→ Женские образы в жизни героя романа И.А.Гончаров «Обломов. Образ Екатерины

Женские образы в жизни героя романа И.А.Гончаров «Обломов. Образ Екатерины

Автопортрет Михаила Лермонтова. 1837–1838 год

Грузинки на крыше сакли. Рисунок Михаила Лермонтова. 1837 год Пушкинский Дом (ИРЛИ РАН) / Getty Images

1. Соберите роман из отдельных новелл — тем более если у вас долго не по-лучается написать большую вещь в прозе. Не отчаивайтесь; в конце концов, может быть, исторический роман про демонического горбуна — это просто не ваше? А серия коротких повестей, объединенных историей загадочного и одновременно узнаваемого героя-современника, — это, в сущности, тот же роман, ничуть не хуже.

2. Рассказывайте не историю жизни героя, а историю его души. Сами знаете : «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…»

3. Заинтересуйте читателя своим персонажем — для этого раскрывайте его постепенно. Пусть первым о нем расскажет кто-то совсем на него непохожий, человек другого поколения и иного душевного склада, добрый, честный и, конечно же, не понимающий тайных мотивов эффектных и неординарных поступков вашего героя. Дальше дайте слово тому, кто по социальным, поко-ленческим и прочим качествам стоит гораздо ближе к нему, — например, себе. Но пусть ваша встреча будет мимолетна и по-своему странна. И только после всего этого пусть о себе рассказывает сам герой. Записки нынче пишет всякий — так пусть и ваш герой тоже ведет дневник.

4. Пусть читателя не оставляет ощущение недоговоренности: герой все-таки должен остаться тайной. Пусть его намерения, характер и поступки пробуют истолковать видавший виды старый служака, влюбленная девушка, проницательный друг, давняя возлюбленная и, наконец, он сам, — но все равно никто не сможет объяснить до конца. Ведь «душу можно ль рассказать »?

5. Сделайте героя одновременно и интеллектуально-притягательным, и цинично-ужасным. Наделите его склонностью к самоанализу и рефлексии (чем беспощаднее они будут, тем эффектнее), умением прозревать женское сердце, шерлок-холмсовской дедукцией и способностью просчитывать наперед чужие поступки. Пусть, несмотря на все похождения, он сохранит память об «одной женщине, которую любил в старину», и чувство к ней. Но все это не должно мешать тому же герою убить на дуэли своего приятеля, разрушить жизнь былой возлюбленной, погубить целую семью горского князя, встрево-жить спокойствие мирного круга контрабандистов и многажды обидеть сочувствующего ему пожилого и «простого» давнего знакомого.

6. Запутайте хронологию событий до невозможности. Самое раннее происшествие можно смело рассказывать в начале второй части, а события, произошедшие в одном месте (например, в крепости за Тереком), можно разделить между первой и последней новеллами. И пусть потом филологи, придумав разделить сюжет и фабулу , с удовольствием используют ваш роман в качестве примера.

7. Наполните ваш роман самыми отчаянными и головокружительными приключениями, которые могут произойти с русским человеком, следующим по казенной надобности, в главном экзотическом пространстве отечественной литературы XIX века — на Кавказе. Пусть ваш герой столкнется с дикими и коварными горцами, «честными контрабандистами», бесчестными офице-рами и юнкерами, загадочными иностранцами. Пусть он множество раз будет на волосок от гибели — от черкесской винтовки или кинжала, от рук прелест-ной Ундины-контрабандистки, от шашки пьяного казака, от дуэльного вы-стрела, но из каждой переделки пусть выходит живой, спасаясь от опасности в кульминационный момент. Такие сверхспособности затмят в глазах чита-телей известие о смерти героя (если вы захотите его уморить), особенно если сообщить об этом скупо, в одной фразе , в каком-нибудь рамочном фрагменте.

8. Наведите «мостики» между разными сюжетами. Пусть некоторые эпизоды и фразы из одних повестей «отсвечивают» в других, а действующие лица разных новелл соотносятся друг с другом. Вот, к примеру, говорит ваш герой в первой новелле, что «…любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни…», — покажите любовь героинь обоих типов; вот мрачно бросает: «…авось где-нибудь умру на дороге», — так пусть и умрет на пути из Персии.

9. Щедро пользуйтесь поэтическими приемами, раз уж вы не только прозаик, но и поэт. Они пригодятся вам в создании напряженных внутренних монологов героя, в описаниях экзотических горных и морских пейзажей, в эффектных аллегорических концовках отдельных новелл . Не забывайте про риторические приемы и отточенные афоризмы — они запомнятся не хуже поэтических цитат.

10. Следите за реакцией читателей — и реагируйте в ответ. Вас, конечно, обвинят в том, что вы нарисовали свой портрет и портреты своих знакомых, что вы защищаете своего безнравственного героя. Но вы не обращайте на это внимания, а лучше напишите остроумное предисловие ко второму изданию, где, чтобы еще больше озадачить читателей, скажите, что «Герой нашего времени… точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего… поколения, в полном их развитии». Да и вообще, острая полемика о герое вам только на руку: чем жарче спорят рецензенты, тем больше читателей обратят внимание на ваше сочинение.

11. Поручите издание романа опытному участнику книготоргового бизнеса и умелому редактору. Очень ценно, если он еще и издает журнал, в котором печатается симпатизирующий вам темпераментный критик. В таких руках ваша книга наверняка не пропадет, и если не успеет обогатить вас самих, то принесет некоторый доход вашим дальним пожилым родственникам .

Детство - это пора, когда любое эмоциональное переживание чувствуется гораздо глубже, потому что все происходит впервые: первая улыбка, первый шаг, первое слово, первая нежность и любовь, первое несчастье, первая победа, первая обида, первое творчество, первое унижение, первое отчаяние от бессилия. Таких воспоминаний очень много: маленькие, коротенькие, иногда какие-то отпечатки отдельных образов, а порой помнишь лишь чувство, ощущение, оставшееся после события.

А что тогда произошло и с кем, скорее существует в мире фантазии и воображения, чем было в реальности. Этим наполнен человек на протяжении всей жизни. Это и дает ему силу и энергию, чтобы жить, любить весь мир.


Именно оттуда, из детства , у Л. Толстого взялись силы на тот многолетний труд и доброту, которые он отдавал людям. Толстой , будучи уже взрослым, вспоминает случай из детства , за который ему стыдно. Он размышляет над своим поступком, не находя себе оправдания и называя это "...темные пятна на страницах моих детских воспоминаний". Мы узнаем об этом из повести "Детство ", где Сережа Ивин предложил Иленьке встать на голову, как это сделал он сам: "Попробуйте сделать это; право, это нетрудно. Да что ж, в самом деле, отчего он ничего не хочет показывать? Что он за девочка... непременно надо, чтобы он стал на голову!" Все мальчики схватили его и поставили на голову, ногами вверх. Все смеялись.

Автор рассказывает, что в ту минуту он даже не был убежден так, как прежде, "что все это очень смешно и весело". Когда, вырвавшись, Иленька замахнулся на Сережу лексиконом, тот предложил бросить его, "коли он шуток не понимает". Автор рассказывает, что он тогда и не сообразил того, что бедняжка плакал, верно, не столько от физической боли, сколько от мысли, что пять мальчиков, которые, может быть, нравились ему, без всякой причины, все согласились ненавидеть и гнать его.

Автор решительно не может объяснить себе жестокости своего поступка: "Как я не подошел к нему, не защитил и не утешил его? Куда девалось чувство сострадания, заставляющее меня, бывало плакать навзрыд при виде выброшенного из гнезда галчонка или щенка, которого несут, чтобы кинуть за забор, или курицы, которую несет поваренок для супа? Неужели это прекрасное чувство было заглушено во мне любовью к Сереже и желанием казаться перед ним таким же молодцом, как и он сам? Незавидные же были эти любовь и желание казаться молодцом!"

Л. Толстой с благоговением вспоминает свой родной дом, брата. Атмосфера в доме Л. Толстого была наполнена любовью окружающих его близких людей друг к другу в отличие от наполненной "горячим туманом взаимной вражды всех со всеми" атмосферы у Максима Горького . Как сказал о ней сам Горький : "Слишком обильна жестокость ю темная жизнь неумного племени".

Объяснить жестокость в отношениях людей, которую Алексей наблюдал в детстве, можно только тем, что в это время, которое описывает автор, братья его матери настойчиво требовали от деда раздела имущества. "Они боялись, что моя мать потребует приданого, назначенного ей, но удержанного дедом, потому что она вышла замуж "самокруткой", против его воли", - говорит Горький .

Из повести М. Горького "Детство" мы узнаем о жестоком поступке деда в отношении автора в детстве. Когда Алексей окрасил край белой скатерти в синий, дед его высек до потери сознания. Он болел, лежа вверх спиною несколько дней в постели в маленькой комнате с одним окном и красной неугасимой лампадой в углу перед киотом со множеством икон. После этого жестокого наказания у Алексея "явилось беспокойное внимание к людям", "...точно содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой", он стал больше сопереживать, сочувствовать другим людям, жить чужой жизнью, как своей, чувствуя со слезой на глазах чужие страдания. Доброта, забота и понимание бабушки отогревало его сердце, заживляла раны, но "шрамы" всегда будут напоминать о прошлом и оставят отпечаток на дальнейшей жизни автора.

Из похожих ситуаций при столкновении добра и зла, встрече с жестокость ю одни люди выходят с желанием творить добро, а другие с ненавистью. Дед в произведении М. Горького объясняет свою жестокость жестоким отношением к нему его отца. Старшие девочки в произведении "Джен Эйр" Ш. Бронте, вчера ощущавшие на себе несправедливость, жестокость и грубость, сегодня творят то же самое с младшими девочками в приюте: отбирают хлеб, ненавидят окружающих. В отличие от Л. Толстого, М. Горький и Ш. Бронте на себе испытывают эти переживания, впервые сталкиваясь с жестокостью и несправедливостью в детстве. Эти события формируют их отношение к себе и миру: будут ли они ненавидеть весь мир или будут к нему снисходительны и милосердны, стремясь преумножить добро, чувствуя всякое горе и беду каждого, на чью долю оно выпало, как свое собственное, как то, которое никогда не сотрется в памяти, всегда напоминая о том, что оно с кем-то может быть. Но зная, что любое доброе слово, поддержка человека способны облегчить боль и страдание, сделать человека счастливым, дать ему силы, веру и надежду в будущее, в добро и справедливость. Отношение мисс Темпель и Элен Бернс помогает Джен Эйр не упасть духом и не впасть в отчаяние, возненавидев всех вокруг и саму себя. Она начинает жить своими интересами, увлечением к рисованию, раскрывает свой талант, способность к иностранным языкам. Открывая свой внутренний мир, она становится счастливой. Слова Элен Бернс становятся ее путеводной звездой: "Даже если весь мир будет ненавидеть тебя и считать тебя дурной, но ты чиста перед собственной совестью, ты всегда найдешь друзей".

"...может быть вы не поймете, что я вам скажу, потому что я говорю часто очень непонятно, но вы все-таки запомните и потом когда-нибудь согласитесь с моими словами. Знайте же, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительсского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное из детства, может быть самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь. И даже если и одно только хорошее воспоминание при нас останется в нашем сердце, то и то может послужить когда-нибудь нам во спасение" (Ф. М. Достоевский "Братья Карамазовы").


Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Любовь - неисчерпаемая и вечная тема для режиссеров. Как же умело им удается показать идеальные отношения в самых разных и порой очень непростых ситуациях. При просмотре таких фильмов хочется грустно вздохнуть и сказать: «Как жаль, что в жизни так не бывает!»

сайт решил собрать 14 самых запоминающихся любовных историй, при просмотре которых возникало желание оказаться на месте главного героя и испытать такие же сильнейшие эмоции.

1. P.S. Я люблю тебя (2007)

Не все способны справиться с утратой любимого человека. Так и главная героиня фильма, потеряв смысл жизни, погружается в длительную депрессию - не выходит из дома, теряет работу и живет воспоминаниями о счастливом прошлом. К сожалению, только в таких фильмах любимый человек может все предугадать и успеть подготовить инструкцию для дальнейшей жизни без него, которая поможет справиться с болью, а рядом окажется тот, кто готов поддержать в такой непростой ситуации .

2. Дневник памяти (2004)

Трогательная история отношений юноши и девушки из разных социальных слоев, которые влюбились друг в друга совсем юными, и хотя жизнь преподнесла немало испытаний, они не отказались от своего счастья . К сожалению, такое редко увидишь в жизни, и вряд ли кто-то закружит в танце прямо на дороге.

3. Искупление (2007)

Фантазия ребенка смогла разрушить жизнь нескольких людей, но как же все красиво начиналось: ощущение головокружительной любви, сильнейшие эмоции и безграничное счастье . Во время просмотра фильма многие зрители забыли, что это всего лишь актеры, а не влюбленные, которые дышать друг без друга не могут.

4. Виноваты звезды (2014)

Несмотря на всю тяжесть болезни, герои фильма «Виноваты звезды» рискнули быть счастливыми . Конечно, финал в такой ситуации предрешен, но нужна немалая смелость, чтобы отважиться и впустить в свою жизнь человека, зная, что эта сказка не закончится словами «И жили они долго и счастливо».

5. Мулен Руж! (2001)

Париж - где, если не в этом городе можно поверить в настоящую любовь? Ту самую, которая не признает никаких условностей. Буйство красок уносит в мир настоящей любви, где любят все и любят так, что искры летят, луна поет, а смерть вынуждена подождать и дать время двум влюбленным. После таких историй трудно возвращаться в наш обыденный и реальный мир.

6. Фонтан (2006)

Одна из самых трогательных и красивых историй о силе любви. Главный герой готов пойти на любые жертвы - пренебрегая последними часами общения с любимой, он отправляется в безумное путешествие, которое кажется единственным возможным спасением.

7. Шоколад (2000)

В реальной жизни редко встретишь человека, который умеет делать людей вокруг себя счастливее с помощью простых вещей и истин. А вот у молодой и привлекательной Виенн настоящий дар. Пройдет время, и она сможет достучаться до чувств не всегда приветливых жителей городка, а также очаровать странника. И странник этот тоже необыкновенный - бунтарь снаружи, но заботливый и добрый внутри . В такого невозможно не влюбиться.

8. Ванильное небо (2001)

Что необходимо для счастья? «Тот самый» человек или вещь, идеальная внешность или неограниченные финансовые возможности? Порой эти мысли делают реальность невыносимой. Герой фильма прочувствовал на себе, как прекрасна жизнь, когда ты молод, богат, красив, и как рушится все, потеряй лишь оболочку. Но любовь способна снять маски с любого .

9. Сладкий ноябрь (2001)

Проблемы главного героя фильма знакомы каждому из нас: постоянная занятость и неумение жить полной жизнью. Проломиться через черствость характера героя сможет только такая девушка как Сара, которая восхищает одновременно силой и хрупкостью, всегда легка на подъем, но при этом очень чувственная натура.

10. Хоть раз в жизни (2013)

Творчество, отношения, дружба и шанс начать все заново - более идеального сценария и придумать нельзя. «Вот что я люблю в музыке - даже самая банальная сцена внезапно наполняется великим смыслом ». Жаль, что нашу жизнь не сопровождают берущие за душу саундтреки.

11. До встречи с тобой (2016)

В темные времена особенно хорошо видно светлых людей. Лу врывается в жизнь Уилла словно фейерверк - в странных нарядах и со своеобразным взглядом на мир. Иногда всем нам необходима встреча с таким человеком , который смог бы поверить в тебя, бескорыстно подарив не только уверенность в себе, но и ощущение того, что жизнь наполнена смыслом.

12. Влюбись в меня, если осмелишься (2003)


Они познакомились на выпускном, романтические отношения не сложились, но они остались друзьями на долгие 20 лет. Эмма умна, интересна и всегда готова помочь, Декстер - красивый и безответственный, которому постоянно нужна эта помощь. Он рассказывает ей обо всех своих девушках, а она, сдерживая внутренние переживания и боль, становится поддержкой и опорой. Они все время ищут альтернативные варианты и не решаются признаться в своих чувствах. В жизни тоже зачастую кажется, что любое счастье недолговечно и ненадежно и лучше оставить свои чувства при себе. Как жаль, что многим так и не хватает решительности, как героям фильма «Один день».

14. Вечное сияние чистого разума (2004)

Нельзя просто так расстаться с человеком, который когда-то был дорог. В памяти останутся какие-то мелочи, вечно напоминающие о нем: особенные слова, песни, безделушки, которые обретают смысл только в определенном контексте, и многое другое. Вот и Джоэль совершает ошибку, решив уничтожить воспоминания о бывшей, но вовремя понимает, насколько сильно он любит эту эксцентричную девушку, и пытается сохранить ее в своей памяти любым способом. Но если бы была возможность стереть из памяти воспоминания, захотели бы вы это сделать? В порыве сильных эмоций, возможно, да, но потом точно бы жалели об этом.

А какая экранная пара стала эталоном отношений для вас? Поделитесь в комментариях.

МОУ «Яйская СОШ№2»

Женские образы в жизни героя романа И.А.Гончаров «Обломов»

Работа на XIII Всероссийскую научно-практическую конференцию

«Научное творчество молодёжи»

Выполнила работу:

Некрасова А.Г.

10 Б класс.

Руководитель:

Черкашина Г. Г.,

учитель литературы и русского языка

МОУ «СОШ №2» в п.г.т.Яя.

I.ВВЕДЕНИЕ.

2. Задача.

II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1.Первая встреча.

2. Сходства и отличия двух героинь романа.

3.Признание Ольги Ильинской

4. Признание Агафьи Пшеницыной

5.Образы в произведении

III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Введение.

Поразительное свойство классической литературы в том, что каждый раз, перечитывая её заново, открываешь что-то новое и удивляешься: «Как я не увидела? Почему не отозвалось?»

Вот и с Обломовым так же. Прочитав его раз, лишь потому что проходят в школе, мало понимаешь тонкий смысл, спрятанный между строк, заботливым автором. Лишь прочитав его ещё раз во второй, в третий начинаешь вникать и понимать подтекстную суть произведения.

Безусловно: в истории «добряка-ленивца Обломова отразилась русская жизнь, в ней предстаёт живой современный русский тип». Выделив это определение, я имею в виду не XIX век, а наше настоящее, нашу эпоху.

Да, Обломов современен, потому что он, по-моему, выражение одной из национальных черт русского характера . В нас до сих пор живёт вера в сказки о том, какая прекрасная жизнь ждёт нас в будущем. Но стоит столкнуться с действительностью, наступает социальная апатия, страх перемен, то есть обломовское лежание, как способ ухода от реальности.

Обломов помогает нам понять себя. Поэтому чувство, охватывающее нас, когда прочитана последняя страница,- жалость. И это нам не Обломова жалко, а себя. Об этом рассуждает и автор книги об «Обломове»: « Гончаров посягнул вложить в своего Илью Ильича слабости и недуги всякого человека, каждого из нас, слабости извиняемые, молоизвиняемые или неизвиняемые. В целокупном образе органично сочетались с ними и многие благие задатки, милые и симпатичные свойства, также присущие всякому человеку. И потому Обломов трогает, беспокоит и тревожит всякого человека.»

Более всего в жизни этого героя мне стало интересно его детство и эпизоды из личной жизни. Ничто не раскрывает человека так, как испытание любовью. Очень интересны в этом случае его поступки, действия, слова, ощущения переживания, да и многое другое, что сопутствует герою в этом нелёгком испытании. Именно поэтому я взяла эту тему для исследования.

Цель моей работы сопоставление образов Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной и их роли в жизни Обломова.

Задачи:

Проанализировать 1 главу 4 части и 6 главу 2 части романа Гончарова И. А. «Обломов»;

Сопоставить образы героинь Гончарова Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной;

Сделать выводы о роли героинь и их участие в судьбе Ильи Обломова.

В своей работе я руководствовалась сравнительно-сопоставительным методом.

Основная часть(сопоставление).

Общеизвестно, что Гончаров большое значение придавал чувству любви. Устами Штольца в романе он говорил о том, что «любовь силой архимедова рычага движет миром». Под влиянием любви человек может измениться внутренне, обрести цель в жизни, в любви он черпает энергию. Без любви жизнь теряет смысл, любовь наполняет её поэзией 6 . Значимость этой темы в произведение и определили выбор двух последующих эпизодов: объяснения с Ольгой Ильинской и объяснение с Агафьей Пшеницыной. Анализ эпизодов помогает осмыслить художественные особенности, символику романа, понять героя и оценить его натуру.

Итак, начнём, прежде всего, с момента встречи Обломова и двух героинь . Сначала Обломов встречается с Ольгой Ильинской- натурой деятельной и динамичной.Его друг детства- Штольц, уезжая, поручает ей следить за другом, чтобы он не лежал целый день напролёт. Ольга воодушевилась этим и уже предвкушала свою победу над леностью Ильи. Она видела несомненные перемены героя, когда он был с ней рядом: апатия сменилась активностью, и она, возможно, понимала, что такая перемена исходит из влюблённости Обломова к ней. Ольга поёт «Casta diva» и в Обломове под влиянием песни пробуждается глубокое, духовное чувство любви. Герой любуется Ольгой и ищет в ней прекрасную душу: «..Он смотрел на неё как будто не глазами, а мыслью, всей волей…., но смотрел невольно, не имея силы не смотреть «Боже мой какая она хорошенькая! Бывают же такие на свете!- думал он, глядя на неё почти испуганными глазами» 4 . Неожиданно для героини и для самого себя после пения Ольги Обломов признаётся в любви: «Её взгляд встретился с его взглядом, устремлённым на неё: взгляд этот был неподвижным, почти безумным; им глядел не Обломов, а страсть. Ольга поняла, что слово у него вырвалось, что он не властен в нём и что оно- истина» 4 .

Что касается Агафьи Пшеницыной, то с ней Обломов знакомится тоже по средством другого человека и это уже теперь кум Агафьи- Тарантьев, человек бесцеремонный и неопрятный, который за плату обещает Обломову сменить квартиру. Агафья видит в герое приятного барина и старается всеми возможными способами улучшить его жизнь. Она видела, что Обломов во всём противоположен её покойному мужу - коллежскому секретарю Пшеницыну; глядит на всех «смело и свободно, как будто требует покорности к себе»; лицо у него белое и нежное; руки белые и небольшие; Манеры его покойны и красивы; разговор умён и прекрасен; бельё он носит тонкое, меняет его каждый день; моется душистым мылом, ногти чистит. В представлении героини: «Он барин! Он сияет и блещет! Притом, он так добр: как мягко он ходит, делает движения, дотронется до руки - как бархат….. И глядит он, и говорит так же мягко, с такой добротой…».

Сходства и отличия

Таким герой представляется героиням, а какими же они представляются читателю и герою? Для начала выделим сходства героинь, так как их меньше чем отличий. Сходственным в этих женщинах будет то, что они обе были влюблены в Обломова и были им любимы, обе по самой своей сущности не случайны в его жизни и сыграли в ней значимые роли. В остальном же, прослеживаются их явные отличия друг от друга. Они

антиподы, если Ольга сильная, деятельная натура, её облик удивительно гармоничен: она похожа на античную статую, воплощение грации ума, с полной гармонией души и тела, то Агафья полная, круглая с мягким характером женщина, прикреплённая к очагу.

Для Обломова Ольга совершенная женщина, наделённая талантами мужчины. Она небесное создание, прекрасный цветок, нечто недосягаемое для него. Агафья же, более земная, обыкновенная, всегда находящаяся рядом, готовая угодить. Между тем называя нам Ольгу Ильинскую, автор указывает прямую её причастность к Обломову. Она, во-первых, носит фамилию, образованную от его имени, во –вторых, имя её означает «факел» 6 , «святая» 7 , нечто излучающее свет и сияние. Имя Илья указывает на то, что герою родственна огненная стихия. По ветхозаветным мотивам, Илья связан с небесным огнём. 4 В народных представлениях Илья-пророк, громовик, бог-громовержец- «могучий, седой старик», который разъезжает на огненной колеснице и сыплет огненными стрелами. 5 Планета, которой принадлежит Ольга Луна 8 , источник света, одно из обожествляемых славянами небесных светил 9 . Ольга является постоянным двигателем для героя, тем самым Пигмалионом, который наставлял Галатею. Все поступки Ильи были напрямую связаны с Ольгой- от того, что делала она зависело то, что делал он.

На Выборгской же стороне мечта и жизнь совпали. В доме Агафьи Матвеевны, которая для героя является «доброй» «Божьим даром» (именно так прочитывается её имя), горит очаг, и сама она его хранит. Служение огню и служение Обломову сливаются воедино. За опрятность любит и ценит Обломов Агафью Матвеевну, называет её: «Сама опрятность!» В её доме жизнь движется по кругу, и она счастлива этой жизнью. Живущие в солнечном круге герои сами тяготеют к округлости: полн и кругл Обломов, пополнела и покруглела Агафья, даже предметы на кухне и то круглые: пузатые и миниатюрные чайники, кастрюльки, чашки, банки, судки.

Ещё известен тот факт, что Илья-пророк осмыслен славянами и как Бог,творящий урожай. « С Ильи начинали жатву и заканчивали уборку. «Петр с колоском, Илья с пирогом»,- говорит народ». 24 А потому важным в контексте является то, что Агафья печёт пироги, ватрушки, пирожные. Она носит «хлебную» фамилию Пшеницына. Она почитает героя и теплица в его лучах.

Узнав героинь, их сходства и принципиальные отличия можно перейти, непосредственно к сопоставлению их признаний с Обломовым.

Признание Ольги

И Обломов, и Ольга, несомненно, любимые герои Гончарова. Оба они нарисованы автором с большой симпатией. Гончаров показывает Обломова, способным глубоко переживать и поэтизировать события жизни. Душе героя с детства была подвластна поэзии: его захватывали сказки няни, он воспринимал их как реальность. В юности «поэты задели его за живое: он стал юношей, как все. И для него настал счастливый….момент жизни, расцветания сил,… желание блага, доблести, деятельности, эпоха сильного биения сердца, пульса, трепета, восторженных речей и сладких слёз. Ум и сердце просветлели: он стряхнул дремоту, душа запросила деятельности». 4

И хотя пора юности давно позади, в душе Обломов остаётся юношей, Штольц называет его «поэтом». Во время пения Ольги герой «вспыхивал, изнемогал, с трудом сдерживал слёзы, и ещё труднее было ему душить радостный, готовый вырваться из души крик. Давно он не чувствовал такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг» 4 . Но автор знает о мимолётности этого явления и иронически замечает: «Он в эту минуту даже уехал бы за границу, если б ему оставалось только сесть и поехать». 4

Ольга поёт «Casta diva» и в Обломове под влиянием песни пробуждается глубокое, духовное чувство любви. Герой любуется Ольгой и ищет в ней прекрасную душу: «..Он смотрел на неё как будто не глазами, а мыслью, всей волей…., но смотрел невольно, не имея силы не смотреть «Боже мой какая она хорошенькая! Бывают же такие на свете!- думал он, глядя на неё почти испуганными глазами» 4 . Ответное чувство Ольги тоже духовно и поэтично.

Любовь героев выявляет истинное родство их душ. Между ними происходит обмен тайными и думами и чувствами, устанавливается понятное, только им двоим, душевное общение, воспетое в творчестве Жуковского В. А., других поэтов-романтиков: «Да, я что-то добываю из неё, думал он,- из неё что-то переходит в меня!» Она: « Не смотрите же, так на меня …. мне неловко! Как будто что-то добываете из моей души!» Любовь Ольги и Ильи – огонь, который горит в их душах, сближающий их: «Оба она, снаружи неподвижные, разрывались внутренним огнём, дрожали одинаковым трепетом, в глазах стояли слёзы, вызванные одинаковым настроением» 4 . Активная, динамичная Ольга и лежебока Обломов не уступают друг другу в тонкости души.

Неожиданно для героини и для самого себя после пения Ольги Обломов признаётся в любви: «Её взгляд встретился с его взглядом, устремлённым на неё: взгляд этот был неподвижным, почти безумным; им глядел не Обломов, а страсть. Ольга поняла, что слово у него вырвалось, что он не властен в нём и что оно- истина» 4 .

Герои по-разному понимают любовь. Обломов - весь чувство. В каждом шаге он предельно искренен. Ольга же самолюбива, в ней рядом с чувством живёт разум. Но после нечаянного признания Ильи они оба понимают необходимость объяснения и идут навстречу друг другу, испытывая сильное душевное волнение. Ольга, конечно же, надеется на то, что герой повторит свои слова о любви, но помнит, что сама должна быть сдержана и в рамках приличия. Обломов знает, что нужен будет решительный поступок: либо подтвердить признание, либо опровергнуть,- но он не готов, ни к тому, ни к другому. Идя в парк, он так и не решил, что сделать, хотя точно знал, что встретит Ольгу.

Гончаров великий мастер-психолог- самое начало сцены объяснения героев в конце 6-й главы 2-й части романа строит так, чтобы подчеркнуть постоянную параллель в их душевном состоянии и тем самым доказать чуткому читателю равенство героев в любви, родство их душ: «Вдруг кто-то идёт, слышит она. «Идёт кто-то…»-подумал Обломов. И сошлись лицом к лицу.

  1. Женские образы в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин (1)

    Сочинение >> Литература и русский язык

    Читала сентиментальные романы , искренне сопереживая их героям , восхищаясь высоким... жизни женских характера. Разумеется, характер Ольги встречается чаще, но и с образом ... и различие двух женских характеров в романе И. А. Гончаров : “...характер положительный...

  2. Образ Андрея Болконского в романе Л.Н. Толстого Война и мир

    Реферат >> Литература и русский язык

    ... Гончаров . У Толстого мужские образы все-таки затмевают женские , потому что его герои , как и герои До... психологом. В созданных им образах , особенно в образах главных героев романа , обнажается внутренняя жизнь человека - сложный противоречивый...

  3. Слово о полку Игореве. Основные образы . Идея патриотизма

    Реферат >> Литература и русский язык

    К мужу наполнена женской самоотверженностью, преданностью, ... основные принципы социалистического образа жизни ; «В спальне... И. А. Гончаров оценивает финал пьесы... героя романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Чтение наизусть отрывка из романа . Рисуя образ ...

Рассказ «Легкое дыхание» написан И. Буниным в 1916 году. В нем нашли отражение философские мотивы жизни и смерти, прекрасного и безобразного, которые были в центре внимания писателя. В этом рассказе развивает одну из ведущих для своего творчества проблем: любовь и смерть. По художественному мастерству «Легкое дыхание» считается жемчужиной прозы Бунина.
Повествование движется в обратном направлении, из настоящего в прошлое, начало рассказа является его финалом. С первых строк автор погружает читателя в грустную атмосферу кладбища, описывает могилу прекрасной девушки, жизнь которой нелепо и страшно прервалась в самом расцвете сил: «На кладбище, над своей глиняной насыпью, стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий.
Апрель, дни серые; памятники кладбища, просторного уездного, еще далеко видны сквозь голые деревья, и холодный ветер звенит и звенит у подножия креста.
В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне – фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами.
Это Оля Мещерская».
Бунин заставляет нас проникнуться скорбью при виде могилы пятнадцатилетней девушки, светлой и красивой, которая погибла в самом начале весны. Это была весна ее жизни, а она в ней – как нераспустившийся бутон прекрасного в будущем цветка. Но сказочное лето для нее никогда не наступит. Исчезла молодая жизнь, красота, теперь над Олей вечность: «звенит-звенит», не прекращая, «холодный ветер фарфоровым венком» на ее могиле.
Автор знакомит нас с жизнью героини рассказа, гимназистки Оли Мещерской, в ее четырнадцать и пятнадцать лет. Во всем ее облике сквозит восхищенное удивление необычайным переменам, которые с ней происходят. Она стремительно похорошела, превращаясь в девушку, душа ее наполнилась энергией и счастьем. Героиня ошеломлена, она еще не знает, что с собой, новой и такой красивой, делать, поэтому просто отдается порывам молодости и беззаботного веселья. Природа преподнесла ей неожиданный подарок, сделав легкой, веселой, счастливой. Автор пишет, что героиню отличало «в последние два года из всей гимназии, – изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз». Жизнь восхитительно бурлит в ней, и она с удовольствием обживается в своем новом прекрасном обличье, пробует его возможности.
Невольно вспоминается рассказ «Фиалки», написанный другом Бунина и талантливым русским прозаиком А. И. Куприным. В нем талантливо изображено взрывное пробуждение юности кадета-семиклассника Дмитрия Казакова, который от нахлынувших чувств не может готовиться к экзамену, с умилением собирает фиалки за стенами учебного корпуса. Юноша не понимает, что с ним происходит, но от счастья готов обнять весь мир и влюбиться в первую встреченную им девушку.
Оля Мещерская у Бунина – добрый, искренний и непосредственный человек. Своим счастьем и позитивной энергией девушка заряжает все вокруг, притягивает к себе людей. Девочки из младших классов гимназии гурьбой бегают за ней, для них она – идеал.
Последняя зима жизни Оли как будто специально выдалась такой прекрасной: «Зима была снежная, солнечная, морозная, рано опускалось солнце за высокий ельник снежного гимназического сада, неизменно погожее, лучистое, обещающее и на завтра мороз и солнце, гулянье на Соборной улице; каток в городском саду, розовый вечер, музыку и эту во все стороны скользящую на катке толпу, в которой Оля Мещерская казалась самой беззаботной, самой счастливой». Но только казалась . Эта психологическая деталь указывает на свойственное юности каждого человека пробуждение сначала природных сил, когда разум еще спит и не контролирует чувства. Неискушенная, неопытная Оля легко летит по жизни, как бабочка на огонь. А несчастье уже идет по ее следам. Бунин сумел в полной мере передать трагизм этого головокружительного полета.
Свобода в суждениях, отсутствие страха, проявление бурной радости, демонстрация счастья считаются в обществе вызывающим поведением. Оля не понимает, насколько раздражает окружающих. Красота, как правило, вызывает зависть, непонимание, не умеет защитить себя в мире, где все исключительное подвергается гонению.
Кроме главной героини в рассказе фигурируют еще четыре образа, так или иначе связанные с юной гимназисткой. Это начальница гимназии, классная дама Оли, знакомый отца Оли Алексей Михайлович Милютин и некий казачий офицер.
Никто из них не относится к девушке по-человечески, не делает даже попытки понять ее внутренний мир. Начальница, по долгу службы, упрекает Мещерскую за женскую прическу, туфли. Пожилой уже человек, Милютин воспользовался неопытностью Оли и соблазнил ее. Видимо, случайный поклонник, казачий офицер, принял поведение Мещерской за ветреность и распущенность. Он стреляет в девушку на вокзале и убивает ее. Пятнадцатилетней девочке далеко до роковой соблазнительницы. Она, наивная школьница, показывает ему листок из тетрадки-дневника. Как ребенок, она не знает выхода из любовной ситуации и пытается отгородиться от назойливого воздыхателя своими же детскими и путаными записями, предъявляя их как некий документ. Как можно было этого не понять? Но, совершив преступление, некрасивый, плебейского вида офицер во всем обвиняет убитую им девушку.
Бунин понимал любовь по преимуществу только как вспыхнувшую внезапно страсть. А страсть всегда разрушительна. Любовь у Бунина ходит рядом со смертью. Рассказ «Легкое дыхание» не исключение. Такова была концепция любви великого писателя. Но Бунин утверждает: смерть не всесильна. Короткая, но яркая жизнь Оли Мещерской оставила след во многих душах. «Маленькая женщина в трауре», классная дама Оли, часто приходит на могилу, вспоминает ее «бледное личико в гробу» и разговор, который однажды она невольно подслушала. Оля рассказывала подруге о том, что главное в женщине – «легкое дыхание»: «А ведь оно у меня есть, – ты послушай, как я вдыхаю, – ведь, правда, есть?»
Заканчивается рассказ словами автора: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном ветре». Красоту нельзя уничтожить, она возродится вновь.

 

 

Это интересно: