→ Мусоргский биография краткая для детей презентация. Урок музыкальной литературы "Творческий путь М.П.Мусоргского"

Мусоргский биография краткая для детей презентация. Урок музыкальной литературы "Творческий путь М.П.Мусоргского"

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881гг.)Презентацию выполнила
Ученица 9-го класса
МБОУ «Абрикосовская школа»
Изеева Нияра

Родился Мусоргский в Псковской губернии, в имении родителей. Игре на фортепиано в своей биографии Мусоргский обучался у Герке. Учился анал

Родился Мусоргский в Псковской
губернии, в имении родителей. Игре
на фортепиано в своей биографии
Мусоргский обучался у Герке. Учился
анализировать, критиковать
произведения, а также читать
партитуры в кружке Балакирева.
В 1852 году впервые в биографии
Мусоргского была опубликована его
пьеса. А первое произведение
представлено широкой публике в
1860.

После этого композитор сочинил несколько романсов. Однако наиболее известен благодаря опере «Борис Годунов». Вскоре после представления

После этого композитор
сочинил несколько романсов.
Однако наиболее известен
благодаря опере «Борис
Годунов». Вскоре после
представления оперы в
Мариинском театре, она стала
знаменитой. Через 22 года пьеса
была переписана РимскимКорсаковым, а после снова
представлена зрителям,
получила вторую жизнь.

С 1875 года Мусоргский работает над операми «Хованщина», «Сорочинская ярмарка». Среди других произведения Мусоргского наиболее известны: «К

С 1875 года Мусоргский
работает над операми
«Хованщина»,
«Сорочинская ярмарка».
Среди других произведения
Мусоргского наиболее
известны: «Калистрат»,
«Сиротка», «Картинки с
выставки», «Детская»,
«Без солнца», «Песни и
пляски смерти».

Злоупотребление алкоголем в последнее десятилетие биографии Мусоргского сильно подорвало его здоровье. После обострения, приступа «бело

Злоупотребление
алкоголем в последнее
десятилетие
биографии Мусоргского
сильно подорвало его
здоровье. После
обострения, приступа
«белой горячки» был
помещен в военный
госпиталь, где и
скончался в марте
1881 года.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Петровская детская школа искусств». Презентация на тему: «Сатирические песни М.П.Мусоргского» Работу выполнила: учащаяся 5 класса фортепианного отделения Петросян Анна. Руководитель: Миркина Елена Васильевна.

С. Петровское

Тамбовской области.


Немного о творчестве.

М.П.Мусоргский сочинял камерную вокальную музыку на протяжении всей своей жизни.

Им было создано около 70 произведений, разнообразных по содержанию и по форме.

Это и лирика, и яркие реалистические зарисовки из народной жизни-»народные картинки» и музыкальные портреты.

Развивая традиции Даргомыжского, композитор использует жанры монолога-сцены, монолога-рассказа, баллады, драматической песни.

Но особенно ярко проявилось комическое дарование Мусоргского при сочинении сатирических песен.



Калистрат

В мае 1864г. создаётся своеобразная вокальная песня из крестьянской жизни на слова Некрасова «Калистрат». Мусоргский охарактирзовал её как «первую попытку комизма» в своём творчестве. «…вы ещё смеётесь над простаком, но уже ваш смех растворён горечью»-так писал Белинский.

В образах вокальной пьесы сквозит ирония, усмешка, образы светятся терпким народным юмором, смысл трагичен. «Калистратушка» - это песня-притча о безотрадной доле бедняка, рассказанной им самим с комизмом, вызывающим горькую улыбку.


«Ах ты, пьяная тетеря»

В. Никольский

Осенью 1866 года Мусоргский написал песню- сценку «Ах ты, пьяная тетеря!»(из похождений Пахомыча), на собственные слова. Эта песня долгое время оставалась неизвестной и лишь в 1906 году была опубликована Римским-Корсаковым. Впрочем эта песня даже не предназначалась для публикации. Это своего рода «домашняя пародия» . Пьеса посвящена В. Никольскому, известному в свое время историку, педагогу и лингвисту. Тесная дружба Мусоргского и Никольского сыграла важную роль в творчестве композитора. Именно Никольский предложил Мусоргскому писать оперу на сюжет пушкинского «Бориса Годунова», участвовал в разработке плана музыкальной драмы.


Ах ты, пьяная тетеря

Необычайно ярко передана в музыке сценка суматошной речи «женки Пахомыча» , то распекающей, то умоляющей.то урезонивающей. Сам Пахомыч в сценке лицо пассивное. Он топчется на месте, не пытаясь даже оправдаться и выждав удобный момент, сочувственно присоединяется к причитаньям жены, чем совсем выводит ее из себя. Этот не получившийся дуэт бесподобен по комическому показу персонажей сценки.


Семинарист

Через пять дней после комической сценки «из похождений Пахомыча» появился «Семинарист»(27 сентября 1866 г.) «Это я сделал утром, проснувшись в 1966 г., начав только с ритма»,- гласит надпись Мусоргского на экземпляре, подаренным Голенищеву-Кутузову.

Ритм сценки- это импульс образного движения. В ритме найдена «скулящая» интонация наказанного семинариста; из ритма возникает напев-воспоминание семинариста о румяной Стёше, поповской дочке, и о том, как ему «от беса искушенье довелось принять в храме божьем»,

За что он вынужден теперь долбить ненавистные латинские слова.

Сценка проникнута едким сарказмом и грустной иронией. В смешном облике незадачливого семинариста проглядывает грубоватая, но простодушная натура неотёсанного парня.


Озорник

В декабре 1867 г. Мусоргский написал ещё 3 вокальные пьесы «Озорник», «Светская сказочка» («Козёл») на собственные слова; и «По-над Доном сад цветёт» на стихи А.Кольцова.

«Озорник» одна из тех картинок, где комизм поистине трагичен. Мальчишка преследует горбатую старуху, издеваясь над её убожеством.

«Ох, баушка, ох, родная, раскрасавушка, обернись! Востроносая, серебрёная, пучеглазая, поцелуй!...» Старуха бьёт его, он кричит от боли- «ой, не бей!»- и дразнит всё злее и безжалостнее. Он изощряется в озорных выходках, и чем смешнее они, тем трагичнее звучит сцена. Образное развитие музыкальной речи основывается на короткой теме.

Ц. Кюи говорил, что «Озорник» Мусоргского- это мучительное скерцо, полное силы и новизны.

«Озорник» вызывал у слушателей горькую улыбку сострадания.


Если «Озорник» вызывал у слушателей горькую улыбку сострадания, то «Козёл- весёлый смех. Эта пьеса, названая композитором «светской сказочкой», написана в жанре басни, смысл которой раскрывается в забавной аллегории: шла девица прогуляться, повстречался ей козёл- «старый, грязный, бородатый, страшный, злой и весь мохнатый, сущий черт», перепугалась девица и убежала чуть жива. Вот пришла ей замуж, повстречался барышне другой, великосветский Козёл- «Старый и горбатый, лысый, злой и бородатый, сущий черт», но его она совсем не испугалась-»она к мужу приласкалась, уверяя что верна…».

Остроумное сопоставление иронии в характеристиках светской барышни и козла, оригинальное фортепианное сопровождение с невозмутимым юмором, комментирующее смысл сказочки,- всё это обусловило огромный успех басенки про козла.


Стрекотунья белобока.

Это произведение Мусоргский сочинил 26 августа 1867 г. ,когда пребывал в Питере. Это вокальное скерцо, в котором остроумно соединены композитором два небольших стихотворения Пушкина: «Стрекотунья белобока» и «Колокольчики звенят». Музыка искрится простодушным юмором, изобретательностью.

Эта невероятная юмореска возникла, вероятно, экспромтом- в кружке близких друзей Александры и Надежды Опочининых. Им она и посвящена.

«Небывалый колокольчик» резвой сороки-стрекотуньи неожиданно перекликается с колокольцами пляшущей цыганочки-певуньи, «мастерицей ворожить».

В это же время была написана лирическая песенка «По грибы» на слова Л.Мея. Посвящена В. Никольскому.


Летом 1870 года был написан вокальный памфлет- «Раёк». Стасов представляет это произведение так: « Рассказ и прибаутки мужика под балаганами на масленице, показывающего «честным господам чудушко морское в круглое стёклышко своего домика»

«Раёк» начинается весёлым трезвоном раёшника(«я сам» как обозначал Мусоргский.)

Композитор надевает на своих героев музыкальные маски.

«Раёк- народный театр картинок, состоящий из небольшого ящика с двумя увеличительными стёклами впереди. Внутри него переставляются картинки или перематывается с одного катка на другой бумажная полоса с доморощенными изображениями разных городов великих людей и событий. Раёшник передвигает картинки и рассказывает присказки и прибаутки к каждому новому сюжету.


Песнь Мефистофеля в погребке Ауэрбаха о блохе.

Во время концертной поездки Мусоргский успевал заниматься и творчеством.

В 1879 г. сочинил песню, ставшую знаменитой «Песнь Мефистофеля в погребке Ауэрбаха о блохе», на слова Гёте. Это последняя сатирическая песня композитора.


1 слайд

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) – русский композитор, автор знаменитых опер на темы русской истории родился 9 марта 1839 года в Псковской гу- бернии. Музыкальный кружок Балакирева оказал огромное влияние на артистическое развитие Мусоргского, выяснив ему его настоящее призвание и заставив обратить более серьёзное внимание на музыкаль- ные занятия. Под руководством Балакирева Му- соргский читал оркестровые партитуры, знакомился с анализом музыкальных произведений и критичес- кой их оценкой. Известность Мусоргскому доставила опера "Борис Годунов", поставленная на сцене Мариинского те- атра в Санкт-Петербурге в 1874 г. И признанная в некоторых музыкальных кружках произведением образцовым. Мусоргский М.П.

2 слайд

С февраля по март 1874 г. в Императорской акаде- мии художеств была проведена посмертная выстав- ка из около 400 работ архитектора и дизайнера Вла-димира Александровича Гартмана, созданных за 15 лет рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и костюмов, эскизов художественных изделий. Посещение Мусоргским выставки послужило толч- ком к созданию музыкальной "прогулки" по вообра-жаемой выставочной галерее. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоми-нают увиденные произведения; в основном же пье- сы стали результатом свободного полёта пробуж-дённой фантазии композитора. За основу "выставки“ Мусоргский взял "заграничные" рисунки Гартмана, а также два его эскиза на русскую тематику. Гартман В.А.

3 слайд

Идея создать фортепианную сюиту возникла в дни выставки, и уже через ме- сяц некоторые "картинки" из будущего цикла импровизировались автором. Весь цикл был написан на творческом подъёме всего за три недели с 2 по 22 июня 1874 года. Мусоргский поставил на рукописи слова "К печати", однако при его жизни "Картинки" не издавались и не исполнялись, хоть и получили одобрение в сре-де "Могучей кучки". Признание широкой публики пришло лишь после того, как известный фран-цузский композитор Марис Равель создал в 1922 свою известную оркестровку, а в 1930 вышла её первая грамзапись.

4 слайд

Мусоргский, по отзывам современников, был пре-красным пианистом, буквально завораживал слуша-телей, садясь за инструмент, и мог изобразить что угодно. Однако инструментальной музыки он сочи-нял сравнительно мало, более всего его привлекала опера. Оперное мышление проникло и в "Картинки", и они воспринимаются как музыкальный "театр од-ного актёра". Автор давал названия пьесам на том или ином язы- ке в зависимости от тематики; для каждой пьесы су-ществуют также и устоявшиеся русские названия. Остановимся теперь немного подробнее на некото-рых пьесах Мусоргского.

5 слайд

Прогулка Она напоминает русские народные распевы: мелодия начинается одним голо- сом ("запевалой") и подхватывается "хором". В этой теме Мусоргский одновременно изобразил и самого себя, переходяще-го от картины к картине. Гном На эскизе Гартмана была нарисована ёлочная игрушка, изображающая щипцы для колки орехов ("щелкунчик") в виде карлика на кривых ножках. Изначально неподвижная фигурка гнома у Мусоргского оживает. Динамичная пьеса передаёт изломанными ритмом и поворотами мелодии ужимки крадущегося гнома, слушатель "наблюдает", как он перебегает с мес- та на место и замирает.

6 слайд

Пьеса основана на акварели Гартмана, нарисованной, ког- да он изучал архитектуру в Италии. Рисунок изображал старин- ный замок, на фоне которого был нарисован трубадур. У Мусоргского звучит краси- вая протяжная меланхолич- ная мелодия. Старый замок

7 слайд

Тюильрийский сад Ссора детей после игры На рисунке была изображена аллея сада парижского двор- ца Тюильри "со множеством детей и нянек". Эта короткая пьеса совершенно отличает- ся по характеру от предыду- щей. Звучит солнечная мелодия, ритм которой напоминает дет- ские считалки и дразнилки.

8 слайд

Балет невылупившихся птенцов Прототипом пьесы послужили эскизы Гартмана к костюмам для балета. Сочетание несерьёзной темы со строгим следованием клас- сической форме создаёт до- полнительный комический эффект.

Родился Модест Мусоргский 21 марта 1839 года в селе Карево Торопецкого уезда, в имении своего отца, небогатого помещика Петра Алексеевича. Детство он провел на Псковщине, в глуши, среди лесов и озер. Он был самым младшим, четвертым сыном в семье. Двое старших умерли один за другим в младенческом возрасте. Вся нежность матери, Юлии Ивановны была отдана двум оставшимся, а особенно ему, любимцу, меньшому, Модиньке. Это она первая стала учить его играть на старом пианино, стоявшем в зале их деревянного барского дома. Но будущее Мусоргского было предрешено. В десятилетнем возрасте он вместе со старшим братом приехал в Петербург. Здесь ему надлежало поступить в привилегированное военное училище - Школу гвардейских подпрапорщиков. По окончании Школы Мусоргский был определен в Преображенский гвардейский полк. Модесту было семнадцать лет. Обязанности его были необременительны. Но неожиданно для всех Мусоргский подает в отставку и сворачивает с пути, столь удачно начатого. Незадолго до того один из товарищей-преображенцев, знакомый с Даргомыжским, привел к нему Мусоргского. Юноша сразу покорил музыканта не только своей игрой на фортепиано, но и свободными импровизациями. Даргомыжский высоко оценил его незаурядные музыкальные способности и познакомил с Балакиревым и Кюи. Так началась для молодого музыканта новая жизнь, в которой главное место заняли Балакирев и кружок «Могучая кучка».

 

 

Это интересно: