→ Уровень урбанизации регионов мира. Почему растет и что это такое урбанизация Наиболее высокий уровень урбанизации наблюдается в

Уровень урбанизации регионов мира. Почему растет и что это такое урбанизация Наиболее высокий уровень урбанизации наблюдается в

Первая черта – быстрые темпы роста городского населения, особенно в менее развитых странах.

В 1900 г. в городах жило около 14% населения мира, в 1905г. – 29%, а в 1990г. – 45%. В среднем городское население ежегодно увеличивается примерно на 50 млн. человек. К 2000г. согласно прогнозам демографов, доля горожан может превысить 50%.

Вторая черта – населения и хозяйства в основном в больших городах. Это объясняется прежде всего характером производства, усложнение его связей с наукой, образованием. Кроме того, большие города обычно полнее удовлетворяют духовные запросы людей, лучше обеспечивают обилие и разнообразие товаров и услуг, доступ к хранилищам информации.

В начале XX века в мире насчитывалось 360 больших городов, в которых проживало лишь 5% всего населения. В конце 80-х г.г. таких городов было уже 2,5 тыс., а доля их в мировом населении превысила 1/3. К началу XXI века число больших городов достигнет 4 тыс.

Среди больших городов принято особо выделить крупнейшие города миллионеры с населением свыше 1 млн. жителей. Исторически первым городом был Рим во времена Юлия Цезаря.

В начале XX века их было всего 10, в начале 80-х г.г. – более 200, а к концу столетия число их, видимо, превысит 400. В России в 1992г. насчитывалось 13 таких городов. Более 30 “супергородов” мира уже имеют свыше 5 млн. жителей каждый.

Третья черта – “распознание“ города расширение их территорий. Для современной урбанизации особенно характерен переход от компактного города к городским агломерациям - территориальным группировкам городских и сельских поселений. Ядрами крупнейших городских агломераций чаще всего становятся столицы, наиболее важные промышленные и портовые центры.

Крупнейшие городские агломерации сложились вокруг Мехико, Токио, Сан-Паулу и Нью-Йорка: в них проживают по 16-20 млн. человек. В России из нескольких десятков крупных агломераций самая большая - Московская с населением 13,5 млн. человек; она включает около 100 городских и несколько тысяч сельских поселений.

Согласно имеющимся прогнозам к концу XX века число крупнейших агломераций значительно возрастет.

Многие из них трансформируются в еще более крупные образования – урбанизационные районы и зоны.

4. Уровни и темпы урбанизации.

Несмотря на наличие общих черт урбанизации как всемирного процесса в разных странах и регионах она имеет свои особенности, которые, прежде всего, находят выражение в различных уровнях и темпах урбанизации.

По уровню урбанизации все страны мира можно подразделить на 3 большие группы. Но основные различия можно наблюдать между более и менее развитыми странами. В начале 90-х г.г. в развитых странах уровень урбанизации в среднем составлял 72%, а в развивающихся – 33%.

Темпы урбанизации во многом зависят от ее уровня. В большинстве экономически развитых стран, достигших высокого уровня урбанизации, доля городского населения в последнее время растет сравнительно медленно, а число жителей в столицах и других самых крупных городах, как правило, даже уменьшается. Многое горожане теперь предпочитают жить не в центрах крупных городов, а в пригородах и сельской местности. Это объясняется удорожанием инженерного оборудования, обветшанием инфраструктуры, крайним усложнением транспортных проблем, загрязнением окружающей среды. Но урбанизация продолжает развиваться вглубь, приобретая новые формы. В развивающихся странах, где уровень урбанизации значительно более низкий, она продолжает расти вширь, а городское население быстро увеличивается. Ныне на их долю приходится более 4/5 всего ежегодного прироста числа городских жителей, а абсолютное число горожан уже намного превысило их число в экономически развитых странах. Это явление, получившее в науке наименование городского взрыва, стало одним из важнейших факторов всего социально-экономического развития развивающихся стран. Однако рост населения городов в этих регионах намного опережает их реальное развитие. Он происходит в значительной мере благодаря постоянному “выталкиванию” избыточного сельского населения в города, особенно крупные. При этом неимущее население обычно селится на окраинах больших городов, где возникают пояса нищеты, трущоб. Полная, как иногда говорят, “трущобная урбанизация” приняла очень большие размеры. Вот почему в ряде международных документов говорится о кризисе урбанизации в развивающихся странах. Но она продолжает оставаться в основном стихийной и неупорядоченной.

В экономически развитых странах, напротив, предпринимаются большие усилия по регулированию процесса урбанизации, управлению им. В этой работе, которая нередко осуществляется методом проб и ошибок, наряду с государственными органами участвуют архитекторы, демографы, географы, экономисты, социологи, представители многих других наук. Современные процессы роста, состав и размещение населения вызывают много сложных проблем, некоторые из которых носят всемирный характер, а некоторые специфичны для стран различных типов. Наиболее важные из них - продолжающийся быстрый рост населения мира, межнациональные отношения, урбанизация.

Почти все проблемы мирового народонаселения, как никогда прежде, теснейшим образом переплетаются в процессе мировой урбанизации. В наиболее концентрированной форме они проявляются в городах. Там же сконцентрировано – очень часто до крайних пределов - само население и производство. Урбанизация - сложнейший многообразный процесс, затрагивающий все стороны мировой жизни. Поэтому он получил широкое отражение в литературе, прежде всего в экономико - и социально – географической. Отметим лишь некоторые особенности мировой урбанизации на пороге третьего тысячелетия. Урбанизация по-прежнему продолжается быстрыми темпами в различных формах в странах разного уровня развития, в неодинаковых условиях каждой страны, и вширь, и вглубь, с той или иной скоростью.

Темпы ежегодного прироста горожан почти вдвое выше, чем прироста населения мира в целом. В 1950 г. в городах жило 28% мирового населения, в 1997 г. – 45%. Города разного ранга, значения и величины с быстро разрастающимися пригородами, агломерациями, еще более обширными урбанизированными зонами практически охватывают своим влиянием основную часть человечества. Важнейшую роль при этом играют большие города, прежде всего города-миллионеры. Последних в 1950 г. насчитывалось 116, в 1996 г. их уже 230.Городской образ жизни населения, городская культура в самом широком смысле слова все более распространяются в сельской местности большинство стран мира. В развивающихся странах урбанизация в основном идет “вширь” в результате массового притока в большие города переселенцев из сельской местности и малых городов. По данным ООН, в 1995 г. доля городского населения в развивающихся странах в целом составила 38% , в том числе в наименее развитых – 22%. Для Африки этот показатель был 34%, для Азии – 35%. А вот в Латинской Америке горожане составляют ныне большинство населения: 74%, в том числе Венесуэле – 93%, в Бразилии, на Кубе, в Пуэрто-Рико, Тринидаде и Тобаго, Мексике, Колумбии и Перу – от 70% до 80% и т.д. Лишь в немногих наименее развитых государствах (Гаити, Сальвадор, Гватемала, Гондурас) и в малых островных странах Карибского бассейна горожан менее половины – от 35% до 47%.

Показатели высокого уровня урбанизации формально характерны для сравнительно немногих, наиболее развитых стран Азии и Африки. Однако фактически и эти, и некоторые другие страны Азии имеют различные черты давней, даже древней урбанизации (Китай, Индия, страны Среднего и Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и др.). Высокая доля горожан, кроме, стран городов (Сингапур, Сянган, Аомынь), у близких к ним по характеру расселения некоторых арабских государств, особенно нефтедобывающих: Кувейта (97%), Катара (91%), ОАЭ (84%), Иордании (72%). Очень большая доля горожан характерна так же для наиболее развитых государств на крайнем западе Азии: Израиля (91%), Ливана (87%), Турции (69%).

В индустриально развитых странах урбанизация “вширь” давно исчерпала себя. В XXI веке большинство их вступают практически сплошь урбанизированными. В Европе горожане составляют в среднем 74% населения, в том числе в Западной – 81%, в отдельных странах – еще более: в Бельгии – 97%, Нидерландах и Великобритании – 90%, в ФРГ – 87%, хотя кое – где заметно меньше: в Австрии, например – 56%, в Швейцарии – 61%. Высока урбанизированность в Северной Европе: в среднем, а также в Дании и Норвегии – 73%. Заметно меньше она в Южной и Восточной Европе, но, конечно, при других показателях урбанизации, выше, чем в развивающихся странах. В США и Канаде доля городского населения достигает 80%.

Доля экономически развитых стран ныне характерна урбанизация “вглубь”: интенсивная субурбанизация, образование и распространение городских агломираций и мегополисов. Концентрация промышленности транспорта ухудшила экономические условия жизни в больших городах. Во многих районах население теперь растет быстрее в малых городах, по окраинам, чем в центрах агломераций. Нередко крупнейшие города, прежде всего города – миллионеры, теряют население из-за его миграции в пригороды, города спутники, кое-где в сельскую местность, куда оно приносит городской образ жизни. Городское население промышленно развитых стран сейчас практически не растет.

РАЗДЕЛ 4. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО РАССЕЛЕНИЯ

XX в. называют веком урбанизации. Городское расселение в этот период развивалось особенно быстро. Интенсивные процессы урбанизации привлекли усиленное внимание специалистов многих отраслей знаний, в результате чего были выявлены общие закономерности развития городского расселения в разных странах мира, созданы теории урбанизации в разных науках - географии, экономике, социологии и др. Этап ускоренного развития урабанизационных процессов прошла в XX в. и наша страна. Но прежде чем рассмотреть глобальные закономерности развития урбанизации и их проявление в России, остановимся на общей картине городского расселения современного мира.

Мировые процессы урбанизации в XX в.

Как уже отмечалось выше, урбанизация - это усиление значения городских поселений в разных сферах жизни общества. В той или иной степени урабанизационными процессами оказываются охваченными практически все области жизнедеятельности современного общества. В наиболее обобщенном виде это проявляется в формировании и всё более широком распространении современного городского образа жизни, который в перспективе, по всей видимости, охватит все человечество. Но образ жизни - это качественная характеристика, трудно формализуемая при сравнении разных территорий, и сильно зависящая от многих характеристик населения и хозяйства конкретных обществ (состава населения, природно-ресурсного потенциала и др.). Поэтому обычно о развитии процессов урбанизации судят по нескольким характеристикам населения, которые сужают значение этого понятия, но при этом сравнительно легко отражаются количественными статистическими показателями. Наиболее широко из таких показателей используются:

Количество городских поселений, в том числе больших и крупнейших;

Численность городского населения;

Доля городского населения, в том числе населения, проживающего в больших и крупнейших городах.

Для планеты в целом изменение некоторых подобных показателей на протяжении XX в. представлено & табл. 4.1. Хорошо видно, что на протяжении этого века число горожан на Земле выросло более чем в 13 раз, и их доля ^плотную приблизилась к половине жителей планеты. При этом происходило образование все более крупных городов. В том числе в настоящее время имеется уже более 20 городов и городских агломераций с численностью населения более 10 млн. человек. Тогда как в начале века самыми крупными были немногочисленные города-миллионеры. Именно в таких наиболее крупных городских поселениях происходит постепенная концентрация городских жителей. И сегодня уже каждый пятый человек на Земле проживает не просто Р городе, а в очень крупном городском поселении с численностью населения более 1 млн. человек. В ближайшей перспективе какого-либо замедления темпов роста показателей урбанизации не ожидается.

Таблица 4.1 Изменение основных показателей урбанизации в XX в.

Все перечисленные в таблице показатели характеризуют степень урбанизированности общества, отражая отдельные важные процессы урбанизации - рост количества городских поселений, в том числе поселений крупных размеров, концентрацию населения во все более крупных городских образованиях, увеличение численности и доли городского населения. Наиболее обобщенным является последний показатель, который характеризует городское население не только само по себе, но и в сравнении с сельским, т. е. отражает значение городских поселений во всей структуре расселения той или иной территории. Поэтому показатель доли городского населения называют также показателем уровня урбанизированности (урбанизации) и именно по нему, прежде всего, судят о развитии процессов урбанизации на какой-либо отдельной территории или на Земле в целом.

Можно выделить несколько пороговых значений уровня урбанизации.

1. Если он меньше 10%, то территория является практически неурбанизированной. И в городских поселениях, как правило, преобладает сельский образ жизни, т. е. различия между сельскими и городскими поселениями сравнительно невелики. Все они имеют преимущественно сельский характер. Численность и доля горожан растут очень медленно.

2. Если уровень урбанизации меньше 25%, то все еще явно преобладает сельское расселение (т. е. территория слабо урбанизирована), но уже выделяется городской образ жизни, который становится привлекательным для значительной доли сельских жителей. Поэтому городское население начинает быстро расти, массово образуются новые городские поселения, увеличиваются различия между ними и сельскими населенными пунктами.

3. Когда уровень урбанизации достигает 50%, то городское расселение начинает преобладать над сельским (среднеурбанизированная территория). Темпы роста численности и доли городского населения в этот период наиболее велики. Городские поселения по большинству характеристик резко отличаются от сельских.

4. По достижении уровня урбанизации 75% городское расселение начинает явно преобладать над сельским (высокоурбанизированная территория). Городской образ жизни начинает распространяться и в сельской местности - начиная с пригородных зон крупнейших городов, где преимущественно и формируются новые городские поселения. При этом темпы роста численности и доли городского населения резко замедляются.

5. По достижении уровня урбанизации Ш)% территория становится практически полное -п.к» урбанизированной. Городской образ жизни, как правило, распространяется и на всю сеть сельских поселении, т. е. различия между городскими и сельскими поселениями снова практически исчезают, поскольку все поселения приобретают городской характер. Численность и доля горожан растут очень медленно, а в некоторых случаях даже снижаются.

По мере социально-экономического развития отдельные государства проходят эти пороговые уровни урбанизации, становясь все более урбанизированными. Но поскольку на каждый конкретный момент времени разные территории существенно различаются по уровню социально-экономического развития, возникает сильная дифференциация по уровню и темпам урбанизации. Так, Великобритания, Нидерланды, Бельгия уже в начале XX в. были преимущественно урбанизированными странами (более 75% горожан), и доля городского населения в них продолжала расти. Наиболее быстрыми темпами увеличивалась доля горожан в среднеурбанизиро-ванных странах (США, Германия, Франция - доля горожан составляла около 50%). Тогда как на большинстве территорий мира в тот период времени городское населения не достигало и 10%, и эта доля увеличивалась очень медленно. Средний уровень урбанизации на Земле составлял около 14%. И можно было отметить, что страны с более высоким уровнем урбанизации отличались и более быстрыми темпами роста этого уровня, т. е. дифференциация возрастала.

В начале XXI в. дифференциация по уровню и темпам урбанизации также велика, но имеет уже другой характер. Наиболее развитые государства имеют 90% и более горожан, и в них уровень урбанизации уже почти не растет или даже снижается. Тогда как большинство развивающихся государств имеет от 10 до 75% горожан, и в них уровень урбанизации быстро увеличивается. Поэтому можно отметить, что в странах с более низким уровнем урбанизации он растет быстрее, чем в странах с высоким уровнем. А в итоге дифференциация по данному показателю между отдельными государствами мира сокращается.

Тем не менее и в настоящее время различия по доле городского населения хорошо видны даже на уровне регионов мира (табл. 4.2). Сблизились показатели уровня урбанизированное™ Северной и Латинской Америки, Зарубежной Европы, Австралии и Океании. Хотя в начале XX в. различия показателя между этими регионами превышали "3 раза, а в середине века -1,5 раза. Особенно примечателен рост уровня урбанизированности в Латинской Америке, который в начале века был ниже среднемирового, а в конце века значительно превышает среднемировой уровень. Ниже мирового уровня доля городского населения в настоящее время лишь в Африке и Зарубежной Азии. Но растет она здесь самыми быстрыми темпами, и большинство государств можно уже считать среднеурбанизированными (доля городского населения около 50%). Хотя по-прежнему сохраняется несколько практически неурбанизированных государств, самым крупным по численности населения из которых является Уганда.

Главное дифференцирующее влияние на уровень урбанизации оказывают, безусловно, социально-экономические факторы. В общем случае можно сказать, что чем выше уровень социально-экономического развития той или иной территории (страны), тем выше и доля городского населения. Но в некоторых случаях существенны также природные факторы, а именно не благоприятность природных условий для ведения сельского хозяйства и жизни людей. Если социально-экономическое развитие таких территорий все-таки имело место (вследствие наличия полезных ископаемых, выгодного географического положения и по другим причинам), то население может быть сконцентрировано в городских поселениях в очень высокой степени (свыше 90%), не отражающей реального уровня развития территории. Так, в пустынном, но обладающем развитой нефтедобычей государстве Кувейт доля городского населения превышает 90%. А самым урбанизиро-1нным африканским государством является Джибути, где деется относительно крупный порт-столица. Аналогичная ситуация сложилась в некоторых северных и восточных регионах России (Мурманская, Магаданская области и др.).

Таблица 4.2

Уровень урбанизации регионов мира

На протяжении XX в. многократно увеличилось количество городских поселений. Интенсивный процесс образования новых городов охватил все регионы мира, кроме зарубежной Европы (где городская сеть к началу XX в. в основном уже сформировалась). При этом массово образовывались городские поселения в слабо урбанизированных районах - как путем основания новых городов "на пустом месте", так и путем преобразования в города наиболее крупных сельских поселений, в которых получали развитие городские функции, т. е. урбанизация распространялась вширь. Но постепенно все более значительная доля городских поселений появлялась на уже высоко урбанизированных территориях, образуя сложные системы с существующими городами. Такая форма расселения получила название городских агломераций.

Первые городские агломерации сформировались еще во второй половине XIX в. или вокруг крупнейших городов (Лондона, Парижа, Нью-Йорка и др.), или в районах близкого расположение большого количества отдельных сравнительно небольших городов (морское побережье Нидерландов, Рурский угольный бассейн в Германии и др.). Агломерации первого типа получили название моноцентрических (так как имеют один главный центр), а второго типа - полицентрических (имеют несколько примерно равных по значению центров). Большее распространение получили моноцентрические агломерации, хотя и полицентрических в современном мире довольно много - преимущественно в районах добычи полезных ископаемых с бассейновым типом залегания.

К концу XX в. городские агломерации стали основной формой расселения в наиболее урбанизированных регионах мира, практически полностью заменив изолированные города (которые сохранились в относительно слабоурбанизированных районах, но концентрируют лишь небольшую долю городского населения). Быстро развиваются городские агломерации в средне, и даже слабоурбанизированных странах, но в них они не многочисленны. Очень часто это лишь одна агломерация, формирующаяся вокруг самого крупного города страны (столицы или экономической столицы).

Таким образом, городские агломерации - взаимосвязанные группы поселений, прежде всего городских, объединенных трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными, инфраструктурными, производственными и другими связями. Наиболее важными считаются трудовые связи, которые в рамках суточного цикла посредством маятниковых миграций жителей связывают отдельные поселения в единое целое?. При этом работают или учатся такие маятниковые мигранты преимущественно в главном городе (ядре) агломерации, а проживают - в других поселениях. Культурно-бытовые и рекреационные связи между поселениями осуществляются в основном в рамках недельного цикла, хотя по массовости они могут превосходить ежедневные трудовые поездки. Инфраструктурные связи проявляются в совместном использовании населенными пунктами агломерации крупных транспортных объектов (железнодорожных магистралей, аэропортов и др.), сооружений городского хозяйства (водозаборов, очистных сооружений). Производственные связи осуществляются между предприятиями в рамках кооперации, когда филиалы, поставщики комплектующих, склады продукции, опытно-испытательные полигоны предприятия из одного города агломерации (как правило, ее главного центра) находятся в других населенных пунктах агломерации.

Ученые различных стран по-разному подходят к определению границ городских агломераций. В зарубежной Европе внешняя граница агломерации во многих случаях определяется по окончании непрерывной городской застройки. В таком понимании агломерация совпадает с фактическим городом и часто называется конурбацией. Так, численность населения Московской агломерации (конурбации) оценивается европейскими учеными в 10-11 млн. чел. Отечественные ученье в рамки агломерации включают все населенные пункты, значительная доля жителей которых связана трудовыми поездками с главным городом агломерации. Обычно такие пункты располагаются не далее 1,5-часовой поездки от ядра агломерации. При таком подходе население Московской агломерации оценивается в 12,5-14 млн. чел. В США в качестве агломераций выделяются стандартные метрополитене-кие статистические ареалы (СМСА), которые целиком включает в себя первичные территориальные единицы (графства), удовлетворяющие определенным критериям связанности с главным городом, который должен насчитывать не менее 50 тыс. жителей (учитываются и непрерывность застройки, и трудовые связи, и плотность населения).

В конечном итоге, независимо от методов определения границ городских агломераций, в развитых странах оценки численности населения в настоящее время даются именно для агломераций, а не для городов в их юридических границах. Это же относится и к крупнейшим городам в развивающихся странах. И действительно, выделение отдельных поселений внутри агломерации "при взгляде снаружи" (из-за пределов агломерации) не имеет смысла, поскольку это единая социально-экономическая система, искусственно разделенная исторически сложившимися юридическими границами (границами отдельных поселений). Так, население Парижа в юридических границах города составляет в настоящее время около 2 млн. чел. Но ни у кого не вызывает сомнений, что многие формально самостоятельные поселения за городской чертой (например, район небоскребов Дефанс) - это тоже Париж. А общая численность населения Парижской агломерации ("Большого Парижа") оценивается в 11-12 млн. чел. Список наиболее крупных городских агломераций мира по состоянию на начало XXI в. представлен в табл. 4.3.

Примечательно, что в начале XX в. крупнейшей агломерацией на Земле являлся Лондон (насчитывавший 4,5 млн. жителей), который сегодня занимает 20-е место. Соответственно, за сто лет население Лондона выросло примерно в 2,5 раза. А первой агломерацией с населением свыше 10 млн. чел. в 1940-х гг. стал Нью-Йорк, который в настоящее время находится на 7-м месте. За XX в. население этого города выросло примерно в 10 раз. Население сегодняшнего лидера Токио выросло за 100 лет примерно в 30 раз. Но население большинства современных крупнейших городских агломераций за последние 100 лет выросло в 100 раз и более (Мехико, Сеул, Сан-Паулу и т. д.). Именно такие сверхвысокие темпы роста городов в крупных развивающихся странах (около 5% ежегодного прироста населения в среднем за 100 лет) и сформировали современный список крупнейших агломераций мира, почти 2/3 из которых находятся в развивающихся странах.

Таблица 4.3 Крупнейшие городские агломерации мира

Агломерация Население, млн. чел. Страна
Токио 31,0 Япония
Мехико 21,0 Мексика
Сеул 19,9 Корея
Сан-Паулу 18,5 Бразилия
Осака-Киото-Кобе 17,6 Япония
Джакарта 17,4 Индонезия
Нью-Йорк 17,0 США
Дели 16,7 Индия
Бомбей 16,7 Индия
Лос-Анджелес 16,6 США
Каир 15,6 Египет
Калькутта 13,8 Индия
Манила 13,5 Филиппины
Буэнос-Айрес 12,9 Аргентина
Москва 12,1 Россия
Шанхай 11,9 Китай
Рейнско-Рурская 11,3 Германия
Париж 11,3 Франция
Рио-де-Жанейро 11,3 Бразилия
Лондон 11,2 Великобритания
Тегеран 11,0 Иран
Чикаго 10,9 США
Карачи 10,3 Пакистан
Дакка 10,2 Бангладеш

С течением времени пригородные поселения в рамках агломераций начинают развиваться быстрее, чем центральный город, в том числе за счет переезда части жителей из центрального города в пригороды. Этот процесс получил название субурбанизации (от латинского слова suburb - пригород). При этом "выталкивают" жителей из центральных городов сложная экологическая ситуация, рост преступности, высокая стоимость недвижимости, высокие налоги и другие условия, которые в пригородных поселениях оказываются значительно лучше.

Необходимым условием субурбанизации является развитие транспорта для обеспечения перевозок между местом жительства и местом работы, так как большинство переселяющихся продолжает работать в главном городе. Именно поэтому первые признаки субурбанизации появились в развитых странах после развития в них пригородного железнодорожного сообщения. Но интенсивная субурбанизация началась только с массовой автомобилизацией населения, поскольку только личный автомобиль обеспечивает достаточно высокую степень свободы относительного размещения места жительства и места работы.

Первоначально переселяются в пригороды наиболее обеспеченные слои населения, элита общества. Этим они создают для остальных слоев населения образец поведения, не реализуемый по материальным причинам. Но по мере роста благосостояния общества в переселение вовлекаются все более широкие массы населения. Интенсивная субурбанизация связана с переселением многочисленного в развитых странах "среднего" класса. Вслед за переселением жителей начинается перемещение в пригороды промышленности и других сфер занятости. Перемещение торговли и сферы обслуживания непосредственно связано с переселением жителей и идет практически одновременно с ним. В некоторой степени перемещаются в пригороды и управленческие функции. Тем не менее перемещение в пригороды рабочих мест происходит все-таки в меньшей степени, чем переселение жителей.

В настоящее время большинство развитых стран уже прошли стадию субурбанизации. В итоге основная часть городского населения в этих странах живет в пригородах. А кризис главных городов, который являлся одной из причин субурбанизацию, в ее результате еще больше усилился. Главные города лишились значительной части налоговой базы и сократилось количество рабочих мест. Соответственно, выросла безработица, увеличилась концентрация маргинальных слоев населения с низкими доходами и т. д. Поэтому в первые десятилетия после второй мировой войны большинство развитых государств осуществляло государственных программы, направленные на деконцентрацию населения и хозяйства, подстегивая субурбанизацию, то в последние десятилетия государственные, и местные программы направлены на, возрождение городских центров. Хотя в основном не как мест проживания, а как мест Концентрации различных прогрессивных видов.деятельности.

Но и городские агломерации являются не конечной формой развития юродского расселения. В некоторых районах особенно привлекательных для городского развития, сосед-е агломерации разрастаются и сливаются своими периферийными частями. Иногда более мелкие агломерации попадая в зону влияния более крупной агломерации становясь агломерациями второго порядка. Образовавшиеся системы из 3-5 агломераций называют урбанизированными районами. В России подобные районы сформировались вокруг Московской агломерации, вдоль Волги, вдоль восточных склонов Уральских гор, в Кузнецком угольном бассейне.

В отдельных случаях, как правило, вдоль важнейших транспортных полимагистралей, Количество слившихся агломераций может составлять десятки. Такие крупнейшие на данный момент формы городского расселения получили название урбанизированных зон или мегалополисов. Мегалополис - первоначально имя собственное первой такой городской структуры, которая была описана в 1950-х гг. французским урбанистом Ж. Готманом на северо-востоке США в следствии подобные образования сформировались и в

других регионах Земли. Характеристики крупнейших мегалополисов Земли представлены в табл. 4.4.

УРОВНИ И ТЕМПЫ УРБАНИЗАЦИИ

Несмотря на наличие общих черт урбанизации как всемирного процесса в разных странах и 
регионах она имеет свои особенности, которые, прежде всего, находят выражение в различных 
уровнях и темпах урбанизации.

По уровню урбанизации все страны мира можно подразделить на три большие группы . Но основной водораздел проходит все же между более и менее развитыми странами. В конце 90-х гг. в развитых странах уровень урбанизации в среднем составлял 75%, а в развивающихся - 41%.


высоко урбанизированные страны средне урбанизированные страны слабо урбанизированные страны
Доля городского населения более 50% Доля городского населения
20-50%
Доля городского населения менее 20%
Великобритания Алжир Чад
Венесуэла Боливия; Эфиопия
Кувейт Нигерия Сомали
Швеция Индия Нигер
Австралия Заир Мали
Япония Египет Замбия


Темпы урбанизации во многом зависят от ее уровня .

В большинстве экономически развитых стран, достигших высокого уровня урбанизации, доля городского населения в 
последнее время растет сравнительно медленно , а число жителей в столицах и других самых 
крупных городах, как правило, даже уменьшается. Многое горожане теперь предпочитают жить 
не в центрах крупных городов, а в пригородах и сельской местности. Это объясняется 
удорожанием инженерного оборудования, обветшанием инфраструктуры, крайним 
усложнением транспортных проблем, загрязнением окружающей среды. Но урбанизация 
продолжает развиваться вглубь, приобретая новые формы.


В развивающихся странах, где 
уровень урбанизации значительно более низкий , она продолжает расти вширь, а городское 
население быстро увеличивается . Ныне на их долю приходится более 4/5 всего ежегодного прироста числа городских жителей, а абсолютное число горожан уже намного превысило их 
число в экономически развитых странах. Это явление, получившее в науке наименование 
городского взрыва , стало одним из важнейших факторов всего социально-экономического 
развития развивающихся стран. Однако рост населения городов в этих регионах намного 
опережает их реальное развитие. Он происходит в значительной мере благодаря постоянному "выталкиванию" избыточного сельского населения в города, особенно крупные. При этом 
неимущее население обычно селится на окраинах больших городов, где возникают пояса нищеты, трущоб. Полная, как иногда говорят, "трущобная урбанизация " приняла очень 
большие размеры. Она продолжает оставаться в основном стихийной и 
неупорядоченной .
 В экономически развитых странах, напротив, предпринимаются большие усилия по 
регулированию процесса урбанизации, управлению им.

Отметим лишь некоторые особенности мировой урбанизации на пороге третьего тысячелетия. Урбанизация по-прежнему 
продолжается быстрыми темпами в различных формах в странах разного уровня развития, в неодинаковых условиях каждой страны, и вширь, и вглубь, с той или иной скоростью.
Темпы ежегодного прироста горожан почти вдвое выше, чем прироста населения мира в целом. В 1950 г. в городах жило 28% мирового населения, в 1997 г. – 45%. Города разного 
ранга, значения и величины с быстро разрастающимися пригородами, агломерациями, еще более обширными урбанизированными зонами практически охватывают своим влиянием 
основную часть человечества. Важнейшую роль при этом играют большие города, прежде всего 
города-миллионеры. Последних в 1950 г. насчитывалось 116, в 1996 г. их уже 230. Городской 
образ жизни населения, городская культура в самом широком смысле слова все более 
распространяются в сельской местности большинство стран мира (рурбанизация) .


В развивающихся странах 
урбанизация в основном идет "вширь" в результате массового притока в большие города 
переселенцев из сельской местности и малых городов.

Дляэкономически развитых стран ныне характерна урбанизация"вглубь" : интенсивная субурбанизация, образование и распространение городских агломераций и мегополисов. 
Концентрация промышленности транспорта ухудшила экономические условия жизни в больших городах. Во многих районах население теперь растет быстрее в малых городах, по 
окраинам, чем в центрах агломераций. Нередко крупнейшие города, прежде всего города – 
миллионеры, теряют население из-за его миграции в пригороды, города спутники, кое-где в 
сельскую местность, куда оно приносит городской образ жизни.

Городское население 
промышленно развитых стран сейчас практически не растет.

Страница 3

По уровню урбанизации страны делятся на три группы. Первая группа – высокоурбанизированные страны, где доля городского населения составляет более 50% (Россия, Канада, США и др.). Вторая группа – среднеурбанизированные страны, где доля городского населения составляет 25-50%. Третья группа – низкоурбанизированные страны, где доля городского населения менее 25%.

Существуют следующие правовые системы: с обычным правом, с гражданским правом и с теократическим правом.

Международное право можно определить как систему международных договорных и обычных норм, создаваемых государствами и другими субъектами международного права, направленных на поддержание мира и укрепление международной безопасности; установление и развитие всестороннего международного сотрудничества, которые обеспечиваются добросовестным выполнением субъектами международного права своих международных обязательств, а при необходимости и принуждением, осуществляемым государствами в индивидуальном или коллективном порядке в соответствии с действующими нормами международного права.

Международное экономическое право можно определить как отрасль международного публичного права, которая представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих экономические отношения между государствами и другими субъектами международного права.

В узком (формальном) смысле источники международного права принято делить на основные и вспомогательные.

Под вспомогательными источниками международного права обычно имеют в виду документы (резолюции, декларации и др.), принимаемые органами международных организаций, судебные (арбитражные) решения, мнения наиболее видных специалистов в области международного права (доктрина).

Основные принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН. Наиболее авторитетными документами, раскрывающими содержание принципов современного международного права, являются Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г., и Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, содержащаяся в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.

По типу экономических систем страны делятся на страны с планово-централизованной (Куба, Северная Корея), рыночной и переходной экономикой (страны СНГ и Восточной Европы). В развитых странах существует разумный экономический контроль и вмешательство в экономику со стороны государства. На национальную и мировую экономику оказывают влияние крупные корпорации, профсоюзы.

Ледниковые озера
Кардывач В левых истоках Мзымты расположена группа Кардывачских озер, среди которых самое большое - Кардывач. Площадь его 133 тыс. м2. Озеро находится на границе лесной и субальпийской зон. Озеро расположено у подножия южного склона Главного Кавказского хребта на высоте 1850 метров над уровнем моря...

Поражающие факторы смерча
1. Всасывание предметов В наружных частях смерча развиваются мощные восходящие потоки воздуха, засасывающие все на своем пути. Их скорость настолько велика, что попавшие в смерч тела забрасываются им на высоту до 12 километров, откуда они падают обледеневшими. Иногда предметы, поднятые смерчем, увл...

Аэропорты
В Краснодарском крае действует 3 аэропорта, имеющих международный статус - в городах Краснодаре, Сочи и Анапе. За последние три года расширилась география пассажирских перевозок, в том числе и на международных линиях: осуществляются рейсы в такие страны как Австрия, Германия, Греция, Италия, ОАЭ, Т...

Если в 1950 г. в Азии была сосредоточена 1/3 горожан мира, то сейчас около 1/2. Заметно усиливается юго-восточно-азиатский вектор мировой урбанизации, особенно быстро растет «городская масса» Китая и Индии и прилегающих к ним стран Восточной и Южной Азии.

Современный этап урбанизации в КНР характеризуется многими учеными как "урбанистическая революция", что связано с беспрецедентными масштабами явления. Китай -- традиционно сельская страна, на протяжении длительного периода отличавшаяся низким уровнем развития урбанизации.

Рис.8

К моменту образования КНР (1949 г.) в городах проживало лишь 10,6% населения, однако по абсолютной численности горожан страна уже тогда была мировым лидером. Для социалистического Китая был характерен рост уровня урбанизации. Уже начиная с 1960 годов, когда доля городского населения 19.7%, в городах встал острый продовольственный вопрос, КНР начало принимать меры по сокращению численности городского населения. Активизировалась кампания по отправке молодежи в сельские и горные районы. Так, с 1962 по 1976 г. свыше 17 млн. грамотной молодежи было отправлено в госхозы и народные коммуны. Особенно велики были потоки из густонаселенных провинций и городов центрального подчинения в слабоосвоенные районы. К 1975 г. уровень урбанизации снизился до 17,3%.

Но затем численность городского населения и его доля в общем населении страны начали неуклонно расти. Особенно быстро доля горожан увеличивалась после начала экономической реформы: в 1978 г. горожанами были 17,9% всего населения. По данным 3-ей Всекитайской переписи 1982 г., в городах проживало уже 210 млн. чел. или 20,6% населения. В отличие от прошлых переписей населения все городские жители были разделены на две категории: проживающие в крупных и средних городах ("ши") и в мелких городах и поселках ("чжэнь"). При этом в крупных городах проживала большая часть горожан -- 70%.

В 1980-е годы особое внимание было обращено на создание малых городов и поселков городского типа. По мнению китайских ученых, "форсирование строительства малых городов и поселков -- великая экономическая и социальная задача. Необходимо серьезно провести эксперименты с реформой регистрации в малых городах и поселках, разработать в пользу последних инвестиционную и земельную политику, а также политическое обоснование в отношении недвижимости. Строительство малых городов и поселков необходимо осуществлять на базе научного планирования и рационального размещения. Здесь полагается следить за экономией земельной площади и охраной окружающей среды и не браться за дело скопом"

Дельте реки Янцзы и Чжуцзян почти все центральные города осуществляют урегулирование административного деления на базе планов градостроительства. С 1999 г. по 2002 г. 2,88 млн. крестьян в провинции Чжэцзян стали городскими жителями. Уровень урбанизации этой провинции поднялся с 36 % до 42

На протяжении всей истории урбанизации КНР существенную роль играло государство. Наряду с прямым воздействием на процесс (системой "хукоу", препятствовавшей свободным миграциям, переселением крупных контингентов крестьян в города и горожан в сельскую местность и т.д.) государство регулировало и продолжает регулировать процессы урбанизации косвенным образом (через цены на землю и недвижимость, систему городского планирования, рынок рабочей силы и т.д.). Среди факторов урбанизации Китая выделяются экономические, социальные, миграционные и демографические, административные и внешние факторы. Государством и КПК была сформулирована задача превращения традиционно сельского Китая в "городскую страну" с уровнем урбанизации около 60% к 2020 г. Одним из главных механизмов решения этой задачи является формирование трех крупнейших мегалополисов: Дельты реки Янцзы, Дельты реки Чжуцзян и столичного региона Пекин-Бохайвань.

Формирование мегалополисов КНР стало главным содержанием урбанизационной политики китайского руководства на современном этапе. Китайское руководство предпринимает целенаправленные действия по формированию мегалополисов, включающие принятие программных документов на высшем государственном уровне; проведение координационных совещаний руководства субъектов, входящих в мегалополисы; бюджетную поддержку, прежде всего путем участия государства в строительстве инфраструктурных объектов; создание единого информационного центра и т.д. Особая роль отводится внешним факторам формирования мегалополисов.

Переход к рыночной экономике оказал существенное влияние на облик китайских городов, который существенно трансформировался в последние годы. От развивающихся по строгому плану "городов-производителей" идет постепенный переход к "городу-потребителю". Городская среда становится пространственно неоднородной, стремится удовлетворить разнообразные интересы населения. В преобразовании городской среды центральное правительство тесно сотрудничает с региональными властями, поощряя и поддерживая их инициативы.

В КНР сложилась сложная, многоуровенная система городского планирования, которая постоянно совершенствуется. В настоящее время идет утверждения нового "Закона о городском и сельском планировании", позволяющего комплексно подходить к процессу, учитывать интересы и городской, и сельской местности. Система городского планирования КНР иерархически выстроена, местным городским властям предоставляются достаточно большие полномочия.

Городскими властями предпринимаются различные меры для формирования "оптимальной" структуры горожан: привлечения образованной рабочей силы, сельских мигрантов, иностранных бизнесменов. Создание городских районов с характеристиками, удовлетворяющими потребности тех или иных групп населения, -- одно из важных направлений деятельности городских властей.

Руководство КНР ставит задачу формирования "своих" мировых городов. Таким глобальным городом становится Шанхай. Спецификой его становления как мирового города стало то, что он формируется прежде всего, как инновационно-индустриальный логистический глобальный центр, "главный цех" китайской "мировой фабрики". Особую роль в этом процессе играет "особая экономическая зона" Пудун, в составе которого выделяются определенные функциональные зоны. Поиск своего пути в мировые города позволяет Шанхаю избежать острой конкуренции с Гонконгом и Сингапуром, занять собственную нишу в мировом хозяйстве.

Можно сказать, что власти КНР активно регулируют так процесс урбанизации и так и демографию в стране. Власти работали периодами, то привлекая жителей в город, то расселяя городских жителей в сельские местности. Характеризуя процесс урбанизации в Индии необходимо в первую очередь изучит следующий график.

Рис.9

Можно сказать, что там наблюдается глобальная тенденция, которая развивается в направлении возрастающей урбанизации, согласно которой, больше половины населения мира живет в городах. Стоит отметить, что вклад городского сектора в валовый внутренний продукт (ВВП) в настоящее время ожидается в пределах 50-60 %. В связи с этим, повышение производительности труда в городских районах в настоящее время занимает центральное место в политических заявлениях министерства городского развития. Города обладают огромным потенциалом в качестве двигателей экономического и социального развития, создания рабочих мест. Они должны быть устойчивыми и дополнятся за счет городского хозяйства, что в свою очередь будет положительным для экономического развития страны. Большое количество жилища требует постоянного ухода, так требует определённый штат сотрудников, а это свободные рабочие места для индийских женщин. После 1950 года правительство Индии приняло 1005 различных планов, направленных на развитие жилищного и городского строительства, которое привело к запуску механизма борьбы с городской бедностью и нищетой. Программа Неру Роджгар Йоджана (NRY) делала упор на институциональное строительство и на строительство жилья для государственных служащих и слабых слоев. Возможно, такие планы во многом улучшать жизнь миллионов индийцев. Тем самым можно сказать что государственная политика Индии направлена на увеличение степени урбанизации в стране, она направлена на рост городов, на строительства жилья для приезжих жителей, постройки дополнительных рабочих мест. Тем самым правительство Индии, через городское население пытается увеличит темпы развития экономики, так как городское население - трудовое ядро в производстве.

 

 

Это интересно: