→ Известный Неизвестный. Самые значительные работы скульптора

Известный Неизвестный. Самые значительные работы скульптора

Эрнст Неизвестный. Он ушел от нас в августе 2016-го. Ушел всемирно известным, вопреки своей фамилии.

Человек, жизненный девиз которого «Не уступать: никому - ничего - никогда» уважали друзья и враги. Художник с бурной, насыщенной биографией: война (2-й и 3-й Украинские фронты, штурм Будапешта, тяжелейшее ранение в конце войны в Австрии); лидерство в художественной жизни «шестидесятников», знаменитая выставка в Манеже «30 лет МОСХ», разгромленная Никитой Хрущевым, сложные отношения с советским государством и предсказуемая эмиграция на волне 70-х.

Художник мощного таланта, заявивший о себе еще в годы ученичества: студенческие работы Неизвестного приобрели Третьяковка и Русский музей, были удостоены похвалы Пикассо и Ренато Гуттузо.

Скульптор, прошедший путь от работы «Яков Свердлов знакомит Ленина и Сталина» для музея в родном Свердловске до монументальных скульптур-метафор, украсивших многие города мира. Они стоят в Нидерландах, на Асуанской плотине в Египте, у одного из польских монастырей, в арт-музее перед зданием ООН в Нью-Йорке, в Ватикане и музее скульптур Неизвестного в шведском Уттерсберге. В его скульптурах воплотились страшные беды 20 века: холокост, депортация народов, сталинские политические репрессии (свою «Маску скорби» Неизвестный поставил не где-нибудь, а в Магадане). Он сумел «завершить» свой разговор с Хрущевым, создав ему надгробный памятник на Новодевичьем…

Главным своим произведением мастер считал композицию «Древо жизни», над которой работал с 1956 по 2003 гг. и которую подарил Москве. Это своеобразная скульптурная история всего человечества, которая читается как книга. В нее вошли все образы, созданные Неизвестным до этого: Прометей, распятие, Богоматерь, Архангел Михаил, портреты Будды и Юрия Гагарина, сюжет изгнания из рая и еще многое…

Его творчество сочетает в себе мощь, тонкий интеллект и философское обобщение. Свое профессиональное художественное образование в Суриковском институте Неизвестный довершил философским факультетом МГУ. Его кумиром был Леонардо да Винчи - родственный ему по духу титан Возрождения, художник, изобретатель, философ.

Признанный во всем мире (профессор крупнейших университетов США и член Академий Наук Швеции, Нью-Йорка, Европы), Эрнст Неизвестный до последнего мгновения чувствовал себя (и был!) частью русской культуры. Уже новой России он подарил не один монумент. Здесь Неизвестного избрали почетным зарубежным членом Российской Академии художеств. Житель Нью-Йорка с 1977 года, свой 80-летний юбилей Неизвестный отпраздновал в России.

К боевым наградам - медали «За Отвагу» и ордену Красной Звезды в 90-х годах прибавились медаль «За участие в Великой Отечественной войне», орден «За заслуги перед Отечеством» III степени и «Знак Почета».

А еще Неизвестный был автором популярной песни «Батальонный разведчик» и бронзовой статуэтки Орфея - главного приза Всероссийского телевизионного конкурса ТЭФИ, которым каждый год награждают отличившихся тележурналистов. «Орфей» Неизвестного - это символ борьбы человека с тяжелыми жизненными препятствиями…

C Новгородом всемирно известного скульптора связывает история несостоявшегося проекта.

1 октября 1996 г., по приглашению руководства АО «Акрон», Эрнст Неизвестный прибыл в Новгород чартерным рейсом частной авиакомпании «Орел». Целью делового однодневного визита стали переговоры об установке в Новгороде монумента Архангела Михаила, который Неизвестный специально разработал для древнего города.

Вероятно, великий скульптор посчитал уместным присутствие здесь образа предводителя небесного святого воинства, своим чудом спасшего Новгород от нашествия войск хана Батыя в 1239 году. Несомненно, что высокообразованному Неизвестному уж точно был знаком текст Волоколамского патерика XVI века, повествующего о том, как Бог и Богородица защитили город явлением архистратига Михаила, запретившего Батыю идти на Новгород. И слова Батыя при виде киевской фрески с изображением Михаила: «Сей ми възбрани поити на Великий Новъгородъ».

В интервью местным СМИ Э. Неизвестный особо подчеркнул, что у него много заказов в России и за рубежом, но «Новгород настолько историческая жемчужина, что, когда представилась возможность поработать здесь, я просто не смог отказаться…» . Скульптор познакомился с достопримечательностями города, чтобы определиться с местом установки монумента. Обсуждение графического изображения (фор-эскиза) скульптуры прошло на уровне губернатора области М. Прусака с участием архитекторов, историков, сотрудников музея-заповедника, художников. Несмотря на то, что произведение мастера с мировым именем сделало бы честь любому городу, новгородские специалисты и культурная общественность высказали однозначное возражение против 20-метрового памятника. Основным аргументом стали озабоченность по поводу искажения исторической среды Новгорода и нарушение архитектурно-градостроительной традиции, по которой главной доминантой является Софийский собор. К чести Э. Неизвестного, он согласился с аргументами, сказав, что Новгород - место особое и поездка в древний город дала ему иное его понимание. Тогда, в 1996-м, стороны договорились взять тайм-аут. Монумент Архангелу Михаилу в Новгороде так и не состоялся…

Однако… Парящий Архангел Михаил с мечом (композиция Э. Неизвестного «Возрождение») встал в апреле 2000 г. в Москве, на Ордынке, у бывшего особняка промышленника Морозова.


Литература к статье:

Визит Неизвестного // Новгородские ведомости. - 1996. - 2 окт.
. Гость Новгорода // Новгород. - 1996. - 3 окт. (№ 40).
. Владимиров М. Известное о визите Неизвестного, или нужен ли Новгороду архангел Михаил? // Новгородские ведомости. - 1996. - 4 окт.
. Зборовский К. Господа Великого Новгорода // Профиль. - 2000. - июль.

9 апреля исполняется 85 лет известному скульптору Эрнсту Неизвестному. Картины Неизвестного экспонируются в лучших музеях мира. Среди известных скульптурных произведений Неизвестного - монументы "Древо жизни", "Память шахтерам Кузбасса", «Возрождение», «Маска скорби» и др.

Скульптор, художник, философ Эрнст Иосифович Неизвестный родился 9 апреля 1925 г. в Свердловске (Екатеринбурге) в семье врача (бывшего белого офицера) Иосифа Неизвестного и биолога и детской поэтессы Беллы Дижур, репрессированных в 1930-х гг.

До 1942 г. Эрнст Неизвестный посещал в Свердловске школу для художественно одаренных детей. В 1943 г. он ушел добровольцем в Красную Армию; был направлен в Кушку, на границе Ирана и Афганистана, в Первое Туркестанское Военное училище, по окончании которого был включен в состав 860-й гвардейской десантной дивизии, 45-го гвардейского десантного полка. Неизвестный служил в воздушно-десантных войсках 2-го Украинского фронта.

22 апреля 1945 г. был тяжело ранен в Австрии, объявлен мертвым и посмертно награжден орденом Красной Звезды, который был ему вручен через 25 лет.

Наиболее значительными произведениями Неизвестного советского периода являются "Прометей" в пионерском лагере Артек (1966) и "Цветок лотоса", сооруженный у Асуанской плотины в Египте (1971).

В 1976 г. Эрнст Неизвестный уезжает из СССР "из за эстетических разногласий с режимом", как он сам определил причины отъезда. Вначале он эмигрировал в Швейцарию, а затем, в 1977 г. переехал в Нью-Йорк. Там Неизвестный продолжал работать над своими замыслами, преподавал, читал лекции по искусству и философии в Колумбийском и Гарвардском университетах.

В 1983 г. Эрнст Неизвестный был избран профессором гуманитарных наук Орегонского университета (США). Он - профессор философии Колумбийского университета, в 1986 г. его избрали в Шведскую Королевскую Академию наук и Нью-Йоркскую Академию Искусств и Наук, а в 1989 г. Неизвестный стал членом Европейской Академии искусств, наук и гуманитарных знаний.

Начиная с 1962 г., а в особенности в десятилетия эмиграции, Эрнст Неизвестный выступал с теоретическими статьями и лекциями, публиковал белые стихи, образно комментирующие его изобразительное творчество (сборник "Судьба").

В 1980-х гг. Неизвестный с успехом выставлялся в галерее Магна (Magna Gallery) в Сан-Франциско, по заказу которой создал цикл Man through the Wall, посвященный крушению коммунизма.

В 1989 г. он приезжал в Москву, читал лекции по культуре в МГУ. Был приглашен оформить монумент жертвам Холокоста в Риге и памятник жертвам сталинизма в Воркуте. В 1990 г. он оформил памятник Андрею Сахарову.

В 1991 г. Эрнст Неизвестный приезжал в Россию для работы над мемориалом жертвам сталинизма в Магадане, Воркуте и Екатеринбурге.

Эрнст Неизвестный создал скульптурные композиции, украсившие многие города мира. Это 970-метровый рельеф - фасад Института электроники города Зеленограда, скульптура "Исход и возвращение" в Элисте (посвящен депортации калмыков), "Золотой ребенок" в Одессе, в 1996 г. Неизвестный закончил свое монументальное (высотой в 15 м) произведение "Маска скорби", посвященное жертвам репрессий в Советском Союзе. Эта скульптура установлена в Магадане.

В декабре 1997 г. скульптура Эрнста Неизвестного "Великий кентавр" была передана в дар Европейской штаб-квартире ООН в Женеве, она установлена в парке Ариан, который окружает Дворец Наций.

В апреле 2000 г. в Москве была открыта первая скульптура художника - "Возрождение". В 2003 г. в Кемерове на берегу реки Томь был открыт монумент "Память шахтерам Кузбасса" работы Эрнста Неизвестного.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

История жизни
Неизвестный родился в Свердловске 9 апреля 1925 года. Мать назвала его Эриком. И лишь в 1941 году перед самой войной, получая паспорт, он записал свое полное имя - Эрнст. Дед его был купцом, отец - белым офицером, адъютантом Антонова. Позднее он был детским врачом, отоларингологом, работал и как хирург. Когда пришли красные, то должны были расстрелять деда и отца. Но бабка вспомнила, что дед тайно печатал в своей типографии коммунистические брошюры. Тогда она нашла эти документы и предъявила большевикам. Никого не расстреляли.
Его мать - баронесса Белла Дижур, чистокровная еврейка, христианка, в середине девяностых еще была жива и публиковала свои стихи в одной из нью-йоркских газет.
Эрнст еще мальчиком имел репутацию отъявленного хулигана. Приписав себе лишний год, уже в семнадцать лет, Эрнст окончил военное училище - ускоренный выпуск. Там, на войне, лейтенант Неизвестный получил расстрельный приговор трибунала, замененный штрафбатом. И там же, на Великой Отечественной, он получил несколько боевых наград и ранений. Одно из них было тяжелейшим три межпозвоночных диска выбито, семь ушиваний диафрагмы, полное ушивание легких, открытый пневмоторакс… Спас Неизвестного гениальный русский врач, имени которого он так и не узнал, - это было в полевом госпитале. После войны бывший офицер три года ходил на костылях, с перебитым позвоночником, кололся морфием, борясь со страшными болями, даже стал заикаться.
Потом Неизвестный учился в Академии художеств в Риге и в московском Институте имени Сурикова. Параллельно с этими занятиями он слушал лекции на философском факультете МГУ.
Получив диплом в 1954 году, он уже через год становится членом Союза художников СССР, а чуть позже - лауреатом VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве за скульптуру «Нет ядерной войне!». Уже в то время проявилось его тяготение к «большому стилю» - подчеркнутая пафосность и яркая мифологичность каждой скульптуры.
В 1957 году Неизвестный исполняет статую, ставшую известной - «Мертвый солдат». Это лежащая фигура с почти истлевшим лицом, огромным отверстием в груди и закостеневшей, вытянутой вперед и все еще судорожно сжатой в кулак рукой - человека, последним жестом еще символизирующего борьбу, движение вперед.
Далее он создает образы, резко отличные от привычной станковой скульптуры тех лет, - «Самоубийца» (1958), «Адам» (1962-1963), «Усилие» (1962), «Механический человек» (1961-1962), «Двухголовый гигант с яйцом» (1963), фигура сидящей женщины с человеческим зародышем в утробе (1961).
В 1962 году на выставке, посвященной тридцатилетию МОСХа, Неизвестный совершенно сознательно согласился быть экскурсоводом Н.С. Хрущева. В своем праве на первенство в искусстве он не сомневался. А смелости ему всегда хватало. Однако результат встречи не оправдал его надежды.
Несколько лет его не выставляли. Но после снятия Хрущева временная опала закончилась Неизвестный начал выезжать за границу и получать серьезные государственные заказы. Он создал, например, в 1966 году декоративный рельеф «Прометей» для пионерского лагеря «Артек» длиной 150 метров. Правда, никаких премий ему не присуждали. Тем не менее его известность в Европе и США постепенно росла, его работы начали закупать коллекционеры. Да и выставки, которые проводились в небольших залах научно-исследовательских институтов, становились событием.
«Возвращаясь же к произведениям 60-х годов, хочется сказать еще о двух из них, - пишет Н.В. Воронов. - Это, во-первых, «Орфей» (1962-1964). Песня одиночества. Мускулистый человек на коленях, прижавший одну согнутую в локте руку к запрокинутой голове в жесте какого-то невыразимого горя, безысходности и тоски, а другой разрывающего себе грудь. Тема человеческого страдания, отчаяния здесь выражена с какой-то почти невозможной силой. Деформация, утрированность, преувеличения - все здесь работает на образ, и разорванная грудь кровавым криком вопит об одиночестве, о невозможности существования в этом подземелье жизни без веры, без любви, без надежды. Мне представляется, что это одна из самых сильных вещей Неизвестного 60-х годов, может быть, менее философская, обращенная больше к нашему чувству, к непосредственному восприятию. Наверное, менее диалогическая по сравнению с другими произведениями, более близкая к привычному представлению о реализме, но тем не менее одна из самых выразительных.
И вторая - «Пророк» (1962-1966). Это своего рода пластическая иллюстрация к собственным мыслям Неизвестного, высказанным в те же годы. Он писал «Cамым любимым моим произведением остается стихотворение Пушкина «Пророк», а самым лучшим скульптором, которого я знаю, пожалуй, шестикрылый серафим из того же стихотворения».
В 1971 году Неизвестный победил на конкурсе проектов памятника в честь открытия Асуанской плотины в Египте - с монументом «Дружба народов», высотой 87 метров. Другими крупными работами в первой половине семидесятых стали - восьмиметровый монумент «Сердце Христа» для монастыря в Польше (1973-1975) и декоративный рельеф для Московского института электроники и технологии в 970 метров (1974).

1974 год стал своеобразным рубежом в его творчестве скульптор создал памятник на могиле Хрущева, ставший его последней крупной работой, установленной на родине до эмиграции.
«Этот надгробный памятник, - отмечает Н. В. Воронов, - быстро стал популярным, ибо в концентрированной художественной форме передавал суть деятельности и воззрений Хрущева. На небольшом возвышении в несколько необычной мощной мраморной раме стояла удивительно похожая бронзовая позолоченная голова Никиты Сергеевича, причем вылепленная просто и человечно, отнюдь не с тем налетом «вождизма», к которому мы привыкли на многочисленных памятниках великим людям, стоящим чуть ли не в каждом городе. Особый смысл в окружающих эту голову мраморных блоках. Своеобразная рама была выполнена так, что одна ее половина была белой, а другая - черной…»
Скульптор не хотел эмигрировать. Но ему не давали работы в СССР, не пускали работать на Запад. С начала шестидесятых годов и до своего отъезда скульптор создал более 850 скульптур - это циклы «Странные рождения», «Кентавры», «Строительство человека», «Распятия», «Маски» и другие.
На свои скульптуры Неизвестный тратил почти все деньги, которые он зарабатывал, работая каменщиком или восстанавливая и реставрируя рельефы разрушенного храма Христа Спасителя, находящиеся в Донском монастыре.
Из его 850 скульптур у него закупили только 4! Против него возбуждались уголовные дела, его обвиняли в валютных махинациях, в шпионаже. Более того, Неизвестного постоянно встречали на улице странные люди и избивали, ломали ребра, пальцы, нос. 67 раз подавал Неизвестный заявление, чтоб его отпустили на Запад строить с Нимейером. Не пускали. И тогда он решает вообще уехать из России - 10 марта 1976 года скульптор покинул родину.
Когда Неизвестный оказался в Европе, канцлер Крайский выдал ему австрийский паспорт, правительство отдало одну из лучших в стране студий. Но скульптор перебирается из Австрии в Швейцарию к Паулю Сахару (Шоненберту), одному из богатейших людей мира. Тот купил скульптору казарму в Базеле под новую студию. Его жена Майя Сахар, тоже скульптор, боготворила Неизвестного. Она отдала ему свою студию со всеми инструментами, со всей библиотекой.
«К этим людям, - говорит Неизвестный, - шли на поклон Пикассо и Генри Мур. Встретиться с Паулем Сахаром - это было все равно, что повидаться с господом Богом. А святым Петром, открывшим райскую дверь, оказался Слава Ростропович. Слава Ростропович даже написал книгу «Спасибо, Пауль» - про то, как Пауль вывел в люди многих из сегодняшних великих. И вот я оказался перед лицом карьерного господа Бога. Но я взял и уехал, по своим соображениям. Я не выдержал жизни в доме богатого человека…..
…В 1976 году я приехал в Америку, и буквально на следующий день состоялось открытие в Кеннеди-центре моей работы - бюста Шостаковича. Были большие статьи и телепередачи. Меня взялись опекать Алекс Либерман и Энди Уорхол. С Уорхолом я очень дружил. Ему принадлежит фраза «Хрущев - средний политик эпохи Эрнста Неизвестного».
Замечательный друг Слава Ростропович, получивший за долгие годы огромный пакет социальных связей, щедрой рукой все их передал мне. Президентов, королей, крупнейших критиков, художников, политиков. Подключившись к этой светской жизни, я очень скоро понял это не для меня. Ты приходишь на «парти», тебе вручают двадцать визитных карточек, ты обязан откликнуться. Общение нарастает в геометрической прогрессии. Одинокая профессия скульптора не выдерживает таких нагрузок. Я сжег визитные карточки. Перестал общаться. В социальном плане это откинуло меня в самый низ».
Но Неизвестный добился того, что знаменитости, с которыми его познакомил Ростропович, стали приходить к нему в мастерскую как к скульптору.
До дома Неизвестного ехать от Манхэттена часа два-три. Сначала через весь Лонг-Айленд, а потом добираться на пароме. Через десять минут плавания появляется берег чистенького, ухоженного острова Шелтер, населенного ушедшими на покой миллионерами, важными молодыми людьми с дорогими манерами - и знаменитым русским скульптором. Художнику принадлежит участок площадью в один гектар и половина озера. Дом построен по проекту самого Неизвестного и соответствует его духу. К нему пристроена студия, высокий цилиндрический зал с галереей.
Когда мастер уезжал из России, жену Дину Мухину и дочь Ольгу с ним не пустили. В октябре 1995 года Неизвестный снова женился. Аня - русская, давно эмигрировала. По профессии - испанистка.
Сам Неизвестный преподавал в Гамбурге, в Гарварде, в Колумбийском университете и в Нью-Йоркском - искусство, анатомию, философию, синтез искусств. Мог стать постоянным профессором, но не захотел. Ему очень нравилось преподавать, но мешала рутинная бумажная работа. А еще отчеты, заседания... Все это отнимало слишком много драгоценного времени.
Как всегда, скульптор очень много работает в мастерской. Хотя за последние годы перенес две операции на сердце. Один раз он даже пережил клиническую смерть. Его снова спас русский доктор - Саша Шахнович.
«…Я много трачу, - говорит Неизвестный, - материал, отливка, помощники - идет омертвление огромных денег. В мой парк вложено несколько миллионов долларов - если считать одну отливку. А когда не работаю, богатею деньги не расходуются, а дают дивиденды.
По правилам, 12 экземпляров скульптуры имеют статус оригинала. Я раньше и отливал по 12. А теперь стараюсь давать минимальные тиражи - ну два, ну три экземпляра. Это повысит не стоимость, нет, но ценность работ. И это создает мне перспективу жизни, есть для чего жить - для работы. А если происходит затоваривание, психологически очень трудно работать.
На Западе же я понял, что свободу творчества дают деньги, это кровь творчества; нужно вкладывать очень много денег, чтобы создавать скульптуры».
Наряду с крупными работами Неизвестный создает произведения, относящиеся к мелкой пластике, а также многочисленные графические циклы. Важной составляющей творчества художника всегда была и книжная графика. Еще в конце шестидесятых годов он создал цикл иллюстраций к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Они увидели свет в серии «Литературные памятники».
Последнее десятилетие Неизвестный занимался оформлением самого популярного произведения в мире - Библии. В его иллюстрациях к «Экклезиасту» выражен сложный и противоречивый мир современного человека. Здесь нашли отражение традиции Босха и Гойи, гротескно видевших окружающую действительность и не находивших в ней светлых начал.
Мелкая пластика невольно привела Неизвестного к совершенно новому направлению в его творчестве он стал заниматься созданием ювелирных изделий. Отработанная в мелкой пластике особая утонченность движений помогла скульптору творить необычайно изящные произведения, причем он тяготеет не к украшениям, а к предметам интерьера. Тем самым он как бы продолжает основную линию творчества, направленную на познание человека и самого себя.
В 1995 году Неизвестный стал лауреатом Государственной премии России, был восстановлен в Союзе художников, получил российское гражданство. В девяностые годы скульптор не раз приезжал на историческую родину по делам. В 1995 году он открыл в Магадане памятник жертвам сталинских репрессий - семнадцатиметровую железобетонную «Маску скорби». Большую часть расходов Неизвестный взял на себя, отдав на сооружение памятника 800 тысяч долларов из своих гонораров.
В художественной галерее «Дом Нащокина» состоялась первая персональная экспозиция скульптуры, живописи и рисунка Неизвестного, проводимая в России после его эмиграции. На ней были отражены основные этапы творческого пути художника с 1966 по 1993 год.
Однако вернуться в Россию навсегда мастер не может. Его творчество связано с огромной материальной базой. Это машины, литье, студия, заводы. Начинать все снова после семидесяти - это невозможно даже ему, обладающему каким-то секретом творческого долголетия.
И все же, чем вызвана в столь солидном возрасте такая неуемная жажда творчества «Абсолютным безумием и работоспособностью», - отвечает маэстро.
И еще….. «Великих художников-атеистов не было. Дело в том, что нужно обладать некоторой скромностью. Не нужно себя считать исключительным, оторванным от полета уток, от изменения звезд, от приливов и отливов.
Единственное существо, которое вдруг возомнило, - это человек. Это не значит, что ты назначен Богом! Это глупости, Бог никого не назначает. Он принимает».

Неизвестный пережил и огонь, и воду, и медные трубы. Во время войны он был ранен, стал инвалидом, был изгнан из СССР, но навсегда остался патриотом своей страны. «АиФ» решил напомнить читателям о самых значительных работах Эрнста Неизвестного .





«Орфей»

Многие думают, что скульптор создал эту небольшую статуэтку специально для ТВ-премии ТЭФИ. Это не так. В 1962 г. в московском Манеже проходила выставка «30 лет МОСХ», работы Неизвестного нещадно раскритиковал Хрущёв. Тогда-то Неизвестный и придумал своего «Орфея» с разорванной грудью. Оригинальный «Орфей» - ростом 2 метра!

Бронзовая статуэтка «Орфей» - приз Академии Российского телевидения ТЭФИ. Фото: РИА Новости / Александр Поляков

Надгробный памятник Н. Хрущёву

Установлен на Новодевичьем кладбище в 1975 г. Некогда Хрущёв обозвал творения Неизвестного «дегенеративным искусством». После чего Неизвестный несколько лет не мог продать ни одной работы, подрабатывал грузчиком. Однако по просьбе род-ственников Хрущёва скульптор, забыв обиды, создал этот памятник.

Надгробный памятник Н. Хрущёву. Эрнст Неизвестный Фото: АиФ/ Валерий Христофоров

«Маска скорби»

Монумент в Магаданской обл. у подножия сопки Крутая. Неизвестный создавал его почти 10 лет в память о жертвах сталинского режима. Внутри расположена копия тюремной камеры. Изначально Неизвестный предлагал создать триптих «Треугольник страданий» - скульптуры в Магадане, Воркуте и Екатеринбурге.

Маска скорби. Эрнст Неизвестный Фото: www.russianlook.com

«Цветок лотоса»

Скульп-тура, созданная Эрнстом Неизвестным в 1968-1971 гг. в честь дружбы народов. Монумент был установлен на Асуанской плотине в Египте (скульптор тогда получил поздравление непосредственно из канцелярии Брежнева) и до последних лет считался самым массивным в мире. Высота «цветочка» - 75 метров!

«Цветок лотоса». Эрнст Неизвестный Фото: Commons.wikimedia.org / Przemyslaw

«Древо жизни»

Эту скульптуру Неизвестный задумал в 1956 г., но закончить её смог только спустя полвека. На «ветках» древа, которые появлялись год за годом, есть и Юрий Гагарин, и Будда, и распятие. В 2004-м, «вырастив» древо до значительной величины, Неизвестный посадил скульптуру внутри столичного моста «Багратион».

«Древо жизни». Эрнст Неизвестный Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Эрнст Неизвестный в Нью-Йорке.

Эрнст Неизвестный один выдающихся скульпторов современности, успевший послужить многим великим державам: СССР, России и США.

За свою долгую жизнь Неизвестный создал множество скульптур разной тематики, и даже сейчас продолжает свое творчество.

Краткая биография

Эрнст Неизвестный родился 9 апреля 1925 года в семье интеллигентов. Его мать была писательницей, а отец врачом. С ранних лет приобщился к искусству, а в 1942 году учился в Ленинградской средней художественной школе, находившейся в то время в эвакуации.

В 1943 году получает повестку и отправляется на фронт. Воюет вплоть до апреля 1945, когда в боях в Австрии получает серьезное ранение. Считается погибшим, и получает орден Красной звезды, при чем посмертно.

Оправившись от ранения, поступает в Рижскую академию искусств, позже переводится в Московский художественный институт. Затем получает диплом по философии в МГУ. В 1955 году становится членом Союза художников СССР, и начинает активную творческую деятельность. Однако его скульптуры встречают резкую критику со стороны генерального секретаря Хрущева, который оценивает работу Неизвестного, как дегенеративное искусство.

К счастью, это не сильно мешает ему продолжать свое творчество. Некоторое время он пребывает в опале, его картины не выставляют. Через несколько лет опала снята, и Неизвестный выставляется за границей, где обретает немалую популярность. В 1976 году он покидает СССР, и год живет в Швейцарии, позже мигрирует в Соединенные Штаты.

В Америке его ожидает ошеломительный успех. Его работы появляются в престижной галерее Магна. В 1989 снимают биографический фильм о Неизвестном. Умер Эрнст Неизвестный 9.08.2016 года.

Творческий путь скульптора

Эрнст Неизвестный художник позднего периода СССР. В начале его творческого пути цензура уже не была всеобъемлющей, поэтому он позволял себе больше свободы, чем его предшественники. При этом его работы пользуются большим успехом. Появляются его работы «Нет ядерной войне» и «Мертвый солдат». Произведения Неизвестного в этот период отличаются особым пафосом и символизмом.

Скульптор обладал большой смелостью, поэтому часто экспериментирует с формами. Материалы использует, в основном, одни и те же. Для рельефов он обычно брал бронзу, а для монументов использовал бетон. Также можно подчеркнуть увеличенную деформацию фигур, их утрированность. При этом тематика частую трагичная и горестная. Так на свет появляется «Орфей», где тема безнадежности и безысходности великолепно им обыграна.

Эрнст Неизвестный. скульптура Маска скорби фото

После миграции тематика меняется. Неизвестный все чаще создает антикоммунистические произведения. Например, его «Man through the wall» посвящено падению коммунистического режима. А в 1996 в Магадане появляется «Маска скорби» - напоминание о многочисленных жертвах коммунистической власти.

Работы Неизвестного

Рельефы:

  • Рельеф в Московском институте электронной техники (более 900 м2);
  • Барельеф государственного архива Туркмении;
  • «Монумент дружбы детей мира»;
  • «Прометей»

Скульптуры:

  • Надгробный памятник Хрущева;
  • «Man through the wall»;
  • «Маска скорби»;
  • Статуэтка ТЭФИ;
  • «Нет ядерной войне»;
  • «Мертвый солдат»
  • В шведском городе Уттерсберге существует музей Эрнста Неизвестного;
  • Скульптуры распятий Эрнста Неизвестного приобрел великий понтифик Иоанн Павел II для Ватиканского Музея.

 

 

Это интересно: