→ А. Чехов

А. Чехов

" А. П. Чехов дал развернутую картину провинциальной жизни, в которой господствует пошлость, скука и безнадежная тоска. Критики также отмечают, что писатель показал огромное несоответствие идеалов с реальной жизнью.

2. История создания . С подзаголовком "Рассказ Антона а" произведение было впервые опубликовано в "Ежемесячных литературных приложениях к журналу "Нива"" (№ 9, 1898 г.).

3. Смысл названия . "Ионыч" - отчество главного героя доктора Дмитрия Старцева. Такое фамильярное обращение он заслужил за несколько лет врачебной практики в городе. Оно иронически намекает на крушение прежних юношеских идеалов молодого Старцева.

4. Жанр . Рассказ.

5. Тема . Главная тема произведения - победа мещанского образа жизни над несбыточными мечтами молодого человека.

6. Проблематика . Самая образованная и талантливая семья в городе оказывается в действительности невероятно скучной и вызывающей раздражение. Первая любовь Дмитрия Старцева грубо растоптана избалованной девушкой, мечтающей о карьере великой артистки. Возвышенные представления Ионыча о своей работе превращаются постепенно в простую тягу к накоплению богатства.

7. Герои . Дмитрий Ионыч Старцев, семья Туркиных (Иван Петрович, Вера Иосифовна, Екатерина Ивановна).

8. Сюжет и композиция . Дмитрий Ионыч Старцев был назначен земским врачом в село, находящееся неподалеку от небольшого провинциального города. Ему сразу же посоветовали в свободное время посетить семью Туркиных, где собираются интеллигентные люди. Старцев воспользовался советом. Он провел очень приятный вечер. Глава семьи очень остроумно шутил и рассказывал смешные истории. Его жена читала фрагмент своего романа, а дочь показала мастерство игры на рояле.

Около года Старцев был завален работой, а потом получил приглашение от Веры Иосифовны. С этого времени он стал регулярно посещать семью Туркиных. Дмитрий Ионыч понял, что влюбился в Екатерину Ивановну, которую в семье ласково называли Котик. Однажды ему удалось уединиться с ней. Однако девушка избежала разговора и передала Старцеву записку, приглашая его в полночь на кладбище.

Главный герой догадывался, что это - всего лишь шутка. Но любовь заставила его прийти ночью в назначенное место, где, естественно, никого не оказалось. На следующий день Старцев сделал Котику предложение. Девушка поблагодарила влюбленного, но заявила, что провинция ее не устраивает. Она мечтает добиться славы и успеха, чему помешает семейная жизнь. Дмитрий Ионыч несколько дней тяжело переживал, но после отъезда Котика в Москву успокоился и перестал посещать Туркиных.

Прошло четыре года. Старцев стал известным и популярным в городе доктором. Его доходы возросли, а круг интересов сузился до минимума, заключаясь, в основном, в карточной игре на деньги. Однажды его вновь пригласили Туркины. Узнав, что Екатерина Ивановна тоже приехала, Старцев принял приглашение. В разговоре наедине Котик призналась, что ее мечты были глупостью.

В душе Ионыча ненадолго вспыхнули прежние надежды. Но когда Екатерина Ивановна вновь заговорила о возвышенном, он замкнулся в себе. Шутки хозяина, роман его жены нисколько не изменились за четыре года и вызывали раздражение. Старцев уехал и больше никогда не посещал Туркиных. С годами Старцев приобрел огромный авторитет в городе. Его стали называть Ионыч. У доктора не осталось никаких интересов, кроме дальнейшего обогащения. Туркины вели прежнюю жизнь, считаясь талантливой семьей, состоящей в действительности из трех бездарностей.

9. Чему учит автор? Чехов показывает, насколько опасным даже для деятельного молодого человека может оказаться засасывающее "мещанское болото". Культурная жизнь Туркиных - всего лишь разновидность мещанства. Ионыч и Котик расстаются со своими идеалами, так как у них нет другого выхода.

И до какой ничтожности, мелочности, гадости
мог снизойти человек!

Н.В. Гоголь

Эти слова Н.В. Гоголя соединяют воедино вечные проблемы литературы XIX века, ее сокровенную мечту о «живой» душе, о нравственном и духовном человеке.

Задание

Перескажите содержание рассказа «Ионыч».

Ответ

Дмитрий Ионович Старцев – герой рассказа «Ионыч», был назначен врачом в земскую больницу в Дялиже, недалеко от губернского города С. Это юноша с идеалами и желанием чего-то высокого. В С. он знакомится с семьей Туркиных, «самой образованной и талантливой» в городе.

Иван Петрович Туркин играл в любительских спектаклях, показывал фокусы, острил, Вера Иосифовна писала романы и повести для себя и читала их гостям. Их дочь, Екатерина Ивановна, молодая миловидная девушка, которую в семье зовут Котик, играла на рояле.

Когда Дмитрий Иванович впервые посетил Туркиных, то был очарован. Он влюбился в Екатерину. Это чувство оказалось за все время его жизни в Дялиже «единственной радостью и… последней». Ради своей любви он готов, казалось бы, на многое. Но когда Котик отказала ему, возомнив себя блестящей пианисткой, и уехала из города, он страдал всего три дня. А потом все пошло по-прежнему. Вспоминая же о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях, он только лениво говорил: «Сколько хлопот, однако!» и т.д.

В рассказе 4 части. Это 4 этапа жизненного пути Дмитрия Ионовича Старцева, 4 ступеньки лестницы, ведущей вниз.

Деградацию души Ионыча Чехов показывает через подтекст, через художественные детали и интонации.

Выводы

Дмитрий Старцев терпит крах и в общественном плане, и в личном. Старцев – интеллигентный человек, но в городе С. эталон интеллигентности – Туркины. Вначале повествования Старцев видит бездарность и матери, и дочери. Его коробят плоские шутки хозяина дома. Старцев – приятный человек, но деньги, заработанные им, становятся единственным идеалом его жизни. Это привело к тому, что «жадность одолела». Старцев утрачивает идеалы молодости и не умеет сохранить свою любовь.

Причины деградации Старцева

Вопросы и задания

1.​ Как Старцев относится к окружающему обществу? Почему он, понимая пошлую суть этого общества, подчиняется ему? В чем выражается это подчинение? (Старцев – неплохой человек, но не умеющий глубоко чувствовать, жалующийся на жизнь.)

2.​ Кто виноват в том, что Дмитрий Ионович Старцев стал Ионычем? Кто виноват в том, что не состоялась любовь? А могла ли она состояться?

3.​ Как раскрывает черты характера Старцева сцена на кладбище? Почему здесь так романтично показана природа?

4.​ Докажите, что истории жизни Старцева созвучны слова Н.В. Гоголя: «Человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось». (Старцеву вначале присущи лишь незначительные недостатки души: неглубоко любит, недостаточно чуток, жалуется на жизнь, раздражителен. Но в городе С. он приходит к полной духовной деградации, становится своим среди «мертвых душ».)

Из письма Чехова к Орлову: «Пока еще это студенты и курсистки – это честный, хороший народ, это надежда наша, это будущее России, но стоит только студентам и курсисткам выйти самостоятельно на дорогу, стать взрослыми, как и надежда наша и будущее России обращается в дым, и остаются на фильтре одни доктора-землевладельцы, несытые чиновники, ворующие инженеры» .

Вывод

«Ионыч» – рассказ-предупреждение о том, что очень легко потерять себя, свою душу. Об этом говорил и Гоголь: «Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет, суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом».

Рассказ написан в 1898 году и связан с проблемами развития капитализма и капиталистических отношений в России, когда главным приоритетом становится материальный интерес. Человек как личность, самоценность человека становятся ненужными и уходят на второй план. Проблемы нищеты и унизительной бедности сочетаются с необходимостью стремиться к накоплению денег, что нередко порождает зависимость от них и, как следствие, ведет к бездуховности, душевной деградации и опустошению. В рассказе также поставлены вопросы взаимодействия человека и окружающей его социальной среды.

Индивидуальные задания к следующему уроку

Сообщения о пьесах А.П. Чехова по плану: краткий пересказ, конфликт, особенности.
- «Чайка»
- «Три сестры»
- «Дядя Ваня»

Литература

1. Д.Н. Мурин. Русская литература второй половины XIX века. Методические рекомендации в форме поурочного планирования. 10 класс. М.: СМИО Пресс, 2002.

2. Е.С. Роговер. Русская литература XIX века. М.: Сага; Форум, 2004.

3. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. I. От былин и летописей до классики XIX века. М.: Аванта+, 1999.

Рассказ Антона Чехова « Ионыч » был подвергнут сильной критике. Сразу после публикации в 1898 год, в сторону произведения посыпались большое количество упреков в том, что сюжет был, немного размытым и скучен. Жанр произведения Ионыч «спорный, вроде бы он и является рассказом, но в нём полностью описана вся жизнь героя, но это более соответствует небольшому роману «, который вместил в себя все периоды духовной трансформации главного героя. В своём произведении «Ионыч» автор глубоко раскрывает все происходящие события с главным героем.

Дмитрий Ионович Старцев является главным героем рассказа. В дальнейшем автор его просто отображает как Ионович. Дмитрий Ионович Старцев постает перед нами как молодой, полный запалом врач. Он довольно энергичен, абсолютно поглощён в свою работу. Он был так увлечён работой,что даже не мог отказать в приёме в праздники и не оставалось время на общение в не работы.

Большая часть горожан города С. были малограмотными, а сам город был не очень окультурен. Семья Туркиных была, самыми образованными и культурными жителями этого города. Глова семейства Иван Петрович имел дочь Екатерину Ивановну, которая по её мнению неплохо играла на фортепиано. Молодой врач испытывал к ней большое, нежное чувство и решился ей признаться в них, но получил грубый отказ. Шли года, Ионович превращался в толстого, скупого, некультурного человека. Когда то отличающийся от всех жителей своей свежестью мысли, полной отдачей роботе стал ничем не приметным среди горожан. Для него приоритетом стало богатство и комфорт.

Ко всем его изменениям можно испытывать различные чувства от жалости до отвращения. Что стало причиной коллапса главного героя ответить однозначно нельзя. Причин может быть множества. Вина лежит и на самом герое, и на Екатерине Ивановне, но большой отпечаток оставил круг его общения. Из-за необразованности горожан города, в который попал герой, перестал дальше развиваться.

Анализ произведения Ионыч

У А.П.Чехова много небольших произведений, где всего на нескольких страницах, он мастерски обозначает взлет и падение главного героя, его душевные переживания. К таким произведениям смело можно отнести рассказ «Ионыч».

Земский врач Дмитрий Ионыч Старцев приезжает работать в небольшой городок. Он молод, стремиться достичь чего – то высокого в жизни. В городе он знакомиться с семьей Туркиных, которые считаются самыми образованными людьми. Иван Петрович Туркин был театрал, мама писала романы, а дочь Екатерина увлекалась музыкой. Все их таланты были спорными, но местной публике они нравились. Старцев тоже не стал выделяться и хвалил их, когда все восхищались.

Старцев влюбился в Катеньку. Любовь к ней скрашивала всю его неинтересную жизнь. Он трепетал при виде юной девушки, переживал ее холодность. Ему казалось, что ради любви он сможет совершить любой подвиг. Катя назначает Старцеву свидание на кладбище. Он едет туда и ждет там Катю. На следующий день после неудавшегося свидания, доктор делает предложение Кате. Но девушка ему отказала. Решив стать известной пианисткой, она уезжает из города.

Любовь Дмитрия Ионыча прошла за три дня. Свои возвышенные мечты он не вспоминал. Он стал ленивым и малоподвижным человеком. Пешие прогулки, которые раньше ему так нравились, он забросил. В мыслях Старцев становиться таким же ленивым, как и физически. Обывателей доктор презирает, они тоже не любят его и называют «индюк надутый».

Вернувшаяся к родителям Екатерина Ивановна Туркина, попыталась возобновить отношения со Старцевым, но ему даже думать об этом было лень. Ничто уже не возбуждало в нем каких-либо чувств. Его сердце ожирело, как и тело.

Денег Старцев зарабатывает много, но он стал жадным даже для себя. Дмитрий Ионыч забросил театры и концерты. Люди стали звать его просто Ионыч, не проявляя к нему ни доброты, ни уважения. Из возвышенного юноши, он превратился в крикливого, толстого старика. Ионыч ничего не совершил ни для людей, ни для себя. Единственной целью его жизни стало зарабатывать деньги. Больные для него были только средством заработка. У него уже два дома, третий на подходе. Для кого они? Старцев одинокий, никому не нужный старик.

Чехов относит Старцева к «футлярным» людям. У таких людей только видимость жизни. На самом деле они мертвы, в них нет никакой искры. Их не радует ни семья, ни дом, ни любовь.

Интересны взаимоотношения Старцева и среды, в которой он жил. Среда не изменила его, не сделала борцом с пошлостью и серостью жизни. Он и подстроиться под нее не смог. Старался быть выше обывателей. А стал лишь просто Ионычем.

Кратко 10, 11 класс

Несколько интересных сочинений

  • Анализ романа Дворянское гнездо Тургенева

    Когда Тургенев задумал написать новый и интересный роман «Дворянское гнездо», то считал себя не таким профессиональным поэтом, как стало немного позже. Да и жизнь у него складывалась не очень-то хорошим образом

  • Сочинение по картине Машкова Клубника и белый кувшин 5 класс

    И.И.Машков любил изображать на своих картинах пейзажи или натюрморты. Они на его картинах выглядят такими яркими, насыщенными. Любая деталь его картины очень важна. Переливы света и теней способствуют как можно больше развернуть задумку художника

  • Сочинение Чему учит сказка Спящая царевна Жуковского

    В.А.Жуковский переложил в стихах классический сюжет про молодую принцессу, уснувшую на 300 лет после укола о веретено. При ее рождении злая колдунья наложила на нее проклятье. От сна принцессу и все королевство

  • Тема и образ России в лирике Блока сочинение

    Александр Блок необычный писатель-символист. Его талант настолько ценен, что многие события того времени отразились в блестящих его стихотворениях. В основе творчества Блока лежит философия Соловьева

  • Образ и характеристика Василия Шеина в рассказе Гранатовый браслет Куприна сочинение

    Повесть известного русского писателя А.И. Куприна «Гранатовый браслет» была написана в начале двадцатого века. В основу сюжета произведения легли события, произошедшие в реальной жизни. Автором была затронута вечная и неиссякаемая тема любви.

Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»

Главный герой рассказа – Дмитрий Ионович Старцев, но это вначале, впоследствии же он просто Ионыч. В сюжете рассказа нет ничего необычного, он повествует о том, как человек с хорошими задатками, мечтами и желаниями постепенно превращается в серого обывателя, серого и невзрачного города полного таких же обывателей.

На первом этапе своей жизни в городе С. Дмитрий Ионович Старцев представляется нам молодым врачом. Он энергичен, полностью поглощен своей работой, можно даже сказать трудоголик. Он все свое время посвящает пациентам, даже в праздники. Почти ни с кем не общается и никуда не ходит.

Жители города С. в большинстве своем мало образованы, да и сам город не образец культуры, здесь даже библиотека существует лишь за счет молодых девушек. Самыми образованными и культурными жители считают семью Туркиных, потому что Иван Петрович, глава семейства, очень остроумно шутит, потому что его жена, Вера Иосифовна, пишет романы, а дочь, Екатерина Ивановна, играет на фортепьяно. Но вот если взять во внимание нюансы, то выясняется, что шутки однообразны, что романы скучны и неправдоподобны, а этюды исполняемые Екатериной, сложны и неприятны для слуха. Но семья все-таки гордится своими достижениями и постоянно этим хвастается.

В течение рассказа Дмитрий Ионович влюбляется в Катю, но сделав ей предложения руки и сердца, получил резкий отказ. Естественно он был шокирован, Дмитрий никогда бы не подумал, что ему могут отказать.

Через четыре года у Дмитрия Ионовича уже была большая медицинская практика, он пополнел. Старцев бывал в разных домах, но ни с кем очень близко не общался, в принципе он вообще почти не общался. Ему было не интересно разговаривать с людьми, которые говорили об одном и том же, и не высказывали, ни интересных, ни новых мыслей.

Отношение Старцева к Кате тоже изменилось, он уже не испытывал тех нежных чувств как прежде. Он уже не видел в ней легкую, воздушную девушку, она превратилась в разочарованную жизнью женщину. Дмитрий Ионович решил что все-таки сделал тогда хорошо что не женился.

Через несколько лет Ионыч ожирел, стал скупым, грубым, некультурным, почти ни с кем не общался. Забыл напрочь Туркиных и Катю. Его новым идеалом стали деньги и дома, он их покупал, не церемонясь, и расхаживая как хозяин, не обращая внимания на нынешних жильцов.

Постепенно Дмитрий Ионович Старцев превратился просто в Ионыча. Стал таким же скучным обывателем, как и все в городе С. Он уже ничего не хотел кроме богатства и комфорта, он не занимался ни своим образованием, ни своей душой.

На первых порах деградация Старцева вызывает жалость и сочувствие, потом отвращение. Ответить однозначно, почему Ионыч деградировал, очень сложно. Безусловно, в чем-то виноват он сам, в чем-то виновата Екатерина Ивановна, но самая большая доля вины припадает на окружающее Старцева общество. Именно из-за недостатка образования в обществе Старцев не мог поддерживать свою культуру и духовную глубину.

Кроме анализа рассказа Антона Павловича Чехова А.П. «Ионыч» также прочитайте:

  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение
  • Как вы понимаете термин «футлярный человек»?

Удивительная вещь — классика! Перечитывая произведения мастеров слова на новом этапе своей жизни, не перестаешь удивляться тому, что заново открывается в процессе чтения. Примером могут стать рассказы Чехова. Они дают возможность оценить нынешнее время, критерии, которыми определяются жизненные интересы, действия, когда материальные ценности берут верх над духовностью, когда ради наживы человек не жалеет даже себя самого. Особенно интересен в этом плане рассказ «Ионыч». Написан он в 90-е годы XIX века. В это десятилетие в творчестве Чехова все слышнее мотивы движения, перемен.

Герои Чехова испытываются причастностью к жизни, своей способностью услышать время, понять вопросы времени, определяются качеством мечты и способами ее реализации. Но ведь все это проблемы и нашего времени. Поэтому подходы к изучению рассказа -Ионыч», пониманию сути главного героя могут быть разными. Если каждое художественное произведение мы оцениваем с позиции единства содержания и формы, то, говоря о содержании, можно поставить следующую цель: проследить, как человек, поднимаясь по ступеням вверх по лестнице материального благополучия, еще быстрее катится вниз к моральному опустошению; проследить, как меняется его отношение к людям; увидеть картины падения человека, чтобы не повторять его ошибок.

События излагаются в хронологической последовательности, их разделяют незначительные сроки, но за эти маленькие промежутки времени происходят большие перемены в жизни и облике героя. Сюжет развивается тем быстрее, что фон (город С. и семейство Туркиных), на котором развертывается действие, остается совершенно неподвижным от начала до конца. Время идет, а жизнь в доме Туркиных стоит, как заколдованная, точно время минует их.

Уже в первой главе настораживает замечание автора о главном герое, что он поддается общему увлечению, оценивая мастерство Котика. Кажется, ничто пока еще не предвещает краха, но это слово невольно обращает на себя внимание, как другие замечания автора: своих лошадей у него еще не было; «Когда еще я не пил слез из чаши бытия … » (строки из романса). Будут и лошади, притом тройка с бубенчиками, и кучер в бархатной жилетке, и будут слезы. Но это потом. А пока он молод, здоров, у него интересная работа, благородная цель — помогать страдальцам, служить народу. Он полон надежд, ожидания счастья, не чувствует усталости. Это то, что называют ароматом молодости. Хотя эпиграфом по всему повествованию лучше всего подойдут слова самого Ионыча: «Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся».

Их скажет герой чуть позже, когда еще не потеряет способности давать честную оценку своим действиям. В рассказах Чехова часто встречаются интересные характеристики жизни: сонная, куцая, бескрылая, бесцветная. Думается, что все они точно выражают тот процесс, что происходил с молодым доктором. Если в 1 главе, которую можно назвать экспозицией, дается только намек, то во второй он уже жертва, хотя до гибели еще далеко. Сцена несостоявшегося свидания на кладбище дает понять, что иллюзия кончилась. «Я устал», — говорит он, и читателю становится грустно, обидно и жаль Старцева, который еще так недавно возвращался домой улыбаясь. Нам не хочется прощать ему ни его рассудительности, ни его солидности, и становится досадно, что он утратил прежнюю свежесть и непосредственность.

Глава 3 — это новый и переломный момент в жизни доктора: начало заката его молодости и обозначившейся меркантильности, когда он думает не о любимой, а о приданом, когда предает юношескую мечту и идею, заложенную в его профессии («К тому же, если ты женишься на ней, < … > то ее родня заставит тебя бросить земскую службу и жить в городе … Ну, что ж? В городе, так в городе»). Автор обращает внимание и на то, как был одет Старцев («Одетый в чужой фрак и белый жесткий галстук, который как-то все топорщился и хотел сползти с воротничка, он в полночь сидел в клубе … »), Автор не щадит Старцева, потому что он больше не любит своего героя, вступившего в новую фазу своей жизни. Его слова о любви, сказанные Котику, совсем не сходились с мыслями о приданом, которые крутились в его голове, когда он нанес визит Туркиным, чтобы сделать предложение.

Страдал Старцев после отказа Котика всего три дня: «Сердце его перестало беспокойно биться и, видимо, навсегда». Четыре последующих года (всего четыре!) принесли Старцеву большую практику, тройку лошадей с бубенчиками. Он не ходит среди людей, а ездит мимо них. В Пантелеймоне, как в зеркале, расплывчато отражается Старцев: чем больше (Пантелеймон) рос в ширину, тем печальнее вздыхал, — не то же ли происходило и со Старцевым?

Только Старцев молчал, не вздыхал и не жаловался — жаловаться было некому и даже просто поговорить было не с кем. В гостях «Старцев избегал разговоров, а только закусывал и играл в винт, и когда заставал в каком-нибудь доме семейный праздник и его приглашали откушать, то он садился и ел молча, глядя в тарелку; и все, что в это время говорили, было неинтересно, несправедливо, глупо. Он чувствовал раздражение, волновался, но молчал».

Каковы его новые развлечения, если от театра, концертов он уклонялся? Самым сильным, кроме карт, было развлечение, в которое он втянулся незаметно, это — по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой. Семь строк, — а какая картина нравственного падения человека! А каков запах денег! Здесь и горе, и страдание, и слезы, и тревоги, и надежды, и смерть. Он копит деньги, а не впечатления от жизни. Он не читает в них страницы человеческих судеб, он их считает. В этом полное отчуждение от людей. И это страшно. Что пока еще осталось от прежнего Старцева?

Безусловно, ум, который выделяет его из числа обывателей; остались убеждения, но он их хоронил в глубине души; осталось трудолюбие, но оно теперь стимулировалось не благородными стремлениями, а интересами наживы, о чем он сам говорит так: «Днем нажива, а вечером клуб». Лечение сельских больных стало второстепенным, здесь он принимал спешно, а главное — городские больные, которые платят наличными. Осталась энергия, но она обратил ась в суету в погоне за наживой (каждое утро уезжал, а возвращался домой поздно ночью). Осталась способность наслаждаться. Но чем? В молодости — природой, беседами с Котиком, любовью к ней, позднее — удобствами, а теперь пороками: игрой в карты и стяжательством.

Понимает ли Старцев, что с ним происходит? Дает ли отчет своим действиям? Пожалуй, да. Когда Котик, вернувшись из Москвы, стала говорить, что она неудачница, что жила иллюзиями, а у него настоящая работа, благородная цель в жизни, что она помнит, как он любил говорить о своей больнице, что это счастье — быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу, он вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонек в душе погас. Теперь уж точно навсегда.

В последней главе автор показывает нам, насколько изменился Старцев не только внешне, но и внутренне. Он потерял всякое уважение к людям, он бесцеремонен, когда обходит дом, назначенный к торгам, когда кричит на пациентов и стучит палкой в пол. Десятиклассники хорошо понимают, зачем он купил два дома и присматривается к третьему.

Но на вопрос, совместимы ли труд врача и коммерция в том виде, что показана через Ионыча, не все могут ответить, так как нынешние дети не видят минусов в таком союзе. А Чехов еще в 90-е годы XIX века заставлял думать об активной гражданской позиции, об ответственности человека за свой труд, профессию, место в жизни и обществе. Это хорошо понимал Горький и писал Чехову: «Огромное Вы делаете дело Вашими маленькими рассказиками — возбуждая в людях отвращение к этой сонной, полумертвой жизни … » Рассказ «Ионыч» актуален по всем статьям. Труд врача и нажива — понятия несовместимые.

Так должно быть, хотя обратных примеров наша сегодняшняя жизнь дает много. Отсюда и равнодушие, доходящее до бездушия, черствость — до жестокости, грубость до хамства. В эпоху нынешних перемен можно увидеть все, и задача учителя состоит в том, чтобы ученики поняли и оценили не только героя, не только его принципы, но и соотнесли бы с тем, что встречается в жизни все чаше и чаще.

Но при осмыслении рассказа «Ионыч» можно продумать и другой аспект, связанный с его художественным своеобразием, построив разговор на изучении времени. Категория времени может быть выделена даже как основная. Если ученик поймет движение времени, то все, что происходит со Старцевым, он тоже поймет.

Итак, в рассказе использовано время в 10 лет. На поверхности ясно видно будто бы поступательное движение: молодой герой -возмужание — старость. А в глубине обратное движение: от живых реакций к омертвению, потере нормальных человеческих чувств.

И заглавие предвосхищает финал. Повествование рассказа ведется в главе V, последней, в настоящем времени, а в главах
I-IV — в прошедшем. Это композиционное построение тоже интересно, так как именно в главе V временной центр повествования. Здесь наиболее ярко выражено отношение автора к герою. В главах I-IV — экскурс в прошлое, где анализируется обстановка жизни и
внутренние ресурсы доктора Старцева, которые привели его к Ионычу.

В рассказе постоянно повторяются слова: еще, уже, прежде, теперь, повторяются ситуации, поступки, движения и мысли. Например, время оставляет свою печать на внешнем облике Веры Иосифовны; Иван Петрович совсем не меняется, он застыл и физически, и духовно. Более сложными оказались отношения со временем у Котика: меняется и ее внешность, и внутренний мир, произошла переоценка ценностей. Она смогла понять свою ординарность, но отношение ее к Старцеву прежнее: желаемое принимается за действительное.

Почему наибольшему испытанию временем подвергается главный герой? Старцев не выдерживает испытания временем, не
выдерживает проверки на сопротивляемость футлярной среде, хотя считает, что на обывателей не похож (глава IV: «Старцев бывал в разных домах и встречал много людей, но ни с кем не сходился близко. Обыватели своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом раздражали его». И в конце главы IV — о семье Туркиных: «Все это раздражало Старцева. Садясь в коляску и глядя на темный дом и сад, которые были ему так миль! и дороги когда-то, он вспомнил все сразу — и романы Веры Иосифовны, и шумную игру Котика, и остроумие Ивана Петровича, и трагические позы Павы, и подумал, что если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город).

Имел ли он право на такое мнение в 1 главе? Да. В главе 1 отношение автора к происходящему совпадает с отношением Старцева. Он упоения в отношении к Туркиным не испытывает. У него есть свои идеалы, мечты. А вот в главе IV Старцев теряет это право, он только по инерции отличает себя. Он не видит изменений в себе. Он застывает во времени, как и каламбуры Ивана Петровича. Именно в этот период жизни проходит Старцев испытание на любовь. Из всего потока времени, отпущенного на жизнь Старцева (10 лет), автор выделяет два дня, страницы из глав 2-3, где он рассказывает о любви героя.

Именно в эти два дня проявились те свойства натуры, которые могли бы вывести его из среды обывателей, и те, которые не смогли противостоять («Я не видел вас целую неделю, < … > а если бы вы знали, какое это страдание! < … > я не слышал вас так долго.»). Я страстно хочу, я жажду вашего голоса». «Она восхищала его своею свежестью, наивным выражением глаз и щек … она казалась ему очень умной … С ней он мог говорить о литературе, об искусстве, о чем угодно … ». И в этой же главе чуть дальше: » … К лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать … делать глупости …

К чему поведет этот роман? Что скажут товарищи, когда узнают?»). Когда человек начинает задавать подобные вопросы, значит, в отношениях что-то не так, как должно быть, если это любовь. И не удивляет финал главы 2: «Я устал … Ох, не надо бы полнеть!», Невелика глава, но как емко сказано о переменах в докторе Старцеве, об обозначившихся противоречиях. В главах 2-3 автором внимательно исследуется кульминационный момент, связанный с любовью героя, потому что для чеховских героев именно любовь часто становится испытанием на прочность, на звание личности. Любовь — это выход в мир, так как в любви человек становится внимательнее к жизни вообще. Так и влюбленного Старцева начинают волновать философские вопросы, состояние души. Он не только открывает мир, но и сам доступен миру. Но огонек гаснет.

Кто повинен в том, что кусочек рассудка погасил этот огонек? Екатерина Ивановна? Старцев? Нет. Причина тому — обедненность чувств. Рядом с его восторженным состоянием стоят прозаические вопросы. Это готовит читателя к тому, что гармонии не будет. И еще интересна повторяемость ситуаций, когда герои меняются ролями: Старцев — Котик, Котик — Старцев. Это помогает понять иллюзорность мечтаний и реальность. Десять лет вместил рассказ. И целую жизнь. Если жизнь можно вместить в рассказ, то чего она стоит? Теперь даже Иван Петрович смотрится более живым и способным на проявление чувств, чем доктор Старцев.

 

 

Это интересно: