→ Любовь к жизни эпизод с волком. Джек Лондон "Любовь к жизни": обзор книги

Любовь к жизни эпизод с волком. Джек Лондон "Любовь к жизни": обзор книги

Ещё одна суровая правда жизни. Рассказ о человеке, который пожертвовал своей жизнью ради спасения другого. Казалось, мужчина, который занят добычей золота, живёт скрытно и вдали от людей в тайге, не может иметь других интересов. Но жизнь ставит перед ним иную задачу: фактически дважды спасти человека, девушку, от смерти, не спрашивая, кто она и почему оказалась в тайге, и почему за ней ведётся охота. И попытаться вывести её из леса, чтобы могла дать жизнь другому человечку. И опять препятствие - волки, и смертельная схватка с дикими зверями, голодными и не ведающие жалости ни к кому. Чем закончилась схватка - нужно прочитать до конца.

В нескольких километрах от слияния двух рек, где Котуй суживался до пятнадцати метров, стремительный поток врывался в ряд, величественных валунов. Вода бурлила, бесновалась, разбиваясь о камни. На пологом берегу, среди нескольких шурфов и неглубоких траншей, в грунте копался таежный человек. На вид ему было лет тридцать, крепкого телосложения и с обросшим волосами лицом. Бывший геологоразведчик - Иван, вернулся на участок, где несколько лет назад, в составе партии вел поисковые работы на предмет обнаружения золотых россыпей. Планы, карты, маршруты – все сохранилось у Ивана. Вот только неисследованный до конца участок, не давал ему покоя. С научной точки зрения здесь должно быть золото, но бригада, ведущая в прошлом бурение, так и не добилась успехов. Шурфы и даже опущенные в них штаги, до сих пор сохранились. Иван проводил промывку грунта в два приема и наконец, в июне ему улыбнулась удача. Сначала он обнаружил россыпи неправильной формы – это были мелкие, плохо ограненные фракции. Затем, промыв породу, заметил небольшие прожиловые, трещинные самородки. Процесс знакомый и не составлял для Ивана труда, тем более он умел отделять золото из шлиха, ссыпая его на мелкий совок и, удаляя магнитную фракцию, готовил желтый металл к переплавке.
К концу сентября Иван планировал податься в город, но выходить из тайги частному старателю опасно, можно нарваться на лихих людей или представителей власти. Потому решил припрятать часть золота у себя, а за остальным прийти в следующий сезон.
Иван обладал особым характером, он был, как волк - одиночка, хотя к людям относился доброжелательно и старался с ними не конфликтовать. Он по полгода жил один в тайге, ничуть не скучая по общению с людьми. Жена ушла от него два года назад, не выдержав длительных командировок и частых задержек зарплаты. Иван после развода чувствовал себя свободным человеком.
Промыв целую кучу илистого грунта, Иван через сито отделял породу, как вдруг вдалеке услышал нарастающий звук летевшего вертолета. Сквозь отдаленный шум водопада он едва услышал выстрелы, они походили на звонкие хлопки. Иван решил укрыться за деревьями, ему не хотелось, чтобы кто-то заметил в тайге одинокого старателя.
Вскоре вертолет улетел и снова воцарился покой. «Наверно опять браконьеры откупили вертолет и нещадно палят в зверя», – подумал Иван, снова берясь за работу. До вечера он планировал промыть часть грунта в траншее. К обеду развел костер, почистил пару картошин и, бросив в подвешенный котелок головы тайменя, принялся варить уху. Было жарко, снял с себя теплую куртку, рубаху и решил ополоснуться по пояс. Перескочил с одного валуна на другой, зачерпнул пригоршню холодной воды и с наслаждением прыснул себе на грудь. Зарычал от резкого контраста холода и тепла, еще несколько раз обдал себя водой и повернулся лицом в сторону отдаленного водопада. Вдруг он заметил среди больших валунов что-то темное, похожее на раздувшийся мешок, видимо быстрым течением это «что-то» прибило к камням. «Может раненное животное, попало в реку и погибло в воде?» – подумал Иван и, перепрыгивая по валунам, приблизился к большому предмету. Он ахнул, когда увидел в воде человека и еще больше изумился, подойдя ближе: перед его взором колыхалось на поверхности воды молодое, безжизненное тело девушки. Течение играло ее черными волосами, рассыпавшимися по воде. Девушка была одета в джинсы и зеленую футболку без рукавов. Ноги обуты в короткие, женские сапоги. На боку висела небольшая, кожаная сумочка. Иван ухватил ее за руку, и с легкостью вытащив из воды, вдруг оторопел: на спине футболка имела бурый свет и в ней проглядывалась маленькая дырочка. Сомнений не было, в девушку стреляли. И тут он заметил еще одно ранение в плечо, как раз под ключицей, но видимо пуля прошла на вылет, так как под футболкой в области лопатки имелось сквозное отверстие. Иван подхватил ее на руки и, прыгая по валунам, достиг берега. Он осторожно положил ее на ткань и, поднявшись с колен во весь рост, скорбно поджал губы. Девушка была мертва, ее бледное, посиневшее лицо, застыло в гримасе. Ивану стало жалко ее, и он печально заметил про себя, что она могла бы еще жить, да жить и кого-то радовать своей красотой. Тяжело вздохнув, направился к землянке с мыслью, завернуть тело в полог и похоронить его в старом, заброшенном шурфе. Вытащил кусок брезента, располосовал пополам и подошел к телу. Бережно подхватил его на руки, опустил по диагонали на брезент. Кровь обагрила левую руку Ивана. Накрыл одним углом брезента, затем вторым и только хотел закрыть лицо, как ему почудилось, что веки на глазах девушки, слегка дрогнули. Нет-нет, ему не показалось! Заскочив под навес, он взял круглое зеркало и, наклонившись над телом, подставил его к приоткрытым губам. Посмотрел на поверхность стекла и, с сожалением покачав головой, тяжело вздохнул: «Показалось». Но еще раз, как бы решив удостовериться на все сто, снова поднес зеркало к лицу девушки. И вдруг на стекле увидел едва заметное запотевание. «Жива!» – Сознание его ликовало. Следом, с чуть дрогнувшей реснички девушки, упала и скатилась в уголок глаза, капелька воды.
Что делать, ранение в спину наверняка тяжелое, пуля застряла в мышцах, если вовремя не вытащить ее, начнется интенсивное окисление и возможно заражение крови. Все это Иван знал со студенческой скамьи, когда проходили курсы по оказанию медицинской помощи пострадавшим. Он перевернул тело девушки, задрал футболку и оглядел пулевое отверстие, оно слегка кровоточило. Пока она в шоковом состоянии, нужно удалить пулю, а если очнется, будет поздно, сердце ее может не выдержать боли. Обрадовался, когда вспомнил, что в арсенале инструментов найдется пинцет и острый, как бритва, нож. Но чем обработать кровоточащие раны, чтобы не было заражения. Если прижечь раскаленным металлом, изуродуется красивое тело. «Эх, спирту бы сейчас. Во! У меня же есть аэрозольное средство от комаров, а оно точно на спирту». Вспомнил, как в геологоразведочную партию напросились двое, в прошлом судимых мужиков, для копания шурфов, они ловко отделяли спирт от суррогата, путем нагревания железного прута, на который медленной струйкой лили жидкость от комаров.
Снял котелок со сварившейся ухой и занялся процессом отделения спирта от вещества. Получилось грамм пятьдесят, пожалуй, хватит, чтобы после «операции» обработать раны. Достал аптечку, в которой нашелся ампулу с промедолом и сделал девушке укол. На случай, если она очнется, вставил ей в рот палку, чтобы не повредила себе зубы. Разорвал полотенце на полосы и, глубоко вздохнув, приступил к извлечению пули. Ввел пинцет в рану и углублял его до тех пор, пока не наткнулся на металл. С облегчением вздохнул, ведь пуля могла проникнуть в легкое, и достать ее без хирургического вмешательства, было бы невозможно. Сердце трепетало от волнения, первый раз в жизни занимался подобным делом, но не это его волновало, а состояние девушки, он, как будто за нее ощущал эту боль и потому делал все осторожно, без резких движений. Наконец уцепил пулю и потащил наружу, следом потекла кровь. Иван промокнул ее полотенцем и, обработав спиртом рану, взял медицинские скрепки, которые лежали в аптечке. Еще раз с благодарностью подумал о медсестре, которая в прошлом укомплектовывала аптечку, ведь в тайге всякое случается, можно и зверю в лапы угодить. Скрепил края ранки и, еще раз обработав их остатками спирта, наложил тампоны и повязки. Осторожно перевернул девушку, обмыл теплой водой все ее тело и унес в землянку. Положил на звериную шкуру, накрыл теплым тулупом и с сожалением покачал головой; она так и не пришла в сознание.
С любопытством расстегнул молнию на кожаной сумочке, что висела до операции через плечо раненной, и извлек тяжелый предмет, завернутый в несколько слоев целлофановой пленки. Иван изумился, когда в его руках оказался пистолет «ТТ». Вытащил обойму и убедился, что она полностью заполнена патронами. «Странно все это, откуда у нее боевое оружие, да еще с резной ручкой? Выстрелы на реке, вертолет… Кто она, и станут ли ее искать? Наверняка организуют поиски. Значит нужно убираться отсюда поскорее, а иначе ее ждет смерть. Да и меня тоже, я же не собираюсь кому-то отдавать эту девушку. В любом случае, ей нужно прийти в себя, тогда и узнаю ее историю».
Иван живо стал сворачивать лагерь. Забросал костер, разобрал полог и, уложив вещи в большой рюкзак, взял на руки девушку. Да, с такой ношей и поклажей он далеко не уйдет. Решил пока укрыться среди сопок, где раньше останавливался на отдых.

Отрывок из романа "Край безумной любви" на Озон, Амазон, Литрес

Лес одиноко темнел под холодной луной, Зловещая тьма в себе скрывала тревоги, Из-за которых миг любому покажется долгим, И ветер тайги, так мне напоминающий вой…
О путник ночной, что ты здесь потерял? В этом месте и днём не отыщется рай. А что я искала, сама не пойму; Дорогу куда-то, а может, судьбу…

Только страшно одной пробираться сквозь заросли чащи: За каждым кустом кажется пристальный взгляд, Опасностью грозит неверно сделанный шаг, И цепкие корни как когти, а дыханье всё чаще…
Предчувствие не обмануло - два жёлтых зрачка Мелькнули рядом неожиданно, резко, Из-за дерева тихо, протяжно рыча Вышел он, злой хозяин таёжного леса. Чёрный как смоль, его белые клыки мутно сверкали, Матёрый вожак дикой, куда-то исчезнувшей стаи, Он одним прыжком перечеркнёт весь мой бег… Внезапно волк обернулся: позади него стоял человек! Между мной и волком факел на землю упал И потух, осветив на мгновение кровавый оскал. Волк развернулся, лапами его оттолкнув, Он прыгнул незнакомцу прямо на грудь, Словно Фенрир из древней легенды уже напал на Луну, - Лес тотчас погрузился в непроглядную мглу. Но принять удар на себя тот охотник успел - По земле катился рычащий комок двух сцепившихся тел.

Вот на мох и траву брызнула тёмно-алая кровь… Мужчины иль волка - в темноте нельзя разобрать, Оба хотят друг другу глотки на части порвать! Жизнь и смерть слились в объятиях, ангел и чёрт…
…Блеснуло в руке осколком луны острие кинжала, От предсмертного рыка на деревьях листва задрожала, Царапнув воздух когтями, зверь смолк, Под телом чуть живого мужчины лежал мёртвый волк. Не видя ничего, я к нежданному кинулась спасителю, Свет вновь появившейся луны озарил победителя: На теле видны кровавые раны в серебристых лучах, А яркие звёзды отражались в небесно-серых глазах, В его взгляде угасали искры пережитой боли, Светлые волосы потемнели от спёкшийся крови. Я помогла ему подняться с горячей и красной земли; Шелест ветра в ветвях заглушил благодарностей все слова, Нам стало понятно - всё это не зря: И эта встреча в лесу, и что живыми остались мы… Всё позади. Услышаны небом земные молитвы. Звёзды и луна – подруга волков – свидетели битвы. И будто не было недавней борьбы, лишь только Если бы не было на земле убитого волка.

Лес постепенно прощался с луной, мирно звёзды мерцали. В руке защитника по-прежнему факел ярко горел, Жёлтым теплом освещая стволы лесных стен, Вместе с волком далеко в лесу все страхи остались. Даже из дебрей лесных выхода найдутся пути - Мы уходили вдвоём по дороге нам ясной судьбы В новый солнечный день, что виден уже меж деревьев И в каплях жемчужной росы золотистое утро алеет.


В произведении Джека Лондона «Любовь к жизни» рассказывается история человека, который борется за свою жизнь с природой и зверями. И в конце концов побеждает.
Автор рассказывает нам, что пришлось пережить главному герою - голод, боль, предательство друга, одиночество, неизвестность, страх, отчаяние...
На смену одним испытаниям приходят другие. Но не смотря ни на что, он борется за свою жизнь до конца и побеждает.

Он готов драться с любым зверем и со всем что его окружает. Звери как будто чувствуют это, не трогают его и только один волк решился преследовать его, т.к. для него это был последний шанс на выживание.
Самые страшные страницы рассказа описывают соперничество главного героя и волка за жизнь. Они борются до последнего.
"Я ослаб уже настолько, что не могу подняться и передвигаюсь на четвереньках. Волк тоже стар, слаб, болен (по ночам все время слышу его кашель) и у него нет сил охотиться. Умирающий волк идет, а точнее ползет за мной. Он хочет дождаться, моей смерти, чтобы съесть меня и тем самым продлить свою жизнь.
Оглянувшись как-то, увидел, что волк с жадностью лижет мой кровавый след, и ясно представил себе, что будет, если я сам не убью волка. Будь то здоровый волк, не стал бы так сопротивляться, но было неприятно думать, что попаду в утробу этой мерзкой твари, почти падали. И тогда началась самая жестокая борьба, какая только бывает в жизни: я измученный и ослабевший, на четвереньках и больной волк, ковылявший за мной. Оба, полумертвые, тащимся через пустыню, подстерегая друг друга. Я лишен отдыха и сна, слежу за больным волком, не спуская с него глаз. Волк караулит меня. Стоит на минуту уснуть, и я чувствую на себе волчьи зубы.

В конце концов притворившись мертвым, хватаю подползшего ко мне зверя.
Полдня лежал неподвижно, борясь с забытьем и сторожа волка, который хотел меня съесть и которого я съел бы сам, если бы мог… Ждал. Клыки слегка сдавили руку, потом давление стало сильнее - волк из последних сил старался вонзить зубы в добычу, которую так долго подстерегал. Но и я ждал долго, и моя искусанная рука сжала волчью челюсть… Еще пять минут, и я придавил волка всей своей тяжестью. Рукам не хватало силы, чтобы задушить волка, но прижавшись лицом к волчьей шее, рот был полон шерсти. Прошло полчаса, и я почувствовал, что в горло сочится теплая струйка.
Задушил зверя, навалившись на него своим телом, прокусил зубами его шею и стал пить кровь. Эта «еда» придала сил и помогла доползти до берега, у которого стоял корабль."
Это жуткая сцена, когда герой почти живьем съедает волка, чтобы выжить самому, но он спасся, несмотря ни на что.
Мне кажется, что рассказ Джека Лондона именно об этом - о способности человека преодолеть самые тяжелые испытания ради того, чтобы жить.
Рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни» произвел на меня сильное впечатление. От первой до последней строчки я переживала за судьбу героя, затаив дыхание и верила, что он останется жив.

    Волк - Высший Символ Свободы.. Символ Справедливости и Честолюбия..
    Волк не допустит, со своей стороны, обидеть более слабого..
    Волк - это и символ бесстрашия.. В любой схватке Волк борется до Победы
    или до смерти.. Волк живет семьей, ухаживает только за своей Волчицей-Женой..
    Волк это и символ Высокой Нравственности, Преданности семье..


    Я буду Любить тебя, пока мир есть.. я буду скучать по тебе, пока свет есть..
    Я буду тосковать без тебя, пока солнце светит.. я буду твоей, пока небо есть..

    Я расскажу Легенду прошлых дней
    Пусть каждый понимает так, как сможет...
    О сером степном Волке и о Ней,
    О той, что всех была ему дороже.

    История красива, но грустна,
    Не ждите здесь счастливого финала,
    Не ждите здесь борьбы добра и зла,
    Добро бороться и проигрывать устало..



    В краях далеких, где резвится ветер,Где воздух пахнет вольною судьбой,
    Давным–давно жил там один на свете.. Красавец одиночка волк степной.
    Он жил один, вдали от целой стаи.. И не нуждался более ни в ком.
    Его за это даже презирали, Везде считая зверя чужаком.
    А он гордился тем, что был свободен.. От чувств и предрассудков, от других
    Волков, что были по своей природе.. По рабски слепы в помыслах своих.
    Тяжелый взгляд наполнен благородством.. Чужих законов волк не признавал,
    Жил по своим..Так гордо и с достоинством.. Смотрел врагам в глаза и побеждал.
    Волк становился все сильнее с каждым годом.. И одиночества свою печать хранил.
    Была терниста и трудна его дорога.. Но милости к себе зверь не просил.
    И этой доли был он сам избранник.. Он выбрал путь, и сам хотел так жить..
    Среди чужих не свой, среди своих изгнанник.. Готов был жизнью за свободу заплатить.

    Зверь вышел как-то утром на охоту
    И вкус кровавой жертвы предвкушал,
    Ведь хищника жестокую породу
    Бог для убийства слабых создавал.
    Пронзительным и острым волчьим глазом
    Охотник вдруг оленя увидал.
    Расправив грудь и выгнув спину разом,
    К еще живой добыче побежал.
    Но не успел достигнуть своей цели,
    Последний вздох олень издал в чужих клыках.
    Своим глазам сначала сам он не поверил:
    Волчица серая стояла в ста шагах.
    Она была как кошка грациозна,
    И вместе с тем по-женски не спеша
    Трофеем наслаждалась хладнокровно
    Безжалостная хищная душа.


    Один лишь взгляд, да и того довольно,
    Не понял сам, как навсегда пропал.
    Забилось сердце зверя неспокойно.
    Забыв про все, он за волчицей наблюдал.
    Она была пленительно красива,
    Свободная охотница степей.
    Держала голову свою так горделиво.
    С тех пор все мысли были лишь о ней.
    Матерый злился на себя, не понимая,
    Что так влечет его? Он потерял покой.
    И чем взяла его волчица молодая?
    Боролся с чувствами, боролся сам с собой...


    Он не Любил и никогда не думал,
    Что существует нечто больше, чем Инстинкт...
    Потерянный ходил он в своих думах,
    Пытаясь ту охоту позабыть...
    Но как Волк не старался – все едино,
    Обречены попытки были на провал...
    Забыть не смог... И так неумолимо
    Сердечный ритм все мысли заглушал...
    Однажды он сказал себе... Ты воин!
    Чего хотел, всегда имел сполна...
    Так и сейчас возьми, чего достоин,
    Какая б не была за то цена!
    Цена была большая…но об этом дальше…
    Быть вместе им пророчила судьба…
    Но плата за Безумство Счастья
    Порой бывает слишком велика…


    Волк и Волчица так похожи были,
    Две Одиноких Родственных Души
    Всю жизнь брели среди камней и пыли
    И, наконец, Судьбу свою нашли...
    Они Дыханием Одним Дышали
    И мысли все делили на двоих...
    Чего завистники им только не желали,
    Но что влюбленным было до других…


    Им море было по колено,
    Да что там море… Целый океан!
    Бескрайние просторы неба
    Клал Волк Возлюбленной к ногам.
    Им было больше ничего не надо,
    Друг друга только Ощущать Тепло...
    Всегда повсюду Вместе, Рядом,
    Всем вопреки, всему назло..


    На свете не было и никогда не будет
    Столь преданно смотрящих Волчьих глаз.
    Поймет лишь тот, кто до Безумства Любит
    И так же был любим хотя бы раз.

    А дальше было все предельно просто,
    Все точки жизнь расставила сама….
    Но по порядку… Осень
    Осталась в прошлом,
    Взамен нее пришла зима…
    Степь занесло и замело снегами,
    Повсюду были заячьи следы.
    И с Солнца первыми холодными лучами
    Ушла Волчица в поисках еды...
    В то утро Волк проснулся не от Ласки,
    Не от дыхания возлюбленной своей.
    Вскочил, услышав звонкий лай собаки,
    И голос человека, что еще страшней...


    Охота началась... Завыла свора,
    В погоню за Волчицей устремясь,
    На белоснежном чистом фоне
    Смешались клочья шерсти, кровь и грязь.
    Она дралась как Одинокий Воин,
    Бесстрашно на куски рвала врагов.
    Соперника подобного достоин
    Не был никто из этой стаи псов...
    Они Волчицу взяли в тесный круг
    И в спину подло свои клыки вонзали.
    От Волчьей смелости пытаясь побороть испуг,
    Охотники добычу добивали...
    А человек за сценой наблюдал,
    Ему хотелось крови и веселья,
    Он ради смеха жизни клал
    Без малой доли сожаленья...

    Все лапы в кровь – матерый гнал по следу.
    Душа кричала... Только бы успеть!
    Он так хотел подобно ветру
    К Любимой на подмогу прилететь...
    Но не успел…
    Своею грудью он закрыл лишь тело
    И белоснежный оголил отчаянно оскал...
    Вдруг, человек, взглянув в глаза ему несмело,
    Оставить Волка своре приказал...


    Охота кончилась, и свору отозвали,
    Оставив зверю щедро право жить...
    Но только люди одного не знали,
    Что хуже участи и не могло уж быть...
    Такую боль в словах не передать,
    И не дай Бог ее почувствовать кому-то...
    Волк Жизнь свою мечтал отдать,
    Чтоб для Любимой наступило Утро.


    Но смерть сама решает, с кем ей быть,
    Трофеями своими не торгует.
    Нельзя вернуть… Нельзя забыть…
    Здесь правила она диктует…

    И вот опять… как прежде одинок…
    Все снова стало на круги своя...
    Свободой обреченный степной Волк
    Без воли к жизни, без смысла бытия...
    Померкло Солнце... Небо стало черным,
    И в равнодушие окрасился весь свет,
    С тоской навеки обрученный,
    Печали принявший обет...
    Зверь ненавидел этот мир,
    Где все вокруг – напоминанье,
    О той, которую любил,
    С кем вместе жил одним дыханьем,
    С той, с кем Рассветы он встречал,
    И подарил всего себя,
    Ту, что навеки потерял,
    И память лишь о ней храня...


    Волк день и ночь вдвоем с тоской
    Как призрак по степи блуждал,
    Не видя участи иной,
    Он смерть отчаянно искал...
    Зверь звал ее, молил прийти,
    Но слышал эхо лишь в ответ…
    Забытый всеми на пути,
    И жизнь ушла, и смерти нет…
    Так еще долго в час ночной
    Уставший путник слышал где-то
    Вдали печальный Волчий Вой,
    По степи разносимый ветром..

    Летели дни, недели, годы,
    Пора сменялась порой
    Слагались мифы, песни, оды
    О том, как волк любил степной.

    И только самый черствый сердцем,
    Махнув презрительно рукой,
    Промолвил.. Все вы люди лжете,
    Нам не дано любви такой..

    © Copyright: Алексей Левашов, 2017
    Свидетельство о публикации №117022512038

(полное имя Джон Гриффит Лондон) - значительное явление в жизни подростков. Многие из них к этому времени уже читали рассказы и повести этого писателя. Поэтому с самого начала надо познакомить ребят с его жизнью, так как она представляет большой интерес для юных читателей. Можно заранее рекомендовать шестиклассникам прочесть некоторые книги , например: Стоун Ирвин. Джек Лондон: Моряк в седле. - М., 1962. - (Сер. «ЖЗЛ»); Быков В. М. Джек Лондон. - М.: Изд-во Московского университета , 1964, и др.

Урок можно начать с чтения статьи Б. Полевого о Джеке Лондоне в учебнике-хрестоматии, после чего дети по желанию могут дополнить сведения о жизни этого писателя из самостоятельно прочитанных книг. Биография писателя явится своеобразным прологом к изучению его произведений.

Вторая часть урока посвящается чтению рассказа «Любовь к жизни». Читает сам учитель или заранее подготовленный ученик. До конца урока обычно прочитывается половина произведения. Дома учащиеся дочитывают рассказ до конца и отвечают на первые два вопроса хрестоматии:

1. Вам известны многие произведения о смелых и мужественных людях, вспомните их. Чем рассказ «Любовь к жизни» отличается от ранее прочитанных вами?
2. Что вам больше всего понравилось в нем?

Желающие выбирают одну из сцен многодневного пути героя и готовят ее выразительное чтение . Другая группа учащихся подготавливает рассказ о встрече с волком от лица героя.

Приступая к анализу рассказа «Любовь к жизни», необходимо постоянно обращаться к тексту произведения. На это рассчитаны прежде всего вопросы и задания в учебной хрестоматии.

Учащиеся перечитывают начало рассказа, обращают внимание на обстоятельства, при которых впервые знакомится читатель с героями этого произведения.

Уже много дней герои рассказа в пути. Кажется, каждый из них предельно измотан. Особо выделяются детали, которые подтверждают эту мысль: «лица их выражали терпеливую покорность - след долгих лишений», «плечи оттягивали тяжелые тюки», «оба шли сгорбившись, низко нагнув голову и не поднимая глаз», «голос звучал вяло», «говорил равнодушно» и др.

Что еще можно сказать о героях? Один из них попадает в беду. А другой - Билл - оставляет своего товарища, испугавшись, что тот будет для него обузой, рассчитывая на то, что в одиночку легче спасти жизнь.

При описании состояния героя, покинутого товарищем, важно обратить внимание на чувства, которые он испытывал. Учащиеся выделяют: «…и хотя его лицо оставалось по-прежнему тупым, в глазах появилась тоска, словно у раненого оленя». «Губы у него так сильно дрожали, что шевелились жесткие рыжие усы над ними.

Билл! - крикнул он.

Это была отчаянная мольба человека, попавшего в беду…»

Описание природы помогает в еще большей степени понять одиночество и безнадежность попавшего в беду человека, угнетенность его чувств:

«Над самым горизонтом тускло светило солнце, едва видное сквозь туман, который лежал плотной пеленой, без видимых границ и очертаний…» «Он взглянул на юг, соображая, что где-то там, за этими мрачными холмами, лежит большое Медвежье озеро и что в том же направлении проходит по канадской равнине страшный путь Полярного круга». И еще: «Он снова окинул взглядом тот круг вселенной, в котором остался теперь один. Картина была невеселая. Низкие холмы замыкали горизонт однообразной волнистой линией. Ни деревьев, ни кустов, ни травы - ничего, кроме беспредельной и страшной пустыни, - и в его глазах появилось выражение страха».

Что поддерживало путника после того, как Билл оставил его? Какой надеждой жил герой в начале своего пути без Билла?

После ответа на эти вопросы учащиеся прослеживают день за днем тот путь, который прошел герой . На конкретных примерах показывают, как постепенно нарастает трагизм его положения. Выразительно читаются подготовленные дома сцены многодневного пути героя. При этом обращается внимание на то, какое чувство вызывает герой в тот или иной момент. Вот эти сцены: начало пути без Билла; чувство голода и встреча с куропатками; герой освобождается от всего лишнего; встреча с медведем; «наступили страшные дни дождей и снега»; герой увидел океан; встреча с волком.

Вместо зачитывания ключевых сцен можно предложить составить план того пути, который прошел герой рассказа (план может быть цитатный). Вот примерные его пункты:

1. «Стараясь идти по следам Билла, путник перебирался от озерка к озерку по камням, торчавшим во мху, как островки».
2. «…Как ни трудно ему было идти, еще труднее было уверить себя в том, что Билл его не бросил, что Билл, конечно, ждет его у тайника. Он должен был так думать, иначе не имело никакого смысла бороться дальше, - оставалось только лечь на землю
и умереть».
3. «Он распаковал тюк и прежде всего сосчитал, сколько у него спичек. Их было шестьдесят семь. Чтобы не ошибиться, он пересчитал три раза».
4. «Он услышал громкое фырканье и увидел большого оленя».
5. «И когда он поднялся на ноги и поплелся дальше, мешочек лежал в тюке у него за спиной».
6. «Он полз по мокрому мху; одежда его намокла, тело зябло, но он не замечал ничего, так сильно терзал его голод. А белые куропатки все вспархивали вокруг него…»
7. «Он заглядывал в каждую лужу и наконец с наступлением сумерек увидел в такой луже одну-единственную рыбку величиной с пескаря».
8. «Наступил день - серый день без солнца… Теперь чувство голода у путника притупилось… Мысли у него прояснились, и он опять думал о Стране Маленьких Палок и о своем тайнике у реки Диз».
9. «В этот день он прошел не более десяти миль, а на следующий, двигаясь только когда позволяло сердце, не больше пяти».
10. «Он разделил золото пополам; одну половину спрятал на видном издалека выступе скалы, завернув в кусок одеяла, а другую всыпал обратно в мешочек… Но ружье он все еще не бросил».
11. «Он опять разделил золото, на этот раз просто высыпав половину на землю. К вечеру он выбросил и другую половину, оставив себе только обрывок одеяла, жестяное ведерко и ружье».
12. «Медведь отступил в сторону, угрожающе рыча, в испуге перед этим таинственным существом, которое стояло прямо и не боялось его».
13. «Наступили страшные дни дождей и снега. Он уже не помнил, когда останавливался на ночь и когда снова пускался в путь…»
14. «Там, внизу, текла широкая, медленная река. Она была ему незнакома, и это его удивило».
15. «Опять послышалось сопение и кашель, и между двумя островерхими камнями, не больше чем шагах в двадцати от себя, он увидел серую голову волка».
16. «Он шел по следам другого человека, того, который тащился на четвереньках, и скоро увидел конец его пути».
17. «…И только усилием воли он заставил себя терпеть. Потом человек перекатился на спину и уснул».

Следующий этап урока - рассказ, приготовленный дома, о встрече с волком от лица героя рассказа. В беседе после этого обращается особое внимание на то, почему в этой смертельной схватке умирающий, обессиленный человек одерживает победу.

Выделяются следующие места повествования:

«Он уже не ощущал боли. Желудок и нервы словно дремали. Однако жизнь, еще теплившаяся в нем, гнала его вперед. Он очень устал, но жизнь в нем не хотела гибнуть; и потому, что она не хотела гибнуть, человек все еще ел болотные ягоды и пескарей, пил
кипяток и следил за больным волком, не спуская с него глаз».

«Оглянувшись как-то, он увидел, что волк с жадностью лижет этот кровавый след, и ясно представил себе, каков будет его конец, если он сам не убьет волка. И тогда началась самая жестокая борьба, какая только бывает в жизни: больной человек на четвереньках и больной волк, ковылявший за ним, - оба они, полумертвые, тащились через пустыню, подстерегая друг друга.

Будь то здоровый волк, человек не стал бы так сопротивляться, но ему было неприятно думать, что он попадет в утробу этой мерзкой твари, почти падали. Ему стало противно…»

«Он знал, что не проползет и полумили. И все-таки ему хотелось жить. Было бы глупо умереть после всего, что он перенес. Судьба требовала от него слишком многого. Даже умирая, он не покорялся смерти. Возможно, это было чистое безумие, но в когтях смерти он бросал ей вызов и боролся с ней».

Рассуждения об этом кончаются ответом на вопросы, которые подводят итог беседе: Почему герой оказался победителем? В чем смысл рассказа «Любовь к жизни» и почему он так называется?

К следующему уроку учащимся предлагается сравнить героя рассказа Дж. Лондона и одного из героев самостоятельно прочитанных книг. Желающие составляют сценарий на тему «Путь к кораблю».

Урок начинается прослушиванием сценария, после чего класс приступает к сравнительной характеристике героя рассказа Джека Лондона и самостоятельно выбранного героя. Главное в этой работе - избегать жесткости и регламентации, не дать сделать этот материал скучным. В основе должны быть свободные высказывания учащихся на основе личных впечатлений. Предлагаемые вопросы являются лишь самым примерным ориентиром:

1. В каких обстоятельствах оказались герои?
2. Как они вели себя? Что общего в их поведении?
3. Чем они отличаются друг от друга?

В оставшееся время учащиеся рассматривают иллюстрации к рассказу, помещенные в хрестоматии, а также в отдельных изданиях, принесенных из дома, размышляют над тем, кто из художников наиболее удачно и выразительно изобразил героя. Называют эпизоды, которые можно было бы взять для иллюстраций. Некоторые учащиеся более подробно рассказывают о том, как они представляют себе эти рисунки.

Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П. , Литература 6 класс. Методические советы - М.: Просвещение, 2003. - 162 с.: ил.

Библиотека с учебниками и книгами на скачку бесплатно онлайн , литературе для 6 класса скачать , школьная программа по литературе, планы конспектов уроков

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

 

 

Это интересно: