Семейный клуб для детей с овз. Социальный проект "семейный клуб" для детей с овз и родителей проект на тему
Проект создания создание реабилитационного пространства клубной среды нацелен на организацию и создание семейного клуба «Солнечный мир» для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Целевая аудитория проекта семьи, воспитывающие детей с ОВЗ, детей-инвалидов и дети с ОВЗ и дети-инвалиды, в том числе дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития. В клубе будут организованы как отдельно родительские, так и совместные детско-родительские встречи на дискуссионных площадках, тренингах, семинарах, мастер-классах, занятиях по арт-терапии, логоритмике и музыкально-танцевальных занятиях. В непринуждённой обстановке, атмосфере доверия и принятия, складывающейся со временем на занятиях и встречах, родители смогут получить знания об особенностях развития детей с нарушениями, о способах взаимодействия с особенными детьми, научатся понимать и принимать детей такими, какие они есть. Квалифицированные специалисты проведут групповые коррекционно-развивающие занятия для детей, а совместное участие семьи в сенсорном театре позволить улучшить детско-родительские отношения, снять эмоциональное напряжение и будет способствовать сенсорному развитию детей с нарушениями развития. Работа будет направлена на преодоление психологических проблем, связанных с воспитанием ребенка с ограниченными возможностями здоровья (чувство вины, стыда, страхи, ощущение одиночества и бессмысленности жизни), и на получение поддержки от других семей и специалистов. Родители обретают воспитательную уверенность, развивается позитивное взаимодействие родителей с детьми, снижается риск применения насилия, семья сплачивается вокруг ребенка, обретают новые жизненные смыслы, лучше понимают эмоциональный мир и потребности ребёнка с нарушениями развития. Также получат поддержку специалистов в обучении и воспитании детей, психологическую помощь и содействие в разрешение конкретных семейных проблем. Оказание комплексного реабилитационного сопровождения семей с детьми с нарушениями развития, организация семейного досуга будет способствовать дальнейшей социальной адаптации семей, укреплению института семьи, социализации и интеграции семей с детьми с нарушениями в общество, созданию дополнительных условий для полноценного досуга семьей, имеющих детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидовЦели
- создание реабилитационного пространства клубной среды
Задачи
- Создание семейного клуба для семей с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами в том числе с тяжёлыми множественными нарушениями развития.
- Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка родителей с детьми с ОВЗ.
- Оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи семьям с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами, в том числе с тяжёлыми множественными нарушениями развития.
Обоснование социальной значимости
Рождение ребенка с нарушениями в развитии зачастую является стрессом для семьи. «Особые» дети ограничены в свободе и социальной значимости. Таким семьям необходима комплексная психолого-педагогическая реабилитационная помощь. Это позволит обеспечить коррекцию недостатков ребенка, улучшить его развитие, обеспечить его социальную адаптацию для дальнейшего развития и интеграции в общество. В этот момент семьи, воспитывающие ребёнка с нарушениями в развитии, направляют все силы на их реабилитацию. Собирая всю волю в кулак и концентрируя все внимание на «особом» ребёнке, в ожидании нормализации жизни своей семьи родители находятся в постоянном стрессе, замыкаются в сложившейся ситуации, отчуждают себя, свою семью и своих «особых» детей от социума. Такая ситуация опасна ограничением жизнедеятельности не только ребёнка, но и всей семьи в целом. В семье утрачивается навык общения и познания, закрепляется стереотипность и «автоматичность» в отношениях, растёт чувство беспомощности и одиночества каждого члена семьи. В этот момент семье не хватает атмосферы доверия и принятия, места, где их поймут, выслушают и помогут реабилитировать не только ребёнка с нарушениями в развитии, но и родителей. Перспективной формой работы с семьей, учитывающей актуальные потребности семей, воспитывающих детей с «особыми» потребностями, способствующей формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, поддержке материнства, отцовства и детства является создание семейного клуба. Расширению возможностей ребёнка способствует эмоциональное благополучие не только мамы, но и остальных членов семьи. Именно такую комплексную помощь в социальной реабилитации семья получит в семейном клубе «Солнечный мир». Родители получат возможность отдохнуть от напряжённого утомительного труда и уделить время своему ребёнку, а все члены семьи получать возможность услышать и увидеть друг друга по-новому, прислушаться и приглядеться друг к другу. Большую социальную значимость несёт проект создания семейного клусемейного клуба «Солнечный мир» в виду отсутствия такого формата работы с семьями с «особыми» детьми в республике, т.к. в основном работа направлена на реабилитацию детей с нарушениями в развитии и не уделяется должного внимания родителям, которым также необходима реабилитационное пространство в атмосфере открытости и доброжелательности.География проекта
Республика Бурятия, г.Улан-Удэ.Целевые группы
- Люди с ограниченными возможностями здоровья
- Дети и подростки
- семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми –инвалидами в том числе с тяжёлыми множественными нарушениями.
Пояснительная записка .
Цель
Задачи клуба : . оказание психологической и коррекционно-педагогической поддержки семьям в вопросах обучения и развития детей; . формирование родительских навыков содержания и воспитания ребенка, в том числе охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации; . формирование взаимного доверия в системе отношений между образовательным учреждением и семьёй; . повышение правовой компетентности родителей в вопросах государственных гарантий семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и ознакомление с основами законодательства в сфере защиты прав детей; . просветительская работа по проблемам нарушений развития детей и их коррекции; . пропаганда положительного опыта семейного воспитания. Формы работы :
- круглый стол
- психологическая гостиная
- консультации
- дискуссия
- деловая игра
- тематическая лекция
- групповые занятия
Привлечение специалистов: . педагог-психолoг. медработники. соцпедагог
Форма проведения |
|||
Особый ребенок |
психологическая гостиная |
||
Встреча нового года |
совместное праздничное мероприятие |
||
Умелые руки |
выставки увлечений и достижений детей |
||
Воплотим мечты в реальность… |
деловая игра |
||
Мы родители… Мы дети… |
семинар, групповые занятия |
Планируемые результаты: Дети: . положительная адаптация к условиям ОУ; . положительная динамика в развитии личности ребенка, развитии навыков общения; . приобретение социального опыта вне дома. Родители: . достаточно информированы в вопросах коррекции проблем в развитии детей с ОВЗ; . получение квалифицированной психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ; . адекватные установки в отношении перспектив ребенка; . гармоничные отношения родителей и детей;
Просмотр содержимого документа
«Проект разработки родительского клуба "Мы вместе".(Для родителей имеющих детей с ОВЗ).»
Родительский клуб «Мы вместе»
Пояснительная записка .
Всем известно, что индивидуальность ребенка формируется в семье и воспитательная работа в школе должна быть организована только с учетом этого фактора. Создание единой благоприятной воспитательной среды необходимо, чтобы раскрыть потенциальные возможности и личностного развития ребенка. Родители, имеющие ребенка с ОВЗ, нуждаются в помощи педагогов и специалистов. Различные факторы, такие как нарушение эмоциональных отношений в семье, вызванные постоянным стрессовым состоянием родителей, проблемы в общении с окружающими препятствуют формированию детской личности и приводит к негативным последствиям в развитии ребенка. Родители нуждаются в знаниях необходимых в воспитании детей, специфике их поведения, особенностях их психофизического развития и т.п. Педагоги и специалисты могут оказать неоценимую помощь родителям, как лучше чувствовать и понимать своего ребенка и как правильно строить взаимоотношения, уметь использовать необходимые средства и методики. Родительский клуб является связующим звеном между педагогами, различными специалистами, родителями, опекунами, заинтересованными в решении проблем своих детей. В условиях неформального общения участники клуба не только знакомятся друг с другом, но и делятся собственным опытом взаимодействия со своим ребенком и обмениваются размышлениями о себе и своей работе, участвуют в тренингах и исследованиях.
Заседания клуба проводятся 2 раза в учебную четверть по субботам.
Цель : повышение педагогической компетенции родителей и оптимизация взаимодействия школы и родителей по вопросам воспитания, реабилитации и помощь в социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи клуба
:
оказание психологической и коррекционно-педагогической поддержки семьям в вопросах обучения и развития детей;
формирование родительских навыков содержания и воспитания ребенка, в том числе охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации;
формирование взаимного доверия в системе отношений между образовательным учреждением и семьёй;
повышение правовой компетентности родителей в вопросах государственных гарантий семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и ознакомление с основами законодательства в сфере защиты прав детей;
просветительская работа по проблемам нарушений развития детей и их коррекции;
пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
Формы работы
:
круглый стол
психологическая гостиная
консультации
дискуссия
деловая игра
тематическая лекция
групповые занятия
выставки увлечений и достижений детей
совместное праздничное мероприятие
Привлечение специалистов:
педагог-психолoг
медработники
соцпедагог
План работы родительского клуба «Мы вместе» на 2016-2017 г.г
Форма проведения | |||
Знакомство | круглый стол встреча со специалистами центра «Цветик-Семицветик» | сентябрь |
|
Типы семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья | |||
Особый ребенок | психологическая гостиная | ||
Встреча нового года | совместное праздничное мероприятие | ||
Это актуально (проблема в семье) | дискуссия | ||
Умелые руки | выставки увлечений и достижений детей | ||
Воплотим мечты в реальность… | деловая игра | ||
Мы родители… Мы дети… | семинар, групповые занятия |
Планируемые результаты:
Дети:
положительная адаптация к условиям ОУ;
положительная динамика в развитии личности ребенка, развитии навыков общения;
приобретение социального опыта вне дома.
Родители:
достаточно информированы в вопросах коррекции проблем в развитии детей с ОВЗ;
получение квалифицированной психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ;
адекватные установки в отношении перспектив ребенка;
гармоничные отношения родителей и детей;
Разделы: Работа с дошкольниками
Актуальность
В данное время происходит переосмысление содержания коррекционной работы в соответствии с новым утвержденным Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). который учитывает образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Одной из главных задач ФГОС ДО является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства не зависимо от психофизиологических и других особенностей.
Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают повышенную необходимость в опоре на взрослых, их судьба в значительной степени зависит от позиции семьи и окружающих его взрослых. Семья является надёжным фундаментом в решении определённых вопросов: воспитан с я детей, включение их в социальные сферы, становление детей с ОВЗ, как активных членов общества. Поэтому в своей работе мы применяем личностно-ориентированный гуманно-личностный подход к детям и к родителям.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО роль родителей в реализации задач образовательных областей Программы возрастает, и работа специалистов детского сада заключается в том, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей.
Чтобы обеспечить родителей нужной информацией по проблемам воспитания, существует напор информационных материалов, которые раздаются родителям.
Родительский клуб - это перспективная форма работы с семьей, учитывающая актуальные потребности семьи, способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи и передаче опыта в воспитании детей.
Цель работы клуба: повышение педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, развития, укрепления здоровья детей с ОВЗ, а также помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Задачи клуба :
- оказание психологической и коррекционно-педагогической поддержки семьям в вопросах обучения, воспитания и развития детей:
формирование родительских навыков содержания ч воспитания ребенка, в том числе охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации; - формирование взаимного доверия в системе отношений между образовательным учреждением и семьёй;
- повышение правовой компетентности родителей в вопросах государственных гарантий семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и ознакомление с основами законодательства в сфере защиты прав детей;
- просветительская работа по проблемам нарушений развития детей и их коррекции;
- пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
Организацией работы клуба занимается старший воспитатель и педагог-психолог. Темы занятий в клубе и формы проведения, родители выбирают сами, через анкетирование и «Книгу предложений». Занятия предусматривают теоретическую и практическую части, общая их продолжительность - 60 мин. По окончании занятия родители получают разнообразные памятки, методическую литературу, рекомендации.
Каждое занятие состоит из 3-x частей: вступление, основная часть и заключение. Во вступлении ведущий сообщает тему занятия, задает вопросы по обсуждаемой теме. Основная часть содержит обсуждение и проигрывание ситуаций по предложенной теме, а в завершении каждого занятия проводится итоговая рефлексия.
Занятия в клубе проводятся в соответствие с учебным планом, и являются дополнением к образовательно-воспитательному процессу детского сада. К проведению привлекаются заинтересованные темой встречи специалисты, а также и воспитанники. Занятия построены таким образом, что в конце встречи родители получают домашнее задание, которое выполняется, в том числе и всей семьей, что также способствует установлению дружеских, позитивных, конструктивных взаимоотношений между родителями и детьми. Программа рассчитана на 9 месяцев.
Анализ эффективности деятельности клуба осуществляется на всех этапах ее реализации: через сбор данных, анкетирование участников.
На последнем занятии проводится блок диагностических методик, направленный на изучение степени удовлетворенности родителей, и результативности психолого-педагогического просвещения родителей.
Ожидаемые результаты и социальный эффект:
- Повышение у родителей заинтересованности, активности и компетентности в вопросах обучения и психического развития своего ребенка (критериями эффективности будут служить стабильная посещаемость, результаты анкетирования, положительные отзывы.
- Включение родителей в жизнь детского сада, сотрудничество с педагогами в вопросах воспитания и коррекционной работы.
- Родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы.
- Убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху.
- Формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.
- Методическая разработка программы встреч родительского клуба «Мозаика» как эффективной формы взаимодействия между родителями и специалистами детского сада.
- Методическая разработка «Коллекция игр» (СD-диск с играми, памятками и рекомендациями специалистов).
Для эффективной социализации ребенка с проблемами развития большое значение имеет характер родительско-детских взаимоотношений.
Целенаправленная работа с родителями требует комплексности, систематичности, учета индивидуальных особенностей как детей, так и взрослых, что делает клубную деятельность эффективной формой работы по повышению родительской компетенции в вопросах воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
В заключение необходимо отметить, что работа клуба способствует укреплению позиции семьи, имеющей ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, как партнёра и активного субъекта образовательной среды дошкольного учреждения.
Марина Скопинцева
Родительский клуб, эффективна форма сопровождения семьи ребенка с ОВЗ
Одной из главных задач ФГОС ДО является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства не зависимо от психофизиологических и других особенностей.
Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают повышенную необходимость в опоре на взрослых, их судьба в значительной степени зависит от позиции семьи и окружающих его взрослых. Семья является надёжным фундаментом в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные сферы, становление детей с ОВЗ, как активных членов общества. Поэтому в своей работе мы применяем личностно-ориентированный, гуманно-личностный подход к детям и к родителям.
В своей работе активно использую нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии. Применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства и диалога.
В 2016 году на базе дошкольного учреждения начал свою работу ресурсный Центр , где из одной из эффективных форм взаимодействия с родителями является организация работы клуба «Поможем друг другу». Родительский клуб – это перспективная форма работы с семьей, учитывающая актуальные потребности семьи, способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи и передаче опыта в воспитании детей.
Цель работы клуба : повышение педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, развития, укрепления здоровья детей с ОВЗ, а также помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Задачи клуба:
оказание психологической и коррекционно-педагогической поддержки семьям в вопросах обучения, воспитания и развития детей;
формирование родительских навыков содержания и воспитания ребенка, в том числе охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации;
формирование взаимного доверия в системе отношений между образовательным учреждением и семьёй;
повышение правовой компетентности родителей в вопросах государственных гарантий семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и ознакомление с основами законодательства в сфере защиты прав детей;
просветительская работа по проблемам нарушений развития детей и их коррекции;
пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
Свой вклад в организацию деятельности клуба вносят специалисты дошкольного учреждения (педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, врач-педиатр). Благодаря сетевому взаимодействию, привлекаем сотрудников центра социального обслуживания населения «Родник».
Педагоги и специалисты дошкольного учреждения учат родителей лучше чувствовать и понимать своего ребенка, грамотно строить взаимоотношения, уметь использовать необходимые средства и методики.
Для эффективного сотрудничества с родителями учитываем их личностные проблемы, прежде всего, чтобы заслужить их доверие, раскрепостить их, получить эмоциональный отклик, что не всегда позволяют сделать традиционные формы работы с родителями. Общение в рамках семейного клуба создает положительную эмоциональную атмосферу, как для педагогов, так и для взрослых.
В рамках родительского клуба организую встречи родителей, заинтересованных в решении проблем своих детей. В условиях неформального общения участники клуба знакомятся друг с другом, делятся собственным опытом взаимодействия со своим ребенком, встречаются со специалистами, обмениваются размышлениями о себе и своей работе, участвуют в тренингах и исследованиях.
Использую различные формы проведения родительского клуба «Поможем друг другу» такие как:
Круглый стол «Здоровье ребенка», «Здравствуй малыш»;
Консультации;
Психологические гостиные «Доверие»;
Дискуссии и мини-тренинги, «Каким я представляла его до рождения и, какой он сейчас»;
Семинары-практикумы со специалистами»;
Совместные праздничные мероприятия с чаепитием;
Игровые сеансы Лекотеки;
Участие в конкурсах;
Использование информационных технологий: выпуск брошюр, буклетов, памяток.
На этих встречах я рассказываю о маленьких достижениях детей в сфере эмоционального общения и развития. Родители, в свою очередь, говорили о своих проблемах, задавали вопросы, принимали совместные решения, что помогало родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребёнком, они научились эффективному взаимодействию с ним, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию.
Во время встреч в клубе «Поможем друг другу» родители имеют возможность встречаться друг с другом, обмениваться опытом и оказывать друг другу поддержку, и это дает родителям ощущение того, что «они не одиноки».
Результатом работы клуба является:
Включение родителей в жизнь детского сада, сотрудничество с педагогами в вопросах воспитания и коррекционной работы;
Родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы;
Убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху;
Формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.
В заключении необходимо отметить, что работа клуба способствует укреплению позиции семьи, имеющей ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, как партнёра и активного субъекта образовательной среды дошкольного учреждения.
Программа
Родительского клуба «Я с тобой»
Конради Инга Юрьевна
педагог-психолог
МБОУ Новоназимовская СОШ № 4
Пояснительная записка
В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями.
Независимо от физических и умственных способностей предоставить возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования может инклюзивное образование.
Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который обеспечивает доступ к обучению для всех, в то числе и для учащихся с ограниченными возможностями.
Это направление является самым активно развивающимся в учебно-воспитательной практике и позволяет детям с ОВЗ получить более качественное образование и комфортнее адаптироваться к социуму.
Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.
Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.
Инклюзивное образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
Принципами инклюзивного обучения являются: ценность личности, право на общение, разнообразие обучения, контекст реальных взаимоотношений и другие.
Задача участников учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе – создать благоприятную атмосферу для развития детей-инвалидов, основанную на толерантности и ответственности.
Для гармоничного развития личности дети с ОВЗ должны быть вовлечены во многие виды школьной деятельности, с учетом их возможностей и поддержкой одноклассников и педагогического коллектива.
Школа обеспечивает сопровождение семей с детьми, обеспечивает реальное взаимодействие ребёнка, родителей и социума, стремится к активному диалогу и широкому взаимодействию с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Семья является той естественной средой, которая обеспечивает гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка.
Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, сталкиваются со специфическими проблемами, испытывают затруднения в их разрешении: некомпетентность по вопросам воспитания и развития аномального ребенка, незнание родителями элементарных психолого-педагогических знаний для коррекционного обучения и воспитания ребенка в домашних условиях в доступном для него формате; искажение контактов с окружающим социумом и, как следствие, отсутствие поддержки со стороны социума и т.д.
Первой, исторически сложившейся, формой работы специалистов (врачей, педагогов и психологов) с родителями детей с отклонениями в развитии, является образовательно-просветительское направление. Долгое время при работе с семьей внимание концентрировалось на самом ребенке, но не на функционировании семьи, не на её членах, оказавшихся в ситуации психологической травмы, семейного стресса и кризиса.
Данная программа, оставляя в приоритете вопросы педагогического просвещения, включает в себя и задачи развития психологической компетентности родителей в самопознании и познании ребенка, в умении оказать себе помощь в стрессовой ситуации.
Основание для разработки Программы:
Конвенция «О правах ребенка», Семейный Кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Цель программы
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с ОВЗ посредством психолого-педагогического просвещения; привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и обучению ребенка.
Задачи
формировать у родителей позитивное восприятие личности ребенка с нарушениями развития;
расширить видение родителями своих воспитательных функций в отношении ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
познакомить родителей с эффективными методами родительско-детского взаимодействия, воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка;
формировать у родителей мотивацию к взаимодействию со специалистами школы, участию во встречах клуба «Я с тобой»;
способствовать расширению контактов с социумом, обеспечить возможность общения родителей, имеющих детей со схожими проблемами.
Программа рассчитана на родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Приветствуется участие в родительских встречах других членов семьи (бабушек, дедушек, других членов семьи детей с ОВЗ), учитывая, что они, как члены семьи, оказывают влияние на ребенка, участвуют в его воспитании.
Срок реализации программы – 1 учебный год.
Занятия родительского клуба проводятся примерно 1 раз в месяц (8 встреч).
Продолжительность и время проведения одного занятия 1,5-2 часа.
Предполагается, что основной состав группы будет постоянным, это позволит родителям лучше осознать предлагаемый материал и замотивировать родителей на практическое использование знаний в обучении и воспитании детей в домашних условиях.
Программа представлена в виде перечня тематики клубных встреч для родителей. В течение учебного года программа может корректироваться в зависимости от запросов, потребностей участников клубных встреч.
В реализации программы принимают участие специалисты разного профиля: педагог-психолог, социальный педагог, врачи-специалисты, которые помогут расширить знания родителей в отдельных вопросах социальной адаптации, интеграции, развития детей-инвалидов с множественными нарушениями.
Структура занятия
Занятие состоит из 3-х блоков:
1 блок: Введение в тему
Первый блок включает в себя организационную и информационную части.
Организационная направлена на создание атмосферы эмоциональной близости участников группы, включение в тематику общения.
В информационной части предлагаются мини-лекция по обозначенной теме, которая может иллюстрироваться просмотром видеосюжетов; рекомендации по работе с детьми в практической части занятия; подготовка рабочих мест.
2 блок: Практический
Это может быть практикум или мастер-класс для родителей, детско-родительский практикум. Таким образом, родители осваивают практические умения для самостоятельных занятий с детьми. По окончании детско-родительского занятия дети возвращаются в свои группы. В связи с этим, детско-родительское занятие предполагает предварительного продумывания организационных вопросов, связанных с приведением детей на занятие и возвращением их в группы после практической части.
3 блок: Итоговый
Это часть активного общения всех участников встречи и специалистов по поводу полученной информации и приобретенного опыта, осмысления происходящего, осознание своего реагирования на конкретные ситуации, психологическая и педагогическая интерпретация происходившего. Предоставляется возможность отрефлексировать свою позицию и стиль взаимодействия с ребенком.
Содержание и условия подачи информации имеют большое значение для формирования у родителей желания общаться со специалистами и вступить в сотрудничество ради своего ребенка. Ниже представлен перечень приемов, которые в разном сочетании можно использовать в структуре занятия.
Содержание темы занятия может раскрываться с помощью разных приемов:
Мини-лекция – вводит в тематику занятия, сосредотачивает внимание на обсуждаемом вопросе, знакомит с новой информацией по проблеме.
Притча – может быть эпиграфом или, наоборот, обобщением к теме; стимулом к возникновению дискуссии.
Дискуссия – обсуждение актуального вопроса; как правило, родители делятся личным опытом в решении проблем или обращаются за советом к группе.
Просмотр видеосюжетов с целью подчеркивания значимости обсуждаемой темы.
Психологическое упражнение, тренинговая игра – включаются в любой части занятия с определенной целью. Начало: для снятия напряжения, сближения участников группы, включения в тему разговора. По ходу занятия: для понимания обсуждаемой темы через осознание своих состояний, ощущений, эмоций; овладение приемами снятия стресса и гармонизации эмоционального состояния. В конце: обобщение темы или завершение занятия (например, ритуал прощания).
Практическое занятие (практикум) – овладение практическими умениями, знакомство с коррекционными методами и приемами работы с детьми.
Детско-родительские практикумы – совместная продуктивная деятельность, позволяющая осознать родителю свои позиции, способы взаимодействия, сотрудничества с ребенком, свое реагирование на ситуацию, когда ребенок не соответствует ожиданиям; практика поиска методов и приемов привлечения ребенка к деятельности и пр.
Фотовыставки по клубным занятиям, оформление фотоальбомов – информация о содержании прошедших клубных встреч, оживление опыта участия в клубных занятиях, в том числе, в детско-родительских; активизация положительных эмоций.
Раздаточный материал (памятка, методическое пособие, брошюра и пр.) для домашней методической копилки – для закрепления материала, поддержания интереса.
Предполагаемый ожидаемый результат
Возникновение у родителей интереса к процессу развития ребенка, желание и умение видеть маленькие, но важные для ребенка, достижения.
Участие родителей в коррекционно-образовательном процессе ребенка с пониманием значимости этого для их ребенка; развитие чувства удовлетворенности от успешного применения своих знаний в воспитании и развитии ребенка.
Повышение активности родителей в вопросах сотрудничества со специалистами учреждения; желание участвовать в психолого-педагогических мероприятиях (клубные занятия, психологические тренинги, консультации т.д.).
Расширение круга общения среди родителей учреждения.
Тематический план занятий родительского клуба «Я с тобой»
п/п
№
Тема занятия
Виды деятельности
1
«Мой ребенок особенный»
Знакомство с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.
- Презентация - рассказ о деятельности клуба «Я с тобой».
- Привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и взаимодействию с ребенком.
Задачи:
- Информировать родителей о деятельности шПМПК по вопросу работы с детьми с ОВЗ.
- Мотивировать родителей на участие в мероприятиях, проводимых клубом «Я с тобой».
- Создать благоприятную, доброжелательную атмосферу в ходе мероприятия посредством игровых техник.
2
«Родительская любовь»
Способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия между родителями и ребенком
Задачи:
- Создать эмоционально положительный настрой на совместную работу;
- Снять барьеры в общении и перейти к открытым, доверительным отношениям;
- Показать родителям степень понимания своего ребенка, помочь глубже осознать свои отношения с детьми и эмоционально обогатить их.
3
«Стили взаимодействия с детьми»
Способствование осознанию существующих родительских установок, деление их на «мешающие» и «помогающие» в процессе взаимодействия с ребенком.
Задачи:
- научить различать эго-состояния Родителя, Взрослого и Ребенка.
4
«Методы и приемы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»
- Расширить представления родителей о методах и приемах воспитания в семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- обучить конструктивным способам взаимодействия с ребенком с проблемами развития.
5
«Особенности самоуважения взрослого и ребенка»
Познакомить с концепцией эффективного и неэффективного одобрения, с таким понятием, как «неформальное общение».
Задачи:
- обучить навыкам поддержки;
- закрепить навык активного слушания;
- способствовать осознанию играемой ребенком роли в структуре семьи.
6
«Профилактика созависимости»
- Формировать представления о здоровом образе жизни.
Задачи:
- способствовать профилактике созависимого поведения в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- провести работу с семьями, в которых есть те, кто употребляет психоактивные вещества.
7
«Безусловная любовь»
- Обучить родителей приемам принимающего поведения;
Задачи:
- способствовать повышению значимости безусловного принятия ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
8
«Праздник Семьи»
- Отработать и закрепить навыки сотрудничества и осуществления равноправных взаимоотношений с ребенком с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- закрепить позитивный опыт неформального общения;
- создать атмосферу взаимопонимания и доверия внутри клуба и между членами семей.