Лекция: Системы объектов. Внешняя среда и ее влияние на систему, прямые и косвенные факторы Управляемые системы и их особенности
Система и окружающая среда
Урок 5.
Система и окружающая среда
Система школьный автобус
Окружающая средаПогодные условияДорогаКачество топлива…..Все, что хоть как-то взаимодействует с рассматриваемой системой
Ученик и калькулятор
Система и среда взаимодействуют между собой. Воздействия среды на систему называют входами системы, а воздействия системы на среду – выходами системы
Система калькулятор
Окружающая среда и система дерево
ВходВодаМинеральные веществаУглекислый газСолнечный свет
ВыходТень от кроныКислородДревесина
Окружающая среда – это все, что находится вне системы и может оказать на неё влияние
Окружающая средаУченик и его действияВходВводит 5+7Нажимает =
Мы не знаем как калькулятор рассчитывает математические операции, которые мы вводим. Но мы все равно получаем результат этих расчетов.
Система калькуляторВыходПоказывает результат 12
Система рассматривается как «Чёрный ящик»
Окружающая средаУченик и его действия
На уроках информатики мы не всегда знаем как именно работает компьютер, когда мы, например, что-то рисуем, но мы знаем что нам нужно нажать, что бы получить результат. Мы пользуемся только инструкциями, которые дает нам учитель, друзья и разработчики программного обеспечения.
Система компьютер
Обобщение материала
Система и среда взаимодействуют между собой.Воздействия среды на систему называют входами системы, а воздействия системы на среду – выходами системы.«Черный ящик» - объект, внутренняя структура которого неизвестна или неважна в рамках решаемой задачи, но о функциях которого можно судить по его реакциям на внешнее воздействие.
Домашняя работа
Учебник: Читать §1.7. Рабочая тетрадь: с. 25-26 № 41,42
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по информатике по теме "Система и окружающая среда" с презентацией. Карточкой самостоятельной работы....
Технологическая карта урока. Система и окружающая среда. Система как черный ящик. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 4–5)
Технологическая карта урока. 6 Класс. ФГОС. УМК Босова Л. Система и окружающая среда. Система как черный ящик. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессо...
7 класс________5 урок ______ Система и окружающая среда. Дата урока__________
Урок № 5. Система и окружающая среда.
Цели:
Образовательная:
углубление представления школьников о системах объектов;
раскрыть особенности взаимодействии системы и окружающей среды;
дать представление об эстетических и нравственных сторонах этой темы;
дать возможность учащимся проконтролировать свой уровень усвоения текущего материала.
создать на уроке метапредметную линию;
Развивающая:
развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать, умение
применять полученные знания и навыки при выполнении практических упражнений ;
Воспитательная :
формировать совокупность универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, т.е
обрабатывать информацию;
формировать информационную культуру школьников;
формировать более глубокое представление о системах объектов и их особенностях;
формировать мировоззренческие позиции;
Оборудование:
компьютер,
доска
проектор
Программное обеспечение
презентация
мультимедийный проектор, компьютер
Тип урока:
объяснительно-демонстрационный
Ход урока
Организационный момент
Проверка присутствующих на уроке, подготовка учащихся к уроку.
Проверка домашнего задания
Учебник: §1.6.
Рабочая тетрадь: визуальна проверка выполнения заданий: с.24-25 № 36-39
Повторение прошлого материала
Что такое система? Приведите примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.
Приведите пример систем, имеющих одинаковы состав, но разную структуру.
В чем суть системного подхода? Приведите пример.
В чем суть системного эффекта? Приведите пример.
Изучение нового материала
Система не может находиться отдельно от окружающей среды, всегда есть объекты. Которые оказывают влияние на эту систему – это и есть окружающая среда. Например, когда мы едим на автомобиле, на наше движение влияет качество дороги. Качество топлива, погодные условия, если туман – мы едим аккуратнее, если дорога развита – мы тоже едим аккуратно, чтобы не повредить машину, т.е. внешняя окружающая среда влияет на нашу систему и не смотря на то, что мы можем ехать быстро, на приходится учитывать условия окружающей среды.
Обобщение нового материала
Закрепление нового материала
Учебник: с 36 № 1-3
Практическая работа
Практическая работа № 3. задание 7-9. Создание текстовых объектов.
Подведение итога урока
Сообщить оценки учащимся, подвести итог урока.
Учебник:Система и окружающая среда
Выделив некоторую систему из окружающей среды , мы как бы проводим вокруг нее замкнутую границу, за пределами которой остаются не вошедшие в систему объекты. Эти объекты оказывают влияние на систему. Сама система также оказывает влияние на окружающую среду. Поэтому говорят, что система и среда взаимодействуют между собой.
Рассмотрим в качестве системы ученический коллектив одного класса . Весь остальной коллектив школы будет относиться к среде этой системы.
Воздействия среды на систему называют входами системы, а воздействия системы на среду - выходами системы. На рис. 1.17 эти связи изображены стрелками.
Для всякой системы можно перечислить множество входов и выходов.
Например, дерево можно выделить из окружающей среды как систему, состоящую из корня, ствола, веток и листьев (рис. 1.18).
Входы этой системы - вода, солнечный свет, углекислый газ, минеральные вещества и т. д. Выходы - кислород, тень от кроны, древесина, молодые побеги и многое другое (рис. 1.19).
Для большинства реальных систем список входов/выходов бесконечен.
Представить некоторую систему в виде черного ящика
- это значит указать ее входы и выходы, а также зависимость между ними. Такое описание позволяет целенаправленно использовать данную систему. Например, всякие инструкции для пользователей сложной бытовой техники являются описаниями черного ящика. В них объясняется, что нужно сделать на входе (включить, нажать, повернуть и пр.), чтобы достичь определенного результата на выходе (постирать белье, получить фруктовый сок, выполнить вычисления и пр.). Однако что при этом происходит «внутри», не объясняется.
Коротко о главном
Система и среда взаимодействуют между собой . Воздействия среды на систему называют входами системы, а воздействия системы на среду - выходами системы.
Очень часто человек не знает, как «внутри» устроена система, с которой он имеет дело. Человеку куда важнее знать, к каким результатам на выходе приведут определенные воздействия на входе системы. В таких случаях говорят, что система рассматривается как «черный ящик».
Представить некоторую систему в виде черного ящика, это значит указать ее входы и выходы
, а также зависимость между ними. Такое описание позволяет целенаправленно использовать данную систему.
Вопросы и задания
1. Рассматривая объект «телевизор» как систему, выберите для нее из предложенного подходящие входы и выходы:
свет;
звук;
электромагнитные волны;
электроэнергия;
мускульная сила человека;
изображение;
цвет;
пыль;
грязь;
тепло;
холод;
регулятор громкости;
кнопка включения/выключения;
стоимость.
2. Укажите входы и выходы для системы «утюг».
3. Приведите свой пример взаимодействия системы и среды. Укажите входы и выходы системы.
4. Объясните смысл выражения «черный ящик». С какими «черными ящиками» человек сталкивается в быту?
5. Дайте описание систем «автомобиль», «урок», «магнитофон» как черных ящиков.
6. Некий «черный ящик» можно настроить на десять программ преобразования информации. В результате изучения его работы получены протоколы испытаний, описывающие входы и соответствующие им выходы системы. Необходимо определить тип входной информации (числовая, текстовая, символьная) и правило ее преобразования.
Практическая работа №3
«Создаем текстовые объекты» (задания 7 - 9)
Задание 7. Вставка рисунков
1. Откройте текстовый процессор Microsoft Word .
2. Наберите следующий текст:
3. Приведите документ к следующему виду:
Для этого:
1) вставьте в созданный вами документ рисунок Ал-Хорезми.bmр
из папки Заготовки ([Вставка Рисунок Из файла...]
);
2) с помощью контекстного меню рисунка вызовите диалоговое окно Формат рисунка;
3) на вкладке Положение
для параметра Обтекание
установите значение вокруг рамки, для параметра Горизонтальное выравнивание
- значение по правому краю;
4) при необходимости перетащите рисунок в нужное место.
4. Сохраните созданный вами документ в собственной папке под именем Ученый.
5.
Вспомните, как связано имя Ал-Хорезми с важнейшим понятием информатики. (В случае затруднения, нужную информацию можно найти в файле Происхождение Tepминa.doc
из папки Заготовки. Добавьте 2-3 предложения по этому вопросу в созданный вами документ.
Задание 8. Стили форматирования
Стиль форматирования - это совокупность всех параметров, определяющих формат абзаца и формат шрифта.
Состояние сложного, составного объекта определяется не только значениями его собственных признаков, но и состояниями объектов-частей. Например, автомобиль переходит в состояние торможения, когда нажата педаль тормоза.
Такой подход к описанию сложного объекта, при котором не просто называют его составные части, но и рассматривают их взаимодействие и взаимовлияние, принято называть системным подходом . При этом сложный объект называют системой , а его части – компонентами (элементами) системы.
Любой реальный объект бесконечно сложен. Поэтому его можно рассматривать как систему.
Различают материальные, нематериальные и смешанные системы. В свою очередь материальные системы разделяют на природные и технические (рис. 1.14.).
Материальные
Природные Технические
Рис. 1.14
Примеры природных систем вам хорошо известны: Солнечная система, растение, живой организм и прочее.
Технические системы создаются людьми. Примеры технических систем: автомобиль, компьютер, система вентиляции.
Примеры нематериальных систем: разговорный язык, математический язык, нотные записи.
Смешанные системы содержат в себе материальные и нематериальные компоненты. Среди них можно выделить так называемые социальные системы. Социальные системы образуют люди, объединённые одним занятием, интересами, целями, местом проживания и т. д. Примеры социальных систем: оркестр, футбольный клуб, население города.
Любая система определяется не только набором и признаками ее элементов, но также взаимосвязями между элементами. Одни и те же элементы, в зависимости от объединяющих их взаимосвязей, могут образовывать различные по своим свойствам системы. Например, из деталей одного и того же конструктора ребёнок может создать разные сооружения.
Из одного и того же набора продуктов (мясо, капуста, картофель, морковь, лук, томаты) мама может приготовить первое (щи) или второе (рагу) блюдо.
Из молекулы одного и того же химического вещества (углерода) состоит алмаз и графит. Но алмаз – самое твердое вещество в природе, а графит – мягкий, из него делают грифели для карандашей. А всё по тому, что в алмазе молекулы углерода образуют кристаллическую решетку, а у графита - слоистую структуру.
Структура – это порядок объединения элементов, составляющих систему.
Состав и структуру системы описывают с помощью системы состава. В состав системы может входить другая система. Первую называют надсистемой, вторую – подсистемой. Имя надсистемы на схеме состава всегда располагают выше имен всех её подсистем. В этом случае говорят о многоуровневой структуре системы, в которой один и тот же компонент может одновременно быть надсистемой и подсистемой. Например, головной мозг – подсистема нервной системы птицы и надсистема, в состав которой входят передний мозг, средний мозг и т. д. (рис. 1.15).
Во многих случаях связь между объектами очевидна, но не сразу понятно в составе какой надсистемы их нужно рассматривать.
Например, понятно, что дорожное покрытие изнашивается от того, что по городу ездят автомобили, автобусы, троллейбусы и прочие наземные транспортные средства. Наземные транспортные средства и дороги – составные части транспортной системы города.
Нервная система птицы
Рис. 1.16
Главное свойство любой системы – возникновение системного эффекта . Заключается оно в том, что при объединении элементов в систему у системы появляются новые качества, которыми не обладал ни один элемент в отдельности.
В качестве примера системы рассмотрим самолёт. Главное его свойство – способность к полёту. Ни одна из составляющих его частей в отдельности (крылья, фюзеляж, двигатели и т. д.) этим свойством не обладает, а собранные вместе строго определённым образом, они такую возможность обеспечивают. Вместе с тем, если убрать из системы «самолёт» какой-нибудь элемент (например, крыло), то не только это крыло, но и весь самолёт потеряет способность летать.
і Коротко о главном
Система – это целое, состоящее из частей, взаимосвязанных между собой. Части, образующие систему, называются её элементами.
Структура – это порядок объединения элементов, составляющих систему. Состав и структуру системы описывают с помощью схемы состава. В системе с многоуровневой структурой один и тот же компонент может быть одновременно надсистемой и подсистемой.
При системном подходе учитывается взаимодействие и взаимовлияние всех компонентов системы.
Всякая система приобретает новые качества, которыми не обладал ни один из её элементов в отдельности (свойство системного эффекта).
Вопросы и задания
- Что такое система? Приведите примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.
- Приведите пример систем, имеющих одинаковый состав, но разную структуру.
- В чём суть системного подхода? Приведите пример.
- В чём суть системного эффекта? Приведите пример.
- Назовите компоненты Солнечной системы. Какие из них тоже можно рассматривать как системы?
- В состав какой системы рыбы входит подсистема «жабры»? Для каких компонентов она является надсистемой?
- Какие компоненты можно рассматривать при описании системы «природный комплекс суши»? (Воспользуйтесь учебником географии.) В составе какого из этих компонентов описывается озеро?
- В составе какой надсистемы можно описать нашу планету? Для каких объектов Земля сама является надсистемой?
- Взаимодействие какие подсистем нужно учитывать, если рассматривать библиотеку как систему?
- В чём проявляется взаимовлияние дыхательной и кровеносной систем? В состав какой надсистемы они входят?
- Выделите подсистемы в следующих объектах, рассматриваемых в качестве систем:
а) автомобиль;
б) компьютер;
д) государство.
- Удаление каких элементов из системы, рассмотренных в задании 9, приведёт к потере системного эффекта, т. е. к невозможности выполнения основного назначения системы?
§ 1.7 Система и окружающая среда
Выделив некоторую систему из окружающей среды, мы как бы проводим вокруг неё замкнутую границу, за пределами которой находятся не вошедшие в систему объекты. Эти объекты оказывают влияние на систему. Сама система также оказывает влияние на окружающую среду. Поэтому говорят, что система и среда взаимодействуют между собой.
Рассмотрим в качестве системы ученический коллектив одного класса. Весь остальной коллектив школы будет относиться к среде этой системы.
Воздействие среды на систему называется входами системы, а воздействие системы на среду – выходами системы. На рис. 1.17 эти связи изображены стрелками.
Корень Ствол Ветки Листья
Рис. 1.18
Входы этой системы – вода, солнечный свет, углекислый газ, минеральные вещества и т. д. Выходы – кислород, тень от кроны, древесина, молодые побеги и многое другое (рис. 1.19).
тень от кроны
минеральные
вещества
кислород
углекислый
древесина
Рис.1.19
Для большинства реальных систем список входов/выходов бесконечен.
Представить некоторую систему в виде чёрного ящика – это значит указать её входы и выходы, а также зависимость между ними. Такое описание позволяет целенаправленно использовать данную систему. Например, всякие инструкции для пользователей сложной бытовой техники являются описанием черного ящика. В них объясняется, что нужно сделать на входе (включить, нажать, повернуть и пр.), чтобы достичь определённого результата на выходе (постирать бельё, получить фруктовый сок, выполнить вычисления и пр.). Однако что при этом происходит «внутри», не объясняется.
і Коротко о главном
Система и среда взаимодействуют между собой. Воздействия среды на систему называют входами системы, а воздействие системы на среду – выходами системы.
Очень часто человек не знает, как «внутри» устроена система, с которой он имеет дело. Человеку куда важнее знать, с какими результатами на выходе приведут определённые воздействия на входе системы. В таких случаях говорят, что система рассматривается как «чёрный ящик».
Представить некоторую систему в виде чёрного ящика – это значит указать её входы и выходы, а также зависимость между ними. Такое описание позволяет целенаправленно использовать данную систему.
Вопросы и задания
- Рассматривая объект «телевизор» как систему, выберите для неё из предложенного подходящие входы и выходы:
· электромагнитные волны;
· электроэнергия;
· мускульная сила человека;
· изображение;
· регулятор громкости;
· кнопка включения/выключения;
· стоимость.
- Укажите входы и выходы для системы «утюг».
- Приведите свой пример взаимодействия системы и среды. Укажите входы и выходы системы.
- Объясните смысл выражения «чёрный ящик». С какими «чёрными ящиками человек сталкивается в быту?
- Дайте описание систем «автомобиль», «урок», «магнитофон» как чёрных ящиков.
- Некий черный ящик можно настроить на десять программ преобразования информации. В результате изучения его работы получены протоколы испытаний, описывающие входы и соответствующие им выходы системы. Необходимо определить тип входной информации (числовая, текстовая, символьная) и правило её преобразования.
ы. Эти объекты оказывают влияние на систему. Сама система также оказывает влияние на окружающую среду. Поэтому говорят, что система и среда взаимодействуют между собой.
Рассмотрим в качестве системы ученический коллектив одного класса. Весь остальной коллектив школы будет относиться к среде этой системы.
Воздействия среды на систему называют входами системы , а воздействия системы на среду — выходами системы. На рис. 1.17 эти связи изображены стрелками.
Для всякой системы можно перечислить множество входов и выходов.
Например, дерево можно выделить из окружающей среды как систему, состоящую из корня, ствола, веток и листьев (рис. 1.18).
Входы этой системы - вода, солнечный свет, углекислый газ, минеральные вещества и т. д. Выходы — кислород, тень от кроны, древесина, молодые побеги и многое другое (рис. 1.19).
Для большинства реальных систем список входов/выходов бесконечен.
Представить некоторую систему в виде черного ящика — это значит указать ее входы и выходы, а также зависимость между ними. Такое описание позволяет целенаправленно использовать данную систему. Например, всякие инструкции для пользователей сложной бытовой техники
являются описаниями черного ящика. В них объясняется, что нужно сделать на входе (включить, нажать, повернуть и пр.), чтобы достичь определенного результата на выходе (постирать белье, получить фруктовый сок, выполнить вычисления и пр.). Однако что при этом происходит «внутри», не объясняется.
Коротко о главном
Система и среда взаимодействуют между собой. Воздействия среды на систему называют входами системы, а воздействия системы на среду — выходами системы.
Очень часто человек не знает, как «внутри» устроена система, с которой он имеет дело. Человеку куда важнее знать, к каким результатам на выходе приведут определенные воздействия на входе системы. В таких случаях говорят, что система рассматривается как «черный ящик».
Представить некоторую систему в виде черного ящика, это значит указать ее входы и выходы, а также зависимость между ними. Такое описание позволяет целенаправленно использовать данную систему.
Вопросы и задания
1. Рассматривая объект «телевизор» как систему, выберите для нее из предложенного подходящие входы и выходы:
Свет;
звук;
электромагнитные волны;
электроэнергия;
мускульная сила человека;
изображение;
цвет;
пыль;
грязь;
тепло;
холод;
регулятор громкости;
кнопка включения/выключения;
стоимость.
2. Укажите входы и выходы для системы «утюг».
3. Приведите свой пример взаимодействия системы и среды. Укажите входы и выходы системы.
4. Объясните смысл выражения «черный ящик». С какими «черными ящиками» человек сталкивается в быту?
5. Дайте описание систем «автомобиль», «урок», «магнитофон» как черных ящиков.
6. Некий «черный ящик» можно настроить на десять программ преобразования информации. В результате изучения его работы получены протоколы испытаний, описывающие входы и соответствующие им выходы системы. Необходимо определить тип входной информации (числовая, текстовая, символьная) и правило ее преобразования.
Вход | 9 | Ура | 45 | 235 | 3100 |
Выход | 18 | Не могу | 90 | ? | 6200 |
Вход | 9 | А | 45 | 235 | 6201 |
Выход | 9 | Не могу | 9 | 10 | ? |
Вход | 9 | ХА | 45 | 128 | 620 |
Выход | 1001 | Не могу | 101101 | 10000000 | ? |
Вход | 9 | А | 256 | 235 | 1025 |
Выход | 4 1 | Не могу | 128 | ? | 512 |