→ Тема поколения в герой нашего времени. Тема урока: «Портрет поколения» (По роману «Герой нашего времени»)

Тема поколения в герой нашего времени. Тема урока: «Портрет поколения» (По роману «Герой нашего времени»)

Тема судьбы поколения в романе Лермонтова "Герой нашего времени".

К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?
М.Ю. Лермонтов. Монолог.

Юность Лермонтова пришлась на время, которое принято называть "эпохой безвременья". Это очень сложный период в истории России, основным признаком его было отсутствие общественных идеалов. Декабристы потерпели поражение. Лучшие из лучших казнены, сосланы в Сибирь… Россия вступила в длительную полосу реакции.
Один из самых важных вопросов, который волнуют поэта, - судьба молодых людей 30-х годов. Это отразилось в его творчестве. Лермонтов с беспощадным реализмом говорит о неспособности своего поколения выполнить историческую миссию.
Печально я гляжу на наше поколенье…
Это первая строка стихотворения "Дума". Меня удивила в ней "раздвоенность": Лермонтов не отделяет себя от происходящего ("наше поколенье") и все-таки чувствует собственную избранность (" я гляжу"- это взгляд со стороны). В этом отгадка его мировосприятия: у поэта есть силы прожить жизнь ярко, наполнено, он пытается разобраться в себе, найти опору для своей деятельности. Его строгий приговор своим сверстникам – желание пробудить в них жажду деятельности. Это и дает ему право говорить "с строгостью судьи и гражданина".
Подобные рассуждения о "несостоятельности поколения" 30-х годов 19 века мы находим и в романе Лермонтова "Герой нашего времени". Произведение социально-психологическое и нравственно-философское. "В основной идее романа Лермонтова лежит важный современный вопрос о внутреннем человеке",-писал Белинский. Главный герой – Григорий Александрович Печорин. На протяжении всего произведения автор стремится раскрыть его внутренний мир. Этим объяснено композиционное своеобразие романа. Произведение поделено на пять самостоятельных частей, расположенных без хронологической последовательности. Казалось бы, такое построение лишь усложняет восприятие читателя. Но разгадка кроется в том, что у разных глав разные рассказчики. Роман написан так, что мы постепенно узнаем все "странности" Печорина. В первой главе "Бела" о герое рассказывает штабс-капитан Максим Максимович - пожилой человек, которому трудно понять Григория Александровича, ведь они представители разных поколений, у них разное воспитание, образование. Максим Максимович и сам признается: "Странный был малый". Однако уже в этой главе мы видим, что в Печорине объединились совершенно противоречивые качества: выносливость и изнеженность, доброта и эгоизм, предприимчивость и бездеятельность.
Глава "Максим Максимыч" в хронологическом варианте должна бы завершать роман, но в тесте стоит второй. В чем же причина? Завесу над тайной характера героя приоткрывает второй рассказчик – случайный попутчик Максима Максимовича, человек по возрасту, убеждениям, мировосприятию близкий Печорину, да и самому автору, а значит, способный понять, что происходит в душе главного героя.
Впервые в русской литературе в данном произведении дан психологический портрет. Прочитав описание внешности Печорина, мы понимаем, что перед нами уставший от жизни человек, не способный реализовать данные ему от природы возможности. Именно эта черта была ведущей для молодых людей лермонтовского поколения. Печорин не может открыто проявлять свои чувства. Обрадовавшись на сколько это для него возможно встрече с Максимом Максимовичем, он в итоге лишь протягивает ему руку. Старик расстроен. Но и Григорий Александрович страдает от своей холодности, от неспособности испытывать ярких эмоций. Бездеятельность, невостребованность убили в нем этот дар.
А ведь Печорин – человек умный, наделенный от природы тонким мировосприятием. Ему не чуждо понимание красоты. Не случайно его глазами мы видим описание природы в последующих трех главах, представляющих собой дневниковые записи Григория Александровича. Он склонен к самоанализу, а значит, прекрасно осознает то, что с ним происходит. Печорин никому не желает зла. Но все вокруг складывается так, что окружающим он несет беду: встревожено благополучие "бедных контрабандистов", погибает на дуэли Грушницкий, несчастна княжна Мери, разбито сердце Веры. По словам самого Печорина, он играет "роль топора в руках судьбы". Не злой по натуре, Печорин не может никому сочувствовать. "Да и какое мне дело до переживаний и бед человеческих",- заявляет он. Справедливости ради надо сказать, что Григорий Александрович способен осудить себя за некоторые поступки, но общая система его нравственных ценностей от этого не меняется. На первом плане у него всегда его собственные интересы. Особенно хорошо это видно из его дневниковых записей. Размышляя о счастье, он пишет: "Счастье – это насыщенная гордость."
Весьма сомнительны нравственные критерии Печорина по отношению к женщинам. Следуя законам дворянского кодекса, он способен вступиться за "честь невинной девушки" и вызвать на дуэль Грушницкого, распускающего слухи о княжне Мери. Но в то же самое время он бездумно разрушает судьбы Белы и Мери, рассуждая при этом, что "вдохнуть аромат распустившегося цветка" есть величайшее наслаждение. Не способный любить, он не может нести ответственность за свои поступки. Но сам же Печорин, страдая от собственного эгоизма, строго судит себя. Он долгое время мучается от вины перед Белой, стараясь смягчить разочарование Мери, добивается последней встречи с ней, мчится в погоне за уезжающей Верой. "Если я причина несчастья других, то и сам не менее несчастен",-говорит Печорин. Он пишет о своей раздвоенности, о том, что в нем находятся как бы два человека, один из которых действует, другой – судит.
Прочитав "Героя нашего времени", представители официальной власти встревожились: им в пример ставили не идеальную личность, а человека достаточно порочного.
Но в предисловии к роману Лермонтов напишет: "Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины". В этой цитате отгадка "странности" выбора главного героя. Пришло время, когда необходимо говорить о нравственных недостатках людей, вскрывать язвы, помогать находить выход из создавшейся ситуации. Цель автора – пробудить ото сна, бездеятельности тех, кто может изменить Россию к лучшему, помочь думающим людям найти применение своим возможностям. чтобы не настало время, когда их поколение
… с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

Другие эссе на произведения этого автора (Лермонтов М.Ю.):

  • Отношение Лермонтова к критике произведения «Герой нашего времени»
  • "Байронический герой" в русской литературе. Сравнительная характеристика Онегина и Печорина
  • "Герой нашего времени" М. Лермонтова - социально-психологический роман

Тема судьбы поколения в романе Лермонтова “Герой нашего времени”. К чему глубокие познанья, жажда славы, Талант и пылкая любовь свободы, Когда мы их употребить не можем?

М. Ю. Лермонтов. Монолог. Юность Лермонтова пришлась на время, которое принято называть “эпохой безвременья”.

Это очень сложный период в истории России, основным признаком его было отсутствие общественных идеалов. Декабристы потерпели поражение. Лучшие из лучших казнены, сосланы в Сибирь…

Россия вступила в длительную полосу реакции. Один из самых важных

вопросов, который волнуют поэта, – судьба молодых людей 30-х годов. Это отразилось в его творчестве. Лермонтов с беспощадным реализмом говорит о неспособности своего поколения выполнить историческую миссию.

Печально я гляжу на наше поколенье… Это первая строка стихотворения “Дума”. Меня удивила в ней “раздвоенность”: Лермонтов не отделяет себя от происходящего и все-таки чувствует собственную избранность. В этом отгадка его мировосприятия: у поэта есть силы прожить жизнь ярко, наполнено, он пытается разобраться в себе, найти опору для своей деятельности.

Его строгий приговор своим сверстникам – желание пробудить в них жажду деятельности. Это и дает ему право говорить “с строгостью судьи и гражданина”. Подобные рассуждения о “несостоятельности поколения” 30-х годов 19 века мы находим и в романе Лермонтова “Герой нашего времени”.

Произведение социально-психологическое и нравственно-философское. “В основной идее романа Лермонтова лежит важный современный вопрос о внутреннем человеке”,-писал Белинский. Главный герой – Григорий Александрович Печорин. На протяжении всего произведения автор стремится раскрыть его внутренний мир. Этим объяснено композиционное своеобразие романа.

Произведение поделено на пять самостоятельных частей, расположенных без хронологической последовательности. Казалось бы, такое построение лишь усложняет восприятие читателя. Но разгадка кроется в том, что у разных глав разные рассказчики. Роман написан так, что мы постепенно узнаем все “странности” Печорина. В первой главе “Бела” о герое рассказывает штабс-капитан Максим Максимович – пожилой человек, которому трудно понять Григория Александровича, ведь они представители разных поколений, у них разное воспитание, образование.

Максим Максимович и сам признается: “Странный был малый”. Однако уже в этой главе мы видим, что в Печорине объединились совершенно противоречивые качества: выносливость и изнеженность, доброта и эгоизм, предприимчивость и бездеятельность. Глава “Максим Максимыч” в хронологическом варианте должна бы завершать роман, но в тесте стоит второй.

В чем же причина? Завесу над тайной характера героя приоткрывает второй рассказчик – случайный попутчик Максима Максимовича, человек по возрасту, убеждениям, мировосприятию близкий Печорину, да и самому автору, а значит, способный понять, что происходит в душе главного героя. Впервые в русской литературе в данном произведении дан психологический портрет.

Прочитав описание внешности Печорина, мы понимаем, что перед нами уставший от жизни человек, не способный реализовать данные ему от природы возможности. Именно эта черта была ведущей для молодых людей лермонтовского поколения. Печорин не может открыто проявлять свои чувства. Обрадовавшись на сколько это для него возможно встрече с Максимом Максимовичем, он в итоге лишь протягивает ему руку. Старик расстроен.

Но и Григорий Александрович страдает от своей холодности, от неспособности испытывать ярких эмоций. Бездеятельность, невостребованность убили в нем этот дар. А ведь Печорин – человек умный, наделенный от природы тонким мировосприятием. Ему не чуждо понимание красоты. Не случайно его глазами мы видим описание природы в последующих трех главах, представляющих собой дневниковые записи Григория Александровича.

Он склонен к самоанализу, а значит, прекрасно осознает то, что с ним происходит. Печорин никому не желает зла. Но все вокруг складывается так, что окружающим он несет беду: встревожено благополучие “бедных контрабандистов”, погибает на дуэли Грушницкий, несчастна княжна Мери, разбито сердце Веры. По словам самого Печорина, он играет “роль топора в руках судьбы”.

Не злой по натуре, Печорин не может никому сочувствовать. “Да и какое мне дело до переживаний и бед человеческих”,- заявляет он. Справедливости ради надо сказать, что Григорий Александрович способен осудить себя за некоторые поступки, но общая система его нравственных ценностей от этого не меняется. На первом плане у него всегда его собственные интересы. Особенно хорошо это видно из его дневниковых записей. Размышляя о счастье, он пишет: “Счастье – это насыщенная гордость.”

Весьма сомнительны нравственные критерии Печорина по отношению к женщинам. Следуя законам дворянского кодекса, он способен вступиться за “честь невинной девушки” и вызвать на дуэль Грушницкого, распускающего слухи о княжне Мери. Но в то же самое время он бездумно разрушает судьбы Белы и Мери, рассуждая при этом, что “вдохнуть аромат распустившегося цветка” есть величайшее наслаждение. Не способный любить, он не может нести ответственность за свои поступки.

Но сам же Печорин, страдая от собственного эгоизма, строго судит себя. Он долгое время мучается от вины перед Белой, стараясь смягчить разочарование Мери, добивается последней встречи с ней, мчится в погоне за уезжающей Верой. “Если я причина несчастья других, то и сам не менее несчастен”,-говорит Печорин. Он пишет о своей раздвоенности, о том, что в нем находятся как бы два человека, один из которых действует, другой – судит.

Прочитав “Героя нашего времени”, представители официальной власти встревожились: им в пример ставили не идеальную личность, а человека достаточно порочного. Но в предисловии к роману Лермонтов напишет: “Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины”. В этой цитате отгадка “странности” выбора главного героя.

Пришло время, когда необходимо говорить о нравственных недостатках людей, вскрывать язвы, помогать находить выход из создавшейся ситуации. Цель автора – пробудить ото сна, бездеятельности тех, кто может изменить Россию к лучшему, помочь думающим людям найти применение своим возможностям. чтобы не настало время, когда их поколение … с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом.


Другие работы по этой теме:

  1. 1. Незаурядность лермонтовского героя. 2. Взаимоотношения Печорина с людьми. 3. Грушницкий: антипод или карикатура на Печорина? Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее –...
  2. Проблемы потерянного поколения в русской литературе коснулся впервые глубоко именно Лермонтов. Писателем была вскрыта трагическая двойственность: сила и слабость человека, живущего в последекабристскую мертвую пору....
  3. План 1. Вступление. “Герой нашего времени” – центростремительное произведение. 2. Печорин – главный герой романа: 1) прием сопоставления как один из главных в раскрытии образа...
  4. Печорин любит сомневаться во всем, поэтому он воздерживается от прямолинейного суждения. Герой приходит к мысли, что при любых обстоятельствах, несмотря ни на что, нужно действовать,...
  5. После написания романа “Герой нашего времени”, Михаил Лермонтов говорил, что большое значение он уделил именно дуэли между прапорщиком Печориным и юнкером Грушницким. Печорин и Грушницкий...
  6. Известно, что сюжет “Фаталиста” был подсказан Лермонтову действительным происшествием. Его добрый знакомый кавказский помещик Аким Акимыч Хастатов поведал поэту о своем не слишком приятном приключении....
  7. Для понимания характера главного персонажа романа Михаила Юрьевича Лермонтова “Герой нашего времени” Пе­чорина важное значение имеет тема судьбы. Сначала читатель знакомится с этим персонажем по...
  8. Даже последняя гибельная дуэль Лермонтова кажется случайностью и ребячеством, неожиданно трагическим следствием обычной в юнкерской среде школярской шалости. Но все мы вослед за замечательной, героической...
  9. Когда жизнь человека теряет смысл, Становится ненужной для него или для Других, тогда человеку остается только Умереть. В. В. Боровский Величайший поэт России Пушкин предательски...
  10. Женские образы в романе Герой нашего времени Лермонтова Произведение М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” будоражило умы многих читателей не одного поколения. Поведение главного героя,...

.
Тема судьба поколения в романе Лермонтова “Герой нашего времени”

Лермонтов «полностью принадлежит к нашему поколению, - писал А. И. Герцен. - Разбуженные великим днем 14-го декабря, мы увидели лишь казни и изгнания. Вынужденные молчать, сдерживая слезы, мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли - и какие мысли! Это уже не были идеи просвещенного либерализма, идеи прогресса, - то были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости».

Проблема потерянного поколения впервые в русской литературе глубоко осмыслена именно Лермонтовым. Писатель вскрыл трагическую двойственность человека последекабристской мертвой поры, его силу и слабость. Гордое и пассивное неприятие «преобразований» общества порождало горькое одиночество, а в результате - душевное ожесточение. Образ Печорина оказывается поразительно жизненным, его загадочность привлекательной. В. Г. Белинский заметил, что в самых пороках Печорина проблескивает что-то великое. Герой не склоняется перед жестокой подлостью времени, во имя ненависти к этой жизни он жертвует всем - своими чувствами, своей потребностью любви. В бессмысленном протесте - крах человека, но автор шел на это сознательно.

Герцен говорил, что был нужен особый закал, чтобы вынести воздух мрачной николаевской эпохи; надо было уметь ненавидеть из любви, презирать из гуманности, уметь высоко держать голову, имея цепи на руках и ногах. Страх, внедренный в "русское общество Николаем I, основывался на последекабристских репрессиях. От отцов, предавших идеалы верности дружбе, «вольности святой», поколение Лермонтова взяло лишь страх перед властью, покорное рабство. И потому поэт с грустью говорит:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

По словам Герцена, на поверхности «видны были только потери», внутри же «совершалась великая работа... глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная ».

Показывая в романе важность среды и обстоятельств для формирования характера, Лермонтов в образе своего героя сосредоточивает внимание не на этом процессе, а на конечном итоге развития человеческой личности.

Печорин сформировался как личность в тех кругах дворянской интеллигенции, где было в моде осмеивать все искренние проявления бескорыстной человечности как романтические. И это наложило отпечаток на его развитие, искалечило его морально, убило в нем все благородные порывы: «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собою и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли... Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил...»

Перед нами не просто портрет героя эпохи, перед нами «история души человеческой». В предисловии к роману Лермонтов говорил о типичности своего героя: «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». А в предисловии к «Журналу Печорина» автор надеется, что читатели «найдут оправдания поступкам, в которых до сей поры обвиняли человека...».

Не пытаясь оправдаться, но желая объяснить противоречия в своем характере, Печорин открывается Максиму Максимычу: он считает себя причиной несчастий других, ему надоели удовольствия высшего света, общества, надоели науки, любовь светских красавиц раздражала воображение и самолюбие, а сердце оставалось пустым. Печорин считает, что душа его испорчена светом. Исповедуясь княжне Мери, наш герой признается в том, что его «бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом», но, «узнав хорошо свет и пружины общества», он «стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами», которых он добивался.

И в результате:

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды...

Печорин глубоко несчастен, замкнут в себе, страдает от одиночества. У него «ненасытное сердце», «беспокойное воображение», он скучает по новым впечатлениям, энергия его ищет выхода. Многого Печорин ждал от перевода на Кавказ, от участия в боевых действиях, но скоро и опасность стала ему привычной. Не принесла душевного обновления и любовь черкешенки Бэлы. Его беспокойная, духовно богатая натура не смирилась бы с устроенной тихой семейной жизнью с Мери Лиговской.

Но остаться одному Печорину вряд ли удастся: ему трудно переживать одиночество, его влечет общение с людьми. В «Тамани» Печорин желает приблизиться к «мирным контрабандистам», еще не зная, чем они занимаются. Его притягивает тайна, ночные шорохи. Но попытка сближения оказывается напрасной: контрабандисты не могут признать Печорина своим человеком, поверить ему, а разгадка их тайны разочаровывает героя. Надежды на любовь обернулись враждебностью, свидание - схваткой. От всех этих превращений Печорин приходит в бешенство.

Ощущение мира как тайны, страстный интерес к жизни в Печорине сменяются отчуждением и равнодушием:

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно малодушны

И перед властию - презренные рабы.

Но нашего героя привлекает опасность и все, что волнует кровь, дает пищу уму. Представители «водяного общества» не принимают Печорина в свой круг. Они думают, что Печорин гордится своей принадлежностью к петербургскому свету и гостиным, куда их не пускают. Печорин им не противоречит. Ему нравится быть в центре внимания, поучать и советовать, рассеивать надежды и открывать людям глаза на действительность.

Желая уйти от условностей света («Мне и нездешнее общество... ужасно надоело»), Печорин надеется на встречу с людьми неординарными, мечтает познакомиться с умным человеком. Но ничего, кроме болезненного восприятия ничтожности этих людей, Печорин не испытывает. Представители «водяного общества» откровенно примитивны.

Есть один важнейший нравственный закон, истинный во все времена: уважение к миру, к людям начинается с самоуважения. Печорин понимает этот закон, не сознавая его важности, не видя в нем истоки своей трагедии. Он утверждает: «Зло порождает зло; первое страдание дает понятие об удовольствии мучить другого...» Окружающий Печорина мир построен на законе духовного рабства - мучают, чтобы получить удовольствие от страданий другого. И несчастный, страдая, мечтает об одном - отомстить, унизить

Не только обидчика, но и весь мир. Зло порождает зло в мире без Бога, в обществе, где попраны нравственные законы.

У Печорина хватает смелости признаться: «Я иногда себя презираю... Не оттого ли я презираю и других?..» Но легче ли становится после такого признания?

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

Оставшись наедине с самим собой, Печорин беспощаден не только к своим оппонентам, но и к себе. Во всех неудачах он винит прежде всего себя. Печорин постоянно ощущает свою нравственную ущербность: он говорит о двух половинах души, о том, что лучшая часть души «высохла, испарилась, умерла». И обвиняя мир, людей и время в своем духовном рабстве, Печорин разочаровывается во всем, что когда-то радовало и вдохновляло его.

Начиная со второй половины XIX века за Печориным упрочилось определение «лишнего человека». В нем запечатлена трагедия уже сложившейся личности, обреченной жить в «стране рабов, стране господ».

Изображение характера Печорина, сильного, твердого и одновременно противоречивого, непредсказуемого в своем поведении и окончательной судьбе, пока смерть не поставит в ней последнюю точку, было тем новым, что внес Лермонтов в художественное постижение человека:

И скажет: отчего не понял свет

Великого, и как он не нашел

Себе друзей, и как любви привет

К нему надежду снова не привел? Он был ее достоин.

Лермонтов искренне сожалеет о горькой судьбе своих современников, многие из которых оказались лишними людьми в своей стране. Автор призывает не плыть по течению жизни, а сопротивляться, совершая нравственный подвиг.

Тема судьба поколения в романе Лермонтова "Герой нашего времени"

Тема судьбы поколения в романе Лермонтова «Герой нашего времени».

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем?

М.Ю. Лермонтов. Монолог.

Юность Лермонтова пришлась на время, которое принято называть «эпохой безвременья». Это очень сложный период в истории России, основным признаком его было отсутствие общественных идеалов. Декабристы потерпели поражение. Лучшие из лучших казнены, сосланы в Сибирь… Россия вступила в длительную полосу реакции.

Один из самых важных вопросов, который волнуют поэта, - судьба молодых людей 30-х годов. Это отразилось в его творчестве. Лермонтов с беспощадным реализмом говорит о неспособности своего поколения выполнить историческую миссию.

Печально я гляжу на наше поколенье…

Это первая строка стихотворения «Дума». Меня удивила в ней «раздвоенность»: Лермонтов не отделяет себя от происходящего («наше поколенье») и все-таки чувствует собственную избранность (« я гляжу»- это взгляд со стороны). В этом отгадка его мировосприятия: у поэта есть силы прожить жизнь ярко, наполнено, он пытается разобраться в себе, найти опору для своей деятельности. Его строгий приговор своим сверстникам - желание пробудить в них жажду деятельности. Это и дает ему право говорить «с строгостью судьи и гражданина».

Подобные рассуждения о «несостоятельности поколения» 30-х годов 19 века мы находим и в романе Лермонтова «Герой нашего времени». Произведение социально-психологическое и нравственно-философское. «В основной идее романа Лермонтова лежит важный современный вопрос о внутреннем человеке»,-писал Белинский. Главный герой - Григорий Александрович Печорин. На протяжении всего произведения автор стремится раскрыть его внутренний мир. Этим объяснено композиционное своеобразие романа. Произведение поделено на пять самостоятельных частей, расположенных без хронологической последовательности. Казалось бы, такое построение лишь усложняет восприятие читателя. Но разгадка кроется в том, что у разных глав разные рассказчики. Роман написан так, что мы постепенно узнаем все «странности» Печорина. В первой главе «Бела» о герое рассказывает штабс-капитан Максим Максимович - пожилой человек, которому трудно понять Григория Александровича, ведь они представители разных поколений, у них разное воспитание, образование. Максим Максимович и сам признается: «Странный был малый». Однако уже в этой главе мы видим, что в Печорине объединились совершенно противоречивые качества: выносливость и изнеженность, доброта и эгоизм, предприимчивость и бездеятельность.

Глава «Максим Максимыч» в хронологическом варианте должна бы завершать роман, но в тесте стоит второй. В чем же причина? Завесу над тайной характера героя приоткрывает второй рассказчик - случайный попутчик Максима Максимовича, человек по возрасту, убеждениям, мировосприятию близкий Печорину, да и самому автору, а значит, способный понять, что происходит в душе главного героя.

Впервые в русской литературе в данном произведении дан психологический портрет. Прочитав описание внешности Печорина, мы понимаем, что перед нами уставший от жизни человек, не способный реализовать данные ему от природы возможности. Именно эта черта была ведущей для молодых людей лермонтовского поколения. Печорин не может открыто проявлять свои чувства. Обрадовавшись на сколько это для него возможно встрече с Максимом Максимовичем, он в итоге лишь протягивает ему руку. Старик расстроен. Но и Григорий Александрович страдает от своей холодности, от неспособности испытывать ярких эмоций. Бездеятельность, невостребованность убили в нем этот дар.

А ведь Печорин - человек умный, наделенный от природы тонким мировосприятием. Ему не чуждо понимание красоты. Не случайно его глазами мы видим описание природы в последующих трех главах, представляющих собой дневниковые записи Григория Александровича. Он склонен к самоанализу, а значит, прекрасно осознает то, что с ним происходит. Печорин никому не желает зла. Но все вокруг складывается так, что окружающим он несет беду: встревожено благополучие «бедных контрабандистов», погибает на дуэли Грушницкий, несчастна княжна Мери, разбито сердце Веры. По словам самого Печорина, он играет «роль топора в руках судьбы». Не злой по натуре, Печорин не может никому сочувствовать. «Да и какое мне дело до переживаний и бед человеческих»,- заявляет он. Справедливости ради надо сказать, что Григорий Александрович способен осудить себя за некоторые поступки, но общая система его нравственных ценностей от этого не меняется. На первом плане у него всегда его собственные интересы. Особенно хорошо это видно из его дневниковых записей. Размышляя о счастье, он пишет: «Счастье - это насыщенная гордость.»

Весьма сомнительны нравственные критерии Печорина по отношению к женщинам. Следуя законам дворянского кодекса, он способен вступиться за «честь невинной девушки» и вызвать на дуэль Грушницкого, распускающего слухи о княжне Мери. Но в то же самое время он бездумно разрушает судьбы Белы и Мери, рассуждая при этом, что «вдохнуть аромат распустившегося цветка» есть величайшее наслаждение. Не способный любить, он не может нести ответственность за свои поступки. Но сам же Печорин, страдая от собственного эгоизма, строго судит себя. Он долгое время мучается от вины перед Белой, стараясь смягчить разочарование Мери, добивается последней встречи с ней, мчится в погоне за уезжающей Верой. «Если я причина несчастья других, то и сам не менее несчастен»,-говорит Печорин. Он пишет о своей раздвоенности, о том, что в нем находятся как бы два человека, один из которых действует, другой - судит.

Прочитав «Героя нашего времени», представители официальной власти встревожились: им в пример ставили не идеальную личность, а человека достаточно порочного.

Но в предисловии к роману Лермонтов напишет: «Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины». В этой цитате отгадка «странности» выбора главного героя. Пришло время, когда необходимо говорить о нравственных недостатках людей, вскрывать язвы, помогать находить выход из создавшейся ситуации. Цель автора - пробудить ото сна, бездеятельности тех, кто может изменить Россию к лучшему, помочь думающим людям найти применение своим возможностям. чтобы не настало время, когда их поколение

… с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

МОУ СОШ №37

Программно-методическое обеспечение:

Образовательная система «Школа 2100»: , Чиндилова твоей литературы (Литературное путешествие по реке времени). Учебник для 9-го класса.–М.: «Баласс», 2008.;

«Если бы я была художником и задумала написать портрет своего поколения, я бы нарисовала приоткрытую дверь, из которой бы шел свет.

Этот свет нужен нам, потому что мы часто ищем наугад то, что принесет нам счастье. А мир, в котором мы живем, суров и жесток, агрессивен и безжалостен!

Свет на моей картине – это те мои сверстники, которые освещают этот мир. К счастью, таких много. Разве вам не приходилось в сложной жизненной ситуации увидеть в глазах незнакомого человека этот свет, согревающий и обещающий помочь?

Я верю, что моё поколение обязательно найдет эту дверь и, однажды встретившись со светом, ни за что не захочет жить во тьме».

(Звучит романс «Выхожу один я на дорогу…»: проблема жизненного выбора; лирический герой – в открытом, распахнутом мире, перед ним – устремленная вдаль дорога, над ним – открытое небо; примирение Лермонтова с собой, судьбой, творцом.)

Учитель снимает с доски листы ватмана с нарисованной на них полуоткрытой дверью, и учащиеся видят свои фотографии.

Учитель: Сегодня мы вместе попытались написать портрет поколения. А вот каким будет портрет вашего поколения, зависит только от вас – ваших мыслей и, самое главное, ваших поступков.

VII. Домашнее задание

Заполнение таблицы «Черты характера Печорина», групповое задание: «Я защищаю Печорина…», «Я обвиняю Печорина…» (5 аргументов в защиту Печорина, 5 аргументов в обвинение Печорина).

Приложение

Запись на доске:

Жажда деятельности – погоня за удовольствиями и рискованными приключениями, растрата сил на мелкие страсти и пустые дела; глубокий аналитический ум, способность к самоанализу – признание себя единственным судьёй над собой; знание людей – предельный индивидуализм и эгоизм, равнодушие и бездушие; сильная воля, смелость, отвага – безрассудность, игра с опасностью; неприятие действительности – отсутствие жизненной цели; любовь к природе, понимание прекрасного – подавление искренних чувств ;

Карточка-информатор

Предисловие к роману

Предисловие ко всему роману было написано Лермонтовым ко второму изданию в 1841 году. Это был отклик писателя на критику. Лермонтова задела статья, в которой критик назвал главного героя человеком безнравственным и порочным, не имеющим корней в русской жизни. Кроме того, до Лермонтова дошли сведения, что роман возмутил самого государя. Николай I будто бы назвал его «жалкой книгой, показывающей большую испорченность автора».

Карточка-информатор

О романе «Герой нашего времени»

: «Живой человек носит в своем духе, в своем сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветет его здоровьем».

: «…В произведениях Лермонтова виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении, но в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства. Нигде нет пушкинского разгула по миру жизни; но везде вопросы, которые мучат душу, леденят сердце…»

 

 

Это интересно: