→ Кавказские тосты и поздравления. Лучшие кавказские тосты Красивые кабардинские тосты на день рождения

Кавказские тосты и поздравления. Лучшие кавказские тосты Красивые кабардинские тосты на день рождения

(5)
Про военных (5)
О поэтах и литераторах (5)
За родственников (10)
За здоровье (10)
За удачу (13)
За богатство (9)
О работе (8)
За отдых (9)
За охоту и рыбалку (20)
Мужские тосты (5)
Тосты в бане (5)
О живописцах (4)
Про архитекторов (5)
Про скульпторов (2)
О женщинах и сексе (5)
Тосты в ресторане (6)
Дни рождения (10)
Помолвки (7)
Защита дипломов (10)
Выпускные вечера и балы (12)
Свадебные тосты (7)
За новоселье (5)
Про торговцев (8)
Про экономистов (7)
Про педагогов (5)
Про музыкантов (2)
Театр (1)
Кино (3)
Разные, универсальные

Восточная мудрость гласит:

Так выпьем же за терпение наших родителей, вырастивших таких умных и любознательных детей, то есть нас! Своим стремлением к образованию и знаниями мы обеспечим бессмертие себе и порадуем наших родителей!

Настоящий мужчина никогда не позволит себе дурно отозваться о женщине, потому что она – смысл и цель всей его жизни. А еще, настоящий мужчина знает – переделать женщину невозможно. Мудрая женщина может сделать любимого мужчину таким, каким он ей будет нравиться еще больше. Настоящая же женщина сделает любимого мужчину таким, каким он будет нравиться самому себе.
Так выпьем же за наших матерей и отцов – настоящих женщин и мужчин!

Поднимем эти наполненные до краев бокалы за наших удачливых родителей! Ведь только провиденью подвластно сделать так, чтобы двое встретились, полюбили друг друга и вырастили таких прекрасных детей, никогда не забывающих о чести своего древнего и прославленного рода!
Пусть дом ваш будет полной чашей, и пусть улыбка озаряет ваши лица так же, как солнце озаряет нашу прекрасную землю! Пусть в душах ваших цветет вечная весна! Пусть горести и печали никогда не омрачат ваш жизненный путь!

Жил в одном селении мудрый аксакал. Сколько он жил на белом свете, никто не знал, да только жители всей округи очень его почитали и всегда обращались за советом или для того, чтобы разрешить спор между односельчанами, потому что старик этот был так же мудр и справедлив, как и стар. Жил он один – без жены и детей, а были ли они у него, никто не знал.
И вот как-то пришел в его саклю человек из соседней деревни и стал жаловаться на жизнь:
– Соседи зря обижают, поля и сады который год урожая не родят, да и жена не радует – постоянно ругается и бранится. Но горе мое вот в чем – нет у нас с женой детей. Как ни просили Бога смилостивиться над нами, не рожает жена, и все тут! Помоги, старик, посоветуй, что сделать – ты ведь жил дольше нас всех и знаешь больше о жизни.
Вот что ответил ему на это мудрец: «Не печалься, несчастье твое поправимо, ведь ты на самом деле счастливый человек, и не возражай мне! Но тебе придется подождать, прежде чем вы с женой получите все, о чем так долго мечтали. Сорви у меня в саду двенадцать гроздей винограда и возьми их с собой домой, но не ешь их сам и не отдавай жене, как бы она ни просила – они волшебные. Выжми из них сок и сделай вино. Выпейте его с женой, когда оно заиграет в полную силу.»
Так и поступил крестьянин. Когда вино поспело, он позвал жену и протянул ей полный бокал вина из «волшебного» винограда, не забыв налить и себе. Выпили они все до донышка, взглянули друг на друга и засмеялись. А через некоторое время жена обращается к мужу: «А знаешь, – говорит жена, – наши мольбы дошли до ушей Всевышнего и он послал нам великую радость. Я ходила к знахарке, и она сказала, чтобы мы ждали прибавления в семействе.»
Крестьянин несказанно обрадовался этой вести и пошел в соседнее селение поблагодарить старца за «волшебный» виноград, но, зайдя в саклю, увидел, что старик лежит при смерти, а у его изголовья сидят соседи, которым он помогал не раз своим добрым советом. Увидев вошедшего крестьянина, мудрец произнес: «В жизни бывает много огорчений, но жизнь в одиночку и без любви лишает последних радостей. Не живи до глубокой старости в одиночестве, люби жену свою – тогда ты познаешь все радости жизни и будешь по-настоящему счастлив. Дети ваши прибавят вам радости – так было всегда и будет вечно.» Сказал это старик и в одно мгновение сердце его перестало биться.
Так давайте пить вино и радоваться жизни, как это делали наши родители при нашем рождении! Пусть с каждой каплей этого волшебного напитка в их сердцах прибавляется счастья и вечной любви друг к другу, в результате которой когда-то появились на свет и мы!

Как-то весельчак Вартан спустился к быстрой реке набрать воды и встретил на пути своем луноликую красавицу. Лицо ее было так красиво, а движения ее были так грациозны, что бедняга Вартан просто остолбенел и в ту же минуту влюбился без памяти.
Девушку эту он раньше не встречал в своих краях, а потому решил, что если он не проследит за ней и не узнает, где она живет, то жизнь его кончится, так и не начавшись. А красавица лишь взмахнула длинными ресницами и, не оборачиваясь, как лань, убегающая от хищника, заспешила по тропинке прочь.
Бросил он пустой сосуд, так и не наполнив его водой, и тихо и незаметно, как леопард, стал ее преследовать. Прячась то среди густого кустарника, то за толстыми стволами многовековых деревьев, парень любовался изящным, будто выточенным мастером-ювелиром, станом девушки и ее божественным лицом, которое мелькало средь листвы. Так Вартан узнал, что эта девушка – дочь грозного и могучего кузнеца Карена, который прятал ее от людских взоров на протяжении многих лет.
Разнеслась по округе молва о неземной красоте дочери кузнеца, имя которой было Лали. Кузнец рассвирипея и вовсе перестал выпускать ее из дома и отгонял назойливых гостей, являвшихся без приглашения, чтобы полюбоваться красой девушки да посвататься: а вдруг повезет и каменное сердце строгого отца смягчится и он осчастливит новоявленного жениха своим согласием отдать Лали за него. Но не тут-то было! Кузнец Карен отваживал всех женихов – и молодых, и старых, и бедных, и богатых – ну никому он не хотел отдавать в жены свою дочь!
Бедняга Вартан совсем расстроился и потерял надежду когда-нибудь увидеть свою возлюбленную. А любовь его была столь велика, что он не мог ни есть сочных и спелых фруктов, коими богаты земли Кавказа, ни пить ароматного и сладкого вина, которое делают из винограда, произрастающего на склонах гор. Дни и ночи проводил он у ее дома в надежде еще хоть раз увидеть ее совершенную красоту или услышать чарующий голос. Чтобы не попасть под тяжелую руку кузнеца, Вартан стал прятаться на дереве, росшем вблизи его дома и как раз напротив окна его возлюбленной. Так провел он на этом дереве множество дней и ночей, столько, что сам сбился со счета.
Как-то ночью, когда все огни в доме кузнеца погасли, Вартан отважился спуститься с дерева, чтобы утолить жажду – он не пил целый день! Спустившись на землю, он стал крадучась пробираться через двор, как вдруг кто-то мертвой хваткой вцепился в его плечо. Обернувшись, Вартан так и обмер: позади него, храня молчание, стоял великан-кузнец!
Вартан решил действовать! Поборов свой страх, он заговорил с кузнецом, который продолжал молчать, исподлобья наблюдая за Вартаном. Паренек набрался храбрости и выпалил: «Кузнец, я влюбился в твою прекрасную дочь и до конца своей жизни буду любить ее, я хочу, чтобы она стала моей женой. Если ты отдашь ее кому-то другому, я умру от тоски и печали, но прежде меня на небеса попадешь ты!»
Кузнец захохотал так громко, что бедный Вартан вздрогнул. Посмеявшись от души, кузнец сказал: «А ты, молодой джигит, я смотрю, не робкого десятка. Ну раз ты говоришь, что жить не сможешь без моей Лали, то повиси на дереве еще столько дней и ночей, сколько осталось до полнолуния!» Сказал это кузнец и неспешно отправился в свой дом. Вартан долго еще стоял в изумлении посреди двора: неужели кузнец пощадил его и даже пообещал отдать за него Лали? «Ну раз так, – подумал Вартан, – вот схожу на реку воды испить и хоть до скончания веков буду висеть на этом проклятом дереве ради моей красавицы Лали!»
Так он и сделал, встретив однажды радостным возгласом взошедшую полную луну, такую же прекрасную, как и его будущая жена. Кузнец сдержал свое слово, и уже совсем скоро на зависть всем этот терпеливый и настойчивый паренек зажил со своею красавицей-женой в своем доме.
Так давайте же выпьем за наших храбрых и отважных отцов, которые отвоевывали своих возлюбленных невест у их грозных, но справедливых родителей! Ведь терпение влюбленного мужчины способно стать последним ключом, отпирающим даже самые ржавые засовы на любых дверях!

Собрались как-то горцы в доме у своего друга, удачливого охотника и балагура Вано, который славился своим бесстрашием и смелостью. Все стены у него в доме были завешаны трофеями: шкурами медведей и рогами горных козлов. Помимо своего охотничьего таланта, славился Вано и умением рассказывать старинные легенды и интересные истории, которые с ним приключились.
Долго сидели гости за праздничным столом, много раз поднимали они бокалы, доверху наполненные великолепным вином, сказали много добрых слов в честь гостеприимных хозяев, спели свои любимые старинные песни, веселые и грустные, и настал черед всеми уважаемого охотника рассказать, по старой традиции, одну из захватывающих историй из своей охотничьей жизни.
Собравшиеся гости попросили весельчака Вано рассказать самый страшный случай из его жизни. Вано немного подумал, нахмурил брови и начал свой рассказ:
– Как-то раз я охотился на рысь, которая повадилась таскать моих цыплят, но подстрелить ее у двора никак не получалось: она была очень стара и хитра, а потому сразу же чувствовала мое приближение и убегала в лес. Как-то раз я попробовал ее подкараулить, но она почуяла неладное и незаметно для меня увела за собой далеко, в самую лесную глушь, где и пропала совсем. Я очутился в неизвестном и пугающем месте, где не бывал никогда.
– Тут Вано немного призадумался, улыбнулся и продолжал:
– Вдруг позади послышался хруст, я обернулся и обомлел: передо мной стоял медведь, такой огромный, что я растерялся и застыл на месте, как вкопанный. Недолго думая, он схватил меня да сжал своими лапами так, что я выронил ружье. Как вы думаете, что он сделал потом? Поднял мое ружье и приставил дуло к моей груди!
Гости ахнули и в один голос воскликнули:
– Ну и что же было дальше?
– А дальше было вот что. Медведь заговорил человеческим голосом и сказал, что если я не женюсь на его дочери, он меня пристрелит! Оказывается, это был переодетый отец женщины, на которой я женат до сих пор. Что ж, выбора у меня не было и ничего другого мне делать не оставалось, но я не в обиде на изобретательного отца моей любимой жены!
– Сказал так Вано и произнес следующий тост, к которому присоединяемся и мы:
– Так давайте же поднимем наши полные бокалы и выпьем за тех отцов, которые готовы пойти на все ради счастья своих любимых дочерей!

Исполнилось старому аксакалу сто лет, и на это торжество приехали в его дом все его многочисленные родственники.
Во главе огромного накрытого стола восседает старец, окруженный своими внуками и правнуками. Один из его потомков, приехавший из города в высокогорный аул, где и поныне чтят многовековые традиции и помнят все поверья, решил набраться мудрости и поинтересовался у старца:
– Дедушка, ты прожил столько лет и наверное знаешь, для чего же мы живем на этом свете и что такое жизнь?
– Вай, внучек! На этот вопрос точно тебе никто и никогда не ответит. А я скажу тебе так: у каждого человека, будь то мужчина или женщина, может случиться всего лишь три приключения – это рождение, жизнь и смерть. Но своего рождения мы не осознаем, смерти страшимся, а про жизнь забываем! Вы молодые, вам еще жить и жить, так что не забывайте о том, что вы живете, а не просто существуете, тогда жизнь ваша не превратится в мелочь по сравнению с рождением и смертью.
Так выпьем же за щедрость и душевную доброту наших родителей, благодаря которым мы появились на свет, и будем радоваться жизни так же долго, как и они, – на протяжении целого века!

Древний старик, всю жизнь проживший в высокогорном селении, почувствовал близкое дыхание смерти и стал собираться на тот свет. Лежит он в своей сакле на постели, а у его изголовья собрались родственники, чтобы проститься со своим мудрым предком-долгожителем.
Попросил мудрец перед тем, как испустить дух, в последний раз испить вина из винограда, выращенного и собранного своими руками. Поднесли ему ароматного и пьянящего напитка, и один из внуков старца решил узнать у деда, как стать таким же мудрым. Старик сразу же отвечать не стал, а прежде выпил все вино до последней капли. А отвечал старец на этот вопрос так:
– Знаешь, внучек, многому я научился у своих наставников и учителей, еще большему – у друзей, но больше всего я познал от своих учеников, детей и внуков! Но запомни, что чернила ученого ценятся наравне с кровью мученика! Теперь я могу оставить этот свет спокойно – я сказал вам, что следует, но научиться искусству жизни вы должны сами.
Поднимем же бокалы за наших дражайших и умудренных опытом родителей, а также обеспечим им новый неиссякаемый источник познания через большое количество внуков и внучек, которое будет прибывать с каждым годом!

Один мудрый человек подметил: «Влюбленная женщина любит сильнее всего, жена любит лучше всего, но дольше всего любит нас мать».
Так выпьем же за самую долгую и безграничную любовь наших матерей, которые всегда нас ждали и прощали! Ведь человека нельзя воспитать и подчинить себе лишь с помощью строгости, а материнская доброта делает чудеса, подчиняя и непокорную волю, и ретивое сердце.

Выпьем за здоровье и долголетие женщин – наших уважаемых и горячо любимых мам! Они, словно зонт, защищающий нас от ливня во время грозы или от нещадно палящего летнего солнца, они оберегают домашний очаг и всех домочадцев от житейских невзгод и неудач!
Пусть ваши прекрасные и лучезарные глаза будут всегда искриться радостью и счастьем, а на горизонте не будет грозовых облаков. Пусть ничто не омрачает семейного счастья! Пусть ни секунда, ни минута вашей жизни не останется неосвященной любовью и нежностью вашего супруга и ваших детей!

Чтобы выплавить слиток золота, необходимо живое и ретивое пламя. Чтобы дополнить женскую красоту, нужно из этого слитка сделать украшения. Чтобы мужчине быть настоящим мужчиной, достойным чести своего рода, ему тоже необходимо украшение, но не из золота. Таким украшением должна стать достойная женщина, мать его детей!
Так выпьем же за самых достойнейших из настоящих мужчин – за наших отцов, успешно выдержавших все жизненные невзгоды, сделавших счастливыми наших матерей! Они могут гордиться своим выбором!

Женщинам многое подвластно не только из-за пленяющих мужское сердце, прекрасных и благородных черт лица, стройности стана и точеной фигуры, но и благодаря природному чутью, которое их никогда не подводит. К тому же мимолетный женский взгляд способен разглядеть то, что не увидит даже сотня мужских глаз.
Так выпьем же за наших мам, которые никогда не ошибаются, и за их прекрасный выбор! Пусть их очаровательные и всевидящие глаза всегда остаются манящими и сияющими, словно две луны на ночном небосклоне, окруженные густыми и длинными ресницами, подобными легким облакам!

Известно, что любовь молодой женщины можно сравнить с молодым вином: она такая же невыдержанная и пьянящая, а любовь зрелой женщины – с выдержанным, старым вином, потому что у него появляется изысканный аромат и тонкий вкус, которым под силу насладиться лишь истинному гурману!
Так давайте выпьем за нашу прекрасную маму, которая так же драгоценна, как и бутылка старинного вина! Пусть волшебный сосуд ее души всегда будет до краев наполнен живительным пьянящим напитком, который столько лет выдерживался под бдительным надзором искусного винодела – мужчины ее жизни и нашего отца!

Кавказская мудрость гласит: если добрый человек хочет прожить в одном и том же прекрасном месте месяц, он должен посеять там кукурузу, если год – построить дом, а если всю жизнь – то вырастить ребенка.
Давайте поднимем свои бокалы до дна за то, что наши дорогие родители засеяли не одно кукурузное поле, построили прекрасный дом и вырастили нас с вами!

Наша жизнь похожа на преодоление горного хребта: взобравшись на одну горную вершину, которая казалась последней, перед нашим взором предстают новые, еще более высокие вершины. Так мы и проводим свою жизнь в постоянных восхождениях. Поэтому, покоряя очередную вершину, задумайтесь над тем, что любую преграду преодолевать легче не в одиночку, а рука об руку со своим супругом.
Так пусть наши родители никогда не останавливаются на достигнутом и продолжают свой путь с любовью в сердце, так как она является наивысшей ценностью, которая всегда должна быть с человеком в жизненном походе!

Беседуют две подруги. Одна говорит:
– Когда мой Вано со мной плохо обращается, я пугаю тем, что уеду жить к маме в другую деревню.
– А я, наоборот, говорю, что возьму маму к себе, и Гоги становится такой ласковый!
Так поднимем же бокалы за мою дорогую маму, которую мы везде и всегда рады видеть, а особенно сегодня за этим столом!

Был у меня хороший знакомый – Дато. Веселый, красивый, но совершенно лысый.
И вот однажды, на банкете, где было много женщин, он сказал:
– У женщин волос долог, да ум короток.
Хозяйка, присутствовавшая за столом, пожилая грузинка с прекрасными волосами, спросила его:
– А вот у тебя, Дато, нет ни долгих, ни коротких волос на голове – как же распознать твой ум?
За мудрых и всегда прекрасных женщин! За нашу милую маму и пожелаем ей еще долгие годы оставаться такой же красивой, а то, что она мудрая женщина и умелая хозяйка мы и так знаем!

Я много ездила по горным аулам, годами собирала в свои сердечные хурджины услышанное. Конечно, тосты, собранные в этой книге, – старинные, они не отражают сегодняшнюю новь жизни народов Дагестана, но они несут в себе нравственную древнюю мудрость людей, передаются из уст в уста, от поколения к поколению. В данное издание включено много и новых тостов, преимущественно о любви и о женщине, ведь не мало раз приходилось мне после выхода первого издания тостов бывать на свадьбах, где теперь и женщины сидят рядом с мужчинами за одним столом и не только слушают прекрасные речи, адресованные им, но и сами говорят такие мудрости, что бывалые ораторы слушают их с восхищением. И еще я посчитала целесообразным включить в книгу две поэмы – «Восемнадцатая весна» и «Орлы слетают с гор», посвященные конкретным личностям, сыновьям гор, как бы олицетворявшим собою в жизни мужество и преданность Родине, к чему всегда звала их горская мудрость. Тосты, притчи, напутственные восьмистишия переведены на русский язык рифмованным стихом. Мне представляется важным, что Владимир Туркин, переводя аварские тексты, сохранил в них, с одной стороны, высокий стиль торжественности, а с другой – свободные речевые, разговорные интонации, свойственные этим тостам и притчам, не «заакадемизировал» их, а придал им характер некоторой языковой обытовленности и простоты, поскольку они взяты из устного обихода.

Из серии: Литературный Дагестан

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дагестанские притчи и тосты (Ф. Г. Алиева, 1979) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Дорогие читатели!

Может быть, многие из вас сами бывали на горских свадьбах, сами танцевали лезгинку, сами пробовали вкусные горские блюда, сами слышали, как состязаются за столом в остроумии и мудрости, и сами пили вино из огромных остроконечных бычьих рогов.

Горская свадьба – это не только место, где собираются, чтобы поздравить молодоженов и повеселиться. Это одновременно собрание, где люди, провозглашая тосты, стараются блеснуть красноречием и мудростью. Тосты бывают разные, сила их в краткости и ясности, поэтому сразу же, поднимая первый бокал и открывая свадебный пир, тамада почти всегда дает понять, что говорить надо коротко и умно. Но самому нельзя слишком укорачивать свою речь. Тамада – самое ответственное лицо свадьбы. Он должен видеть все и слышать все и при этом не забывать произносить заздравные тосты. Тамада следит, как бы не появилась «трещина», не вспыхнула бы ссора. Осторожно направляет он речку многословия в берега. В сердце загрустившего вливает веселье.

Пока сам тамада не поднимет первого тоста, никто не имеет права пробовать вино. Все ждут знака тамады. В руках у тамады бычий рог. Но тамада обычно не спешит; он начинает издалека:

«Вот, друзья, у меня в руках бычий рог. Раньше говорили, что земля стоит, опершись на него. Если хорошенько подумать, это правда: разве не трудом быка наши предки вспахивали землю, а земля отдавала нам силу жизни – хлеб. А мир держится на хлебе.

Бык, наверное, не раз давал этим рогом отпор врагу, не раз, радуясь своему труду, копался этим рогом в несенной свежей земле. Теперь я держу его в своих руках, он наполнен красным вином, в нем сок земли и жар солнца. Я хочу, чтоб каждый из вас, держа рог в руках, чувствовал себя так, будто земля опирается на него и будто от любой оплошности каждого из нас земля потеряет равновесие. Итак, друзья, мы в ответе не только за свадебный стол, но и за весь мир».

Первые тосты почти всегда бывают наиболее короткими, но целеустремленными, как стрела, выпущенная после долгого и меткого прицела. А по мере того как опустошаются бокалы, появляется охота к многословию. Одни умудряются разнообразить тосты, обычно рассказав какую-нибудь притчу перед тостом, другие, выслушав столько мудростей из уст других, чувствуют себя бессильными и произносят самый короткий тост: «За сказанное!»

Застолье в горах бывает не только по случаю свадьбы сына, но и в день его рождения, и в день, когда он без сопровождения старших самостоятельно отправляется в путь, и в день, когда он впервые уходит на работу.

А день рождения дочери считался несчастливым. Поэтому не было и тостов по случаю рождения дочери. Но когда дочь уходила в чужой дом, собирались старейшие женщины и родственницы и за блюдом халвы желали ей благополучия. Раньше чужой дом для невесты считался «раскаленной жаровней». По дочке, какая она терпеливая, трудолюбивая, покорная, преданная, давали оценку ее родителям, более того, если она покажет себя с плохой стороны, то это бросало тень и на ее незамужних сестер, и они долго оставались в девушках. Если старшая сестра сразу же умела показать себя трудолюбивой и терпеливой, то и судьбы младших сестер устраивались лучше.

Провожая дочку в чужой дом, мать ей говорила:

«Если тебе в доме мужа придется проглотить ветвистое дерево, проглоти его так, чтобы даже свекруха не увидела слез в твоих глазах. Если тебе придется выпить реку одним глотком, выпей так, чтобы муж даже не слышал стона твоего». Нынешнему читателю могут показаться слишком навязчивыми мотивы безропотного послушания, унизительной покорности, даже, раболепия перед мужем, которые звучат в напутствиях дочерям-невестам. Но что поделать? Так было – ведь я беру эти тосты из прежних времен.

Нынче, конечно же, судьба женщин, девушек-дочерей у нас в Дагестане неузнаваемо изменилась. Женщины стали большой общественной силой в нашей республике. Молодые соединяют теперь свои жизни по взаимной любви, молодожены чувствуют себя равными в браке, все чаще звучат в Дагестане, в его аулах комсомольские свадьбы.

Я очень люблю горские свадьбы не только потому, что я люблю танцевать, а потому, что здесь бывает мобилизована вся мудрость людей. Люблю эти красивые и мудрые обряды. Когда невеста входит в дом жениха, ее встречает мать его и еще на пороге кладет ей в рот полную ложку пчелиного меда:

«Пусть тебе в нашем доме

Будет всю жизнь так же сладко,

как сладок этот мед.

И желание трудиться

Будет у тебя такое же, как летом у пчел».

Подруги подводят невесту к жениху, одна держит в руках зеркало, другая – зажженный факел; отражаясь в зеркале, он светится, словно солнце. Третья несет в руках водою наполненный кувшин и приговаривает: «Примите в дом солнце, огонь и воду». Лицо невесты бывает покрыто белым шелковым платком – гурмендо (фатой).

На другой день после брачной ночи самый близкий друг жениха по обычаю открывает ее лицо, поднимая с лица гурмендо, и при этом дарит ей подарки и произносит тост.

На третий день опять собираются близкие и друзья. Невесте вручают «сердце дома» – ее подводят к очагу, она должна первый раз в доме мужа зажечь огонь в очаге, мать мужа дарит ей подарок: или бросает около очага к ее ногам ковер, или вручает ей новую медную большую кастрюлю. Блюдо, приготовленное невестой, пробуют все собравшиеся и произносят тосты, шутят, мол, такого блюда никогда не пробовали.

На пятый день мать мужа собирает всех подруг своей невестки. Они должны сопровождать ее в первый раз из дома мужа по воду. Все они бывают празднично одеты, и смотреть на них выходят все аульчане. Этому придается большое значение. Мать жениха готовит и раздает халву, в доме опять собираются мужчины, и кувшин, полный воды, который принесла невеста, передается из рук в руки и каждый пьет и говорит свое пожелание.

Я много ездила по горным аулам, годами собирала в свои сердечные хурджины услышанное. Конечно, тосты, собранные в этой книге, – старинные, они не отражают сегодняшнюю новь жизни народов Дагестана, но они несут в себе нравственную древнюю мудрость людей, передаются из уст в уста, от поколения к поколению.

В данное издание включено много и новых тостов, преимущественно о любви и о женщине, ведь не мало раз приходилось мне после выхода первого издания тостов бывать на свадьбах, где теперь и женщины сидят рядом с мужчинами за одним столом и не только слушают прекрасные речи, адресованные им, но и сами говорят такие мудрости, что бывалые ораторы слушают их с восхищением.

И еще я посчитала целесообразным включить в книгу две поэмы – «Восемнадцатая весна» и «Орлы слетают с гор», посвященные конкретным личностям, сыновьям гор, как бы олицетворявшим собою в жизни мужество и преданность Родине, к чему всегда звала их горская мудрость.

Тосты, притчи, напутственные восьмистишия переведены на русский язык рифмованным стихом. Мне представляется важным, что Владимир Туркин, переводя аварские тексты, сохранил в них, с одной стороны, высокий стиль торжественности, а с другой – свободные речевые, разговорные интонации, свойственные этим тостам и притчам, не «заакадемизировал» их, а придал им характер некоторой языковой обытовленности и простоты, поскольку они взяты из устного обихода.

Вступая в должность тамады

За этим свадебным столом,

Я пью за то, чтобы ваш дом

Был славен миром и трудом, -

За счастье и веселье в нем.

Наполнен мой бокал вином,

Оно – как сок Земли.

Как Солнце.

В нем растворено

Чудотворящее зерно

Преображения.

Испив его,

Пусть в тот же миг

Предстанет юным среди нас.

А тот, кто молод в этот час,

Пусть будет мудр, как аксакал.

Для славных девушек

Вот этой влаги золотой

Пусть обернется красотой.

Мужчинам пусть добавит воли

И быть отважными велит.

Пускай оно все ваши боли

И все недуги исцелит.

А коль в душе у вас усталость,

То хватит и глотка вина,

Чтоб снять усталость.

Воспоминаньем лишь осталась.

А коль у нас на сердце зло,

Как говорят аксакалы, в жизни человек должен избегать двух типов людей: тех, которым не нужен он, и тех, которые не нужны ему.
Так поднимем бокалы за всех нас, сидящих за этим праздничным столом. Пусть каждый из нас будет всегда непременно кому-то нужен!

Кавказского желаю здоровья,
Чтоб дружба крепкой была,
Чтобы тебя уважала,
Ценила, любила семья!

За твой успех и удачу,
Сегодня выпью до дна,
И пожелаю тебе я в придачу,
Прожить достойно все года!

Кавказская мудрость гласит: «Хочешь найти сильную любовь - ищи влюбленную женщину. Хочешь найти преданную любовь - ищи верную жену. Хочешь обрести вечную любовь - никогда не забывай дорогу к материнскому дому».
Выпьем за безграничную и вечную любовь наших матерей!

Один глупый и гордый баран так сильно хотел быть лучше всех в своей стае, что вскарабкался на самую высокую вершину самой высокой горы. Начался сильный ветер, все бараны сплотились в стадо и устояли, но тот баран, увы, был один и не смог устоять перед силой ветра. С очередным его порывом он улетел в ущелье и разбился. Так выпьем же за то, чтобы в нашей компании не было таких баранов, мы были единым коллективом.

Почему орел летает так высоко и так уверенно? Потому что вся его сила в крыльях, уверенность в каждом взмахе крыла. Его чутье видит то, чего невозможно увидеть глазами. Так пусть в каждом из нас проснется такой орел, который внушит нам уверенность в каждом шаге, даст возможность чувствовать то, чего невидно. Тогда наш полет по жизни будет уверенным и стабильным!

Высоко в горах, там где небо обнимается с вершинами гор, жил великий мудрец. Его мудрость была так велика и известна, что советоваться с ним приходили самые главные вожди окрестных племен и никогда они не бывали разочарованы в его советах. Но вот однажды, большая беда пришла в одно из окрестных сел, начали умирать домашние животные. И никто не мог понять причину этого несчастья. И тогда старейшинами было принято решение обратиться за помощью к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал: «Это вам уважаемые, к ветеринару надо!» Так давайте же выпьем за то, что бы каждый занимался бы своим делом и если у вас возникает проблема, обращайтесь к профильному специалисту! За специалистов своего дела!

Однажды, один владыка дальних стран, переоделся в простолюдина и спустился в аул, посмотреть, как живут местные жители, да и, чтобы выбрать себе жену. Приглянулись ему три девушки. Пригласил он их во дворец, сказав, что владыка ищет себе ту, с которой разделит трон. Две девушки пришли в назначенное время, разодетые в самые дорогие убранства, а третья так и не появилась. На следующий день, он вновь спустился в аул, узнал, где проживает девушка и пришел к ней домой. Девушка проживала в самом бедном доме и в огромной семье. Царь спросил, почему она не пришла в его дворец, почему не захотела стать женой, стать богатой? Девушка ответила, что семью, любовь, честь и счастье, невозможно купить ни за какие деньги мира. Так, выпьем же друзья за то, чтобы семьи были в порядке, чтобы нас любили не за наш заработок, а за нашу душу, чтоб счастье было в каждом доме, и чтоб никто не сомневался в нашей чести!

Чтобы здоровье крепким было,
Чтобы тебя не подводило,
Чтобы жилось как на Кавказе,
Чтоб было все, и чтобы сразу!

Чтоб были длинными лета,
Чтобы везло тебе всегда,
Чтоб беды мимо проходили,
Чтоб все вокруг тебя любили!

За это выпить предлагаю,
Тебе успеха пожелаю,
Чтоб оправдались планы все,
И будь от горя в стороне!

У кавказцев есть легенда: когда в семье появляется ребеночек, то в придачу к нему появляются 100 чертей. Когда ему исполняется год, то рождается один ангелочек, а чертей становится на одного меньше. И так каждый следующий год: число ангелов увеличивается, а чертей - уменьшается. Поднимем фужеры за то, чтобы мы все дожили до того момента, когда чертей не останется!

В далекие времена высоко в горах жил-был один богатый человек. Был он богат благодаря своему стаду овец которых он холил и лелеял как родных детей. И вот однажды пришла к нему в дом беда, воры украли всех его овец. И понял тогда он, что его семья осталась без ничего и умрут они голодной смертью. Но через несколько дней увидел он, что идут к нему его друзья и ведет каждый по несколько овец ему в дар!
Так выпьем же за настоящих друзей и чтобы их было много!

Наверное, вам прекрасно известно, что наибольшей популярностью на любом празднике пользуются именно кавказские тосты. Они остроумные, оригинальные, иногда и всегда неизменно глубокие. В них заложен глубокий смысл, который доносится до всех слушателей в полном объеме, доставляя им истинное удовольствие и пробуждая в их сердцах какие-то новые, абсолютно неведомые им эмоции. И тут совершенно неважно, кто конкретно говорит тост. Это не обязательно должен быть кавказец. Конечно, кавказская речь в устах коренного горца прозвучит особенно колоритно, но это вовсе не обязательно.

Главное здесь – прочувствовать содержание и проникнуться теми эмоциями, которые несет в себе тост. Только так вы сможете донести его смысл до слушателей и поразить их более всего. Ну а взять достойные кавказские тосты на день рождения можно прямо здесь. даст вам возможность выбрать из десятков готовых вариантов. Это абсолютно бесплатно. Вам просто нужно уделить несколько минут своего времени оценке коллекции и выбору конкретного тоста, а, быть может, и двух.

Действуйте, берите интересующий вас тост и произносите его в торжественный момент. Успех вам будет гарантирован, равно как и положительные эмоции для именинника или именинницы.


Могучий тур чувствует себя тем лучше, чем выше он взобрался в горы. И вот стоит тур на вершине, и кружит над ним горный орел. Стремительно пал орел на тура, клевал его так, что тот сорвался со скалы и разбился. Осушим полные бокалы за то, чтобы, на какую бы самую высокую вершину ты ни забирался, никто не смог заклевать тебя и заставить упасть.


Ручеек, добежавший до моря, увидевший перед собой неоглядные голубые просторы и смешавшийся с этой великой голубизной, не должен забывать тот родник высоко в горах, от которого начался его путь по земле и весь тот каменистый, узкий, порожистый, извилистый путь, который пришлось ему преодолеть. Так выпьем же за то, чтоб мы никогда не забывали своих истоков!


На Кавказе говорят, что Бог посылает людей в мир с четырьмя целями: одних - для страдания, других - для того, чтобы скучали, третьих - чтобы влачили жалкое существование, а четвертых – чтобы дарили радость другим. Так выпьем же за нашего дорогого именинника, который дарит нам ни с чем не сравнимую радость общения!


У кавказцев есть легенда: когда в семье появляется ребеночек, то в придачу к нему появляются 100 чертей. Когда ему исполняется год, то рождается один ангелочек, а чертей становится на одного меньше. И так каждый следующий год: число ангелов увеличивается, а чертей - уменьшается. Поднимем фужеры за то, чтобы мы все дожили до того момента, когда чертей не останется!


Один старый мудрый грузин говорил: Если хочешь быть счастлив один день – напейся. Если хочешь быть счастлив одну неделю – заболей. Если хочешь быть счастлив один месяц – женись. Если хочешь быть счастлив один год – заведи любовницу. А если хочешь быть счастлив всю жизнь – будь здоров, дорогой! Так выпьем же за именинника: – за здоровье!


Пусть будет кровь горяча, как жаркий огонь. Пусть будет ваша душа пьяна, как сладкий ликер. Пусть будет вера высока - выше всех гор!


Как говорят аксакалы, в жизни человек должен избегать двух типов людей: тех, которым не нужен он, и тех, которые не нужны ему. Так поднимем бокалы за всех нас, сидящих за этим праздничным столом. Пусть каждый из нас будет всегда непременно кому-то нужен!


Если я не ошибаюсь, на Кавказе есть поверье: время, которое ты проводишь за столом с друзьями, господь не засчитывает в твой возраст. Поэтому предлагаю тост за наши встречи, за всех нас и за нашу молодость!

Приготовление самогона и спирта для личного использования
абсолютно легально!

После прекращения существования СССР новое правительство остановило борьбу с самогоноварением. Уголовная ответственность и штрафы были отменены, а из УК РФ изъята статья о запрете производства спиртосодержащей продукции в домашних условиях. По сей день не существует ни одного закона, запрещающего нам с Вами заниматься любимым хобби – приготовлением алкоголя в домашних условиях. Об этом свидетельствует Федеральный закон от 8.07.1999 № 143-ФЗ «Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст. 3476).

Выдержка из Федерального закона РФ:

«Действие настоящего Федерального закона не распространяется на деятельность граждан (физических лиц), производящих не в целях сбыта продукцию, содержащую этиловый спирт».

Самогоноварение в других странах:

В Казахстане в соответствии с Кодексом РК Об административных правонарушениях от 30 января 2001 года N 155 предусмотрена следующая ответственность. Так, согласно статье 335 «Изготовление и сбыт алкогольных напитков домашней выработки» незаконное изготовление в целях сбыта самогона, чачи, тутовой водки, браги и других алкогольных напитков, а равно сбыт указанных алкогольных напитков влечет штраф в размере тридцати месячных расчетных показателей с конфискацией алкогольных напитков, аппаратов, сырья и оборудования для их изготовления, а также полученных от их реализации денег и иных ценностей. Однако законом не запрещается приготовление алкоголя в личных целях.

В Украине и Белоруссии дела обстоят иначе. Статьями №176 и №177 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусмотрены наложения штрафов в размере от трех до десяти не облагаемых налогом МРОТ за изготовление и хранение самогона без цели сбыта, за хранение без цели сбыта аппаратов* для его выработки.

Практически слово в слово повторяет эту информацию статья 12.43. «Изготовление или приобретение крепких алкогольных напитков (самогона), полуфабрикатов для их изготовления (браги), хранение аппаратов для их изготовления» в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях. Пункт №1 сообщает: «Изготовление физическими лицами крепких алкогольных напитков (самогона), полуфабрикатов для их изготовления (браги), а равно хранение аппаратов*, используемых для их изготовления, – влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до пяти базовых величин с конфискацией указанных напитков, полуфабрикатов и аппаратов».

*Приобретать самогонные аппараты для домашнего использования все же можно, так как второе их назначение – дистилляция воды и получение компонентов для натуральных косметических средств и парфюмерии.

 

 

Это интересно: