→ Святой митрополит петр с житием. Святитель петр, митрополит московский

Святой митрополит петр с житием. Святитель петр, митрополит московский

Владимирский период 1299 - 1325 гг.

Митрополит Петр Владимирский

Митрополит Петр (икона XV века)

Митрополит Петр (ум. 1326 г.) родился на Волыни во второй пол. XIII в. от благочестивых родителей Феодора и Евпраксии. Ещё до рождения сына в сонном видении Господь открыл Евпраксии благодатную предызбранность её сына. Повествуют, что он с малолетства был косноязычен и весьма непонятен, но, благодаря чудесному явлению некоего святого мужа, отверзлись уста Петровы и озарились мысли светом. В 12 лет юный Петр поступил в монастырь. К тому времени он успешно изучил книжные науки и с особой ревностью стал исполнять монастырские послушания. Много времени уделял будущий святитель внимательному изучению Священного Писания и обучился иконописанию. Иконы, написанные иноком Петром, раздавались братии и посещавшим монастырь христианам. Его авторству принадлежит первая московская чудотворная икона, получившая название «Петровская». За добродетельную подвижническую жизнь игумен обители рукоположил инока Петра в сан иеромонаха.

После многолетних подвигов в монастыре иеромонах Петр, испросив благословение игумена, оставил обитель в поисках уединенного места. На реке Рата он поставил келью и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на месте подвигов образовался монастырь, названный Новодворским. Для приходивших иноков был выстроен храм во Имя Спаса. Избранный игуменом, святой Петр кротко наставлял духовных чад, никогда не гневался на провинившегося инока, словом и примером поучал братию. О добродетельном игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приходил Галицкий князь Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника.

Однажды обитель посетил митрополит Максим, обходивший Русскую землю со словом поучения и назидания. Принимая святительское благословение, игумен Петр принес в дар написанный им образ Успения Пресвятой Богородицы, перед которым святитель Максим до конца своей жизни молился о спасении вверенной ему Богом Русской земли.


Митрополит Петр с житием. Икона работы Дионисия, 1480-е годы

В 1299 г. митрополит Максим окончательно оставил Киев и поселился во Владимире на Клязьме.
Недовольный этим вел. князь Галицкий Юрий Львович захотел иметь своего собственного митрополита. С этой целью он избрал Петра и отправил его в Константинополь для посвящения; но именно в это время умер митрополит Максим (1305 г.), и патриарх Афанасий посвятил Петра не в митрополиты Галицкие, а всея Руси.
В то же время тверской князь Михаил Ярославич, направил к патриарху Константинопольскому своего сподвижника и единомышленника игумена Геронтия с просьбой о поставлении его на Русскую митрополию. Плывшему Черным морем Геронтию ночью, во время бури, явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии». Слова Божией Матери в точности исполнились.
Патриарх Константинопольский Афанасий I с Синодом возвёл на Киевскую и всея Руси митрополию Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезённые Геронтием. По возвращении на Русь в 1308 г. митрополит Петр в течение года пребывал в Киеве, но беспокойства, угрожавшие этому городу, заставили его, по примеру предшественника его, Максима, жить во Владимире на Клязьме, куда он и переехал в 1309 г.
В это время шла борьба за великокняжеское достоинство между Михаилом Тверским и Юрием Московским. Митрополит Петр принял сторону последнего, вследствие чего возведено было на Святителя обвинение перед патриархом со стороны тверского епископа Андрея. Для суда над святителем Петром был созван в 1311 г. собор в Переяславле, признавший обвинение Андрея клеветой.

Много трудностей испытал Первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. В этот период особенно важны были труды и заботы святителя об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству.

Сей кроткий архипастырь умел быть и строгим. Он лишил епископского сана Исмаила Сарского, без сомнения, за важное преступление относительно Церкви или Отечества, и предал анафеме одного опасного еретика, Сеита, обличенного им в богопротивном умствовании, но не хотевшего раскаяться.
В 1313 г., когда ханом сделался Узбек, первый из ханов принявший ислам, святитель Петр отправился в Орду. Его приняли там с честью и отпустили с новым ярлыком. Все прежние льготы духовенства были подтверждены и прибавлена новая: все церковные люди по всем делам, не исключая и уголовных, были подчинены суду митрополита.

Когда после смерти князей Михаила Тверского и Юрия Московского, князь Александр Михайлович Тверской получил от хана ярлык на великое княжение и вступил в борьбу с Иваном Даниловичем (Калитой) Московским, святитель Пётр принял сторону последнего.

В 1325 г. святитель Пётр по просьбе великого князя Ивана Даниловича Калиты (1328-1340 гг.) перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.

По желанию и совету святителя Петра великий князь Иван Данилович Калита заложил в 1326 г., августа 4-го, в Москве на площади первую церковь каменную во имя Успения Пресвятой Богородицы. «Если ты», - сказал святитель великому князю, - «успокоишь старость мою и возведешь здесь храм Богоматери, то будешь славнее всех иных князей, и род твой возвеличится, кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном, и руки его взыдут на плещи врагов наших». Святой митрополит собственными руками построил себе каменный гроб в стене этого храма и желал видеть строительство оконченным, но церковь Успения была освящена после кончины святителя, в 1327 г., 4 августа.

21 декабря 1326 года святитель Петр отошёл к Богу. Святое тело Первосвятителя было погребено в Успенском соборе в каменном гробу, который он сам приготовил.


Московский Успенский собор

Рака митрополита Петра в Успенском соборе

Почитание

Глубокое почитание Первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле, чему способствовало политическое возвышение Московского княжества.
Через 13 лет, в 1339 г., при святителе Феогносте, он был причтен к лику святых. У гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца. При гробе святителя нарекались и избирались Московские Первосвятители.

О нём постоянно упоминают русские летописи, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра.
1 июля 1472 г., при перестройке Успенского собора, были обретены его нетленные мощи. Перенесение мощей святителя Петра было после освящения вновь построенного Успенского собора, 24 августа 1479 г.; празднование 1 июля было отменено.
Известно также празднование проявления мощей святителя Петра (4 августа) по случаю явления супруге Иоанна Грозного (1533-1584 гг.) царице Анастасии (1547-1560 гг.). Святитель Петр явился царице Анастасии и не разрешил никому раскрывать свой гроб. Он повелел запечатать гроб печатью и установить праздник.

Тропарь Петру, митрополиту Московскому, всея России чудотворцу

Яже прежде безплодная, земле, ныне веселися:
се бо Христос светильника в тебе показа,
яве сияюща в мире
и исцелевающа недуги и болезни наша.
Сего ради ликуй и веселися со дерзновением:
святитель бо есть Вышняго,
сия соделоваяй.

Тропарь Перенесение мощей

Наста днесь всечестный праздник
пренесения честных мощей твоих, святителю Петре,
веселя изрядно твое стадо,
и верное отечество, и люди,
о нихже не оскудевай, моляся Христу Богу,
еже от Него дарованной ти пастве сохранитися от враг ненаветованней
и спастися душам нашим.

Труды

От святителя Петра сохранилось три послания. Первое к священникам с увещанием достойно проходить пастырское служение, усердно пасти духовных чад. Оно заканчивается изложением церковного законоположения о вдовых священниках: с целью ограждения их от нарекания и соблазнов им предлагалось поселяться в монастырях, а дети должны были определяться на воспитание и обучение в монастырские школы. Во втором послании Святитель призывает священников быть истинными пастырями, а не наемниками, заботиться об украшении себя христианскими и пастырскими добродетелями. В третьем послании святитель Петр снова дает наставления священникам об их пастырских обязанностях, а мирян увещает исполнять заповеди Христовы.
Пушкинский дом РАН упоминает, что сохранилось шесть посланий, связанных с именем Петра.


Собор Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре

Канонизирован Русской церковью как святитель, память совершается:
24 августа (7 сентября), 5 (18) октября (Собор Московских святителей), 21 декабря (3 января), третья неделя по Пятидесятнице (Собор Галицких святых).

Святитель Петр родился на Галицко-Волынской земле во второй половине XIII века в семье благочестивых христиан Федора и Евпраксии, которые, вероятно, принадлежали к боярскому сословию.

В семь лет Петр был отдан на обучение грамоте в монастырскую школу. Учился он прилежно, но поначалу грамота ему не давалась. О трок молил Бога о том, чтобы Он подал ему дар разумения Писания. И однажды во сне Петру явился муж в святительском одеянии, который сказал ему: «Открой, чадо, уста твои». Когда Петр сделал это, святитель прикоснулся рукою к его языку, и святой Петр почувствовал, что гортань его наполнилась чем-то сладостным. И с того времени блаженный отрок обнаружил такие дарования, что вскоре опередил всех своих сверстников.

В двенадцать лет Петр удалился в монастырь, где нес послушания; по прошествии же положенных лет за добродетельную жизнь и ревностное несение вверенного послушания игуменом обители было определено рукоположить инока Петра в сан иеромонаха.
Подвизаясь в обители, он смиренно и ревностно исполнял назначаемые ему послушания, много времени проводил за молитвой и чтением Слова Божьего, обучался иконописанию. Впоследствии он освоил это искусство и стал подлинным мастером. Созданные им образы распределялись среди братии монастыря и богомольцев.
После многолетних подвигов в монастыре иеромонах Петр испрашивает у игумена монастыря благословение оставить обитель, чтобы удалиться в уединённое место для продолжения монашеского подвига. На берегу реки Раты он поставил себе маленькую келью. И уже вскоре место тайного подвига будущего митрополита стало монастырем, где он и был избран игуменом.
Об игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приходил Галицкий князь Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника.

Будучи игуменом, он написал икону Богоматери, которая не была похожа ни на одну другую; позже ее назвали по имени автора – Петровской.

Однажды обитель посетил митрополит Киевский Максим, обходивший Русскую землю со словом поучения и назидания. Принимая святительское благословение, игумен Петр принес в дар архипастырю написанный им образ Пресвятой Богородицы, перед которым святитель Максим до конца своей жизни молился о спасении вверенной ему Богом Русской земли.

Когда митрополит Максим скончался, престол русских митрополитов некоторое время был не занят. Великий князь Владимирский святой Михаил Тверской направил к Патриарху Константинопольскому игумена Геронтия с просьбой о поставлении его на Русскую митрополию. Геронтий взял с собой образ Богородицы, находившийся у митрополита Максима.

В то же время и Галицкий князь Юрий направил в Константинополь игумена Петра, желая, чтобы Патриарх поставил его митрополитом Галицким. Плывшему Черным морем Геронтию ночью, во время бури, явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии». Слова Божией Матери в точности исполнились: Патриарх Константинопольский Афанасий с Собором архиереев возвел на Русскую митрополию святителя Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезенные Геронтием. По возвращении в Россию в 1308 году митрополит Петр в течение года пребывал в Киеве, а затем переехал во Владимир.

Много трудностей испытал Первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. Великий князь Михаил Тверской, огорченный тем, что митрополитом Русским стал не его человек, так и не смог принять святителя Петра, поэтому митрополит не мог подолгу оставаться и во Владимире. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству.

Однако тверской епископ Андрей возвел на святителя обвинение перед Патриархом. Для суда над митрополитом Петром в 1311 году был созван собор в Переяславле, на котором присутствовали посланник Патриарха, духовенство, князья и бояре. Особенно усердно святого Петра защищали представители Москвы, среди которых был и юный князь Иван Данилович. Обвинения против митрополита Петра были признаны клеветой. Святой Петр обратился к епископу Андрею со словами: «Мир тебе, чадо о Христе! Не ты, но исконный завистник рода человеческого – диавол – возбудил эту брань. Берегись впредь, чтобы не было с тобой худшего. Прошедшее же Бог простит» .

В 1313 году, когда ханом Золотой Орды стал Узбек, первый из ханов принявший ислам, святитель Петр отправился в Орду за подтверждением своих полномочий. Его приняли там с честью и отпустили с новым ярлыком. Прежние льготы духовенства были подтверждены и прибавлена новая: все церковные люди по всем делам, не исключая и уголовных, были подчинены суду митрополита.

Путешествуя по Руси, святитель Петр все чаще заезжает в Москву. Семьсот лет назад Москва была еще маленьким городом в пределах современного Кремля, но уже тогда она была достаточно шумной и многолюдной. Святитель нуждался в месте для уединённой молитвы. Таким местом оказался возвышенный берег реки Неглинной, неподалеку от Кремля, где среди лесов располагалось небольшое село Высокое. Это место напоминало митрополиту Петру обитель на берегу реки Раты, где он был прежде игуменом; здесь и был устроен монастырь. В нем митрополит Петр возвел деревянный храм во имя святых первоверховных апостолов Петра – его небесного покровителя и Павла, отчего монастырь изначально назывался Петропавловским (это именование обители встречалось в документах даже спустя более трехсот лет после переосвящения ее главного храма уже в честь самого святителя Петра). Именно так началась история Высоко-Петровского монастыря.

Здесь, молясь о судьбах Руси, митрополит Петр все больше укрепляется в мысли о перенесении митрополичьей кафедры в Москву. В 1325 году святитель окончательно переехал в этот город. Князь выстроил для митрополита Петра в восточной части Кремля «обширный двор». Однако святитель по-прежнему любил останавливаться в небольшой основанной им обители. От монастыря к Кремлю в лесу была проложена дорога, которая и по сей день называется Петровкой.

Святитель Петр предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.

По желанию и совету святителя Петра великий князь Иван Данилович Калита заложил в 1326 году в Москве первую каменную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. « Если меня, сын мой, послушаешь, – сказал святитель Великому князю, – и храм Пресвятой Богородицы воздвигнешь в своем граде, и сам прославишься больше других князей, и сыновья и внуки твои в роды и роды, и город сей славен будет по всей Руси, и святители будут жить в нем, и победит он врагов своих, и прославится Бог в нем. Еще же и мои кости в нем положены будут» . Строительство началось 4 августа. Святой митрополит собственными руками построил себе каменный гроб в алтаре этого храма, близ жертвенника, и желал видеть строительство оконченным, но церковь Успения была освящена уже после его кончины, в 1327 году, 14 августа – накануне престольного праздника.

Переезд святителя Петра в Москву, возведение по его совету Успенского собора в Кремле, ставшего не только усыпальницей Предстоятеля Русской Православной Церкви, но и главным собором возрождавшейся после татарского нашествия Руси, способствовало, как и предсказал святитель, объединению русских земель вокруг Москвы. Благодаря тому, что святитель Петр сделал Москву местом своих первосвятительских трудов и своего упокоения, она стала духовным центром Руси и в будущем Русской столицей.


У мощей святителя Петра в Успенском соборе г. Москвы. Фото: С. Власов

Из слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла после богослужения в Высоко-Петровском монастыре 6 сентября 2014 года: « А дальше происходит нечто очень символическое, что и предопределило в итоге возвышение Москвы как города великого князя, хотя в то время он таковым не был… Когда святитель Петр был захоронен у северной стены возводящегося Успенского собора, то стало ясно, что Москва становится Первопрестольным градом. И после святителя Петра все Киевские митрополиты того времени Предстоятели Русской Православной Церкви местом своего пребывания избирали Москву. И потому по праву мы всех их именуем митрополитами Киевскими, Московскими и всея Руси ».
По преданию, о дне кончины митрополиту возвестил ангел и Петр, «исполненный духовной радости, совершил в тот день Божественную литургию, вознес молитвы о князе Иоанне, о всех христианах Русской земли, своих пасомых, и помянул усопших. Придя из храма, святитель созвал церковный причт и преподал ему последнее наставление. Призвав затем нищих, убогих и своих слуг, он роздал им обильную милостыню. Прочее свое достояние святой Петр распределил на свое поминовение между церковниками и монахами, уделил значительную часть и на постройку храма Успения Пресвятой Богородицы».

Князь Иван Данилович был тогда в отъезде, и святой Петр обратился к его вельможе Протасию со словами: «Сын мой, вот я отхожу из этой жизни. Оставляю милость, мир и благословение от Бога возлюбленному сыну моему, князю Иоанну, и семени его до века. За то, что сын мой меня успокоил, да воздаст ему Господь Бог сторицею в мире сем, да наследует он живот вечный, да не отнимется от рода его преемство обладания местом его и память его да распространится».

С наступлением вечера святой начал совершать вечерню. Во время молитвы он обратился к архимандриту Феодору: « Мир тебе, сын мой, я умираю».

21 декабря (ст. ст.) 1326 года святитель Петр отошёл к Богу. Святое тело его было погребено в приготовленной им самим каменной гробнице в Успенском соборе.

Во время торжественного перенесения мощей в храм, глядя на многочисленное духовенство, князя, вельмож, горожан, сопровождавших это шествие, неизвестный иноверец с укором высказал сомнение о необходимости воздавания таких почестей мертвому человеку. И только он это высказал, как увидел святого Петра, сидящего на одре, благословлявшего народ по обе стороны от себя. В то же время получили исцеление от мощей святителя трое больных.

Через несколько дней после погребения святителя при гробе его стали совершаться чудеса исцелений. Так, излечился не владевший руками со дня рождения юноша. Вскоре здесь же, по молитве, возвратились слух к глухому, зрение слепому и произошло чудо с горбуном, который получил «прострение» (выпрямление) от гроба митрополита. Много и других чудес происходило с приходящими к митрополиту Петру с молитвой. Князь Иван Данилович Калита приказал составить описание чудес святого, которое и было всенародно прочитано Ростовским епископом Прохором во Владимире с церковного амвона при соборном служении в праздничный день. В это время иноверец и засвидетельствовал о видении, бывшем ему при погребении святителя. Первый митрополит Москвы был местно прославлен в лике святых уже через год после преставления. Это было событие чрезвычайной духовной, значимости для московских князей и всего государства.

Множество чудес совершилось по молитвам угодника Божия. Глубокое почитание Первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле. Через 13 лет, в 1339 году, при святителе Феогносте, он был причтен к лику святых уже Собором в Константинополе. Таким образом, святитель Петр стал первым канонизованным московским святым. У гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы, святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца. При гробе святителя нарекались и избирались русские Первосвятители.

О митрополите Петре постоянно упоминают русские летописи, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра. В 1472 и 1479 годах совершалось перенесение мощей святителя Петра. В память этих событий установлены празднования 5 (18) октября и 24 августа (6 сентября).

4 августа 1326 года «преосвященный митрополит Петр заложил на Москве первую каменную церковь во имя Успения Богородицы при князе Иване Даниловиче», – так повествует Ермолинская летопись.

Это, казалось бы, ординарное событие (современные археологи не без оснований полагают, что в Москве каменные церкви и до Ивана Калиты строили) имело для русской истории весьма важные последствия. Во времена раздробленности Руси, княжеских междоусобиц и вражды Петр, митрополит всея Руси, закладывал основы политической и религиозной власти Москвы – тогда еще небольшого заштатного городка маленького удельного княжества. Он переехал из Владимира, столицы Северо-Восточной Руси, в Москву и подумывал перенести туда же и митрополию. Предвидел грядущее митрополит, поэтому и отдал предпочтение Москве и московскому князю Ивану Даниловичу Калите.

Переехав, митрополит убедил великого князя в необходимости возведения в Кремле храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, аналога Успенского собора во Владимире-на-Клязьме. Известны пророческие слова митрополита Петра Ивану Калите: «Если послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься с родом твоим паче иных князей, и град твой будет славен пред всеми градами русскими, и святители поживут в нем, и взыдут руки его на плещи врагов его, и прославится Бог в нем».Так оно и вышло. Митрополит Петр заложил прочное основание будущего величия России и будущей ее целостности.

Быстро росли стены храма. Радовался великий князь, но однажды «случилось христолюбивому великому князю Ивану Даниловичу по какой-то причине проезжать верхом близ реки Неглинной… Внезапно увидел великий князь… высокую и огромную гору, верх же той горы был весь покрыт снегом. Он же узрел видение это, и удивился ему, и показал рукой вельможам, бывшим с ним, и все недоумевали о необычайной горе. И вдруг видят они: снег, лежавший на вершине горы, вскоре стал невидим. После этого долго всматривались они, и огромная и высокая гора также сделалась невидимой. Обо всем этом рассказано было великим князем святителю Божию Петру.». И тогда митрополит предсказал свою смерть.

О долгой многотрудной жизни и деяниях первого святителя московского Петра повествуют два древних литературных источника – жития святого Петра. Первое написано его современником, епископом Ростовским Прохором, сразу после смерти святителя, в нем засвидетельствованы чудеса, совершавшиеся у его гроба. Второе житие митрополита Петра составлено одним из его преемников – святым митрополитом Киприаном и помещено в «Степенной Книге». Оба жития важны, но больше ценится первое – как свидетельство современника, написанное кратко, искренне и просто.

Известно, что Петр родился на Волыни во второй половине XIII века. Его родителей звали Феодор и Евпраксия. Еще до рождения сына Евпраксия видела удивительный сон. Как будто держит она на руках необыкновенного барашка, у которого между рогами прекрасное дерево, полное благоуханных цветов, листьев и зажженных свечей. Священник истолковал сновидение однозначно: родившийся младенец будет впоследствии великим украшением Православной церкви.

В 12 лет мальчик поступил в пустынный монастырь и сделался иноком. В монастыре некоторое время служил в поварне и на всю монастырскую братию носил воду и дрова. Но душа Петра стремилась к высокому. Следуя этому призванию, он пожелал обучиться иконному писанию. С юных лет Петр умел добиваться чего хотел, потому очень скоро стал «иконник чуден». Писал иконы Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, пророков, апостолов, мучеников и всех святых, представляя каждого «по сличью образа их».

Не было равных Петру и в прилежании «посту и молитве», его считали образцом в исполнении «послушаний монастырских». Приобретенное праведными трудами Петр раздавал на милостыню.

Так прошло несколько лет иноческих подвигов Петра. Потом он удалился в уединенное и пустынное место в Галиции, на реке Ратс. Облюбовал место для монастыря и основал его, создав перво-наперво церковь во имя Спаса. Недолго оставалось это место уединенным, быстро распространилась весть о святой жизни Петра. Стали люди из мест ближних и дальних приходить в монастырь на богомолье, многие оставались, прилежно учась у Петра «спасению души».

Став игуменом Ратским, Петр не оставил иконописи, создал много чудесных икон. Одну из них, икону Богородицы, получившую позже название Петровской, он поднес на память гостю Ратского монастыря митрополиту Максиму.

В Ратском монастыре проявились новые добродетели Петра: он был кроток в назидании, щедр и милостив к нищим и убогим, согрешивших обличал без гнева. Если нечем было подать милостыню, раздавал просящим подаяния свои иконы и отдавал свои одежды.

Нетороплива и размеренна жизнь за монастырскими стенами, стороной обходят его и мирские заботы, и большая политика. Да не всегда. Когда на земле Русской не прекращаются татарские грабежи и насилие, кровавые междоусобицы князей, непостоянен и непрочен великокняжеский престол, трудно находиться в стороне. Даже пустынному монастырю.

Вот и митрополит Максим ведет жизнь скитальца. Разъезжает по отдаленным епархиям, не знает, где голову преклонить. Северные и южные князья между собой враждуют. Выберешь север – южане обидятся, и наоборот. На юге опасно – татары, на севере – великокняжеский престол «по городам гуляет». Перед самой смертью остановил митрополит свой выбор на Владимире, там и преставился в 1299 году. Южные князья после его смерти стали писать прошения патриарху Константинопольскому – русская Церковь тогда от него зависела, – чтобы утвердил он особую митрополию для юго-западных княжеств и сделал ее митрополитом игумена Ратского Петра.

Долго галичский князь Юрий Львович уговаривал Петра отправиться в Константинополь, чтобы стать митрополитом юго-западных княжеств. Тем временем в Константинополь уже плыл игумен Геронтий, ставленник тверского князя Михаила Ярославича. По преданию, мечтавший о митрополии Геронтий самовольно взял архиерейское облачение и утварь, принадлежавшие покойному митрополиту Максиму. Была у него с собой и икона Богоматери, писаная Петром, подаренная в свое время митрополиту Максиму и перешедшая по наследству тверскому князю.

Наконец Петр согласился на путешествие. Отправился он в путь позже Геронтия, но прибыл раньше. Неожиданно для всех в Константинополе он не только был принят с большой честью, но и посвящен в. митрополиты всея Руси. Не захотел патриарх Константинопольский делить русскую митрополию. «Слышал я от некоторых в Царьграде, за истину мне поведавших, – писал в житии митрополита Петра Киприан, – что во время посвящения лицо Петра просветилось как бы лучами солнечными, так что изумились все служившие с патриархом, и Первосвятитель, еще более уверовав в святость человека Божия, пророчески сказал всему собору, что воистину, повелением Божиим пришел к нам дивный муж сей.»

Между тем игумен Геронтий на пути в Константинополь попал в сильный шторм, основательно замедливший его путешествие. И был ему вещий сон: из иконы, которую он вез в подарок, вышла Богородица и промолвила: «Кто сотворил Мой образ, тот святитель будет». Находясь под сильным впечатлением, Геронтий рассказал свой сон спутникам. Когда он добрался наконец до Константинополя, оказалось, что пророчество Богородицы сбылось – митрополит на Руси уже есть. Пришлось тщеславному игумену расставаться с архиерейским облачением, утварью и честолюбивыми планами. А подаренную чудотворную икону патриарх вручил новому митрополиту всея Руси. Так она вернулась к своему создателю. Позже эта икона, именуемая Петровской, будет помещена в приделе первоверховных апостолов московского Успенского собора.

После посвящения Петр отправился в Киев, пробыл там год и потом переселился во Владимир-на-Клязьме, где его предшественник Максим установил кафедру митрополии. Новый митрополит был очень холодно встречен северными князьями. Вспоминал ли с грустью митрополит Петр размеренное уставом и укладом время монастырской жизни? Много испытаний ждало его в новом сане. Высокий сан – высокая ответственность.

Он видел татарский набег в Брянске, и сам вынужден был искать спасения в храме. Но в те годы не только от татарского ига страдала Русь. Постоянно вспыхивала кровавая междоусобица между князьями. Митрополит Петр прилагал все силы, чтобы остановить схватки князей, лишая их благословения на походы друг против друга – серьезный козырь, но не единственный. Много кровопролития предотвратил митрополит, но и врагов нажил немало.

На него был послан к патриарху тайный клеветнический донос, и Петру пришлось оправдываться на Соборе. Епископ Тверской Андрей, завистливый сын литовского князя, обвинил митрополита Петра в «симонии» – продаже церковных должностей. Патриарх обвинению не поверил, но для расследования дела прислал одного из своих мудрых и рассудительных клириков, требуя оправдания. В Переславле-Залесском был созван Собор, на котором собрались представительное духовенство и русские князья.

Митрополит Петр, выслушав донос, не стал оправдываться. Он был готов понести наказание, если присутствующие сочтут это необходимым. К счастью, истина восторжествовала. Все стали укорять и срамить клеветника епископа Андрея. Все, кроме митрополита Петра, сказавшего оболгавшему его епископу слова любви: «Мир тебе, чадо. Не ты сие сотворил, но древний завистник рода человеческого, диавол. Отныне блюдись лжи, а прошедшее да простит тебе Господь». Епископ Андрей остался ненаказанным. В этом случае помимо кротости и смирения митрополит Петр проявил и политическую мудрость, не желая осуждением Тверского епископа усиливать раздор между тверскими и московскими князьями.

Тем временем новое тяжелое испытание готовилось митрополиту Петру. Нужно было отправиться в Орду, получить от нового хана Узбека подтверждение прежних грамот, освобождавших духовенство от дани. Любое путешествие в Орду – путешествие в неизвестность. Никто не знал, чем оно окончится. Удача и мученическая смерть одинаково вероятны. Бог благословил эту поездку святителя. Хан Узбек встретил митрополита всея Руси с великими почестями и выдал ярлык, подтверждавший все прежние права клира. Этот ярлык сохранился, он даже напечатан в Собрании государственных грамот. Ярлык означал признание полной свободы православной веры и неприкосновенность всего церковного, освобождение духовенства от даней, предоставлял митрополиту право церковного суда, а также назначал смертную казнь за нарушение всех вышеизложенных правил. Кроме того, митрополиту и духовенству вменялось в обязанность молиться Богу за хана, семейство и воинство его.

Испытание Ордой прошло успешно, внешние дела Церкви благополучно устроились. Стал митрополит Петр заботиться о внутреннем ее благосостоянии. Объезжал епархии, наставлял и поучал словом и примером, обличал противников истины. Продолжал с любовью писать иконы.

Сохранился драгоценный литературный памятник, принадлежащий перу митрополита Петра, – послание к духовенству – «Поучение игуменам, попам и дьяконам». Этот труд, посвященный проблемам веры и нравственности, написан кратко и просто. Трудно удержаться и не привести несколько выдержек их этого послания духовным отцам. «Прежде всего вам должно просветиться сими добродетелями: кротостию и смирением; также блюстись от всех дел непристойных, которыми мир соблазняется…», «…отсеките <…> от сердец ваших всякую отрасль пагубную для души: гнев, ярость, зависть, ненависть, пьянство, которое есть корень всякому злу, и смехотворство». «Если сами вы <…> будете творить добрые дела перед Богом, тогда в состоянии будете научить и своих детей духовных». И в заключении митрополит призывает помнить, что «блага света сего ничто пред Богом сравнительно с единою душою человеческою.».

По всей видимости, были у митрополита Петра и другие литературные труды, но они не сохранились.

Самым важным из дел митрополита Петра считают совершенное на склоне лет переселение в Москву. Сначала митрополит Петр в своих пастырских объездах все чаще посещал Москву, все дольше гостил в ней, наконец, переехал насовсем. По душе пришелся ему молодой и честолюбивый внук славного Александра Невского московский князь Иван Данилович, прозванный Калитой. Князь носил у пояса кожаный мешочек с деньгами – калиту, из которого щедро одаривал всех нуждающихся. Однако в житии преподобного Пафнутия Боровского, написанном в середине XV века, сохранился рассказ, придающий щедрости Ивана Калиты совсем другой смысл. «Один же из нищих получил от него милостыню и через некоторое время снова подошел. Он вторично дал ему. И снова просящий подошел к нему. И в третий раз дал ему милостыню князь, сказав: «Возьми же, ненасытные зеницы!» Тот же отвечал ему, говоря: «Это ты ненасытные зеницы». И здесь царствуешь, и там царствовать хочешь»». По мнению Василия Ключевского, добродушный юмор, которым проникнут этот рассказ о желании князя царствовать и на том свете, не позволяет сомневаться в его народном происхождении.

Однако мы оставили великого князя Московского Ивана Даниловича Калиту в тот самый момент, когда он рассказывал о своем видении митрополиту Петру. В ответ услышал князь следующее пророчество: «Гора высокая – это ты, князь; а снег – это я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни в вечную».

Как снег таяли силы первого святителя московского митрополита Петра. Только и успел он, что заложить себе каменный гроб в строящемся храме да написать икону Успения Божьей Матери для иконостаса будущего собора.

Умер митрополит Петр во время пения вечерни с молитвой на устах и с воздетыми к небу руками. Случилось это 21 декабря 1326 года.

Мощи его положили в гробницу, которую он себе приготовил. Тут и начались чудеса. По преданию, когда несли митрополита на одре в Успенский собор для погребения, один иноверец, находившийся в толпе и сомневавшийся в святости митрополита Петра, внезапно поражен был видением. Видел он как живой святитель сидит на одре и на обе стороны благословляет народ. Через двадцать дней после погребения святителя у его гроба начались чудесные врачевания разных болезней. Великий князь Иван Данилович поспешил записать эти чудеса и передал рукопись в кафедральный Владимирский собор. С этого времени начали чтить митрополита Петра как святого.

В 1328 году в Россию прибыл новый митрополит Феогност, утвердивший перенос митрополии из Владимира в Москву. В продолжение нескольких лет он, уверившись в чудотворениях своего предшественника, согласно с уставом Церкви, совершил открытие мощей новоявленного угодника и установил в честь него праздник для всей Русской православной церкви.

Очень скоро начало сбываться пророчество святителя – Москва стала возвышаться и до сих пор с любовью почитает память первого своего митрополита. Бережно хранятся в Успенском соборе Кремля его нетленные мощи и иконы, им написанные, и деревянный пастырский жезл с надписью на серебряном ободке: «смиренный Петр митрополит всея Руси». В бывшей патриаршей, ныне Синодальной ризнице, находится его небольшая овальная панагия – икона Богоматери, носимая на груди, – символ архиерейского достоинства.

…При нашествии Тохтамыша татары раскрыли гробницу святого Петра, думая найти в ней сокровища. С того времени мощи его хранились открыто. Но после нашествия поляков, похитивших драгоценную серебряную раку, мощи были положены под спудом (Старославянское «спуд» – означает сосуд. Держать что-то под спудом – держать под опрокинутым вверх дном сосудом. Согласно евангельскому образу: «Зажегши свечу, не ставят ее под спудом, но на подсвечнике». Отсюда пошло выражение «держать под спудом», в потаенном месте, в секрете и забвении.) и так оставались до 1812 года. Наполеон тоже разграбил гробницу, и она снова оказалась осквернена. Но мощи митрополита оставались и остаются нетленными. Поэтому, что бы ни случилось, Москва находится под высоким покровительством своего первого святителя митрополита Петра. Так было и так будет.

Память святого Петра празднуется 21 декабря, в день преставления, 24 августа, в память перенесения мощей в новопостроенный Успенский собор в 1479 году, и 5 октября – в день общей памяти святителям московским Петру, Алексию, Ионе, Филиппу и Гермогену.

ПЁТР МИТРОПОЛИТ - русский церковный деятель, митрополит всея Руси, святой.

Био-гра-фические све-де-ния Петра в основном пред-став-ле-ны в 2 ре-дак-ци-ях его Жи-тия: крат-кой, со-став-лен-ной епископом Рос-тов-ским Про-хо-ром (1327 год), и про-стран-ной, под-го-тов-лен-ной митрополитом Ки-ев-ским и всея Ру-си Ки-приа-ном (конец XIV века). Вре-мя ро-ж-де-ния Петра оп-ре-де-ля-ет-ся на ос-но-ва-нии то-го, что он был вы-дви-нут кан-ди-да-том в ми-тро-по-ли-ты около 1305 года, а по цер-ков-ной прак-ти-ке ми-тро-по-ли-том мож-но бы-ло стать не ра-нее 35-лет-не-го воз-рас-та. Су-дя по то-му, что в 7 лет Пётр был от-дан обу-чать-ся гра-мо-те, а позд-нее смог ос-но-вать свой мо-на-стырь, он про-ис-хо-дил из со-стоя-тель-ной се-мьи, но не бо-яр-ской, по-сколь-ку его отец, Фё-дор, упо-ми-на-ет-ся в различных ре-дак-ци-ях Жи-тия ми-тро-по-ли-та Петра без от-че-ст-ва. Воз-мож-но, Фё-дор был во-ен-ным или хо-зяй-ст-вен-ным слу-гой га-лиц-ких кня-зей Да-нии-ла Ро-ма-но-ви-ча и его сы-на Льва Да-ни-ло-ви-ча или вла-ди-ми-ро-во-лын-ско-го князя Ва-силь-ко Ро-ма-но-ви-ча. В 12 лет Пётр, дос-тиг-ший по средневековым мер-кам со-вершен-но-ле-тия, по-сту-пил в мо-на-стырь и позд-нее при-нял там по-стриг. При-мер-но в 1290-х годах на Во-лы-ни, не-да-ле-ко от города Белз, на реке Ра-та (ле-вый при-ток реки Западный Буг), он ос-но-вал мо-на-стырь, главный храм ко-то-ро-го был по-свя-щён Пре-об-ра-же-нию Гос-под-ню.

Вслед-ст-вие пе-ре-не-се-ния в 1299 году ми-тро-по-ли-том Ки-ев-ским и всея Ру-си Мак-си-мом ми-тро-по-личь-ей ка-фед-ры из Кие-ва во Вла-ди-мир-на-Клязь-ме в 1303 году по ини-циа-ти-ве га-лиц-ко-го князя Юрия Льво-ви-ча кон-стан-ти-но-поль-ским пат-ри-ар-хом в Га-ли-ции бы-ла соз-да-на осо-бая Га-лиц-кая ми-тро-по-лия. По-сле кон-чи-ны около 1305 года пер-во-го га-лиц-ко-го митрополита Ни-фон-та князь Юрий Льво-вич вы-брал кан-ди-да-том на ва-кант-ную ка-фед-ру игу-ме-на Рат-ско-го Спа-со-Пре-об-ра-жен-ско-го монастыря Петра и от-пра-вил его для по-став-ле-ния в Кон-стан-ти-но-поль. Там Пётр столк-нул-ся с при-быв-шим из Северо-Восточной Ру-си кан-ди-да-том на Ки-ев-скую (об-ще-рус-скую) ми-тро-по-лию игу-ме-ном Ге-рон-ти-ем, по-слан-ным великим князем вла-ди-мир-ским Ми-хаи-лом Яро-сла-ви-чем по-сле смер-ти во Вла-ди-ми-ре в декабре 1305 года митрополита Мак-си-ма. Из-бе-гая, с од-ной сто-ро-ны, рас-ко-ла Русской церк-ви, ко-то-рый мог про-изой-ти при по-став-ле-нии од-но-вре-мен-но двух ми-тро-по-ли-тов, с дру-гой - не-до-воль-ст-ва га-лиц-ко-го князя Юрия и воз-мож-но-го его сбли-же-ния с ка-то-лической Поль-шей, пат-ри-арх Кон-стан-ти-но-поль-ский Афа-на-сий I (1289-1293, 1303-1309 годы), ве-ро-ят-но, не без ко-ле-ба-ний, ле-том 1308 года ру-ко-по-ло-жил в епи-ско-пы и по-ста-вил ми-тро-по-ли-том во гла-ве Русской церк-ви Пет-ра.

По-се-тив по-сле по-став-ле-ния западнорусские епар-хии, Пётр в 1309 году при-был во Вла-ди-мир. В том же го-ду он по-ста-вил ар-хи-епи-ско-пом Нов-го-род-ским Да-ви-да. Великий князь вла-ди-мир-ский Ми-ха-ил Яро-сла-вич не по-лу-чил в ли-це Петра за-ви-си-мо-го и дру-же-ст-вен-но-го цер-ков-но-го дея-те-ля, ко-то-рый под-дер-жи-вал бы его в реа-ли-за-ции по-ли-тических пла-нов по ук-ре-п-ле-нию ве-ли-ко-кня-же-ской вла-сти и ог-ра-ни-че-нию вла-сти других кня-зей Северо-Восточной Ру-си. Об-ла-дая твёр-дым и ре-ши-тель-ным ха-рак-те-ром, Пётр не скло-нен был по-та-кать великому кня-зю и ис-поль-зо-вать Цер-ковь в его ин-те-ре-сах. Ис-пы-ты-вая не-до-воль-ст-во но-вым ми-тро-по-ли-том, Ми-ха-ил Яро-сла-вич за-ста-вил за-ви-си-мых от не-го цер-ков-ных ие-рар-хов на-пи-сать жа-ло-бы на Петра кон-стан-ти-но-поль-ско-му пат-ри-ар-ху. В них Пётр об-ви-нял-ся в по-пра-нии цер-ков-ных ка-но-нов: по-став-ле-ни-ях на цер-ков-ные долж-но-сти за пла-ту, бла-го-сло-ве-ни-ях бра-ков лю-дей, со-сто-я-щих в близ-кой сте-пе-ни род-ст-ва, и т.п. По-сле дол-гих пе-ре-го-во-ров с пат-ри-ар-ха-том над Петром был на-зна-чен суд, ко-то-рый со-сто-ял-ся в конце 1310 - начале 1311 годов в Пе-ре-яс-лав-ле (За-лес-ском). На суд при-бы-ли пред-ста-ви-тель кон-стан-ти-но-поль-ско-го пат-ри-ар-ха, многие русские кня-зья, но да-ле-ко не все русские ие-рар-хи. Не-смот-ря на то что суд про-хо-дил в ве-ли-ко-кня-же-ском го-ро-де, он не под-твер-дил об-ви-не-ний про-тив Петра, ин-спи-ри-ро-ван-ных великим кня-зем. Пётр со-хра-нил сан, од-на-ко со сво-их ка-федр бы-ли сме-ще-ны два епи-ско-па, сто-рон-ни-ки Пет-ра.

Пётр стал ори-ен-ти-ро-вать-ся на мо-с-ков-ских кня-зей, по-ли-тических про-тив-ни-ков твер-ских кня-зей, к до-му ко-то-рых при-над-ле-жал великий князь Ми-ха-ил Яро-сла-вич. В 1312 году, ко-гда Ми-ха-ил Яро-сла-вич на-хо-дил-ся в Ор-де, Пётр под уг-ро-зой от-лу-че-ния от Церк-ви за-пре-тил его стар-ше-му сы-ну, князю Дмит-рию Ми-хай-ло-ви-чу Гроз-ные Очи, ид-ти по-хо-дом на Ниж-ний Нов-го-род, ко-то-рый за-хва-ти-ли мо-с-ков-ские кня-зья. В том же го-ду Пётр сме-стил епископа Са-рай-ско-го Ис-маи-ла, по-ста-вив на его ме-сто Вар-со-но-фия. В 1313 году Пётр ез-дил в Ор-ду к толь-ко что при-шед-ше-му к вла-сти ха-ну Уз-бе-ку (яко-бы вы-дан-ный Уз-бе-ком Пётру яр-лык, со-дер-жав-ший боль-шие льго-ты Русской церк-ви, яв-ля-ет-ся фаль-си-фи-ка-том XVI века). Великий князь Ми-ха-ил Яро-сла-вич об-ра-тил-ся с но-вы-ми об-ви-не-ния-ми про-тив Петра к пат-ри-ар-ху Кон-стан-ти-но-поль-ско-му Ни-фон-ту I (1310-1314 годы). Пат-ри-арх бла-го-склон-но вос-при-нял прось-бы кня-зя и до-го-во-рил-ся с ним о су-де над Петром в Кон-стан-ти-но-по-ле; но от-став-ка пат-ри-ар-ха в 1314 году спас-ла Петра от но-во-го су-да.

В 1317 году Ми-ха-ил Яро-сла-вич вы-ну-ж-ден был ус-ту-пить вла-ди-мир-ский ве-ли-ко-кня-же-ский стол под-дер-жи-вав-ше-му Петру мо-с-ков-ско-му князю Юрию Да-ни-ло-ви-чу. В том же го-ду великий князь ли-тов-ский Ге-ди-мин до-бил-ся от-де-ле-ния ли-товских епар-хий от русских ми-тро-по-лии. По-сле 1317 года при под-держ-ке Мо-ск-вы эти епар-хии вновь бы-ли под-чи-не-ны Петру. В 1322 году великим кня-зем вла-ди-мир-ским стал Дмит-рий Ми-хай-ло-вич Гроз-ные Очи. Пётр об-ра-тил-ся к не-му и ко всем тве-ри-чам с по-сла-ни-ем о по-слу-ша-нии и от-ка-зе от мес-ти мо-ск-ви-чам за смерть в Ор-де князя Ми-хаи-ла Яро-сла-ви-ча. Ве-ро-ят-но, это по-сла-ние во-зы-ме-ло си-лу. Од-на-ко ко-гда в 1325 году Юрий Да-ни-ло-вич был убит в Ор-де Дмит-ри-ем Гроз-ные Очи и великим кня-зем стал брат по-след-не-го - Алек-сандр Ми-хай-ло-вич, Пётр не ри-ск-нул ос-та-вать-ся во Вла-ди-ми-ре и пе-ре-ехал в Мо-ск-ву под за-щи-ту бра-та Юрия Да-ни-ло-ви-ча - московского князя Ива-на I Да-ни-ло-ви-ча Ка-ли-ты. В Мо-ск-ве Пётр по-ста-вил на нов-го-род-скую ка-фед-ру ар-хи-епископа Мои-сея. Князь Иван I Ка-ли-та вы-де-лил Петру в Крем-ле, близ Бо-ро-виц-ких во-рот, боль-шой двор и по его со-ве-ту на-чал стро-ить в Мо-ск-ве пер-вую ка-мен-ную цер-ковь - Ус-пен-ский со-бор, в ко-то-ром Пётр за-ло-жил се-бе гроб-ни-цу. По-сле смер-ти Петра был по-хо-ро-нен в не-до-стро-ен-ном Ус-пен-ском со-бо-ре.

Пётр ос-та-вил несколько по-сла-ний, главным образом ду-хо-вен-ст-ву, в ко-то-рых при-зы-вал к со-блю-де-нию мо-раль-ных норм, от-ка-зу от ве-де-ния фи-нан-со-вых опе-ра-ций, пьян-ст-ва и других по-зо-ря-щих ду-хо-вен-ст-во по-ступ-ков. Пётр ввёл пра-ви-ло, со-глас-но ко-то-ро-му вдо-вые свя-щен-ни-ки от-стра-ня-лись от бо-го-слу-же-ния и долж-ны бы-ли по-стри-гать-ся в мо-на-хи. Хо-тя это пра-ви-ло не ос-но-вы-ва-лось на цер-ков-ных ка-но-нах, со вре-ме-нем оно по-лу-чи-ло рас-про-стра-не-ние не толь-ко в Русской церк-ви, но и в других церк-вах.

Князь Иван I Ка-ли-та, вы-со-ко це-нив-ший дея-тель-ность Петра и его со-дей-ст-вие мо-с-ков-ским князь-ям, до-бил-ся его ме-ст-ной ка-но-ни-за-ции на Вла-ди-мир-ском со-бо-ре 1327 года и об-ще-цер-ков-ной - на Кон-стан-ти-но-поль-ском со-бо-ре 1339 года. Па-мять Петра по ка-лен-да-рю Русской пра-во-слав-ной церк-ви - 24 августа (6 сентября), 21 декабря (3 января), в со-бо-рах мо-с-ков-ских и во-лын-ских свя-тых, в со-бо-ре свя-ти-те-лей мо-с-ков-ских.

Митрополит Петр, святитель Московский, почитается как Небесный покровитель Москвы и всей земли Русской.

Святитель Петр родился около 1260 года на Волыни в благочестивой боярской семье Феодора и Евпраксии. Матери его в сонном видении перед рождением было открыто, что сын ее обретет особую благодать Божию. Ей представилось, будто держит она на руках барашка, между рогами которого растет дерево, покрытое красивой листвой, цветами и плодами. В ветвях дерева теплились многочисленные свечи и от него исходило благоухание.

В 7 лет отрока Петра отдали в учение, однако грамота не давалась ему. Повествуют, что он с малолетства был косноязычен и весьма непонятен. Родители скорбя об этом молились Богу и Господь внял их молитвам. Во сне Петру явился некий святой муж, коснулся его языка — и отверзлись уста его, а мысли озарились светом. В скором времени отрок обнаружил такие дарования, что превзошел в знании Священного Писания всех своих сверстников.

С детских лет почувствовав сильное влечение к иноческой жизни, будущий святитель в 12 лет поступает в монастырь на Волыни, где предается подвигам поста и молитвы по правилам преподобного Иоанна Лествичника. Он проявил полное послушание своему наставнику, ревностно служа братии: носил в поварню воду и дрова, мыл братии власяницы.

Прежде всех приходил он к церковной службе и уходил последним, в церкви стоял с благоговением, никогда не прислоняясь к стене. Смиренный и молчаливый, будущий святитель удостоился диаконского, а потом и пресвитерского сана.

Блаженный Петр с большим искусством писал святые иконы для братии и мирян. В Успенском соборе Московского Кремля сохранились прославленные образы святителя Петра - икона Успения Божией Матери и икона Пресвятой Богородицы, именуемая Петровской , по имени святого иконописца.

Петровская икона Божией Матери (написана святителем Петром, митрополитом Московским, в 1306-м, в бытность будущего владыки еще игуменом Ратского монастыря на Волыни). Успенский cобор Московского Кремля. Празднование 24 августа/6 сентября

Петровская икона дошла до нашего времени, и некоторые исследователи видят в ней стилистические особенности, близкие к западной готической живописи, что в принципе могло быть характерно для галицо-волынской школы как наиболее близкой к Западу и подверженной влиянию польских, чешских и немецких мастеров.

По благословению своего духовного наставника святой Петр удалился в пустынное место на берегу реки Раты (приток Буга), где построил келлию и храм в честь Преображения Господня. Отсюда и прозвание Петра – Ратский (или Ратенский, как принято его именовать на Западе Украины).

Галицко-Волынское княжество (1199-1392)

После смерти сына Владимира Мономаха Мстислава Владимировича (1132 г.) Киевская Русь разделилась на 15 княжеств и земель. Среди них крупными и влиятельными были Киевское, Черниговское, Владимиро-Суздальское, Новгородское, Смоленское, Полоцкое и Галицкое княжества. Столицей всех западнорусских земель был город Владимир (Волынский) , где находился княжеский престол.

В 1199 году волынский князь Роман Мстиславич (сын Мстислава Изяславича) был приглашён на престол Галицкого княжества и объединил его со своим, в результате чего образовалось Галицко-Волынское княжество (1199 - 1392) , которое стало непосредственным наследником Киевской Руси. Галицко-Волынское княжество было одним из самых больших княжеств периода политической раздробленности Руси.

Столицей Галицко-Волынского княжества стал Галич (Ивано-Франковская область, Украина).


Границы Галицко-Волынского княжества

Княжество проводило активную внешнюю политику в Восточной и Центральной Европе. Его главными соседями и конкурентами были Польское королевство, Венгерское королевство и половцы, а с середины XIII века - также Золотая Орда и Литовское княжество. Для защиты от них Галицко-Волынское княжество неоднократно подписывало соглашения с католическим Римом, Священной Римской империей и Тевтонским орденом. После того, как в 1254 году Даниил Галицкий принял титул «короля Руси» от папы римского Иннокентия IV, он и его потомки использовали королевский титул.

В 1241 году Галич был захвачен и сожжён монгольскими войсками. За период нахождения под властью Золотой Орды Галицко-Волынское княжество пришло в упадок, а во второй половине XIV века население территории на более чем 400 лет попало в полную зависимость поляков. После распада Галицко-Волынского государства в середине XIV века, Владимир (Волынский) входил сначала в состав Великого княжества Литовского, а с 1569 года - в состав Польского королевства.

Позже святитель Петр основывает здесь собственную обитель, названную Новодворской. Для приходивших иноков был выстроен храм во Имя Спаса. Избранный игуменом, святой Петр кротко наставлял духовных чад, никогда не гневался на провинившегося инока, словом и примером поучал братию. О добродетельном игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приходил Галицкий князь Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника. Был там и Всероссийский Митрополит Максим (1283 -1305), благословивший святого Петра, от которого принял дар - написанный им образ Успения Пресвятой Богородицы.

В 1299 году митрополит Максим окончательно оставил Киев и поселился во Владимире на Клязьме. Недовольный этим великий князь Галицкий Юрий Львович захотел иметь своего собственного митрополита. С этой целью он избрал Петра и отправил его в Константинополь для посвящения; но именно в это время умер митрополит Максим (1305), и патриарх Афанасий посвятил Петра не в митрополиты Галицкие, а всея Руси.


Митрополит Петр, святитель Московский

В то же время тверской князь Михаил Ярославич, направил к патриарху Константинопольскому своего сподвижника и единомышленника игумена Геронтия с просьбой о поставлении его на Русскую митрополию. Плывшему Черным морем Геронтию ночью, во время бури, явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии ». Слова Божией Матери в точности исполнились.

Патриарх Константинопольский Афанасий I с Синодом возвёл на Киевскую и всея Руси митрополию Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезённые Геронтием. По возвращении на Русь в 1308 году митрополит Петр в течение года пребывал в Киеве, но беспокойства, угрожавшие этому городу, заставили его, по примеру предшественника его, Максима, жить во Владимире на Клязьме, куда он перенес Первосвятительскую кафедру.

Однако, здесь его ожидал весьма прохладный прием. Святой князь-мученик Михаил был, конечно же, недоволен тем, что митрополитом стал Петр, а не отправленный им на поставление Геронтий. Кроме того, в это время шла борьба за великокняжеское достоинство между Михаилом Тверским и Юрием Московским. Митрополит Петр принял сторону последнего, вследствие чего возведено было на Святителя обвинение перед патриархом со стороны тверского епископа Андрея. Для суда над святителем Петром был созван в 1311 году собор в Переяславле, признавший обвинение Андрея клеветой. Житие святого Петра говорит о том, что он простил клеветника Андрея и оставил ему Тверскую кафедру.

Сей кроткий архипастырь умел быть и строгим. Он лишил епископского сана Исмаила Сарского, без сомнения, за важное преступление относительно Церкви или Отечества, и предал анафеме одного опасного еретика, Сеита, обличенного им в богопротивном умствовании, но не хотевшего раскаяться.

Управление его пришлось на тяжелые времена татаро-монгольского порабощения, когда нравственность в среде народной пала чрезвычайно низко. Ему приходилось ездить в Орду, чтобы умилостивлять грозного хана, примирять враждовавших князей и предотвращать братоубийственные распри. И при помощи Божией он сумел охранить Церковь и поднять нравственное состояние своего родного народа. В 1313 году, когда ханом сделался Узбек, первый из ханов принявший ислам, святитель Петр отправился в Орду. Его приняли там с честью и отпустили с новым ярлыком. Все прежние льготы духовенства были подтверждены и прибавлена новая: все церковные люди по всем делам, не исключая и уголовных, были подчинены суду митрополита.

Святитель Петр много ездил по Руси, окормляя духовно даже самые отдаленные епархии. В том числе бывал он и на родной Волыни. Пребывать в стольном и кафедральном Владимире Петру было не слишком уютно, опять-таки из-за враждебности к нему Михаила Тверского. Поэтому он нередко подолгу жил в Москве, которая принадлежала его митрополичьему округу, не имея своего епископа. В то время там княжил внук святого Александра Невского Иоанн Данилович (Калита) (1325-1340).

В 1325 году святитель Петр по просьбе Иоанна Калиты перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Провидя будущее значение новой столицы, святой Петр переехал в небольшую тогда еще Москву и при этом дал совет князю Ивану Калите, чтобы он построил в Москве каменный храм в честь Успения Божией Матери. «Если ты послушаешь меня, сын мой, — говорил он князю, — то и сам прославишься с родом своим более иных князей, и град твой будет славен между всеми городами русскими, и святители поживут в нем, и кости мои положены здесь будут «. Его предсказание в точности сбылось, но сам он до окончания постройки храма не дожил.

Кончина святителя Петра

Незадолго до кончины Святителя князь Иоанн видел сон: представилась ему высокая гора и на вершине ее снег. Но вдруг снег растаял и исчез. Князь рассказал свой сон святителю и услышал от него такое объяснение: «Гора высокая - это ты, князь, а снег - это я смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из этой жизни». Святитель собственными руками устроил для себя каменную гробницу близ жертвенника в сооружавшемся храме, а значительную часть своего состояния он завещал на его окончательную постройку.

Блаженная кончина святителя Петра последовала в ночь с 20 на 21 декабря 1326 года во время вечерней службы.

Погребение тела святителя на другой день после его смерти совершил Луцкий епископ Феодосий. Когда совершалось торжественное перенесение мощей в храм в предшествовании многочисленного духовенства и в сопровождении князя, вельмож и множества народа, один иноверец в осуждение размышлял: зачем мертвому человеку воздают такие почести - за ним идет сам князь и множество народа? Только что он это подумал, как увидел, что святой Петр сидит на одре, на котором его несли, и на обе стороны благословляет народ. Об этом видении сам иноверец после засвидетельствовал с клятвой.

Множество чудес совершилось по молитвам угодника Божия. Многие исцеления совершались тайно, что свидетельствует о глубоком смирении святителя даже после смерти.

Почитание

Глубокое почитание Первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле.

Через 13 лет, в 1339 году, при святителе Феогносте, он был причтен к лику святых. У гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца. При гробе святителя нарекались и избирались русские Первосвятители. О нем постоянно упоминают русские летописи, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра.


Успенский собор Московского Кремля

Мощи святителя Петра

В 1472 году древний Успенский собор, к тому времени обветшавший, стали перестраивать. В присутствии митрополита Московского Филиппа I (1464-1473) разобрали надгробие святителя и увидели нетленные мощи, лежавшие открыто и сиявшие небесной славой. Оказалось, что в 1382 году во время пожара при нападении на Москву полчищ хана Тохтамыша, огонь проник в гробницу и уничтожил гроб святого. Тело же осталось невредимым. Честные мощи святителя Петра были переложены в новую каменную гробницу. Тогда же Собор епископов установил праздник перенесению мощей святителя Петра 1 июля .

Через два года строившийся храм обрушился. Мощи святителя были засыпаны, но не повредились. Великий князь Московский Иоанн III вызвал из Италии выдающегося зодчего Аристотеля Фиораванти, под руководством которого 17 апреля 1475 года был заложен новый Успенский собор. 12 августа 1479 года новый Успенский собор был освящен. 24 августа честные мощи святителя Петра были торжественно перенесены в новый собор и поставлены на прежнем месте. В этот день было установлено празднование в честь перенесения мощей святителя Петра, Московского и всея России чудотворца (прежнее празднование 1 июля было отменено) .


Патриаршее служение в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти святителя Петра, митрополита Московского

Известно также празднование проявления мощей святителя Петра (4 августа) по случаю явления супруге Иоанна Грозного (1533-1584) царице Анастасии (1547-1560). Святитель Пётр явился царице Анастасии и не разрешил никому раскрывать свой гроб. Он повелел запечатать гроб печатью и установить праздник.

Тропарь, глас 4:
Яже прежде безплодная земле, ныне веселися: се бо Христос светильника в тебе показа, яве сияюща в мире, и исцелевающа недуги и болезни наша. Его ради ликуй и веселися со дерзновением: святитель бо есть Вышняго сия соделоваяй.

Другой тропарь, глас 8:
Ликуй светло благославнейший граде Москва, имеяй в себе архиерея Петра яко зарю солнца, всю Россию чудодеянии озаряюща: той бо немощи врачует, и недуги яко тьму прогонит от вопиющих ему: радуйся иерарше Бога Вышняго, тобою сия пастве твоей соделовающаго.

Кондак, глас 8:
Взбранному и дивному нашея земли чудотворцу, днесь любовию к тебе притекаем, песнь богоносе плетуще: яко имея дерзновение ко Господу, многообразных избави нас обстояний, да зовем ти: радуйся утверждение граду нашему.

 

 

Это интересно: