удовольствие, и мы получим радость от общения друг с другом.

Урок сегодня будет необычный – урок-путешествие в сказку “Добрыня Никитич и Змей Горыныч”. Вы смотрели эту сказку? Итак, начнем.

Палаты княжеские.

Давным-давно это было. На Руси правил князь. Была у него племянница – Любава. Полюбила Любава Елисея (СЛАЙД 2) – гонца княжеского. Князь был против их женитьбы. И чтобы разлучить Любаву с Елисеем, князь договорился с купцом Колываном (СЛАЙД 3) о похищении Любавы. А после объявил: “Кто Любаву спасёт, за того я отдам её замуж!” Узнав об этом, Елисей сразу помчался её спасать. Давайте поможем ему в этом.

Вы поделены на три группы -пары. А так как в княжеской Руси дружина состояла из отрядов, то ваши группы будут называться отрядами. Задача каждого отряда - как можно быстрее помочь Елисею спасти Любаву и завоевать княжескую почесть. Мы на доске будем отслеживать, чей отряд быстрее и качественно помогает Елисею. За быстрый и правильный ответ отряду будет выдаваться жетон. В конце урока мы подведем итоги.

Проверим вашу готовность.

2. Введение в тему. Целеполагание.

Задание 1

Кроссворд

Цель: отгадав этот кроссворд, вы узнаете, по какой теме будут задания, с которыми столкнется Елисей.

Каждому отряду даются одинаковые кроссворды ( Кто быстрее отгадает слово по горизонтали? (выдается жетон)

Молодцы, …отряд.

Итак, все задания сегодня будут по теме «Синтаксис и Пунктуация».

Ребята, а что изучает синтаксис? (Синтаксис - это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение)

Что изучает пунктуация? (расстановку знаков препинания).

Давайте вместе определим, что мы должны сделать, исходя из темы «Синтаксис и пунктуация»… (Ответы детей)

Совершенно верно, сегодня на уроке, помогая Елисею, мы должны обобщить знания по этой теме. Это наша цель. (СЛАЙД 4)

Напомните мне, какие темы вы изучили в разделе «Синтаксис и пунктуация»? (ответы детей). Хорошо, все эти знания сегодня вам пригодятся на следующих этапах урока (СЛАЙД 5)

Работа в тетради :

Запишите в тетради дату, тему урока.

3. Повторение и обобщение изученного материала. Путешествие по этапам.

Задание 2.

Река

Долго ли, коротко ли ехала дружина с Елисеем и вот вышла к реке. (СЛАЙД 6 )

Через реку мост, но огромный камень закрыл дорогу. А на камне – надписи с четырех сторон. Если воины по этим надписям правильно составят предложение, то камень откроет путь.

Ребята, на какие две группы делятся члены предложения? Что такое грамматическая основа предложения? Перечислите второстепенные члены предложения. Следующее задание помогает закрепить умение находить главные и второстепенные члены в предложении.

Составьте предложение. Запишите его в тетрадь. Подчеркните грамматическую основу предложения: (СЛАЙД 7 )

    из предложения Камень – преграда на твоем пути взять подлежащее (камень);

    из предложения Этот камень упал с высокой скалы взять сказуемое (упал);

    добавить определение из предложения Через глубокую реку не перейдешь (глубокую);

    из предложения В одну реку не войдешь дважды взять обстоятельство, выраженное существительным с предлогом (в реку).

Команде, которая первой назовет предложение – жетон.

Итак, у вас получилось предложение Камень упал в глубокую реку . Назовите грамматическую основу предложения. Молодец, отряд… . Какие умения вы показали в этом задании? (умения находить главные и второстепенные члены предложения.)

Таким образом, путь свободен, и мы можем идти дальше.

Задание 3

Избушка Бабы Яги

Перешел Елисей реку, а за ней – дремучий лес. В этом лесу стоит Избушка Бабы Яги. (СЛАЙД 8 ) Выполняя задание от Бабы Яги, мы закрепим умение заменять словосочетание одного вида другим, будем развивать свой словарный запас.

Замените сочетания двух существительных сочетаниями существительных с прилагательными. Запишите в тетрадь полученные словосочетания. Обозначьте главное слово в словосочетании. (

Образец:

хоромы князя – княжеские хоромы.

Лучи солнца, жители города, изба из дерева, сила богатыря, указ царя.

Отряд, выполнивший первым, называет первое словосочетание, второй отряд – второе словосочетание, третий – следующее и так далее. За каждое правильно составленное словосочетание– жетон.

Молодцы! Вы справились с заданием. Отряд … показал лучшие умения составлять словосочетания нужного вида. Баба Яга указала Елисею дальнейший путь.

Задание 4

Пещера Змея Горыныча

Долго Елисей искал Любаву, и вот перед ним оказалась пещера Змея Горыныча, а вход в нее закрыт. (СЛАЙД 9 )

Давайте вместе с Елисеем поищем Любаву в пещере. Но чтобы открыть вход в пещеру, нужно выполнить задание на карточке. Цель этого задания – поупражняться в расстановке знаков препинания в соответствии с изученными правилами, обосновать их выбор.

Каждому отряду выдается карточка с заданием:

Расставьте знаки препинания в предложениях, объясните постановку знаков препинания. Задание выполнять на карточке. (

Отряды вывешивают на доску листы с выполненными заданиями.

При проверке задается вопрос:

Какой еще знак препинания можно поставить во втором предложении? От чего это зависит?

За каждый правильно поставленный знак препинания – жетон. За существенные добавления другой команды – жетон.

Итак, выполняя это задание, какие темы мы повторили? (постановку тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными; постановку запятой в предложении с обращением; постановку запятой в сложном предложении). Лучше всех в этот раз потрудился … отряд.

В пещере Змея Горыныча Любавы не оказалось. Отправился Елисей дальше. Дошел он до терема купца Колывана. (СЛАЙД 10 )

Задание 5

Терем купца Колывана

Чтобы открыть ворота этого терема, надо выполнить следующее задание.

Цель этого задания: повторить знаки препинания при прямой речи.

Каждому отряду выдается карточка с заданием:

1) Змей Горыныч сообщил: ______ .

2) _______ ! – возмутился Колыван.

3)______ ? – спросил Елисей.

Отряд, который выполнил задание первым, начинает отвечать, затем остальные отряды. Другим отрядам можно исправлять ошибки, допущенные соперниками. За это отряд получает дополнительный жетон.

Итак, какое умение мы применяли в этом задании? (мы повторили расстановку знаков препинания при прямой речи). С этим заданием лучше всех справился … отряд. Благодаря этим ребятам ворота терема Колывана открыты.

Задание 6

Букет цветов.

Освободив Любаву от злого Колывана, решил Елисей набрать букет цветов и подарить его Любаве. И мы с вами в этом ему поможем.

Каждому отряду надо подобрать нужные лепестки к своей серединке и объяснить свой выбор. Цель этого задания – изобразить в виде схемы-цветка признаки второстепенных членов предложения. (

На доске висит три серединки цветов, на них изображены: пунктирная линия, волнистая линия и пунктирная линия с точкой. Каждому отряду даются лепестки (по 12штук). На лепестках перечислены вопросы, значение этих второстепенных членов предложения, их название. Необходимо выбрать нужные лепестки к своей серединке, а затем вывесить их на доску к своей серединке и объяснить свой выбор . За каждый правильный ответ- жетон.

С этим заданием лучше всех справился …отряд. Молодцы! Красивый букет получился. Любаве он очень понравился.

Задание 7

Свадьба.

Вернулись наши герои к князю. Но князь заупрямился, не хочет выдавать Любаву замуж за гонца княжеского. Давайте поможем Елисею, докажем, что он храбрый, смелый воин и достойный жених для Забавы Путятишны.

Для этого сейчас каждый из вас сядет за компьютеры и выполнит на оценку небольшой тест.

Молодцы, ребята. Благодаря вам и вашим хорошим оценкам, согласился князь и приказал он созвать людей знатных, да гостей почётных, и сыграли они свадьбу Елисея с Любавою. (СЛАЙД 11 )

4. Итог урока. Домашнее задание.

Вот и закончилось наше путешествие в сказку. Окинем на прощание мысленным взором еще раз наш путь.

(Сегодня на уроке мы обобщили и систематизировали знания по теме “Синтаксис. Пунктуация”. Мы многое успели сделать, помогая Елисею: повторили теоретические сведения по этой теме, составляли предложения, словосочетания, вспомнили правила расстановки знаков препинания, признаки всех членов предложения.)

Молодцы! Я довольна, что вы многое помните, вы хорошо поработали. Какие трудности встретились вам при выполнении задания? Над чем ещё надо поработать?

Впереди у вас контрольная работа по этой теме, и чтобы лучше подготовиться к ней, дома вы выполните задание по уровням. (разноуровневое задание на карточках )

5.Награждение победителей. Рефлексия.

Подведем итоги: какой отряд набрал наибольшее количество жетонов.

Отряд, который занял I место получают за урок “пятерки”, отряды, которые заняли “второе” и «третье» места, получают “четверки”.

Рефлексия настроения и рефлексия результативности

Наш урок подходит к завершению. Изменилось ли у вас настроение? Покажите это на «смайлике» и оцените свою работу на уроке с помощью «лесенки знаний» Приложение 7 .

Учащиеся прикрепляют свои смайлики на определённые «ступеньки», выслушивается 2-3 комментария.

Молодцы! Урок окончен. Спасибо за ваше усердие и старание!

Литература:

    Русский язык: Учебник для 5-го класса / Бабайцева В.В.. и др. М.: Просвещение, 2012.

    Русский язык. 5 класс. Тесты. Дидактические материалы / А.М. Якунина. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с. – (Экспресс-проверка знаний). С. 57-61.

    Интернет-ресурсы.

Приложение 1

Кроссворд по теме «Синтаксис. Пунктуация»

По вертикали:

    Главный член предложения, обозначающий действие предмета. (Сказуемое)

    Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? и обозначает признак предмета. (Определение)

    Слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. (Обращение)

    Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия. (Обстоятельство)

    Два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. (Словосочетание)

По горизонтали:

    Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение. (Синтаксис)

Приложение 2

Хоромы князя – княжеские …….

лучи солнца –

жители города –

изба из дерева –

сила богатыря –

указ царя –

Хоромы князя – княжеские …….

лучи солнца –

жители города –

изба из дерева –

сила богатыря –

указ царя –

Хоромы князя – княжеские …….

лучи солнца –

жители города –

изба из дерева –

сила богатыря –

указ царя –

Приложение 3

    Пещера следующее препятствие.

    Змей Горыныч помоги нам отыскать Любаву.

    Отдохните в пещере а утром продолжайте путь.

    Позади у вас было много препятствий и камень у моста и дремучий лес и закрытый вход в пещеру.

    Пещера следующее препятствие.

    Змей Горыныч помоги нам отыскать Любаву.

    Отдохните в пещере а утром продолжайте путь.

    Позади у вас было много препятствий и камень у моста и дремучий лес и закрытый вход в пещеру.

    Пещера следующее препятствие.

    Змей Горыныч помоги нам отыскать Любаву.

    Отдохните в пещере а утром продолжайте путь.

    Позади у вас было много препятствий и камень у моста и дремучий лес и закрытый вход в пещеру.

    Пещера следующее препятствие.

    Змей Горыныч помоги нам отыскать Любаву.

    Отдохните в пещере а утром продолжайте путь.

    Позади у вас было много препятствий и камень у моста и дремучий лес и закрытый вход в пещеру.

Приложение 4

1) Змей Горыныч сообщил: _____________________ .

2) _______________________ ! – возмутился Колыван.

3)____________________________ ? – спросил Елисей.

1) Змей Горыныч сообщил: _______________________ .

2) ________________________ ! – возмутился Колыван.

3)_____________________________ ? – спросил Елисей.

1) Змей Горыныч сообщил: ________________________ .

2) _________________________ ! – возмутился Колыван.

3)______________________________ ? – спросил Елисей.

Приложение 6

Домашнее задание:

Уровень 1. Дописать предложения:

    Синтаксис – это…

    Пунктуация изучает…

    Подлежащее и сказуемое составляют…

    Все члены предложения делятся на …

    В распространённом предложении есть…

    Обращение не является…

    Сложное предложение состоит из…

    К второстепенным членам предложения относятся …

    Дополнение отвечают на вопросы ….

    Определение подчёркивается …

    Второстепенный член предложения, который обозначает место, время или способ действия, называется …

Уровень 2. Составить новое предложение, выполняя задания:

    Из предложения Парашютисты опустились в центре стадиона взять сказуемое.

    Из предложения Вдруг послышались легкие шаги взять определение.

    Добавить подлежащее из предложения На щеках тают снежинки.

    Взять существительное, выступающее в роли дополнения, в предложении Тропинки в саду засыпали листья . Употребить данное существительное в винительном падеже с предлогом НА.

  • Дополнить полученное предложение однородными членами.

Нестеренко Елена Васильевна
Учебное заведение: МБОУ Ефремкинская СШ№8
Краткое описание работы: Тема: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»Задачи: 1.Обобщить и дополнить знания учащихся о правописа­нии безударных гласных в корне; 2.Развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.3. Воспитывать бережное отношение к природе.Планируемые результаты: учащиеся научатся различать фор­мы слова и однокоренные слова; видеть орфограмму в слове; ар­гументированно отвечать, доказывать свое мнение.

Нестеренко Елена Васильевна
Учебное заведение: МБОУ Ефремкинская СШ№8
Краткое описание работы: Тема: «Части речи»Цель: Формирование умения распознавать части речи.Задачи: * обобщить и закрепить знания учащихся о частях речи; * формировать навыки правописания различных частей речи; * развивать умения распознавать имена прилагательные, имена существительные, глаголы, местоимения в тексте, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными; * расширять словарный запас детей; * развивать внимание и логическое мышление; * воспитывать чувство гуманного отношения друг к другу, любовь к природе; *воспитывать чувство ответственности за укрепление и сохранение своего здоровья;

Марковина Татьяна Николаевна
Учебное заведение: МБОУ "СШ№2" города Вилючинска Камчатского края
Краткое описание работы: Конспект + презентация к уроку русского языка 3 класс "Школа России" В.П. Канакина, В.Г. Горецкий в 2-х частях 2018 г.Тема урока: Виды предложений по цели высказывния.Цель урока: познакомить учащихся с видами предложений по цели высказы­вания. К уроку есть небольшая презентация, которая поможет провести урок интересно и наглядно.

Сульдум-оол Алина Юрьевна
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 им. С. К. Тока с. Сарыг-Сеп
Краткое описание работы: Цель: обобщить имеющиеся знания об имени прилагательном, как части речи.Формируемые УУД:Личностные действия:- проявлять интерес к изучению темы и понимание собственных достижений при освоении учебной темы.Регулятивные действия:- планировать своё действие в соответствии с целью;- соотносить учебное действие с известным алгоритмом;- выполнять взаимопроверку и самопроверку при выполнении учебного задания;- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;- оценивать результат собственной деятельности.

Ляшенко Светлана Николаевна
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №58
Краткое описание работы: Закрепить знания детей о написании заглавной буквы в именах собственных; формировать творческие способности младших школьников; развивать логическое мышление, умение делать выводы и обобщения; работать над гигиеническими нормами письма; воспитывать интерес к русскому слову, аккуратность в работе, любовь к родному языку, чувство коллективизма.

Стрижак Людмила Викторовна
Учебное заведение: МБОУ "Понуровская СОШ"
Краткое описание работы: Урок нацелен на то, чтобы повторить и закрепить сведения вводных словах и конструкциях, полученные раннее; отработать навык выявлять в тексте вводные слова, предложения, вставные конструкции и обособлять их. Также на уроке идет подготовка к ГИА.

Зайцева Надежда Александровна
Учебное заведение: МОБУ "Черкасская СОШ"
Краткое описание работы: Содержание урока соответствует требованиям ФГОС НОО. При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и реальные возможности учеников моего класса: это средняя работоспособность, трудности с концентрацией и переключением внимания, наличие в классе детей с нарушением устной и письменной речи, средний уровень развития аналитико- синтетического мышления. Урок опирался на знания, умения учеников, полученные ранее.

Долгова Вера Петровна
Учебное заведение: МБОУ "Усолинская средняя общеобразовательная школа"
Краткое описание работы: Ознакомление учащихся с орфограммой и её графическим обозначением на письме; формирование умения распознавать условия выбора орфограммы; формирование умения видеть орфограмму и правильно писать гласные о, е после шипящих и ц в окончаниях существительных. В ходе урока применяются слуховой диктант с использованием сигнальных карточек, физкультминутка, выборочный диктант.

Репетухас Елена Владимировна
Учебное заведение: КГУ "Приозерная основная школа отдела образования акимата Алтынсаринского района"
Краткое описание работы: Урок показан на авторском семинаре учителя по теме самообразования "Использование ИКТ на уроках русского языка".Урок содержит все виды работ с использованием ИКТ.

Потепалова Ирина Игоревна
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №32 им. Л.В. Бобковой
Краткое описание работы: Учащиеся становятся детективами, помогая Шерлоку Холмсу разгадать загадки, при этом вспомнинают различия между звонкими и глухими согласными звуками, разные способы подбора проверочных слов для слов с изучаемой орфограммой; повторяют, почему непарные по звонкости-глухости согласные проверять не надо; развивают речь и мышление.

Евлахова Светлана Владимировна
Учебное заведение: ОГКОУ "Ивановская школа-интернат №2"
Краткое описание работы: Занятие проводилось в рамках внеурочной деятельности по русскому языку после изучения темы "Лексика". Была выбрана форма занятия, отличная от урочной. Это викторина, к которой учащиеся готовились заранее: выпустили газету "Из истории фразеологизмов", распределились на две команды, выбрали капитанов, придумали девиз, эмблему команды, оформили выставку своих творческих работ и отобрали различные лексические словари. В жюри были приглашены родители учащихся, коллеги. Конспект занятия соответствует ФГОС

Мушкудиани Надежда Раульевна
Учебное заведение: ГУ " Владимировская СШ "
Краткое описание работы: Учащиеся смогут:- акцентировать внимание на академическом языке (например, лексика, включающая терминологию и фразы, необходимые для достижения целей обучения предмета); - использовать языковые навыки в различных комбинациях для достижения различных целей;

Колмагорова Марина Михайловна
Учебное заведение: КГУ КШ ДС № 33
Краткое описание работы: Свой урок я строила в соответствии с программой, используя информационно-коммуникативные и игровые технологии. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. На данном уроке применялся активный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

План-конспект урока по русскому языку по ФГОС

В данном разделе образовательного портала Конспектека представлены планы-конспекты уроков по русскому языку. Конспект урока русского языка представляет собой подробный план, который включает как его содержание, так и развернутое описание последовательности этапов учебного занятия.

Для учителей русского языка конспект урока выполняет двойную функцию: во-первых, он служит опорным планом проведения занятия, тем самым позволяет лучше систематизировать учебный материал и улучшить качество преподавания, во-вторых, конспект урока представляет собой официальный документ, который используется при аттестации учителей русского языка, также как и педагогов, занимающихся преподаванием других предметов. Независимо от преподаваемого предмета, стажа и опыта педагога, конспекты уроков играют исключительно важную роль в построении грамотного и эффективного образовательного процесса.

В соответствии с новыми требованиями ФГОС, конспекты уроков русского языка в школах России должны отвечать ряду учебно-методических принципов, заложенных в образовательных стандартах нового поколения. План-конспект урока русского языка по ФГОС должен соответствовать следующим критериям: цели, задачи, методы занятия должны соответствовать возрастной категории учащихся; цели и задачи урока четко сформулированы; ход учебного способствует выполнению задач и достижению целей.

Основными элементами конспекта занятия по русскому языку являются: тема урока, его цели и задачи, вид и форма проведения урока, ход (включает в себя последовательность этапов урока), методическое обеспечение.

Бесплатно скачать конспекты уроков русского языка можно на сайте Конспектека

Учителя русского языка могут разместить планы-конспекты уроков на различные темы на нашем сайте и получить за это именной сертификат о публикации . Размещая свои материалы на сайте, Вы даете другим перенять часть Вашего опыта и помогаете своим коллегам на пути профессионального педагогического развития. Все авторские материалы по русскому языку на нашем сайте можно скачать бесплатно в ознакомительных целях.

Помимо конспектов по русскому языку на нашем сайте Вы найдете разработки по

МКОУ «Сар-Сарская СОШ»

Разработки уроков по русскому языку

в условиях ФГОС

Выполнила: Курбанова Э.А.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
____ Заимствованные слова__________

Курбанова Эльмира Абиддиновна

МКОУ «Сар-Сарская СОШ»

Учитель

Русский язык и литература

5 класс

Урок «Заимствованные слова»

Русский язык 5 кл.

    Цель урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Заимствованные слова в русском языке», организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов:

Личностные:

    осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

    стремление к речевому самосовершенствованию;) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

    владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
    адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

    владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов;

    способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;

    способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

    умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

    способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

Предметные

    представление об основных функциях языка, о связи языка и культуры народа, о роли языка в жизни человека и общества;

    проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),

    понимания особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка в тексте;

    овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

    Задачи.

Обучающие:

развить умение формулировать определение понятий;

развить умение находить заимствованные слова в тексте;

формировать умение использовать заимствованные слова в речи;

развить умение определять этимологию заимствованные слов;

обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать орфографические и умения.

Развивающие:

развитие критического мышления обучающихся;

развитие внимания обучающихся;

формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

развитие умения формулировать проблему;

развитие умения групповой и парной работы.

Воспитательные:

воспитание интереса и уважения к родному языку;

воспитание ценностного отношения к слову;

развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

    Тип урока: урок по ознакомлению учащихся с новым материалом

    Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая

    Необходимое техническое оборудование: ПК; мультимедийный проектор;

    Структура и ход урока

Приложение к плану-конспекту урока

Заимствованные слова

Этап урока

ние использованного ЭОР

Деятельность учителя

Деятель-ность учени

Формируемые УУД.

Организационный момент, мотивация к учеб

ной деяте

Приветственное слово учителя

Принцип психологической комфортности

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

Актуализация знаний

Учитель читает эпиграф к уроку слова В. Г. Белинского: "Все народы меняются словами и занимают их друг у друга". Учитель предлагает поразмышлять над высказыванием, интерпретировать его, подумать, как называются такие слова в языке.

Обучающиеся высказывают предположения, обсуждают их с одноклассниками.

Учащиеся называют тему урока.

Принцип целостности.

УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Целеполагание и мотивирование

Учитель предлагает задание: прослушайте текст, выпишите в тетрадь слова, которые покажутся вам знакомыми .Аудиозапись на английский текст "Sports" и задаёт вопросы.

Какова тема текста?

Почему вы так решили? Ведь текст на иностранном языке. Затем он читает тот же текст на немецком языке, предлагая их сопоставить. Потом предлагает учащимся поставить цель урока, направляя их при этом.

Учащиеся ставят цели урока:

Научиться опознавать заимствованное слово;

Узнать происхождение таких слов;

Научиться определять, из каких языков заимствованы слова

Ввод нового материала

Учитель предлагает самостоятельно дать определение, что такое заимствованные слова, затем сопоставить с определением из учебника. Затем предлагает определить, из какого языка заимствованы выписанные из текстов слова и сверить с информацией из словаря учебника.

Обучающиеся самостоятельно дают определение, затем сравнивают его с материалами учебника, находят в словарных статьях из учебника информацию о происхождении слов.

Первичное закрепление

1.Электронное задание «Заимствованные слова» Вариант 1

Учитель направляет, консультирует.

Ученики распределят слова по группам, в зависимости от происхождения. В случае затруднения обращаются к подсказке

Коммуникативные, познавательные УУД

Применение нового знания в стандартной ситуации

2.Электронное задание «Заимствованные слова» Вариант 2

Учитель консультирует в случае необходимости.

Ученики работают в парах.

Коммуникативные,

Учитель предлагает задание . Разделите слова на группы в зависимости от их происхождения. (Слова записаны на доске.)

Олимпиада,колледж, митинг, пиджак, баскетбол, почтмейстер, спортсмен, джин, штабель, коттедж, штраф,бутерброд, спиннинг, вундеркинд, гроссмейстер, джентльмен.

Ученики работают индивидуально

Познавательные, регулятивные УУД

Перенос в новые условия

1.Учитель предлагает определить, толкование каких иноязычных слов приведены.

1)Хрустящее тесто,которое легко ломается (крекер).

2)Марка товара, пользующегося огромной популярностью у покупателей (бренд).

3) Прейскурант, список цен на товары и услуги определенной компании(прайс-лист).

4) Первый показ спектакля (премьера).

5) Изящество движений, красота позы (грация).

6) Команда, личный состав корабля (экипаж).

7) Мастер тонкого изготовления изделий из драгоценных металлов и камней (ювелир).

Вывод: - С помощью, каких слов мы пополняем свой словарный состав?

2.Напишите небольшую миниатюру:«Музыка в моей жизни», напишите какую музыку вы предпочитаете и почему, используя как можно больше заимствованных слов, в случае затруднения обратитесь к материалам учебника.

Ученики отгадывают иноязычные слова, проверяют их написание по словарю

Пишут творческую работу, затем читают её в классе, оценивая и рецензируя работы одноклассников.

Коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД

Коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД

Домашнее задание

    Учитель предлагает на выбор: 1) выписать из художественных произведений 4 предложения (одно сложное) с заимствованными словами;

    2) подготовить выступление о 5 заимствованных из разных языков словах.

    3) подготовить сообщение «Слова-путешественники»

Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем

Познавательные, регулятивные УУД

Подведение итогов

Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им хотелось бы обсудить на последующих уроках.

Коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД

Оценивание

Учитель предлагает оценить свою работу и работу соседа по парте, оценивает наиболее активных учащихся.

Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам, самооценка

Коммуникативные, регулятивные УУД

Рефлексия

Учитель предлагает оценить уровень понимания данной темы и свои впечатления от урока с помощью рисунков.

Регулятивные УУД

Урок-сценарий(ФГОС) по русскому языку по теме

"Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-" в 5 классе УМК ММ.Разумовской

Учитель Серегина Ольга Егоровна

Место работы, должность:

МБОУ «Агибаловская СОШ»; учитель русского языка и литературы

Целевая аудитория : обучающиеся 5 класса А

Предмет : русский язык

Краткое описание: урок русского языка в соответствии с ФГОС

Тип урока : урок «открытия» новых знаний

Тема урока: «Гласные в приставках пре- и при-»

Цели урока : содержательная: расширить понятийную базу об орфограммах в приставках слова; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися условий выбора гласной в приставках пре- и при-

Деятельностная: формировать у учащихся навыки работы со словами, в которых есть орфограмма «Гласные в приставках пре- и при-» ; развивать у учащихся УУД: познавательные, коммуникативные и регулятивные в соответствии с типом урока (урок «открытия» новых знаний).

Этапы урока

Деятельность учителя

1. Организационный момент.

Приветствие. Высказывание добрых пожеланий.

Организация самопроверки домашнего задания.

Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

1.Приветствие, проверка готовности к уроку, запись даты.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Желаю вам успехов на уроке и хороших оценок. Запишите число, классная работа.

2.Взаимопроверка домашнего задания по эталону

Дома вы выполняли упражнение 630. При написании каких приставок вам приходилось решать орфографическую задачу?)(правила написания приставок, оканчивающихся на З-С)

Каким алгоритмом вы пользовались? (1-ый шаг- определяем букву в начале корня: гласная, звонкая или глухая);

2-ой шаг- вспоминаем правило- перед гласной и звонкой согласной корня в приставке пишется звонкая согласная З, перед глухой- глухая согласная С;

3-ий шаг- записываем приставку в слове.

Поменяйтесь тетрадками друг с другом и проверьте правильность выполнения заданий по образцу (экран) СЛАЙД 2:

Безответный, безграмотный, бессильный, безобидный, бездеятельный, беззаветный, безвкусный, бесконечный, бескрайний, бессердечный.

В лист самоконтроля за домашнее задание впишите балл, поставленный вам одноклассником.

Нет ошибок-5 баллов:

1-2 ошибки- 4 балла

3-5 ошибки- 3 балла

6 и более-2 балла

2. Актуализация знаний.

(Мотивация к учебной деятельности)

Цель: зафиксировать актуализированные способы действия в речи (повторение изученного).

3. Повторение изученного.

Из данного текста выпишите слова с приставками и разделите их на 2 столбика:

1. Неизменяемые приставки

2. Приставки, заканчивающиеся на З и С.

1 учащийся у доски. СЛАЙД 3

Солнце выглянуло ещё раз, осветило мрачную сторону горизонта и пропало. Всё изменилось и приобрело мрачный вид. Задрожала роща. Стрижи и ласточки т низко пролетели над землёй. Вспыхнула молния. Над головой раздался гул.

1 столбик - выглянуло, осветило, пропало, задрожала, пролетели.

2 столбик – изменилось, вспыхнула, раздался.

Какое слово не вошло ни в 1-ый столбик ни во 2-ой?

СЛАЙД 5: ПРИОБРЕЛО

Почему? (Приставка При_, нельзя записать в наши столбики, потому что эта приставка к неизменяемым и приставкам на з-с не относится)

3. Постановка учащимися цели

урока как собственной учебной задачи.

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

4.Целеполагание и мотивация:

Сегодня утром на имя нашего класса пришла телеграмма. Только вот незадача: видно, с ней что-то случилось в дороге, и некоторые буквы куда-то подевались. Все же давайте попробуем прочитать ее и восстановить потерянные буквы. зачитывают телеграмму

(На экране текст телеграммы) СЛАЙД 6

С пламенным приветом пр…ставки Пре- и При-

В какой морфеме отсутствуют буквы? Сможем ли мы сразу правильно записать приставки? Почему возникла орфографическая задача при выборе гласной? (? (на приставку не падает ударение, гласная стоит в слабой позиции, следовательно, надо знать правило выбора гласной в приставке)

Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ) СЛАЙД 7

Как построить работу, чтобы правильно писать слова с приставками при- и пре-?

(СЛАЙД 8:Сначала нужно вспомнить, что знаем об этой теме, потом, что умеем и чему должны научиться на уроке-увыслушиваются мнения обучающихся)

Точно такая же телеграмма лежит у вас на парте. Наша цель – получить знания, которые помогут восстановить текст телеграммы, пригодятся в жизни не только при написании телеграмм, но и помогут в дальнейшем сдать экзамены по русскому языку. В конце урока, я думаю, мы сможем правильно записать буквы в телеграмме.

ставят цель.

4. Проблемное объяснение нового материала.

Цели: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется алгоритм правописания приставок при- и

пре-; создать проблемную ситуацию; проговорить новый способ действия во внешней речи.

5. Разработка проекта выхода из затруднения

(алгоритм, перевод правила на язык образов).

Цель: решение устных задач и обсуждение проекта её решения.

5.Лингвистическая сказка.

Сегодня на уроке мы проведём небольшое исследование и узнаем, при каком условии надо писать пре-. При каком -при-.

Поможет нам в этом заполнение небольшой таблицы, которая есть у каждого ученика.

1.Неполнота действия

ПРИЛЯЖЕТ, ПРИСЯДЕТ.

1. Можно заменить словом «очень» ПРЕДОБРАЯ, ПРЕМУДРАЯ.

2.Приближение

2.Пре- = пере- ПРЕРВАТЬ, ПРЕСТУПИТЬ.

3.Присоединение.

ПРИШИВАТЬ, ПРИБИВАТЬ.

4.Близость к чему-либо, можно приравнять к слову «около».

А поможет нам лингвистическая сказка.

Жили были две приставки. Одна Пре-, другая При-. Приставка Пре- была очень добрая и очень мудрая. Пре- дружила с прилагательными и играла с ними в новые слова: очень добрая – предобрая, очень мудрая – премудрая.

Какие же слова с приставкой Пре- встретились в данном тексте? ПРЕДОБРАЯ, ПРЕМУДРАЯ. (Ученики называют, а учитель записывает на доске в таблице).

При каком же условии пишется приставка ПРЕ - ? (Приставку Пре- можно заменить словом «очень»)

Пристака Пре- была дочкой приставки Пере-, она была очень похожа на мать. Только одну букву она не взяла от своей матери, букву Е. Благодаря этому сходству, она могла заменять приставку пере- в глаголах: перервать – прервать, переступить – преступить.

Какие же слова с приставкой пре- встретились в данном тексте?

ПРЕРВАТЬ, ПРЕСТУПИТЬ

В каком ещё случае пишется приставка ПРЕ-?(Приставка Пре- = Пере-)

Приставка ПРИ- была хорошо воспитанной и стеснительной барышней, не позволяла себе ничего лишнего. Не ляжет, а приляжет, не сядет, а присядет.

Какие слова с приставкой При- встретились в данном отрывке?

ПРИЛЯЖЕТ, ПРИСЯДЕТ.

Какое же значение имеет приставка ПРИ- в данном случае?

(Всё делается «Чуть-чуть, не до конца – неполнота действия»)

К тому же приставка ПРИ- была наблюдательной. Она заметила, что

если человек идёт пешком и к чему-нибудь приближается, то говорят «пришёл», конь – прискакал, черепаха – приползла, а колобок вообще прикатился.

Какие слова с приставкой при- вы нашли?

ПРИШЁЛ, ПРИСКАКАЛ, ПРИПОЛЗЛА, ПРИКАТИЛСЯ.

Итак, какое значение имеет приставка в этом случае? (Приближение)

Однажды приставка ПРИ- побывала на уроке технологии. Девочек там учат пуговицы пришивать, а мальчиков – гвозди прибивать.

Какие слова с приставкой При- вы нашли? ПРИШИВАТЬ, ПРИБИВАТЬ.. Какое значение имеет приставка в этом случае?

(Присоединение).

А еще приставка ПРИ- любит всё сравнивать:

привокзальная площадь очень большая, пришкольная территория – не такая огромная, а приусадебный участок у ее бабушки совсем маленький.

Какие слова с приставкой ПРИ- нашли в тексте?

ПРИВОКЗАЛЬНАЯ, ПРИШКОЛЬНАЯ, ПРИУСАДЕБНЫЙ.

Какое значение имеет приставка в этом случае? Близость к чему-либо, можно приравнять к слову «около».

Итак, мы с вами заполнили таблицу. Давайте ещё раз сделаем вывод, когда пишется приставка ПРЕ, а когда ПРИ? (Ребята делают вывод по таблице)

6. Первичное закрепление.

Цель: закрепить новый способ действия практически. 6. Объяснительный диктант (1 уч-ся у доски).

Привязать, пристроить, приземлиться, прибежать, предлинный, прехорошенький, присесть, привстать, преграда.

В лист самоконтроля впишите балл согласно шкале

Нет ошибок-5 баллов:

1-2 ошибки- 4 балла

3-5 ошибки- 3 балла

6 и более-2 балла

7.Включение в систему знаний и повторение.

Цели: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия с последующей проверкой по эталону;

по результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа деятельности.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону выполнение упражнения № 646) Учащиеся вписывают в листок самоконтроля балл.? СЛАЙД 9

Приближение, присоединение Расположение вблизи Неполнота действия

приземлиться приуралье приостановить

приложить приморский приглушил

припаять приподнять

прикоснуться

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: организовать повторение учебного содержания необходимого для обеспечения содержательной непрерывности

8. Работа с текстом.

Какую словесную картину нарисовал В. Солоухин?

Что вам помогло увидеть картину разлива? (из воды выглядывали макушки кустов, крыши бань)

Какие чувства испытывали жители подтопленной деревни? (тревогу, страх перед стихией) Докажите словами из текста (Тревожно сновали пичужки. Старухи причитали. Все ждали, что их [постройки] понесет)

К какому стилю можно отнести текст?

Какие средства выразительности речи использует автор? (олицетворения: вода подобралась к огородам, вода пригибает кусты, бани притулись)

Объясните лексическое значение слов «притулились» (прижались) и «причитали» (плакали)

Подберите к этим словам синонимы синонимы

В лист самоконтроля впишите за каждый синоним 1 балл

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели: оценить результаты собственной деятельности;

сконцентрироваться на затруднении при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание.

9.Восстановление телеграммы Вписывают недостающие буквы в текст телеграммы

Мне кажется, теперь вы достаточно знаете о правописании приставок ПРЕ и ПРИ и сможете самостоятельно восстановить текст телеграммы.

Впишите в телеграмму недостающие буквы и объясните свой выбор. .СЛАЙД 10

Какую цель ставили?

Удалось достичь поставленной цели?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Где можно применить новые знания?

– Какие затруднения мы испытали? В чем? Объясните и проговорите свое затруднение. Что помогло нам их преодолеть?

10. Домашнее задание

Обязательно для всех при выполнении задания использовать таблицу, которую мы составили в классе и дополнительно прочитать парагр.54

1) Кто еще не уверен, что самостоятельно сможет различить приставки, то скажите себе: "Я работал хорошо!” и выполните упр. № 646,

2)Кто научился различать значение приставок при- и пре- и может объяснить тему товарищу, скажите себе: "Молодец!” и придумайте словарный диктант из 10-12 слов на изученную сегодня тему.

Напоследок я бы хотели подарить вам такую необычную памятку в стихах о приставках Пре- и При-, которая будет напоминать вам об условиях выбора гласной в этих приставках.:

Преодолеть преграду,

Не преступить закон,

В прекрасную погоду

Прервать прескверный сон,

Предобро улыбнуться,

Путь преградить тебе,

Здесь мы везде напишем

Приставку…

Все вместе: Пре-.

С приставкой При- приблизим,

Приклеим и пришьем.

Чуть выше приподнимем

И что-то привнесем.

Немного приуменьшим,

Совсем чуть-чуть приврем,

Расставим по порядку

И сядем отдохнем.

11.Оценки за урок

СЛАЙД 12 Оценки за урок: внимательно посмотрите в лист самоконтроля, сложите все баллы и по шкале поставьте себе оценку.

Проверка домашнего задания - максимум 5 баллов.

Самостоятельная работа № 646 - максимум 5 баллов.

Работа с текстом - максимум 2 балла.

Итого: максимум - 12 баллов.

Ключ к оценке:

11-12баллов - оценка "5";

7-10 баллов - оценка "4";

5-6 баллов - оценка "3".

Нарисуйте настроение. СЛАЙД 13

Молодцы! Поблагодарите себя и наших гостей аплодисментами. СЛАЙД 14

Приложение 1

Лист самоконтроля

учении__ 5 класса А __________________________________________________________________

Проверка домашнего задания Упражнение

646 Работа с текстом.

Всего баллов Оценка

Нет ошибок-5 баллов

1-2 ошибки- 4 балла

3-5 ошибки- 3 балла

6 и более-2 балла

Нет ошибок-5 баллов

1-2 ошибки- 4 балла

3-5 ошибки- 3 балла

6 и более-2 балла

За каждый синоним 1 балл Ключ к оценке:

11-12баллов - оценка "5"

7-10 баллов - оценка "4"

5-6 баллов - оценка "3"

ТЕЛЕГРАММА

Пр…бываем в Балаково на поезде, пр…ходящем ровно в 10.00 на пр…городный вокзал. В 11.30.

будем в школе и сможем пр…ступить к работе.

С пр…огромным приветом пр…ставки Пре- и При-

ТАБЛИЦА «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ -»

Значение приставки Примеры Значение приставки Примеры

1. Неполнота действия

ПРИЛЯЖЕТ, ПРИСЯДЕТ.

1. Можно заменить словом «очень»

ПРЕДОБРАЯ, ПРЕМУДРАЯ.

2. Приближение

ПРИШЁЛ, ПРИСКАКАЛ, ПРИПОЛЗЛА, ПРИКАТИЛСЯ.

2.Пре- = пере-

ПРЕРВАТЬ, ПРЕСТУПИТЬ.

3. Присоединение.

ПРИШИВАТЬ, ПРИБИВАТЬ.

4. Близость к чему-либо, можно приравнять к слову «около».

ПРИВОКЗАЛЬНАЯ, ПРИШКОЛЬНАЯ, ПРИУСАДЕБНЫЙ.

ТАБЛИЦА «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ -»

Значение приставки Примеры Значение приставки Примеры

Разработка урока по новым стандартам (ФГОС).

Тема: «О//Ё после шипящих в суффиксе». 5 класс

Цели урока

1. Учебные:

а) повторить правописание о//ё после шипящих в корне;

б) углубить и расширить знания правописания о//ё после шипящих (не только в корне, но и в суффиксе);

в) формировать умение выбора, умение обосновывать выбор о//ё после шипящих в суффиксе и в корне слова;

г) классифицировать языковой материал, опираясь на правило.

2. Развивающие:

а) формировать коммуникативные УДД: умение формировать суждения в рамках учебного дискурса; строить учебную коммуникацию в парах, группах, в общении с классным коллективом;

б) формировать УДД познавательного характера: овладение приемами отбора и дифференциации языкового материала; извлечение информации из орфографических и толковых словарей русского языка;

в) формировать регулятивный УДД: умение ставить цель и дать ее словесную формулировку; умение оценить результат своей учебной деятельности; умение осуществить рефлексию по итогам изучения темы урока.

3. Воспитательные:

Осознание грамотности, как показателя общей культуры человека;

Воспитание стремления к грамотной речи.

Оборудование:

Компьютер;

Проектор, экран;

Оценочный лист;

Карточки О, Ё

Весы, карточки «Участник», «Наблюдатель».

Виды деятельности обучающихся на уроке:

1. Участие в целеполагании учебной деятельности.

2. Формулирование и письменная фиксация цели урока

3. Составление схемы по изучаемой орфограмме, заполнение таблицы по теме урока.

4. Слушание, устная работа по карточкам.

5. Устное скандирование речовки по словам исключениям (о//ё после шипящих в корне слова).

6. Самостоятельная работа по теме

7. Рефлексия обучающихся по итогам урока, оценивание результатов своей деятельности на уроке

8. Оценивание учителем результатов, достигнутых учениками

Перед уроком (на перемене) каждому раздается «Оценочный лист» (10см х 10см)

Разработка представляет собой урок русского языка и словесности по теме "Драгоценные частицы".

Тип урока: обобщение знаний. Данный урок построен на литературном материале, связанном с творчеством Н.В. Гоголя.

Дидактический материал, использованный на уроке, способствует развитию орфографической зоркости, речевых навыков, развитию мышления, а также воспитывает любовь к русскому слову, к родному языку.

Через художественное слово Гоголя, через произведения живописи урок способствует формированию культуроведческой компетенции.

Прилагается презентация, позволяющая учителю создать условия для творческого подхода к изучению темы.

Урок исследовательского типа, направленный на совершенствование знаний, умений, навыков учащихся 7 класса.

Цели и задачи урока:

  1. дать представление о том, что такое народные приметы; рассказать о роли примет в жизни наших предков; способствовать воспитанию интереса к истории и культуре русского народа, отражённым в языке;
  2. способствовать обогащению словарного запаса учащихся; дать представление о роли наречий в языке и речи; формировать / совершенствовать навык правильного написания и употребления наречий; развивать навыки написания сочинения и участия в коллективной проектной и учебно-исследовательской деятельности.

Целевая аудитория: для 7 класса

В основе урока лежит метапредметный подход к подаче учебного материала. Связующим элементом между этапами урока является чтение учащимися виртуальной энциклопедии, созданной средствами программы PowerPoint.

Сегодня школьники имеют доступ к разнообразной информации в сети Интернет, но мало знают о деятельности выдающихся учёных и деятелей искусства. В целях расширения кругозора пятиклассников изучение темы «Морфемный разбор слова» представлено в виде путешествия по страницам энциклопедии в сопровождении выдающихся учёных, которые помогают учащимся вывести и сформулировать «законы» морфемики, оценить собственные достижения.

ИКТ позволяют сделать подачу материала интересной, презентабельной; делают энциклопедическую информацию доступной (на уроке учитель, к сожалению, не может на парту каждого ученика положить энциклопедию); помогают организовать физминутку.

Урок «Законы морфемики» позволит учащимся не только повторить и систематизировать полученные знания о строении слова, но и поможет пятиклассникам посмотреть на науку о языке в системе других научных дисциплин.

Умение работать со словарём нередко является залогом успеха ученика при подготовке к выпускным экзаменам, олимпиадам, в школьной исследовательской деятельности.

Цель предлагаемого урока: дать представление о лексикографии как о разделе прикладного языкознания; формировать навык работы с разными типами словарей; развивать внимание к слову; воспитывать интерес и любовь к родному языку.

Данный урок может быть проведён в рамках изучения лексикологии, при повторении изученного материала в начале или в конце года, на занятиях, посвящённых подготовке к олимпиадам, поскольку вопросы по лексикографии являются традиционными на олимпиадах разных уровней.

Использование на уроке мультимедийных материалов (разработанных электронных словников, статей редких словарей) позволит повысить эффективность обучения, так как фонд словарей в школе характеризуется зачастую небольшим количеством книг.

Целевая аудитория: для 5 класса

Урок повторения и закрепления знаний об обособленных членах предложениях.

На уроке повторяются условия постановки знаков препинания при обособленных членах предложения. Идёт наблюдение над тем, как используются их экспрессивные свойства в речи. Проводится работа с текстом, творческая работа, тест, беседа о маринистах и их работах (Айвазовский).

Целевая аудитория: для 8 класса

1. Познавательные:

а) обобщить и систематизировать знания о написании НЕ с различными частями речи;
б) познакомить с формами проектной деятельности.

2. Практические:

а) закрепить навыки написания НЕ с различными частями речи;
б) формировать умение определять с помощью опорной схемы условия выбора слитного и раздельного написания НЕ со словами.

3. Общепредметные:

а) воспитывать:

  • интерес к предмету;
  • языковую личность, владеющую разными видами компетенций;

б) развивать логическое мышление, навыки речевой деятельности, разные виды памяти;
в) формировать умение самостоятельно выполнять задание.

Технологическая карта урока русского языка

Формирование знаний, умений и навыков по теме

Тип урока/ вид урока

урок комплексного применения знаний/смешанный

Формы работы

Фронтально-коллективная, индивидуальная, в группах

Методы обучения

словесный, объяснительно-иллюстрированный, частично-поисковый, практический, диалоговый,интерактивный,работа с книгой, работа со словарными словами, «жужжащее чтение» и «чтение про себя», самостоятельная работа, работа в парах, рефлексия «Мое настроение» , «Светофор»

Педагогические технологии

Коллективная и индивидуальная система обучения, дискуссионная, технология развивающего обучения, игровые

Ресурсы/ оборудование

Учебник, тетрадь, запись на доске, материал для рефлексии «Расскажи другу»

I Организационный момент -время (2 мин)

Задачи этапа : создать мотивацию и условия для возникновения у учащихся потребности к включению в деятельность на уроке

Приветствует учащихся

Проверяет готовность к учебному занятию.

(приложение 1)

Формирует положительный настрой на урок.

Приветствуют учителя,

Проверяют наличие учебного материала на столах, организуют свое рабочее место

Улыбаются друг другу, мысленно желают удачи

ОКК/ уважение старших

УПК/ самооценка

ЛСК\ самонастрой

II Проверка домашнего задания – время (1 мин)

Задачи этапа: выявить затруднения при выполнении домашней работы

Выявляет затруднения, которые испытали учащиеся при выполнении домашней работы, разъясняет

Высказывают затруднения

УПК/ самооценка самостоятельной домашней деятельности

III Орфографическая минутка- Рефлексия эмоционального состояния на начало урока -

время (7 мин)

Задачи этапа: подготовить руку к письму,повторить правописание орфограмм –ши, -жи, выявить эмоциональный настрой на начало урока, воспитывать бережное отношение к животному миру

Организует работу по оформлению тетради

Проводит рефлексию настроения на начало урока

(приложение 2)

Объявляет девиз урока «Ошибок не пугайся. С ошибками справляйся»

Проводит работу по «девизу урока» .

Организуют работу с орфограммами –жи- -ши- на основе загадок про животных (приложение 3)

Ведет воспитательную беседу

(приложение 4)

Оформляют тетрадь. Записывают число, вид работы

Отмечают настроение на полях при помощи смайла

Воспринимают. Осмысливают. Принимают учебный девиз на урок.

Вычленяют орфограмму из девиза-правописание

-ши

Отгадывают загадки. Записывают отгадки во множественном числе.

Вступают в диалог. Рассуждают. Отвечают на вопросы.

КЛС\культура письма

КК\умение слушать

ЦСК/сохранение информации

ЦСК/ применение имеющихся знаний

УПК/отгадывание загадок

IV Словарная работа- время (3 мин)

Задачи этапа: познакомить с группой словарных слов по теме «Животный мир», учить самостоятельному ознакомлению со словарными словами, формировать навык работы с книгой

Организует самостоятельное ознакомление с группой словарных слов по теме

« Животный мир»

Самостоятельно знакомятся с данной группой слов через чтение «про себя» и способом «жужжащее чтение»

УПК/функциональная грамотность

ЛСК\культура мышления

ЛСК/ самостоятельное ознакомление

УПК/ работа с книгой

V Актуализация знаний, целеполагание – время (10 мин)

Задачи этапа: воспроизвести имеющие знания по теме, учить быстро и точно отвечать на вопрос, тренировать в работе с таблицей, учить вести диалог, формировать умение делать вывод, воспитывать аккуратность работы в тетради

Организует ситуацию, в которой дети актуализируют нужные для последующего открытия знания.

(приложение 5)

Проводит проверку заполнения таблицы. Ведет диалог. (приложение 7)

Организует составление предложения из слов:

по пушистые заяц поляна прыгал

Организует работу в парах

(приложение 8)

Организует формулировку проблемы. Ведет диалог

(приложение 9)

Работают с таблицей.

Соотносят свои знания и незнания.

(приложение 6)

Анализируют

Составляют предложение. Записывают в тетрадь и на доске.

Читают. Осмысливают. Делают вывод-что в о второй записи все предложения об одном, иначе говоря – на одну тему. А в первой записи все предложения о разном. В первой записи отдельные предложения, а во второй – текст.

Вступают в диалог. Отвечают на вопросы. Делают вывод.

КК\ведение диалога

УПК\ применение знаний полученных ранее

ЛСК/ культура мышления

СТК\ владение навыками функциональной грамотности

ЦСК/ умение индивидуально отвечать

ЦСК/ демонстрация знаний правила

ЦСК/ активизация знаний

УПК/ работа с таблицей

УПК/ составление предложения

ЦСК/ умение делать вывод

VI Работа по теме урока – время (6 мин)

Задачи этапа: формировать знания по теме урока, развивать практические навыки определения текста и не текста, логическое мышление, орфографическую зоркость, воспитывать аккуратность работы в тетради

Организует работу по учебнику упр.521

Читают написанное. Определяют, что из прочитанного является текстом? Доказывают почему. Дают заглавие тексту. Списывают в тетрадь.

УПК\применение полученных знаний

КК/ навык работы с учебником

ЦСК/ умение доказывать

УПК/ функциональная грамотность

ЦСК\ выделение существенного

ЛСК\культура письма

Физминутка (2 мин) Задачи этапа: снять общую утомляемость организма

Проводится в ходе VI этапа

VII Контрольная проверка понимания - время (6 мин)

Задачи этапа: определить степень усвоения учебного материала

Проводит проверочную работу по карточке

(приложение 10)

Выполняют задания?

1 Подбирают заголовок к тексту

2. определяют основную мысль текста

ЛСК\культура мышления

ЦСК/ функциональная грамотность

СТК\навык самостоятельной работы УПК/ применение знаний

УПК/работа с текстом

ЛСК \умение работать самостоятельно по заданию

ЛСК\ развитие личностных качеств

VIII Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, рефлексия эмоционального состояния на конец урока– время (4 мин)

Задачи этапа: обеспечить необходимой информацией по выполнению домашнего задания, выявить эмоциональный настрой на конец урока

Задает и разъясняет домашнее задание с. 190 упр.522

Проводит рефлексию настроения на конец урока

(приложение 11)

Слушают, задают вопросы

Отмечают настроение на полях при помощи смайла. Проводят сравнение с состоянием на начало урока

ЦСК\понимание смысла задания к упражнению

ЦСК/ самоопределение эмоционального состояния

IХ Рефлексия учебной деятельности (итог урока) время (4мин)

Задачи этапа: учить делать умозаключения, организовать работу по осознанию собственной деятельности.

Организует работу и итоговую беседу по таблице

Проводит рефлексию «Светофор»

Анализируют таблицу. Отвечают на вопросы

Оценивание своей работы

КК/ умение выражать свои мысли;

УПК/ делать умозаключения и выводы

КК\ведение диалога

ЛСК/ самооценка

ПРИЛОЖЕНИЕ

1 . Учитель:

Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?

Дети:

Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок.

2. На полях изобразить свое настроение на начало урока

3.Загадки

1.Вот иголки и булавки выползают из-под лавки.

На меня они глядят, молока они хотят. (Еж)

2.Я мошек для пищи
Ловлю на лету.
Летаю как пуля -
Ходить не могу. (Стрижи)

3.Ворует крошки
Боится кошки. (Мышь)

4.-Как нужно относиться к животным и птицам?

Почему необходимо бережно относиться к живой природе?

5. -Каждый из вас пришёл в школу с определённой целью.

С какой?

Начнём сегодня с того, что определим, что мы знаем и что хотим узнать.

Посмотрите в таблицу, отметьте знаком + те вопросы, на которые можете дать ответ.

Отметьте ! то, что не знаете.

7. Какие темы не вызвали у вас затруднения?

Что вы знаете о предложении?

8. Что вы знаете о тексте?

Прочитайте записи на карточках. Посоветуйтесь и решите, какая из записей является текстом.

Оса – это насекомое.
Мальчик увидел бабочку.
Художник нарисовал птицу.
Оса – это насекомое.
У осы шесть лапок.
Ещё у осы есть жало.

Вывод . Текст – это несколько предложений связанных между собой по смыслу.

9. На какой вопрос не смогли дать ответ? Затрудняетесь?

Почему?

Хотите изучить, узнать?

Поставьте знак ? в столбце «Хочу узнать»

Тема нашего урока?

Тема. Главная мысль текста.

Поставьте задачи на урок:

Будем учиться определять тему и главную мысль текста

10.проверочная работа

1.Прочитай текст. Подбери подходящий заголовок.

Наступила весна. Птинцы сидят в гнезде. Они пищат. Малыши хотят есть. Мама летит к ним. Она несет червячка. Птичка спешит накормить детей.

А. Пришла весна

Б. Птенцы

В. Заботливая мам

2. Напиши основную мысль текста

11. На полях изобразить свое настроение на конец урока

 

 

Это интересно: