→ Крикалев назначение. © Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос

Крикалев назначение. © Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос

Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации. В космической биографии Сергея Крикалёва часто звучит слово «первый». Он - первый космонавт нашей страны, совершивший полёт на американском космическом челноке; первым открыл люк Международной космической станции; первый россиянин, совершивший шесть полётов в космос. Даже в списке людей, удостоенных звания Героя Российской Федерации, его имя значится под номером один!

Сергей Константинович Крикалев носит громкий титул «рекордсмен Земли». Он побывал на орбите 6 раз и провёл в космосе в общей сложности 803 дня — это достижение было увековечено в Книге рекордов Гиннеса как «самое долгое пребывание в космосе».

Сергей Крикалёв родился 27 августа 1958 года. В 1975 году окончил 10 классов ленинградской средней школы №77 с «химическим» уклоном и одновременно с аттестатом получил специальность «химик-аналитик-лаборант». С 1977 года занимался самолётным спортом в Ленинградском аэроклубе ДОСААФ. В 1981 году окончил с отличием машиностроительный факультет Ленинградского Военмеха по специальности «Проектирование и производство летательных аппаратов» и получил диплом инженера-механика. После окончания института работал в НПО «Энергия», где разрабатывал методы работы в космосе и участвовал в работе наземной службы управления. В 1985 году, когда возникли неисправности на станции «Салют-7», Крикалёв в составе группы специалистов разрабатывал методы стыковки с неуправляемой станцией и ремонта её бортовых систем.

В детстве я не ощущал ежовых рукавиц. Может, в них не было особой необходимости. То, что мне было интересно, совпадало с ожиданиями родителей. Сейчас говорят: «Как отвлекать детей от наркотиков, от пьянства?!» Нас и отвлекать не надо было: компьютеров не было, алкоголем не увлекались... Сейчас у молодежи модно, чтобы ширинка висела на уровне колен и трусы торчали из-под брюк. Я даже не пытаюсь говорить, хорошо это или плохо, — это всё другое. У нас было модно быть сильным, ловким, спортивным. Я занимался плаванием.

Первый полёт Сергея Крикалёва состоялся в 1988 году в качестве бортинженера корабля «Союз ТМ-7» и космической станции «Мир». В состав экипажа четвёртой экспедиции на станцию вошли командир корабля Александр Волков и первый космонавт Франции Жан-Лу Кретьен. За этот полёт Сергей Крикалёв был удостоен звания Героя Советского Союза.

Мои родители узнали о том, что я - космонавт, буквально за полгода до полёта. Это сейчас ребята еще не успевают попасть в отряд, а все СМИ уже трубят, что «вот они, будущие космонавты». А тогда это было не принято. Мы, наверное, были одними из первых, чьи имена огласили заранее. О космонавтах, которые были до нас, люди узнавали уже после старта. Обычно это объяснялось секретностью, но я думаю, что здесь подходит одна мудрая русская пословица: «Не говори гоп, пока не перепрыгнешь».

Международный экипаж СССР-Франция: Сергей Крикалёв, Александр Волков и Жан-Лу Кретьен (Франция). Фото Альберта Пушкарёва из фондов Музея космонавтики.

Второй космический полёт Крикалёва вошёл в историю. Он отправился на орбиту на корабле «Союз ТМ-12» 18 мая 1991 года в составе международного экипажа с командиром Анатолием Арцебарским и британской астронавткой Хелен Шарман. Плановое возвращение Сергея Крикалёва с «Мира» на Землю должно было состояться через пять месяцев, но было отложено ещё на полгода и Сергей Константинович продолжил работу в качестве бортинженера в составе нового экипажа станции. Длительность полёта составила 311 суток: пока Крикалёв был в космосе, прекратил существовать Советский Союз: возвращался он уже в Российскую Федерацию. Всего за два своих первых полёта Сергей Крикалёв провёл в космосе больше года и трёх месяцев и совершил семь выходов в открытый космос общей продолжительностью 36 часов 29 минут.

За выполнение длительного космического полёта на орбитальную станцию «Мир» Сергей Крикалёв был удостоен звания Героя Российской Федерации № 1.

Мне часто задают один и тот же вопрос: вот вы в 1991 году улетели из Советского Союза, а прилетели в Россию. На самом-то деле тогда я улетел из Москвы - и прилетел в Москву. Она никуда не делась. Санкт-Петербург никуда не делся. Встречали те же люди, которые провожали. Даже тогда внутри профессии ничего не изменилось. Кто и что там наверху - для нас дело второе. Но люди, которые делают своё дело, работают дольше, чем любой президент и любое правительство.

Сергей Крикалёв и Александр Волков на борту орбитальной станции «Мир», февраль 1992 года.

В свой третий космический полёт Сергей Крикалёв отправился в составе экипажа многоразового транспортно-космического корабля STS-60 «Discovery» и стал первым россиянином, полетевшим на «Шаттле». Cтарт «Discovery» состоялся 3 февраля 1994 года. После 130 витков вокруг Земли 11 февраля 1994 года экипаж совершил посадку в космическом центре имени Кеннеди, штат Флорида (США). Эта экспедиция стала первым совместным полётом двух космических сверх-держав после программы «Союз-Аполлон» в 1975 году.

В Штаты езжу, как трамвай по рельсам, по маршруту Москва-Хьюстон. Это по работе. Прихожу в НАСА — всех там знаю. Народ, который со мной туда в командировку приезжает, удивляется. Иду по собственной фирме — иногда вообще не узнают. А чтобы поехать заграницу просто так, посмотреть на что-то — такого ещё ни разу в жизни не было.

Во время полёта на станции произошёл отказ электронной системы вентиляции, что привело к повышенному уровню влажности в модуле и мешало работе. Американский ЦУП в Хьюстоне долго не мог вмешаться в нештатную ситуацию и ситуация становилась опасной. Американские астронавты спросили тогда Крикалёва: как бы поступил он? Наш космонавт пожал плечами и ответил: «Починил бы». И вместе с командиром «Discovery», будущим главой НАСА Чарльзом Болденом они устранили неисправности в системе. Говорят, именно этот случай на орбите лёг в основу образа русского космонавта Льва Андропова в американском блокбастере «Армагеддон». В одном видеоинтервью на вопрос, тяжело ли ему было в заокеанской командировке, Крикалёв ответил:

Непривычная обстановка, совершенно другая техника, коллеги все иностранцы, чужой язык… Так ведь и им было непросто!

Экипаж корабля STS-60 «Discovery» (сверху вниз): Роналд Сега, Сергей Крикалёв, Франклин Чанг-Диаз, Джен Дейвис, Кеннетт Райтлер и Чарлз Болден.

В четвёртый раз на орбиту Сергей Крикалёв отправился в декабре 1998 года в рамках первой сборочной миссии STS-88 к Международной космической станции. Сергей Крикалёв и командир шаттла «Индевор» Роберт Кабана первыми открыли люк и вошли в новую станцию, также в ходе экспедиции экипаж осуществил три выхода в открытый космос. Основной задачей экипажа была доставка на орбиту американского модуля «Unitу» и его стыковка с уже находящимся на орбите российским модулем «Заря». Полёт продолжался 11 суток.

Обычно самое пугающее в космосе - это неизвестность. Совсем не обязательно, что какие-то страшные события должны произойти. Но если ты не знаешь, могут они случиться или нет - именно это и напрягает. Очень большое моральное напряжение связано с ответственностью, которая на тебя возложена. Ты тренируешься в течение нескольких лет, многие годы идешь к тому, чтобы полететь в космос. В конце концов, тебе в руки дается многомиллионное оборудование, и чем оно сложнее, тем проще совершить какую-то ошибку. Именно вот этот риск - совершить глупую ошибку, из-за которой остановится работа всего коллектива, - пугает больше всего.

Свой пятый космический полёт Сергей Крикалёв совершил в октябре 2000 года в качестве бортинженера корабля «Союз ТМ-31» по программе первой долговременной экспедиции на Международную космическую станцию вместе с коллегой по отряду Юрием Гидзенко и американским астронавтом Уильямом Шепердом. На экипаж в том полёте была возложена сколь почётная, столь и ответственная миссия — «оживление» МКС для начала её постоянной работы. Экипаж находился на станции четыре с небольшим месяца и отметил на орбите наступление нового тысячелетия. Космонавты вернулись на Землю на американском корабле «Discovery», а доставивший их на станцию «Союз ТМ-31» остался на МКС в качестве спасательной капсулы. Первая экспедиция стала и первой долговременной миссией на станцию: с тех пор международный космический дом на орбите всегда остаётся обитаемым.

Экипаж первой долговременной экспедиции на МКС: Сергей Крикалёв, Уильям Шеперд и Юрий Гидзенко.

Много раз приходилось в полёте отмечать и Новый год, и день рождения. Все праздники космонавты отмечают ударным трудом - как-никак мы находимся на работе: поздравили, пожали руку - и вперед за работу. День рождения - не повод пропускать рабочий день, время на орбите слишком ценно. Всё самое интересное происходит у нас в голове. Всё остальное - это внешние атрибуты, условности. Я вспоминаю, что смена тысячелетий, Миллениум, вокруг которого было столько шума, стал просто лишним поводом задуматься о том, где мы были, куда мы пришли и что будет дальше.

В шестой космический полёт Сергей Крикалёв отправился в апреле 2005 года командиром корабля «Союз ТМА-6» и основного 11-го экипажа МКС. После аварии шаттла «Columbia» в 2003 году программа полётов МКС была пересмотрена, поэтому в состав экспедиции вошли наиболее опытные космонавты и астронавты: Джон Филлипс (NASA) и Роберто Виттори (ESA). За время на орбите экипаж починил российскую систему производства кислорода на МКС «Электрон», принял два грузовых космических корабля «Прогресс» и первый американский корабль, запущенный после катастрофы «Columbia» — шаттл «Discovery» STS-114.

Представление о том, что происходит с человеком в космосе, в принципе формировалось из рассказов уже летавших товарищей. Было у меня одно опасение: думал, что будет достаточно тяжело жить в маленьком замкнутом пространстве. На деле же оказалось не так тяжело.

Сергей Крикалёв - мастер спорта СССР по высшему пилотажу, заслуженный мастер спорта России. Чемпион СССР, мира и Европы в командном зачёте по высшему пилотажу на планёрах. C 1999 по 2007 годы возглавлял Федерацию планёрного спорта России. Ещё одним увлечением Крикалёва стала космическая фотография.

Находясь в космосе, я вижу то, что большинство моих друзей, за исключением узкого круга друзей-космонавтов, не увидят никогда. Поэтому, начиная с первого полёта, помимо того, что мы снимаем в рамках своей обязательной программы, я всегда стараюсь снять и просто что-то красивое, необычное, что мне понравилось. Можно назвать это хобби, можно и творчеством. На самом деле и работа является творчеством, ведь делать её можно по-разному.

После ухода из отряда космонавтов Крикалёв работал заместителем генерального конструктора РКК «Энергия», начальником Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина, первым заместителем генерального директора ЦНИИМаш по пилотируемым программам. В настоящее время Сергей Константинович Крикалёв — исполнительный директор госкорпорации «Роскосмос» по пилотируемым космическим программам.

Цитаты С.К. Крикалёва даны по материалам изданий: Аргументы и факты, Известия.ру, Искра Юга, Московский комсомолец, Фонтанка.ру, Esquire

> > > Крикалёв Сергей Константинович

Крикалёв Сергей Константинович (1958- гг.)

Краткая биография:

Космонавт СССР: №67;
Космонавт мира: №209;
Число полетов: 6;
Продолжительность : 8 03 дня 09 часов 41 минута 12 секунд;
Число выходов в открытый космос: 8

Сергей Крикалев – 67-й космонавт, герой СССР: биография с фото, космос, рекордсмен по пребыванию в космосе, личная жизнь, знаменательные даты, первый полет.

– известный космонавт, совершивший 6 полётов общей продолжительностью 803 дня 09 часов 41 минута 12 секунд и 8 выходов в открытый космос с продолжительностью пребывания 41 час 26 минут. Крикалёв считается космонавтом №67 в СССР и №209 во всём мире.

Родился Сергей Константинович в Ленинграде 27 августа 1958 года, учился в городской школе №77, получил специальность «химик-аналитик-лаборант», интересовался самолётным спортом, окончил машиностроительный факультет Ленинградского механического института. В дипломе инженера-механика значилась специальность «Проектирование и производство летательных аппаратов».

Космос

ГМВК 2 сентября 1985 было принято решение зачислить Крикалёва в отряд космонавтов НПО «Энергия», и около года он проходил общекосмическую подготовку, и только 28 ноября 1986 года МВКК присвоило ему уровень квалификации «космонавт-испытатель». Космонавт проходил подготовку по программе «Буран», состоя в экипаже, руководил которым Александр Щукин.

После того, как на корабле «Союз ТМ-7» А. Калери из-за состояния здоровья перестал принимать участие в подготовке, 22 марта 1988 года Крикалёв стал членом экипажа. Совместно с Александром Волковым и французом Жан-Лу Кретьеном проходил подготовку в качестве бортинжинера. Далее последовала подготовка Крикалёва как первого испытателя средства передвижения, должна была начаться работа по модулю «Квант-2», которая не состоялась из-за изменений в программе полёта.

Первый полет

Первый полёт Крикалыва длился с 26 ноября 1988 по 27 апреля 1989 года по программе 4-й основной экспедиции (ЭО-4) и советско-французской программе «Арагац». Космонавт был бортинженером корабля «Союз ТМ-7» и ОК «Мир». Стартовав вместе с Волковым Жан-Лу Кретьеном, Крикалёв, имевший позывной «Донбас-2». Совершал посадку с тем же Волковым и Валерием Поляковым. Первый полёт имел общую продолжительность в 151 сутки 11 часов 08 минут 24 секунды.

Второй полет

Второй полёт, длившийся 311 суток 20 часов и 54 секунды с 18 мая 1991 по 25 марта 1992 года Крикалёв провел вместе с Анатолием Арцебарским и Волковым, будучи бортинженером ТК «Союз ТМ-12» при старте и ТК «Союз ТМ-13» при посадке. Полёт проходил в рамках 10-й основной экспедиции в космос, и в то же время было принято решение о продолжении работы специалиста под позывными «Донбас-2» и «Озон-2».

Третий полет

Третий полёт был коротким, занял 8 суток 7 часов 10 минут 13 секунд, и Сергей Константинович был специалистом полёта-4 на шаттле под названием Discovery STS-60.

Четвертый полет

Четвертый полёт сроком в 11 суток 19 часов 18 минут 47 секунд был проведён с С 4 по 16 декабря 1998 года, и Крикалёв также был специалистом полёта-4 на иностранном шаттле Endeavour STS-88. Во время полёта он участвовал в бортовых работах на МКС и совместно с командиром шаттла Робертом Кабаной первый раз открыл люк этого самого МКС.

Пятый полет

Пятый полёт уже опытного космонавта продлился 140 дней 23 часа 40 минут 19 секунд, и Крикалёв был бортинженером корабля «Союз ТМ-31» и МКС, участвуя в первой основной экспедиции МКС. Старт был 31 октября 2000 на корабле «Союз ТМ-31», а посадка 21 марта 2001 на шаттле Discovery STS-102.

В 2006 году ЦПК, РКК «Энергия» и Роскосмос назначили Сергея Крикалёва командиром ТК в дублирующий экипаж МКС-17д и основной экипаж МКС-19, где он трудился совместно с Максимом Сураевым. Август того же года ознаменовался его назначением дублером командира МКС-17д и бортинженера корабля «Союз-ТМА-12», причём назначение было определено в предварительном порядке представителями как Роскосмоса, так и NASA. 27 марта 2009 года Сергей Крикалёв по решению руководства Роскосмоса был освобождён от выполнения обязанностей инструктора-космонавта-испытателя.

Личная жизнь

Крикалёв женат, супруга - Терехина Елена Юрьевна, родилась в 1956, работает инженером РКК «Энергия», есть дочь Ольга 1990 г.р.

Увлечение

В свободное время космонавт увлекается плаванием, в том числе подводным и в экстремальных условиях, высшим пилотажем, виндсерфингом, теннисом, горным лыжами, занимается даже любительской радиосвязью под позывным Х75М1К, демонстрируя тем самым свою активную жизненную позицию и разностороннюю развитость.

ВИДЕОБИОГРАФИЯ КОСМОНАВТА
ПОРЯДКОВЫЙ НОМЕР: 67/212
КОЛИЧЕСТВО ПОЛЕТОВ: 6
НАЛЕТ: 803 сут. 09 час. 41 мин. 23 сек.
ВЫХОДЫ В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС: 8
СУММАРНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 41 час. 26 мин.
ДАТА И МЕСТО РОЖДЕНИЯ:
ОБРАЗОВАНИЕ:

в 1975 году окончил 10 классов средней школы №77 города Ленинграда;

с 1977 года начал заниматься самолетным спортом в Ленинградском аэроклубе ДОСААФ;

в 1981 году окончил с отличием Ленинградский механический институт (ЛМИ) (Военмех), машиностроительный факультет, специальность - «проектирование и производство летательных аппаратов», получил диплом инженера-механика.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

1981-1983 годы - инженер, старший инженер 111-го отдела головного конструкторского бюро (ГКБ) НПО «Энергия»;

в 1983 г. прошел медицинский отбор и в феврале 1984 г. после сдачи необходимых экзаменов отобран в отряд космонавтов НПО «Энергия»;

1983-1985 гг. - начальник группы ГКБ НПО «Энергия». Занимался разработкой инструкций для космонавтов, отработкой действий экипажей пилотируемых космических аппаратов. Работал в ЦУПе методистом по действиям экипажей, в 1985 г. - в группе восстановления работоспособности станции «Салют-7»с мая 1990 г. по апрель 1992 г. - заместитель начальника 191-го отдела (бывший 111 отдел) НПО «Энергия»;

с апреля 1992 г . по ноябрь 1994 г . - заместитель начальника 115-го отдела НПО «Энергия»;

с февраля 2007 г . по август 2007 г . - вице-президент РКК «Энергия»;

с августа 2007 г . по март 2009 г . - заместитель генерального конструктора РКК «Энергия»;

с марта 2009 г . по март 2014 г. - был начальником Федерального государственного бюджетного учреждения «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина» (ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина»).

КОСМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА:

2 августа 1985 г . - решением Государственной межведомственной комиссии зачислен в отряд космонавтов НПО «Энергия»;

в сентябре 1985 г . - приказом Министра общего машиностроения №384 назначен на должность кандидата в космонавты-испытатели отряда космонавтов НПО «Энергия» (291-й отдел);

28 ноября 1986 г . - решением МВКК присвоена квалификация «космонавт-испытатель»;

в 1986 г. успешно завершил курс общекосмической подготовки;

в 1986 - 1988 годах - проходил подготовку в составе группы космонавтов по программе «Буран»;

с 22 марта по 11 ноября 1988 г . - проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа корабля «Союз ТМ-7» по программе ЭО-4/»Арагац» на ОК «Мир», вместе с А.Волковым и Ж.-Л.Кретьеном (Франция);

11 февраля 1987 г . - был назначен на должность космонавта-испытателя отряда космонавтов НПО «Энергия»;

в 1990 г . - проходил подготовку в качестве бортинженера дублирующего экипажа корабля «Союз ТМ-11» по программе ЭО-8 и совместного Советско-Японского полета на ОК «Мир» вместе с А. Арцебарским и Р. Кикути (Япония);

с марта по ноябрь 1988 г. проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа корабля «Союз ТМ-7» по программе ЭО-4 / «Арагац» на ОК «Мир», вместе с А.Волковым и Ж.-Л. Кретьеном (Франция);

7 апреля 1992 г . - был назначен на должность инструктор-космонавт-испытатель, заместитель начальника отдела НПО «Энергия»;

с 5 ноября 1992 г . по январь 1994 г . - проходил подготовку в Центре им. Л. Джонсона в качестве дублера В.Титова - специалиста полета-4 (Mission Specialist) экипажа корабля «Дискавери» по программе STS-60. Получил сертификат по работе с манипулятором шаттла, прошел подготовку при полетах на самолете Т-38 в качестве второго пилота;

с апреля 1994 г . по январь 1995 г . - проходил подготовку в Центре им. Л. Джонсона в качестве дублера В.Титова - специалиста полета-4 экипажа корабля «Дискавери» по программе STS-63, принимал участие в работе группы МКС офиса астронавтов НАСА, в том числе по отработке методик сборки станции;

Прошел подготовку для работы в выходном американском скафандре;

Во время полета STS-63, а также полетов STS-71, STS-74 и STS-76 был руководителем 1-й консультационной группы экспертов московского ЦУПа в Хьюстоне, помогал налаживать взаимодействие между российским и американским ЦУПами;

в 1995 -1996 гг. работал в ЦУПе заместителем руководителя полетом по действиям экипажа;

в феврале 1996 г. назначен в состав первого экипажа МКС;

с октября 1996 г . - проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа первой экспедиции на Международную космическую станцию (МКС-1), вместе с Ю.Гидзенко и Уильямом Шепердом (США);

в сентябре - ноябре 1998 г . - проходил подготовку в Центре им.Джонсона в составе экипажа STS-88;

с октября 2000 г . - февраля 2003г. - был командиром дублирующего экипажа 7-й основной экспедиции на МКС (МКС-7д) вместе с М.Сураевым (сменил С. Волков) и Полом Ричардсом (сменил Джон Филипс) (США);

2003 - 2005 годы - проходил подготовку в качестве командира основного экипажа 11-й экспедиции на МКС вместе с Джоном Филлипсом (США).

Действительный член (академик) Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского (2011 г.).

КЛАССНОСТЬ:

космонавт-испытатель 3-го класса (16.10.1989 г.);
космонавт-испытатель 1-го класса, инструктор-космонавт-испытатель 1 класса (07.04.1992 г.).

СОВЕРШЕННЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ ПОЛЕТЫ:

1 полет - с 26 ноября 1988 г . по 27 апреля 1989 г . в качестве бортинженера ТК «Союз-ТМ-7» и ОК «Мир» по программе ЭО-4 и советско-французской программе «Арагац». Стартовал вместе с Александром Волковым и Жан-Лу Кретьеном (Франция) на космическом корабле «Союз ТМ-7», Из-за изменения программы полета вместе с другими членами экипажа выполнял консервацию станции. Посадку совершил вместе с Александром Волковым и Валерием Поляковым.
Продолжительность полета: 151 сут 11 час 08 мин 24 сек. Позывной: «Донбас-2».

2 полет - с 18 мая 1991 г . по 25 марта 1992 г . в качестве бортинженера ТК «Союз ТМ-12» и ОК «Мир» по программам ЭО-9 вместе с Анатолием Арцебарским и ЭО-10 вместе с Александром Волковым. Посадку совершил на ТК «Союз ТМ-13». Совместно с ним в космосе работали Х.Шарман (Великобритания), Т.Аубакиров, Ф.Фибёк (Австрия), К.-Д.Фладе (Германия). Посадку совершил на ТК «Союз ТМ-13». В ходе полета выполнил 7 выходов в открытый космос общей продолжительностью 36 час 29 мин.- установил рекорд по длительности пребывания в открытом космосе.
Продолжительность полета: 311 сут 20 час 00 мин 54 сек. Позывной: «Озон-2» /«Донбас-2».

3 полет - с 3 по 11 февраля 1994 г . в составе экипажа STS -60 на бору космического корабля «Дискавери» в качестве специалиста полета-4 (Mission Specialist-4).
Продолжительность полета: 8 сут 07 час 09 мин 22 сек.

4 полет - с 4 по 16 декабря 1998 г . в качестве специалиста полета-4 на космическом корабле «Индевор» по программе STS-88. Это был первый пилотируемый полет по программе сборки Международной космической станции. В ходе полета к Функциональному грузовому блоку «Заря» был пристыкован американский узловой модуль NODE 1 Unity. Вместе с командиром шаттла Р. Кабаной впервые открыл люк в МКС. В составе первого экипажа МКС проводил работы по подготовке станции к началу функционирования
Продолжительность полета: 11 сут 19 час 17 мин 55 сек.

5 полет - с 31 октября 2000 г . по 21 марта 2001 г . по программе первого основного экипажа МКС (МКС-1) в качестве бортинженера «Союз ТМ-31» и специалиста полета-3 корабля «Дискавери» (STS-102) на этапе возвращения.
Продолжительность полета: 140 сут 23 час 38 мин 55 сек.

6 полет - с 15 апреля 2005 г . по 10 октября 2005 г . на ТК «Союз ТМА-6» в качестве командира экипажа 11-й основной экспедиции МКС. Во время полёта осуществил один выход в открытый космос, продолжительностью 4 часа 57 минут.
Продолжительность полета: 179 сут 00 час 23 мин 35 сек.

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

кандидат психологических наук (2008 г.);
действительный член (академик) Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского (2011 г.).

СПОРТИВНЫЕ ЗВАНИЯ:

Имеет 1-й разряд по плаванию, кандидат в мастера спорта по многоборью;
«Мастер спорта СССР» по высшему пилотажу (1981 г.);
«Мастер спорта международного класса» по высшему пилотажу (1995 г.);
«Заслуженный мастер спорта России» (2007 г.).

СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ:

С 1977 года занимался самолетным спортом. В 1980 - 1981 годах входил в состав сборной Ленинграда по высшему пилотажу.

С 1981 года занимался самолетным спортом в Центральном аэроклубе им. В.П.Чкалова в Москве. В 1982 году выступал на Чемпионате СССР за команду Центрального аэроклуба и стал кандидатом в сборную СССР по самолетному спорту.

В 1983 году стал абсолютным чемпионом города Москвы по высшему пилотажу. В финале Спартакиады народов СССР и чемпионате СССР выступал за сборную РСФСР, где занял 3-е место в командном и 8-е место в личном зачете.

В 1985 году выступал на Первенстве социалистических стран по высшему пилотажу в составе 2-й сборной СССР. В 1986 году стал чемпионом СССР в командном зачете, а также призером по упражнениям. В 1996 г. стал победителем на чемпионате Европы в командном зачете и чемпионом по упражнению.

В 1997 году на Первых Всемирных воздушных играх в Турции был участником сборной России по высшему пилотажу на планерах. Занял первое место в командном зачете, стал серебряным призером в личном зачете.

Освоил пилотирование самолетов Як-18А, Як-50, Як-52, Як-55, Як-55М, Су-26, Су -29, Л-39, Цесна. В рамках подготовки по программе «Буран» выполнял полеты на МиГ-21, МиГ -25 и Ту-134. На самолете Т-38 (США) налетал более 140 часов в качестве второго пилота.

Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и орден Ленина (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 апреля 1989 года).

Медаль «Золотая Звезда» Героя Российской Федерации (Указ Президента РФ от 11 апреля 1992 г.).

Орден Почёта (Указ Президента РФ № 204 от 15 апреля 1998 г., за достижение высоких спортивных результатов на Первых Всемирных воздушных играх).

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (Указ Президента РФ № 353 от 5 апреля 2002 г.).

НАГРАДЫ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ:

Орден Почетного легиона (Legion d’Honneur) (Франция, 1989 г.)
Медали «За космический полет» (NASA Space Flight Medal) (1996, 1998, 2001 гг.)
Медаль «За выдающиеся общественные заслуги» (NASA Distinguished Public Service Medal, 2003 г.).

НАГРАДЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ:

Орден «За усердие во благо Отечества» (учрежден Фондом «Во благо Отечества») (2006 г.).
Орден «Гордость России» (учрежден Фондом «Гордость России» и позиционируется как высшая общественная награда РФ) (2008 г.).
Почетное пожизненное членство в Королевском фотографическом обществе (Великобритания) (2009 г.).

УВЛЕЧЕНИЯ :

Высший пилотаж, плавание, подводное плавание, горные лыжи, виндсерфинг, теннис, любительское радио (позывной - U5МIR).

В 1981 году закончил Ленинградский механический институт, получив квалификацию инженера-механика.

Инженер-разработчик

После окончания института работал в НПО «Энергия». Испытывал оборудование, применяемое в космических полётах, разрабатывал методы работы в космосе и участвовал в работе наземной службы управления. В 1985 году, когда возникли неисправности на станции «Салют-7», он работал в группе восстановления, разрабатывал методы стыковки с неуправляемой станцией и ремонта её бортовых систем.

Крикалёв был отобран для подготовки к космическим полётам в 1985 году, в следующем году закончил курс основной подготовки и был на время направлен в группу по программе корабля многоразового использования «Буран».

В начале 1988 года начал подготовку к своему первому долговременному полёту на станции «Мир». Тренировки включали подготовку к выходам в открытый космос, к стыковкам с новыми модулями, к первым испытаниям установки для перемещения космонавта и к работе во второй советско-французской научной экспедиции.

Космические полёты

«Союз ТМ-7» был запущен 26 ноября 1988, экипаж состоял из командира Александра Александровича Волкова, бортинженера Крикалёва и французского астронавта Жан-Лу Кретьена. Предыдущий экипаж оставался на станции «Мир» ещё двадцать шесть дней, установив тем самым наиболее длительное время пребывания на станции экипажа из шести человек. После того, как предыдущий экипаж вернулся на Землю, Крикалёв, Поляков и Волков продолжили выполнять эксперименты на борту станции. В связи с тем, что прибытие следующего экипажа задержалось, они подготовили станцию к беспилотному полёту и вернулись на Землю 27 апреля 1989 года. За этот полёт Крикалёву было присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1990 году Крикалёв готовился к своему второму полёту как член дублирующего экипажа для восьмой долговременной экспедиции на станцию «Мир».

В декабре 1990 Крикалёв начал подготовку к участию в девятой экспедиции на станцию «Мир». Союз ТМ-12 был запущен 19 мая 1991 года с командиром Анатолием Павловичем Арцебарским, бортинженером Крикалёвым и британской астронавткой Хелен Шарман. Через неделю Шарман вернулась на Землю с предыдущим экипажем, а Крикалёв и Арцебарский остались на «Мире». За лето они осуществили шесть выходов в открытый космос, при этом провели многочисленные научные эксперименты, а также работы по обслуживанию станции.

По плану возвращение Крикалёва должно было произойти через пять месяцев, но в июле 1991 Крикалёв согласился остаться на станции «Мир» в качестве бортинженера с другим экипажем (который должен был прибыть в октябре), так как следующие два полёта были объединены в один. 2 октября 1991 место бортинженера в корабле «Союз ТМ-13» было занято Токтаром Аубакировым, космонавтом из Казахстана, который не был подготовлен к длительному полёту. Он и Франц Фибек, первый астронавт Австрии, вместе с Арцебарским 10 октября вернулись на Землю, а командир Александр Волков остался с Крикалёвым. После смены экипажа в октябре Волков и Крикалёв продолжили эксперименты на «Мире», совершили ещё один выход в открытый космос и вернулись на Землю 25 марта 1992 года. Этот полет интересен тем, что космонавты улетали из СССР, а вернулись уже в Россию - во время их полета Советский Союз прекратил существование. За этот полёт Крикалёв был удостоен звания Героя Российской Федерации (звезда Героя РФ №1).

За два первых полёта Крикалёв провёл в космосе более года и трёх месяцев и совершил семь выходов в открытый космос.

В октябре 1992 руководство НАСА объявило о том, что на американском корабле многоразового использования полетит российский космонавт, имеющий опыт космических полётов. Крикалёв стал одним из двух кандидатов, направленных Российским космическим агентством для тренировок вместе с экипажем STS-60. В апреле 1993 года он был объявлен основным кандидатом.

Крикалёв участвовал в полёте STS-60 - первом совместном американо-российском полёте на корабле многоразового использования (шаттле Discovery). Полёт STS-60, начавшийся 3 февраля 1994, был вторым полётом с модулем Spacehab (Space Habitation Module) и первым полётом с устройством WSF (Wake Shield Facility). В течение восьми суток экипаж корабля Discovery выполнил много различных научных экспериментов в области материаловедения, как в устройстве WSF так и в модуле Spacehab, биологических экспериментов и наблюдений поверхности Земли. Крикалёв выполнил значительную часть работ с дистанционным манипулятором. Совершив 130 витков и пролетев 5486215 километров, 11 февраля 1994 года корабль Discovery совершил посадку в космическом центре имени Кеннеди (штат Флорида). Таким образом Крикалёв стал первым российским космонавтом, совершившим полёт на американском шаттле.

После полёта STS-60 Крикалёв вернулся к своей работе в России. Он периодически направлялся в командировки в Космический центр имени Линдона Джонсона в Хьюстоне, чтобы работать в Центре управления полётами с Поисково-спасательной службой в ходе совместных американо-российских полётов. В частности, он участвовал в наземном обеспечении полётов STS-63, STS-71, STS-74, STS-76.

Крикалёв был назначен в первый экипаж Международной космической станции и первым в декабре 1998 года побывал с краткосрочной миссией на МКС на челноке Индевор.

В октябре 2000 года в составе первого экипажа длительной экспедиции Сергей Крикалёв совместно с Юрием Гидзенко и Уильямом Шепердом начал постоянные пилотируемые полёты на МКС. В этом полёте космонавты встречали на орбите 21 век.

11 октября 2005 года Сергей Крикалёв завершил свой шестой полёт, вернувшись на Землю с МКС в спускаемом аппарате корабля «Союз ТМА-6» после полугода на орбите.

Работа в безвоздушном пространстве

Работа на предприятиях и учреждениях космической отрасли

  • С февраля 2007 года - вице-президент РКК «Энергия» по пилотируемым полётам (с сохранением лётного статуса в отряде космонавтов). Впоследствии - заместитель Генерального конструктора.
  • 27 марта 2009 года - с переходом на другую работу освобождён от занимаемой должности инструктора-космонавта-испытателя 1 класса ОАО «РКК „Энергия“ им. С. П. Королёва».
  • С 30 марта 2009 года - начальник Федерального государственного бюджетного учреждения «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина».

Увлечения

Высший пилотаж, плавание, подводное плавание, горные лыжи, виндсерфинг, теннис, любительское радио (Х75М1К). Кандидат в мастера спорта по многоборью. Мастер спорта СССР по высшему пилотажу. Участник чемпионатов СССР, Европы и мира по высшему пилотажу. Чемпион СССР в командном зачете (1986). Чемпион Европы в командном зачете (1996). Чемпион мира в командном зачёте (1997).

Радиолюбительский позывной - U5MIR.

Награды и звания

  • Герой Советского Союза (27 апреля 1989 года)
  • Орден Ленина (1989 года)
  • Герой Российской Федерации (11 апреля 1992 года) - за мужество и героизм, проявленные во время длительного космического полёта на орбитальной станции «Мир» (медаль «Золотая звезда» № 1)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (5 апреля 2002 года) - за мужество и высокий профессионализм, проявленные при осуществлении длительного космического полёта на Международной космической станции
  • Орден Почёта (15 апреля 1998 года) - за успешное участие и достижение высоких спортивных результатов в Первых Всемирных воздушных играх
  • Орден Дружбы народов (25 марта 1992 года) - за успешное осуществление космического полёта на орбитальной станции «Мир» и проявленные при этом мужество и героизм
  • Медаль «За заслуги в освоении космоса» (12 апреля 2011 года) - за большие заслуги в области исследования, освоения и использования космического пространства, многолетнюю добросовестную работу, активную общественную деятельность
  • Медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2005 год)
  • Офицер ордена Почётного легиона (Франция, 1989 год)
  • Почётное звание «Лётчик-космонавт СССР» (1989 год)
  • Три медали NASA «За космический полёт» (1996 год, 1998 год, 2001 год)
  • Медаль NASA «За выдающиеся общественные заслуги» (2003 год)
  • Почётный гражданин Санкт-Петербурга (2007 год)
  • Заслуженный мастер спорта России
  • Пожизненный Почетный Член Королевского Фотографического Общества Великобритании
  • Лауреат Национальной Премии «Золотой Глаз России»
  • Космонавт: Крикалев Сергей Константинович (27.08.1958 г.)
  • 67 -й космонавт России (212-й в мире)
  • Длительность полета:
  • 151 сут. 11 ч 8 мин (1988 г), позывной «Донбас-2»
  • 311 сут. 20 ч (1991 г), «Озон-2» / «Донбас-2»
  • 8 сут. 7 ч 9 минут (1994 г)
  • 11 сут. 19 ч 18 мин (1998 г)
  • 140 сут. 23 ч 39 мин (2000 г)

27-го августа 1958-го года в Ленинграде появился на свет будущий космонавт - Сергей Константинович Крикалев. Среднее образование окончил в 1975-м году, вместе с тем получил специальность под названием «химик-аналитик-лаборант». В 1977-м году Сергей устроился лаборантом, позже - старшим лаборантом в НИС механического института Ленинграда. В том же году начал посещать аэроклуб ДОСААФ города Ленинград.

В 1980-м году Сергей Константинович устроился на работу в НПО «Энергия» в рамках преддипломной практики. Военмех окончил с отличием в 1981-м году, по специальности «Проектирование летательных аппаратов, и их производство». Летом 1981-го года был авиатехником по ремонту летательных аппаратов и их двигателей в Ленинградском аэроклубе. В сентябре 1981-го года стал инженером одного из отделов НПО «Энергия». Составлял инструкции для космонавтов.

Космическая подготовка

7-го июня 1983-го года, после успешного прохождения медицинского обследования, Сергей Крикалев был допущен к спецтренировкам, а 1985-го начал общую космическую подготовку. В ноябре 1986-го года был принят в отряд космонавтов и официально квалифицирован как «космонавт-испытатель». Следующие два года Сергей Крикалев проходит подготовку в рамках программы «Буран». С 1988-го года проходил подготовку на роль бортового инженера космического корабля «Союз ТМ-7».

Первый полет

26-го ноября 1988-го года корабль «Союз ТМ-7» отправился на орбитальный комплекс «Мир» в рамках четвертой основной экспедиции, а также по международной советско-французской программе «Арагац». Помимо Крикалева, в состав экипажа вошли командир корабля Александр Волков и французский космонавт-исследователь Жан-Лу Кретьен.

Примечательно, что при старте космического корабля проводился концерт популярной группы «Pink Floyd». Кроме того, альбом группы под названием «Delicate Sound of Thunder» был помещен на борту корабля и стал первым рок-альбомом, который был проигран в космосе.

За время пребывания космонавта Крикалева на борту станции, экипаж 3-й и 4-й экспедиций провел более чем 5000 различных экспериментов в разных научных областях: биологии, медицины, техники и материаловедения. Однако подавляющее большинство экспериментов были на тему астрономии и астрофизики. Было проведено обширное спектральное наблюдение космических тел, начиная от атмосферы Земли и заканчивая Малым Магеллановым Облаком.

27-го апреля 1989-го года спускаемый аппарат «Союз ТМ-7» доставил экипаж корабля на Землю. Космонавт Крикалев был награжден званием Героя СССР.

С ноября 1990-го года Сергей Константинович проходил подготовку в рамках советско-японской программы полета на станцию «Мир», а с декабря - советско-британской программы.

Второй полет

18-го мая 1991-го года бортовой инженер Сергей Крикалев, британский космонавт-исследователь Хелен Шарман и командир корабля «Союз ТМ-12» — Анатолий Арцебарский, отправились на орбиту Земли.

Хелен Шарман провела на станции «Мир» всего неделю, и за это время выполнила несколько биологических и химических экспериментов, а также провела несколько уроков для британских школьников. Помимо ряда экспериментов, которые проводил экипаж станции, Сергеем Крикалевым было совершено семь выходов в открытый космос от двух до семи часов. За время работы за бортом станции, Сергей Константинович совместно с другими космонавтами выполнил замену антенны, монтаж лазерного отражателя, складывающейся фермы, мачты нового двигателя, а также провел два испытания мачты СОФОРА. По причине ограниченного финансирования были отменены две последующие космические миссии, в результате чего Сергей Крикалев пробыл на орбите на шесть месяцев больше запланированного срока.

В общем сложности космонавт Крикалев провел на орбите Земли 311 суток. Получил почетное звание Герой РФ.

В сентябре 1992-го года Сергей Крикалев был принят в американский экипаж шаттла Discovery STS-60, в качестве первого российского космонавта на шаттле. Выполнял должность специалиста (Mission Specialist).

Третий полет

Шаттл Discovery STS-60 стартовал 3-го февраля 1994-го года. Шаттл пробыл на орбите почти 8 суток. За это время было проведено множество экспериментов, в числе которых: имитация малоразмерных космических объектов для их обнаружения при помощи радаров (программа ОДЕРАКС), эксперименты в условиях микрогравитации в модуле Спейсхаб, выращивание пленок из полупроводникового материала в условиях вакуума при помощи спутника WCF. Во время большинства экспериментов Сергей Крикалев управлял дистанционным манипулятором, который, например, отделял спутник WCF от шаттла.

Следующие несколько лет космонавт Крикалев проходил подготовку к следующим полетам шаттлов в американском центре Джонсона. Во время четырех космических миссий шаттлов STS был руководителем группы экспертов в Хьюстоне от лица российского ЦУПа. С мая 1995-го года Сергей Константинович выполнял задачи зама руководителя полетом станции «Мир». С 1996-го года проходит подготовку на роль бортового инженера первой экспедиции на МКС. По причине задержки полетов на МКС, космонавт Крикалев в 1998-м году начал подготовку к полету на шаттле Endeavour STS-88.

Четвертый полет

4-го декабря 1998-го года специалист полета-4 Сергей Крикалев стартует на борту шаттла Endeavour STS-88 на орбиту Земли. Перед экипажем стояла задача по доставке и монтажу американского модуля «Юнити». Модуль был пристыкован к российскому модулю МКС «Заря». «Юнити» стал основой для соединения следующих космических модулей с основой МКС. Установка модуля производилась также при помощи роботизированной руки «Канадарм», расположенной на шаттле «Endeavour». Командир шаттла Роберт Кабаной и российский космонавт Сергей Крикалев первыми открыли люк МКС.

16-го декабря 1998-го года космонавт Крикалев вместе с экипажем шаттла «Endeavour» возвратился на Землю. После окончания своего четвертого космического полета, Сергей Константинович продолжил подготовку к полету на МКС в составе первой основной экспедиции.

Пятый полет

31-го октября 2000-го года космический корабль «Союз ТМ-31» отправился на стыковку с МКС. В состав экипажа вошел командир Юрий Гидзенко, бортовой инженер Сергей Крикалев и американский второй бортовой инженер Уильям Шеперд. Космонавты разгрузили и установили большое количество научного и технического оборудования. Задача команды состояла в сборке оборудования первой необходимости, а также настройке внутренней компьютерной сети. Данный экипаж был первым, которому предстояло длительное пребывание на МКС. Пробыв на станции более четырех месяцев, экипаж возвратился домой.

Следующие пять лет космонавт Крикалев готовится к очередному посещению МКС, сперва на шаттле, а после приостановки полетов всех шаттлов, на корабле «Союз ТМА-6».

Шестой полет

15-го апреля 2005-го года командир корабля «Союз ТМА-6» космонавт Крикалев, а также бортовые инженеры Джон Филлипс (США) и Роберто Виттори (Италия) стартовали с Байконура в сторону МКС. Итальянский космонавт, представлявший ЕКА, пробыл на станции 10 суток, после чего возвратился на Землю с экипажем 10-й экспедиции на МКС. Филлипс и Крикалев составили 11-ю экспедицию, и пробыли на борту станции почти полгода. За это время экипажем были приняты два грузовых корабля типа «Прогресс» и шаттл Discovery STS-114.

18-го августа 2005-го года Сергей Крикалев совершил пятичасовой выход в открытый космос. 3-го октября вместе со следующей экспедицией на борт МКС прибыл также американский космический турист Грегори Олсен. 11-го октября 2005-го года Олсен вернулся на Землю вместе с Крикалевым и Филлипсом.

Сергей Крикалев стал первым российским космонавтом, совершившим 6 полетов, а также рекордсменом по общей продолжительности космических миссий - 803 суток 9 часов и 38 минут. Кроме того, на его счету 8 выходов в открытое пространство, общей продолжительностью 41 час и 26 минут.

Дальнейшая жизнь

После успешной карьеры космонавта, Сергей Крикалев занялся общественной деятельностью. Кроме того, что он являлся президентом Федирации планерного спорта (1999-2007 гг.), Сергей Константинович также был Секретарем Общественной палаты Центрального федерального округа в феврале 2012-го года. В апреле 2014-го года стал представителем Губернатора Севастополя в столице РФ - Москве, и в Санкт-Петербурге.

 

 

Это интересно: