→ Философские размышления в лирических отступлениях романа А.С. ПУшкина «Евгений Онегин

Философские размышления в лирических отступлениях романа А.С. ПУшкина «Евгений Онегин

Кроме бытовых черт, много места отведено в «Евгении Онегине» также лирическому элементу. Ход романа беспрестанно прерывается лирическими отступлениями, вставками, воспоминаниями, размышлениями.

Такое соединение лирического и эпического элемента составляет одну из особенностей поэм Байрона («Чайльд-Гарольд», «Дон-Жуан»); от него мог усвоить себе эту манеру и Пушкин, тем более что «Онегин» был начат еще в эпоху его байронических увлечений, и он сам указывал на «Дон-Жуана», как на свой образец.

Содержание и настроение этих лирических отступлений чрезвычайно разнообразны. Многие из них проникнуты неподражаемым остроумием, другие — глубокой задушевностью. От легкой насмешки поэт быстро переходит к серьезным размышлениям: одно чувство сменяется другим, но каждое из них вполне искренно и все они, вместе взятые, рисуют различные черты многосторонней натуры Пушкина.

Видное место в романе Пушкина занимают лирические отступления, т. е. такие места, в которых автор отходит в сторону от нити рассказа, оставляет на время в стороне своих героев, и выражает свои чувства или мысли по поводу героев или какого-нибудь описанного события или явления; иногда автор вставляет свое воспоминание, мечты о будущем. Словом, все, что так или иначе касается личности автора, а не героев, называется лирическими отступлениями.

К лирическим отступлениям следует отнести также и все описания при роды, поскольку в них отразилась личность поэта.

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть.
Онегин был по мненью многих
(Судей решительных и строгих)
Ученый малый, но педант:
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм.

Далее в идут лирические отступления, в которых поэт связывает свою судьбу с судьбой Онегина и выражает свои чувства, какие испытывал на берегах Невы, моря, вспоминает об утраченной свободе и, наконец, о том, что волновало его душу вдали от родины.

Он грустил и тосковал по своей родине, и ему казалось, что в России он похоронил свое сердце. Поэт говорит также о своей любви к сельской природе и жизни, излагает свое мнение о поэтах, о том, какое действие на него производит поэзия, о своей грусти, о поэтических намерениях и планах, о журналистах, а последние строчки посвящает своему творению и кончает главу следующими словами:

Иди же к невским берегам,
Новорожденное творенье,
И заслужи мне славы дань:
Кривые толки, шум и брань!

Если собрать вместе все лирические отступления первой главы, то они составят ее добрую половину, но самому течению рассказа они нисколько не мешают, а напротив, оживляют его.

Во второй и следующих главах встречается не меньшее количество отступлений. Некоторые из них занимают две-три строчки, другие 5-6 и больше строк, но все по
своему задушевному характеру и художественной отделке представляют перлы поэтического творчества Пушкина.

Евгений Онегин лирические отступления

Описывая события в романе и раскрывая разные тематики, дополняет его своими наблюдениями, своими высказываниями, мнением, что делает произведение похожим на достоверное. Лирические отступления, которые не трудно найти в Евгении Онегине, это живое общение писателя с героями произведения. Так, например, когда Онегин едет на бал, Пушкин тут же говорит о том, как и он в свое время был без ума от балов. Обсуждает женские ножки и тут же приносит извинения читателю за подобные воспоминания, обещая стать чуточку взрослей.

Благодаря лирическим отступлениям, которые мы встречаем уже в первой главе романа, где автор высказывает свое мнение об Онегине, Пушкин тем самым делает себя не только повествователем, но и действующим лицом, где писатель является другом героя, называя его добрым приятелем.

Роль лирических отступлений огромна, ведь они оживляют произведение, лучше раскрывают тематику работы автора. Они знакомят нас с биографией Пушкина, где вспоминается южная ссылка, есть воспоминания о молодости и о периоде обучения в лицее. В отступлениях писатель посвящает нас в свои планы, говорит о литературе, театре.

Очень много лирических отступлений посвящено русской природе и временам года. Так Пушкин говорит о зиме, вспоминая мальчишек, что режут коньками лед, пишет, как вьется первый снег. Описывая лето, говорит о весне — поре любви, не проходит автор и мимо осенней поры. Особое место уделяет Пушкин отступлениям по временам суток, где ночь самое привлекательное для писателя время.

Благодаря лирическим отступлениям у писателя появилась возможность легкой беседы с читателями, где он может рассказать о молодежи своего времени и ее воспитании, о том как она проводит время, рисуя картины тогдашней жизни.

Если выделить тематику лирических отступлений отдельно, то можно увидеть тему творчества в целом и размышления автора о специфике произведения. Раскрывается здесь и светская жизнь, затронута в романе и тема любви. В лирических отступлениях прослеживается тема дружбы, тема свободы, деревенской жизни, присутствуют и биографические мотивы.

В романе «Евгений Онегин» насчитывается множество авторских отступлений. Именно благодаря им действие романа выходит за рамки частной жизни героя и расширяется до масштабов общероссийских. В. Г. Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни», поскольку авторские отступления раскрывают противоречия, тенденции и закономерности эпохи, на первый взгляд, не имеющие прямого отношения к сюжетной канве романа, но ярко демонстрирующие отношение к ним Пушкина. Однако, образ автора не исчерпывается только лирическими отступлениями (авторские комментарии и замечания рассеяны по всему тексту романа). По ходу романа автор, как и его герои, претерпевает эволюцию. Так, исследователи, изучая стиль поэта, отмечают разницу между главами, написанными до и после 1825 г. Автор не ассоциирует себя с Онегиным, подчеркивая различия в их отношении к жизни, природе, театру, вину, женщинам и т. д. Пушкин идет в своем развитии дальше, чем Ленский, становясь поэтом действительности и подчеркивая, что поэтическое и восторженное отношение к жизни - разные вещи. Сам поэт полагал, что он ближе всех Татьяне. В последних главах Пушкин - человек последекабрьской эпохи, он сформировался как поэт и личность. Таким образом, в романе Пушкин выступает как бы в двух ипостасях - автора и рассказчика, причем очевидно, что образ первого значительно шире, чем образ второго.

1) Отступления автобиографического характера:

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,

А Цицерона не читал,
В те дни, в таинственных долинах,
Весной, при криках лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.
Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней

Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны.
И свет ее с улыбкой встретил;
Успех нас первый окрылил;
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил.
(Гл. XVIII, строфы I-II)

2) Отступления философского характера (о течении жизни, о природе, о преемственности поколений, о собственном бессмертии):

Увы! На жизненных браздах

Мгновенной жатвой поколенья,
По тайной воле провиденья,
Восходят, зреют и падут;
Другие им вослед идут...
Так наше ветреное племя
Растет, волнуется, кипит
И к гробу прадедов теснит.
Придет, придет и наше время,
И наши внуки в добрый час
Из мира вытеснят и нас!
(Гл. II, строфа XXXVIII)

Как грустно мне твое явленье,
Весна, весна, пора любви!
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови!
С каким тяжелым умиленьем
Я наслаждаюсь дуновеньем

В лицо мне веющей весны

На лоне сельской тишины!

Или мне чуждо наслажденье,
И все, что радует, живит,
Все, что ликует и блестит,
Наводит скуку и томленье
На душу мертвую давно

И все ей кажется темно?

Или, не радуясь возврату
Погибших осенью листов,
Мы помним горькую утрату,
Внимая новый шум лесов;
Или с природой оживленной
Сближаем думою смущенно
Мы увяданье наших лет,
Которым возрожденья нет?
Быть может, в мысли нам приходит

Средь поэтического сна
Иная, старая весна
И в трепет сердце нам приводит

Мечтой о дальней стороне,
О чудной ночи, о луне...
(Гл. VII, строфы II-III)

Следует отметить, что далеко не все описания природы являются философскими авторскими отступлениями.

Я знаю: дам хотят заставить
Читать по-русски. Право, страх!
Могу ли их себе представить
С «Благонамеренным» в руках!
Я шлюсь на вас, мои поэты;
He правда ль, милые предметы,
Которым, за свои грехи,
Писали втайне вы стихи,
Которым сердце посвящали,
He все ли, русским языком
Владея слабо и с трудом,
Его так мило искажали,
И в их устах язык чужой

He обратился ли в родной?

He дай мне Бог сойтись на бале
Иль при разъезде на крыльце
С семинаристом в желтой шале
Иль с академиком в чепце!
Как уст румяных без улыбки

Без грамматической ошибки

Я русской речи не люблю.
(Гл. III, строфы XXVII-XXVIII)

Волшебный край! там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И предприимчивый Княжнин;
Там Озеров невольны дани

Народных слез, рукоплесканий
С младой Семеновой делил;
Там наш Катенин воскресил

Корнеля гений величавый;
Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой,
Там и Дидло венчался славой,
Там, там, под сению кулис
Младые дни мои неслись.
(Гл. I, строфа XVIII)

Свой слог на важный лад настроя,
Бывало, пламенный творец
Являл нам своего героя

Как совершенства образец.
Он одарял предмет любимый,
Всегда неправедно гонимый,
Душой чувствительной, умом
И привлекательным лицом.
Питая жар чистейшей страсти,
Всегда восторженный герой

Готов был жертвовать собой,
И при конце последней части
Всегда наказан был порок,
Добру достойный был венок.

А нынче все умы в тумане,
Мораль на нас наводит сон,
Порок любезен и в романе,
И там уж торжествует он.
Британской музы небылицы

Тревожат сон отроковицы,
И стал теперь ее кумир
Или задумчивый Вампир,
Или Мельмот, бродяга мрачный,
Иль Вечный жид, или Корсар,
Или таинственный Сбогар.
Лорд Байрон прихотью удачной

Обрек в унылый романтизм
И безнадежный эгоизм.

...Унижусь до смиренной прозы;
Тогда роман на старый лад

Займет веселый мой закат.
He муки страшные злодейства
Я грозно в нем изображу,
Ho просто вам перескажу

Преданья русского семейства,
Любви пленительные сны

Да нравы нашей старины.
(Гл. III, строфы XI-XIII)

Ho дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами - себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно,
Нам чувство дико и смешно.

(Гл. II, строфа XIV)

Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей
И тем ее вернее губим

Средь обольстительных сетей.

Разврат, бывало, хладнокровный,

Наукой славился любовной,
Сам о себе везде трубя

И наслаждаясь не любя.
Ho эта важная забава
Достойна старых обезьян

Хваленых дедовских времян:

Ловласов обветшала слава
Co славой красных каблуков
И величавых париков.

Кому не скучно лицемерить,

Различно повторять одно,
Стараться важно в том уверить,
В чем все уверены давно,
Все те же слышать возраженья,

Уничтожать предрассужденья,

Которых не было и нет
У девочки в тринадцать лет!
Кого не утомят угрозы,
Моленья, клятвы, мнимый страх,

Записки на шести листах,
Обманы, сплетни, кольцы, слезы,

Надзоры теток, матерей,
И дружба тяжкая мужей!
(Гл. IV, строфы VII-VIII)

Любви все возрасты покорны;
Ho юным, девственным сердцам
Ее порывы благотворны,
Как бури вешние полям:
В дожде страстей они свежеют,
И обновляются, и зреют -
И жизнь могущая дает
И пышный цвет, и сладкий плод,
Ho в возраст поздний и бесплодный
На повороте наших лет,
Печален страсти мертвой след:
Так бури осени холодной
В болото обращают луг

И обнажают все вокруг.
(Гл. VIII, строфа XXIX)

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава Богу,
У нас немудрено блеснуть.

(Гл. I, строфа V)

Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
С летами вытерпеть умел;
Кто странным снам не предавался,
Кто черни светской не чуждался,
Кто в двадцать лет был франт иль хват,
А в тридцать выгодно женат,
Кто в пятьдесят освободился
От частных и других долгов,
Кто славы, денег и чинов
Спокойно в очередь добился,
О ком твердили целый век:
N.N. прекрасный человек.

Ho грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана,
Что изменяли ей всечасно,
Что обманула нас она;
Что наши лучшие желанья,
Что наши свежие мечтанья
Истлели быстрой чередой,
Как листья осенью гнилой.
Несносно видеть пред собою
Одних обедов длинный ряд,
Глядеть на жизнь, как на обряд,
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя с ней
Ни общих мнений, ни страстей,
(Гл. VIII, строфа X-XI)

Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!
Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон

Последним счастьем упоенный

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля;
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
He праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.

Я думал уж о форме плана
И как героя назову;
Покамест моего романа
Я кончил первую главу;
Пересмотрел все это строго;
Противоречий очень много,
Ho их исправить не хочу;
Цензуре долг свой заплачу

Сочинение на тему ”Лирические отступления и их роль в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин” “.

Роман “Евгений Онегин” писался Пушкиным более восьми лет- с весны 1823 года до осени 1831года. В самом начале своей работы Пушкин писал поэту П.А.Вяземскому: “Я пишу теперь не роман, а роман в стихах – дьявольская разница!” Стихотворная форма придает “Евгению Онегину” черты, резко отличающие его от прозаического романа, она гораздо сильнее выражает мысли и чувства автора.

Своеобразие придает роману и постоянное участие в нем автора: здесь есть и автор-повествователь, и автор - действующее лицо. В первой главе Пушкин пишет: “Онегин, добрый мой приятель…”. Здесь и вводится автор - действующее лицо, один из светских приятелей Онегина.

Благодаря многочисленным лирическим отступлениям мы лучше узнаем автора. Так читатели знакомятся с его биографией. В первой главе встречаются такие строки:

Пора покинуть скучный брег

Мне неприязненной стихии

И средь полуденных зыбей,

Под небом Африки моей,

Вздыхать о сумрачной России…

Эти строки о том, что судьба разлучила автора с родиной, а слова “Африки моей” дают нам понять, что речь идет о южной ссылке. Рассказчик ясно написал о своих страданиях и тоске по России. В шестой главе повествователь сожалеет об ушедших молодых годах, он также задается вопросом о том, что же будет в будущем:

Куда, куда вы удалились,

Весны моей златые дни?

Что день грядущий мне готовит?

В лирических отступлениях оживают воспоминания поэта о днях, “когда в садах Лицея” ему стала “являться муза”. Такие лирические отступления дают нам право судить о романе, как об истории личности самого поэта.

Немало лирических отступлений, присутствующих в романе, содержат описание природы. На протяжении всего романа мы встречаемся с картинами русской природы. Здесь есть все времена года: и зима, “когда мальчишек радостный народ” коньками “режет лед”, и “вьется первый снег”, мелькает, “падая на брег”, и “северное лето”, которое автор называет “карикатурой южных зим”, и весна – “пора любви”, и, конечно же, не остается без внимания любимая автором осень. Немало Пушкин обращается к описанию времени суток, наиболее красивой из которых является ночь. Автор, однако, вовсе не стремится изображать какие-то исключительные, необыкновенные картины. Наоборот, у него все просто, обыденно – и в то же время прекрасно.

Описания природы неразрывно связаны с героями романа, они помогают нам лучше понять их внутренний мир. Неоднократно мы замечаем в романе размышления повествователя о духовной близости Татьяны с природой, которыми он характеризует нравственные качества героини. Часто пейзаж предстает перед читателем таким, каким его видит именно Татьяна: “…она любила на балконе предупреждать зари восход” или “…в окно увидела Татьяна поутру побелевший двор”.

Известный критик В.Г.Беллинский назвал роман “энциклопедией русской жизни”. И это действительно так. Энциклопедия – это приведенное в систему обозрение, как правило от “A” до “Я”. Таковым и является роман “Евгений Онегин”: если внимательно просмотреть все лирические отступления, то мы увидим, что тематический диапазон романа развернут от “A” до “Я”.

В восьмой главе автор называет свой роман “свободным”. Эта свобода – это, прежде всего, непринужденная беседа автора с читателем с помощью лирических отступлений, выражение мыслей от авторского “Я”. Именно такая форма повествования помогла Пушкину воссоздать картину современного ему общества: читатели узнают о воспитании молодежи, о том, как она проводит время, автор пристально наблюдает за балами и за современной ему модой. Особенно ярко повествователь описывает театр. Рассказывая об этом “волшебном крае”, автор вспоминает и Фонвизина, и Княжина, особенно привлекает его внимание Истомина, которая, “одной ногой касаясь пола”, “вдруг летит” легкая, как пушинка.

Немало рассуждений посвящено проблемам современной Пушкину литературе. В них рассказчик ведет споры о литературном языке, об использовании в нем иноязычных слов, без которых невозможно порой описать некоторые вещи:

Описывать мое же дело:

Но панталоны, фрак, жилет,

“Евгений Онегин” – это роман об истории создания романа. Автор беседует с нами строками лирических отступлений. Роман создается как бы у нас на глазах: в нем есть черновики и планы, личная оценка романа автором. Повествователь призывает читателя к сотворчеству (Читатель ждет уж рифмы роза/На, вот возьми ее скорей!). Сам же автор предстает перед нами в роли читателя: “пересмотрел все это строго…”. Многочисленные лирические отступления предполагают определенную авторскую свободу, движение повествования в разных направлениях.

Образ автора в романе многолик: он – и рассказчик, и герой. Но если все его герои: Татьяна, Онегин, Ленский и другие –выдуманные, то создатель всего этого вымышленного мира реален. Автор оценивает поступки своих героев, он может либо соглашаться с ними, либо противостоять им с помощью лирических отступлений.

Роман, построенный на обращении к читателю, рассказывает о выдуманности происходящего, о том, что это всего лишь сон. Сон, похожий на жизнь

Сочинение на тему ”Лирические отступления и их роль в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин” “. Роман “Евгений Онегин” писался Пушкиным более восьми лет- с весны 1823 года до осени 1831года. В самом начале своей работы Пушкин писал поэту П.А.

В свое время критик В.Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Пушкин коснулся в нем многого: проблемы долга и чести, русской культуры, счастья, любви, верности… Личность поэта проявляется в каждой строчке романа: в монологах, репликах. В образе автора мы находим настоящего друга, шутливого собеседника, мудрого человека.

Среди лирических отступлений автора о природе, любви, жизни, литературе и искусстве особенно выделяются философские размышления. Пушкин писал свой роман в течение восьми лет. За это время у него накопилось много впечатлений, прибавилось опыта. Свои сокровенные мысли он выразил в лирических отступлениях «Евгения Онегина». Крупицы мудрости рассыпаны по всему произведению. Думаю, что они очень актуальны и сегодня.

Замечания автора очень емки и точны:

Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей:
К чему бесплодно спорить с веком?
Обычай деспот меж людей. (Глава 1, XXV)

Во второй главе романа автор рассуждает о распространенном пороке XIX века – эгоизме. Эгоизм Онегина приводит к гибели восторженного Ленского, отвергает искреннее чувство Татьяны. И сегодня найдется немало примеров того, как беспредельный эгоизм разрушает человека:

Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами себя. (Глава 2, XIV)

Кумиром того времени был Наполеон Бонапарт, который положил начало этой всемирной болезни. Жажда славы любой ценой, холодный расчет помогли ему добиться успеха, но, в конечном счете, привели к пропасти.

Мудро рассуждает автор о человеческих страстях. Он благословляет и тех, кто изведал их жар, и тех, кому страсти были незнакомы. Пушкин утверждает, что человек больше любит наблюдать за чужими страстями, чем испытывать их сам.

Автор выступает в романе знатоком человеческой души, знатоком закономерностей жизни. С насмешкою автор осуждает пороки света:

Разврат, бывало, хладнокровный
Наукой славился любовной,
Сам о себе везде трубя
И наслаждаясь не любя.
Но эта важная забава
Достойна старых обезьян
Хваленых дедовских времян. (Глава 4, VII)

Повествуя о жизни матери Татьяны, Пушкин рассуждает о силе привычки. Многим людям привычка, в самом деле, заменила чувство:

Привычка свыше нам дана:
Замена счастию она. (Глава 4, XXXI)

Пушкин задумывается о быстротечности человеческой жизни. Признается в том, что не заметил, как ему исполнилось тридцать лет. В романе можно найти немало философских рассуждений на тему юности и старости. Автор справедливо замечает, что в жизни происходит постоянная смена поколений. Новое неминуемо придет на место старого, утверждает поэт. На этом вечном круговороте и построена жизнь.

Ключевым в романе является философское отступление в 9 и 11 строфах 8 главы. Здесь автор рассуждает о двух жизненных линиях человека. Первый путь - традиционный, путь большинства, путь посредственности. Автор описывает его с иронией: в двадцать лет молодой человек - обычно блестящий франт, в тридцать – выгодно женат, в 50 – у него большое семейство. И только поэтому все говорят о нем - «прекрасный человек». Автор показывает и другой путь – путь немногих, ярких, смелых личностей. Для них жизнь – не просто обряд, расписанный по десятилетиям. Они не забыли мечты юности, не приняли жизненный холод:

Несносно видеть пред собою
Одних обедов длинный ряд,
Глядеть на жизнь, как на обряд,
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя в ней
Ни общих мнений, ни страстей (Глава 8,XI)


Думаю, автор прав. Жить не задумываясь, следуя за большинством – не лучший путь.

Метко автор говорит об общественном мнении. Думаю, что оно во многом влияет на человека, часто негативно. Мы совершаем некоторые поступки, оглядываясь на других. Пример тому в романе – дуэль Онегина и Ленского. Герой мог предотвратить гибель друга, но он испугался того, что о нем подумают в свете. Мнение пустой толпы оборвало жизнь человека:

И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот, на чём вертится мир.

Таким образом, в своих философских размышлениях, автор поднимает вечные вопросы чести и долга, смысла жизни, места человека в этом мире. Мудрые замечания поэта не потеряли своей актуальности и по сей день.

 

 

Это интересно: