→ Проблематика трагедии а.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», «Каменный гость»

Проблематика трагедии а.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», «Каменный гость»

Предлагаю проанализировать трагедию «Моцарт и Сальери», так как, во-первых, в ее основе нет исходного литературного текста, знание которого было бы желательно при анализе; во-вторых, это загадочное произведение до сих пор толкуется по-разному; в-третьих, это одно из самых гениальных творений драматургии.

Проблемный вопрос: Почему Сальери отравил Моцарта?

Кажется, ответ так прост: из-за зависти. Ответ правильный, но это первая глубина понимания. Попробуем прочесть глубже, ведь у Пушкина все так гениально просто и так сложно, как сама жизнь. Трагедия начинается с большого монолога Сальери. Уже первая фраза есть богохульство:

Все говорят: нет правды на земле.

Но правды нет — и вы ш е.

Анализируют этот монолог, можно отметить, что перед нами проходят этапы жизни Сальери: «Я слушал и заслушивался»; «я сделался ремесленник»; » .. Я ныне завистник».

1. Жизненный путь Сальери — это медленное восхождение к вершинам мастерства. Наделенный любовью к музыке, тонко чувствующий гармонию и способный к искреннему наслаждению ею, он посвятил жизнь изучению тайн музыки.

2. Он «сделался ремесленником». Обращаемся к статье толкового словаря и видим, что в данном контексте это слово звучит с несколько негативным опенком. В переносном значении ремесленник — человек, не вкладывающий в свою работу творческой инициативы, действующий по сложившемуся шаблону. Но не будем уподобляться тем критикам, которые утверждают, что, называя Сальери ремесленником, Пушкин показывает его малоодаренным музыкантом, завидующим гению. Это не трагедия бездарности и таланта! Сальери в трагедии — одаренный музыкант, а его реальный прототип Антонио Сальери — учитель Бетховена, Листа, Шуберта. Ремесленничество для Сальери стало подножием к искусству, самоуничижительное «Я сделался ремесленник» — это цена, которая заплачена за известность.

З. Счастье, слава, покой пришли к Сальери благодаря «трудам, усердию, моленью». Это награда за преданность искусству:

я счастлив был …

А ныне — сам скажу — я ныне

Завистник. Я завидую; глубоко,

Мучительно завидую.

Почему чувство зависти в нем родилось именно к Моцарту? Ведь рядом с Сальери на вершине музыкальной славы Глюк, Гайдн, Пиччини. И мелочное чувство зависти, и протест против высшей несправедливости в словах Сальери:

— О небо!

Где ж правота, когда священный дар,

Когда бессмертный гений — не в награду

Любви горящей, самоотверженья,

Трудов, усердия, молений послан —

А озаряет голову безумца,

Гуляки праздного? ..

Почему Сальери называет Моцарта «безумцем, гулякой празднын»?

Сальери наделен редким талантом понимать и тонко чувствовать музыку, но очень редко посещает его «творческая ночь И вдохновенье». Легкость, «глубина», «смелость», «стройность» творений Моцарта кажутся ему не результатом напряженного духовного труда, а праздностью, дарованной свыше.

Кстати, любопытно, что большинство критиков соглашаются с Сальери в этом и пытаются, словно оправдывая Пушкина, объяснить, почему автор изобразил гениального композитора праздно творящим. А ведь Моцарт опровергает мнение о его праздности:

Намедни ночью

Бессонница моя меня томила,

И в голову пришли мне две, три мысли.

Сегодня я их набросал.

Не просто случайная бессонница, а моя бессонница, это моя как спутница творца. Итак, первый монолог Сальери есть завязка трагедии, но он же является кульминацией терзаний Сальери, которые уже давно мучат его душу: как же унизительно признаться «Сальери гордому», что ныне он завистник! И вот маленькая трагедия стала глубже, содержание ее раздвинулось, «включая дотрагическое действие-«,

Перед нами второй монолог Сальери. Этот монолог — оправдание замысла убийства: «Я избран, чтобы его остановить». Что же совершает Моцарт, с точки зрения Сальери, чтобы нужно было его остановить? Да, музыку можно «разъять, как труп», поверить алгеброй гармонию, можно понять, как создано прекрасное творение, но нельзя научить божественному вдохновению. «Мы все, жрецы, служители музыки». А Моцарт — творец:

«Ты, Моцарт, бог».

Что пользы, если Моцарт будет жив

И новой высоты еще достигнет? ..

Наследника нам не оставит он.

Сколько ни вчитывайся в этот монолог, он — попытка оправдать убийство для самого себя. Злодейство нуждается в высоких аргументах, потому-то монологи Сальери так многословны в этой маленькой трагедии. Сальери завидует именно Моцарту, потому что понимает: он сам не сможет научиться тому, чем владеет гений — творению (не творчеству — творению).

Первая причина убийства названа — глубокая, скрываемая от всех, разрушающая душу зависть. Но есть и вторая. Процитирую дословно мнение ребят: «Сальери бесит поведение Моцарта», Грубо по форме, но точно по содержанию.

Моцарт привел к Сальери слепого скрипача. Он хохочет: скрипач играет «из Моцарта». А вот Сальери не смеется. Здесь нет зависти. Здесь другое. Ему не смешно, когда «фигляр презренный» играет в трактире божественную музыку Моцарта, потому что Сальери относится к музыке как к высокому нетленному искусству, не для всех доступному. А бедный слепой старик-скрипач талантлив, хотя, как утверждают критики, фальшивит. Фальшивит или нет, судить не нам, мы не искусствоведы, мы читаем Пушкина сами, а у него Моцарт говорит: « … привел я скрипача, чтоб угостить тебя его искусством». Моцарт легко раздвигает священные для Сальери границы избранных жрецов музыки.

Сальери приглашает Моцарта отобедать в трактире, и Моцарт уходит домой сказать жене, чтобы его она к обеду не дожидалась. У Пушкина ни одного лишнего слова. Ни одного лишнего движения. Почему он отправляет Моцарта домой?

Что ты сегодня пасмурен? ..

Ты, верно, Моцарт, чем-нибудь расстроен?

Признаться,

Мой Requiem меня тревожит.

Какие два смысла можно прочесть в этой фразе? Мой реквием — произведение Моцарта; мой реквием — реквием для Моцарта, о Моцарте.

Почему он принял заказ написать музыку, полную напоминания о смерти? Звучат мнения о желании попробовать себя в новом жанре, о том, что Моцарт надеялся заработать, так как у него всегда были финансовые трудности … Последние слова Моцарта перекликаются со всей трагедией:

Когда бы все так чувствовали силу

Гармонии! Но нет: тогда б не мог

И мир существовать; никто б не стал

Заботиться о нуждах низкой жизни …

Сам Моцарт, «избранный, счастливец праздный», хорошо знал, что такое нужда низкой жизни. Сальери прогоняет слепого скрипача, а Моцарт не забывает заплатить: «Постой же: вот тебе, пей за мое здоровье». Музыка на заказ — это и средство существования семьи. Отправляясь в трактир, он предупреждает о том жену, чтоб не ждала: не беспокоилась, а может быть, и не тратилась излишне на обед. Для Моцарта, как и для Пушкина, высокое искусство — это не только божественный дар, наслаждение, но это еще и средство существования в той «низкой» жизни, где тоже есть счастье, семья, друзья … Чтобы не быть голословными, прочитаем фрагменты из писем Пушкина Плетневу: «Деньги, деньги … Взять жену без состояния — я в состоянии, но входить в долги для ее тряпок — я не в состоянии. Делать нечего: придется печатать мои повести. Перешлю тебе на второй неделе, а к Святой и тиснем … »

Для Сальери неприемлемо такое отношение к искусству, искусство и обыденная жизнь — несовместимы. Для Моцарта это две стороны его жизни. Способность творить божественную музыку и способность дружить, любить, быть заботливым, внимательным, веселым, тревожным … Сальери знает только одну страсть — искусство. Вспомним: последний подарок возлюбленной Изоры — яд. Разве не странно? Хороша любовь, если любимая дарит яд, хороша дружба, если в чаше яд! Сальери разделяет жизнь человека и жизнь композитора. И если Моцарт-композитор вызывает в нем восторг и зависть, то Моцарт-человек- ненависть. Вполне возможно, что самое гениальное в Моцарте — это соединение человеческого и божественного дара. Мы смотрим на картину Врубеля, изобразившего Моцарта и Сальери в трактире: Сальери демоничен (вспомним: « … нет правды на земле. Но правды нет — и выше»).

Убийство — кульминация трагедии. «И больно и приятно, как будто тяжкий совершил я ДОЛГ … » Что ж, трагедия Моцарта закончена. Проходит всего лишь несколько мгновений, может быть, минут покоя, и вот начинается новая трагедия — трагедия Сальери:

Но ужель он прав,

И я не гений? Гений и злодейство

Две вещи несовместные.

Эти слова — развязка этой маленькой трагедии, но они являются началом новой трагедии. Рухнули высокие аргументы о высоком долге, избранности. Начинается трагедия талантливого музыканта, тонкого ценителя искусства, гордого, но в то же время человека с темной душой завистника, убийцы. Трагедия Пушкина становится еще глубже, так как она распространяется на послетрагическое пространство.

Подведем итоги:

— в каждой «Маленькой трагедии» Пушкин-драматург в малом текстовом пространстве слил воедино реальную жизнь, философские размышления, автобиографические впечатления;

«Моцарт и Сальери» (см. краткое её содержание на нашем сайте) основан на предании, по которому великий Моцарт будто бы погиб, отравленный своим другом, композитором Сальери. Здесь главной темой является страсть зависти. Светлый, жизнерадостный образ Моцарта, его окрыленный гений, оттеняется мрачной фигурой Сальери, который мучительно завидует таланту Моцарта и сам себе в этом сознается (См. Монолог Сальери):

Сам скажу – я ныне
Завистник. Я завидую; глубоко,
Мучительно завидую...

Сальери – музыкант-труженик; он страстно любит музыку, но у него нет творческого дара; он работал над своими композициями упорно, долго, терпеливо, как ремесленник; он сам говорит: «Ремесло поставил я подножием искусству».

Моцарт и Сальери. Иллюстрация М. Врубеля к трагедии А. С. Пушкина, 1884

И вот он видит, что веселый, беспечный юноша, – «гуляка праздный», как он называет Моцарта, без упорного труда, свободно и легко создает гениальные, бессмертные произведения музыки. «Где ж правота», – спрашивает себя Сальери:

Когда священный дар,
Когда бессмертный гений – не в награду
Любви горящей, самоотверженья
Трудов, усердия, молений послан, –
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного!.. О Моцарт, Моцарт! –

Зависть доводит Сальери до мысли убить Моцарта. Он восхищается его гением:

Как некий херувим,
Он несколько занес нам песен райских,
Чтоб, возмутив бескрылое желанье
В нас, чадах праха, после улететь!

Но именно это «бескрылое желанье» упрямого труженика Сальери, «служителя музыки», лишенного таланта, доводит его до преступления. Он старается перед самим собой оправдать свое злодеяние, уверяет себя, что, убивая Моцарта, он тем самым служит искусству, так как Моцарт своим свободным, легким творчеством, без упорного труда и усилий, не поднимает искусство, не приносит пользы искусству. Но как раз перед тем, как Сальери бросает яд в чашу своего друга, Моцарт в случайном разговоре произносит фразу, поражающую Сальери в самое сердце:

Гений и злодейство
Две вещи несовместные –

Значит Сальери не гений? В разговоре Моцарт определяет настоящих «служителей музыки»: они не заботятся «о нуждах низкой жизни», – они целиком «предались вольному искусству».

Нас мало избранных, счастливцев праздных,
Пренебрегающих презренной пользой ,
Единого прекрасного жрецов.

Реквием Моцарта

Каждое слово Моцарта бичует Сальери. Он плачет, слушая дивные звуки Реквиема, погребального гимна, сочиненного Моцартом, как будто для себя – но уже не в силах остановить совершенного злодейства. Моцарт обречён на гибель.

Окт 15 2015

Темы и проблемы (Моцарт и Сальери). “Маленькие трагедии” цикл пьес П-на, включающий четыре трагедии: “Скупой рыцарь”, “Моцарт и Сальери”, “Каменный гость”, “Пир во время чумы”. Все эти произведения были написаны в период Болдинской осени (1830 Данный текст предназначен только для частного использования 2005 год). “Маленькие трагедии” не пушкин-ское название, оно возникло при публикации и основывалось на фразе П-на, где словосочетание “маленькие трагедии” употреблялось в буквальном смысле. Авторские названия цикла следующие: “Драматические сцены”, “Драматические очерки”, “Драматичес-кие изучения”, “Опыт драматических изучений”. Последние два названия подчеркивают экспериментальный харак-тер художественного замысла П-на. После “Бориса Годунова” (1825 год) с его монументальной формой и сложной композицией П-н создает короткие, камерные сцены с небольшим числом действующих лиц. Экспозиция сжата до нескольких стихов. Отсутствует сложная интрига и пространные диалоги.

Кульминация разрешается мгновенной развязкой. Первоначальный вариант названия тра-гедии “Моцарт и Сальери” “Зависть”, но драматург отказывается от этого назва-ния. Его интересует не нрав завистника, а философия художника-творца. “Моцарт и Сальери” это единствен-ная из “Маленьких трагедий” где созданы образы не вымышленных, а реальный исторических лиц. Однако пушкинский Моцарт так же далек от реального Моцарта, как и весь сюжет трагедии, основанный на легенде, ныне опровергнутой, будто бы Моцарт был отравлен Антонио Сальери, ненавидевшим и питавшим к нему жгучую ненависть. Но П-н все же использует эту легенду, вспоминая эпизод, разыгравшийся во время представления оперы Моцарта “Дон Жуан”: “раздался свист, все обратились с негодованием, и знаменитый Сальери вышел из залы в бешенстве, снедаемый завистью”. Ненормальный с точки зрения здравого смысла поступок Сальери показывает, что его совершил не просто охваченный завистью, но в бешенстве снедаемый ею. А бешенство опасно, ведь корень слова указывает на то, что человек, поддавшийся этому чувству, себе не принадлежит, потому что им руководит бес. Что же привело Сальери к убийству?

Сальери с самого раннего детства посвятил себя музыке, он не противник вдохновения, но считает, что право на вдохновение завоевывается длительным трудом, служением, открывающим доступ в круг посвященных творцов. С этого момента и начинается роковое движение Сальери к преступлению. Поставив искусство выше человека, Сальери убеждает себя в том, что человек и его может быть принесена в жертву этому фетишу. Первый шаг к убийству утверждение, что убийца лишь исполнитель чьей-то высшей воли и личной ответственности не несет. Затем делается самый решительный шаг: слово “убить” заменяется словом “остановить”: …

я избран, чтоб его Остановить… При этом Сальери агрессивной стороной считает Моцарта, это существенно в софистике убийства: жертва изображается как сильный и опасный атакующий враг, а убийца как обороняющаяся жертва. В этом произведении можно выделить еще одну каинову. Тема Каина и его жертвы одна из самых важных в “Моцарте и Сальери”. Ведь каинова тема это тема Сальери.

Сальери так же возмущен несправедливостью, как и Каин, он говорит: “Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет и выше”. Его тяжелый труд не принят Богом. Труд земледельца Каина тяжелее труда Авеля, как труд Сальери, который “поверил…

алгеброй гармонию”, тяжелее труда “безумца” и “гуляки праздного” Моцарта. Сальери так же протестно и интеллектуально, как и преступление Каина. Не даром в древних сказаниях Каин предстает первым убийцей и первым интеллектуалом, задающим Богу непростые вопросы. Эти же вопросы задает и Сальери, интеллектуал, работяга, ремесленник.

Мораль ясна: Сальери работал в расчете на вознаграждение, Моцарт творил, потому что ему нравилась музыка, и поэтому его беззаботная жертва принята, а жертва Сальери отвергнута. Награда Моцарта уже в самой его работе, он может быть бесславным, нищим потому, что спасается своей музыкой. Сальери же в своем видит не цель, а средства. Однако для П-на все не так просто: в его интересует не мораль, а проблема художника-творца.

Сомнения Сальери, его зависть принадлежат не ему одному, но и П-ну. Осип писал: “В каждом поэте есть и Моцарт, и Сальери”. Многие критики отмечают парадоксальное братство этих героев: Моцарт это эхо Сальери, а Сальери эхо Моцарта. Особенно ярко это видно благодаря одной фразе, которую говорят оба , но с разной интонацией.

Моцарт спрашивает: “А гений и злодейство две вещи несовместные. Не правда ль?” Сальери утверждает: “Гений и злодейство две вещи несовместные. Неправда…

” Еще одна важная тема в пьесе тема смерти, тема “черного человека”, которая связана с темой судьбы. Все рассказы о “черном человеке”, о “Реквиеме” Сальери мог воспринимать как напоминание о принятом им решении, но он не отказывается от него. Сальери логик, экспериментатор, рационалист, ему не нужны земные царства, а нужна справедливость, он не понимает, почему вдохновение не дается ему без труда? Почему он не гений? А Моцарт отвечает, что гений не способен на злодейство.

После ухода Моцарта, Сальери спрашивает: “Но ужель он прав, и я не гений?” Сальери остается с неразрешен-ной проблемой справедливости. Таким образом, в своей трагедии создал архитипы художников: легкого, вдохновенного Моцарта и трудяги Сальери. Это помогло ему коснуться очень важных проблем творчества, задать очень актуальные для всего человечества вопросы, коснуться тем, которые волнуют нас в течение всей нашей жизни.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Темы и проблемы (Моцарт и Сальери). . Литературные сочинения!

«Моцарт и Сальери» — это второе произведение Пушкина из цикла «Маленькие трагедии». Оно основано на легенде о неожиданной и загадочной смерти гениального композитора из Австрии – Вольфганга Амадея Моцарта. Вокруг безвременной смерти этого композитора ходили легенды. это драматическое произведение, написанное в жанре трагедии. Пьеса состоит из двух сцен. Все монологи и диалоги написаны белым стихом. Первая сцена происходит в комнате Сальери. Ее можно назвать экспозицией трагедии.

Сальери находится в комнате один. В своем монологе он обрисовывает свой характер, свое воспитание, тайные мысли. Он осознает великий талант Моцарта, божественность его музыки и зависть гложет его душу. В этой же сцене раскрываются дружба и вражда Моцарта и Сальери. В комнату входит Моцарт со слепым скрипачом, и просит того исполнить его произведение. Скрипач играет, но играет скверно на своей старой, плохо звучащей скрипке, чем просто развлекает молодого композитора.

Современники Моцарта помнят его, как человека веселого, жизнерадостного, Такова и его музыка – легкая оптимистичная. Поэтому она быстро находила своего слушателя. В трагедии Моцарт тоже показан таким же оптимистичным, радостным человеком. По крайней мере, таким он выглядит в первой сцене трагедии.

В противовес ему Сальери выглядит мрачным и недовольным. Он вполне искренне восторгается произведением, которое наигрывает ему на пианино Моцарт. Но зависть, коварным червем разъедает его душу. В эту минуту в душе Сальери рождается замысел отравить его тем ядом, который у него хранился 18 лет.

Действие второй сцены происходит в трактире Золотой Лев, куда Сальери приносит яд. Он высыпает порошок в шампанское. Моцарт рассказывает другу о странном мистическом заказчике, который заказал ему Реквием, и теперь словно тень преследует его всюду. Этот «человек в черном» — прообраз смерти. Выпив отравленное шампанское, Моцарт садится за пианино и играет Реквием. Яд постепенно действует, Моцарту становится хуже, он уходит из трактира. Отравленный Моцарт и тут оказывается выше завистливого соперника. Он произносит слова, которые попросту сражают Сальери наповал. Моцарт говорит:

А гений и злодейство -
Две вещи несовместные.

И этими словами сам того не подозревая, он заставил своего приятеля усомниться в собственной гениальности. Сальери пытается оправдать себя. По сути, он не решил своей главной проблемы. В этой фразе, заключается главная мысль произведения. Не случайно, в пьесе она произносится дважды.

Пушкин – гений верил в то, что гений и злодейство – две вещи несовместные. Можно быть гением, а можно быть ремесленником. Сальери в отличие от Моцарта – ремесленник. Он мог быть придворным композитором и музыкантом, а Моцарта слушали все. И слепой музыкант играл на улице не музыку Сальери, а Моцарта, подобрав ее на слух. Зависть – один из семи смертных грехов составляют тему и идею этой трагедии. В этой маленькой трагедии зависть убивает Гения ядом. Но кто как не Пушкин – вечная жертва людской зависти – мог знать, как людская зависть способна отравлять существование.

При всем уважении к известному литературному критику В. Белинскому, невозможно согласиться с его анализом произведения, и особенно с его мнением о том, что Моцарт и Сальери – вымышленные . Это произведение – историческая трагедия. Но Пушкин в ее написании опирался на газетные и журнальные заметки, сплетни. Искаженная информация нередко порождает неверные выводы и умозаключения.

Моцарт и Сальери знали друг друга много лет и даже дружили. Но нельзя исключать и такого варианта, что зависть была обоюдной. Сальери завидовал Моцарту в том, с какой легкостью давались ему композиции, как живо и непринужденно звучала музыка гениального Моцарта. А Моцарт и особенно его отец, злились тому, что какой-то инородный «итальяшка» был придворным музыкантом, завидовали его положению в венском обществе.

И еще: известно, что Вольфганг Моцарт умер естественной смертью, он вовсе не был отравлен, и Сальери никак не причастен к его смерти.

Урок литературы в 9 классе

Тема : Урок внеклассного чтения. А.С. Пушкин. Трагедия «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства»

Цели урока. Воспитывать любовь к творчеству А. С. Пушкина. Ознакомить учащихся с «Маленькой трагедией» Пушкина «Моцарт и Сальери». Развивать умение анализировать драматическое произведение.

Задачи:

Образовательные - п ознакомить с историей создания трагедии, ее композиционными особенностями историей жизни прототипов художественного мировидения, двумя типами мировосприятия, олицетворенных в персонажей пьесы.

Развивающие - р азвивать представление о жанре трагедии, навыки анализа содержания художественного произведения, выстраивать устное высказывание на заданную тему с использованием элементов технологии критического мышления.

Воспитательные - осознание нравственных ценностей как основы человеческих взаимоотношений и человеческой жизни; осознание ценности человеческой жизни, радости творчества труда как его основы, веры в человеческие возможности, приобщение к классической музыке.

Тип урока : Урок усвоения новых знаний с элементами компаративного анализа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 классе

Тема : Урок внеклассного чтения. А.С. Пушкин. Трагедия «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства»

Цели урока. Воспитывать любовь к творчеству А. С. Пушкина. Ознакомить учащихся с «Маленькой трагедией» Пушкина «Моцарт и Сальери». Развивать умение анализировать драматическое произведение.

Задачи:

Образовательные - п ознакомить с историей создания трагедии, ее композиционными особенностями историей жизни прототипов художественного мировидения, двумя типами мировосприятия, олицетворенных в персонажей пьесы.

Развивающие - р азвивать представление о жанре трагедии, навыки анализа содержания художественного произведения, выстраивать устное высказывание на заданную тему с использованием элементов технологии критического мышления.

Воспитательные - осознание нравственных ценностей как основы человеческих взаимоотношений и человеческой жизни; осознание ценности человеческой жизни, радости творчества труда как его основы, веры в человеческие возможности, приобщение к классической музыке.

Тип урока : Урок усвоения новых знаний с элементами компаративного анализа.

Оборудование:

Репродукция портрета А.С.Пушкина

Видеофрагмент из х/ф «Амадей» Милоша Формана

Видеофрагменты из рок-оперы «Моцарт» Дова Аттья и Альбера Барона Коэна

Аудиозапись композиций Моцарта «Реквием» и «Соната №6»

Аудиозапись композиции Сальери «Armonia per in templo della notte»

Ход урока

I. Организационный этап

II. Объявление темы и задач урока

III. Мотивация учебной деятельности:

Слово учителя:

Моцарт и Пушкин – 2 гения: Моцарт – гений музыкального искусства, а Пушкин - художественного.

«Солнце русской поэзии» - писал Белинский о Пушкине. «Вечный солнечный свет»- называл Рубинштейн Моцарта.

IV. Этап усвоения новых знаний:

1. Из истории создания «Маленьких трагедий»

(лекция учителя с элементами беседы сопровождается презентацией – Приложение 2)

В 1830 году в Болдино Пушкин написал четыре пьесы: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы», которые составляли отдельный цикл «Маленькие трагедии».

Запись в тетрадях: Цикл – это жанровое образование, состоящее из произведений, объединенных общими чертами (по композиции, сюжете, системе образов, идейно-тематическим признакам: цель каждой трагедии развенчать какое-либо отрицательное человеческое качество).

Для «Маленьких трагедий» характерно быстрое развитие действия, острый драматический конфликт, глубина проникновения в психологию героев, охваченных сильной страстью, правдивое изображение характеров, отличающихся многогранностью, индивидуальными и типическими чертами.

В «Маленьких трагедиях» показаны всепоглощающие душу человека страсти или пороки:

Гордость;

Жадность;

Зависть;

Чревоугодие;

Гнев.

В «Скупом рыцаре» отразилось средневековье Западной Европы, быт и нравы рыцарского замка, показана власть золота над душой человека.

В «Каменном госте» по-новому разработана старинная испанская легенда о Дон-Жуане, живущем только для себя, не считающемся с нравственными нормами; смелость, ловкость, остроумие – все эти качества он направил на удовлетворение своих желаний в погоне за удовольствиями.

«Пир во время чумы» – философское размышление о поведении человека перед опасностью смерти.

2. Определение темы трагедии «Моцарт и Сальери»

Какая же тема раскрыта в трагедии «Моцарт и Сальери»? (В «Моцарте и Сальери» раскрылась губительная сила зависти).

Тема – художественное творчество и зависть как всепоглощающая душу человека страсть, приводящая его к злодейству. Сохранилось первоначальное название трагедии «Зависть», во многом определяющее ее тему.

3. История создания и основа сюжета трагедии

Трагедия была написана в 1830 году, но замысел относился ещё к 1826 году. Впервые напечатана в 1831 году.

В основу сюжета Пушкин положил широко известные в то время слухи, будто известный Сальери отравил из зависти гениального Моцарта.

Смерть Моцарта окутана тайной. Моцарт умер в 1791 году, в тридцатипятилетнем возрасте, и многие современники были уверены, что его отравили. Сальери дожил до глубокой старости, последние годы мучился душевными расстройствами и не раз каялся в том, что отравил Моцарта. Несмотря на то, что некоторые знакомые обоих композиторов и биографы Моцарта отрицали возможность этого преступления, вопрос до сих пор остается не решенным окончательно. Гаушкин считал факт отравления Моцарта его лучшим другом Сальери установленным и психологически обоснованным.Антонио Сальери в свое время был известным композитором, написавшим довольно много произведений, при этом есть исторические свидетельства, что гениальному Моцарту он завидовал достаточно сильно. Но НЕ ДОКАЗАНО, что Сальери отравил Моцарта, или хотя бы что он имел такой замысел. Достоверно известно только, что Моцарт умер от какой-то странной болезни, давшей осложнения на мозг, перед смертью много бредил и все время повторял "Черный человек" (человек, подошедший к нему на улице и заказавший "Реквием"). Главным аргументом является признание самого Сальери осенью 1823 года в том, что он отравил Моцарта, после чего Сальери пытался перерезать себе бритвой горло. Однако признания Сальери можно истолковать и как доказательства его невиновности. По мнению многих, Сальери был болен психически и сделал свое признание в бреду. Будь он в здравом рассудке, для чего ему было делать роковое признание? Совесть замучила? Почему же она заговорила в нем спустя тридцать с лишним лет? Да и сама попытка самоубийства свидетельствует о помраченном состоянии рассудка композитора. Однако некоторые исследователи утверждают, что замысел самоубийства созрел у него давно, и «помутнения рассудка», как пытались заверить общественность газеты, у него, конечно же, не было.

На похороны Моцарта Сальери не пошел. И жены Моцарта тоже не было - она в тот момент очень сильно болела и не могла встать. Обвинители Сальери указывают на то, что Моцарт был похоронен по "третьему разряду" - в общей могиле с бродягами и преступниками; при погребении тела не присутствовал никто из родственников и знакомых композитора. Сделано это было якобы для того, чтобы потом нельзя было отыскать могилы Моцарта, если кому-то вздумалось бы провести эксгумацию. На эти доводы тоже есть возражения. Судебная токсикология как наука реально возникла лишь в середине XIX века, а во времена Моцарта отравителям (если таковые были) и в голову не приходило опасаться эксгумации. Ну, а причина того, что участники похоронной процессии повернули с половины пути, возможно, заключается в том, что они не желали присутствовать при позорном погребении гения. Заметим кстати, что жителям Вены сообщили о смерти Моцарта только после похорон. Сейчас местонахождение могилы Моцарта неизвестно, и тайна его смерти, скорее всего, никогда не будет раскрыта.

4. Постановка проблемного вопроса:

Что же послужило причиной возникновения споров о смерти Моцарта?

Чтобы узнать ответ на этот вопрос, следует проанализировать образы композиторов и сравнить их с историческими прототипами.

5. Сообщение подготовленного ученика об А.Сальери

Сальери был учеником великого К. В. Глюка, который даже поручил ему написать вместо себя оперу «Данаиды» (1784 г.) для Парижской академии.

Всего Сальери создал свыше 40 опер, среди которых «Тарар» на либретто П. Бомарше, поставленный в Париже в 1787 г. Слава Сальери как композитора росла и распространилась по всей Европе. Людовик XVIII наградил его орденом Почётного легиона. Помимо опер им написано пять месс, реквием, симфония, концерт для органа и два концерта для фортепиано, а также оратории, кантаты и мотеты.

Кроме того, Сальери получил известность как блестящий педагог. Он воспитал более 60 учеников, среди которых Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Лист. В 1817 г. музыкант стал первым директором Венской консерватории. Умер 7 мая 1825 г. в Вене.

К сожалению, о вкладе Сальери на долгое время незаслуженно забыли из-за легенды об отравлении им В. А. Моцарта, использованной А. С. Пушкиным в «Маленьких трагедиях».

6. Историческая справка:

1) Пьер-Огюсте́н Каро́н де Бомарше́ - знаменитый французский драматург и публицист.

Мария-Мадлена Франке, 30-летняя красавица, жена дряхлого контролера отчетности на кухне французского короля, увлеклась юным часовщиком. В итоге контролер уступил Пьеру Карону свою должность. Старик Франке умирает, и молодой Карон женится на его вдове. С этой поры сын часовщика получает дворянский титул и увеличивает свою фамилию прославленной им прибавкой - Бомарше. Менее чем через год после свадьбы - 29 сентября 1757 года супруга умирает. Враги утверждают, что Бомарше отравил ее. Однако вряд ли это так, ибо все имущество переходит к родственникам, и Бомарше опять почти нищ.


2) Микела́нджело Буонарро́ти, полное имя Микела́нджело ди Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни - итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения.

Слова Сальери о Микеланджело Буонаротти напоминают нам о довольно известной легенде, согласно которой Микеланджело, расписывая один из соборов Ватикана, умертвил натурщика, чтобы правдоподобнее изобразить муки умирающего Христа.

7. Проверка д/з: цитатный план-характеристика образа Сальери

8. Сообщение подготовленного ученика о В.А.Моцарте

Героями трагедии являются реальные люди: австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) и итальянский композитор, дирижер, педагог Антонио Сальери (1750-1825).

Вольфганг Амадей Моцарт – австрийский композитор. Моцарт сочинял музыку с пяти лет. В четырнадцать – стал придворным музыкантом в Зальцбурге. Затем жил и работал в Вене. Бывал в Италии, был избран членом Филармонической академии в Болонье. В 1787 году состоялось первое представление в Праге его оперы «Дон-Жуан». В следующем году она была поставлена в Вене, здесь присутствовал Сальери.

Высокую гармонию, изящество, благородство, гуманистическую направленность произведений Моцарта отмечали его современники. Критики писали, что его музыка «полна света, мира и душевной ясности, как будто земные страдания пробуждали только одни Божественные стороны этого человека, а если по временам и проносится тень скорби, то в ней виден душевный мир, проистекающий из полной покорности Провидению». Музыка Моцарта самобытна и оригинальна. Он создал 628 произведений, в том числе 17 опер: «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Волшебная флейта» и др.


9. Проверка д/з: цитатный план-характеристика образа Моцарта

10. Составление сравнительной таблицы «Моцарт - Сальери»

11. Просмотр и анализ видеофрагмента:

Предлагаю вашему вниманию фрагмент из х/ф «Амадей» чешско-американского кинорежиссера Милоша Формана. Ваше задание – ответить на вопрос: «В чем главное отличие героев фильма от персонажей трагедии?» (Моцарт, герой фильма, насмехается над Сальери, чего не скажешь о персонаже трагедии).

Итак, А.С.Пушкин наделяет своих героев уважением друг к другу, исключает насмешки и иронию, а значит, они не однозначны.

12. Приём перекрёстной дискуссии :

Учащиеся делятся на две группы: 1 – находит положительные и отрицательные черты Моцарта, 2 – Сальери.

13. Подведение промежуточного итога:

Чем отличается талант от гениальности? (Талант – выдающиеся способности; Гениальность - высшая творческая способность, вдохновение)

Какой образ является воплощением таланта, а какой – гениальности? (Сальери – талант, Моцарт - гениальность)

14. Проблемный вопрос:

Почему же так труден его путь к совершенству?

15. Прослушивание и анализ композиций:

1) Прослушивание аудиозаписи композиции Сальери «Armonia per in templo della notte»;

2) Словесное рисование;

3) Прослушивание аудиозаписи композиции Моцарта «Соната №6»:

Многочисленные исследования ученых, медиков и психологов всего мира доказали, что музыка австрийского композитора Моцарта оказывает на людей сильное оздоровительное воздействие: повышает умственные способности, увеличивает концентрацию внимания, оказывает благоприятное влияние на лечение целого ряда серьезных болезней, даже эпилепсии, помогает избавиться от душевных проблем, улучшает речь и слух. Известен случай, когда музыка подарила жизнь умирающему 78-летнему маршалу Ришелье Луи Франсуа де Виньро, который, прослушав на смертном одре любимый концерт, пошел на поправку и прожил еще 14 лет.

4) Словесное рисование.

5) Беседа (сравнительный анализ композиций).

Что же посеяло зависть в душе Сальери?

16. Составление аналитических схем:

1) «Путь Сальери-композитора»;

2) «Путь Моцарта-композитора»;

3) Подведение итога

(Моцарт наделен даром с самого рождения, а Сальери пришлось упорно трудиться, чтобы достичь славы)

17. Просмотр и анализ видеофрагмента рок-оперы «Моцарт»:

1) Слово учителя:

Это французский мюзикл производства Дова Аттья и Альбера Барона Коэна, посвященный истории жизни Вольфганга Амадея Моцарта. Он считается одним из самых коммерчески успешных проектов среди вышедших в 2009-2010 гг., с числом проданных билетов более 800 000. Этот спектакль посмотрели не только во Франции, но и в Бельгии, Швейцарии, Украине, России, Японии и Корее.

2) Компаративный анализ персонажей трагедии и рок-оперы:

Как выглядят современные композиторы, по мнению режиссеров?

Меняет ли это суть конфликта между ними?

3)Проблемный вопрос:

Почему история взаимоотношений Моцарта и Сальери до сих пор остается актуальной?

V. Подведение итогов урока:

1. Ответ на проблемный вопрос урока:

- «Гений и злодейство – две вещи несовместные»?

2. Рефлексия

Чему научила нас трагедия А.С.Пушкина сегодня? (Не нужно завидовать, не нужно бояться трудностей, нужно быть смелым, действовать по-человечески)

4. Оценивание деятельности учащихся

5. Д/з: написать эссе «Какие жизненные уроки дает нам изучение классики?» (на примере трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»).

6. Итоговое слово учителя:

Завершить наш урок я бы хотела так же, как и завершил свою трагедию А.С.Пушкин: композицией Моцарта «Реквием».

Реквием – 1. заупокойное богослужение у католиков; 2. многоголосное музыкальное произведение траурного характера для хора с оркестром для такого богослужения.

(Звучит аудиозапись).

«Моцарт и Сальери» - своеобразный реквием обществу, которое погрязло в зависти, сплетнях, стремлении к материальным благам.

«Нет правды на земле…» - приговор «ужасному веку» и « ужасным сердцам». Правда будет только тогда, когда человечество искоренит в себе данные пороки. Давайте стремиться к идеалу.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


 

 

Это интересно: