→ Речевая характеристика Кабанихи в пьесе А.Н. Конспект урока «Роль речевых характеристик в создании характеров персонажей драмы Островского «Гроза»» план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему Речевая характеристика героев грозы цитаты

Речевая характеристика Кабанихи в пьесе А.Н. Конспект урока «Роль речевых характеристик в создании характеров персонажей драмы Островского «Гроза»» план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему Речевая характеристика героев грозы цитаты

Другие рефераты по предмету Литература

»евая сила, решительность Катерины оттеняются синтаксическими конструкциями резко утверждающего или отрицательного характера.

Глава 4. Сравнительная речевая характеристика Дикого и

Кабанихи

В драме Островского Гроза Дикой и Кабаниха представители Тёмного царства. Создаётся впечатление, будто Калинов отгорожен от всего остального мира высочайшим забором и живёт какой-то особенной, замкнутой жизнью. Островский сконцентрировал внимание на самом важном, показав убогость, дикость нравов русского патриархального быта, ведь вся эта жизнь только и стоит на привычных, устаревших законах, которые, очевидно, совершенно нелепы. Темное царство цепко держится за своё старое, устоявшееся. Это стояние на одном месте. А такое стояние возможно в том случае, если оно поддерживается людьми, имеющими силу и власть.

Более полное, на мой взгляд, представление о человеке может дать его речь, то есть привычные и специфические выражения, присущее только данному герою. Мы видим, как Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидеть человека. Он ни во что не ставит не только окружающих, но даже своих родных и близких. Его домашние живут в постоянном страхе перед его гневом. Дикой всячески издевается над своим племянником. Достаточно вспомнить его слова: Раз тебе сказал, два тебе сказал; Не смей мне на встречу попадаться; тебе все наймётся! Мало тебе места-то? Куда ни пади, тут ты и есть. Тьфу ты, проклятый! Что ты как столб стоишь-то! Тебе говорят аль нет?. Дикой откровенно показывает, что своего племянника не уважает совершенно. Он ставит себя выше всех окружающих. И никто не оказывает ему ни малейшего сопротивления. Он ругает всех, над кем чувствует свою силу, но если кто-то обругает его самого, он не сможет ответить, то тогда держитесь все домашние! На них-то Дикой и сорвёт всю свою злость.

Дикой значительное лицо в городе, купец. Вот как говорит о нём Шапкин: Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё. Ни за что человека оборвёт.

Вид необычный! Красота! Душа радуется!- восклицает Кулигин, но на фоне этого прекрасного пейзажа рисуется безотрадная картина жизни, которая предстает перед нами в Грозе. Именно Кулигин даёт точную и чёткую характеристику быта, нравов и обычаев, царящих в городе Калинове.

Так, же как и Дикой, Кабаниха отличается эгоистическими наклонностями, она думает только о себе. Жители города Калинова говорят о Диком и Кабанихе очень часто, и это даёт возможность получить о них богатый материал. В разговорах с Кудряшом Шапкин называет Дикого ругателем, Кудряш же называет его пронзительным мужиком. Кабаниха называет Дикого воином. Всё это говорит о сварливости и нервозности его характера. Отзывы о Кабанихе тоже не слишком лестные. Кулигин называет её ханжой и говорит, что она нищих оделяет, а домашних заела совсем. Это характеризует купчиху с плохой стороны.

Нас поражает их бессердечие по отношению к зависимым от них людям, нежелание расстаться с деньгами при расчётах с рабочими. Вспомним, что рассказывает Дикой: О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка, за деньгами пришёл, дрова возил… Согрешил таки я: изругал, так изругал… чуть не прибил. Все отношения между людьми, по их мнению, строятся на богатстве.

Кабаниха богаче Дикого, и поэтому она является единственным человеком в городе, в общении с которым Дикой должен быть вежлив. Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!.

Ещё одна черта, которая их объединяет это религиозность. Но Бога они воспринимают, не как кого-то, кто прощает, а как того, кто может их наказывать.

Кабаниха, как никто, отражает всю приверженность этого города к старым традициям. (Она учит Катерину, Тихона, как надо жить вообще и как вести себя в конкретном случае.) Кабанова пытается казаться доброй, искреннеё, а главное несчастной женщиной, пытается оправдать свои поступки возрастом: Мать старая, глупая; ну а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать. Но эти утверждения больше похожи на иронию, чем на искреннее признание. Кабанова считает себя центром внимания, она не может представить себе, что будет со всем миром после её смерти. Кабаниха же до абсурда слепо предана своим старым традициям, заставляя всех домашних плясать под свою дудку. Она заставляет Тихона по-старинному прощаться со своей женой, вызывая смех и чувство сожаления у окружающих.

Кабаниха - злая, сварливая свекровь. Человек кризисной эпохи, она странна самодурством "под видом благочестия": "Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А сохрани господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем". "...Я давно вижу, что вам воли хочется. Ну что ж, дождетесь, поживете и на воле, когда меня не будет. Вот уж тогда делайте что хотите..." "Чтоб сложа руки не сидела, как барыня. Чтоб в окна глаз не пялила!", обращаясь к Катерине.

Кулигин - поэтическая, благородная фигура механика - самоучки. "Вот какой, сударь, у нас городишко! Бульвар сделали, а не гуляют. Гуляют только по праздникам, и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать".

Дикой - купец, важное лицо в городе. Его своеволие ни на чем не основано, чем больше он богатеет, тем бесцеремоннее он становится. "Ну, значит, они и должны мне покоряться. А то я, что ли, покоряться стану!" Сильный материально, он слаб духовно. Он считает, что он во всем и всегда прав. Кудряш говорит о Диком: "Как не ругать! Он без этого дышать не может." Дикой: "Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом. Вот навязался!"

Тихон - сын Кабанихи, испытывает страх перед матерью, он не верит ей, не разделяет ее притязаний. "Все к сердцу-то принимать, так в чахотку скоро попадешь. Что ее слушать-то! Ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай..." В глубине души он добрый, великодушный, любящий Екатерину.

Кудряш - возлюбленный Варвары, выше и нравственно проницательнее ее, в нем есть народное начало, миру "отцов" он противостоит своим озорством и удалью, но не нравственной силой. "Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили", говоря о Диком. "Я грубиян считаюсь; за что ж он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится".

Борис - племянник Дикого, хорошо образованный молодой человек. живет в доме у дяди и безрезультатно пытается ему угодить во всем. "Больно и трудно мне здесь, без привычки-то. Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак".

Катерина - жена Тихона. Ее образ очень трагичен, жизнь невеселая и тяжелая. У нее нет ничего кроме ее любви "... что - то со мной недоброе делается, чудо какое-то... что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или... уже не знаю." Она задумчивая и мечтательная, надломленная натура: "Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?"

Варвара - противоположность Тихону, в ней есть воля и смелость, но нет ответственности за свои поступки. Ей непонятны нравственные терзания Катерины. Катерина: "Отчего люди не летают?" Варвара: "Я не понимаю, что ты говоришь." "Что с тобой? Здорова ли ты?" обращаясь к Катерине.

1. Речевая характеристика как элемент композиции литературного произведения и её роль в создании художественного образа.

2. Речевая характеристика Катерины. Совмещение в речи героини разных стилистических пластов – доказательство сложности её духовного мира и противоречия между воспитанием и природными задатками.

· Религиозность воспитания Катерины и религиозные элементы её речи

А) странницы и богомолки в доме

Б) насыщенность речи героини религиозной лексикой и фразеологией

В) Катерина в церкви (д. 1 явл.7, д. 3 сцена 2 явл.2) Экзальтация

Г) боязнь греха и его предчувствие. Мотив искушения в речи героини. Толкование ею слова «гроза».

· Духовное богатство, поэтичность и мечтательность, порождённые воспитанием на устном народном творчестве. Народнопоэтические элементы в речи героини. «…а вечером опять рассказы да пение". (д. 1 явл.7)

· Свободолюбие, решительность, неспособность ко лжи, искренность – те черты, которые даны Катерине от природы.

А) Свободолюбие, стремление к полёту, желание оторваться от земли. (Д. 2 явл.7) «Отчего люди не летают?» (д.1 явл.7)

Б) «Такая уж я зародилась, горячая!»- страстность натуры, проявленная ещё в детстве. (Д. 2 явл. 2)

В) «Напраслину-то терпеть кому ж приятно?» Острое чувство справедливости. (Д. 1 явл. 5)

Г) «Что мне только захочется, то и сделаю». Решительность и своеволие. (Д.2 явл. 2)

Д) «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». Ложь ей претит. Правдивость. (Д.2 явл 2, д.3 сцена 2 явл.3)

· Противоречие между природными задатками Катерины (решительность, свободолюбие, отсутствие смирения) и воспитанием (религиозная экзальтация, поэтичность) – конфликт драмы, причина трагедии.



· Использование речи как элемента композиции для выявления диссонанса в душе героини, приведшего к трагедии.

· Островский – мастер речевой характеристики.

Задание №2.

Напишите черновик сочинения по данному плану, используя материалы таблицы.

Образец сочинения.

Пункты плана, вставки, место для редактирования Текст сочинения
1. Вступление 2.мостик к основной части Тезис – начало основной части Мостик · А) Странницы и богомолки в доме · Б) Насыщенность речи героини религиозной лексикой и фразеологией · В) Катерина в церкви. Экзальтация. · Г) Боязнь греха и его предчувствие. Мотив искушения в речи героини. Толкование ею слова «гроза». · Духовное богатство, поэтичность и мечтательность… · А) Свободолюбие, стремление к полёту, желание оторваться от земли. · Б) Страстность натуры, проявленная ещё в детстве · В) Острое чувство справедливости. · Г) Решительность и своеволие · Д) Правдивость 3, 4.Ппротиворечие между природными задатками и воспитанием – конфликт драмы. 5. Островский – мастер речевой характеристики Речевая характеристика – один из элементов композиции любого литературного произведения. (продолжить о роли речевой характеристики в произведении и в драматическом произведении в частности) (о мастерстве Островского в создании речевых характеристик), и Катерина в его драме «Гроза» - не исключение. Речь Катерины совмещает в себе разные стилистические пласты, что доказывает сложность и богатство её духовного мира, а также дорисовывает, выявляет основной конфликт, заложенный в этом образе, - противоречие между природными задатками героини и религиозностью её воспитания. В доме матери Катерина с детства … Именно поэтому речь её насыщена религиозной лексикой. (Привести примеры речи из таблицы) Героиня мыслит этими категориями, погружена в атмосферу богобоязненности и религиозной экзальтации. То, как она молится в церкви, показывает силу её религиозного чувства. (Привести иллюстративный материал, дополнить цитатами) Греховное стремление любить порождено в Катерине её воспитанием на устном народном творчестве. Она поэтична, мечтательна. (Расширить за счёт иллюстративного материала) Так и видится здесь русский размах и ширь волжских просторов. Как не пропеть здесь: «Среди долины ровныя, на гладкой высоте…» Но в этих словах проявилась и другая сторона натуры Катерины – свободолюбие, стремление к полёту. (Расширить за счёт иллюстративного материала) Свободолюбие – это признак страстной, темпераментной натуры. А Катерина именно такая. Не случайно ещё в детстве… Нет в ней должного смирения, о котором говорил Достоевский: « Смирись, гордый человек!» В ней живёт острое чувство справедливости. (Дополнить цитатами, примерами из текста) Решительность и своеволие – ещё одна сторона детского поступка Катерины. Но то, что проявилось на заре её дней, сохранилось и, наверное, стало более заметным. (Цитата) Но другая сторона той же решительности – это правдивость. Ложь ей претит. (Расширить за счёт иллюстративного материала) Все эти противоречия между страстностью и отсутствием смирения, с одной стороны, и религиозностью и богобоязненностью, с другой, - вылились в трагедию, которая закончилась в омуте Волги. Благодаря тому, что Островский как бы разбил речь героини на разные стилистические пласты, он показал диссонанс в душе героини, неразрешимый конфликт между задатками натуры и воспитанием.

Задание №3.

Напишите сочинение на тему «Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза», используя данный план.

1. «Гроза» - великая русская драма, поднимающая всечеловеческие проблемы.

2. Многозначность названия драмы Островского «Гроза».

· Гроза – гнёт «тёмного царства», который ощущается всеми «подчиняющимися».

· Гроза – наказание в понимании Дикого и других невежественных жителей города Калинова.

· Гроза – это трагедия, которая разразилась в семье Кабановых и в душе Катерины.

· Гроза несет разрядку в мир, не зря Добролюбов сказал, что «в пьесе есть что-то освежающее».

А) высказывания Кулигина

Б) мнение Добролюбова

В) самоубийство Катерины

Г) протест Тихона

Д) побег Варвары

Трагедия, описанная в пьесе, разбудила протест против дикости, жестокости, невежества, самодурства и произвола

3. «Гроза» - вечно современная пьеса.

Задание №4.

Напишите сочинение на тему «Сильный или слабый характер Катерины?» Используйте данный план.

1. Катерина – героиня, вызвавшая в критике неоднозначную оценку.

2. Сложность натуры Катерины. Противоречие между задатками натуры и воспитанием

· Задатки натуры

А) Свободолюбие Катерины (обида в детстве, мечта о вольной и страстной любви)

Б) правдивость («лгать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу», прилюдное покаяние)

В) поэтичность, возвышенность (монолог «Отчего люди не летают?»; сны чудесные в детстве, церковные видения

· Религиозность воспитания (жития святых, посещение церкви)

· Замкнутый круг, в который попала Катерина

· Вопрос, на который нет ответа (и сила, и слабость)

3. Образ, вызывающий раздумья и споры.

Задание №5.

Напишите сочинение на тему «Нравы жителей города Калинова», используя данный план.

1. «Гроза» - драма, изобразившая купеческую жизнь любого провинциального города России.

2. Ужас «тёмного царства».

· Деспотизм и самодурство Дикого и Кабановой

А) «ругатель» Дикой

Б) Кабанова заела домашних совсем. Домостроевские законы, по которым живёт Марфа Игнатьевна

· Лицемерие и ханжество

А) «чужих оделяет, а домашних заела совсем»

Б) «верующая» Кабанова никому ничего не прощает

· Ложь – принцип, по которому живёт «тёмное царство»

А) Варвара: «Делай, что хочешь, главное – чтобы всё было шито-крыто»

Б) Борис: «Как бы кто не узнал»

· Невежество

А) вера в рассказы Феклуши

Б) разговор о литовском разорении

В) «Гроза в наказание нам послана» (Дикой)

· Отсутствие поэтичности

А) отклик Кудряша на реплики Кулигина

Б) Отклик Варвары на монолог Катерины

· Беззакония, царящие в городе (монолог Кулигина)

3. Город Калинов – собирательный образ

4. Современное звучание пьесы

Занятие №4. Сочинение-анализ эпизода.

Эпизод – это та или иная в известной степени завершённая и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный в судьбе персонажа момент.

Анализ эпизода художественного произведения – это один из типов сочинения, предлагающегося на экзамене в 11 классе. Поэтому мы будем учиться анализировать эпизоды.

Эпизод необходимо анализировать изнутри, как маленькое самостоятельное произведение, но также понять, какое место данный эпизод занимает во всём произведении, то есть наметить ближние и дальние связи.

Эпизод может выполнять разные функции:

1. использоваться для характеристики персонажа

3. создавать определённое настроение

Эпизод по типу может быть:

· описанием (природы – пейзаж, помещения – интерьер, внешности – портрет)

· повествованием (рассказывается о событиях)

· рассуждением

· диалогом (разговор нескольких лиц)

· совмещать в себе разные типы

Так как работа с эпизодами эпических, лироэпических и драматических произведений при всём их многообразии имеет общие приёмы, то план сочинения может быть следующим:

1. Вступление.

А) что такое эпизод? Своеобразие эпизода в данном конкретном произведении.

Б) Роль рассматриваемого эпизода в художественном произведении.

2. Главная часть

А) Общие идеи, мотивы, ключевые слова, объединяющие данный эпизод с предыдущим

· Раскрываются какие-то стороны характера персонажа, его мировоззрение

· Даётся представление о душевном состоянии персонажа

· Показан поворот во взаимоотношениях героев

В) Общие идеи, мотивы, ключевые слова, объединяющие данный эпизод с последующим.

Г) Своеобразие языковых средств, художественных приёмов, служащих воплощению авторской идеи.

3. Заключение. Роль эпизода в произведении, его содержательной функции, художественное своеобразие

Данный план имеет один недостаток: анализировать эпизод необходимо в единстве формы и содержания. Надо отталкиваться от языковых средств и выходить на идею отрывка, авторскую позицию. Поэтому данный план дан как ориентировочный.

Ещё один недостаток работ подобного плана: сбивание на пересказ.

Вопросы для анализа содержания

1. Какова тема? (О чём эпизод, как его можно озаглавить)

2. Какова основная мысль? (Что хочет этим эпизодом сказать автор)

3. На какие части можно разделить эпизод? (Озаглавить части)

4. Какую роль играет эпизод в раскрытии основной мысли всего произведения?

5. Как данный эпизод связывает предыдущий и последующий?

6. Какова функция данного эпизода?

Вопросы для анализа формы

1. Какие эпитеты, метафоры, сравнения и олицетворения использует автор?

Вопросы повторения:

· Что такое «эпитет»?

· Что называется «метафорой»?

· Что такое «сравнение»?

· «Олицетворение»?

2. Каково настроение (тональность) и какими средствами создаётся?

4. Исследовать синтаксис отрывка. (Короткие или длинные предложения, есть ли повторы, вопросительные и восклицательные предложения, риторические вопросы)

Все эти наблюдения необходимо делать в тексте особыми условными значками. С этого начинается работа над анализом эпизода.

Slide 1

Slide 2

В 1845 году Островский работал в
Московском коммерческом суде
канцелярским чиновником.
Перед ним раскрывался целый мир
драматических конфликтов. Так
воспитывался талант будущего мастера
речевой характеристики персонажей в своих
пьесах.
Островский в драме "Гроза" очень четко
показывает всю глобальную разницу между
старыми патриархальными взглядами и
новыми. Ясно видны все важнейшие черты
характеров героев, их реакции на
развивающиеся события. Рассмотрим
речевую характеристику Кабанихи.

Slide 3

Кабаниха – человек старой
морали. Она везде блюдет
правила «домостроя». Во всем
новом ей видится угроза
устоявшемуся ходу вещей, она
осуждает молодежь за то, что
у нее нет «должного
почтения». Кабанова страшна
не верностью старине, а
самодурством «под видом
благочестия».

Кабанова.

«Смешно смотреть-то на них…
ничего-то не знают, никакого
порядка. Проститься-то путем
не умеют… Что будет, как
старики перемрут, как будет
свет стоять, уж и не знаю.»

Slide 4

Кабаниха заставляет всех домашних
плясать под свою дудку. Она заставляет
Тихона по-старинному прощаться со
своей женой, вызывая смех и чувство
сожаления у окружающих. Вся семья
живет в страхе перед ней. Тихон,
совершенно подавленный властной
матерью, живет одним только желанием
– вырваться куда-нибудь и погулять.

«Я, кажется, маменька, из вашей воли
ни на шаг.»
«Он как выедет, так запьет. Он теперь
слушает, а сам думает, как бы ему
вырваться-то поскорей.»

Slide 5

Кулигин называет ее “ханжой” и
говорит, что она “нищих
оделяет, а домашних заела
совсем”. Это характеризует
купчиху с плохой стороны.
Кабаниха же в своей речи
пытается прикинуться доброй и
ласковой, хотя иногда именно
речь обнаруживает
отрицательные черты ее
характера, например страсть к
деньгам.

Катерина.

«Полно, полно, не божись! Грех!
Я уж давно вижу, что тебе жена
милее матери. С тех пор как
женился, я уж вижу от тебя
любви не вижу.»

Slide 6

Сестра Тихона, Варвара,
также испытывает на себе
все тяготы семейной
обстановки. Однако, в
отличие от Тихона, она
обладает более твердым
характером, и у не хватает
дерзости, пусть тайно, не
подчиняться матери.
«Нашла место наставления
читать.»

«И я не обманщица была, да
выучилась, когда нужно
стало.»

Slide 7

Кабаниха очень набожна и
религиозна. Зато перед
нами приоткрывается
страшная и деспотичная
сущность Кабанихи. Она
сумела подчинить себе
всех, держит все под
контролем, она даже
пытается управлять
взаимоотношениями
людей, что и приводит
Катерину к гибели.
Кабаниха хитра и умна, в
отличие от Дикого, и это
делает ее более
страшной.

Slide 8

У Кабанихи нет никаких сомнений в моральной правоте
отношений патриархального быта, но и уверенности в их
нерушимости тоже нет. Напротив, она чувствует себя
чуть ли не последней блюстительницей этого
«правильного» миропорядка, и ожидание, что с ее
смертью наступит хаос, придает трагизм ее фигуре.


Домашнее задание к уроку

1. Соберите цитатный материал для характеристики Катерины.
2. Прочитайте II и III действия. Отметьте в монологах Катерины фразы, свидетельствующие о поэтичности ее натуры.
3. Какова речь Катерины?
4. Чем отличается жизнь в доме родителей от жизни в доме мужа?
5. В чем неизбежность конфликта Катерины с миром "темного царства", с миром Кабановой и Дикого?
6. Зачем рядом с Катериной Варвара?
7. Любит ли Катерина Тихона?
8. Счастье или несчастье на жизненном пути Катерины Борис?
9. Можно ли считать самоубийство Катерины протестом против "темного царства»? Может быть, протест – в любви к Борису?

Задание

Используя материал приготовленный дома, охарактеризуйте Катерину. Какие черты ее характера проявляются в первых же репликах?

Ответ

Д.I, явл. V, стр.232: Неспособность лицемерить, лгать, прямота. Конфликт намечается сразу: Кабаниха не терпит в людях чувства собственного достоинства, непокорности, Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться. В Катерине есть – наряду с душевной мягкостью, трепетностью, песенностью – и ненавистная для Кабанихи твердость, волевая решительность, которые слышатся и в ее рассказе об отплытии на лодке, и в отдельных ее поступках, и в ее отчестве Петровна, производном от Петр – «камень». Д.II, явл. II, стр. 242–243, 244.

Поэтому Катерину не удается поставить на колени, и это значительно осложняет конфликтное противостояние двух женщин. Возникает ситуация, когда, по пословице, коса нашла на камень.

Вопрос

Чем еще отличается Катерина от обитателей города Калинова? Найдите места в тексте, где подчеркивается поэтичность натуры Катерины.

Ответ

Катерина – натура поэтическая. В отличие от грубых калиновцев она чувствует красоту природы и любит ее. По утру ранехонько я вставала… Ах, да я у матушки жила, как цветок цвела…

"Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много", – рассказывает она о своем детстве. (д.I, явл. VII, стр. 236)

Ее душа постоянно тянется к красоте. Сны ее были наполнены чудесными, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она летает, как птица. О желании лететь она заговаривает несколько раз. (д.I, явл. VII, стр. 235). Этими повторениями драматург подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины, ее свободолюбивые стремления. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны.

Катерина религиозна. При ее впечатлительности религиозные чувства, привитые ей в детстве, прочно овладели ее душой.

"До смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится", – вспоминает она. (д.I, явл. VII, стр. 236)

Вопрос

А как вы охарактеризуете речь героини?

Ответ

В речи Катерины отражается все богатство ее внутреннего мира: сила чувств, человеческое достоинство, нравственная чистота, правдивость натуры. Сила чувств, глубина и искренность переживаний Катерины находят выражение и в синтаксической структуре ее речи: риторические вопросы, восклицания, незаконченные предложения. А в особо напряженные моменты речь ее обретает черты русской народной песни, становится плавной, ритмичной, певучей. В ее речи встречаются просторечия, слова церковно-религиозного характера (жития, ангелы, храмы золотые, образа), выразительные средства народно- поэтического языка ("Ветра буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску"). Речь богата интонациями – радостными, печальными, восторженными, грустными, тревожными. Интонации выражают отношение Катерины к окружающим.

Вопрос

Откуда появились в героине эти черты? Расскажите, как жила Катерина до замужества? Чем отличается жизнь в доме родителей от жизни в доме мужа?

В детстве

«Точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала».

Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду

Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы): независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой)

Для Катерины главное – жить согласно своей душе

В семье Кабановых

«Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи».

Атмосфера дома – страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»

Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие

Для Кабанихи главное – подчинить. Не дать жить по-своему

Ответ

С.235 д.I, явл. VII («Такая ли я была!»)

Вывод

Внешне условия жизни в Калинове ничем не отличаются от обстановки детства Катерины. Те же молитвы, те же обряды, те же занятия, но "здесь", отмечает героиня, "все как будто из-под неволи". А неволя несовместима с ее свободолюбивой душой.

Вопрос

В чем заключается протест Катерины против «темного царства»? Почему мы не можем назвать ее ни «жертвой», ни «хозяйкой»?

Ответ

Катерина отличается по складу характера от всех действующих лиц "Грозы". Цельная, честная, искренняя, она неспособна ко лжи и фальши, поэтому в жестоком мире, где царят Дикие и Кабановы, ее жизнь складывается трагично. Она не желает приспосабливаться к миру «темного царства», но и жертвой ее назвать нельзя. Она протестует. Ее протест – это любовь к Борису. Это свобода выбора.

Вопрос

Любит ли Катерина Тихона?

Ответ

Выданная замуж, видимо, не по своей воле, она поначалу готова стать примерной женой. Д.II, явл. II, стр. 243. Но такая богатая натура как Катерина не может любить примитивного, ограниченного человека.

Д. V, явл. III, С.279 "Да постыл он мне, постыл, ласка-то его мне хуже побоев."

Уже в начале пьесы мы узнаем о ее любви к Борису. Д. I, явл.VII, с.237.

Вопрос

Счастье или несчастье на жизненном пути Катерины Борис?

Ответ

Сама любовь к Борису – это трагедия. Д.V, явл. III, стр. 280 «На беду я увидела тебя.» Даже недалекий Кудряш это понимает, с тревогой предупреждая: "Эх, Борис Григорьич! (...) Ведь это значит, вы ее совсем загубить хотите, Борис Григорьич! (...) А ведь здесь какой народ! Сами знаете. Съедят, в гроб вколотят. (...) Только вы смотрите – себе хлопот не наделайте, да ее-то в беду не введите! Положим, хоть у нее муж и дурак, да свекровь-то больно люта".

Вопрос

В чем сложность внутреннего состояния Катерины?

Ответ

Любовь к Борису – это: свободный выбор, диктуемый сердцем; обман, который ставит Катерину в один ряд с Варварой; отказ от любви – это подчинение миру Кабанихи. Любовь-выбор обрекает Катерину на мучения.

Вопрос

Как в сцене с ключом и сценах свидания и прощания с Борисом показаны мучения героини, борьба с собой, ее сила? Проанализируйте лексику, построение предложений, фольклорные элементы, связи с народной песней.

Ответ

Д.III, сцена II, явл. III. стр. 261–262, 263

Д.V, явл. III, стр. 279.

Сцена с ключом: «Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его». Сцена свидания: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Сцена прощания: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» Все три сцены показывают решительность героини. Она нигде не изменила себе: решилась на любовь по велению сердца, призналась в измене по внутреннему чувству свободы (ложь всегда несвобода), пришла проститься с Борисом не только из-за чувства любви, но и из-за чувства вины: он пострадал из-за нее. Она бросилась в Волгу по требованию своей свободной натуры.

Вопрос

Так что же лежит в основе протеста Катерины против «темного царства»?

Ответ

В основе протеста Катерины против гнета "темного царства" лежит естественное стремление отстоять свободу своей личности. Неволя – вот имя ее главного врага. Всем своим существом Катерина чувствовала, что жить в "темном царстве" хуже смерти. И она предпочла смерть неволе.

Вопрос

Докажите, что смерть Катерины – это протест.

Ответ

Смерть Катерины – это протест, бунт, призыв к действию. Варвара сбежала из дома, Тихон обвинил мать в смерти жены. Кулигин бросил упрек в немилосердии.

Вопрос

Сможет ли город Калинов жить по-старому?

Ответ

Скорее всего, нет.

Судьба Катерины обретает в пьесе символический смысл. Гибнет не только героиня пьесы – гибнет и уходит в прошлое патриархальная Россия, патриархальная нравственность. Драма Островского как бы запечатлела народную Россию на переломе, на пороге новой исторической эпохи.

Для заключения

Пьеса по сей день задает много вопросов. Прежде всего необходимо уяснить жанровую природу, основной конфликт "Грозы" и понять, почему Н.А.Добролюбов в статье "Луч света в темном царстве" написал: "Гроза" есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского. Сам автор назвал свое произведение драмой. Со временем исследователи все чаще стали именовать "Грозу" трагедией, исходя из специфики конфликта (явно трагедийного) и характера Катерины, которая подняла остававшиеся где-то на периферии внимания общества большие вопросы. Почему погибла Катерина? Потому, что ей досталась жестокая свекровь? Потому, что она, будучи мужней женой, совершила грех и не выдержала мук совести? Если ограничиться этими проблемами, содержание произведения значительно обедняется, сводится к отдельному, частному эпизоду из жизни такой-то семьи и лишается высокого трагедийного накала.

На первый взгляд кажется, что основной конфликт пьесы – это столкновение Катерины с Кабановой. Будь Марфа Игнатьевна добрее, мягче, человечнее, вряд ли случилась бы трагедия с Катериной. Но трагедии могло бы и не быть, если бы Катерина умела лгать, приспосабливаться, если бы не судила себя столь строго, если бы проще и спокойнее смотрела на жизнь. Но Кабаниха остается Кабанихой, а Катерина – Катериной. И каждая из них отражает определенную жизненную позицию, каждая из них поступает в соответствии со своими принципами.

Главное в пьесе – внутренняя жизнь героини, возникновение в ней чего-то нового, еще неясного ей самой. "Что-то во мне такое необыкновенное, точно я снова жить начинаю, или... уж и не знаю", – признается она сестре мужа Варваре.

 

 

Это интересно: