→ Основание первого русского профессионального театра. Волков Федор Григорьевич: краткая биография

Основание первого русского профессионального театра. Волков Федор Григорьевич: краткая биография

Знаете ли вы, что родиной российского театра является не Москва и не Петербург. Русский театр появился не в столице, а в старинном русском городе Ярославле. Именно здесь в 1750 году русский актер Федор Григорьевич Волков основал первую в России профессиональную театральную труппу.

Русский актер и театральный деятель Федор Григорьевич Волков родился в 1729 году в Костроме. Рано потеряв отца, Волков, тем не менее, приобрел доброго и внимательного родителя в лице отчима - купца Полушкина. В Москве, куда мальчик был отправлен на обучение, Волков сильно и навсегда увлекся театром, в течение нескольких лет изучал искусства и сценическое дело. Возвратившись в 1748 году в Ярославль, где проживала семья, организовал театральную труппу и начал давать представления в каменном амбаре. Первый спектакль состоялся 29 июня 1750 года, это была драма «Эсфирь». Уже через два года Волков и его товарищи по указу императрицы Елизаветы Петровны были вызваны в Петербург. А в 1756 году произошло главное событие театральной жизни России XVIII века - учреждение «Русского для представления трагедий и комедий театра», первого государственного действующего профессионального театра. Фёдор Волков сразу же был назначен «первым русским актёром», а директором театра был поставлен Александр Сумароков, лишь после его смерти, в 1761 году, Волков стал директором «своего» театра. Всего он написал около 15 пьес, ни одна из которых не сохранилась до нашего времени, он также был автором многих торжественных од и песен.

Сегодня Волковский театр - один из самых известных и крупных «нестоличных» российских театров. На его сцене ежегодно проходит ставший очень известным Международный Волковский фестиваль, лауреатам которого вручается премия Правительства Российской Федерации имени Федора Волкова. Провинциальные театры представляют здесь свои лучшие спектакли, поставленные по произведениям русской классики, проходят научные конференции искусствоведов. Русскому театру посвящены и научные конференции, и театральные представления и шоу.

Жизнь Федора Григорьевича Волкова оборвалась на взлете. Во время маскарада под названием «Торжествующая Минерва» в 1763 году он простудился, и так и не сумел оправиться от своей простуды - 4 апреля 1763 года великий русский актер умер. Фёдор Волков похоронен в Москве, на кладбище Андроньева монастыря. Несмотря на то, что могила Волкова не уцелела, на кладбище установлена памятная доска. Но лучшей памятью актеру служит театр, названный его именем - Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова в Ярославле.

Издала указ об официальном создании на Руси театра: «Повелели мы ныне учредить русский для представления трагедий и комедий театр, для которого отдать головкинский каменный дом... А для оного повелено набрать актёров и актрис: актёров из обучающихся певчих и ярославцев в Кадетском корпусе, которые к тому будут надобны, а в дополнение ещё к ним актёров из других неслужащих людей, также и актрис приличное число...»

То было знаменательное для русской культуры событие. С этой даты, 30 августа 1756 года, и ведёт точку отсчёта наше профессиональное искусство театра.

Поначалу всё казалось радужным. Директором Российского театра был назначен Александр Петрович Сумароков . На содержание труппы отпускали деньги. Для наблюдения за театральным зданием был определён специальный надзиратель - бывший копиист Дьяков, получивший в связи с новым назначением (как об этом сообщал указ) чин армейского подпоручика.

Спектакли должны были быть платными, общедоступными.

Труппа определялась небольшая - всего двенадцать человек, но разрешалось набирать новых актёров и даже актрис.

Вскоре по городу стали рассылаться афиши, которые сообщали, что труппа Российского театра начинает свои выступления и что пропуск будет по билетам; «в партер и в нижние ложи билетам цена 2 рубли, а в верхние ложи рубль. Билеты будут выдаваны в доме, где Русский театр, на Васильевском острову в Третьей линии на берегу большой Невы в головкинском доме. Выдача билетов прежде представления кончится в четыре часа пополудни, а представление начнётся в шесть часов, о чем желателям оное видеть объявляется. Господские и протчие гражданские служители в ливрее ни без билетов ни с билетами впущены не будут».

Но прошли первые спектакли, и радужное настроение начало постепенно рассеиваться. Из восьми предназначенных к театральной деятельности певчих способными оказалось всего четверо. Под предлогом «неимения места» их пришлось отпустить, и они вынуждены были бить челом императрице о «всещедром» её призрении. Из четверых же других один, по-видимому самый способный, - Пётр Сухомлинов незадолго до организации театра попал под караул. Он украл из покоев А.Г. Разумовского золотую табакерку, осыпанную бриллиантами, разломал её, часть бриллиантов поменял на клавикорды, несколько других продал «да отдал долгу два рубля, купил двое чулки нитяные, а протчия на булки, на яблоки» издержал. Кражу обнаружили, и он не только (как хотел просить о том Разумовского) обратно ко двору не попал, но и не был на первых порах взят в труппу Российского театра.

Таким образом, вначале под руководствам Сумарокова актёров оказалось всего семеро : Фёдор и Григорий Волковы , Дмитревский, Попов, Уманов, Сичкарёв и Татищев. Набрать же новых комедиантов и комедианток удалось не сразу. Да и на содержание новых актёров понадобились бы дополнительные средства. А денег явно не хватало.

Императрица приказала выдавать на содержание театра всего 5000 рублей в год. Из них 1000 рублей предназначалась на жалованье директору, а 250 - надзирателю. Выручка же от продажи билетов шла в казну. Впрочем, выручка от спектаклей была небольшая. Театр на Васильевском острове посещался плохо. Да и билеты по тем временам были дорогие. Те же, кому они были по карману, предпочитали попадать на придворные зрелища во дворцовых театрах, которыми по-прежнему были заполнены вечера .

Русским актёрам ни о каком соревновании с подвизающимися при дворе иностранными труппами, получавшими плату по 20-25 тысяч рублей в год, и думать не приходилось. Русский театр не имел даже постоянных музыкантов и вынужден был довольствоваться оркестром, обслуживавшим придворные маскарады.

Положение актёров тоже было не из лучших. Скудное жалованье, которое они получали, выдавали им с перебоями. Положение в обществе они занимали низкое. Жили в том же, сыром и тёмном, головкинском доме. Денег на мало-мальски приличные еду и одежду им не хватало. Тут было на что сетовать Сумарокову . Прошло всего четыре месяца после учреждения Российского театра, а он уже с отчаянием писал всесильному фавориту : «...я сижу, не имея платья актерам, будто бы театра не было... Помилуйте меня и сделайте конец, милостивый государь, или постарайтесь меня от моего поста освободить...»

За этим письмом последовали другие, ещё горше и отчаяннее:

«Никто не может требовать, чтобы русский театр основался, ежели толикия трудности не пресекутся» (29 апреля 1757 года).

«Нет ни одного дня комедии, в которой не только человек не был возмущен в таких обстоятельствах, ангел бы поколебался... Жаль только тово, что... не можем работать, да и актёров ни актрис сыскать без указу нельзя, а которые и определены... отходом мне стращают» (7 января 1758 года).

«От начала учреждения театра ни одного представления ещё не было, которое бы миновалося без превеликих трудностей, не приносящих никому плода» (19 мая 1758 года).

При таких «хлопотных и всем бесполезных обстоятельствах», делал удручающий вывод Сумароков , он «лишён всех поэтических мыслей» и не может «ничего зачать к удовольствию двора и публики».

И вероятно, не окажись в труппе человека уравновешенного, энергичного, не менее Сумарокова любящего театр, но куда более жизнестойкого, умеющего преодолевать препятствия, вряд ли бы Российский театр сумел устоять.

Фёдор Григорьевич Волков стал не только исполнителем главных ролей, но и ближайшим помощником директора Российского театра. Все тяготы, о которых писал Сумароков, ложились прежде всего на него.

В результате неустанных хлопот Сумарокова Российскому театру в 1757 году было разрешено играть сначала по четвергам, а потом и в те дни, «когда опер, французских комедий и интермедий представлено не будет», не только в головкинском доме, но и на придворной сцене - в принадлежащих императрице «городовых» зданиях.

Представления и здесь были платными, публичными. Об этом извещало объявление, помещенное в тот год в «Санкт-Петербургских ведомостях»: «По четверткам будут на Большом театре, что у летнего дому, представляемы русские трагедии и комедии, и будут зачинаться всегда неотменно в шесть часов пополудни. Цена та ж, которая была прежде».

Русская труппа смогла вздохнуть свободнее».

Куликова К.Ф., Российского театра первые актёры, Л., «Лениздат», с. 38-41.

помогите пожалуйста..только одно утверждение верно. Правильным является следующее утверждение: а) "Гвоздём" первой русской революции был

аграрный вопрос

б) Либеральное движение родилось в начале ХХ в.

в) Министром финансов в годы первой русской революции был Витте С.Ю.

г) Участие большинства социалистических партий в выборах в первую Государственную думу.

1.В период Смутного времени к получению контроля над царской властью стремились главным образом:1)бояре 3)казаки2)дворяне 4)горожане

2.Группа бояр,захватившая власть в период Смутного времени вошла в историю под названием:1) «Великое посольство» 3) «Уложенная комиссия»2) «Семибоярщина» 4) «Опричнина»
3.Кто принял участие в освобождении Москвы от поляк в 1612г.:1)Б.Хмельницкий 3)Я.Ходкевич2)М.Мазепа 4)К.Минин и Д. Пожарский
4.Название “реестр” в 17в обозначало:1)церковную землю 3)список казаков2)крестьянский надел 4)имущество дворян
5.Русских людей,совершавших географические открытия в 17в называют:1)землепроходцами 3)посадскими2)приказными 4)государевыми
6.Противников реформы патриарха Никона называли:1)раскольниками 3)отшельниками2)монахами 4)черносотенцами
7.Парсуна - это название:1)архитектурного стиля 3)артиллерийского орудия2)живописного портретного изображения 4)документов Тайного приказа
8.Первую половину 18в в истории называют:1)Елизаветинское время 3)Просвещенный абсолютизм2)Петровская эпоха 4)Эпоха дворцовых переворотов
9.В18в необходимость улучшить управление государством привела к созданию:1)земств 3)министерств2)коллегий 4)воеводств10.В 18в в документ, посвящённый порядку продвижения по государственной службе, назывался:1) «Табель о рангах» 3) «Военно-морской устав»2) «Кондиции» 4) «Великое посольство»
11.Создателем русского профессионального театра в 18 веке был:1)Матвей Казаков 3)Фёдор Волков2)Симеон Полоцкий 4)Михаил Щепкин
12.При Петре1 перепись населения была проведена с целью:1)заставить всех дворян служить в армии2)узнать численность всего населения страны3)заставить дворян получать образование4)увеличить налоговые поступления в казну
13.Как назывались в начале 18в собрания-балы в домах российской знати:1)резиденциями 3)магистратами2)ассамблеями 4)сессиями
14.После смерти Анны Иоанновны престол унаследовал:1)Иван Антонович – сын племянницы Анны Иоанновны;2)Пётр Алексеевич – внук Петра1;3)Карл Пётр Ульрих – Племянник Елизаветы Петровны;4)Елизавета Петровна – дочь Петра Великого
15.В чьё правление состоялись Итальянский и Швейцарский походы А.В Суворова:1)Екатерины12)Анны Иоанновны3)Павла14)Петра1

Выберите правильный ответ. 1.В период Смутного времени к получению контроля над царской властью стремились главным образом: 1)бояре 3)казаки 2)дв

оряне 4)горожане 2.Группа бояр,захватившая власть в период Смутного времени вошла в историю под названием: 1) «Великое посольство» 3) «Уложенная комиссия» 2) «Семибоярщина» 4) «Опричнина»

3.Кто принял участие в освобождении Москвы от поляк в 1612г.: 1)Б.Хмельницкий 3)Я.Ходкевич 2)М.Мазепа 4)К.Минин и Д. Пожарский 4.Название “реестр” в 17в обозначало: 1)церковную землю 3)список казаков 2)крестьянский надел 4)имущество дворян

5.Русских людей,совершавших географические открытия в 17в называют: 1)землепроходцами 3)посадскими 2)приказными 4)государевыми 6.Противников реформы патриарха Никона называли: 1)раскольниками 3)отшельниками 2)монахами 4)черносотенцами

7.Парсуна - это название: 1)архитектурного стиля 3)артиллерийского орудия 2)живописного портретного изображения 4)документов Тайного приказа 8.Первую половину 18в в истории называют: 1)Елизаветинское время 3)Просвещенный абсолютизм 2)Петровская эпоха 4)Эпоха дворцовых переворотов

(1729-02-20 ) Место рождения: Дата смерти: Профессия: Гражданство:

Российская империя

Годы активности: Театр:

Русский для представления трагедий и комедий театр

Фёдор Григо́рьевич Во́лков ( -) - русский актёр и театральный деятель, который создал первый постоянный русский театр. Считается основателем русского театра.

Биография

…Императрица Елисавет Петровна самодержица всероссийская сего генваря 3 дня указать соизвалили: ярославских купцов Фёдора Григорьева сына Волкова с братьями Гаврилою и Григорием, которые в Ярославле содержат театр и играют комедии, и кто им для того ещё потребны будут, привесть в Санкт-Петербург <…> Для скорейшего оных людей и принадлежащего им платья сюда привозу, под оное дать ямские подводы и на них из казны прогонные деньги…

С конца января ярославцы во главе с Фёдором Волковым уже играли перед императрицей и двором. Репертуар составляли трагедии А. П. Сумарокова «Хорев», «Синав и Трувор» и шекспировский «Гамлет ». Также спектакли шли при Сухопутном шляхетском корпусе.

30 августа 1756 года был официально учреждён «Русский для представления трагедий и комедий театр», положивший начало созданию Императорских театров России, а Фёдор Волков был назначен «первым русским актёром», а директором театра стал Александр Сумароков, в 1761 году этот пост занял Волков. Но ради любимого дела Фёдор Григорьевич отказался от поста кабинет-министра, ордена Святого Андрея Первозванного , поместий и крепостных.

Фёдор Волков написал около 15 пьес («Суд Шемякин», «Всяк Еремей про себя разумей», «Увеселение московских жителей о масленице» и др.), не сохранившихся до нашего времени, также был автором торжественных од (известно, что начал писать оду «Пётр Великий») и песен (сохранились «Ты проходишь мимо кельи дорогая» о насильно постриженном в монахи и «Станем, братце, петь старую песню, как живали в первом веке люди» о минувшем Золотом веке). Помимо этого он занимался художественным оформлением спектаклей; известна его картина, изображающая его и братьев во время спектакля, бюст Петра I; согласно преданию его работой является и резной иконостас Николо-Надеинской церкви в Ярославле. Играл на многих инструментах и создавал музыку к спектаклям.

До сих пор одним из самых не ясных моментов в его жизни является его роль во время переворота и восшествии Екатерины II на престол. После переворота он всегда имел доступ в кабинет государыни без доклада . На масляную неделю 1763 года в честь коронации императрицы Екатерины II в Москве был устроен многодневный «большой маскарад, называемый „Торжествующая Минерва“, в котором изъявится Гнусность пороков и Слава добродетели », который стал последним творением Волкова.

Во время маскарада он простудился и 4 апреля (15 апреля по новому стилю) 1763 года умер. Свой последний спектакль он сыграл 29 января , выступив в своей лучшей роли Оскольда в трагедии Сумарокова «Семира».

Фёдор Волков похоронен в Москве, на кладбище Андроникова монастыря . Никаких следов от его могилы не осталось. В средине 1990-х годов на кладбище установлена памятная доска.

Русский актер и театральный деятель Федор Григорьевич Волков родился в 1729 году в Костроме. Рано потеряв отца, Волков, тем не менее, приобрел доброго и внимательного родителя в лице отчима - купца Полушкина. В Москве, куда мальчик был отправлен на обучение, Волков сильно и навсегда увлекся театром. Он буквально загорелся своим новым увлечением и в течение нескольких лет изучал искусства и сценическое дело. Возвратившись в 1748 году в Ярославль, где проживала семья, Волков организовал театральную труппу и начал давать представления в каменном амбаре. Первый спектакль состоялся 29 июня 1750 года, это была драма "Эсфирь". Уже через два года Волков и его товарищи по указу императрицы Елизаветы Петровны были вызваны в Петербург. А в 1756 году произошло главное событие театральной жизни России XVIII века - учреждение "Русского для представления трагедий и комедий театра", первого государственного действующего профессионального театра.

Фёдор Волков сразу же был назначен "первым русским актёром", а директором театра был поставлен Александр Сумароков, лишь после его смерти, в 1761 году, Волков стал директором "своего" театра. Ради этого Фёдор Григорьевич отказался от должности кабинет-министра. Всего Фёдор Волков написал около 15 пьес, ни одна из которых не сохранилась до нашего времени, он также был автором многих торжественных од и песен.

Сегодня Волковский театр - один из самых известных и крупных "нестоличных" российских театров. На его сцене ежегодно проходит ставший очень известным Международный Волковский фестиваль, лауреатам которого вручается Премия Правительства Российской Федерации имени Федора Волкова. Провинциальные театры представляют здесь свои лучшие спектакли, поставленные по произведениям русской классики, проходят научные конференции искусствоведов. Русскому театру посвящены и научные конференции, и театральные представления и шоу. Фестиваль традиционно собирает огромное количество любителей театра, город в эти дни наполняется гостями, а гостиницы Ярославля гостеприимно распахивают двери современным служителям Мельпомены.

Жизнь Федора Григорьевича Волкова оборвалась на взлете. Во время маскарада под названием "Торжествующая Минерва" в 1763 году он простудился, и так и не сумел оправиться от своей простуды – 4 апреля 1763 года великий русский актер умер. Фёдор Волков похоронен в Москве, на кладбище Андроньева монастыря. Несмотря на то, что могила Волкова не уцелела, на кладбище установлена памятная доска. Но лучшей памятью актеру служит театр, названный его именем - Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова в Ярославле.

 

 

Это интересно: