→ Голгофский крест надписи и изображение. Крест нательный «Голгофский

Голгофский крест надписи и изображение. Крест нательный «Голгофский

  • Реставрация для домового храма в Издательском Совете Русской Православной Церкви .
  • Этот крест сделан специально для храма Живоначальной Троицы при детской Русаковской Больнице (г. Москва). Высота 2м. 80 см.

    На Кресте Господь Иисус Христос изображен в минуту, когда уже прервались Его страдания. Поэтому Лик Господа светлый, спокойный. Но пережитая боль оставила на Нем свой отпечаток.

    По церковному преданию, после своей физической смерти Христос спускается в ад. В аду находятся все умершие люди, в том числе и ветхозаветные праведники. Так случилось от того, что человек не может своими силами победить грех и спастись. Поэтому здесь мы видим как Господь выводит из ада праведников. Сойдя в ад - Он упраздняет смерть "Смертию смерть поправ" - поется в Пасхальном песнопениии. Христос выводит из ада Адама и Еву. "И сущим во гробех живот даровав".

    Живот, значит - жизнь. Каждый человек благодаря Иисусу, Его добровольной Жертве, может обрести Вечную Жизнь. Поэтому Иисуса называют Спасителем рода человеческого. Каждый человек может идти путем Христа.

    Поэтому нам важно было показать, что Господь возносится на небеса. Сцена Вознесения вверху Креста. Христос в преображенных нетварным светом сияющих одеждах. Они белого - райского цвета. Мы знаем, что белый цвет появляется в соединении всех цветов. Так и Господь, прошедший весь путь наполняется белым светом, ослепляющим обычного, греховного человека. Благодаря прекрасной иконописной технике, золотым ассистам, мы передали это сияние. Ангелы ликуют на небесах! Посмотрите, какие использованы светлые, радостные краски.

    Pаспятие изображено на фоне Иерусалима. Важен момент, когда Завеса в Ветхозаветном Храме разорвалась. Это - начало нового времени, Нового Завета.

    В ногах Спасителя изображена гора Голгофа. По преданию, здесь, на месте, где был распят Христос, покоятся кости первого человека - Адама.

    Сама Голгофа сделана нами в виде трех ступеней. Это ступени духовного восхождения. Такой крест бывает на монашеской одежде.

    Екатерина рассказывает: "Может быть есть некая мистика цифр, и новое тысячелетие - не просто календарь, а - новое сознание будущих, других людей? Смогу ли я войти в это новое? - так думала я 31 декабря 2000 г., на пути в мастерскую.

    Скоро открывается иконописная выставка, которую я подготавливаю "от и до" Мне хочется и, даже, просто необходимо поставить на выставку некоторые свои работы, как лицо Отдела образования, который я представляю. А работ моих в этом году мало, почти что нет совсем. Это потому, что в этом году я "рожала" факультет иконописи и это свое дитя нет возможности показать на выставке. Пока нет возможности. Меня в мастерский ждет работа - Голгофский Крест. Такую работу мне Господь дал в начале моих трудов над факультетом. О, какой это Крест! Надо видеть какой он большой - три метра высотой (до потолка мастерской). Мы с учениками не можем его поставить, его нельзя сдвинуть с места - так он тяжел. Когда столяры привезли Крест в мастерскую, я поняла: факультет будет, несмотря на все сложности и огорчения - будет. Крест защитит нас от всех врагов.

    Я подошла к зданию Университета, где находится мастерская, и, вдруг, обнаружила - закрытые ворота. Да, да - это те самые ворота, на которых всегда болтались декоративные замки - сегодня почему-то имели замки самые настоящие и были хорошо заперты. - Странно, - подумала я. - Сторожа знали, что я приду. Я, правда, обещала придти с утра, а сейчас уже вечер, половина пятого... Как же попасть внутрь?

    Что это вы здесь делаете? - сзади ко мне подошел Сергей. Он работает так же в Университете, только я - на втором этаже, а он - на первом. - Да, вот, - говорю, - ворота заперты - А у Сергея, оказывается, живет хомячок. И, хотя день - выходной, он пришел его покормить. Он перелез через забор и мне руку подает. А я думаю: Ну, какой смысл мне лезть туда, чтобы вместе с Сергеем через 10 минут перелезать обратно? Или надо остаться ждать сторожей, которые, возможно, в магазин пошли, что-нибудь к празднику купить и когда вернутся неизвестно. Так можно опоздать к празднованию Нового Года и Тысячелетия.

    В памяти почему-то всплыл "детский" тест, который два дня назад мне напомнила девушка, рассказывая свою жизнь, потому что пришла ко мне как ученица. А тест такой: человек идет полем, лесом, подходит к реке, встречается с лошадьми и медведем - и все эти обстоятельства что-то означают и важно: кто как ответит и что сделает - все имеет аналоги в жизни. А, в конце - человек подходит к стене. Это - большая высокая стена, которую невозможно обойти или перепрыгнуть, под которую нельзя сделать подкоп. Ну, что вы будете делать дальше? Что? Помню, в детстве, я, смеясь, ответила удивленным взрослым, тестировавшим меня: Ну, я пройду сквозь стену, пролечу Для меня не существовало стены.

    Сейчас, я стояла перед стеной и думала: перелезть или - развернуться и уйти? Стена, в "детском" тесте - означала смерть.

    Ну, конечно, перелезть!

    И я пришла в мастерскую. В мастерской - Крест, и на нем уже раскрыты все цвета и только нет пока Самого Господа. Я пришла ко Христу. Удивительно, что минуту назад, я еще могла сомневаться: перелезть ли стену? Господь, даже, послал мне Своего проводника. Разве я могла поступить иначе, разве я могла не прийти к Нему? Христос передо мной: тело Его распластано на Кресте, Он здесь, рядом, Он беззащитный. Это Его путь - Голгофа. А мне предстоит сделать Его Пречистое Тело видимым для всех. Облечь в материальную форму свою молитву.

    Я смотрела на цвета Распятия и чувствовала присутствие Иисуса здесь, рядом. Техника иконописи такова, что сначала под те места, где будут написаны руки и лик святых, т.е. личное - делается темная прокладка, санкирь. И только потом, сверху, высветляется сам лик и остальные части тела. Так и теперь передо мной был темный зеленоватый санкирь. Я взяла мягкую кисточку и светлую желтоватую охру и прозрачными мазками стала быстро прописывать. Вот, появился объем Его Пречистого Лика, наметились черты. Они скорбные и усталые, мне казалось, что я сама нахожусь на Голгофе и вижу толпу разъяренных людей вокруг и крики: Распни ЕГО! И Матерь Его рядом и Иоанн, любимый ученик. Что испытывает Он видя Матерь Свою? Горечь за еврейский народ, за все человечество переполнила меня. И я увидела это в Его скорбном Лике. Вот, Он передо мной на Кресте и голова Его безвольно упала на плечи и власы растрепаны. Глаза Его закрыты, Он здесь и Он видит все иными очами, потому и глаза Его иные, чем у мертвых людей. А на губах Его застыли слова: "Или, Или! Лама савахфани?", то есть: Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?

    Я беру светлую лучистую краску, солнечный аурипигмент, и прописываю Его Лик. Это - усталое изможденное лицо человека, не просто лицо, а Лицо - Самого Господа. Светлые лучи пронизывают Его, это - лучики тепла и любви. Свет исходит от облика Спасителя. Лицо Его грустно и спокойно, оно вобрало в себя тоску о грехах всего человечества и безмерную любовь к нам. Мировая мудрость вселенской тишины. Это не лицо человека - Божественный Лик, а краска - материал, который лепит Его. Я беру яркую, светящуюся краску и она сама знает, где ей надо теперь быть, словно в моих руках не краска - а Сам Божественный Свет.

    А сторожей, однако, нет и нет. Их и не будет сегодня. Новый Год - излюбленный праздник молодежи и сторожей, в том числе. Весь город, вся наша страна, целый год говорила и готовилась, а теперь - подошла в плотную и достигла самого основного в году праздника: да еще какого! Это, ведь, не просто - Новый Год, а Новое Тысячелетие! Напраздноваться на всю жизнь вперед, напиться, наесться, нагуляться, иссмотреться телевизором и исслушаться музыкой, исспускаться петардами на десятилетия вперед! Шум, гам вокруг - а в мастерской тишина, я - одна. Я не могу оставить пустое здание, я никуда отсюда не уйду. Здесь - безмолвие. И - только мы со Христом. Вдвоем. Это не я - Он Сам пришел ко мне. Он провел меня в Новое Тысячелетие.

    Я - самый счастливый человек."

    Голгофа означает холм, гору, которая круглая, словно череп. В христианской традиции Голгофа связывалась с черепом Адама, который был похоронен именно там. Крест Голгофа - это основной символ христиан во всем мире. Богатство его изготовления и обрамления, украшательство в большинстве произведений церковного искусства указывает на историческую достоверность, а символизирует трепетное отношение к нему верующих людей, сложившееся в Христианской Церкви.

    Для Церкви Крест и Гологофа являются самыми драгоценными сокровищами, с которыми не сравнятся никакие богатства всего мира.

    Особую запоминающуюся красоту убранству русских церквей придает церковная мебель: это и иконостасы, и аналои, киоты, гробницы, а также столики для благословения хлебов, свечные лавки, ограждения клироса, голгофа (крест с распятием), облачения на престол и прочая церковная утварь.

    Чёрная круглая пещера с точкой, которая располагается внизу - это символ горы Голгофы, на которой римляне распяли Христа, и где, по сохранившимся преданиям, появился череп Адама, чтобы омыться Божественной кровью от грехов.

    Могут быть и надписи: словоНИКА, что означает победил и буквы МЛБР, которые можно расшифровать так - Место Лобное Распят Бысть (то есть лобное место, на котором был распят Иисус Христос).

    Голго́фа или Кальва́рия (лобное место букв. череп; лат. Calvaria ) - небольшая скала или холм, где был распят Иисус Христос. Наряду с Гробом Господним является одной из двух главных святынь христианства.

    Согласно традиции, в начале I века Голгофа находилась за городскими стенами Иерусалима, на северо-запад от города. В настоящее время она является частью Храма Гроба Господня. Начиная с конца XIX века некоторые исследователи выдвигали другие версии о её местоположении.

    Крест шестиконечный Русский-православный

    Вопрос о причине начертания нижней перекладины наклоненной достаточно убедительно разъясняется литургическим текстом 9-го часа службы Кресту Господню: Посреде двою разбойнику мерило праведное обретеся Крест Твой: овому убо низводиму во ад тяготою хуления, другому же легчашуся от прегрешений к познанию богословия. Иными словами, как на Голгофе для двоих разбойников, так и в жизни для каждого человека крест служит мерилом, как бы весами его внутреннего состояния.

    Одному разбойнику низводимому во ад тяготою хуления , произнесенного им на Христа, он стал как бы перекладиной весов, склонившейся вниз под этой страшной тяжестью; другого разбойника, освобожденного покаянием и словами Спасителя: днесь со Мною будеши в раю (Лк. 23; 43), крест возносит в Царство Небесное.

    Эта форма креста на Руси употреблялась издревле: к примеру, поклонный крест, устроенный в 1161 году преподобной Ефросинией княжной Полоцкой, был шестиконечным.

    Шестиконечный православный крест наряду с другими использовался в Русской геральдике: например, на гербе Херсонской губернии, как поясняется в Российском гербовнике (стр. 193), изображается серебряный Русский крест (рис. 26).

    Крест осмиконечный православный

    Восьмиконечие - наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос, как свидетельствуют Тертуллиан, святой Ириней Лионский, святой Иустин Философ и другие. А когда Христос Господь на плечах Своих носил крест, тогда крест был еще четырехконечном; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. (...) Не было подножия, потому что еще не поднят был Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе, - обличал раскольников Святитель Димитрий Ростовский (Розыск, кн. 2, гл. 24). Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала распяли Его (Ин. 19; 18), а потом только Пилат написал надпись и поставил (своим распоряжением) на кресте (Ин. 19; 19). Именно сначала по жребию поделили одежды Его воины распявшие же Его (Мф. 27; 35), а уж только потом поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский Мф. 27; 37

    Итак, четвероконечный Крест Христов, несомый на Голгофу, который все, впавшие в беснование раскола, называют печатью антихриста, именуется в Святом Евнгелии все же крестом Его (Мф. 27; 32, Мк. 15; 21, Лк. 23; 26, Ин. 19; 17),то есть также, как и с табличкой и подножием после распятия (Ин. 19; 25). На Руси крест этой формы (рис. 27) употреблялся чаще других.

    Крест терновый венец

    Изображение креста с терновым венцом (рис. 29) употребляется на протяжении многих веков у разных принявших христианство народов. Но вместо многочисленных примеров из древней Греко-Римской традиции приведем несколько случаев его применения в позднейшие времена по источникам, что оказались под рукой. Крест с терновым венцом можно увидеть на страницах древней армянской рукописной книги периода Киликийского царства (Матенадаран, М., 1991, стр. 100); на иконе Прославление Креста XII-го века из Третьяковки (В.Н.Лазарев, Новгородская иконопись, М., 1976, стр. 11); на Старицком меднолитом кресте-тельнике XIV-го века; на покровце Голгофа - монастырском вкладе царицы Анастасии Романовой 1557 года; на серебряном блюде XVI-го века (Новодевичий монастырь, М., 1968, илл. 37) и т.д.

    Бог сказал согрешившему Адаму, что проклята земля за тебя. Терния и волчцы произрастит она тебе (Быт. 3; 17-18). А новый безгрешный Адам - Иисус Христос - добровольно взял на себя и чужие грехи, и смерть как последствие их, и терновые страдания, к ней ведущие по тернистому пути.

    Христовы Апостолы Матфей (27; 29), Марк (15; 17) и Иоанн (19; 2) повествуют о том, что воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и ранами Его мы исцелились (Ис. 53; 5). Отсюда ясно, почему с тех пор венок символизирует победу и награду, начиная с книг Нового Завета: венец правды (2 Тим. 4; 8), венец славы (1 Пет. 5; 4), венец жизни (Иак. 1; 12 и Апок, 2; 10).

    Крест схимнический или Голгофа

    Надписи и криптограммы на Русских крестах всегда были гораздо разнообразнее, чем на Греческих.

    С XI-го века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста появляется символическое изображение головы Адама, погребенного по преданию на Голгофе (по-евр. - лобное место), где и был распят Христос. На том месте, где я буду погребен, будет распято Слово Божие и оросит Своею кровию мой череп, - пророчествовал Адам. Эти его слова проясняют сложившуюся на Руси к XVI-му веку традицию производить около изображения Голгофы следующие обозначения: М.Л.Р.Б. - место лобное распят бысть, Г.Г . - гора Голгофа, Г.А . - глава Адамова; причем кости рук, лежащие перед головой, изображаются: правая на левой, как при погребении или причащении.

    Буквы К и Т означают копие сотника Лонгина и трость с губкой, изображаемые вдоль креста.

    Над средней перекладиной помещаются надписи: ХС - имя Иисуса Христа; а под ней: НИКА -Победитель; на титле или около нее надпись: СНЪ БЖIЙ - Сын Божий или аббревиатура I.Н.Ц.И. - Иисус Назорей Царь Иудейский; надписание же над титлой: ЦРЬ СЛВЫ - Царь Славы.

    Такие кресты положено вышивать на облачении великой и ангельской схимы; три креста на парамане и пять на кукуле: на челе, на груди, на обоих плечах и на спине.

    Крест Голгофа (рис. 55) также изображается на погребальном саване, который знаменует сохранение обетов, данных при крещении, подобно белому савану новокрещаемых, означающему очищение от греха.

    В отличие от образа креста, изображающего непосредственно Самого Распятого Христа, знамение креста передает его духовное значение, изображает его реальный смысл, но не являет сам Крест.

    Крест хранитель всей вселенной, Крест красота Церкви, Крест, царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва, - утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.

    Безусловно, каждому православному христианину знакомо символическое изображение места Распятия Спасителя, называемого Голгофский Крест. Это изображение довольно часто можно встретить и на церковной утвари, и на облачении монахов, и как символ освящения жилища или транспорта. Но, пожалуй, не каждый знает, что же изображено на нем. Голгофский Крест представляет собой изображение Креста, орудий Страстей, горы Голгофы, головы Адама, надписей и представляет собой образ События близ Иерусалима, навсегда изменившего историю всего человечества.

    Центральное место на изображении занимает Крест. Начертание Креста с древнейших времён известно человечеству. У многих древних народов этот знак изображался, как магический символ или как, знак Бога. Позднее, Крест, становится и предметом жестокой, мученической и ко всему позорной казни. В Римской империи, этот вид казни получил широкое распространение и предназначался для рабов и особо опасных преступников.

    Ранние изображения подобия Креста, как христианского символа, были найдены ещё в римских катакомбах II, III веков. Они представляли собой изображение пересекающихся пальмовой ветви, жаровни для пыток и буквенное сокращение имени Христос. Не зашифрованное же изображение Креста появляется лишь в IV веке.

    В 312 году римский император Константин, впоследствии прославленный, как Святой Равноапостольный Царь, во время войны с императором Максенцием, увидел во сне знамение. Во сне к нему явился Христос и повелел ему сделать знак на знамени для победы над врагом. Император Константин, не будучи ещё христианином, решил исполнить повеление. На следующий день этот знак появился в небе. Как писал церковный историк Евсевий Памфил:

    "Это знамя случилось видеть и нам собственными очами. Оно имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста, а на нем две первые буквы имени Христос, совмещенные вместе".

    Этот символ, Константин приказал нанести на щиты воинов и на знамёна. Впоследствии, это изображение было нанесено и на шлем Константина и получило название монограммы Константина. После одержанной победы, были установлены три памятных Креста с надписями «Иисус Христос Победитель» — «IC.XP.NIKA».

    В 313 году по настоянию Константина был провозглашен Миланский эдикт, разрешающий в Римской империи свободу вероисповедания. Это послужило прекращению гонения на христиан. С этого времени христианская символика перестала быть зашифрованной, тайной и получила волю не только для почитания, но и для развития.

    На Голгофском Кресте изображён трехсоставный (восьмиконечный) Крест. И несмотря на то, что в христианской символике существует различные начертания Крестов, при изображении Голгофского Креста, чаще всего изображается именно восьмиконечный. Он состоит из вертикального столба, большой перекладины, поверх которой изображают малую, параллельную большой перекладину, а в низу малую косую. Верхняя малая перекладина является табличкой.

    «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил:

    "Я Царь Иудейский". Пилат отвечал: "Что я написал, то написал.» (Ин. 19-22).

    И хотя на табличке (тильте), написанной римским проконсулом Иудеи Пилатом, надпись была на трёх языках, в традиции Русской Православной Церкви она представляет собой аббревиатуру русскоязычной фразы «Иисус Назорей Царь Иудейский» — «IНЦI» или "IНЦИ«.Резной Голгофский Крест XVII.

    Нижняя косая перекладина является подножием и прикреплялась уже после водружение распинаемого на Кресте. В традиции Русской Православной Церкви правая от Креста часть этой перекладины изображается выше левой. И разъясняется это литургическим текстом 9-го часа службы Кресту Господню: «Посреде двою разбойнику мерило праведное обретеся Крест Твой: овому убо низводиму во ад тяготою хуления, другому же легчашуся от прегрешений к познанию богословия». То есть этим элементом Крест, как бы отождествляется ещё и с весами человеческой греховности. Одного разбойника, освобожденного покаянием и словами Спасителя: «днесь со Мною будеши в раю» (Лк. 23; 43), крест возносит в Царство Небесное поднятой вверх стороной, а другой, опущенной вниз стороной, низводит иного разбойника в ад «тяготою хуления», произнесенного им на Христа.

    Крест находится на постаменте, обозначающему гору, называемую Голгофой или Лобным местом (Черепом). Гора эта находилась возле стен Иерусалима и служила местом публичных казней. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. (Ин. 19). Своё название гора получила из-за внешнего сходства с черепом человека, будучи из светло-серого известняка и округлой формы. Встречается несколько видов начертания Горы на Голгофском Кресте. Она может быть изображена в виде полусферы и в виде пирамиды остроконечной или усечённой с пологими или ступенчатыми сторонами. Ступени по сторонам, ещё называют ступенями духовного восхождения. Нижняя ступень — Вера, средняя — Надежда и верхняя — Милосердие. Рядом с Голгофой начертано две буквы «Г» и «Г», обозначающих «Гора Голгофа».

    Рядом с Крестом находятся Орудия Страстей. Как правило, это Трость с губкой, смоченной в уксусе и Копьё сотника.

    Под Горой начертан череп — символизирующий Голову Адама — Первого Человека. Рядом с Черепом нанесены буквы «Г» и «А» обозначающие соответственно «Голова Адама». Считается, что кровь Господа, хлынувшая из раны, окропила главу Адама и омыла тем самым прародительский грех. Появление Главы Адамовой в этом месте имеет несколько версий. По одной версии Прах Адама был захоронен здесь Ангелами, по другой потомком Адама — Сифом. По третьей версии Голова Адама была перенесена сюда водами Великого потопа.

    Существует и ещё одна версия, по которой, Череп Адама был похоронен в этом месте царём Соломоном. Дерево, которое произросло из семени положенного Адаму при погребении в рот, его сыном Сифом, было вырвано с корнем для использования при строительстве иерусалимского Храма. Найденный во время работ, запутанный в корнях Череп был отделён и выброшен. Но Соломон, увидев Его, возвращаясь с охоты, подобрал и захоронил, завалив камнями. Подобные версии стали появляться, как и само изображение омываемого кровью Христа черепа Адама с IX века.

    Кроме упомянутых изображений, начертаны ещё и надписи. Поверх Креста, традиционно написано «СНЪ БЖIЙ» — «СЫН БОЖИЙ». Иногда бывает надпись «ЦАРЬ СЛАВЫ». Поверх большой перекладины пишется «IС ХС» — «ИИСУС ХРИСТОС», а под ней «НИКА» — что означает по-гречески Победа. Возле изображения Горы Голгофы пишутся четыре буквы «МЛ» и «РБ». Что означает: «Место Лобное» и «Рай Бысть». Что говорит о месте и сути произошедшего.

    К пониманию христианства можно прийти путем расшифровки его символов. По ним можно проследить и его историю, и развитие духовной мысли.


    Восьмиконечный крест еще называют православным крестом или крестом святого Лазаря. Самая маленькая перекладина обозначает титло, где было написано «Иисус Назорей, Царь Иудейский», верхний конец креста — путь в Небесное царство, который показал Христос.
    Семиконечный крест является вариацией православного креста, где титло прикреплена не поперек креста, а сверху.

    2. Корабль


    Корабль является древним христианским символом, который символизировал церковь и каждого отдельно взятого верующего.
    Кресты с полумесяцем, которые можно увидеть на многих церквях, как раз изображают такой корабль, где крест является парусом.

    3. Голгофский крест

    Крест-Голгофа является монашеским (или схимническим). Он символизирует жертву Христа.

    Имевший в древности широкое распространение, сейчас крест-Голгофа вышивается лишь на парамане и аналаве.

    4. Виноградная лоза

    Виноградная лоза является евангельским образом Христа. Свое значение этот символ имеет и для Церкви: ее члены являются ветвями, а виноградные грозди — символом Причащения. В Новом Завете виноградная лоза является символом Рая.

    5. Ихтис

    Ихтис (с др.греч. – рыба) – это древняя монограмма имени Христа, состоящая из первых букс слов «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Часто изображался аллегорически – в виде рыбы. Ихтис также был тайным опознавательным знаком у христиан.

    6. Голубь

    Голубь является символом Святого Духа, третьей ипостаси Троицы. Также — символом мира, правды и невинности. Часто 12 голубей символизируют 12 апостолов. Семь даров Святого Духа тоже часто изображаются в виде голубей. Голубь, принесший Ною оливковую ветвь, ознаменовал окончание Всемирного потопа.

    7. Агнец

    Агнец – ветхозаветный символ жертвы Христа. Также Агнец является символом самого Спасителя, это отсылает верующих к тайне Крестной Жертвы.

    8. Якорь

    Якорь – скрытое изображение Креста. Он же является символом надежды на будущее Воскресение. Поэтому изображение якоря часто встречается в местах захоронения древних христиан.

    9. Хризма

    Хризма – это монограмма имени Христа. Монограмма состоит из начальных букв Х и Р, по бокам от которых часто пишут буквы α и ω. Хризма получила большое распространение еще в апостольские времена и была изображена на военном штандарте императора Константина Великого.

    10. Терновый венец

    Терновый венец – символ страдания Христа, часто изображается на распятьях.

    11. IHS

    IHS – еще одна популярная монограмма имени Христа. Это три буквы греческого имени Иисуса. Но с упадком Греции начали появляться другие, латинские, монограммы с именем Спасителя, часто – в сочетании с крестом.

    12. Треугольник

    Треугольник – символ Святой Троицы. Каждая из сторон олицетворяет Ипостась Бога – Отец, Сын и Святой Дух. Все стороны равны, и вместе образуют единое целое.

    13. Cтрелы

    Стрелы или луч, пронзающий сердце – аллюзия на высказывание св. Августина в «Исповеди». Три стрелы, пронзающие сердце, символизируют пророчество Симеона.

    14. Череп

    Череп или Адамова голова в равной степени является как символом смерти, так и символом победы над ней. Согласно Священному Преданию, прах Адама находился на Голгофе, когда распяли Христа. Кровь спасителя, омыв череп Адама, символически омыла все человечество и даровала ему шанс на спасение.

    15. Орёл

    Орел – символ вознесения. Он является символом души, которая ищет Бога. Часто — символом новой жизни, справедливости, храбрости и веры. Также орел символизирует евангелиста Иаонна.

    16. Всевидящее око

    Око Господне – символ всезнания, всеведения и мудрости. Обычно оно изображается вписанным в треугольник – символ Троицы. Может также символизировать надежду.

    17. Серафим

    Серафим – ангелы, наиболее близкие к Богу. Они шестикрылы и носят огненные мечи, могут иметь от одного до 16 ликов. Как символ, они означают очищающий огонь духа, божественный жар и любовь.

    18. Восьмиконечная звезда

    Восьмиконечная или Вифлеемская звезда – символ рождения Христа. В разные века число лучей менялось, пока, наконец, не достигло восьми. Также ее называют Богородичной звездой.

    19. Девятиконечная звезда

    Символ возник приблизительно в V веке н.э. Девять лучей звезды символизируют Дары и Плоды Святого Духа.

    20. Хлеб

    Хлеб – это отсылка к библейскому эпизоду, когда пять тысяч человек насытились пятью хлебами. Хлеб изображают в виде колосьев (снопы символизируют собрание апостолов) или в виде хлебов для причащения.

    21. Добрый пастырь

    Добрый пастырь является символическим изображением Иисуса. Источник этого образа – евангельская притча, где Христос сам называет себя пастырем. Христа изображают в виде античного пастуха, иногда несущего ягненка (агнца) на плечах.
    Этот символ глубоко проник и закрепился в христианстве, прихожан часто называют паствой, а священников – пастырями.

    22. Неопалимая купина

    В Пятикнижии Неопалимая купина – это терновый куст, который горит, но не сгорает. В его образе Моисею явился Бог, призвав его вывести народ Израиля из Египта. Неопалимая купина также является символом Божией Матери, которой коснулся Святой Дух.

    23. Лев

    Лес — символ бдительности и Воскресения, и один из символов Христа. Также он является символом евангелиста Марка, и ассоциируется с могуществом и царственным достоинством Христа.

    24. Телец

    Телец (бык или вол) — символ евангелиста Луки. Телец означает жертвенное служение Спасителя, его Крестную жертву. Также вол считается символом всех мучеников.

    25. Ангел

    Ангел символизирует человеческую природу Христа, его земное воплощение. Также является символом евангелиста Матфея.

    Крест Голгофский — cамый символичный крест

    Крест Голгофский - это церковное ювелирное изделие, самое символичное, в буквальном значении этого слова. Нательный крест - это, вообще, символ христианской веры. являются отличительными знаками приверженцев христовой веры. Кресты за два тысячелетия истории христианской веры обрели множество канонических форм, видоизменяясь от самых простых до самых причудливых. На кресты наносят изображения Господа, христианских святых, библейских сюжетов. Но иногда обходятся и без иконописных образов, заменяя их стилизованными изображениями, или вовсе, заменяют символикой.

    Голгофский крест - это нательный крест простой четырехконечной формы, массивный и лаконичный. На лицевой стороне креста - схематичное изображение восьмиконечного креста — Распятия, стоящего на горе Голгофе. Голгофа - это холм или небольшая скала возле города Иерусалима, на которой был казнен Иисус Христос.В переводе с иврита «голгофа» означает «лобное место». Для христиан Голгофа, как и Гроб Господень, - величайшая святыня.

    Голгофа - это место, где пролилась христова кровь, искупив человечество, где человечеству открылся путь к Царствию Небесному. Голгофа на крестике символически изображена в виде трех ступеней, и подписана монограммой «МЛРБ», то означает «Место лобное рай бысть». Три ступени символизируют ступени духовного возрождения.

    • Под верхней ступенью изображение черепа, который подписан буквами «Г» и «>А» — «голова Адама». Череп Адама, омываемый кровью распятого Иисуса, символизирует грехи человечества, которые были, искуплены Сыном Божьим ценой его жизни.
    • Тела Иисуса на схематичном изображении нет, оно обозначено монограммами «Ис Хс» — Иисус Христос.
    • Над восьмиконечным крестом - надпись «Царь Славы», означающая, что Иисус своей жизнью и смертью стяжал всю земную славу.
    • По бокам от креста, также символически, изображены орудия пыток и убийства Христа — трость с губкой и копье, обозначенные буквами «К» и «Т», и подпись «Ника», что означает «победил». С этим словом Иисус воскрес.
    • В верхней части креста есть еще сокращенная надпись «Сын Божий», что говорит о божественной природе Спасителя.

    Крест Голгофский , как мы уже сказали, имеет схематичное изображение Распятия в виде восьмиконечного креста. Восьмиконечный крест наиболее характерен для православной традиции. Согласно евангельскому описанию, к вертикальному древу - столбу были прибиты три перекладины - табличка с именем приговоренного к казни, перекладина, к которой были прибиты руки Христа, и подножие, куда упирались его ноги. Склоненное подножие тоже имеет символическое толкование. Оно - мерило греха казненных. Иисуса казнили вместе с двумя преступниками. Один из них раскаялся и просил прощения у Бога, и подножие с его стороны поднялось вверх, указывая путь в Царствие небесное. Второй, находящийся по другую сторону от Христа, в смертный час не признал своей вины, грехов и проклинал Господа. Подножие указало ему путь вниз, в ад.

    Сам нательный крест Голгофский имеет простую четырехконечную форму. Крест христианскими богословами толкуется как идеальная модель мира. Вертикаль указывает направление от земли к небу, горизонталь — символ всего земного. В целом же, четыре конца креста, соединенные в точке пересечения балок - это широта, долгота, глубина и высота, скрепленные Божественной силой. Верхняя часть креста символизирует божественную область, а все, что ниже горизонтальной балки - это земное царство.

    Крест Голгофский украшен растительным орнаментом. Это тоже не случайно. Растительный орнамент символизирует земное и небесное царствия. На земле растения являются символами духовного возрождения, обновления, а также Деву Марию. В Небесном Царствии - это райские кущи и Христос. Растительный орнамент, увивающий православный нательный крест по бокам и с оборотной стороны креста, - это весь мир, стремящийся к центру креста - к Богу.

    На обратной стороне креста - молитва, восхваляющая крест. Весь идейно-художественный замысел Голгофского креста в том, чтобы прославлять Крест Животворящий. Хранителем Вселенной, церкви красотой, державою царей, утверждением верных, славой ангелов и демонов язвой величает крест эта молитва.

    Серебряные крестики от компании «Тверь-Ювелир»:


    от 700 руб.

    от 950 руб.

    от 1 910 руб.

    Другие православные изделия:

      Крестики:
      Кольца:
      Иконки:
      Пасхальные яйца (подвески на цепочку):

     

     

    Это интересно: