→ Что включает в себя психологическая структура личности. Понятие о личности и ее структуре

Что включает в себя психологическая структура личности. Понятие о личности и ее структуре

Сознание и психика существуют в конкретном человеке, индивиде, личности. До сих пор мы употребляли эти слова как синонимы, однако в действительности за каждым из них стоит некое специфическое содержание. В их психологической трактовке нет общепризнанного мнения, поэтому приведем достаточно обобщенную позицию, разработанную в отечественной психологии.

Основная проблема заключается в том, что в современной науке не существует целостного, достаточно завершенного человекознания. Феномен человека изучается в самых различных аспектах (антропологическом, историческом, медицинском, социальном), но до сих нор представляется разрозненным, "не собранным" в системное и достойное целое.

Подобная сложность распространяется и на психологию, которая при изучении и описании человека вынуждена оперировать связкой терминов, каждый из которых ориентирован на некий собственный аспект единого предмета. Причем такая выборочная ориентация является достаточно условной, зачастую и неизбежно пересекающейся с другими.

Самым широким является понятие "человек". Это принятая классическая научная абстракция, обобщенное название особого вида живого существа на Земле – Человека разумного, или Homo sapiens. В этом понятии объединено все: природное, социальное, энергетическое, биохимическое, медицинское, космическое и др.

Личность – это человек, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка; это человек как член общества, спрессованная социальность, результат формирования, развития и социализации как вхождения в общество и в самого себя.

Сказанное вовсе не означает, что личность – существо исключительно социальное, напрочь лишенное биологических характеристик. В психологии личности биологическое и социальное существуют не рядоположенно, не в противодействии или в дополнении, а в реальном единстве. Не случайно С. Л. Рубинштейн говорил, что вся психология человека есть психология личности. В то же время понятия "человек" и "личность" не синонимичны. Последнее подчеркивает социальную ориентированность человека, который становится личностью, если развивается в обществе (в отличие, например, от "диких детей"), взаимодействует и общается с другими людьми (в отличие, скажем, от глубоко больных от рождения). При такой трактовке всякий нормальный человек, спроецированный на плоскость социальности, одновременно является личностью, причем у каждого человека существует несколько взаимосвязанных личностных проявлений в зависимости от того, на какую часть общества он проецируется: семья, работа, друзья, враги. В то же время личность как таковая целостна и едина, системно и иерархически организована.

Существуют и другие, более узкие трактовки понятия личности, когда выделяются те или иные качества, якобы выступающие для нее необходимыми атрибутами. Так, личностью предлагают считать лишь того, кто самостоятелен, ответствен, высокоразвит и т.д. Подобные критерии личности являются, как правило, достаточно субъективными, труднодоказуемыми, а потому не выдерживают научной проверки и критики, хотя всегда существовали и, вероятно, будут существовать, особенно в структуре излишне идеологизированных и политизированных гуманитарных конструкций. Проблема объективно заключается в том, что новорожденного младенца также нельзя назвать не только личностью, по и, строго говоря, человеком. Он, вероятнее всего, "претендент" на роль Человека разумного, поскольку не обладает еще ни сознанием, ни речью, ни даже прямохождением. Хотя понятно, что для родителей и близких этот ребенок изначально и убедительно существует и как человек, и как личность.

Индивид акцентирует в человеке биологическое, но вовсе не исключает социальных составляющих, присущих человеческому роду. Человек рождается конкретным индивидом, но, став личностью, не перестает одновременно быть индивидом.

Каждый человек неповторим, и для психологии это такая же исходная данность, как само наличие психики. Другое дело, что не всегда и не все изучаемые психические явления рассматриваются на уровне их индивидуальности, действительной уникальности. Наука невозможна без обобщений, без той или иной типизации, систематизации, тогда как реальная психологическая практика тем эффективнее, чем более она индивидуализирована.

Субъект – это указание на конкретного, живого, одушевленного носителя психологической феноменологии, деятельности и поведения.

Субъект традиционно противопоставляется объекту, но сам по себе он, конечно, объективен. Понятие субъекта является одним из базовых для философии, однако в последнее время оно приобретает некое обновленное, расширительное толкование в отечественной психологии, где осуществляется разработка особого, субъектного подхода к анализу человеческой психики и поведения (А. В. Брушлинский ). Таким образом, в соответствии с обозначенной терминологией человеческая психика может быть исследована и описана в различающихся, но неизбежно объективно перекрещивающихся аспектах: личностном, индивидном, индивидуальном, субъектном.

В современной психологии не все названные подходы получили достаточно завершенное развитие и четкое использование, особенно на уровне практически ориентированных исследований. Например, в учебной и массовой литературе чаще других применяется понятие "психология личности" как нечто терминологически объединяющее, синтезирующее. Между тем объективная действительность намного сложнее. Все психологические особенности человека являются, разумеется, видовыми, но не все они носят личностный характер. Для последнего необходимо наличие специфики социального происхождения либо особых общественных проекций этих психологических свойств или качеств. Все замыкается на центральном методологическом вопросе о соотношении и взаимодействии биологического и социального в психике человека. Поэтому проблематичность, условность формулировки критериев человеческих, личностных, индивидных и индивидуальных градаций представляются очевидными.

Каждый человек многолик и целостен, ординарен и уникален, един и разрознен, переменчив и стабилен. И все это сосуществует одновременно: в телесной, социальной, психической и духовной организации. Для описания человека каждая наука использует собственные показатели: антропометрические, медицинские, экономические, социологические. Психология решает аналогичные задачи, для чего необходимо прежде всего наличие соответствующей психологической схемы или модели подобных параметров, отличающих одну личность от другой.

Психологическая структура (психический облик) личности (человека, индивида, субъекта) – это некая целостная система, модель качеств и свойств, достаточно полно характеризующая психологические особенности личности (человека, индивида, субъекта).

Все психические процессы осуществляются в конкретной личности, но не все выступают в качестве ее отличительных свойств. К последним относятся только некоторые наиболее значимые, связанные с другими, устойчивые свойства, имеющие специфическую проекцию на социальные взаимодействия и отношения человека с другими людьми. Задача установления таких свойств усложнена тем, что в человеческой психике вряд ли возможно математически строгое выделение необходимого и достаточного количества соответствующих дифференцирующих качеств. Каждый из нас в чем-то похож на всех людей, в чем-то лишь на некоторых, в чем-то ни на кого не похож, в том числе иногда даже и на самого себя. Такая вариативность затрудняет, в частности, выделение пресловутого "самого главного" в личности, которую, конечно, гротескно, но не без доли справедливости называют порой "несуществующей сущностью".

Различные психические свойства условно могут быть представлены в иском пространстве по крайней мере четырех относительно независимых измерений .

Во-первых, это шкала временной и количественной изменчивости – стабильности качества или свойства личности. Положим, настроение человека более переменчиво, чем его характер, а направленность личности более устойчива, чем текущие заботы и увлечения.

Во-вторых, шкала уникальности-всеобщности исследуемого психического параметра в зависимости от его представленности, статистической распределенности в людях. Например, всем в разной мере присуще свойство эмпатии, но не все являются сочувствующими альтруистами или, напротив, убежденными эгоистами и мизантропами.

В-третьих, мера участия процессов осознания и осмысления в функционировании психического свойства. С этим связаны такие особенности, как уровень субъективной переживаемости, степень управляемости и возможности саморегуляции психики и поведения. Скажем, один человек понимает и принимает свою сопричастность к выполняемой работе, а другой делает это неосознанно, формально и бессмысленно. В-четвертых, степень внешнего проявления, поведенческого выхода того или иного качества. Это практическая, собственно жизненная значимость свойств личности. Например, оба родителя одинаково искренне любят своего ребенка, но один проявляет это в нежности и гиперопеке, а другой – в преднамеренной строгости и повышенной требовательности.

К названным параметрам психических качеств могут быть добавлены меры их врожденности либо приобретенности, анатомо-физиологической нормы либо отклонения, возрастной или профессиональной обусловленности.

Таким образом, мысленное пространство, в котором психические свойства личности получают свое представительство и описание, является многомерным, не вполне упорядоченным, и в этом плане психологии предстоит сделать еще многое для их научной систематизации. Один из ярких отечественных психологов В. Д. Небылицын , в частности, считал, что основная задача дифференциальной психологии заключается в том, чтобы понять, чем и почему каждый человек отличается от другого.

В психологии существует большое количество моделей психологической структуры личности, которые исходят из разных концепций психики и личности, различных параметров и задач личностных градаций. Аналитическому обзору таких построений посвящено множество монографических изданий. Для решения задач нашего учебника мы используем модель психологической структуры личности, построенную на основе совмещения двух известных схем отечественной психологии, разработанных вначале С. Л. Рубинштейном, а затем К. К. Платоновым (1904–1985).

Базовая психологическая модель личности исходит из методологии личностно-деятельностного подхода, основана на принятии целостности и динамической сопряженности, системности структуры личности и психики, на допущении объективной измеримости и жизненной значимости выделенных личностных параметров. Исследовательская сверхзадача заключается в том, чтобы попять, чем и почему каждый человек отличается от другого с точки зрения психологии. Данная структура включает в себя семь взаимосвязанных подструктур, каждая из которых – лишь акцентировано выделенный аспект, условный ракурс рассмотрения многоликой человеческой психики. Личность целостна, но это не означает ее однородности. Выделенные подструктуры существуют в реальном единстве, но не в тождестве и не в противопоставлении. Они условно выделяются лишь для получения некоторой аналитической схемы, модели психики реально целостной личности.

Личность динамична и одновременно самоустойчива. Она преобразует мир, и вместе с тем сама преобразуется, т.е. самоизменяется или развивается, реализуя целенаправленное поведение и само бытие в социальной и предметной среде. Личность и деятельность существуют в единстве, и это определяет базовое направление научно-психологического изучения личности.

А. Н. Леонтьев сформулировал развернутую и перспективную методологическую триаду "деятельность – сознание – личность", конкретное психологическое наполнение которой посильно раскрывается в последующих главах учебника.

Итак, в психологии личности выделяют следующие психологические составляющие, или относительно "автономные" подструктуры:

  • направленность личности (см. гл. 5, 7);
  • сознание и самосознание (см. § 4.2, гл. 6);
  • способности и задатки (см. гл. 9);
  • темперамент (см. гл. 10);
  • характер (см. гл. 11);
  • особенности психических процессов и состояний (см. гл. 8, 12-18);
  • психический опыт личности (см. гл. 7).

Данные подструктуры могут быть разложены на более детальные составляющие: блоки, личностные образования, отдельные процессы, качества и свойства, описываемые различными категориями, понятиями, терминами. Описанию предметного содержания этих составляющих психического облика личности посвящен, по существу, весь учебник.

  • Брушлинский Андрей Владимирович (1933–2002) – доктор психологических наук (1978), профессор (1991), действительный член РАО (1992), член-корреспондент АН СССР (1990), действительный член РАЕН (1996), академик Международной кадровой академии (1997). Ученик и последователь С. Л. Рубинштейна. Окончил отделение психологии философского факультета МГУ (1956). Сотрудник сектора психологии Института философии АН СССР (1956–1972); старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, руководитель группы по психологии мышления Института психологии АН СССР (1972–1989); директор Института психологии РАН (1989–2002), главный редактор "Психологического журнала" АН СССР (с 1988 г.). Автор концепции континуально-генетической психологии субъекта, создавший новый вариант диалектической логики, известный специалист в области психологии личности, мышления и педагогики. Основные труды : "Культурно-историческая теория мышления" (1968); "Психология мышления и кибернетика" (1970); "О природных предпосылках психического развития человека" (1977); "Мышление и прогнозирование" (1979); "Мышление и общение" (в соавторстве; 1990); "Субъект, мышление, учение, воображение" (1996); "Психология субъекта" (2003).
  • Небылицын Владимир Дмитриевич (1930–1972) – доктор педагогических наук (по психологии) (1966), профессор (1968), член- корреспондент АПН СССР (1970). Окончил отделение русского языка, логики и психологии филологического факультета МГУ (1952). С 1965 по 1972 г. работал заместителем директора НИИОиПП АПН СССР и заведующим лабораторией дифференциальной психофизиологии. Зам. директора и зав. лабораторией психофизиологии Института психологии АН СССР, профессор кафедры общей и прикладной психологии факультета психологии МГУ (1968–1970). Внес большой вклад в создание научной школы отечественной дифференциальной психофизиологии; доказал трехмерный характер (возбуждение, торможение, уравновешенность) свойств нервной системы и наличие связей силы нервной системы с чувствительностью, с индивидуальнопсихологическом своеобразием деятельности и поведения. Основные труды: "Основные свойства нервной системы" (1966); "Психофизиологические исследования индивидуальных различий" (1976).

Личность - это конкретный человек с индивидуально проявленными своеобразными умственными, эмоциональными, волевыми и физическими свойствами. Личность возникла и развилась в процессе общественно-исторического развития человечества, в процессе труда.

Принадлежность личности к обществу, включение в систему определяет ее психологическую и социальную сущность.

Личность - социальное существо, активный деятель общественного развития. Характерными признаками личности являются ее сознание, исполняемые ею общественные роли, общественно полезная деятельность.

Одной из сторон личности является ее - своеобразное, неповторимое соединение психологических особенностей характера, темперамента, движения психических процессов (восприятие, память, мышление, речь, чувства, воля), ее .

Личность всегда является продуктом своих действий и тех общественно-экономических отношений, в которых участвует. Изучение личности по своей сути - это историческое исследование процесса ее становления при определенных социальных условиях, определенном общественном строе.

Рассматривают по-разному.

Одни считают, что в структуре личности целесообразно рассматривать только психологические ее компоненты (познавательные, эмоционально-волевые, направленность), а другие выделяют в ней и биологические аспекты (типологические особенности нервной системы, возрастные изменения в организме, пол), которые нельзя игнорировать в процессе воспитания личности.

Однако противопоставлять в личности нельзя. Природные черты существуют в структуре личности как социально обусловленные ее элементы. Биологическое и социальное в структуре личности создают единство и взаимодействуют между собой.

Человек - природное существо, но биологическое в процессе исторического развития под влиянием социальных условий изменилось, приобрело своеобразные специфические человеческие особенности.

В структуре личности различают типичное и индивидуальное.

Типичное - то наиболее общее, что свойственно каждому человеку и характеризует личность вообще: ее сознание, активность, ум и эмоционально-волевые проявления и т.п., то есть то, чем один человек похож на других людей. Индивидуальное - это то, что характеризует отдельного человека: его физические и психологические особенности, направленность, способности, черты характера и т.п., то есть то, чем отличается один человек от другого.

Психолог К.К. выделяет четыре подструктуры,
Первая - : моральные качества, установки личности, ее отношения с другими. Определяется эта. подструктура общественным бытием человека.

Другая - это подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки). Опыт приобретается в процессе обучения и воспитания. Ведущим в приобретении опыта является социальный фактор.

Третья - это подструктура форм отражения. Она охватывает индивидуальные особенности , которые формируются в процессе социальной жизни и специфически проявляются в познавательной и эмоционально-волевой деятельности человека.

Четвертая подструктура - биологически обусловленная сторона психических функций личности. Она объединяет типологические свойства личности, половые и возрастные особенности и их патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга.

Очень сложна и многогранна.

Познавательная, эмоционально-волевая деятельность личности, ее потребности, интересы, идеалы и убеждения, и т.п. - составные компоненты духовной жизни личности.

Они находятся в сложном взаимодействии и в своем единстве представляют собой ее "Я", руководящее внутренней жизнью и проявлениями ее в деятельности и отношениях с другими.

Личность в психологии - центральная тема для изучения в психологической науке, поскольку составляет главный раздел общей психологии, называемый «психологией личности».

Психология личности человека давно вышла за рамки «узкого направления», и интересует как специалиста-психолога, так и простого человека. Причина в том, что человек хочет изучать себя и общество, хочет уметь взаимодействовать с разными социальными группами, понимать себя, окружающих людей - ведь это одно из центральных понятий в жизни, залог достижения душевного и социального комфорта.

Поэтому с давних времен учёные стремились изучать человека и её влияние на общество. Можно сказать, что те выводы, те открытия, к которым пришли ученые сегодня - это пример роста, взросления человеческой личности в течение веков.

Познавая себя, человек познает окружающий мир и общество. Существует множество способов найти себя:

Психология личности изучает поведение, эмоции, чувства человека в некоторых ситуациях. По сути, каждый индивид - «сам себе психолог», поскольку ежедневно анализирует поведение окружающих и собственное.

Личность в психологии

Пожалуй, в этом случае нет универсального определения личности в психологии. Само по себе существование личности - сложный и многогранный феномен. Поэтому каждое определение заслуживает того, чтобы быть дополненным - это объясняет обилие научных подходов к понятию того, что такое личность. Более того, в разные времена и этапы развития психологии ученые выдвигали разные доминирующие теории.

К примеру, в советской психологии в начале двадцатого века личность воспринималась как набор определенных психологических функций. С 30-х годов двадцатого века личность трансформировалась в «опыт жизни и деятельности». В 50-е появилось понятие о личности в психологии: «темперамент и возраст», а с 60-х личность стала обозначаться как совокупность отношений человека, которая проявляется в разных направлениях его деятельности.

Определение личности

На данный момент существует несколько универсальных, наиболее распространенных понятий:

  • Личность - отличие одного человека от другого по внутренним качествам, которые и заключают в себе индивидуальность. Обширное понимание, включающее в себя особенности психологического устройства индивида, структуру его личности. То есть, каждый рассматривается как индивидуальность.
  • Личность - сочетание личностных и социальных ролей. Подобное усредненное понимание личности подразумевает необходимость нахождения в обществе. То есть, только социум способен спровоцировать . Автор этого определения - Джордж Герберт Мид, американский психолог. Определение также близко Адлеру, который считал, что начало личности - в социальном чувстве.
  • Личность - культурный субъект, способный управлять своей жизнью, нести за неё ответственность. Наиболее узкое понимание, свойственное психологам-экзистенциалистам - Юнгу, Леонтьеву. То есть, речь идет об источнике личностной энергии. Исходя из этого, личностью индивид становится не с рождения, а в процессе взросления.

Важно! Признаки личности - это способность познания, умение переживать, а также сопереживать, способность влиять на окружающий мир и контактировать с ним.

Психологическая структура личности

Это набор психологических, биологических и социальных свойств. Подобное «выстраивание» позволяет объективно анализировать личность, рассматривая отдельно каждую группу.

Свойства личности в психологии стоит рассматривать в отдельных направлениях:

Психические свойства

Здесь стоит рассмотреть:

Темперамент

Темперамент - это набор свойств, которые отражают динамику психических процессов человека. Особенности темперамента заключаются к склонности к определенным вариантам поведения в разных условиях. Именно от него зависит, насколько сильно и быстро человек реагирует на разные события. Можно сказать, что темперамент находится в самой тесной связи с характером, формируя

Принятое деление темпераментов принадлежит Гиппократу. Древнегреческий философ, живший в 5 веке до н. э., выделил следующие типы темперамента:

  1. Меланхолический. Данный тип характерен для людей ранимых, со сложной внутренней жизнью. Меланхолики быстро устают, так как обладают небольшим энергетическим запасом, и нуждаются в частом отдыхе и уединении, поскольку придают большое значение всем событиям, которые с ними происходят.
  2. Холерический. Этот тип отличается вспыльчивостью и несдержанностью, а также стабильными устойчивыми интересами. Холерики быстро возбуждаются, но так же быстро успокаиваются, если ситуация исправилась в их пользу.
  3. Флегматический. Характерен для хладнокровных личностей, терпеливых, склонных к пассивности. Флегматики не отличаются вспыльчивостью, но им гораздо труднее прийти в равновесие после конфликта. Личностям данного типа свойственно медленное приспосабливание к новым условиям, но при этом они отличаются высокой работоспособностью.
  4. Сангвинический. Сангвиники - наиболее легкий тип, поскольку без проблем сходятся с остальными в силу оптимистичного настроя и склонности к юмору. Такая личность всегда обладает массой энергии и неутомимо реализовывает свои планы, легко подстраиваясь под новые условия.

В настоящее время существует множество способов, позволяющих определить свой темперамент. Знание особенностей своего темперамента позволяет достичь комфорта в жизни.

Характер

Характер - единство индивидуальных черт, характеризующих поведение индивида. Характер выражает отношение к жизни.

Группы черт характера:

  1. Первооснова личности. Например, искренность, скрытность,
  2. Отношение по направлению к окружающим: почтение, неуважение, злость, забота и пренебрежение.
  3. Черты, определяющие отношение к самому себе, - заносчивость, кротость, самолюбие, самокритичность и т. д.
  4. Восприятие трудовой деятельности. Например, трудовая активность или лень, чувство ответственности или его отсутствие, пассивность.

Также выделяют нормальные свойства - это все вышеперечисленные свойства, которые являются естественными, и аномальные - характерны для психических заболеваний. Например, чрезмерная подозрительность, переходящая в паранойю. Или ревность, приводящая к возникновению «синдрома Отелло».

Направленность

Направленность - это сложившаяся система мотивов, которая характеризуется уровнем зрелости и определяет поведение индивида.

Особенностями данного свойства являются социальная значимость отношений личности (уровень их общественной ценности), целеустремлённость (разнообразие потребностей), цельность (степень устойчивости).

Направленность определяет поведение личности.

Способности

Способности - это задатки, которые могут быть развиты в каком-то конкретном направлении. Как правило, измеряются понятиями одарённости, таланта и гениальности.

Одарённость - наличие задатков, которые присутствуют у человека с рождения.

Талант - потенциал, раскрывающийся благодаря одарённости и труду над способностями.

Гениальность - высшая ступень развития таланта, означающая полное овладение способностью.

Способности делятся на:

  1. Элементарные - например, способность различать цвета, слышать звуки.
  2. Сложные - связаны с деятельностью в той или иной сфере. Например, математические (умение решать сложные задачи), художественные, музыкальные и так далее. Способности социально обусловлены. Это означает, что человек не рождается с наличием данных способностей, но с наличием задатков, которые может развить.

Также способности делятся по следующим признакам:

  1. Общие - двигательные или умственные. Эти способности разные у каждого человека.
  2. Специальные - для реализации необходимы задатки (спортивные, актерские и т. д.). Эти способности помогают реализоваться человеку в той или иной сфере деятельности.

Психические процессы

Это устойчивые образования, формирующиеся под влиянием внешних условий жизнедеятельности.

Делятся на:

  1. Познавательные. Это процесс чувственного (с помощью восприятия ощущений) и абстрактно-логического (с помощью мышления, воображения) отражения действительности.
  2. Эмоциональные. Эмоции - это индивидуальные переживания приятного или неприятного характера.

Виды эмоций:

  1. Одним из ключевых понятий, характеризующих свойство, является настроение, отражающее состояние человека в определённый период.
  2. Ещё одно понятие - чувства, которые заключают в себе спектр эмоций и направлены на какой-либо объект.
  3. Аффекты - бурные, но недолгие эмоции, активно проявляются внешне в жестах и мимике человека.
  4. Страсть - яркие эмоции, управлять которыми чаще всего невозможно.
  5. Простые эмоции - вызванные удовлетворением простейших потребностей. Например, удовольствие от вкусной пищи.
  6. - сочетание эмоций с особым физическим состоянием организма.

Эмоции являются важной частью личности, и различаются у разных по темпераменту и характеру людей. Они способны оказывать сильное влияние на жизнь человека, который зачастую принимает решение под воздействием определенных чувств. Отличительная особенность эмоций - их непостоянство и частая смена.

Воля – умение личности управлять своей психикой и действиями.

Особенность данного свойства в том, что для его проявления требуется приложить усилие и преодолеть какие-либо препятствия, поскольку сила воли связана с принятием разумных решений.

Под этим подразумевается умение ограничить себя для достижения определенной цели, в результате чего человек получает не эмоциональное, но моральное удовлетворение (в конечном итоге) от проявления свойства.

Сила воли помогает управлять своими слабостями и избавляться от них. Но для обладания данным свойством сначала требуется выработать его путём тренировок: постановки целей и их достижения.

Понятие воли неразрывно связано с понятием мотивации.

Мотивация - совокупность физиологических либо психологических позывов, которые определяют поведение индивида.

Это свойство побудительного характера, отвечающее за активность и направленность поведения. Сильное значение здесь имеют социальные установки, поскольку в первую очередь воспринимаются социумом.

На мотивацию влияют следующие факторы:

  • потребность - состояние, в котором человек нуждается в том, что может обеспечить существование и развитие;
  • стимул - фактор (внешний или внутренний), программирующий на достижение цели;
  • намерение - решение, которое принимается осознанно, с желанием достичь намеченной цели;
  • побуждение - неосознанное стремление, побуждающее человека к срочным действиям.

Психические образования

Это психические явления, с помощью которых происходит формирование жизненного и профессионального опыта.

  1. Знания - полученная в результате исторического опыта информация. Знания имеют практическое и теоретическое значения. Знания также делятся на «донаучные» - неточные, построенные на предположениях, «вненаучные» - те, которые наукой необоснованы, и «научные» - доказанные и подтверждённые наукой. Также различаются теоретические знания, состоящие из сведений о состоянии окружающего мира, и практические - сведения о способах использования объектов окружающего мира.
  2. Навыки - действия, сформировавшиеся в процессе повторения и являющиеся результатом освоения. Как правило, может вырабатываться при отсутствии сознательной регуляции процесса в результате К примеру, выработка навыка быстрого чтения.

Существуют перцептивные (ощущения), интеллектуальные (анализ ощущений) и двигательные навыки.

  • Умения. Отработанные и эффективные способы выполнения действий, основанные на приобретенных навыках и знаниях. Для формирования умений необязательно выполнение упражнений и тренировок.
  • Привычки. Устоявшийся способ поведения, заученное действие, приобретающее характер потребности.

Рассмотрев психическую сторону структуры, перейдём к изучению её социальной стороны.

Социальная структура личности

Это социальные свойства при общении и жизнедеятельности.

Направления, характеризующие данную структуру:

  1. Составляющие структуры по 1-му подходу :
    • Память - совокупность приобретаемых знаний.
    • Культура - единство социальных норм. А также - социальные ценности.
    • Деятельность - влияние, которое личность способна оказывать по отношению к разным объектам.
  2. Второй подход подразумевает раскрытие понятия личности в 2-х направлениях:
    • Объективный подход - «статус + социальная роль».
    • Субъективный - следование правовым, культурным нормам.
  3. 3-й подход позволяет рассмотреть соц. структуру как единение возможностей:
    • возможность целенаправленной деятельности;
    • мышления и анализа;
    • регуляции потребностей; проявления способностей;
    • обладания определенной социальной ролью, статусом;
    • обладания ценностными ориентациями;
    • обладания культурными знаниями и убеждениями, правовыми нормами.

Важно! Социальной структуре свойственно непрерывное изменение, которое происходит вследствие изменения социального окружения и получения новой информации. В свою очередь, новые знания оказывают влияние на убеждения, воздействуя на характер поведения личности.

Следовательно, социальное развитие личности невозможно в условиях социального вакуума. Боязнь контакта с обществом называется социофобией:

Личность в основных психологических теориях

С середины двадцатого века появляются основные исследовательские направления. Для более четкого понимания представлены в виде таблицы.

После краткого обзора распространённых психических теорий можно рассмотрим версии советских психологов.

Структура личности по Рубинштейну

По теории является необходимым наличие 3-х составляющих личности:

  1. Направленность. В неё входят потребности человека, а также убеждения, интересы и мироощущение. В направленности заключена концепция «Я» и социальная сущность индивида.
  2. Психические образования. Благодаря приобретаемым знаниям, умениям и навыкам человек соориентирован во внешнем мире, и достигает хороших результатов в разных видах деятельности.
  3. Индивидуальные свойства типологического характера - проявления характера, темперамента и способностей. Благодаря этим факторам формируется индивидуальность.

Таким образом, психология личности формируется благодаря взаимоотношениям с окружающим миром и социумом.

Важно! Рубинштейн выделяет жизненный, личностный и психический уровень организации человека. Жизненный появляется в процессе накопления опыта, личностный уровень состоит из индивидуальных особенностей, а психический - из активности психических процессов.

По Рубинштейну, соотношение всех уровней создает психически здорового, социально адаптированного человека.

Структура личности по Платонову

Советский специалист в области психологии принимает личность за динамическую систему. Эта система в течение времени видоизменяется, в неё входят новые элементы, но сохраняются прежние функции.

По теории Платонова структура личности иерархична, и обладает четырьмя подструктурными уровнями, которые выстраиваются в форме пирамиды:

  1. Подструктура биопсихической обусловленности - является основанием для пирамиды. Это биохимические особенности, генетика и физиология. То есть, те свойства организма, которые поддерживают человеческую жизнедеятельность. Сюда можно отнести половой, возрастной признак, патологии.
  2. Подструктура индивидуальных особенностей. Связана с познавательным процессом, то есть зависят от таких факторов, как восприятие, память, внимание, ощущение и мышление. Развитие форм отображения даёт человеку возможность повышать активность, наблюдательность, улучшать ориентацию в социальном пространстве.
  3. Подструктура опыта - социальные особенности человека. То есть, это его психические образования (знания, навыки), которые он приобретает благодаря опыту общения с окружающими людьми.
  4. Подструктура направленности - определяется формированием моральных черт, мировоззрением человека, убеждениями и идеалами. Благодаря стремлению и желанию, возникает мотивация. Следовательно, четвертая подструктура необходима человеку для того, чтобы определять его действия, работу, увлечения.

Структура личности по А. Н. Леонтьеву

Советский психолог-педагог считал, что личность не ограничивается рамками отношений с миром.

А. Н. Леонтьев четко разделял понятия индивида и личности. Если первое означает совокупность биохимических процессов и состоит из систем органов и функций, то второе - не зависит от индивида, поскольку возникает в процессе жизнедеятельности, приобретения опыта,

Здесь также существует иерархическая структура, которую представить в виде перевёрнутой пирамиды:

  1. Фундамент структуры - деятельность человека, определяющая его жизнь. Это отношения, поступки субъекта, которые, однако, не всегда способствуют развитию. Они носят и внешний характер, не оказывая существенного влияния на строение структуры.
  2. Второй уровень, характеризующий личность - это установление иерархии мотивов.
  3. Верхушка перевёрнутой пирамиды, одновременно являющаяся его основанием, поскольку на этом уровне происходит установление жизненной цели. Завершением структуры будет моновершинный либо поливершинный тип строения. Это зависит от того, сколько существует мотивов, и какие являются наиболее важными. От поставленной цели зависит вся жизнеспособность структуры.

Следовательно, главное качество данной структуры - это выстроенная иерархия мотивационных действий, поскольку именно от мотива зависит деятельность.

Также по Леонтьеву выделяются ещё 3 параметра:

  • то, насколько широко человек взаимодействует с окружающим миром;
  • то, насколько эти отношения иерархизированы;
  • и то, какой в результате выглядит совместная структура этих отношений.

Важно! По А. Н. Леонтьеву личностная структура не зависит от структуры индивида.

В противовес теориям лучших советских умов и для обогащения представления о всемирном развитии психологии рассмотрим американскую идею устройства личности.

Теория личности Уильяма Джемса

Уильям Джемс является представителем такого философского течения, как прагматизм. Также является основателем экспериментального подхода в психологии - фукционализма.

Американский философ и психолог одним из первых создал теорию личности, которая имеет 2 стороны:

  1. Эмпирическое Я. Это то, что можно познать и определить.

Структура:

  • физическая личность. Сюда входит материальное состояние, телесная самоорганизация, ;
  • социальная личность. Здесь имеется в виду признание человека как личности социумом;
  • духовная личность. Подразумевается единство духовных свойств и состояний.

Здесь большую роль играет чувство активности, побуждающее к желанию, мышлению, эмоциям.

  1. Чистое Я. Это то, что познаёт внешний и внутренний мир.

Также психолог выделяет самооценку, как важный структурный феномен. Она подвержена внешним влияниям, соответствует определенному уровню самоуважения, именно благодаря ей те или иные притязания человека могут быть более успешными, или менее успешными.

Существует формула «успех/уровень притязаний», позволяющая рассчитать уровень самоуважения. Если человек испытывает проблемы с самооценкой, он не находится в гармонии и равновесии с реальностью, не может адекватно оценивать действия. Для устранения психологических неполадок такого рода может потребоваться специалист по работе с психосоматикой, такой как

Понятие, сущность личности.

Личность - социальное единство индивида, как совокупность его черт, образовавшихся в процессе взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его субъектом труда, познания и общения.

Личность является тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого.

Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

Человек – особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом. С другой стороны духовным – способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи, высокой обучаемостью, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации.

Индивид. Употребляя это понятие, следует помнить, что это просто выделение отдельного члена человеческого общества. Качества человека при этом не принимаются в расчет, они отходят на второй план. Поэтому, употребляя понятие «индивид», подчеркивается безличность, считается, что это может быть любой человек.

«Индивидуальность », когда говорят о личности человека. Однако следует помнить, что это понятие не отражает целостности личности, а лишь подчеркивает специфические черты человека, которые отличают его от других людей.

Понятие «личность » подразумевает наличие у индивида особых качеств, которые он может сформировать только в ходе общения с другими людьми. Личность представляет собой целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему общественных отношений.

Взаимосвязь социального и биологического в личности.

Под его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным – наследственные признаки; наличие инстинктов; эмоции; биологические потребности; сходные с другими млекопитающими физиологические особенности; возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.

Социальные особенности характерны исключительно для человека – способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности; духовные потребности; осознание своих потребностей; деятельность, как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.

Обретение социальных качеств человеком происходит в процессе социализации.

Три составляющие структуры личности.

В структуре проявлений личности выделяется три главных компонента.

  1. Индивид – это психосоматическая организация личности, делающая её представителем человеческого рода.
  2. Персона – социально-типические образования личности, обусловленные сходным для большинства людей, влиянием социального окружения.
  3. Индивидуальность – своеобразное сочетание особенностей, которое отличает одного человека от другого.

Составляющие личности:

  1. Темперамент – особенности нейродинамической организации индивида.
  2. Потребностно-мотивационная сфера включает: потребности, мотивы и направленность.
  3. Эмоционально-волевая сфера
  4. Когнитивно-познавательная сфера
  5. Характер – совокупность устойчивых, преимущественно прижизненно формируемых свойств.
  6. Способности – сочетание психических свойств, являющихся условием выполнения одной или нескольких видов деятельности.

Потребности как источник активности личности.

Активность как центральная составляющая поведения человека не возникает сама по себе спонтанно, а детерминирована определенными состояниями человека как организма, социального индивида и личности, выражающими зависимость его от окружающей среды: материальной, социальной, духовной. Другими словами, потребность - это нужда, необходимость в чем-либо. Именно потребности являются основой для возникновения мотивов - непосредственных побудителей поведения. Потребности человека очень многообразны.

Виды потребностей.

Потребности – это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности человека, социальной группы и общества в целом. Они служат внутренними побудителями активности.

А. Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

  1. Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т.д.
  2. Потребности в безопасности : комфорт, постоянство условий жизни.
  3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
  4. Престижные : самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
  5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

Мотив и мотивация.

Мотивы – внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека. Это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим его к совершению действия.

Мотивация – динамический процесс внутреннего, психологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку, т.е. совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Она объясняет целенаправленность действия, организованность.

Мотивация поведения человека может быть осознанной и бессознательной, т.е. одни потребности и цели управляются поведением человека и им осознаются.

Направленность личности.

Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций;

Из этих формулировок можно сделать некоторые выводы.

  • Во-первых, направленность – это интегральная, системообразующая, обобщающая характеристика личности человека.
  • Во-вторых, направленность личности выражает устремленность человека к жизненным целям и проявляется в активности, понимаемой как способность человека к общественно полезному преобразованию окружающего мира через деятельность.
  • В-третьих, направленность – более широкое понятие, чем мотив. В основу ее положены мотивы, цели, интересы, склонности, способности, убеждения, установки, идеалы, мировоззрение. Направленность выражает устремленность к жизненным целям, а мотивы обеспечивают их постановку.
  • В-четвертых, направленность обусловлена одной сильной доминантой, которая становится устойчивым «путеводителем» человека, ведущей потребностью в океане жизненных бурь. Конечно же, статус такой потребности может приобрести только лишь потребность социального типа, но не физиологического.

Выделяют несколько видов направленности, проявляющихся в устойчивом отношении человека к себе, людям и обществу в целом:

  • коллективистская, характеризующая устойчивую ориентацию человека на взаимодействие с другими людьми;
  • деловая, определяющая в качестве устойчивой системы мотивов те, которые обусловливают успешность профессиональной деятельности;
  • гуманистическая, отражающая устойчивое отношение человека к окружающему миру;
  • эгоистическая – с устойчивым преобладанием заинтересованного отношения к себе по сравнению к другим людям и обществу;
  • депрессивная, проявляющаяся в заниженной самоценности человека относительно других людей;
  • суицидальная, свидетельствующая об отсутствии ценностного отношения к себе, людям и обществу.

Самосознание.

В самосознании человек выделяет себя из всего окружающего мира, определяет своё место в круговороте природных и общественных событий. Самосознание тесно связано с рефлексией , где оно поднимается на уровень теоретического мышления. Оно формируется на определённой ступени развития личности под влиянием образа жизни , который требует от человека самоконтроля собственных поступков и действий, принятия полной ответственности за них.

Эпицентром сознания является сознание собственного «Я», или самосознание. Сознание внешнего мира и самосознание возникают и развиваются одновременно и взаимообусловлено.

Главная функция самосознания – сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле.

«Я-концепция» личности.

«Я концепция» - свойственный каждому индивиду набор установок, направленных на самого себя. В большинстве определений установки подчеркивается три главных элемента:

  1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).
  2. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).
  3. Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).

Применительно к Я-концепции эти три элемента установки можно конкретизировать следующим образом:

  1. «Образ Я» – представление индивида о самом себе.
  2. Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью.
  3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны «образом Я» и самооценкой.

Самооценка и уровень притязаний.

Самооценка личности входит в состав тех процессов, которые формируют самосознание человека. При самооценке человек пытается оценить свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми, с которыми человеку приходится находиться в непосредственном контакте.

Самооценка личности не простое удовлетворение генетически обусловленного любопытства. Движущим мотивом здесь служит мотив самосовершенствования, здоровое чувство самолюбия и стремление к успеху. Самооценка не только дает возможность увидеть настоящее «Я», но и увязать его со своим прошлым и будущим. Ведь, с одной стороны, формирование самооценки осуществляется в ранние годы. С другой стороны, самооценка принадлежит к наиболее устойчивым характеристикам личности. Поэтому она позволяет человеку рассмотреть корни своих слабых и сильных сторон, убедиться в их объективности и находить более адекватные модели своего поведения в различных повседневных ситуациях.

Самооценка личности может быть адекватной, завышенной и заниженной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты. Сам человек зачастую не осознает истинных причин этих явлений и ищет причины вне себя.

На вопрос "Кем я являюсь?" каждый из нас, скорее всего, ответит: "человеком, полноправным членом социума, личностью", поэтому неудивительно, что многим людям интересно больше узнать о том, какие элементы являются составляющими личности, без каких черт и свойств индивид не состоится как полноценная личность в социокультурном обществе, как происходит сам процесс становления личности. Личность - базовое понятие в психологии; без детального исследования ее структуры и механизмов становления невозможны дальнейшие психологические и социологические исследования.

Психологи определяют личность как устойчивую структуру социально значимых черт, характеризующих человека как члена определенного общества. Исходя из определения, можно сделать вывод, что процесс становления индивида как личности невозможен в отрыве от социума, а все черты и подструктуры личности формируются и развиваются под воздействием общества. Структура личности в психологии тщательно изучена и описана специалистами с мировым именем, и несмотря на тот факт, что некоторые известные социологи, психологи и психиатры расходились во мнении об основных свойствах и характеристиках личности, существует несколько общепринятых разделений и классификаций элементов структуры.

Психологическая структура личности

Все подструктуры личности присущи каждому человеку, проживающему в социокультурном обществе, однако в разных индивидов они находятся на различных уровнях развития. Одна из главных задач, которую ставят перед собой психологи, исследуя составляющие структуры - определение механизмов развития, корректирования той или иной подструктуры. Одно из наиболее полных и развернутых описаний структуры личности в психологии включает 10 подструктур, главные из которых - мировосприятие, опыт, направленность, характер. Рассмотрим все подструктуры подробнее.

Мировосприятие

Мировосприятие - субъективное восприятие индивидом окружающего мира, всех происходящих событий, и обозначение своего места в мире. Как правило, мировосприятие является результатом пропускания получаемой информации через призму собственного опыта и оценивания внешнего мира по внутренним критериям. Важнейшей составляющей данного элемента структуры психологи считают формирование "Я-концепции" - определения себя в внешнем мире и в отдельных его проявлениях. Мировосприятие может быть пессимистическим, оптимистическим, реалистическим, мистическим, атеистическим, идеалистическим, мужским, женским, детским, однако однозначно классифицировать мировосприятие людей по каким-либо критериям невозможно - каждый человек видит и воспринимает реальность вокруг себя по-своему.

Опыт

Опыт - важнейшая составляющая структуры личности в психологии, являющая собой совокупность накопленных в процессе жизнедеятельности и развития, а также полученных во время пребывания в социуме привычек, навыков, знаний и умений. В процессе накапливания опыта формируется определенный стиль жизни. Как правило, от величины накопленного опыта зависит мировоззрение, кругозор, широта мышления человека и определенность направленности личности.

Направленность

Направленность личности - это ценности, стремления, ориентиры человека. Реализация себя в профессиональной деятельности, поиск места в жизни, воплощение мечты и желаний, соблюдение определенных моральных и нравственных правил и норм - все это направленности личности. По таким критериям, как умение человека самостоятельно и без постороннего содействия устанавливать для себя цели, по широте, устойчивости, действенности направленности личности и по степени влияния общества на формирование его стремлений определяется общий уровень развития личности.

Характер

Характер психологи также называют психотипом - совокупностью устойчивых особенностей поведения человека при определенных обстоятельствах и его реакций на какие-либо ситуации. Как правило, под понятием "характер" психологи подразумевают наиболее типичные черты личности, проявляющиеся в виде субъективного реагирования на объективные обстоятельства; очень часто характер описывают одним ключевым словом - взрывной или спокойный, решительный или мнительный, импульсивный или рассудительный и т.д.

Темперамент

Темперамент - это объединение устойчивых свойств личности, связанных с динамическими аспектами деятельности и определяющих тип высшей нервной деятельности человека. Психологи выделяют четыре основных типа темперамента, в основе которых лежит сила и уравновешенность процессов возбуждения и торможения нервной системы. Наиболее распространенной классификацией типов темперамента является выделение четырех типов: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик.

Способности

Главными способностями каждого человека являются волевые, умственные, душевные и телесные; также все люди в той или иной мере обладают и рядом других способностей - музыкальных, математических, художественных и пр. Способности как составляющая структуры являются одним из важнейших инструментов личности, ведь чем больше развиты способности, тем более человек интегрирован в общество и тем больше он может сделать полезного для социума и себя.

Когнитивная сфера

К когнитивной сфере относятся все составляющие психики и разума, направленные на рациональное познание и восприятие мира - логическое мышление, память, внимание, критическое и аналитическое восприятие, принятие решений и т.д.

Аффективная сфера

Данная сфера, в противовес когнитивной, состоит из процессов, касающихся эмоций, чувств, потребностей и мотивации. К данной сфере можно отнести психологические процессы, которые нельзя объяснить из рациональной точки зрения - импульсивные реакции, эмоции, чувства, желания, предрасположенности, переживания, волнения, интуицию, скрытые мотивы, субъективные впечатления и др.

Сознание и подсознание

Структура личности в психологии также включает в себя все проявления сознания, подсознания и бессознательные психологические процессы. К сознанию относятся все осознанные и контролируемые разумом процессы и мыслительная деятельность, а к бессознательному - те психические явления и процессы, которые происходят без осознанного контроля. В подсознании происходят психологические процессы, которые имеют определенную логику, но не поддаются осознанному контролю.

Рисунок тела

Рисунок тела является подструктурой личности, в которую включают строение тела, характерную для человека мимику, привычные для него жесты, манеру разговаривать, походку и др. Рисунок тела определяют как подструктуру личности по той причине, что очень многие психологи придерживаются мнения о наличии связи между строением тела и характером человека. (Более подробно о связи жестов и мимики с психологическими процессами можно прочитать в статье )

Структура личности в психологии - это целостная система личностных качеств и свойств, которая полностью и всесторонне характеризует все психологические особенности индивида. Помимо описанных выше элементов, в структуру личности входит еще много других составляющих - самооценка, ценности, сила воли и др. От того, на каком уровне развития находится личность, определяется сила влияния физиологических, эмоциональных и когнитивных составляющих. В высокоразвитых индивидов, обладающих широким мировоззрением, сильной волей и направленностью личности, а также развитыми способностями, как правило, сознательные и когнитивные составляющие, основанные на собственном опыте, берут верх над бессознательными проявлениями, инстинктами, эмоциями и темпераментом.

 

 

Это интересно: