→ Выдан органом асеан. Основные международные ассоциации и общества

Выдан органом асеан. Основные международные ассоциации и общества

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (Association of Southeast Asian Nations) была образована 8 августа 1967 года в Бангкоке (Таиланд). Декларацию АСЕАН тогда подписали пять стран-основательниц (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины).

Целью создания новой ассоциации было объявлено сотрудничество в экономической, социальной, культурной и других областях стран-участниц, а также упрочение мира и стабильности в Юго-Восточной Азии.

Декларация АСЕАН предусматривала, что ассоциация будет открытой для всех государств Юго-Восточной Азии.

В 1984 году к АСЕАН присоединилась Бруней-Даруссалам, в 1995 году — Вьетнам, в 1997 году ‑ Лаос и Мьянма, в 1999 году — Камбоджа. Эти страны вместе со странами-основательницами являются так называемой "десяткой" АСЕАН.

Статус наблюдателя АСЕАН имеют Папуа-Новая Гвинея и Восточный Тимор. В настоящее время рассматривается вопрос о принятии в ассоциацию Восточного Тимора.

Юридической базой взаимоотношений стран ассоциации служат Декларация согласия АСЕАН 1976 года, Вторая Декларация согласия АСЕАН ("Балийское согласие-2") 2003 года, а также Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 года, допускающий с 1987 года возможность присоединения к ассоциации внерегиональных государств.

В октябре 2003 года к АСЕАН присоединились Китай и Индия, в июле 2004 года — Япония и Пакистан, в ноябре 2004 года — Россия и Южная Корея, в июле 2005 года — Новая Зеландия и Монголия, в декабре 2005 года — Австралия, в июле 2009 года — США, в июле 2010 года — Турция и Канада.

В 2004 году в целях укрепления организационно-правовой базы деятельности ассоциации было принято решение о разработке Устава АСЕАН. 20 ноября 2007 года в ходе 13-го саммита АСЕАН в Сингапуре Устав АСЕАН был подписан лидерами "десятки". Этот документ фиксирует общие принципы деятельности ассоциации.

Тем не менее, его принятие стало отправной точкой нового этапа развития АСЕАН, ее трансформации из полуформального объединения в полноценную региональную организацию, обладающую международной правосубъектностью. 15 декабря 2008 года Устав АСЕАН вступил в силу.

В АСЕАН сложилась структура руководящих механизмов, включающая саммиты, министерские встречи и совещания старших должностных лиц по отдельным направлениям сотрудничества, которые возглавляют представители страны, председательствующей в ассоциации. Они ежегодно сменяются в алфавитном порядке.

Высший орган АСЕАН — встречи глав государств и правительств, которые проходят дважды в год (как правило, весной и осенью).

В 2003 году лидерами объединения была одобрена концепция Сообщества АСЕАН, предусматривающая в качестве триединой задачи создание в рамках ассоциации к 2020 году (позднее этот срок был перенесен на 2015 год) Сообщества политики и безопасности, Экономического сообщества и Социально-культурного сообщества. На ее реализацию нацелена "Вьентьянская программа действий", принятая на 10-м саммите АСЕАН в ноябре 2004 года. Документ фиксирует в качестве приоритетных направлений деятельности "десятки" на обозримую перспективу достижение более тесной интеграции и параллельное сокращение разрыва в уровнях развития ее "старых" и "новых" членов. Для решения этой задачи в 2000 году была запущена "Инициатива интеграции АСЕАН" (ИАИ).

В экономической сфере страны ассоциации проводят линию на углубление внутриасеановской интеграции и торговую либерализацию на базе подписанного в 1992 году и вступившего в силу 1 января 2002 года Соглашения о создании Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), рамочного соглашения о Зоне инвестиций АСЕАН (АИА) и схемы Промышленного сотрудничества АСЕАН (АИКО). Одновременно АСЕАН идет по пути либерализации торговли с ведущими внерегиональными партнерами. Ассоциация подписала соглашения о свободной торговле с Китаем, Японией, Республикой Корея, Индией, а также общее ‑ с Австралией и Новой Зеландией. К 2024 году планируется создание зоны свободной торговли АСЕАН плюс Китай, Республика Корея и Япония.

Важное место во внешнеполитической деятельности ассоциации занимают усилия по созданию в Юго-Восточной Азии зоны, свободной от ядерного оружия.

Соответствующий договор был подписан в Бангкоке в 1995 году и вступил в силу в 1997 году. Страны АСЕАН добиваются гарантий соблюдения положений этого договора ядерными державами, включая Россию.

АСЕАН выступает в роли одного из системообразующих элементов формирующейся системы безопасности и сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Вокруг нее возникла система так называемых "диалогов". Полномасштабными партнерами по диалогу с АСЕАН являются 9 стран (Австралия, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США, Япония), а также ЕС. Основные направления взаимодействия определяются на ежегодных встречах министров иностранных дел АСЕАН и партнеров по диалогу.

Наиболее продвинутые диалоговые партнеры АСЕАН — КНР, Япония, РК — регулярно проводят встречи с асеановцами на высшем уровне. С 2002 года созываются саммиты АСЕАН-Индия. На разовой основе организовывались встречи в верхах ассоциации с Австралией, Новой Зеландией, Евросоюзом и ООН. 13 декабря 2005 году в Куала‑Лумпуре (Малайзия) состоялся первый саммит Россия‑АСЕАН, вторая встреча прошла 30 октября 2010 года в Ханое (Вьетнам). С ноября 2009 года проводятся встречи на высшем уровне АСЕАН‑США.

Система диалогового партнерства АСЕАН послужила основой для создания механизма углубленного взаимодействия ассоциации с восточноазиатской "тройкой" (Китай, Япония, Казахстан) в формате "10 + 3". В ноябре 2008 года было принято решение (вступило в силу в марте 2010 года) о создании подобия "азиатского валютного резервного фонда" в размере 120 миллиардов долларов для борьбы с финансовыми кризисами. 80% из них финансируется восточноазиатской "тройкой".

С 2005 года раз в год в привязке к осенним встречам ассоциации на высшем уровне . ВАС объединяет на сегодняшний день 10 стран АСЕАН, а также Австралию, Индию, Китай, Новую Зеландию, Южную Корею, Россию, США и Японию. Официальное присоединение России к этому форуму (одновременно с США) состоялось в ходе 5-го Восточноазиатского саммита в Ханое в октябре 2010 года.

В апреле 2010 года по инициативе Вьетнама принято решение о создании механизма Совещаний министров обороны АСЕАН с восемью основными партнерами по диалогу, включая Россию ("СМОА плюс"), первая встреча которого состоялась 11-13 октября 2010 года в Ханое.

Несмотря на успешное функционирование, развитию АСЕАН между некоторыми государствами — членами ассоциации. Так, в 2012 году ежегодная неделя АСЕАН, (серия встреч на уровне министров иностранных дел стран-членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии и их диалоговых партнеров), проходившая в этом году в столице Камбоджи Пномпене, завершилась без принятия совместного коммюнике. Это первый случай за 45 лет истории организации. Камнем преткновения стал конфликт Китая, диалогового партнера АСЕАН, с Филиппинами и Вьетнамом из-за спорных территорий в Южно-Китайском море.

США попытались в ходе мероприятий АСЕАН продвинуть процесс создания "Кодекса поведения в Южно-Китайском море", который бы обязал все страны, принявшие его, в том числе и Китай, мирно, и в некоторых случаях коллективно разрешать проблемы, порожденные территориальными спорами. Наблюдатели отмечают, что США в последние годы все больше внимания уделяют укреплению собственного влияния в Юго-Восточной Азии. Регион превращается в основную арену противостояния Китая и США. И АСЕАН играет все более важную роль в сохранении стабильности в Юго-Восточной Азии.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Что такое АСЕАН? В данной статье вы найдете информацию о целях создания, истории международной организации, а также о её странах-участницах. Каково влияние АСЕАН на мировую политику? Насколько глубоким является партнерство Ассоциации с Россией?

АСЕАН - это...

Association of SouthEast Asian Nations - именно так звучит название этой Дословно это можно перевести следующим образом: "Ассоциация наций Юго-Восточной Азии". Таким образом, если сложить первые буквы всех слов в этом названии, можно получить аббревиатуру АСЕАН. Данное сокращение и закрепилось в качестве обозначения структуры.

Организация возникла на политической карте Азии в 1967 году. Площадь ассоциации довольно велика: 4,5 млн квадратных километра, общая численность населения - почти 600 миллионов человек.

АСЕАН - организация, в границах которой сотрудничество проходит в трех сферах: экономической, политической, а также культурной. Стоит отметить, что ассоциацию очень часто критикуют (в основном лидеры западных государств) за чересчур мягкую позицию касательно прав и свобод человека. В отношении АСЕАН западные СМИ часто употребляют риторику "много слов, но мало толку".

История создания организации

В 60-х годах на мировой политической арене происходит важное событие - распад колониальной системы. Многие страны Африки и Азии обретают независимость. В этих условиях лидеры молодых и суверенных государств Юго-Восточной Азии опасались, что соседние мощные державы начнут вмешиваться в их внутренние дела. Таким образом, основная цель создания АСЕАН (а также её ключевая концепция) - это обеспечение нейтралитета и предупреждение любых возможных межгосударственных конфликтов в регионе.

Официальная дата создания организации - 8 августа 1967 года. "Отцами" АСЕАН называют министров иностранных дел пяти стран (Индонезии, Малайзии, Филиппин, Таиланда и Сингапура). Немного позже к ассоциации присоединились еще пять участников.

на современном этапе

К главнейшим целям АСЕАН можно отнести следующие:

  • обеспечение стабильности и мира в регионе (в соответствии с принципами ООН);
  • установление и поддержание взаимовыгодного сотрудничества с другими мировыми формациями;
  • стимулирование социально-экономического и культурного развития стран-участниц.

Основным документом организации является хартия АСЕАН, которую, по сути, можно считать её конституцией. В ней утверждены основоположные принципы деятельности ассоциации. Среди них:

  1. Уважение и соблюдение суверенитета и территориальной целостности стран-участниц организации.
  2. Мирное и конструктивное решение всех спорных вопросов и конфликтов.
  3. Соблюдение прав человека.
  4. Развитие в сфере торговли.

Участники АСЕАН много сил и времени уделяют вопросам военно-политической стабильности в своем регионе. Так, в конце 1990-х годов ими был принят договор, который запрещает ядерное вооружение в странах Юго-Восточной Азии.

Страны АСЕАН также активно сотрудничают и в области спорта. С интервалом в два года в регионе проходят так называемые Южно-Азиатские игры (некий аналог Олимпийских игр). Члены ассоциации также планируют подать общую заявку на право проведения по футболу в 2030 году.

Страны АСЕАН: список участников

Масштаб данной международной организации региональный и охватывает десять государств Юго-Восточной Азии.

Перечислим все страны АСЕАН. Список таков:

  1. Индонезия.
  2. Малайзия.
  3. Филиппины.
  4. Таиланд.
  5. Сингапур.
  6. Камбоджа.
  7. Вьетнам.
  8. Лаос.
  9. Мьянма.
  10. Бруней.

Первые пять государств в списке являются учредителями организации, остальные присоединились к ней позже.

Штаб-квартира АСЕАН расположена в Джакарте, столице Индонезии.

Структура организации и особенности её работы

Наивысший орган структуры - лидеров", в число которых входят главы государств, а также правительств стран-участниц. Саммит АСЕАН, как правило, длится три дня.

Ассоциация работает активно и плодотворно. Ежегодно страны АСЕАН проводят не менее трех сотен различных встреч и мероприятий. В постоянном режиме работой организации руководит секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем. Каждый год ассоциацию стран Юго-Восточной Азии возглавляет новый секретарь из очередной страны АСЕАН (в алфавитном порядке).

В рамках превентивной дипломатии в 1994 г. произошло создание Асеановского регионального форума.

Эмблема и флаг

У организации есть свои официальные символы. Это эмблема, флаг и девиз.

Девиз ассоциации звучит так: One Vision. One Identity. One Community, что можно перевести как "Один взгляд, одна сущность, единое общество".

Основная - красный круг с десятью связанными стеблями риса (главный растительный символ региона Юго-Восточной Азии). Очевидно, что рисовые стебли олицетворяют собой единство десяти стран-участниц АСЕАН. В мае 1997 года утвердили Вышеописанная эмблема была помещена на прямоугольное синее полотнище стандартных размеров.

Зона свободной торговли АСЕАН

Создание зоны способствующей беспрепятственному движению товаров в пределах стран-участниц АСЕАН, это одно из главнейших достижений описываемой организации. Соответствующее соглашение было подписано зимой 1992 года в Сингапуре.

В 2007-м в АСЕАН впервые заявили о планах заключить подобные договора с Японией, Китаем, Южной Кореей и некоторыми другими государствами в рамках создания экономического сообщества АСЕАН. Соглашение о свободной торговле с Австралией и Новой Зеландией было подписано уже в феврале 2009 г. Три года назад, в 2013-м, состоялись первые переговоры в Индонезии, на которых обсуждалась перспектива создания "Всеобъемлющего регионального экономического партнерства".

Дальнейшие перспективы расширения организации

На сегодняшний день в состав АСЕАН входит 10 членов. Еще два государства (Папуа-Новая Гвинея и Восточный Тимор) имеют статус наблюдателей в организации.

Еще в 1990-х годах члены ассоциации пытались привлечь к интеграции в АСЕАН Японию, Южную Корею, а также Китай. Однако эти планы провалились во многом из-за и активного вмешательства США. Тем не менее, дальнейшие интеграционные процессы в регионе все же продолжились. В 1997 году образовался блок стран в формате "АСЕАН плюс три". После этого состоялся крупный саммит, к которому были привлечены не только три вышеназванных государства, но и Австралия, Новая Зеландия и Индия.

Весной 2011 года о намерении присоединиться к группе стран-участниц АСЕАН заявили власти Восточного Тимора. Соответствующее заявление было озвучено на саммите организации в Джакарте. Индонезия тогда очень тепло встретила официальную делегацию Восточного Тимора.

Еще одним перспективным членом АСЕАН называют Папуа - Новую Гвинею. Данное государство еще с 1981 года имеет статус наблюдателя в ассоциации. Несмотря на то что это страна из Меланезии, она тесно сотрудничает с организацией в экономической сфере.

Международное партнерство в системе "АСЕАН - Россия"

Диалог с рассматриваемой организацией Российская Федерация начала налаживать еще в 1996 году. За это время было подписано несколько деклараций о партнерстве.

Диалог между Россией и АСЕАН еще больше углубился после подписания первой Договора о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (так называемый Балийский договор от 1976 года) в ноябре 2004-го. Годом позже в Малайзии состоялся саммит "Россия - АСЕАН", в котором принял участие Владимир Путин. Следующая такая встреча проходила в 2010 году в Ханое. Помимо того, министр иностранных дел России регулярно участвует в конференциях и совещаниях Ассоциации в форматах "АСЕАН +1" и "АСЕАН +10".

Россия имеет тесные исторические связи с рядом стран из числа членов этой организации. Например, с Вьетнамом (в сфере добычи газа и атомной энергетики). По словам некоторых экспертов, отношения между Ханоем и Москвой ничем не уступают по важности российско-китайским отношениям. Именно поэтому дальнейшее углубление сотрудничества с АСЕАН является приоритетной задачей для внешней политики России.

В 2016 г. Российская Федерация и организация отметят 20-летие с даты установления партнерских отношений. Наступивший год уже объявлен в государствах Ассоциации Годом русской культуры.

В заключение...

АСЕАН - организация, члены которой сотрудничают во многих сферах. Ассоциация возникла после распада мировой колониальной системы.

Сегодня страны АСЕАН - десять независимых государств в Юго-Восточной Азии. Их сотрудничество поспособствовало решению большого количества спорных вопросов в самых разных сферах.

Структура АСЕАН

Высшим органом АСЕАН является саммит лидеров (глав государств и правительств) стран-членов, который, начиная с 2001 г., проходит ежегодно. Саммит обычно длится 3 дня и сопровождается встречами с партнёрами организации по региону. В качестве руководящего и координирующего органа выступают ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД), которые берут своё начало из периода, когда саммиты проходили раз в три года и СМИД проходили на год ранее, подготавливая будущую встречу. Также ежегодно проходят совещания министров финансов и периодически министров экономики и сельского хозяйства, однако важнейшие их решения подлежат утверждению министров иностранных дел. Повседневное руководство осуществляется постоянным комитетом в составе министра иностранных дел председательствующей страны и послов остальных стран-членов. Постоянный Секретариат расположен в и возглавляется Генеральным секретарём (на май 2006 г. – сингапурец Х. Э. Онг Кенг Йонг). Также работа ведется в 29 комитетах, 122 рабочих группах, что позволяет проводить ежегодно более 300 мероприятий в рамках АСЕАН.

Председательство

Председательство в организации осуществляется в порядке установленной очерёдности со сроком в один год в соответствии с алфавитным расположением стран на английском языке. Соответственно, в 2006 г. председательствуют Филиппины, в 2007 г. – по порядку Сингапур, однако это требует подтверждения. На СМИД председательствует министр иностранных дел той страны, которая возглавляла организацию в прошлом году.

Страны-члены

Непосредственно образующими государствами являлись , и . Позже присоединились (7 января 1984 г., через 6 дней после обретения независимости), (28 июля 1995 г.), и (23 июля 1997 г.), (30 апреля 1999 г.). На данный момент, статус наблюдателя имеет .

Население стран-членов АСЕАН составляет около 500 млн человек, общая площадь 4,5 млн км 2 , их совокупный ВВП достигает около 737 млрд долларов США.

Цели АСЕАН

В соответствии с Бангкокской декларацией, целями организации являются: «(i) ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе посредством совместного устремления… в укреплении фундамента для процветающего и мирного сообщества стран Юго-Восточной Азии, а также (ii) установление мира и стабильности в регионе… через… приверженность принципам Устава ООН».

Основные документы

  • Декларация АСЕАН (1967). Образующий документ, установивший цели организации (см. выше).
  • Декларация о зоне мира, свободы и нейтралитета в Юго-Восточной Азии (1971) (Куала-Лумпурская декларация). В ней заявлялось, что нейтрализация региона являет собой «желан-ную цель».
  • Договор о дружбе и сотрудничестве (1976). В этом договоре страны договорились о принципах взаимоотношений друг с другом, а именно: взаимное уважение независимости, сувере-нитета, равенства, территориальной целостности и национальной идентичности каждой нации, право на невмешательство во внутренние дела государства, отказ от методов принуждения в международных отношениях, разрешения конфликтов мирным путём и пр. Договор принят в связи с уменьшением напряжённости в регионе после окончания Второй индокитайской войны.
  • Договор о создании в Юго-Восточной Азии зоны, свободной от ядерного оружия (Бангкокский договор) (1995). Этот договор является логичным продолжением Куала-Лумпурской декларации.

АРФ

Асеановский региональный форум был создан в 1994 г. в рамках . Встречи проводятся ежегодно в одной из столиц АСЕАН. Согласно бюллетеню председателя на первом АРФ, целями АРФ являются: 1) стимулирование конструктивных диалога и консультаций по вопросам политики и безопасности; 2) создание весомого вклада в усилия, направленные на создание доверительных отношений и превентивной дипломатии в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В рамках этого форума существуют две «дорожки»: по первой диалог ведётся на официальном межправительственном уровне, а по второй – между НПО и академическими кругами. Помимо АСЕАН в последнем форуме участвовали

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) образована 8 августа 1967 г. в Бангкоке. Первоначально в нее вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины. Позднее присоединились Бруней-Даруссалам (1984 г.), Вьетнам (1995 г.), Лаос и Мьянма (1997 г.), Камбоджа (1999 г.). Статус наблюдателя имеют Папуа-Новая Гвинея и Восточный Тимор. В настоящее время рассматривается вопрос о принятии Восточного Тимора в полноправные члены Ассоциации, создана соответствующая рабочая комиссия.

Юридической базой взаимоотношений стран «десятки» служат три декларации согласия АСЕАН – 1976 г., 2003 г. и 2011 г., а также Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 г., допускающий с 1987 г. возможность присоединения внерегиональных государств. В октябре 2003 г. к нему присоединились Китай и Индия, в июле 2004 г. – Япония и Пакистан, в ноябре 2004 г. – Россия и Южная Корея, в июле 2005 г. – Новая Зеландия и Монголия, в декабре 2005 г. – Австралия, в июле 2009 г. – США, в июле 2010 г. – Турция и Канада.

15 декабря 2008 г. вступил в силу Устав АСЕАН. Высший орган АСЕАН – встречи глав государств и правительств (саммиты), которые проходят дважды в год (как правило, весной и осенью). Текущее руководство деятельностью Ассоциации осуществляет Координационный совет АСЕАН в составе министров иностранных дел. На регулярной основе созываются встречи профильных министров и старших должностных лиц по конкретным направлениям взаимодействия.

В Джакарте действует Секретариат АСЕАН во главе с Генеральным секретарем. В настоящее время (2008-2012 гг.) этот пост занимает бывший министр иностранных дел Таиланда Сурин Питсуван.

В целях улучшения взаимодействия на базе Секретариата Ассоциации создан Комитет постоянных представителей при АСЕАН, в который каждое государство «десятки» назначило своего постпреда в ранге посла.

Председатель АСЕАН сменяется ежегодно на ротационной основе (в 2011 г. – Индонезия, в 2012 г. – Камбоджа, в 2013 г. – Бруней, в 2014 г. - Мьянма).

В 2003 г. лидерами объединения одобрена концепция Сообщества АСЕАН, предусматривающая в качестве триединой задачи создание в рамках Ассоциации к 2020 г. (позднее этот срок был перенесен на 2015 г.) Сообщества политики и безопасности, Экономического сообщества и Социально-культурного сообщества. На ее реализацию нацелена «Вьентьянская программа действий», принятая на 10-м саммите АСЕАН в ноябре 2004 г. Этот документ ставит задачу более тесной интеграции и параллельного сокращения разрыва в уровнях развития стран-членов.

Образованы Советы трех сообществ (в составе профильных министров), курирующие деятельность «секторальных» органов Ассоциации. В 2009 г. на 14-м саммите АСЕАН в Таиланде принята «дорожная карта» формирования Сообщества АСЕАН на 2009-2015 гг. В 2010 г. на 17-м саммите АСЕАН одобрен Генеральный план взаимосвязанности АСЕАН, направленный на развитие внутриасеановской интеграции за счет объединения ее транспортной и информационно-коммуникационной инфраструктуры.

В ходе 19-го саммита «десятки» в Индонезии принято решение о создании в Ассоциации к 2022 году «общей платформы по глобальным проблемам», предполагающей формирование консолидированной позиции «десятки» по актуальным мировым проблемам. «Мозговым центром» деятельности на этом направлении призван стать Институт мира и согласия АСЕАН, учреждение которого запланировано в 2012 году.

Важное место в асеановской внешнеполитической деятельности занимают усилия по созданию в ЮВА зоны, свободной от ядерного оружия. Соответствующий договор был подписан в Бангкоке в 1995 г. и вступил в силу в 1997 г. 12 июля с.г. в Пномпене планируется принять дополнительный протокол к этому договору, закрепляющий гарантии безопасности со стороны «ядерной пятерки».

В экономической сфере страны Ассоциации проводят линию на углубление внутренней интеграции и торговую либерализацию на базе подписанного в 1992 г. и вступившего в силу 1 января 2002 г. Соглашения о создании Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), рамочного соглашения о Зоне инвестиций АСЕАН (АИА) и схемы Промышленного сотрудничества АСЕАН (АИКО). Одновременно АСЕАН идет по пути либерализации торговли с ведущими внерегиональными партнерами. По состоянию на конец 2011 г. Ассоциация подписала соглашения о свободной торговле с Китаем, Японией, Республикой Корея, Индией, а также общее – с Австралией и Новой Зеландией. К 2024 г. планируется создание зоны свободной торговли АСЕАН–Китай, Республика Корея и Япония. В последние годы в числе приоритетов экономической повестки дня Ассоциации активно обсуждаются вопросы энергетической и продовольственной безопасности.

В увязке с осенними асеановскими встречами на высшем уровне ежегодно проводится Деловой и инвестиционный саммит АСЕАН, открытый для участия представителей стран – диалоговых партнеров.

В 2007 году государства «десятки» инициировали создание Морского форума АСЕАН, действующего в качестве площадки для диалога и обмена опытом правительственных экспертов и академических кругов по широкому спектру вопросов обеспечения свободы мореплавания. Инаугурационная встреча форума состоялась 28-29 июля 2010 г. в Сурабае (Индонезия), вторая – 17-19 августа 2011 года в Паттае (Таиланд).

Сегодня АСЕАН с ее населением, приближающимся к 600 млн. человек, совокупным ВВП в 1,5 трлн. долл. США, внешнеторговым оборотом в 2,04 трлн. долл. США и стабильными темпами экономического роста – одна из крупнейших региональных организаций.

АСЕАН выступает в роли одного из системообразующих элементов формирующейся архитектуры безопасности и сотрудничества в АТР. Вокруг нее концентрируется ряд механизмов и структур, в основе которых лежит система т.н. «диалогов» Ассоциации с ведущими государствами мира, зародившаяся в 70-е гг. Полномасштабными партнерами по диалогу с АСЕАН являются 9 стран (Австралия, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США, Япония), а также ЕС. «Секторальный» партнер Ассоциации по диалогу – Пакистан. Основные направления взаимодействия определяются на ежегодных встречах министров иностранных дел АСЕАН и партнеров по диалогу, которые проходят в привязке к совещаниям министров иностранных дел Ассоциации в рамках т.н. Постминистерских конференций в формате «10 плюс 1».

Наиболее продвинутые диалоговые партнеры АСЕАН – КНР, Япония, РК – регулярно проводят встречи с асеановцами на высшем уровне. С 2002 г. созываются саммиты АСЕАН–Индия. В ноябре 2011 г. подписана Декларация о всеобъемлющем партнерстве АСЕАН–ООН, принято решение о проведении ежегодных встреч в верах. На разовой основе организовывались саммиты Ассоциации с Австралией, Новой Зеландией и Евросоюзом. Состоялись два российско-асеановских саммита, и три встречи на высшем уровне АСЕАН–США.

Система диалогового партнерства АСЕАН послужила основой для создания механизма углубленного взаимодействия Ассоциации с восточноазиатской «тройкой» (Китай, Япония, РК) в формате «10 плюс 3», который был формализован в 1999 г. В рамках этого механизма в 2000 г. была запущена «Чиангмайская инициатива» о создании системы своп-соглашений по взаимной поддержке национальных валют. В ноябре 2008 г. было принято решение (вступившее в силу в марте 2010 г.) о расширении «Чиангмайской инициативы» и создания подобия «азиатского валютного резервного фонда» в размере 120 млрд. долл. США для борьбы с финансовыми кризисами (на 80% финансируется восточноазиатской «тройкой»).

С 2005 г. раз в год в привязке к осенним встречам Ассоциации на высшем уровне проводятся Восточноазиатские саммиты (ВАС) в формате «АСЕАН плюс 6» (КНР, Япония, РК, Индия, Австралия, Новая Зеландия). На 5-м саммите ВАС 30 октября 2010 г. оформлено официальное присоединение к этому механизму России и США. Первый саммит ВАС в формате «АСЕАН плюс 8» состоялся 19 ноября 2011 г. на о.Бали, Индонезия.

В апреле 2010 г. по инициативе Вьетнама принято решение о создании механизма Совещаний министров обороны АСЕАН с восемью основными партнерами по диалогу, включая Россию («СМОА плюс»), первая встреча которого состоялась 11-13 октября 2010 г. в Ханое. По ее итогам принята Совместная декларация, в которой «СМОА плюс» определяется в качестве ключевого компонента региональной архитектуры безопасности. Практическая работа ведется на уровне старших должностных лиц оборонных ведомств, рабочих групп военных экспертов, а также в рамках пяти профильных рабочих групп – в сферах чрезвычайного реагирования, морской безопасности, военной медицины, борьбы с терроризмом и миротворчества.

С 1994 г. действует Региональный форум АСЕАН (АРФ) по безопасности, в котором участвуют 27 стран – государства-члены «десятки», ее диалоговые партнеры и ряд других государств АТР, а также ЕС. Сессии АРФ на уровне министров иностранных дел проводятся ежегодно (как правило, в конце июля – начале августа) встык с совещаниями министров иностранных дел Ассоциации и Постминистерскими конференциями.

Политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована 8 августа 1967 г. в Бангкоке вместе с подписанием «Декларации АСЕАН», более известной как «Бангкокская декларация». Договорное оформление АСЕАН произошло лишь в 1976 году в подписанных на острове Бали Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН.

Непосредственно образующими государствами являлись Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Позже присоединились Бруней-Даруссалам (7 января 1984 г., через 6 дней после обретения независимости), Вьетнам, (28 июля 1995 г.), Лаос и Мьянма (23 июля 1997 г.), Камбоджа (30 апреля 1999 г.). На данный момент, статус наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея.

Население стран-членов АСЕАН составляет около 500 млн человек, общая площадь 4,5 млн км2, их совокупный ВВП достигает около 737 млрд долларов США.

ЦЕЛИ АСЕАН: В соответствии с Бангкокской декларацией, целями организации являются:

Установление мира и стабильности в регионе через приверженность принципам Устава ООН

Ускорение экономического, социального и культурного развития ее государств-членов на основе сотрудничества и взаимопомощи

Поддержание взаимовыгодного сотрудничества с общими и региональными международными организациями, имеющими сходные цели

ЗАДАЧИ : создание ТС в рамках соглашений о преференциальной торговле, совместных промышленных объектов и товарных ассоциаций стран-пр-лей тех или иных видов Т.

В 1992 г. на саммите в Сингапуре - решение о формировании ЗСТ . Стратегическая цель - повышение к/сп стран-членов на основе устран торговых барьеров, роста привлекательности гос-ств для зарубежных инвестиций , достижение эконом стабильности в регионе.

Основные направления:

Сокращение ставок пошлин до 0-5% на промышленную и с/х продукцию, за искл продукции нефтехимии, автомобилестроения, металлургии ;

Введение общего эфф-ного преференц-ного тарифа; гармонизацию нац стандартов в соответ с м/н нормами;

Ликвидацию кол-ных ограничений во взаимной торговле пром Т;

Введение принципа взаимного признания в отнош сертификатов кач-ва;

Соглашение о формировании инвестиционной зоны - 7 окт 1998 г. Цель - формирование конкурентоспособной инвестиционной зоны с более либеральным и прозрачным режимом для роста внутри- и внерегиональных инвестиций; повышение конкурентоспособности экономик стран-участниц; прогрессивное снижение или ликвидация инвестиционных барьеров и правил, мешающих капиталопотокам и реализации инвестиционных проектов в рамках АСЕАН.


У АСЕАН есть договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 года, допускающий с 1987 года возможность присоединения внерегиональных государств. В октябре 2003 года к нему присоединились Китай и Индия, в июле 2004 года - Япония и Пакистан, в ноябре 2004 года - Россия и Южная Корея, в июле 2005 года - Новая Зеландия и Монголия, в декабре 2005 г. - Австралия. ОНИ НЕ ВХОДЯТ В АСЕАН просто к договору эдд.

Первоначальная роль Ассоциации была, скорее, политической, нежели экономической. С начала ее существования наиболее значительные соглашения заключались странами-членами именно в области политического сотрудничества и сотрудничества в сфере безопасности, включая Декларацию 1971 года, определяющую Юго-Восточную Азию как Зону мира, свободы и нейтралитета, Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларацию АСЕАНовского соглашения. Они были направлены на поддержание мира внутри региона и построение сообщества, свободного от влияния внешних сил. Договор о дружбе и сотрудничестве представляет собой своеобразный кодекс международных отношений в регионе в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

В 2004 г. в целях укрепления организационно-правовой базы деятельности Ассоциации было принято решение о разработке Устава АСЕАН. 20 ноября 2007 г . в ходе 13-го саммита АСЕАН в Сингапуре, приуроченного к 40-летию Ассоциации, Устав АСЕАН был подписан лидерами "десятки". Его принятие стало отправной точкой нового этапа эволюции АСЕАН, ее трансформации в полноценную региональную организацию, обладающую международной правосубъектностью.

В экономической сфере страны Ассоциации проводят линию на тесное взаимодействие и либерализацию в субрегионе ЮВА на базе вступившего в силу с 1 января 2002 г. Соглашения о создании Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), рамочного соглашения о Зоне инвестиций АСЕАН (АИА) и схемы Промышленного сотрудничества АСЕАН (АИКО).

В ходе 13-го саммита АСЕАН 20 ноября в Сингапуре подписан План создания Экономического сообщества АСЕАН К 2015 г. Документом предусмотрен комплекс мер по либерализации и гармонизации политики стран "десятки" в торговой, таможенно-тарифной, инвестиционной, финансовой, конкурентной, производственной сферах, а также в сфере услуг и занятости.

Высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и правительств. Руководящий и координирующий механизм - регулярные совещания министров иностранных дел. Текущее руководство деятельностью Ассоциации осуществляет Постоянный комитет, возглавляемый министром иностранных дел страны - текущего председателя АСЕАН, которые сменяются в алфавитном порядке (в настоящее время - Сингапур).

В Джакарте функционирует Секретариат АСЕАН во главе с Генеральным секретарем. Генеральный Секретарь АСЕАН назначается сроком на пять лет. В 2003-2007 гг. этот пост занимал сингапурец Онг Кенг Йонг, с 1 января 2008 г. на очередной пятилетний срок его сменил бывший министр иностранных дел Таиланда С. Питсуван. Сотрудники Секретариата АСЕАН выбираются путем открытого конкурса по всему региону.

В АСЕАН действует 11 специализированных комитетов, ежегодно проводится более 300 мероприятий, включая встречи министров экономики и торговли, руководителей правоохранительных органов и т.д.

АСЕАН имеет свои вооруженные силы - ВМС, которые проводят совместные учения.

НАПРАВЛЕНИЯ :

1) Содействовать социально-экономическому развитию всех групп населения, включая мигрантов.

2) Противостоять террористическим вызовом; активно содействовать освобождению Корейского полуострова от ядерного оружия .

3) Развивать энергетическую кооперацию в рамках АСЕАН, включая создание единой энергосистемы и строительство Транс-АСЕАНского газопровода.

В 70-е годы зародилась система т.н. диалогов Ассоциации с ведущими государствами мира, прежде всего в АТР, поддерживающими с ней активные политические и экономические связи. Полномасштабными партнерами по диалогу с АСЕАН являются 9 стран (Австралия, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США, Япония), а также ЕС и ПРООН. Секторальным партнером Ассоциации по диалогу выступает Пакистан.

Диалоговое взаимодействие осуществляется с помощью специальных механизмов, головными среди которых являются Совместные комитеты сотрудничества (СКС).

Асеановский региональный форум был создан в 1994 г. в рамках превентивной дипломатии. Встречи проводятся ежегодно в одной из столиц АСЕАН.

Согласно бюллетеню председателя на первом АРФ, целями АРФ являются:

1) стимулирование конструктивных диалога и консультаций по вопросам политики и безопасности;

2) создание весомого вклада в усилия, направленные на создание доверительных отношений и превентивной дипломатии в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

При Московском государственном институте международных отношений (Университете) открыт ЦЕНТР АСЕАН. Совместную декларацию Россия-АСЕАН о сотрудничестве в борьбе с международным терроризмом (2 июля 2004 г., Джакарта, Индонезия); Финансовый фонд диалогового сотру. РФ И АСЕАН

3)Облицовочная плитка одинакового качества стоит в России 5 д.е., на Украине - 3 д.е. и в Молдавии - 2,6 д.е. Россия вводит 100 %-ный импортный тариф на ввоз плитки из Украины и Молдавии.

а) Будет ли Россия продолжать импортировать плитку?

б) Если после этого Россия и Украина создадут таможенный союз, будет ли Россия сама производить плитку или импортировать?

Ответ:

а) Россия не будет импортировать плитку ни из одной из стран, так как это дороже производства внутри страны. Внутренняя цена составляет 5 д.е., а цена плитки из Украины с учетом тарифа - 6 д.е. (3 + 3), из Молдавии - 5,2 д.е. (2,6 + 2,6).

б) После создания таможенного союза следует ожидать хотя бы частичный импорт плитки из Украины.

 

 

Это интересно: