→ С какой целью Простакова нанимает учителей для Митрофана? Тема воспитания и образования в комедии Д. И

С какой целью Простакова нанимает учителей для Митрофана? Тема воспитания и образования в комедии Д. И

В 7-8-летнем возрасте дети известных педагогов-новаторов Никитиных имели коэффициент продуктивности умственной работы на уровне среднего взрослого. В 14-15 лет этот коэффициент был равен 145. Взрослых с таким показателем менее 1 процента. В дошкольном возрасте их дети болели в среднем в 10 раз меньше сверстников. Где же истоки этих ошеломляющих явлений? Об этом наш корреспондент беседует с Борисом Никитиным.

Борис Павлович, в ходу термин "никитинская педагогика". Что это такое?

В нашей стране такого термина нет. Мы даже немножко возражаем против него сами, так как считаем, что мы только открыли направления, в которых надо двигаться. Мы чуть-чуть продвинулись в этом русле и увидели столько нового и неожиданного, столько перспектив, что теперь лишь убедились в верности нашего выбора. Самое главное, конечно, это раннее развитие. Задумайтесь, природа "почему-то" новорожденному в самые первые дни лает возможность очень быстро наращивать мозг. Почему ничто не растет у ребенка так стремительно, как мозг в самые первые дни, месяцы и годы? Видимо, природа распорядилась так не случайно, но люди совершенно этого не учитывают. Первые семь лет, пока ребенок дома, его кормят, поят, ухаживают за ним, гулять его водят и только после этого начинают учить уму-разуму. Раньше-то и грамоте учили после 13-14 лет. У ребенка прорезываются усики - хватит, набегалось дитя, пора учить грамоте. Кстати, Митрофанушка, над которым смеется столько поколений, на самом деле совершенно нормальный ребенок, но его очень поздно начали учить. Мы увидели, что раннее детство таит невероятно много возможностей, что оказалось весьма важным и для самой теории педагогики.

Профессор Массачусетсского университета США Лорен Грэхем называет вас "основателем движения за раскрытие потенциальных возможностей человека" и отмечает, что ваши последователи - это, как правило, представители технической интеллигенции. Чем вы можете объяснить такой удивительный феномен?

Мне нравится, что они наиболее точно назвали суть - раскрытие потенциальных возможностей человека. Действительно, возможности человека невероятны. В Японии я услышал подтверждение своим наблюдениям: человек пользуется возможностями своего мозга только на 3-4, самое большое 5 процентов - все остальное в резерве. А то, что этим увлеклись представители точных наук, техники, мне кажется естественным. Я сам по образованию инженер-механик, окончил академию Жуковского. Меня когда-то обвиняли и в том, что я внес технологическую, техническую струю о педагогику, чего, по принятым канонам, делать было нельзя. А я считаю это своим преимуществом: люди точных наук умеют исследовать реальность точно, то есть и с количественной стороны, и с качественной.

Дело не только в накоплении материала или пересмотре взглядов, а в том, что открываются все новые и новые перспективы. Я долго занимался школой, в 50-х годах мечтал повторить школу Макаренко. Тогда нам это не удалось. Но думы о школе и непрерывные заботы привели к тому, что вызрел материал, который я назвал "Школа вчера и завтра". Мне кажется, он будет интересен всякому думающему о школе и школьной педагогике человеку. Есть еще одна книга, требующая доработки. Она будет называться "Теория и практика развития творческих способностей". B ее основу положена так называемая гипотеза творческих
способностей.

Вами накоплен опыт раннего воспитания и развития детей в семье. Достаточно ли этого опыта, чтобы наполнить никитинским содержанием целое учебное заведение?

Именно как представители семейной педагогики мы известны в нашей стране. На самом деле мы вышли далеко за пределы "семейного". иначе ни Япония, ни Германия, ни Голландия - передовые страны мира - не взялись бы за это так серьезно. Наши наработки позволили сделать качественный скачок в педагогической науке. До сих пор в ней почти не было разделов, посвященных развитию способностей ребенка, а есть целые курсы педагогики где вообще нет глав о способностях ребенка. Я же считаю, что педагогика и психология должны объединиться, ибо разделение их чисто искусственно и препятствует развитию. Мне пришлось и той, и другой наукой вплотную заниматься, и я считаю, их нужно соединить, включив сюда и педологию.

Многие родители, педагоги абсолютизируют роль знаний. Ребенок представляется чем-то вроде сундука, в который надо впихнуть как можно больше знаний. В то же время английский философ прошлого столетия Герберт Спенсер высказал мысль, что величайшей ценностью, целью образования является "не знание, а действия". Что вы думаете о Цели образования?

Правота Спенсера очевидна: знания, которые не ведут к действию, это пустые знания, а реальные знания и начинаются с действия. Об этом я пытался сказать в книге "Школа вчера и завтра". Есть такая школа ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Ее последователи получили такие показатели: если ребенок делает, он запоминает на 90 процентов, если только видит - на 50, если только слышит - на 10. To есть услышанный урок, рассказанный - это самое малоэффективное средство развить, просветить, научить ребенка.

Я не встречала в ваших книгах слова "дисциплина" и производных от него, наверное, потому, что ваши книги пронизаны идеями сотрудничества взрослого и ребенка?

Конечно, проще потребовать от ребенка послушания и исполнения воли взрослого, чем вникать в его проблемы. Дисциплина снимает с подчиненного необходимость самому думать, самому решать, самому взвешивать, самому мыслить. Она обязывает только исполнять приказ. Это удобно и для того, кто его отдаст, и для того, кто его исполняет. Потому мы и пришли к такому падению морально-интеллектуального уровня, что стремились насадить эту "нерассуждающую" дисциплину. А насаждалась она страшными способами. Поэтому я считаю: там, где добиваются послушания ребенка, там добиваются того, что он сам не будет мыслить, сам не будет взвешивать, сам не будет понимать, сам не будет рассуждать.

Если бы сегодня вам представилась немыслимая, волшебная возможность что-то в прошлом изменить, сделать по-другому, поправить, что бы вы сделали?

Я начал бы создавать школу не в девяносто втором году, а в пятьдесят восьмом. Сколькими силами и возможностями я располагал для этой работы! А сейчас мне приходится рассчитывать на помощников, их силы, творческие возможности, талант.

. «Расхлябанный юноша», сын господ Простаковых. «Недорослем» во времена Фонвизина назывался молодой человек дворянского сословия, который не имел письменного удостоверения об образовании, выданного учителем. Такой юноша не мог ни вступить в брак, ни поступить на службу.

Перед тем, как начать работать над «Недорослем», Фонвизин полтора года провел во Франции, где близко познакомился с жизнью этой страны, изучил передовые доктрины просветителей, юриспруденцию и философию.

Идея пьесы пришла к литератору после возвращения в Россию, которое состоялось в 1778 году. Работу над пьесой Фонвизин закончил в 1782 году, потратив на это около трех лет.

Биография

Митрофанушка - сын неприятной четы по фамилии Простаковы. Мать героя, провинциальная дворянка по происхождению, - злая женщина. Делает, что пожелает, позволяет себе всевозможные зверства по отношению к крепостным и дворовым слугам. При этом любит сына и пытается устроить того в жизни, женив на Софье, девушке с приличным наследством.


Персонажи комедии "Недоросль"

Сама Софья влюблена в молодого офицера по имени Милон. Это добрая и благонравная девушка, которой дали образование, у нее есть опекун - дядя, владеющий большим состоянием. У Простаковой есть брат по имени Тарас Скотинин (Митрофанушке этот персонаж приходится дядей). Скотинин, любитель свиней, тоже желает жениться на Софье из-за наследства.

Отец Митрофанушки - слабый и безвольный человек, не образован, не может даже прочитать письма. Он находится под каблуком у супруги и думает только о том, как бы угодить той. Авторитарная жена легко может поколотить папашу Простакова.


Митрофанушка, также, как и родители, не хотел учиться, а стремился устроиться в жизни за счет женитьбы. У героя есть учителя, среди которых один бывший семинарист, который учит героя грамоте по Псалтыри, сержант в отставке, который преподает арифметику, и бывший кучер, немец по происхождению и знатный курильщик, выдающий себя за ученого.

Этот проходимец нанят, чтобы обучать героя французскому языку и неким «наукам», но обязанностей своих не выполняет и лишь мешает работать прочим преподавателям. Мать на самом деле вовсе не озабочена воспитанием и образованием героя, а лишь следует модным тенденциям в обществе того времени. У Митрофанушки также есть кормилица, которую называют «Еремеевна».


Софья приходится семейству Простаковых дальней родственницей. Девушка выросла в Москве и получила хорошее воспитание, но после смерти матери (отец умер еще раньше) попадает в лапы Простаковых. Те «приглядывают» за принадлежащим Софье имением, одновременно обкрадывая героиню. Идея выдать девушку за Митрофанушку рождается в голове Простаковой после того, как на горизонте появляется богатый дядюшка, которого считали умершим, а вместе с тем и потенциальное наследство.

На почве грядущей женитьбы у Митрофанушки возникает конфликт с дядей, Тарасом Скотининым, который тоже думает жениться на Софье, чтобы прибрать к рукам свиней в принадлежащих девушке деревнях.


Софья тем временем встречается с давним своим возлюбленным, молодым офицером Милоном, а богатый дядюшка приезжает, чтобы забрать племянницу от Простаковых. Простакова пытается подольститься к дядюшке Софьи, чтобы тот согласился на женитьбу Митрофанушки на девушке. Дядя, однако, твердо намерен отвезти Софью в Москву следующим же утром.

Дядюшка дает девушке возможность выбрать жениха самой, и та отдает руку Милону, с которым зналась еще в доме матери. Узнав об этом, мать Митрофанушки составляет заговор. Люди Простаковых пытаются выкрасть Софью, чтобы обвенчать девушку с Митрофанушкой насильно. Милон застает эту сцену и предотвращает покушение, после чего имение и деревни Простаковых изымаются у них по правительственному указу. В финале бездельника Митрофанушку отправляют на службу.


Подобный образ жизни и отсутствие толкового образования были распространены среди детей провинциального дворянства в те годы, поэтому Митрофанушка в пьесе изображен не как частный случай неудачного воспитания, а как образ эпохи. Внешность героя не описывается в пьесе прямо, но можно предположить, что Митрофанушка выглядел как типичный представитель провинциальной дворянской молодежи того времени.

Герой не склонен к конструктивной деятельности, учебе, работе и любым осмысленным занятиям. Погонять голубей, полоботрясничать, объесться сверх меры, словом, как-то убить время в нехитрых развлечениях - таковы жизненные цели Митрофанушки, и мать всячески поощряет подобное поведение героя.


Характеристика героя выглядит неприятно - Митрофанушка алчен и скуп, груб, склонен к интригам, обману и мошенничеству, как и мать. Простакова любит сына, несмотря на свойственную ей жестокость к прочим людям, Митрофанушка же предал мать, оттолкнул ту, когда мать пыталась найти у героя поддержку.

Митрофанушка по сути - эгоист, думает исключительно о собственном комфорте, не интересуясь родными. Отношение к учебе у героя вполне однозначное - одного из учителей Митрофанушка называет «гарнизонной крысой», любые попытки дать юноше хоть какие-то знания наталкиваются на полное нежелание того учиться.

  • Фонвизин написал пьесу «Недоросль» в деревне Стрелино под Москвой.
  • После того, как пьеса стала популярна, слово «недоросль» получило распространение в разговорной речи, а имя Митрофанушка стало ассоциироваться с образом невежественного человека и неуча.
  • На страницах журнала «Друг честных людей, или Стародум» развернулась своего рода литературная игра, связанная с пьесой. В журнале опубликовали письмо, написанное якобы Софьей, героиней пьесы, где та жаловалась на своего возлюбленного Милона, молодого офицера, который в пьесе предотвратил похищение героини. Тот якобы женился на ней, а затем изменил с некоей «презрительной женщиной». В ответном письме Стародум, дядя героини, утешает ее. Таким забавным образом пьеса получила сюжетное продолжение.

Пьеса "Недоросль"
  • В пьесе Софья читает книгу на самом деле существовавшего автора - французского педагога и богослова XVIII века Франсуа Фенелона, который написал трактат «О воспитании девиц». Стародум, дядя Софьи, упоминает знаменитый в те времена роман этого автора «Приключения Телемака».
  • Фонвизину пришлось потратить несколько месяцев, чтобы добиться постановки. Пьесу не хотели ставить ни в Москве, ни в Петербурге, цензоров пугала смелость реплик, которые позволял себе автор устами персонажей. Первым пьесу решился поставить Вольный Российский Театр в Петербурге. Успех первой же постановки оказался оглушительным - «публика аплодировала пьесе метанием кошельков». После этого пьесу ставили много раз, в том числе и в Москве. О популярности комедии «Недоросль» свидетельствует появление большого количества любительских и студенческих постановок.

  • Роль госпожи Простаковой играл писатель , выступая в студенческих спектаклях во время учебы в Нежинской гимназии.
  • Образ Митрофанушки сравнивают с - молодым офицером и дворянином из повести Пушкина «Капитанская дочка». Оба героя в юности предавались лени и безделью, обоим достались скверные учителя, которые ничему не научили героев, однако Гринев, в отличие от Митрофанушки, показан честным и добродушным человеком.

Цитаты

«А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал. Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть».
«Ночь всю така дрянь в глаза лезла. <...> то ты, матушка, то батюшка».
«Не хочу учиться, хочу жениться».
«Я и сам, матушка, до умниц-то не охотник. Свой брат завсегда лучше».
«Дверь, котора дверь? Эта? Прилагательна. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна».
«Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку».

По всем трем причинам: и нерадивость, и отсутствие мотивации, и учителя плохие. конечно, "зачем знать, а извозчики-то на что, " - считает простакова, - , куда надо. то же самое и с другими науками.

Ответ разместил: Гость

но, справившись с одним испытанием, герой тут же сталкивается с другим – в гарнизоне он попадает в руки пиратов. но и здесь джим не теряет хладнокровия и чувства собственного достоинства. он презрительно молчит, не отвечая на вопросы джона сильвера, и лишь пытается выяснить, что сделали с его друзьями. герой ни на секунду не верит, что они предали его, и ни за что не хочет предавать их:

Ответ разместил: Гость

в последующих главах повествуется о посещении чичиковым поместий собакевича, коробочки, плюшкина. к настасье петровне коробочке чичиков попадает случайно, сбившись с пути. она – довольно заботливая хозяйка, но чичиков ее именует дубинноголовой, злится, теряет терпение, но мертвые души покупает, тем более что для нее это всего лишь товар. в поместье собакевича он встречается с грубым, низменным хозяином, которого волнует только пропитание. в тоже время собакевич – практичный хозяин, ему даже приходит в голову расхваливать этот своеобразный товар. последним помещиком, которого посещает чичиков, оказывается плюшкин. не то баба, не то мужик - говорит про него павел иванович. а суть его жизни – скупость, переходящая все границы. в доме лежат везде сургучики, перышки, зубочистки, ржавые ведра – все, что видит, хозяин несет в дом. н.в.гоголь назвал этого героя прорехой на человечестве. однако, каков же сам чичиков? он – сын обеднявшего помещика, с детства усвоил одно: береги копейку, она то тебя никогда не предаст. этим и занимается чичиков всю жизнь. и ради этого он посещает город n, где–то проведав, что попечительный совет скупает крестьянские души, не интересуясь, живы ли крестьяне – были бы документы на их наличие, павел иванович собирается продать этому учреждению несколько сот мертвых душ.

Ответ разместил: Гость

а. п. чехов – признанный мастер коротких рассказов.чехов - тонкий психолог, с неповторимой иронией раскрывающий внутренний мир человека. несмотря на краткость, а может быть и ей, он мастерски рассказывает о проблемах счастья и любви, накопительства и равнодушия.в каждом слове из рассказов чехова,сквозит его отвращение к пошлости и обыденности, тоскливой мещанской жизни.его называли "мастером малой формы", в этом же его и обвиняли, ведь ни одного большого произведения! но в самом маленьком рассказе чехов может раскрыть целый мир, мир души, космос внутри человека. только в его некоторых рассказах достигается полное слияние человека с миром, гармония и любовь.

Прочитав комедию Фонвизина «Недоросль», познакомившись с ее героями, лишний раз убеждаешься в том, какое огромное влияние оказывает общество, семья на воспитание человека, на формирование его характера, развитие интересов, его манеры поведения, речи.
Яркий пример тому – главный герой комедии Митрофанушка.
Единственный ребенок в семье, любимец матери, он вырос абсолютным невеждой, лодырем, бездельником, обжорой, озорником, эгоистом. Безграничная любовь матери, граничащая со вседозволенностью, сделала из обожаемого сына человека очень глупого, невежественного, ограниченного и самодовольного.
Причина его необразованности, невоспитанноти кроется в тех людях, среди которых он рос.
Митрофанушкина мать – госпожа Простакова – женщина необразованная, грубая, властная и в то же время нежно любящая мать. Ее отношение к сыну вызывает умиление. Конечно, госпожа Простакова понимает, что в новых условиях ее сыну нужно учиться, и она нанимает учителей.
Один из них недоучившийся семинарист Кутейкин, другой – отставной солдат Цыфиркин. Они знают немного. Их попытки научить Митрофана хотя бы этому немногому не имеют никакого положительного результата. Все их усилия безуспешны. А все потому, что главным воспитателем, не признающим никаких авторитетов, была и остается саамам Простакова со своей «твердой логикой» и такой же твердой моралью: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке(арифметике)». Ее невежество сыграло злую шутку: честным учителям (Кутейкину и Цыфиркину) она решительно предпочла бывшего кучера немца Вральмана за то, что «он дитя не неволит». Мало того, что сам не учит, но и других учить не дает.
Господин Простаков и дядя Скотинин также не могли положительно повлиять на Митрофана, так как сами не были людьми добродеятельными. Один безвольный, слово не может сказать без приказа жены, другой помешан на свиньях, которые для него дороже всех на свете. Оба абсолютно невежественные и безграмотные.
Вот такие люди и окружают нашего Митрофана.
Он сын своей матери: невежественный, бессердечный, не уважающий и не любящий никого. В конце комедии мать пытается найти опору в сыне в трудной ситуации, а он хладнокровно дает понять, чтобы она оставила его в покое. Что посеешь – то и пожнешь!
Откуда же взяться доброте и сочувствию у Митрофана, если он даже не знает, что это такое.
Все его окружение антидобродеятельно, и он их персонаж.

    Комедия Фонвизина \"Недоросль\" - первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия. Автор изобличает в ней пороки современного ему общества. Героями комедии являются представители разных социальных слоев: государственные...

    Смелым властелином сатиры и другом свободы называл Пушкин одного из самых замечательных деятелей русской культуры, драматурга XVIII века, автора бессмертной комедии “Недоросль” Дениса Ивановича Фонвизина. Фонвизин - представитель передовых, стоящих на...

    Богатое идейно-тематическое содержание комедии «Недоросль» воплощено в мастерски разработанную художественную форму. Фонвизин сумел создать стройный план комедии, искусно переплетая картины бытовой жизни с раскрытием взглядов героев. С большой тщательностью...

    Давно уже имя Митрофанушки и само слово «недоросль» стали, нарицательными и вызывают ироническую улыбку при их упоминании. Великий мастер сатиры Д. И. Фонвизин смог создать по-настоящему яркий и живой образ молодого болвана, вступающего в жизнь. Именно...

    В эпоху Просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию. Классицизм - одно из течений, в рамках...

 

 

Это интересно: