→ Тони крэгг ложные кумиры. В эрмитаже открылась выставка тони крэгга

Тони крэгг ложные кумиры. В эрмитаже открылась выставка тони крэгга

В Главном штабе в рамках проекта "Эрмитаж 20/21", ставящего своей целью изучение и представление петербуржцам и гостям города современного искусства, проходит выставка "Скульптуры и рисунки" известного английского культурного деятеля Тони Крэгга. Экспозиция была подготовлена автором непосредственно для Эрмитажа; в неё вошли как уже классические работы, так и относительно недавно созданные графические рисунки и композиции из стекла.

Искусство не сразу вошло в жизнь Тони Крэгга. Он родился в 1949м году в Ливерпуле в семье инженера, специализирующегося на авиационном производстве. Как часто бывает, ребёнок выбирает проторенный отцом путь или смежную с ним область деятельности и профессию. Так и Тони работал техником в Национальной ассоциации исследований в области резинового производства прежде чем начал изучать искусство и дизайн в городе Челтенхем, а позднее и в школе искусств города Уимблдон. Впоследствии Крэгг закончил Королевский колледж и сразу же после завершения учёбы в 1977м году переехал в Германию, в Вупперталь, где и проживает и творит по сей день. А в 2008м году под Вупперталем открыл свои двери для посетителей парк скульптур Тони Крэгга.

"Красная фигура", 2009

"Первоначальным интересом, побудившим меня к созданию образов и объектов, было, и по сей день остаётся, создание объектов, которых не существует в природном или функциональном мире, которые могут отражать и передавать информацию и ощущения от мира и моего собственного существования" , - говорил Тони Крэгг в 1985м году.

"Культурный миф Африки", 1984

"Пара", 2014

"Эллиптическая колонна", 2012

Крэгг экспериментирует с формами поверхности и материалами, используя для создания неестественных, причудливых скульптур как дерево, пластик и различные виды камня, так и нержавеющую сталь, бронзу, резину и стекло. Посетители выставки то и дело прикасались к экспонатам, пытаясь подтвердить свои предположения относительно материала скульптур тактильным методом.

"Сосредоточение", 1999

Утыканная крючками лодка, плывущая словно в дымке куда-то вдаль, явно выбивается на фоне всех остальных экспонатов и выглядит несколько несуразно. Впрочем, скульптуры Крэгга, лишившего свои работы какой-либо функциональности и отказывающегося объяснять идеи, руководившие им при создании той или иной скульптуры, равно как и выборе для них названия, и не должны быть универсальными объектами, которые впишутся в любую обстановку и будут поняты любым человеком.

Отправной точкой для данной выставки стало лето 2012 года, когда в рамках программы «Скульптура во дворе» в Эрмитажа была показана работа "Люк". И после проведения более 250 персональных выставок по всему миру и получения многих престижных в мире искусства наград, включая премию Тернера и орден Британской империи II степени, Тони Крэгг подготовил и привёз коллекцию своих работ в Санкт-Петербург.

"Застуканный спящим", 2006

"Абсолютно всеядный", 1995

Инсталляция с огромной челюстью, исходя из названия, имеет археологическо-палеонтологический подтекст. Однако, замысел Крэгга и что он хотел передать данной работой, равно как и остальными, остаются загадкой.

"Ложные кумиры", 2011

Абстрактные рисунки, представленные на выставке, запомнились мне гораздо меньше, поэтому в репортаж включать не стал, сфокусировавшись на созданных креативным умом Крэгга инсталляциях и скульптурах.

"Первая персона", 2014

Несколько выставленных работ из стекла были созданы Крэггом в 2015м году.

В рамках Венецианской биеннале организаторы приглашали всемирно известных скульптуров поработать в стеклодувных мастерских Мурано.

В одной из самых возрастных работ, представленных на выставке - "Монастырь", датирующейся 1988м годом, ещё прослеживается тяготение Крэгга к использованию в своём творчестве подручных материалов и любого бытового и промышленного мусора. Можно узреть в скульптурной группе, делая отсылку к названию, шпили азиатских буддистских пагод; фотографы увидят дорогущие телеобъективы для съёмки спорта или птиц; а может, это космические ракеты готовятся унести на орбиту Земли и далее исследователей Вселенной.

Вход на выставку входит в стоимость основного билета на посещения Главного штаба Эрмитажа и обойдётся Вам при возникшем желании прикоснуться к современному искусству, каким его видит и ощущает Тони Крэгг, в 300 рублей. Keep it locked!

Другие выставки :

В музее уличного искусства

Спустя десять лет после масштабной московской выставки в Россию возвращается лауреат премии Тернера, один из главных представителей трансавангардного течения «Новая британская скульптура».

Крэгг родился в 1949-м году в Ливерпуле, в семье нижнего среднего класса, никак не связанной с искусством. Творческую карьеру он начал в 1970-х: в тот период европейские художники вели полемический диалог с наиболее влиятельным заокеанским арт-направлением - концептуализмом, озабоченным в первую очередь рефлексией самого языка искусства и обозначением и преодолением его границ. Ранние работы Крэгга выдержаны в условной панк-эстетике и представляют собой композиции, изготовленные из мусора и всевозможных отходов: деревянных досок, кусков пластика и ткани, брошенных кирпичей, старых покрышек и тому подобного.

В дальнейшем, уже в начале 1980-х, Крэгг переходит к настенным и напольным композициям-панно. Наиболее известная работа в этой технике - «Взгляд на Британию с севера», сделанная из разноцветных обрезков и обломков разных бытовых предметов, вместе повторяющих контуры Великобритании на белой стене. Эта композиция считается остроумным социальным комментарием по поводу наступления неоконсервативной эры Маргарет Тэтчер.

О «новой британской скульптуре» заговорили в том же 1981-м, после ряда групповых выставок молодых художников, создававших яркие абстрактные работы с использованием утиля, редимейдов, а также всевозможных шокирующих элементов вроде телесных жидкостей или их имитаций. Сегодня «новая британская скульптура» - мемориальный бренд, объединяющий очень разных художников: например, таких звезд, наряду с Крэггом, как Аниш Капур с его взрывами цвета, или Энтони Гормли с его футуристическими человеческими силуэтами, или Барри Флэнаган с его жутковатыми чугунными зайцами.

Что касается Крэгга, то, получив абсолютное признание художественного истеблишмента в виде престижнейшей Тернеровской премии в 1988 году, а также представив Англию в национальном павильоне Венецианской биеннале, он с начала 1990-х обратился к монументальным формам и традиционным для скульптуры материалам - дереву, бронзе, стеклу, стали, камню, гипсу и так далее. Множество его скульптур (изображающих либо искаженные антропоморфные фигуры, либо причудливые объекты, не существующие в реальном мире) стали паблик-артом и установлены на улицах и в парках разных городов мира: например, ячеистый «Паромщик» на венской площади или гигантская техницистская скульптура Terris Novalis в городке на северо-западе Англии.

Выставка «Тони Крэгг. Скульптура и рисунки»,
Государственный Эрмитаж, Главный штаб,
2 марта - 15 мая 2016 года

Сейчас англичанин Энтони Дуглас Крэгг (р. 1949) — один из самых популярных в мире скульпторов. Его работы не только представлены в ведущих музеях, но и установлены на улицах и площадях в десятке городов — от Зальцбурга до Хьюстона. Немецкий Вупперталь, куда Крэгг давно перебрался на ПМЖ из Лондона, предоставил ему целый парк для художественных экспериментов в публичном пространстве.

Выставка Крэгга в Главном штабе Эрмитажа, академическая по замыслу, оказалась актуальной в России, переживающей эпидемию бронзовых истуканов и поточного производства объемных изображений мифических персонажей «с явным портретным сходством».

Летом 2012 года Эрмитаж уже делал первую легкую «прививку» Крэгга, выставив в Большом дворе Зимнего дворца его Люка , созданного в 2008 году. При внимательном рассматривании тени, отбрасываемой бронзовой абстракцией, можно было найти ракурс, выдававший силуэт конкретной модели. А еще раньше, беззаботным летом 2005 года, такелажная команда Крэгга выгрузила во дворе Центрального дома художника в Москве 50 скульптур общим весом под 20 т, и мастер открыл выставку Тяжесть и нежность . Подобных персональных показов живых классиков современного искусства там больше не было.

Впрочем, куратор нынешней эрмитажной выставки Дмитрий Озерков избегает очевидной злободневности. Его интересует работа скульптора на истонченной за ХХ век границе реалистичного и абстрактного, крэгговская бесконечная вариативность форм, его поиски баланса как физического, так и метафорического, бытийного. Не случайно многие произведения Крэгга напоминают скалы, тщательно обработанные тысячелетними трудами песка и ветра.

Кроме того, в Эрмитаже принято искать исторические рифмы, но в случае с Крэггом выбор не очень богатый. Зато временной диапазон огромен — от каменных неолитических изваяний до «подборов» русских авангардистов. К ним можно добавить и готику, что было успешно опробовано в прошлом году, когда скульптуры мастера водружали на крышу Миланского собора по случаю Экспо-2015.

Много лет назад Крэгг сформулировал манифест своего творчества: «Первоначальным интересом, подвигнувшим меня к созданию образов и объектов, было — и по-прежнему остается — создание объектов, которых не существует в природном или функциональном мире, которые могут отражать и передавать информацию и ощущения от мира и моего собственного существования».

Специально для Эрмитажа скульптор сам подобрал 55 своих работ из разных материалов. Самая ранняя — настенный рельеф Культурный миф Африки (1984) — собрана из пластиковых деталей и совершенно не похожа на нынешнего Крэгга. Монастырь сконструирован из отслуживших свой век круглых предметов — электрических роторов и других металлических деталей машин и механизмов. Абсолютно всеядный в виде огромных «зубов» — из белого пластика, Сосредоточение — из углеродного кевлара. Стопка прозрачного стекла слеплена из громоздящихся друг на друга стеклянных сосудов и, кажется, рассыплется от дыхания. Еще 11 стеклянных скульптур выполнены в прошлом году в Студии Беренго (Италия). А 24 рисунка Крэгга в экспозиции показывают, как он ищет и находит на бумаге будущее хрупкое равновесие в твердом материале, на котором пока еще держится мир.

В 2005-м году Москва принимала ретроспективу одного из ведущих скульпторов современности Тони Крэгга в Центральном доме художника. Выставка наделала достаточно шума и была одной из самых посещаемых в тот момент — тогда, как, впрочем, и сейчас, столица не была избалована визитами международных звездных художников. А один из основателей движения «Новая британская скульптура» (его сподвижниками были такие художники, как Аниш Капур, Барри Флэнаган и Энтони Гормли), возникшего в начале 1980-х, приезжал на вернисаж, был чрезвычайно мил и раздавал интервью пачками. Теперь на очереди Санкт-Петербург, где 2 марта откроется его выставка «Скульптура и рисунки» в Главном штабе Государственного Эрмитажа, год от года утверждающегося в статусе флагмана современного искусства северной столицы.

1. Ложные кумиры, Гремания, 2011
2. Эллиптическая колонна, Германия, 2012

Сегодня 66-летний скульптор живет в Германии, а его узнаваемые плавающие формы из стали и бронзы, в которых вдумчивый зритель различает человеческие профили и стихии, заполнили многие площади и скверы мира, от Шанхая до Хьюстона.

Стопка прозрачного стекла, Германия, 2000
© Tony Cragg Studio, Fondazione Berengo

На выставку в Эрмитаж приедут и такого рода работы, а еще множество графики и произведений из самых разных материалов — стекла, резины, дерева, бетона — созданных в разные годы под влиянием итальянского arte povera («бедного искусства») . Использование этих материалов в своих скульптурных инсталляциях Крэгг обычно объясняет техническим и художественным прогрессом: «В XX веке появились сотни новых материалов, а Марсель Дюшан еще в начале прошлого века понял, что скульптурой может быть все, что угодно. В том числе индустриально сделанный предмет, хотя бы и обычный писсуар. И мы просто не можем игнорировать все эти новации».

Монастырь, Германия, 1988
© Tony Cragg Studio, Fondazione Berengo

Эту весну Государственный Эрмитаж начинает вместе с Тони Крэггом — одним из основателей движения «Новая британская скульптура» и человеком, которого с распростертыми объятиями встречают любые музеи, галереи и арт-ярмарки. После 250 с лишним персональных выставок в разных уголках планеты (и московской, с блеском прошедшей в ЦДХ в 2005 году) он наконец добрался до главного петербургского музея.

Оценить работу, проделанную специально для Эрмитажа

Выставку «Тони Крэгг. Скульптура и рисунки» художник подготовил специально для Санкт-Петербурга при участии Фонда Беренго и поддержке итальянского бренда Falconeri. В нее вошли работы разных лет, уже ставшие классическими, такие как композиции «Монастырь» и «Абсолютно всеядный», и совсем новые, выполненные из стекла. Кроме того, в Главном штабе можно будет увидеть графические работы последних двух десятилетий, куда менее известные в сравнении с плавными скульптурами Крэгга.

Быть в курсе проекта «Эрмитаж 20/21»

С открытием Главного штаба в Государственном Эрмитаже плотно занялись современным искусством: после выставки братьев Чепмен, биеннале «Манифеста», а также других событий, связанных с этой сферой, экспозиция Тони Крэгга становится логичным продолжением взятого музеем курса. Она включена в проект «Эрмитаж 20/21», призванный собирать, выставлять и изучать искусство XX—XXI вв. еков, а куратором ее выступил Дмитрий Озерков, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат философских наук.



Тони Крэгг

Узнать больше о художнике

Кроме того, что Тони Крэгг — лауреат премии Тернера и один из самых дорогих современных скульпторов, вы узнаете о его ранней приверженности минимализму и концептуальному искусству, о первых работах из бытовых отходов, Парке скульптур под Вупперталем, где он живет и работает с конца семидесятых, а также об особенностях его художественного вкуса и мировоззрения.

Попасть на лекцию Тони Крэгга

Всем, кто и так знаком с творчеством скульптора не понаслышке, будет вдвойне интересно пойти на его лекцию, приуроченную к выставке, а также на мастер-классы и круглые столы. За датами мероприятий следим на официальном сайте музея.

Вдохновиться

Поэтичные плавающие формы, которыми знамениты работы Тони Крэгга, отражают его интерес к скульптуре, свободной от понятий «пригодность», «применимость», «полезность» и «служебность». Художник восхищается человеческой способностью осознавать свое земное бытие и размышлять над ним, и так было всегда. Еще в 1985 году Крэгг подчеркивал, что ему в первую очередь интересны объекты, которые не существуют в природном или функциональном мире, те, что могут передавать его ощущения от мира и собственного существования.

 

 

Это интересно: