→ Китайская империя в XVI-XVIII вв. Экономика Китая в XVIII веке История китая 16 18 века на украинском

Китайская империя в XVI-XVIII вв. Экономика Китая в XVIII веке История китая 16 18 века на украинском

Китай в XVI-XVIII веках

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Глава 28. Китай в XVI-XVIII веках

В XVI в. китайское общество вступило в новый этап своего развития - период позднего феодализма. К этому времени в результате поступательного развития производительных сил в экономике Китая наметились глубокие изменения, обозначились первые признаки разложения господствующих феодальных отношений. На базе городского ремесла в XVI - начале XVII в. возникли зачатки качественно нового, капиталистического производства - капиталистическая работа на дому и частные мануфактурные предприятия.

Однако процесс разложения феодальных отношений и становления элементов капитализма в Китае с самого начала протекал крайне медленно. Факторы, тормозившие развитие китайского общества, были во многом сходны с таковыми же в других странах Востока. К наиболее важным из них относились живучесть натурального крестьянского хозяйства, сочетавшего земледелие с домашним ремеслом; свободная купля-продажа земли и отсутствие строгих сословных ограничений в праве владения ею; господство кабальной арендной системы как формы прикрепления крестьян к земле. Вместе с тем огромную роль в консервации феодального строя в Китае играла политическая надстройка - централизованное деспотическое государство, его воспитанный в конфуцианском духе бюрократический аппарат , выступавший смертельным врагом всего нового в жизни страны.

Чрезвычайно серьезной помехой на пути социально-экономического прогресса Китая в середине XVII в. стало иноземное маньчжурское завоевание, которое нанесло громадный ущерб производительным силам страны, отбросило их далеко назад. Утверждение власти маньчжуро-цинской династии означало установление в стране еще более реакционного феодального режима, соединявшего классовый гнет с национальным порабощением китайского народа и ряда других народов Азии. Маньчжурское владычество отрицательно сказывалось на темпах прогрессивного развития Китая, мешало вызреванию в его экономике ростков капиталистических отношений. В то время как на Западе утвердился капитализм, Китай ко второй половине XVIII в. все еще оставался феодальной страной. Это историческое отставание Китая в период позднего феодализма привело к тому, что он не смог противодействовать последующей экспансии иностранных колонизаторов.

На вопрос Культурные достижения Китая в 15 - 18 веке. заданный автором Валентина Бербекова лучший ответ это Необходимо сказать, что уже в 15–16 веках Китай переживал пору экономического и духовного расцвета. Росли города, возникали новые великолепные архитектурные ансамбли, огромным разнообразием отличались изделия художественных ремесел.
Художественная жизнь Китая времени позднего средневековья отразила всю сложность развития культуры периодов Мин и Цин. Особенно остро противоречия времени проявились в живописи. Официальные круги ориентировали художников на подражание прошлому. Вновь открывшаяся Академия живописи пыталась насильственно возродить былой блеск искусства периодов Тан и Сун. Ни одна эпоха не оберегала с такой ревнивой тщательностью традиции прежних веков. Художники были скованы предписаниями тем, сюжетов и методов работы. Непокорные подвергались суровым наказаниям. Однако ростки нового все же пробивали себе дорогу. На протяжении почти шести веков господства династий Мин и Цин в Китае работали многие талантливые живописцы, пытавшиеся внести в искусство новые веяния. Уже в период Мин стали складываться многочисленные художественные школы вдали от столицы, на юге страны, где мастера испытывали меньшее давление официальной власти. Представителем одной из них в 16 веке был Сюй Вэй. В его картинах ощущается стремление нарушить созерцательную гармонию традиционной живописи. Его линии кажутся нарочито грубыми и резкими, широкая кисть, насыщенная влагой, словно не зная преград, блуждает по бумаге, ложась на нее тяжелыми каплями и создавая иллюзию спутавшихся на ветру ветвей бамбука или легкими штрихами обрисовывая его гладкий ствол. Однако за нарочитой небрежностью ощущается большое мастерство художника, умение в случайных формах уловить скрытые закономерности природы.
В последующие века это новое направление обозначилось еще более определенно. Известный под прозвищем «Блаженный горный отшельник» художник Чжу Да (1625–1705), продолжатель традиций художников секты Чань и ушедший в монахи после завоевания страны маньчжурами, в своих небольших, но смелых и дерзновенных альбомных листах, где изображена либо нахохлившаяся птица, либо сломанный стебель лотоса, еще дальше отходит от традиционных образов Сюй Вэя.
Из жанров позднего средневековья наибольшую свежесть восприятия сохранили те, где изображались цветы и травы, птицы и животные. В 17 веке одним из самых известных живописцев был Юнь Шоупин (1633 – 1690). Используя так называемую «бескостную» , или «бесконтурную» , манеру, он старался выявить структуру и обаяние каждого растения – пышность пиона, нежность трепещущих на ветру маков, – довести до зрителей их аромат и осязательную прелесть.
Важную роль в 16–18 веках начали играть бытовая живопись, книжная гравюра, тесно связанные с расцветом новых литературных произведений – романа и драмы. В них отразился возросший интерес к частной жизни человека, к его интимным переживаниям. Наиболее яркими представителями бытописательной живописи были Тан Инь и Чоу Ин, работавшие в 16 веке. Хотя их творчество тоже опиралось на традиции предшествующих периодов, они сумели создать новый тип свитков-повестей – не только занимательных, но и проникнутых большим поэтическим очарованием. Работая в тщательной манере «гун-би» , Чоу Ин тончайшей кистью вырисовывал мельчайшие детали одежд, интерьера, убранства. Особое внимание уделял он гармонии жестов и поз, так как именно через них передавал оттенки разнообразных настроений.
Многообразие форм и техник китайского прикладного искусства 15–18 веков поистине неисчерпаемо. Прикладное искусство этой поры имело очень важное значение, развивая лучшие художественные традиции китайской культуры.
ссылка

Ответ от Клирос [новичек]
ггенкквеапгнршго


Ответ от Косолапый [гуру]
ку


Ответ от Невролог [новичек]
Победа над иноземными захватчиками и установление власти
династии Мин способствовали общему подъёму творческих сил народа,
что нашло отражение в развёрнутом городском строительстве, а также
в развитии торговли и ремёсел. Непрекращающиеся набеги кочевников на
севере страны вынуждают правителей заботиться об укреплении Великой
Китайской стены. Её достраивают и облицовывают камнем и кирпичом.
Сооружается ряд дворцовых и храмовых ансамблей, усадеб, а также
садово-парковых комплексов. И, хотя в строительстве по-прежнему
основным материалом является дерево, в дворцовом, храмовом, крепостном
зодчестве всё шире стали применяться кирпич и камень с активным
использованием в красочном оформлении сооружений их фактуры и
цвета.
Китайская монументальная скульптура в минский период,
несмотря на общий упадок, сохраняет своё реалистическое начало. Даже
в буддийских деревянных статуях этого времени просматриваются
жизненность трактовки фигур и огромное богатство художественных
приёмов. В мастерских изготовлялись прекрасные статуэтки и фигуры
животных из дерева, бамбука, камня. Мелкая пластика поражает высоким
мастерством и глубиной проникновения в образы.
Литература периода Мин – это, прежде всего, романы, повести.
Одной из наиболее стойких литературных китайских традиций была
афористическая словесность, корни которой уходят к изречениям
Конфуция.
В период династии Мин, особенно, начиная с XVI столетия,
китайский театр привлекал к себе всё большее внимание литераторов
и знатоков искусства. Театр знаменовал собой появление новой
театральной формы, сочетающей в себе высокую драматургию с
совершенным музыкальным, сценическим и актёрским искусством.
Искусство минского периода стремилось прежде всего к
сохранению традиций танского и сунского времён. Именно в этот
период зарождается повествовательный жанр. По-прежнему значительное
место в живописи этого периода занимают произведения пейзажной
живописи и живописи «Цветов и птиц» .
Значительное место в художественной культуре Китая занимали
различные виды декоративно-прикладного искусства. Одним из главных
его видов становятся изделия из фарфора, которые выдвинуты на
первое место в мире.
Начиная с периода Мин широкое распространение получает
техника перегородчатых и расписных эмалей. Изготовлялись многофигурные
рельефные композиции из красного резного лака. Можно было увидеть
вышитые картины, выполненные цветной гладью.
ПЕРИОД ДИНАСТИИ ЦИН
Архитектура цинского периода приобретает свои характерные
черты, выраженные в стремлении к пышности форм, обилию декоративного
убранства. Дворцовые здания приобретают новые черты в связи с
дробностью орнаментальных деталей и яркой полихромностью своей
отделки. Для орнаментации зданий применялись различные материалы, это
и камень, и дерево, и глазурованные многоцветные керамические плиты.
Значительное внимание уделяется сооружению парковых ансамблей. XVIII –
XIX вв. характеризуются интенсивным строительством загородных
резиденций, пышность, нарядность и богатство архитектурных форм
которых говорят о вкусах того времени и богатстве их обитателей. В
оформлении их применялись не только яркие краски и позолота, но и
фарфор и металл.
Традиции народного творчества с его оптимизмом и стремлением
к передаче реальных образов нашли своё наибольшее выражение в
скульптуре. В работах безызвестных мастеров-резчиков из слоновой
кости, дерева, корня и бамбука можно встретить образы простых людей
– пастухов, охотников, стариков, скрытые под обликом божеств.

"Ни-нань" — раздался крик стрижа меж мостовых стропил...
Но кем иль чем покой его и сон нарушен был?
— Даосским спором двух друзей, чья речь так неясна,
Взиравших на гору Чжишань за чаркою вина...
(Лю Лисунь. Поэт эпохи Сун. «Стихи на ширме»)

Название государства Китай переводится на русский как «срединное государство». Слово происходит от названия племени киданей, которое правило в северной части государства в то время, когда впервые стали налаживаться контакты страны с европейскими государствами. Марко Поло дал стране название Catai, когда путешествовал в Азию. Так стали называть Северный Китай. Южный Китай, завоеванный к тому времени монголами, Марко Поло назвал «южные варвары» (Manji). В английский язык слово Catai вошло как Cathai.
Сегодня официальное название страны - Китайская народная республика (КНР). Название было изменено в 1949 году с приходом к власти коммунистической партии Китая. Форма правления в стране - социалистическая республика.
Общая численность населения по данным 2007 года - 1, 317 млрд. чел. Это самая большая численность населения отдельно взятой страны в мире. Основную часть населения составляют этнические китайцы (самоназвание - хань) - около 92% населения. Всего в Китае проживают 56 национальностей.
Территория Китая 9 596 960 кв. км (по величине территории Китай уступает только России, США и Канаде). Протяженность сухопутной полосы, без учета островов, 18000 км. В состав Китая входят около 5000 островов. Самые крупные острова Китая - Тайвань и Ханань.
Столица государства - Пекин.
Официальная денежная единица - юань.
Государственный язык - китайский, в Гонконге также говорят на английском, а в Макао на португальском.

Религия Китая

Основные религии Китая - конфуцианство, даосизм и буддизм.
Конфуцианство возникло в 6-5 вв. до н.э. в Китае. Оригинальное название учения - жу. Основатель учения - Конфуций. Конфуцианство поддерживает культ земли и культ предков, а также принимает Небо в качестве высшего начала. Вершина человеческого развития в конфуцианстве - достижение Дао. Дао представляет собой высшую субстанцию, заменяет собой понятие «Бог». Основной идеей конфуцианства является духовно-социальное самосовершенствование человека. Важными считаются образование, постоянное духовное развитие, почитание традиций и установленных в обществе правил. Мораль и этика в конфуцианстве первичны, а религия вторична. Конфуцианство рационально и стремится не только указать человеку путь достижения Дао, но и уделяет внимание политике, этике, общественной жизни, стремлению к идеальному устройству общества. Конфуцианство не содержит учения о происхождении человека, но учит тому, каким с точки зрения морали должен быть человек.

Даосизм - учение о Дао (пути), китайская религия, которая содержит в себе элементы традиционной философии и науки, а также шаманизма, мистики и гаданий. Возникновение даосизма предположительно относится к IV-III вв. до н.э. Основными источниками даосизма являются мистические культы царства Чу, а также магические практики царства Ци. Основатели даосизма - император Хуанди и мудрец Лао-цзы. Даосизм содержит сложную иерархию божеств и демонов, возглавляет пантеон Бог Неба Шан-ди, основатель религии Лао-цзы также входит в пантеон. Даосизм никогда не считался официальной религией. Также как в конфуцианстве, основная идея в даосизме - достижение Дао. Большое значение имеет понятие у-вэй, представляющее собой понимание того, когда необходимо действие, а когда - бездействие.
Буддизм - учение о духовном пробуждение, ведущее свое начало от идей Будды Шакьямуни. Возникновение буддизма датируется VI в. до н.э. Основа буддизма - благодатные истины: страдание, причины страдания, состояние освобождения, путь к освобождению. Буддизм подразделяется на Махаяну (Великую колесницу) и Тераваду (учение старейших). В Китае, в основном в Тибете исповедуется Махаяна. Великая колесница подразделяется на Великую колесницу (Махаяну) и Малую колесницу (Хинаяну). Учение Малой колесницы ограничено стремлением к индивидуальному просветлению, тогда как Великая колесница проповедует всеобщее просветление. Человек в буддизме - это одна из частиц вселенной, один из исполнителей всеобщего мирового закона. В основе всего мироздания лежит этический механизм, который приводится в движение добрыми и злыми поступками. Жизнь человека - это всего лишь один из моментов в длинной цепи перерождений. Мир в буддизме иллюзорен, также как иллюзорны все его удовольствия. Всем управляет закон причинно-следственных связей - карма. Условием каждого последующего перерождения считается совокупный итог всех предыдущих. Смерть в буддизме не конечный процесс, а переход в иное состояние. Личность не является единством, а только совокупностью дхарм (энергетических частиц). Душа человека также распадается на отдельные элементы. Личность составляют пять основных элементов: телесность, ощущение, желания, представления, познание. Перевоплощение той же самой личности возможно лишь в том случае, если все составляющие ее энергетические частицы вновь соберутся вместе. Душа представляет собой индивидуальное сознание, несущее в себе весь духовный мир, трансформируется с каждым новым перерождением и стремится к перерождению.

История Китая с древнейших времен до ХХ века

Был путь очень долгим до башни цзяннаньской — его прошагал я один!
Лишь месяц ущербный да холод рассветный вошли во дворец Хуа Цин.
Решился подняться на Башню Династий лишь западный ветер, свистя;
Под сводом Палаты Чанъян раздаются унылые звуки дождя...
(Ван Цзянь, поэт эпохи династии Тан. «Ода дворцу Хуа-Цин»)

Древний Китай

В I тысячелетии до н.э. на территории современного Китая существовало семь сильнейших царств - Чу, Цинь, Вэй, Чжао, Хань, Ци и Янь. Период с 481 по 221 гг. до н.э. в истории древнего Китая называется периодом воюющих царств. В течение этого периода создавались предпосылки для образования империи, которая в период ее наибольшого территориального распространения имела протяженность от пустыни Гоби до Южно-Китайского моря, если рассматривать протяженность с севера на юг, а также от Ляодунского полуострова до гор Памира с востока на запад. Империя сложилась к концу III века до н.э. и в таком виде просуществовала до конца II в. н.э., после чего распалась.
Период Воюющих царств был временем успешного развития производственных сил, потому что была освоена техника обработки железа. До VI в. до н.э. древний Китай находился еще в бронзовом веке. Орудия, которые применяли в ремесле и сельском хозяйстве, отличались примитивностью.
Железные орудия, которые стали употребляться в земледелии, способствовали его широкому развитию. В китайском сельском хозяйстве использовались плуг, серп, коса, лопата, мотыга и другие орудия.
Китайцы практиковали глубокую вспашку земли и применяли органические удобрения. Однако плужное земледелие распространялось медленно и неравномерно. Сравнительно широкое применение оно получило в это время только на севере Китая.
Начали проводиться серьезные ирригационные работы на лессовых почвах в бассейне реки Хуанхэ. Создавались большие каналы, плотины и дамбы. Это было обусловлено в первую очередь военными и транспортными целями, но также каналы использовались и для орошения почвы. От каждого канала отводилось огромное количество арыков, несущих воду на поля. Начали строиться и специально предназначенные для ирригации каналы.
Земледелие было главным занятием в хозяйственной жизни древнекитайских царств. В Северном Китае преимущественно разводились пшеница, сорго и просо, а в Южном Китае - рис. Развивались садоводство (особенно разведение тутовых деревьев), а также огородничество.
Обработка земли была общинным занятием, а не только трудом рабов. Сельскохозяйственное производство держалось на усилиях свободных земледельцев. Земледелие считалось занятием достойным почета и уважения.
С добычей железа и навыками его обработки стали развиваться ремесла. Железо шло на изготовление орудий труда и оружия. Царства Чу и Хань прославились мечами, Чжао - лопатами, Цинь - пиками и острогами. К III в. до н.э. железные орудия и оружие получили повсеместное распространение и стали вытеснять бронзовые и медные.
В то же время развивается производство изделий из меди и бронзы, такие как зеркала, сосуды, орнаментальные детали колесниц, предметы вооружения. Развивается ткацкое (особенно шелкоткацкое), керамическое, деревообрабатывающее и лаковое ремесла, процветает живопись на шелке.
Активно совершенствуется технология письменности, развивается строительное дело, что приводит к строительству великолепных дворцов царей и знати, городов и оборонительных сооружений. На северных границах царств Цинь, Чжао и Янь строятся стены для обороны от набегов кочевых племен, которые впоследствии стали звеньями Великой китайской стены.

Успешно развивается кораблестроение, особенно это относится к прибрежным царствам. Китайцы изобретают компас, который сначала использовался при сухопутных путешествиях, а затем стал использоваться и мореплавателями.
V-III вв. до н.э. ознаменовались увеличением торгового оборота внутри царств, а также усиления торговых связей между царствами. Налаживались коммерческие связи с соседними племенами. Увеличилась доля рабского труда. Существовало несколько категорий рабов, обозначавшихся терминами ну, бэй, тун, ши, фу, цзе, пу, ли. Рабы делились на частных и государственных, доля частного рабовладения в это время значительно возросла. Основным источником рабов оставались военнопленные. Государственное рабство увеличивалось за счет осужденных за преступления. Также в рабство стали обращать неимущих бедняков, бродяг и бездомных. С разорением общинников развивалось долговое рабство, которое стало впоследствии основным источником частного рабовладения. Развивалась работорговля рабами некитайцами. Труд рабов применялся в тяжелых работах, на строительстве, промыслах и в ремесле, а также в сельском хозяйстве.
К этому времени относится возникновение конфуцианства, даосизма и фацзя.
Происходил прогресс естественнонаучных знаний и мировоззренческих наук. Развивалась астрономия, известная на территории китайских царств с глубокой древности. Появились элементарные знания по анатомии и медицине. Развивалась натурфилософия и литературное творчество.

Раннее Средневековье

Начало средневековой эпохи в Китае было связано с нашествием варваров. Различные кочевые племена, обитавшие к северу и западу от Китая, проникали далеко в глубь страны. Особенно многочисленным нашествиям подвергался Северный Китай. Часть северо-китайской знати вынуждена была покинуть свои земли и эмигрировать в Южный Китай, где наплыв варваров был менее сильным. Результатом варварских нашествий было прежде всего политическое раздробление Китая на множество мелких государств, во главе которых частью стояли варварские вожди с их дружинами, частью (на юге) представители южной китайской знати полуродового, полурабовладельческого типа. Период с 420 по 589 гг. в истории Китая стал периодом множества северных и южных династий.
Варварам не удалось разрушить государственную организацию рабовладельческого Китая. Но нашествие их имело все же некоторые социальные последствия. Китайское рабовладение не было уничтожено полностью, но ему был нанесен существенный удар. Осевшие варвары увеличивали число так называемого свободного крестьянства. Рядовые крестьяне-воины стали попадать в зависимость от тех военных вождей, которым удалось захватить наибольшее число земель, постепенно превращаясь их в крепостных. Именно в этот период стали распространяться китайские поместья, называемые чжуан-юань, носившие уже не рабовладельческий, а феодально-крепостнический характер. Из среды самих китайцев выделялись сильные дома, т.е. наиболее богатые и могущественные семьи, которые поднимались над рядовыми членами рода и тоже становились более крупными землевладельцами, эксплуатировавшими своих обедневших родичей как зависимых крестьян. Однако пережитки родовых отношений сохранялись в Китае очень долго. Еще в Х и в ХI веках крепостные крестьяне официально называли себя детьми и родственниками своих господ-помещиков.
Первой попыткой политического объединения Китая в эпоху раннего средневековья была попытка династии Суй. Основатель династии Янцзинь, или Янди, был начальником варварских дружин, служившим у одной из северных династий. В 589 году Янцзинь подчинил себе Северный и Южный Китай и покорил Аннам. При нем была восстановлена и частью расширена ирригационная система. В частности был прорыт Великий канал, соединявший реку Хуанхэ с рекой Янцзы. На постройке этого канала было занято около миллиона крестьян, собранных с разных концов Китая. Но правление династии Суй оказалось кратковременным, а само объединение Китая при этой династии было еще непрочным. На местах власть находилась в руках местной знати. Усилившиеся на западе набеги тюркских племен требовали от империи больших сил, которых у нее не хватало.

В 618 году один из западных князей по имени Гаоцзу, полутюрк по происхождению, захватил власть в империи, положив начало новой династии Тан.
Империя Тан правила в Китае около 300 лет - с 618 по 907 год. Столицей династии был город Чанань (сегодня Сиань). Наиболее блестящим представителем этой династии был преемник Гаодзу - Тайцзун (626-649). В результате ряда войн Тайцзун значительно расширил границы империи. Территория Китая, считая зависимые, вассальные от императора земли, простиралась на севере до Амура и Хингана, на юге - до Индии и Сиама, на востоке - до Кореи (которую Тайцзун также пытался захватить), на западе - почти до Ирана. Громадная империя при Тайцзуне получила черты сложной бюрократической монархии, управлявшейся многочисленными императорскими чиновниками в центре и на местах.
При Тайцзуне были введены для чиновников специальные знания. Все чиновники были разбиты на девять рангов. Центральное управление окончательно оформилось в виде шесть ведомственных палат или министерств (министерства чинов, налогов, военное, уголовного суда, общественных работ, религиозных церемоний). На местах были назначены губернаторы. Императору удалось превратить в чиновников и местную знать, получавшую благодаря подчинению центру ряд социальных и служебных привилегий.

При Тайцзуне была произведена поверка прав землевладения, причем значительно был увеличен фон государственных земель, на которых сидели государственные крестьяне, обложенные многими налогами и повинностями. За свой надел крестьяне обязаны были уплачивать налог зерном, налог ремесленными изделиями и, кроме того, выполнять тяжелую государственную барщину от 20 до 50 дней в году. Чиновничья знать получила во владение значительную часть земель, владения отдельных наиболее крупных чиновников превышали в десятки раз владения одной крестьянской семьи.
Танская империя продолжала сохранять положение крупнейшего государства в Азии и при преемниках Тайцзуна. Среди них особенно выделялась покровительница буддизма императрица Ухоу (689-705). В VII-VIII вв. Китай вел интенсивную внешнюю торговлю с Арабским халифатом, Индией, Сиамом и Аннамом. Но в VIII века обнаружился уже глубокий кризис империи Тан. Крестьяне, задавленные налогами, поборами, всякого рода государственными повинностями, нищали и вынуждены были вести самый жалкий образ жизни. Частые эпидемии на почве голода уносили сотни тысяч крестьянских жизней. Сами крестьянские наделы уменьшались в своем числе, так как систематически захватывались сильными домами - более крупными земледельцами, чиновниками, ростовщиками. Уменьшение количества государственных крестьян отражалось неблагоприятно на доходах императорской казны. В то же время процесс феодализации усиливал местную знать и порождал центробежные стремления у самих императорских губернаторов и генералов. Поворотным пунктом в истории Танской династии явилось восстание главнокомандующего Ан Лу-шаня. В 785 году он выступил против императора со 120 тысячным войском. В 786 году Ан Лу-шаню удалось захватить императорскую столицу Чанань. Император бежал и лишь в следующем году подавил восстание при помощи нанятых варваров. Вслед за выступлением Ан Лу-шаня происходили восстания губернаторов в Южном Китае, потребовавшие от императора также больших усилий для их подавления.
Бедственное положение крестьян привело во второй половине IX века к крупнейшему крестьянскому восстанию 874-883 годов. Во главе восстания встал солдат императорской гвардии, бывший мелкий торговец солью Хуан Чао. Китайское крестьянское восстание 874-883 годов происходившее почти одновременно с восстанием зинджей в Багдадском халифате, поражает своей длительностью, массовостью, энергией. Оно не лишено было также и некоторой организованности, позволившей ему достичь на известное время крупных успехов. Восстание началось в северных провинциях Шандуни и Хэбэе. Затем оно проникло в Центральный Китай в провинцию Хэнань. Уже в 874-875 годах у Хуан Чао было около 100 тысяч вооруженных крестьян. В 879 году Хуан Чао совершил поход на Южный Китай, где взял богатейший порт Кантон. Повстанцы захватили себе все товары многочисленных иностранных купцов. В жарком климате юга среди солдат Хуан Чао началась сильная эпидемия. Хуан Чао отступил на север на реку Янцзы. Несмотря на последствия эпидемии, его войско продолжало увеличиваться и насчитывало к 880 году уже 250-300 тысяч человек. В 881 году Хуан Чао взял Чанань и провозгласил себя императором под именем Да Ци. Свою социальную программу крестьянский император выразил устами своего главного министра, заявившего, что Да Ци ничего не хочет кроме того, чтобы облагодетельствовать простой народ. В Чанани Хуан Чао пробыл два с половиной года. В 883 году император Танской династии возвратился в столицу при помощи варварских орд - уйгуров, тангутов и других северо-западных кочевников. Степные варвары безжалостно истребляли китайских крестьян. В народе эти кровавые хищники получили название «черных воронов». Сам Хуан Чао, вынужденный бежать из Чанани, погиб в следующем году в провинции Хэнань, убитый одни из своих приближенных.
Крестьянская война 874-883 годов имела своим результатом гибель многих феодалов и крупных чиновников. Количество государственных крестьян вследствие этого снова увеличилось. Конец династии Тан был предопределен мощным крестьянским движением. Императоры этой династии правили еще некоторое время после подавления восстания. Но их власть уже не распространялась на весь Китай. На севере в начале Х века создалось большое варварское государство союза племен киданей, захвативших Маньчжурию, часть Монголии и часть Северного Китая. Столицей нового государства стал город Янцзин, впоследствии известный как Пекин или Бейпин.
В 907 году время правления Танской династии закончилось. Китай вошел в период полной раздробленности. В 960 году произошло объединение Китая под властью династии Сунн. Основателем ее был Чжао-Куань-Инь, один из северных китайских военачальников, одержавший несколько побед над киданями. Столицей новой династии вначале был г. Чанань. Позднее центр был перенесен на юг в г. Ханчжоу.
Сунская империя была слабее Танской. Само объединение Китая при Сунской династии не было полным. И на севере, и на юге часть провинций не признавала власти сунских императоров. Тюрские, монгольские и прочие западные кочевые племена также не починились империи, представляя все растущую угрозу для ее границ. Сунские императоры вели войны с киданями, Кореей, Аннамом. Но результаты этих войн были недостаточно определенны, чтобы подчинить Китаю эти страны. Все же в период Сунской династии международные связи Китая снова окрепли. Большая внешняя торговля развивалась не только с Средней Азией, Индией и Индокитаем, но также и с Кореей, Японией и Индонезией.
Классовые отношения Сунской империи в XI веке привели к глубоком антагонизму, напоминающему времена последних Танских императоров. Число государственных крестьян, несколько увеличившейся после восстания 874-883 годов, вновь сократилось. В XI века государство получало налоги только с половины земель, так как другая половина земель была захвачена привилегированными чиновниками - феодалами. Крестьяне вынуждены были из года в год платить громадные суммы в виде процентов за долги ростовщикам. В роли последних часто выступали сами чиновники, принудительно заставлявшие крестьян брать у них ссуды на тягчайших ростовщических условиях. Положение крестьян становилось ужасным. Голодовки, эпидемии, вымирание целых деревень и районов делались своего рода хроническим явлением. Крестьянское движение снова стало угрожать превращением в большую крестьянскую войну общекитайского масштаба. Стремление императорского правительства предотвратить новую крестьянскую войну и восстановить пошатнувшиеся государственные финансы нашло отражение в довольно радикальных реформах одного министра Сунской династии Ван Ань-ши.

Вначале Ван-Аньши (1021-1086) был одним из провинциальных чиновников. В провинции он мог близко познакомиться с наиболее вопиющими фактами нищеты населения, произвола чиновников и господства ростовщиков. Возвысившись до поста императорского министра, Ван Ань-ши в период 1068-1073 гг. провел несколько мероприятий финансово-экономического и социального характера. Прежде всего им была проведена новая земельная перепись и были обложены налогами земли служилой знати, к этому времени почти переставшей платить земельные налоги. Далее Ван Ань-ши освободил крестьян от государственной барщины, заменив ее денежным налогом. Поземельные налоги крестьяне обязаны были уплачивать частью продуктами, частью также деньгами. Чтобы избежать голодовок, Ван Ань-ши организовал систему государственных хлебных амбаров, из которых населению выдавался в голодные годы хлеб. В целях пресечения ростовщичества Ван Ань-ши создал государственный банк, где крестьяне могли получать ссуды за невысокие проценты. Интересны были попытки Ван Ань-Ши организовать государственную торговлю, частью используя налоговый фонд, частью путем скупки государством продуктов у купцов. Большую реформу пытался Ван Ань-ши провести в военном деле. Наемную армию он предполагал заменить всеобщей воинской повинностью. Основным войском должно было быть крестьянское ополчение. Каждые три двора должны были поставить одного пехотинца, каждые десять дворов - одного кавалериста.
Реформы Ван Ань-ши встретили резкую оппозицию со стороны чиновников и феодалов. В 1075 году Ван Ань-ши был уволен. Его планы были признаны «опасными» для государства, хотя он имел целью упорядочить феодальное государство, освободив его от наиболее вредоносных элементов.
В XII века положение империи Сунн не улучшилось. В 1126 году в связи с опасностью вторжений северных народов императорам пришлось перенести столицу на юг, в Ханчжоу. С 1127 года династия Сунн контролирует уже один Южный Китай. Северный Китай вошел в состав нового большого государства Цзинь, поглотившего прежнее государство киданей. В начале XIII века Северный Китай завоевывают монголы. Но в оставшейся в подчинении у императора южной части империи были постоянные волнения. В период 1127-1132 годов в официальных летописях было зарегистрировано 93 массовых восстания. В сокращенном виде, ограниченная Южным Китаем, империя Сунн просуществовала до 1279 года, когда она была завоевана внуком Чингис-хана Хубилаем. Хубилай основал новую монгольскую династию, по-китайски называвшуюся Юань. Тем самым Китай на долгое время был включен в систему монгольских государств Средней Азии.
Китайская культура периода VI-XI вв. была очень хорошо развита. Она значительно превосходила по своему развитию современную ей европейскую культуру во многих отношениях. В Китае практиковалось поливное, частью огородное земледелие. Производство риса, хлопка, чая, шелка-сырца уже тогда являлось основой китайского сельского хозяйства. В Китае добывалось много железа, меди, золота, серебра. Китайское ремесло достигло больших успехов еще в период династии Тан. Китайский фарфор, китайские шелковые и хлопчатобумажные ткани, различные железные и медные изделия составляли вместе с чаем и шелком-сырцом главнейшие предметы китайского экспорта. В Китае в XI века насчитывалось свыше 2 тыс. городов. Некоторые из них, как, например, Кантон и Ханчжоу, имели каждый по одному миллиону жителей.
У китайцев достигла высокая развития наука. Они уже в глубокой древности знали письменность (иероглифическую), они первыми изобрели писчую бумагу. Китайцы первые же начали практиковать книгопечатание, правда, в простейшей его форме - в форме вырезывания книжного текста на деревянных досках и потом отпечатания его на бумаге. В Китае в начале VIII века зародилась официальная правительственная газета «Столичный вестник», просуществовавшая до начала ХХ века.
Китайцы изучали математику, астрономию, географию, историю. Им принадлежит изобретение компаса и пороха. В 754 году в Китае была организована Ханьлинская Академия наук, которая является древнейшим в мире научным учреждением общегосударственного масштаба. Китай славился своими летописями. От одной Сунской империи осталось свыше 500 томов летописей. В Китае были большие библиотеки, содержавшие сотни тысяч рукописей. В ряде городов существовали высшие школы, в которых должны были обучаться будущие государственные чиновники. В экзамены на получение звания мандаринов включалось требование знания, кроме науки о государственном управлении, также философии (главным образом в форме конфуцианства) и литературы. Благодаря большому языковому разнообразию Китая, а также в результате интенсивных связей с соседними странами в Китае большое развитие получила филология, составление словарей, изучение грамматических и синтаксических форм.
Китайская литература уже в раннее средневековье была представлена классическими произведениями. В Танский период особенно выделялись два поэта: Ли Бо (699-762) и Ду Фу (712-770). Первый был автором многочисленных лирических стихотворений, в которых отразил чисто светское, жизнерадостное, эпикурейско-материалистическое мировоззрение. Второй писал более торжественным стилем, перерабатывая в своих поэмах богатый материал народного мифологического и героического эпоса.
Китай в средние века многое сделал для развития архитектуры и изобразительного искусства. Китайские постройки - дворцы, храмы, башни, городские ворота - отличались меньшей громоздкостью по сравнению с индийскими, легкостью и изяществом отделки. Они создавались из самого разнообразного материала - дерева, мрамора, железа. Их украшениями служили богатая резьба, фарфор, золото. Крыши императорских дворцов и домов городских богачей часто покрывались золотыми листами.
Высокого развития в средневековом Китае достигла живопись. Помимо прекрасной станковой живописи большое распространение получило искусство рисунка, гравюры, ксилографии, выжигания по дереву и т.п. Каждый предмет домашнего обихода господствующих классов поражал своим художественным выполнением. Различные изделия из фарфора, бронзы, слоновой кости, дерева и камня создали мировую славу искусству и трудолюбию китайских мастеров-ремесленников, тративших на изготовление отдельных художественных предметов часто годы и даже десятки лет своей жизни.

Китай в XI-XV веках

Созданная сначала на севере Китая монгольская монархия при Хубилале (1259-1294) распространилась на центральный, а потом и на южный Китай. В 1728 году был взят город Ханчжоу, столица прежней династии Сунн. В 1279 году южный Китай был полностью завоеван. Новая династия еще с 1264 года получила название династии Юань.
Монгольское завоевание было для Китая таким же тяжелым, каким оно было и для других стран Азии и Европы. Продолжаясь в течение нескольких десятков лет (если считать за начало походы Чингис-хана), оно стоило Китаю бесчисленных жертв людьми и имуществом. Монголы опустошали китайские поля и частью превращали их в пастбища для своих стад. Города и села были подвергнуты беспощадному разграблению. На китайский народ были наложены тяжелые поборы. Новые монгольские чиновники были еще более жестокими, чем старые китайские мандарины. Но монголы уже в XIII веке сами подверглись сильному китайскому влиянию. Они усвоили китайский язык, китайскую письменность и восприняли всю систему китайского управления. С другой стороны, благодаря включению Китая в систему монгольских государств Китай смог снова и даже в большей степени, чем это было при прежних национальных династиях Тан и Сунн, принять участие в международной торговле. В Китае появились иранские, арабские, узбекские, индийские купцы. Вывоз китайского шелка, фарфора, железа и меди, по словам побывавшего при Хубилае в Китае венецианского путешественника Марко Поло, производился во все концы мира. Продолжая свои захватнические войны вне Китая, монгольские ханы-императоры сбывали в Китае награбленную добычу. Обладая неограниченной деспотической властью и многочисленной рабочей силой на пленников, монголы производили большое строительство новых дорог и каналов. Они же покровительствовали развитию китайской промышленности, давшей столь ценный экспорт. Но экономическими и политическими выгодами пользовались главным образом монгольская знать и привлекаемые новой династией тюркские и иранские феодалы и купцы. Старая китайская бюрократия и китайское купечество чувствовали себя ущемленными. Положение же широких трудящихся китайских масс не только не улучшилось, но с десятилетиями, по мере усиления бюрократическо-фискального гнета и феодальной эксплуатации, все более ухудшалось. В XVI веке происходили неоднократные дворцовые заговоры против монгольских императоров. В более широких кругах населения создавались национально-революционные организации, ставившие целью освободить страну от чужеземного господства. В 1351 году в провинциях Хэнани и Шаньдуне происходило восстание красных тюрбанов, подготовленное союзом, носившим название «Белая лилия». В 1356 году красные тюрбаны угрожали самой столице монгольской династии - Пекину. В 60-х годах XIV века восстания против монголов происходили уже в большинстве китайских провинций. Главной движущей силой национального движения явилось крестьянство. Один из предводителей крестьянской повстанческой армии Чжу Юань-чжэн был провозглашен императором (1368 г.) Он принял имя Хун У. Новая, основанная им династия получила название династии Мин. Она правила в Китае с 1368 по 1644 годы. Столицей ее вначале был город Нанкин, но затем центр был перенесен снова в город Пекин.
Новая династия, вышедшая из народных низов, на первых порах проводила политику, которая несколько облегчала положение трудящихся. Так, были пересмотрены податные списки в целях более равномерного распределения налогов. В результате конфискации земель монгольской знати значительно увеличилось число государственных крестьян. Не раз Хун У издавал указы о сложении недоимок. В конце XVI и в первой половине XV веков в стране усиленно производились ирригационные работы. Правительство покровительствовало развитию ремесел в стране. Налоговый гнет был несколько ослаблен и в отношении городских ремесленников. Но в то же время крестьянский император не собирался совершать какой-либо социальной революции. Крупное землевладение и привилегированное чиновничество сохранялись, хотя первое время и подвергались некоторым ограничениям. Довольно скоро окрепшая династия предприняла завоевательные походы, ставившие целью захват новых земель, а также расширение китайских внешних рынков. Еще при Хун У власть императора распространилась на Корею. При его преемниках был завоеван Аннам и совершались военные экспидиции в Индонезию, Индокитай, Малакку. Часть мелких правителей этих стран признали верховную власть китайского императора. Китайцы начали переселяться в Индокитай и Индонезию. В XVI веке империи Мин приходилось уже не наступать, а оборонять собственные границы. На западе ей угрожали монголы. В 1550 году один из потомков Чингис-хана с большим войском подошел к Пекину и сжег его пригороды. Во второй половине XVI века Китай должен был вести напряженную борьбу с японской агрессией. Все же династия Мин нашла силы дать отпор самураям, которые были вытеснены с континента в самом конце этого столетия.
С начала XVI века в Китай начали проникать европейцы. Первыми в 1516 году прибыли туда португальские корабли. В 40- годах XVI века португальцы основали несколько колоний на побережьях Китая. Но к началу 50-х годов они были все уничтожены местным населением, возмущенным вымогательствами колонизаторов. Только в Макао, захваченном в 1557 году, португальцам удалось закрепиться более прочно. Во второй половине XVI и начале XVII вв. в Китае появились испанцы, голландцы, англичане, французы. Но сколько-нибудь глубокого проникновения иностранцев в глубь Китая правительство Мин не допускало. Сами торговые обороты с Китаем в XVI веке у европейских купцов были незначительны, если сравнить их с торговлей в Индии и Индонезии. На вторую половину XVI века приходятся первые сношения с Китаем русских.

Китай в XVI-XVII веках

Китай в XVIII-XIX веках

К концу XVIII века вновь произошел подъем торговли Китая и европейскими и азиатскими странами. Китайцы продавали в Европу чай, фарфор, шелк, но не приобретали никаких европейских товаров, предпочитая получать за свои товары серебро. Англичане начали ввозить из Индии в Китай опиум, постепенно приобщая к курению опиума местное население. Особенно зависимы от поставок опиума стали прибрежные районы Китая. В XIX веке в Китае разразились Опиумные войны.

Первая Опиумная война в Китае проходила в 1840-1842 годах между Великобританией и Китаем. Великобритания отстаивала свои интересы в торговле, в том числе и в торговле опиумом. Поводом для начала войны послужил арест контрабандистом опиумом в Китае и уничтожение их груза. Победы в войне одержала Великобритания, в основном благодаря действиям своего флота. 29 августа 1842 года был подписан Нанкинский договор, закреплявший победу Великобритании в войне, а также устанавливавшем обязанность Китая выплатить контрибуцию в размере 21 миллиона долларов и передать Великобритании остров Гонконг. Война стала началом длительного ослабления Китая, гнета иностранных держав и депопуляции местного населения.
Вторая Опиумная война проходила с 1856 по 1860 год между Китаем, с одной стороны и Великобританией и Францией, с другой стороны. Великобритания и Франция требовали возможностей неограниченной торговли и допуска своих послов в Пекин. Поводом для начала войны снова стал арест контрабандистов опиумом на корабле Великобритании, приписанном к Гонконгу. Война вновь закончилась поражением Китая, 25 октября 1860 года был подписан Пекинский договор, согласно которому Китай обязался выплатить Великобритании и Франции 8 миллионов лянов, а также расширить зону их торговли. По договору Великобритании отходила южная часть Цзюлунского полуострова.
В 1894 году Китай вступил в войну с Японией. Японо-китайская война продолжалась до 1895 года. Основной причиной войны были претензии Японии на управление Кореей и Маньчжурией, которые в то время находилась в вассальной зависимости от Китая. Китая проиграл эту войну, 17 апреля 1895 года был подписан Симоносекский договор. По данному договору Корея получила самостоятельность от Китая, Японии отходили Тайвань, острова Пэнхуледао и Ляодунский полуостров. Японии также получила возможность строить промышленные предприятия на территории Китая и ввозить в страну промышленное оборудование.
Последствием японо-китайской войны и подписанного Симоносекского договора стала тройственная интервенция со стороны Франции, России и Германии. 23 апреля 1985 года эти страны обратились к Японии с требованием вернуть Китаю Ляодунский полуостров, опасаясь японского контроля над Порт-Артуром. 10 мая 1985 года Япония вернула Ляодунский полуостров Китаю, однако, увеличив одновременно сумму контрибуции, назначенной за проигрыш Китаем японо-китайской войны.
В 1897 году канцлер Германии Вильгельм II добился у Николая II согласия на размещение немецкой военно-морской базы в Цзяочжоу в Шаньдуне. В ноябре 1897 года китайцы убили германских миссионеров в Шаньдуне, В ответ на это Германия захватила Цзяочжоу. Китайцам пришлось брать у Германии Цзяочжоу в аренду сроком на 99 лет и позволить Германии построить две железные дороги в Шаньдуне, а также ряд горных концессий.
В 1898 году, в июне, в Китае наступил период, называемый «сто дней реформ». Маньчжурский император Цзай Тянь привлек группу молодых реформаторов для разработки реформ, которые позволили бы Китаю совершить рывок вперед в своем развитии. Реформы затронули систему образования, железные дороги, заводы, фабрики, сельское хозяйство, вооруженные силы, внутреннюю и внешнюю торговлю, а также государственного аппарата. В сентябре 1898 года произошел дворцовой переворот, который возглавила вдовствующая императрица Цыси. Переворот увенчался успехом, все реформы были отменены.

Китай в ХХ веке

ХХ век в Китае начался с Ихэтуаньского восстания, произошедшего в мае 1900 года. В ходе восстания были убиты 222 китайца-христианина, а также осажден католический собор Петанг. 21 июня 1900 года императрица Цыси объявила войну Великобритании, Германии, Австро-Венгрии, Франции, Италии, Японии, США и России. Страны договорились о совместной борьбе против восставших. 8 февраля 1904 года с освобождения русскими войсками Маньчжурии на территории Китая началась русско-японская война. Эта война окончилась поражением России.
В 1911 году в Китае началось Учанское восстание, которое вылилось в Синхайскую революцию, продолжавшуюся с 1911 года по 1913 год. Династия Цинн была свергнута, Китай был провозглашен Китайской республикой. Тибет перешел в зону влияния Великобритании. 12 февраля 1912 года был провозглашен первый президент Китая - Юань Шикай, бывший до этого премьер-министром и главнокомандующим Китайской армией. В 1913 году после подавления Юань Шикаем восстаний в центральных и южных провинциях, в стране была установлена диктатура.

Когда началась Первая мировая война, Китай объявил о своем нейтралитете и недопустимости военных действий на территории страны. Однако, Япония развернула военные действия на территории провинции Шаньдун - немецкой колонии. Японии удалось добиться захвата германских территорий и взять под контроль всю провинцию.
В 1915 году Китай вновь был провозглашен монархией, а Юань Шикай императором. Однако уже в 1916 году Юань Шикай умер. После его смерти Китай стал распадаться на военные вотчины, возглавляемые милитаристскими группировками, которые завязывали активные отношения с другими странами, особенно с Великобританией и Японией.
В 1912 году в провинции Гуанчжоу была создана партия Гоминьдан. В 1921 году создается Китайская коммунистическая партия. В 1923 году было организовано сотрудничество между Гоминьданом и Коммунистической партией Китая при посредничестве Коминтерна. 20 января 1924 года в Гуанчжоу прошел первый съезд Гоминьдана. 16 июня 1924 года была основана военная академия Вампу под руководством Чан Кайши. Гоминьдан взял курс на сотрудничество с КПК и КП СССР. Марте 1926 Чан Кайши осуществил в Кантоне военный переворот, изгнал из города коммунистов, а спустя три месяца был избран председателем Гоминьдана и главнокомандующим вооруженными войсками. Добившись высокой власти, Чан Кайши пригласил немецких советников во главе бывшим генералом рейхсвера фон Сектом. В декабре 1927 года произошло коммунистическое восстание в Кантоне, жестоко подавленное Гоминьданом.

Осенью 1931 года Япония оккупировала Китай. 7 июля 1937 года для Китая началась Вторая мировая война, которая завершилась в 1945 году разгромом японской армии. 24 апреля 1949 года Китайская народно-освободительная армия победила в гражданское войне, уничтожив Гоминьдан. 1 октября 1949 года была провозглашена Китайская народная республика, которая уже 2 октября 1949 года была признана СССР.
В 1966 году в Китае произошла культурная революция, лидером которой стал Мао Цзэдун, боровшийся за укрепление своих позиций в КПК. Она продолжалась фактически до 1976 года, т.е. до смерти Мао Цзэдуна. Были проведены массовые чистки в рядах КПК, способствующие укреплению власти Мао Цзэдуна.

В 1978 году с приходом к власти Дэн Сяопина и Ху Яобана был дан старт экономическим реформам в Китае. Курс был взят на построение рыночной экономической системы с китайской спецификой. Следование этим курсом вплоть до конца ХХ века позволило Китаю занять те позиции, на которых он находится сейчас, в XXI веке.

Спорят весной снег и слива в цвету, — сдаться никто не готов.
Кисть отложил литератор, устав от философских трудов.
Слива должна проиграть в белизне, — снег на три фэня белей,
Снег же уступит на целый дуань благоуханию мэй!
(Лу Мэйпо. Поэт эпохи Сун. «Снег и цветущая слива»)

Китай в XVI-XVIII веках

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Культура Китая в период позднего феодализма

В XVI-XVIII вв. китайская культура, оставаясь феодальной по своему содержанию, обогатилась многими новыми достижениями. Под влиянием важных сдвигов, которые происходили в этот период в экономике страны, обозначились первые трещины в традиционализме, косности и схоластике, господствовавших в культурной жизни. Возникли новые, свежие веяния. Однако прогрессивные тенденции не получили достаточного простора для своего развития. Утверждение маньчжуро-цинского режима, принесшего с собой усиление всех форм духовного гнета, прервало их рост. Реакционная политика маньчжурских правителей нанесла ощутимый ущерб китайской культуре, хотя и не могла полностью остановить ее развитие.

С XVI в. в Китае в связи с прогрессом ремесленного производства заметно повысился интерес к естественным и прикладным наукам, появились крупные труды в этих" областях. В книге «Путешествия Сюй Ся-кэ» («Сюй Ся-кэ ю цзи») ее автор, неутомимый исследователь, проведший в походах по горным районам страны половину своей жизни, заложил основы китайской геоморфологии и спелеологии. Знаменитый медик Ли Ши-чжэнь (1518-1593) создал многотомную фармакопею «Общий обзор деревьев и трав» («Бэнь цао ганму»), в которой описал около 1900 лекарств растительного, животного и минерального происхождения. В 1637 г. появилась своеобразная техническая энцикло-педия Сун Ин-сина - «О продуктах, созданных небом и добываемых трудом» («Тянь гун кай у»), освещавшая развитие китайских ремесел. Примерно в то же время ученый и сановник Сюй Гуан-ци, знакомый с европейскими миссионерами и изучавший латинский язык, составил «Сельскохозяйственную энциклопедию» («Нунчжэн цюаныну»), которая описывала состояние земледельческого производства в Китае и частично в Европе.

Интерес к практическим знаниям начинал проникать и в сферу философии, гуманитарных наук, хотя позиции традиционного догматизма, консервативности и оторванных от жизни схем казались здесь особенно прочными. В официальной философии продолжали господ-

ствовать идеалистические концепции сунского неоконфуцианства. У его последователей все больше наблюдалась тяга к софистике, абстрактным рассуждениям. Начало этому положил известный философ Ван Ян-мин (1472-1528), утверждавший, что в основе мира лежит сознание индивидуального человека, что все окружающее - это продукты человеческого разума, иллюзия, рожденная в мыслях. Интуитивизм Ван Ян-мина представлял собой закономерный продукт развития китайского субъективного идеализма, своеобразную «вершину» ортодоксальной феодальной философии.

Нарастание борьбы между феодалами и крестьянством, обострение внутренних противоречий в среде господствующего класса так или иначе находили отражение в области идеологии. С XVI в. чаще стали раздаваться голоса протеста против господства идеализма в философии. Первым выступил философ-материалист Ван Тин-сян (1471 -1544), который утверждал, что материя есть основа мира, что законы объективного мира проявляются в ходе его движения и развития и познаются через практический опыт. Против догматизма конфуцианской ортодоксии решительно боролся ученый-вольнодумец Ли Чжи (1527--1602). Он ниспровергал авторитет Конфуция, выступал против слепого поклонения его догмам. За свое свободомыслие Ли Чжи подвергался преследованиям минских властей, его сочинения сожгли как «еретические», сам он умер в тюрьме.

В обстановке начавшегося кризиса феодальной системы и зарождения элементов капиталистических отношений, появления новых общественных сил в городах и вступления их в антифеодальную борьбу в XVII в. в Китае возникает прогрессивное течение общественной мысли, которое иногда называют ранним китайским просветительством. Это течение возникло как реакция на феодальный гнет во всех областях жизни страны, особенно в сфере идеологии. Взгляды его представителей объективно отражали требования различных социальных групп (городских торгово-предпринимательских слоев, просвещенных мелких помещиков и шэныпи, части трудового населения), составлявших своего рода антифеодальную оппозицию. Ранние китайские просветители подвергли резкой критике идеалистическую философию неоконфуцианства и школы Ван Ян-мина, их схоластику и метафизику и пытались перейти к решению практических вопросов, связанных с реальной жизнью.

Крестьянская война 1628-1645 гг. и свержение династии Мин поставили перед прогрессивными китайскими учеными острые общественные проблемы, толкнули их на поиски идеальной системы государственного устройства. Маньчжурское завоевание значительно усилило недовольство деспотическим режимом и придало просветительскому движению еще большую остроту и целенаправленность. Особенности социальных и политических условий тогдашнего феодального Китая обусловили то, что во взглядах передовых мыслителей элементы критики чаще всего преобладали над позитивными идеями; идеал общества они искали в «золотом веке» древности, в первоначальном «чистом» конфуцианстве, а личное совершенство и мудрость считали ключом к установлению хорошей системы правления. Сильной стороной их учения были ненависть к деспотизму и тирании, протест против феодальных оков и ограничений, отчетливая гуманистическая окраска их произведений, идеи борьбы с поработителями и утверждение национального достоинства Китая.

Выдающимися представителями этой передовой мысли в Китае XVII в. являлись ученые-патриоты Хуан Цзун-си (1610-1695), Гу Янь-у (1613- 1682) и Ван Фу-чжи (1619-1692); все трое были разносторонними

учеными-эрудитами, создавшими труды по разным отраслям знаний (философия, история, филология и т. д.). Много общего было и в их жизненном пути и в политическом облике: они активно участвовали в вооруженной антиманьчжурской борьбе, а после ее поражения остались непримиримыми противниками чужеземной власти, скитались, подвергались преследованиям и лишениям, но до конца дней не утратили стойкости патриотов, не шли на службу к маньчжурам.

Философские позиции Хуан Цзун-си, Гу Янь-у и Ван Фу-чжи близки к материализму; в области политической они выступали за ограничение деспотической власти императора, ратовали за свободу личности, свободу мысли, науку без суеверий. В высказываниях Хуан Цзун-си содержится требование уничтожения феодальной системы землевладения, уравнительного распределения полей между крестьянами. Ван Фу-чжи отвергал призыв к «возрождению древности», утверждая превосходство позднейших времен, на исторических примерах доказывал узурпаторский характер маньчжурской власти.

Большой вклад три выдающихся китайских ученых внесли в различные конкретные области знаний: критическое исследование древних текстов, эпиграфику, фонетику, географию, математику и т. д.

Их философские и социальные идеи продолжали и развивали видные ученые Тан Чжэнь и Янь Юань, философ-материалист Дай Чжэнь (1724-1777) и др.

В области китайской художественной литературы важнейшим явлением периода позднего феодализма было возникновение сатирического романа.

Самое раннее из произведений этого жанра - «Путешествие на Запад» («Си ю цзи») У Чэн-эня (конец XVI в.). Этот роман имеет фантастический сюжет, в основу которого положены предания о путешествии в Индию танского монаха Сюань Цзана. В нем в сатирической манере описывается жизнь небожителей - богов, духов и т. п., в образах и характерах которых вполне ясно проступают черты обычных земных людей с присущими им недостатками и слабостями. Небесная иерархия изображается весьма похожей на земную. В этом заключается скрытый сатирический смысл романа.

Анонимный автор романа «Цзинь, Пин, Мэй» (начало XVII в.) на примере истории расцвета и падения одной семьи развертывает широкую картину разложения всего феодального общества, сатирически обличает представителей многих социальных групп своего времени: крупных сановников и мелких служащих, военных и купечество, ростовщиков и монахов, помещиков и их слуг.

Еще более крупным явлением в литературе позднефеодального Китая был роман «Сон в красном тереме» («Хун лоу мэн») Цао Сюэ-циня (середина XVIII в.), также построенный на бытовой фабуле и поднимающий сатиру до широчайшего социального обобщения: Острую критику маньчжуро-цинской бюрократии - наиболее косной и консервативной прослойки тогдашнего китайского феодального общества - содержал роман «Неофициальная история конфуцианцев» («Жулинь вай-ши») У Цзин-цзы (середина XVIII в.).

В начале цинского периода широкое распространение приобрела фантастическая по форме и остро сатирическая по идейному содержанию новелла. Наиболее ярким художником, который работал в этом жанре, являлся Пу Сун-лин (1640-1715). Его знаменитые «Рассказы Ляо Чжая о необычайном» («Ляо Чжай чжи и») - одно из самых известных художественных произведений позднефеодального Китая.

Распространение аллегорических приемов в литературе цинского времени было следствием политики жестокого подавления свободной мысли китайских писателей, проводимой маньчжурскими властителями. Правительственный контроль пронизывал все области духовной жизни и прежде всего сферу феодального образования и литературной деятельности. Одним из важнейших каналов этого контроля являлась экзаменационная система. Она использовалась не только для отбора угодных цинскому двору лиц в штат чиновников, но и для того, чтобы отвлекать образованных китайцев от актуальных проблем, требований реальной жизни. Основным предметом на всех ступенях официальных экзаменов при маньчжурах стало абстрактное и схоластическое «восьмичленное сочинение» на отвлеченные темы из конфуцианских канонов. Подготовка к такого рода экзаменам требовала многолетней тупой зубрежки, что душило всяческую инициативу, талант и способности.

Стремясь превратить китайских ученых и писателей в своих преданных слуг, цинские правители предоставляли им хорошо оплачиваемые литературные и редакторские заказы. За счет казны составлялись объемистые энциклопедии и словари, переиздавались произведения древней и средневековой китайской литературы, из которых по приказу двора вырезывали все неугодные маньчжурам места. Большая группа ученых, художников, каллиграфов, граверов занималась комплектованием фонда императорской библиотеки - составлением «Полного собрания книг по четырем отделам» («Сыку цюаныпу»). Эта работа также преследовала цензурные цели.

Те из образованных китайцев, которые осмеливались протестовать против маньчжурского владычества, подвергались самым суровым репрессиям. Цинские власти беспощадно предавали огню китайские исторические и литературные произведения, повествовавшие о борьбе китайского народа против различных чужеземных захватчиков. Авторов таких произведений отправляли на казнь. Но не только живущие китайские патриоты становились жертвой расправы маньчжурских властителей. «Литературная инквизиция» обрушивалась и на давно умерших авторов «крамольных» книг; могилы этих лиц разрывали, а трупы оскверняли; жестоким наказаниям подвергались оставшиеся в живых родственники. В период наиболее активных действий цинской «литературной инквизиции» при императоре Цяньлуне публично сожгли 13 862 различные книги; полному запрещению, а следовательно, повсеместному уничтожению подверглось от 1335 до 2320 названий книг. В «черные списки» были внесены эпические сказания китайского народа, воспевающие национальных героев, многие романы, новеллы и повести бытового жанра, признанные цинскими цензорами «аморальными». Запрещенные книги под страхом тяжких наказаний отбирались у населения и уничтожались.

Чрезвычайно широко практиковалась фальсификация китайских исторических документов и сочинений. Ярким примером является изложение истории маньчжуров, их вторжения в Китай, крестьянской войны 1628-1645 гг. и других важных вопросов в «Династийной истории Мин» («Мин ши»), составленной в 1739 г. Все это нанесло большой ущерб китайской исторической литературе.

Финансовый кризис как последствие имджинской войны был одной из многих проблем, с которыми пришлось столкнуться с начала своего правления императору Ваньли (1572-1620). В начале своего правления он окружил себя знающими советниками и показал себя умным и трезвым правителем. Его статс-секретарь Чжань Чжоучжень (в должности с 1572 по 1582) сумел создать эффективную систему связи между высшими чиновниками. Но в дальнейшем не было никого, кто бы мог после его ухода с поста поддерживать эту систему в работоспособном состоянии; чиновники сразу вслед за этим раскололись на противоборствующие политические группировки. С каждым годом Ваньли всё больше уставал от государственных дел и вечных склок между министрами, всё чаще предпочитая оставаться в стенах Запретного города, причём доступ чиновников к императору всё более затруднялся.

Чиновники раздражали Ваньли назойливыми вопросами о престолонаследии, советники надоедали своими прожектами относительно управления государством. Философский спор вокруг учения Ван Янмина (1472-1529) расколол императорский двор и всю образованную элиту страны на две соперничающие группировки, одна из которых поддерживала, а другая отвергала некоторые ортодоксальные взгляды присущие неоконфуцианскому учению. Устав от подобных споров, Ваньли проникся отвращением к своим обязанностям, практически перестал давать аудиенции чиновникам двора, охладел к изучению конфуцианской классики, отказывался читать петиции и документы, и утверждать кандидатов на высшие государственные должности. Власть образованного класса всё больше слабела, в то время как ее прибрали к рукам евнухи, превратившиеся в посредников между императором, праздно проводящим свое время и его чиновниками; по сути дела члены правительства, поставленные перед необходимостью получить санкцию императора касательно некоего вопроса, вынуждены были искать милости высокопоставленных евнухов и подкупать их взятками просто для того, чтобы необходимая информация дошла до императора.

В начале XVI века отчётливо проявились негативные последствия тех процессов, которые берут начало ещё в период становления Минской династии и подспудно развиваются впоследствии. К отмеченному рубежу выявилось значительное, хотя и неформальное изменение структуры власти, повлекшее за собой разложение правящей верхушки. При сохранении всех атрибутов неограниченного самодержавия происходит фактическое отстранение императоров от непосредственного ведения государственных дел. Реальная власть сосредоточилась в руках дворцовой администрации - секретарей Дворцового Секретариата (Нэйгэ) и выдвиженцев-фаворитов, преимущественно евнухов.

Крупнейшими землевладельцами в XVI-XVII вв. являлись императоры Минской династии. Ещё в XVI в. были созданы первые в минский период императорские поместья, число которых в дальнейшем непрерывно росло. Как правило, земли этих поместий обрабатывались прикреплёнными к ним оброчными крестьянами. К числу крупных землевладельцев относились представители различных групп феодальной знати. Пожалованные им земли считались наследственными.

Земельные владения титулованной знати были огромными, причём источником их роста являлись не только пожалования, но и прямые захваты пастбищ, заброшенных земель, пустошей, а также земель крестьян и мелких феодалов.

Расширение земельных владений служилой знати происходило также путём присоединения земель тех лиц, которые искали у неё покровительства. Китайские источники приводят многочисленные данные о том, что мелкие землевладельцы, стремясь избавиться от налогового обложения и произвола со стороны властей, переходили под покровительство могущественных феодалов, передавая им свои земли или фиктивно записывая их на имя феодалов. Правящая династия пыталась вмешаться в этот стихийный процесс перехода под «покровительство», даже приостановить его, так как он приводил к сокращению налоговых поступлений, ибо феодальная знать была освобождена от уплаты налогов. Лица, переходившие под «покровительство», стали клеймиться как «предатели», «негодяи», против них издавались императорские указы.

Однако эти меры не смогли уничтожить институт коммендации, так как значительная часть знати была заинтересована в его сохранении и, пользуясь ослаблением центральной власти, всячески саботировала мероприятия последней. В результате этого в конце XVI и в начале XVII в. практика коммендации получила ещё более широкое распространение.

Особую категорию землевладения составляли государственные земли, передававшиеся чиновничеству, не имевшему титулов знатности, за службу в государственном аппарате. Эти земли, носившие название «должностных полей», передавались во владение на срок службы, а при увольнении или добровольном уходе со службы возвращались в казну.

Крестьянское землепользование было мелким, парцелльным. Ещё в начале царствования Минской династии, пришедшей к власти в результате народного восстания, крестьянство добилось некоторого перераспределения земли: часть безземельных крестьян получила для обработки заброшенные пустоши или целинные земли, а также рабочий скот. Земля передавалась крестьянам в наследственное владение, со временем она становилась их собственностью и могла свободно продаваться. Размеры крестьянских владений были неодинаковыми, они зависели от численности населения и наличия свободной земельной площади в той или иной местности.

Держатели государственной земли составляли вторую группу крестьян. По численности они превышали крестьян - мелких собственников и отличались от них тем, что находились в большей зависимости от феодального государственного аппарата и класса феодалов в целом.

Третью группу крестьян, самую многочисленную, составляли держатели или арендаторы частных земель, т.е. земель, находившихся в полной собственности феодалов.

Общей тенденцией развития аграрных отношений в XVI-XVII вв. были рост крупного частного феодального землевладения, сокращение государственного землевладения и в особенности поглощение мелкой крестьянской земельной собственности. Значительная часть крестьянских земель оказалась захваченной феодалами. Многие крестьяне, лишившись полностью или частично своей земли, становились издольщиками.

В XVI в. ремесленное производство в Китае достигло высокого уровня. К этому времени в ряде отраслей производства существовали крупные государственные мастерские, основанные главным образом на крепостном труде, и частные предприятия, где применялся труд наёмных рабочих.

По своей организации и социальной сущности ремесленное и мануфактурное производство в XVI-XVII вв. разделялось на 4 вида: 1) сельское домашнее ремесло; оно обслуживало не только внутренний, но и внешний рынок; занимались им главным образом женщины; наибольшее распространение оно имело в юго-восточных районах; 2) городское мелкое ремесло; мелкие мастерские имели в своем составе, как правило, главу семьи - мастера, членов семьи и иногда небольшое число учеников; 3) казенные, или государственные, предприятия и 4) частная мануфактура.

Государственное производство играло едва ли не главную роль, являясь преобладающим по своим масштабам и значению. В государственных предприятиях того времени были представлены мастеровые 188 специальностей. Тяжёлый, по существу каторжный труд на государственных предприятиях, в особенности в горных промыслах, вынуждал население уклоняться от повинностей, бежать из родных мест.

Развитие ремесла и мануфактуры в минский период привело к расширению старых и возникновению новых городов, ставших в XVI-XVII вв. центрами ремесленного производства и торговли.

Крупнейшими городами, являвшимися одновременно и административно-политическими и экономическими центрами, были Нанкин и Пекин. В Пекине к началу XVI в. численность населения достигла 660 тыс. человек. Увеличение налогового обложения торговли и усиление произвола феодальных властей вызывали резкое недовольство торговцев и их активное участие в городских движениях.

Таким образом, можно сказать, что в XVI-XVII вв. рост производительных сил в Китае нашел свое отражение в развитии ремесла, улучшении техники земледелия, дальнейшем развитии товарного производства и денежных отношений. В феодальной Минской империи появились элементы новых, капиталистических производственных отношений (зарождается и развивается мануфактура).

Чжу Ицзюнь (Ваньли) взошёл на трон в возрасте 9 лет, управление страной было возложено на министра Чжан Цзюйчжэна (Џ€ѕУХэ, en: Zhang Juzheng), принявшего на себя регентство, который и руководил страной в 1572-1582 году до своей смерти. Были введены высокоурожайные картофель и кукуруза, импортированные из Америки, что привело к изобилию продовольствия, а в дальнейшем к значительному росту населения. Были упорядочены налоги, сокращены привилегии чиновникам, государство было высоко централизовано.

Эти годы отличаются процветанием и стабилизацией империи, расцветом торговли и ремёсел, население Китая достигло 100 миллионов человек.

 

 

Это интересно: