→ Быть на представлении в театре. Правильное поведение в театре: культура и этикет

Быть на представлении в театре. Правильное поведение в театре: культура и этикет

Сколько театров в нашей стране! Несмотря на пару телевизоров в каждой квартире, на десятки телевизионных программ, на возможности, предоставленные – включил, сиди, смотри – количество театров не уменьшается, наоборот, с каждым годом увеличивается.

И не канула в Лету фраза: «У вас нет лишнего билетика?» И не исчезли очереди в театральные кассы, особенно перед праздниками, детскими каникулами или в те дни, когда театр объявляет скидку. И каждый вечер заполняются тысячи театральных залов от Москвы, как говорится, до окраин.

Театр жил, жив и будет жить! А вместе с ним театральный этикет и правила поведения в театре.

Дресс-код в театр

Лет 200 назад почтеннейшая театральная публика, занимающая места в партере и ложах, была разряжена во всё самое лучшее, самое новое, самое яркое. В бинокли рассматривались не только актёры. На сцене шло действо, а в зале – демонстрация богатства, нарядов и украшений.

Со временем в театр был допущен разночинный народ, привилегии стёрлись, и, с учётом удобства для артистов и зрителей, театральный дресс код перестал быть официальным.

Дресс-код – форма одежды, предписанные нормы в гардеробе для того или иного мероприятия. Дресс-код бывает и событийным. К первому типу относятся школьная и студенческая форма, а также деловой стиль в одежде. Дресс-код второго типа зависит от времени и торжественности мероприятия и всегда указывается в официальном приглашении.

Одежда

В театре применение дресс-кода возможно на закрытых театральных премьерах или вручении театральной премии. Приглашённые мужчины должны надеть чёрные смокинги, белые рубашки и чёрные галстук или бабочку. А женщины надевают длинные вечерние платья и туфли на каблуке. Вот и все обязательные случаи «правильной одежды» (так переводится сочетание «дресс-код»). Современные требования к туалетам, в которых можно прийти на спектакль, довольно демократичны. Допустимы и торжественные наряды для классической оперы или балета, и джинсы с кроссовками для экстравагантного модного спектакля.

Главное качество театрального платья – не привлекать к себе внимания. Поэтому:

на нём нет больших декольте и разрезов;

оно не прозрачно, не блестит, не сверкает;

цвет ткани спокойный и сдержанный;

длиной от колена до щиколотки;

элегантно, удобно, красиво.

Не бросается в глаза и мужской костюм. Классический вариант с галстуком или джинсы с пиджаком не должны быть яркими, мятыми, рваными.

О требованиях к одежде можно узнать на официальных сайтах театральных площадок. Большой театр в Москве, например, не пропустит в зал зрителя в шортах. Мариинский театр и другие театры Санкт-Петербурга – в пачкающей (грязной) одежде.

Причёски

Театральный этикет гласит – всем должно быть удобно. Это относится и к причёскам зрителей. Считается дурным вкусом приходить в театр с длинными распущенными волосами, цепляющимися не только за спинки кресел, но и за одежду зрителей. Пышная причёска, как и высокие начёсы у женщин мешают смотреть спектакль тем, кто сидит позади.

С короткими волосами проблем нет. Оптимальный вариант для длинноволосых – аккуратная невысокая укладка с использованием заколок.

Обувь

Голос артиста нужно беречь не только от холода, но и от пыли, поднимающейся с пола. По этой причине в театрах лежат ковровые дорожки, а перед входом установлены автоматы, очищающие обувь зрителей от грязи, снега, песка. Нет автоматов? Есть обувная губка. Нет губки? Есть сменная обувь. А уличная – складывается в пакет и сдаётся в гардероб вместе с пальто.

Обувь должна быть удобной, комфортной для ног в течение всего времени просмотра спектакля, который может идти от 2 до 6 часов. Так же, как и одежда, она не должна быть яркой и сверкающей.

Неприемлемы для театра:

  • шлёпанцы,
  • пляжные тапочки,
  • вьетнамки,
  • футбольные шиповки.

Аксессуары

Украшения из драгоценных камней и меховые палантины редко встретишь в современных театрах. А вот скромные золотые колечки, серёжки, браслеты, качественная бижутерия часто подчёркивают индивидуальность своих хозяев.

С помощью шейных платков и шарфов костюм вышедшего из офиса менеджера можно в считанные секунды превратить в элегантную и праздничную одежду.

У опытных театралок в руках всегда маленькая сумочка-клатч.

Этикет для противоположных полов

Мужчина, который пришёл в театр с дамой, должен обеспечить ей максимальное удобство. Поэтому именно он:

  • открывает перед дамой все двери и предъявляет билеты на входе;
  • помогает спутнице снять пальто, а потом снимает своё, и наоборот при уходе;
  • к сохраняемым билетам добавляет гардеробные номерки;
  • предлагает даме посетить театральный буфет;
  • покупает ей программку;
  • ведёт к местам в зале, как проводник, чуть впереди;
  • усаживает свою спутницу справа от себя;
  • не оставляет свою даму одну ни перед спектаклем, ни в антракте.

Если в театр идёт компания, мужчины занимают крайние места, а женщины садятся в середине.

Ну а женщина:

  • благосклонно принимает оказываемые мужчиной услуги;
  • соглашается с предложением или отказывается от посещения буфета;
  • если ей не нравится место, меняется с мужчиной местами.

Приходить лучше заранее

Настоящие театралы приходят в театр минут за 30 до начала. Полчаса времени перед спектаклем позволяют:

  • спокойно раздеться, если надо, переобуться;
  • найти туалетную комнату, поправить причёску и макияж;
  • прогуляться по фойе и холлам театра, посмотреть фотографии труппы и выставки;
  • узнать, где находится буфет, и попробовать театральный кофе с классическим бутербродом;
  • купить у капельдинера программку и выяснить, с какой стороны лучше пройти к своему месту;
  • если места находятся в середине ряда, занять их пораньше, чтобы не заставлять вставать большое количество зрителей.

Поведение в гардеробе

Воспитанный зритель, прежде, чем снять пальто, осмотрится и определит, где ему лучше раздеться. В маленьких театрах гардероб один. В более крупных их несколько.

Вещи аккуратно передаются через барьер гардеробщику. В гардероб сдаются и имеющиеся на руках громоздкие сумки и пакеты.

С шуршащим пакетом, каким бы он ни был красивым и маленьким, в зал театра не пропустят.

Если нужен бинокль, его берут за определённую плату в гардеробе. Кстати, это прекрасная возможность получить свои вещи после спектакля без очереди.

В фойе

В каждой гардеробной секции всегда расположены зеркала. В них можно взглянуть на себя, чтобы определить, всё ли в порядке. Долго стоять перед ними не стоит, чтобы не мешать прибывающему потоку зрителей.

Фойе перед гардеробом предназначено для удобного раздевания. На его скамейки можно присесть, чтобы сменить обувь, или поставить сумку, положить одежду в ожидании, например, своей спутницы.

Рядом с гардеробным фойе всегда располагаются другие фойе, с выставками или удобными креслами для беседы.

Как зайти в зрительный зал

Бывает так, что двери в зрительный зал закрыты, хотя времени до начала спектакля осталось немного. Такие ситуации происходят при непредвиденных обстоятельствах: неожиданной замене актёра, сбоях в работе техники. Театр – искусство живое. В закрытые двери зала ломиться не стоит. По знаку ведущего спектакль режиссёра они откроются капельдинером. Он же подскажет, где находятся места, указанные на билете.

В зал входят спокойно, не создавая помех для других зрителей. Люди, пришедшие в театр большой компанией, идут к своим местам парами или по одному. Не нужно надолго останавливаться по центру прохода, для того, чтобы уточнить ряд и место. Не возбраняется вежливо спросить о ряде и цифре на кресле у сидящих зрителей. Проходя к своему месту, расположенному в середине ряда, поворачиваются лицом к зрителям, спиной к сцене.

Как вести себя в зрительном зале

  • Заняв своё место допустимо спокойно оглядеть сцену и зал.
  • Увиденным знакомым не стоит махать руками и кричать, лучше просто кивнуть и улыбнуться, отложив разговор до антракта.
  • Если знакомые оказались в одном ряду, и возникло обоюдное желание сесть вместе, можно предложить зрителям-соседям свои более комфортные места.
  • До начала спектакля разрешается переговариваться со спутниками, не раздражая соседей громкой речью и смехом.
  • В случае отсутствия программки спектакля невежливо просить её у соседей.
  • Не ожидая предупреждения стоит выключить телефон или перевести его в режим вибрации.
  • Все жевательные манипуляции нужно закончить до третьего звонка и лучше в буфете, а не в зрительном зале.
  • А вот кашляющему зрителю, пришедшему в театр, настоятельно рекомендуется подготовить леденцы для рассасывания во избежание приступа сухого кашля.

Если вдруг опоздали

Бывают ситуации, когда зритель приходит в театр с опозданием. Если это произошло до того, как был дан третий звонок, есть шанс успеть занять свои места. В этом случае надо слушать капельдинера и чётко выполнять его указания. Только после информации от всех дежурных по секторам, что зритель в зале, раздаётся последний третий звонок.

Если же спектакль начался, опоздавшие зрители увидят его первое отделение с балкона или верхнего яруса. В худшем случае – стоя, в лучшем – с крайних свободных мест партера. Свои места согласно купленным билетам можно будет занять после первого акта.

Правило третьего звонка

Все театры соблюдают правило, обеспечивающее отсутствие помех во время спектакля актёрам и зрителям. Правило прописано на сайтах театров и театральных билетах:

Вход после третьего звонка в зал маленьких театров или в партер, амфитеатр, бельэтаж больших – не разрешается!

Как сидеть в кресле

Места, на которых сидит зритель в театре, бывают разные:

Обычные стулья или кресла;

Лавки или банкетки без спинок;

Полукруглые деревянные или мягкие скамьи со спинками и без подлокотников;

Специальные театральные кресла с откидными сиденьями.

Независимо от вида пользоваться ими надо так же, как и стулом в гостях:

Не сидеть нога на ногу,

Не качаться на краешке,

Не разваливаться, вытянув ноги,

Не облокачиваться о спинку сиденья переднего ряда,

Не крутиться, разглядывая через бинокль зрителей в зале,

Не закидывать ноги на подлокотник.

Если театральное кресло имеет общие с другими зрителями подлокотники, хозяину места принадлежит тот, что находится справа.

Соблюдайте тишину в зале

Дан третий звонок, гаснет свет в зале, открывается занавес. И начинается то, чем театр отличается от кино – неповторимый процесс творчества, в котором сиюминутная игра актёра зависит не только от реплик партнёров, но и от атмосферы, царящей в зале. Поэтому зрителя просят перед спектаклем выключить телефон, поэтому запрещены фото- и киносъёмки, поэтому нельзя ёрзать в кресле, кашлять, шуршать конфетными фантиками. Внимательная тишина в зале способствует полному раскрытию актёрского таланта и удовольствию зрителей.

Этикет во время антракта

Обсуждать спектакль и игру артистов начинают в антракте. В это же время можно посетить буфет, выйти на свежий воздух (не забыв при этом билет), встретиться со знакомыми, которых увидели в зале перед спектаклем.

До начала спектакля, а ещё лучше до похода в театр, следует уточнить его длительность и количество запланированных антрактов. Есть спектакли, где антракта нет. Есть спектакли, чаще всего это опера, где антрактов несколько.

Ну а если (бывает и такое) первое действие спектакля не понравилось, в антракте можно уйти из театра, не доставив неудобства зрителям и не обидев актёрскую труппу.

Когда можно аплодировать

Аплодисменты – оценка работы актёра, режиссёра и всех, кто работал над спектаклем. Поэтому аплодисментами можно высказывать своё одобрение

  • после удачной сцены, арии, танца;
  • после окончания первого действия;
  • по окончании спектакля.

Проявляют своё восхищение и криками «Браво!» А вот «бисировать», то есть просить повторить выступление, можно только на музыкальных представлениях: балете, опере, мюзикле или концерте.

Если представление вызвало неподдельный восторг, аплодировать можно долго и стоя, в знак глубочайшего уважения к спектаклю и всем его создателям.

По окончанию спектакля

В момент последних аплодисментов артистам вручаются . В каждом театре свои правила их вручения. В больших театрах корзины и букеты передаются капельдинеру, который относит их за кулисы и вручает артисту на последних поклонах. В небольших театрах зритель дарит букеты сам, подойдя к сцене. Вручение букета сопровождается словами благодарности за прекрасную игру.

Пока артисты получают букеты и аплодисменты, покидать зал невежливо. В случае необходимости уйти раньше, стоит в антракте поменять место на то, что ближе к выходу. Если спешить некуда, из зрительного зала выходят спокойно. Самая длинная очередь в театральный гардероб рассасывается в течение 5-7 минут. Можно это время посвятить обсуждению спектакля на одном из диванчиков театрального фойе или постоять в очереди, подключив к обмену мнениями других зрителей.

Правила поведения в театре для детей – памятка

Хорошо, что сейчас на билетах ставится возраст, на который ориентирован спектакль. Поэтому дети на взрослых спектаклях встречаются редко, да и взрослые не пойдут на спектакль от 6+. По многолетним наблюдениям лучший возраст для восприятия театрального действа начинается не раньше 5 лет.

Хотя в угоду мамам и папам, считающим своё чадо умным не по возрасту, появились театры, ориентированные на зрителя от года до 3 лет. Это ещё не спектакли, а скорее игровые развивающие программы по сюжетам сказок для малышей. Здесь ещё рано говорить о правилах поведения. Главное для ребёнка – мама рядом, значит всё хорошо.

С трёх лет детей можно повести на кукольное представление, если оно ориентировано на этот возраст. Не зря в детских садах на утренниках для детей до 5 лет нет Деда Мороза и Бабы Яги. А вот с 5 лет начинается настоящий театр. Почти все театры имеют в своём репертуаре детские спектакли, обычно проводимые в первой половине дня.

Памятка для взрослых, которые впервые хотят отвести своего ребёнка в театр

  • Не покупайте билет на спектакль, не подходящий по возрасту Вашему ребёнку. Ему будет непонятен спектакль, созданный режиссёром для другой возрастной категории. Скучающий ребёнок – самый неблагодарный зритель, вызывающий раздражение и у тех, кто пришёл смотреть спектакль и у тех, кто его создал.
  • Если Вы хотите воспитать настоящего театрала, превратите поход в театр в праздник. Сообщите о предстоящем спектакле, как о чудесном . Подберите наряд, в котором ребёнок пойдёт в театр. Отмечайте в календаре оставшиеся до спектакля дни. Все эти небольшие дела останутся в памяти ребёнка, закрепив уважительное и внимательное отношение к посещению театра.
  • Хорошо, если разговор о правилах поведения в театре для детей, произойдёт у Вас с ребёнком в домашней обстановке. Спокойная беседа позволит задать ребёнку все интересующие его вопросы, а Вы сможете подробно на них ответить.
  • После посещения театра поговорите с ребёнком о спектакле, похвалите его достойное поведение, обратите внимание на ситуации, где он или кто-то из детей-зрителей вёл себя неправильно.
  • Не забывайте обсуждать с ребёнком каждое последующее посещение театра.

После такой подготовки ребёнок сам расскажет о том, как должны вести себя дети в театре.

Театральная постановка – праздник, который дарят своим зрителям актеры. Однако, посещение театра предусматривает соблюдение некоторых несложных правил. Ведя себя культурно, человек полностью насладится представлением и не испортит впечатление окружающим. Что же такое театральный этикет?

Что надеть, идя в театр

Согласно этикету выходного дня, посещать театральные мероприятия рекомендуется в нарядной одежде. Дамы надевают выходное платье, джентльмены – костюм темного цвета, светлую рубашку, галстук. Премьерный показа – особое мероприятие, посещая которое мужчине подойдет или фрак, даме – , украшения.

Внимание! Для театра недопустим откровенный наряд, а также футболка, шорты.

Приходим вовремя

Существует важное правило этикета: на спектакль или другое театральное представление необходимо приходить заранее – минут за 25 до его начала. Это время понадобиться, чтобы спокойно раздеться, поправить прическу, купить программку, занять свое место.

В гардеробе

Мужчина должен помочь даме снять верхнюю одежду, только потом он раздевается сам. Передавайте громоздкую верхнюю одежду в гардероб таким образом, чтобы работнице театра было удобно взять ее через барьер. Зимой желательно, чтобы леди позаботились о сменной обуви. Сапоги также можно оставить в гардеробе.

Важно! Номерки кавалер кладет в карман. Не следует носить их на пальце.

Не стоит тащить в театр большие сумки и рюкзаки. Это не вокзал, поэтому с таким багажом вас могут не пропустить во внутрь.

В фойе

Зеркала, висящие на стенах в фойе не предназначены для любования своим шикарным туалетом и «наведения марафета». Для этих целей имеется специальная комната, где каждая леди сможет поправить наряд, прическу, припудрить носик и подрисовать губки.

До начала спектакля желательно купить программку, которая содержит краткий сюжет представления, а также взять напрокат бинокль. Учтите, что просить программку либо бинокль у других людей – считается дурным тоном.

Этикет гласит: старайтесь вести себя вежливо и доброжелательно ко всем окружающим на протяжении своего нахождения в театре. В этом случае – вы унесете с собой приятные впечатления .

В зрительном зале

  • Увидев знакомых, не нужно кричать, либо махать им руками. Вполне хватит улыбки и кивка головой.
  • Если вы желаете сесть рядом со своими друзьями, которых вы встретили в театре, поинтересуйтесь у их соседей по креслам, согласны ли они поменяться с вами местами. Важное условие – вы должны предложить равноценное место или более удобное.
  • Правила поведения в театре гласят – запрещено приходить в зал с шоколадом, бутербродами, яблоками, напитками. Если вы проголодались – сходите на перерыве в буфет. Однако, нужно успеть покинуть его до третьего звонка. Место в ложе можно занять после того, как погаснет освещение.
  • Никто не должен оставаться в головном уборе, чтобы не загораживать людям, сидящим сзади, обзор сцены.
  • Объемные высокие прически, а также очень резкие духи в данном месте недопустимы.
  • Пользуйтесь парфюмом в меру, ведь в зале могут находиться люди, которые весьма чувствительны к запахам.

Запомните! Неприлично разглядывать присутствующих в бинокль.

Как зайти в зрительный зал

Правила поведения в театре гласят – мужчина должен войти в зал первый и показать спутнице дорогу. Проходить по своему ряду нужно лицом к зрителям, тихо извиняясь за причиненное беспокойство.

Подойдя к своих местам, кавалер ждет, когда женщина выберет более удобное место, только потом он садится сам. Если на концерт пришли две пары, то кавалеры должны занять крайние сидения, предоставив спутницам места посередине – с лучшим видом на сцену. Если дама пришла в театр сама или с подругой, то за помощью можно обратиться к дежурной по залу. О том, как нужно вести себя во время спектакля – будет рассказано ниже.

Если вы опоздали

Что делать, если вы опоздали? Обратиться к дежурной по залу, которая найдет для вас свободное место, либо попросит пройти на балкон. После окончания первого акта вы можете занять место, согласно купленному билету.

Учтите! Работники театра имеют полное право не пускать в зал опоздавших. Однако, если им разрешили войти, они должны это сделать тихо, присев сзади на первое свободное место.

Чтобы досадные мелочи не оставили нехороший осадок – ведите себя в театре культурно, не мешайте просмотру спектакля другим зрителям. Относитесь с должным уважением ко всем окружающим.

Как сидеть в кресле

По правилам театрального этикета – сидя в кресле не следует:

  • класть одну ногу на другую;
  • сидеть на краешке кресла;
  • облокачиваться на спинку переднего сидения.

Также не нужно разваливаться в кресле. Не забывайте, что ваш подлокотник – правый.

Важно! Дурной тон – злоупотреблять нежностями. Например, сидеть, склонив голову друг к другу. Так вы загородите вид на сцену людям, сидящим сзади.

Позаботьтесь о соблюдении тишины во время представления. До начала спектакля необходимо выключить мобильный телефон или переведите его в беззвучный режим. Нельзя постукивать ногами в такт музыке, стучать рукой по подлокотникам кресла. Не нужно разговаривать или перешептываться. Все это отвлекает не только соседей, но и мешает актерам войти в роль. Обсуждать представление и игру актеров принято во время антракта.

Внимание! Нельзя шуршать обертками от конфет либо открывать шипучие напитки, пить их, кушать какую-либо еду. Для этих целей существует буфет, где во время перерыва можно перекусить.

Если вы простудились, лучше пропустите спектакль, так как чихание и покашливание будут мешать всем зрителям. Если посреди представления возникла проблема с самочувствием, следует принести извинения соседям и незаметно покинуть зал. В других ситуациях покидать зал разрешается только во время перерыва.

Во время антракта

Когда закончится первый акт спектакля, то можно отправиться в буфет либо прогуляться по фойе, чтобы посмотреть настенные фотографии известных артистов. Мужчина должен сопровождать свою даму либо быть рядом, если ее желание – остаться на своем месте. Если мужчине нужно выйти, то можно это сделать, извинившись перед своей спутницей. Желательно не оставлять ее надолго.

На заметку! Если спектакль вам не понравился, покиньте театр в антракте, чтобы не причинять неудобств соседям, внимательно следящими за происходящим на сцене.

Аплодисменты и цветы — театральный этикет

Проявлять восхищение игрой артистов принято только в определенные моменты. Нужно запомнить, что неуместное хлопанье мешает целостному восприятию представления. Выражайте эмоции негромкими аплодисментами без свиста и топанья.

Аплодисменты уместны:

  1. В конце каждого акта.
  2. При удачных сценах или ариях (в опере).
  3. По завершении представления.

Выразить благодарность артистам за работу помогут продолжительные овации. Высшая степень восхищения – восклицания «Браво!». За самые понравившиеся номера можно вызывать «на бис» – не более 3-х раз. Но не стоит злоупотреблять этим, чтобы не утомлять артистов.

По правилам хорошего тона – некультурно бросать к ногам актеров или для вручения выскакивать на сцену. Букет для любимого актера следует дарить лично в руки, в проходе у авансцены либо передавать через работников театра, приложив открытку или визитную карточку.

Совет! Идите в театр в хорошем расположении духа. Ведь доброжелательный зрительный зал создает благоприятную атмосферу для игры актера.

По окончании спектакля

По правилам этикета, запрещено срываться с места, когда представление еще не закончилось. Это все равно что, находясь у кого-то в гостях, убежать без прощания. Зачастую артисты по несколько раз выходят на поклон. Разве им приятно будет увидеть спины своих зрителей, спешно покидающих зал? Лучше поблагодарить актерский состав аплодисментами.

Не летите пулей в гардероб после представления. Спокойно спуститесь в фойе. Можно прогуляться по холлу и подождать, пока очередь не уменьшится. После спектакля кавалер обязан провести свою даму домой. Мужчина также может пригласить ее в уютное кафе или , чтобы в приятной обстановке обсудить пьесу. Время, проведенное на стоянке такси можно также использовать на обсуждение увиденного.

Таким образом, ведите себя искренне, вежливо, культурно в театре, и он подарит вам настоящий праздник и душевную теплоту!

Аревик Торосян
Обучающая игра-викторина по театральному этикету «Все о театре»

Обучающая игра-викторина по театральному этикету .

Цель : способствовать развитию интереса к театральному искусству , обучить правилам поведения в театре (театральному этикету , расширить и обогатить творческий диапазон детей.

Предварительная работа :

Посещение детских спектаклей. Слушание аудиоэнциклопедии в форме музыкального спектакля «Знакомство с театром » .

Дети, мы с вами не раз бывали в театре и , ожидая поднятия занавеса, испытывали некоторое волнение. Наконец, занавес поднимается, открывая сцену, и перед нами возникает особая жизнь. Невольно мы начинаем переживать вместе с героями их радости и печали, становитесь как бы участниками происходящих на сцене событий. И прежде, чем мы начнем разговор о театре и о том , как следует себя вести в нем, давайте угадаем два засекреченных слова.

По горизонтали :

Исполнитель ролей в театральных представлениях (актер) .

Работник театра , подсказывающий актеру слова (суфлер) .

Возглас, требующий по просьбе публики повторения фрагмента представления (бис) .

Когда поднимается занавес, то в зале прекращается. (шум) .

Место в зрительном зале, отделенное для нескольких лиц (ложа) .

С У Ф Л Е Р

Итак, по вертикали у нас получилось слово АФИША (афиша - объявление о предстоящем спектакле, концерте) . Именно афиша расскажет вам, где, когда и какой спектакль или концерт вы сможете посмотреть. Предлагаю угадать еще одно слово.

По горизонтали :

Место в задних рядах зрительного зала (галерка) .

Краткий перерыв между отделениями спектакля или концерта (антракт) .

Слово, выражающее одобрение, восхищение (браво) .

Рукоплескания в знак одобрения или приветствия (аплодисменты) .

Специальная площадка, на которой происходит театральное представление (сцена) .

Низкий барьер вдоль авансцены (передняя часть сцены, закрывающий от зрителей осветительные приборы, направленные на сцену (рампа) .

Изображение актером на сцене действующего лица пьесы (роль) .

Театральное представление , состоящее из танцев и мимических движений, сопровождаемых музыкой (балет) .

Г А Л Е Р К А

А Н Т Р А К Т

А П Л О Д И С М Е Н Т Ы

Именно с вешалки, по словам известного режиссера Константина Сергеевича Станиславского, начинается театр .

Но кто создает этот удивительный, волнующий, незабываемый праздник - спектакль, концерт, цирковое представление? Артисты - скажете вы. Да, конечно, и артисты, и режиссер, и осветители, и рабочие сцены, и те, кто помогает нам снять пальто, найти свое место в зале, кто продает лимонад в буфете. Подумайте сами, какое было бы у вас настроение, если бы вы томились жаждой или бегали по лестницам, запутавшись в амфитеатрах , бельэтажах и ярусах. Или гардеробщик с хмурым лицом небрежно швырнул бы вам шапку, раздраженно повесил ваше пальто и мрачно сунул вам в руки номерок. А как вы считаете, зависит ли от вас, зрителей, создание этого волнующего праздника? Так ли уж важно быть культурным зрителем?

Я буду сознательно допускать ошибки, а вы должны меня поправлять и говорить «стоп, ошибка» , если вы ее заметите. Ваша задача - найти ошибки и исправить их.

«Стоп, ошибка»

1. Итак, вы собрались в театр . Вы причесаны, красиво и опрятно одеты, вышли из дома пораньше, чтобы не опоздать на представление.

2. Подавая свои вещи гардеробщику, ни в коем случае не следует перебрасывать

пальто за барьер, пусть гардеробшик поработает сам. (Стоп, ошибка. Верхнюю одежду необходимо перекинуть через барьер) .

3. Номерок лучше всего повесить на палец, так будет удобнее вращать его в фойе перед началом и во время спектакля. Именно для этого на номерках сделаны отверстия или привязаны веревочки. (Стоп, ошибка. Отверстие (или веревочка) сделано для того, чтобы вешать номерок на вешалку).

4. Прежде чем войти в зрительный зал, посмотрите на план, который обычно вывешивается у входа или у кассы. Это поможет найти место. Тогда тебе не придется понапрасну суетиться, толкаться и беспокоить людей.

5. Если ваши места расположены в середине зала, не торопитесь их занимать, пусть сначала сядут все остальные. Зато потом, когда вы будете пробираться к своему месту, им всем придется встать. Это, как и зарядка, полезно для здоровья.

(Стоп, ошибка. Если ваши места находятся в середине зала, надо постараться занять их пораньше, чтобы не беспокоить лишний раз других зрителей).

6. Пробираясь к своему месту в середине зала, повернитесь к сидящим зрителям спиной, а не лицом. Им будет гораздо приятнее видеть вашу спину, а не ваше хмурое лицо. (Стоп, ошибка. Проходя между рядами, надо поворачиваться к сидящим зрителям лицом).

7. Если вы уже сидите, а кому либо необходимо пройти на свое место, не вздумайте вставать. Если каждый раз вставать, то к концу представления устанут ноги. (Стоп, ошибка. Пропуская другого зрителя, воспитанный человек встает) .

8. Место, на котором вам следует сидеть, указано в билете. Но бывают ошибки - на одно место продают два билета. Спор и брань никогда не превращали одно кресла в два. Лучше всего, если дело уладит билетер, работник театра .

9. После того, как вы устроились на месте, начинайте хлопать. Ведь это просто несправедливо - вы уже готовы, а представление. Есть предположение, что если бы некоторые зрители не хлопали так настойчиво, то спектакли и фильмы вообще никогда бы не начинались бы.

(Стоп, ошибка. Хлопать перед началом спектакля неприлично) .

11. Акт - театральное действие , часть спектакля, и вы можете помогать актерам - подпевать, отстукивать в такт ногами, подсказывать слова известных вам реплик. Очень хорошо, если вы подскажете актеру, что ему делать, вроде : «Не верь ему, он врет!» или «Беги, а то они тебя убьют» . (Стоп, ошибка. Никакие посторонние звуки и реплики зрителей недопустимы).

12. Если тебе известно содержание спектакля, расскажи его своим соседям по ряду. (Стоп, ошибка. Разговором вы отвлекаете внимание зрителей от действия и лишаете их удовольствия от просмотра спектакля).

13. Вам понравилась игра актера - поаплодируйте ему. Вы согласны с важной мыслью, прозвучавшей со сцены - ваши аплодисменты скажут ему об этом. Только не хлопайте, когда все аплодисменты смолкли : вы привлечете всеобщее внимание, и вам будет неловко.

14. Долго сохранять неподвижность тела трудно, поэтому, побольше двигайтесь : часто поворачивайтесь, упирайтесь ногами в спинку переднего кресла и спихивайте локти соседей с подлокотников. (Стоп, ошибка. Все эти действия будут мешать зрителям) .

15. Наступает долгожданный антракт. Можно, наконец, сделать самое

главное - помчаться в буфет. С азартом пот потолкаться в очереди за лимонадом, как будто вы уже три дня провели в знойной пустыне. (Стоп, ошибка. В театр идут не для того , чтобы поесть и попить, а для приобщения к искусству).

16. Купите в буфете шоколадку, но сразу ее не ешьте. Идите в зал и, звонко шурша фольгой, разверните ее тогда, когда актер выйдет на сцену. (Стоп, ошибка. В зрительном зале есть что - либо неприлично, ведь для этого существует буфет).

17. Мороженое, принесенное в зал, - это лучший способ испортить себе костюм, а людям настроение.

18. Если у вас есть бинокль, антракт - самое подходящее время, чтобы им воспользоваться : спокойно рассмотрите тех, кто пришел в театр . (Стоп, ошибка. Бинокль используется только для того, чтобы следить за мимикой актера).

19. Бинокль пригодится и во время спектакля - от скуки его можно разобрать на отдельные части. (Стоп, ошибка. Вы не только сами не следите за действием, но и отвлекаете других).

20. В театре вы можете увидеть различные пьесы. Одни из них созданы давно, в них описываются далекие времена, когда люди по - иному выражали чувства и мысли, по - иному одевались. Кое - что вас может удивить и даже рассмешить. Но рассмеяться в трагический для героя пьесы момент, не суметь подавить веселое настроение было бы верхом неприличия. Тот факт, что на сцене люди страдают не взаправду, а «понарошку» , ни в коем случае не может оправдать ваш поступок. Только человек, совершенно лишенный чуткости и деликатности, может смеяться над чьими - то чувствами и переживаниями, о которых в пьесе говорится вполне серьезно.

21. По окончании спектакля не срывайтесь с места, как будто начался пожар. Помните, что гардероб - это место, куда наиболее «культурная» часть публики спешит задолго до того, как в последний раз опустится занавес, полагая при этом, что получить без очереди пальто куда важнее, чем досмотреть спектакль. (Стоп, ошибка. Подумайте, приятно ли будет актерам, склонившимся в прощальном поклоне, увидеть ваши удаляющиеся спины и пустеющий на глазах зал? Может быть, им следует, произнося последнюю реплику, мчаться за кулисы, сбрасывая с себя парики и костюмы? Ведь они тоже устали и также спешат домой).

Однажды беседовали два актера о трудностях своей работы. Один сказал о том, что нет ничего ужаснее, чем слышать шаги зрителя, когда спектакль начался. Второй возразил и ответил, что хуже - шаги зрителя, который покидает зал, когда спектакль не закончился. «Пронзенный предательской шпагой, в муках, я падаю на землю и умираю за добро и справедливость. А он. А зритель в это время бежит за номерком в гардероб.

Вот так, мы, зрители, легко разрушаем этот волшебный праздник искусства.

Викторина - экзамен «Театральный этикет »

В заключение давайте проверим, насколько хорошо вы все поняли, попробуем сдать театральный , «хитрый» этикет .

(Заранее готовлю карточки, дети достают карточки, я зачитывают вопросы. Если ответ неправильный, сама объясняю, раскрываю ситуацию)

1. Нужно ли приходить в театр или концерт заранее ?

Не нужно.

2. В какой одежде лучше всего посещать театр ?

Свитер и джинсы.

В брючном костюме.

В нарядной одежде.

3. Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?

Спиной к сидящим.

Лицом к сидящим.

4. Следует ли благодарить тех, кто встал, пропуская вас к своему месту в ряду?

5. Можно ли аплодировать, когда занавес еще не поднят?

6. Можно ли вслух комментировать спектакль?

7. Можно ли на концерте в театре подпевать артистам ?

8. Можно ли есть, помимо буфета, в фойе?

9. Как выразить свой восторг от концерта, спектакля?

Громким свистом и топаньем ногами.

Громкими аплодисментами

10. Как вручить цветы актеру, певцу?

Бросить посильнее, чтобы упали на сцену.

Подойти к сцене и вручить исполнителю.

11. Можно ли отправляться в гардероб, если занавес еще не опустился?

Можно, если вы спешите на поезд или последний автобус.

Итог занятия.

Что понравилось?

Что огорчило?

А теперь перенесемся в театр и покажем сценку .

Игра - инсценировка (озвучивание по ролям) .

Утро. На обочине дороги резко тормозит автомобиль. Из-под проколотой шины резко со свистом выходит воздух. Хлопнув дверью, из машины вылезает водитель. Слышится мерный шум работающего двигателя. Неожиданно из машины раздается плач ребенка. Мимо проносится грузовик. Всходит солнце.

Заключительная часть.

«Круг друзей» , исполнение песенки о дружбе.

Молодцы, ребята. Мы сегодня побывали в удивительном мире театра . Теперь- то мы точно знаем, что в театре надо себя вести культурно. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнемся, подарим свое солнечное настроение друг другу и споем песенку о дружбе.

Известный русский театральный режиссер Константин Станиславский сказал: «Для детей нужно играть так же, как для взрослых, только еще лучше».

И действительно, ребенок – самый внимательный и доверчивый зритель, он тонко чувствует атмосферу, которую создают актеры, и непременно распознает фальшь, если она появляется. Ведь театр для него – это целый мир, полный загадок и новизны. Но существуют особые правила поведения в театре для детей, которые нужно выполнять.

Правила поведения в театре для малышей

Некоторые детские спектакли предназначены для совсем маленьких зрителей, их могут посещать детки уже с двухлетнего возраста. Малыши в два года активно изучают окружающий мир, и спектакль с яркими костюмами и веселыми песнями их завораживает.

Правила поведения в театре для малышей касаются больше их родителей. Мамы и папы, идя на детский спектакль со своим малышом, должны ознакомиться со списком простых правил.

  • Нужно обязательно подготовить ребенка к предстоящему культурному мероприятию. Расскажите ему про театр, объясните, куда и зачем вы пойдете. Хотя малыш еще не имеет понятия о том, что такое театр, в его маленькой головке уже будет складываться некое представление о захватывающем театральном мире.
  • Перед покупкой билета постарайтесь учесть режим дня малыша. Ведь спектакль не принесет радости, если совпадет по времени с периодом, когда ребенок должен спать. В этом случае малыш будет капризным и плаксивым. Лучше брать билеты на утро или на послеобеденное время, когда ребенок хорошо выспался, сыт и доволен.
  • Зайдя в театр, лучше сдать куртки и плащи в гардероб. Но не забудьте о том, что во время представления могут понадобиться такие мелочи, как влажные салфетки или бутылочка с водой.
  • Есть множество споров на тему, стоит ли брать еду в театр для малышей . Взрослым лакомиться вкусностями в зрительном зале, конечно, возбраняется, однако маленькие дети могут отвлечься небольшим печеньем, если спектакль оказался для них скучным или длинным. Это делается для того чтобы ребенок не мешал другим смотреть представление. Безусловно, не нужно на весь зал шуршать фантиками или громко открывать газированную воду, но иметь в сумке парочку печений на всякий случай стоит.
  • Маленькие дети непредсказуемы, и вы не можете предвидеть, как поведет себя ваш малыш при виде того или иного сказочного персонажа. Нужно быть готовым к тому, что ребенок может испугаться и расплакаться. В этом случае не стоит долго успокаивать ребенка, мешая актерам и другим зрителям. Лучше сразу покинуть представление и подождать с походами в театр до того времени, когда малыш подрастет.

Рассказывает Наталья: «Когда мы с дочерью пошли на первое в ее жизни новогоднее представление в театр, ей было всего два годика. Тогда я и мой муж переживали, выдержит ли непоседа часовой спектакль, будет ли ей интересно, не закапризничает ли? Все страхи улетучились с первыми нотками мелодии «В лесу родилась елочка». Дочь, которая обычно и пяти минут не могла просидеть на одном месте, во все глаза удивленно смотрела на сцену. Во время представления я рассказывала ей на ушко, где Дед Мороз, а где Снегурочка. Она спокойно досидела до конца спектакля и еще долго делилась с нами впечатлениями. Дочка как могла, еще довольно бессвязно рассказывала о новогодней елке и жестами показывала ее размеры. Мы с мужем решили, что обязательно поведем нашу малышку на следующее детское представление».


Правила поведения в театре для дошкольников и школьников

Детям дошкольного возраста, которые уже многое понимают, тем более нужно прививать правила этикета и рассказывать о том, как вести себя в театре. Дети 3–6 лет еще не ходят на спектакли без сопровождения родителей, поэтому всегда рядом есть взрослые, которые могут сделать замечание или поправить ребенка. А вот в школьном возрасте дети могут посещать театр группой: со своим школьным учителем или просто с друзьями. В любом случае, идет ли ребенок в театр со сверстниками или с взрослыми, он должен вести себя прилично.

  • На культурные мероприятия нужно одеваться должным образом. Лучше выбрать классический стиль одежды, вещи должны быть чистыми и выглаженными. Не принято отправляться на представление в спортивной одежде или обуви.
  • В театр нужно приходить заранее . Лучше выйти из дома с запасом времени в полчаса, чтобы не опоздать на спектакль из-за случившихся по дороге непредвиденных обстоятельств.
  • После того как вы вошли в здание театра, нужно сдать верхнюю одежду в гардероб. Вежливо обращайтесь к гардеробщице и поблагодарите за номерок, который она вам дала.
  • Если до начала представления вам нужно выйти или, наоборот, пройти на свое место, а люди уже сидят, вежливо попросите пропустить вас. Они встанут и поднимут сидения, после чего нужно осторожно пройти мимо них, обязательно повернувшись спиной к сцене и лицом к людям.


Эта памятка позволит вам не забывать о правилах этикета и всегда оставаться вежливым.

Идя в театр, вы отправляетесь в мир искусства и культуры. Поэтому нужно с малых лет обучать своих детей правилам этикета и вежливого общения. Посещая театральные представления с детьми, вы развиваете в них эстетический вкус. Будьте вежливыми и внимательными в общении с окружающими, и ваш ребенок непременно будет брать с вас пример!

Видео: Театральный этикет

Театр - воистину храм искусства, символизирующий духовную красоту, утонченность и хорошие манеры. Атмосфера, царящая в нем, накладывает на каждого гостя определенные ограничения. Для того чтобы на время стать его частью, насладиться зрелищем и слиться воедино с культурной богемой, следует непременно следовать этикету и строго соблюдать все правила поведения в театре.

Как принято одеваться в театр

Первое, на что хочется обратить внимание, - это одежда. Признаком дурного тона будет считаться короткая и излишне открытая одежда, и уж совсем неприемлемы для театра шорты, джинсы и футболки

Если у вас нет возможности съездить после работы домой переодеться, то в будний день достаточно будет просто дополнить ваш какими-нибудь аксессуарами - это сделает его более нарядным. Однако если вы отправляетесь на премьеру, то тут просто необходим вечерний туалет: изысканное платье для женщин и строгий костюм или смокинг для мужчин. Зимой рекомендуется взять с собой сменную обувь. и пышная прическа могут мешать видеть сцену сидящим сзади, поэтому от них неплохо было бы отказаться. Также в театре следует избегать сильных запахов духов. Обилие ароматов в замкнутом помещении может раздражать.

Перед началом спектакля

Итак, вы в театре! Конечно же, вы не опоздали, ибо продемонстрировали бы этим неуважение к актерам, музыкантам и рабочим сцены, которые готовились к встрече с вами. Подавая свое пальто в гардеробе, перекиньте его через барьер, предварительно проверив, не оторвалась ли на нем вешалка, ибо демонстрация вашей неряшливости будет совсем некстати в заведении такого ранга. Большие сумки и пакеты необходимо тоже оставить у гардеробщика

Затем, глянув на себя в зеркало, вы можете слегка подправить прическу, но не более того. Красить губы и перевязывать галстук следует все же в туалете. Отправляясь к своему месту в зрительном зале, необходимо продолжать неукоснительно соблюдать правила поведения в театре. К примеру, проходить в вдоль ряда следует лицом к другим сидящим в зале зрителям, при этом извиняясь за причиненное беспокойство. Ваше извинение может быть бессловесным, достаточно просто уважительного кивка головой. Как правило, кавалер проходит первым, выбирает для дамы более удобное место и придерживает сиденье кресла, пока его спутница располагается, после чего садится сам. Все недоразумения, связанные с местами, следует улаживать с помощью капельдинера, ни в коем случае не вступайте ни с кем в спор.

Спектакль начался

Сидя в кресле, не следует класть на подлокотники обе руки, правила поведения в театре гласят, что вам принадлежит лишь один из них. Верхом неприличия станет громкое обсуждение чего-либо во время спектакля, шуршание бумажками от конфет, чавканье и

Звук мобильного телефона должен быть отключен сразу, так как тишина в театре нужна не только сидящим в зале зрителям, но и актерам, чтобы ничто не мешало им вжиться в роль. Просить бинокль или программку у соседа - дурной тон. Вы должны приобрести свои и во время спектакля держать их у себя на коленях. Помните, что бинокль предназначен для того, чтобы отчетливей рассмотреть действие, происходящее на сцене, а не в зрительном зале - откровенное разглядывание публики крайне неприлично! Что касается аплодисментов, то для них тоже имеются свои правила. Они будут уместны только в определенные кульминационные моменты: в конце спектакля, по окончании акта либо какой-нибудь удачной сцены, во время выхода именитого актера. Помните, неуместные аплодисменты могу испортить всё впечатление от спектакля и помешать его целостному восприятию!

Поведение в театре во время антракта

Когда спектакль окончен

Покидать зал во время представления считается крайне неприличным. Лишь когда опустится занавес, вы можете спокойно отправляться в гардероб. Именно спокойно, не торопясь и не создавая давки в фойе, чтобы не складывалось впечатление, что спектакль вам не понравился, и вы стремитесь поскорей убежать домой.

Театр и дети

Немного сложнее ходить в театр с детьми. Каким именно должно быть поведение в театре, для детей не очень понятно. Им хочется пошуметь и побаловаться, ведь по сути своей они более естественны в эмоциях, чем взрослые. Поэтому для них, как правило, организовываются отдельные утренние представления. На вечерние спектакли они смогут попасть не раньше, чем достигнут десятилетнего возраста.

 

 

Это интересно: