→ Что нужно знать капитану корабля. Профессия — Капитан каботажного и дальнего плавания главный навигатор судна

Что нужно знать капитану корабля. Профессия — Капитан каботажного и дальнего плавания главный навигатор судна


Советы Эксперта - Консультанта по вопросам Работы и Карьеры

Фото по теме


Кто из мальчишек не мечтает о морских просторах? Для большинства из них мечты так и остаются мечтами, но те, кто не мыслит себя вне моря, стараются воплотить их в действительность. Просто следуйте этим простым пошаговым советам, и Вы будете на верном пути в Вашей работе и карьере.

Краткое пошаговое руководство

Итак, приступим к действиям, настроившись на положительный результат.

Шаг - 1
Следует знать, что капитан не управляет судном непосредственно – этим занимается рулевой. В задачи капитана входит организация работы на судне, он руководит судовой командой и обслуживающим персоналом. Капитан судна следит за погодными условиями, выбирает курс и маршрут движения, определяет точное местоположение судна при помощи навигационного оборудования и карт. Выполнив это, переходим к следующим действиям.

Шаг - 2
На капитане лежит ответственность за все, что происходит на судне и с самим судном. Поэтому тому, кто мечтает о дальних плаваниях, следует определиться с тем, что он хочет – непосредственно управлять судном или все-таки быть его капитаном. От этого зависит выбор места обучения и получаемой специальности. Выполнив это, переходим к следующим действиям.

Шаг - 3
Также следует подумать о том, в каком флоте хочет служить будущий капитан, военно-морском или гражданском. Если в военно-морском, то ему следует подавать документы в Нахимовское военно-морское училище. Принимаются юноши в возрасте 14-15 лет, граждане Российской Федерации, успешно окончившие в год поступления 8 классов средней школы и годные по состоянию здоровья. Обязательным условием для поступления является изучение в средней школе английского языка. Те, кто изучал другой язык, не принимаются. Более подробную информацию вы можете получить здесь:
http://nvmu.ru/pages/spbnvmu.htm Выполнив это, переходим к следующим действиям.

Шаг - 4
Если вы решили связать свою жизнь с гражданским флотом, то оешите, какой именно флот вас привлекает – речной или морской. Если первый, то поступите в ближайшее к месту вашего жительства речное училище. Их достаточно много, вы можете найти подходящее вам учебное заведение в интернете. Выполнив это, переходим к следующим действиям.

Шаг - 5
В том случае, если вас манят морские просторы, ваш путь лежит в мореходное училище. Список морских учебных заведений вы можете посмотреть здесь: http://www.korabel.ru/crewing/marineuniversity.html
Надеемся ответ на вопрос - Как стать капитаном корабля - содержал полезные для Вас сведения. Удачи Вам в Работе и Карьере!Чтобы найти ответ на интересующий Вас вопрос воспользуйтесь формой -

Каждый человек, который заинтересовался яхтингом, решает для себя вопрос, как и где ему научиться управлять яхтой. Вопрос весьма серьезный, потому как и море - серьезная стихия, и отправляться в плавание плохо подготовленным, мягко говоря, неразумно.

Путь тут для всех один - необходимо пройти обучение в яхтенной школе и получить права (лицензию) на управление яхтой.

Не многим более века назад в английском морском праве было написано: каждый имеет неотъемлемое право выйти в море. Но времена меняются.

С развитием системы береговой охраны и служб спасения, которые находятся на государственном бюджете, и, с другой стороны, под давлением страховых компаний, почти все государства, имеющие выход к морю, законодательно закрепили необходимость наличия лицензии у человека, который управляет яхтой.

Береговым службам надоело спасать "чайников", которые выходили в море, беря на себя ответственность за яхту и жизнь экипажа, не вполне понимая серьезности предмета и не обладая необходимыми навыками и знаниями. Страховые компании, для которых было слишком разорительно покрывать ущербы от неумелых действий владельцев яхт, также усиленно лоббировали законы о лицензировании управления яхтами. На сегодняшний день можно сказать с уверенностью: без прав яхтой управлять нельзя.

Где и как обычно получают права на управление парусной или моторной яхтой? Сейчас в мире существуют три наиболее авторитетных системы яхтенных школ: британская - Royal Yachting Ass (RYA), американская - American Sailing Ass (ASA) и недавно созданная в США система - International Yacht Master Training (IYT).

Так как британской RYA уже больше века, ее авторитет безоговорочно признается во всем мире и она имеет самое большое число партнерских яхтенных школ, в которых обучают по самым высоким стандартам. ASA ведет свою родословную с послевоенных лет и, пожалуй, слишком замкнута в пределах своего континента, хотя и признается практически везде.

Система IYT появилась в Америке несколько лет назад и сейчас занята тем, чтобы открыть свои школы в как можно большем количестве стран.

Также стоит упомянуть очень сильную французскую национальную яхтенную школу, которая, строго говоря, не является международной, но по качеству обучения и традициям очень близка к RYA.

Все вышеперечисленные школы, конечно, имеют свои особенности преподавания, но в целом учат одному и тому же, поскольку море и яхты от страны к стране не очень сильно меняются. Будучи знакомым не понаслышке с тремя основными системами яхтенного образования - RYA, ASA и IYT, пожалуй, я могу сказать, что самые высокие стандарты обучения и самые давние морские традиции - прерогатива RYA.

Поэтому путь человека, который захотел научиться управлять яхтой и получить международные права, мы рассмотрим на примере RYA.

Первое требование - вы должны владеть английским языком как минимум на среднем уровне. Потому что вы собираетесь ходить в международных водах и вам необходимо будет общаться с портовыми властями, с береговыми службами, с другими яхтами и судами. Международный язык радиообмена - английский.

Первая ступень , которую необходимо пройти, если у вас совсем нет яхтенного опыта - это Competent crew ("полезный член команды").

Изначально какой-либо опыт абсолютно необязателен. Главное - желание и базовое знание английского языка.
Этот курс - полупрактический-полутеоретический - проходят в виде пятидневного яхтенного плавания. Количество учащихся на яхте - не более пяти человек плюс инструктор. Ограничений по возрасту нет.

За эти пять дней на яхте вас научат основным навыкам работы с веревками и парусами, основным приемам управления яхтой, правильной морской терминологии и основам безопасности плавания. По окончании этого вводного курса вы будете иметь 100 морских миль за спиной и сможете быть вполне компетентным членом команды (матросом) на парусной или моторной яхте.
Но пока вы еще не шкипер и яхтой управлять не можете.

Следует заметить, что если у вас есть некоторый опыт хождения на яхте по морю (примерно 100 морских миль) и вы знаете основы яхтенного дела, то ступень Competent crew вы можете пропустить и начать обучение сразу с курса Day Skipper. Курс этот более серьезный и состоит из двух частей - теоретической и практической.

Теоретический курс Day Skipper включает в себя основы навигации, метеорологии, "правила дорожного движения" в море, радиообмен, безопасность плавания.

Курс читается 42 часа. Можно пройти этот курс очно и заочно (в режиме on-line). Необходимо отметить, что все теоретические курсы абсолютно идентичны для парусных и моторных яхт. Разница только в том, что на какой тип яхты, парусный или моторный, вы хотите иметь права (они разные), на такой яхте вы и будете проходить практические занятия и сдавать экзамен. Перед прохождением практического курса и сдачей экзамена необходимо завершить теоретический курс.

Добавлю, что международная система обучения яхтингу основана на преподавании самых необходимых знаний и навыков. Никто не собирается делать из вас на первом этапе капитана дальнего плавания.

Все обучение на этой ступени направлено на то, чтобы качественно дать вам необходимые знания и выработать уверенное умение управлять яхтой в различных ситуациях и правильно оценивать свои возможности и возможности вашей команды в соответствии с имеющейся обстановкой, то есть погодой, состоянием моря, продолжительностью и сложностью перехода и т. д. Вам как бы дают "входной билет" в мир яхтинга и принимают в цех шкиперов.

Практический курс Day Skipper представляет собой поход на яхте. По стандартам RYA, на яхте не может быть более пяти учеников - чтобы обеспечить достаточное внимание каждому со стороны инструктора.

Вообще-то говоря, обучение выглядит не так, как мы привыкли. Это полноценный (около 200 морских миль - 360 км) недельный поход на комфортабельной яхте 40-футового (12--15 метров) класса (для моторных может быть и большего). Инструктор показывает, что и как нужно делать, после чего каждый обучающийся повторяет эти действия до тех пор, пока у него не получится. Каждый прокладывает курс, стоит за штурвалом, командует процедурой швартовки и отхода. Если курсы парусные - работает с парусами.

В последние два дня инструктор назначает по очереди каждого шкипером на отдельный переход, и ученик должен сделать все сам, от составления плана перехода до швартовки в точке назначения, как настоящий шкипер.

Инструктор просто наблюдает, как команда и шкипер справляются с поставленной задачей, и в конце курса присваивает (или нет) обучающимся квалификацию шкипера.

Вот вы и капитан яхты. С этими правами вы свободно можете ходить на яхте длиной до 24 метров по всем международным водам. Вас как шкипера признают портовые власти, береговая охрана, пограничники и, что совсем немаловажно, страховые компании. Вы можете фрахтовать яхту и отправляться в плавание с друзьями или семьей или участвовать в регатах - мир яхтинга теперь для вас открыт.

Позднее, прожив на борту яхты в общей сложности около месяца, пройдя примерно 800 морских миль (требования более чем скромные) и закончив однодневные курсы по использованию бортовой УКВ-радиостанции, вы можете продолжить свое обучение по программе RYA до квалификации Coastal Skipper.

Выглядит обучение Coastal Skipper точно также: 50 часов - теоретический курс, направленный на более глубокое изучение навигации и метеорологии и практический недельный курс с экзаменом, в процессе которого инструктор стремится дать вам более глубокие знания и навыки по управлению яхтой в сложных условиях: штормовых, ночных, ограниченной видимости и т. д.

Третья ступень - Yacht Master. Капитан.

Требуется 2,5 тысячи морских миль (с учетом ранее набранных), 50 дней на борту яхты, 5 переходов более 60 морских миль, включая 2 ночных, и однодневные курсы медицинской помощи.

Наконец, самая высокая квалификация любительского яхтинга - Yacht Master Ocean - конвертируется из Yacht Master при наличии одного океанского перехода и экзамена по астронавигации.

Учиться яхтингу не просто можно, но и нужно: в первую очередь, это вопрос безопасности - вас лично, вашей яхты и тех людей, за жизнь и здоровье которых вы отвечаете во время плавания.

Но процесс этот сам по себе очень интересный, и обучение построено так, чтобы люди, желающие заниматься этим прекрасным видом спорта (или образом жизни?), с первых шагов ощутили его красоту и радость.

Специальности: навигационное дело и судовождение, морское судовождение, речное судовождение

Специализация в зависимости от типа, назначения и водоизмещения судна (пассажирское каботажное, пассажирское скоростное, грузо-пассажирское типа «река-море», грузо-пассажирское типа «ледокол», круизный лайнер большого среднего и большого возоизмещения и т.п.)

Примечание. В учебных заведениях этой отрасли обычно готовят специалистов широкого профиля, специализацию студенты и выпускники выбирают сами, исходя из собственных интересов и обстоятельств трудоустройства.

Требуемое образование (уровень образования, тип учебного заведения):

Среднее специальное (навигатор, вахтенный помощник капитана грузового судна малого и среднего водоизмещения, старший техник-судоводитель) – речные и мореходные училища или колледжи, речные командные училища, ПУ и ПТУ речного флота РФ.

Высшее (навигатор-инженер, вахтенный помощник капитана) – высшие мореходные училища и академии

Специфические способности, необходимые для успешного овладения профессией:

При поступлении проходится специальная медкомиссия: будущий навигатор должен иметь крепкое здоровье, включая хорошее зрения и отсутствие склонности к морской болезни. Необходимо также иметь выраженный интерес к путешествию по водным просторам, уметь быстро принимать жизненно важные решения и не бояться взвалить на себя ответственность за жизнь и здоровье людей. Желательно обладать врождёнными способностями к пониманию географических карт и запоминанию географически важной

информации, а также к быстрому обучению пользоваться контрольно-измерительной и навигационной аппаратурой и другой техникой.

Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:

География, математика, физика, физкультура, ОБЖ, плавание, другие спортивные секции, занятия в студии судовождения*, история мореплавания, литература и русский язык, иностранные языки.

Характер и содержание работы:

Организационно-навигационный, административно-командный. Работа в различных судоходных компаниях – осуществление общего руководство вверенным судном, несение вахты на капитанском мостике, расчёт курса следования, периодически выполнение роли рулевого, ведение финансовых операций, связанных с коммерческой деятельностью, которую осуществляет судно.

Очевидные плюсы

Возможность работать на природе и постоянно путешествовать, для капитана дальнего плавания – возможность увидеть разные страны и стать участником интересной научной экспедиции, высокие доходы, в которые входит не только зарплата, но и премия по финансовым итогам работы судовой команды.

«Подводные камни», очевидные минусы

Длительная оторванность как от твёрдой поверхности под ногами, так и от семьи, поскольку не все жёны и дети моряков имеют возможность и желают плавать по морю большую часть года. Работа связана с риском для здоровья и жизни (возможны пиратские нападения и попадание в сильный шторм и даже торнадо). Необходимо постоянно проявлять суровость характера капитана и нести ответственность за поведение каждого члена экипажа и пассажира. Несение материальной ответственности за перевозимые грузы.

Возможные профессиональные заболевания: морская болезнь, вегетососудистая дистония – риск умеренный.

Вилка зарплат (в среднем в рублях в месяц)*

В Москве и Московской области: 40 000 – 70 000 (в основном каботажные прогулочные и зафрактованные для корпоративных прогулок малотоннажные суда)

На международных линиях, включая трансокеанские: 120 000 – 400 000

В крупных областных центрах, включая речные круизные суда: 50 000 – 80 000

В глубинке России: 25 000 – 40 000 (в основном грузовые суда малого и среднего водоизмещения)

По большому счёту, профессия моряка-навигатора, то есть специалиста по вождению водного транспорта, очевидна для всех, кто иногда смотрит фильмы про капитанов и морские походы, даже если действия в этих фильмах происходят во времена парусных фрегатов. Что же касается капитана, то это скорее руководящая должность на судне и звание в табеле о рангах служащих морского или речного судоходства. Этот табель был заведён в России ещё при Петре I и вначале полностью соотносился с табелем о рангах государевых служащих и людей военного звания. Но так повелось с глубокой древности, практически с начальной эпохи мореплавания, открытой, по-видимому, бесстрашными финикийцами. Любое судно, даже торговое, обязательно «по совместительству» было военным, а матросы во главе с капитаном – боевыми стражниками этого корабля.

Сегодня торговый, грузовой и пассажирский флот никак не связаны с военным предназначением, однако капитан на любой судне – по прежнему командир, имеющий право арестовать и заключить под стражу любого нарушителя общественного порядка. То есть капитан – это главное лицо на корабле, полностью отвечающее за безопасность находящихся на нём людей. И просто быть квалифицированным навигатором, то есть уметь прокладывать курс, пользоваться сложными навигационными приборами и отдавать рулевому верные команды, как и самому вести судно на месте рулевого, для капитана недостаточно.

Именно поэтому звание и должность капитана каботажного (приемущественно речного и плавающего на сравнительно небольшие расстояния от порта приписки) или тем более капитана дальнего плавания можно смело выделить в профессию. Путь к которой лежит не только через окончание соответствующего учебного заведения по соответствующей специальности, но и через достаточно длительную практику на борту судна в качестве штурмана или помощника капитана.

Надо сказать, что все капитанам гражданских судов, утверждённым на эту должность, присваивается офицерское звание. И от своих подчинённых на борту судна капитан обязан требовать беспрекословного подчинения подобно на военном флоте. В такой традиции, имеющей древние корни, заложен глубокий смысл создания на корабле условий, максимально способствующих безопасному хождению судна по заведомо небезопасной среде. Даже обычная и не широкая река таит в себе массу опасностей для, казалось бы, непотопляемого малым штормом металлического судна. А если кто-то из пассажиров (особенно это касается круизных лайнеров, где люди отдыхают и нередко позволяют себе вести намного более раскованно, чем на берегу) начинает создавать на судне нервозное настроение или, того хуже, затевает с кем-нибудь из других пассажиров или членов команды драку, то капитан обязан немедленно пресечь его действия.

Вызвать водную полицию (милицию) нередко бывает невозможно из-за удлённости судна от ближайшего населённого пункта, а специально полицейских держать на судах обычно не принято: считается, что в услових водной стихии на корабле не должно постоянно находится никаких параллельных вооружённых и наделённых властью структур, чтобы в случае критической ситуации своими действиями не навредить безопасности судна. То есть командир и администратор, принимающий решения, на корабле должен быть один, и это человек – капитан.

Надо сказать прямо: не каждый дипломированный навигатор может стать капитаном. Но это же можно сказать про любого специалиста. То есть не каждый квалифицированный специалист способен работать руководителем фирмы по полученному в учебном заведении профилю.

Тем не менее к отбору курсантов мореходные вузы подходят с таким «прицелом», что каждый выпускник в итоге должен стать капитаном современного судна. Вот, к примеру, что опубликовано на сайте Государственной морской академии имени адмирала С.О. Макарова (факультет судовождения):

«Желающие учиться на судоводительском факультете должны быть готовы к тому, что к ним будут предъявляться, как минимум, следующие требования (т.е. чем должен обладать претендент на учёбу на этом факультете. Прим. автора):

развитое чувство ответственности, обязательность, добросовестность, дисциплинированность, упорство, желание и умение жить и работать «по правилам»;

спокойствие, уравновешенность, мужественность;

желание и способность руководить коллективом;

готовность к постоянному, на протяжении всей профессиональной жизни, обу­чению и самообучению, повышению профессионального мастерства;

желание и способность к овладению иностранными языками, в первую очередь английским языком, - являющимся профессиональным для судоводителей.

За период обучения на факультете курсанты во время учебных и плавательных практик не меньше 12-ти месяцев проведут в морских и океанских плаваниях на судах ведущих российских и зарубежных судоходных компаний с заходами в порты многих государств.

Уже после первой плавательной практики на всемирно известном учебном паруснике «Мир», принадлежащем академии, курсанты получают первую морскую специальность «Вахтенный матрос», дающую в соответствии с международными требованиями право участвовать в несении навигационной вахты на морских судах.

По окончании обучения все выпускники, успешно освоившие программу обучения и программы практик, получают общероссийский диплом инженера и морской диплом вахтенного помощника капитана, имеющий международный статус и дающий право работать как на судах под российским флагом, так и на иностранных судах. Выпускники факультета востребованы и конкурентоспособны и по окончании факультета все получают направления для работы по специальности в российские и зарубежные судоходные компании.

После окончания факультета по мере приобретения опыта работы положительно зарекомендовавшие себя выпускники регулярно получают повышения в должности, становясь, как правило, через 7-10 лет капитанами современных морских судов».

А как быть мальчикам (женщин-капитанов история ещё не знала), которым очень хочется вырасти в капитана на водном транспорте, но я английским языком они не в ладах. Прежде всего, не стоит раньше времени ставить крест на изучении английского языка. Однако поскольку в мореходные училища обычно высокие конкурсы, а российские судоходные реки в большинстве своём ничем не хуже морей и озёр, почему бы не поступить в какое-либо из училищ водного речного транспорта? Например, в Омске есть прекрасное речное командное училище (среднее специальное образование) с давними традициями, из которого выходят хорошо подготовленные к работе на речных судах разного водоизмещения и назначения будущие капитаны и не только.

Но, выбирая профессию моряка или речника, независимо от специальности, необходимо давать себе отчёт в том, что для личной жизни эта профессия далеко не всем и не всегда удобна. Наиболее лучший вариант, если муж и жена (а потом и дети) с одинаковым интересом воспринимают длительные путешествия по воде, а самое оптимальное, когда оба работают на одном и том же судне. Но это уже как судьба сложится. Большинству же работников водного транспорта приходится расставаться с семьями на всю навигацию. Которая, на морях (кроме Чёрного) продолжается, по сути, круглогодично, и капитаны и их подчинённые не видят своих жён и детей по полгода и дольше подряд. А перерывы между уходами в море составляют чаще всего не дольше трёх месяцев.

_________________________________________________

Капитан – главный специалист на судне, однако без команды подчиняющихся ему вахтенных матросов и других специалистов не обходится ни одно судно. В одиночку можно управлять сравнительно небольшими парусниками или одномоторными баркасами и катерами. Поэтому на подавляющем большинстве грузовых и грузо-пассажирских кораблей, не говоря уж о круизных лайнерах, под началом капитана обычно служат не менее двух штурманов (первый и второй штурманы), один-два боцмана один из них старший), главный судовой механик и подчиняющиеся ему мотористы-механики, а также вахтенные матросы, в задачи которых входит не только пресловутая влажная уборка палубы. Вот, к примеру, по каким специальностям проходит обучение в одном из авторитетных учебных заведений мореходства Санкт-Петербургском Морском техническом колледже: «Организация перевозок и управление на морском транспорте» (техник), «Менеджмент на водном транспорте» (менеджер), «Судоводитель-помощник механика судов речного флота», «Боцман», «Моторист (машинист) рефрижераторных установок», «Повар» (кок) – профессиональное начальное образование.

На базе профильного начального профессионального образования (НПО) по ускоренной программе ведётся обучение по специальностям: «Морское судовождение», старший техник-судоводитель; «Морское судовождение», специализация «Морское судовождение в смешанном (река-море) плавании», техник-судоводитель; «Эксплуатация транспортных энергетических установок (на водном транспорте)», старший техник-судомеханик; «Технология продукции общественного питания», технолог (судовой кухни и кулинарии).

…Все поступающие для обучения профессиям и специальностям плавсостава проходят медицинскую комиссию, определяющую пригодность для работы на морском и речном транспорте. Для курсантов обязательно ношение морской форменной одежды…»

Кроме того, в речных и морских училищах можно получить квалификацию вахтенного матроса и отдельно – официанта для работы на круизных лайнерах.

Надо сказать, что во времена СССР к претендентам на работу официантом и бортпроводником на международных линиях предъявлялись достаточно высокие требования. Получить право трудоустройства официантом или коком на такой круизный лайнер хотели многие юноши и девушки, поэтому в училища образовался конкурс и предпочтения отдавали тем, кто мог неплохо общаться на английском языке. Сегодня ситуация не так остра, поскольку чисто познавательные и потребительские мотивы (иметь доступ к зарубежным товарам в судовых буфетах и припортовых магазинах) у молодёжи сошли на нет: не обязательно быть сотрудником круизного флота, чтобы попасть за границу или покупать импортные товары. Тем не менее официанту и другому члену судовой команды круизного лайнера весьма желательно сносно общаться по-английски и быть в достаточной мере коммуникабельным и доброжелательным.

Но если вы любите технику и воду одновременно, то почему бы вам не стать специалистом машинного отделениями (мотористом, механиком)? Судовые механики и мотористы большую часть рабочей вахты проводят в машинном отделении корабля и водных просторов не видят. Зато они ощущают себя своего рода хозяевами двигателей судна, и на своей территории у мотористов создаётся что-то типа машинной епархии. Никто больше, кроме них и старших командиров (капитана, его помощников и штурманов) не имеет права появляться в машинном отделении. Зато машинисты всегда могут выйти на палубу подышать свежим воздухом.

Определённую популярность получила среди будущих моряков и речников такая специальность, как боцман, по сути своего рода зам. руководителя судна по всем хозяйственным вопросам и работе с персоналом. Все вахтенные матросы напрямую подчиняются ему, но он и несёт ответственность за каждого из своих подчинённых и проводит их обучение работе на водном транспорте.

«Подводные камни» этой работы, независимо от специальности и уровня образования, все лежат на поверхности, но некоторые действительно по водой – это рифы, на которое морское судно всегда рискует наскочить. Но аварии на грузовых и пассажирских судах, заканчивающиеся трагически для корабля и многих пассажиров с членами команды, – явление не настолько частое и закономерное, чтобы кто-то мечтающий о работе на водной глади отказался от осуществления своей мечты. Соответствовало бы здоровье требованиям морского или речного устава, а уж матросом устроиться реально и парню, в школе не отличавшемуся особым рвением по всем дисциплинам, кроме физкультуры. Всё остальное – преодолимо и не так страшно, если человек заражен водой.

А другие на водный транспорт и не идут. Так что удачи, будущие корабельных дел специалисты. Надо сказать, что зарплата для этих людей не является фактором, определяющим их отношение к профессии.

Речники получают примерно вдвое меньше, чем моряки, зато намного чаще видятся со своими родными и близкими и практически не испытывают «прелестей» качки, когда от голода буквально сводит желудок, а есть невозможно. В среднем же рядовые работники водного транспорта получают примерно вдове меньше своих капитанов и не ниже, чем во многих других отраслях экономики. Так что удачи, будущие корабельных дел специалисты.

Многих молодых людей привлекает романтичность морских профессий. Схватка с природной стихией, возможность проверки себя «на прочность», управление многими тысячами лошадиных сил, шанс увидеть заграничные страны и другие причины сделали профессию моряка престижной и привлекательной. Но мало кто желает быть простым мотористом, радистом или штурманом. Большинство молодых людей интересует, как стать капитаном и что для этого необходимо.

Что нужно, чтобы стать капитаном

Есть два пути стать капитаном. Один из них: «дорасти» до капитана, начав с рядовой профессии на корабле. Второй – начать свою профессиональную деятельность с заветной должности.

Начиная свой путь с «обычной» профессии, вы получаете возможность еще до вступления в роль командира судна изучить различные тонкости, которые связаны с его жизнеобеспечением.

  • С одной стороны, такой путь получается более длительным.
  • С другой стороны – к моменту вашего назначения, вы уже будете иметь необходимый запас практических умений, которые позволяют более грамотно управлять доверенным вам судном и командой.
  • Кроме того, если вы будете работать в одной компании, то ваши шансы на то, что вам доверят управление судном, будут зависеть от того, как вы себя зарекомендуете, пока работаете мотористом, радистом, штурманом или обладаете другой профессией.

Если вы решили начать свою профессиональную карьеру с должности капитана, то вас ожидают две основных трудности.

  • Во-первых, вам будет достаточно сложно найти свою «первую» компанию и убедить ее руководство в том, что вы достойны управления судном.
  • Во-вторых, каждый выпускник любого ВУЗа на своем горьком опыте отлично понимает, что преподаваемая ему теория отличается от практики. Из-за этого, многие молодые специалисты вынуждены «забывать» полученные теоретические знания и учиться заново.

Но в целом, путь к капитанской должности мало отличается, что для человека начинающего «с низов», что для человека, который решил начинать с капитанского звания.

Как стать капитаном корабля

Путь к званию капитана чрезвычайно сложен и тернист. Это связано не только с необходимостью прохождения курса специальной подготовки, но и овладевания многими навыками. Вам необходимо:

  1. Сделать выбор, в каком именно флоте вы хотели служить. Если вас привлекает военная карьера, то вам необходимо подать документы в военно-морское училище им. Нахимова . Если вам уже исполнилось 14 – 15 лет, вы являетесь гражданином Российской Федерации, годны по состоянию здоровья и успешно прошли программу восьмилетнего обучения в средней школе с углубленным изучением английского языка, то вы можете стать курсантом этого знаменитого училища. Если же вы желаете руководить гражданским судном, то вам необходимо определиться с выбором водного пространства. Желаете быть командиром корабля, бороздящего речные просторы – подавайте документы в речное училище. Хотите путешествовать по моря и океанам – в мореходное училище.
  2. После окончания учебного заведения и получения соответствующего диплома, вы приступаете к поиску места работы. Очень не многие выпускники сразу получают заветное звание. Это касается как военно-морского, так и гражданского флота. Скорее всего, вы найдете должность третьего или второго помощника капитана.
  3. Если вас не устраивает должность помощника капитана, и вы стремитесь к продвижению по службе, вам необходимо будет сдавать разнообразные тесты и экзамены. Их успешная сдача, равно как и получение звания бакалавра или магистра наук, позволят вам претендовать на продвижение в служебной иерархии и получение лицензии более высокого уровня. Также, сдача экзаменов позволяет заработать учетные баллы для Merchant Mariner (MMC ) и Международной идентификации учетных данных транспортных служащих (TVICK ). Данная процедура касается гражданского флота. В военно-морском флоте, ваш путь будет отличаться только знаниями, которыми вам необходимо овладеть.

По мере прохождения этого пути, который в среднем занимает около 10 лет, вы можете претендовать на золотые капитанские погоны и управление «собственным» торговым или круизным судном или военным кораблем.

На корабле или любом плавательном судне капитан – это самый главный человек, который отвечает за всю команду и принимает важные решения.


Заработная плата

Уровень зарплат колеблется от 600 до 1200 у.е. и выше.

Место работы

Компании, занимающиеся рыбным промыслом, пассажирскими и грузовыми перевозками.

Обязанности

Капитан корабля при помощи своих помощников ведет судно по мировому океану. Никто не имеет право изменить определенный им курс и скорость хода, кроме случаев опасности, которые угрожают судну.

Если судно обнаружит в море людей или другой корабль, с которым произошла беда, капитан должен оказать людям помощь.

Капитан должен быть внимательным и осторожным человеком. В перечне его обязанностей прямо говорится, что курс судна он должен рассчитать с особым старанием, дабы избежать ошибок. При подходе к рифам он должен уделять больше внимания цвету воды и наличия в ней плавучих водорослей. При подходе к берегу эти меры предосторожности должны быть удвоены. Даже присутствие на судне приглашенного лоцмана не снимает с капитана судна ответственности за безопасность движения корабля.

В случае опасности столкновения с другим судном капитан должен действовать четко: он обязан лично сообщить на другой корабль название своего судна и порт приписки и получить в ответ те же данные.

Важные качества

Ответственность, организованность, аналитический ум, лидерские качества, уверенность в себе, способность принимать верные решения в экстренных ситуациях.

Отзывы о профессии

«Прежде всего, капитан — это лидер, умеющий управлять людьми. Он способен найти подход к каждому члену экипажа, оставаясь доброжелательным и, в то же время, требовательным. Эта работа для тех, кто любит море, не боится трудностей, имеет крепкое здоровье. На пассажирском судне капитан — лицо корабля, и среди его обязательных качеств — презентабельная внешность, умение заинтересовать собеседника, хорошие манеры. Это по-прежнему исключительно мужская профессия. Девушек на соответствующие специальности в учебные заведения не берут».


Из интервью с капитаном морского судна.

Стереотипы, юмор

Слово капитана на корабле или судне — закон. Все распоряжения, исходящие от берега, передаются только капитану судна. Неудивительно, что закон дает право капитану и арестовывать, а также засвидетельствовать рождение или смерть человека.

Обучение

Если вас привлекает военная карьера, то вам необходимо подать документы в военно-морское училище им. Нахимова.

Если же вы желаете руководить гражданским судном, то вам необходимо определиться с выбором водного пространства. Желаете быть командиром корабля, бороздящего речные просторы – подавайте документы в речное училище. Хотите путешествовать по моря и океанам – в мореходное училище.

 

 

Это интересно: