→ Выставка офортов И.И. Шишкина в Белгородском государственном художественном музее

Выставка офортов И.И. Шишкина в Белгородском государственном художественном музее

26 июля антикварные галереи «КАБИНЕТЪ» в Центральном доме художника представляют выставку всех 60 офортов Ивана Шишкина из знаменитой папки А.Ф. Маркса

Центральный дом художника
26 июля – 4 сентября 2016,
Крымский вал, 10/14, залы 14Б и 15

26 июля в залах Центрального дома художника на Крымском валу откроется выставка «Офорты и графика Ивана Ивановича Шишкина», организованная антикварными галереями «КАБИНЕТЪ».

Впервые в едином выставочном пространстве предстанут все 60 офортов из знаменитой папки А.Ф. Маркса – последнего и самого полного альбома печатной графики И.И. Шишкина (1832–1898), которого современники считали лучшим русским аквафортистом.

Подобно тому, как роман Пушкина «Евгений Онегин» называют энциклопедией русской жизни, уникальный альбом офортов Шишкина, изданный А.Ф. Марксом в 1894 году и включающий в себя 60 лучших работ, может быть созвучно назван энциклопедией русской природы и человека. На этих офортах все мельчайшие нюансы времен года, дня и ночи, солнца и луны, воздуха гроз и зноя, лесов и полей, рек и озер представлены в контексте неразрывной «природной жизни» русского человека.

Это ретроспективное издание дает исчерпывающее представление об эволюции творчества Шишкина-офортиста. Подготавливая альбом, Шишкин собрал все сохранившиеся у него доски, прошел большинство из них офортной иглой и дополнительным травлением, некоторые переделал композиционно, как, например, офорт 1876 года «Зимняя ночь», который в новом альбоме получил название «Зимняя лунная ночь». Также в альбом вошли девятнадцать новых работ, не издававшихся ранее.

К сожалению, судьба папок офортов Шишкина, благополучно бытовавших в уютном мире кабинетной культуры XIX века с ее специальными шкафами и столами для хранения и просмотра гравюр, в последующее неспокойное время сложилась печально. Подавляющее большинство папок и альбомов было разобрано и распродано в виде отдельных листов. Сегодня есть масса коллекционеров, владеющих многими, может, даже лучшими образцами. Но до сих пор не было возможности показать знаменитую папку целиком. Наша выставка позволяет современному зрителю увидеть эту энциклопедию русской природы и человека полностью, без утрат.

Помимо папки Маркса, в экспозиции представлены отдельные редкие офорты, выполненные как на бумаге, так и на шелке: «Можжевельник. Крым» (1885), ставшая последней гравюра «Дуб» (1897), а также уникальный, существующий в единственном экземпляре, цветной автопортрет Шишкина из собрания издателя А.Е. Пальчикова. Всего на выставке будет выставлено 90 экспонатов.

Устроители взяли на себя смелость предложить новую трактовку офортов Шишкина, перенеся их в 3D изображения и объединив получившиеся стереопостеры в тематические триптихи.

К выставке выпущен альбом-каталог, в который вошли репродукции работ из экспозиции, а также все известные списки офортов художника.

Традиционно на выставке можно будет приобрести сувенирную продукцию: открытки и декоративные тарелки с репродукциями, а также изготовленные ручным способом по уникальной авторской технологии постеры, достоверно имитирующие офорт.

Выставка будет работать с 26 июля по 4 сентября 2016 года ежедневно, кроме понедельника, с 11-00 до 20-00 в залах 14Б и 15 на втором этаже Центрального дома художника на Крымском валу.

И. И. Шишкин (1832 - 1895)

"Надеюсь, придет время, когда вся русская природа, живая и одухотворенная, взглянет с холстов русских художников"

И. И. Шишкин

В блестящей плеяде русских художников-пейзажистов И. И. Шишкину принадлежит одно из самых важных и почетных мест. Он был крупнейшим пейзажистом среди художников-передвижников 1870 - 1880 годов, ярким представителем и выразителем демократического реализма в пейзажной живописи. Весь свой большой талант, колоссальную трудоспособность и упорство Шишкин отдал делу развития национальной темы в пейзаже, созданию правдивых образов русской природы, главным образом, русского леса, несравненным знатоком и любителем которого он был. Своим творчеством Шишкин утверждал красоту русской природы, показывал, какими содержательными могут быть ее образы. Он учил любить родную природу и глубже ее чувствовать.

Подобно всем художникам-передвижникам, Шишкин видел задачу своего искусства в правдивом отображении характерных и типичных явлений действительности, без всякой идеализации и прикрас. Но в выборе сюжетов и их трактовке сказывалась точка зрения художника, его оценка этой действительности. Это был взгляд на природу глазами народа, оценка ее явлений с точки зрения трудовых людей. Художник-демократ, Шишкин в своем творчестве как бы наглядно выражал мысль Чернышевского: "на природу смотрит человек глазами владельца, и на земле прекрасным кажется ему также то, с чем связано счастие, довольство человеческой жизни".

Шишкин выбирал для своих произведений преимущественно такие мотивы, в которых можно было показать богатство, изобилие и мощь русской природы, ее пользу для человека. Он изображает могучие хвойные и дубовые леса, необъятную ширь равнинного пейзажа, тучные колосящиеся нивы. В спокойном, мужественном, исполненном простой и ясной красоты облике выступает родная земля в картинах, рисунках и гравюрах Шишкина.

Шишкин вошел в историю русского искусства прежде всего как мастер картины. Его полотна пользуются широкой популярностью и неизменно привлекают к себе внимание широких масс зрителей. Картины Шишкина хорошо известны и высоко ценимы советским народом. Но не меньшую художественную значимость имеют графические работы художника, его рисунки, гравюры, литографии. Шишкин был одним из лучших рисовальщиков и крупнейшим гравером-офортистом своего времени. Ни у одного из русских пейзажистов той эпохи рисунок не играл такой выдающейся, во многом решающей роли, как у Шишкина, ни один из русских живописцев второй половины XIX века не уделял так много внимания и времени гравированию, не был таким мастером офорта, как Шишкин.

Он начал заниматься офортом еще на школьной скамье в Московском училище живописи и ваяния в 1853 году, но особенно увлекся этим способом гравирования с начала 1870-х годов, войдя в только что основанное (в 1871 году) Общество русских аквафортистов. Офорт привлекал Шишкина относительной быстротой исполнения, гибкостью техники, совмещением графического линейного начала с богатой живописной игрой света и тени. В офорте он работал преимущественно иглой, применяя иногда некоторые другие, свойственные офорту, приемы - мягкий лак, доработку акватинтой.

Офорт - техника углубленной печати; печатание производится на ручном станке. Придавая офорту большое значение, Шишкин делал опыты создания особого, как он называл, "выпуклого" офорта по принципу цинкографии, который можно было бы печатать в больших тиражах механическим, машинным способом. Опыты эти не дали вполне положительных результатов, но они характерны для художника-демократа, стремившегося сделать свое искусство массовым и широко доступным. Наряду с гравюрой Шишкин занимался и литографией.

Строгий и точный рисунок лежит в основе всего искусства Шишкина не только рисовальщика, но и живописца. Это значение рисунка и четкая передача предметности в произведениях Шишкина тесно связаны с характером его творчества, в котором точное изучение натуры "ученым образом", как говорил Крамской, составляло основу. Все пейзажисты реалистической школы, современники Шишкина, стремились к объективной передаче натуры. Но в то время как А. К. Саврасова или Ф. А. Васильева увлекали в особенности задушевность и лиричность образов русской природы, и они в своих произведениях стремились передать поэтическое переживание природы, Шишкин видел свою задачу в повествовании о природе и ее жизни, повествовании простом, спокойном и очень трезвом. Он выступает, таким образом, своеобразным "бытописателем природы". Этим целям и служит его строгий рисунок, точно изображающий предметы во всей их детальности и фиксирующий в художественных образах результаты изучения натуры. "Природу должно искать во всей ее простоте - рисунок должен следовать за ней во всех ее прихотях формы", - говорил Шишкин.

Рисунки Шишкина легко делятся на две группы: многочисленные натурные и сравнительно редкие композиционные. Среди первых мы видим и длительные, детализованные, и быстрые наброски. Но и те и другие являются лишь этюдным материалом для картин или композиционных отработанных рисунков со столь же, как и в картинах, законченным образом природы. Что касается до гравюрных листов художника, то в большинстве случаев - это оригинальные и самостоятельные композиции большого образного содержания и высокой художественной красоты исполнения.

Рассматривая рисунки и офорты Шишкина, со всей наглядностью видишь, как внимательно и проникновенно, с любовью и терпением изучал он натуру во всех ее больших и малых проявлениях, от могучих деревьев до тонких ажурных листьев папоротника, от горделивых облаков на высоком небе до скромных лесных трав и цветов.

Характерен в этом отношении воспроизводимый здесь рисунок "Дуб" (1882), (илл. 14). Тщательно и точно, действительно словно "ученым образом" передает художник мощные объемы старого ствола, все трещины на коре, все изъяны, которые оставили время и непогода, передает огромные раскидистые искривленные ветви и сучья, покрывающую их пышную узорную листву. Но следя за изгибом ветвей и сучьев, чувствуешь, как художника увлекали красота и изящество их форм, ритм изгибов, в котором он стремился прочесть повесть о том, как росло и жило это дерево. Он словно становится его биографом. Тщательное изучение и живое чувство природы неразрывно соединяются в этом повествовании; здесь самый простой и обычный предмет приобретает глубокую содержательность и выразительную красоту. Это живое чувство натуры, любовь и интерес к ней художника делают его точные зарисовки свободными от мертвенного натуралистического гербаризма. Маленький офорт "Лесные цветы" (1873) привлекает не только своей поразительной точностью и вырисованностью всех деталей, но и любовным переживанием натуры. Кажется, что пейзажист всматривался в эти бедные и скромные цветы, траву и кустики с таким пристальным вниманием и сердечной заинтересованностью, с каким внимательный и тонкий портретист стремится прочесть в чертах лица характер и повесть жизни человека (илл. 10).

Это содержательное восприятие натуры, любовное всматривание в нее, умение увидеть и запечатлеть тихую "жизнь предметов" в природе, помогало художнику в труднейшем деле - "разбираться" в сложности лесного пейзажа: во всем этом обилии и переплетении ветвей, один за другим идущих "слоев" листвы, в нагромождении мхов, стволов, сухих сучьев, бурелома, трав и цветов. О способности прекрасно разбираться во всем этом, видеть и передавать своеобразный порядок взаимоотношения отдельных предметов, наглядно свидетельствует рисунок "Ели" (1894), с поразительной отчетливостью передающий детали без утраты общности (илл. 13). Чтобы так изобразить лесную глухомань, как мы это видим в офорте "Тайга" (1880), надо не только уметь замечательно рисовать, обладать верностью глаза и твердостью руки, выработанной техникой тонкой отточенной линии, но кроме всего этого - безупречно знать изображаемые предметы - ели, камни, мхи и т. п. Надо глубоко проникнуться пониманием этой лесной чащи, не раз дышать ее тяжелым влажным воздухом, войти в ее кажущуюся простой, но такую сложную, скрытую от взоров человека, жизнь. Именно то, что любой изображаемый здесь "предмет" живет своей жизнью, "ведет себя" в рисунке, как в жизни, и позволяет так ясно и просто изобразить сложнейший мотив, вселив ощущение глубокой жизненности и верности изображения. Офорт "Тайга" исполнен суровой красоты самой натуры (илл. 18).

Шишкин был замечательным мастером труднейшего: рисунка пером, не допускающего исправлений и переделок. Этой техникой перового рисунка он исполнял порой большие листы со сложным изображением. Перовой рисунок несколько напоминает игловой офорт, когда художник, как бы рисует иглой по лаку, которым покрыта медная доска. Уже в период учения в Академии перовые рисунки Шишкина иногда принимали за превосходную гравюру. Разновидностью перового рисунка в сущности являются и литографии Шишкина, исполненные пером и собранные в альбоме "Этюды пером на камне" (Спб., 1868). Литография "Дуб" (1867) дает хорошее представление о мастерстве и разнообразии штрихов в рисунках Шишкина при передаче листвы, о том, как простыми "скобочками" художник создает впечатление вырисованности каждого листка, а прямыми штрихами и росчерками изображает траву. Также умело создает он впечатление высветленности и глубокие тени на фоне (илл. 3). И в карандашном рисунке мы видим то же богатство и разнообразие коротких энергичных линий и штрихов при передаче различных предметов.

В большом рисунке пером "Пасека" (1884) при мельчайшей деталировке частностей художник сумел сохранить целое, общее. Передавая объемность и материальность предметов, - ульев на первом плане, кустов на втором и сосен в глубине, на пригорке, Шишкин дает здесь пространственное и очень пластичное ощущение рельефа. Зритель как бы следует в глубину пейзажа, идя зрительно от низа рисунка вверх (илл. 11). Необходимо отметить и то, что при мелкости штрихов, обусловленной детализованностью передачи предметов, Шишкин сумел не "засорить" такой большой рисунок, избегнуть вялости и однообразия в расположении света и тени. Умение сочетать отработанность деталей и законченность изображения с единством пейзажа характеризует и лучшие живописные произведения Шишкина.

Красота линий и игра штрихов в передаче растительности особенно чувствуются в офортах. Врезанная в металл и выпукло отпечатывающаяся на бумаге эстампа, линия получает здесь особую отчеканенность, а сплетение и перекрещивание линий - почти ювелирную тонкость и красоту. Линия при этом отнюдь не теряет своей изобразительной значимости. Шишкин хорошо чувствовал и умел использовать глубину темного цвета и звучность высветленных мест, то свечение белой бумаги, которое мы видим в гравюрных оттисках. Работая офортом, применяя в нужных местах глубокое повторное травление, он замечательно умел передать трепетную игру солнечного света в глубине леса. Так в офорте "Коровы в лесу" (1873) игра света и теней, как бы сверкание освещенной солнцем листвы рядом с темными стволами, хорошо передает атмосферу леса. Воспринимая этот офорт, хорошо понимаешь прелесть слияния выразительности образа с художественной красотой средств его изображения, как бы особую "мелодию" гравюры (илл. 5).

Вторая половина XIX века знает немало хороших рисовальщиков. Но лишь у Шишкина найдем мы в это время особый интерес к тому, что можно было бы назвать "графизмом".

Шишкин всю жизнь много рисовал и гравировал, потому, естественно, что его творческий путь с такой же ясностью и определенностью отобразился в графических работах, как и в живописных картинах. Графическое наследие Шишкина дает возможность проследить весь путь становления и развития его реалистического творческого метода и содержит прекрасные образцы достижений художника в создании правдивого и содержательного художественного образа русской природы. Все это столь ясно сказалось в рисунках и гравюрах Шишкина, что даже то небольшое количество, которое оказалось возможным здесь воспроизвести, свидетельствует об этом с достаточной наглядностью.

Литография "Трущоба" (1860), изображающая вид на острове Валааме, - типичный образчик ранних работ художника времени его обучения в Академии художеств (илл. 2). Валаам в 1850-х годах был излюбленным местом работы молодых художников, и Шишкина Академия посылала туда дважды - летом 1858 и 1859 годов. Воспроизводимая литография как бы суммирует впечатления и зарисовки художника на натуре в течение этих двух лет, как суммировали их две живописных картины - виды Валаама, за которые Шишкин в 1860 году получил золотую медаль и право на заграничную командировку. Уже в этой ранней литографии сказываются пристальное внимание и любовь художника к натуре, но они проявляются еще в наивной форме увлечения мелочами, отдельными предметами и их деталями. Вид в целом строится еще только как простое сочетание этих частностей. Отсюда загроможденность изображения, несвязанность планов, пестрота контрастов темных и светлых мест. Такое воспроизведение натуры очень характерно для работ молодежи в 1850-х годах. Так наивно и несколько сентиментально-романтично писали свои первые пейзажи молодые А. К. Саврасов и М. К. Клодт. Черты романтики, идущие от школьной традиции, сказываются в литографии "Трущоба" и в выборе мотива - сочетании громадных камней и зарослей - ив трактовке, придающей этой девственной природе передачей ласкового солнечного света своеобразную интимность и "уютность".

Традиционные приемы рисования на цветной бумаге, с подкраской белилами и с растушкой карандаша пятнами, сказались в сложной технике этой литографии, представляющей своеобразное, соединение самых различных приемов, вплоть до процарапывания. Это свидетельствует об усердном изучении молодым художником техники литографии и о достигнутых им больших успехах в овладении ее изобразительными средствами и возможностями. Справедлив был поэтому отзыв о подобных работах Шишкина его первого учителя Мокрицкого: "Это лучшие литографии пейзажа, какие доселе были напечатаны у нас в России".

Романтические моменты ощутимы и в рисунках 1860-х годов, исполненных как в России, так и во время пребывания заграницей. Это - период исканий молодого художника, расширения его кругозора. В своем стремлении к реалистическому и содержательному пейзажу Шишкин наполняет его внешним рассказом, повествованием, передаваемым как действиями фигурок людей и животных, так и воспроизведением сложного состояния природы. Характерен в этом отношении рисунок "Пастух со стадом" (шик. 4). Романтический мотив тучи, эффект солнечного света и динамика изображения осмысливаются Шишкиным уже совершенно реалистически, художник при этом стремится как можно больше "рассказать" зрителю.

Этой сложностью рассказа, еще внешней фабульностью характеризуются и те картины Шишкина конца 1860-х годов, в которых он дает уже ясно выраженные национальные русские пейзажные образы, как например "Рубка леса" (1867, ГТГ). Подобным живописным произведениям Шишкина соответствует воспроизводимый здесь офорт "Ручей в лесу" (1870). Мы видим ту же сложность мотива, в которой проявляется подробная, но пока еще внешне описательная характеристика пейзажа (илл. 6).

Дальнейшая эволюция Шишкина идет по линии преодоления этой внешней многосложности изображения и создания единого целостного образа, углубляясь в который зритель видит постепенно детали и подробности. Шишкин приходит в картинах "Лесная глушь" (1873, ГРМ) или "Рожь" (1878, ГТГ) к показу натуры, стремясь найти содержание не в привносимой со стороны фабульности, а в раскрытии самой жизни природы. В графике этой цели служат теперь как детали, так и сложная трепетная игра света и теней.

Здесь хотелось бы отметить прекраспый рисунок "Папоротники в лесу" (1877) - законченный этюд, дважды повторенный и в живописи (илл. 15). Перед нами целостный, сразу воспринимаемый вид - освещенная солнцем глубина леса, заросшая кустами папоротника. Шишкину замечательно удалось передать горизонтально расположенные узорчатые листья папоротника и выявить перспективный ход пространства вглубь. Рассматривая эти папоротники, игру мягко освещающих их солнечных лучей, зритель как бы погружается в тихую жизнь природы, воспринимая ее очарование. Из простого уголка леса Шишкин создает чарующий образ природы, исполненный светлого счастья и покоя.

В большом офорте "Охотник на болоте" (1873) перед нами картинный по своей большой содержательности и синтетичности образ природы (илл. 8). В далеко расстилающихся болотистых лучах, в высоком небе с облаками, глубину которого подчеркивает летящая стая птиц, Шишкин показывает ширь и простор. Всматриваясь в этот пейзаж, видишь его широкий облик, наполняющее его живое дыхание природы. Но это уже не прежняя многосложность простого сочетания частностей, а постепенное развитие и углубление единого и целостного образа природы, в котором развертывается его внутренняя жизнь. Это не сложность внешнего описания, а богатство содержания образа, которое художник, передает, постепенно раскрывая перед нами изображаемый вид. Большая степень отработанности и законченности рисунка - результат того, что у художника есть много, что показать зрителю. Это не единичное впечатление, а результат длительных наблюдений - продуманный, пережитый и перечувствованный художником образ родной страны. Фигурка охотника как бы приглашает зрителя настроиться на соответствующий лад. Она намекает на то, что переживает человек во время охотничьих блужданий, в длительном общении с природой.

Это постепенное раскрытие изображения, в котором художник стремится передать жизнь природы, выступая как бы ее "бытописателем", с неменьшей ясностью проявляется в упоминавшемся уже выше офорте "Тайга" (1880).

Тема бескрайных просторов полей, шири русской природы, ее свободного дыхания рано начала привлекать Шишкина. Характерным примером является его прекрасная небольшая картина "Полдень. В окрестностях Москвы" (1869, ГТГ), с ее высоким небом и празднично, радостно плывущими в нем большими нарядными кучевыми облаками. Эту светлую и высокую ширь, праздничный летний образ природы мы находим и в ряде офортов художника. Таков прекрасный лист "Облака над рощей" (1878), с его сложным мотивом солнечных лучей, из-за облаков падающих вниз на поля и рощи (илл. 7). Интересно отметить, что и это светлое, радостное изображение дано, с обычной для Шишкина трезвостью и спокойствием, без какой-либо особой приподнятости и пафоса. Но все же порой в этой передаче бескрайних далей и шири природы Шишкина увлекал эпический момент, поэтическое переживание просторов, захватывающая сила пространства. Так рождались такие полотна, как "Среди долины ровныя..." (1883, ГРМ) и такие листы, как офорт "С берегов Камы близ Елабуги" (1885) (илл. 23). За поросшим громадными елями обрывом видно внизу зеркало реки, а за нею уходит к горизонту неоглядная, поросшая лесом равнина. Большая птица парит над обрывом, усиливая ощущение манящего вдаль пространства. Могучим и суровым дыханием девственной природы русского севера веет от этого офорта. Живой, свободный рисунок "Лесная речка" (1876) - образчик натурных зарисовок Шишкина (илл. 12). С огромным знанием и уверенностью рисует он ствол сосны, ее ветки и хвою. Карандаш легко и смело чертит по бумаге, обрисовывая деревья, берег, речку и строения вдали. Превосходно выражен мотив и переданы пространственные планы. При всей свободе натурного этюда и рисунке налицо композиционная построенность. Перед нами типический образец передвижнического метода - находить картину в самой природе.

Обращаясь от этого рисунка к рисункам 1890-х годов - "Вершины сосен" и "Облака", мы видим, как все более и более свободной и широкой становится у Шишкина манера наброска с натуры. При этом, однако, линия сохраняет всю свою четкость и точность. Знание натуры так велико, что Шишкин одной-двумя линиями сразу передает весь характер предмета. Так с поразительной свободой, одной беглой контурной линией, с быстрой заштриховкой внутри контура, передает он силуэт леса в рисунке "Облака" (илл. 20), и мы чувствуем живую натуру. Смотря на твердость и уверенность линий рисунка "Вершины сосен" (илл. 22), невольно вспоминаешь рисунки художника-классика конца XVIII - начала XIX века Ф. М. Матвеева, его известные зарисовки пиний.

Сохраняя, таким образом, до конца своего творчества линейный рисунок, Шишкин наряду с этим начинает с 1880-х годов рисовать и в живописной манере. Стремясь к передаче воздуха и света, он начинает рисовать углем и мелом на цветной бумаге. Своей живописностью и мягкой передачей воздуха характерен рисунок "Паутина в лесу" (1880-е годы) (илл. 16). Офорт "Пески" (1886) - отражает в графике увлечение Шишкина пленэрными задачами, передачей солнечного света и воздуха, поисками непосредственности в изображении натуры (илл. 21). Офорт проникнут живой динамикой; кажется слышишь легкий шум сосен под ветром, доносящимся с моря. Прекрасно передан поросший сухой травой песок дюн, освещенный солнцем. В одноцветной гравюре Шишкин создает впечатление цветности натуры - светло-желтого песка и темнозеленой хвои сосен. Глядя на этот офорт, невольно вспоминаешь прекрасную, полную света, солнца, воздуха, проникнутую живым трепетом жизни картину Шишкина "Сосны, освещенные солнцем" (1886, ГТГ). Точно так же картина "Дубовая роща" (1887, Киевский Государственный музей русского искусства) заставляет вспомнить одновременный солнечный офорт "Три дуба" (1887), одно из лучших графических произведений Шишкина. С поразительной правдивостью передан здесь свет солнца, его игра на изумрудной траве, светящаяся, пронизанная солнцем узорная листва на фоне темных дубовых стволов. Взяв изображение против света, Шишкин путем передачи светового контура вызывает ощущение воздушности. Вместе с тем, он умело использует световые рефлексы, чтобы проработать формы в тенях. Благодаря этому темные стволы дубов не кажутся плоскими силуэтами. Шишкин достигает здесь гармонического сочетания графически объемного и живописного начал. От этого листа на нас словно веет лесной свежестью, теплом солнца, влагой зелени, ароматом летнего цветения природы (см. воспроизведение офорта на обложке).

"Шишкин - верстоной столп в развитии русского пейзажа это человек - школа", - писал о нем в 1878 году И. Н. Крамской. Замечательным знатоком природы, блестящим рисовальщиком выступает перед нами И. И. Шишкин в своих рисунках и офортах. Образы, созданные им в графике, глубоко правдивы, содержательны и впечатляющи. В той любви к природе, которой они порождены и которой они пронизаны, проявилось чувство родной страны, искренний и живой патриотизм. Художник верно служил своей стране, своему народу, раскрывая перед ним красоту и богатство родины, уча ценить ее и верить в нее. В образах природы он был передовым человеком своего времени. Он своеобразно запечатлел в пейзаже чувства и мысли демократов. Образы природы в произведениях Шишкина злободневны и социальны. Все это является ценным и поучительным для нас с точки зрения критического освоения наследия классического русского реалистического искусства. Графика Шишкина, доставляя большую и чистую радость советскому зрителю, обогащая его чувство природы, многому учит и наших советских пейзажистов.

2012 Культурология и искусствоведение № 2(6)

УДК 76:027.7 (571.16)

М.А. Петрова

ОФОРТЫ И.И. ШИШКИНА В НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКЕ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА*

Статья посвящена коллекции «Офорты профессора И.И. Шишкина», которая хранится в фонде Научной библиотеки Томского государственного университета. Автор приводит предысторию создания данной коллекции и краткую характеристику техники офорта. Анализируются особенности альбома и история его появления в библиотеке. Коллекция рассматривается как часть наследия великого русского художника, которая характеризует его как талантливого офортиста.

Ключевые слова: И.И. Шишкин, офорты в Научной библиотеке Томского государственного университета, офорты И.И. Шишкина.

Иван Иванович Шишкин является одним из самых крупных русских пейзажистов второй половины XIX в. Чтобы понять его картины, ощутить своеобразие его незаурядной личности, необходимо познакомиться с его творческими позициями, взглядами, процессом духовного становления, развитием таланта пейзажиста.

Человек исключительного трудолюбия, Шишкин занимался живописью с настоящим упоением, с радостью и порой даже с ожесточением. «Художник и ученый совершенствуется до конца своих дней», - написал он на одном из рисунков, сделанном в Московском училище живописи, ваяния и зодчества .

Шишкин сумел в своем творчестве наиболее полно выразить народные представления о русской природе, русском лесе. Именно поэтому он считается одним из крупнейших представителей русской реалистической пейзажной живописи второй половины XIX в. «Шишкинский лес» стал таким же типичным понятием, как «тургеневская девушка» или «левитановская осень».

Шишкин принадлежал к кругу передовой академической молодежи, которая воспитывалась на идеях прогрессивной материалистической эстетики и литературы и восставала против искусства, чуждого современности, против казенно-бюрократических порядков. Для Шишкина долгом художника было войти в жизнь русского общества, заинтересоваться его судьбой, проникнуться «идеями века» .

Основанный на углубленном аналитическом исследовании природы, творческий метод Шишкина был созвучен эпохе просветительства со свойственным ей интересом к точным наукам, и в частности к естествознанию. Утверждение этого нового реалистического метода, который развенчивал освященные академическим авторитетом установки псевдоромантического пейзажа, явилось важнейшей заслугой художника.

* Статья подготовлена при финансовой поддержке совместного конкурса РГНФ и Администрации Томской области, проект №11-11-70001а/Т.

Ясное понимание задач, стоявших перед русским реалистическим искусством, ярко выраженный демократизм взглядов, неприятие академической системы естественно привели художника в ряды передвижников. Здесь, в Товариществе передвижных художественных выставок, одним из учредителей которого в 1870 г. стал Шишкин, он нашел истинных друзей-единомышленников, а его произведения - отзывчивого зрителя. С основания Товарищества передвижных художественных выставок Шишкин до конца своей жизни оставался в числе его членов .

Наряду с живописным наследием Шишкина большим и значительным вкладом в сокровищницу национальной художественной культуры являются также рисунки и многочисленные офорты, исполненные художником.

Офорт - способ изготовления авторской печатной формы, который соединяет методы ручного гравирования с химическим травлением. Медную или цинковую пластину толщиной от 0,5 до 2,5 мм покрывают кислотоупорным лаком или кислотоупорным грунтом, в состав которого входят воск, канифоль, асфальт. Линии рисунка процарапывают по лаковой пленке (грунту), обнажая поверхность металла. Затем пластину в несколько приемов травят: медную - раствором хлорного железа, цинковую - азотной кислотой, получая углубленные печатающие элементы. После первого травления, достаточного для незначительного углубления штрихов в самых светлых местах изображения, эти места закрывают защитным лаком, исключая их в дальнейшем из процессов травления. Затем подвергают пластину второму травлению, выкрывают лаком участки следующей градации тона и т.д. Благодаря этому штрихи получаются различной глубины и притом более простыми средствами, чем в резцовой гравюре. В конце лак удаляют.

Офортом называют и оттиск, полученный на бумаге с авторской печатной формы, изготовленной по данной выше технологии. Офорт - тиражная техника, где каждый оттиск пронумерован и является самостоятельным произведением. Как правило, это в среднем от 5 до 20 оттисков .

Много и серьезно работая в области гравирования, Шишкин добился больших успехов и занял почетное место в истории русского офорта XIX в. Склонность к занятиям гравированием обнаружилась у Шишкина еще в бытность его воспитанником Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Существует единственный отпечаток офорта «Горная дорога», подписанный «И.Ш.» (1853). Он воспроизводит, вероятно, какой-то чужой оригинал, но в манере исполнения уже чувствуется знакомство с правилами гравирования.

Посвящая летнее время работе над этюдами, Шишкин в зимнее время продолжал усиленно заниматься офортом, часто воспроизводя мотивы своих летних этюдов. Можно сказать, что опыт Шишкина в работе над живописными этюдами бесконечно обогатил и его офорты. Так, к 1886 г. художник выпустил уже три альбома офортов, последний из которых заключал в себе 25 листов. Некоторые листы художник печатал сам.

В 1894 г. петербургский издатель А.Ф. Маркс начал работать над последним альбомом офортов Шишкина, который вышел в свет в 1895 г. Шишкин передал в распоряжение издателя офортные доски, частью переработанные и исправленные им для данного издания. В результате этого был составлен

М.А. Петрова

альбом, включавший лучшие офортные листы художника и вышедший под названием «60 офортов профессора И.И. Шишкина».

Именно данное издание и было найдено в отделе книжных памятников и рукописей Научной библиотеки Томского государственного университета. Данное издание содержит в себе 54 офорта и 1 офорт-фронтиспис с заглавием и фамилией автора. На титульном листе было обозначено: «Счет Макушина. 9 января 1916 года. 25 рублей. Продано Профессору Михайловскому (философия права)» .

Действительно, преодолевая огромные трудности и совершенствуя свое мастерство, Шишкин как офортист представлял собой выдающееся явление. Его офорты составляют как бы энциклопедию русского пейзажа и не в меньшей степени, чем живописные работы, показывают широту и многогранность его таланта. Многие листы даны в различных «состояниях». Это показывает, что Шишкин в каждом выбранном им сюжете добивался не только удачного разрешения своего оттиска, но прежде всего внутренней завершенности создаваемого им образа. В этом отношении ярким примером служит его офорт «В Крыму», изображающий горный пейзаж. Он имеет ряд последовательно выполненных досок одного и того же мотива, в которых художник искал пути к созданию обобщенного возвышенного образа. Среди выполненных Шишкиным офортов имеется и автопортрет художника (1886).

В собрании помимо самих офортов, титульного листа присутствует также полный перечень офортов и предисловие, написанное издателем А.Ф. Марксом. Он отмечает особенности данного издания, рассказывает биографию художника и охарактеризовывает офорты и то, как Шишкин создавал их. «Он не только печатал листы, но и варьировал их до бесконечности, - пишет А.Ф. Маркс о подлинно творческом участии самого художника в издании альбома. - Шишкин рисовал на доске краской, клал новые тени... делал другие пятна, звезды, лунные блики. Весь в краске, возбужденный работой, сильный, уверенный, он являлся действительно большим мастером и повторял собой столь дорогой тип великих мастеров былого времени».

А.Ф. Маркс рассказывает и о художественной стороне альбома, отмечая, что почти все офорты проникнуты поэзией; что в каждом из них присутствует огромное «мастерство дела и рисунка».

Оставленные художником листы его офортов, вместе с досками, над которыми он так упорно работал, должны стать предметом серьезного и глубокого изучения. Для молодого поколения художников офорты Шишкина могут явиться настоящей школой, не только знакомящей с техническими приемами гравирования, но и вооружающей очень цельным методом, в основе которого лежала работа на натуре.

Офортные работы И. И. Шишкина отличаются тонким знанием природы, прекрасным и верным рисунком и совершенной техникой. Кроме обычного приема иглой, художник применял мягкий лак, акватинту, сухую иглу. Материалами для граверных произведений служили его многочисленные натурные рисунки. Своими автографическими офортными произведениями И.И. Шишкин намного расширил круг своих зрителей, привлекая их внимание к родной русской природе.

Творчество Шишкина является замечательным наследием русской культуры, имеющим мировую ценность. Высоко оцененный еще при жизни представителями передовой художественной общественности, Шишкин в наше время стал предметом подлинной гордости России. В свете современных художественных интересов оставшийся огромный живописный материал Шишкина представляет собой богатое наследие, отразившее передовые художественные идеи XIX в.

Офорты Шишкина, хранящиеся в Научной библиотеке Томского государственного университета, позволяют изучить бытование изданных знаменитым русским художником произведений. Также они обращают внимание на роль российских меценатов и издателей, таких как П.И. Макушин и А.Ф. Маркс, в судьбе российской живописи, в частности офортного искусства. Все это представляет собой огромный материал для изучения истории искусства, и составляющую часть культурного и духовного наследия страны.

Литература

1. История русской живописи. М. : Эксмо, 2010. 604 с.

2. Иван Иванович Шишкин. Переписка. Дневник. Современники о художнике / сост. и вступ. ст. И.Н. Шувалова. Л. : Искусство, 1978. 463 с.

3. Мальцева Ф. Мастера русского пейзажа. Иван Шишкин [Электронный ресурс] / Товарищество передвижных художественных выставок. Электрон. дан. М. : Товарищество худож-ников-передвижников, 2011. иЯЬ: http://tphv.ru/shishkin_malceva.php (дата обращения:

4. ЗвонцовВ.М., Шистко В.И. Офорт: техника, история. СПб., 2004. 269 с.

5. От издателя (предисловие А.Ф. Маркса) // 60 офортов профессора И.И. Шишкина. СПб.: Артистическое заведение А.Ф. Маркса, 1894.

На выставке, организованной галереей «Кабинетъ», будут представлены 90 произведений тиражной графики знаменитого передвижника, включая 60 лучших офортов из ценной папки 1894 года

Антикварные галереи «Кабинетъ»
26 июля - 4 сентября 2016
ежедневно, кроме понедельника, с 11:00 до 20:00 в залах 14б и 15, 2-й этаж
Москва, ЦДХ, ул. Крымский Вал, 10

Офорты Ивана Ивановича Шишкина входят в число безусловных лидеров по ликвидности на российском аукционном рынке. Мы однажды подсчитали, что за 2014/2015 год из 100 выставленных работ Шишкина было продано 69. Это с учетом всех категорий, включая живопись и оригинальную графику. А уж отдельно в тиражной графике и вовсе продается почти все, что выставляется.

И это вполне объяснимо.

Первая причина: речь идет не об упражнении и не попутном направлении для творчества художника, а о работах в той технике, в которой Иван Шишкин был особенно силен. Шишкин был безупречно точным рисовальщиком. И если в живописи, в работе с цветом ему удавалось не все, то рисунок и сложные техники эстампа стали его подлинной стихией, где он чувствовал себя как рыба в воде.

Вторая причина еще проще: эти эффектные кропотливые подлинные офорты русского художника первого ряда стоят на российском рынке вполне посильные деньги - от 25 000 до 80 000 рублей за лист, чаще в районе 65 000 рублей. Эти вещи могут позволить себе многие коллекционеры.

Немало офортов передвижника разошлось и на аукционах дома «Кабинетъ», который и стал устроителем текущей выставки «Неизвестный Шишкин». Она откроется в центральных залах ЦДХ на Крымском Валу 26 июня и продлится до 4 сентября 2016 года.

Центром экспозиции станет, вероятно, раритетная папка издателя и книготорговца Альфреда Федоровича Маркса. В последнюю папку, изданную не очень большим тиражом, вошли 60 отборных офортов Шишкина - вершина его творчества в эстампе. При подготовке этого альбома Шишкин обновил свои старые доски, прошел офортной иглой, а некоторые даже доработал композиционно. В частности, такой доработке подвергся офорт «Зимняя ночь» 1876 года (сделанный за 18 лет до этого), который Шишкин даже переименовал в «Зимнюю лунную ночь». Кроме старых доведенных офортов, Шишкин включил в альбом 19 новых работ, прежде не издававшихся.

Судьба комплектных альбомов (как и книг художника и любых книг с литографиями) зачастую складывается непросто. У владельцев и продавцов велик соблазн их разукомплектовать и распродать по частям - так и проще и выгоднее. С папкой Маркса вышло так же. Вроде бы их было не так уж мало, а в комплектном виде до наших дней дошли лишь немногие. И выставка дает редкий шанс увидеть ее целиком.

В ЦДХ будут не только офорты Шишкина. «Кабинетъ» покажет существующий в единственном экземпляре цветной автопортрет Шишкина из собрания издателя А. Е. Пальчикова, уникальный офорт на шелке «Можжевельник. Крым» 1885 года и последнюю гравюру Шишкина «Дуб» (1897).

«Кабинетъ» обещает и другие сюрпризы. Покемонов не будет , зато устроители придумали «новую трактовку офортов Шишкина, перенеся их в 3D изображения и объединив получившиеся стереопостеры в тематические триптихи». В общем, пока не понятно. Зато понятно, что будут тарелки с репродукциями работ Шишкина и плакаты, выпущенные по специальной технологии. К выставке подготовлен каталог, в который вошли не только репродукции вещей из экспозиции, но все известные офорты Шишкина.

Владимир Богданов, AI

22 мая 2015 года в выставочном зале Белгородского государственного художественного музея в рамках проекта «Достояние музеев России – белгородцам!» состоялось торжественное открытие выставки «Иван Шишкин. Офорты» из фондов Севастопольского художественного музея им. М.П. Крошицкого.

На выставке зритель может познакомиться с интересной и, вместе с тем, менее известной длей наследия мастера, – гравюрами. В музей М.П. Крошицкого эстампы с изображениями природы попали в 1989 году, полную коллекцию печатных произведений передала музею вдова ботаника и геолога Евгения Лавренко, члена Академии наук СССР и страстного коллекционера.

Шишкин Иван Иванович родился 13 января 1832 года в маленьком провинциальном городе Елабуга, расположенном на высоком берегу Камы. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её, объяснив свой поступок отсутствием желания становиться чиновником.

В Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852–1856) Шишкин поступил только к двадцати годам, с трудом преодолев устои семьи, противившейся (за исключением отца) его желанию стать художником. В августе 1852 года он был уже включен в список учеников, принятых в Московское Училище живописи и ваяния, где получил хорошую подготовку под руководством Аполлона Мокрицкого, бывшего воспитанника Алексея Венецианова.

В училище Иван Шишкин сразу раскрыл себя как непревзойденный пейзажист. Здесь же он впервые познакомился с техникой гравюры и воспроизвел чужую работу под названием «Горная дорога» (1853), но уже в этом произведении чувствовался самобытный художественный почерк будущего мастера.

Богатство и разнообразие растительных форм поистине увлекло художника. Ему казалось интересным все – изображение старого пня, коряги, сухого дерева, былинок на ветру. Иван старательно изучал анатомию природы, делая множество зарисовок с натуры. Все рисунки будущего мастера были предельно просты – сосна на обрыве или у воды, кустарник на болотистой равнине, каменистый берег извилистой реки. Вместе с тем художник изображал телеги, сараи, заборы, придорожные часовенки, пасеки и ульи, всевозможные лодчонки, которые впоследствии также нашли свое место во множестве работ, хоть и имели второстепенное значение.

К окончанию обучения Шишкин уже приобрел некоторые профессиональные навыки как пейзажист и стал заметно выделяться талантом среди товарищей. Но желание к совершенствованию рисунка подвигло его в январе 1856 года отправиться в Санкт-Петербург для поступления в Академию художеств.

Спустя несколько месяцев после поступления, Шишкин начинает привлекать внимание преподавателей своими пейзажами с изображением окрестностей Петербурга, а в 1857 году получает за них две малые серебряные медали, а в 1858 и малую золотую медаль. К этим годам относятся и первые опыты молодого художника в литографии. По авторским наброскам Иван Шишкин исполняет 14 работ литографским карандашом на камне для книги Алексея Владимировича Вышеславцева «Очерки пером и карандашем из кругосветного плавания (1857–1860)». Но из-за нехватки денежных средств данные произведения увидели свет в «Русском художественном альбоме» лишь в 1961-м году.

Обучение Шишкина в Академии художеств у Сократа Воробьева почти никак не сказалось на его творчестве. Подлинной школой для Ивана Ивановича стал остров Валаам, служивший местом летней практики учеников-академиков и поразивший художника своими гранитными скалами, вековыми соснами и елями. Окончив в 1960-м году Академию художеств с большой золотой медалью за «Местность Кукко на Валааме», Шишкин уезжает в пенсионерскую поездку за границу.

В 1863 году в Цюрихе (Швейцария) Шишкин посещает мастерскую профессора живописи Рудольфа Коллера, анималиста и пейзажиста. Коллер в то время жил и работал в доме на берегу прекрасного Цюрихского озера, которое, как и сам город, окружен горами. Именно там Иван Шишкин снова пробует себя в технике офорта, популярно именуемой граверами того времени «царской водкой». Позднее художник пробно исполняет ещё две гравюры, но они выходят настолько хорошими, что пробуждают у мастера желание серьезней отнестись к созданию подобных произведений. К сожалению, последовавший возврат на Родину и необходимость много работать над живописными полотнами отвлекают художника от полюбившегося занятия.

Получив по возвращении из пенсионерской поездки звание академика, Шишкин становится одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. В 1970 году он снова принимается за гравирование и основывает «Обществе русских аквафортистов» (1871–1874), будучи членом-учредителем товарищества. Как более опытный среди членов кружка, помогает многим своим советом и примером, и вместе с ними публикует свои работы в коллективных изданиях гравюр.

В 70-е годы Шишкин начал посвящать все больше времени гравюрам, стараясь выкроить минуты досуга между написанием крупных живописных произведений. К этому времени относятся его знаменитые полотна «Пасека в лесу» (1876) и «Рожь» (1878).

Если другие художники современники в основном использовали офорт для репродуцирования своих работ, то Иван Шишкин нашел в ней способ создания новых произведений, позволяющий сохранить манеру и богатство линейно-штрихового рисунка. Он выпускает эстампы, как отдельными листами, так и целыми сериями, с каждым разом все больше пробуждая энтузиазм коллекционеров и заставляя соревноваться в погоне за первыми и лучшими оттисками произведений.

Шишкин много времени и сил уделяет изготовлению офортных досок и создает за свою жизнь свыше ста листов, посвятив их целиком изображению родной русской природы, в которых сумел органически объединить черты романтизма и реализма. Кроме обычного приема иглой, художник в работе активно применял мягкий лак, акватинту и сухую иглу. Одно время, с целью найти новый, менее затратный и более действенный способ размножения своих композиций Шишкин предпринимает ряд опытов в цинкографии.

В 1968 году выходит первый альбом его гравюр (6 литографий) «Этюды с натуры пером и на камне», в мае 1873 года он подготавливает и сам печатает свой первый альбом офортов (11 листов), выпущенный в качестве премии «Общества поощрения художников». Следующие две папки выходят в 1878 и в 1886 годах, ну а в 1894 году выпускается альбом «60 офортов И.И. Шишкина. 1870–1892».

Ретроспективный альбом, выпущенный санкт-петербургским издательством Адольфа Федоровича Маркса, вобрал в себя все лучшие гравюрные работы Ивана Шишкина. Сегодня доподлинно известно, что хоть издатель и выкупил у художника офортные доски в полную собственность, но продолжал тиражировать листы под чутким руководством мастера. И это не удивительно, Маркс и Шишкин уже давно поддерживали партнерские отношения. Их деловые связи установились, когда Иван Иванович начал иллюстрировать первый в России массовый еженедельный журнал «для семейного чтения» – «Нива».

Примечательно, что на выставке в Белгородском государственном художественном музее представлены все 60 офортных листов, изначально вошедших в альбом. Некоторые из них как раз готовились как приложение к журналам «Пчела», «Свет» и «Нива».

К подобным произведениям относится пейзаж «Ульи», художник приблизил к зрителю ульи и крытый соломой сарай, сократил подробный рассказ и достиг большой емкости и цельности художественного образа.

В 80-е и 90-е годы художника все чаще привлекают изменчивые состояния природы, быстро проходящие моменты. Благодаря интересу к свето-воздушной среде ему хорошо удаются произведения с переменчивым состоянием природы: небом после дождя («Перед грозой», «На реке после дождя»), ночью («На прорубке», «Гурзуф») и сумерками («Зорька»).

В офортах Шишкина можно встретить множество изображений памятников природного и археологического наследия. Среди них «Царев Курган», «Ели в Шуваловском парке» и «Гора Аю-Даг» – портрет «несостоявшегося» вулкана, покрытого реликтовыми растениями, особых сортов фисташек и можжевельника.

«Лесные цветы», «Первый снег», «Поле», «Крым» и многие другие произведения, помимо их удивительной верности природе, погружают зрителя в мир неуловимых ощущений. Лесной ручей чуть струится в камнях. Кругом виднеются живописные разломы скал и обрывы. Молчат вековые ели, кондовые сосны, дубы, рощи березок и кустарники папоротника, хранящие в своих листьях свежесть. Движение вод и трав чудиться – его видишь не глазами, а чувствуешь. Везде тишина и простор.

Среди наиболее интересных произведений выставки – офорт «Муравейник», и не один, а целых два. Один из этих ценных экспонатов приехал в Белгород с остальными листами альбома, а второй подарен Белгородскому государственному художественному музею в 2007 Губернатором Белгородской области Е.С. Савченко на открытие нового здания.

В экспозиции можно увидеть и автопортрет Ивана Шишкина, исполненный в 1886 году. Фон портрета выполнен динамичным штрихом, как и большинство произведений мастера.

Офорты И.И. Шишкина представляют большой интерес, так как дают наглядное понятие о разнообразных приемах офорта, игры линий и теней в черно-белом цвете.

В произведениях видно стремление художника к пластической трактовке природных форм, анатомичности рисунка, а также хорошая профессиональная выучка.

Живи и работай он в одном из европейских художественных центров своего времени или заботься больше о распространении эстампов за рубежом, – известность Ивана Ивановича Шишкина как превосходного гравера была бы большей. К сожалению, сегодня офортам Шишкина дань уважения отдают лишь горячие любители искусства и страстные коллекционеры.

И в конце хотелось бы отметить, что данная экспозиция поистине является уникальной. Она не только знакомит посетителя с редким печатным изданием, но и позволяет насладиться малоизвестными произведениями выдающегося мастера, лучшие из которых стали классикой национальной живописи и графики.

 

 

Это интересно: