→ Российская национальная театральная премия и фестиваль "золотая маска". Театральный Фестиваль «Золотая Маска Национальной театральной премии золотая маска

Российская национальная театральная премия и фестиваль "золотая маска". Театральный Фестиваль «Золотая Маска Национальной театральной премии золотая маска

«Война и мир. Начало романа» в «Мастерской Петра Фоменко»

Неполный первый том «Войны и мира» в постановке Петра Фоменко - сенсация 2002 года

В 2002 году самый большой урожай «Золотых масок» собрала «Мастерская Петра Фоменко». Четырехчасовая постановка «Война и мир. Начало романа» по первому тому эпопеи Толстого была названа лучшим спектаклем малой формы, Петр Фоменко получил премию за режиссуру, а Галина Тюнина - за лучшую женскую роль. Ювелирная режиссура и полифония смыслов, деликатность и высокий стиль, фирменная легкость и точность актеров, способных играть энергично и чисто, будто сочиняя на ходу, - спектакль вобрал все, за что обожают «фоменок». В нынешнем виде постановка несколько отличается по составу исполнителей, однако общая атмосфера и энергия присутствия мастера чудесным образом сохраняется даже спустя несколько лет после его ухода из жизни. «Мастерская Петра Фоменко» получала «Золотые маски» неоднократно - не только за «Войну и мир», и многие из награжденных спектаклей идут вовсю в репертуаре при переполненных залах: «Одна абсолютно счастливая деревня» («Золотая маска» 2001 года), «Триптих» (2011) и «Сон в летнюю ночь» (2016).

«Скрипка Ротшильда» в МТЮЗе

Горькая притча о старом гробовщике


Все три спектакля Камы Гинкаса по рассказам Чехова получали «Золотые маски». «Черный монах» (2001), «Дама с собачкой» (2003), «Скрипка Ротшильда» (2006). И все идут в репертуаре по сей день. Последний наградили дважды: в номинациях «Лучший спектакль» и «Лучшая работа художника» (Сергей Бархин). В центре внимания - старый мрачный молчун-гробовщик (Валерий Баринов), только что похоронивший жену и теперь среди гробов всех сортов вспоминающий жизнь. Хрустальной чистоты лиризм, постепенно проклевывающийся где-то глубоко внутри героя, способен пробить железобетон.

«Мнимый больной» в Малом театре

Комедия Мольера в постановке Сергея Женовача


Последняя пьеса великого комедиографа Мольера в режиссерском решении мастера-реалиста Сергея Женовача стала не столько сатирой на врачей-шарлатанов, сколько трогательной историей причудливого сопротивления одиночеству. В 2007 году постановка с ведущим артистом труппы Василием Бочкаревым в главной роли получила «Золотую маску» как лучший спектакль большой формы. Это не единственный спектакль Малого театра, награжденный высшей театральной премией, - в 2004 году специальным призом жюри был отмечен «Правда - хорошо, а счастье лучше» по Островскому, тоже поставленный Женовачем.

«Захудалый род» в «Студии театрального искусства»

Консервативный театр в лучшем виде


Авторский театр Сергея Женовача - один из самых популярных в городе, притом что напрочь лишен внешних признаков настоящего времени. Здесь ставят классику, преимущественно русскую, преимущественно в костюмах изображаемой эпохи и строго в соответствии с сюжетом. Но причина популярности все же не только и не столько в осознанном выборе ниши старого доброго театра, сколько в редком уровне мастерства, не только влюбляющего в театр толпы зрителей, но неоднократно отмеченного экспертами и жюри «Золотой маски». Триумфаторами премии в разные годы становились «Битва жизни» по Диккенсу, «Река Потудань» по Платонову и самый первый спектакль «СТИ» - «Захудалый род» по Лескову. В последнем молодые артисты, тогда (в 2007 году) только получившие дипломы, за 4 незаметно пролетающих часа чертовски достоверно и бесконечно трогательно проживают всю историю отдельно взятого дворянского рода позапрошлого столетия.

«Рассказы Шукшина» в Театре наций

Евгений Миронов и Чулпан Хаматова в спектакле, примирившем новаторов и традиционалистов


Лучший российский спектакль в сезоне 2008/2009, по мнению жюри «Золотой маски», поставил латыш Алвис Херманис. «Рассказы Шукшина» в его постановке с именитыми русскими актерами - Чулпан Хаматовой и Евгением Мироновым - спектакль ужасно смешной и ладно скроенный, он состоит из сценок из жизни русской глубинке, которую артисты специально ездили изучать.

«Дядя Ваня» в Театре им. Вахтангова

Выдающийся спектакль Римаса Туминаса с Сергеем Маковецким в главной роли


После «Дяди Вани» (премьера 2009 года) ни у кого не осталось вопросов к назначению литовца Римаса Туминаса на место худрука Вахтанговского театра - это была не первая работа режиссера на знаменитой сцене, но именно с нее нужно отсчитывать эпоху вахтанговского ренессанса. Традиционный для чеховских спектаклей психологизм соединяется с трагическим гротеском, который так любит Туминас, и метафоричностью, свойственной литовской режиссуре вообще. В роли Войницкого - Сергей Маковецкий.

«КукКафе «У.Шекпира» театра «Тень»

Весь Шекспир в одном меню


Вы приходите в кафе, занимаете один из пяти столиков, в меню вместо еды выбираете одну из многочисленных пьес Шекспира (впрочем, и еду потом можно заказать тоже). Когда все сделали свой заказ, представление начнется: в маленьком вертепе для гостей исполнят пять выбранных этим вечером пьес английского барда в формате ультракраткого пересказа силами уморительных кукол. Над созданием работала бригада драматургов и авторская команда лучшего театра кукол Москвы - театра «Тень». Билеты на спектакли этого театра нельзя купить, но можно заказать и дождаться оповещения о предстоящих показах. «КукКафе «У.Шекспира»» получило «Золотую маску» в 2015 году как лучший спектакль театра кукол. Аналогичную награду взял их же спектакль «Эпос о Лиликане» пятью годами ранее, и он тоже сохранился в актуальном репертуаре.

«О-й. Поздняя любовь» в «Школе драматического искусства»

Абсурдистский боевик по старомодной пьесе - с переодеваниями, электрошоком и кровищей


Сочинение Дмитрия Крымова и его воспитанников из ГИТИСа - абсурдный экшен с нелепыми переодеваниями, кровавыми боями и танцами - по совершенно забытой пьесе Островского. То есть буквально по пьесе, а не, как обычно у Крымова, по психоделическому винегрету из всего мирового культурного наследия разом. На выходе удивительным образом получился один из самых смешных спектаклей если не нового времени, то уж как минимум сезона; в подтверждение - две «Золотых маски» 2016 года: за лучший спектакль и лучшую женскую роль (Мария Смольникова).

В том же году театру «Школа драматического искусства» «Золотую маску» принес еще один спектакль - удивительной красоты акустическое полотно старинных шумовых аппаратов «Звуковые ландшафты» композитора Петра Айду, признанное лучшим в конкурсе «Эксперимент». Кроме того, из всех спектаклей «Лаборатории Дмитрия Крымова» в сегодняшнем репертуаре ШДИ имеется еще один лауреат «Золотой маски», и тоже в номинации «Эксперимент» - это «Opus № 7», черно-белый хенд-мейд-иллюзион про Шостаковича.

Около 50 наград вручили на торжественной церемонии театральной премии “Золотая маска”, которая прошла в среду в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко в Москве.

Без наград не ушли дирижёр Теодор Курентзис, актёр Данила Козловский и режиссёр Андрей Могучий - лучший режиссёр уже второй год подряд.

В фестивале “Золотая маска 2017” были показаны 74 спектакля из 25 городов России. Число номинантов на национальную театральную премию было рекордным - 213 режиссеров, актеров, художников, композиторов, драматургов.

В числе получивших наибольшее число номинаций - столичный Большой театр, Театр оперы и балета Екатеринбурга, Малый драматический и Большой драматический театры Петербурга, Театр Моссовета и “Красный факел” (Новосибирск).

На торжественной церемонии присутствовали директор Большого театра Владимир Урин, известный театральный режиссёр Роберт Стуруа, главный режиссёр РАМТ Алексей Бородин, Марина и Дмитрий Брусникины, глава Союза театральных деятелей Александр Калягин, актриса Театра Моссовета народная артистка России Нина Дробышева.

Перед началом вручения наград директор “Золотой маски” Мария Ревякина попросила зал помянуть минутой молчания Георгия Тараторкина, который более 20 лет возглавлял премию и скончался в 2017 году.

Драма

Главный приз премии за лучший драматический спектакль большой формы получил “Русский роман” Театра имени Маяковского. А лучшим режиссёром жюри второй год подряд признает Андрея Могучего, поставившего спектакль “Гроза” в Большом драматическом театре имени Товстоногова. Также жюри премии наградило “Магадан/Кабаре” театра “Около дома Станиславского” - как лучший драматический спектакль малой формы.

“Я хотел бы воспользоваться возможностью отблагодарить дорогих моих людей. Прежде всего, это мой учитель, режиссёр Малого драматического театра Лев Додин, который обладает какой то мощью, силой, внутренней драмой не ставить “Гамлет” в комфортной форме, а задать в нем вопросы, которые сегодня нельзя не задать…

Я хочу сказать спасибо семье, родителям и маме, которая меня часто спрашивала, где её маска, и вот теперь она у неё есть”,

Сказал Козловский на вручении премии.

Лучшей драматической актрисой стала Евгения Симонова, сыгравшая Софью Толстую в спектакле “Русский роман” Театра имени Маяковского. Награда за лучшую женскую роль второго плана в драме ушла Елене Немзер из Александринского театра за роль Панталоны в постановке “Ворон”, а мужскую - Хольгену Мюнценмайеру, исполнившему роль Дьякона в спектакле “Жили-были” Драматического театра Шарыпово.

Опера

“Я счастливый человек, потому что музыкант, и я стремлюсь быть лучшим и музыкантом, и человеком… Цель творчества - нести счастье людям”,

Сказал Курентзис на церемонии вручения.

Лучшим режиссером в опере, по мнению жюри, стал Ричард Джонс, поставивший оперу “Роделинда” в Большом театре. Лучшим спектаклем в опере также признали “Роделинду”.

Приз за лучшую женскую роль в опере получила Надежда Павлова, сыгравшая Виолетту Валери в “Травиате” Театра оперы и балета имени Чайковского в Перми, а за лучшую мужскую роль в опере - Липарит Аветисян за Шевалье де Грие в оперетте “Манон” Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Оперетта и мюзикл

Лауреатом премии в номинации “Лучший спектакль в оперетте/мюзикле” стал “Биндюжник и король” Театра юного зрителя в Красноярске. В номинации “Лучшая женская роль в оперетте-мюзикле” победительницей стала Мария Биорк за роль Сони в спектакле “Преступление и наказание” Театра мюзикла, режиссером которого выступил Андрей Кончаловский. Также за работу в этом спектакле присудили приз композитору Эдуарду Артемьеву.

“Золотую маску” за лучшую мужскую роль в этой категории получил Виктор Кривонос за роль в спектакле “Белый. Петербург” Театра музыкальной комедии в Санкт-Петербурге.

Награда за лучшую роль второго плана в оперетте/мюзикле ушла Владимиру Гальченко из Театра драмы имени Горького в Самаре. Лучшим режиссером в оперетте/мюзикле стал Роман Феодори из Театра юного зрителя в Красноярске, а дирижером - Андрей Алексеев из Театра музыкальной комедии в Санкт-Петербурге.

Балет

Приз за лучшую женскую роль в балете и современном танце получила Виктория Терешкина за роль в спектакле “Скрипичный концерт #2” Мариинского театра, а за лучшую мужскую роль в балете - Игорь Булицын, сыгравший Меркуцио в “Ромео и Джельетте” в Театре оперы и балета в Екатеринбурге.

Лучшим дирижером в балете стал Павел Клиничев за спектакль “Ундина” Большого театра, что, впрочем, не было интригой, так как он был единственным претендентом на награду в этой номинации за три разных спектакля.

Лучшей работой балетмейстера/хореографа в балете и современном танце жюри признало спектакль “Скрипичный концерт #2” Антона Пимонова в Мариинском театре.

Лучшим спектаклем в современном танце была названа постановка “Все пути ведут на север” Театра “Балет Москва”. При этом приз за лучший спектакль в балете присудили Театру оперы и балета в Екатеринбурге за “Ромео и Джульетту”.

Спецпризы

Премией “За выдающийся вклад в развитие театрального искусства” были награждены худрук Дагестанского кумыкского музыкально-драматического театра Айгум Айгумов, солистка Мариинского театра Ирина Богачева, народный артист России и Якутии Андрей Борисов, грузинский режиссер, сценарист, драматург, художник, худрук Тбилисского театра марионеток Резо Габриадзе, актер и режиссер Омского музыкального театра Георгий Котов, актер Александринского театра Николай Мартон, худрук МХТ им. Чехова и “Табакерки” Олег Табаков и актер Вахтанговского театра Владимир Этуш.

Почетной премией в “За поддержку театрального искусства России” был награжден благотворительный фонд “Искусство, наука и спорт”, основанный в 2006 году российским предпринимателем и меценатом Алишером Усмановым.


Фотография: РИА НОВОСТИ

В 1993 году Союз театральных деятелей придумал собственную ежегодную премию городского масштаба, нескромно назвав ее «Золотой маской». Главой СТД тогда был Михаил Ульянов, который настаивал: главным критерием должен быть именно профессионализм, приверженность школе, выучка. Так или иначе, о фестивале речи вообще не шло, и впервые вручили премии к тому же только в 1995 году: 7 масок, на которые претендовали только московские деятели. А история непосредственно фестиваля начинается с появлением у руля в 1996 году Эдуарда Боякова, собравшего продюсерский dream team и превратившего кулуарное мероприятие СТД в федерального масштаба фестиваль, а «Золотую маску» - в престижнейшую награду российского театра. Собственно, история фестиваля хронологически делится ровно пополам: до Боякова и после. Сегодняшний фестиваль, директором которого уже 9 лет служит Мария Ревякина, по сути продолжает выполнение заложенных Бояковым алгоритмов. Сам он, с тех пор как покинул «Золотую маску», от любых комментариев на эту тему отказывается.

директор по связям с общественностью в период с 1998 по 2005 год

«О, это было счастливое время! Первые годы фестиваля - это совершенно особый командный дух, все делали одно дело, болели за это душой по-настоящему, не жалея себя. Нас было человек 10, наверное. Тон всему этому задавал, конечно, Эдуард. Структура нынешнего фестиваля была заложена как раз тогда, когда из московской премия переродилась в национальную.

Я пришла в команду в год дефолта, когда финансирование было минимальным, спонсорское участие - практически невозможным. Помню, как по пути на работу подошла к киоску «Цветы» у метро - нам нужны были цветы на церемонию - и попросила телефон руководства. Это оказалась какая-то оптовая цветочная база, я рассказала им о премии, так у нас появились бесплатные цветы на вручении. По этому принципу делалось многое, мои друзья печатали буклет, все было на энтузиазме. А когда я впервые увидела спектакль «Циники» из Минусинска в Москве, я поняла, что мы делаем очень большое и важное дело.
Когда Эдуард ушел, большая часть команды ушла следом. Почему он ушел? Он перерос это. Ему хотелось каких-то других проектов, он понимал, что у него уже недостаточно времени для управления фестивалем. А Мария Евсеевна Ревякина вполне соответствовала представлениям Боякова о том, кто может возглавить вместо него разрастающийся фестиваль».

Из чего состоит фестиваль

Константин Аркадьевич РайкинФотография: скриншот из видео «Как смотреть спектакль?» Из сезона в сезон афиша фестиваля обрастает новыми программами и подпрограммами, и не запутаться во всем этом многообразии к нынешнему году практически невозможно. Последние три года структура такова: все спектакли (их более шестидесяти) делятся на конкурсную и внеконкурсную программу. С конкурсом все просто - это спектакли всех разновидностей со всей страны, номинированные на премию в той или иной категории: «Драма» и «Куклы», «Балет» и «Опера», «Танец» и «Мюзикл», новые имена и мэтры, столичные театры наравне с провинциальными.

Внеконкурсная же программа в свою очередь состоит из следующих крупных программ: «Маска Плюс» (все самое интересное из не попавшего в конкурс), «Новая пьеса» (бывшая «Новая драма», в рамках которой сегодня показывают достижения политического, социального и документального театра со всего мира), несколько зарубежных спектаклей (с этого года под заголовком «Контекст») и «Премьеры Мариинского театра в Москве». В этом году есть еще тематическая подборка конкурсных детских спектаклей под общим названием «Детский Weekend». Хронологические рамки постепенно вместили в себя три месяца - с начала февраля по конец апреля. Завершается все вручением премий, попадают на этот вечер по пригласительным.

руководитель пресс-службы

«В последнее время фестиваль только расширяется. Принцип же придуман Бояковым, и он не менялся: есть стержень - показ спектаклей-номинантов «Золотой маски», - на который могут нанизываться разнообразные дополнительные программы и проекты. В команде примерно 30 человек. Понятно, что на время фестиваля эта цифра вырастает в разы. Количество людей росло параллельно росту фестиваля - сначала был только фестиваль и премия, а уже в 2001 мы объявили сразу о нескольких новых крупных программах «Золотой маски». Эта система позволяет экспериментировать. В разное время проводились проекты, которых сейчас уже нет: биржа российских театров «PRO-Театр», клубная музыкальная программа Goldenmask Club, буквально в этом году завершили программу «Легендарные спектакли и имена». Из нового в этом году придумали программу «Контекст. Актуальные зарубежные спектакли»; в прошлом - «Институт театра», из которого, конечно, постепенно хочется сделать настоящее образовательное учреждение, большое и серьезное».

Кто участвует

Ежегодно в Москву фестиваль привозит около 5 тысяч участников. Петербург, Новосибирск, Пермь, Красноярск, Екатеринбург - помимо привычных городов-участников «Маски» особое внимание привлекают обычно редкие гости из Лысьвы, Минусинска, Прокопьевска или Магнитогорска. Импортные театры представлены в «Новой пьесе» и в «Контексте». В этом году суммарно в программе участвует рекордное количество спектаклей - 61. Участвовать в конкурсе может совершенно любой театральный коллектив страны, отправив должным образом и в положенные сроки заявку. Все заявки рассматриваются экспертами в большинстве случаев вживую, в исключительных - на видео. Но даже самый хороший спектакль не может быть номинирован против воли художественного руководства театра. Хрестоматийный пример: ни один спектакль «Практики» ни разу не участвовал в конкурсе «Золотой маски» -только по причине отсутствия заявок от театра.

Какие бывают номинации и почему они меняются


Фотография: Андрей Тульнов

Номинаций из года в год все больше. Свежайшие категории - «Работа художников по свету и костюму» (с 2008 года) и «Роли второго плана» (с 2013). Согласно «Золотой маске» драматические спектакли бывают двух типов: большой формы и малой, тогда как музыкальные делятся на оперу и балет, без всякой связи с размером зрительного зала. И если количество зрителей в самом деле диктует особые правила, то разница между наградами за лучший спектакль и лучшую режиссуру в действительности неуловима. Номинации «Театр для детей» нет; то есть в этом году, например, «Снежная королева» красноярского ТЮЗа выдвинута в номинации «Драма/Большая форма» наравне с «Идеальным мужем» Богомолова. При наличии отдельной номинации за работу композитора удивительно отсутствие профессии драматурга в конкурсном списке. Дирижер в опере, в оперетте и балете при этом - это три разные номинации. Комические ассоциации неизменно вызывает формулировка «Куклы/Работа актера» - подразумевающая, конечно, не саму куклу, а управляющего ею человека. Любопытные преобразования происходят с самым неоднозначным конкурсом, который прежде назывался «Новация», а впоследствии - «Эксперимент». До перемены названия за премию в этой категории боролись питерские художники АХЕ с московским художником Дмитрием Крымовым, после - спектакли для инвалидов и алкоголиков со спектаклями Волкострелова.

Кто и по каким критериям определяет победителей


Фотография: Андрей Тульнов

Отбирают заявки и определяют список номинантов эксперты, судьбу наград решает жюри. Эксперты - исключительно критики - делятся на две группы: музыкальный театр и драматический («Куклы» и «Эксперимент», так вышло, относятся к драме). Их задача - в сложном компромиссе между тем, чтобы представить объективный срез театрального сезона, и тем, чтобы собрать именно лучшее. Дирекция фестиваля экспертов ни в чем не ограничивает ни эстетически, ни количественно. Поэтому критерии отбора достаточно универсальны: убедительная картинка, достойный профессиональный уровень, общая представительность. Ежегодно экспертный совет обновляется с целью сохранения трезвости коллективного взгляда. Жюри в свою очередь состоит преимущественно из практиков всех видов театра, чьи работы в этом году не участвуют в конкурсе. В ходе фестиваля они несколько раз устраивают обсуждения, где, к примеру, балетные прислушиваются к мнению оперных, а академисты - к хореографам современного танца и наоборот. Таким образом, критерии оценок жюри лежат, как завещал в самом начале Михаил Ульянов, в профессиональной плоскости, оценивается в первую очередь мастерство. В финале происходит тайное голосование, и до объявления победителей результат известен только председателям жюри и человеку, запечатывающему церемониальный конверт. Списки экспертов и членов жюри опубликованы на сайте премии.

председатель экспертного совета драматического театра и театра кукол 2014 года

«Я работала экспертом «Золотой маски» в разные годы, иногда выбирать приходилось между оттенками серого, иногда коллеги говорили: «Несчастная судьба свела нас вместе». А прошедший год, когда я была главой экспертного совета, был исключительным. В какой театр ни приедешь - везде подъем. Мы провели год в состоянии, близком к эйфории. Было чувство причастности к расцвету театра. Причем расцвет переживал и театр психологического реализма, который давно морально устарел - появились спектакли, оправдывающие и метод, и то, что его придерживается большинство театров. Новое направление появилось у театрального поиска; оформился такой тренд, как социальный театр. Словом, все живое в театре переживало настоящий взлет.

С чем это связано? Может быть, с тем, что театр - явление общественное, спектакль - происшествие между сценой и зрительным залом. Сегодня отчетливей понятно, чем пять, десять лет назад, что театр - это искусство коммуникации. Два года назад страна переживала общественный подъем. Возникли надежды на возникновение у нас гражданского общества. Болотная, Сахарова, самоорганизация людей по спасению пострадавших в Крымске - театр переживал подъем одновременно с подъемом гражданского общества. В тот момент он осознавался общественным форумом. Местом, где создаются смыслы и рождается доверие. Мы приезжали смотреть премьеры - а оказывались в эпицентре общественной жизни. Это было сильное чувство: театр, который еще недавно казался захиревшей окраиной современной культуры, вдруг стал главным из искусств.

Споры в экспертном совете начались только в финале, когда мы должны были отказываться от тех или иных спектаклей, чтобы конкурсная программа не разбухла и была посильной для жюри. Тем не менее многие достойные спектакли доехали до Москвы - мы рекомендовали их в программу «Маска Плюс». Теперь критики смотрят эти спектакли - «Вассу Железнову» из Минусинска, «Анну Каренину» из Хабаровска, «Тихий Дон» Григория Козлова из Питера - и удивляются, почему они не в конкурсе. Но в целом мы были единодушны. К тому же группа у нас подобралась из исключительно приятных и компетентных людей. Мы провели год в поездках по стране и обсуждениях потрясающих спектаклей. В общем, нам можно было только позавидовать».

Кто финансирует и почему это важно

Бюджет фестиваля примерно поровну состоит из государственных и спонсорских денег - это результат завоеванных временем договоренностей. Приезд российских театров, к примеру, покрывает Министерство культуры, тогда как щедрое участие, условно говоря, Сбербанка позволяет привезти в Россию ряд заграничных шедевров и напечатать буклет, а правительства Москвы - провести церемонию награждения и оповестить население города. Дирекция пользуется распространенными бартерными схемами со всевозможными партнерами из сферы логистики, гостиничного сервиса и проч.; и, конечно, самое отрадное -неизменная поддержка бескорыстных меценатов. Ни один из этих источников финансирования не может гарантировать собственного постоянства, в то время как отказ от участия любого из них грозит фестивалю прекращением существования.

Что представляет собой награда


Фотография: предоставлен «Золотой маской»

Никаких денежных премий лауреаты не получают, только маску; это изначальная установка, исходящая не из экономии, но из этических соображений. Дизайн придуман знаменитым сценографом, соавтором лучших работ Марка Захарова Олегом Шейнцисом. Никаких ребрендингов вручаемый предмет за историю премии не претерпевал: это сувенирное изделие на зеркальной поверхности в раме. Изваяние представляет собой лицо в маскарадной маске (не все замечают здесь двуглавого орла), судя по форме губ, женское и, пожалуй, японское. Дирекция предпочла сохранить тайну о составе фарфоровой на вид маски, намекнув только на нешуточную стоимость ее изготовления.

Кто получает «Маски» чаще всего


Фотография: РИА НОВОСТИ

Миф о том, что фестиваль чествует достижения двух столиц, обращая внимание на неконкурентоспособные регионы (второй миф) лишь из обременительной необходимости, рушится на раз о статистику. За 20 лет «Золотые маски» украсили стены театров без малого 30 городов страны. Москва и Петербург, подобно России и Норвегии на зимних Олимпиадах, естественно и неизменно разделяют между собой основное количество наград, периодически по праву уступая шедеврам из Екатеринбурга или Новосибирска. Случаются и внезапные откровения вроде победившего в 97-м в трех номинациях спектакля «Женщина в песках» Омского театра драмы. В музтеатре неожиданного меньше - стабильно лидирует Мариинка, за ней -московский Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко с Большим театром. В регионах есть свои безусловные чемпионы - Екатеринбург, Новосибирск и набирающая обороты Пермь. И деятели музыкального театра, в общем, соревнуются из года в год одни и те же - Черняков (7 масок) с Тителем (3), Курентзис (3) с Гергиевым (4). В contemporary dance правят балом костромичи из Dialogue Dance, «Провинциальные танцы» из Екатеринбурга и челябинский «Театр современного танца», тогда как питерцы «Каннон Данс» и столичный «Балет Москва» - в роли догоняющих. Очевидных фаворитов в драматическом театре практически нет. Номинально чаще всех премии за лучший спектакль и лучшую режиссуру отправлялись в Мастерскую Петра Фоменко и МДТ; Петру Фоменко и Льву Додину соответственно. Больше одной маски пока не получила ни одна актриса, среди актеров постоянства в этом смысле больше - работы Евгения Миронова и Константина Райкина трижды были признаны лучшими. В балете подобным достижением может похвастаться только один человек - прима-балерина Диана Вишнева. За четыре года существования номинации «Художник по свету» Дамир Исмагилов в постоянной конкуренции с Глебом Фильштинским четырежды оказывался победителем; притом что в этом году в конкурсе впервые ни один из них не участвует - наконец появились новые имена в достойном количестве. В кукольном театре своя любопытная статистика: если номинируется театр «Ульгэр» из Улан-Удэ, то он точно возьмет премию, даже если в номинации рядом будет представлена новая работа питерского мастера Руслана Кудашова или московского хулигана Арсения Эпельбаума.

Помимо фестиваля

Московский фестиваль и вручение премий - это только половина «Золотой маски». Вторая половина - ежегодные гастроли лучших российских спектаклей по всей стране и уже несколько лет в станах Балтии. В Риге, Таллине и Вильнюсе за восемь лет с первого приезда успели к фестивалю привыкнуть как к родному. От случая к случаю «Золотая маска» является и другим странам Европы вроде Польши и Израиля, формируя таким образом в тамошнем восприятии близкий к реальности образ современного российского театра. Прямой путь к экспорту отечественного театра в мир - специально придуманная для иностранных экспертов программа Russian Case. Полсотни критиков, кураторов, арт-директоров фестивалей со всего мира съезжаются на месяц в Москву - смотреть the best of Russia. Таким образом, к примеру, воронежские «14 красных избушек» могут в следующем году оказаться в программе сербского фестиваля Bitef или Венского фестиваля.

Церемония

Редкий момент, когда в одном месте можно встретить весь свет отечественного театра - от Цискаридзе и Табакова до Угарова и Волкострелова. Помимо единственного вышедшего за пределы театрального комьюнити происшествия - вырезанной из эфира речи Кирилла Серебренникова в 2013 году - из ряда вон события здесь не случаются. Нередко в интригующем конверте обнаруживается сообщение от жюри, что в этой номинации решено наград не вручать, - как, например, остались с носом трое режиссер-кукольников по причине своего небольшого количества. Бывают и курьезы - в 2011 году в номинации «Дирижер оперетты» был представлен только один участник, Борис Нодельман из екатеринбургской Музкомедии, и ко всеобщему ликованию повода не вручать премию у жюри не нашлось.

    Маска - получить на Академике действующий промокод JOY by JOY или выгодно маска купить со скидкой на распродаже в JOY by JOY

    - «Золотая маска» Всероссийский театральный фестиваль, национальная театральная премия, учреждена в 1994 году Союзом театральных деятелей России и вручается спектаклям всех жанров театрального искусства: драма, опера, балет, оперетта и мюзикл … Википедия

    ЗОЛОТАЯ МАСКА, российская национальная театральная премия. Учреждена Союзом театральных деятелей в 1994. Присуждается за лучшие работы сезона во всех видах театрального искусства: драме, опере, балете, оперетте (мюзикле), театре кукол. Премии… … Энциклопедический словарь

    Золотая Маска - Masque d or Pour l’article homonyme, voir Masque d Or. Le Masque d or (en russe Золотая Маска) est un festival russe de théâtre créé en 1994 et doté d un prix prestigieux. Le festival accueille des spectacles de théâtre, d opéra, de… … Wikipédia en Français

    Золотая маска - (приз) … Орфографический словарь русского языка

    Золотая маска Всероссийский театральный фестиваль, весной каждого года представляющий в Москве наиболее значительные спектакли из городов России. «Золотая Маска» Национальная театральная Премия, которая учреждена в 1994 году Союзом театральных… … Википедия

    Национальная театральная премия "Золотая Маска" Энциклопедия ньюсмейкеров

    История фестиваля и премии "Золотая Маска" - Российская Национальная театральная премия Золотая Маска была учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей РФ как профессиональная премия за лучшие работы сезона во всех видах театрального искусства (драма, опера, балет, современный танец,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Театральный фестиваль "Золотая маска" - Российская Национальная театральная премия Золотая Маска была учреждена в 1994 году Союзом театральных деятелей России как профессиональная премия за творческие достижения в области театрального искусства. Основные цели премии и фестиваля - … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Маска - Знаменитая золотая маска мумии Тутанхамона. МАСКА (французское masque), 1) накладка с вырезами для глаз, скрывающая лицо, иногда с изображением человеческого лица, головы животного или мифического существа. Ритуальные маски надевались… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

В ведомстве назвали нецелесообразным дальнейшее пребывание среди организаторов главной театральной награды России, подчеркнув, что премия должна быть «максимально независимой»

Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости

Министерство культуры России больше не будет числиться организатором главной театральной премии страны, о выходе из числа организаторов говорится в письме за подписью заместителя главы ведомства Павла Степанова, направленном председателю Союза театральных деятелей (СТД) Александру Калягину (есть в распоряжении РБК, копии письма направлены также президенту премии и фестиваля «Золотая маска» Игорю Костолевскому и генеральному директору АНО «Фестиваль «Золотая маска» Марии Ревякиной).

​«В связи с тем, что ведомство не считает целесообразным в дальнейшем выступать в качестве организатора премии <...>, информируем о сложении соответствующих полномочий», — говорится в документе.

​В пресс-службе Минкультуры РБК пояснили, что нецелесообразность дальнейшего пребывания ведомства среди организаторов «Золотой маски» (согласно положению о премии соорганизаторами выступают Минкультуры и СТД) объясняется необходимостью максимальной независимости главной театральной премии страны. В то же время в ведомстве подчеркнули, что и до сих пор его функции были чисто номинальными.

«В связи с формальной ролью Минкультуры России как одного из организаторов премии ведомством было принято решение о выходе из состава ее организаторов. Мы не считаем целесообразным в дальнейшем выступать в этом качестве, так как фактически не влияем на принятие каких-либо решений. Наличие или отсутствие Министерства культуры в качестве организаторов не влияет на функционирование премии, в том числе на вопросы ее финансирования», — пояснили в пресс-службе ведомства.

Игорь Костолевский и Мария Ревякина подтвердили РБК получение письма от Минкультуры.

«Мы, действительно, получили это письмо. Мы обращались к Павлу Степанову, он объяснил, что государственная организация не хочет влезать в общественную организацию по поводу экспертных советов. Нам сказали, что помощь, финансирование — это все остается», — сообщил Костолевский.

«Приходило письмо. После получения письма мы разговаривали с заместителем министра Павлом Владимировичем Степановым, который сказал, что в соответствии с положением превалирующая роль принадлежит учредителю. И он считает, что государственному органу нет смысла вмешиваться в формирование экспертных советов, это должна делать общественная профессиональная организация. Как работали, так и работаем», — отметила Ревякина.

Александр Калягин не ответил на звонки РБК.

Выход Минкультуры из числа организаторов «Золотой маски» произошел вскоре после того, как из-за несогласия с СТД и его главой Александром Калягиным о своей отставке глава департамента господдержки искусства и народного творчества Минкультуры Андрей Малышев. «Я не готов работать с людьми, которые занимаются наперсточничеством», — заявил он РБК.

Малышев также пояснил, что Минкультуры неоднократно инициировало реформы театральной среды, но ни одна из них не была поддержана СТД. Речь, по его словам, в первую очередь о необходимости ротации «возрастного руководства театров», а также об отказе от практики совмещения функций худрука и директора, что сейчас широко практикуется в российских театрах.

Российская национальная театральная премия «Золотая маска» учреждена в 1993 году и присуждается спектаклям всех жанров театрального искусства: драма, опера, балет, современный танец, оперетта и мюзикл, театр кукол.

 

 

Это интересно: