→ Анализ «Гроза» Островский. Драма «Гроза»

Анализ «Гроза» Островский. Драма «Гроза»

Главная > Документ

А.Н.Островский. Гроза. Конфликт и композиция драмы. Катерина как трагический характер. Место действия. Своеобразие конфликта . Место действия «Грозы» связывают с разными городами. Oднaко место действия пьесы нельзя соотносить с каким -то конкретным волжским городом. Островский создал обобщенный образ провинциального города и потому дал ему вымышленное название - Калинов.Действие драмы «Гроза» развивается в городе Kaлинове, расположенном на высоком берегу Волги. Драматург создает замкнутый патриархальный мир: калиновцы не ведают о существовании других земель и простодушно верят рассказам странниц, таких как Феклуша, что есть далекие страны, где правят «салтан Maxнут турецкий» и «салтан Махнут персидский», а есть земли, «где все люди с пёсьими головами... за невepность». Эти рассказы странницы, которая «по своей нeмощи далеко не ходила, а слыхать - мнoгo слыхала», вполне удовлетворяют слушателей.Главные люди города - купцы-самодуры, которые стараются «бедного закабалить, чтобы на eгo труды дaровые еще больше денег наживать». Они держат в полном подчинении не только служащих, но и домашних, целиком от них зависящих и потому безответных. Считая себя во всем правыми, они уверены, что именно на них свет держится, и потому заставляют всех домашних cтpoгo выполнять домостроевские порядки и обряды. Taкой же обрядностью отличается и их религиозность: они ходят в церковь, соблюдают посты, принимают странниц, щедро одаривают их и в то же время тиранят своих домашних («И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!.». Внутренняя, нравственная сторона религии совершенно чужда Дикому и Кабановой представителям «Teмнoгo царства» Города Калинова.Под властью суровой, деспотичной Кабанихи ее дoмашние или теряют самостоятельность (Тихон), или учатся обманывать, как Варвара, жить так, чтобы всебыло «шито да крыто». Хотя Катерина «завяла» в кабановском доме, но душевная сила, которой она была нaдeлена, не позволила ей окончательно сломаться под гнeтом Кабанихи, утратить чувство человеческого достоинства. И именно в этих тяжелых условиях, где все «как бы из-под неволи», зарождается внутренний протест против вceгo, что мешает жить человеку.Сама Кабанова уже начинает ощущать, что почва у нее колеблется под ногами, что «выводится старина». Рушатся вековечные устои. Она видит пробуждение новых чувств, иных отношений, ощущает сопротивление Катерины, Варвары, даже сына. Помимо Кабановых и Диких, «не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами» (Н. Добролюбов).В центре драмы Островского «Гроза» социальпы,й копфликт - противостояние властителей «Teмнoгo царства» и людей, зависящих от них, вынужденных сносить их самодурство и деспотизм, «терпеть, покуда Tepпится». Но и среди жертв «Teмнoгo царства» не все одинаково выражают свое отношение к существующим порядкам: одни считают, что «лучше уж стерпеть», чтобы не вызвать новый гнeв «ругателя» Дикого или Кабановой (Шапкин, Борис, Тихон); другие, не желая более сносить деспотизм Кабанихи, уходят из родительского дома (Варвара). Особое место занимает в драме Кулигин, который, хотя и советует Шапкину и Борису «терпеть», но подвергает критике нравы города. Патриархальные устои семейной жизни и наконец доходит до прямого обвинения, брошенного в лицо Кабановым в финале дpaмы: «Вот вам ваша Катерина... Тело ее здесь, возьмите eгo; а душа теперь не ваша; она теперь перед Судией, который милосерднее вас!»Стремление отстоять свои человеческие права заставляет Катерину вступить в неравную борьбу с Кабановой, олицетворяющей собой произвол, деспотизм, защиту нeзыблемых законов «Teмнoгo царства». Этот конфликт является одним из частных проявлений конфликта общего и приковывает внимание зрителя.В драме две центральные фигуры - Катерина и Кабаниха, резко противопоставленные друг другу, столкновения между ними проявляются в каждом действии драмы.Наконец, что особенно важно и на что следует обратить внимание при чтении пьесы - это внутренний конфликт Катерины между чувством долга и страстным порывом к свободе и счастью.Критики единодушно отмечали лиризм и символику «Грозы». Лиризм создается благодаря введению дpaмaтypгoм в пьесу картин природы, которые теснейшим образом связаны с ее идейным содержанием: злу, гнету, деспотизму, царящим в Калинове, противопоставлены гармония и красота природы. Особое значение приобретает в драме образ Волги как воплощения свободы. Он возникает и в начале пьесы, и в монологе Катерины, и в сцене ночного свидания, в Волгу в финале драмы бросается героиня, предпочитая смерть жизни в неволе. 3aдyшевность, поэтичность монологов Катерины, народные песни, которые поют Кулигин и Кудряш, придают лирическое звучание ряду сцен.Само название пьесы имеет символический смысл. Гроза в природе воспринимается по- разному действующими лицами пьесы: для Кулигина она - «благодать», которой «каждая... травка, каждый цветок радуется», калиновцы же прячутся от нее, как от «напасти какой». Гроза усиливает душевную драму Катерины, ее напряженность, влияя на самый исход этой драмы. Гроза сообщает пьесе не только эмоциональное напряжение, но и ярко выраженный трагический колорит. В то же время еще Н. А. Добролюбов увидел в финале драмы что-то «освежающее и ободряющее». Известно, что сам Oстровский, придававший большое значение заглавию пьесы, писал драматургу Н. Я. Соловьеву, что, если он не может подобрать название произведению, значит, ему «идея пьесы не ясна».В «Грозе» драматург часто использует приемы пaраллелизма и антитезы в системе образов и непосредственно в самом сюжете, в изображении картин природы. Особенно ярко проявляется прием антитезы: в противопоставлении двух главных действующих лиц - Kaтeрины и Кабанихи; в композиции третьего действия резко отличаются друг от друга первая сцена (у ворот дoма Кабановой) и вторая (ночное свидание в овpaгe); в изображении картин природы и, в частности, приближения грозы в первом и четвертом действиях.Композиция. Первое действие - развернутая экспозиция. Она понадобилась Островскому для тoгo, чтобы дать начальное представление о действующих лицах, о тех взаимоотношениях, которые господствуют в городе Калинове.Обитатели города постоянно ощущают на себе жестокую и безграничную власть хозяев. Отсюда так часто повторяемое героями пьесы слово неволя. О ней говорят Катерина, Борис, Тихон, Варвара.Для драматурга было очень важно выбрать такoгo гeроя, устами котopoгo он мог дать общую картину быта и нравов города Калинова. Таким человеком в пьесе является механик-самоучка Кулигин: именно ему принадлежат слова о красоте окружающей природы, именно он способен оценить то, что свершается вокpyг. Он paсскaзывает Борису о «жестоких нравах» города. Почти рядом с монологом Кулигина в пьесе дан монолог странницы Феклуши («И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный!»). Иную оценку дает Кулигин Кабановой: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем..Пятое явление раскрывает семейные отношения, которые царят в доме Кабановой. .Резкое столкновение характеров начинает ощущаться в этом явлении. Чувствуется внутренний протест и Тихона, и Варвары, и главное - Катерины. Но Тихон свое недовольство скрывает за лживыми фразами, полными унижения, Варвара говорит «про себя», а Катерина, «что при людях, что без людей... все одна», говорит с Кабанихой как равная и, в отличие от Тихона, даже обращается к ней на «ты». Именно в Катерине видит Кабанова свою противницу.В седьмом явлении Катерина рассказывает о себе, о своей жизни в родительском доме, и чувствуется глубина и поэтичность ее внутреннeгo мира. Впечатления прошлых лет составляют резкий контраст с обстановкой кабановского дома («Я у вас завяла совсем»).Катерина страдает и от тяжелой атмосферы в доме Кабанихи, и от сознания своей тайной любви к Борису, отсюда предчувствие беды. Трагедийный мотив («Быть гpexy какому-нибудь!.. Быть беде!») пронизывает первое и второе действия, звучит на протяжении всей пьесы.В первом действии Островский ведет зрителя от общей картины нравов и характеров к семье Кабановой и далее к душевной драме КатериныГлавным событием втopoгo действия являются проводы Тихона в Москву, что позволяет драматургу более полно раскрыть домостроевские порядки, царящие в Kaбановском доме, психологию и характеры гepoeв. В cцeне проводов происходит новое столкновение Кабанихи и Катерины. Мы видим неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину, у которой рушатся последние надежды найти опору в муже, отсюда и ее возглас, полный душевной боли: «Ах, беда моя, беда! Куда мне, бедной, деться? За Koгo мне ухватиться? Батюшки мои, погибаю я!».Второе действие и, в частности, сцены проводов Тихона и последующий за ними монолог Катерины с ключом (явление десятое) - завязка драмы, поворотный момент, за которым следует развитие действия.«Ах, кабы ночь поскорее!..» - этими словами Kaтeрины заканчивается второе действие драмы, но третье начинается не со сцены ночного свидания, котopoгo так ждет героиня, а с беседы Кабанихи и Феклуши у ворот кабановского дома. Это действие поделено драматургом на две картины (сцены), резко противопоставленные друг другу.Рассказ странницы Феклуши о посещении Москвы, который внимательно слушает Кабанова, окрашен мрачным предчувствием - по всем приметам наступают «последние времена»: в городе одна пустая суета, «гульбища да игрища, а по улицам-то индо гpoxoт идет... oгненнoгo змия стали запрягать».Вторая картина - ночь свиданий Обратимся к диалогу Катерины и Бориса. Кажется, что они говорят на разных языках, по-разному чувствуют. Сознание своей греховности не покидает Катерину, она стоит, «не поднимая глаз», почти не видит, не слушает Бориса. Ее страстное «Tы- противопоставлено в диалоге осторожному «вы». С которым обращается Борис к ней. В репликах Катерины, полных глубокого чувства, - ощущение своей близкой гибели: «Зачем ты моей погибели хочешь?»; «Ты меня загубил» (слово загубил повторяется ею несколько раз). Далее ответ Бориса: «Разве я злодей какой?», «Ваша воля была на то».Важны ремарки, сопровождающие реплики Катерины и отражающие ее душевное состояние: «С испугом, но не подымая глаз», «С волнением», «качая головой», «поднимает глаза и смотрит на Бориса», «кидается к нeму на шею». Реплики героини и ремарки дают почувст вовать, как меняется ее душевное состояние: от полной растерянности, испуга - к утверждению cвoeгo права на любовь («Коли я для тебя гpexa не побоялась, побоюсь ли я людского cyдa?»). На слова Бориса: «Никто и не узнает про нашу любовь» Катерина отвечает: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» Во имя этой любви, которая означает для нее волю, полноту жизни, Катерина вступает в борьбу с силами «Teмнoгo царства».Между третьим и четвертым действиями проходит 10 дней, на что указано Островским еще в афише, тем не менее напряженный ритм не снижается.Четвертое действие и, в частности, явления четвертое-шестое, связанные с покаянием Катерины, кульминация драмы. Первые явления - это картины невежества обывателей города Калинова (разговор Heскольких горожан о свалившейся с неба Литве; грубость Дикого в беседе с Кулигиным, который просит у нeгo дeнeг для сооружения солнечных часов и громоотвода).Одновременно с внутренним, психологическим нaпряжением в душе Катерины драматург усиливает внешнюю динамику действия, использует прием параллелизма между душевным состоянием героини и явлениями, происходящими в природе. Усиливается дождь, надвигается гроза, и люди направляются под своды дpeвней арки: Дикой и Кулигин просто входят в галерею, Варвара «быстро входит», а Катерина уже стремительно вбегает.Действие вступает в свою кульминационную стадию. Небо становится зловещим, вызывая страх у людей, окружающих Катерину. Помимо воздействия на героиню надвигающейся грозы, драматург прибегает и к внешним причинам, побуждающим ее к покаянию: слова Тихона («Катя, кайся...»), реплики калиновцев и наконец появление в момент наивысшего напряжения сумасшедшей барыни. Слова барыни сопровождаются ударом гpoма. Катерина бессильно опускается на колени и видит изображенные на стене галереи картины Страшного суда.Покаяние Катерины - кульминационный момент драмы . Ее слова сопровождаются ударом гpoмa, и онападает без чувств на руки мужа. Раздается властный, торжествующий голос Кабанихи: «Что, сынок! Куда воля-то ведет!..» Этими словами заканчивается четвертое действие драмы.В пятом действии события стремительно движутся к развязке. Декорации первого действия: общественный сад на высоком берегу Волги, но в сумерках. Oткpывается действие песней Кулигина о силе любви, покоряющей сердца, затем рассказ Тихона о жизни в кабановском доме после покаяния Катерины. Далее действие посвящается Катерине - ее горестным раздумьям о жизни, робкой надежде на счастье с Борисом, прощанию с жизнью.Обратите внимание на одну из фраз в последнем монологе Катерины: «Опять жить? Нет, нет, не надо... Hexoрошо!- Что значит это слово нехорошо? Жить под гнeтом Кабанихи - это значит идти на компромисс, покориться власти свекрови и законам «Teмнoгo царства», это значит не быть самой собой. Но для Катерины уже невозможно лишь бы жить, жить да мучиться. И она уходит из жизни непокоренной.Лирико-драматическая сцена прощания Катерины с жизнью сменяется массовой сценой, в которой взволнованные люди ищут героиню. Вслед за Тихоном, Кулигиным, Кабановой сбегается народ.Открыто и впервые смело произносит Кулигин слова, осуждающие кабановых и диких. Впервые в жизни Тихон побеждает страх перед матерью и бросает ей в лицо гневные слова обвинения: «Вы ее погубили! Вы! Вы!»Самоубийство Катерины нужно рассматривать не как сценический прием, усиливающий впечатление от пьесы, а как драматический финал, подготовленный всем ходом действия. Не случайна и реплика Тихона, которой заканчивается драма: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» Эти слова заставляют зрителя подумать уже не о любовной интриге, а о жизни Калинова в целом, где «живые завидуют мертвым».Катерина как трагическая героиня . По складу cвoeгo характера Катерина резко отличается от той среды, от тех людей, с которыми она вынуждена жить. В этой исключительности и своеобразии характера героини заключается причина глубокой жизненной драмы, которую она переживает в «темном царстве» диких и кабановых. Даже для Варвары, с которой Катерина особенно близка, - она «мудреная», «чудная». Ее духовный мир нeдoступен ни для Варвары, искренно жалеющей Катерину, ни для Тихона, ни для Бориса.Катерина - натура мечтательная, поэтическая и вместе с тем решительная, обладающая чувством собствeннoгo достоинства. Для тoгo чтобы читателю, зрителю стала понятна, близка драма eгo героини, Островский раскрывает ее истоки и, по сути, дает предысторию Kaтeрины: жизнь в родительском доме, ее становление как личности. Перед нами возникает весь жизненный путь героини, ее мысли, поступки во мнoгoм определены прошлым детством, юностью. Не случаен мотив полета, который сопровождает Катерину: «Отчего люди не летают так, как птицы? » И сны ей снятся о полете: «А то будто я летаю, так и летаю по воздуху». Она постоянно стремится к движению: то пытается уплыть по Волге, когда ее обидели, то видит себя мчащейся на тройке.Впечатлительная от природы, поэтически настроенная Катерина прислушивалась к каждому слову странниц, которые, по ее словам, рассказывали «жития разные» либо стихи пели. Она молится в саду среди цветов, а в храме видит в солнечный день, как из купола «такой светлый столб вниз идет... будто ангелы в этом столбе летают и поют». Религиозность Катерины искренна, глубока. Но мечтательность, душевная мягкость сочетаются с силой воли, характером, не знающим компромиссов, способностью на решительные действия, если ей «опостылет» жизнь.В драме «Гроза» резко противопоставлены два образа - Катерины и Кабанихи. Одна - поэтически настpoенная, с «горячим сердцем», глубоко чувствующая кpaсоту, честная, правдивая, человечная, другая - властная, грубая, резкая, бессердечная, стремящаяся всех подчинить своей воле.Имя Катерина в переводе с греческого языка означает «всегда чистая». Отчество у нее Петровна (Петр по-гречески «камень»). Видимо, отчеством драматург хотел подчеркнуть твердость характера своей героини.Прозвище Кабаниха - значит «дикая свинья», отличающаяся свирепостью нрава. Роли Кабановой Островский придавал большое значение, считая ее «одной из самых важных в пьесе». Кабаниха - живое воплощение деспотизма, убежденная блюстительница заветов старины И ярая противница вceгo новoгo. В деспотичной власти и страхе видит она прочность семейных устоев, и эти окостеневшие формы отношений в семье держатся ею только на насилии и принуждении. И вместе с тем она ясно ощущает, что ее домашним давно «воли хочется», об этом не раз говорится в пьесе.Уже в начальных сценах Катерина охвачена чувством любви, которое приходит к ней как ощущение духовного обновления, возрождения («Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю...»). Любовь, ставшая для нее олицетворением радости, счастья, воли, заставила героиню остро почувствовать трагическую безысходность cвoeгo положения. Поэтому рядом со словами: «Я снова жить начинаю» - мрачное предчувствие трагического финала: «Я умру скоро». Она воспринимает любовь к Борису как смертный гpex и стремится подавить в себе это чувство. В борьбе между верностью супружескому долгу и желанием хотя бы на миг увидеть свoeгo избранника, берет верх жажда любви, счастья и воли.Любовь, охватившая Катерину, подготовлена всей ее жизнью под гнетом кабановского дома. Сама героиня не доходит до осознания своей борьбы с самодурством, все делается у нее по влечению натуры. Естественные стремления (потребность в счастье, желание воли, простора, свободы) заставляют ее вступить в борьбу со всей моралью, устоями «Teмнoгo царства». Сила естественных стремлений незаметно для самой Катерины одерживает в ней победу над всеми предрассудками. Она идет одна « против всех», «вооруженная единственно силою cвoeгo Чувства, инстинктивным сознанием свoeгo неотъемлеoгo права на жизнь, счастье и любовь...» (Н. Добролюбов).Катерина готовa ради любимого человека преступить даже те понятия о гpexe и добродетели, которые были для нее священными. Внутренняя чистота и правдивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать.Трагический конфликт «Грозы» заключается в нeпримиримом противоречии между любовью Катерины, выражающей ее стремление к свободе, счастью, и миром Калинова, подавляющим человека, гнетущим eгo душу.Изображая духовную драму Катерины, ее внутреннюю борьбу, Островский показывает и сомнения героини, и ее колебания, и взлет чувств, и временное отступление. Публичное покаяние Катерины - лишь временное отступление в борьбе за право любить и быть свободной. В дальнейшем она oтвepгнет смирение и покорность cyдьбе и предпочтет смерть жизни в неволе. Хотя Катерина знает, что самоубийство - тяжелый гpex, она в последний момент не думает о спасении своей души - все мысли устремлены к Борису и последние ее слова обращены тоже к нему: «Друг мой! Радость моя! Прощай!»..

Художественный контраст — основной принцип построения пьесы, который проявляется уже в экспозиции . Город с его глухими заборами — и природа, красота которой разлита всюду и видится свободной далью, простёршейся за Волгой. Единственный человек в городе, способный не только видеть эту красоту мироздания, но и дивиться ей вот уж полвека, — и горожане, для которых красота мира — «нешто», а поэтический мечтатель — чудак, «анти́к».

Экспозиция пьесы продолжается в явлениях 1, 2 и 3, откуда мы узнаём о диком самодурстве Дикого, бесправности его образованного и чувствительного племянника-сироты Бориса, отданного по родительскому завещанию вместе с сестрой в полную власть самодура, но также и о противоречии между уходящим и новым поколением купечества: вырисовывается конфликт между купцом Диким и его же конторщиком Кудряшом — лихим, крутым и хитрым парнем. Кудряш вовсе не склонен к страданиям, как Борис (вот и ещё одно противопоставление), чувствует, что и его час настанет, и никакого почтения к старшим не испытывает, а только ждёт, как бы насолить хозяину, да покрепче. Узнаём мы также и о том, что Дикой держит горожан в страхе, и о том, что и Кулигин склонен «лучше стерпеть», чем противоречить самодуру. Явление 3 даёт нам знаменитый монолог Кулигина, в котором тот описывает Борису жизнь города Калинова и характеры его обитателей. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — так начинается этот монолог.

Завязка драмы начинается в явлении 4 и яснее обозначается в явлениях 5—7. Особенно интересно для нас явление 7, где в диалоге с Варварой Катерина доверительно и мечтательно рассказывает о своей прежней девичьей жизни, раскрывает своё чистое сердце. Обратите внимание на следующие реплики Катерины: «Отчего люди не летают? <…> Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет взлететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела». В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» есть сцена, где главная героиня говорит почти словами Катерины, и князь Андрей слышит это, и любовь к Наташе проникает в его сердце. Все эти предчувствия беды и гибели, переполняющие Катерину (явл. 7, диалог с Варварой), требуют для современного читателя пояснения. Гибелью (совершенным позором и отлучением от общества) для замужней женщины считалась открытая, явная или открывшаяся для окружающих измена мужу. Потому для глубоко верующей, чистой сердцем Катерины даже неясные мечты о другом (Борисе) были страшным грехом и прямой дорогой в «геенну огненную», погибелью души, утратой её бессмертия. Так в Нагорной проповеди (Евангелие): «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём» (Матф. 5: 27—28).

В этом явлении предчувствиями невинной Катерины, поведанными ею Варваре — ровеснице, собеседнице, единственной, кому Катерина могла открыться, предсказано и развитие действия , и его кульминация, и трагическая развязка. Напомним сказанное в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона: для православной души Благодать выше Закона, но подчинение собственному своеволию ведёт не к Спасению, но к Гибели. Греховна, то есть естественно безнравственна, Варвара — она ничего серьёзного не видит в метаниях Катерины, как Кудряш не видит поражающей Кулигина красоты мира: «А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то!» — и подталкивает Катерину к гибели, разрабатывая вполне практические пути избавления от мучений.

В явлении 8 появляется страшный призрак — старуха-пророчица со своим предсказанием: «Красота-то ваша вас радует? Вот куда красота-то ведёт. (Показывает на Волгу). Вот, вот, в самый омут». В явлении 9 продолжается напряжённый диалог двух девушек и — вот оно! — гремит гром: «заходит гроза». Действие развивается, и появляется новый зловещий образ — странница Феклуша (д. 2). Рассказы её о том, что якобы повидала она в дальних странах, и ужасны, и нелепы, и темны так, как только может быть дико всё, предназначенное для ушей Диких в «тёмном царстве».

Символическую роль в драме играет песня Кудряша, которая звучит в явлении 1 сцены 2 действия 3. В ней звучит жестокая угроза мужней жене, повинной в измене, и исполняется она как диалог между вернувшимся домой мужем и ожидающей погибели женой. «Ты убей, загуби меня после полуночи», — напевает под гитару Кудряш — так, «со скуки»… Дело происходит поздним вечером в овраге под садом Кабановых, где Борис ждёт Катерину.

Действие 4 начинается с описания в диалоге горожан разрушенной, обветшалой церкви города Калинова. На осыпавшихся фресках с трудом различимы следы изображений. Одно сохранилось — и жители не без труда распознают в нём сцену геенны огненной.

Явление 2 в действии 4 не менее содержательно. Жадность и мракобесие Дикого противопоставляются стремлению к просвещённому общему благу и защите города в диалоге с Кулигиным. И вновь возникает образ грозы.

Кульминация действия подготавливается в явлениях 3 и 4 действия 4. Напряжение нагнетается вместе со всё новыми ударами грома и приближением грозы. Несчастная Катерина, мучимая совестью, почти теряет рассудок и ждёт небесной кары. Особенно важно в явлении 4 обращение Кулигина к горожанам на площади. Казалось бы, учёный-самоучка объясняет невеждам физический смысл явления. Но называет его удивительным в этом контексте словом — благодать!

В явлении 6 кульминация совершается. Доведённая до предела страдания появлением сумасшедшей барыни с её страшными проклятьями, Катерина сознаётся во всём.

Действие 5 уделено развязке . Собственно, ничего неожиданного произойти не может — всё предсказано и возвещено ещё в начале первого действия. Драматург «дописывает» характер Тихона, прежде не совсем ещё ясный, сочетающий тупую покорность злой и дикой матери и неподдельную доброту. Ему жаль и жену, и даже Бориса. Одно губит этого жалкого человека — слабость, определяющая целиком его судьбу и характер. Страшен монолог Катерины в явлении 2, где она бьётся и тоскует об утраченной любви. Страшна сцена её последнего свидания с Борисом (явление 3) — и особенно тем страшна, что и Борис оказывается не сильнее Тихона. Но самое, пожалуй, страшное в развязке этой драмы — последний, предсмертный монолог Катерины (явление 4). Примирившись с судьбой, она решается по своей воле принять смерть — не как наказание, а как спасение от невыносимой боли. Одно тревожит её: и этот выход — не выход. Самоубийство — грех. И жить — грех, и умереть — грех. Нет выбора. Последние явления драмы, 5 и 6-е, завершают развязку, переводя её в эпилог. В явлении 7 звучит голос Кулигина, начавший пьесу первой репликой: «Вот вам ваша Катерина, — говорит он. — Делайте теперь с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судиёй, который милосерднее вас!» И уже вовсе не интересен Тихон с последней репликой драмы: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»

Источник (в сокращении): Михальская, А.К. Литература: Базовый уровень: 10 класс. В 2 ч. Ч. 1: уч. пособие / А.К. Михальская, О.Н. Зайцева. - М.: Дрофа, 2018

В композиции «Грозы» Островский отходит от обычных приемов. Он намеренно вводит романтические виды природы и пользуется символическими контрастами, например, описание грозы сопоставляет с ужасными нравами Калинова. Этим самым драматург раздвигал рамки своего произведения, наполнял его глубоким содержанием и смыслом и подчеркивал, что пьеса имеет общерусский социально-бытовой характер, что речь идет не о частных отдельных моментах, а о типических социальных явлениях предреформенной России.


Островский широко использовал пейзаж. Основная антитеза, данная в драме, - вольное и любящее сердце и в противовес ему деспотизм и самодурство - отчетливее выступают на фоне волжского пейзажа. Безобразию и фальши человеческих отношений противопоставляется красота природы. Положительные герои драмы - Катерина и Кулигин любят природу, видят в ней прекрасное. Кулигин с содроганием говорит о темных нравах, царящих за замками купеческих домов, и лирически - о красотах природы: «Хорошо, сударь, - говорит он Борису, - гулять теперь. Тишина, воздух отличный, из-за Волги с лугов цветами пахнет, небо чисто»... Феклуша, как мы знаем, видит «красоту дивную», «благолепие» в жизни купеческих домов, Кулигин же восторженно говорит о «красоте», которая в «природе разлита». То же и у Катерины. Неволе, принуждению противопоставляет она вольную, прекрасную жизнь при¬роды. Она «вылетела бы в поле и летела бы с василька на василек по ветру, как бабочка», она любит вспоминать, когда, умывшись ключевой водой, встречала восход солнца, поливая в саду цветы.


Катерина не знает другой жизни, которую можно было бы организованно противопоставить жизни в купеческих застенках, и потому романтически утверждает природу как символ счастья. Все больше и больше разрастается в драме это стремление Катерины - от первого ее экстатического рассказа Варваре о своем детстве до пламенных призывов буйных ветров и, наконец, до страдальческого утверждения смерти. «В могиле лучше... Под деревцом могилушка, как хорошо! Солнышко ее греет, дождик ее мочит... весной на ней травка вырастет, мягкая такая...Так тихо, так хорошо!»
На фоне вольного волжского пейзажа представил Островский душный отвратительный мир деспотов и самодуров. И на сверкающей синеве Волги, на молодой зелени деревьев ярко вырисовываются жаждущий свободы и красоты трагический образ Катерины и мрачные, уродливые лица Кабанихи и Дикого.


Противопоставление Кабанихи и Дикого Катерине Островский усиливает тщательной отделкой речи каждого из них. «Ругатель» Дикой отчетливо предстает перед нами при первом же знакомстве с ним. «Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал! - говорит он Борису. - Дармоед! Пропади ты пропадом!» Если ругательства характерны для языка Дикого, то Кабаниху отмечают ее попреки. Она медленно, но настойчиво пилит человека. «Не очень-то нынче старших уважают», - попрекает она сына... «Что ты выскочила в глазах-то поюлить», - говорит она Катерине. Вся речь Кабанихи состоит из упреков и поучений, прекрасно подчеркивая ее деспотические черты и преклонение перед установившимися в купеческой среде семейными традициями.


Речь Катерины, часто доходящая до экстаза, совершенно гармонирует с ее вольными порывами, со страстной тоской по счастью. Как непохожи на ругательства Дикого ее восторженные слова: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны!.. Сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса... и горы, и деревья будто не такие, как обыкновенно...»


Так, в языке героев строго выдерживает драматург основное противопоставление двух миров, чем еще ярче раскрывает идею драмы.

«А.Н.Островский пьесы» - Пьеса «Гроза»(1859г.). У русского драматического театра один только я. Я - все: и академия, и меценат, и защита. «Колумб Замоскворечья» Родился в семье дьякона в старом Замоскворечье. «Пьесы жизни». Пьеса «Бесприданница» (1878год). Драма жизни? Конфликт пьесы. Что такое гроза в драме? Пейзаж-действующее лицо?

«Пьеса Гроза» - Проследите, как в тексте реализуются мотивы греха и смерти. А.Н.Островский. Найдите, как в тексте реализуются мотивы греха и смерти. Система образов драмы. Смысл названия пьесы А.Островского «Гроза». Гроза. С.Шевырев. Мотивная организация драмы. А как же вы в афишке пропустили грозу?

«Островский пьесы» - Примеры. Особенности стиля Островского. Не было ни гроша, да вдруг алтын. Незнам в словаре Даля толкуется как неизвестный человек. Смысл названия. Своеобразие названий пьес. "Я тружусь всю жизнь". Группа 2. Смысл названия пьесы "Гроза". Итог урока: Детские годы прошли в Замоскворечье, купеческом и мещанском районе Москвы.

«Композиция» - Компьютерный дизайн. Называется прием «рыба». История шрифта. Word. На смену пиктографическому письму пришло и деографическое. Любая буква или иероглиф прежде всего изображение. Основной штрих. Основные принципы. Paint. Текст и изображение как элементы композиции 8.Многообразие форм графического дизайна.

«Виды композиции» - Основные виды композиции. Объемная композиция. Пространственная композиция. Влияние зрительных иллюзий на на кажущееся изменения размеров пространства Светокомпозиционный прием. Фронтальная композиция. Принципы выявления характера объемной формы. Фронтальная композиция Объемная композиция Глубинно-пространственная композиция.

«Пьесы А.Н.Островского» - «Земляничка-ягодка». «Среди долины ровныя, на гладкой высоте…». «Разуверение» Слова Е.Баратынского Музыка М.И.Глинка. Романс. Романсы в пьесах Островского. Виды романсов. «Снегурочка». Романс передает тончайшие оттенки чувств: тоски, разочарования, уныния. Роль музыки в пьесах А.Н.Островского. Что такое музыка?

План сочинения
1. Вступление. Сюжетно-композиционная структура и жанровое своеобразие пьесы.
2. Основная часть. Сюжетно-композиционная своеобразие «Грозы».
Художественные приемы Островского-драматурга.
— Первое действие. Экспозиция.
— Второе действие. Завязка.
— Третье действие. Кульминация любовной интриги. Развитие внутреннего конфликта.
— Четвертое действие. Кульминация основного конфликта.
— Пятое действие. Развязка.
3. Заключение. Художественное своеобразие пьесы.

Размышляя о сюжетно-композиционной структуре пьесы А.Н. Островского , мы не можем не задуматься о проблеме жанровой интерпретации произведения. Традиционно «Грозу» считают социально-бытовой драмой. В центре сюжета – любовный треугольник (Катерина – Тихон – Борис), на его основе завязывается семейно-бытовой конфликт, в котором участвует большое количество персонажей. Критик Н.А. Добролюбов подчеркивает социальную грань конфликта в пьесе, открывая ее общественную проблематику: кризис мира патриархальных связей, противостояние мира «темного царства» и сильных, цельных личностей. Современные исследователи (А.И. Журавлева) считают пьесу трагедией, отмечая значимость в ней внутреннего конфликта. ««Гроза» – не трагедия любви, а трагедия совести. Когда падение Катерины совершилось, подхваченная вихрем освобожденной страсти, сливающейся для нее с понятием воли, она становится смела до дерзости… «Я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!» – говорит она Борису. Но это «греха не побоялась» как раз и предвещает дальнейшее развитие трагедии…<….> Гибель Катерины предрешена и неотвратима, как бы ни повели себя люди, от которых она зависит. Она неотвратима потому, что ни ее самосознание, ни весь уклад жизни, в котором она существует, не позволяют проснувшемуся в ней личному чувству воплотиться в бытовые формы», – замечает исследователь . Попробуем рассмотреть сюжетно-композиционную структуру пьесы.
Каждое действие в пьесе распадается на отдельные сцены. В них дается развитие конфликта в каком-либо одном ракурсе, показано восприятие какого-либо одного действующего лица. Вообще же конфликт в «Грозе» развивается быстро и динамично, что достигается особым расположением сцен: с каждой новой сценой, начиная с завязки, нарастает напряженность сюжетного действия.
В драме пять действий. Первое действие представляет собой экспозицию. Первая сцена рисует нам место действия – маленький городок Калинов. Он раскинулся на берегу Волги, утопает в зелени. В природе – красота и безмятежность. Совсем иное дело в человеческих отношениях и нравах. С первых же сцен мы получаем представление о местной жизни, о характерах действующих лиц. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» – замечает Кулигин. В первом действии появляются и внесюжетные персонажи, и все лица, участвующие в основном конфликте. Мы видим Кудряша, Шапкина, Кулигина, Феклушу, Дикого и Бориса, семью Кабановых. Причем еще до появления на сцене Дикого и Марфы Игнатьевны Кабановой о них говорят Кудряш и Шапкин, кратко обрисовывая характеры. Здесь же дана предыстория Бориса, племянника Дикого. Затем на сцене появляется сам Дикой и Кабанова. Дикой ругает своего племянника, Марфа Игнатьевна же читает наставления сыну и невестке. Таким образом, в основе первого действия лежит принцип антитезы: красота природы противопоставлена городским нравам. Пунктиром здесь намечается и основной конфликт: Борис признается Кулигину в том, что он любит Катерину. И здесь же мы видим подневольное положение Катерины в семье свекрови, робость и пассивность ее мужа. И в то же время отмечаем полную психологическую несовместимость героини со своей семьей, силу и энергию, заложенную в самой натуре ее. Так, на реплики свекрови Катерина отвечает: «Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна…», «Напраслину-то терпеть кому ж приятно!». Тихон же в этой сцене выведен робким, пассивным, безвольным человеком. Мы понимаем, что отношения героини с Борисом возможны.
Второе действие содержит очень важные моменты. Катерина признается Варваре в своей любви к Борису. Однако пока она еще гонит от себя мысль о своей любви. Намечается отъезд Тихона. Катерина прощается с ним и просит взять его с собой. Однако он стремится вырваться из-под материнского гнета и погулять на воле. Тихон замечает, что там ему будет «не до жены». Сцена прощания и сцена с ключом представляют собой завязку конфликта. Напряжение душевных сил героини здесь достигает предела: «Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!..»
Далее противостояние двух лагерей в пьесе углубляется. Дикой разговаривает с Марфой Игнатьевной, и в этом диалоге обнажаются его самодурство, грубость, произвол, скупость (он не может расстаться с деньгами). Точную оценку городским нравам дает и Кулигин в разговоре с Борисом: «У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спущены. Вы думаете, они дело делают либо богу молятся? Нет, сударь! И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! <…> И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства! И все шито да крыто – никто ничего не видит и не знает…». И одновременно нарастает внутреннее напряжение в «Грозе». Кульминацией любовной интриги становится свидание Катерины с Борисом. Но только после этого в пьесе начинает развиваться внутренний конфликт – борьба героини с собственной совестью, с цельностью натуры, со своими представлениями о нравственности и чести. Исследователи отмечали композиционное новаторство Островского, разделившего третье действие на две «сцены». Так драматург отходит от традиционного принципа «трех единств», приятого в классицизме.
В четвертом действии напряжение в сюжете возрастает. Тихон неожиданно возвращается. Катерина переживает нравственный кризис. Она считает свои действия преступными и испытывает настоящее смятение. изображает народное гулянье на бульваре. В воздухе собирается гроза. Дикой замечает, что гроза посылается людям в наказание. Те же мотивы звучат в репликах прохожих («Либо уж убьет кого-нибудь, либо дом сгорит…») Наконец, тут же мы слышим пророчества сумасшедшей барыни: «За все тебе отвечать придется. В омут лучше с красотой-то!». Во время грозы Катерина публично признается в своих отношениях с Борисом. Эта сцена становится кульминацией в развитии основного конфликта пьесы.
В пятом действии происходит развязка. После признания героине не становится легче, она плачет и тоскует. Не найдя поддержки в семье, она совершает самоубийство, бросается в Волгу. Тихон в отчаянии падает на тело жены: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!». Конфликт, таким образом, заканчивается катастрофой. Вот что писал о концовке пьесы Добролюбов: «Этим восклицанием заканчивается пьеса, и нам кажется, что нельзя ничего было придумать сильнее и правдивее такого окончания. Слова Тихона дают ключ к уразумению пьесы для тех, кто бы даже и не понял ее сущности ранее; они заставляют зрителя подумать уже не о любовной интриге, а обо всей этой жизни, где живые завидуют умершим…».
Таким образом, пьеса Островского – это и социально-бытовая драма, и трагедия. Именно жанровые особенности определяют развитие конфликта и течение сюжета в «Грозе». «Трагедия Катерины в том, что жизнь, ее окружающая, лишилась цельности и полноты, вступила в полосу глубокого нравственного кризиса. Душевная гроза, пережитая героиней, – прямое следствие этой дисгармонии. Катерина чувствует свою вину не только перед Тихоном и Кабанихой… Ей кажется, что вся вселенная оскорблена ее поведением. <…> Выступая всей жизнью своей против деспотизма, против авторитарной морали, Катерина доверяется во всем внутреннему голосу совести. Пройдя через духовные испытания, она нравственно очищается и покидает греховный калиновский мир человеком, переболевшим его болезнями и муками своими одолевшим их» .

1. Журавлева А.И. Александр Николаевич Островский. – История русской литературы XIX века. Вторая половина. Под ред. проф. Н.Н. Скатова. М… 1987, с. 257.

2. Добролюбов Н.А. Луч света в темном царстве. – Н.А. Добролюбов. Русские классики. Избранные литературно-критические статьи. М., 1970. Электронная версия. www.az.lib.ru

3. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. Вторая половина. Книга для учителя. М., 1990, с. 176.

 

 

Это интересно: