→ Роль сказкотерапии в общении детей с овз. "Сказка ложь - да в ней намек!" (из опыта работы по сопровождению детей с ОВЗ)

Роль сказкотерапии в общении детей с овз. "Сказка ложь - да в ней намек!" (из опыта работы по сопровождению детей с ОВЗ)

Ольга Балотникова
Сказкотерапия как современная технология коррекции и воспитания детей с ОВЗ

В последние годы различные арт-терапевтические технологии : музыкотеропия, изотерапия, песочная терапия, сказкотерапия и т . п. все больше привлекают к себе внимание значительными перспективами «социального врачевания» детей с ограниченными возможностями здоровья.

Изучив многие инновационные технологии , пришла к выводу,что сказкотерапия является действенным средством коррекции и воспитания детей с О . В. З

Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Она позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного возраста. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными чувствами, тревожными переживаниями, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку полноценно устанавливать здоровые межличностные взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Отличительным и положительным свойством сказкотерапии является установление партнерских отношений между педагогом и воспитанниками , которые помогают создавать доверительные отношения между участниками воспитательного процесса .

Сказкотерапия - это увлекательная развивающая игра вместе с другими ребятами и со взрослым. Сегодня сказкотерапия может решать несколько задач :

Развитие речи и корректировка эмоциональных , психических, волевых показателей,развитие крупной и мелкой моторик;

Умение решать проблему, находить выходы из различных ситуаций;

Определение необходимой модели поведения;

Развитие духовного мира.

Существуют определенные требования при организации сказкотерапии :

1. Верная дозировка (пусть ребенок для начала познакомится со сказкой , рассмотрит картинки).

2. Ненавязчивость (при анализе поведения героя, говорят дети, воспитатель контролирует и направляет анализ в верное русло).

3. Прочитайте текст (он должен соответствовать назначенной задачи и возрасту детей ).

4. Читайте и играйте (не забывайте инсценировать то, что прочитали, делайте оценки, с помощью интонации выражая своё мнение).

В качестве терапевтического воспитательного материала для дошкольников мы выбрали :

1. Медиативные сказки , характеризующиеся отсутствием злых героев, конфликтов.

2. Обучающие, предоставляющие возможность для развития. Такие сказки могут учить писать , читать, правильно себя вести.

3. Диагностические. Эти истории позволят Вам оценить характерные черты ребенка, благодаря тому, какие сказки он предпочитает .

4. Народные сказки , отвечающие за формирование в ребенке эстетики и нравственных чувств.

5. Психологические. Данный тип сказок позволяет дошкольнику, наряду с главным героем, преодолеть общие опасения и разумно воспринять неудачи .

В работе с детьми мы использовали следующие методы :

1. Рассказ о сказочных героях .

В группу вносится шкатулка (коробочка, в которой находятся изображения сказочных героев , и предлагается детям выбрать своих любимых. Дети рассказывают , почему они выбрали того или иного персонажа, описывают его характер, рассказывают , что в нем нравится и что у них общего.

2. Пересказ сказки .

Обращается особое внимание на то, как пересказывает сказку ребенок .

3. Рассказ сказки по кругу .

Каждый из детей рассказывает небольшой отрывок хорошо известной сказки .

4. Рассказ сказки от лица различных персонажей.

Здесь нужно обращать внимание детей на чувства , которые испытывают герои в той или иной ситуации.

5. Калькирование – переписывание старой сказки на новый лад в совершенно ином жанре.

Благодаря этой сказкотерапевтической методике у ребенка есть возможность закончить любую сказку так , как пожелает он сам.

6. Сказка "наизнанку" – придание сказочным героям противоположных черт характера.

7. Инсценирование сказки - драматизация . Инсценирование может быть самым разнообразным : кукольный театр, теневой или пальчиковый театр, ростовые куклы и т. д.

8. Иллюстрирование сказки , когда, рисование и изготовление поделок по мотивам сказки объединяет в совместной деятельности детей и взрослых .

9. Создание собственной сказки .

Пример построения сказки :

Начало. «Жили были…» , «В некотором царстве…» , - (в этой фазе ребенок знакомится с героями, местностью и так далее.

Кульминационный момент. «И вдруг…» , «Однажды…» - (возникновение проблемы, препятствия перед героем) .

Развязка (главный герой справляется с задачей, проявляя необходимые качества) . Сказка заканчивается на позитивной волне.

Мораль (персонаж выносит урок из произошедшего и его жизнь налаживается) .

В заключение отмечу,что на занятиях сказкотерапии дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои собственные переживания, знакомятся со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния, благодаря чему у них развивается способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности.

Публикации по теме:

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени. Говоря о здоровье, мы используем определение,.

Технология воспитания звуковой культуры речи у старших дошкольников Нарушения речи у детей многообразны. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования и выражаются.

ИКТ - педагогическая технология как основа повышения эффективности обучения и воспитания Человек образованный – тот, кто знает где найти то, чего он не знает. Георг Зиммель (1858 – 1918) Потребность в образовательных реформах,.

Консультация для педагогов ДОУ по инновационной технологии «Современная форма развития детей-экспериментирование» Значительные изменения, которые происходят в сфере дошкольного детства, перемены в восприятии детства на уровне общества и государства определяют.

Педагогическая технология воспитания самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх СЛ 1.- Уважаемые члены аттестационной комиссии, Вашему вниманию предоставляется выпускная квалификационная работа на тему «Педагогическая.

18 ноября 2010 Просмотров: 3061

"Сказка ложь - да в ней намек!" (из опыта работы по сопровождению детей с ОВЗ)

Федоричева Валентина Владимировна,социальный педагог, ТО ПМПК, ГБОУ СО "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск

За последние пять лет в школе снизился возраст детей, совершающих противоправные поступки насильственного характера (нанесение побоев, кража личных вещей). На учете в ОДН УВД помимо подростков, состоят учащиеся начальных классов. Социальная дезадаптация формируется в следствии цепи неудач, предшествующего периода пережитого опыта, что приводит к формированию аффективного комплекса – чувства неполноценности, унижения, чувства неполноценности, оскорбленного самолюбия. Такие учащиеся своеобразно реагируют, пытаясь привлечь внимание окружающих с помощью выкриков, беготни, агрессивности, драчливости.

Эмоции и чувства детей с задержкой психического развития, как правило, неадекватны, плохо дифференцированы по отношению к социальным объектам. Большинство таких детей не имеет положительного опыта эмоционально-эстетического познания окружающего мира, а также опыта активного восприятия художественных произведений.

Цепочка человеческого восприятия строится по схеме: увидел – почувствовал – подумал – сделал – почувствовал. Чувства это основной мотив наших действий. Важно научить ребенка осознавать мотивы своих действий и их последствия, контролировать происходящее, быть объективным и адекватным ситуации.

Поэтому работу по профилактике агрессивного поведения младших школьников лучше всего строить на процессе усвоения образцов поведения, желательных стереотипов реагирования на различные раздражители.

Эмоциональная деятельность ребенка формируются практически одновременно с произвольной регуляцией психической деятельности. Это характерно также и для детей с задержкой психического развития. Поэтому методы и приемы воспитательного воздействия должны быть ориентированы на положительные эмоциональные проявления.

По мнению психологов, педагогов, родителей сказка – это прекрасная возможность помочь ребенку адаптироваться к реальному миру, научить его преодолевать трудности, возникающие в процессе общения с окружающими. Слушая сказки, он учится принимать на себя ответственность за свои поступки. Сказка не учит конкретным действиям, а дает школьнику информацию для размышления. Такой подход важен для растущего человека. Ребенок осознает, что, преодолевая жизненные трудности, герой приобретает необходимый жизненный опыт, становится духовно более сильным. Сказка учит стремиться к успеху, не бояться неудач, верить в собственные силы. Учитывая эти особенности сказочных литературных произведений, я решила использовать в своей работе по сопровождению детей с ОВЗ элементы сказкотерапии. Такое решение было связано с тем, что сказкотерапия – это направление, которое использует сказку, как архетипическую метафору в целях психокоррекции (развитие креативности личности как расширение спектра альтернативных решений).

Сказкотерапия – это еще и «открытие» тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.

Обсуждение прочитанных фрагментов сказки формирует умение видеть, чувствовать, анализировать сказочные ситуации, способствует осознанию нравственной стороны поступка, описанного в сюжете, учит выбору действий ребенка в жизненных ситуациях.

В процессе обсуждение поступков героев сказки происходит формирование первоначальных нравственных убеждений о добре и зле, красивом и некрасивом, о хорошем и плохом. Для детей с ОВЗ значимыми являются особенности этих представлений, так как они отражают нравственные оценки, как взрослых, так и сверстников, неразрывно связаны с оценками отдельных поступков окружающих, а также проводят путь от элементарной оценки поступков окружающих до нравственной оценки собственного поступка.

Сказкотерапия наиболее глубоко позволяет мобилизовать готовность детей к совершению социально значимых поступков, интенсифицировать мыслительную деятельность, вызвать эмоциональные переживания.

В своей работе по сопровождению детей с ОВЗ я использую составительскую программу «Сказка ложь – да в ней намек!», которая наилучшим образом подходит для детей с задержкой психического развития в возрасте от 7 до 10 лет. В ней используются элементы сказкотерапии, что в сочетании и с элементами арт-терапии является наиболее подходящими методом в процессе работы по профилактике агрессивного поведения учащихся младших классов с нарушением эмоционально-волевой сферы. Организация такой деятельности позволяет детям более глубоко понять смысл сказки, дать оценку, как отрицательных, так и положительных поступков сказочных героев.

Цель программы: профилактика и коррекция агрессивного поведения.

Задачи:

  • ознакомление с нравственными нормами поведения;
  • обучение выбору поступков в тех или иных ситуациях конфликтных.

Принципы работы по программе:

  1. Опора на положительные качества ребенка и вера в оптимистическую перспективу.
  2. Реализация потребности ребенка ощущать себя «неповторимым человеком».
  3. Признавать за ним право на те формы уважительного, культурного отношения, которые существуют между взрослыми людьми (включая право на признание ошибок).

Программа «Сказка ложь – да в ней намек!» состоит из 10 занятий. Сказки, используемые в программе уже знакомы детям, это такие как «Царевна лягушка», «Иван-царевич и серый волк», «Иван – крестьянский сын».

В процессе проведения занятий стараюсь строить взаимодействие таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения.

В ходе обсуждения сказки «Иван - крестьянский сын», перед детьми раскрываю тему защиты слабых и обездоленных, провожу ориентирование мальчиков на будущую защиту Отечества. На занятиях по сказке «Сивка-бурка» знакомлю дети с новыми понятиями такими как: родительское благословение, т.е., одобрение, разрешение, наставление, напутствие на какое-то доброе дело; смирение; милосердие; сострадание.

Во время занятий по программе перед ребятами я стараюсь открыть новый смысл уже известных им слов, таких как: «здравствуйте» - пожелание человеку здоровья; «спасибо» – спаси Бог тебя; «жить – поживать», т.е. хорошо жить, счастливо и т.д.

Опыт работы по программе «Сказка ложь – да в ней намек!» показывает, что занятия лучше всего проводить следующим образом: педагог читает сказку, после прочитанного фрагмента следуют вопросы, отвечая на которые дети усваивают необходимые нравственные нормы и правила. Затем педагог просит детей раскрасить, подготовленный на листке бумаги сюжет или, если они пожелают, нарисовать свой собственный рисунок на тему обсуждаемой ситуации. Всегда большой интерес у детей вызывает чтение сказки по ролям. Как правило, дети стараются выбрать себе роли положительных героев, что подтверждает один из принципов реализуемой программы – опора на сохранную положительную нравственную основу.

На итоговом этапе занятий детям предлагается обсудить конфликтную ситуацию, произошедшую в реальной жизни, в ходе обсуждения которой происходит поиск положительного пути решения. В процессе реализации программы у учащихся происходит уменьшение эмоциональной напряженности, формирование чувства личной безопасности, повышение уверенности в себе, стимулирование познавательной деятельности. Так у учащихся, посещающих занятия улучшилась успеваемость у 30 % детей, повысилась культура организации учебного процесса у 60 % человек, сформировались устойчивое негативное отношение к совершению правонарушений у 80 % человек.

Занятия по программе «Сказка ложь – да в ней намек!» стараюсь организовать таким образом, чтобы они способствовали развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы учащихся, воспитанию у детей таких положительных качеств, как готовность к сопереживанию, отзывчивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду, интерес к творческому самовыражению. У большинства детей происходит преодоление негативных проявлений в поведенческой сфере.

На итоговых занятиях программы уделяю основное внимание формированию смысловой ориентировочной основы поступка – звена между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями, что, в свою очередь, позволяет более адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий.

В заключение необходимо отметить, что у детей, с которыми была проведена работа по программе «Сказка ложь – да в ней намек!», стали формироваться навыки конструктивного общения с одноклассниками. Отмечено снижение агрессивных реакций на различные раздражители. Школьники стали более эмоционально-отзывчивыми. Ребята дают адекватную оценку собственным поступкам, высказывают свою точку зрения. Все это позволяет сделать вывод о положительной динамике личностного роста ребенка.

Литература

  1. Белкин А.С. «Основы возрастной педагогики» М. Академия. 2000.
  2. Кащенко В.П. «Педагогическая коррекция» М. Академия. 2000.
  3. Киселева М.В. «Арт-терапия в работе с детьми» СПб Питер. 2006.
  4. Коррекционная педагогика. М. изд-во «Коррекционная педагогика. 2004 г. № 3.
  5. Косарецкий С.Г. Направления психолого-педагогического сопровождения//(http://humanities/edu.ru).
  6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н., «Возрастная психология» М. Творческий центр, 2001.
  7. Лендрет Г.Л. «Игровая терапия: искусство отношений» М. 1994.
  8. Методика и технология работы социального педагога/ Б.Н.Алмазов, М.А.Беляева, Н.Н.Бессонова и др./ Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В.Мардахаева. - М.: «Академия», 2007. - 188 с.

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!

Дети с “ограниченными возможностями здоровья” - это сложный своеобразный контингент. У них наблюдается недоразвитие познавательной деятельности как основной признак,

симптом умственной отсталости и некоторые особенности эмоционально – волевой сферы.

Эмоции “особых детей” неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление, они могут реагировать по-разному. Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние волшебства, заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное.

Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы “особых детей”. Эмоциональный фон, который создает психолог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице психолога эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок, бессознательно начинает “отражать” на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.

В данной работе используется терминология международной классификации, согласно которой глубоко умственно-отсталые дети характеризуются как “дети с тяжелой степенью умственной отсталости”, дети с “особыми нуждами”, дети с “ограниченными возможностями здоровья”, “особые” дети.

Опыт работы и анализ длительных наблюдений привели меня к выводу, что сказка оказывает корригирующее воздействие на эмоциональную сферу детей.

Сказкотерапия – один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия “социальная адаптация”, а значит, сказка играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей с “особыми” нуждами к жизни и труду. Программа была составлена, апробирована и применяется в МОУ Северская (специальная) коррекционная школа-интернат психологом 1-й квалификационной категории Р.Г. Дерябиной.

Цель: Развитие эмоциональной сферы у детей с “ограниченными возможностями здоровья”.

Задачи.

  • Вызвать у детей потребность в эмоциональном общении посредством сказки.
  • Узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие предметов.
  • Развитие пространственной ориентировки с опорой на зрительное восприятие предметов.
    • Учить выделять предметы в группу (сказку), опираясь на зрительный образ.
    • Понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей, осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы
    • Формировать навыки речевого общения.

    Организация занятий

    Занятия по сказкотерапии проходят индивидуально. Продолжительность занятий составляет 15–20 минут, однако при сильной положительной мотивации занятие может продолжаться до 30 минут.

    После завершения программы можно поставить с детьми сказку. В ходе подготовки к спектаклю дети могут использовать полученные знания и умения, продемонстрировать зрителям свои достижения.

    Для реализации поставленных задач применялись следующие методические приемы:

    Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры. Рисование сказки. Проигрывание.

    Основные этапы работы над сказкой

    1. Знакомство с персонажами сказки.

    2. Знакомство с главным героем сказки.

    3. Первичное рассказывание сказки.

    4. Вторичное рассказывание сказки.

    5. Анализ сказки.

    6. Стимулирование “подсказок” детьми. Повторное рассказывание сказки психологом.

    7. Совместное рассказывание сказки психологом и ребенком.

    8. Проведение игр

    Критерии эффективности программы

    Выполнение детьми диагностических заданий.

    Программа “Сказкотерапия” кроме пояснительной записки, содержит тематический план, краткое изложение содержания занятия, список литератур.

    Тематический план

    № недели Тема Содержание
    1. Знакомство

    с персонажами сказки “Репка”.

    Обратить внимание ребенка на внешний облик персонажей сказки, величину, окраску (цвет), форму, звукоподражание, форму передвижения.
    2. Закрепление. Характеристики героев (величина, основные части, форма, цвет). Конструирование из объемных и плоскостных фигур, палочек.
    3. Первичное рассказывание сказки. Главная цель – установление эмоционального контакта с ребенком, обращение внимания на эмоции психолога.
    4. Вторичное рассказывание сказки. Цель – обратить внимание на персонажей сказки, и последовательность появления каждого.
    5. Анализ сказки. Вопросы по содержанию сказки, выяснение отношения к каждому персонажу сказки.
    6. Повторное рассказывание сказки. Стимулирование детских “подсказок”
    7. Совместное рассказывание сказки: психолог и ребенок. Фланеллеграф с плоскостными изображениями персонажей сказки “Репка
    8. Проведение игры – импровизации с ребенком. Игра “Угадай, о ком я рассказала”.

    Цель: узнавать персонажей сказки по словесному описанию

    9. Игра “Веселый – грустный”

    Учить понимать эмоциональное состояние сказочных персонажей.

    10. Закрепление содержания сказки. Игра “Расскажем сказку вместе”

    Цель: формировать навыки речевого общения.

    11. Сказка “Репка” Совместное рассказывание сказки: психолог и ребенок в классе. Настольный театр.

    Игра “Расскажем сказку вместе”

    Цель. Продолжать формировать у детей навыки речевого общения, стремиться к тому, чтобы дети вступали в подлинное общение, то есть действовали эмоционально.

    Оборудование. Картинки с изображением последовательных эпизодов сказки “Репка”.

    Ход игры. Психолог медленно рассказывает сказку “Репка”. Ребенок последовательно выставляет на фланеллеграф эпизоды сказки. Затем, когда все эпизоды сказки разложены верно, психолог еще раз рассказывает сказку, при этом указывает на каждый эпизод сказки, подкрепляя его текстом сказки.

    Литература

    1. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. Санкт-Петербург. Речь 2004.
    2. Введение в психологию сказки. Школьный психолог №12/2001.
    3. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми разного возраста. Учебник Под. ред.И. В.Дубровиной. Изд. центр “Академия”, 1997.
    4. http://www.umnyedetki.ru/skazki.html

    Игнатова Любовь Владимировна
    Должность: педагог-психолог
    Учебное заведение: СП "Детский сад Сказка" ГБОУ гимназии им. С.В. Байменова
    Населённый пункт: город Похвистнево Самарской области
    Наименование материала: статья
    Тема: "Сказкотерапия как средство развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья"
    Дата публикации: 07.03.2017
    Раздел: дошкольное образование

    Сказкотерапия как средство развития дошкольников

    с ограниченными возможностями здоровья.

    «В некотором царстве, в некотором государстве город есть славный. Много жителей в том граде

    и больших и малых. Детки малые любят терем расписной посещать под названием «Сказка».

    Сказки передавались и передаются из поколения в поколение, на протяжении многих веков. И в

    нашем детском саду они обрели свое почетное место. Ведь именно сказки всегда были самым

    эффективным средством общения с детьми.

    Активное использование сказкотерапевтических приемов помогает мне, как педагогу-психологу,

    устанавливать

    доброжелательные,

    доверительные

    отношения

    дошкольниками

    родителями. Порою загадочный мир детской души, так многолик и разнообразен, что познать

    его взрослому человеку бывает очень нелегко. Сказкотерапия выполняет роль проводника

    между взрослым и ребенком, раскрывающим грани волшебного мира детства.

    Так что же такое сказкотерапия?

    Первое, что приходит на ум – лечение сказками. Но, какая же связь между сказкой и лечением?

    Знание испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. А знание

    сокровенное, глубокое, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно, лечит. Люди

    перечитывают и интерпретируют религиозную литературу, ищут скрытый смысл в сказках,

    легендах, мифах, может еще и для того, чтобы заново открыть то, что в глубине души давно

    известно?

    Действительно, сказка предоставляет все возможности для приобретения опыта познания,

    переживания и преобразования окружающей реальности. Слушая сказки в детстве, человек

    накапливает некий “банк жизненных ситуаций”. Этот “банк” может активизироваться в случае

    необходимости. И ребенок и взрослый способны благодаря сказке не только менять реальность,

    но и самих себя. Поэтому сказка может быть индикатором, так и катализатором личностного

    роста и творческих возможностей.

    Сказкотерапия - это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными

    возможностями здоровья (ОВЗ) дошкольного возраста, которые испытывают затруднения в

    эмоциональной, поведенческой или физической сфере. Этот метод является всеохватывающим

    и открытым для понимания детей. Позволяет решать проблемы эмоционально-волевого

    контроля поведения. Развивает лидерские качества, речь, воображение, мышление, а также

    способствует устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи,

    агрессию и т.д. Благодаря погружению в сказку ребенок раскрывается, переживает яркие

    эмоции и ощущения.

    Коррекционно-развивающая деятельность с детьми с ОВЗ строится с использованием пяти

    видов сказок:

    дидактические сказки – через сказочный образ раскрывается смысл и важность

    определенных знаний;

    психотерапевтические сказки – раскрывают глубинный смысл происходящих событий;

    психокоррекционные сказки – создаются для мягкого влияния на поведение ребенка

    (ограничение по возрасту до 11-13 лет);

    медитативные сказки – снятие психоэмоционального напряжения, развитие

    личностного ресурса.

    В своей деятельности использую следующие формы и методы работы по сказкам:

    Анализ сказок – помогает осознать и привнести в жизненную практику важнейшую

    информацию, построить гармоничную систему ценностей. Без этого анализа многие

    смыслы и уроки сказки останутся неосознанными.

    Рассказывание

    сказок

    различные

    рассказывания

    позволяют

    психодиагностические и психокоррекционные задачи.

    Сочинение

    сказок

    отражение

    внутренней

    реальности,

    активизируются

    бессознательные

    процессы,

    способствующие

    личностному

    развитию

    разрешению

    затруднений.

    Сказочная

    куклотерапия

    изготовление

    использование

    кукол–марионеток,

    пальчиковых кукол; постановка сказок.

    Сказочная имидж-терапия – мгновенное преображение через представление себя в

    каком-либо образе, смену костюма или маски.

    Сказкотерапия дает множество возможностей для развития дошкольников с ОВЗ, делая этот

    процесс зрелищным и увлекательным, с помощью различных арттерапевтических и телесно-

    ориентированных техник, а так же песочной терапии.

    Дина Фомина
    Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

    Использование методов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста

    Описание: Представление виртуального проекта организации курсов подготовки в области сказкотерапии для курсов повышение квалификации.

    Определение:

    Сказкотерапия - течение в психотерапии, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории (сказки).

    Историческая справка:

    Метод сказкотерапии появился на рубеже 60 – 70 годов 20 века, обоснованный М. Эриксоном. В России метод сказкотерапии начал использоваться с начала 90 годов И. В. Вачковым, Д. Ю. Соколовым, С. К,Нартовой-Бочавер. В настоящее время отечественные психологи и педагоги: М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Г. Азовцев, И. Вачков, Т. Д. Зинкевич - Евстегнеева, А. И. Константинова, Т. М. Грабенко, Д. Соколов, А. Гнездилов. Многие из них сами «разрабатывают» сказки для сказкотерапевтического процесса и предлагают варианты работы.

    Функции сказкотерапии:

    Диагностическая сказка предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка. Психолог проводит анализ сочиненной ребенком сказки. Таким образом, может быть выявлен базовый жизненный сценарий, либо ставшие привычными способами реагирования поведенческие стереотипы ребенка. Также диагностическая сказка может способствовать выявлению отношения или состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить вслух или не осознает.

    В том случае, когда диагностируется потенциальное развитие событий, можно говорить о прогностической функции диагностической сказки. В этих сказках, будто матрешка в матрешке, раскрываются суть и особенности будущего жизненного сценария человека. Терапевтическая сказка – сказка, благодаря которой собственно происходят позитивные изменения в состоянии и поведении ребенка.

    Коррекционная функция сказкотерапии:

    Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь. Сказкотерапевт создает условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая, находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.

    Сказкотерапевт может по-разному строить работу со сказкой:

    обсуждение уже существующей сказки;

    самостоятельное написание ребенком сказки;

    инсценирование, драматизация уже написанной сказки (это может быть как актерское отыгрывание, так и кукольный театр);

    арттерапевтическая работа по мотивам сказки;

    Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.

    Цель проекта: Организация курсов базовой подготовки в области сказкотерапии «Сказкотерапия для каждого»

    Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.

    Сказкотерапия может эффективно применяться для диагностики и коррекции, поскольку позволяет легко проникнуть сквозь психологическую защиту и сформировать личность, способную решать свои проблемы. Поэтому использование сказкотерапии в психологическом консультировании детей является эффективным и актуальным направлением.

    Т. О. организация курсов базовой подготовки в области сказкотерапии является полезной и актуальной как для специалистов, так и для родителей.

    Описание:

    Проект представляет собой план создания курсов по обучению приемам сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста, (в т. ч. могут выступать как курсы повышения квалификации).

    Данные обучающие курсы предназначены для родителей (детей с ОВЗ и нормальным развитием, специалистов сферы образования, психологии, социальной, психологической поддержки (педагогов, психологов, дефектологов, методистов, психологов, социальных работников, воспитателей, логопедов, операторов-консультантов «Телефона доверия» и д. р., персональных помощников (ПП).

    Курсы представляют собой предоставление базовой подготовки в области сказкотерапии. В конце обучения организуется экзаменационная часть, которая представляет собой демонстрацию освоенных практических ЗУН.

    По окончании курсов выдается сертификат и свидетельство о повышении квалификации.

    Проект содержит теоретическую информацию о сказкотерапии и представляет практическую пользу для начинающих ПП.

    Ожидаемые результаты:

    Создание курсов по организации обучению базовой подготовки в области сказкотерапии «Сказкотерапия для каждого».

    Предоставление желающим возможности приобретения практических навыков по использованию приемов сказкотерапии в коррекционно-развивающих целях.

    Предоставление желающим возможности повышения квалификации.

    Подготовка ПП, способных использовать приемы сказкотерапии в своей деятельности.

    Перспективы развития:

    Распространение информации об организации курсов, для привлечения большего числа желающих обучаться приемам сказкотерапии.

    Создание сайта с предоставлением всей необходимой информации.

    Организация массовых мероприятий.

    Привлечение различных организаций, потенциально заинтересованных в проблематике и актуальности проекта (ВУЗы педагогические, психологические, ДОУ, организации сферы социальной, психологической поддержки, общественные организации, чтобы привлекать их к обучению и организовывать курсы на базе этих организаций.

    Привлечение специалистов из других психологических центров, других городов, стран.

    Организация отдельных занятий курсов «по обмену» (на базе различных учреждений, предоставляющих подобные образовательные услуги, непосредственно применяющих данное направление, на базе филиалов в других городах и странах).

    Организация обучающих курсов по другим направлениям психологической работы (арт-терапия, анимало-терапия, песочная терапия и т. п.).

    Публикации по теме:

    «Сказка про ежика Витю». Сказкотерапия в работе учителя-логопеда в условиях логопункта с детьми старшего дошкольного возраста Цели:коррекционно-образовательные: развитие и обогащение лексического запаса по темам «Грибы», «Ягоды», «Дикие животные»; образование.

    Адаптивная физическая культура в коррекционной работе с детьми с ОВЗ в ДОУ Актуальность. Многочисленные исследования в последние десятилетия свидетельствуют о том,что в российском обществе отмечается существенное.

    Метод наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми "Учите ребёнка каким - нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

    Использование игровой оздоровительной технологии «БОС-Здоровье» в коррекционной работе с детьми Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из важнейших проблем нашего времени. Охрана жизни и укрепление здоровья, функциональное.

     

     

    Это интересно: