→ Что говорить человеку который держит уразу. Правила поста: как держать Уразу в месяц Рамадан

Что говорить человеку который держит уразу. Правила поста: как держать Уразу в месяц Рамадан

У последователи ислама сейчас священный месяц Рамадан, в который каждый верующий придерживается поста. Они живут по лунному календарю, а значит каждый год период духовного очищения начинается в разное время, но непременно на 9 месяц в году. В 2018 году Рамадан начался 15 мая, а закончится 14 июня. Все это время мусульманам запрещено принимать пищу и воду в световой день. И только после захода Солнца начинается привычный образ жизни: семья приступает к трапезе.

Священный месяц создан для духовного и телесного очищения. Рамадан чтят как память о том, что пророку Мухамеду именно в этот период явились первые строки Корана. Считается, что в этот период открыты врата Рая и закрыты двери в ад и даже шайтаны сидят на цепи. Целый месяц те, кто чтят исламские традиции молятся больше обычного и придерживаются строгого поста.

Но за день до наступления Рамадана, нужно подготовиться. Осуществить полное омовение тела и озвучить свое намерение поститься. Потом произнести специальную молитву и на следующее утро забыть о еде в дневное время. Главное делать добрые дела, давать милостыню нуждающимся и кормить голодных.

Сторонники ислама утверждают, что пост помогает осуществлять контроль мусульманам над эмоциями. Так они освобождаются от всего негативного: гнева, зависти, соблазнов. Основной задачей праведных является приближение к Аллаху. Пост способствует этому как нельзя лучше, усмиряя душу и плоть.

Во сколько можно кушать сегодня в пост: кому разрешено не воздерживаться

Есть некоторые исключения для определенных категорий людей, которые по объективным причинам не могут придерживаться традиций. Речь идет о беременных и кормящих женщинах, детях не достигших совершеннолетия, больных и пожилых людях. Им разрешено не соблюдать пост, иначе есть риск ухудшения состояния их здоровья.

Если в силу обстоятельств приходится отступить от поста на несколько дней, то после окончания Рамадана важно компенсировать эти дни, столько же дней следуя воздержанию от пищи и воды днем. Другой вариант - накормить голодного. При этом на ту сумму, которую человек обычно тратит на продукты для себя на один день. За каждый день отступления от поста - один голодный должен.

Таким образом мусульмане в Рамадан едят от заката до рассвета, а днем молятся и на первый взгляд ведут привычный образ жизни. Ночные часы становятся маленьким праздником в такой сложный и ответственный период жизни, как пост. На весь период священного месяца нужно отказаться от вредных привычек и днем ни в коем случае не вести интимную жизнь. Это одно из самых тяжких нарушений.

Мусульмане встретили священный месяц Рамазан. Многие мусульмане ожидали его с радостью, но есть и те, кто испытывал небольшую тревогу - ведь продолжительность светлого времени суток будет составлять целых 19 часов. Кто-то заранее готовил свой организм к такому длительному воздержанию от пищи и воды, а многие запаслись советами от специалистов – как правильно составить рацион, чтобы в течение дня сохранить хорошее самочувствие, и чтобы пост был во благо.

Участники Женского клуба при казанской мечети «Ярдэм» также получили исчерпывающую консультацию от опытного врача-эндокринолога, кандидата медицинских наукРината Галимова .

«Ураза – это в первую очередь возможность достичь довольства Всевышнего. Неправильно относиться к этому, как к обычному медицинскому голоданию, – подчеркивает Ринат Галимов . – Считается, что первые 10 дней поста – это очищение организма, вторые 10 дней – очищают дух, а следующие 10 дней дают мусульманам надежду на прощение Всевышним грехов, волей-неволей совершенных за весь год. Таким образом, улучшение здоровья – одна из основных функций поста, при условии, что будут соблюдены базовые правила по питанию. Эти же правила прекрасно можно использовать в повседневной жизни, – отмечает врач.

Чем проще меню тем лучше

Итак, что же советует диетолог? В первую очередь, отказаться от вредных привычек в питании, которые, увы, успели укорениться у многих. Все вкусное – сладкое, копченое, жареное, жирное, соленое – придется отложить в сторону. В дни поста организм и так испытывает сильный стресс, перестраиваясь на новый режим приема пищи. А если эта еда еще и будет вредной – ожидай осложнений.

«Выкидывайте из дома все сковородки, – советует врач. – Не нужно ничего жарить, особенно на растительном масле. Дело в том, что любое растительное масло полезно только в холодном виде. При нагревании оно распадается на ядовитые компоненты. Вкусно, но очень вредно! К тому же, жареная пища – это канцерогены – прямой путь к онкологическим заболеваниям».

Опасности кроятся даже в, казалось бы, обычных вещах. Вспомните, сколько раз вы нажимаете на кнопку электрического чайника, чтобы быстро попить горячего чайку».

Ринат Галимов говорит, что и эту привычку придется «выкинуть» – вода, прокипяченная однажды, уже не годна к повторному кипячению и потреблению.

«С каждым кипячением вода становится «тяжелее», насыщается радионуклеидами. Лучше довести ее до состояния «белого ключа», когда на поверхности появляется прослойка мелких пузырьков – и достаточно. Можно использовать специальные емкости, позволяющие сохранить температуру воды на уровне 90-95 градусов, такие, как кулер, или обычный термос – ваш кипяток всегда будет под рукой».

Врач также предостерегает от опасности молодых мам, привыкших брать с собой на кухню своих малышей – мол, пусть поиграет рядом, пока я готовлю. Оказывается, при сгорании воздуха образуется так называемый сенглентный кислород – очень вредный для организма, способный привести к раку.

Что и как кушать во время уразы

Сухур начинать надо с воды или другой жидкости. Объем должен составлять половину суточной нормы, то есть 2-3 стакана.

«Возможно, с утра не так сильно захочется пить, но надо заставить себя – иначе в течение дня будете испытывать жажду», – говорит врач.

Мясо следует отложить на вечер, а вот молочные продукты и каши – самая оптимальная еда. Кисломолочные продукты нужно обогатить клетчаткой и растительными белками – например, приготовить что-то наподобие узбекского кисломолочного супа с огурцами и зеленью, или же смешать готовые мюсли на катыке, ряженке или кефире.

«Ураза – отличное время, чтобы заново оценить пользу и прекрасные вкусовые качества различных каш, – говорит Ринат Галимов . – На первом месте – чудесная крупа полба, это «предок» всех пшеничных круп. Про такие продукты говорят – «в нем вся таблица Менделеева». Действительно, по питательности и содержанию необходимых для организма веществ полба лидирует.

На второе место врач ставит знакомую всем гречку – она источник калорий, и против рака борется. Гречку можно есть в любом возрасте, при любом состоянии здоровья, и недаром она неизменно присутствует в меню всех лечебных учреждений страны.

«Полезны и овсянка, и пшенка, – напоминает диетолог. – А вот рис, горох, чечевицу можно есть реже. Так же, как и яйца – можно ограничиться 2-3 штуками яиц в неделю».

Ифтар – основной прием пищи, следует разделить на две части. В первой попить 1-2 стакана воды, съесть небольшое количество еды. Затем сделать перерыв в час-полтора. После этого можно принять остальной объем пищи, которую могут составлять мясо и мясные продукты, рыба, крупяные супы, а также каши.

Что касается мяса, то надо предпочесть говядину баранине. Достаточно одного куска мяса размером с ладонь, толщиной в 2-3 см. Нужно есть много рыбы, в любом виде – отварную, на пару, запеченную в фольге, слегка соленую. Только не жареную и не копченую.

Прекрасным источником калорий станут орехи – грецкие, бразильские, кэшью. Только не арахис – говорит врач, наверняка они заражены опасной плесенью аспергиллус, которая выделяет вещество афлотоксин, отравляющее клетки головного мозга. Эффект может проявиться даже через 20 лет – в виде синдрома Паркинсона.

Диетолог советует «налегать» на сезонные ягоды и фрукты – самим есть и кормить детей. Это не только клетчатка и витамины, но и источник антиоксидантов.

Напоследок Ринат Галимов пожелал мусульманкам бережно относиться к своему здоровью, подойти с умом к составлению рациона на время уразы и испытать настоящую радость от праздника – месяца Рамазан.

Алия Рамазанова

В 2018 году Рамадан начинается 16 мая и продлится до 14 июня. В отличие от христиан, мусульмане в течение месяца вообще не употребляют пищу. Пить тоже запрещается. Среди всех мусульманских праздников, Байрам – один из важнейших.

История поста

Соблюдение поста в месяце Рамадан было предписано в месяце Шаабан, во втором году по Хиджре. Само же явление поста имело место и до Ислама, он был предписан Всевышним и предыдущим народам, а также среди Ахль аль-китаб (иудеи и христиане), живших во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Аллах в Коране сказал (смысл): «О те, которые уверовали! Предписал Аллах и вам пост, подобно тому, как велел его соблюдать и тем народам, которые жили до вас. Соблюдая его, вы станете богобоязненными» (сура «Аль-Бакара», аят 183).

Отличительной чертой в соблюдении обязательного поста между мусульманами и былыми общинами является то, что мусульманам предписано его соблюдение именно в месяце Рамадан.

Приём пищи во время Уразы в Рамадан проходит согласно календарю

Вечерний приём пищи Ифтар можно провести по окончании вечернего намаза Магриб. В это время можно выпить воду и подкрепиться финиками. Позже можно будет принимать другую пищу, дозволенную исламом (халяльную). А завтрак Сухур следует завершить за 30 минут до утреннего намаза Фадрж. В этом случае правоверные получат более щедрое вознаграждение от Аллаха.

Пищу лучше приготовить с вечера, чтобы не суетиться в ранний утренний час. Чтобы в течение долгого светового дня не испытывать голода и жажды, рекомендуется употреблять в пищу питательные, но пресные блюда – крупы или отварное мясо, молочные продукты и фрукты. Во время этих приёмов пищи не желательно есть в одиночестве. Лучше проводить время в кругу семьи и близких.

Условия, необходимые для действительности поста

– Ислам. Пост немусульманина недействителен.

– Здравый ум. Таким образом, пост умалишённого и ребёнка, не достигшего возраста тамйиза (приблизительно 6 лет), недействителен. Пост же ребёнка, достигшего возраста тамйиза, получается. А по достижению ребёнком семилетнего возраста его уже надо учить поститься и наказывать за несоблюдение поста уже с 10 лет, как и за несовершение обязательной пятикратной молитвы.

– Отсутствие причин, препятствующих соблюдать пост. Подобными причинами являются: месячные или послеродовые выделения, потеря сознания или помешательство в течение всего светового промежутка суток.

Кому нельзя соблюдать пост?

С точки зрения ислама, не соблюдать пост могут несовершеннолетние дети, пожилые, беременные женщины и кормящие матери. А вот с точки зрения медицины нельзя держать уразу при сложных формах заболеваний – диабете, язве желудка, хронической сердечной недостаточности, ишемии, болезни сосудов, тромбообразовании. Беременным можно перенести уразу на более поздний срок. А те, у кого нет возможности соблюдать пост или это невозможно по состоянию здоровья, могут каждый день накормить одного нуждающегося, то есть отдавать садаку фидия.

Что нельзя делать в пост

Не произносить намерения;

Употреблять пищу намеренно;

Пить намеренно;

Курить и вдыхать курильный дым намеренно;

Вступать в интимную близость, предаваться рукоблудию;

Позволять себе праздные развлечения;

Использование лекарств, которые требуют ректального или вагинального применения;

Вызывать самопроизвольную рвоту;

Глотать отделившуюся мокроту, которая попала в глотку.

Ураза представляет собой пост в исламе длительностью в один месяц. В этот священный месяц люди совершают покаяние, молятся, утешают своих близких, воздерживаются от запретного и следуют посту.

В этом году ораза будет продолжаться с 20 июля до 18 августа. Исламская вера предполагает, что в месяц Рамадан Пророку Мухаммаду ниспослали священную книгу Коран. Что представляет собой пост ураза и кому он противопоказан?.

Зачем организму пост?

Как говорится, что пост не в чреве, а в голове. Согласно религиозным учениям, воздержание от пищи и алкоголя помогает духовно очиститься. Но это не единственная причина, по которой следует держать уразу.

Научно доказано, что короткие периоды, во время которых человек воздерживается от привычной еды, помогают не только избавиться от избыточных килограммов, но и улучшить самочувствие. Правильное питание и ограниченное количество потребляемых калорий помогают продлить годы нашей жизни.

В 1930 году проводили эксперимент на мышах: животных кормили низкокалорийной пищей, богатой питательными компонентами. Результат был удивительным, ведь все мыши жили намного дольше. Одна из них побила мировой рекорд, прожив на 40% свыше нормы. Если бы она была человеком, то дожила бы до 120 лет.

Ограничение потребляемых калорий и прерывистое голодание в первую очередь оказывает благотворное воздействие на метаболизм. В 2003 году повторно проводились исследования на мышах, которые позволили выявить более низкое содержание инсулина и гликемии в результате ограничения калорий.

Наиболее распространенным заболеванием, возникающим из-за нарушения обменных процессов в организме, является сахарный диабет. Современный «неправильный» образ жизни и высококалорийное питание увеличивает риски появления диабета. Периодическое голодание увеличивает чувствительность периферических клеток к инсулину, снижая вероятность развития этого недуга.

Представители разных религиозных направлений давно утверждали, что пост полезен как для души, так и для тела. Начиная с 1900-х годов, врачи всерьез занялись исследованием влияния поста на организм человека. Результаты были положительными:

  1. Периодическое голодание и воздержание от еды улучшает мозговую деятельность. Выработка белка увеличивается, что приводит к активизации стволовых клеток мозга.
  2. Низкокалорийное питание помогает предупредить болезнь Паркинсона и заболевание Альцгеймера, а также держит нервно-мышечный аппарат в тонусе.
  3. Пост улучшает метаболизм, поэтому предотвращает развитие диабета. Сбалансированный обмен веществ также укрепляет сосуды и предупреждает отложение холестериновых бляшек, что снижает риск возникновения сердечно-сосудистых патологий и атеросклероза.

Помимо этого ограничения в приеме пищи улучшают работу желудочно-кишечного тракта. Человек может избавиться от избыточного газообразования (метеоризма) и нормализовать стул.

Ураза — основные правила

Существует большая разница между исламским постом и врачебными диетами. Во время священного месяца (Рамадана) не происходит недоедание либо неадекватный прием калорийных продуктов. На Сухур или Ифтар нет ограничений в употребляемых человеком продуктах.

Соблюдение уразы – это добровольное решение. Рамадан является периодом самовоспитания и самоконтроля. Врачи рекомендуют выходить из поста постепенно. Связано это с особой центральной гипоталамусной частью мозга под названием «липостат». Он отвечает за массу тела. Когда человек начинает соблюдать пост, частично, а временами полностью отказываясь от еды, происходит быстрая потеря веса. Происходящий процесс вызывает у организма стресс, поэтому липостат перепрограммирует его на возобновление потерянных килограммов. После окончания поста человек начинает питаться привычной для него едой и набирать утраченный вес. Чтобы избежать такого итога, необходимо понемногу и поэтапно ограничивать свой рацион.

Во время Рамадана принимаются все жизненно важные элементы (белки, жиры, углеводы и т.д.). Перед восходом солнца принимают легкий завтрак, а после захода –фрукты и фруктовые соки. Немного позже ужинают более плотно. Во время поста первый вечерний прием пищи начинается с фиников или стакана воды. Врачи рекомендуют съедать сухофрукты (изюм, курага, чернослив), поскольку они провоцируют потребление большого объема воды, что поспособствует снижению веса.

После вечернего приема пищи совершаются дополнительные молитвы (Таравих), которые улучшают усвоение. Эта молитва задействует все мышцы и связки, поэтому помогает избавиться от лишних калорий. Некоторые ее относят к мягким физическим упражнениям.

Ураза исключает также любые вредные привычки. Для заядлых кофеманов или курильщиков этот пост становится хорошим способом проверить выдержку и самодисциплину.

Было замечено, что во время Рамадана сокращалось количество свершаемых преступлений в исламских государствах. Мусульмане говорят, что пост благосклонно воздействует на психику человека, делая его умиротворенным и спокойным. Пророк Мухаммад говорил, что если человека провоцируют на драку, ему нужно ответить: «Я соблюдаю пост».

Религиозные убеждения помогают снизить враждебность между людьми в этот священный месяц и снизить уровень преступности.

Соблюдение уразы — противопоказания

Безусловно, ограничение потребляемых продуктов полезно для здоровья. Однако существуют определенные болезни, которые становятся препятствием во время поста.

Согласно исламу, уразу можно не держать странникам, больным, старикам (свыше 70-80 лет), детям (до 15 лет), беременным и кормящим матерям. Главный принцип поста заключается в оздоровлении и усмирении людей. Он не должен навредить больному человеку.

В связи с этим не соблюдать пост в период Рамадана разрешается таким категориям людей, страдающих заболеваниями:

  • диабетики 1 типа тяжелой степени;
  • диабетики с признаками кетоацидоза;
  • диабетики с тяжело контролируемым 1 и 2 типом;
  • больные артериальной гипертензией, гипертонией;
  • пациенты, зараженные вторичной инфекцией;
  • пожилые, страдающие болезнью опорно-двигательного аппарата;
  • пациенты, перенесшие 2 и более случая гипер- либо гипогликемии;
  • больные во время обострения хронических патологий;
  • пациенты, перенесшие инсульты и обширный инфаркт;
  • психически больные;
  • пациенты с острыми инфекционными заболеваниями;
  • больные печеночной или почечной дисфункцией;
  • пациенты, страдающие сердечной недостаточностью.

Не соблюдать уразу можно всем, кто нуждается в постороннем уходе и тяжело болен. Не рекомендуется прерывать потребление необходимых препаратов во время поста. С доктором необходимо посоветоваться по поводу изменения дозировок и время приема определенных лекарств. Отказаться полностью от медицинских препаратов иногда невозможно, например, диабетикам, страдающим инсулинозависимым типом.

Пост необходимо соблюдать диабетикам, если они могут контролировать уровень сахара. Это поощряется при наличии избыточного веса, превышающего норму на 20% и более.

Ураза полезна для людей, которые хотят выработать самодисциплину, сбросить лишний вес и улучшить состояние своего здоровья. Согласно исламу, некоторым тяжело больным разрешается не соблюдать пост. Воздержание и сокращение приема пищи требует особой выдержки, и, если преодолеть это испытание, можно улучшить как душевное, так и физическое состояние. Это стоит того, поскольку во время поста отдыхает пищеварительная система, организм очищается и улучшается метаболизм.

Вниманию читателя предлагается перевод ответа на вопрос относительно принятия пищи во время утреннего азана во время поста, с сайта шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида islam-qa.com

Вопрос :

Каков хукм принятия еды [в месяце Рамадан] постящимся во время утреннего азана? И как понять хадис Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Если наступит время молитвы, а в руке одного из вас будет [посуда с едой], то пусть он не ставит ее, пока не выполнит свою нужду»?

Ответ :

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Во-первых: Хадис, который упомянул спрашивающий, не приводится в подобном виде. Его правильная форма: Передается от Абу Хурайры , да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-нибудь из вас услышит призыв на молитву, а в это время в его руке будет посуда [с едой], то пусть он не ставит ее, пока не выполнит свою нужду». Хадис привели Ахмад (10251), Абу Дауд (2350), а также шейх аль-Альбани назвал его достоверным в книге «Сахих Абу Дауд». Разъяснение это хадиса учеными будет позже.

Во-вторых: Постящемуся в месяц Рамадан необходимо воздерживаться от принятия еды с момента наступления истинного рассвета до заката солнца. Таким образом воздержание [от всего нарушающего пост] начинается с рассветом, а не с азаном. Всевышний Аллах сказал: (Сура «Корова», аят 187). Тому, кто будет без сомнений знать о наступлении рассвета обязательно воздержание от пищи. Если у него во рту будет пища, то ему необходимо извлечь ее, не то его пост будет нарушен вместе с попадание еды во внутрь.

Тому же человеку, который не знает точно о наступлении рассвета, можно есть до полной уверенности. Также [можно продолжать есть], если он знает, что муэдзин призывает на молитву раньше положенного срока, или если есть сомнения в том, призывает он на молитву вовремя или раньше времени. В такой ситуации ему можно продолжать есть, однако предпочтительней остановиться с того момента, как он услышит азан.

Что касается упомянутого хадиса, то ученые объяснили, что муэдзин в этом случае призывал на молитву до наступления рассвета.

Имам Ан-Навави , да смилуется над ним Аллах, сказал в книге «Маджму’»: «Мы упомянули, что человек, узнавший о наступлении рассвета, в то время как у него во рту есть пища, должен выплюнуть ее и продолжать соблюдение поста. Если же он проглотит ее, зная о рассвете, то его пост будет нарушен. В этом нет разногласий. Доводом на это является хадис, передаваемый от Ибн Умара и Аишы , да будет доволен ими Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине Биляль призывает на молитву ночью [то есть, до наступления времени намаза], так ешьте и пейте же до того, пока на молитву не призовет Ибн Умм Мактум ». Хадис передали аль-Бухари и Муслим , а в «Сахихе» есть и другие хадисы с подобным смыслом.

Что касается предания от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-нибудь из вас услышит призыв на молитву, а в это время в его руке будет посуда [с едой], то пусть он не ставит ее, пока не выполнит свою нужду», а в другом предании: «Муэдзин призывал на молитву при рассвете», то первый из них передал имам Хаким и сказал: «Это достоверный хадис, соответствующий условиям Муслима». Два этих хадиса также передал Байхаки и сказал: «Это означает, как говорит большинство ученых, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, знал, что он призывает на молитву до наступления времени намаза, так что питье получалось незадолго до наступления рассвета». Он сказал: «А что касается слов «при рассвете», то есть вероятность, что эти слова были не словами Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, а также, что это предание говорит о втором азане. Таким образом получается, что слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Если кто-нибудь из вас услышит призыв на молитву, а в это время в его руке будет посуда [с едой], то пусть он не ставит ее, пока не выполнит свою нужду» повествуют о первом азане и соответствуют хадисам, переданным Ибн Умаром и Аишей, да будет доволен ими обоими Аллах». Он сказал: «На этом смыслы хадисов совпадают. Вся помощь от Аллаха и Он знает лучше!»

Ибн аль-Кайим , да помилует его Аллах, упомянул в книге «Тахзибу с-сунан», что некоторые праведные предшественники следовали явному смыслу хадиса, приведенного в вопросе, и дозволяли есть и пить во время утреннего азана [в месяц Рамадан]. Затем он сказал: «Большинство ученых (джумхур) считают, что время сухура заканчивается с рассветом. Это мнение четырех имамов и большинства исламских правоведов. Такое же мнение передается от Умара и Ибн Аббаса , да будет доволен ими Аллах. Их доводом служит хадис Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «…ешьте и пейте до того, пока на молитву не призовет Ибн Умм Мактум. А он не призывал на молитву, кроме как после наступления рассвета», так передает аль-Бухари. В некоторых других версиях сказано: «Он был слепым человеком и не призывал на молитву, пока ему не говорили: «Наступил рассвет! Наступил рассвет!»». А также джумхур взял доводом слова Всевышнего Аллаха: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи» , а также слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «ешьте и пейте до того, пока на молитву не призовет Ибн Умм Мактум», а также его слова: «Рассвет бывает двух видов. Что касается первого из них, то он не запрещает есть пищу и не дозволяет совершение [утренней] молитвы. Что же касается второго из них, то он запрещает принимать пищу и дозволяет совершение молитвы». Передал Байхаки в книге «Сунан»».

До нас дошли предания от некоторых праведных предшественников, которые указывают на дозволенность принятия еды постящимся, пока тот не удостоверится в наступлении рассвета. Ибн Хазм , да помилует его Аллах, привел некоторое количество таких преданий. Из них: «что Умар ибн аль-Хаттаб , да будет доволен им Аллах, говорил: «Если два человека будут сомневаться в наступлении рассвета, то пусть едят, пока не убедятся в нем».

Передается от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах: «Аллах дозволил пить воду, когда ты сомневаешься, то есть при рассвете…».

Передается, что Макхуль , да помилует его Аллах, сказал: «Я видел как Ибн Умар взял ведро воды зам-зам и сказал двум мужчинам: «Наступил ли рассвет?». Один из них сказал «Да», а другой сказал «Нет». Тогда Ибн Умар выпил воду».
Ибн Хазм прокомментировал хадис, который был приведен в вопросе, а также схожие с ним предания таким образом: «Все это указывает на то, что они не были убеждены в наступлении рассвета и так хадисы согласовываются с Кораном» (См. книгу «Аль-Махалли» 4\367).

Нет сомнений в том, что большинство муэдзинов сегодня опираются в [определении времени молитвы] на часы и рузнама, а не на видение рассвета. Это не считается убежденностью [якын] в том, что наступил рассвет и пост того, кто будет принимать пищу в это время, будет действительным. Хотя лучше и надежнее воздержаться от еды.

Шейха Ибн База , да помилует его Аллах, спросили: «Каков шариатский хукм относительно поста того человека, который продолжил принимать пищу, услышав азан?» И он ответил: «Верующему необходимо воздержаться от принятия того, что нарушает пост, как еда и питье, когда для него прояснится, что наступил рассвет, если его пост является обязательным, как пост в месяце Рамадан, пост-обет или пост-штраф (кафарат). Всевышний Аллах сказал: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи» (Сура «Корова», аят 187). Так, если он услышит азан и будет знать, что этот азан бывает точно во время рассвета, то ему необходимо прекратить принятие пищи. Если же муэдзин призывает на молитву до наступления рассвета, то ему не обязательно прекращать принятие пищи и можно есть и пить до того момента, пока он не убедится в наступлении рассвета.

Если же он не знает, призывает ли муэдзин на молитву до наступления молитвы или после нее, то лучше и надежнее прекратить принятие пищи, однако, если он выпьет воду или съест что-либо во время азана, то это ему не повредит, так как он не знает о наступлении рассвета.

Известно, что те, кто живет в городах, освещаемых электрическими лампами, не в состоянии узнать невооруженным глазом о точном наступлении рассвета, поэтому ему желательно предостеречь себя [от попадания в ошибку], следуя азану и расписанию молитв, которые обозначают время наступления рассвета по часам и минутам, следуя хадису Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Оставь то, что вызывает у тебя сомнения и возьмись за то, что сомнений у тебя не вызывает», а также словам Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Тот, кто будет остерегаться сомнительного, тот сохранит свою религию и честь». Аллах обладатель помощи!»

Также был спрошен шейх Ибн Усаймин , да помилует его Аллах: «Вы сказали, да сохранит вас Аллах, что необходимо завершить принятие пищи сразу после того, как человек услышит азан. Однако, уже несколько лет, некоторые люди продолжают принимать пищу до окончания азана. Каков хукм их действия?» Он ответил: «Азан на утреннюю молитву бывает или до наступления рассвета или после него. Если он будет после него, то необходимо прекратить принятие пищи сразу после того человек услышит азан, так как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине Биляль призывает на молитву ночью [то есть, до наступления времени намаза], так ешьте и пейте же до того, пока на молитву не призовет Ибн Умм Мактум. Поистине он не призывает к молитве пока не наступит рассвет». Если ты знаешь, что муэдзин не призывает к молитве кроме как после наступления времени молитвы, то сразу останови принятие пищи, при звуке азана. Если же муэдзин призывает к молитве опираясь на расписание намазов или на время, то дело в таком случае легче.

Основываясь на этом мы скажем спрашивающему: Вам не обязательно возмещать то, что уже прошло, потому что вы не были убеждены в том, что принимаете пищу после наступления рассвета. Однако в будущем человеку необходимо предостерегать себя и слыша муэдзина прекращать принятие пищи» (См. книгу «Фатава рамадан», стр. 204).

Также шейх, да помилует его Аллах, сказал, обращая внимание на то, что говорят о расписании молитв и его неточности: «Некоторые люди бросают сомнения относительно точности того расписания молитв, которое мы имеем. Они говорят: «Оно [расписание молитв] опережает рассвет. Мы вышли в пустыню и вокруг нас не было световых ламп, и видели, что рассвет бывает позже [времени, указанного в расписании]». Некоторые из них преувеличили и сказали, что рассвет бывает позже на треть часа».

Однако достоверно, что это неправильное преувеличение. То, что нам проясняется, это то, что расписание, которое есть у людей сейчас, опережает рассвет, в частности, на пять минут. То есть, если ты будешь есть, в то время как он призывает на молитву по расписания, то в этом нет проблем, кроме того случая, когда муэдзин остерегается ошибки и призывает к молитве чуть позже. Некоторые муэдзины, да воздаст Аллах им благом, остерегаются и не призывают к молитве кроме как после истечения пяти минут от времени расписания. А некоторые невежественные муэдзины дают утренний азан раньше времени, думая, что это более надежно для поста. Однако они забывают о том, что проявляют небрежность в том, что более важно, чем пост, а это утренняя молитва. Возможно кто-то совершит утреннюю молитву раньше времени, опираясь на их азан. А если человек совершит молитву раньше времени даже вступительным такбиром, то его молитва не будет засчитана». (См. «Сборник фетв Ибн Усаймина», вопрос №772).

 

 

Это интересно: