→ Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе «Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик

Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе «Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик

Разделы: Работа с дошкольниками

Старшая группа

Тема:

“В гостях у писателя С. Я. Маршака”.

Цели и задачи: Обобщить знания детей о писателе, его произведениях. Продолжать учить детей заучивать наизусть стихотворения. Развивать интонационную выразительность речи, артистические способности дошкольников.

Воспитывать интерес к литературе, желание знакомиться с творчеством Маршака.

Оборудование: книги С. Я. Маршака, иллюстрации к его произведениям, портрет писателя, атрибуты костюмов для чтения-драматизации стихов, схематические рисунки для заучивания наизусть, поделки оригами, цветные карандаши.

Предварительная работа:

Чтение детям и слушание в аудиозаписи произведений С.Я. Маршака. Словесные игры и упражнения на развитие темпа, тембра, мелодики речи и логического ударения. Разучивание наизусть отрывков из стихотворений “Усаты – полосатый”, “Вот какой рассеянный”, “Багаж”, “Урок вежливости” и их инсценировка. Изготовление с детьми поделок оригами “кошка”

Ход занятия

Сегодня мы с вами отправимся в гости к писателю и поэту С. Я. Маршаку. Взгляните на его портрет. Он прожил долгую жизнь – 77 лет. Его книги знаете вы, ваши мамы, папы и даже бабушки и дедушки.

Сейчас дети нашей группы выступят перед вами. А вы посмотрите, послушаете и вспомните названия этих произведений.

1) Стала девочка учить котенка говорить:
– Котик, скажи: мя-чик.
А он говорит: мяу!
– Скажи: лошадь.
А он говорит: мяу!
– Скажи э-лек-три-че-ство.
А он говорит: мяу-мяу!
Все “мяу” да “мяу”!
Вот какой глупый котенок!

2) Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать.
В рукава просунул руки-
Оказалось, это брюки.
Он отправился в буфет
Покупать себе билет.
А потом помчался в кассу
Покупать бутылку квасу.

3) Выдали даме на станции
Четыре зеленых квитанции
О том, что получен багаж:
Диван, чемодан, саквояж,
Картина, корзина, картонка
И маленькая собачонка.

4) Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести:
– В гостях, медведь
Нельзя реветь,
Нельзя грубить и чваниться.
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу.

А теперь взгляните на эти иллюстрации. Узнаете, к каким сказкам или стихотворениям они нарисованы?

Ребята, вы знаете, оказывается, Маршак учился в Англии в Лондонском университете и много ездил по стране. Во время этих поездок он узнавал разные английские стихи, потешки и перевел их для нас на русский язык.

Сегодня мы выучим наизусть небольшое стихотворение, которое называется “Разговор”

Тетя Трот и кошка
Сели у окошка,
Сели рядом вечерком
Поболтать немножко.
Трот спросила: Кис-кис-кис,
Ты ловить умеешь крыс?
– Мурр, – сказала кошка,
Помолчав немножко.

Разбор текста. Примерные вопросы детям.

1) Назовите главных героев стихотворения.
2) Как вы думаете тетя Трот какая хозяйка для своей кошки? Опишите ее характер.
3) Как тетя Трот разговаривает с кошкой?
4) Какая интонация слышится в ее голосе?
5) А какой вам представляется кошка? Расскажите про нее.
6) Как вы считаете, что хотела сказать кошка своим “мурр”?

Рассмотрим схематические рисунки, которые помогут выучить это стихотворение.

Дети рассказывают по желанию стихотворение по схеме с помощью воспитателя, а потом самостоятельно.

В конце нашего занятия, я предлагаю разрисовать “кошек” оригами, которых мы сделали с вами заранее. Пусть у вашей кошки будет своя особенная окраска и свой характер.

Тема:

“На сказочном дворе”.

Цели и задачи: Вспомнить с детьми значение слова “сказка”. Обобщить знания детей о знакомых сказках.Учить детей творческому рассказыванию; связывать в единую сюжетную линию выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст.Учить детей на основе знакомого сюжета сказки придумывать новую сказку, содержательно и эмоционально рассказывать её, используя выразительные средства, традиции начала сказки и окончания. Развивать речевое творчество дошкольников.Воспитывать интерес к литературе, любовь к книге, доброжелательное и корректное отношение друг к другу.

Оборудование: набор плоскостных фигурок сказочных героев, мультимедийное оборудование (проектор, экран).

Ход занятия

– Ребята, сегодня мы с вами поговорим о сказках. Что такое сказка? Как вы думаете?

(Ответы детей)

Кто придумывает сказки?

Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей её впусти,
Потому что сказка – птица,
Чуть спугнёшь – и не найти.

Предлагаю вам поиграть со сказками.

Давайте соберём букет из знакомых и любимых вами сказок. Называйте сказки и внимательно смотрите на экран.

Интерактивная игра “Букет из сказок”

– А я сейчас проверю, как хорошо вы знаете сказки.

Прослушайте внимательно и отгадайте, что же это за сказка:

Интерактивная игра “Угадай сказку”

Он от дедушки ушёл,
Он от бабушки ушёл.
Круглый сам, румяный бок,
А зовётся … (Колобок )

Только за козой закрылась дверь,
Тут как тут уже голодный зверь…
Знает сказку каждый из ребят:
Это … (Семеро козлят )

На печи лежал Емеля,
Долго мучился бездельем.
А потом пошло везенье,
Всё … (По щучьему веленью )

Он не низок, не высок,
И не заперт на замок,
Весь из брёвен, из досок
Стоит в поле … (Теремок )

Где и когда приключилось такое?!
Мышка разбила яйцо золотое.
Дед горевал. И печалилась баба…
Только кудахтала … (Курочка Ряба )

Тянут дедка, бабка, внучка,
Тянет маленькая Жучка,
Кошка с мышкой тянут крепко…
Догадался? Это … (Репка )

Сказочная физминутка “Буратино”

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.

Ребята, вы любите сочинять сказки? Попробуйте сейчас сами это сделать. Я думаю у вас получится.

Предлагаю вам разделиться на три группы по цвету ваших бейджиков. Каждая группа подходит к своему столу. Герои из каких сказок пришли к вам в гости? (Курочка Ряба, Колобок, Три медведя). Но обратите внимание, среди знакомых вам сказочных героев есть и новые персонажи. Постарайтесь сейчас сочинить сказку на новый лад, при этом, чтобы сохранился сюжет, но поменялся конец. Что произошло бы в вашей сказке, если в ней оказались новые герои?

Ваша сказка должна быть небольшой, законченной. Помните, в сказке всегда добро побеждает зло.

(Работа в малых группах со сказками)

А теперь давайте послушаем ваши сказки. (Прослушивание сказок)

Ребята, какие вы молодцы! У вас получились интересные, необычные, не похожие друг на друга сказки. Чуть позже, в свободное время вы можете нарисовать рисунки к своим новым сказкам.

Подготовительная группа

Тема:

“Путешествие по сказкам К. И. Чуковского”.

Цели и задачи: Обобщить знания детей о писателе, его произведениях. Формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям. Развивать воображение, речетворческие способности у детей. Воспитывать интерес к литературе, любовь к книге и чтению.

Оборудование: Книги К. И. Чуковского, портрет писателя, иллюстрации к его произведениям, атрибуты костюмов для чтения – драматизации стихов, рисунки по сказкам К. И. Чуковского.

Предварительная работа: Чтение детям и слушание в аудиозаписи произведений Чуковского. Экскурсия в городскую библиотеку. Выставка рисунков детей и родителей “Мои друзья из книг Чуковского.

Ход занятия

Воспитатель. Сегодня мы с Вами отправимся в путешествие. А куда – догадайтесь сами. Из какого стихотворения эти строки, и кто автор?

Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт,
Чудо-чудо, чудо, чудо
Расчудесное.
Ни листочки на нём,
Ни цветочки на нём.
А чулки и башмачки,
Словно яблоки!
Маша по саду пойдёт,
Маша с дерева сорвёт
Туфельки, сапожки,
Новые калошки.
А для Мурочки такие
Крохотные голубые
Вязаные башмачки,
И с помпончиками,
Вот такое дерево!

Дети: “Чудо-дерево” К.И. Чуковского.

Воспитатель: Правильно. (Звенит телефон, воспитатель берёт трубку.) У меня зазвонил телефон. Кто говорит?

Дети: Слон.

Воспитатель. Откуда?

Дети. От верблюда.

Воспитатель. Что Вам надо?

Дети. Шоколада.

Воспитатель. А вы откуда всё это знаете?

Дети. Из книги К.И. Чуковского “Телефон”

Воспитатель. Правильно, эти стихи написал К.И. Чуковский.

Посмотрите на его портрет. Корней Иванович Чуковский жил давно, когда ваши дедушки и бабушки были такими же маленькими, как вы сейчас. У него было четверо детей: две дочери и два сына. Он очень любил их, часто играл с ними в прятки, в салочки, купался с ними, катал их на лодке, читал им книжки. Но однажды случилось несчастье. Его маленький сын тяжело заболел. У мальчика была высокая температура, он не мог уснуть, плакал. Чуковскому было очень жалко своего сынишку, хотелось его успокоить, и он на ходу стал придумывать и рассказывать ему сказку. Сказка мальчику понравилась, он перестал плакать, внимательно слушал и на конец уснул, а через несколько дней совсем поправился. После этого случая Чуковский стал сочинять сказки. И придумал их очень много.

– А вы любите сказки?

Наши дети приготовили вам сюрприз. Они расскажут вам отрывки из произведений Корнея Чуковского, а вы попробуйте отгадать название.

1 ребенок:

Прыг, да прыг
Да чик-чирик,
Чики-рики-чик-чирик!
Взял и клюнул Таракана,
Вот и нету Великана.
Поделом великану досталося,
И усов от него не осталося. (“Тараканище”)

2 ребенок:

Ой Вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы пойдите-ка, немытые, домой,
Я водою Вас умою ключевой,
Я почищу Вас песочком,
Окачу Вас кипяточком,
И Вы будете опять,
Солнышко сиять. (“Федорино горе”)

4 ребенок:

Я злодея зарубил!
Я тебя освободил!
И теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться! (“Муха-Цокотуха”)

5 ребенок:

Говорю тебе, злодей,
Выплюнь солнышко скорей!
А не то, гляди – поймаю,
Пополам переломаю.
Будешь ты, невежа, знать
Наше солнце воровать! (“Краденое солнце”)

– Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?

Айболит – (доктор)
Бармалей – (разбойник)
Федора – (бабушка)
Каракула – (акула)
Мойдодыр – (умывальник)
Тотошка, Кокошка – (крокодильчики)
Цокотуха – (муха)

Расшифруйте имена сказочных героев. Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, чтобы получились имена сказочных сказочных героев.

К Р К Д Л Ф Д Р А Б РМ Л Й

Понравилось вам, ребята, путешествовать по сказкам Корнея Ивановича Чуковского? Почему вы любите эти сказки? Чему они вас учат?

А сейчас давайте пройдем к нашей книжной выставке и еще раз перелистаем эти удивительные книги.

Организация: Детский сад №51 «Росинка»

Населенный пункт: Смоленская область, г. Смоленск

Тема: Чтение русской – народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый».

Цель: познакомить детей со сказкой. Систематизировать и углубить знания детей о русском устном творчестве, композиционных и национальных языковых особенностях сказки. Научить осмысливать идею сказки, оценивать характеры персонажей.

Рассмотреть с детьми обложку книги.

Чтение произведения.

Беседа о прочитанном:

Назовите героев сказки.

Кто из сказочных персонажей со сковородки убежал, а как в избушке появились воробей и мышонок?

Как друзья жили – поживали в начале сказки, какие у них были обязанности по дому?

Вспомните, как нахваливали друзья друг друга за работу, чьи слова вам понравились больше всего, почему? Как бы вам хотелось похвалить своего друга, а чтобы вас похвалили?

Почему поссорились друзья?

А как бы вы поступили на их месте?

Что можно было предложить мышонку, воробью и блину, чтобы они не ссорились?

А как бы вы помирились со своим другом?

Какой момент в сказке тебе больше всего запомнился?

Предложить детям исполнить песенку блина парой, втроем и т.п., остальные дети сопровождают пение игрой на муз. инструментах.

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я – масленый бок.

На сметанке мешан,

На маслице жарен!

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я – масленый бок!

Наша сказка заканчивалась словами: «Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают», а как бы вы хотели закончить сказку?

2

Тема : Русский фольклор.

Цель: способствовать развитию у детей художественного восприятия малых фольклорных форм (потешек, песенок, пословиц, поговорок, загадок, закличек), интереса пониманию смысла образных выражений; формировать интонанационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек и песенок, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Предварительная работа: разучить хоровод «Ходит Ваня», вспомнить, выучить потешки, дома – подобрать и выучить пословицы, поговорки, доступные детскому восприятию.

НОД проходит в интерьере, имитирующим русскую избу. Воспитатель рассказывает детям о быте, о том как простые люди работали, отдыхали. Многие не умели читать, писать, но тем не менее придумывали замечательные песни, сказки, потешки, пословицы, поговорки и эти произведения не пропадали, а бережно передавались от родителей к детям.

Слушание в записи колыбельной песни «Ой, лю-лю, моё дитятко».

Вспомнить с детьми потешки: «Заинька по сенечкам», «Сидит белка на тележке», «Вода, водичка, умой моё личико», «Котик-коток», «Торжок».

Хоровод «Ходит Ваня».

Рассказ воспитателя о русских-народных пословицах , о том, что они учат трудиться, боятся лени, помогать своим друзьям, не быть жадными, злыми. Разобрать с детьми пословицы:

Красна птица пером, а человек умом.

Закончил дело, гуляй смело.

Трусливому зайке и пенёк – волк.

Одна пчела много мёда не наносит.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Попросить детей привести примеры из жизни, подходящие к этим пословицам. Помочь при затруднении. Выслушать пословицы, которые дети выучили дома с родителями, уточнить что они обозначают.

Дидактическая игра «Волчок». Дети при помощи волка определяют что им надо рассказать – пословицу, поговорку, закличку, считалку, загадку, потешку.

Тема : Чтение рассказа Н.И.Сладкова «Топ».

Цель : продолжить знакомить детей с природоведческой литературой; формировать эстетическое восприятие картин природы, художественных текстов; развивать представления о жанровых особенностях литературных произведений, в частности, рассказа.

Способствовать развитию у детей связной речи.

Предварительная работа : чтение рассказов Н.И.Сладкова «Всему своё время», «За пером синей птицы», «Осиновые невидимки». Оформить выставку рисунков по его произведениям.

Вспомнить с детьми ранее прочитанные рассказы Н.И.Сладкова, рассмотреть выставку рисунков по его произведениям.

Прослушать фрагменты из радиопередачи «Вести из леса», где Сладков был ведущим.

Познакомить детей с новым рассказом «Топ».

В процессе беседы с детьми уточнить:

Кого из животных видел Топ и его хозяин в лесу.

Как проходила встреча Топа и бурундука.

Кого испугался Топ.

Правильно ли поступил пёс, когда хотел погнаться за птенчиками и можно ли обижать слабых.

Как хозяин проучил Топа, чтобы он не обижал маленьких зверей и птиц. Как дети поступили бы на месте хозяина собаки.

Нужно ли воспитывать и учить собак, для чего.

Топ – охотничья или сторожевая собака.

Показ фотографий собак различных пород, просьба выбрать ту, которая больше всего подходит к образу Топа, описать собаку, объяснить свой выбор (3-5 ответов).

Слушание песни Е.Крылатова, на слова Ю.Энтина «Это знает всякий» (о преданном друге – собаке).

Рассказ детей о том как они назвали бы свою собаку, во что они играли бы с ней, как ухаживали.

В заключении, дети пересказывают наиболее запомнившиеся моменты (как Топ съел сгущёнку, как куропатка спасала своих детей и т.п.).

Тема: «Осень»

Цель : способствовать развитию предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; познакомить детей с новым стихотворением К.Бальмонта «Осень», развивать у детей интерес, любовь к природоведческой литературе, поэтическому слову

Слушание отрывка из пьесы П.И.Чайковского «Времена года» - «Октябрь».

Чтение воспитателем и детьми стихотворений об осени: М.Волошин «Осенью», А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А.Фет «Кот поёт, глаза прищуря…», Н.Некрасов «Славная осень», И.Бунин «В саду листики берёз». Беседа с детьми о признаках осени, отражённых поэтами в данных произведениях.

Отгадывание загадок:

Шёл долговяз,

В сыру землю увяз.

Летел пан,

В воду упал,

Воды не замутил,

И сам не утонул.

Маленький, удаленький,

Сквозь землю прошёл –

Красну шапочку нашёл.

Под ярусом

Стоит зипун

С красным гарусом.

Знакомство с новым стихотворением: К.Бальмонт «Поспевает брусника…», разбор непонятных слов, обсуждение услышанного произведения.

Учим наизусть (закличка):

Осень, осень,

В гости просим

С обильными хлебами,

С высокими снопами,

С листопадом и дождём,

С перелётным журавлём.

Рисование красками, тема: «Осенний пейзаж».

Тема : Знакомство с рассказами И.Соколова-Микитова из цикла «Зима»

Цель: познакомить детей с творчеством С.Соколова-Микитова, жанровыми особенностями рассказа; учить дошкольников замечать изобразительно-выразительные средства художественного произведения; вызвать желание выразить свои впечатления в образном слове, художественно-продуктивной деятельности.

Чтение рассказа «Зима».

Какие перемены в природе нам рассказывают, что наступила зима? Ответы детей.

Рассматривание иллюстраций Г.Никольского, побудить детей к использованию в своих ответах образных слов и выражений.

Каких животных мы встретили в лесу, читая рассказ «Зима»? (Зайчишку беляка, горностая, лисовина, разбойников-волков, лосей).

Рассмотреть фотографии следов животных и птиц.

Обратить внимание детей на описание зимней природы утром, художественно-выразительные средства автора при описании повадок лисовина.

Дидактическая игра «Подбор прилагательных».

В нашей истории лисовин какой? (Хитрый, рыжий, опытный, внимательный, пронырливый, взъерошенный).

«Подбор глаголов».

Что делает лисовин? (Пробирается, крадётся, принюхивается, похрустывает, прокладывает следы лапка за лапкой).

Обсудить с детьми то, что в каждом рассказе есть название, соответствующее содержанию, в данном литературном жанре описываются реальные события.

В рассказе есть начало, середина, где происходит развитие сюжета и итог – конец рассказа, его логическое завершение.

Узнать, как бы дети назвали свой рассказ, чем завершили.

Мы знаем, что писатели рассказывают об окружающем мире при помощи слов, а как композиторы выражают свои впечатления? Да, при помощи музыки. Предложить детям прослушать пьесу П.И.Чайковского «Январь» из цикла «Времена года».

Тема: Учим наизусть: «Снеговик» А.Усачёв.

Цель: создать у детей праздничное настроение, при помощи литературного произведения, положительный эмоциональный настрой; помочь выучить стихотворение А.Усачёва «Снеговик»; развивать образность речи, творческое воображение, художественно-продуктивные навыки (в процессе лепки).

Рассматривание сюжетной картины «Зимние забавы».

Какое время года изображено на картине?

По каким признакам вы это определили?

Зимний день на этой картине какой? (Солнечный, морозный, озорной, хрустальный и т.п.).

Что делают ребята на улице? (Играют).

Как сказать об этом по-другому? (Резвятся, шалят, озорничают).

На месте какого ребёнка хотел оказаться бы ты?

Какое название для этой картины можно придумать?

Чтение стихотворения А.Усачёва «Снеговик»

Новый год! Новый год!

Снеговик домой идёт.

Всем несёт он по подарку:

Снежной бабе – снеговарку,

Чтоб варила холодцы,

Снегирятам – леденцы,

А Снегурочке обновку,

Новую морковку!

Радостное или печальное это стихотворение? Как определили?

Кто герой этого стихотворения?

Какие события у него происходят?

Вспомните, а как вы, ваши родители готовитесь к Новому году?

Что бы вы подарили своей семье на месте снеговичка?

Пофантазируйте, а что ждёт семью снеговичка после боя курантов, как они будут отмечать Новый год?

Воспитатель ещё раз читает стихотворение.

Игра «Доскажи словечко». Взрослый читает начало строчки, дети – заканчивают.

Предложить детям слепить любого персонажа из стихотворения. Музыкальное сопровождение во время лепки – знакомые песни из «зимних» мультфильмов.

Тема: Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа».

Цель: познакомить детей с рассказом Н.Носова «Живая шляпа»; развивать умение понимать жанровые особенности рассказа; последовательно пересказывать сюжет, характеризовать героев, используя выразительные средства автора и свои собственные суждения; воспитывать творческие способности, любознательность, интерес к чтению.

Демонстрация шляпы, беседа о том, что этот предмет появился в группе неспроста. О нём и не только о нём услышат ребята сегодня рассказ. Поинтересоваться у детей, о чём пойдёт речь в рассказе, по их мнению.

Чтение рассказа.

Беседа о прочитанном.

Какое название придумали бы вы?

Кто главный герой в рассказе «Живая шляпа»?

Может быть в рассказе несколько главных героев? А в нашей истории, сколько главных героев, почему?

Почему Вадик и Володя решили, что шляпа живая?

Как Васька оказался под шляпой?

Что происходило с мальчиками в начале рассказа? В середине?

Как выдумаете, что такое кочерга и для чего она нужна?

Кто ещё мог оказаться под шляпой?

Чем завершился рассказ?

Игра со словом «Котёнок».

У котёнка голова – показываем круговыми движениями

Вроде мягкой шапки, “шапку”,

Хвост один, виляем “хвостиком”,

А глаза два посмотреть вправо-влево ,

И четыре лапки два хлопка, два притопа .

Давайте попробуем придумать свой маленький рассказ? Кто у нас будет главным героем? Как он будет выглядеть, как его будут звать? Чем заниматься? Что будет происходить с нашим героем вначале, потом? Как можно закончить наш рассказ?

Далее предложить детям, как настоящим художникам, проиллюстрировать рассказ, а потом – посмотреть друг у друга что получилось, рассказать, что нарисовали. Предоставить детям право выбрать, какой рассказ иллюстрировать – «Живая шляпа» или составленный ими.

Тема : Литературная викторина.

Цель: закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях, выявить представления о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм; вызвать интерес к чтению художественной литературы.

Воспитатель рассказывает детям о том, что сегодня они вновь встретятся с героями своих любимых сказок, рассказов, стихотворений. Что у ребят будет возможность продемонстрировать, какие они умные, сообразительные, много знающие, умеющие справиться с любыми заданиями.

  1. Воспитатель показывает предмет, дети отгадывают, из какой он сказки (прочитанной ранее). Гусли («Кот, петух и лиса»), яблоко и пирожок («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»), скалка («Лисичка со скалочкой»), ложка «золочённая» («Жихарка») и т.п.
  2. Разрезные картинки с сюжетами из прочитанных сказок.
  3. «Узнай сказку по фрагменту». Воспитатель читает отрывки из сказок: «Пых», «Хаврошечка», «У солнышка в гостях», «Жихарка», «Заяц – хваста», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Хвосты», дети называют сказку.
  4. «Цветик-семицветик» с вопросами (зачитывает взрослый).

Чем отличается рассказ от сказки?

Чем отличается стихотворение от рассказа?

Назовите сказки, в которых герои были вознаграждены за добрые

поступки.

Какие пословицы ты знаешь?

Отгадай загадку:

Говорит она беззвучно,

А понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней,

Станешь вчетверо умней.

Загадай свою любимую загадку.

Расскажи любимую потешку.

  1. Воспитатель раздаёт детям карточки с эпизодами знакомых сказок, рассказов, ребята должны построиться по порядку, согласно сюжету.
  2. «Угадай сказку по мелодии». Звучит мелодия, песня из мультипликационной сказки, дети называют героя, сказку.
  3. Чтение детьми любимых стихотворений по выбору.

Тема: «День Победы – праздник со слезами на глазах».

Цель: формировать у дошкольников целостное представление о Великой Отечественной Войне. Воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к своей Родине. Познакомить детей с литературными произведениями, посвящёнными ВОВ.

Предварительная работа: разучить песню «Катюша», муз. М.Блантера, сл. М.Исаковского, парный танец вальс.

Начинается праздник с чтения стихотворений «В лесу прифронтовом» М.Исаковского и «Последний бой» М.Ножкина (в аудиозаписи).

Краткий рассказ воспитателя о ВОВ, о том, как тяжело приходилось солдатам сражаться с врагами, внезапно напавшими на нашу Родину, какие разрушения и боль нанесли фашисты, как мирные люди целых четыре года прожили в тяжелейших условиях голода, холода, боли. Сопроводить свой рассказ иллюстрациями, видеоматериалами (не травмирующими психику детей).

Слушание песни «Огонёк», муз. неизвестного композитора, сл. М.Исаковского.

Исполнение песни «Катюша» муз. М.Блантера, сл. М.Исаковского.

Чтение фрагментов поэмы А.Твардовского «Василий Тёркин».

Исполнение танца «Майский вальс» муз. И.Лученка.

Просмотр фрагмента хроники – «Парад Победы 1945г.»

В заключении праздника звучит песня «День Победы» муз. Д.Тухманова, сл. В.Харитонова.

Список литературы

Гербова В.В. Учусь говорить. М.: Просвещение, 2002.

Гербова В.В. Хрестоматия. Книга для чтения в детском саду и дома. 5-7 лет. М.: Просвещение, 2010.

Гризик Т.И. Развитие речи детей 5-6 лет. М.: Просвещение, 2004.

Занятия по развитию речи в детском саду/ О.С. Ушакова, М.: Просвещение, 1993.

ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ПРАВОСЛАВНЫЙ ДЕТСКИЙ САД №1"

КОНСПЕКТ : ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (6-7ЛЕТ);

НОД : ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

РАССКАЗ Б.А. ГАНАГО "ЛИСЕНОК"

Выполнила воспитатель:

Цыганова Светлана Ивановна

г. Смоленск

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, рассматривание картин.

Цель занятия: учить осмысливать содержание рассказа, давать оценку поступкам героев; способствовать развитию связной речи.

Задачи:

образовательные:

воспитательные:

  • уважительного отношения к родителям
  • создать на занятии доброжелательную атмосферу, работать над сплоченностью детского коллектива

развивающие:

  • побуждать к диалогу, помогая высказывать свои мысли, учить оценивать доступные действия персонажей

Методы и приемы:

  • словесный (беседа, объяснение, художественное слово);
  • наглядный (показ, демонстрация)

Планируемые результаты:

предметные:

  • умеет оценивать и характеризовать поступки и характер героев рассказа;

метапредметные:

  • использует в речи соответствующую лексику;
  • расширение кругозора;
  • принимает активное участие в игре;

личностные:

  • сопереживает героям рассказа;
  • присвоение духовно - нравственных ценностей

Словарная работа : лисенок – это маленький детёныш лисы; лесник – это человек, который охраняет лес; рос как на дрожжах – быстро; бездыханное тельце – тело, которое не дышало, не шевелилось; в неволе – не на свободе, в клетке, в зоопарке .

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением персонажей, картинки с изображением диких животных.

1.Организационный момент

Придумано кем –то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

Доброе утро! (все хором)

Доброе утро!

Солнцу и птицам!

Доброе утро!

Приветливым лицам!

И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!

Ход занятия

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложиться.

Ребята, о каком времени года говориться в этом стихотворении? (о зиме)

Давайте вспомним приметы зимы. (Зимой холодно, морозно, идет снег; животным в лесу очень тяжело зимовать, не хватает корма, многие животные погибают.)

2.Игры

«Закончи предложения»

Прослушайте начало предложений и закончите их:

Неуклюжий, как… (медведь)

Быстроногий, как… (заяц)

Хитрый, как… (лиса)

Голодный, как… (волк)

Колючий, как… (ёж)

«Кто, где живет?»

Покажите картинку –ответ.

(Кто?) юркнула в дупло. (белка)

(Кто?) залез в берлогу. (медведь)

(Кто?) спряталась в нору. (лиса)

(Кто?) шмыгнул в логово. (волк)

(Кто?) забрался под листья. (ёж)

(Кто?) укрылся под кустом. (заяц)

3.Словарная работа : лисенок – это маленький детёныш лисы; лесник – это человек, который охраняет лес; рос как на дрожжах – быстро; бездыханное тельце – тело, которое не дышало, не шевелилось; в неволе – не на свободе, в клетке, в зоопарке.

4.Чтение рассказа Б.А. Ганаго «Лисенок»

В большой дружной семье жил-был мальчик Андрюша. Папа его работал лесником, и малыш с детства часто помогал отцу, возился с животными, любил лес.

Однажды папа принес из леса маленькое чудо-лисенка. Рыженький, с чёрным носиком и глазками пуговками, лисенок был совсем крошечный, чуть больше ладони. Как он потерялся – неизвестно, и если бы не папа Андрея, то обязательно бы погиб.

Все сразу полюбили малютку, а особенно Андрей. Лисенка назвали Пушком. Папа объяснил Андрюше, как за ним ухаживать, и мальчик с радостью взялся за дело. Пушок рос как на дрожжах и через несколько месяцев превратился в большую пушистую лису. Он стал совсем домашним и ручным.

Андрюша все чаще задумывался о будущем лисенка и жалел его, так как знал, что все звери должны жить в лесу, и в неволе им плохо. Он попросил папу позволить выпустить лисенка. А папа объяснил, что Пушок с детства рос среди людей, не умеет сам добывать пищу, прятаться от врагов. Он просто погибнет.

Андрей слушал все это и никак не мог представить – как это Пушок не сможет жить в лесу, ведь лисы всегда там живут. И мальчик не поверил папе.

Была зима. Андрюша вышел на поляну и раскрыл клетку. Пушок выбежал из нее, принюхался и скрылся в чаще.

Дома все были огорчены, но Андрея не ругали. Только папа как-то задумчиво посмотрел на сына и ушел на обход своего участка. Он каждый день обходил его. Вернувшись вечером, папа сказал:

Очень холодно, мороз крепчает.

Все подумали о лисенке: как он там?

Через два дня отец принес замершее бездыханное тельце Пушка и положил его перед Андреем.

Андрюша горько-горько плакал. Он понимал, что в смерти Пушка виноват сам: почему, почему он не поверил отцу!

  1. Как звали главного героя рассказа? (Андрей)
  2. Кем работал папа Андрея? (лесником)
  3. Какое чудо принес папа из леса? (лисенка)
  4. Как назвали лисенка? (Пушок)
  5. Какого размера был Пушок? (чуть больше ладошки)
  6. Ребята, кто учит маленьких лисят, (волчат, медвежат и т. д.) добывать пищу, охотиться, защищаться от врагов, строить жилище? (мама)
  7. Ребята, учил ли кто-нибудь Пушка добывать себе пищу? (нет)
  8. А что же он тогда ел? (пищу, которую давала приемная семья)
  9. Когда Пушок стал большим лисом, что захотел сделать Андрюша? (отпустить его на волю, Андрюша хотел исполнить свое желание)

10.Почему папа не хотел, чтобы сын отпускал Пушка на волю? (папа знал, что он погибнет)

11.Кто виноват в том, что погиб лисенок? (Андрюша)

12.Как называется поступок Андрюши? (непослушание)

13.Как Андрей переживал смерть Пушка? (он плакал и винил себя в смерти лисенка)

14.Какими словами заканчивается рассказ? (почему, почему он не поверил отцу!)

Ребята, непослушание – это хорошо или плохо? (непослушание приводит к беде).

Детям нужно быть послушными своим родителям, потому что родители больше прожили, больше знают и оберегают нас от зла, которого мы можем не видеть и не понимать. Родители всегда подскажут, как правильно поступить.

Есть такая пословица: «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает».

Давайте мы с вами выучим эту пословицу (дети повторяют хором 2-3 раза).

Ребята, давайте вспомним сказки, в которых непослушание привело к беде. (Волк и семеро козлят; Сестрица Аленушка и братец Иванушка; Кот, петух и лиса и т.д.)

5.Рефлексия.

  • Назовите героев этого произведения?
  • О чем хотел рассказать автор?

Филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Березка» Зерноградского района – детский сад «Колобок»

Конспект НОД

по чтению художественной литературы

в старшей группе

"Путешествие в стихотворную сказку"

Подготовила: воспитатель старшей группы «Сказка» Черенок Н.А.

х. Путь Правды

2017 г.

Программное содержание:

    закрепить знание стихотворных сказок К.И. Чуковского «Муха- Цокотуха», «Мойдодыр», «Айблит»;

    учить вспоминать и рассказывать сюжет сказки;

    закрепить умение детей передавать голосом речевые интонации различных персонажей;

    развивать воображение;

    развитие интереса, любознательности;

    воспитывать желание, прочитывать отрывки стихов, участвовать в литературной драматизации;

    воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: ширма, куклы Зайчихи, Зайчика, Медведя; иллюстрации к сказкам; картинки персонажей и предметов из сказок; коробка с предметами к сказкам;корзина с яблоками; листы А4, карандаши по количеству детей.

Предварительная работа : чтение стихотворных литературных сказок К.И, Чуковского; заучивание отрывков из сказок; рассматривание иллюстраций.

Ход занятия:

В.: Ребята, мы с вами уже знаем много сказок. Но сказки бывают разные. Давайте вспомним некоторые из них.

Игра « Угадай сказку» (с мячом) – (воспитатель говорит суть сказки, а дети – название )

Лиса отобрала домик у Зайца – «Заюшкина избушка»

Звери нашли домик в поле – «Теремок»

Девочка искала братца, которого украли птицы – «Гуси – лебеди»

Девочка попала в домик, в котором всего было по три – «Три медведя»

Братец не послушал сестру и попил из лужицы – «сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

В. : А ещё бывают стихотворные сказки, где всё рассказывается в стихах. Вы их тоже знаете.

И мы сейчас отправимся в путешествие по стихотворным сказкам. А поможет в этом нам волшебное пёрышко: (дотрагивается до детей)

Ну, тогда пора тихонько

Нам места свои занять,

В мир волшебных приключений

Путешествие начать…

(стук)

В.: Кто же это стучит (появляется на ширме Зайчиха и плачет):

В.: Кто вы? Почему плачете?

З.: Ай, ай! Мой мальчик, мой зайчик попал под трамвай! Он бежал по дорожке и ему переехало ножки.

И теперь он больной и хромой, маленький заинька мой!

В.: Ребята! Мы должны помочь Зайчихе. Кто может вылечить Зайку?

Дети: Доктор Айболит.

В.: Кто же будет Айболитом? Кто помнит слова Айболита ?(выбирает ребёнка, надевает халат доктора)

Ребёнок: Не беда! Подавай-ка его мне сюда.

Я пришью ему новые ножки,

Он опять побежит по дорожке!

(берёт зайчика, «лечит» и возвращает Зайчихе)

В.: И принесли к нему зайку,

Такого больного, хромого,

И доктор пришил ему ножки.

И заинька прыгает снова.

А с ним и зайчиха-мать

Тоже пошла танцевать.

И смеётся она и кричит:

«Ну, спасибо тебе, Айболит!»

В.: А давайте все вместе вспомним, кто написал эту замечательную сказку в стихах? (дети отвечают)

Верно, это корней Иванович Чуковский. Давайте все вместе вспомним строки из сказки «Доктор Айболит». Я буду читать начало строчки, а вы продолжайте.

Игра «Доскажи словечко»

Добрый доктор ……….(Айболит)!

Он под деревом ………..(сидит)

Приходи к нему лечиться

И корова, и ……………..(волчица).

И жучок, и ………………(червячок),

И медведица

Всех излечит, исцелит

Добрый…………………(доктор Айболит)!

В.: Ребята! Мы не только помогли Зайчихе и её сыночку. Но мы ещё и вспомнили стихотворную сказку К.И, Чуковского «Айболит».

(появляется снова Зайчиха)

З.: Зато, что вы мне помогли, ия вам помогу. Вот вам волшебный конвертик, который поможет вам вспомнить другие сказки Чуковского. (уходит)

В.: Посмотрим! Здесь загадки и картинки.

Давайте отгадаем эти загадки и найдём будете находить персонажей их этих сказок:

1.Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушёными грибами. («Путаница»)

В.: Давайте найдём персонажей из этой сказки: только одни будут искать непослушных, а другие – послушных.

(дети ищут)

Игра « Найди послушных и непослушных героев сказки»

    Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал, как от огня… («Мойдодыр»)

В.: А теперь найдём персонажей и предметы

из этой сказки.

«Игра найди персонажей и предметы из сказки»

    Долго, долго целовала

И ласкала их она,

Поливала, умывала,

Полоскала их она... («Федорино горе»)

В.: А здесь давайте разложим картинки к этой сказке в правильном порядке.

Игра « Разложи картинки по сказке»

    Но жуки-червяки

Испугалися,

По углам, по щелям

Разбежалися:

Тараканы

Под диваны,

А козявочки

Под лавочки,

А букашки под кровать -

Не желают воевать! («Муха-цокотуха»)

В.: Поиграем в игру и вспомним, какие были герои этой сказки Чуковского

Игра « Противоположные слова» (с мячом)

Жуки- трусливые, а комар - …(храбрый)

Муха добрая, а паук …(злой)

Муха плачет, а паук..(ухмыляется)

В.: Молодцы! Столько сказок вспомнили, столько сказочных героев нашли!

(стук)

В.: Кто же ещё к нам пожаловал?

На ширме появляется медвежонок:

Я принёс посылку вам из сказочного леса, только вы должны отгадать, что там лежит.

В.: ну, что ребята, попробуем? (дети отвечают)

Игра «Угадай предмет из сказки»

(Мишка задаёт вопросы, а дети отгадывают, воспитатель достаёт предметы)

В ящике любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон».

Что это? (Калоша)

В ящике то, что крокодил проглотил в сказке «Мойдодыр».

Что это? (Мочалка)

В ящике то, чем угощали бабочку в сказке «Муха-цокотуха».

Что это? (Варенье)

В ящике то, чем лечил бегемотиков доктор в сказке «Доктор Айболит».

Что это? (Шоколад)

В ящике то, на чем ехали комарики в сказке «Тараканище».

Что это? (Воздушный шар)

Мишка: Молодцы! Вот вам угощенье от нашего сказочного леса! (передаёт корзинку с яблоками воспитателю)

В.: Спасибо тебе, Мишка!

Ребята, вам понравилось наше путешествие? (дети отвечают) давайте же теперь возвращаться. Где моё волшебное пёрышко? (дотрагивается до детей и произносит слова вместе с ним)

Ну, тогда пора тихонько

Нам места свои занять,

В мир волшебных приключений

Путешествие начать…

Вот и подошло к концу наше путешествие по замечательным стихотворным сказкам Корнея Ивановича Чуковского. Очень хорошо вы знаете сказки этого удивительного автора.

А чтобы нам запомнилось наше сказочное путешествие, давайте с вами нарисуем персонажей из сказок, которые мы вспомнили.

Дети рисуют под музыку)

В.: Молодцы! Из ваших рисунков мы сделаем выставку. А теперь давайте угостимся чудесными яблочками из сказочного леса!

 

 

Это интересно: