→ Преступление и наказание информация. Преступле́ние и наказа́ние

Преступление и наказание информация. Преступле́ние и наказа́ние

Вступление

Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является социально-психологическим. В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем показана психология современного автору человека, пытающегося найти решение насущных социальных проблем. Достоевский вместе с тем не дает готовых ответов на поставленные вопросы, но заставляет читателя задуматься над ними. Центральное место в романе занимает бедный студент Раскольников, совершивший убийство. Что его привело к этому страшнейшему преступлению? Ответ на этот вопрос Достоевский пытается найти путем тщательного анализа психологии этого человека. Глубокий психологизм романов Ф. М. Достоевского заключается в том, что их герои попадают в сложные, экстремальные жизненные ситуации, в которых обнажается их внутренняя сущность, открываются глубины психологии, скрытые конфликты, противоречия в душе, неоднозначность и парадоксальность внутреннего мира. Для отражения психологического состояния главного героя в романе “Преступление и наказание” автор использовал разнообразные художественные приемы, среди которых немаловажную роль играют сны, так как в бессознательном состоянии человек становится самим собой, теряет все наносное, чужое и, таким образом, свободнее проявляются его мысли и чувства. На протяжении практически всего романа в душе главного героя, Родиона Раскольникова, происходит конфликт, и эти внутренние противоречия обусловливают его странное состояние: герой настолько погружен в себя, что для него грань между мечтой и реальностью, между сном и действительностью смазывается, воспаленный мозг рождает бред, и герой впадает в апатию, полусон-полубред, поэтому о некоторых снах трудно сказать, сон это или бред, игра воображения.

История создания «Преступления и наказания»

Творческая история романа

«Преступление и наказание», задуманное первоначально в форме исповеди Раскольникова, вытекает из духовного опыта каторги. Именно там Ф.М.Достоевский столкнулся впервые с сильными личностями, стоящими вне морального закона, именно на каторге началось изменение убеждений писателя. «Видно было, что этот человек, - описывает Достоевский в «Записках из Мёртвого дома» каторжника Орлова,- смог повелевать собою, безгранично презирал всякие муки и наказания, не боялся ничего на свете. В нем вы видели одну бесконечную энергию, жажду деятельности, жажду мщения, жажду достичь предположенной цели. Между прочим, я был поражен его странным высокомерием».

Но в 1859 году «исповедь-роман» не был начат. Вынашивание замысла продолжалось 6 лет, за которые Ф.М.Достоевский написал «Униженные и оскорбленные», «Записки из подполья». Главные темы этих произведений - тема бедных людей, бунта и тема героя-индивидуалиста- синтезировались затем в «Преступлении и наказании».

В письме журналу «Русский Вестник», рассказывая о своей новой повести, которую хотел бы продать редакции, Достоевский так описывал свою повесть: “Идея повести не может, сколько я могу предполагать, ни в чем противоречить Вашему журналу, даже напротив. Это - психологический отчет одного преступления. Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключенный из студентов университета, живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях, поддавшись некоторым странным, недоконченным идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берет жидовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. “Она никуда не годна”, “для чего она живет?”, “полезна ли она хоть кому-нибудь” и так далее - эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить ее, обобрать, с тем, чтоб сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний этого помещичьего семейства - притязаний, грозящих ей гибелью,- докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении “гуманного долга к человечеству”- чем уже, конечно, загладится преступление, если только можно назвать преступлением этот поступок над старухой глухой, глупой, злой, больной, которая сама не знает, для чего живет на свете, и которая через месяц, может быть, сама собой померла бы.

Несмотря на то, что подобные преступления ужасно трудно совершаются - т.е. почти всегда до грубости выставляют наружу концы, улики и проч. и страшно много оставляют на долю случая, который всегда почти выдает виновного, ему - совершенно случайным образом - удается совершить свое преступление и скоро, и удачно.

Почти месяц он проводит после того, до окончательной катастрофы, никаких на него подозрений нет и не может быть. Тут-то и развертывается психологический процесс преступления. Неразрешимые вопросы встают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берет свое, и он кончает тем, сто принужден сам на себя донести. Принужден, чтобы, хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям, чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замкнуло его. Закон правды и человеческая природа взяли свое, убили убеждения, даже без сопротивления. Преступник решает сам принять муки, чтоб искупить свое дело. Впрочем, трудно мне разъяснить мою мысль.

В повести моей есть, кроме того, намек на ту мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодатели, отчасти потому, что он сам его нравственно требует.

Это я видел и даже на самых неразвитых людях, на самой грубой случайности. Выразить мне это хотелось именно на развитом, на нового поколения человеке, чтобы была ярче и обязательнее видна мысль. Несколько случаев, бывших в самое последнее время, убедили, что сюжет мой вовсе не эксцентричен, именно что убийца развитой и даже хороших наклонностей молодой человек. Мне рассказывали прошлого года в Москве (верно) об одном студентской истории,- что он решился разбить почту и убить почтальона. Есть ещё много следов в наших газетах о необыкновенной шатости понятий, подвигающих на ужасные дела. Одним словом, я убежден, сто сюжет мой отчасти оправдывает современность ».

В основе сюжета романа - замысел об «идейном убийце», который распадался на две неравные части: преступление и его причины и,вторая, главная часть, - действие преступления на душу преступника. Эта двучастность замысла отразится в окончательной редакции заглавия романа - «Преступление и наказание» - и на особенностях структуры: из шести частей романа одна посвящена преступлению и пять - влиянию этого преступления на сущность Раскольникова и постепенному изживанию им своего преступления.

Главы нового романа Достоевский отправил в середине декабря 1865 года в «Русский вестник». Первая часть уже появилась в январском номере журнала за 1866 год, однако полностью роман ещё не был закончен. Работа над дальнейшим текстом продолжалась весь 1866 год.

Первые две части романа, напечатанные в январской и февральской книжках «Русского вестника» принесли Ф.М.Достоевскому успех.

В ноябре и декабре 1866 были написаны последняя, шестая часть и эпилог. Журнал в декабрьской книжке 1866 года закончил публикацию романа.

Сохранились три записные тетради с черновиками и заметками к «Преступлению и наказанию», т.е. три рукописные редакции: первая (краткая)-“повесть”, вторая (пространная) и третья (окончательная) редакция, характеризующие собой три стадии, три этапа работы: Висбаденский (письмо к Каткову), Петербургский этап (с октября по декабрь 1865 года, когда Достоевский начал “новый план”) и, наконец, последний этап (1866 год). Все рукописные редакции романа трижды опубликованы, причем две последние сделаны на высоком научном уровне.

Итак, в творческом процессе вынашивании замысла «Преступления и наказания», в образе Раскольникова столкнулись две противоположных идеи: идея любви к людям и идея презрения к ним. Черновые тетради к роману показывают, как мучительно Ф.М.Достоевский искал выход: или оставить одну из идей, или сократить обе. Во второй редакции есть запись: «Главная анатомия романа. Непременно поставить ход дела на настоящую точку и уничтожить неопределенность, то есть так или этак объяснить всё убийство и поставить его характер и отношения ясно». Автор решает совместить обе идеи романа, показать человека, в котором, как говорит Разумихин о Раскольникове в окончательном тексте романа, “два противоположных характера поочередно сменяются”.

Так же мучительно искал Достоевский финал романа. В одной из черновых записей: “Финал романа. Раскольников застрелиться идет”. Но это был финал только для “идеи Наполеона”. Писатель намечает финал и для “идеи любви”, когда сам Христос спасет раскаявшегося грешника.

Но каков конец человека, соединившего в себе оба противоположных начала? Ф.М.Достоевский прекрасно понимал, сто такой человек не примет ни авторского суда, ни юридического, ни суда собственной совести. Лишь один суд примет над собой Раскольников - высший суд, суд Сонечки Мармеладовой, той самой Сонечки, во имя которой он и поднял свой топор, той самой униженной и оскорбленной, которые всегда страдали, с тех пор как земля стоит.

Смысл заглавия романа

Проблема преступления рассматривается практически в каждом произведении Ф. М. Достоевского. Писатель говорит о преступлении в общечеловеческом плане, сравнивая такой взгляд с различными популярными в то время социальными теориями. В “Неточке Незвановой” сказано: “Преступление всегда останется преступлением, грех всегда будет грехом, на какую бы степень величия ни возносилось порочное чувство”. В романе “Идиот” Ф. М. Достоевский утверждает: “Сказано “не убий!”, так за то, что он убил, и его убивать? Нет, это нельзя”. Роман “Преступление и наказание” практически полностью посвящен анализу социальной и нравственной природы преступления и того наказания, которое за ним последует. В письме М. Н. Каткову Ф. М. Достоевский сообщал: “Пишу роман о современном преступлении”. Действительно, преступление для писателя становится одной из важнейших примет времени, современным явлением. Причину этого писатель видит в падении общественной нравственности, которое было в конце XIX века очевидным. Рушатся старые идеалы, на которых было воспитано не одно поколение русских людей, жизнь порождает разнообразные социальные теории, пропагандирующие идею революционной борьбы за прекрасное светлое будущее (вспомним хотя бы роман Н. Чернышевского “Что делать?”). В сложившийся уклад русской жизни активно проникают элементы буржуазной европейской цивилизации, И -- что самое главное -- русское общество начинает отходить от многовековой традиции православного взгляда на мир, популярным становится атеизм. Толкая своего героя на убийство, Ф. М. Достоевский стремится осознать причины того, почему в сознании Родиона Раскольникова возникает столь жестокая идея. Конечно, его “среда заела”. Но заела она и бедную Сонечку Мармеладову, и Катерину Ивановну, и многих других. Почему же не становятся убийцами они? Дело в том, что корни преступления Раскольникова лежат гораздо глубже. На его взгляды огромное влияние оказывает популярная в XIX веке теория существования “сверхлюдей”, то есть таких людей, которым дозволено больше, чем обыкновенному человеку, той “дрожащей твари”, о которой размышляет Раскольников.

Соответственно, и само преступление Родиона Раскольникова понимается писателем гораздо глубже. Смысл его не только в том, что Раскольников убил старуху-процентщицу, но еще и в том, что он сам разрешил себе это убийство, возомнил себя человеком, которому дозволено решать, кому жить, а кому нет. По мнению Достоевского, вершить людские судьбы способен только Бог. Следовательно, Родион Раскольников ставит себя на место Бога, мысленно приравнивает себя к нему. Что же это влечет за собой? Ф. М. Достоевский не сомневался, что только Бог, Христос должен быть нравственным идеалом человека. Заповеди христианства незыблемы, и путь приближения к идеалу заключается в выполнении этих заповедей. Когда Родион Раскольников ставит на место Бога себя, он сам начинает создавать для себя и определенную систему ценностей. А это значит, что он разрешает себе все и постепенно начинает терять все лучшие качества, попирая общепринятые моральные нормы. Ф. М. Достоевский не сомневается: это преступление не только его героя, но и многих людей этой эпохи. “Деизм дал нам Христа, то есть до того высокое представление человека, что его понять нельзя без благоговения, и нельзя не верить, что это идеал человечества вековечный. А что дали нам атеисты?” -- спрашивает Россию Ф. М. Достоевский и сам отвечает: теории, которые порождают преступление, потому что атеизм неизбежно приводит к потере нравственного идеала, Бога в человеке. Может ли преступник вернуться к нормальной жизни? И да, и нет. Может, если пройдет через долгие физические и нравственные страдания, если сможет отказаться от тех “теорий”, которые сам для себя создал. Таким был путь Раскольникова.

», как и все произведения Достоевского, насыщен идеями, «носившимися в воздухе», фактами, почерпнутыми из самой действительности. Автор хотел «перерыть все вопросы в этом романе».

Но не сразу прояснилась тема будущего произведения, не сразу писатель остановился на определенном сюжете. 8 июня 1865 года Достоевский писал редактору журнала «Отечественные записки » А. А. Краевскому: «Роман мой называется "Пьяненькие" и будет в связи с теперешним вопросом о пьянстве. Разбирается не только вопрос, но представляются и все его разветвления, преимущественно картины семейств, воспитание детей в этой обстановке и проч. и проч. Листов будет не менее двадцати, но может быть и более».

Фёдор Достоевский. Портрет работы В. Перова, 1872

Однако спустя некоторое время замысел произведения, центральным героем которого должен был стать, очевидно, Мармеладов , стал занимать писателя меньше, так как у него возникла мысль написать повесть о представителе молодого поколения. Достоевский стремился изобразить в новом произведении современную молодежь с ее широкими общественными интересами, шумными спорами по животрепещущим этическим и политическим вопросам, с ее материалистическими и атеистическими взглядами, которые он характеризует как «нравственную неустойчивость». В первой половине сентября 1865 года Достоевский сообщает редактору «Русского вестника» М. Н. Каткову , что он уже два месяца работает над повестью объемом в пять-шесть листов, которую предполагает недели через две – через месяц закончить. В этом письме изложена не только основная сюжетная линия, но и идейный замысел произведения. Черновик этого письма находится в одной из тех записных тетрадей, которые содержат черновые наброски «Преступления и наказания».

«Идея повести не может... ни в чем противоречить Вашему журналу; даже напротив, – сообщает Достоевский Каткову. – Это – психологический отчет одного преступления. Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях, поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берет жuдовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. "Она никуда не годна", "для чего она живет?", "Полезна ли она хоть кому-нибудь?" и т. д. – Эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить ее, обобрать, с тем чтоб сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства – притязаний, грозящих ей гибелью, докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству», чем уже, конечно, «загладится преступление».

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 1 серия

Но после убийства, пишет Достоевский, «развертывается весь психологический процесс преступления. Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берет свое, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтоб хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли свое... Преступник сам решает принять муки, чтоб искупить свое дело...

В повести моей есть, кроме того, намек на ту мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодатели, отчасти потому, что он и сам его нравственно требует ».

Достоевский в этом письме подчеркивает, что под влиянием материалистических и атеистических взглядов (именно это он имел в виду, говоря о «странных «недоконченных» идеях, которые носятся в воздухе») Раскольников дошел до преступления. Но в то же время автор указывает здесь и на крайнюю бедность, безвыходность положения героя. В ранних черновых записях также имеется мысль о том, что толкнули Раскольникова на преступление тяжелые условия жизни NB. Посмотрим, из-за чего я это сделал, как я решился, тут злой дух. NB (и тут-то начинается анализ всего дела, озлобления, нищеты) выход необходимости, и выходит, что сделал логично».

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 2 серия

Достоевский с увлечением работает над повестью, надеется, что она будет «лучше всего», что он написал. К концу ноября 1865 года, когда много уже было написано, Достоевский почувствовал, что работу надо строить иначе, и он уничтожил рукопись. «Я все сжег... Мне не понравилось самому, – писал он 18 февраля 1866 года барону А. Е. Врангелю. – Новая форма, новый план меня увлек, и я начал сызнова. Работаю я дни и ночи и все-таки работаю мало» (там же, стр. 430). «Новый план» – это, очевидно, окончательный план романа, в котором не только переплетаются тема Мармеладова (предполагавшийся роман «Пьяненькие») и тема Раскольникова (повесть о «теоретическом преступлении»), но и заняли свое место Свидригайлов и особенно Порфирий Петрович , который совсем не упоминается в самых ранних записных тетрадях.

Достоевский сначала предполагал вести рассказ от имени героя, дать дневник, исповедь или воспоминания Раскольникова о совершенном им убийстве. В записных тетрадях есть фрагменты, в которых повествование ведется от первого лица – то в форме исповеди, то в форме дневника. В черновиках «Преступления и наказания» также имеются отрывки, написанные от первого лица, с исправлениями первого лица на третье. Писателя смущало, что «исповедью в иных пунктах будет нецеломудренно и трудно себе представить, для чего написано», и он отказался от этой формы. «Рассказ от себя, а не от него. Если же исповедь, то уж слишком до последней крайности, надо все уяснять. Чтоб каждое мгновение рассказа все было ясно». «Предположить нужно автора существом всеведущим и непогрешающим, выставляющим всем на вид одного из членов нового поколения».

Роман «Преступление и наказание» впервые был опубликован в журнале «Русский вестник» за 1866 год (январь, февраль, апрель, июнь, июль, август, ноябрь и декабрь).

В 1867 году вышло первое отдельное издание: «Преступление и наказание. Роман в шести частях с эпилогом Ф. М. Достоевского. Издание исправленное». В нем были сделаны многочисленные стилистические исправления и сокращения (так, например, значительно был сокращен монолог Лужина на поминках, выброшена целая страница рассуждений Раскольникова о причинах, побудивших Лужина оклеветать Соню). Но эта правка не изменила ни идейного содержания романа, ни основного содержания образов.

В 1870 году роман без дополнительных исправлений был включен в IV том Собрания сочинений Достоевского. В 1877 году вышло последнее прижизненное издание романа с незначительными стилистическими исправлениями и сокращениями.

Рукопись романа в полном виде до нас не дошла. В Российской Государственной библиотеке хранятся небольшие фрагменты рукописи «Преступления и наказания», среди них есть как ранние, так и поздние варианты, текст которых приближается к окончательной редакции.

В ЦГАЛИ хранятся записные тетради Достоевского. Три из них содержат записи об идее и построении «Преступления и наказания», наброски отдельных сцен, монологов и реплик героев. Частично эти материалы были опубликованы И. И. Гливенко в журнале «Красный архив», 1924, т. VII, а затем полностью в 1931 году в отдельной книге: «Из архива Ф. М. Достоевского. «Преступление и наказание». Неизданные материалы». Самые ранние записи относятся ко второй половине 1865 года, самые поздние, включающие автокомментарий к роману, – к началу 1866 года, то есть ко времени печатания романа.

Сочинение

"Преступление и наказание" - это идеологический роман, в котором сталкивается нечеловеческая теория с человеческими чувствами. Достоевский, великий знаток психологии людей, чуткий и внимательный художник, пытался разобраться в современной действительности, определить меру влияния на человека популярных в то время идей революционного переустройства жизни и индивидуалистических теорий. Вступая в полемику с демократами и социалистами, писатель стремился показать в своем романе, как заблуждение неокрепших умов приводит к убийству, пролитию крови, калеча и ломая молодые жизни.

Главная идея романа раскрывается в образе Родиона Раскольникова, бедного студента, умного и одаренного человека, не имеющего возможности продолжать образование в университете, влачащего нищенское, недостойное человека существование. Рисуя жалкий и убогий мир петербургских трущоб, писатель шаг за шагом прослеживает, как зарождается в сознании героя страшная теория, как она завладевает всеми его помыслами, толкая на убийство.

Значит, идеи Раскольникова порождены ненормальными, унизительными условиями жизни. Кроме того, пореформенная ломка разрушила вековые устои общества, лишая человеческую индивидуальность связи с давними культурными традициями общества, исторической памяти. Личность человека освобождалась, таким образом, от каких-либо нравственных принципов и запретов, тем более, что Раскольников на каждом шагу видит нарушение общечеловеческих моральных норм. Честным трудом невозможно прокормить семью, поэтому мелкий чиновник Мармеладов окончательно спивается, а его дочь Сонечка идет на панель, ведь иначе погибнет с голоду ее семья. Если невыносимые условия жизни толкают человека на нарушение нравственных принципов, значит, эти принципы являются чепухой, то есть их можно не принимать во внимание. Примерно к такому выводу приходит Раскольников, когда в его воспаленном мозгу рождается теория, согласно которой он делит все человечество на две неравные части. С одной стороны, это сильные личности, "сверх-человеки" типа Магомета и Наполеона, а с другой - серая, безликая и покорная толпа, которую герой награждает презрительным наименованием - "тварь дрожащая" и "муравейник".

Обладая изощренным аналитическим умом и болезненным самолюбием. Раскольников вполне естественно задумывается о том, к какой половине принадлежит он сам. Конечно, ему хочется думать, что он - сильная личность, которая, по его теории, имеет моральное право на преступление ради осуществления гуманной цели. Какова же эта цель? Физическое уничтожение эксплуататоров, к которым Родион причисляет зловредную старушонку-процентщицу, наживавшуюся на человеческих страданиях. Поэтому нет ничего плохого в том, чтобы, убив никчемную старуху, воспользоваться ее богатствами для помощи бедным, нуждающимся людям. Эти мысли Раскольникова совпадают с популярными в 60-е годы идеями революционной демократии, но они в теории героя причудливо сплетаются с философией индивидуализма, допускающей "кровь по совести", нарушение моральных норм, принятых большинством людей. По мнению героя, исторический прогресс невозможен без жертв, страданий, крови и осуществляется сильными мира сего, великими историческими личностями. Значит, Раскольников мечтает одновременно и о роли властелина, и о миссии спасителя. Но христианская, самоотверженная любовь к людям несовместима с насилием и презрением к ним.

Правильность всякой теории должна подтверждаться практикой. И Родион Раскольников задумывает и осуществляет убийство, снимая с себя нравственный запрет. Что же показывает проверка? К каким выводам приводит она героя и читателя? Уже в момент убийства значительно нарушается с математической точностью выверенный план. Раскольников убивает не только процентщицу Алену Ивановну, как было задумано, но и ее сестру Лизавету. Почему? Ведь старухина сестра была кроткой, безобидной женщиной, забитым и униженным существом, которое само нуждается в помощи и защите. Ответ прост: Родион убивает Лизавету уже не по идейным соображениям, а как нежеланного свидетеля своего преступления. Кроме того, в описании этого эпизода есть очень важная деталь: когда посетители Алены Ивановны, заподозрившие неладное, пытаются открыть запертую дверь. Раскольников стоит с поднятым топором, очевидно, для того, чтобы крушить всех тех, кто ворвется в комнату. Вообще после своего преступления Раскольников начинает видеть в убийстве единственный способ борьбы или защиты. Его жизнь после убийства превращается в настоящий ад.

Достоевский детально исследует мысли, чувства, переживания героя. Раскольников охвачен чувством страха, опасности разоблачения. Он теряет контроль над собой, падая в обморок в полицейском участке, заболевая нервной горячкой. В Родионе развивается болезненная подозрительность, которая постепенно превращается в чувство одиночества, отторженности от всех. Писатель находит удивительно точное выражение, характеризующее внутреннее состояние Раскольникова: он "как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего". Казалось бы, улик против него нет, преступник объявился. Можно использовать украденные у старухи деньги для помощи людям. Но они так и остаются в укромном месте. Что-то мешает Раскольникову воспользоваться ими, спокойно жить дальше. Это, безусловно, не раскаяние в содеянном, не жалость к убитой им Лизавете. Нет. Он попытался переступить через свою натуру, но не смог, ибо нормальному человеку чуждо кровопролитие и убийство. Преступление отгородило его от людей, а человек, даже такой скрытный и гордый, как Раскольников, не может жить без общения. Но, несмотря на страдания и муки, он отнюдь не разочаровывается в своей жестокой, нечеловеческой теории. Напротив, она продолжает властвовать над его умом. Он разочаровывается только в себе самом, считая, что не выдержал испытания на роль властелина, а значит, увы, относится к "твари дрожащей".

Когда мучения Раскольникова достигают высшей точки, он открывается Соне Мармеладовой, признавшись ей в своем преступлении. Почему именно ей, малознакомой, невзрачной, не блещущей умом девушке, которая к тому же принадлежит к самой жалкой и презираемой категории людей? Наверное, потому, что Родион видел в ней союзницу по преступлению. Ведь она тоже убивает себя как личность, но делает она это ради своей несчастной, голодающей семьи, отказывая себе даже в самоубийстве. Значит, Соня сильнее Раскольникова, сильнее своей христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию. Кроме того, она распоряжается своей жизнью, а не чужой. Именно Соня окончательно опровергает теоретизированный взгляд Раскольникова на окружающий мир. Ведь Сонечка отнюдь не смиренная жертва обстоятельств и не "тварь дрожащая". В страшных, казалось бы, безвыходных обстоятельствах она сумела остаться чистым и высоконравственным человеком, стремящимся делать людям добро. Таким образом, по мысли Достоевского, только христианская любовь и самопожертвование являются единственным путем к преобразованию общества.

4 бунт Раскольникова

В 1866 году Ф. М. Достоевский написал роман «Преступление и наказание». Это сложное произведение, поражающее философской глубиной поставленных в нем вопросов и психологичностью обрисовки характеров главных действующих лиц. Роман захватывает остротой социальных проблем и странностью повествования. В нем на первом плане находятся не уголовной преступление, а то наказание (нравственное и физическое), которое несет преступник. Не случайно из шести частей только первая часть романа посвящена описанию преступления, а все остальные и эпилог – наказанию за него. В центре повествования находится образ Родиона Раскольникова, совершившего убийство «по совести». Сам по себе Раскольников не преступник. Он наделен многими положительными качествами: умом, добротой, отзывчивостью. Раскольников помогает отцу умершего товарища, отдает последние деньги на похороны Мармеладова. В нем немало добрых начал, но нужда, тяжелые жизненные обстоятельства доводят его до изнеможения. Родион перестал посещать университет, потому что ему нечем платить за обучение; ему приходится избегать хозяйку, т. к. накопился долг за комнату; он болен, голодает… И вокруг себя Раскольников видит нищету и бесправие. Действие романа развертывается в районе Сенной площади, где жили бедные чиновники, ремесленники, студенты. А совсем рядом находился Невский проспект с дорогими магазинами, шикарными дворцами, изысканными ресторанами. Раскольников видит, что общество устроено несправедливо: одни купаются в роскоши, а другие погибают от голода. Он хочет изменить мир. Но это сможет сделать только необыкновенный человек, способный «сломать, что надо, раз навсегда» и взять власть «над всею дрожащей тварью и над всем муравейником». «Свобода и власть, а главное – власть!...Вот цель!» - говорит Раскольников Соне Мармеладовой. Под низким потолком комнаты в уме голодного человека зарождается чудовищная теория. Согласно этой теории, все люди делятся на два «разряда»: на людей обыкновенных, составляющих большинство и вынужденных подчиняться силе, и на людей необыкновенных, «властелинов судьбы» 0 таких, как Наполеон. Они способны навязать большинству свою волю, способны во имя прогресса или высокой идеи, не задумываясь, «перешагнуть через кровь». Раскольников хочет быть добрым властелином, защитником «униженных и оскорбленных», он поднимает бунт против несправедливого общественного устройства. Но его мучает вопрос: властелин ли он? «Тварь я дрожащая или право имею?» - спрашивает он себя. Чтобы получить ответ, раскольников задумывает убийство старухи-процентщицы. Это как бы эксперимент над собой: способен ли он, как властелин, перешагнуть через кровь? Конечно, герой находит «предлог» для убийства: ограбить богатую и никчемную старушонку и на ее деньги спасти от нищеты и гибели сотни молодых людей. Но тем не менее Раскольников всегда внутренне осознавал, что совершил убийство не по этой причине и не потому, что был голоден, и даже не во имя спасения сестры Дуни от брака с Лужиным, а для того, чтобы проверить себя. Это преступление навсегда отгородило его от других людей. Раскольников чувствует себя убийцей, на его руках – кровь невинных жертв. Одно преступление неизбежно влечет за собой другое: убив старуху, Раскольников был вынужден убить ее сестру – «безвинную Лизавету». Достоевский убедительно доказывает, что ни одна цель, даже самая высокая и благородная, не может служить оправданием для преступных средств. Все счастье в мире не стоит единой слезинки ребенка. И понимание этого, в конце концов, приходит к Раскольникову. Но раскаяние и осознание вины далось ему не сразу. Это произошло во многом благодаря спасительному влиянию Сони Мармеладовой. Именно ее доброта, вера в людей и в Бога помогли Раскольникову отказаться от своей бесчеловечной теории. Лишь на каторге произошел перелом в его душе, и началось постепенное возвращение к людям. Только через веру в Бога, через раскаяние и самопожертвование могло, по мнению Достоевского, произойти воскрешение мертвой души Раскольникова и любого другого человека. Не индивидуалистический бунт, а красота и любовь спасут мир.

"Под вечер жарчайшего июльского дня, незадолго до захода солнца, уже бросающего свои косые лучи, из жалкой каморки "под самой кровлей высокого пятиэтажного дома" выходит в тяжкой тоске бывший студент Родион Раскольников". Так начинается роман Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". В самом начале своего произведения мы видим гнетущую обстановку, окружающую героев на протяжении всего действия романа. С этого момента мечется по петербургским грязным улицам, останавливается на бесконечных мостах, заходит в грязные распивочные - без покоя и отдыха, без передышки, в исступлении и задумчивости, в бреду и страхе, - герой романа Достоевского Родион Раскольников. И все это время мы ощущаем рядом с ним присутствие некоего неживого персонажа – огромного серого города. Образ Петербурга занимает центральное место в творчестве Достоевского, так как с этим городом связаны многие воспоминания писателя.

На самом деле было два Петербурга. Город, созданный руками гениальных архитекторов, Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой площади, Петербург дворцовых переворотов и пышных балов, Петербург - символ величия и расцвета послепетровской России, поражающий нас своим великолепием и сегодня. Но был и другой, далекий и неизвестный нам, теперешним людям, Петербург - город, в котором люди живут в "клетушках", в желтых грязных домах с грязными темными лестницами, проводят время в маленьких душных мастерских или в смердящих кабаках и трактирах, город полусумасшедший, как и большинство знакомых нам героев Достоевского. В том Петербурге, где разворачивается сюжет романа "Преступление и наказание", жизнь находится в состоянии нравственного и социального разложения. Духота петербургских трущоб – частица общей атмосферы романа, безысходной и душной. Есть определенная связь между мыслями Раскольникова и "черепашьей скорлупой" его коморки, "крошечной комнатушки шагов шесть длинной", с желтыми, пыльными, отставшими от стен обоями и низким деревянным потолком. Эта коморка – маленькая копия более грандиозной, столь же душной "коморки" большого города. Не зря Катерина Ивановна говорит, что на улицах Петербурга словно в комнатах без форточек. Картину тесноты, удушающей скученности людей, находящихся "на ограниченном пространстве", преследует чувство духовного одиночества. Люди относятся друг к другу с недоверием и подозрением, их объединяет только любопытство к несчастьям ближнего и злорадство к удачам других. Под пьяный хохот и ядовитые насмешки посетителей распивочной рассказывает Мармеладов потрясающую своим трагизмом историю собственной жизни; сбегаются на скандал жильцы дома, в котором живет Катерина Ивановна. Отличительной чертой русской общественной мысли, русской литературы всегда была напряженность духовных исканий, стремление писателей к постановке коренных философских, мировоззренческих вопросов, связанных с нравственной ориентацией человека в мире, к поискам смысла жизни. Духовный мир героев Достоевского раскрывается через такие категории, как зло, добро, свобода, добродетель, необходимость, бог, бессмертие, совесть. Достоевский, как художник, отличается тонкостью психологического анализа, произведения его характеризуются глубиной философского содержания. В этом важнейшая особенность его творчества. Герои его - люди ищущие, одержимые той или иной идеей, все интересы их сосредоточены вокруг какого-либо вопроса, над разрешением которого они мучаются. Образ Петербурга дан ярко, в динамике, город олицетворяет души растерзанных трагизмом жизни героев. Петербург - это тоже один из героев, который постоянно присутствует в произведениях Достоевского. Образ Петербурга создавали в своих произведениях и Пушкин, и Гоголь, и Некрасов, раскрывая все новые и новые его грани. Достоевский рисует Петербург в пору стремительного развития капитализма, когда стали, как грибы, расти доходные дома, банкирские конторы, магазины, заводы, рабочие предместья. Город - это не просто фон, на котором происходит какое-либо действие, это тоже своеобразное "действующее лицо". Петербург Достоевского душит, давит, навевает кошмарные видения, внушает безумные идеи. Достоевский рисует трущобы Петербурга: много распивочных, пьяных, голодных, потерявших смысл жизни людей, которые нередко кончают с собой, не выдержав невыносимой жизни. Раскольников стесняется своих лохмотьев, избегает встреч со знакомыми на улице, он задолжал хозяйке и старается не видеть ее лишний раз, чтобы избежать ругани и крика. Комната его похожа на душный шкаф. Многие живут еще хуже, чем Раскольников, хотя если задуматься, то приходит мысль - люди живут не только в душных комнатах трущобного Петербурга, но и во внутренней духоте, теряя человеческий облик. Серый, мрачный город, в котором на каждом углу расположены распивочные, зовущие бедняков залить свое горе, а на улицах – проститутки и пьяный народ, видится нам своеобразным "царством" бесправия, болезней, нищеты. Здесь можно задохнуться, появляется желание побыстрее убежать отсюда, набрать в легкие свежего деревенского воздуха, избавиться от испарений "злости", подлости и безнравственности. Гениальным писателем, рассматривающим разные стороны современного ему общества и рисующим не приукрашенные картины русской действительности, считался и считается в наше время Ф.М. Достоевский. Духом протеста против социальной несправедливости, против унижения человека, верой в его высокое призвание проникнуты созданные автором в романе "Преступление и наказание" образы "маленьких людей". Фундаментальная истина, на которой основывается мировоззрение писателя, - это любовь к человеку, признание духовной индивидуальности человека. Все искания Достоевского были направлены на создание достойных человека условий жизни. А городской пейзаж Петербурга несет огромную художественную нагрузку. Пейзаж Достоевского – это не только пейзаж впечатления, это пейзаж выражения, который внутренне связан с изображенным в романе человеческим миром и подчеркивает чувство безысходности, испытываемое героями произведения.

Судьбы униженных и сокрбленныых в романе

В своём романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский поднимает тему «униженных и оскорблённых», тему маленького человека. Общество, в котором живут герои романа, так устроено, что жизнь каждого из них возможна лишь на унизительных условиях, на постоянных сделках с совестью. Писатель изображает гнетущую обстановку безысходнодной жизни человека, заставляя за судьбами людей увидеть образ преступного мира, где унижен и придавлен человек, где человеку «некуда пойти». Эпизоды, рисующие жизнь «униженных и оскорблённых», говорят о том, что судьбы героев романа обусловлены не какими-то случайными трагическими обстоятельствами или их личностными качествами, а законами устройства общества.

Автор, проводя читателя по Петербургу, рисует людей разных социальных слоёв, в том числе, и бедных, потерявших смысл жизни. Часто они кончают с собой, не выдерживая своего унылого существования, или губят жизнь в многочисленных распивочных. В одной из таких распивочных Родион Раскольников знакомится с Мармеладовым. Из рассказа этого героя мы узнаём о несчастной судьбе всей его семьи.

Фраза Мармеладова: «Понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти…» поднимает фигуру маленького человека, смешного своей торжественно-витиеватой и канцелярской манерой говорить, на высоту трагического размышления о судьбе человечества.

Некуда идти и Катерине Ивановне, которую погубило невыносимое для её честолюбивой натуры противоречие между прошлой обеспеченной и богатой жизнью и жалкой, нищенской настоящей.

Соня Мармеладова, чистая душой девушка, вынуждена торговать собой, чтобы прокормить больную мачеху и её малолетних детей. При этом она не требует никакой благодарности. Она ни в чём не винит Катерину Ивановну, просто смиряется со своей судьбой. Только Сонечке стыдно перед собой и Богом.

Идея самопожертвования, воплощённая в образе Сони, поднимает его до символа страдания всего человечества. Эти страдания сливались для Достоевского с любовью. Соня – олицетворение любви к людям, именно поэтому она сохранила нравственную чистоту в той грязи, в которую бросила её жизнь.

Тем же смыслом наполнен образ Дуни, сестры Раскольникова. Она соглашается на жертву: ради свято любимого брата соглашается выйти замуж за Лужина, в котором воплощён классический тип буржуазного дельца, карьериста, унижающего людей и способного пойти на всё ради личной выгоды.

Достоевский показывает, что положение безнадёжности, тупика толкает людей на моральные преступления против самих себя. Общество ставит их перед выбором таких путей, которые ведут к бесчеловечности.

На сделку с совестью идёт и Раскольников, решившись на убийство. В противоречие с человеконенавистнической теорией вступает живая и гуманная натура героя. Достоевский показывает, как каждый раз при встрече с человеческим страданием Раскольников испытывает почти инстинктивное желание прийти на помощь. Его теория вседозволенности, раздвоения человечества на две категории терпит крах. Чувство отверженности, одиночества становится страшным наказанием для преступника.

Достоевский показывает, что идея Раскольникова неразрывно связана с непосредственными условиями его жизни, с миром петербургских углов. Рисуя ужасающую картину человеческой скученности, грязи, духоты, Достоевский в то же время показывает одиночество человека в толпе, одиночество, прежде всего, духовное, его жизненную неприкаянность.

Раскольников и Свидригайло

Раскольников и Свидригайлов - герои одного из лучших романов Достоевского "Преступление и наказание". Этот роман отличается глубочайшим психологизмом и обилием резких контрастов. На первый взгляд, в характерах Раскольникова и Свидригайлова нет ничего общего, мало того, они представляются антиподами. Однако если внимательнее вглядеться в образы этих героев, то можно найти определенное сходство. В первую очередь это сходство проявляется в том, что оба героя совершают преступления. Правда, делают они это в разных целях: Раскольников убивает старушку и Лизавету ради проверки своей теории, с благородной целью помочь нищим, обездоленным, униженным и оскорбленным. А Свидригайлов всю свою низменную энергию направляет на получение сомнительных удовольствий, стараясь добиться желаемого любой ценой. Раскольников и Свидригайлов предстают перед читателями как "сильные" личности. И это действительно так. Только обладающие исключительной силой воли и невозмутимостью люди могут заставить себя переступить кровавую черту, сознательно пойти на преступление. Оба эти героя прекрасно пони- мают, что по сути своей они чрезвычайно близки. И недаром при первой же встрече Свидригайлов говорит Раскольникову: "Мы одного поля ягоды". Впоследствии и Раскольников приходит к пониманию этого. За преступлением следует наказание. У обоих героев оно примерно одинаково. И Раскольников, и Свидригайлов испытывают сильнейшие муки совести, они раскаиваются в содеянном и пытаются исправить положение. И, казалось бы, встают на путь истинный. Но душевные терзания вскоре становятся невыносимыми. У Свидригайлова не выдерживают нервы, и он заканчивает жизнь самоубийством. Раскольников с ужасом понимает, что с ним может произойти то же самое, и в конце концов признается в содеянном. В отличие от Раскольникова Свидригайлов имеет несколько двойственный характер. С одной стороны, кажется, что он обыкновенный, нормальный, трезвомыслящий человек, каким он и представляется Раскольникову, но эту сторону характера заглушает его вечное и неодолимое влечение к удовольствиям. Раскольников же, по-моему, куда более твердый в своих намерениях человек. Он даже в чем-то похож на тургеневского Базарова, который жестко придерживается своей теории и проверяет ее на практике. Ради своей теории Раскольников даже разрывает отношения с матерью и сестрой, он хочет произвести впечатление на окружающих благодаря своей теории и ставит себя намного выше окружающих. В представленных выше соображениях и заключаются, на мой взгляд, различия и сходства между Раскольниковым и Свидригайловым, которых можно назвать двумя сторонами одной медали.

«Правда» Сони Мармеладовой (по «Преступлению и наказанию» Достоевского)

В романе Достоевского «Преступление и наказание», как и в каждом романе, существует много различных героев. Главный из них – Раскольников – изучает остальных, создаёт на основе своих рассуждений теорию, у него появляется некое убеждение, которое и толкает его к преступлению. В появлении у него этого убеждения, а, стало быть, и в совершении им этого преступления виноваты все герои, с которыми он общался: ведь они же были такими, какими их видел Раскольников, на их основе он формировал свою теорию. Но их вклад в создание убеждений Раскольникова малоэффективен, так как происходит случайно, нечаянно. Зато намного больший вклад второстепенные герои романа вносят в осознание Раскольниковым неправильности своей теории, которое побудило его к тому, чтобы признаться во всём народу. Наибольший такой вклад сделала Соня Мармеладова. Она помогла герою понять, кто она, а кто он, что ему даёт признание, для чего им нужно жить, помогла душевно воскресить и посмотреть на себя и на других по-другому. Это была хорошенькая девушка лет восемнадцати, худенькая, небольшого роста. Жизнь очень жестоко относилась к ней, так же как и к её родным. Она рано потеряла отца и мать. После смерти матери её семья пришла в бедственное положение, и ей пришлось идти на панель, чтобы прокормить себя и детей Катерины Ивановны. Но её дух был настолько сильным, что не сломился даже в таких условиях: когда мораль человека разлагается, мала вероятность удачи в жизни, существование становится всё тяжелее и тяжелее, дух сдерживает гнёт окружающей среды и, если у человека дух слабый, он не выдерживает и начинает пропускать негативную энергию вовнутрь, портя душу. Дух же Сони очень сильный, и в условиях всех невзгод её душа остаётся чистой, и она идёт на самопожертвование. Чистая, нетронутая душа в ней очень быстро находит в душах других людей все изъяны, сравнивая их со своей; она с лёгкостью учит других убирать эти изъяны, потому что сама их периодически убирает из своей души (если каких-то изъянов у неё ещё не было, она их искусственно на время для себя создаёт и старается почувствовать, что ей говорят делать инстинкты). Внешне это проявляется в её способности понимать других людей и сострадать им. Она жалеет Катерину Ивановну за её глупость и несчастность, своего отца, умирающего и раскаивающегося перед ней. Такая девушка привлекает внимание многих людей, заставляет (в том числе и себя) уважать себя. Поэтому Раскольников решил рассказать о своей тайне именно ей, а не Разумихину, Порфирию Петровичу, или Свидригайлову. Он подозревал, что она мудрее всего оценит обстановку и примет решение. Он очень хотел, чтобы кто-то ещё разделил с ним страдания, хотел, чтобы кто-то помог ему идти по жизни, сделал за него некоторую работу. Найдя такого человека в Соне, Раскольников не ошибся с выбором: это была прекраснейшая девушка, которая поняла его и пришла к выводу, что он такой же несчастный человек, как и она, что Раскольников не зря пришёл к ней. И такая женщина ещё называется «девица отъявленного поведения». (Тут Раскольников и понял неверность его теории в этом). Именно так её называет Лужин, сам являясь подлым и эгоистичным, не понимая ничего в людях, в том числе и в Соне, что она ведёт себя унижающим для себя образом только из сострадания к людям, желая им помочь, подарить хотя бы на мгновение ощущение счастья. Всю жизнь она занимается самопожертвованием, помогает другим людям. Так, она помогла и Раскольникову, она помогла ему переосмыслить себя, что и его теория неверна, что совершил он преступление зря, что ему необходимо в нём покаяться, признаться во всём. Теория была неверна, так как она основывается на разделении людей на две группы по внешним признакам, а те редко выражают всего человека. Ярким примером является та самая Соня, бедность и унижение которой не отражают полностью всю сущность её личности, самопожертвование которой направлено на помощь другим бедствующим людям. Она очень верит, что воскресила Раскольникова и теперь готова разделить с ним наказание на каторге. Её «правда» заключается в том, что, чтобы прожить жизнь достойно и умереть с чувством, что ты был великим человеком, нужно любить всех людей и жертвовать собой ради других.

Кадр из фильма «Преступление и наказание» (1969)

60-е годы XIX в. Бедный район Петербурга, примыкающий к Сенной площади и Екатерининскому каналу. Летний вечер. Бывший студент Родион Романович Раскольников покидает свою каморку на чердаке и относит в заклад старухе процентщице Алене Ивановне, которую готовится убить, последнюю ценную вещь. На обратном пути он заходит в одну из дешёвых распивочных, где случайно знакомится со спившимся, потерявшим место чиновником Мармеладовым. Тот рассказывает, как чахотка, нищета и пьянство мужа толкнули его жену, Катерину Ивановну, на жестокий поступок - послать его дочь от первого брака Соню для заработка на панель.

На следующее утро Раскольников получает из провинции письмо от матери с описанием бед, перенесённых его младшей сестрой Дуней в доме развратного помещика Свидригайлова. Он узнает о скором приезде матери и сестры в Петербург в связи с намечающимся замужеством Дуни. Жених - расчётливый делец Лужин, желающий строить брак не на любви, а на бедности и зависимости невесты. Мать надеется, что Лужин материально поможет её сыну кончить курс в университете. Размышляя о жертвах, которые приносят ради близких Соня и Дуня, Раскольников укрепляется в намерении убить процентщицу - никчёмную злую «вошь». Ведь благодаря её деньгам от незаслуженных страданий будут избавлены «сотни, тысячи» девушек и юношей. Однако отвращение к кровавому насилию вновь поднимается в душе героя после увиденного им сна-воспоминания о детстве: сердце мальчика разрывается от жалости к забиваемой до смерти клячонке.

И все же Раскольников убивает топором не только «гадкую старушонку», но и её добрую, кроткую сестру Лизавету, неожиданно вернувшуюся в квартиру. Чудом уйдя незамеченным, он прячет похищенное в случайном месте, даже не оценив его стоимости.

Вскоре Раскольников с ужасом обнаруживает между собой и другими людьми отчуждение. Заболевший от пережитого, он, однако, не в состоянии отвергнуть тяготящие его заботы товарища по университету Разумихина. Из беседы последнего с врачом Раскольников узнает, что по подозрению в убийстве старухи арестован маляр Миколка, простой деревенский парень. Болезненно реагируя на разговоры о преступлении, сам он также вызывает подозрение у окружающих.

Пришедший с визитом Лужин шокирован убожеством каморки героя; их разговор перерастает в ссору и заканчивается разрывом. Особенно задевает Раскольникова близость практических выводов из «разумного эгоизма» Лужина (который кажется ему пошлостью) и собственной «теории»: «людей можно резать...»

Бродя по Петербургу, больной юноша страдает от своей отчуждённости с миром и уже готов сознаться в преступлении перед властями, как видит раздавленного каретой человека. Это Мармеладов. Из сострадания Раскольников тратит на умирающего последние деньги: того переносят в дом, зовут доктора. Родион знакомится с Катериной Ивановной и Соней, прощающейся с отцом в неуместно ярком наряде проститутки. Благодаря доброму делу герой ненадолго ощутил общность с людьми. Однако, встретив у себя на квартире приехавших мать и сестру, вдруг осознает себя «мёртвым» для их любви и грубо прогоняет их. Он снова одинок, но у него появляется надежда сблизиться с «переступившей», как и он, абсолютную заповедь Соней.

Заботы о родных Раскольникова берет на себя Разумихин, едва ли не с первого взгляда влюбившийся в красавицу Дуню. Тем временем оскорблённый Лужин ставит невесту перед выбором: либо он, либо брат.

Чтобы узнать о судьбе заложенных у убитой вещей, а на самом деле - рассеять подозрения некоторых знакомых, Родион сам напрашивается на встречу с Порфирием Петровичем, следователем по делу об убийстве старухи процентщицы. Последний вспоминает о недавно опубликованной в газете статье Раскольникова «О преступлении», предлагая автору разъяснить свою «теорию» о «двух разрядах людей». Получается, что «обыкновенное» («низшее») большинство всего лишь материал для воспроизводства себе подобных, именно оно нуждается в строгом моральном законе и обязано быть послушным. Это «твари дрожащие». «Собственно люди» («высшие») имеют другую природу, обладая даром «нового слова», они разрушают настоящее во имя лучшего, даже если понадобится «переступить» через ранее установленные для «низшего» большинства нравственные нормы, например, пролить чужую кровь. Эти «преступники» затем становятся «новыми законодателями». Таким образом, не признавая библейских заповедей («не убий», «не укради» и др.), Раскольников «разрешает» «право имеющим» - «кровь по совести». Умный и проницательный Порфирий разгадывает в герое идеологического убийцу, претендующего на роль нового Наполеона. Однако у следователя нет улик против Родиона - и он отпускает юношу в надежде, что добрая натура победит в нем заблуждения ума и сама приведёт его к признанию в содеянном.

Действительно, герой все больше убеждается, что ошибся в себе: «настоящий властелин громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе», а он, Раскольников, мучается из-за «пошлости» и «подлости» единичного убийства. Ясно, он «тварь дрожащая»: даже убив, «не переступил» через нравственный закон. Сами мотивы преступления двоятся в сознании героя: это и проверка себя на «высший разряд», и акт «справедливости», согласно революционно-социалистическим учениям передающий достояние «хищников» их жертвам.

Приехавший вслед за Дуней в Петербург Свидригайлов, по-видимому, виновный в недавней смерти своей жены, знакомится с Раскольниковым и замечает, что они «одного поля ягоды», хотя последний и не вполне победил в себе «Шиллера». При всем отвращении к обидчику сестры Родиона привлекает его кажущаяся способность наслаждаться жизнью, несмотря на совершенные преступления.

Во время обеда в дешёвых номерах, куда Лужин из экономии поселил Дуню с матерью, происходит решительное объяснение. Лужин уличается в клевете на Раскольникова и Соню, которой тот якобы отдал за низменные услуги деньги, самоотверженно собранные нищей матерью на его учёбу. Родные убеждаются в чистоте и благородстве юноши и сочувствуют Сониной судьбе. Изгнанный с позором Лужин ищет способ опорочить Раскольникова в глазах сестры и матери.

Последний тем временем, вновь ощутив мучительное отчуждение от близких, приходит к Соне. У неё, «переступившей» заповедь «не прелюбодействуй», ищет он спасение от невыносимого одиночества. Но сама Соня не одинока. Она принесла себя в жертву ради других (голодных братьев и сестёр), а не других ради себя, как её собеседник. Любовь и сострадание к близким, вера в милосердие Бога никогда не покидали её. Она читает Родиону евангельские строки о воскрешении Христом Лазаря, надеясь на чудо и в своей жизни. Герою не удаётся увлечь девушку «наполеоновским» замыслом о власти над «всем муравейником».

Мучимый одновременно страхом и желанием разоблачения, Раскольников вновь приходит к Порфирию, будто бы беспокоясь о своём закладе. Вроде бы отвлечённый разговор о психологии преступников в конце концов доводит юношу до нервного срыва, и он почти выдаёт себя следователю. Спасает его неожиданное для всех признание в убийстве процентщицы маляра Миколки.

В проходной комнатке Мармеладовых устроены поминки по мужу и отцу, во время которых Катерина Ивановна в припадке болезненного самолюбия оскорбляет хозяйку квартиры. Та велит ей с детьми немедленно съехать. Вдруг входит Лужин, проживающий в том же доме, и обвиняет Соню в краже сторублёвой ассигнации. «Вина» девушки доказана: деньги обнаруживаются в кармане её фартука. Теперь в глазах окружающих она ещё и воровка. Но неожиданно находится свидетель того, что Лужин сам незаметно подсунул Соне бумажку. Клеветник посрамлён, а Раскольников объясняет присутствующим причины его поступка: унизив в глазах Дуни брата и Соню, он рассчитывал вернуть расположение невесты.

Родион и Соня уходят к ней на квартиру, где герой признается девушке в убийстве старухи и Лизаветы. Та жалеет его за нравственные муки, на которые он себя обрёк, и предлагает искупить вину добровольным признанием и каторгой. Раскольников же сокрушается только о том, что оказался «тварью дрожащей», с совестью и потребностью в человеческой любви. «Я ещё поборюсь», - не соглашается он с Соней.

Между тем Катерина Ивановна с детьми оказывается на улице. У неё начинается горловое кровотечение, и она умирает, отказавшись от услуг священника. Присутствующий здесь Свидригайлов берётся оплатить похороны и обеспечить детей и Соню.

У себя дома Раскольников находит Порфирия, который убеждает юношу явиться с повинной: «теория», отрицающая абсолютность нравственного закона, отторгает от единственного источника жизни - Бога, творца единого по природе человечества, - и тем самым обрекает своего пленника на смерть. «Вам теперь воздуху надо, воздуху, воздуху!» Порфирий не верит в виновность Миколки, «принявшего страдание» по исконной народной потребности: искупить грех несоответствия идеалу - Христу.

Но Раскольников ещё надеется «переступить» и нравственность. Перед ним - пример Свидригайлова. Их встреча в трактире открывает герою печальную истину: жизнь этого «ничтожнейшего злодея» пуста и тягостна для него самого.

Взаимность Дуни - единственная надежда для Свидригайлова вернуться к источнику бытия. Убедившись в её бесповоротной нелюбви к себе во время бурного разговора на его квартире, он через несколько часов застреливается.

Тем временем Раскольников, гонимый отсутствием «воздуха», прощается с родными и Соней перед признанием. Он все ещё убеждён в верности «теории» и полон презрения к себе. Однако, по настоянию Сони, на глазах народа покаянно целует землю, перед которой «согрешил». В полицейской конторе он узнает о самоубийстве Свидригайлова и делает официальное признание.

Раскольников оказывается в Сибири, в каторжном остроге. Мать умерла от горя, Дуня вышла замуж за Разумихина. Соня поселилась возле Раскольникова и навещает героя, терпеливо снося его мрачность и равнодушие. Кошмар отчуждённости продолжается и здесь: каторжане из простонародья ненавидят его как «безбожника». Напротив, к Соне относятся с нежностью и любовью. Попав в тюремный госпиталь, Родион видит сон, напоминающий картины из Апокалипсиса: таинственные «трихины», вселяясь в людей, порождают в каждом фанатичную убеждённость в собственной правоте и нетерпимость к «истинам» других. «Люди убивали друг друга в бессмысленной злобе», пока не истребился весь род человеческий, кроме нескольких «чистых и избранных». Ему открывается наконец, что гордость ума ведёт к розни и гибели, а смирение сердца - к единству в любви и к полноте жизни. В нем пробуждается «бесконечная любовь» к Соне. На пороге «воскресения в новую жизнь» Раскольников берет в руки Евангелие.

Пересказала

Роман Достоевского был выстрадан автором буквально и будоражит умы читателей до сих пор. История создания романа «Преступление и наказание» непроста, весьма интересна. Писатель душу всю свою вложил в этот роман, который многим думающим и мыслящим людям и ныне не дает покоя.

Рождение замысла

Замысел о написании романа зародился у Достоевского в то время, когда писатель был на каторге в Омске. Несмотря на тяжелые физические работы, на нездоровье, писатель продолжал наблюдать за окружающей жизнью, за людьми, характеры которых в условиях заключения раскрылись с совсем неожиданных сторон. И вот здесь, на каторге, тяжело болея, он задумал писать роман о преступлении и наказании. Однако тяжелые каторжные работы и серьезная болезнь не давали возможности приступить к его написанию.

«Всё сердце моё с кровью положится в этот роман»,

Так представлял себе работу над произведением Достоевский, называя задуманное романом-исповедью. Однако начать его писать автор смог гораздо позже. Между замыслом и его воплощением родились на свет «Записки из подполья», «Униженные и оскорбленные», «Записки из мертвого дома». Многие темы из этих произведений, проблемы общества, описанные в них, нашли свое место в «Преступлении и наказании».

Между мечтой и реальностью

После возвращения из Омска материальное положение Достоевского оставляет желать лучшего, ухудшаясь с каждым днем. А написание огромного проблемно-психологического романа требовало времени.

Пытаясь хоть немного заработать, писатель предложил редактору журнала «Отечественные записки» опубликовать небольшой роман «Пьяненькие». Автор хотел привлечь к пьянству внимание общества. Сюжет должен был быть связан с семьей Мармеладовых. Глава семьи, бывший чиновник, уволенный со службы, спивается, а вся семья страдает.

Однако редактор настоял на других условиях: Достоевский за мизерную плату продал все права на публикацию полного собрания своих сочинений. В соответствии с требованиями редакции автор начинает писать роман, который должен быть сдан в самые короткие сроки. Так практически внезапно писатель начал работать над романом «Преступление и наказание».

Начало

Достоевский страдал болезнью игрока – не играть он не мог. И, получив гонорар от журнала, писатель, поправив немного свои дела, вновь поддался азартному искушению. В Висбадене ему нечем было оплатить стол и свет в гостинице. Благодаря только доброму к нему расположению хозяев отеля Достоевский не остался на улице.

Чтобы получить деньги, надо было закончить роман в срок, потому пришлось торопиться. Задумал писатель рассказать историю о том, как бедный студент решился убить и ограбить старуху. Сюжетом должна была стать история об одном преступлении.

Автор всегда интересовался психологией своих героев, а тут крайне важно было изучить и описать психологическое состояние человека, лишившего другого жизни, важно было раскрыть сам «процесс преступления». Писатель уже практически роман закончил, как вдруг рукопись уничтожил по совершенно непонятой причине.

Психология творчества

Однако же роман должен был быть сдан в редакцию по договору. И спешная работа вновь началась. Первую часть журнал «Русский вестник» опубликовал уже в 1866 г. Срок написания романа заканчивался, а замысел Достоевского лишь обретал все большую полноту. История студента тесно переплетается с историей пьяницы Мармеладова и его семьи.

Писателю грозила творческая кабала. Чтобы ее избежать, автор на 21 день отвлекается от «Преступления и наказания» и буквально за три недели пишет новый роман «Игрок», относит его в издательство.

Затем вновь продолжает писать затянувшийся роман о преступлении. Он изучает криминальную хронику и убеждается в актуальности избранной темы. Заканчивает он роман в Люблине, где живет в это время у своей сестры в имении. Полностью роман закончен и напечатан был в конце 1866 г.

Дневник работы над романом

Изучать историю написания романа без изучения черновиков писателя невозможно. Наброски и черновые записи помогают понять, сколько сил, труда, души и сердца, сколько мыслей и идей автор вложил в свой роман. Из них видно, как менялся замысел произведения, как расширился круг задач, как строилась вся архитектура композиции романа.

Писатель почти полностью поменял форму повествования для того, чтобы как можно подробнее и тщательнее разобраться в поведении и характере Раскольникова, понять мотивы его действий и поступков. В окончательном варианте (третьем) повествование уже ведется от третьего лица.

Так герой начинает жить своей жизнью, причем совершенно независимо от воли автора, не подчиняется ему. Читая рабочие тетради, становится понятно, как долго и мучительно Достоевский сам пытается разобраться в мотивах, которые толкнули героя на преступление, однако автору это почти не удалось.

И писатель создает героя, в котором «два противоположных характера поочерёдно сменяются». Четко видно, как в Родионе одновременно присутствуют и борются друг с другом две крайности, два начала: презрение к людям и любовь к ним.

Потому автору было очень трудно написать финал романа. Достоевский сначала хотел закончить тем, как герой обратился к Богу. Однако же окончательный вариант заканчивается совсем иначе. И это наталкивает читателя на размышления, причем даже после того, как перевернута последняя страница романа.

 

 

Это интересно: