→ Логопедическая игра по автоматизации звука в словах «Змейки-футболистки. Введение Игры на автоматизацию ш в словах

Логопедическая игра по автоматизации звука в словах «Змейки-футболистки. Введение Игры на автоматизацию ш в словах

Игры на автоматизацию звука [Ш]

1. Игра «1,2,5,9»

Цель: автоматизация звука Ш в словах; Согласование числительных с существительным.

Ход игры: Составь словосочетания со словами шапка, шуба, мешок, шутник по образцу.

Образец: одна шапка, две шапки, пять шапок, девять шапок и т. д.

2. Игра «Закончи слово»

Цель: автоматизация звука Ш в словах;

Ход игры: Добавь последнюю букву.

Малы… камы… гуля… мы…ь

ду… ланды… детены… мар…

3. Игра «Запомни, повтори»

Ход игры: Запомни и повтори ряд слов. (Взрослый 4 раза меняет порядок слов.)

лапша – каша – машина – душ

душ – каша – машина - лапша

машина – душ – лапша - каша

каша – лапша – душ - машина

4. Игра «Снежный ком»

Цель: автоматизация звука Ш в словах; развитие слуховой памяти;

Ход игры: Повтори мое, слово со звуком Ш и придумай свое. Я повторяю свое, твое, и придумываю новое слово.

Образец: шок

шок - машина

шок – машина – крыша

шок – машина – крыша - ошибка

6. Игра «Один - Много»

Цель: автоматизация звука Ш в словах; развивать умение образовывать мн. ч. существительного;

Ход игры: послушай слова, измени по образцу.

Образец: мешок – мешки, шапка - шапки.

Шип – шипы, шар – шары, машина – машины, афиша – афиши, шутка – шутки, шалаш – шалаши, шишка – шишки, шайба – шайба;

7. Игра «Назови ласково»

Цель: автоматизация звука Ш в словах; развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Ход игры: Послушай слова, назови ласково.


Образец: шапка - шапочка, шар - шарик, мешок - мешочек.

8. Игра «Замени звук»

Цель: автоматизация звука Ш в словах;;

Ход игры: замени первый звук в слове на звук Ш.

Образец: тапка - шапка, топот - шёпот, накал - шакал.

маг майка Гарик

зов даль валун

толк мыло ворох

дар фея губы

9. Игра «Что из чего?»

Цель: автоматизация звука Ш в словах; расширение словаря;

Образец: компот из шиповника – шиповниковый компот

Конфета из шоколада

Платок на шею

Доска для шахмат

Завод шин

Платье из шёлка

Рассказ с шутками

10. Игра «Посчитай от 1 до 10»

Цель: автоматизация звука Ш в словах; согласование числительного с существительным;

Ход игры: Посчитай от 1 до 10 и обратно со словом шутник.

Образец: один шутник, два шутника, пять шутников, девять шутников и т. д.

11. Игра «Распутай слова»

Цель: автоматизация звука Ш в словах.

Ход игры: Взрослый переставляет слоги местами, называет слово которое получилось. Ребенок отгадывает слово.

Образец: наши - шина, пкаша - шапка, шокме - мешок и т. д.

12. Игра «Жадина»

Цель: автоматизация звука Ш в словосочетаниях; согласование притяжательного местоимения с существительным.

Ход игры: взрослый просит поиграть в жадину, который говорит, что все вещи его.

Образец: шуба – моя шуба, шар – мой шар, шило – мое шило, шоколад – мой шоколад, шампунь – мой шампунь и т. д.

13. Игра «Одень Антошку»

Ход игры: Взрослый начинает, называя предмет одежды, ребнок добавляет еще один предмет и т. д. по очереди.

Образец: Антошка в Шапке.

Антошка в шапке и шарфике.

Антошка в шапке, шарфике и шубе.

Антошка в шапке, шарфике, шубе и штанишках.

Сапож(ш)ки, вареж(ш)ки, рубашка…

14. Игра «Измени предложение»

Ход игры: Спряжение глагол по образцу. (Образец дает взрослый)

Образец: Одевать шубу и шапку.

Я одеваю шубу и шапку.

Ты одеваешь шубу и шапку.

Он одевает шубу и шапку.

Она … Вы… Мы… Они…

15. Игра «Путаница»

Цель: автоматизация звука Ш во фразе;

Ход игры: Составь и преобразуй предложение по образцу.

Образец: Даша, шуба, у. – У Даши шуба. – Это Дашина шуба.

Шура, у, машина.

Письмо, Маша, писать.

Есть, Паша, ватрушка.

16. Игра «Исправь ошибки»

Цель: автоматизация звука Ш во фразе.

Ход игры: Взрослый произносит фразу, ребенок исправляет ее.

Образец: Мышка съела кошку.- Кошка съела мышку.

Крыша сидит на петушке.

У шин есть машина.

Лягушка испугалась мошку.

Шашки играют в Мишу .

Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах

оош-ош-ош

Шаг, шайба, шапка, шахта, мышата, большая, ушанка, мешать, дышать, лошадка, шахматы, лапша, шайба, шайка, ваша, наша, каша, крыша, Даша, Маша, Леша, Паша, Миша, Алеша, Наташа, Андрюша.

Шорох, мешок, пушок, вершок, горшок, петушок, ремешок, гребешок, большой, мышонок, шел, шелк, шепот, ушел, нашел, пришел, вошел.

Ширь, шило, шина, шить, ширма, дыши, ерши, пиши, камыши, малыши, ушиб, ошибка, машина, кувшин, шили, решили.


Шум, шут, шуба, шутка, мишутка, дышу, ношу, тушу, прошу, шея, мишень, ошейник,

шуруп, шутить, чешуя.

Автоматизация звука Ш в чистоговорках

Ша-ша-ша - поет душа

Ша-ша-ша - уточка у камыша

Шо-шо-шо - летом хорошо

Шу-шуц-шу - красиво буквы напишу

Ши-ши-ши - на болоте камыши

Ши-ши-ши - маме ручкой помаши

Ше-ше-ше - дети в камыше

Аш, аш, аш - делаю массаж

Аш, аш, аш - мы идём на пляж

Иш, иш, иш - сел на ветку стриж

Ош, ош, ош - примеряю юбку клёш

Автоматизация звука Ш в предложении

Наташа пишет.

Вот Маша. У Маши шляпа.

У Леши ландыши. Ландыши хороши.

Миша и Паша едут на лошадке.

У реки камыши. Река широкая.

Малыши шагают в школу. Школа большая.

Миша нашел камешек.

На дороге шумит машина.

У шиповника шипы. Шипы колючие.

В шалаше пять ребятишек.

Паша и Наташа, прошу не шуметь.

Хороша уха из ершей.

Гриша и Миша гоняют шайбу.

Леша ел пшенную кашу.

Ум хорошо, а два лучше.

Автоматизация звука Ш в связной речи

Потешки

Петушок, петушок, отдай Маше гребешок!

Мы кормим нашу Машу. Маша, Маша, кушай кашу.

Тише, мыши, тише, мыши! Кот пришел на нашу крышу.

Шалун Миша

Миша - шалун. Шалил с котенком. Котенок мяукал. Бабушка отняла котенка. Ушел Миша в лес. Увидел шишку и кинул шапку. В шишку не попал, а шапка повисла на ветке. Нет шишки, нет шапки. Так и пошел Миша домой.

Ландыши

Ландыши любят тень под дубками. Подойдешь к месту, где ландыши. Ландышей видимо-невидимо. А на некошеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у речушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвешь ландышей - и домой. Хороши ландыши!

© 2012г. Центр коррекции и развития речи "ЛОГОПЕД и Я"

Разработала учитель - логопед

Некрасова Надежда Павловна

1. Изолированно произносить звук [Ш]:

Губы в форме «рупора» (округлены и слегка вытянуты, видны верхние и нижние резцы; зубы заборчиком, приближены друг к другу, но не смыкаются , язык в форме «чашечки», широкий кончик языка приподнят к передней части нёба, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздушная струя направлена по середине языка вверх, воздух теплый.

Подражание сдувающемуся колесу, шарику и т.п.

Ш-ш-ш-ш-ш…

2. Автоматизация в слогах:

При произнесении слогов выделяем звук [Ш], произносим его более длительно

ША

ШО

ШУ

ШИ

ШЕ

3. Автоматизация в сочетаниях слогов:

При произнесении выделяем звук [Ш], произносим его более длительно.

Ша-ша-ша

Шо-шо-шо

Шу-шу-шу

Ши-ши-ши

Ше-ше-ше

Ша-шо-шу

Ши-ше-ша

Шо-ше-ши

Шу-шо-ше

Ше-ша-шо

Ша - шо - шу - ши - ше
Ши - ша - шо - шу - ше
Шо - ша - шу - ши - ше
Ше - ша - шо - ши - шу
Шу - ша - шо - ши - ше

4. Проговаривать слова, выделяя звук [Ш]:

Ша: шаг, шайба, шахматы, шапка, шахта; шампунь, шампиньон.

Шо, Шё: шов, шёпот.

Шу: шум, шут, шуба, шутка; шутить, шумовка, шутник, шуметь.

Ши: шить, шип, шина; шипы, шитьё, шифон, шипеть, шиповник.

Ше: шея, шесть, шелест; шептать.

Штанга, штаб, штаны, штопка, штопать, штука, штык, шкаф, школа, швы, швед, швея, шпага, шпагат, шпатель, шпиль, шпинат, шпион, шмель, шницель, шлейф, шлем, шлюпка, шляпа.

5. Проговаривать слова, выделяя звук [Ш] :

Ша: ушанка, мышата, дышать; каша, Маша, Даша, Паша, Наташа, ваша, наша, Яша, Гоша, Антоша, Миша, кушать, вешать.

Шо, Шё: мышонок, мешок, пушок, капюшон, петушок, кукушонок, большой, тушёнка, нашёл, ушёл.

Шу: мишутка.

Ши: машина, пушинка, ошибка, ушиб; уши, вышивать, мыши, тишина.

Ше: мишень, ошейник; бушевать.

Пшено, пшённый, ковшик, кувшин, кувшинка.

6. Произносить слова со стечением согласных, выделяя звук [Ш]:

Башня, букашка, пашня, кашка, пташка, башмак, каштан; кошка, окошко, мошка, Тимошка; пушка, подушка, избушка, мушка, кукушка, опушка, квакушка, катушка, бабушка, дедушка, ушки, кадушка; пышка, мышка, донышко, пятнышко; вишня, мишка.

7. Произносить слова, выделяя звук [Ш]:

Ваш, наш, гуашь, душ, тушь, тишь, мякиш, финиш, мышь, камыш, детёныш, ешь, пьёшь, поёшь, идёшь, ландыш; ковш.

8. Заменить в словах первый звук на звук Ш:

тапки -

губы -

топот -

мыло -

(пар) -

(споры) -

9. Заменить в словах последний звук на звук Ш:

дуб -

идёт -

поёт -

едет -

дышит -

падает -

10. Игра на автоматизацию звука [Ш] в словах:

Инструкция: фишка стоит на букве Ш; 2 клеточки вправо, 1 клеточка по диагонали вниз вправо... какое слово? и т. д. Если фишка останавливается на пустой клеточке, то предложите самостоятельно придумать слово со звуком [Ш].

11. Образовать существительное с уменьшительно-ласкательным значением:

Назови ласково.

Изба - избушка

кума -

зима -

штаны -

тётя -

дядя -

хозяйка -

солнце -

хлеб -

камень -

пятно -

дно -

окно -

дед -

12. Ответить на вопросы, отчетливо произнося звук Ш:

Каша из пшена какая?

Сок из вишни какой?

Слон не маленький, а какой?

Компот из груш какой?

Конфеты из шоколада какие?

Шоссе не узкое, а какое?

Шапка из шерсти какая?

13. ДИ «Волшебный куб»:

В кармашки куба вставить те картинки, в названии которых есть звук [Ш]. Затем, подбрасывая куб, определять место звука [Ш] в названии выпавшей картинки.

14. Проговаривать слова с двумя звуками [Ш]:

Шишки, штанишки, шашки, шипишь, шутишь, пишешь, шьёшь, шумишь.

15. ДИ «Ромашка»:

Подобрать к ромашке те лепестки, в названии картинок которых есть звук [Ш].


16. Образовать родственные слова:

мышь - (мышонок, мышата, мышиный, мышка…)

лягушка - (лягушонок, лягушата, лягушиный, лягушатник…)

17. Проговаривать словосочетания, выделяя звук [Ш]:

Дедушкины шахматы вишнёвый компот

новая подушка тихий шаг

швейная машинка пшённая каша

шумные пташки двойной шов

дубовый шкаф бабушкина шуба

пуховая шапка новая ушанка

18. ДИ «Сосчитай до 5»:

плюшевый мишка -

плюшевый капюшон -

плюшевая шапка -

19. Проговаривать предложения:

Предложения проговаривать по блокам (первый абзац, после того как все хорошо произнесено - второй абзац и т. д.)

У Маши шуба. У Яши машина. У Антоши шапка. У Даши шахматы. Бабушка вышивает петушка. Маша кушает тушёнку. Камыши шумят тихо. Наташа пишет тушью. У Яши пшённая каша. Бабушка шьёт штанишки Яше. Маша пьёт вишнёвый компот. У Яшиной машины шины. Мишутка дует на пушинки. Наташа вешает шубу в шкаф. На опушке кукует кукушка. Пшённая каша из пшена.

У кошки ушки на макушке. Дома у Яши мешок каштанов. На опушке мушки и квакушки. Шапка да шубка - вот и Мишутка. Паша катает мишку на машине. Мама шьёт на швейной машинке. Мама-мышь и мышата едят шпинат. У Паши и Даши мышонок Пушок. У мышки - мышата, у кошки - котята.

Шахматы и шашки у Даши в шкафу. Наша Даша под душем моет шею и уши. Дедушка и Яша едят пшённую кашу. У Антоши - машинка, а у папы - машина. Бабушка и мама готовят пышки. Наши шапки и шубы в дубовом шкафу. Паша едет на машине к дедушке и бабушке.

20. Послушать предложение, найти и исправить ошибки:

Письмо пишет дедушку.

Наша мышка поймала кошку.

Катушка ниток купила бабушку.

Камешек нашел Пашу.

На шубу вешают вешалку.

Камыши сидят в лягушке.

Ландыши нашли Наташу.

В картошку положили мешок.

21. Проговаривать тексты:

Ландыши.

Ландыши любят тень под дубками. Подойдешь к месту, где ландыши. Ландышей видимо-невидимо. А на некошеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у речушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвешь ландышей - и домой. Хороши ландыши.

22. Проговаривать чистоговорки:

Кот Шалун сидит на шторе,

Потому что Маша в школе.

Будет Маша после школы

Штопать шелковые шторы.

Петя, Петя, петушок,

Дам тебе пшена мешок,

Дам воды немножко,

Подойди к окошку.

Мышонку шепчет мышь:

Ты все шумишь, шумишь!

Мышонок шепчет мыши:

Шуметь я буду тише.

Кукушка кукушонку шьет капюшон,

Наденет кукушонок капюшон -

Яна Чернобровкина

Логопедическая игра «Змейки футболистки»

Цель игры : автоматизация звука [Ш] в словах.

С помощью игры решаются сразу несколько коррекционных задач:

Формирование грамматического строя речи;

Коррекция нарушений слоговой структуры слова;

Формирование предпосылок к обучению грамоте (умение определять позицию звука);

Активизация, обогащение словарного запаса.

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста.

Игра состоит:

Змейки – 2 штуки, футбольные ворота – 8 штук, футбольные мячи - 132 штуки.

Использование игры предполагает, как в индивидуальной форме работы с ребенком, так и в подгрупповом (дети поочередно забивают мячи в ворота).

Варианты игры:

I вариант

Инструкция: Змейка приглашает тебя поиграть в футбол. Выбирай любой футбольный мяч, называй слово, забивай в ворота.

В ходе игры дети:

Упражняются в образовании множественного числа существительных;

В образовании новых слов с помощью суффикса.


II вариант

Инструкция: Змейка приглашает тебя поиграть в футбол. Выбирай любой футбольный мяч, называй слово, забивай в ворота. Цифра на воротах обозначает сколько слогов в слове. Разложи мячи соответственно количеству слогов.

В ходе игры дети:

Автоматизируют произношение звука [Ш];

Упражняются в делении слов на слоги.





III вариант

Инструкция: Змейка приглашает тебя поиграть в футбол. Выбирай любой футбольный мяч, называй слово, забивай в ворота. Разложи мячи соответственно позиции звука в слове (начало, середина, конец).

В ходе игры дети:

Автоматизируют произношение звука [Ш];

Упражняются в определении позиции звука в слове.




Публикации по теме:

Альбом состоит из нескольких красочно оформленных страниц, листая которые, ребенок в игровой форме выполняет различные задания. Первые страницы.

Конспект занятия по автоматизации звука [р] в словах и предложениях Цель: продемонстрировать потенциальные возможности использования инновационных технологий: скрапбукинг технологии, аква технологии, су-джок.

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Р] в слогах и словах «Приключения тигренка Тигрули» Цели: 1)Коррекционно-образовательные Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [р]. Учить правильно произносить.

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Р] в словах с элементами арттерапии «Путешествие в сказку» [ Учитель-логопед II категории: Ерёмина Елена Владимировна Цель: Автоматизация звука [Р]. Задачи: Коррекционно-образовательные: Закреплять.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Зимующие птицы» по автоматизации звука [Ш] в словах Лексическая тема. Зимующие птицы. Логопедическая тема. Автоматизация звука [ш] в словах. Цель: закреплять правильное произношение звука.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш] в слогах и словах Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ Ш ] в слогах и словах Подготовила: учитель-логопед МБДОУ «Атяшевский детский.

Конспект индивидуальной логопедической НОД по автоматизации звука [Ш] в слогах и словах Цель: автоматизация звука Ш изолированно, в слогах и словах. Задачи: Развитие артикуляционного аппарата. Развитие навыка конструирования.

Картотека

Домашние задания на автоматизацию звука [Ш]

Домашнее задание

Правильное положение речевых органов при произношении звука Ш

    Губы вытянуты вперед в форме квадратика

    Язык в форме чашечки, кончик языка поднят к небу, но не касается его

    Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам.

    Струя воздуха сильная, теплая.

    Посмотри на картинку, раскрась только те предметы в названии которых есть звук Ш (в случаи необходимости взрослый помогает ребенку, произносит слова в слух, выделяя голосом звук Ш, пока не требовать правильного произношения звука)

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика (упражнения для органов участвующих в образовании звуков) Выполнять ежедневно в течении 5 минут перед зеркалом. Упражнения на стр. 1 Особое внимание уделить упражнениям: «Улыбка», «Заборчик», «Лопаточка», «Чашечка», «Грибок», «Маляр»

    Массаж кончиков пальцев рук. Кончик каждого пальца хорошенько растереть (выполнять каждый день)

Образец: ( Шарик)

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика (упражнения для органов участвующих в образовании звуков) Выполнять ежедневно в течении 5 минут перед зеркалом. Упражнения на стр. 1 Особое внимание уделить упражнениям: «Улыбка», «Заборчик», «Лопаточка», «Чашечка», «Грибок», «Маляр»

    Массаж кончиков пальцев рук. Кончик каждого пальца хорошенько растереть (выполнять каждый день)

    а) Где в слове прячется звук Ш. Если звук Шпрячится в начале слова то раскрась синим цветом первый квадратик, если в середине, раскрась синим цветом второй квадратик, если в конце раскрась последний квадратик. (Если необходимо, то оказать ребенку помощь)

б) Скажи это слово ласково. (ребенок произносит, взрослый записывает)

Образец : (Шар)

Шар – шарик.

б)_____________________________________

б)_______________________________________________

Б) _______________________________________________

Домашнее задание

    Повтори слоги.

ША – ША – ША ШУ – ШУ - ШУ

ШО – ШО – ШО ШЫ – ШЫ – ШЫ

    Составь предложение о Даше по схеме и образцу. (ребенок составляет предложение взрослый записывает)

Образец: Даша…ландыш – Даша сорвала ландыш

    __________________________________________________________

    _

    _____________________________________________________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________________________________________

5. Выучи стишок.

Мышонку шепчет мышь:

- Ты все шуршишь, не спишь!

Мышонок шепчет мыши:

- Шуршать я буду тише

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Повтори слоги.

ША – ША – ША ШУ – ШУ - ШУ

ШО – ШО – ШО ШЫ – ШЫ – ШЫ

Постоянно следить за речью ребенка, за правильностью произношения звука Ш в словах. Если ребенок произносит слово не правильно, обращать на это его внимания, просить повторить правильно!!!

    а) Посчитай предметы. (Ребенок произносит взрослый записывает)

Образец: шуба 1 - шуба, 3 – шубы, 5 - шуб.

(Ребенок придумывает предложение, взрослый записывает)

Образец: Мама повесила шубу в шкаф.

Шапка –

а) 1__________________3__________________5___________________

б)( предложение) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кошка –

а) 1__________________3___________________5_________________

б)_________________________________________________________
___________________________________________________________

Шалаш –

а)1__________________3___________________5__________________

б)____________________________________________________________________________________________________________________

Чашка –

___________________________________________________________

Картошка –

а)1__________________3____________________5_________________

б) _________________________________________________________

___________________________________________________________

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Повтори слоги.

ША – ША – ША ШУ – ШУ - ШУ

СА – СА – СА СУ – СУ - СУ

ШО – ШО – ШО ШЫ – ШЫ – ШЫ

СО – СО – СО СЫ – СЫ - СЫ

Постоянно следить за речью ребенка, за правильностью произношения звука Ш в словах. Если ребенок произносит слово не правильно, обращать на это его внимания, просить повторить правильно!!!

    Назови предметы во множественном числе «один-много» с каждым словом придумай предложение. (ребенок называет, взрослый записывает)

Образец: один шар – много шаров

Стрекоза – много ______________________________________

Рубашка – много ______________________________________

(предложение)_____________________________________________________________________________________________

Частушка – много _____________________________________

(предложение)_____________________________________________________________________________________________

Парашют – много______________________________________

(предложение)_____________________________________________________________________________________________

Кастрюля – много _____________________________________

(предложение)_____________________________________________________________________________________________

Сушка – много________________________________________

(предложение)_____________________________________________________________________________________________

    Выучи стишок

Мышка сушек насушила

Мышка мышек пригласила

Мышки сушки кушать стала

Мышки зубки поломали.

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Повтори слоги.

ША – ША – ША ШУ – ШУ - ШУ

ШО – ШО – ШО ШЫ – ШЫ – ШЫ

Постоянно следить за речью ребенка, за правильностью произношения звука Ш в словах. Если ребенок произносит слово не правильно, обращать на это его внимания, просить повторить правильно!!!

    Сегодня мы поиграем в игру «учитель и ученик» Ты будешь учителям, а я ученик. (ребенок в роле учителя, а взрослый в роле ученика). Я буду произносить предложение, а ты должен найти ошибку и исправить – произнести это предложение правильно. (взрослый зачитывает фразу, так как написано, ребенок находит ошибку и произносит правильно. Взрослый следит за правильностью произношения слов в предложении)

    Мама по С ла в магазин и купила шарик.

    Саша ел су С ку.

    На полянке росли красивыерома С ки.

    Мышки ку С ают зернышки.

    В зоопарке мы видели Марты С ек.

    Мама чистит карто С ку

    Лена налила в ча С ку сок.

    Придумай со словами предложение. (ребенок придумывает, взрослый записывает)

Сушка_____________________________________________________

___________________________________________________________

Ромашка ___________________________________________________

___________________________________________________________

Зернышко _________________________________________________

___________________________________________________________

Шторы____________________________________________________

___________________________________________________________

Петушок______________________________________________________________________________________________________________

    Выучи стишок

Кот шалун сидит на шторе

Потому что Маша в школе

Будет Маша после школы

Штопать шёлковые шторы

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Повтори слоги.

ША – ША – ША ШУ – ШУ - ШУ

СА – СА – СА СУ – СУ - СУ

ШО – ШО – ШО ШЫ – ШЫ – ШЫ

СО – СО – СО СЫ – СЫ - СЫ

Постоянно следить за речью ребенка, за правильностью произношения звука Ш в словах. Если ребенок произносит слово не правильно, обращать на это его внимания, просить повторить правильно!!!

    Нарисуй рисунок под диктовку. Я буду говорить, а ты рисовать. (Взрослый читает текст, а ребенок рисует на альбомном листе).

«В центре листочка нарисуй большую сосну. На сосне растут шишки. (пауза, дается время чтобы ребенок нарисовал) С лево от сосны стоит снеговик (пауза, дается время чтобы ребенок нарисовал) На голове снеговика одета кастрюля, а на шее шарф. (пауза, дается время чтобы ребенок нарисовал) С права о сосны стоит машина. (пауза, дается время чтобы ребенок нарисовал) С лева от машины лежат сугробы. (пауза, дается время чтобы ребенок нарисовал) Над сосной летает кукушка (пауза, дается время чтобы ребенок нарисовал) В правом верхнем углу светит солнышко. (пауза, дается время чтобы ребенок нарисовал)

    Придумай рассказ по рисунку который ты нарисовал. (ребенок придумывает, взрослый записывает и следит, чтобы все слова произносились правильно)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Повтори слоги.

ША – ША – ША ШУ – ШУ - ШУ

СА – СА – СА СУ – СУ - СУ

ШО – ШО – ШО ШЫ – ШЫ – ШЫ

СО – СО – СО СЫ – СЫ - СЫ

Постоянно следить за речью ребенка, за правильностью произношения звука Ш в словах. Если ребенок произносит слово не правильно, обращать на это его внимания, просить повторить правильно!!!

    Произнеси слова и определи какое слово лишнее. (взрослый читает слова, ребенок повторяет и определяет лишнее слово и обязательно объясняет почему. Взрослый контролирует произношение)

А) Шапка, шарф, сарафан, шуба.

Б) Шапка, сапоги, шуба, шорты.

В) Шкаф, миска, ложка, чашка.

Г) Сосна, ромашка, осина, берёза.

Д) Слива, груша, апельсин, свёкла.

Е) Картошка, капуста, груша, чеснок.

(Лишнее слово подчеркнуть)

5) Выучи чистоговорку

Ша-ша-ша – Саша моет малыша.

Су-су-су – воздушный шарик я несу.

Шу-шу-шу – я письмо пишу.

Со-со-со – Миша катит колесо.

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Повтори слоги.

ША – ША – ША ШУ – ШУ - ШУ

СА – СА – СА СУ – СУ - СУ

ШО – ШО – ШО ШЫ – ШЫ – ШЫ

СО – СО – СО СЫ – СЫ - СЫ

Постоянно следить за речью ребенка, за правильностью произношения звука Ш в словах. Если ребенок произносит слово не правильно, обращать на это его внимания, просить повторить правильно!!!

    а) Разложи картинки на две полочки, на первую полочку вклей картинки в названии которых есть звук С, а на вторую полочку вклей картинки в названии которых есть звук Ш . Раскрась картинки. (взрослый оказывает в случаи необходимости помощь ребенку, но не делает задание за него.)

б) С каждым словом придумай предложение. (ребенок придумывает, а взрослый записывает.)

полочка

2 полочка

б) предложения:

1._______________________________________________________________

2._______________________________________________________________

3._______________________________________________________________

4._______________________________________________________________

5._______________________________________________________________

6._______________________________________________________________


Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Повтори слоги.

ША – ША – ША ШУ – ШУ - ШУ

СА – СА – СА СУ – СУ - СУ

ШО – ШО – ШО ШЫ – ШЫ – ШЫ

СО – СО – СО СЫ – СЫ - СЫ

Постоянно следить за речью ребенка, за правильностью произношения звука Ш в словах. Если ребенок произносит слово не правильно, обращать на это его внимания, просить повторить правильно!!!

    Исправь ошибку в предложении и скажи правильно. (Взрослый зачитывает, а ребенок находит ошибку и исправляет)

Маша ест ка С у.

Санки катаются на Даши

Картошка варит маму

Шкаф сидит на кошке

Санки катаются на Шуре

Шишки собирают Свету

Дерево сидит на кукушке

    Придумай три слова со звуком Ш и три слова со звуком С и составь с ними предложения. (ребенок придумывает, а взрослый записывает)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Произнеси слоги или прочитай

ША-ША-ША АШ-АШ-АШ

ШО-ШО-ШО ОШ-ОШ-ОШ

ШУ-ШУ-ШУ УШ-УШ-УШ

ШЫ-ШЫ-ШЫ ЫШ-ЫШ-ЫШ

    Найди на картинке предметы в названии которых есть звук Ш и раскрась их. Составь по этой картинке рассказ. (ребенок составляет рассказ, а взрослый записывает.)

    Сделай звуковую схему слов

СЛЕДИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА ЗА РЕЧЬЮ РЕБЕНКА, ИСПРАВЛЯЙТЕ РЕБЕНКА ЕСЛИ ОН В СЛОВАХ НЕ ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТ ЗВУК Ш

Домашнее задание

Учимся слышать выделять и произносить звук Ш

    Артикуляционная гимнастика на стр.1 в тетради

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Прочитай слоги

ША-ША-ША АШ-АШ-АШ

ШО-ШО-ШО ОШ-ОШ-ОШ

ШУ-ШУ-ШУ УШ-УШ-УШ

ШЫ-ШЫ-ШЫ ЫШ-ЫШ-ЫШ

    Сделай звуковую схему слов. Раскрась картинки.

    Придумай три слова со звуком Ш и три слова со звуком С и составь с этими словами предложения. (ребенок придумывает слова и составляет предложения, а взрослый записывает)

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика на стр.1 в тетради

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Прочитай слоги

ША-ША-ША АШ-АШ-АШ

СА-СА-СА АС-АС-АС

ШО-ШО-ШО ОШ-ОШ-ОШ

СО-СО-СО ОС-ОС-ОС

ШУ-ШУ-ШУ УШ-УШ-УШ

СУ-СУ-СУ УС-УС-УС

ШЫ-ШЫ-ШЫ ЫШ-ЫШ-ЫШ

СЫ-СЫ-СЫ ЫС-ЫС-ЫС

    Сделай звуковую схему слов «сушка». (взрослый в случаи необходимости оказывает помощь)

    Посчитай предметы (образец: 1-шапка, 3, шапки, 5 шапок.Ребенок считает, а взрослый записывает)

    Шапка 3- 5-

    сушка 3- 5-

    мышка 3- 5-

    слон 3- 5-

    шарф 3- 5-

    сумка 3- 5-

    С каждым словом из задания 5 составь предложения (ребенок составляет предложение, а взрослый записывает)

СЛЕДИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЗА РЕЧЬЮ РЕБЕНКА, ИСПРАВЛЯЙТЕ РЕБЕНКА, ЕСЛИ ОН В СЛОВАХ НЕ ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТ ЗВУК Ш

Домашнее задание

Учимся слышать выделять, произносить и различать звуки Ш, С

    Артикуляционная гимнастика на стр.1 в тетради

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Прочитай слоги

ША-ША-ША АШ-АШ-АШ

СА-СА-СА АС-АС-АС

ШО-ШО-ШО ОШ-ОШ-ОШ

СО-СО-СО ОС-ОС-ОС

ШУ-ШУ-ШУ УШ-УШ-УШ

СУ-СУ-СУ УС-УС-УС

ШЫ-ШЫ-ШЫ ЫШ-ЫШ-ЫШ

СЫ-СЫ-СЫ ЫС-ЫС-ЫС

    Составь предложения с парами слов, так чтобы в предложении было два этих слова. (ребенок составляет, а взрослый записывает.)

Собака, бабушка

Кошка, Саша

Кастрюля, каша

Частушка, ребятишки

Шкаф, сарафан

Шишка, лес

Картошка, суп

Шуба, сумка

    Составь звуковую схему слова «Саша»

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика (упражнения для органов участвующих в образовании звуков) Выполнять ежедневно в течении 5 минут перед зеркалом. Упражнения на стр. 1 Особое внимание уделить упражнениям: «Улыбка», «Заборчик», «Лопаточка», «Чашечка», «Грибок», «Маляр»

    Массаж кончиков пальцев рук. Кончик каждого пальца хорошенько растереть (выполнять каждый день)

    Прочитай слова

    Найди и вклей только те картинки в названии которых есть звук Ш. Определи места звука Ш в слове. Если звук Ш стоит в начале слова то раскрась синим цветом первый квадратик, если в середине слова то раскрась синим цветом второй квадратик, если на конце слова, то раскрась синим цветом третий квадратик. (взрослый оказывает ребенку в случаи необходимости помощь, но не выполняет задание за него)

Образец: ( Шарик)

В слове шарик звук Ш стоит в начале слова, значит раскрашиваем первый квадратик синим цветом.

Учимся слышать выделять и произносить звук Ш

    Артикуляционная гимнастика на стр.1 в тетради

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Прочитай слоги и слова

ША-ША-ША - ШАХМАТЫ АШ-АШ-АШ- КАРАНДАШ

ШО-ШО-ШО – КАПЮШОН ОШ-ОШ-ОШ- МОШКА

ШУ-ШУ-ШУ - ШУРИК УШ-УШ-УШ- СУШКА

ШЫ-ШЫ-ШЫ -КАМЫШИ ЫШ-ЫШ-ЫШ- МЫШКА

    Сделай звуковую схему слов

5

    Скажи ласково

ШАПКА-

ШУБА-

ШАР-

ШАРФ-

ШОРТЫ-

СЛЕДИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЗА РЕЧЬЮ РЕБЕНКА, ИСПРАВЛЯЙТЕ РЕБЕНКА ЕСЛИ ОН В СЛОВАХ НЕ ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТ ЗВУК Ш

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика (упражнения для органов участвующих в образовании звуков) Выполнять ежедневно в течении 5 минут перед зеркалом. Упражнения на стр. 1 Особое внимание уделить упражнениям: «Улыбка», «Заборчик», «Лопаточка», «Чашечка», «Грибок», «Маляр»

    Массаж кончиков пальцев рук. Кончик каждого пальца хорошенько растереть (выполнять каждый день)

    Прочитай слоги и слова

ША-ША-ША – ШАЙБА

ШУ –ШУ-ШУ – ШУТ

ШЫ-ШЫ-ШЫ – ШЫНА

ЫШ-ЫШ-ЫШ -МЫШ

    а) Составь звуковую схему слов

б) Скажи это слово ласково и запиши (взрослый контролирует чтобы ребенок произносил звук Ш правильно)

Образец : (Шар)

Шар – шарик.

б)______________________________________

б) _____________________________________

б) __________________________________

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Прочитай слоги.

ША-ША-ША АШ-АШ-АШ

ШО-ШО-ШО 0Ш-ОШ-ОШ

ШЫ-ШЫ-ШЫ ЫШ-ЫШ-ЫШ

ШУ-ШУ-ШУ УШ-УШ-УШ

    Буквы в слове рассыпались и перепутались. Переставь буквы так чтобы получилось слово и запиши. (следить за правильным произношением звука Ш)

Ш, У, К, П, А –

К, Ч, А, Ш, А –

А, М, И, Ш, Н, А –

У, Р, Б, Ш, А, К, А –

    Прочитай слова, найди и подчеркни слова с буквой Ш (следить за правильным произношением звука Ш при чтении.

КАРТОШКА, СУСЛИК, ФУДБОЛКА, ШЫПОВНИК, САПОГИ, ЧАСТУШКА, КАРМУШКА, СУП, ЛАНДЫШ, КАРУСЕЛЬ, МЕСЯЦ, ШАЙБА, ПУСТЫШКА.

Выпиши только те слова в которых есть буква Ш, деля на слоги.

    Составь звуковую схему слов.

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Прочитай слоги.

ШТА-ШТА-ШТА АШТ-АШТ-АШТ

ШТУ-ШТУ- ШТУ УШТ-УШТ-УШТ

ШТО-ШТО-ШТО ОШТ-ОШТ-ОШТ

ШТЫ-ШТЫ-ШТЫ ЫШТ-ЫШТ-ЫШТ

    Слоги в словах рассыпались и перепутались. Собери из слогов слова и запиши. (следить за правильным произношением звука Ш)

ШИ, НА, МА –

КОР, КА, МУШ –

ТУШ, КА, ЧАС –

ШОК, ПАС, ТУ –

КА, ДЕ, ДУШ –

    Прочитай предложения четко произнося звук Ш в словах. Подчеркни слова в которых есть буква Ш. Выпиши и раздели на слоги только те слова, в которых есть буква Ш

МАЛЫШ ЕСТ КАШУ. МАМА КУПИЛА СЫНУ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК. ЛЕНА ПИШЕТ ПИСЬМО БАБУШКЕ. НАТАША РИСУЕТ СОЛНЫШКО ЖЕЛТЫМ КАРАНДАШОМ.

    а звука Ш)

ШУБА –

КОШКА –

ШАПКА –

ШАРФ –

МАШИНА –

ШОРТЫ –

МЫШ –

ШКАТУЛКА –

ШКАФ –

    Сделай звуковую схему слова, «шайба» раздели на слоги и поставь ударения.

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Прочитай слоги

ШМА-МА-ШМА АШМ-АШМ-АШМ

ШМО-ШМО-ШМО ОШМ-ОШМ-ОШМ Найди и раскрась буквы Ш печатную и букву Ш письменную.

    Скажи и запиши во множественном числе. Образец: одна школа – много …(школ)

ШТАНЫ – много …

ШОРТЫ-

КОШКА-

ШАР-

ПАСТУШОК –

КРЫШКА –

КОРМУШКА –

ПУСТЫШКА-

КОШЕЛЕК –

ЧАСТУШКА –

ШМЕЛЬ –

ШТОРЫ –

    С тремя словами из задания 6 составь и запиши предложения.

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Прочитай слоги

ШПА-ШПА-ШПА АШП-АШП-АШП

ШПО-ШПО-ШПО ОШП-ОШП-ОШП

ШПУ-ШПУ-ШПУ УШП-УШП-УШП

ШПЫ-ШПЫ-ШПЫ ЫШП-ЫШП-ЫШП

    Посчитай предметы (образец: 1 машина, 2 машины, 5 машин) С тремя словами составь и запиши предложения

1 2 5

Мышка

Катушка

Петрушка

Школа

Пушка

Мартышка

Чашка

    Слова в предложении перепутались, составь из слов правильное предложение и запиши.

ВНУЧКА, ГРУША, БАБШКА, ДАВАТЬ –

МЫШКА, КОШКА, БЕЖАТЬ, СТОЛ, ПОД, ЗА –

МАША, СТОЛ, СТАВИТЬ, КУВШИН, НА –

ШУРА, ШАПКА, ШТАНЫ, НАДЕТЬ, И –

МИШКА, ЛЕС, В, ШИШКА, НАШЕЛ –

    Составь звуковую схему слов и раздели на слоги слова.

Во время выполнения домашнего задания и в повседневной жизни следить за правильностью произношения звука Ш. обращать внимания ребенка, если он произносит звук Ш не правильно!!!

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Прочитай слоги

ШКА-ШКА-ШКА АШКА-АШКА-АШКА

ШКУ-ШКУ-ШКУ УШКУ-УШКУ-УШКУ

ШКО-ШКО-ШКО ОШКО-ОШКО-ОШКО

ШКЫ-ШКЫ-ШКЫ ЫШКЫ-ЫШКЫ-ЫШКЫ

    Дорисуй вторую половинку предмета и заштрихуй ее, невыходя за границы рисунка.

    Запиши слова, деля их на слоги. Диктуй слово в слух по слогам, правильно произнося звук Ш. В каждом слове поставь ударения. (образец написания слов: ма-ши-на)

СУШКА, КАМЫШИ, ЧАСТУШКА, ПЫШКА, ШКОЛА, МУШКА, ПЕТРУШКА, ЗАЮШКА, МИШУТКА.

    Прочитай предложения, найди в предложении ошибку, исправь и запиши правильно. Не забывай правильно произносить звук Ш

КОШКА ПОЙМАЛА МЫШКУ

СУШКА ЕСТ МАШУ

ДЕРЕВО СИДИТ НА КУКУШКЕ

КАША ВАРИТ БАБУШКУ

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Прочитай слоги

ШНА-ШНА-ШНА АШНА-АШНА-АШНА

ШНУ-ШНУ-ШНУ УШНА-УШНА-УШНА

ШНЫ-ШНЫ-ШНЫ ЫШНА-ЫШНА-ЫШНА

ШНО-ШНО-ШНО ОШНА-ОШНА-ОШНА

    Заштрихуй картинку

Дорисуй узор (можно в тетради по клеточкам)

    Сделай звуковую схему слов, раздели на слоги, и поставь ударения. Придумай предложения с каждым из этих слов и запиши

    Исправь ошибки в предложении, скажи предложение правильно, запиши правильно предложение, диктуя слова в слух, по слогам.

МАМА ВАРИТ КАРТОШКА

МЫШКИ СИДИТ ПОД СТУЛОМ

У САШИ КАША СТОИТ В СТОЛЕ

ПАПА СКЛАДЫВАЕТ КАРТОШКА В МЕШОК

РОМАШКА РАСТЕТ НАД ПОЛЯНКОЙ

ШИТЬ ШТАНИШКИ ДЛЯ МИШКИ

Я – шью штанишки для мишки

ТЫ –

ОН –

ОНА-

ОНИ-

МЫ –

ВЫ -

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

    Массаж кончиков пальцев на руке.

МАЛЫШЕСТПШЕННУЮКАШУ

Сколько слов в предложении –

Раздели слова на слоги –

    Спряжение в настоящем времени. Измени фразу по образцу.

КУШАТЬ БАБУШКИНЫ ПЫШКИ

Я –

ТЫ –

ОН –

ОНА-

ОНИ-

МЫ –

ВЫ -

    Вставь пропущенное слово (предлог) и произнеси фразу.

БАБУШКА РЕЖИТ ПЕТРУШКУ ______________ СУП

КОШКА БЕЖИТ ___________МЫШКОЙ

САША ИДЕТ __________ДОМУ

________ГОЛОВОЙ СВЕТИТ СОЛНЫШКО

________БОЛЬШИМ ДЕРЕВОМ БЫЛА ГЛУБОКАЯ ЯМА

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Обведи картинки не отрывая карандаш

    Раздели предложения на слова. Составь анализ предложения по схеме

МИШКАСОБИРАЕТШИШКИ В МЕШОК

Сколько слов в предложении –

Раздели слова на слоги –

Сделай звуковую схему каждого слова –

    Придумай и запиши 5 слов со звуком Ш. Составь с этими словами предложения и запиши.

Следить за речью ребенка!!!

Развитие познавательных процессов
(памяти, внимания, мышления)
на логопедических занятиях
по автоматизации звуков
у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Картотека дидактических игр
(на примере автоматизации звуков

[Р], [Ш], [Л])

учитель-логопед

Вокина Анна Александровна

педагог-психолог

Теребилина Ольга Васильевна

Все психические процессы у ребенка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются при непосредственном участии речи. Для детей с ОНР характерными являются:

неустойчивость внимания, снижение его объема, ограниченные возможности его распределения;

снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания;

отставание в развитии словесно-логического мышления.

Включение в логопедические занятия заданий по коррекции и развитию познавательных процессов позволяет повысить уровень развития памяти, внимания, мышления детей с ОНР и тем самым увеличить эффективность логопедической работы.

Игры на развитие памяти:

  1. «Шапка-невидимка»

Цели:

  • развитие зрительной памяти;

Оборудование: небольшие предметы, фигурки из киндер-сюрпризов, в названии которых есть звук [Ш], (мышка, кошка, карандаш, машинка, шишка и др.).

Ход игры: в течение 3 секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их, правильно произнося звук [Ш].

  1. «Кто живет в зоопарке»

Цели:

  • развитие зрительной памяти;

Оборудование: 4–5 картинок с изображением животных или небольшие фигурки животных (корова, воробей, грач, сорока, тигр, зебра, бобер, барсук, носорог, крот, кенгуру и др.).

Ход игры: логопед предлагает ребенку посмотреть на картинки (фигурки), запомнить, какие животные живут в зоопарке, и перечислить их по памяти.

  1. «Фотограф»

Цели:

  • развитие зрительной памяти;
  • автоматизация звука [Р] в словах и предложениях.

Ход игры: ребенок играет роль фотографа. Он внимательно рассматривает того, кого будет фотографировать (или картинку с изображением ребенка или любой предмет), потом отворачивается и дает его словесный портрет, отвечая на вопросы логопеда:

– Какая рубашка у Юры? (У Юры красная рубашка.)

– Какие шорты у Юры? (У Юры черные шорты.)

– Что Юра держит в правой руке? (Юра держит в правой руке карандаш.)

– Что у него в другой руке? (В другой руке у него красный шар.)

  1. «Магазин»

Цели:

  • развитие слуховой памяти;
  • автоматизация звука [Л] в предложениях.

Оборудование: натуральные предметы, муляжи овощей и фруктов или предметные картинки, в названии которых есть звук [Л] (яблоки, свекла, лук, халва, халат, заколка, лупа, булавка, лодка, кукла, белка, палка, скакалка, мел, иголка, бутылка и т. д.)

Ход игры: логопед может послать ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 2–3 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5–7. После того как ребенок вернется из «магазина» и принесет покупки, он рассказывает логопеду, что он купил, правильно произнося звук [Л]. Например: «Я купил в магазине яблоки, клубнику и лук», или: «Я купила две свеклы и одно яблоко», или: «Я купила две заколки, одну булавку и пять вилок», или: «Я купила голубое платье и белые колготки».

  1. «Мемори»

Цели:

  • развитие и тренировка кратковременной зрительной памяти;

Оборудование: набор карточек (5 пар) с изображениями, содержащими в названии звук [Л], например: лампа, лупа, ложка, лыжи, ласточка.

Ход игры:

карточки тщательно перемешиваются между собой и раскладываются в случайном порядке «рубашкой» вверх в любом порядке, главное, чтобы карточки не перекрывали друг друга. Ребенок и логопед могут открыть и назвать любые две карточки за один ход. Если при открытии образовалась «парочка», то игрок забирает обе карточки себе и делает следующий ход. Если картинки на перевернутых карточках разные, то игрок кладет открытые карточки на их прежнее место лицевой стороной вверх так, чтобы все участники игры могли на них посмотреть и запомнить их расположение, после чего открытые карточки переворачивают обратно «рубашкой» вверх и ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто набирает больше всех парных карточек за игру.

  1. «Запомни слова»

Цели:

  • развитие слуховой памяти;
  • автоматизация звука [Ш] в словах.

Оборудование: карточка со словами для запоминания; карточка с картинками, предъявляемыми ребенку на слух (шапка, ромашка, мышка, крыша, мишка) и «лишними» картинками.

Ход игры: логопед медленно называет слова, предназначенные для запоминания. Ряд слов предъявляется дважды. Затем логопед дает ребенку карточку с картинками. Ребенок обводит и называет картинки, названия которых нужно было запомнить.

Игры на развитие мышления

  1. «Догадайся, каким будет четвертое слово» (смысловые ряды)

Цели:

  • развитие мышления;

Ход игры: логопед предлагает ребенку послушать смысловые ряды и досказать слово, которое подходит по смыслу. Логопед следит за правильностью произнесения звука [Р] в этих словах:

белка – дупло, лиса –… (нора);

белка – орехи, корова – … (трава);

сачок – бабочка, удочка – … (рыба);

котенок – кошка, теленок – … (корова);

поезд – рельсы, автобус – … (дорога);

человек – дом, крот – … (нора);

молоток – гвозди, топор – … (дрова);

человек – ребенок, дрозд – … (дрозденок);

барабан – барабанщик, труба – … (трубач);

пальто – пуговица, ботинок –… (шнурок);

солонка – соль, сахарница – … (сахар);

лиса – нора, медведь – … (берлога);

гвозди – молоток, гайка – … (отвертка);

краски – художник, лекарства – … (врач);

крановщик – кран, тракторист – … (трактор);

шкаф – одежда, холодильник – … (продукты);

картина – художник, суп – … (повар);

жираф – юг, морж – … (север).

  1. «Назови одним словом»

Цели:

  • развитие мышления (формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию);
  • автоматизация звука [Р] в словах.

Ход игры: Дети должны послушать ряды слов и назвать каждую группу одним словом, правильно произнося звук [Р].

Окунь, лещ, щука – это… (рыбы).

Москва, Псков, Новгород – это… (города).

Россия, Англия, Франция – это… (страны).

Лимон, виноград, груша – это… (фрукты).

Трамвай, автобус, вертолет – это… (транспорт).

Прятки, жмурки, догонялки – это… (игры).

Кукла, пирамидка, мяч – это… (игрушки).

Топор, молоток, грабли – это… (инструменты).

Хлеб, молоко, колбаса – это… (продукты).

Врач, продавец, парикмахер – это… (профессии).

  1. «Четвертый лишний»

Цели:

  • развитие мышления;
  • автоматизация звука [Ш] в предложениях.

Оборудование: предметные картинки со звуком [Ш].

Ход игры: логопед предлагает ребенку рассказать, какая из четырех картинок лишняя и почему.

  1. «Исправь ошибки»

Цели:

  • развитие мышления;
  • автоматизация звука [Л] в предложениях;

Ход игры: логопед читает ребенку предложения со смысловыми ошибками. Ребенок должен исправить ошибки и правильно произнести переделанные предложения.

(Пример: платье надело Аллу. Халва съела Володю и т. п.).

  1. «Составь предложение»

Цели:

  • развитие мышления (развитие у детей способности быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов);
  • автоматизация звука [Р] в предложениях.

Ход игры: детям предлагается придумать три слова, не связанные по смыслу, в названии которых есть звук [Р]. Затем дается задание: составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова).

Игры на развитие внимания:

  1. «Чего не стало»

Цели:

  • развитие зрительной памяти;
  • автоматизация звука [Р] в словах.

Оборудование: предметные картинки, в названии которых есть звук [Р].

Ход игры: логопед предлагает ребенку запомнить 4–5 картинок, лежащих на столе. Затем ребенок отворачивается, логопед убирает одну картинку. Ребенок должен сказать, чего (кого) не стало.

  1. «Слушай и повторяй»

Цели:

  • развитие внимания;
  • автоматизация звука [Л] в словах.

Ход игры: логопед предлагает ребенку послушать несколько слов и назвать только то, что можно есть:

лук, лампа, свекла;

лыжи, яблоко, халва;

булка, масло, колбаса;

баклажан, мыло, пастила.

  1. Та же игра на автоматизацию звука [Р]:

рыба, радуга, арбуз;

груша, виноград, ракета;

гора, торт, бутерброд;

картошка, морковка, мухомор.

 

 

Это интересно: